Вид боке у разных объектов. Все что вам нужно знать о боке

Эффект боке – что это ? Эффект боке (бокэ, bokeh или бо-ке) пришёл к нам из страны восходящего солнца. В так обозначают «размытость» или «нечёткость», которая присутствует на фотографии.

Бокэ – это описание характера рисунка объектива в зоне нерезкости.

Художественные достоинства боке зависят от характеристик оптики.
Чем больше лепестков содержит в себе диафрагма объектива, тем более круглой диафрагма становится. И тем более интересный рисунок приобретает боке.

Существует мнение, что ЗУМ объективы имеют менее красивое bokeh , чем объективы с постоянным фокусным расстоянием.
Опытные фотографы утверждают – чем дороже оптика , тем более изящное у неё bokeh. И тем более красивыми становятся фотографии.
Боке визуально выделяет главный объект на фотоизображении.

Bokeh обогащает его. Мягко, лирично и не назойливо.
Боке – это слово, кратко характеризующее образ , который создал фотограф, а вернее , .
В этом – широкая гамма эмоций и всё то, что чувствовали авторы, создатели фотографий.

Эмоции подсознательные, возникшие в результате воздействия на человека объектов второстепенных. Тех, что находятся в зоне нерезкости.

Как сделать боке?

Bokeh – это техника создания снимка.

Это позволит Вам полностью контролировать процесс фотосъёмки.
И подать фотоаппарата нужное количество света, заведомо предполагая результат.
  • Установите на фотоаппарат длиннофокусный .
А если у Вас ЗУМ, установите в положение максимального фокусного расстояния.
  • Полностью диафрагму.
Именно на открытой диафрагме наилучшим образом проявляется эффект бокэ .
  • Установите необходимую светочувствительность.
В соответствие с рекомендациями, о которых сказано в статье .
  • Перейдите в режим работы .
В том случае, конечно же, если Вам нужно фотографию высокого качества.
  • Установите .
  • Определите будущего фотоснимка и сделайте экспозамер.
  • Установите .
  • Решите, будете ли Вы фотографировать , или для этого сюжета нужен штатив.
  • Приготовьтесь к тому, что Вам нужно сделать несколько дублей.
С разным .

Всё вышесказанное относится к технической стороне создания .

Что теперь?
А теперь – о художественной составляющей Вашего произведения искусств.

Постарайтесь подобрать и таким образом, чтобы необычный фон обогатил основной объект Вашей фотографии.
Конечно же, каждая неповторима. Каждый Вы будете создавать в новых, порой уникальных .

Однако.
Одной из составляющих фотографии является Ваша способность мастерски владеть имеющейся фототехникой.
Здесь нужна практика.

Вторая составляющая – , которыми Вы владеете. И опыт, который позволит Вам создать грамотную фотографию.
И только после этого – Ваши эмоции и способность по-настоящему

© 2013 сайт

Что такое боке?

(англ. bokeh; яп. 暈け или ボケ – «размытие») – это характеристика эстетических качеств области изображения, лежащей не в фокусе, т.е. за пределами зоны ГРИП . Боке не имеет никакого отношения к резкости : два объектива, одинаково резко изображающие объекты в фокусе, могут иметь совершенно различный рисунок размытия, субъективные художественные достоинства которого и описываются термином боке.

Идеальный с инженерной точки зрения объектив фокусирует свет от точечного источника в виде правильного конуса. Когда вершина конуса касается плоскости матрицы или плёнки фотоаппарата, изображение оказывается в фокусе и на фотографии получается предельно малая точка. Чем лучше объектив, тем меньше эта точка и тем резче изображение. Если же источник оказывается не в фокусе, то конус света пересекается матрицей и точка на фотографии превращается в диск, который называется кружком нерезкости или пятном рассеяния . При достаточно большом размере кружков нерезкости они начинают оказывать существенное влияние на эстетическое восприятие фотографии в целом.

Так формируется кружок рассеяния.

Боке чаще наблюдается на заднем плане, реже – на переднем, в силу того, что фокус фотографии обычно приходится на ближний к фотографу объект.

Очевидно, что боке становится заметным при малой глубине резкости. Размер кружков рассеяния будет тем больше, чем больше формат камеры , чем больше фокусное расстояние объектива , чем больше величина относительного отверстия диафрагмы , чем больше расстояние от снимаемого объекта до фона и чем меньше расстояние от камеры до объекта.

Качество боке

Боке – понятие субъективное и говорить о плохом или хорошем боке, а уж тем более измерять его в каких-то математических единицах трудновато. Лично мне нравится мягкое боке, при котором задний план невещественно расплывается и не мешает восприятию главных элементов фотографии. Под плохим же боке я разумею боке жёсткое, бросающееся в глаза и отвлекающее от переднего плана.

Оптически совершенный кружок нерезкости имеет вид равномерно освещённого диска с достаточно чёткими краями. Такой диск может быть красив сам по себе, но будучи элементом намеренно размытого фона, идеальные кружки нерезкости создают иллюзию ненужной резкости за счёт своих резко очерченных краёв, и отвлекают внимание от по-настоящему резких и сюжетно значимых объектов на переднем плане.

Пример нейтрального боке.

К сожалению (а может и к счастью) идеальных объективов не существует, а реальным объективам свойственен ряд аберраций или искажений, в той или иной степени скорректированных разработчиками. Уровень сферических аберраций объектива влияет на распределение света в пределах вышеупомянутого конуса, а значит и на равномерность освещённости пятна рассеяния. В реальности кружок нерезкости практически всегда будет иметь несколько размытый край, а распределение яркости от центра диска к его краям будет сильно разниться.

Красивое (с моей точки зрения) боке подразумевает плавное убывание яркости кружка нерезкости от центра к краям по закону нормального распределения. Это является следствием не полностью скорректированных сферических аберраций объектива. Иными словами, техническое несовершенство диалектически переходит в художественное достоинство.

Пример хорошего, ненавязчивого боке.

Противоположная крайность – это сферические аберрации, скорректированные сверх меры. В таком случае яркость диска возрастает к его краям. На мой вкус окольцованное боке смотрится мерзко, но многие, напротив, в восторге от такого специфического, чтобы не сказать «творческого» рисунка.

Посредственное боке.

У многих зум-объективов, особенно с большой кратностью, качество боке может различаться в зависимости от выбранного фокусного расстояния и дистанции фокусировки. Это нормально, поскольку оптические схемы подобных объективов всегда подразумевают компромиссные решения. Добиться идеального боке во всём диапазоне фокусных расстояний практически невозможно, да и разработчики объективов ориентируются на кружок нерезкости идеальный скорее с математической, чем с художественной точки зрения. Кроме того, если рисунок боке и оптимизируется, то обычно для областей, расположенных на заднем плане, при этом характером боке для плана переднего нередко приходится жертвовать. В этом также нет ничего плохого, поскольку большинство людей предпочитает видеть передний план резким, а задний размытым, а значит красивое боке гораздо сильнее востребовано именно для фона.

Факторы, влияющие на боке

Число и форма лепестков диафрагмы

Устройство диафрагмы объектива влияет не столько на качество размытия, сколько на форму кружков нерезкости. На самом деле т.н. кружки нерезкости редко имеют идеально круглую форму. Обычно они выглядят как более-менее правильные многоугольники, число сторон которых соответствует числу лепестков диафрагмы. Диафрагма в объективах Nikon имеет 7 или 9 лепестков, в объективах Canon – 6, 7 или 8 (изредка 9). Чем больше лепестков, тем более округлым выглядит диск нерезкости, причём нечётное количество лепестков обычно порождает многоугольники более приятные для глаза.

В современных объективах лепесткам диафрагмы всё чаще придают несколько искривлённую форму, что делает стороны многоугольников рассеяния выпуклыми и, таким образом, визуально приближает многоугольник к кругу. 9 скруглённых лепестков дают почти идеально круглое боке.

Если фотография сделана при полностью открытой диафрагме, то по краям кадра пятна нерезкости будут приобретать овальную или даже чечевицеобразную форму, оставаясь при этом вполне круглыми в центре изображения.

Особенности конструкции объектива

Defocus Control Nikkor – это пара портретных телеобъективов (AF DC-Nikkor 105mm f/2D и AF DC-Nikkor 135mm f/2D), выпускающихся компанией Nikon с начала 1990-х гг. и снабжённых механизмом, позволяющим фотографу напрямую управлять характером боке, варьируя степень коррекции сферических аберраций. Это даёт возможность тонко настроить размытие либо для переднего, либо для заднего плана, а также для конкретных значений диафрагмы.

Sony (Minolta) 135mm F2.8 T4.5 STF – специфический телеобъектив с ручной фокусировкой и аподизационным элементом, обеспечивающим очень плавное размытие фона.

Зеркально-линзовые объективы (Reflex-NIKKOR, Рубинар и т.д.) дают боке в виде чётко выраженных колец или бубликов. Эффект сугубо на любителя.

Анаморфотные объективы и насадки используются в кинематографе и позволяют обнаружить себя по характерному боке в виде вытянутых в вертикальном направлении эллипсов.

Стабилизаторы

Если ваш объектив или камера снабжены оптическим стабилизатором изображения , то весьма желательно отключать его в тех случаях, когда вы хотите получить идеальное боке. Большинство систем стабилизации имеют тенденцию придавать областям, лежащим не в фокусе несколько беспокойный вид.

Уровень контраста

Чем контрастнее фон и чем ярче блики, тем отчётливее видны диски нерезкости и тем резче их края. Наиболее очевидное боке получается при съёмке ночного города или пронизанной солнечными лучами листвы.

Цвет объектов вне фокуса

Степень сферических аберраций различается для волн света разной длины. В результате сферохроматизма , т.е. хроматической разности сферических аберраций для лучей различных длин волн, края пятен рассеяния на заднем плане приобретают размытую кайму зелёного цвета, а на переднем плане – такую же кайму, но малинового цвета. Этот эффект особенно заметен при использовании объективов с большим фокусным расстоянием при широко открытой диафрагме. Интересное следствие сферохроматизма таково, что боке получается особенно мягким и красивым, когда фон на фотографии зелёного цвета. Отсюда привлекательность портретной съёмки на пленере.

Напоследок позвольте дать вам маленький совет: не превращайте погоню за красивым боке в самоцель, как это часто бывает у новичков. Никто не запрещает вам немного побаловаться, снимая боке ради боке, но такая забава быстро надоедает. Просто помните о боке, как об одном из выразительных инструментов для фотографий с малой глубиной резкости, но не создавайте из этого инструмента идола.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Добрый день, читатели моего блога! С вами на связи, Тимур Мустаев. Начался новый день, и я снова предлагаю вам пополнить знания по фотографии. Сегодня я хочу рассказать вам о том, что такое боке в фотографии.

Этот стиль создан для творческих личностей, фотографов, которые не просто разбираются в своей фотоаппаратуре, но и готовы экспериментировать, креативить и создавать уникальные изображения. Банальными фото уже никого не удивить – они уходят в прошлое!

Поэтому мне хочется узнать, а насколько ваши фотографии необычны, насколько вы смелы в реализации своих замыслов?

Понятие “боке”

Боке означает интересное, красивое размытие кадра. Оно может быть похоже на туман, который располагается по краям фотографии или на заднем плане. Фон получается в нерезкости, при этом мы можем различить очертания цветных кругов, снежинок, звезд и других фигур на нем.

В итоге у вас и объект (человек) в центре внимания, так как ничто лишнее вокруг него взгляд зрителя не отвлекает, и изысканный фон, который, несомненно, оживляет кадр.

Боке – это достаточно простой способ сделать из простой фотографии конфетку!

Перейдем к тому, как сделать его с помощью вашей оптики.

Настройка фотоаппарата

От чего же зависит эффект боке в фотографии? Обычно фигурное боке создается специальными насадками на объектив, а для получения размытия заднего плана иногда достаточно правильно выставить значения на фотоаппарате.

Боке во многом зависит от глубины пространства, изображаемого на снимке, и степени резкости объектов (ГРИП). В свою очередь, упомянутый параметр определяется:

  1. : чем больше диафрагма открыта, тем больше процент размытости в кадре.
  2. Фокусным расстоянием: большое фокусное расстояние дает более заметное боке. Если у вас объектив с зумом, то просто прокрутите его кольцо.
  3. Расстоянием до предмета: чем ближе вы подходите, тем вероятнее появится желаемый “туман”. Только учитывайте, что для каждого объектива есть максимально близкое расстояние, с которого аппарат еще может настроить фокус.
  4. Расстояние от предмета съемки, до заднего фона. Желательно, что бы объект съемки находился как минимум в 1 метре от фона. Это позволит, наиболее красиво размыть задний фон.

Для боке важна не только настройка фотокамеры, но и изначальная светосила. У светосильных и, как правило, дорогих объективов эта способность воспринимать свет намного выше.

Привлекательным размытием могут похвастаться портретные и макро объективы. Первые сделаны специально для съемки людей и выделения их на остальном фоне, вторые – для акцента на мелких объектах и увеличения их масштаба (насекомых, цветов, механизмов и др.). В такой оптике априори есть возможность выставить максимально открытую диафрагму, что усилит впечатление от боке.

Боке из подручных материалов

Любители и профессионалы, в общем люди, “съевшие собаку” на изучении фотоискусства, не всегда тратятся на дорогие аксессуары или современные технические вещи. Многие из них создают из подручных средств нечто невероятное. Так же дело обстоит с боке, которое мы вполне можем сделать в домашних условиях. Сомневаетесь? Тогда читайте дальше и попробуйте сами.

Итак, варианты необходимых материалов:

  • Целлофановый пакет – средство для создания классической нечеткости по периметру картинки. В данной части изображение будет находиться в зоне малой видимости, что сможет скрыть все недостатки в этих местах. Вот вам и дополнительный плюс изучения возможностей боке! Для этого всего лишь нужно обмотать пакет вокруг объектива так, чтобы он чуть-чуть закрывал обзор. Закрепите целлофан можно маленькими кусочками скотча.
  • Картон (или тонкий пластик): в его центре вырезается желаемая форма. Самодельный фильтр следует хорошо закрепить на объективе.
  • Разного рода ткань, цветные платки и т.д. Их также можно использовать, разместив по краю объектива, аналогично как целлофан.

Таким образом, вам необязательно приобретать набор специальных фильтров на фотоаппарат, чтобы получить впечатляющий фоновый рисунок на снимке. Чтобы приноровиться делать его качественным, вам нужна практика, но при этом не стремитесь все и всех снимать с эффектом боке. Используйте этот прием целесообразно – только там, где он действительно украсит снимок, дополнит, а не испортит его.

Вот пишу вам статью, и вспомнил момент из своей жизни. Сижу, и меня пробирает со смеху. Купил я как то, в далеком прошлом себе объектив полтинник (50 мм. f/1.8). Поставил на самую открытую диафрагму, а именно 1.8 и стал все фотографировать подряд, смотря на дисплей фотоаппарата и восхищаясь, какие красивые получаются фотографии.

Но когда я все фотографии скинул на компьютер, то разочаровался. Часть фотографий, где я фотографировал только один предмет или одного человека, относительно получились не плохо, и боке меня впечатлило. А все остальные, например, группы людей, здания и так далее, были не в резкости. Поэтому, будьте внимательны, когда устанавливайте минимальное значение диафрагмы.

Боке в фотографии – вещь субъективная. И учитывайте возможности вашего объектива, точнее его способность делать меньшую или большую ГРИП. Оцените, насколько красиво и приятно внешне смотрится боке на вашем фотоаппарате. По некоторым отзывам, даже форма лепестков диафрагмы конкретной модели объектива может влиять на особенности итогового боке.

Если вас действительно заинтересовал этот стиль фотографирования, и вы хотите более наглядно и детально изучить его, а также разобраться в своем фотоаппарате, познать все его возможности, то рекомендую вам видеокурс – «Цифровая зеркалка для новичка 2.0 ». Обалденный курс, лично меня он впечатлил своей простотой и грамотностью.

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Наверняка вы слышали восхищенные возгласы типа «Ах, какое у него боке!» или «Мне так нравятся фотографии с боке!». Что означает это странное слово? И почему это боке в фотографии так всем нравится? Давайте разберемся вместе!

Слово «боке» (правильно произносить «бокЭ» с ударением на последний слог) пришло в русский язык от японского «??» (бокэ) «размытие, нечеткость». Боке в фотографии называют элемент изображения, которое оказалось вне зоны резкости. Именно характер размытия на фотографии зависит от формы и качества боке. Зачастую под боке понимают цветные пятна, которые получаются при размытии небольших световых пятен в зоне нерезкости (фонари, лучи света сквозь листву, вечерние окна домов и т.д.). И это не ошибка, потому что именно в этом случае можно детально разглядеть форму и характер боке.

На самом деле такими размытыми пятнами становятся все детали в зоне размытия на фотографии, и из таких маленьких «бокешек» складывается изображение в зоне нерезкости. Одно боке накладывается на другое, и мы получаем размытое изображение. Только вот разные объективы по-разному размывают фон. Это зависит от конструктивных особенностей конкретного объектива, которые влияют на форму боке. Посмотрим, какие виды боке встречаются и отчего это зависит.

Форма боке в фотографии . Вы наверняка замечали, что на некоторых снимках световые пятна на заднем плане превращаются в размытые кружочки, а на других – в пяти-, шести- или восьмигранники. Дело в том, что форма боке зависит от строения диафрагмы объектива, а именно от количества лепестков. Чем больше лепестков, тем более округлым получается боке на фотографии. При меньшем количестве лепестков получаются многоугольники.

Более качественные и дорогие объективы обладают диафрагмой со множеством лепестков (8-10), что позволяет рисовать округлое боке. Традиционно считается, что идеальное боке с точки зрения художественности – это круглое пятно, которое дает объектив идеальной конструкции с максимально открытой диафрагмой. Однако интересного эффекта можно добиться и с объективами, которые рисуют боке в фотографии в виде многоугольника.

На форму боке также влияет степень открытия диафрагмы. При полностью (f=1.2, 1.4, 1.8) лепестки разъезжаются до максимального значения, образуя максимально округлое отверстие. При закрытии диафрагмы лепестки сужаются, образуя тупые углы между каждым из элементов конструкции, и отверстие приобретает форму многоугольника с количеством углов, равным количеству лепестков. Также не забывайте, что чем сильнее закрыта диафрагма, тем меньше размытия на фотографии. Поэтому чтобы получить красивое боке в фотографии, сильнее открывайте диафрагму объектива.

Степень яркости боке в фотографии. Еще одна характеристика качества боке – это распределение яркости. В зависимости от этого выделяют три типа боке:

Как получить эффект боке на фотографии? Здесь под боке будем понимать именно размытые световые пятна, которые так нравятся многим ценителям фотографии. Такие пятна придают снимку атмосферность. Добиться эффекта боке достаточно просто: выберите объект съемки (человека или предмет), расположите его на фоне с множеством небольших источников света, которые могут превратиться в красивые цветные пятна. Теперь максимально открывайте

Фотографы-профессионалы очень любят красиво размывать фон. Это делается не только для того, чтобы привлечь внимание к основному объекту съемки — красиво размытый фон придает фотографии особый шик, улучшает качество снимка. Такой оптический эффект называется расфокусировкой главного объекта съемки, но чаще его называют на французский манер – «боке».

Что такое боке?

Если кратко, то красивым словом «боке» называют рисунок, который создает объектив, проецируя на матрицу расфокусированные световые пятна. Для того, чтобы на снимке появился фон с красивым размытием, нужно выполнить как минимум два условия: полностью открыть диафрагму и подобрать такой фон, на котором контровой свет будет пробиваться сквозь плотную преграду (например – снять что-то на фоне листьев, сквозь которые проходит солнечный свет). Причудливая игра теней и «солнечных зайчиков» и создаст тот самый размытый фон. Само качество боке зависит от расстояния до фона, от контраста светотеневого рисунка и еще многих параметров. При максимально открытой диафрагме форма боке будет круглой, если диафрагма прикрыта, то боке принимает форму многогранника (из-за формы лепестков диафрагмы).

Выбор объектива для боке.

Фотографу, знающему как управлять ГРИП, красиво размыть фон не составит труда. Но только одного знания мало, нужен еще и хороший объектив – разные объективы по-разному изображают нерезкие предметы. Одни мягко и плавно их размывают, другие покрывают зону нерезкости двоящимися линиями и пятнами. Хорошее боке никогда не получится, если ваш объектив дает окантовку в бликах или «двоит» линию, дает четко очерченные границы световых пятен. Кстати, китовый объектив для съемки боке тоже не подходит, поэтому скорее всего придется покупать сменную оптику. Вполне подойдет для съемки боке стандартный портретный объектив 50 мм f 1,8. При выборе обращайте внимание на форму лепестков диафрагмы и их количество в конструкции диафрагмы. От этого параметра напрямую зависит размытие фона – чем больше лепестков, тем интереснее размоется фон.

Как снимать боке?

В теории это будет выглядеть примерно так: по возможности максимально открываете диафрагму, переводите камеру в ручной режим и фокусируетесь на самую близкую дистанцию. Снимаете что-то блестящее (новогоднюю елку, например, или светодиодную гирлянду, собранную в пучок). Главное – чтобы светящиеся пятнышки-точки были поярче и поменьше. Ваша задача настроить камеру так, чтобы эти светящиеся пятнышки «промахнуть» мимо фокуса.

Для съемки боке можно использовать самодельный фильтр с вырезанной в центре фигуркой (сердечком, звездочкой и т.п.). Из черного картона сооружается циллиндрик (бленда) такого диаметра, чтобы плотно надевался на объектив. Спереди на бленду крепится кружок из картона или плотной бумаги черного цвета, в центре которого будет вырезано отверстие нужной вам формы. Размер этого отверстия можно определить только опытным путем. Диафрагма во время съемки полностью открывается.

Еще один интересный методиспользовать для съемки боке рюмочки, фужеры и прочую прозрачную посуду . Держите фужер за ножку перед объективом и крутите. Занятие очень увлекательное и можно получить неплохое боке без особых усилий. Но имейте ввиду, что посуда должна быть безукоризненно чистой, иначе потом засохшие капли воды и следы от пальцев будет тяжело убирать в графическом редакторе.


Как получить эффект боке в графическом редакторе?
Если вы умеете работать в одной из программ для обработки фотографий, то ГРИП легко усилить уже после съемки. Есть немало способов для этого. Например – сделать кисть в виде полупрозрачного круга с более темной окантовкой. Потом кисть настраивается (Shape Dinamics — Other Dinamics — Scattering). Далее создаете папку с режимом наложения Color Dodge, где вы создаете слои и работаете сохраненной кистью. Можно сделать несколько слоев и в каждом рисовать кистью, меняя ее направление и размер. Под папкой создается слой, заливается разноцветным градиентом (режим наложения Overlay).

Эффект боке очень востребован на фотостоках, в макросъемке, портретной съемке , так что есть смысл потратить время чтобы научиться с помощью красивого размытия выделять главный объект на вашем снимке. Но вообще боке, как и многие художественные приемы в фотографии, вещь довольно субъективная, и не факт, что тот эффект, который нравится вам, обязательно понравится кому-то еще.