Виды транспортировки грузов логистика. Основы транспортной логистики

Инвестируя средства в производство или сферу услуг, предприниматель хочет знать, когда его деньги вернутся к нему и станут приносить дополнительный доход. Для того чтобы получить такую информацию производится расчет периода окупаемости проекта. Однако, учитывая динамику стоимости денег во времени, все показатели следует приводить к текущей стоимости. Соответственно, более точную оценку дает дисконтированный срок окупаемости.

Период окупаемости вложений (Payback Period, PP) представляет собой наименьший срок, через который инвестированные средства вернутся и станут приносить прибыль. Для краткосрочных проектов нередко применяют простой метод, который заключается в том, что за основу берется значение периода, при котором чистый денежный поток начинания (без учета налогов и операционных затрат) превысит объем инвестированных средств.

Срок окупаемости инвестиций выражается такой формулой:

  • IC – вложения на начальной фазе инвестиционного проекта;
  • CFi – поток денег в период времени i, состоящий из чистой прибыли и начисленной амортизации.

Например, инвестор вложил одним платежом в пятилетний проект 4000 тысяч рублей. Доход он получает ежегодно по 1200 тысяч рублей с учетом амортизации. Исходя из приведенных выше условий, можно рассчитать, когда окупится вложение.

Объем дохода за первые три года 3600 (1200 + 1200 + 1200) не покрывает начального вложения, однако сумма за четыре года (4800 тысяч рублей) превышает инвестицию, значит, инициатива окупится меньше, чем за 4 года. Можно более точно рассчитать эту величину, если допустить, что в течение года приток денег происходит равномерно:

Остаток = (1 – (4800 – 4000 / 1200) = 0,33, то есть 4 месяца.

Следовательно, срок окупаемости инвестиций в нашем случае составит 3 года и 4 месяца. Казалось бы, все просто и очень наглядно. Однако не следует забывать, что наше начинание рассчитано на пятилетний срок внедрения, а в условиях снижения покупательной способности денег, такой срок приведет к серьезной погрешности. Кроме того, в простом способе не учтены потоки денежных средств, которые генерируются после наступления периода окупаемости.

Чтобы получить более точный прогноз, используют дисконтированный срок окупаемости (Discounted Payback Period, DPP). Этот критерий можно рассматривать как временной отрезок, в течение которого инвестор получит такой же доход, приведенный к текущему периоду, как и в случае вложения финансового капитала в альтернативный актив.

Показатель можно вычислить, используя такую формулу:

  • DPP – период окупаемости дисконтированный;
  • CF – поток денег, который генерируется вложением;
  • IC – затраты на начальном этапе;
  • n – длительность реализации инициативы (в годах);
  • r – барьерная ставка (ставка дисконтирования).

Из формулы можно увидеть, что дисконтированный срок окупаемости рассчитывается путем умножения ожидаемых денежных потоков на понижающий коэффициент, который зависит от установленной нормы дисконта . Дисконтируемый показатель окупаемости всегда оказывается выше, чем полученный простым методом.

Нередко возникают ситуации, когда после окончания инвестиционного проекта остается значительное количество активов (автотранспорта, сооружений, зданий, оборудования, материалов), которые можно реализовать по остаточной стоимости, увеличивая входящий поток денег. В таких случаях используют расчет периода возврата денег с учетом ликвидационной стоимости (Bail-Out Payback Period, BOPP). Его формула такова:

где RV – стоимость ликвидационная активов проекта.

При этом способе расчета к входящим потокам от основной деятельности приплюсовывается стоимость активов ликвидационная, рассчитанная на конец жизненного цикла инициативы. Чаще всего такие проекты имеют меньший период окупаемости, чем стандартные.

В нестабильных экономиках с быстро меняющимися условиями ставка дисконтирования может меняться в процессе цикла жизни начинания. Причиной этого чаще всего служит высокий уровень инфляции, а также изменение стоимости ресурсов, которые можно привлечь.

DPP позволяет учесть динамику стоимости денег, а также использовать для разных периодов разные нормы дисконта. В то же время, он имеет свои недостатки. К ним можно отнести невозможность учета потоков средств после достижения точки безубыточности, а также некорректные результаты при расчетах потоков с различными знаками (отрицательных и положительных).

Определение показателя DPP при оценке инвестиционного предложения позволяет снизить риски потерь инвестированных денег и в общем оценить ликвидность инициативы. Вместе с тем, по одному этому критерию делать далеко идущие выводы не следует, лучше всего оценить предложенный проект по ряду показателей и сделать вывод по всему комплексу полученных данных.

Примеры расчетов показателя с разной динамикой потоков

Рассмотрим пример расчета показателя DPP для описанного нами случая. Чтобы применить формулу к нашему примеру, то следует сначала установить ставку дисконтирования. Возьмем ее как средний показатель величины процентов по долгосрочным депозитам – 9%.

PV1 = 1200 / (1 + 0,09) = 1100,9;

PV2 = 1200 / (1 + 0,09)2 = 1010,1

PV3 = 1200 / (1 + 0,09)3 = 926,6

PV4 = 1200 / (1 + 0,09)4 = 844,5

PV5 = 1200 / (1 + 0,09)5 = 780,2

Теперь вычислим, когда наступит момент окупаемости. Учитывая, что сумма поступлений за первые 2 (2111 тыс. рублей), 3 (3037,6 тыс. рублей) и 4 года реализации инициативы (3882,1 тыс. рублей) меньше стартовой инвестиции, а сумма за 5 лет (4662,3 тыс. рублей) – больше нее, то срок окупаемости находится в пределах между четырьмя и пятью годами. Найдем остаток:

Остаток = (1 - (4662,3 - 4000) / 780,2) = 0,15 года (2 месяца).

Получаем результат. Инвестиция при приведении денежных потоков к настоящему времени окупится за 4 года и 2 месяца, что превышает показатель PP (3 года и 4 месяца).

На срок окупаемости вложения в инвестиционный проект могут влиять различные показатели. В частности, он зависит от величины притока средств по периодам. Попробуем решить две задачи, немного модифицировав наш пример. Жизненный цикл проекта (5 лет) и начальная инвестиция (4000 тысяч рублей), барьерная ставка (9%) и номинальный объем дохода (6000 тысяч рублей) остаются неизменными, но притоки по годам имеют разный вид.

Итак, в варианте А поступления начинаются с малых величин и нарастают с каждым годом, а в варианте Б сначала поступают крупные суммы, уменьшающиеся к концу реализации начинания.

Вариант А:

1 год – 800 тыс. руб.;

2 год – 1000 тыс. руб.;

3 год – 1200 тыс. руб.;

4 год – 1300 тыс.руб.;

5 год – 1700 тыс. руб.

Дисконтируем поступления по годам варианта А:

PV1 = 800 / (1 + 0,09) = 733,9;

PV2 = 1000 / (1 + 0,09)2 = 841,7;

PV4 = 1300 / (1 + 0,09)4 = 921,3;

PV5 = 1700 / (1 + 0,09)5 = 1105,3.

Сложив прибыль, мы видим такую картину. Доходы за 2 года (1575,6 тыс. руб.), 3 года (2502,2 тыс. руб.) и 4 года (3423,5 тыс. руб.) не обеспечивают возврата вложений, а сумма поступлений за 5 лет (4528,8 тыс. руб.) – обеспечивает. Значит, срок окупаемости больше 4 лет. Ищем остаток:

Остаток = (1 - (4528,8 - 4000) / 1105,3) = 0,52 года (округленно 7 месяцев).

Дисконтированный период окупаемости в варианте А составляет 4 года и 7 месяцев. Это на 5 месяцев дольше, чем в примере с равномерными поступлениями.

Вариант Б:

1 год – 1700 тыс. руб.;

2 год – 1300 тыс.руб.;

3 год – 1200 тыс. руб.;

4 год – 1000 тыс. руб.;

5 год – 800 тыс. руб.

Проведем расчет притоков по годам с учетом нормы дисконта:

PV1 = 1700 / (1 + 0,09) = 1559,6;

PV2 = 1300 / (1 + 0,09)2 = 1094,3;

PV3 = 1200 / (1 + 0,09)3 = 926,6;

PV4 = 1000 / (1 + 0,09)4 = 708,7;

PV5 = 800 / (1 + 0,09)5 = 520,2

Находим необходимое значение показателя. Суммарный доход за 2 года (2653,9 тыс. руб.) и за 3 года (3850,5 тыс. руб.) меньше начальной инвестиции, но уже по итогу 4 лет работы (4289,2 тыс. руб.) она полностью возвращается. Вычислим точный показатель:

Остаток = (1 - (4289,2 - 4000) / 708,7) = 0,59 года (округленно 8 месяцев).

В варианте Б срок окупаемости дисконтированный составляет 3 года и 8 месяцев, что гораздо привлекательнее для инвестора, чем равномерное получение дохода или его увеличение к концу проекта. Таким образом, можно сделать вывод, что возврат крупных сумм в начале внедрения инвестиционного проекта делает его гораздо более перспективным с финансовой точки зрения.

Чтобы не ошибиться в расчетах показателей экономической эффективности проекта , целесообразно пользоваться для этих целей специализированными компьютерными программами. В частности, DPP чаще всего рассчитывают в программе MS Excel.

Если вы хоть раз задумывались об открытии бизнеса, то одна из важнейших проблем, которая вас волновала, была бы прибыль. Именно данный показатель формирует рентабельность бизнеса.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Ведь от нее зависит не только чистый заработок клиента, но и срок окупаемости предприятия. То есть время, за которое вам вернутся деньги, которые вы вложили в данную компанию либо фирму. Данный показатель используется не только для фирм. Он также популярен при подсчетов вложений по инвестициям. Давайте же разберемся, как правильно посчитать срок окупаемости фирмы и насколько важен этот показатель.

Определение

Простой срок, за который окупается инвестиция или вложенные деньги в бизнес – это срок, от вложения средств, до того момента, когда они вернутся. Причем стоит учесть, что считаются не все полученные средства. А лишь так сказать чистые. То есть, это момент, когда были сделаны первые финансовые операции, а далее продолжительность до тех пор, пока они не вернулись в виде чистого дохода.

При составлении бизнес-плана, получении франшизы или займа на открытие бизнеса, одним из самых важных пунктов является срок окупаемости проекта или инвестиций.

Итак, окупаемость – это период, за который число дохода станет больше, чем цифра и затраты, и таким образом перекроет их. Если брать во внимание тот факт, что некоторый бизнес требует постоянных вложений, а также то, что доход бывает весьма нестабильным и изменчивым, можно утверждать, что срок окупаемости – это весьма относительная величина, которая остается динамичной в любое время.

То есть, если доходы и затраты нанести на координатную ось и отобразить ее как прямую, ось ОУ как денежную величину, а ОХ – как время, то мы получим график. Место, где прямая пересечет ОХ и будет считаться началом полной окупаемости.

Что такое дисконтируемый срок?


Дисконтируемый срок определяет не только величину полученных денег, но и их покупательную способность в будущем.

Если вам необходимо просчитать срок окупаемости не просто бизнеса, а денежных вложений, лучше всего использовать показатель, который имеет название – дисконтируемый срок окупаемости. Эта величина также показывает срок, который необходим для полного возврата инвестиционных денег.

Единственное ее отличие состоит в том, что она учитывает стоимость денег, которая меняется со временем, то есть инфляцию. Полезна она потому, что в отличие от обычного срока окупаемости данная величина учитывает финансовый риск более точнее, ведь берет во внимание возможность инфляции.

Именно благодаря ему вы можете сопоставить цены в этом году, а также те, которые будут с период полной окупаемости.

Но, стоит отметить, что так как инфляция – величина приблизительная и нестабильная, данный показатель является динамичным, а потому его точный расчет также невозможен и может быть с отклонениями.

Единственным недостатком, которым обладает окупаемость в терминах текущей стоимости состоит в том, что величина не учитывает размер денежных вложений после того, как пройдет срок полной окупаемости.

Что необходимо знать для расчета окупаемости инвестиционного проекта?

  1. Затраты проекта – сюда входят все денежные вложения, которые были сделаны с самого начала.
  2. Чистая прибыль за год – это деньги, которые объект получит за год уже без учета налогов и других затрат.
  3. Амортизация за год – это величина, которую объект потратит на улучшение своего проекта (обновление аппаратуры и тд).
  4. Продолжительность инвестиционных вложений.
  1. Поступление всех средств, которые были сделаны за определенный период времени.
  2. Ставка дисконтирования денег.
  3. Период, на который они были дисконтированы.
  4. Исходные инвестиции, которые были вложены.
  1. Норма дисконтных вложений.
  2. Период начала ввода денег в инвестиционный проект.
  3. Период оценки данных вложений, а также их прибыли.

Как рассчитать?

  1. Множество сайтов предлагает различные онлайн-ресурсы для расчетов срока окупаемости. По мнению экспертов данный сайт http://www.online-electric.ru/econom/338.php является наиболее удобным при подведении итогов и расчета срока окупаемости. Войдя на сайт вы увидите форму, в которую необходимо ввести ваши данные, такие как – стоимость ваших вложений в бизнес, либо инвестиционный проект, доля прибыли, которую вы получаете, размер амортизации, которую вы тратите, а также ставка дисконтирования. После того, как вы в рублях заполните данную форму, она выдаст вам значения во времени, которое и будет означать срок окупаемости данного проекта.
  2. Также, данный показатель можно рассчитать в EXCEL , но тут дела будут обстоять немного сложнее. Так, вам надо будет составить таблицу где вы пропишите количество лет, сумму инвестиций, денежные потоки и чистые денежные потоки. После чего вам будет необходимо ввести формулу, которая выдаст вам значения чистого дисконтированного потока. В ячейке, где значение перестанет быть минусовым и будет срок вашей окупаемости. Рассчитывать показатель данным способом немного сложнее, зато он сразу подготавливает для вас наглядный материал, если вам таковой необходим.
  3. И, наверное, самым обычным способом будет расчет данного значения вручную. Для этого мы возьмем формулу: срок за который окупятся инвестиции = затраты в проект/ чистый доход, который получен + амортизация, которая была потрачена за год +длительность вложений по инвестициям. Или же вы можете воспользоваться формулой: дисконтированный период окупаемости = доход от полученных средств за определенный период/ (1+процент дисконтированных доходов) период≥ начальные инвестиционные вложения.

Пример

Давайте представим, что вы открываете свой проект, который требует инвестиционных вложений около года, а также начальные вложения в 150 000 рублей. Каждый год инвесторы будут получать по 50 000.

Итак, проведя расчеты получим:

Год
1 2 3 4 5
Инвестиции 150
Доход в год 50 50 50 50
Поток денег -150 50 50 50 50
Итог -150 -100 -50 0 50

По таблице мы видим, что срок окупаемости проекта составляет ровно 5 лет.

Факторы, влияющие на срок окупаемости


Эксперты выделяют два типа факторов, которые могут влиять на срок окупаемости инвестиционного проекта:

  1. Внешние – это факторы, на которые владелец почти не может повлиять. К таковым относятся:
    • аренда помещения, которая увеличивает затраты и тем самым уменьшает размеры доходов; если начальный капитал берется в кредит, стоит учесть срок его возвращения;
    • непредвиденные расходы, или ЧП, которые требуют денежных вложений;
  2. Внутренние расходы – это те, которые целиком и полностью зависят от владельца и бизнеса. Так, в зависимости от вида стратегии, которую выберет начальник можно говорить о разных затратах внутри фирмы. К основным относят – энергоэффективность, а также стойкость.

Транспортная логистика - это наука, рассматривающая вопросы доставки груза из одной точки в другую. Основные задачи, которые решает логистика включают:

  • 1. Анализ пунктов отправки и доставки
  • 2. Анализ свойств перевозимого груза
  • 3. Выбор подходящего транспорта
  • 4. Построение оптимального маршрута
  • 5. Проведение контроля во время транспортировки и оперативная корректировка с случае отклонения

В качестве критериев оптимальности построенного маршрута и выбранного транспорта могут выступать:

  • Минимизация пройденного расстояния
  • Минимизация времени доставки
  • Минимизация расходов
  • Минимизация рисков повреждения груза

Оптимальным считается такой маршрут, который максимально удовлетворяет всем вышеприведенным критериям. Очевидно, что на практике выполнить все требования часто не представляется возможным по причине различных обстоятельств, поэтому один из критериев выбирается основным, а остальные по возможности принимаются во внимание.

Подход к решению задач транспортной логистики - комплексный. Каждая отдельная задаче не может быть решена без анализа ее взаимодействия с остальными. Так, выбор необходимого транспорта определяется совместно с разработкой оптимального маршрута, которые, в свою очередь, зависят от характеристик точек отгрузки и доставки.

Анализ пунктов отправки и доставки

Самый первый шаг - определение «широты размаха» используемых средств, которая зависит от географических характеристик пунктов доставки. На этом этапе устанавливаются возможности использования того или иного типа транспортного средства (ТС) и выполняется прокладка предварительного маршрута. Часто бывает невозможно или нецелесообразно использовать на всем пути только один вид транспорта - в этом случае путь делится на промежуточные отрезки, на которых определяется свой тип транспортировки.

Анализ свойств перевозимого груза

Объект, подлежащий перевозке, имеет свои уникальные характеристики от которых зависит выбор типа ТС и маршрут транспортировки. Так, маршруты перевозок обычного и опасного груза будут отличатся - во втором варианте он не должен проходить вблизи густонаселенных территорий и стратегических объектов, кроме того потребуется оформление специального разрешения.

Выбор типа транспортного средства

Подбор подходящего вида и типа доставки во многом определятся на основе результатов анализа на предыдущих этапах. Различают следующие виды транспорта:

  • Автомобильный
  • Идеально подходит для перевозок на короткие и средние дистанции. Благодаря высокой маневренности и мобильности представляет собой наиболее оптимальный способ доставки небольших партий груза в относительно короткие сроки. Однако по причине малой грузоподъемности данный вид транспорта малопригоден для перевозки больших партий товара, как и негабаритных, тяжеловесных грузов. Кроме того, существует риск порчи товара вследствие большой вероятности ДТП (относительно других видов транспортировки), а также его хищения.

  • Морской
  • Выделяются международный и внутренний водный (речной) транспорт. Несмотря на значительный срок доставки и ограниченности географическими факторами, он имеет неоспоримые преимущества в плане хорошей грузоподъемности, что благоприятствует крупногабаритным-тяжеловесным перевозкам и низкой стоимости переправки объектов из порта в порт. Особенно актуален для районов, имеющих между собой водное сообщение.

  • Железнодорожный
  • Является самым распространенным в России для перевозок промышленных грузов (преимущественно сырья и материалов) в значительных объемах на длинные расстояния. Его отличает дешевизна, всепогодность и быстрая скорость погрузочно-разгрузочных работ. Но по причине высокой загруженности железных дорог и, вдобавок, ограниченном числе железнодорожных перевозчиков - приводит к длительному ожиданию подходящего расписания.

  • Воздушный
  • Грузовой авиационный транспорт - наиболее быстрый способ транспортировки на очень большие дистанции, а также в области, не имеющие иных путей сообщения. Однако чрезмерные грузовые тарифы отпугивают мелкие и средние коммерческие организации, оставляя место лишь наиболее важным стратегическим доставкам.

  • Трубопроводный
  • Узкоспециализированный метод переброски различного рода газообразных и жидких веществ (газ, нефть). Низкая себестоимость транспортировки и большая пропускная способность определили право на его существование. Существенные недостатки - высокая стоимость прокладки «канала», а также ограниченное использование избранными гос. компаниями.

Построение оптимального маршрута

Прокладка оптимального пути следования груза, как и выбор подходящего ТС, определяется в первую очередь следующими факторами:

  • географическое расположение начальной, конечной и промежуточных точек маршрута;
  • специфика, характеристика и свойства перевозимого груза (количество, объем, габариты, степень опасности);
  • срочность доставки;
  • величина бюджета, отпущенного на транспортные расходы.

Определившись с основными приоритетами, логисты, как правило, получают несколько вариантов различных маршрутов. Отсеивание неперспективных происходит по схеме анализа возможных рисков и текущих условий. Корректировки вносятся исходя из климатических (сезонных, погодных), политических, экономических и других факторов. Грамотно составленная схема включает учет минимально-максимальных показателей времени и расходов, незначительных отклонений, степень рисков (актуально для страхования груза), вплоть до наступления форс-мажорных обстоятельств.

Проведение контроля во время транспортировки

В нашем мире никто не застрахован от наступления несчастных событий, и поэтому по принципу «если что-то ужасное должно произойти - оно обязательно произойдет», необходимо максимально полно обезопасить себя, взяв под контроль выполнение всех намеченных целей. Как это часто бывает, задержка на погрузке (или выгрузке), поломка машины, другие ЧП - приводят к смещениям временного графика, что может грозить опозданиями на следующую точку, срыву поставок и другими неприятными последствиями, приводящими к применению соответствующих санкций в отношении определенных сторон. В таких ситуациях следование по намеченному графику становится неактуально - требуется срочная корректировка с целью уменьшения негативных последствий. Непрерывный контроль и постоянное информирование логистом клиента и иных заинтересованных лиц, позволяет вовремя направить ситуацию в нужное русло.

На сегодняшний день существует немало средств контроля и мониторинга процесса транспортировки - сотовая, интернет, спутниковая и другие виды связи. Для слежения за траекторией движения, пресечения непреднамеренных остановок и любых отклонений от намеченного курса применяют GPS/ГЛОНАСС системы навигации, устанавливаемые на транспортные средства, которые позволяют следить за ними в режиме реального времени.

Принципы транспортной логистики

Базовый принцип, на котором строится весь алгоритм логистических услуг в транспортной сфере, носит название «точно в срок» (на английском - «just in time»). Согласно данному принципу поставки должны осуществляться в строго указанные сроки , не позже и не раньше, для организации непрерывности производственного процесса и исключения переполнения складских помещений излишним сырьем или продукцией.

Второй принцип, который можно охарактеризовать как «непрерывная цепочка», заключается в максимальной эффективности использования транспортных средств (непрерывности транспортных потоков) - исключение всевозможных простоев и прогонов «порожняком». Идеальный пример - привоз сырья на производство и забор уже готовой продукции для доставки определенному потребителю. В результате чего, каждая отдельная транспортная единица вовлечена в непрерывный цикл, избегая запланированных простоев («время-деньги»). По этой причине, большинство перевозчиков не любят простаивать на местах погрузок и загрузок - стоящая машина не приносит того дохода, который можно получить, используя ее для работы. Помните, что, чем больше вероятность водителю, который доставил ваш груз, пойти обратно «порожняком», тем больше будет стоимость доставки («двойная цена» = доставка + «обратка»).

Элементы логистической цепи складываются в единую транспортную систему , которая является совокупностью самых разных направлений. Работая как единый слаженный механизм, обширность логистической сети обратно пропорциональна расходам на транспортировку - продукция вывозится точно в срок, машины не простаивают, цикл производства не приостанавливается по причине нехватки материальных ресурсов, «холостые» пробеги отсутствуют - все это позволяет существенно снижать издержки.

Транспортные компании в сфере логистики

Появление в России большого количества всевозможных коммерческих компаний, оказывающих услуги по грузоперевозкам, обусловило высокий уровень конкуренции, что благоприятно сказалось на снижении транспортных тарифов . Это, в свою очередь, способствует экономическому развитию мелких производственных предприятий, чья продукция ориентирована на конечных потребителей.

Выбор ТК во многом зависит от уровня потребности в транспортных услугах того или иного клиента. На современном рынке представлено большое количество самых разнообразных перевозчиков - от частных извозчиков, владеющих единственной подержанной машиной, до крупных многопрофильных компаний, имеющий свой собственный автопарк. Большой спрос на данные виды услуг побудил рост мелких посредников-экспедиторов, которые не имеют в собственности никаких машин, а только связывают грузоотправителей с перевозчиками, беря за это, так за это, так называемую «дельту» - разницу между ценой клиента и транспортировщика. В этом, по сути, нет ничего плохого - экспедиторы берут на себя ответственность за доставку, снимая лишнюю головную боль с клиентов, не имеющих понятия в сфере перевозок, уберегая их тем самым от прямого обращения к крупным компаниям, не заинтересованных в «мелких» грузах. Клиент может, конечно, минуя посредников, обратиться к мелким компаниям или частным извозчикам, но кто застрахует его от мошенников? Вероятность встретить «недобропорядочных» людей среди мелких предпринимателей гораздо выше, чем среди крупных ТК.

Основные документы, оформляемые на перевозку груза

Общие положения, касающиеся грузовых автомобильных перевозок, описаны в «Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом» . Ниже приводятся основные документы, используемые при доставке товаров грузовым автотранспортом.

  • Транспортная накладная (ТН)
  • Документ, служащий подтверждением договора на перевозку между грузоотправителем и перевозчиком (П), в котором указываются характеристики груза, маршрут перевозки, точки погрузки и разгрузки, отметки грузоотправителя (ГО) и грузополучателя (ГП). Составляется в трех экземплярах - соответственно для ГО, П и ГП.

  • Товарная накладная
  • Документ, который подтверждает переход (продажу) товарно-материальных ценностей из одной организации в другую. Имеет единую форму ("ТОРГ-12"), которая может быть заменена собственной, при соблюдении полноты заполнения необходимых реквизитов. Применяется в качестве первичного документа в бухгалтерском учете (операции списания - для продавца, оприходования - для покупателя). Составляется в двух экземплярах - первый на руки продавцу, другой - покупателю.

  • Товарно-транспортная накладная (ТТН)
  • Основной документ (по форме № "1-Т"), который применялся до введения транспортной накладной. На сегодняшний день возможно применение как первого, так и второго документа, так как никаких указов на запрет ТТН со стороны органов власти не было. С другой стороны, постановление правительства №272 от 15.04.2011г. не предусматривает оформление ТТН, поэтому в скором времени, возможно, он будет полностью заменен транспортной накладной.
    При перевозке товара за границу РФ оформляется CMR (ЦМР) - международная форма товарно-транспортной накладной.

  • Договор на перевозку
  • Оформляется в случае, если компании между которыми происходит факт купли-продажи обращаются к организации-перевозчику. Договор составляется в двух экземплярах - первый на заказчика, второй - на перевозчика. Если компании не берут услуги транспортника, а обходятся своими силами, то договор перевозки и, как следствие, ТТН или ТН не оформляются. Факт перевозки учитывается только путевым листом.

  • Заказ-наряд
  • Другими словами - заявка на перевозку, в которую грузоотправитель в свободной форме вписывает сведения о характере груза, маршруте и сроках доставки и передает на рассмотрение перевозчику, который, не позднее трех рабочих дней обязан подтвердить или отказаться от нее с указанием причин отказа.

  • Путевой лист
  • Бумага, выписываемая на конкретное ТС, в которой отражается информация о водителе, которому был передан автомобиль, маршрут доставки, временные показатели прибытия на пункты разгрузки, расход топлива и т.д. Путевой лист может не выписываться, когда нет необходимости учета расходов для их списания (для налоговой отчетности). Срок, на который может быть оформлен путевой лист, - один календарный день или не более месяца.

Более подробную информацию о полном перечне документов, необходимых к оформлению для перевозки грузов различными видами транспорта, вы можете посмотреть в «Письме ФНС РФ от 21 августа 2009 г. № ШС-22-3/660 - О направлении систематизированных материалов по документированию операций при транспортировке товаров» .

Для того чтобы отправить груз с пункта назначения пункт доставки, нужно правильно подобрать маршрут. Такое действие поможет сэкономить время и денежные средства. Правильно подобрать маршрут вам поможет такая наука, как транспортная логистика. Транспортная логистика занимается систематическим передвижением грузов, предметов, товаров по маршруту, который больше всего подходит. Максимально подходящим будет тот маршрут, что позволит доставить груз в короткие сроки. Такое действие помогает заказчику с максимальной точностью определить сроки доставки до момента отправки. Важно отметить, что такой процесс поможет сэкономить как время, так и денежные средства, расходы на топливо.

Транспортная логистика — наука о составлении оптимальных маршрутов грузоперевозок

История развития

Впервые с понятием логистики человечество познакомилось в период развития Римской империи, когда на должность регулировщика перевозки продовольственных продуктов принимался логист. Транспортная логистика широко стала развиваться в период Второй мировой войны. Этот термин часто использовали военные американской армии, что вели свои действие боевые на территории Европы. Солдаты хорошо были оснащены продуктами, оружием и всем необходимым. Такие запасы характеризуют хорошую налаженную систему поставки транспортом. Сейчас сферу логистики всходят все аспекты, кроме производства товара. Основная цель, это доставить груз в пункт назначения с минимальными затратами денежных средств и времени. Расходы на перевозки происходят с учетом расстояния между точкой назначения и конечным пунктом доставки, а также с учетом труднодоступности конечного пункта.

Назначения и обязанности логистики

Доставка транспортом выступает частью материального изготовления. Грузоперевозки помогают из сырья получить пригодную продукцию и доставить ее в точку назначения. При грузоперевозке первоначальная цена на товар увеличивается. Это связано с тем, что логисты учитывают не только финансовый аспект, но и время перевозки. Также в момент транспортировки содержимого багажа, товар не только доставляется от грузоотправителя к получателю, а и в этот период храниться в автотранспортном средстве. В этот момент не занимается территория складского помещения. К основным обязанностям транспортной логистики относят:

  1. Правильно сформировать маршрут, разработать схемы доставки, учесть коридоры транспортные и цепи.
  2. Правильно подобрать маршрут при смешанном виде перевозки.
  3. Сохранность товара. Транспортное средство исполняет роль не только транспортировщика, а и несет ответственность за сохранность товара, как в складском помещении.
  4. Правильно сформировать маршрут при производственных особенностях.
  5. Подбор транспортного средства и способов перевозки.
  6. Правильный выбор маршрута доставки багажа.

Транспортный коридор – применяется при международных перевозках ил доставке в отдельные регионы.

Транспортная цепь – доставка товара на четко определенные расстояния, с правильным подбором временного промежутка и с использованием разных видов транспортных средств.

Работа логиста состоит в обеспечении транспортных коридоров при международных грузоперевозках

Выбор логистов

Для того чтобы произвести грузоперевозки, логисту надо правильно подобрать транспортное средство. Все они разделены на такие категории, как автомобильное транспортное средство, жд транспорт, морские средства доставки, перевозка воздухом, трубопроводный вид средства. Часто используют для грузоперевозок автомобиль, жд транспорт и морские судна. При отправке содержимого багажа, специалистам нужно обратить внимание на такие составляющие элементы, как:

  • Какое количество веса нужно транспортировать.
  • Какие сроки потребуются, и какие сроки предоставляет грузоотправитель.
  • Безопасность перевозки.
  • Количество доставок.

При определении этих составляющих элементов, логист выбирает максимально подходящий вид транспортного средства.

Изменения и современные тенденции

Среди всех видов транспортировки товара, часто используют автомобильное транспортное средство, так как этим транспортом можно доставить разного рода багаж, и крупногабаритный и мелкогабаритный. Изменения, что произошли в сфере логистики, большей мерой коснулись доставки автомобилем. Нововведения произошли в таком направлении:

  • Увеличилось количество компаний, которые предоставляют услуги перевозки. В частных автопарках увеличилось количество грузовых машин. Это связано с тем, что большое количество грузоперевозчиков стали заинтересованы в таком виде перевозки. Это относиться к частным компаниям. С 1993 года и по нынешний год количество грузоперевозок частными предприятиями возросло на 63 %.
  • Доставка жд транспортом сократилась. Такое сокращение связано с использованием компаниями новых видов автомобилей, которые могут доставить и специфичный груз, с учетом всех норм, температурного режима и составляющих товара.
  • Компании, что используют для перевозки коммерческий транспорт отошли на второй план, так как такие предприятия не имеют заинтересованности в процессе перевозки содержимого багажа.

Грузоперевозчики отдают предпочтение тем компаниям, где доставка груза, это основной вид деятельности. Такие показатели, нововведения увеличивают потребность в логистике, так как у грузоотправителя есть право выбора, каким транспортным средством производить доставку.

Грузоперевозки автомобильным транспортом постепенно вытесняют железнодорожные

Документальная сторона

В основу деятельности транспортных компаний входит не только разработка схем и маршрутов доставки, а и подготовка сопроводительной документации. Этот процесс требует от грузоотправителя тщательной подготовки, так как за предоставленные и переданные перевозчику документы он несет ответственность. Мера ответственности определяется Гражданским Кодексом Российской Федерации и дополнительными нормативно – правовыми актами, договором. Пакет документов отличается, соответствует типу доставки – по территории России или за рубеж. Основными сопроводительными документами выступают:

  1. Транспортная фактура, коносамент.
  2. Фактура на выполнение грузоперевозки.
  3. Грузовой декрет, обращение. Такой документ оформляется тогда, когда транспортировка производиться одним автотранспортным средством, доставляются смешанные виды багажа в разные пункты назначения (несколько получателей).

Оформление сопроводительной документации в соответствующих предприятиях выгодно и удобно тем, что логист четко знает, какой вид документов нужно подготовить и при не стандартах доставках может известить грузоотправителя о потребности оформить дополнительный пакет документов. При международной доставке содержимого багажа количество документов расширенное. Такая потребность произвела активное развитие грузовых терминалов, которые существуют и востребованы во всех больших центральных городах России. Основной задачей комплексов и логистов выступает прием груза, загрузка и выгрузка, сортировка, комплектация, юридическая консультация и правовая помощь, обеспечение заказчиков.

Логист отлично ориентируется во всех разновидностях документации для грузоперевозок

Основное направление

Для произведения грузоперевозки, логисты ставят перед собою такие задачи:

  1. После определения содержимого багажа, которое надо поставить, тип транспорта.
  2. Вид транспорта. Важно правильно определить, каким транспортным средством выгоднее всего будет поставить груз, и важно учесть основные свойства и характеристики содержимого багажа.
  3. В момент подготовки товара к перевозке, учесть требования и потребности складских помещений.
  4. Правильно выбрать маршрут, согласовать его с грузоотправителем.

Для заказчика основными критериями выбора компаний, что специализируются на организации транспортировки багажа, выступают минимальные расходы денежных средств и времени на доставку товара. Это особенно актуально, если отправитель производит доставку на постоянной основе, регулярно.

Также компании дают гарантии и несут ответственность за доставку содержимого багажа в целостности. Транспортная логистика позволяет полностью контролировать товар во время трансферта. Заказчик также может отследить груз в любой точке перемещения на отрезке пути, это дает возможность доставить товар в срок, в полной безопасности, без повреждений. Это продуктивно для специфичных и скоропортящихся товаров.

Глобализация экономики сопровождается небывалыми ранее темпами роста торговли. Мировой объем экспорта за 50 лет вырос в 10 раз и продолжает увеличиваться более высокими темпами, чем ВВП. Ежедневный объем валютных операций превышает $1,5 трлн против $15 млрд в 1973 году. В этих условиях максимально возрастает значение мировой транспортной сети. Транспорт служит материальной базой производственных связей между отдельными территориями, выступает как фактор, организующий мировое экономическое пространство и обеспечивающий дальнейшее географическое разделение труда.

В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг. Значительная часть ЛО на пути движения МП от первичного источника сырья до конечного потребителя осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50 % от суммы общих затрат на логистику. Этим определяется важность оптимизации движения МП на этапе транспортировки.

Транспортная решает следующие основные задачи:

  • создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей;
  • совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);
  • обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
  • совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
  • выбор вида и типа транспортного средства;
  • определение рациональных маршрутов доставки.

Исходными данными для выбора оптимального вида транспорта для конкретной перевозки является информация:

Выделяют шесть основных факторов выбора вида транспорта:

  • время доставки;
  • частота отправлений груза;
  • надежность соблюдения графика доставки;
  • способность перевозить разные грузы;
  • способность доставить груз в любую точку территории;
  • стоимость перевозки.

Автомобильный транспорт. Сфера применения автомобильного транспорта в России – внутригородские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки, в также перевозки на средние и дальние расстояния малотоннажных ценных и скоропортящихся грузов.

Преимущества: высокая маневренность и оперативность; регулярность поставки; менее жесткие требования к упаковке товара по сравнению с другими видами.

Недостатки: сравнительно высокая себестоимость перевозок (по максимальной грузоподъемности автомобиля); срочность разгрузки; возможность хищения груза; возможность угона автотранспорта; сравнительно малая грузоподъемность.

Железнодорожный транспорт. В условиях России ж/д транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков. Преимущества: сравнительно невысокая себестоимость перевозки; хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях; возможность доставки груза на большие расстояния; регулярность перевозок; возможность эффективной организации погрузочно-разгрузочных работ. Недостатки: невысокая маневренность.

Морской транспорт. Является самым крупным перевозчиком в международных перевозках. Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно-импортные перевозки (в том числе все грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении). Велика его роль в каботажных (внутренних) перевозках для северных и восточных прибрежных регионов страны.

Преимущества: низкие грузовые тарифы; высокая провозная способность. Недостатки: низкая скорость; жесткие требования к упаковке и креплению грузов; малая частота отправок; зависимость от метеоусловий.

Внутренний водный транспорт. Внутренний водный (речной) транспорт предназначен для перевозок отдельных массовых видов грузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского сообщения (особенно пригородного). Однако в последние десятилетия он не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта и практически превратился в специфический вид технологического транспорта, предназначенного для перевозки минерально-строительных материалов.

Преимущество: низкие грузовые тарифы, при перевозках грузов весом более 100 тонн на расстояние более 250 км этот вид транспорта самый дешевый.

Недостатки: малая скорость доставки; низкая доступность в географическом плане из-за ограничений, которые накладывает конфигурация водных путей; сезонность.

Воздушный транспорт. По своим функциям воздушный транспорт также относится к узкоспециализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеет большое значение в транспортировке ряда ценных, скоропортящихся и срочных грузов.

Преимущества: высокая скорость; возможность доставки в отдаленные районы.

Недостатки: высокие грузовые тарифы; зависимость от метеоусловий, что снижает надежность соблюдения графика поставки.

Трубопроводный транспорт. Трубопроводный транспорт предназначен для перекачки газа, нефти и нефтепродуктов. Трубопроводный транспорт, в отличие от вышеописанных универсальных видов транспорта, пока остается узкоспециализированным, предназначенным для перекачки на дальние расстояния жидких и газообразных продуктов ограниченной номенклатуры: газ, нефть и нефтепродукты.

Преимущества: высокая скорость доставки; наиболее экономически выгодный способ транспортировки нефти и газа. Недостатки: узкая специализация; частые аварийные ситуации по причинам нарушений безопасности трубопроводов, хищений цветных металлов, оборудования с вдольтрассовых сооружений; несанкционированных врезок в трубопроводы; диверсионных актов; повышенная опасность экологических и социальных последствий возможных отказов и аварий: возгорания, взрывы, загрязнение природной среды, большая угроза населению, потери из-за хищений посредством несанкционированных врезок в нефтепроводы; наукоемкость и капиталоемкость диагностики дефектов, ремонт, модернизации оборудования, реконструкции и строительства новых трубопроводов.

Промышленные фирмы, доверившие часть своих функций транспортным предприятиям, специализируются на основной своей деятельности для повышения ее эффективности и готовы оплачивать квалифицированные услуги сторонних фирм по выполнению ряда ЛФ. Промышленные фирмы видят в этом процессе свою основную выгоду – снижение суммарных затрат и особенно сокращение фонда заработной платы. Кроме того, наряду с чисто экономическими факторами грузовладельцы получают более высокую степень свободы маневра. Так, повышение коммерческой гибкости очень ценно для отраслей, работающих на распределенных по большим территориям рынках и несущих потери от несвоевременного переключения товарных потоков в соответствии с колебаниями спроса.