Вербальные и невербальные средства общения. Вербальное и невербальное поведение

Каждый из нас при общении использует вербальное и невербальное поведение. Мы передаем информацию не только с помощью речи, но и с помощью самых разных средств. В этой статье мы подробно рассмотрим вербальное и невербальное поведение. Вы узнаете много интересных фактов об общении, а также получите ряд ценных советов.

Вербальное поведение

Вербальное поведение предполагает общение с помощью слов. С раннего детства нас учат излагать свои мысли логически, поэтому у взрослого человека обычно не возникает проблем с их выражением. Витиеватость речи и красноречие приобретаются с опытом. Однако лишь 7 % того, что мы говорим, воспринимается другими через смысл, который заключен в словах. Остальная часть - через невербальные реакции и интонацию. В деловом общении, как это ни странно, наиболее важным фактором считается умение слушать, а не говорить. К сожалению, не многие из нас научились внимательно относиться к тому, что говорит собеседник.

Выслушивание эмоций и фактов - это выслушивание сообщения в полной мере. Поступая так, человек увеличивает вероятность того, что информация, доносимая до него, будет понята. Кроме того, этим он показывает, что уважительно относится к сообщению, передаваемому говорящим.

Правила эффективного общения, предложенные Китом Дэвисом

Профессор Кит Дэвис выделил следующие 10 правил эффективного слушания.

  1. Невозможно воспринимать информацию, когда вы говорите, поэтому перестаньте говорить.
  2. Помогите вашему собеседнику раскрепоститься. Нужно сделать так, чтобы человек ощущал свободу, то есть создать непринужденную атмосферу.
  3. Говорящему следует показать вашу готовность слушать. Следует действовать и выглядеть заинтересованно. Слушая другого, пытайтесь понять его, а не выискивать причины для возражений.
  4. Раздражающие моменты необходимо устранить. Избегайте постукиваний по столу, рисования, перекладывания бумаг во время общения. Возможно, при закрытой двери информация будет восприниматься лучше?
  5. Говорящему следует сопереживать. Для этого постарайтесь представить себя на его месте.
  6. Проявляйте терпение. Не прерывайте собеседника, не экономьте время.
  7. Сдерживайте характер. Если человек рассержен, он придает неверный смысл своим словам.
  8. Не допускайте критики и споров. Это заставляет того, кто говорит, занять оборонительную позицию. Также он может рассердиться или замолчать. Не нужно спорить. На самом деле вы проиграете, если победите в споре.
  9. Задавайте собеседнику вопросы. Это его подбодрит и покажет ему, что его слушают.
  10. И, наконец, перестаньте говорить. Этот совет идет первым и последним, так как от него зависят все остальные.

Кроме умения эффективно слушать своего собеседника, существуют иные способы улучшения искусства общения. Перед передачей идей необходимо прояснить их, то есть следует систематически анализировать и обдумывать вопросы, идеи или проблемы, которые вы планируете сообщить другому. Если вы хотите достичь успеха в карьере или личной жизни, очень важно учитывать различные особенности межличностного взаимодействия. Исследователи говорят о том, что, наряду с вербальным (словесным) общением, нужно принимать во внимание и невербальный язык, который используют люди.

Невербальный язык

Следует отметить, что это понятие предполагает не только контроль своего поведения, умение интерпретировать мимику и жесты партнера, но и зону личной территории человека, ее психическую сущность. Кроме того, в это понятие включаются национальные особенности поведения собеседников, их взаимное расположение в процессе коммуникации, умение партнеров дешифровать значение использования таких вспомогательных средств, как сигареты, очки, губная помада, зонтик, зеркальце и др.

Невербальное поведение

Думая об общении, мы имеем в виду в первую очередь язык. Однако он является только частью средств коммуникации, причем, возможно, не главной в таком процессе, как общение. Невербальное поведение зачастую играет даже большую роль. Мы используем при общении множество способов, чтобы передать свои чувства, мысли, стремления и желания окружающим людям. Такие средства коммуникации именуются невербальными. Это означает, что слова или предложения не используются в них. Общение, рассматриваемое в широком смысле, происходит не только вербально.

Невербальные каналы коммуникации

Их можно разделить на две категории. Первая - это невербальное поведение, а вторая - характеристики, не относящиеся к нему.

Поведение "невербальное" включает в себя все виды поведения (кроме произнесения слов), имеющие место в процессе общения. К нему относятся:

  • поза, ориентация и наклон тела;
  • жесты и движения ног;
  • высота, тон голоса и иные его вокальные характеристики, интонация и паузы, скорость речи;
  • прикосновения;
  • дистанция при общении;
  • взгляд, а также визуальное внимание.

Таким образом, невербальное поведение включает в себя как то, что обычно ассоциируется у нас с активным самовыражением, так и то, что относится к более трудноуловимым и менее ярким проявлениям.

Что касается неповеденческой она охватывает множество сигналов и источников сообщений, которые нельзя вывести непосредственно из поведения. Интересно, что на межличностное общение оказывают влияние такие мелочи, как использование типа одежды, времени, архитектурных сооружений, где мы работаем и живем, косметические поправки, вносимые нами в свою внешность. Все это определяется как скрытые Подобные неповеденческие моменты в процессе общения передают информацию собеседнику наряду с невербальным поведением и языком. Вербальное и невербальное общение при восприятии нами человека составляют единое целое.

Невербальное поведение - это в психологии достаточно сложная и глубокая тема. Однако некоторые моменты вовсе не сложно запомнить и учитывать в повседневной жизни. Ниже представлены некоторые особенности невербального поведения, умение интерпретировать которые очень важно для

Жесты и позы

Движения тела и рук передают множество сведений о человеке. В частности, в них проявляются непосредственные эмоциональные реакции индивида и состояние его организма. Они позволяют собеседнику судить о том, каким темпераментом обладает человек, какие у него реакции (сильные или слабые, инертные или подвижные, замедленные или быстрые). Кроме того, движения тела и различные позы отражают множество черт характера, степень уверенности человека в себе, порывистость или осторожность, раскованность или зажатость. Социальный статус индивида также проявляется в них.

Такие выражения или "стоять на полусогнутых" - это не просто описания поз. Они определяют, в каком психологическом состоянии находится индивид. Также нужно отметить, что жесты и поза - невербальное поведение человека, в котором проявляются усвоенные индивидом культурные нормы. К примеру, если мужчина воспитан, он не станет разговаривать сидя, если его собеседником является женщина и она стоит. Это правило действует вне зависимости от того, как мужчина оценивает личные достоинства данной женщины.

Знаки, которые передаются телом, очень важны при первой встрече, так как аспекты личности характера собеседника проявляются не сразу. Например, если вы устраиваетесь на работу, во время собеседования следует сидеть прямо. Этим вы продемонстрируете свою заинтересованность. Также следует смотреть собеседнику в глаза, но не чересчур настойчиво.

Как агрессивное положение тела расценивается следующее: человек находится в напряжении, он готов к движению. Тело такого человека подано несколько вперед, как будто он готовится к броску. Данная поза будто сигнализирует о том, что с его стороны возможна агрессия.

Очень большую роль в общении играют жесты. Привлекая внимание, можно призывно махать рукой. Можно сделать отмахивающийся раздражительный жест, покрутить рукой у виска. Аплодисменты означают благодарность или приветствие. Один или два хлопка в ладоши - это способ привлечь внимание. Интересно, что хлопки использовались для привлечения внимания богов в целом ряде языческих религий (перед жертвоприношением или молитвой). Собственно, современные аплодисменты пошли именно оттуда. Арсенал значений, которые передавались и передаются хлопками в ладони, очень широк. Это и понятно, ведь данный жест является одним из немногих, которые производят звук, причем достаточно громкий.

Мимика

Мимика - это невербальное поведение личности, заключающееся в использовании человеком своего лица. Мы способны выделять и интерпретировать самые тонкие движения лицевых мышц. Знаковые функции имеют положение или движения различных деталей лица. К примеру, брови мы приподнимаем в удивлении, страхе, гневе или приветствии. Известно, что еще Аристотель занимался физиогномикой.

Мимика у животных и первобытных людей

Следует отметить, что не только у человека, но и у высших животных присутствует мимика как невербальное коммуникативное поведение. Гримасы человекообразных обезьян хотя и бывают похожи на человеческие, однако зачастую выражают другие смыслы. В частности, оскал, который люди могли бы принять за улыбку, выражает угрозу у обезьян. Животное поднимает десны, чтобы продемонстрировать свои клыки. Многие млекопитающие (волки, тигры, собаки и др.) поступают точно так же.

Кстати, этот знак угрозы, по всей видимости, когда-то был свойствен и человеку. Это подтверждает то, что оскал у ряда первобытных народов является не только улыбкой, но также и знаком ожесточения или угрозы. Для данных народов клыки подсознательно все еще служат боевым оружием. Кстати, и в современной культуре сохранилась память об этом значении такой гримасы: существует фразеологизм "показать зубы", значение которого - "продемонстрировать угрозу или сопротивление".

Сигналы, посылаемые глазами

Сигналы, посылаемые глазами, тоже относятся к мимике. Известно, что женщины стреляют глазками, кокетничая. Можно сказать "да", моргнув ресницами. Открытый, прямой взгляд в глаза собеседника считается признаком свободного и сильного человека. Этот взгляд имеет свои биологические корни. У первобытных народов, а также в животном мире он часто является вызовом. Гориллы, к примеру, терпят возле себя людей, однако человек при этом не должен глядеть в глаза вожаку, так как последний расценит это как посягательство на его лидерство в стаде. Известны случаи, когда телеоператор подвергался нападению самца гориллы, так как животное подумало, что блеснувший объектив камеры - это вызов, прямой взгляд в глаза. И в наши дни в человеческом обществе такое невербальное поведение считается смелым. Известно, что когда люди не уверены в себе, когда они робеют, они отводят глаза.

Тактильная коммуникация

К ней относятся похлопывания, прикосновения и т. п. Использование таких элементов коммуникации свидетельствует о статусе, о взаимных отношениях, а также о степени дружбы между собеседниками. Взаимоотношения между близкими людьми выражаются в поглаживаниях, объятиях, поцелуях. Отношения между товарищами часто предполагают похлопывания по плечу, рукопожатия. Подростки, подобно детенышам животных, порой имитируют потасовки. Так они борются за лидерство в игровой форме. Подобные отношения между подростками выражаются в пинках, тычках или захватах.

Следует отметить, что знаки, которые передают невербальные средства коммуникации (прикосновения, поза, мимика и др.) являются не такими однозначными, как слова, которые мы произносим. Чаще всего они интерпретируются с учетом ситуации, то есть тех условий, в которых наблюдаются.

Одежда как способ невербальной коммуникации

В общении между людьми известны и некоторые другие способы невербальной коммуникации. Например, к ним относятся украшения и одежда. Допустим, если сотрудник пришел на работу в нарядной одежде, мы можем предположить по этому знаку, что сегодня у него день рождения или ему предстоит важная встреча. Использование одежды в качестве средства сообщения часто практикуется в политике. К примеру, кепка Лужкова, бывшего мэра Москвы, сообщала о том, что он мэр "из народа", мэр-"работяга".

Таким образом, невербальное поведение личности в психологии можно рассматривать во множестве аспектов. Это явление представляет интерес не только для ученых, но и для обычных людей. Неудивительно, ведь культура невербального поведения, как и культура речи, используется в повседневной жизни. Умение правильно интерпретировать слова и жесты пригодится каждому. Глубокое понимание смысла вербального/невербального поведения людей способствует эффективному общению.

Люди имеют неоспоримое преимущество перед другими формами жизни: они умеют общаться. Воспитание, обучение, работа, отношения с друзьями и семьей – все это осуществляется посредством общения. Кто-то может получать удовольствие от общения, кто-то – нет, но наличия такого позитивного во всех смыслах процесса коммуникации мы отрицать не можем. Общение считается одной из главных форм социальной активности человека. В процессе общения то, что раньше знал и умел один человек, становится достоянием множества людей. Общение в научном понимании представляет собой взаимодействие людей (воздействие людей друг на друга и их ответные реакции на это воздействие) и обмен информацией при этом взаимодействии.

Выделяют две группы способов, которыми может осуществляться взаимодействие между людьми: вербальные и невербальные средства общения. Считается, что вербальное общение дает меньше информации о целях, правдивости информации и других аспектах общения, в то время как по невербальным проявлениям можно установить многие моменты, которые афишировать в разговоре не принято. Но применимы и значимы разные средства общения в зависимости от ситуации. Так, в деловом мире важно в основном вербальное общение, поскольку вряд ли руководитель будет следить за своими жестами или эмоционально реагировать на очередное поручение сотруднику. В общении же с друзьями, новыми знакомыми или родными людьми невербальные проявления более важны, поскольку дают представление о чувствах и эмоциях собеседников.

Вербальное общение.

Осуществляется вербальное общение с помощью слов. Вербальным средством общения считается речь. Общаться мы можем с помощью письменной или устной речи. Речевую деятельность разделяют на несколько видов: говорение – слушание и письмо – чтение. Выражается и письменная, и устная речь посредством языка – специальной системы знаков.

Чтобы научиться эффективно общаться и использовать вербальные средства общения, нужно не только совершенствовать свою речь, знать правила русского языка или изучать иностранные языки, хотя это, безусловно, очень важно. В этом плане одним из главных моментов является умение разговаривать еще и в психологическом смысле. Слишком часто у людей возникают различные психологические барьеры или боязнь устанавливать контакты с другими людьми. Для успешного взаимодействия с обществом их нужно вовремя выявлять и преодолевать.

Язык и его функции.

Язык выступает в качестве орудия выражения мыслей и чувств людей. Необходим он для многих аспектов человеческой жизни в обществе, что выражается в следующих его функциях:

  • Коммуникативная (взаимодействие между людьми). Язык – это основная форма полноценного общения человека с себе подобными.
  • Аккумулятивная . С помощью языка мы можем хранить и накапливать знания. Если рассматривать определенного человека, то это его записные книжки, конспекты, творческие произведения. В контексте же глобальном – это художественная литература и памятники письменности.
  • Познавательная . С помощью языка человек может приобретать знания, содержащиеся в книгах, фильмах или сознании других людей.
  • Конструктивная . При помощи языка легко формировать мысли, облекать их в материальную, ясную и конкретную форму (либо в виде устного словесного выражения, либо в виде письменного).
  • Этническая . Язык позволяет объединять народы, общности и другие группы людей.
  • Эмоциональная . С помощью языка можно выражать эмоции и чувства, причем здесь рассматривается именно их прямое выражение с помощью слов. Но в основном эта функция, конечно, выполняется невербальными средствами общения.

Невербальное общение.

Невербальные средства общения необходимы людям для ясности в понимании друг друга. Естественно, невербальные проявления касаются только устного общения. Поскольку внешнее невербальное выражение эмоций и чувств, выполняемое телом, тоже является неким набором символов и знаков, его нередко называют «языком тела».

«Язык тела» и его функции.

Невербальные проявления очень важны во взаимодействии людей. Основные их функции состоят в следующем:

  • Дополнение произнесенного сообщения. Если человек сообщает о победе в каком-то деле, он может дополнительно победно вскинуть руки над головой или даже подпрыгнуть от радости.
  • Повторение сказанного. Это усиливает устное сообщение и его эмоциональную составляющую. Так, можно при ответе «Да, это так» или «Нет, не согласен» повторить смысл сообщения еще и в жесте: кивком головы или, наоборот, мотанием из стороны в сторону в знак отрицания.
  • Выражение противоречия между словом и делом. Человек может говорить одно, а чувствовать при этом совершенно другое, например, шутить вслух и грустить в душе. Именно невербальные средства общения позволяют понять это.
  • Акцент на чем-то. Вместо слов «внимание», «заметьте» и т.д. можно показать жест, привлекающий внимание. Так, жест с вытянутым указательным пальцем на поднятой руке показывает важность произнесенного при этом текста.
  • Замена слов. Иногда некоторые жесты или проявления мимики могут полностью заменять собой некий текст. Когда человек пожал плечами или указал рукой направление, уже не обязательно говорить «я не знаю» или «направо-налево».

Разнообразие невербальных средств общения.

В невербальном общении можно выделить некоторые элементы:

  • Жесты и поза . Люди оценивают друг друга еще до того, как заговорят. Так, одной только позой или походкой можно создать впечатление уверенного в себе или, наоборот, суетливого человека. Жесты позволяют подчеркнуть смысл сказанного, расставить акценты, выразить эмоции, но нужно помнить, что, например, в деловом общении их не должно быть слишком много. Также важно то, что разные народы могут иметь одни и те же жесты, которые означают совсем разные вещи.
  • Мимика , взгляд и выражение лица. Лицо человека – основной передатчик информации о настроении, эмоциях и чувствах человека. Глаза так вообще называют зеркалом души. Не зря многие занятия на развитие понимания эмоции у детей начинаются с распознавания основных чувств (гнев, страх, радость, удивление, печаль, и т.д.) по лицам на фотографиях.
  • Дистанция между собеседниками и прикосновения. То расстояние, на котором человеку комфортно общаться с окружающими, и возможность прикосновений люди определяют для себя сами в зависимости от степени близости того или иного собеседника.
  • Интонация и характеристики голоса. Этот элемент общения словно объединяет вербальные и невербальные средства общения. С помощью различной интонации, громкости, тембра, тона и ритмики голоса одну и ту же фразу можно произносить настолько по-разному, что смысл сообщения изменится прямо на противоположный.

Важно уравновешивать в своей речи вербальные и невербальные формы общения. Это позволит максимально полно доносить свою информацию до собеседника и понимать его послания. Если человек говорит безэмоционально и монотонно, его речь быстро утомляет. И наоборот, когда человек активно жестикулирует, часто вставляет междометия и только изредка произносит слова, это может перегружать восприятие собеседника, что оттолкнет его от такого экспрессивного партнера по общению.

Использование речи является необходимым атрибутом современной жизни. Невозможно себе представить человеческое общение без речи. Устная речь используется как в повседневной жизни, так и на деловых переговорах. Сама речь обладает рядом особенностей, таких как: эмоционально – эстетические, биофизические, индивидуально – личностные показатели и т.д. Речь помогает не только понять собеседника во время разговора, но и отражает собственное индивидуальное мнение говорящего, дает ему раскрыться. По тому, как именно человек строит фразы, произносит отдельные слова, можно определить, насколько интересно ему самому то, о чем он говорит. Вербальное общение – неотъемлемая сторона жизни современного человека. Без него не смог бы состояться ни один диалог, сделалось бы невозможным принятие серьезного решения.

Преимущества вербального общения

Именно взаимодействие людей с помощью слов имеет большие выгоды, чем общение невербальное. Два человека гораздо лучше смогут объясниться, понять друг друга, если станут использовать язык как знаковую систему. Итак, какие же преимущества имеет вербальное общение? Что здесь стоит отметить существенного?

Возможность формулировать и точно передавать информацию

Вербальное общение в отличие от невербального позволяет максимально четко воспринимать собеседника, делиться своими мыслями, проявлять собственное участие. Только слова имеют такую большую силу. Иногда любые домысливания кажутся неуместными и неприличными. Например, на деловых переговорах требуется обладать достаточно точной информацией и связно выражать свои мысли. Этого нельзя сделать с помощью только жестов и мимики.

Вербальное общение – это наиболее удобный способ выражения мыслей и чувств. Мы с детства привыкаем именно с помощью слов объясняться с собеседником. Никто не пытается полноценно общаться, используя только жесты или мимику, это было бы слишком сложно.

Возможность анализировать

С помощью слов человек, чаще всего, высказывает свое видение и отношение к происходящим событиям. Именно вербальное общение предоставляет людям возможность оценивать действия других и обозначать свою точку зрения. Когда мы проговариваем вслух собственное мнение, то оно становится очевидным для собеседника, тем проще ему понять нас.

Информация, которая пришла к нам посредством слова, запоминается гораздо лучше, чем различные предположения. Известно, что если человеку дать точный, не предполагающий никакой двойственности ответ на поставленный вопрос, он гораздо скорее примет его за истину, сможет понять суть предмета разговора. Силу слова ничто не заменит, как ничто не сможет ее опровергнуть.

Возможность коммуникации

Ни один человек не может достичь состояния счастья без человеческого общения, без эффективного взаимодействия с другими людьми. Возможность выражать свое отношение к говорящему, слушать его, обмениваться впечатлениями составляет главную эмоциональную необходимость личности. В каждом из нас заложена потребность в том, чтобы быть услышанными. Общение необходимо человеку, чтобы иметь возможность обмениваться эмоциями, получать дополнительный заряд энергии от коллег и друзей. Тот, кто сильно ограничивает себя в общении, как правило, со временем начинает страдать от его недостатка: появляется депрессия, настроение часто портится буквально на ровном месте, дела идут не очень хорошо, возникает сильное чувство одиночества и ненужности.

С помощью коммуникативных навыков личность пополняет свои знания о мире, расширяет собственные возможности, нередко обнаруживает новые перспективы. Мы все учимся друг у друга, в одиночку способны идти единицы, но даже им необходимо присутствие близких людей.

Особенности вербального общения

Речь человека имеет ряд особенностей, которые и являются существенным доказательством ее значимости. Что это за компоненты и как они проявляются во взаимодействии с людьми? Попробуем разобраться!

Эмоциональная составляющая

Во время общения люди не просто обмениваются между собой значимой или не очень важной информацией. Не эта цель является истинной потребностью. Гораздо в большей степени они хотят получить эмоций, отклик на собственные мысли и чувства. Человеку на самом деле не так важно, что именно ему скажут, лишь бы общение имело место. Данный феномен можно заметить по людям, которые ведут замкнутый образ жизни и мало взаимодействуют с окружающими: такие личности могут намеренно придумывать различные истории, в которых якобы побывали, и рассказывать о них, как о реально произошедших. Именно поэтому каждый из нас так жаждет внимания и проявления участия, неравнодушия со стороны других людей, выражения себя как индивидуальности.

Эмоциональная составляющая крайне важна для гармоничного развития личности, для ее продуктивной работы над собой и возможности самосовершенствования. На самом деле это весьма трудоемкий труд, который, однако, одолевают немногие.

Общие особенности

Слушая голос человека, мы, даже не видя его в живую, можем практически безошибочно определить, сколько ему лет, какого пола субъект, примерный тип темперамента, состояние здоровья и даже основные взгляды на жизнь. Всю эту информацию собеседник способен считывать подсознательным образом. Дело в том, что у каждого имеются представления о том, как устроен этот мир. И хотя взгляды на жизнь могут быть различными, все же бессознательно человек определяет, говорят ли ему правду или хотят просто произвести впечатление.

Личностные особенности

Каждая личность обладает уникальными чертами характера, особенными преимуществами, отличающими ее от других людей. Соответственно и в беседе с разными людьми мы испытываем порой весьма противоречивые и контрастные эмоции. Одни собеседники нам нравятся, другие нет, с третьими приятно, четвертые удивляют своей экстравагантностью. У каждой личности имеется свой уникальный голос, всякий произносит слова с определенной скоростью, и эти отличия составляют особенности индивидуальности. Чаще всего собеседники выбирают друг друга по голосу и подсознательно тянутся к тем, с кем обнаруживаются яркие совпадения представлений о жизни. Случается и такое, что личность по каким – то необъяснимым причинам отталкивает от себя, и мы не можем себе объяснить почему. Если голос собеседника явно не понравился, понимания в разговоре можно и не достичь.

Схожесть интересов и взглядов

Общие предпочтения – это весьма важное условие для установления контакта между незнакомыми людьми. Человек никогда нами не заинтересуется, если у него в беседе не возникнет чувства внутренней сопричастности к тому, о чем идет речь. Вот почему у людей иногда возникают моменты, когда рассказы незнакомых людей трогают до глубины души. Дело здесь не столько в неравнодушии сердца и умении сопереживать. Если есть эмоциональный отклик, значит, какие – то слова задели собеседника за живое, позволили ему переосмыслить значимые моменты из своей жизни, помогли осознать что – то важное.

Таким образом, вербальное общение играет большую роль в процессе взаимодействия между людьми. Речь здесь выступает и средством коммуникации и инструментом для достижения понимания.

Каждый человек является социальным существом. Мы не можем жить без общения. Рождаясь, ребенок уже попадает в социальную группу, состоящую из медперсонала и мамы. Взрослея, он общается с родными, друзьями, приобретая постепенно все необходимые социальные навыки. Невозможно прожить качественную жизнь без общения. Но это не такой легкий процесс, как кажется на первый взгляд. Общение имеет многоуровневую структуру и особенности, которые нужно учитывать при передаче или принятии информации.

Общение как способ осуществлять жизнедеятельность для человека

Известные психологи определили, что человек в своей жизни осуществляет два вида контактов:

  1. С природой.
  2. С людьми.

Эти контакты и называются общением. Определений этому понятию множество. Общением называют:

  • особую форму взаимодействия людей и их межличностные отношения;
  • дружескую или деловую взаимосвязь человека с другим человеком;
  • взаимодействие группы людей (начиная от 2 человек) для осуществления обмена информацией, познания окружающего мира, которое может носить аффективно-оценочный характер;
  • процесс беседы, разговор, диалог;
  • психический контакт между людьми, который проявляется с помощью чувства общности, выполнения совместных действий, обмена информацией.

Чем отличается коммуникация от понятия общения

Общение охватывает все стороны человеческих контактов. Это и контакты с природой, и с соседями, и на работе. Коммуникация же подчиняется определенным требованиям и правилам. Это понятие предполагает конкретные цели для общения, которые есть как минимум у одной из сторон коммуникативного процесса. Вербальная коммуникация (речь - ее главное средство) подчиняется строгим правилам, в зависимости от ее вида. Коммуникатор (человек, который принимает активное участие в процессе коммуникации) имеет конкретные задачи, которые призваны повлиять на другого участника беседы. Этот процесс более уместен в деловом общении. Именно поэтому существует понятие "вербальная деловая коммуникация, которая применима только в служебном общении и предполагает словесный обмен информацией.

Два основных вида коммуникации

Процесс обмена информацией и влияния на всех участников общения делится на две большие группы. В этих группах должны осуществляться все функции общения, иначе оно не будет продуктивным.

Вербальная коммуникация предполагает словесную передачу информации. В этом процессе кто-то говорит, а кто-то слушает.

Невербальная коммуникация происходит за счет осуществления оптикокинетической системы знаков. Здесь уместны жесты, мимика, пантомимика, особое внимание уделяется тону и интонации, происходит контакт глазами. Такой способ общения внешне выражает внутренний мир человека, его личностное развитие.

Вербальная коммуникация - что это?

Вербальное общение мы используем чуть ли не каждую минуту нашего взаимодействия с людьми. Мы постоянно обмениваемся информацией, кого-то поучаем, выслушиваем поток слов сами и так далее. Вербальная коммуникация подразумевает слушание и говорение. В процессе такого общения определяется своя структура, в нем принимают участие:

  • "Что?" - сообщение.
  • "Кто?" - коммуникатор.
  • "Как?" - конкретные каналы передачи.
  • "Кому?" - объект коммуникации.
  • "Какой эффект?" - влияние собеседников друг на друга, которые преследуют определенные цели для коммуникации.

Средства этого вида коммуникации

Вербальные средства коммуникации включают в себя речь, язык, слово. Язык - как способ общения для людей и передачи информации - появился очень давно. Он является инструментом коммуникации. Слово же языка - это знаковый символ, который может иметь несколько значений одновременно. Вербальная коммуникация не может обходиться без речи, которая бывает устной и письменной, внутренней и внешней и так далее. Нужно отметить, что внутренняя речь не является средством передачи информации. Она не является доступной для окружающих людей. Поэтому вербальная речевая коммуникация не включает ее в свою систему средств.

Речь помогает человеку кодировать определенную информацию и передавать ее собеседнику. Именно через нее информатор влияет на своего собеседника, внушая ему свою точку зрения. В то время как собеседник по-своему может ее воспринять. Здесь и начинают работать основные функции и вербальные средства коммуникации.

Ее формы

К формам речевого общения относят устную и письменную речь, а также такие формы взаимодействия, как монолог и диалог. В зависимости от развития событий, устная речь может приобретать признаки диалога или монолога.

Формы вербальной коммуникации включают в себя разные типы диалогов:

  • фактический - обмен информацией с реципиентом только с одной целью - поддержки разговора, иногда это воспринимается как ритуал (например, когда вопрос "как дела" не предполагает слушания ответа);
  • информационный - активный процесс обмена информацией, выступление или обсуждение какой-либо важной темы;
  • дискуссионный - возникает, когда появляется противоречие в двух и более точках зрения на одну и ту же проблему, цель такого диалога - повлиять на людей для изменения их поведения;
  • исповедальный - доверительный вид диалога, который подразумевает выражение глубоких чувств и переживаний.

Монологи в повседневной жизни встречаются не так часто, как диалоги. Вербальная и невербальная коммуникация может присутствовать в монологе, когда во время доклада или лекции человек не только предоставляет информацию, но и сопровождает ее мимикой, жестами, повышенным тоном и изменяющейся интонацией. В этом случае и слова, и жесты становятся определенным кодом передаваемого сообщения. Для эффективного восприятия этих кодов, необходимо их понимать (русскому человеку сложно понять китайца, так же как определенные жесты непонятны простому обывателю).

Виды вербальной коммуникации

Речевое общение имеет свои виды. Основные из них мы уже перечислили - это речь во всех ее проявлениях, диалог, монолог. Особенности вербальной коммуникации заключаются в том, что она вмещает в себя еще частные виды общения.

  1. Разговор - это речевой обмен мнениями, мыслями, знаниями. В этом процессе могут участвовать двое и больше людей, которые общаются в непринужденной обстановке. Разговор используется тогда, когда освещается какая-либо проблема или проясняется какой-либо вопрос.
  2. Собеседование немного отличается от разговора формальностью. Темами собеседований являются узкие профессиональные, научные или общественные вопросы.
  3. Диспут - спор на научные или какие-либо общественно важные темы. Этот вид также входит в понятие "вербальная коммуникация". Общение в рамках диспута между людьми ограничено.
  4. Дискуссия, в свою очередь, тоже публичная, но в ней важен результат. Здесь обсуждаются разные мнения по поводу конкретного вопроса, предъявляются разные точки зрения и позиции. В результате все приходят к какому-то одному мнению и решению спорного вопроса.
  5. Спор - противостояние мнений, своего рода, словесная борьба с целью отстаивания своего мнения.

Особенности процессов речевой коммуникации

Процессы вербальной коммуникации могут проходить с определенными трудностями. Так как в таком общении участие принимают двое и больше людей, со своей интерпретацией информации, то могут возникнуть непредвиденные напряженные моменты. Такие моменты называются коммуникативными барьерами. Таким барьерам подвержены и вербальные, и невербальные средства коммуникации.

  1. Логический - барьер на уровне логики восприятия информации. Он возникает, когда общаются люди с разными типами и формами мышления. От интеллекта человека зависит принятие и понимание предоставляемой ему информации.
  2. Стилистический - возникает при нарушении порядка предоставляемой информации и несоответствии ее формы и содержания. Если человек начинает новость с конца, у собеседника возникнет непонимание цели ее представления. Сообщение имеет свою структуру: сначала возникает внимание собеседника, затем его интерес, от него идет переход к основным положениям и вопросам, а уже потом появляется вывод из всего сказанного.
  3. Семантический - такой барьер появляется при общении людей с разной культурой, несоответствии значений используемых слов и смысла сообщения.
  4. Фонетический - этот барьер возникает при особенностях речи информатора: нечеткости говорения, тихой интонации, смещения логического ударения.

Средства невербальной коммуникации

Невербальное общение является внешней формой проявления внутреннего мира человека. Вербальные и невербальные средства коммуникации соотносятся в одном сообщении в разной степени. Они могут дополнять друг друга, сопровождать, противоречить или заменять. Доказано, что передача информации осуществляется с помощью слов всего на 7%, звуки занимают 38%, а невербальные средства занимают 55%. Мы видим, что невербальная коммуникация занимает очень важное место в общении людей.

Основными средствами общения без слов являются жесты, мимика, пантомимика, системы контакта глазами, а также определенная интонация и тон голоса. К основным средствам невербальной коммуникации относятся также позы человека. Для того, кто умеет их интерпретировать, позы могут сказать многое об эмоциональном состоянии человека.

Особенности невербальной коммуникации

В общении без слов важно все: как человек держит спину (осанка), на каком расстоянии он находится, какие у него жесты, мимика, позы, взгляды и так далее. Существуют определенные зоны невербального общения, которые определяют эффективность общения.

  1. Публичная - более 400 см от информатора, такое общении часто используется в аудиториях и во время митингов.
  2. Социальная - 120-400 см расстояния между людьми, например, на официальных встречах, с людьми, которых плохо знаем.
  3. Личная - 46-120 см, беседа с друзьями, коллегами, имеет место визуальный контакт.
  4. Интимная - 15-45 см, общение с близкими, можно говорить не громко, тактильный контакт, доверие. При насильственном нарушении этой зоны может повыситься АД, участиться сердцебиение. Такое явление может наблюдаться в сильно наполненном автобусе.

Вербальная и невербальная коммуникация - процессы, которые помогут достичь эффективности в переговорах, если не нарушать эти зоны.

Язык жестов

Жестами принято называть социально отработанные движения, которые могут передавать эмоциональный настрой человека. Существует очень большое количество жестов, и все они классифицированы по цели передачи информации человеком и его внутреннему состоянию. Жесты бывают:

  • иллюстраторы (дополняют сообщение);
  • регуляторы (видно отношение человека);
  • эмблемы (общепринятые символы);
  • аффекторы (передача эмоций);
  • оценки;
  • уверенности;
  • неуверенности;
  • самоконтроля;
  • ожидания;
  • отрицания;
  • расположения;
  • доминирования;
  • неискренности;
  • ухаживания.

По тому, как человек себя ведет во время разговора, можно определить его внутреннее состояние, насколько он заинтересован в обмене информацией, а также есть ли искренность.

Мимика человека

Мимика человека также является способом информирования. При неподвижности лица теряется 10-15% всей информации. Если человек обманывает или что-то скрывает, тогда его глаза встречаются с глазами собеседника менее трети времени всего разговора. Левая сторона лица человека чаще выдает эмоции. С помощью глаз или искривлений губ подаются точные сообщения о состоянии человека. Это происходит за счет поведения зрачков - их сужение и расширение находится вне нашего контроля. Когда мы испытываем эмоции страха или симпатию, зрачки характерно изменяются.

Вербальное общение – это коммуникативное обоюдно направленное действие, совершающееся между одним индивидом, несколькими субъектами или более, которое предполагает трансляцию информации разнообразной направленности и ее прием. При вербальном коммуникативном взаимодействии в качестве механизма коммуникации используется речь, которая представлена языковыми системами и подразделяется на письменную и устную. Важнейшим требованием к вербальной коммуникации является четкость произношения, ясность содержания, доступность изложение мысли.

Вербальное общение может вызывать ответное положительное или негативное эмоциональное реагирование. Именно поэтому каждому индивиду просто необходимо знать и грамотно применять правила, нормы и приемы речевого взаимодействия. Для эффективности коммуникаций и успешности в жизнедеятельности любому человеку следует овладеть искусством риторики.

Вербальное и невербальное общение

Как известно, человеческий существо социальное. То есть субъект, никогда не сможет стать личностью без социума. Взаимодействие субъектов с социумом происходит посредством инструментов общения (коммуникации), которое бывает речевым и невербальным.

Вербальные и невербальные средства общения обеспечивают коммуникативное взаимодействие индивидов во всем мире. Хотя у человека первична мысль, но для ее выражения и понимания другими индивидами необходим такой инструмент вербального общения как речь, которая обличает мысли в слова. Ведь для индивида явление или понятие начинает существовать только при условии приобретения им определения или названия.

Наиболее универсальным средством общения между людьми является язык, который представляет собой основную систему, кодирующую информацию, и важный инструмент коммуникации.

С помощью слов человек делает понятным значение событий и смысл явлений, выражает собственные мысли, чувства, позиции и мировоззрение. Личность, ее язык и сознание неразделимы. Однако при этом абсолютное большинство людей к языку относится так, как к воздуху, т.е. использует его, не замечая. Язык довольно часто обгоняет мысли или не подчиняется им.

Во время коммуникационного взаимодействия людей на каждом его этапе возникают барьеры, которые препятствуют эффективности общения. Часто на пути к взаимопониманию становится использование одинаковых слов, жестов и других коммуникационных инструментов для определения совершенно разных явлений, вещей, предметов. Такие барьеры появляются вследствие социально-культурных различий, психологических и других факторов. Индивидуальные расхождения в человеческих потребностях и системе их ценностей часто не дают возможности найти общий язык даже при обсуждении универсальных тем.

Нарушения процесса коммуникационного человеческого взаимодействия вызывают ошибки, промахи или сбои в шифровании информации, недоучет мировоззренческих, профессиональных, идеологических, религиозных, политических, возрастных и половых отличий.

Кроме этого, для человеческих коммуникаций неимоверно важны следующие факторы: контекст и подтекст, стиль. Так, например, неожиданное фамильярное обращение или развязное поведение может свести к нулю всю информационную насыщенность беседы.

Однако большая часть информации о партнере по коммуникации передается не с помощью вербальных инструментов, а при помощи невербальных средств. То есть представление об истинных чувствах собеседника и его намерениях субъекты черпают не из его речи, а при непосредственном наблюдении за деталями и манерой его поведения. Другими словами, межличностное коммуникационное взаимодействие, главным образом, осуществляется благодаря целому комплексу невербальных инструментов – мимике и жестам, символическим коммуникативным знакам, пространственным и временным границам, интонационным и ритмическим характеристикам речи.

Как правило, невербальные коммуникации являются следствием не сознательной манеры поведения, а подсознательных побуждений. Вербальные механизмы общения довольно трудно подделать, именно поэтому доверять им следует больше, чем словесным формулировкам.

Вербальные и невербальные средства общения в ходе коммуникационного взаимодействия людей воспринимаются одновременно (одномоментно), их следует рассматривать в качестве единого комплекса. Кроме того, жесты без использования речи не всегда бывают состоятельными, а речь без мимики пуста.

Виды вербального общения

К вербальному общению относится внешне направленная речь, которая в свою очередь подразделяется на письменную и устную, и внутренне направленная речь. Устная речь может быть диалогической или монологической. Внутренняя речь проявляется при подготовке к устной беседе или, особенно, к письменной речи. Письменная речь бывает непосредственной и отсроченной. Непосредственная речь происходит при обмене записками, например, на совещании или лекции, а отсроченная – при обмене письмами, когда для получения ответа может пройти довольно длительное время. Условия общения при письменной речи строго опосредованы текстом.

Также своеобразной формой словесной коммуникации считается дактильная речь. К ней относится ручная азбука, которая является заменой устной речи и служит для взаимодействия глухих или слепых лиц между собой и людьми, знакомыми с дактилологией. Знаки дактильной речи заменяют буквы и напоминают буквы печатного шрифта.

Обратная связь влияет на точность понимания человеком, воспринимающим информацию, смысла высказываний говорящего. Обратная связь устанавливается только при условии, что коммуникатор и реципиент будут попеременно меняться местами. Задача реципиента заключается в том, чтобы при помощи своих высказываний дать понять коммуникатору, как он воспринял смысл информации. Отсюда следует, что диалоговая речь является последовательной сменой ролей коммуникативного взаимодействия беседующих, в процессе которой обнаруживается смысл речевого высказывания. А монологическая речь, наоборот, может длиться довольно долго при этом, не прерываясь репликами других беседующих. Она требует предварительной подготовки от говорящего. К монологической речи относят лекции, доклады и т.д.

Важными составляющими коммуникативного аспекта общения являются умения точно, четко выражать собственные мысли и умение слушать. Так как нечеткое формулирование мыслей ведет к неверному толкованию произнесенного. А неумелое слушание трансформирует смысл транслируемой информации.

К вербальному общению относится также всем известный вид взаимодействия — разговор, собеседование, диспут и дискуссия, спор, собрание и др.

Разговором называют вербальный обмен мыслями, мнениями, знаниями, сведениями. Разговор (беседа) предполагает наличие двух и больше участников, задачей которых является в непринужденной обстановке высказывать собственные мысли и соображения по заданной теме. Участники беседы могут задавать друг другу вопросы с целью ознакомления с позицией собеседника или прояснения непонятных моментов, возникших в ходе обсуждения. Разговор особенно эффективен при возникновении необходимости прояснения какого-либо вопроса или освещения проблемы. Собеседование представляет собой специально организованный разговор на общественные, профессиональные или научные темы. Диспутом называют публичное обсуждение или спор на общественно важную либо научную тематику. Дискуссией называют публичный спор, результатом которого являются выяснение и соотнесение различных точек зрения, позиций, поиск и выявление верного мнения, нахождение нужного решения спорного вопроса. Спором называют процесс обмена противоположными воззрениями. То есть он обозначает всякое столкновение позиций, разногласия в убеждениях и взглядах, своеобразную борьбу, при которой каждый из участников отстаивает собственную правоту.

Также словесное общение подразделяется на вербальное и межличностное. осуществляется между несколькими индивидами, результатом его является возникновение психологического контакта и определенного отношения между общающимися. Вербальное деловое общение представляет собой сложный многосторонний процесс вырабатывания в профессиональной сфере контактов между людьми.

Особенности вербального общения

Главной особенностью вербального общения считается то, что такая коммуникация свойственна только человеку. Вербальное общение в качестве непременного условия предполагает овладение языком. Благодаря своему коммуникативному потенциалу оно намного богаче всех видов невербальной коммуникации, хотя при этом не в состоянии целиком его заменить. Формирование вербальных коммуникаций первоначально обязательно опирается на несловесные средства коммуникации.

Основным компонентом коммуникации являются слова, которые были взяты сами по себе. Вербальное взаимодействие считается наиболее универсальным способом трансляции мысли. Любое сообщение, построенное при помощи несловесной знаковой системы, можно расшифровать или перевести на словесный человеческий язык. Так, например, красный свет светофора можно перевести как «проезд запрещен» или «остановитесь».

Вербальный аспект коммуникации обладает сложной многоуровневой структурой и может выступать в разных стилистических вариациях: диалект, разговорный и литературный язык и т.п. Успешной или неудачной реализации коммуникативного акта способствуют все речевые компоненты или другие характеристики. Человек в процессе общения из широкого набора всевозможных инструментов речевого взаимодействия выбирает такие инструменты, которые кажутся ему наиболее соответствующими для формулирования и выражения собственных мыслей в конкретной ситуации. Это называется социально значимым выбором. Такой процесс бесконечен в своем многообразии.

Слова в речевом коммуникативном взаимодействии не являются обычными знаками, служащими для названия предметов или явлений. В вербальной коммуникации создаются и формируются целые словесные комплексы, системы идей, религий, мифов, характерных определенному социуму или культуре.

То, как субъект говорит, может сформировать представление у другого участника взаимодействия, о том, кем такой субъект является на самом деле. Такое чаще проявляется, когда коммуникатор играет установленную социальную роль, например, руководитель компании, директор школы, капитан команды и т.п. Мимика, внешний вид, интонации будут соответствовать статусу социальной роли говорящего и его представлению о такой роли.

Выбор словесных инструментов способствует созданию и постижению некоторых социальных ситуаций. Так, например, комплимент не всегда будет указывать на то, что человек хорошо выглядит, он может просто являться своеобразным «коммуникативным ходом».

Результативность и эффективность вербального взаимодействия во многом обусловлена уровнем овладения коммуникатором ораторским искусством и его личностными качественными характеристиками. Сегодня грамотное владение речью считается важнейшей составляющей профессиональной реализации личности.

При помощи речи совершается не просто движение сообщений, но и взаимодействие участников коммуникационного процесса, которые особым образом влияют друг на друга, направляют, ориентируют друг друга. Другими словами, они стремятся к достижению определенной трансформации поведения.

Несмотря на то, что речь является универсальным инструментом коммуникативного взаимодействия, она приобретает смысл только при включении в деятельность. Речь обязательно должна дополняться употреблением неречевых знаковых систем для результативности взаимодействия. Коммуникативный процесс будет неполным, если не использовать невербальные средства.