В форме денег капитал не производит никакой. Отдел второй: превращение денег в капитал- Глава четвертая: превращение денег в капитал

Административное правонарушение и ответственность

§1 Административная ответственность должностных лиц

Статья 2.4 посвящена должностным лицам как специальным субъектам административных правонарушений. Более чем в 300 статьях КоАП РФ в числе возможных субъектов административной ответственности названы должностные лица.

Административная ответственность должностных лиц играет важную роль в обеспечении законности и дисциплины в управлении. Основанием для привлечения таких лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Такая установка КоАП РФ никоим образом не ставит знак равенства между дисциплинарным и административным правонарушениями, между дисциплинарной и административной ответственностью. КоАП РФ лишь презюмирует, что невыполнение должностными лицами обязанностей по службе может быть не только дисциплинарным проступком, но и административным правонарушением. Причем не любой дисциплинарный проступок, если он совершен должностным лицом, может автоматически считаться административным правонарушением. Для признания его таковым необходимо, чтобы данное правонарушение было зафиксировано в конкретной статье Особенной части КоАП РФ. Законодатель при формулировании составов со специальным субъектом ответственности руководствовался определенным ограничителем: административным правонарушением признается нарушение лишь таких служебных правил (обязанностей), которые имеют надведомственный характер и охраняют государственный интерес.

Сложная правовая природа таких служебных обязанностей обусловила то обстоятельство, что государство, во-первых, охраняет их с помощью не одного, а нескольких видов ответственности и, во-вторых, учредило соответствующие контрольно-надзорные органы, призванные следить за выполнением этих правил.

В комментируемой статье впервые в законодательстве об административных правонарушениях закреплено понятие должностного лица как субъекта административной ответственности. В своей основе оно совпадает с определением должностного лица, данным в Уголовном кодексе РФ, если принять во внимание обобщающую формулировку ст. 201, 285, 318 УК РФ.

Прежде всего данная статья относит к должностным лицам представителей власти, т.е. лиц, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. Речь идет о должностных лицах правоохранительных и контролирующих органов. Функции представителя власти могут осуществляться постоянно, временно или по специальному полномочию. К должностным лицам отнесены работники, полномочные выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, т.е. полномочные совершать в пределах своей компетенции властные действия, имеющие юридически значимые последствия (например, издавать правовые акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников, управлять государственным имуществом, распоряжаться денежными средствами).

Необходимо обратить внимание на оговорку, сделанную в примечании к данной статье. Суть ее в том, что лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, приобретают статус должностного лица только при условии, если они работают (проходят службу) в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях.

Руководители и другие работники, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в иных учреждениях (например, в коммерческих структурах, различных фондах, общественных объединениях), должностными лицами, согласно примечанию к ст. 2.4, не являются. Тем не менее, когда встает вопрос об административной ответственности таких лиц, то КоАП РФ предусматривает возможность их привлечения к ответственности именно как должностных лиц.

По ответственности приравнены к должностным лицам и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Это общее правило, но из него законом может быть сделано исключение. Такое исключение установлено, например, Федеральным законом от 20 августа 2004 г. "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации" (СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3533). Теперь в примечании к ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ говорится о том, что за административные правонарушения, предусмотренные главой 16 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет и особенности их административной ответственности. К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, во-первых, при нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; в-третьих, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.

Противоправное поведение должностного лица при наличии у него властных полномочий может причинить больший вред, нежели административное правонарушение обычного гражданина. Поэтому в конкретных статьях Особенной части Кодекса, в которых в качестве возможных субъектов ответственности названы как гражданин, так и должностное лицо, установлен повышенный размер штрафных санкций, применяемых к должностному лицу. В целях усиления личной ответственности должностных лиц запрещено относить наложенные на них штрафы за счет соответствующих органов, предприятий, учреждений и организаций.

Чаще всего административные правонарушения совершаются должностными лицами по неосторожности.

Тот факт, что административное правонарушение должностного лица одновременно является и нарушением служебных правил, т.е. дисциплинарным проступком, обусловливает вопрос о допустимости или недопустимости наложения на виновное должностное лицо сразу двух мер наказания: и административного наказания, и дисциплинарного взыскания. В КоАП РФ общего решения этого вопроса нет. Однако, исходя из того, что меры и дисциплинарной, и административной ответственности имеют характер наказания, вряд ли целесообразно обязательное одновременное применение к должностному лицу за совершение им противоправного деяния, содержащего признаки и дисциплинарного, и административного правонарушения, двойного наказания. Такое наказание допустимо, во-первых, лишь за отдельные виды правонарушений, социальная вредность которых достаточно велика, и, во-вторых, если об этом есть специальное указание в законе.

В случае причинения нарушителем еще и материального ущерба возможно одновременное применение за одно и то же деяние и административной, и материальной ответственности, поскольку последняя, в отличие от первой, выполняет лишь правовосстановительную функцию.

Административная ответственность должностных лиц

Административная ответственность физических и юридических лиц

Административная ответственность: понятие и особенности

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Примечание...

Административное правонарушение и ответственность

Статья 2.4 посвящена должностным лицам как специальным субъектам административных правонарушений. Более чем в 300 статьях КоАП РФ в числе возможных субъектов административной ответственности названы должностные лица...

Виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления

Согласно п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится административное законодательство...

Врачебная тайна, гарантии, защита конфиденциальной информации

Более мягкой форма ответственности. Предусмотрена статьей 13.14. Кодекса РФ об административных нарушениях "Разглашение информации с ограниченным доступом"...

Ответственность за нарушения бюджетного законодательства

Действующим КоАП РФ установлена административная ответственность только за три вида из 18 нарушений бюджетного законодательства, перечисленных в главе 28 БК РФ. Составы этих административных правонарушений содержатся в ст. 15...

Ответственность о нарушении закона о труде

Административная ответственность устанавливается в отношении физического или юридического лица за совершенное им правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие)...

Ответственность органов местного самоуправления

Согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится административное законодательство...

Ответственность работников и работодателей за нарушение норм трудового законодательства

За нарушение требований трудового законодательства в ряде случаев установлена административная ответственность. Так, административным правонарушением признается нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27 КоАП)...

Понятие и виды юридической ответственности

Административная ответственность обладает специфическими признаками, отличающими её от других видов юридической ответственности. К таким признакам можно отнести: 1...

Юридическая ответственность

Административная ответственность - одна из форм юридической ответственности граждан и должностных лиц за совершенные ими административные правонарушения и которая выражается в применении органами исполнительной власти мер...

Административная ответственность должностных лиц – действия, за которые она назначается, порядок и сроки привлечения. Понятие должностного лица, кто им считается. Виды наказаний и прочие особенности привлечения руководителей разных уровней и органов местного самоуправления.

В законодательстве разделяются категории лиц, привлекаемых к административной ответственности по различным нарушениям. В связи с этим наказания для юридического лица (организации) и должностного лица (конкретного человека) обычно различаются. Для предприятий и учреждений штрафы выше. Однако для руководителей и прочих ответственных сотрудников существуют иные меры наказания, например, отстранение от должности.

Кого можно считать должностным лицом

Должностное лицо - это сотрудник, находящийся на руководящем посту. В соответствии со ст. 2.4 КоАП он может на временном или постоянном основании наделяться властными и распорядительными функциями. Такие работники занимаются в организации решением вопросов, связанных с:

В УК РФ тоже упоминаются должностные лица, но здесь охватывается значительно меньший процент руководящих кадров. По Уголовному кодексу в эту категорию входят лишь те, кто руководит государственными и муниципальными учреждениями, силовыми структурами и воинскими частями. Преступлениям этих лиц посвящена глава 30 УК.

Прочие руководители тоже могут привлекаться к уголовной ответственности. Для этого им достаточно допустить какие-то нарушения, прописанные в Уголовном кодексе. Однако чаще всего речь идет именно об административной ответственности должностных лиц. К ней относятся штрафы и другие санкции.

Суммирование положений во всех ключевых законодательных актах позволяет составить список лиц, которые несут дополнительную ответственность с учетом своего должностного положения. Сюда относятся следующие граждане:

  • руководящие различными организациями на государственном и муниципальном уровне;
  • руководящие силовыми ведомствами, отдельными структурами и подразделениями;
  • руководящие военными частями;
  • управляющие коммерческими и гражданскими предприятиями;
  • не занимающие высокие руководящие посты, но работающие на ключевых должностях, и имеющие отдельные административные, распорядительные или хозяйственные функции. К примеру, сюда можно отнести начальника цеха на заводе;
  • занимающиеся предпринимательской деятельностью. В том числе, к этой категории относятся бизнесмены, которые не зарегистрировались как юридическое лицо. Административная ответственность на должностных лиц в таком случае накладывается в соответствии со ст. 16.1 КоАП.

Практика признания предпринимателей юрлицами даже в случае отсутствия у них необходимой регистрации вызывает недовольство представителей бизнеса. Однако государство от нее отказываться не собирается. Более того, эта позиция получит дальнейшее развитие. Например, в ст. 7.34 КоАП есть прямое указание на то, что предприниматели, нарушившие нормы переоформления прав на пользование земельными участками привлекаются к ответственности именно как юрлица.

Административная ответственность по закону

В Кодексе об административных правонарушениях содержится около 450 статей. Административная ответственность должностных лиц упоминается в 75 процентах из них. Таким образом, КоАП можно считать документом, посвященным, в первую очередь, нарушениям, которые совершают руководители на разных уровнях.

Правонарушения руководящих лиц в большинстве случаев связаны с административной, предпринимательской или хозяйственной работой различных субъектов. Перечислим области, в которых наиболее часто фиксируются действия должностных лиц, идущие в разрез с положениями КоАП.

1. Посягательства на права сотрудников или людей, которые зависят от их работы (глава 5 КоАП).

2. Нарушения, касающиеся собственности частных лиц и государства (глава 7 КоАП).

3. Нарушение правил обращения с природными ресурсами и грубое попрание принципов охраны окружающей среды (глава 8 КоАП).

4. Нарушения правил работы промышленных предприятий, ведения строительной деятельности и энергетического пользования (глава 9 КоАП).

5. Нарушение правил работы сельскохозяйственных предприятий и организаций, занимающихся ветеринарией. Существенное внимание уделяется тому, как осуществляется и контролируется мелиорация земель. Указанный в этом пункте комплекс нарушений и вытекающая из них административная ответственность должностных лиц рассматриваются в главе 10 КоАП.

6. Нарушения, происходящие в области информационных технологий и связи (глава 13 КоАП).

7. Нарушения правил, касающихся предпринимательской деятельности (глава 14 КоАП).

8. Налоговые и финансовые нарушения, а также нарушения правил оборота ценных бумаг. Эти проступки наказываются достаточно строго, так как они обычно ведут к прямому ущербу для федерального бюджета. Например, сюда относится уклонение от уплаты необходимых взносов при начислении заработной платы сотрудников. Лишение государства этих необходимых средств ведет к падению качества социального обеспечения населения. Какие именно виды административной ответственности должностных лиц предусматриваются в данном случае, можно посмотреть в главе 15 КоАП.

9. Большое распространение в нашей стране получили нарушения, связанные с работой таможенных органов. Это можно объяснить хотя бы огромной протяженностью государственной границы России и большим количеством граничащих с нами стран. Все, что касается административной ответственности должностных лиц, связанных с таможенной службой, прописано в главе 16 КоАП.

10. Нарушения, касающиеся порядка управления (глава 19 КоАП).

11. Нарушения в области воинского учета (глава 21 КоАП).

Нужно отметить, что привлечение к ответственности физических лиц или организаций, нарушивших действующие правила, не позволяет виновным руководителям избежать положенного наказания.

Ознакомиться с содержанием упомянутых глав можно в приложенном документе.

Порядок и сроки привлечения

Нарушение КоАП должны обнаружить контролирующие органы с последующим отражением его в протоколе. Например, фиксацией правонарушений в своей сфере занимаются трудовые инспекторы. После составления протокола проводится расследование. По его итогам определяются пределы возможного наказания.

Протокол передается в проверяющий орган с приложенными к нему документами, которые подтверждают или опровергают факт нарушения. Дальнейшее рассмотрение может проходить:

  • в прокуратуре;
  • в суде;
  • в трудовой инспекции;
  • на специально собранной комиссии;
  • в других органах и у должностных лиц.

Дело рассматривается обычно в присутствии самого нарушителя или его представителя. Привлекаемое к административной ответственности должностное лицо может приглашать адвоката для квалифицированной защиты. Кроме этого, в процесс могут вовлекаться эксперты в различных областях, потерпевшие и свидетели.

При признании лица виновным ему выносится наказание в соответствии с законом относительно конкретного нарушения. Общий срок давности по административным правонарушениям составляет два месяца. Для серьезных проступков он может быть больше. В таких случаях назначение наказания происходит после того, как нарушение было обнаружено и документально зафиксировано. Именно так можно привлечь к ответственности бывшее руководящее лицо, совершившее в прошлом серьезный проступок.

Нюансы привлечения к ответственности

Назначаемый штраф составляет обычно от 5 000 до 50 000 рублей. Это касается большинства случаев, в том числе, привлечения к ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Они за принятые решения отвечают перед населением, государством, юридическими и физическими лицами.

Кроме штрафа руководящих сотрудников могут наказывать дисквалификацией. Иногда также конфискуется предмет нарушения. К примеру, именно так из торговых сетей изымается некачественная продукция, а у браконьеров отбираются трофеи.

Должностное лицо можно наказать путем временной приостановки его работы. Обычно здесь используется срок до 90 суток, но иногда он может повышаться.

Вложенные файлы

  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушений.rtf
  • Административная ответственность должностных лиц.doc
  • Статья 7.34. КоАП РФ.doc
  • Статья 16.1. КоАП РФ.doc