Виды фарфора кратко. Виды фарфора, керамики и фаянса

Принадлежит к тонкокерамическим изделиям, покрытым прозрачной глазурью. Посуда фарфоровая группируется по следующим признакам: назначению, видам, фасону, размерам, комплектности.

По назначению посуда фарфоровая делится на чайную, кофейную, столовую и кухонную.

Основными видами посуда фарфоровая и фаянсовая являются следующие:

чайной — чашки, блюдца, пиалы, чайники, сливочники, молочники, сахарницы, маслёнки, сухарницы, полоскательницы;

кофейной — кофейники, чашки, сахарницы, молочники;

столовой — тарелки, блюда, миски, пловницы, селёдочницы, салатники, бульонки, вазы суповые, для соуса и компотов, подливочники, хренницы, солонки, горчичницы, перечницы, доски для сыра;

кухонной — банки для хранения продуктов и др.

Большинство этих изделий вырабатывается как из фарфора, так и из фаянса. Однако некоторые изделия вырабатываются только из фарфора (чайники, кофейники, сливочники, сахарницы) либо только из фаянса (миски, пловницы).

Фасоны посуды крайне разнообразны, определяются конструкцией изделий и их формой. Как правило, фасоны посуды обозначаются номерами (фасон № 1, № 2, № 3 и т. д.). В отдельных случаях фасон посуды характеризуют указанием формы; например салатник четырехугольный, круглый.

Размеры определяются ёмкостью (в см³ или литрах) либо диаметром в мм (плоские изделия).

По комплектности различается посуда штучная и в виде сервизов, гарнитуров и наборов.

Сервизы — комплект посуды одного назначения, обычно на 6 или 12 персон. Различаются сервизы чайные, кофейные и столовые. Чайные и кофейные сервизы выпускаются только фарфоровыми, столовые — фарфоровыми и фаянсовыми.

Гарнитуры — комплекты посуды более полные, чем сервизы. Они включают изделия различного назначения. Так, например, чайный гарнитур включает в себя полностью чайный сервиз и, кроме того, мелкие тарелочки, масленку, вазу для варенья, блюдца для варенья и др.

Наборы — менее полные комплекты посуды, чем сервизы; могут быть различного назначения и рассчитаны на разное количество людей (Сервизы).

Сервиз чайный "Коттеджный". Форма Александрия. Автор герба Василий Андреевич Жуковский (ИФЗ)

Фарфоровая посуда

Фарфоровая посуда имеет белый спёкшийся непористый черепок, дающий блестящий раковистый твёрдый излом. Покрывается тонким слоем блестящей кислотоустойчивой, твёрдой, не царапающейся стальным ножом глазури. При ударе по краю издает высокий, мелодичныи, долго не смолкающий звон. Водопоглощаемость черепка 0,2%. Характерным признаком фарфора, отличающим его от других керамических материалов с белым черепком, является просвечиваемость в тонких местах при проходящем свете (при толщине черепка 2—3 мм).

Фарфор бывает твёрдый и мягкий; различаются не физической твёрдостью обожженного черепка, а степенью размягчения при обжиге.

Твёрдый фарфор содержит около 50% глинистых веществ (каолин, глина или её заменитель — бентонит), примерно 25% полевого шпата и 25% кварца или кварцевого песка (Керамические товары). Требует высокой температуры обжига (1320—1410°). Обладает высокими механическими, термическими и химическими свойствами. Советский фарфор был твёрдый .

Мягкий фарфор отличается повышенным содержанием плавней, имеет меньшую механическую прочность и химическую стойкость, чем твёрдый, но больше просвечивается. К мягким фарфорам относятся главным образом японский, английский, французский (севрский) и отчасти китайский (в Китае вырабатывается и твёрдый фарфор). В качестве плавня для мягкого фарфора иногда используют, кроме полевого шпата, костяную золу и стеклянные фритты (предварительно сплавленные легкоплавкие составы), почему он иногда носит название костяного или фриттованного.

Сервиз. Кобальтовая сетка. Автор росписи Анна Яцкевич. Формы 1945-2014 годы (ЛФЗ-ИФЗ)

Фаянсовая посуда

Фаянсовая посуда в отличие от фарфоровой имеет черепок пористый, непросвечивающий даже в тонком слое. Фаянс при ударе по краю изделия издаёт низкий, глухой, быстро затихающий звук. Водопоглощаемость черепка колеблется от 9 до 12%.

Фаянс бывает твёрдый (полевошпатный) и мягкий (известковый). Изделия из мягкого фаянса имеют большую пористость, меньшую механическую прочность и термическую устойчивость глазури; температура обжига у него примерно на 100° ниже температуры обжига твёрдого фаянса. Советский фаянс относился к твёрдым ; чаще всего содержал 50—60% глинистых материалов (преимущественно белой глины), 35—40% кварца или кварцевого песка и 5—10% полевого шпата. Термическая стойкость глазури фаянсовой посуды ниже, чем фарфоровой, т. к состав фаянсовой глазури более сложный и его труднее подобрать по коэффициенту расширения к черенку.

Сервиз кофейный "Золотая лента". Форма "Юлия", костяной фарфор. Автор росписи главный художник ИФЗ Неля Петрова

Современная фарфоровая и фаянсовая посуда является одним из проводников художественной культуры, поэтому её качество определяется её только технической, но и художественной достоинствами, причём сложность формы и степень заполненности поверхности сосудов росписью отнюдь не являются показателями высокого художественного качества. Получившие мировую известность предприятия — знаменитая Мейсенская мануфактура (саксонский фарфор, Германия), Севрская мануфактура (Франция), фарфоровая мануфактура в Челси (Англия), бывший Императорский фарфоровый завод в России (потом Государственный фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова в Ленинграде, ныне ОАО "Императорский фарфоровый завод") прославились главным образом высокими художественными достоинствами своих фарфоровых изделий. На этих предприятиях над созданием фарфоровой скульптуры, новых форм посуды и её росписью работали выдающиеся художники — И. Кендлер, И. Герольд (Мейсен), Э. Фальконе, Ф. Буше (Севр), Я. Дункер, С. Пименов (отец), Иван Черный, П. Тупицын, А. Захаров и др. (Петербург). Основными признаками стиля современной фарфоровой и фаянсовой посуды является простота, экономичность и функциональная целесообразность форм, красивые пропорции и силуэты, гармоничность расцветки. Определение художественных качеств фарфоровой и фаянсовой посуды производились художественными советами, искусствоведами и художниками.

Сервиз "Золотая лента". Форма "Купольная", костяной фарфор (ИФЗ)

Сырьё и производство . При производстве фарфоровой и фаянсовой посуды используются различные виды пластичных материалов (каолины, глины), отощающие материалы (кварцы, чистый кварцевый песок и др.), плавни (полевой шпат, пегматит, мел), глазури, керамические краски и ряд вспомогательных материалов (гипс для форм, огнеупоры, клеящие вещества и др.).

Основное сырьё подвергается тщательной предварительной обработке. Глинистые материалы очищаются от посторонних примесей путём отмучивания. Камневидные материалы (кварц, полевой шпат, пегматит, бой) промываются и размалываются на бегунах, а затем дополнительно в шаровых мельницах, после чего смешиваются с глинистыми материалами (предварительно размешанными с водой) в специальных мешалках. Полученную жидкую массу пропускают через электромагнитный сепаратор (для удаления частичек железа), затем через фильтропресс (для снижения влажности). После этого масса для повышения пластичности выдерживается некоторое время, затем её пропускают через вакуум-мялку для удаления воздушных пузырьков и получения большей однородности. Подготовленная таким образом фарфоровая и фаянсовая масса, содержащая 22—27% влаги, используется для пластического формования изделий При формовании методом литья из массы добавлением воды и электролитов (сода и др.) приготовляют так называемый «шликер», содержащий 30—40% влаги. При пластическом формовании масса в определенном количестве вводится в форму (если формуют полые изделия) или накладывается на форму (при формовании плоских изделий) и прижимается шаблоном. Так как форма и шаблон имеют очертания изделия, то при вращении формы масса заполняет пространство между ними и приобретает форму изделия. При литьё «шликер» заливают в толстостенные гипсовые формы и выдерживают несколько минут. За это время на стенках формы (вследствие впитывания ею влаги) оседают частички массы, образуя корпус изделия. После этого излишек «шликера» сливают Пластическое формование и литье производится как ручным, так и мехавизированным способом — на полуавтоматах высокой производительности. После формовки изделия немного подвяливают, выбирают из форм и приставляют к ним в случае надобности необходимые детали (ручки и носики).

Отформованные изделия сушатся в специальных сушилках — конвейерных или туннельных — и отправляются для первого, так называемого утильного обжига в печах периодического действия — горнах или в печах непрерывного действия — туннелях. Утильный обжиг фарфора проводится при 900°, фаянса — при 1250—1280°. После первого обжига изделия обычно глазуруются, чаще всего окунанием в суспензию из глазури, а затем направляются на второй обжиг. В отдельных случаях до глазурования производят украшение посуды специальными керамическими красками. Второй (политой) обжиг фарфоровой посуды ведётся обычно при температуре около 1380°, фаянсовой посуды — при ИЗО—1160°.

После политого обжига посуда (так называемое «бельё») сортируется, шлифуется, полируется и отправляется в живописный цех для декорирования (если оно не было произведено до политого обжига).

Украшение . Для украшения фарфоровой и фаянсовой посуды применяются керамические краски, препараты золота и серебра, люстры и специальные глазури (цветные, потечные, кракле и др.).

Керамические краски представляют собой соединения (окислы, соли) различных металлов в смеси с флюсами, обладающие способностью при высокой температуре образовывать окрашенные силикаты, алюминаты и алюмосиликаты.

Золото применяется в виде резината золота (так называемого харца) или в виде хлорного золота.

Серебро используют в виде сульфита серебра или сернокислого серебра.

Люстры — растворенные в эфирных маслах резинаты железа, меди, висмута и других металлов.

Цветные глазури представляют собой состав из различных минералов, окрашенных в тот или иной цвет соединениями металлов; бывают потечные и кракле; потечные — легкоплавкие глазури, образующие при обжиге изделий обильные потеки; кракле — глазури, образующие на поверхности сетку из мелких волосяных трещин, закрашиваемые в процессе декорирования изделий.

Виды разделки фарфоровой и фаянсовой посуды

Виды разделки фарфоровой и фаянсовой посуды: 1 — надглазурная роспись; 2 — полукрытье со штампом; 3 — деколькомания с отводкой; 4 — подглазурная роспись с дорисовкой золотом: 5 — крытьё с отделкой деколькоманней с золотом и штампом: 6 — крытьё с медальоном фотопечати; 7 — печать двухцветная и рельеф; 8 — трафарет

Декорирование фарфоровой и фаянсовой посуды производится двумя способами — подглазурным и надглазурпым.

При подглазурном способе посуду украшают после первого обжига. Нанесенные краски закрепляются на изделиях в процессе второго обжига. Таким образом, при этом способе краски находятся под глазурью, и она защищает их от истирания и разрушения пищей. В этом заключается достоинство подглазурного способа украшения посуды. Однако палитра подглазурных красок сравнительно бедна, т. к. многие керамические краски не выдерживают высокой температуры второго обжига, особенно у фарфора.

При надглазурном способе посуду украшают после второго обжига, и краски закрепляются путём дополнительного (муфельного) обжига при температуре 600—800°. Достоинство этого способа в широкой палитре цветов, возможности нанесения многокрасочных рисунков; недостаток — в необходимости дополнительного обжига и меньше прочности нанесённых красок. Как при надглазурном, так и при подглазурном способах украшение посуды производится различными приемами, к числу которых относятся: лента, отводка и усик; крытьеё и полукрытьеё; трафарет; штамп; печать; декалькомания, фотокерамика, живопись. Лента, отводка и усик — цветные полоски различной ширины, наносимые на изделия с помощью кисти. Усиком называют полоски шириной до 1 мм, отводкой — до 3 мм, лентой — свыше 3 мм. Ленту шириной 3—5 мм называют узкой, свыше 5 до 9 мм — средней, свыше 9 до 13 мм — широкой, шириной 15—16 мм (наносится на фаянсовые изделия) — буфетной. Отводка и усик, чаще всего надглазурные, наносятся краской и золотом; лента может быть надглазурной (краской и золотом) и подглазурной. Подглазурная лента наносится обычно кобальтом или солями.

Крытьё и полукрытьё — покрытие всей или части (полукрытьё) поверхности изделий красками. Производится обычно с помощью аэрографа — прибора, распыляющего краску. Крытьё может быть надглазурпым и подглазурным, сплошным и с прочисткой, т. е. со снятой в виде каких-либо узоров краской. Эти места могут быть затем раскрашены золотом или красками.

Трафарет — рисунок, нанесённый на изделие краской при помощи пульверизатора через трафарет, дающий плоскостное изображение с резким очертанием. Может быть однокрасочным и многокрасочным, надглазурпым и подглазурным.

Штамп — однокрасочный рисунок, состоящий из линий, штрихов, точек; наносится на изделие при помощи резиновой или желатиновой печати (штампа) краской или золотом. Чаще всего делается в виде узкого бортового рисунка. Штампы бывают мелкие и крупные. Штамп мелкий применяется, как правило, при надглазурной раскраске посуды, крупный — при надглазурной и подглазурной.

Печать — одноцветный контурный рисунок, перенесённый с выгравированной стальной доски на папиросную влажную бумагу; затем с папиросной бумаги, пока ещё не высохла краска, — на изделия. Иногда этот контурный одноцветный рисунок раскрашивается на изделиях кистью; в этом случае рисунок носит название «печать с раскраской». Печать однотонная может быть надглазурной и подглазурной, печать с раскраской — надглазурная. Декалькомания (деколь) — как правило многоцветный рисунок, выполненный литографским способом на специальной гуммированной (проклеенной) бумаге и переведённый затем на изделие примерно так же, как детские переводные картинки.

Фотокерамика заключается в перенесении на изделие изображения с диапозитива (фотоотпечатка на стекле). Для этогодиапозитив складывается (при освещении жёлтым светом) со стеклянной пластинкой, предварительно покрытой светочуствительной эмульсией и подвергается на определённый срок действию света, который изменяет свойства светочуствительной эмульсии в светлых местах. При последующем припудривании стеклянной пластинки керамической краской последняя удерживается только на участках, не подвергшихся действию света, и располагается в виде изображения, кото-рое было на диапозитиве. Затем пластинку покрывают тонким слоем коллодия, промывают в щёлочном растворе и воде и отделяют от нее всю образовавшуюся плёнку с красочным рисунком. Плёнку переклеивают на изделие, которое обжигают при температуре 800°.

Живопись — ручная роспись изделий кистью или пером. В узорах, выполненных живописью, заметны мазки кистью; роспись носит более сочный и свободный характер, обладает как правило более высокими художественными достоинствами, чем при других способах украшения. Ручная роспись применяется как самостоятельный приём украшения посуды и в дополнение к деколи, печати, трафарету. В этом случае она носит различное название: пестрение (частичная разрисовка рисунка, подчеркивающая отдельные его детали), разделка рисунка (разрисовка, подчёркивающая почти все детали рисунка), подправка (мазки по рисунку деколи для оживления отдельных его деталей), блик (рельефный мазок бесцветной краской, подчёркивающий светлые детали рисунка), дорисовка (дополнительная ручная работа к основному рисунку).


Группировка украшений посуды по сложности . Для фаянсовой посуды установлено 12 групп, для фарфоровой — 20 групп сложностей украшения посуды (разделок). Группа сложности украшения (группа разделки) зависит: от приёма, которым украшено изделие (трафарет, печать, деколь и т. д.); от характера узора — букет (до трёх отдельных рисунков в узоре), раскидной (не менее пяти отдельных рисунков), бортовой, сплошной; от наличия дополнительных украшений (пестрение, дорисовка, отводка, штамп и т. д.); от вида краски (обыкновенная, золото и др.); от способа украшения (надглазурный подглазурный). На фарфоровую посуду с особо сложным украшением предусматриваются дополнительные надбавки к ценам, установленным для изделий 20-й группы разделки.

Требования к качеству и сортировка . Качество фарфоровой и фаянсовой посуды зависит от удобства её конструкции и формы и от качества изготовления. По качеству изготовления фарфоровую и фаянсовую посуду деляили на три сорта: 1-й, 2-й и 3-й. При установлении сортности посуды принимался во внимание характер и число дефектов, размер н место их нахождения (на лицевой или оборотной стороне).

Основными дефектами являются : недостаточная белизна черенка изделия; деформация (нарушение правильности формы); неправильное крепление деталей (косо или непраиильно по высоте приставленные ручки и ножки, несоразмерная величина этих деталей); неправильный подбор крышек (качание, зазор между корпусом и крышкой); щербины (небольшие углубления по краю изделия); рватьё (сквозные и несквозиые трещины по краям изделий на ножке или в местах крепления ручек и носиков); прыщ и пузырь (вздутия на поверхности черенка); мушка (тёмные пятна от наличия в массе частичек железа); выгорка (углубления в корпусе изделия, обычно заполненные стекловидной массой грязновато-зелёного цвета); свищи (сквозные отверстия в корпусе изделия, иногда затянутые тонким слоем глазури); засорка (приплавившиеся к поверхности изделия частички массы или капселей); плешины (места, не покрытые глазурью); натеки глазури (утолщенный слой глазури, обычно на краях изделий); сухость глазури (места с излишне тонким слоем глазури, шероховатые на ощупь); матовость глазури (отсутствие нормального зеркального блеска глазури); наколы глазури (мелкие углубления в поверхности глазури в виде булавочных наколов); цек (волосяные трещины в глазури); задувка (окрашивание отдельных участков глазури, обычно в грязновато-зеленый цвет); летелый край (участки с отскочившей глазурью на краях фаянсовых изделий); дефекты раскраски (нарушение целости рисунка, тусклость краски, выгорание краски, стирающаяся краска, помарки краской).

Комплект чайников "Красный конь". Новгородская форма. Автор А.В. Воробьёвский (ИФЗ)

Общие требования к фарфоровой и фаянсовой посуде сводятся к следующему: посуда должна быть правильной формы, устойчивой, с ровно и прочно прикрепленными ручками или ножками, со сплошной, ровной глазурью. Не допускаются на посуде: свищи, цек глазури, царапающая засорка, крупные пузыри, сухость глазури, обнажающая черепок, стирающаяся краска, сквозной зазор между корпусом и крышкой изделий.

Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение . Маркируется фарфоровая и фаянсовая посуда клеймением на донышке изделий.

Клеймом обозначали: марку предприятия, сорт изделия и номер группы разделки. Клеймо сортности в фарфоровых изделиях высшего сортов и фаянсовых 1-го сорта было красного цвета, в фарфоровых изделиях 1-го и фаянсовых 2-го сортов — синего, в фарфоровых изделиях 2-го и фаянсовых 3-го сортов — зелёного и в фарфоровых изделиях 3-го сорта — коричневого или чёрного цвета. При упаковке плоские изделия (тарелки, блюдца), а также чашки с блюдцами завёртывались в бумагу через одно изделие и затем увязывались в пакет. Остальные изделия завёртывались в бумагу каждое в отдельности. Перевозилась фарфоровая и фаянсовая посуда, как правило, в крытых вагонах, без жёсткой тары, в пачках, переложенных соломой, сеном или стружкой. Хранилась на полках в сухих помещениях.

Изображения любезно предоставлены сотрудниками Императорского Фарфорового Завода Михаилом Тренихиным (Директор московской галереи ОАО "Императорский фарфоровый завод"), большим нашим другом, и Екатериной Мартыновой (Заведующая Галереей современного искусства ОАО "Императорский фарфоровый завод" ), но ей отдельная благодарность и пожелание успеха и всего самого доброго в предстоящем деле!

Спасибо фарфоро-фаянсовые друзья!

В этой статье вы узнаете о том, что такое фарфоровая посуда ? А точнее: история возникновения, свойствах фарфоровой посуды, разновидности фарфора, виды декора фарфоровой посуды и ее качество.

Также, узнаете ответы на вопросы:

  • Что такое фарфор?
  • Как ухаживать за фарфоровой посудой?
  • Как выбрать качественную фарфоровую посуду?

История фарфора

В средние века фарфоровая посуда ценилась на уровне с золотом. Осколки китайского фарфора дамы носили как бусы, на золотой цепочке. Китайцы, наладив производство посуды в шестом веке, тщательно хранили секрет производства в течение 1000 лет.

Многочисленные попытки найти технологию производства фарфоровой посуды проваливались из-за незнания составляющих сырья. Даже после получив готовые образцы фарфора из Китая, французы не смогли отыскать подобных даров природы на своей земле. Французскому химику Иоганну Бетгеру удалось найти секрет. Узнав об этом, король приказал ему поработать на государственную казну.

Доработав технологию изобретения фарфоровой массы, ученый пытался сбежать с царского дворца, вследствие чего поплатился жизнью. Производство фарфора было переведено в замок и лучшие мастера начали заниматься изготовлением фарфора под присмотром охраны.

Через несколько лет, нескольким мастерам удалось убежать от царя в город Вену. Там они открыли свои собственные мастерские. Через 50 лет под французским городом «Лимож» были найдены залежи каолина. Лимож стал крупнейшим производителем фарфора в 18 веке.

Традиции сохранились до сих пор, и хоть Лимож и не является крупным поставщиком фарфора на мировой рынок, рестораторы Франции только в мастерских этого города заказывают посуду для своих заведений. Музей фарфора в Лиможе – памятник прошлому и настоящему Франции.

Что такое фарфор?

Фарфор – тонкостенная посуда с красивой росписью. Посуда замечательно украшает быть и способна улучшить настроение. Повседневно пользуясь посудой из фарфора, человек получает эстетическое удовольствие. В последнее время, из-за имеющегося обширного ассортимента такой посуды в магазинах возникла возможность подобрать посуду под дизайн и стиль кухни.

При тонком слое глиняная керамика фарфора просвечивается насквозь. Звуковые волны распространяются в фарфоре в 4 раза быстрее, чем в фаянсе, поэтому при ударе по нему деревянной палочкой фарфор издает продолжительный и чистый звук. Именно таким образом можно с легкостью отличить фарфор от подделок и фаянса.

Фарфор получают обжигом при температуре до 1500 °C, из смеси каолина, глины, полевого шпата и небольшого количества кварца. Именно процесс обжигания применяют для изготовления высококачественной фарфоровой посуды.

Достоинство фарфора в том, что он очень инертный материал и обладает химической и термической прочностью. По ГОСТу, глазурь у посуды из фарфора должна выдерживать перепады температур от 205 °С до 20 °С.

Фарфоровая посуда – свойства

Для сервировки столов в ресторанах применяются комплекты фарфоровой посуды, которые состоят из сорока и более различных предметов.

Хорошего качества фарфоровая посуда имеет просвечивающийся снежно-белый черепок и отличается своей прочностью. При ударе по краю, фарфоровое изделие обязательно издает продолжительный звук.

У фарфоровой посуды, в отличии от фаянсовой выше термическая и механическая стойкость, лучше внешний вид и потребительские качества.

К щелочам и кислотам наиболее устойчив фарфор с высоким содержанием глинозема и малой пористостью, у которого водопоглощение близко к нулю.

Разновидности фарфора

По составу и способу обработки глины, фарфоровую посуду можно разделить на посуду из:

  • Мягкого фарфора (всегда производится со сливочным оттенком)
  • Твердого фарфора (полностью белая и твердая)
  • Костяного фарфора (средней белизны и средней твердости).

Всех разновидностей великолепно подходит для использования на кухне. Посуда из твердого фарфора все же ценится выше. Ее можно встретиться в элитных ресторанах и на респектабельных приемах.

Декор фарфоровой посуды

Посуда из натурального белого фарфора и без декора пользуется наибольшей популярностью. Разновидности такой посуды отличаются только дизайном формы.

Производители фарфоровой посуды, выпускают разнообразные декорированные комплекты, способные удовлетворить любые вкусы.

Существует два типа декорирования фарфоровой посуды:

  • Рельефный декор – нанесен на стенки посуды гравировкой, перфорацией или при помощи рельефных рисунков. Рельефный декор отливается в формах вместе с посудой, или части декора (фигурки, цветки и т.п.) формуются отдельно и наклеиваются после.
  • Красочный декор – наносится глазурью (чаще на китайском фарфоре с нанесением рисунка прямо на черепок) или над ней (роспись эмалевыми красками).

Как ухаживать за фарфоровой посудой

Соблюдая простые правила, фарфоровая посуда будет радовать ваших близких, детей и внуков.

Фарфоровую посуду лучше мыть руками и отдельно от ложек, вилок и других металлических предметов, с использованием мягких мочалок. Кольца и другие украшения на это время желательно снять.

Не используйте декорированную металлами фарфоровую посуду в микроволновой печи и не мойте в посудомоечной машине. Посуду без подобных украшений мыть в посудомоечной машине можно, но установив режим с малым нагревом воды.

Фарфор не любит бытовую химию и абразивные моющие средства, так как они могут испортить или поцарапать поверхность посуды.

Вымытую посуду, желательно вытереть мягкой тканью и как можно быстрее высушить.

Фарфоровую посуду нежелательно мыть горячей водой, иначе может повредиться рисунок.

Когда моете посуду, не оставляйте ее надолго в воде.

Лучше использовать специальное средство для мытья фарфора или нейтральное мыло.

После длительной эксплуатации, посуда из фарфора может потемнеть и потерять свой респектабельный вид. Вернуть фарфору безупречную белизну можно протерев его тряпочкой смоченной винной кислотой или скипидаром. Также с этой проблемой поможет справиться пищевая сода, а также соль с уксусом.

Пятна на фарфоровых тарелках можно удалить теплой водой, если в нее добавить немного нашатыря.

Чтобы тарелки и другая посуда из фарфора лучше сохранялись, можно переложить их белыми салфетками.

Не ставьте чашки друг на друга, чтобы не повредить хрупкую ручку.

Как выбирать фарфоровую посуду

Купить фарфоровую посуду хорошего качества, можно в посудном магазине, на выставке. Выбирая посуду из фарфора, стоит учитывать вкусовые качества и финансовые возможности, но все же фарфор должен быть качественным.

Какой фарфор качественный?

Качество фарфора зависит от содержания в нем белой глины (каолина), тонкости помола и других технологических особенностей.

Посуду лучше выбирать известных производителей у которой должны иметься отчетливо читаемые известные клейма находимые по каталогам, а вот китайская и другая «no name» посуда не имеющая клейм может быть опасна для здоровья.

Производители советуют воздерживаться от приобретения фарфоровой посуды с очень яркими и перламутровыми рисунками, так как такие рисунки могут содержать кадмий и свинец.

Цвет у качественного фарфора – белый, тепло-сливочный. Серо-голубые оттенки говорят о низком качестве изделия. Настоящий цвет фарфора можно увидеть на донышке тарелки или чашки.

При покупке нужно обратить внимание на места соприкосновения изделий с поверхностью стола. Эти места должны быть такого же однородно-белого цвета как и глазурованная поверхность, если, конечно, не использовалось никаких отбеливающих веществ или красителей для глазури.

Фарфоровую посуду никогда не декорируют полностью, с целью проверки тонкости помола и чистоты фарфоровой массы. Присмотритесь – если в фарфоровой массе присутствовали примеси – вы увидите их на не прикрытых рисунком участках.

Выбирая изделия из фарфора, следует учитывать его гладкость, а также отсутствие дырочек, пузырьков, трещин, вкраплений, царапин и малейших сколов.

Качество можно также определить по геометрической правильности чашек и тарелок. Если их поставить на стол, то они должны стоять и не качаться как в обычном состоянии, так и в перевернутом, а крышки плотно прилегать к основному изделию.

В интернет магазине «Гранд Престиж» представлено множество вариантов красивой и изящно декорированной посуды, изготовленной из разного вида фарфора . Интересно ли Вам, какие именно существуют виды фарфора? В чем их отличия, преимущества и какие требуются особенности ухода за каждым из них? Читайте об этом в данной статье.

Среди видов фарфора можно выделить три основных и наиболее известных. А именно:

Твердый фарфор. Его получают при очень высокой температуре обжига, от 1400 °C до 1460 °C. Состав этого вида отличается более высоким содержанием каолина или белой глины и более низким содержанием кварца и полевого шпата. Как следствие всего этого, твердый фарфор отличается высокой жароустойчивостью, крепостью, а также чистым колокольным звоном.

Мягкий фарфор. Отличается более высоким содержанием кварца и полевого шпата. Он обжигается при температуре от 1300 - 1350 °C. Благодаря этому, мягкий фарфор имеет более нежный белый цвет, отличающийся иногда практически сливочным тоном, а также мягкий фарфор более прозрачный, чем твердый. А вот жароустойчивость мягкого фарфора намного ниже, чем у твердого.

Костяной фарфор. Его называют компромиссом или чем-то средним между мягким и твердым фарфором. Костяной фарфор тверже и выносливее мягкого, но уступает по этим характеристикам твердому фарфору. Его цвет не такой белый, как у мягкого фарфора, но белее чем у твердого. В целом костяной фарфор - это вид мягкого фарфора, который отличается тем, что его состав до 50% состоит из костяной золы, которая и дала название этому виду фарфора. Благодаря такому составу костяной фарфор отличается особой просвечиваемостью и тонкостенностью.

Помимо основных видов, существует ещё три вида фарфора, которые, может быть, менее известны, но от этого не менее интересны и значимы.

Бисквитный фарфор. Этот вид фарфора отличается пористой структурой. Его получают при температуре обжига не более 1000 °C и не покрывают глазурью. Благодаря этому бисквитный фарфор отличается хорошей прочностью. Также к особенностям этого вида фарфора можно отнести то, что благодаря своей пористой структуре он достаточно тяжелый.

Розовый фарфор. Его получают благодаря окрашиванию в розовый цвет фарфоровой массы ещё до обжига, после которого фарфор покрывают прозрачной глазурью. Поэтому даже на изломе черепок такого фарфора будет розовым.

Белый фарфор. Благодаря наличию в своем составе фосфату извести, этот вид фарфора имеет нежный белый цвет с не явными оттенками топленого молока, благодаря чему он и получил такое название. Белый фарфор обжигают при температуре 1260°C поэтому он достаточно твердый и долговечный при бережном использовании.

Вторник, 03 Мая 2011 г. 13:10 + в цитатник

Фарфо́р (тур. farfur, fagfur, от перс. фегфур) - самая благородная керамика. Фарфоровая посуда - это белая прочная посуда, характеризующаяся удивительной лёгкостью и прозрачностью. Отличить посуду из фарфора от изделий из других видов керамики можно по чёткому продолжительному звону, который она издаёт при ударе.

Разновидности и технология производства

В основном фарфор производится из каолина, глины, кварца и полевого шпата. Немного терминологии:

Плавни в керамических массах играют роль отощающих добавок. При обжиге плавни способствуют образованию легкоплавкого расплава, снижают температуру обжига изделий, повышают плотность черепка. В качестве плавней в массах тонкокерамических изделий используют полевой шпат, пегматит, нефелиновый сиенит, перлит, мел, доломит, тальк и другие материалы. Действие плавней в массе не одинаково.
Полевые шпаты - универсальный плавень в технологии тонкой керамики и в производстве глазурей. Земная кора состоит более чем на 50% из полевошпатовых пород, но месторождения полевых шпатов, пригодных для керамической промышленности весьма ограничены и в основном исчерпаны. Представляют собой алюмосиликаты щелочных и щелочноземельных металлов. Также в производстве могут использоваться пегматиты, граниты, перлиты.


Каолин белая глина, которая образуется при выветривании полевых шпатов. В составе имеет минерал коалинит, и широко используется в промышленности.

Кварц - еще один из самых распространённых минералов в земной коре, породообразующий минерал большинства магматических и метаморфических пород. Входит в состав других минералов в виде смесей и силикатов. В общей сложности массовая доля кварца в земной коре более 60%.

Обычно проводят два обжига фарфоровых изделий: первый на «утиль», второй – «политой». Первый обжиг на «утиль» имеет целью спечь изделие и обеспечить ему определенную пористость и прочность, достаточную для глазурования водной суспензией. Второй обжиг необходим для расплавления глазури на поверхности изделия и осуществления ее взаимодействия с материалом черепка.

Для улучшения формовочных свойств сырья фарфоровая масса, шедшая на изготовление знаменитого китайского фарфора «яичной скорлупы», т.е. изделий с очень тонкими стенками, выдерживалась в закрытом состоянии в земле по 100 летВ наши дни глину могут подвергать летованию, особенно если она малопластична. Для этого выкопанную глину в виде небольших кусков раскладывают на земле грядками, которые периодически поливают водой, и перелопачивают. В таком состоянии в течение нескольких лет глина подвергается воздействию воды, солнца, мороза и значительно улучшает свои свойства. Для изготовления тонких гончарных работ глину отмучивают в воде от примесей, отделяют грубые фракции и после частичного обезвоживания гноят в подвалах в течение нескольких месяцев.

В качестве эталона для оценки белизны фарфора используют свежеосажденный сульфат бария BaSO4. Белизна характеризуется интенсивностью рассеивания света, которая регистрируется фотометром.

Термин «фарфор» в англоязычной литературе часто применяется и к технической керамике: цирконовый, глинозёмный, литиевый, борнокальциевый и др. фарфор, что отражает высокую плотность соответствующего специального керамического материала.

Фарфор также различают в зависимости от состава фарфоровой массы на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому выше опасность деформации заготовки при обжиге.

Твердый – с небольшими добавками плавня (полевого шпата) и потому обжигаемый при сравнительно высокой температуре (1380...1460°C). Масса классического твердого фарфора состоит из 25% кварца, 25% полевого шпата и 50% каолина и глины.

Мягкий – с повышенным содержанием плавней, обжигаемый при температуре 1200...1280°C. Кроме полевого шпата в качестве плавней используют мрамор, доломит, магнезит, жженую кость или фосфорит. С увеличением содержания плавней возрастает количество стекловидной фазы и потому улучшается просвечиваемость фарфора, но снижаются прочность и термостойкость. Глина сообщает фарфоровой массе пластичность (необходимую для формования изделий), но снижает белизну фарфора.

Мягкий фарфор используется преимущественно для изготовления художественных изделий, а твёрдый обычно в технике (электроизоляторы) и в повседневном обиходе (посуда).

Фарфоровые изделия весьма разнообразны по своему химическому составу, по свойствам и назначению. Несколько наиболее известных типов фарфора и их характерные особенности:

Фарфор бисквитный – матовый, без глазури. Существует мнение, что бисквитным его называют по причине двукратного обжига. Приставки «бис» и «би» во многих языках означают два. При производстве фарфора сначала производят обжиг, который называют утильным, а затем следует обжиг при глазуровании. Бисквитный фарфор также обжигается дважды, но второй раз без глазури. В настоящее время технология производства бисквитного фарфора может и не включать второго обжига. В эпоху Классицизма бисквит употреблялся в качестве вставок в мебельные изделия.

Фарфор костяной – мягкий фарфор, непременной составной частью которого является зола костей крупного рогатого скота, состоящая главным образом из фосфата кальция. В настоящее время ее иногда заменяют природными фосфатами кальция. Изготовленные из костяного фарфора изделия характеризуются высокой белизной, просвечиваемостью и декоративностью. Специалисты считают, что костяной фарфор начал производить И. Спод в 1759 г. в окрестности г. Сток-он-Трет (Англия). В нашей стране изделия из костяного фарфора высокого качества выпускает фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова в Санкт-Петербурге.

Фарфор фриттованный – хорошо просвечиваемый мягкий фарфор, производимый во Франции с 1738 г. Он содержит 30...50% каолина, 25...35% кварца, 25...35% богатой щелочью стекольной фритты. Фритты – композиционные добавки к фарфоровой массе, обеспечивающие образование стекловидной фазы, а следовательно, и обусловливающие просвечиваемость фарфора. В состав фритт входят: песок, сода, селитра, гипс, поваренная соль и измельченное свинцовое стекло.

Особое место в классификации фарфора занимает китайский фарфор . История фарфора и история Китая неразрывно связаны. В древности для изготовления посуды в Китае использовали в основном нефрит. Но это был слишком дорогой материал. Результатом долгих поисков китайскими мастерами замены нефрита становится фарфор, материал доступнее и проще в обработке. Нефрит остался в Китае священным камнем, а фарфор практически сразу покорил китайских правителей.

Из всего китайского фарфора особо выделяют белый. Тайна его уникальной хрупкости и в то же время прочности заключается в сырье, из которого он производится. Провинция Цзянси оказалась богата так называемым фарфоровым камнем, горной породой состоящей из кварца и слюды. Преобразовав все компоненты в порошок и добавив каолин, получали массу, которую хранили много лет, чтобы она приобрела необходимую пластичность. Особый матовый блеск достигался нанесением глазури несколькими слоями, разной прозрачности.

Китайский фарфор прославился своей необычайной тонкостью и невесомостью, стенки чашек такие хрупкие, что напоминают яичную скорлупу. Получившая популярность на родине, сначала в высших кругах, а после и среди всего населения, китайская керамика еще до н.э. стала экспортироваться в сначала в Индию, Японию и Африку; и лишь в XVI веке в Европу.

Декорирование

Красочный декор.

Фарфор расписывается двумя способами: подглазурной росписью и надглазурной росписью.


При подглазурном расписывании фарфора краски наносятся на неглазурованный фарфор. Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью и обжигается при высокой температуре до 1350 градусов.


Палитра красок надглазурной росписи богаче, надглазурная роспись наносится по глазурованному белью (профессиональный термин нерасписанного белого фарфора) и после обжигается в муфельной печи при температуре от 780-850 градусов.

При обжиге краска вплавляется в глазурь, уходя за тонкий слой глазури. Краски после хорошего обжига блестят (кроме специальных матовых красок, используемых только для декоративных целей), не имеют никаких шероховатостей и в дальнейшем лучше противостоят механическому и химическому воздействию кислых пищевых продуктов и алкоголя.

Профессиональная надглазурная роспись осуществляется на живичном скипидаре и скипидарном масле. Краски предварительно замачиваются на палитре на сутки и более. После для работы тщательно растираются с добавлением скипидарного масла. Скипидар в баночках должен быть сухой, слегка жирный и жирный (скипидар постепенно переходит из одного состояния в другое). Масло тоже должно быть более текучее и более густое. Для работы берётся кусочек замоченной краски, добавляется масло, скипидар - и разводится до консистенции густой сметаны. Для мазковой росписи кистью разводят краску чуть погуще, для перьевой росписи - чуть пожиже. Подглазурная краска разводится на воде, сахаре с добавлением малого количества глицерина.

Среди красок для росписи фарфора особо выделяется группа красок, приготовленных с использованием благородных металлов. Наиболее распространены краски с использованием золота, платиновая и серебряная краска (или Аргентин).


Золотые краски низким процентом содержания золота более декоративные, и декорированные ими изделия нельзя подвергать механическому воздействию (мыть абразивными средствами и в посудомоечной машине).

Рельефный декор.


Данный вид декора фарфоровой посуды вделан непосредственно в материал самого предмета граверным путем, перфорацией или посредством рельефообразных завышений. Фарфоровая посуда либо отливается в формах вместе с рельефом, либо рельеф или же пластические части декора (цветки, почки, листья, фигурки в качестве рукоятей и т.д.) формуются отдельно и потом наклеиваются.

История

Состав твердого фарфора приблизительно в VI веке изобрели китайцы, однако этот производственный секрет хранился в строгой тайне. Высокой степени совершенства китайский фарфор достигает в XV и XVI веке, и в XVI же веке благодаря португальским мореплавателям большое количества китайских изделий попадает в Европу.


Около 1500 года производство фарфора усваивают японцы. Знакомству с японскими изделиями в Европе способствовали в XVII и XVIII веке голландцы, захватывая их с собой по пути из гавани Арита в провинции Хицэн. По названию главной гавани, где грузились товары, этот фарфор называли «имари». Черепок японского фарфора по качеству уступает китайскому, но декор его значительно богаче и разнообразнее. Помимо красок, применявшихся китайцами, японцы декорировали фарфор золотом.

От случая к случаю попадая в Европу начиная с XIII века, китайский фарфор вставлялся европейскими ювелирами в оправу и наравне с другими драгоценными предметами хранился в церковных, монастырских и дворянских сокровищницах.

Во второй половине XV века в Италии делаются первые попытки подражать фарфору. В 1575 году по воле великого герцога тосканского Франческо I ди Медичи устраивается мануфактура мягкого фарфора в знаменитых флорентийских садах Боболи. Так называемый фарфор Медичи по своим свойствам занимал среднее положение между твердым и мягким фарфором. Мануфактура действовала до первой четверти XVII века включительно.

В истории фарфорового производства фарфор Медичи только эпизод. За ним последовали другие попытки - в Англии (д-р Дуайт и Френсис Плейс, оба во 2-ой половине XVII в.) и во Франции (Руан, Сен-Клу). Стимулировал эти непрекращающиеся поиски усилившийся с начала XVII века ввоз дальневосточного фарфора. Вплоть до начала XVIII века все попытки оставались безуспешными - в результате получались материалы, отдалённо напоминавшие фарфор и более близкие к стеклу.

Например, Иоганн Фридрих Бёттгер (1682-1719 гг.) проводил опыты по созданию фарфора, которые в 1707/1708 году привели к созданию «rothes Porcelain» (красного фарфора) - тонкой керамики, яшмового фарфора.

Однако настоящий фарфор ещё предстояло открыть. Химии как науки в её современном понимании ещё не существовало. Ни в Китае или Японии, ни в Европе сырьё для производства керамики ещё не могли определить с точки зрения химического состава. То же касалось использовавшейся технологии. Процесс производства фарфора тщательно задокументирован в записках о путешествиях миссионеров и купцов, но из этих отчётов не могли быть выведены использовавшиеся технологические процессы. Известны, например, записки священника-иезуита Франсуа Ксавье д"Антреколя, содержащие секрет технологии производства китайского фарфора, сделанные им в 1712 году, но ставшие известны широкой общетсвенности только в 1735 году.


Письмо Франсуа Ксавье д"Антреколя о технологии производства китайского фарфора, 1712 г., опубликовано Дюальдом в 1735 г.

Понимание основного принципа, лежащего в основе процесса производства фарфора, а именно необходимости обжига смеси различных видов почвы, - тех, которые легко сплавляются, и тех, что сплавляются сложнее, - возникло в результате долгих систематических экспериментов, основанных на опыте и знании геологических, металлургических и «алхимико-химических» взаимоотношений. Считается, что эксперименты Бёттгера по созданию белого фарфора шли одновременно с опытами по созданию «rothes Porcelain», поскольку всего два года спустя, в 1709 или 1710 году, белый фарфор был уже более или менее готов к изготовлению.

Необходимо заметить, что китайский фарфор, с современной точки зрения, - мягкий фарфор, поскольку в его состав входит существенно меньше каолина, чем в твёрдый европейский фарфор, он также обжигается при более низкой температуре и менее прочен.

Вместе с Бёттгером над созданием твёрдого европейского фарфора трудились эксперты и учёные различных специальностей. Европейский твёрдый фарфор (pate dure) был абсолютно новым продуктом в области керамики.

В конце декабря 1707 года был произведён успешный опытный обжиг белого фарфора. Первые лабораторные записки о пригодных к использованию фарфоровых смесях относятся к 15 января 1708 года. 24 апреля 1708 года было отдано распоряжение о создании фарфоровой мануфактуры в Дрездене. Первые образцы фарфора, прошедшие обжиг в июле 1708 года, были неглазурованными. К марту 1709 года Бёттгер решил эту проблему, но покрытые глазурью образцы фарфора он представил королю только в 1710 году.

В 1710 году на пасхальной ярмарке в Лейпциге была представлена пригодная для продажи посуда из «яшмового фарфора», а также образцы глазурованного и неглазурованного белого фарфора.

История в России.

Попытки организовать производство фарфора или фаянса в России начались еще при Петре I - большом его ценителе. По заданию Петра I русский заграничный агент Юрий Кологривый пытался выведать секрет фарфорового производства в Мейссене, но потерпел неудачу. Несмотря на это, в 1724 г. русский купец Гребенщиков основал в Москве за свой счет фаянсовую фабрику, на ней же велись опыты по изготовлению фарфора, но они не получили должного развития.

Потерпел неудачу и вроде бы проверенный на Руси способ развития науки и искусства - приглашение иностранных специалистов.
Оставался один путь, наиболее трудный и долгий, но зато надежный: организовать поисковую систематическую научно-технологическую работу, которая в результате должна была привести к разработке технологии производства фарфора. Для этого нужен был человек, имевший значительную подготовку, обладающий достаточной технической инициативой и изобретательностью. Таковым оказался Дмитрий Иванович Виноградов, уроженец города Суздаля.

В 1736 г. Д.И. Виноградов со своими товарищами - М. В. Ломоносовым и Р. Райзером - по представлению Петербургской Академии Наук и по императорскому указу был послан “в немецкие земли для изучения между прочими науками и художествами особливо и главнейшие химии и металлургии к сему тому, что касается до горного дела или рукописного искусства”.
Обучался Д.И.Виноградов преимущественно в Саксонии, где находились тогда “славнейшие во всем немецком государстве рукописные и плавильные заводы” и где работали в то время искуснейшие учителя и мастера этого дела. Он пробыл за границей до 1744 г. и вернулся в Россию с аттестатами и свидетельствами о присвоении ему звания “бергмейстера”, в те времена пользовавшегося большим авторитетом.

Перед Виноградовым встала задача - самостоятельно разрешить все вопросы, связанные с созданием нового производства. На основе физических и химических представлений о фарфоре ему предстояло разработать состав фарфоровой массы, технологические приемы и способы изготовления массы настоящего фарфора. В том числе - разработка глазури, а также рецептуры и технологии изготовления керамических красок разных цветов для живописи по фарфору.

Более тысячи различных экспериментов было выполнено Виноградовым за время его работы на, как её тогда называли, “порцелиновой фабрике”.

В работах Виноградова по организации фарфорового производства в России значительный интерес представляют его поиски “рецепта” фарфоровой массы. Эти работы относятся преимущественно к 1746-1750 гг., когда он усиленно искал оптимальный состав смеси, совершенствовал рецепт, ведя технологические исследования по применению глин различных месторождений, меняя режим обжига и т.д. Наиболее ранний из всех обнаруженных сведений состав фарфоровой массы имеет дату 30 января 1746 г. Вероятно, с этого времени Виноградов приступил к систематической экспериментальной работе по нахождению оптимального состава русского фарфора и продолжал ее в течение 12 лет, до своей смерти, т.е. до августа 1758г.

С 1747 г. Виноградов приступает к изготовлению пробных изделий из своих опытных масс, как можно судить о том по отдельным экспонатам, хранящимся в музеях и носящим его марку и дату изготовления (1749г. и более поздние годы). В 1752 г. заканчивается первый этап работ Виноградова по созданию рецептуры первого русского фарфора и организации технологического процесса его производства.

Следует обратить внимание на то, что, составляя рецепт, Виноградов старался по возможности зашифровать его. Он не пользовался русским языком, а применял итальянские, латинские, древнееврейские, и немецкие слова, пользуясь кроме того, их сокращением. Это объясняется тем, что ему давались специальные указания о необходимости засекречивать работу, насколько это возможно.

Успехи Виноградова по изготовлению фарфора на порцелиновой фабрике в это время были уже столь значительны, что 19 марта 1753 г. в “Санкт-Петербургских ведомостях” появилось объявление о приеме заказов на фарфоровые “пакетовые табакерки” от частных лиц.

Помимо разработки рецептуры фарфоровых масс и исследования глин различных месторождений, Виноградов разрабатывал составы глазурей, технологические приемы и инструкции по промывке глин на месторождениях, вел испытания различных сортов топлива для обжига фарфора, составлял проекты и строил печи и горны, изобретал рецептуру красок по фарфору и решал многие смежные проблемы. Можно сказать, что весь технологический процесс производства фарфора ему пришлось разрабатывать самому и, кроме того, одновременно же подготавливать себе помощников, преемников и сотрудников различной квалификации и профиля.

В результате “прилежного труда” (так он сам оценил свою деятельность), был создан самобытный русский фарфор. Фабрика достигла больших успехов как по качеству фарфора, так и по разнообразию изделий из него. В заключение необходимо отметить, что немалое участие в создании самобытного фарфора в России принял и М.В.Ломоносов, хотя доля его участия в этом деле была несравненно меньше, чем Д.И.Виноградова. Что, впрочем, не помешало впоследствии назвать Императорский завод именно именем Ломоносова, а не Виноградова.

Маркировка фарфоровых изделий

Маркировка как способ указания принадлежности изделия к конкретному производству стала использоваться в Европе вскоре после создания крупных керамических мануфактур. Но еще задолго до этого, например, на дельфтском фаянсе XVII века воспроизводились восточные (японские и китайские) марки. Кстати, с этих же марок начинали и крупнейшие европейские фарфоровые фабрики - Мейсен и Вена.

Оригинальные марки впервые в Европе были введены на мейсенской мануфактуре в 1723-24 годах. Вслед за этим начали маркировать свои изделия и другие фабрики. Марки, как правило, были синими подглазурными и размещались на дне изделия. Долгое время наличие или отсутствие марки предоставлялось на усмотрение самих производителей фарфора и лишь в последней трети XVIII века в основных странах-изготовителях (Франция, Германия, Австрия) маркировка стала обязательной, причем, марки должны были регистрироваться в соответствующих государственных службах.

По мере увеличения числа фарфоровых производств в Европе и признания очевидного лидерства, а, следовательно, и наибольшей ценности изделий севрской, мейсенской, венской и некоторых других мануфактур, на первый план стала выходить такая функция маркировки, как защита от имитации и подделки. С этой целью, например, в XIX веке Севр, Вена и Берлин ввели практику двойного маркирования: одна марка - обычно синяя подглазурная - ставилась при изготовлении изделия, вторая - чаще всего красная - при его надглазурном декорировании.

Пример маркировки фарфора ранней династии Мин

Если говорить о содержании марок, то при всем их разнообразии можно выделить следующие основные элементы: названия фабрик или городов (местностей), где они расположены; фамилии, инициалы или монограммы владельцев либо их высоких покровителей; геральдические мотивы - короны, гербы или части гербов; фигуры животных, птиц, рыб; цветы или иные растения; корабли, якоря, другие морские мотивы; замки и различные строения; религиозные или мифологические мотивы; различного рода эмблемы и символы; геометрические фигуры.

Если изделие не маркировано, то приходится определять его по способу исполнения, форме, характеру черепка, цвету глазури и стилю декора. Знаки маркировки фарфора и фаянса собраны в специальных справочниках и каталогах.

P.S. Как утверждают историки, фарфоровая чашка с ручкой - та, которую мы ежедневно наполняем душистым чаем - появилась не столь уж давно. Произошло это поистине важное событие около 1730 г. в Вене, когда какой-то изобретательный и предприимчивый мастер фарфоровых дел придумал снабдить китайскую гайвань (пиалу) боковой ручкой, и эта конструкция стала более удобной для европейцев - ведь до этого в течение многих лет они пили кофе из металлических чашечек с ручкой, а воду, пиво или молоко - из кружек.

Виды фарфора

Виды фарфора

Керамика

Настоящая керамика - темный, непрозрачный, остеклованный продукт и, если его разбить, всегда цветной, иногда коричневый и часто светло-серый.

Керамика свободно сочеталась с местным месторождением глины. Глина сама по себе обеспечивает переход порошка флюса в состояние остекленения при температуре между 1100-1300’C.

В основном, настоящая керамика имеет нестандартные составляющие, но состоит в основном из натуральной глины. Обычно, добавления других компонентов не включены.

Керамика может производиться из очищенной глины, которая обычно придает темно-желтый цвет керамике, флюс затем добавляет остекленность продукту при требуемой температуре.

Это условие свободно относится к изделиям, включая посуду для сервировки стола и кухонную посуду, которая может использоваться в печи и затем ставиться прямо на стол. Оба, глина и различные остекленные основы, иногда используются в этом направлении. В идеале, посуда для запекания должна быть сделана из остекленной основы, которая имеет низкую температурную расширения.

Тем не менее, иногда, производится дешевая, низкого качества, не требующая сложного технологического процесса кухонная посуда из глины. Даже с посудой для запекания/ кухонной посудой нужно позаботиться и о самой посуде и об избежании неровного запекания, которое может быть причиной давления внутри предмета и увеличивает возможность термического шока.

Самые основные материалы, используемые для производства керамических изделий

Глина

Глина может быть кремового или белого цвета, таким образом, кремовый оттенок содержит больший процент клубковой глины, белый оттенок содержит больший процент белой глины. Тип глиняной основы становится пористым при обжиге. Абсорбирует около 6-8% воды и становиться легче по весу.

Преимущество глины - в возможности неглазурованного обжига по меньшей мере 12-ти предметов за один раз. При глазурованном обжиге булавочные рычаги должны использовать отдельно на посуду; это причина создания стандарта марки 3-х булавок. Это также дает возможность захватить наибольшую поверхность при обжиге; основное отличие между глиной и другими основами в том, что фабрика может производить большие объемы пядями, делая продукцию очень привлекательной по цене для производства. Глиняная основа в основном не рекомендуется для использования в ресторанах и отелях, так как она портиться и у нее низкая защита от ударов по сравнению с другими основами.

Остеклованная глина

Эта характеристика относиться к основам, которые имеют адсорбцию воды менее чем 0,5%. Когда такая основа обжигается, это увеличивает прочность и уменьшает вероятность сколов, увеличивая срок использования посуды. Потому что, низкое термическое расширение будет придавать лучшие термические возможности. Эту продукцию можно рекомендовать для использования в ресторанах и отелях, а так же для запекания.

Фарфор

Слово фарфор используется, как термин, включающий в себя всю керамическую посуду, которая белая и полупрозрачная. Костяной фарфор может, например, быть включен в эту классификацию, хотя это, конечно, не фарфор.

Фарфор белое, полупрозрачное остекленное изделие, которое обычно обжигается при пониженной температуре, как результат этого - сине-серый оттенок фарфора.

Фарфор может быть глазурованным и неглазурованным; неглазурованный фарфор можно использовать для производства фигурок. Процесс производства для глазурованного фарфора позволяет нанести декор в обжиг или в глазурь.

Твердая фарфоровая масса, самая типичная для фарфоровой посуды, первый обжиг она проходит при температуре 900-1000’С, придавая достаточную прочность основе, затем глазурь наносится на основу и обжигается при температуре от 1400’С до требуемой.

В состав мягкой фарфоровой массы входит больше флюса и меньше глины, это позволяет проводить обжиг глазури и основы вместе при более низких температурах 1250-1300’С.

Костяной фарфор

Костяной фарфор имеет основу чрезвычайно белую, остекленную и полупрозрачную. Марки изогнутой булавки не возможны на этой основе, и поэтому, каждый предмет должен устанавливаться на индивидуальные механизмы для установок и каждый предмет ставится на ножку. Как результат этого, нужно больше места в печи для обжига. К этому добавляется стоимость материала и костяной фарфор становиться одним из самых дорогих основ.

Виды фарфора

Фарфор - благороднейший и наиболее совершенный вид керамики. От всех других видов он в то же время отличается некоторыми особыми свойствами, например, тем, что его масса не только на поверхности, но и в изломе абсолютно бела.

Характерна также прозрачность в наиболее тонких местах черепка. Вы пробовали читать через фарфор? Через тарелку современного производства этого сделать не удастся, а вот сквозь блюдце или стенку чайной чашки, которые изготовили в 17 в. китайские мастера, вполне можно различить крупные буквы - настолько тонок черепок.

Состоит фарфор из смеси различных сортов глины и просвечивающей глазури, которой покрыт черепок. Если дважды обожженная фарфоровая масса оставляется без глазури, как было принято на некоторых фарфоровых заводах при изготовлении мелкой пластики, медальонов, реже посуды - такой фарфор называется бисквитным.

В зависимости от состава фарфоровой массы и глазури различаются твердый и мягкий фарфор. Промежуточный вид представлен так называемым костяным фарфором.

Твердый фарфор

содержит в основном два исходных материала: каолин (чистая глина - тугоплавкая, жирная и крайне пластичная масса) и полевой шпат (чаще всего в соединении с белой слюдой - относительно легко плавится). К этим основным веществам добавляется кварц или песок.

Свойства фарфора зависят от пропорции двух главных веществ: чем больше каолина содержит его масса, тем труднее ее плавить и тем она тверже. Смесь эту перемалывают, замешивают, промывают и затем высушивают до тестообразного состояния. Возникает пластичная масса, которую можно либо отливать в формах, либо обтачивать на гончарном круге. Отформованные предметы дважды обжигаются, сначала при 600-800°С, а потом уже с глазурью - при 1300-1500°С.

Глазурь состоит из тех же компонентов, что и черепок, только в других пропорциях, и благодаря этому может соединиться с черепком совершенно однородную массу. Глазурь нельзя ни отбить, ни отслоить.

Твердый фарфор отличается крепостью, сильной сопротивляемостью жару и кислотам, непроницаемостью, прозрачностью, раковистым изломом, и наконец, чистым колокольным звуком. В Европе он изобретен в 1708 году в Мейсене Иоганом Фридрихом Бетгером.

Мягкий фарфор,

называется также художественным или фриттовым, состоит преимущественно из смесей стекловидных веществ, так называемых фритт, содержащих песок или кремень, селитру, морскую соль, соду, квасцы и толченный алебастр. По истечении некоторого времени плавления к этой массе добавляют мергель, содержащий гипс и глину. Всю эту массу размалывают и фильтруют, доводя до пластичного состояния. Отформованный предмет обжигается при 1100-1500°С, делая сухим и непористым.

Глазурь преимущественно из стекла, то есть из легкоплавкого вещества, богатого окисью свинца, и содержащего песок, соду, поташ и известь. Уже глазурованные изделия подвергаются вторичному обжигу при 1050-1100°С, для соединения глазури с черепком.

По сравнению с твердым, мягкий фарфор прозрачнее, белый цвет его нежного, иногда почти сливочного тона, однако жароустойчивость этого фарфора ниже. Излом прямой, причем неглазурованная часть в изломе зерниста.

С начала европейский фарфор в большинстве случаев был мягким, чему примером прекрасные и очень ценимые изделия старого Севра. Изобретен он в XVI веке во Флоренции (фарфор Медичи).

Костяной фарфор

представляет собой известный компромисс между твердым и мягким фарфором. Его состав открыт в Англии, и там же около 1750 года началось его производство.

Кроме каолина и полевого шпата, он содержит фосфат извести из пережженной кости, делающий возможной более легкую плавку. Обжигается костяной фарфор при 1100-1500°С. речь идет по существу о твердом фарфоре, но таком, который путем примешивания пережженной кости делается мягче.

Его глазурь в основе та же, что на мягком фарфоре, но содержит, кроме окиси свинца, некоторое количество буры для лучшего соединения с черепком. При соответствующей температуре эта глазурь плавится и прочно соединяется с черепком.

По своим свойствам костяной фарфор занимает промежуточное положение между твердым и мягким. Он выносливее и тверже мягкого фарфора и менее проницаем, но у него довольно мягкая глазурь. Цвет его не такой белый, как у твердого фарфора, но белее, чем у мягкого. Впервые костяной фарфор применен в 1748 году в Бау Томасом Фраем.

Декорирование фарфора

Различаются два принципиально отличных вида декора: рельефный или же пластическим образом налепливаемый декор и роспись. Рельефный декор вделан непосредственно в материал самого предмета - граверным путем, перфорацией или посредством рельефообразных завышений. Предмет либо отливается в формах вместе с рельефом, либо рельеф или же пластические части декора (цветки, почки, листья, фигурки в качестве рукоятей и т.д.) формируются отдельно и потом наклеиваются.

Красочный декор исполняется либо под глазурью, либо над ней. Во время подглазурной росписи, особенно часто встречающейся на китайском фарфоре, окиси металлов способные вынести большой жар (кобальт, гематит) наносятся непосредственно на черепки и затем обжигаются вместе с глазурью.

Старейшая надглазурная техника - это роспись эмалевыми красками, палитра которых довольно ограничена.

На твердом фарфоре краски часто пластически выделяются на поверхности глазури, так как обжигаться при высокой температуре они не могут и поэтому не соединяются с глазурью. На мягком же фарфоре они нередко расплавляются вместе с глазурью и сливаются с ней. Так называемые муфельные краски и позолоты также наносятся на глазурь. Муфельные краски представляют собой окрашенные окислами металлов свинцовые или буровые глазури, которые плавятся при низких температурах. Содержащаяся в краске глазурь действует наподобие плавня, соединяя во время жара краску с фоновой глазурью, так что краска не выступает. Обжиг происходит при 600-800°С.