Взаимное межличностное влияние в процессе общения. Общение и взаимовлияние

Политические конфликты носят процессуальный характер, можно выделить следующие стадии конфликта:

1. Конфликтная ситуация или потенциальный конфликт. Эта стадия характеризуется наличием у сторон противоположных объективных интересов, что уже чревато открытым столкновением между ними.

2. Нарастание социальной напряженности, что предполагает все более четкое осознание сторонами несовместимости своих интересов и целей и консолидацию участников конфликта. Пик социальной напряженности - кризис (В А.Мельник, по сути, отождествляет понятия "политический кризис" и "конфликтная ситуация". Он дает следующее определение политического кризиса - это сбой в функционировании политической системы, расстройство отношений между правящей группой и подчиненными социальными слоями. В. А. Мельник выделяет такие разновидности политических кризисов, как: правительственный, парламентский, конституционный, внешнеполитический (международный) и общенациональный).

3. Конфликтные действия - действия, направленные на блокирование действий противника или его устранение.

4. Затухание конфликта. Оно возможно либо в результате победы одной стороны, либо при достижении договоренности, консенсуса вследствие компромиссного решения.

Типы конфликтов. Строго говоря, не бывает двух абсолютно одинаковых конфликтов. Однако в любом из них можно обнаружить те или иные типологические черты.

По составу конфликтующих сторон: межличностные, межгрупповые. межклассовые, межнациональные, международные;

По динамике развития: остротекущие, вялотекущие, разрастающиеся, хронические и т д.;

По форме действия сторон - с применением насилия и без применения насилия:

С точки зрения возможности примирения сторон: антагонистические и неантагонистические:

С точки зрения нормативной регуляции: институционализированные, осуществляющиеся в рамках закона и принятых процедур, и неинституционализированные, протекающие вне установленных правил;

По социальным целям и последствиям: не затрагивающие основ социально-политического строя и предполагающие преобразование социальной системы.

Существуют и другие классификации конфликтов.

Итак, негативные последствия конфликтов:

Дестабилизация общества, государства или любой другой политической организации, порождение хаотических и анархических процессов;

Рост (главным образом у проигравших) фрустраций, депрессий, стрессов и т.п. и, как следствие, повышение их политической апатии и абстентизма, снижение их политической активности;

Нарастание в ходе длительного конфликта эмоциональности и иррациональности, агрессивности и недоверия к соперникам и окружающим;

Ослабление возможностей общения и сотрудничества с оппонентами в будущем;

Отвлечение участников конфликта от решения конструктивных, созидательных задач. Особенно разрушительные последствия имеют вооруженные конфликты (революции, войны).

Позитивные для общества и политической системы результаты конфликтов (их можно рассматривать и как функции конфликтов):

Инициирование социальных и политических изменений, обновления, прогресса;

Четкая формулировка и выражение интересов, предание гласности реальных позиций сторон по тому или иному вопросу;

Мобилизация внимания и ресурсов общества для решения проблем;

Стимулирование активности участников конфликта, их более продуманных и слаженных действий. Нередко в ходе конфликта для того, чтобы доказать правоту и избежать поражения, стороны быстро находят оптимальные решения, подготавливают проекты, требующие больших усилий и длительного времени;

Выработка у участников конфликта умения защищать свои интересы, преодоление традиций конформизма, "синдрома покорности";

Выявление политических группировок и их лидеров;

Развитие у участников конфликта способности к сотрудничеству в будущем в случае урегулирования конфликта в результате взаимодействия обеих сторон. Приводящее к согласию честное соперничество повышает взаимное доверие и уважение;

Разрядка психологической напряженности в отношениях между людьми;

Усиление внутренней политической сплоченности в случае возникновения внешних (международных, межэтнических и др.) конфликтов. Как известно из социальной психологии, наиболее легкий способ сплочения группы, общества -нахождение общего врага.

Конечно, как негативные, так и позитивные последствия конфликтов нельзя абсолютизировать, рассматривать вне конкретной ситуации.

Как выйти из конфликта, раз уж предотвратить его не удалось, или, как говорят политологи, им управлять?

Управление конфликтом - это контроль над его процессом и формами протекания с целью минимизации его издержек и максимилизации позитивных результатов. Часто говорят, что в управлении конфликтом возможны две стратегии - разрешения и урегулирования. Когда говорят о разрешении, имеют в виду, что сам предмет спора устранен. В этом случае сторонам уже не нужно конфликтовать, поскольку ситуация изменилась решающим образом, и они больше не являются противниками. Урегулирование же предполагает снятие остроты конфликта, достижение той или иной степени согласия, когда стороны договариваются не вступать больше в открытое противостояние. На первый взгляд кажется, что разрешение конфликта предпочтительнее его урегулирования, поскольку дает более твердые гарантии его невозобновления. Однако в политике подлинное разрешение конфликта возможно лишь в редких случаях. Политика соткана из противоречий. В их основе, как мы уже отмечали, лежит разница в положении, а значит и в интересах персонажей политики. Зачастую их можно устранить только в том случае, если устранен сам политический персонаж. Однако политика, проводимая по принципу "нет человека - нет проблемы", является не только нравственно неприемлемой, но и практически бесперспективной. Насильственное устранение причин конфликта приводит к появлению новых, более острых. Вот почему в политике чаще говорят об урегулировании конфликта, понимая это выражение в самом широком смысле слова.

Вот некоторые общие правила урегулирования конфликта:

1. Если конфликт уже возник, необходимо открыто признать его, а не замалчивать.

2. Необходимо найти посредника, с помощью которого стороны могли бы высказать друг другу свои требования. Ведь общение между ними нарушено.

3. Приостановить конфликт с помощью посредника, развести конфликтующих в разные стороны, подобно судье на боксерском ринге. Политологи говорят об институциализации конфликта, т.е. установлении определенных норм (организационных, этических), признаваемых конфликтующими сторонами, которые позволяют им более спокойно вести диалог. Прежде всего это - запрет на применение насильственных средств.

4. Поставить диагноз конфликту: определить причину, тип конфликта, его остроту, выяснить намерения сторон, предложить варианты решения и просчитать их "цену". Определяя причину конфликта, важно не спутать ее с непосредственным поводом.

5. После подготовки начать сами переговоры. Это самый длительный и трудный этап. Ведь здесь неконфликтующие стороны вступают в контакт, а значит психологическое напряжение неизбежно. Однако, если подобные психологические барьеры преодолены, появляются реальные шансы на разрешение конфликта. В процессе переговоров важно смягчить крайние позиции, сконцентрировать внимание на главных вопросах, обеспечить возможность каждому участнику высказать свое мнение, избегать угроз в адрес партнера, не "переходить на личности", не настаивать на односторонних уступках, не загонять противника в угол, уважать достоинство проигрывающей стороны.

6. На стадии выхода из конфликта должны быть найдены методы контроля за выполнением принятого решения. Иначе конфликт вспыхнет с новой силой, и весь путь придется начинать сначала.

Понятие "конфликт" относится к числу часто употребляемых: конфликт в семье, конфликт поколений, конфликт на произ­водстве, конфликт в художественном произведении, конфликт в дипломатической сфере, военный конфликт и так далее.

Конфликт - это столкновение противоречивых интересов, мнений, чувств, сил, серьез­ное разногласие, острый спор и борьба враждующих сторон. Конфликты охватывают все отношения человека в объективной дей­ствительности.

Конфликт вообще и политические конфликты в частности имеют очень давнюю историю изучения. Конфликт как источник движения понимали уже древнекитайские философы VII -VI веков до н. э. (ян и инь). В Древней Греции было создано учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей (Анаксимандр). А Гераклит даже сделал попытку вскрыть причину движения как борьбу противоположностей. Сходные мысли развивались Сократом, Платоном, Эпикуром, Полибием. О конфликте в обществе, как особом явлении, впервые за­явил Н.Макиавелли, отметив их положительную роль в развитии обще­ственных процессов.

Позднее много писали о политическом конфликте и его роли в развитии человеческого общества А. Смит, Г. Гегель, А. Токвиль, К. Маркс, В.И. Ленин, Г. Зиммель, Р. Дарендорф, К. Боулдинг, Л. Козер.

Американский ученый Л.Козер считал, что обществу присуще социальное неравенство, неудовлетворенность членов общест­ва своим настоящим положением, откуда и проистекает вечная борьба друг с другом. Социальный конфликт у Л. Козера - борьба "за цен­ности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы..., в кото­рой целями противников является нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника". Немецкий политолог Р. Дарендорф, из­учая политические конфликты, создал теорию "конфликтной модели общества". Он считал, что в любом обществе социальный конфликт присутствует постоянно, поскольку общество опирается на принужде­ние одних в отношении других, и существует неравенство людей по от­ношению распределения власти, различие их интересов и устремлений. К. Боулдинг американский исследователь создал "общую теорию кон­фликтов". Политический конфликт, считал он, неотделим от общества, заложен в самой природе человека, который постоянно враждует с дру­гими людьми и склонен к насилию в этой борьбе. Он подчеркивал сознательное участие индивидов в конфликтах, и разрабатывал страте­гию и тактику поведения в них.

В работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленинатакже уделено большое место теории политических конфликтов. Однако проблема эта преподносится несколько упрощенно, поскольку речь идет в основном о столкновении между антагонистическими классами. Марксисты счи­тали, что классовая борьба - закон развития человеческого общества, приведет к свержению капитализма и установлению самого справедли­вого общества - коммунистического, в котором не будет конфликтов.

Г. Зиммель определяет политический конфликт, как одну из форм разно­гласий, объединяющую противоборствующие, но взаимосвязанные стороны.

Итак, политический конфликт имеет свою специфику:

· политический конфликт характеризует область политических отношений;

· участники конфликта ведут борьбу за утверждение нужных им ценностей, за политическую власть, перераспределение ресурсов, за изменение статуса различных обще­ственных групп и отдельных людей в системе государственной власти.

Субъектами политического конфликта являются государства, классы, социальные слои, этнические группы, фракции в парламенте, политические партии и движения, а также отдельные личности.

В современной политологии выделяются две модели конфликтов:

· плюралистическая модель, основанная на том, что политические конфликты повсе­местны, неизбежны и даже необходимы в обществе;

· автори­тарная (или элитарная) модель, согласно которой политические конфликты отражают противоречия между массой и элитой. Суть конфликта состоит в том, что подавляющая масса населения лишена власти и даже не имеет к ней доступа.

Итак, конфликт вечен, так как невозможно создать такую обще­ственную систему, при которой потребности всех были бы удовлетво­рены полностью и одинаково . Политический конфликт неизбежно фи­гурирует при анализе таких явлений, как власть, государственный переворот, революция, контрреволюция, война, противоборство между государствами и их союзами.

В общественной жизни конфликты бывают:

1. национально-этническими - по поводу прав и интересов наций и этнических групп. Чаще всего такие конфликты связаны со статусом и территориальными претензиями, доминирующей идеей в которых служит суверенитет на­рода или этнической группы;

2. социальными - суть которых в столк­новении разных позиций по поводу средств жизнеобеспечения, конку­ренция в борьбе за статус, преимущества, иное распределение жизнен­ных благ.

В наше время социальный конфликт в развитых стра­нах приобрел новую окраску: классический классовый конфликт уже, по мнению ведущих политологов, не существует. Все социальные слои отстаивают свое благополучие, но нет организованной классовой борьбы, которая бы воплощала традиционные классовые антагониз­мы. Так Р. Дарендорф считает, что социальная конфликтность ослабевает, если в наличии имеется программа реализации гражданских прав, а требованиям повышения благосостояния не придается политическая окраска;

3.политическими, то есть по поводу государственной власти, преобладания в ней, влияния на нее, увеличения авторитета в ней. Именно политические конфликты более всего интересуют политологию и политологов.

Если политический конфликт - неизбежное явление, то в чем же его причины? Самой общей причиной является неравное положение людей в обществе, где одни управляют и командуют, а другие вынуж­дены подчиняться и исполнять указания вышестоящих. Как справедли­во отмечает американский политолог Д. Истон, "скудость преобладает во всех обществах. Это главный, исходный пункт политического ана­лиза. Блага (ценные вещи) в количестве, достаточном для удовлетворе­ния всех членов общества, отсутствуют... Различия и конфликты по по­воду благ, предложение которых является ограниченным, неизбежны".

Политические конфликты как социальное явление объективно мо­гут быть положительными и продуктивными и, наоборот, отрицатель­ными и тормозящими развитие общества.

Позитивные последствия политического конфликта :

1. разрядка напряженности, когда конфликт играет роль "выхлопного клапана" или "отводного канала";

2. формирование социально необхо­димого равновесия;

3. стимуляция и движущая сила социальных измене­ний;

4. переоценка и изменение прежних, устаревших, ценностей и норм в обществе (благодаря разрешению политического конфликта);

5. усиление групповой сплоченности, более четкое осознание своих и про­тивоположных интересов;

6. указание на новые интересы различных групп общества, реализация которых может способствовать дальней­шему развитию общества;

7. создание почвы для взаимопонимания в об­ществе и становления консенсуса.

Негативные последствия политического конфликта:

1. создание уг­розы интеграции общества;

2.возможность приведения к расколу мало­устойчивых социальных групп;

3. оказание неблагоприятного влияния на отношения внутри власти;

4. ускорение дестабилизации общества;

5. воз­можность роста преступности;

6. распространение незаконного хранения оружия.

Следует отметить, что разграничение позитивных и не­гативных последствий конфликтов весьма условно и зависит от кон­кретной общественной обстановки, в которых они развиваются. Толь­ко таким образом можно решить вопрос в отношении данного конфликта - это норма в раз­витии общества на данном этапе или отклонение от нее.

В политической литературе конфликты характеризуются также уровнем, масштабом, остротой, сферой своего возникновения. Они могут быть между странами, нациями, предприятиями, рабочими и администрацией и формируются на уровнях групп, крупных си­стем (или подсистем), классов, социальных слоев, на региональном, общегосударственном или глобальном уровне.

Обычно указывают три основных типа политических конфликтов:

· конфликт интересов - преобладает в экономически развитых странах, устойчивых государствах, где политической нормой является торг во­круг дележа экономического пирога, и объема социального обеспечения. Так Россия, которая в Денвере в июне 1997 года была причислена к странам с "индустриальной демократией," является печальным приме­ром господства групп интересов, причем худшей из этих групп является не гибкая и быстрообучаемая олигархия, а прикрывающаяся интереса­ми народа бюрократия;

· ценностные конфликты более характерны для развивающихся стран с неустойчивой властью. Эти конфликты требу­ют больших усилий для их разрешения, поскольку трудно поддаются компромиссу (здесь действует правило "или - или");

· конфликты идентификации - характерны для обществ, в которых происходит отождест­вление себя с определенной группой (этнографической, религиозной или языковой), а не с государством и обществом в целом.

Социолог С. М. Липсет отмечает, что государствам, характеризующимся наличием харизматического лидера, присуща меньшая стабильность по сравнению с другими государствами. Харизматический руководитель обычно является источником и представителем власти. При харизматическом господстве недовольство деятельностью лидера и властных структур ослабляет законность государственного строя, приводит к политическому конфликту, что может закончиться падением руководите­ля и его системы (например, падение харизматического руководителя Ли Сын Мана в Корее).

Наиболее значимые конфликты - те, что одновременно охваты­вают все уровни социальной и политической жизни, затрагивают и во­влекают максимально возможное в конкретных условиях число участ­ников - всеобщие конфликты . Такие политические конфликты происхдят в сфере общественных отношений, связанных с проблемами сохра­нения или свержения власти, ее укрепления или подрыва. Меньшую значимость имеют частичные конфликты , затрагивающие лишь часть социальных общностей. Однако, при определенных условиях (нестабильность, напряженность в стране) они могут перерасти во все­общие.

Политические конфликты по их качественным характеристикам можно разделить на конфликты с "нулевой суммой" - где позиции сторон противоположны, и поэтому победа одной из них означает поражение другой, и "с не нулевой суммой" - в которых су­ществует хотя бы один способ нахождения взаимного согласия.

Конфликты могут также быть открытыми, проявляющимися, на­пример, в виде демонстраций, забастовок, митингов, и закрыты­ми (латентными), например, взаимоотношения внутри правящей элиты, между различными ветвями государственной власти.

Конфликтологи выделяют три условия возникновения конфлик­тов:

· наличие конфликтной ситуации;

· наличие субъектов конфликтной ситуации (личности, группы, партии);

· наличие повода для начала конфликта.

Чаще всего политический конфликт проявляется в нестабильных политических системах общест­ва, где ставится вопрос о смене типа политической системы или заме­ны ее отдельных элементов и отношений.

Политические конфликты имеют свою психологию развития,

свя­занную с поведением людей, втянутых в конфликт:

· агрессивное поведение:

· поведение, склонное к компромиссам;

· поведение, склонноек подчинению;

· уход, бегство от конфликта.

Лучшим типом поведения в конфликте считается второй. Любой тип поведения носит эмоциональный характер, что усиливает остроту кон­фликта.

В состав конфликта входят участники (любой человек, организа­ция, партия и партии, если они точно знают цели и задачи конфликта), субъекты (люди и партии, способные создавать конфликтные ситуации и влиять на их ход в соответствии со своими интересами), посредники (государство, религиозные деятели и организации, выдающиеся люди, ООН, группы депутатов)

Политические конфликты чаще всего зреют долгое время и про­ходят в своем развитии несколько стадий: скрытая стадия, стадия на­пряженности, стадия антагонизма, несовместимость (собственно поли­тический конфликт), стадия окончания - наиболее сложная стадия, по­скольку от её результатов зависит заново складывающийся баланс политических сил.

Поскольку политические конфликты - непременный атрибут об­щества, то имеется целая система методов их разрешения. Политиче­ские конфликты возникают из конфликтных ситуаций, которые необя­зательно перерастают в длительные конфликты. Конфликтные ситуа­ции политического характера поддаются урегулированию политическими же средствами, с помощью которых становится возможным из­бежать социальной напряженности, способствующей дальнейшему на­растанию кризиса. Если конфликтная ситуация перерастает в конфликт, то в его разрешении могут возникнуть, по мнению Р. Даля, три альтернативы: "тупик, принуждение, мирное урегулирование".

Тупик в разрешении конфликта возникает в том случае, если каждый участник политиче­ского конфликта продолжает блокировать действия другого, не в силах в то же время изменить его поведение, что ведет к дальнейшему обост­рению конфликта.

Метод принуждения всех или одной из конфликтующих сторон с применением вооруженных сил, полиции, путем массовых увольнений участников конфликта, незаконных арестов наиболее распро­странен в государствах, стремящихся избежать гражданского непови­новения или даже восстания.

Нередко вооруженный конфликт возникает на межклассовой и межэтнической почве, на государственной границе в связи с нарушени­ем территориальной целостности, ущемлением суверенитета. Опасность вооруженного конфликта состоит в том, что он часто при­обретает затяжной характер и имеет тенденцию - при нерешенности его причин - к увеличению размеров и масштабов, что может привести к угрозе применения оружия массового уничтожения с непредсказуе­мыми последствиями (например, события 1990-1991 годов в зоне Персид­ского залива).

Следует отметить, что вооруженные конфликты в виде малых и больших войн всегда сопровождали челове­ческую историю. Так, за 5,5 тысяч лет на Земле было около 15 тысяч войн и вооруженных конфликтов, в которых погибло около 3,5 млрд. человек. И XX век - один из самых кровопролитных и разрушитель­ных: за это время произошло две мировые войны, на полях сражений которых погибло 65 млн. человек, что намного превышает число по­гибших за 19 столетий. Тем не менее, в нашем же веке в связи с изобретением ядерного оружия становится не­возможным решать спорные вопросы между государствами и народами, устранять различные противоречия с помощью военной силы, так как это может привести к уничтожению человечества и даже всего живого на Земле. Радикальный путь исключения войн и вооруженных кон­фликтов - в сокращении вооруженных сил и вооружений, проведении политики мира и мирного сосуществования.

На вопрос: «По-прежнему ли стреляют на нашей планете?» Ежегод­ник Стокгольмского независимого института дает однозначный ответ: да, стреляют, но уже не так ожесточенно,как прежде. Если в 1989 году военных очагов насчитывалось - 36, то в 1995 году уже 30, а в 1996 - 27.

В последние года удалось погасить конфликты в Боснии и Герцего­вине, в Чечне, Гватемале, Сьерра-Леоне, на Филиппинах. Но все еще неспокойно на Ближнем Востоке, тупиковая ситуация сложилась в Нагорном Карабахе и в Абхазии, а также остается очень сложной обстановка в Афганистане.

В целом на планете продолжается общая тенденция сокращения военных расходов, производства оружия и торговли им. Например, сокращения коснулись НАТО, а этот блок ныне является лидером по части ассигнования на оборону. По торговле оружием на первом месте находятся США (44%), на втором месте стоит Россия (20% всего экс­порта оружия в мире).

Вероятность мирного урегулирования конфликта возрастает, ког­да развита демократия, с политическими институтами, которые обес­печивают консультации, переговоры, что приводит в конце к консенсусу. Консенсус всегда направлен на положительный результат. Он противоположен методу голосования на основе большинства, в ре­зультате чего сохраняется напряженность, так как победа большинства ущемляет интересы меньшинства. После подобного голосования напряженность не снимается, она только принимает иную форму выра­женности и со временем может стать причиной вспышки нового кон­фликта.

Следует также рассмотреть метод снятия конфликта с помощью так называемого индифферентного подхода, заключающегося в полном безразличии, равнодушии и безучастности к проявлениям политическо­го конфликта. В этом случае власть, как правило, игнорирует наличие в обществе конфликта, ничего не делает для его разрешения, а требова­ния конфликтующих сторон остаются на бумаге и забываются. Такой подход характерен для тоталитарных и авторитарных режимов. Вы­шеперечисленные правила применяются при разрешении не только внутренних, но и международных конфликтов, и новейшая политиче­ская история неоднократно подтвердила такую возможность.

В заключение приведем высказывание классика мировой конфликтологии К. Боулдинга: «Конфликт есть диссонанс; понятие проти­воположное конфликту - гармония. Диссонанс может быть необходи­мым, он имеет смысл... Только продвижение конфликта к разрешению определяет его... значимость».

Вопросы для обсуждения

1. Какие определения конфликта существуют в политологии?

2. Какие ученые являются представителями конфликтологии? Охарактеризуйте их основные взгляды.

3. Какие способы разрешения политических конфликтов принято выделять? Какой способ является наиболее оптимальным?

4. Проследите развитие конфликтов в политической жизни современной России.

Литература

1. Дарендорф Р. Элементы теории политического конфликта. //Социологические исследования. 1994, №5.

2. Жовтун Д.Т. Конфликтология. Межэтнические конфликты в структуре современного российского социума. // Социально-гуманитарные знания. 2000, №1.

3. Уткин Э.А. Конфликтология: теория и практика. – М., «Тандем», 2000.

4. Фельдман Д.В. Политология конфликта: учебное пособие. – М., «Стратегия», 1998.

Цель: Сформировать представление о механизмах, способствующих взаимопониманию в общении, показать усиление эффективности общения при использовании специальных техник.

Учебно-целевые вопросы занятия:

1. Понятие вербальной коммуникации. Структура делового общения

2. Побуждение к коммуникации или вступление в контакт

3. Активное слушание как способ понимания

4. Вопросы

5. Виды влияния.

6. Позиции партнеров в контакте.

Вербальная коммуникация

Вербальная коммуникация это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей, прежде всего с помощью вербальных средств, т.е. слов.

Вербальный канал коммуникации часто неотделим от невербального. Все же вербальная коммуникация может считаться ведущим способом установления отношений в таких видах общения как:

· Деловая беседа (обычно – партнерское общение, когда участвует два человека, например, беседа врача с пациентом)

· Переговоры (обычно – между группами людей)

· Публичное выступление (общение с большим количеством людей).

Основные ошибки, возникающие при партнерском общении, по существу сводятся к следующим:

· неумение устанавливать продуктивный контакт;

· неумение слушать и прояснять позицию партнера, что затрудняет ориентацию в ситуации;

· пропуск важных этапов общения (например, часто партнеры пропускают 2 этап и после едва установившегося контакта партнеры переходят к взаимному убеждению, а потом вынуждены возвращаться на предыдущий этап),

· игнорирование эмоционального состояния партнера;

использование неконструктивных способов влияния на партнера (манипуляция, принуждение …); и т.д.

Фазы партнерского общения:


Установление контакта

Возникновение взаимодействия между людьми в первую очередь обусловлено появлением у субъекта определенной потребности. В условиях делового общения эта потребность может выражаться в необходимости получения какой-либо информации от партнера, необходимой для выявления возможности плодотворного, сотрудничества; сообщения определенной информации, способной привлечь партнера к сотрудничеству; обмен мнениями и впечатлениями со своим коллегой для формирования дальнейшего плана действий.

На этапе побуждения к коммуникации или вступления в контакт - происходит оценка внешнего вида собеседника, его походки, выражения лица и т.п., т.е. оценивается степень совпадения со стереотипом. На этом этапе можно сформировать благосклонность при помощи невербальных сигналов, способствующих установлению контакта, а также с помощью вербального поведения.

Вербальные сигналы, располагающие к контакту :

ü Отчетливое приветствие

ü Обращение к человеку по имени

Следует в начале беседы поинтересоваться именем собеседника и далее его использовать. Бывают сложные имена, но их запомнить помогут ассоциации и образные представления. Если имя забыто – не следует строить безличные фразы, лучше переспросить.

ü Предложение сесть

ü Терпеливое слушание

Лучше активно слушать собеседника или аккуратно переключить вопросом. Далее будут рассмотрены техники активного слушания, использование которых влияет на эффективность общения.

ü Малый разговор

Это беседа на интересную и приятную для собеседников тему, которую ему приятно обсуждать. Это непринужденная беседа о семейных делах, хобби, забавных событиях. Цель малого разговора – создать благоприятную психологическую атмосферу, заложить основы симпатии и доверия. Или же – восстановить эмоциональное равновесие, симпатию и доверие. При длительном общении рекомендуется интересоваться личной жизнью (коллег, подчиненных), например, знать имена близких, дни рождения и т.д. Это усиливает значимость как партнера по общению.


ü Использование комплиментов

Комплимент – это подчеркивание достоинств собеседника. Следует отличать от комплимента похвалу и лесть. Похвала – это оценка личных качеств. В деловом (партнерском) общении она не совсем уместна. Лесть – большое преувеличение достоинств человека или подчеркивание социально-желательных качеств, которых у человека нет. Практически все люди различают лесть и комплимент. Комплимент – это тренируемый навык.

Регуляция всех видов общения осуществляется людьми по определенным правилам. Дружеское общение, например, протекает по неписаным правилам товарищества, взаимопонимания, взаимоподдержки и согласия. Ролевое общение нередко регламентируется письменными правилами и инструкциями, как, скажем, бывает на встрече дипломатов, на судебном заседании и пр.. Во всех случаях люди так или иначе влияют друг на друга, пытаются строить общение с учетом своих интересов и возможностей. Эффект общения выражается в достигнутом взаимопонимании» что в значительной мере зависит от уровня культуры общающихся.

«Показателем уровня культуры общения,- отмечает психолог М. А. Чернышева, - является взаимная внимательность людей друг к другу. Здесь речь идет не столько о правилах «хорошего тона», сколько о взаимном уважении достоинства людей, проявлении человечности и гуманности» . Большое влияние на партнера оказывает сформировавшаяся у человека манера общения, индивидуальный стиль поведения. Один человек умеет создавать у других благоприятное мнение о себе, другой вызывает негативные эмоции.

Академик Бодалев пишет: «Общение является таким видом взаимодействия, в котором участвующие в нем лица своим внешним обликом и поведением оказывают более или менее сильное влияние на притязания и намерения, на состояния и чувства друг друга» . Современные требования к быстроте, эффективности делового общения требуют специальных знаний и обучения умениям и навыкам общаться. Спорт является хорошей школой общения. Для обучения умениям и навыкам правильного общения в психологии разрабатывается так называемая техника социально-психологического тренинга. Это групповой метод обучения общению, организуемый в форме дискуссионной беседы или ролевой игры.

Наиболее распространенными и общеупотребительными способами влияния людей друг на друга в процессе общения являются убеждение, внушение, личный пример. Убеждение - это процесс психологического воздействия с помощью логического обоснования словесных сообщений, приведения доказательств своей правоты. Цель убеждения - изменить слушающего, добиться согласия, готовности сознательно принять точку зрения говорящего. При этом убеждающий использует разнообразную аргументацию «за» или «против», позволяя слушающему самостоятельно прийти к выводу о необходимости принять эту точку зрения. Убеждение рассчитано да критическое восприятие сообщения.

Внушение рассчитано на некритическое восприятие, на веру в правильность сообщения. Обычно в словесном воздействии по типу внушения нечто утверждается или отрицается без достаточных доказательств, категорично, уверенно, однозначно, бескомпромиссно. Этой однозначностью и достигается внушающий эффект-принятие сообщения на веру.

Он зависит от внушаемости человека, податливости внушению. Наиболее внушаемыми являются дети в возрасте 10-12 лет. Как отмечал В. М. Бехтерев, сила внушающего влияния зависит также от авторитета того человека, который внушает. Доверие к авторитету - главное условие внушения.

Личный npHMeip - это такое влияние, которое достигается путем обращения внимания на себя, демонстрацией эталона поведения. Сила личного примера в общении всегда использовалась в воспитательных целях. Личный пример, как правило, вызывает подражание - воспроизведение одним человеком действий, движений или поступков другого человека, который воспринимается как желательный образец. Подражание может быть сознательным или бессознательным. Следует иметь в виду, что личный пример может быть не только положительным, но и отрицательным.

Наряду с отмеченными способами взаимовлияния в процессе общения могут использоваться и другие приемы и средства . Так, в деловом общении применяются следующие управляющие воздействия с целью организации рабочего поведения: информирование - ориентация людей на ожидаемые события или итоги совместной работы; инструктирование - предписание, как нужно действовать или вести себя в той или иной обстановке; стимулирование- поощрение правильных действии, одобрение успехов.

Различные ситуации взаимодействия могут порождать различные варианты влиятельных отношений

1. Взаимное облегчение. В присутствии друг друга индивиды осуществляют некоторые действия гораздо успешнее, чем в одиночку.

2. Взаимное затруднение. Такая ситуация складывается, например, когда участники взаимодействия в присутствии друг друга (но каждый самостоятельно) должны решить сложную и ответственную задачу. Возникают отношения соперничества, затрудняющие деятельность каждого. Типичный пример - соревнование пловцов, каждый из которых выступает на своей дорожке. Эта

психологическая ситуация объясняет, почему бывает легче показать лучший результат в эстафете или на тренировке.

3. Одностороннее облегчение. Оно возникает, когда, например, более сильный или более опытный человек помогает более слабому. В этом случае второй оказывается зависимым от первого.

4. Одностороннее затруднение (помеха). Бывает, например, что в процессе общения двух людей один чувствует себя свободно, а другой скованно. В спортивных соревнованиях такая ситуация возникает, когда соперники сильно различаются по уровню подготовленности. Более подготовленный будет чувствовать себя свободно, а менее подготовленный - скованно.

5. Асимметричное облегчение. Оно возникает в тех случаях, когда один из партнеров, облегчая положение другого, сам оказывается в затруднительном положении.

6. Независимость -случай, когда действия одного никак не влияют на поведение или действия другого, что практически наблюдается крайне редко.

Если взаимодействия и взаимовлияния в процессе общения складываются в относительно устойчивую систему совместных действий, объединенных общей целью и задачей деятельности, возникает кооперация усилий, растет сплоченность и согласованность действий, что выражается в чувстве солидарности, коллективизма, повышении групповой эффективности.