Взаимное влияние в процессе общения. Взаимное влияние людей в процессе межличностного общения

Под действием обстоятельств объективного и субъективного характера последствия конфликтов могут быть следующими:

Обострение конфликта, эскалация по его характеру и интенсивности;
- углубление, расширение по сферам проявления и числу участников;
- разрешение в результате вмешательства третьей силы, создающей перевес одной из сторон;
- разрешение с участием третьей силы (арбитра), обладающей средствами морального или правового воздействия на участников конфликта;
- самоликвидация в результате исчерпания ресурсов противников;
- самоликвидация в результате исчерпания его причин или потери актуальности в силу изменившихся внешних условий;
- выигрыш в конфликте одного из участников за счет другого;
- проигрыш обеих сторон;
- осознанное разрешение конфликта самими его участниками.

Роль конфликтов в развитии общества двояка. С одной стороны, они имеют негативные последствия, важнейшими из которых являются:

Дестабилизация социальных отношений;
- неблагоприятные изменения в политике;
- человеческие и материальные потери.

В то же время, политические конфликты выполняют определенные функции:

1) содействуют интеграции общества, установлению равновесных отношений между различными группами, интегративным процессам в них через выяснение взаимных претензий и позиций сторон;

2) способствуют социальным изменениям, являясь источником развития и обновления социальных отношений через вскрытие разноплановых, противоположных интересов социальных субъектов и их осознание;

3) объединяют социальные общности и группы, в частности:

А) содействуют появлению инноваций, переоценке ценностей и норм, а также выработке новых;
б) способствуют агрегированию групповых интересов, более четкой социальной дифференциации;
в) усиливают коммуникационные возможности социальной системы на уровне внутри- и межгруппового взаимодействия, повышают адаптивность институтов общественным изменениям.

Если политический конфликт не разрешается, это может привести к политическому кризису, означающему сбой в функционировании политической системы. В зависимости от масштабов и локализации политические кризисы можно разделить на правительственные, парламентские, конституционные, общенациональные и международные.

Выбор пути разрешения конфликта зависит от конфликтующих сторон и условий их взаимодействия (расстановки сил в обществе, исторического опыта, институциональных условий для конфликтных действий, а также для возможных переговоров и консультаций).

Управление конфликтами призвано максимизировать позитивные последствия конфликтов и предотвращать или минимизировать наносимый ими ущерб. Частью механизма управления конфликтами является урегулирование конфликта - разработка и применение системы мер, направленных на снижение интенсивности и масштабов конфликта.

Методы урегулирования конфликтов зависят от целей, которые ставят инициаторы этого процесса. К общим способам предотвращения, урегулирования и разрешения конфликтов относятся компромисс и консенсус.

Компромисс (от. лат. compromissum) - это соглашение на основе взаимных уступок. Компромиссы бывают вынужденные и добровольные. Вынужденные компромиссы навязываются сложившимися обстоятельствами. Добровольные компромиссы заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части политических интересов всех взаимодействующих сил.

Консенсус (от лат. consensus - согласие, единодушие) - соглашение при отсутствии принципиальных возражений у большинства заинтересованных лиц.

Разрешение конфликтов посредством сознательных действий противников не всегда является окончательным. Полное их исчерпание требует изменений в интересах или смены стратегий сторон. Поскольку не существует единых универсальных средств управления конфликтами, их поиск является предметом специальных научных исследований, которые осуществляются в дисциплинарных рамках теории конфликтов (конфликтологии).

Психологи считают, что императивное общение эффективно в чрезвычайных ситуациях. Объясните почему. Используя текст, обществоведческие знания и личный социальный опыт, назовите любые две сферы межличностных отношений, в которых императивное общение в принципе неприемлемо, и в каждом случае кратко поясните своё мнение

Национальные отношения, т.е. отношения людей в общности, называемой нацией, или другие этнонациональные отношения, не существуют отдельно от государства или параллельно с ним. Национальные и этнонациональные отношения так или иначе опосредуются государством и образуют единое политическое целое.

Распространены три основных подхода к пониманию нации: политико-правовой, социокультурный и биологический. При политико-правовом подходе под нацией понимается согражданство, т.е. сообщество граждан того или иного государства. В международном праве, когда говорят о нациях, имеют в виду именно политические, нации, которые на международной арене выступают как «национальные» государства.

При социокультурном подходе упор делается на общности языка, культуры, религии, традиций, обычаев большой группы людей, образующих нацию. Это позволяет рассматривать нацию как общность людей, для которых характерны общность духовной культуры, исторического развития, поведенческих стереотипов, бытового образа жизни. Следует иметь в виду, что нация представляет собой также и субъективный феномен сознания и самосознания. <…>

Э. Геллнер, известный исследователь феномена нации, отмечал: «Два человека принадлежат к одной нации, если и только если они признают принадлежность друг друга к этой нации. Иными словами, нации создаёт человек; нации – это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей».

Большинство стран мира понимание нации основывают на первых двух подходах. При всем их различии у них есть общее – отрицание кровного родства как определяющего нациообразующего принципа.

Третий подход к пониманию нации, биологический, как раз и основан на признании кровной общности главной доминантой нации. (Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова)

Автор отмечает, что нация является также феноменом сознания и самосознания. Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите три примера, которые могут служить проявлениями национального самосознания.

Каких подходов к пониманию нации придерживается большинство стран мира? Что, по мнению автора, объединяет эти подходы? Укажите одно любое различие между ними.

Раскройте смысл понятия «нация» в рамках каждого из трёх рассматриваемых в тексте подходов: политико-правового, социокультурного, биологического.


В тексте говорится о влиянии государства на этнонациональные отношения. Приведите любые три направления политики демократического государства в межнациональных отношениях.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «социальный конфликт»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два предложения: одно предложение, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о видах со­ци­аль­но­го конфликта, и одно пред­ло­же­ние о при­чи­нах со­ци­аль­но­го конфликта.

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы:

1) смысл понятия, например: это противоборство, столк­но­ве­ние двух и более субъ­ек­тов (сторон) со­ци­аль­но­го взаимодействия, при­чи­на­ми которого яв­ля­ют­ся несовместимые потребности, ин­те­ре­сы и ценности; (Может быть при­ве­де­но иное, близ­кое по смыс­лу определение.)

2) одно пред­ло­же­ние с ин­фор­ма­ци­ей о видах со­ци­аль­но­го конфликта, опи­ра­ю­щей­ся на зна­ния курса, например: со­ци­аль­ный конфликт может быть скры­тым и явным; (Может быть со­став­ле­но любое дру­гое предложение, со­дер­жа­щее информацию о видах со­ци­аль­ных конфликтов.)

3) одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее с опо­рой на зна­ния курса при­чи­ны социального конфликта, например: при­чи­ной социального кон­флик­та может стать столк­но­ве­ние интересов в любой сфере че­ло­ве­че­ских взаимоотношений, например, лич­ност­ные различия. (Может быть со­став­ле­но любое дру­гое предложение, рас­кры­ва­ю­щее причины со­ци­аль­но­го конфликта.)

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «национальная политика»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о национальной политике.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) смысл понятия , например: национальная политика - это совокупность политических и организационных мер, применяемых властями к национальностям, проживающим на ее территории.

2) два предложения с информацией о национальной политике, опирающейся на знания курса, например:

Основой принципом национальной политики России является равноправие народов, населяющих ее;

Национальная политика в ряде государств может принимать характер национального террора (погромы, этнические чистки, геноцид)

Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкладывают в по­ня­тие «социальный конфликт»? Со­ставь­те два предложения, со­дер­жа­щие информацию о со­ци­аль­ном конфликте.

Пояснение.

В пра­виль­ном ответе могут быть указаны:

смысл понятия, например: "Социальный кон­фликт - конфликт, при­чи­ной которого яв­ля­ют­ся разногласия со­ци­аль­ных групп или лич­но­стей при раз­ли­чии во мне­ни­ях и взглядах, стрем­ле­нии занять ли­ди­ру­ю­щее положение; про­яв­ле­ние социальных свя­зей людей."

Могут быть при­ве­де­ны следующие предложения:

1)Социальный конфликт-особое вза­и­мо­дей­ствие индивидов,групп и объ­еди­не­ний при столк­но­ве­нии их не­сов­ме­сти­мых взглядов,позиций и интересов.

2)Социальные кон­флик­ты делятся на: межличностные; кон­флик­ты между лич­но­стью и группой;конфликты между со­ци­аль­ны­ми группами (малые и сред­ние группы); кон­флик­ты между боль­ши­ми социальными группами; международные.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Назовите любые три вида социальных конфликтов, и проиллюстрируйте примером каждый из них.

Сформулируйте три возможных позитивных последствия конфликтной политической ситуации и приведите соответствующие примеры.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Сформулированы три позитивных последствия конфликтной политической ситуации и приведены соответствующие примеры.

Возникновение конфликтной политической ситуации позволяет обнаружить проблемы, изначально незаметные и попытаться их разрешить (общественные выступления после парламентских и президентских выборов 2011/2012 годов привели к возобновлению прямых выборов губернаторов и изменению в избирательном законодательстве);

Усиление внутренней сплоченности в случае возникновения внешних конфликтов (после начала Первой мировой войны большинство политических партий выразили поддержку правительству, объединившись под знаменем патриотизма);

Выработка у участников конфликта умений и навыков, необходимых для защиты своих интересов (попытки введения в России ювенальной юстиции привели к формированию общественных организаций, выступающих против нее, использовавших разные методы борьбы; сбор подписей, обращения к власти, реакции власти).

Выявление политических группировок и их лидеров (в России постепенно оформляется так называемая не системная оппозиция, выявляются ее лидеры,

Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте примером каждую из них.

Пояснение.

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии межнациональных отношений:

1) интеграция: экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, образование Совета Европы);

3) противостояние экономической, политической и культурной экспансии сверхдержав (движение антиглобалистов).

Назовите три признака, опре­де­ля­ю­щие этническую при­над­леж­ность индивида, и проиллюстри­руй­те каждый из них примером.

Пояснение.

В пра­виль­ном ответе могут быть ука­за­ны следующие при­зна­ки и примеры:

Общей тер­ри­то­рии (Русские в своем боль­шин­стве проживают в РФ.),

Общ­ность языка (В каж­дом государстве есть. го­су­дар­ствен­ный язык. это,как правило,- язык до­ми­ни­ру­ю­ще­го этноса),

Общ­ность культуры. (В США боль­шин­ство жителей от­ме­ча­ют День благодарения)

Разделяет ли автор точку зрения западных социологов конца 50-х годов в оценке последсвий появления нового класса?Укажте три аргумента, которые он

приводит в обоснование своей позиции.

С опорой на текст и обществоведческие знания сформулируйте три суждения о роли информации в современном мире

Современная информационная революция приводит к формированию в постиндустриальных обществах нового класса, который мы назвали «классом интеллектуалов». Западные социологи обратили на это внимание ещё в конце 50-х годов; причём весьма характерно, что за этим процессом не просматривалось в то время никаких негативных последствий. Поскольку, согласно расхожему мнению, «информация представляет собой наиболее демократичный источник власти», большинство исследователей приходило к выводу, что становление некапиталистического по своей природе доминирующего класса ведёт к преодолению классового характера общества, делает его в перспективе бесклассовым.

Однако реальные социально-экономические процессы всё очевиднее противоречат подобным предположениям. С каждым новым этапом технологической революции «класс интеллектуалов» обретает всё большую власть и перераспределяет в свою пользу всё большую часть общественного богатства. В формирующейся новой хозяйственной системе процесс самовозрастания стоимости информационных благ оказывается в значительной мере оторванным от материального производства. В результате «класс интеллектуалов» оказывается зависимым от всех других слоёв общества в гораздо меньшей степени, чем господствующие классы феодального или буржуазного обществ были зависимы от деятельности эксплуатировавшихся ими крестьян или пролетариев. Это создаёт предпосылки для появления на исторической сцене ещё одного класса, объединяющего в своих рядах тех, кто не способен активно участвовать в высокотехнологичном производстве. Принадлежащая ему доля в общественном богатстве устойчиво сокращается, не оставляя возможностей для повышения квалификации и пополнения «класса интеллектуалов». Эта социальная группа, до поры до времени ассоциировавшаяся с низшими слоями пролетариата, к началу 90-х годов обрела выраженную классовую определённость, и не принимать её во внимание при анализе проблем современного общества невозможно.

1.политическая установка на поиск компромиссов исходит из возможности достижения согласия,принятия решений по принципу единодушия,который называется

1)консенсусом
2)плюрализмом
3)демократией
4)федерализмом
2.Общеобязательность решений государственной власти,возможность отмены постановлений негосударственных политических организаций,обладание рядом исключительных прав составляют сущность
1)публичности государственной власти
2)легитимности государственной власти
3)суверенитета государственной власти
4)структуры государственной власти
3.Меры по удовлетворению потребностей людей в жилье,охране здоровья населения,обеспечению инвалидов и престарелых характеризуют
1)правовую фикцию государств
2)политическую функцию государства
3)социальную функцию государства
4)культурно-воспитательную функцию государства
4.По какому признаку политические партии делятся на партии консервативные,либеральные,социалистические
1)организационному
2)отношению к правящему режиму
3)идеологическому
4)месту в политическом спектре
Заранее спасибо...

В психологии воздействие трактуется как целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому, сопровождаемый изменением установок, намерений, представлений, оценок, состояния и поведения человека, на которого оно было направлено. Воздействие может быть направленным и ненаправленным , прямым и косвенным.

Направленное воздействие имеет целью изменить поведение конкретного человека, ненаправленное осуществляется в результате действия психологических механизмов заражения и подражания.

Прямое воздействие состоит в открытом предъявлении партнеру своих требований и претензий.

Косвенное воздействие осуществляется путем изменения окружающей партнера среды.

Воздействие осуществляется на этапах коммуникативного присоединения к партнеру, его ведения и разрыва.

Коммуникативное присоединение – рациональное вхождение в контакт с партнером по общению, при котором ситуация общения представляется ему максимально комфортной, понятной, безопасной, не требующей специального контроля.

Ведение партнера по общению – это такой способ взаимодействия, при котором партнер направляется к достижению совместной цели всей ситуацией общения, принимает позицию собеседника без необоснованного сопротивления, считая ее результатом реализации собственных коммуникативных стратегий.

Разрыв – своевременный выход из ситуации взаимодействия.

Взаимодействие в общении представляет собой целенаправленный и упорядоченный процесс смены партнерами коммуникативных ролей.

В различных психологических концепциях рассматриваются разные коммуникативные роли. В транзактном анализе наиболее важными из них представляются роли, связанные актуальными эго-состояниями личности (Дитя, Взрослый, Родитель) и с позициями говорящего и слушающего. От правильного определения актуальной роли партнера и своевременного перехода в новую коммуникативную роль всех участников зависит эффективность взаимодействия.

Важным условием эффективного присоединения и ведения партнера по общению является выявление его стратегий переработки информации. Установлено, что люди различным образом воспринимают происходящие с ними события, сигналы внешнего и внутреннего мира. Одни это делают с помощью зрительных образов. Они перерабатывают получаемую информацию с учетом таких параметров как размеры, форма, структура наблюдаемых объектов, цветовая гамма, расстояния до них и т.п. Таких людей называют визуалами.



Другие люди склонны воспринимать мир в звуках, словах, в звуковых оттенках и т.п. Они относятся к аудиалам.

Третьи предпочитают вычленять в информации чувственную, сенсорную, двигательную составляющие. Их относят к кинестетикам.

Установлено, что каждой стратегии переработки информации (визуальной, аудиальной, кинестетической) соответствует свой язык кодирования и раскодирования информации. Представители разных групп вполне способны понимать друг друга. Однако, в ситуациях, требующих высокой скорости взаимопонимания, ответственности за свои действия, стресса, отсутствия опыта общения между партнерами, недопустимости ошибок, и в других сложных обстоятельствах необходимо говорить с партнером на одном языке. Для этого нужно точно выявить принадлежность собеседника к соответствующей группе и осуществлять взаимодействие с ним на языке его стратегии переработки информации.

Модальность - форма отражения раздражителя в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной)

Ведущая модальность определяется по особенностям лексики, жестикуляции и схеме движения зрачков глаз при переработке информации.

Визуалы склонны часто употреблять такие слова: видеть, зрительный, видимый, образ, яркий, ясно, красиво, посмотрим, и др.

Аудиалы оперируют словами: послушайте, Вы меня не слышите, согласовывать, ставить задачу, звучать, громкий, тихий, оглушать, решать, и др.

Кинестетики более часто используют термины: чувствовать, тяжелый, вкусный, грубый, твердый, горький, и т.п.

Если мысленно разделить человеческий глаз тремя горизонтальными линиями, то образуются три зоны (верхняя, средняя и нижняя). Зрачки глаз при переработке информации, как правило, совершают специфическое движение: у визуалов – по верхней зоне; у аудиалов – по средней зоне; у кинестетиков – по нижней зоне.

Знание ведущей модальности партнера по общению создает условия для эффективного присоединения к нему и последующего ведения собеседника в процессе общения.

Коммуникативное присоединение к деловому партнеру осуществляется на нескольких уровнях (в различных сферах). Выделяют пространственное, динамическое, стратегийное, позиционное и ценностное присоединение.

Пространственное присоединение предполагает правильный выбор коммуникативной дистанции до партнера по общению и угла взаимного расположения в зависимости от характера сложившихся отношений с ним, от его эмоционального состояния и от цели взаимодействия.

Каждая из коммуникативных дистанций (интимная, личная, социальная, публичная) предназначена для решения конкретных задач. Наиболее релевантной для делового взаимодействия считается дистанция общения от 1 м до 1,5 м при наличии между общающимися хотя бы символического препятствия (стол, журнальный столик и т.п.). При этом особенно выгодной считается позиция, при которой имеется возможность наблюдать левую сторону лица и тела собеседника (то есть использовать правило «левой стороны»).

Динамическое присоединение состоит во вхождении в темпо-ритм динамических проявлений партнера (темп и ритм дыхания, речи; высота, громкость и тембр голоса; схемы и динамика жестикуляции и поз).

Стратегийное присоединение заключается в использовании стратегий переработки информации, присущих партнеру по общению, его языка репрезентации объективного и субъективного мира. Другими словами, такое присоединение состоит в искусственном использовании репрезентативной системы собеседника, то есть во введении себя в позицию визуала, аудиала или кинестетика.

Выявив ведущую модальность партнера, сотрудник органов внутренних дел осуществляет присоединение к нему и последующее ведение путем формулирования высказываний в тех терминах, в которых образ мира дается собеседнику. Так, беседуя с визуалом, сотруднику следует использовать для общения, например, такие слова и словосочетания: «Посмотрим на эту проблему под таким углом…», «Нельзя не заметить, что …», «Это большое дело принесет огромную пользу…» и т.п. При работе с визуалом особенно полезны схемы, рисунки, макеты, то есть все, что может воочию убедить его в чем-либо.

Специалисты считают, что вербальное присоединение и ведение партнера будут более эффективными, если одновременно воспроизводить ритм его дыхания, речи, отзеркаливать наиболее выразительные жесты.

В последнее время большую популярность в мире завоевал анализ ситуации общения в зависимости от позиций, занимаемых партнерами.

Основу такого анализа составляет положение о том, что основными действиями в общении являются такие, которые осознанно или неосознанно направлены на изменение или регулирование своей или чужой позиции в общении.

Широко известна и получила наибольшее применение схема, разработанная Э. Берном. В своей теории трансактного анализа Э. Берн выделяет три комплекса установок и способов поведения, которые могут проявляться в процессе общения по отдельности: Родитель; Взрослый, Ребенок.

В позиции Родитель - чувства, установки и привычное поведение человека относятся к роли Родителя. Состояние Взрослого обращено к реальной действительности, состояние Ребенка - актуализация комплекса установок и поведения, выработанного в детстве. Причем в любой момент каждый человек может быть либо Взрослым, либо Родителем, либо Ребенком (независимо от реального возраста).

Понятие трансакции обозначает взаимодействие в общении, которое понимается как взаимодействие определенных позиций.Параллельные транзакции способствуют общению, перекрестные его усложняют

Взгляд на взаимодействие в общении с точки зрения понимания партнеров действительно может помочь проанализировать свое общение и ошибки в нем. Здесь важно увязать позиции партнеров и понимание ими ситуаций общения.

Как видно из приведенных примеров, партнеры могут воспринимать ситуацию одинаково или по-разному. Их позиции - следствие этого понимания, а их действия с занятых позиций одновременно и исходят из ситуации, и формируют дальнейшее ее понимание. В результате общий рисунок взаимодействия может быть следствием степени совпадения, одинаковости ситуации в глазах партнеров. Поэтому главным законом трансакций (по С. Дерябо и В. Ясвину) является: «Делать «подарки» ребенку и не дразнить родителя своего партнера».

Ценностное присоединение состоит во вхождении перед началом делового разговора в поле проблем партнера. Иногда такое вхождение называют «малым разговором». Его суть состоит в том, что в начале контакта разговор сознательно концентрируется вокруг интересов, потребностей, ценностей, позитивных чувств партнера. Эту технику хорошо описали Д. Карнеги и С. Дерябо с В. Ясвиным. Последние сформулировали Правило трех плюсов , гласящее: для расположения к себе собеседника с самого начала знакомства или беседы и в конце встречи необходимо дать ему, как минимум три психологических «плюса» (сделать приятные «подарки» его Ребенку).

Наиболее действенными психологическими «плюсами» считают комплимент, улыбку, имя партнера и поднятие его значимости.

Комплимент – позитивное, эмоционально окрашенное высказывание в адрес собеседника или значимых для него людей, вещей, событий и т.д. Выделяют комплименты следующих типов: косвенный комплимент, комплимент «минус-ПЛЮС», комплимент сравнение, комплимент-критика, комплимент-отражение.

Косвенный комплимент состоит в выражении похвалы не самому партнеру, а значимым для него объектам: детям, супруге, автомобилю, цветам, мебели, собаке, духам и др.

Комплимент «минус-ПЛЮС» заключается в том, что партнеру сначала дается маленький «минус», а потом большой «ПЛЮС» по типу: «Вы не хороший сотрудник…, Вы бесценный для подразделения специалист». Возникающая здесь игра с психологическими контрастами существенно усиливает эффект комплимента.

Комплимент сравнение состоит в сравнении собеседника с очень дорогими для делающего комплимент объектами по типу: «Я хотел бы, чтобы мой сын был таким же целеустремленным, волевым и благородным как Вы».

Комплимент-критика заключается в высказывании замечания партнеру в форме комплимента по типу: «Ты просто подкупаешь меня своим постоянством! Никогда не приходишь на встречу вовремя!

Комплимент-отражение состоит в возвращении собеседнику комплиментарного высказывания по типу: «Это благодаря Вам…», «Рядом с Вами нельзя быть другим …» и т.п.

Действенным средством быстрого расположения к себе партнера по общению является улыбка. В коммуникационном пространстве улыбка является выражением хорошего отношения к собеседнику, психологическим «плюсом», ответом на который служит расположение партнера. Улыбка хороша еще и тем, что в процессе ее воспроизведения мимической мускулатурой массируются так называемые «точки благополучия», расположенные в области скул человека. А это способствует формированию у него действительно хорошего настроения.

По образному выражению Д. Карнеги имя человека является самым сладостным и самым важным для него звуком. Не случайно многие стремятся «обессмертить» себя путем оставления своего имени в самых неожиданных местах (на школьных партах, на стенах и креслах транспорта, на скалах высоко в горах, на деревьях в глухих лесах и т.п.).

Называние партнера по имени дает следующие коммуникативные эффекты:

1.Вызывает у него хорошее настроение благодаря привычности созвучия.

2.Дает ему ощущение личной значимости («мое имя запомнили, значит Я …!»).

3. Актуализирует личный опыт, свидетельствующий о том, что имя является своеобразным сигналом о том, что вслед за его употреблением, как правило, следует приятное сообщение.

4. Имя является одним из самых мощных сигналов для человека. Его звук мгновенно отвлекает человека от других объектов и сразу приковывает его внимание. В свое время получили широкую известность эксперименты в ходе которых испытуемым с помощью наушников одновременно в оба уха подавались разные звукозаписи. Задача состояла в том, чтобы фиксировать информацию, поступающую только в одно ухо. В ходе эксперимента в другое ухо более 30 раз подавалось одно и то же слово (скажем «диван»). При опросе испытуемых, что они слышали по «выключенному» каналу, те не могли вспомнить это слов. Когда же в «нерабочее» ухо сообщалось его имя, все испытуемые обязательно фиксировали позже вспоминали этот факт.

Эффективным способом вхождения в ценностный коммуникативный контакт с партнером по общению является поднятие его значимости путем использования формул по типу: «Обращаюсь к Вам как к специалисту…», «Хотел бы с Вами посоветоваться…», «Лучше Вас никто не ответит на мой вопрос…» и т.п.

Коммуникативное приспособление к партнеру по деловому общению нацеливается на вхождение с ним в эмоциональный, психодинамический, позиционный, стратегийный и ценностный контакт, позволяющий создать комфортную обстановку для взаимодействия и говорить с ним на одном языке.

Одни из самых мощных средств воздействия на партнера по деловому общению является правильное, психологически обоснованное его слушание. С незапамятных пор известно, что лучшим собеседником является не тот, кто умеет красноречиво говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать. Мудрецы, указывая на рациональное соотношение в общении говорения и слушания, учат, что человеку не зря от рождения даны два уха и только один язык. Природа дает нам с первых дней жизни способность слышать звуки, слова, музыку, но слушать других человек учится всю жизнь.

В практике человеческих отношений применяются два основных вида слушания: нерефлексивное и рефлексивное. Они предназначены для решения разных задач.

В отличие от этого рефлексивное слушание – это активное участие в монологе партнера посредством использования приемов выяснения, перефразирования, резюмирования, отражения чувств, в целях уточнения его сообщений. Оно применяется в тех случаях, когда требуется высокая точность взаимопонимания, недопустимо неправильное истолкование предложений, оценок, позиций, когда результаты взаимодействия влияют на решение служебных вопросов и т.д.

Выделяют следующие основные функции приемов рефлексивного слушания:

Поддерживающая - показывают гражданину, что его внимательно слушают;

Организующая - упорядочивают чередование коммуникативных ролей;

Уточняющая - позволяют уточнять информацию, допускающую двусмысленное толкование.

С.Д. Дерябо выделяет такие приемы рефлексивного слушания, как выяснение, перефразирование, резюмирование, отражение чувств.

Выяснение – это обращение к говорящему за уточнениями при возникновении непонимания, неясности, двусмысленности. Суть приема состоит в постановке перед собеседником выясняющих вопросов. Для этого рекомендуется использовать следующие ключевые слова: «Что Вы имеете в виду…?», «Не объясните ли Вы Ваш тезис…», «Извините, я не совсем понял Вас…» и т.п.

Перефразирование представляет собой повторение мысли делового партнера своими словами. Оно может начинаться такими фразами: «Если я Вас правильно понял, то Вы имеете в виду…»; «Другими словами, Вы считаете …» и др.

Резюмирование – это подведение итогов обсуждения темы встречи путем краткого повторения основных мыслей партнера. Для этого могут быть использованы следующие фразы: «Таким образом, мы можем констатировать, что…», «Итак, Вы предлагаете…», «Если теперь подытожить сказанное Вами…».

Отражение чувств – прием психологической поддержки, заключающийся в том, чтобы показать собеседнику, что его чувства понимаются. Отражение осуществляется с помощью своеобразных вопросов-утверждений по типу: «Мне кажется, что Вы чувствуете…», «Не чувствуете ли Вы себя несколько …?», «У меня такое ощущение, что Вы чем-то обеспокоены…?» и др.

Искусство слушать собеседника, по мнению специалистов, включает в себя и такой важный компонент, как умение осуществлять контроль над пониманием слов собеседника. Слушающий периодически должен мысленно задавать себе вопросы, стараясь сам же на них ответить: «О чем он сейчас рассуждает?», «Почему это решение кажется ему верным?», «Почему он так возбужден?» и т.п.