Третий сектор как субъекты социальной работы. Субъекты социальной работы: сущность, многообразие, уровни

В качестве объекта социальной работы в ее широкой трактовке выступают все люди, все население. Это объясняется тем, что жизнедеятельность людей, всех слоев и групп населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации.
Вместе с тем население структурировано по различным основаниям. И в нем выделяют таких людей, такие группы и слои, которые оказались в сложно жизненной ситуации, когда они либо вовсе мне могут, либо лишь частично могут разрешить возникшие перед ними социальные и другие проблемы.
Поэтому при рассмотрении данного вопроса надо расширить толкование объекта.
1. Первая группа объектов социальной работы – это группы населения, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Когда говорят о практической социальной работе, то в первую очередь имеют в виду оказание помощи, поддержки, социальную защищенность (здоровье, девиантное поведение, пожилой возраст, неблагополучное положение семей и отв. категорий граждан, бездомность, сиротство и др)
2. Второй важнейшей группой объектов социально работы являются различные сферы жизнедеятельности людей.
Сфера производства, производственной и социальной инфраструктуры (среда, обстановка, процесс создания материальных благ; отрасли, которые обслуживают данную сферу; население и т.д.).
Городские, сельские, а также промежуточные формы расселения. Важно учитывать размеры поселений, концентрацию в них населения, уровень развития производственных сил, виды производства, насыщенность объектами культурно-бытового назначения, благоустройство, развитие транспорта, средств связи и т.д.
Сфера здравоохранения - система, государственных и частных учреждений, проводимые мероприятия по охране здоровья и др.
Сфера образования, включающая все виды и формы обучения, подготовке и переподготовке кадров, соответствующая инфраструктура.
Сфера науки (НИИ и лаборатории, учреждения, коллективы, ученые).
Культурно-досуговая сфера – часть нерабочего времени, используемая на отдых и развлечения.
Силовые структуры (подразделения осуществляющие защиту государства от внешних враждебных сил и оппозиции внутри страны).
Пенитенциарная система – это исправительно-трудовые учреждения.
Социально-этническая среда.
Сфера бытового обслуживания.
Таким образом, объектом социальной работы выступают специфические сферы жизнедеятельности людей, все люди (при широкой трактовке), отдельные личности и группы, нуждающиеся в постоянной помощи (в узкой трактовке), попавшие в трудную жизненную ситуацию.
Субъекты.
Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняет субъект социальной работы. К субъекту относятся все те люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею. Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику. Это и благотворительные организации, общества милосердия типа Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Это и общественные организации: Детский фонд им. В. И. Ленина, Российская ассоциация социальных служб. Ассоциация социальных педагогов и социальных работников. Союз офицеров и др.
Но главным субъектом социальной работы являются, разумеется, не организации, не объединения, а люди, занимающиеся социальной работой профессионально или на общественных началах.

15. Социальная работа как область научного знания.

Критерии, определяющие научный статус теории социальной работы.

Социальная работа как наука представляет собой сферу челове­ческой деятельности, функция которой состоит в выработке и тео­ретической систематизации объективных знаний об определенной действительности − социальной сфере и специфической социаль­ной деятельности. Социальную деятельность можно определить как про­фессиональную и общественную деятельность различных организаций (государственных, об­щественных и частных), специалистов и активистов, направленную на решение проблем социальных субъектов (индивидов, семей, групп и слоев). Анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и техноло­гий разрешения социальных проблем указанных объектов − одна из важнейших задач социальной работы как научной дисциплины.

Как наука социальная работа в нашей стране находится еще в стадии становления. В последние годы от­крыты соответствующие кафедры в десятках вузов страны, функ­ционирует Всероссийский научно-исследовательский институт со­циальной работы, с 1995 г. издается «Российский журнал социальной работы», подготовлено и издано немало учебников и учебных пособий по те­ории и методике социальной работы.

Каждая наука представляет собой сплав теоретических и эмпи­рических знаний, теории, методов и методики (техники). Особен­ность же социальной работы как научной дисциплины состоит в единстве знаний и умений. Это ее основополагающий принцип. Без такого единства нет науки, без такого единства не может состояться социальный работник как специалист в этой важнейшей для жизни людей области.

Неотъемлемыми компонентами каждой науки являются законо­мерности, принципы и методы. В специальной литературе закономерности социальной работы предлагается разделить на две группы: 1) закономерности функци­онирования и развития субъекта социальной работы; 2) закономерности, отражающие существен­ные связи между субъектом и объектом социальной деятельности.

В качестве принципов теории социальной работы можно назвать:

Общефилософские принципы: детерминизм, отражение, развитие.

Общие принципы социальных наук: историзм, социальная обусловленность, социальная значи­мость.

Специфические принципы социальной рабо­ты (соблю­дения конфиденциальности в работе; преемственности всех видов и форм социального обслуживания; адресности; приоритета содей­ствия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоро­вью или жизни; профилактической направленности; содействия со­циальной реабилитации и адаптации и др.).

Психолого-педагогические принципы – мо­дальность, эмпатия (сочувствование), аттракция (привлекатель­ность), доверие.

Методические принципы – дифференцирован­ный подход, преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность.

Организационные принципы – всеобщность, ком­плексность, посредничество, солидарность, субсидарность (вспомо­жение).

Методы – это способы, совокупность приемов и операций в социальной работе; способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что предопределяется универсальным характером социальной работы как вида деятельно­сти. Поэтому, характеризуя методы социальной работы, их делят на экономические, правовые, политические, социально-психологичес­кие, медико-социальные, административно-управленческие и др.

Необходимо отметить, что методы социальной работы нередко включаются в более общее понятие «социальные технологии», ин­терпретируемые как способы применения теоретических выводов науки в решении тех или иных задач или как совокупность приемов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в социальной сфере.

Основные закономерности, присущие социальной работе как научной дисциплине.

Развитие новой для нашего общества специальности и профессиональной деятельности - социальной работы - при­дает особую актуальность ее теоретическому осмыслению. Как раз­новидность профессиональной деятельности социальная работа за более чем вековую историю накопила огромный эмпирический материал, теоретическое осмысление, обобщение и систематиза­ция которого открывают новые перспективы перед практикой с точки зрения повышения ее эффективности и результативности.
Совокупность представлений, идей, объясняющих сущность, содержание, наличие существенных связей и зависимостей в соци­альной работе, позволяют утверждать, что формируется целостная система научных знаний, теория социальной работы. Отечественный и зарубежный опыт социальной работы, бога­тейший эмпирический материал являются важнейшим основанием для ана­лиза теоретических обобщений и выводов, выявления и научного объяснения тенденций и закономерностей развития социальных явлений, фактов, событий, процессов.
Каждая наука вычленяет из окружающей нас реальности определенную область, процессы и явления которой могут быть исследованы инструментарием данной науки. Такие процессы и явления и составляют объект науки. В зависимости от объекта всю совокупность наук условно можно подразделить на 3 большие группы: естественные науки; общественные науки; технические науки.
Социальная работа как наука исследует социальные явления и процессы, а следовательно в своей основе является социальной (общественной наукой). Вместе с тем она связана и с техническими,и, особенно с естественными науками (физиологией, психологией, экологией), что подчеркивает ее интегративный характер. Проводимые в рамках теории социальной работы исследования зачастую имеют междисциплинарный характер с точки зрения взаимосвязи их с социальными и естественными науками.
Таким образом можно утверждать, что теория социальной работы является социально-гуманитарной наукой по содержанию, междисциплинарной и интегративной по характеру.
В основе теории социальной работы как науки выделяют три основных компонента:
1.Философские идеи и принципы.
2.Идеалы и нормативы, которые выражают ценностные и целевые установки науки.
3.Общая научная картина социальной работы, которая складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках и проявляющихся системно в социальной работе, в присущих ей явлениях и процессах.
Социальная работа является относительно новой для нашей страны областью научно- практической деятельности, и многие ее аспекты в теоретическом плане остаются дискуссионными. Это касается, в частности, определения научного статуса социальной работы.
Большинство исследователей отмечают, что социальная работа имеет преимущественно прикладной характер. Вместе с тем она разрабатывает и серьезные теоретические проблемы.
Именно прикладной характер теории социальной работы, орга­ническое включение в нее фактов и данных конкретного практи­ческого опыта отличают ее от фундаментальных наук, но не проти­вопоставляют им. Если задачей фундаментальных наук является по­знание законов, действующих в природе, обществе, мышлении, безотносительно к их возможному практическому использованию, то задача прикладных наук - применение результатов фундаментальных наук для решения познавательных и социально-практи­ческих проблем. Тесная связь с жизнью, кон­кретными условиями жизнедеятельности различных групп и слоев населения - непременное условие повышения прикладной значи­мости научных исследований в области социальной работы.

Основные принципы теории социальной работы (общефилософские, специфические, содержательные, методические, организационные).

Принципы социальной работы являются важнейшими структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности. Именно через применение принципов осуществляется непосредственное соотнесение теоретических положений, воплощенных в категориях и закономерностях, с практикой социальной работы. Выделяются следующие группы принципов теории социальной работы.

Общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия. К ним относятся: принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, принцип историзма, принцип неразрывной взаимосвязи индивида и его социальной среды.

Более узкими по содержанию, но также охватывающими различные стороны социальной работы, являются принципы социально-политические, организационно-деятельностные, психолого-педагогические и др. Сложность и многообразие взаимодействующих факторов, проявление различных субординационных, координационных и корреляционных связей и отношений отражается во взаимоироникновении элементов системы принципов, регулирующих деятельность по оказанию социальной помощи населению.

Социально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства. Эта зависимость определяет концептуальные подходы к выбору приоритетов в социальной защите населения, к сочетанию индивидуальных и общественных интересов в социальной работе. К основным принципам этой группы можно отнести: единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы, демократизм ее содержания и методов, учет конкретных условий жизнедеятельности личности или социальной группы при выборе содержания, форм и методов социальной работы с ними, законность и справедливость деятельности социального работника.

Среди организационных принципов следует особо выделить такие, как социально-технологическая компетентность кадров, принцип контроля и проверки исполнения, принцип функциональной определенности, принцип единства прав и обязанностей, полномочий и ответственности.

Большое место в структуре логических форм научной теории занимают психолого-педагогические принципы. Они выражают требования к выбору средств психолого-педагогического воздействия на клиентов социальных служб, необходимость учета индивидных характеристик при осуществлении любых социально-технологических процедур. К основным принципам этой группы следует отнести: комплексный анализ оценки условий жизнедеятельности клиентов и выбора форм и методов работы с ними; индивидуальный подход; целенаправленность и адресность социальной работы.

Наконец, специфические принципы социальной работы определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению.

Принцип универсальности требует исключить дискриминацию при оказании социальной помощи по любым признакам идеологического, политического, религиозного, национального, расового, возрастного характера. Содействие должно оказываться каждому клиенту по единственной причине - его потребности в помощи.

Принцип охраны социальных прав гласит, что оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или от части их. Например, в соответствии с действующим законодательством нельзя связывать помощь, оказываемую многодетной семье, с требованием к ней ограничить свою детородную активность.

Принцип социального реагирования подразумевает осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным проблемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации индивидуального клиента, а не ограничиваться только стандартным набором мероприятий, ориентированных на «среднего» потребителя социальных услуг.

Принцип профилактической направленности предполагает предпринимать усилия по превенции возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов или по предупреждению отягощения уже возникших проблем. Практика показывает, что предупредить социальное бедствие всегда легче, чем впоследствии прилагать усилия для ликвидации его многообразных последствий. Скажем, сохранение семейных и школьных связей детей, оказавшихся в состоянии дезадаптации, для них самих, для их близких и для общества в целом несравненно благоприятнее и прагматичнее, чем впоследствии борьба с детским бродяжничеством, преступностью и т.п.

Принцип клиентоцентризма означает признание приоритета прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей. Традиции тоталитарного общества заставляют нас во многих случаях выдвигать на первый план интересы государства и общества. Например, при анализе социальной дезинтеграции семьи принято говорить, что снижение рождаемости отрицательно скажется на трудовых ресурсах, которыми общество будет располагать в следующих поколениях, на контингенте призывников для Вооруженных Сил, который через десять лет окажется совершенно недостаточным для нужд государства. Следует помнить, что все эти, безусловно, важные приоритеты не могут стоять на первом плане для социального работника: важнейшая цель его деятельности - обеспечение способности его клиента к социальному функционированию, создание благоприятных условий для его социального самочувствия и развития его личности. Потребности государства и общества удовлетворяются в результате его деятельности лишь опосредованно.

В рамках данного принципа можно рассматривать суверенность и автономность клиента, которой вправе принимать или не принимать помощь социальных работников, вправе выбирать тот или иной вид помощи или сценарий разрешения своих жизненных проблем, должен получать полную информацию относительно работы с ним, а также имеет право оградить свою личную жизнь от постороннего вмешательства в той мере, в какой это не наносит ущерба правам и интересам других лиц.

Принцип опоры на собственные силы подчеркивает субъектную роль клиента, его активную позицию в разрешении своих проблем. Вряд ли кто-либо может вместо самого человека разрешить его жизненные затруднения, устранить конфликтную ситуацию, наладить отношения с близкими людьми. Социальный работник должен консультировать клиента в выборе стратегии выхода из кризиса, оказывать ему психологическую помощь, побуждать к самопомощи, содействовать объединению людей со сходными проблемами для совместного преодоления трудностей. Разумеется, в этом случае речь идет о клиентах, достаточно дееспособных с точки зрения своих интеллектуальных, психических и физических ресурсов. Люди с ограниченными возможностями, дети, престарелые, не имеющие потенциала самопомощи, разумеется, имеют право получать помощь, не проявляя при этом собственной активности.

Принцип максимизации социальных ресурсов исходит из того, что каждая социальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи своему населению. Правда, реальная величина этих средств зависит прежде всего от социально-экономических возможностей государства и от представлений общества о том, что входит в необходимый социальный минимум для индивида. Поэтому социальные ресурсы Германии или Швеции, например, с их устойчивой экономикой и традиционно высоким уровнем жизни отличаются от уровня обеспеченности социальной помощи в нашей стране с ее трудностями в экономике и предельно аскетическими привычками населения. Однако действие принципа проявляется повсюду: социальные работники должны прилагать усилия для привлечения дополнительных возможностей оказания помощи клиенту помимо гарантированного минимума путем обращения в неправительственные, добровольческие, благотворительные учреждения, организации самопомощи и взаимопомощи клиентов, использовать другие не запрещенные законом способы.

Принцип конфиденциальности связан с тем, что в процессе деятельности социальному работнику становится доступной информация о клиенте, которая, будучи разглашена, может принести вред ему или его близким, дискредитировать и опорочить их. Это сведения о болезнях, негативных привычках, психических заболеваниях, семейных конфликтах, криминальном прошлом или настоящем. Такая информация может использоваться только в профессиональных целях; она не должна разглашаться, кроме случаев, предусмотренных законом и связанных с возможностью насилия, нанесения ущерба какому-либо лицу, прежде всего детям.

Принцип толерантности обусловлен тем, что социальная работа ведется с самыми различными категориями клиентов, в том числе с личностями, которые могут не внушать симпатии специалисту. Политические, религиозные и национальные особенности индивидов, нуждающихся в помощи, их поведенческие стереотипы и сама их внешность может оказаться непривычной для лиц, занимающихся социальной работой. Определенные элементы ксенофобии, т.е. неприязни и страха перед проявлениями чуждых традиций, распространены в нашем обществе. Социальные работники не свободны от иллюзии считать свою точку зрения, свой стереотип поведения, свои представления о хорошем и плохом единственно верными и нормативными. Между тем разнообразие человеческих типов, национально-культурных традиций, обычаев поведения является залогом жизнеспособности развития всего человечества. Никто не должен выносить осуждение деятельности другого человека до тех пор, пока она не представляет опасности и не наносит ущерб окружающим. Социальный работник не может сортировать клиентов на «хороших» и «плохих», «удобных» и «неудобных». Каждый, кто нуждается в помощи, должен получить ее. Профессиональная толерантность специалиста по социальной работе означает признание закономерности разнообразия клиентов и терпимость к проявлениям этого разнообразия.

Знание об окружающей нас социальной действительности - это важнейшее орудие практического воздействия на нее. Существенными компонентами системы элементов научной теории являются вытекающие из закономерностей и принципов следствия, запечатленные в методах, технологических алгоритмах и приемах. Они дают ключ к решению проблемных ситуаций и практических задач. Система категорий, закономерностей и принципов социальной работы сочетает в себе логическую непротиворечивость, верифицируемость и практическую направленность.

Взаимосвязь социальной работы с другими научными дисциплинами.

Соотношение теории социальной работы с другими науками опирается на традиционные методы системного подхода. Так зафиксированы устойчивые связи социальной работы и социологии, социальной работы и психологии, социальной работы и медицины, социальной работы и экологии.

Например, социология изучает общества, поведение и убеждения специфических групп: семьи, трудовых коллективов, детей, молодежи, пенсионеров, представителей различных профессий. Знания в области социологии позволяют социальному работнику исследовать социальные проблемы и овладевать навыками анкетирования и интервьюирования. Это предполагает знание того, как разговаривать с человеком, столкнувшимся с той или иной проблемой, с целью помочь ему раскрыться, довериться, чтобы он почувствовал внимание и заботу. Только на основе сбора соответствующей информации и анализа ее социальный работник сможет наметить реальный план своих действий по помощи клиенту.

Также тесно связана с социальной работой психология, изучающая психическое состояние клиентов с целью понять их внутренние побудительные мотивы тех или иных действий, выдать соответствующие рекомендации.

Таким образом, социальный работник использует знания социологии и психологии для того, чтобы оценить проблему клиента и осуществить необходимое вмешательство или рекомендации. Но при этом социальный работник не должен сосредотачиваться только на индивидууме, как это делает психолог, или только на социальном окружении клиента, как социолог. Он должен изучить различные аспекты того или иного круга проблем, чтобы выработать конструктивное решение.

Следует помнить, что социальный работник в любой из сфер своей деятельности связан с человеком, с взаимоотношениями между личностью и коллективом, социальной группой, государственными структурами. Вся его деятельность направляется на совершенствование человеческих отношений, на то, что мы называем проведением в жизнь идей гуманизма.

Кроме философии – науки о методах научного познания, о наиболее общих законах развития природы и общества – важное значение для социальной работы имеют знания логики, эстетики, этики.

Логика – наука о законах и формах мышления. Этика с ее основными категориями – добро и зло, благо, долг, ответственность – позволяет описывать отношения, складывающиеся в группе или обществе в целом, отношение человека к другим людям.

Рассмотрим взаимосвязи социальной работы с другими науками более подробно. И, прежде всего, обратим внимание на то, что значительная часть теории социальной работы выросла из социологических концепций. И специалист в области организации социальной работы, управления этой деятельностью опирается на сопряженность основных исследовательских подходов в социологии и теории социальной работы. Он должен быть достаточно полно знаком с теорией организации и социального управления. Данные социологических исследований необходимы организатору социальной помощи индивидам, семье, группам, оказавшимся в экстремальной ситуации.

Современная психология – как наука о внутреннем мире человека – помогает ему сделать жизнь осмысленнее, полнее реализовать индивидуальные способности, помогать окружающим целенаправленно. В практике расстановки кадров, профориентации, прогнозирования социального поведения используется психодиагностика – постановка психологического диагноза.

В середине XIX в. немецкий педагог Дистервег предложил термин «социальная педагогика», понимая под ним «процесс педагогического влияния на социальное действие человека в течение всех возрастных периодов жизни в различных сферах микроструктуры». Социальная педагогика ныне является одной из учебных дисциплин курса подготовки социальных работников.

В разработке теории социальной работы, т.е. социальной работы как науки, принимали участие многие исследователи в различных странах. Важное влияние на ее развитие на Западе оказали концепции Фрейда, Скиннера, Пиаже.

Зигмунд Фрейд (1856-1939 гг.) – родоначальник теории психоанализа, которая выходит за рамки медико-биологических концепций явлений психики человека. Он дал анализ механизма функционирования социальных институтов, основных стимулов человеческой деятельности, сформулировал психоаналитическую концепцию личности.

Бурхус Фредерик Скиннер (1904-1990 гг.) исследовал проблемы управления поведением людей. Он считал, что при этом следует учитывать три фактора:

 событие, которое вызывает определенную реакцию человека;

 саму эту реакцию – ее характер и форму;

 последствия.

Техника т.н. «обусловливания», разработанная Скиннером, получила распространение в социальной работе.

Жан Пиаже (1896-1960 г.) разработал концепцию связи социализации ребенка с индивидуальным развитием личности.

Значительный вклад в развитие теории и практики социальной работы внесли четыре видных исследователя-женщины.

Джозефина Шо Лоулл (1843-1905 гг.), видный деятель благотворительной организации в Нью-Йорке, провела исследования характера бедных людей, стала организатором движения бедных женщин.

Мери Ричмонд (1861-1928 гг.) приобрела большой опыт социальной работы в качестве помощника руководителя большой благотворительной организации в Балтиморе (США). Знания теории и личный опыт позволили ей в 1917 г. опубликовать книгу «Что такое социальная терапия», быстро завоевавшую популярность.

Джейн Адамс (1860-1935 гг.) вложила много сил в организацию движения «Новая современная женщина» и, будучи свободной от многих предрассудков, призывала воспитывать у людей внимание к чужим бедам, готовность прийдти на помощь нуждающимся. В 1932 г. ее большой вклад в развитие теории и практики социальной работы был удостоен Нобелевской премии.

Берта Рейнолдс (1883-1978 гг.) свою практику социальной работы начала в детском приюте в Бостоне (США), стремилась совместить воспитание белых и цветных детей. Работа в приюте убедила ее, что надо менять не личность, а американское общество, его экономическую структуру и характер межнациональных отношений. Интересен ее взгляд на то, что социальный работник должен выполнять функцию своего рода общественного контролера того, как реализуется социальная политика и насколько она соответствует реальным потребностям общества.

Значительный вклад в разработку теории социальной работы и практики ее реализации в современной России внесли профессора Московского государственного социального университета В.И.Жуков, И.Г.Зайнышев, П.Д.Павленок, М.В.Фирсов, Е.И.Холостова. Их труды стали учебными пособиями по подготовке социальных работников в вузах страны.

Подводя итог, можно говорить о том, что социальная работа как наука представляет собой сферу человеческой деятельности по выработке и теоретической систематизации объективных знаний о социальной сфере и специфики социальной деятельности. Одна из важнейших задач социальной работы как науки – анализ форм и методов социальной работы, разработка оптимальных технологий и методов разрешения социальных проблем общества. Социальная работа как наука соединяет в себе теоретическую (эмпирическую) и прикладную систему знаний. Причем прикладная часть в ней преобладает, что отличает ее от других научных дисциплин.

19. Социальные технологии.

Сущность, принципы и основные понятия технологии социальной работы.

Техно (греч) мастерство искусства работы
Технологии совокупность систем знаний способов, средствах обработки и преобразования материалов.
1977 Никола Стефано – болгарский ученый «общественные науки и соц технологии»
Техн: Соц технология – это способ управления, урегулирования, планирования соц процессов
Фил: соц технологии – конечный продукт соц проектов необход для обеспеч процессов воспроизводства и совершенствования деятельности
Соц технологии: совокупность приемов, методов и воздействий примен для достиж поставленных целей.
Соц технологии – соц категория обеспеч и характер способ целенаправ решения общественной проблемы в виде определ набора процедур и операций и как средство практического достижения поставленных целей.
Соц технологии – система знаний об оптимал способах преобразования и регулирования соц отнош в жизнедеят людей а так же сама практика алгоритмического применения, оптимал способов преобразования и регул соц отношен и процессов.
Технология соц раб – одна из отраслей соц раб ориентрованных на помощ, поддержку, соу обслуж граждан наход в трудной жизненной ситуации.
Соц обслуж – это предоставление услуг госвом людям попавшим в трудную жизнен ситуацию.
Место соц раб в системе соц технологий
1. спец ориентированная область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека
2. способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры, операции с последующей их координацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения
3. метод управления соц процессами, обеспечивающих систему воспроизводства в определенных параметрах: качестве, объеме, целостности деятельности
1Значение и соновные задачи соц технологической подготовки для соц раб
1. вооружить знаниями технолог основ технологий и методик организации соц раб с различными группами населения.
2. развив творческое мышление, умение анализировать и оценивать конфликтные ситуации, грамотно определять пути и сособы оптим решений соц проблем.
3. формир у спецов навыки и умения орг деятельности, методов управленческого воздействия и т.д.

Классификация социальных технологий.

Социальные технологии различают в тесной зависимости от сфер общественной деятельности, в которых используются. Социальные технологии могут быть:

· собственно социальными (достижение социальной справедливости («кто не работает, тот не ест»; защита незащищённых слоёв населения);

· экономическими (оценка способностей человека; интеллектуальная оптимизация труда работника; «рядовой выходит в управленцы», иными словами, персонал получает власть и ответственность);

· управленческими (развитие управленческих систем и порядка коллективной деятельности организаций; выделение личной стратегии);

o политической (гарантии дальновидности и взвешенности политических решений);

· духовной сфере (культурные запросы и интересы людей; реагирование на тенденции, связанные с общественной и культурной жизнью; наличие экономических предпосылок для решения существующих проблем).

Социальные технологии, которым все более уделяется внимание на государственном уровне, в свою очередь, могут быть связаны с работой с обществом в целом, с семьёй, подрастающим поколением, женщинами, пенсионерами, с технологиями социального предвидения, адаптации, творческого развития, профилактического значения и экономической поддержке людей, а также социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские.

Специфика социальных технологий в различных сферах жизнедеятельности человека и с различными группами людей.

Отмеченные особенности и взаимосвязи двух групп методов характерны и для технологий. В то же время надо учитывать структурное содержание технологий как совокупности методов, способов, приемов решения тех или иных задач.

Технологии в целом, и социальные технологии в частности, нужно трактовать двояко: во-первых, как способы применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач; во-вторых, как совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, решения тех или иных социальных проблем.

С точки зрения социальной работы как науки важным является толкование технологий как теоретических выводов, ориентированных на практику.

В литературе чаще всего рассматриваются «практические» технологии социальной работы, т. е. технологии, применяемые к практике социальной работы. Это касается в том числе учебной деятельности и технологий учебного процесса. Однако надо иметь в виду, что эти технологии (практические и учебные) основываются на накопленном опыте, систематизации знаний в этой области.

В соответствии с таким подходом можно классифицировать технологии, применяемые в социальной работе. При этом имеются в виду три аспекта социальной работы, в которых технологии выступают преимущественно в форме знаний (наука), знаний и умений (обучение), а также знаний, умений, опыта и практики (практическая деятельность).

Технологии социальной работы можно разделить на три большие группы (что нашло свое отражение в соответствующей Примерной программе и стандартах):

1) общие и частные технологии (нередко называемые в литературе функциями, направлениями социальной работы). Это социальный диагноз, социальная терапия, социальная реабилитация, социальная профилактика, социальный контроль, социальное страхование, социальное обслуживание в сфере быта, социальное посредничество, социальное попечительство. Каждая из них включает как научный (теория), так и практический и учебный компоненты. Нас здесь интересуют в первую очередь интерпретация и операционализация указанных технологий как системы знаний (более подробно они изложены с учетом практической и учебной деятельности в отдельных главах);

2) технологии социальной работы с разными группами, слоями, общностями, а также с отдельной личностью. Теоретическое их содержание сводится к выявлению особенностей применения технологий первой группы с учетом знания специфики данной группы объектов социальной работы;

3) технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности, которые представляют собой систему знаний применения общих и частных технологий с учетом особенностей каждой сферы жизнедеятельности социальной направленности (образования, здравоохранения и др.) и структуры этих сфер.

Существует классификация технологий с учетом уровней социальной работы: индивидуально-личностный, социально-групповой и социетальный (местный, региональный, федеральный, а также континентальный и мировой). Несомненно, что теоретическая компонента в каждой из них различна.

По-разному определяются технологии социальной работы в профессиональной и непрофессиональной деятельности. Интересующий нас компонент – теория – здесь представлен, естественно, прежде всего в профессиональной работе. В непрофессиональной деятельности (хотя здесь и имеются определенные теоретические знания) преобладают умения, традиции, обычаи, обыденное знание.

Технологии социальной работы (с учетом всех трех ее компонентов) классифицируются в зависимости от преобладания тех или иных сторон. Так, в социально-экономических, социально-правовых, социально-педагогических, социально-психологических, социально-медицинских технологиях имеет место сочетание теоретических знаний социальной работы в целом и знаний в области экономики, права, педагогики, психологии и медицины.

В заключение отметим, что технологии социальной работы и ее теоретический компонент самым органическим способом связаны с социальными технологиями в целом: глобальными (знание глобальных проблем современности и «выход» технологий за рамки национально-государственных образований); инновационными и рутинными (знание новых и старых методов решения проблем); историческими (знание решения социальных проблем на разных этапах истории своей страны и других стран) и др. Теоретический компонент технологий в социальной работе особенно наглядно представлен и выражен в информационных социальных технологиях. Это объясняется значимостью информации в современном обществе, получившем название информационного.

20. Основные сферы деятельности и профессиональные качества социального работника. Квалификационная характеристика специалиста по социальной работе.

В круг обязанностей специалиста входит организация и координация социальной работы с отдельными лицами и группами с особыми нуждами, с ограниченными возможностями.

Специалист в области социальной работы участвует в организационно-управленческой и административной работе социальных служб, организаций и учреждений, а так же содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению.

В обязанности специалиста по социальной работе входит ведение воспитательной деятельности в социальных службах, средних специальных учебных заведениях (при условии получения дополнительного образования в этой области).

Необходимые знания и умения. Специалист по социальной работе должен быть достаточно широко образован в различных областях. Кроме знания общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (истории, философии, культурологии, политологии и др.), он должен знать основные этапы и тенденции становления социальной работы как социального института в России и за рубежом, знать понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы, специфику познания, прогнозирования и проектирования социальной работы.

Специалист по социальной работе должен знать сущность, содержание, инструментарий, методы и виды технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения.

В круг его обязанностей входит знание основ психологии, педагогики, социальной медицины, правового обеспечения социальной работы.

Специалист по социальной работе должен иметь представление об организации и управлении в социальных учреждениях и службах, уметь получать и обрабатывать информацию, необходимую в профессиональной деятельности, проводить анализ и мониторинг состояния и развития объектов социальной работы.

В обязанности специалиста входит организация и проведение психосоциальной, социально-педагогической и социально-медицинской работы.

Требования к личности специалиста. Деятельность специалиста по социальной работе отличается, прежде всего, общением с особым контингентом населения. Как правило, люди, обращающиеся за помощью, по ряду причин эмоционально неуравновешенные, легкоранимые и нуждаются в особом подходе.

Для того чтобы успешно работать в организациях системы социальной защиты населения, необходимо обладать терпением и коммуникабельностью. Профессионально важными качествами специалиста являются доброжелательность, порядочность, бескорыстность, честность, развитое чувство интуиции, наблюдательность и трудолюбие, эмоционально-волевая устойчивость.

Специалисту в области социальной работы необходимо иметь развитые интеллектуальные качества: аналитический склад ума, умение работать с большим объемом информации.

Трудоустройство . Сферами профессиональной деятельности выпускников являются государственные и негосударственные социальные службы и учреждения системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов, МЧС, консалтинговые фирмы, различные структуры бизнеса и предпринимательства.

Социальный работник должен владеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы. Знания и умения социального работника в сочетании с соответствующими личностными качествами подлежат оценке при помощи соответствующих методов, что способствует более эффективному выполнению профессиональной деятельности.

Квалификационная характеристика выпускника – специалиста социальной работы – предусматривает следующее:

Специалист социальной работы ведет профессиональную практическую работу (посредничество, консультирование, специализируемая помощь) в социальных службах, организациях и учреждениях;

Оказывает социальную помощь и услуги семьям и отдельным лицам и т.д. группам населения;

Организует и координирует социальную работу с отдельными лицами и группами с особыми нуждами, с ограниченными возможностями здоровья и т.д.;

Проводит исследовательско-аналитическую деятельность (анализ и прогнозирование, разработку социальных проектов, технологий) по проблемам социального положения населения в курируемом районе, с целью разработки проектов и программ социальной работы;

Участвует в организационно-управленческой и административной работе социальных служб, организаций и учреждений;

Содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению;

Ведет воспитательную деятельность в социальных службах, средних специальных учебных заведениях.

Основы социальной работы: Шпаргалка Автор неизвестен

7. СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

7. СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Объектами социальной работы являются те, кто нуждается в помощи, поддержке, социальной защите, а субъектами – те, кто оказывает эту помощь, поддержку, осуществляет защиту.

В качестве субъектов социальной работы выступают:

1. Организации, учреждения, социальные институты общества. К ним относятся:

Государство со своими структурами в лице законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня;

Различного рода социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям: социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей и др.;

Администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделения.

2. Общественные, благотворительные и другие организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы, организации и т.д.

3. Люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах. Фактически они являются представителями двух указанных выше субъектов социальной работы. При этом их можно разделить на две группы: организаторов-управленцев и исполнителей, практических социальных работников, оказывающих непосредственную помощь, поддержку обеспечивающих социальную защиту клиентов, представителей рассмотренных выше объектов социальной работы.

4. Преподаватели, а также те, кто способствует закреплению знаний, навыков, умений. К ним относятся руководители практики, наставники, практические социальные работники и другие работники, способствующие прохождению практики студентов (слушателей) в различных организациях, учреждениях, предприятиях социальной сферы.

5. Исследователи социальной работы, которые анализируют состояние социальной работы, используя различные методы, разрабатывают научные программы, фиксируют существующие и зарождающиеся тенденции в этой области, публикуют научные отчеты, книги, статьи по проблематике социальной работы.

В России практически создано уже несколько исследовательских школ социальной работы: философская, социологическая, психологическая и др.

Из книги Основы социальной работы: Шпаргалка автора Автор неизвестен

4. ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Междисциплинарный характер социальной работы как научной и учебной деятельности находит свое выражение в том понятийно-категориальном аппарате, которым пользуются специалисты в этой области.Ключевые понятия и

Из книги автора

5. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Социальная работа как общественный феномен и особый вид деятельности включает в себя целый ряд компонентов: объект, субъект, содержание, функции, средства, цели и управление. Они органично, тесно взаимосвязаны между собой, образуя

Из книги автора

6. ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Объект можно трактовать как нечто противостоящее субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Он не просто тождествен объективной реальности, но и выступает как такая ее часть, которая находится во взаимодействии с

Из книги автора

8. ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Главным объектом и одновременно субъектом социальной работы является человек. Однако не всегда человек может быть субъектом, а объектом выступает постоянно. Это связано с разными этапами его возрастного развития:

Из книги автора

10. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Учитывая интегративный, междисциплинарный характер социальной работы, можно вычленить в ней органически взаимосвязанные элементы, называемые чаще направлениями: социальный диагноз, социальная терапия, социальная

Из книги автора

12. СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Социальная политика и социальная работа тесно взаимосвязаны между собой. Обе характеризуются двумя взаимообусловленными сторонами: научно-познавательной и практико-организационной.Социальная работа – это

Из книги автора

14. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Возникновение, становление и развитие социальной работы связано с родовыми потребностями общества на каждом этапе своего существования в постоянном совершенствовании социальных отношений. Благотворительность и милосердие

Из книги автора

16. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Педагогические принципы выражают закономерности, действующие в учебно-воспитательном процессе становления личности. Источниками педагогических принципов являются идеология, гносеология, психология, передовой опыт

Из книги автора

17. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Эффективность методов социальной работы в значительной мере определяется их педагогическими характеристиками. Наибольшую значимость имеют методы формирования сознания, индивидуального и группового, в их

Из книги автора

19. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Исходя из того, что психология изучает влияние факторов социальной среды на психическое здоровье, их связь с распространенностью, возникновением, проявлениями и динамикой эмоциональных и поведенческих

Из книги автора

25. ФУНКЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Функции технологий социальной работы диагностическая функция – изучение социальным работником особенностей группы людей (или отдельного человека), степени влияния на них (или на него) микросреды и постановка «социального

Из книги автора

28. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Служба медико-социальной помощи комплектуется специально подготовленными работниками, исходя из поставленных перед ней задач. Утверждение соответствующих должностей социальных работников с медицинской ориентацией в

Из книги автора

34. ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА Объектами социальной защиты являются дети – лица, не достигшие 18 лет. Разные группы детей нуждаются в различной помощи и в равной степени социальной защиты. К приоритетным группам детей, в первую очередь нуждающихся в

Из книги автора

52. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МИГРАНТАМИ Социальному работнику необходимо принимать во внимание особенности правового положения вынужденных мигрантов в России.Реинтеграция мигрантов предполагает учет ряда правовых аспектов при получении визы, вида на

Из книги автора

53. ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МИГРАНТАМИ Действующая Концепция государственной миграционной политики России определяет систему основных принципов и приоритетов для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации в

Из книги автора

58. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Эффективность деятельности социальных служб существенным образом зависит от типа используемой организационной структуры управления.(ОСУ). Под ОСУ социальной работой понимается совокупность элементов органа управления и устойчивых

Социальная работа как особый вид деятельности представляет собой целостную си­стему, состоящую из следующих элементов (ком­понентов):

  1. объекты и субъекты социальной работы;
  2. институты социальной работы;
  3. основные сферы социальной работы;
  4. методы и формы социальной работы.

Объектом социальной работы в ее широкой трактовке, по мнению В.П. Павленка, являются все люди. Это объясняется тем, что жизнедеятельность всех групп и слоев населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, со­держанием социальной политики, возможностями ее реализации .

В более узком значении объект социальной работы в литературе характеризуется с помощью различных понятий: «трудная жизненная ситуация», «человек в проблемной ситуации, когда нарушается его жизнедеятельность». Каждый член общества, попавший в трудную жизненную ситуацию, может стать клиен­том социальной службы. Однако чаще всего под понятием «кли­ент» понимаются определенные категории населения, нуждаю­щиеся в различных видах помощи для решения их жизненных проблем.

В качестве клиентов могут выступать любая отдельная лич­ность, группа, семья, социальные структуры, организации, общи­ны (например, секта) или население какой-либо территории пол­ностью или частично. Как правило, это - клиент, находящийся в трудной жизненной ситуации, который не способен решить свои проблемы самостоятельно, он исчерпал имеющиеся у него воз­можности и ресурсы и ориентирован на социальную помощь и социальные услуги. В то же время клиент службы должен обла­дать свободой выбора, нести ответственность за предоставляемые ему ресурсы и услуги, быть ориентированным на самопомощь.

Жизненная ситуация клиентов рассматривается как уникаль­ная. Действительно, каждый человек имеет только ему свойст­венные потребности, жизненный опыт, возможности и цели жиз­ни. На его судьбу оказывает влияние социальное окружение. Практика социальной работы показывает, что типичными индиви­дуальными проблемами клиентов являются семейные и внутриличностные конфликты и кризисы (потеря работы, трудности общения, конфликты с ближайшим социальным окружением). Такие проблемы, как бедность, нищета, отсутствие работы, не только порождают эмоциональные переживания, но и приводят к проблемам социальной неадекватности, нарушению нормальной жизнедеятельности клиентов.

Для обозначения общих проблем, объединяющих обративших­ся за помощью людей, введено понятие «целевая группа» как обобщенное понятие «клиент». К клиентским группам можно от­нести женщин, детей, людей пожилого возраста, инвалидов, лю­дей с различными формами зависимостей.

В практике социальной работы выделяют более 30 клиентских групп, имеющих сходные жизненные проблемы, в связи с кото­рыми им предоставляются социальные услуги.

В процессе оказания помощи социальный работник выступает как «проводник перемен». Перемены могут быть связаны с изме­нениями поведения клиента, его отношений с окружающими, обусловленными новыми жизненными ценностями. Социальный работник должен побуждать клиента к максимальным усилиям по решению его жизненных проблем. Изучение условий жизни кли­ента и его личности позволяет ему более четко определить харак­тер необходимой помощи. Задачи, которые социальный работник может поставить перед клиентом, определяются следующим образом:

  1. клиент должен воспринимать социального работника как временного агента, помогающего ему в решении одной или нескольких проблем;
  2. клиент должен видеть в социальном работнике специа­листа, знания и умения которого он может использовать в своих интересах;
  3. клиент должен видеть в социальном работнике партнера в решении проблемных ситуаций.

Однако социальный работник руководит процессами оказания помощи, а не самим клиентом. Он помогает клиенту анализиро­вать различные пути решения проблемы. Окончательный вариант ее решения должен выбрать сам клиент. Ответственность за при­нятие решений социальный работник должен брать на себя толь­ко в исключительных случаях (недееспособность клиента, заболе­вание или возраст). Таким образом, объектом социальной работы выступает трудная жизненная ситуация клиента, которую он не может разрешить самостоятельно в силу отсутствия знаний, опы­та, недостаточных ресурсов или иных причин.

В качестве объектов социальной работы иногда рассматриваются сферы жизнедеятельности, среди которых важнейшими являются:

  1. сфера производства;
  2. сфера здравоохранения;
  3. сфера образования;
  4. сфера культуры;
  5. культурно-досуговая сфера;
  6. силовые структуры;
  7. пенитенциарная система;
  8. социально-этническая среда;
  9. сфера бытового обслуживания.

Субъектами социальной работы могут выступать:

  1. организации, учреждения, в том числе государство со сво­ими структурами, социальные службы различного подчи­нения; администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделе­ния;
  2. общественные, благотворительные организации и их уч­реждения;
  3. специалисты различных социальных служб, а также пред­ставители общественных, благотворительных организа­ций и частных социальных служб, профсоюзов;
  4. преподаватели социальных учебных заведений и их под­разделений;
  5. научные работники (исследователи).

В качестве ведущего субъекта социальной работы на феде­ральном уровне выступает Министерство здравоохранения и со­циального развития , которое определяет социальную политику, разрабатывает социальные программы и формирует источники их финансирования.

Среди субъектов социальной работы можно выделить админи­стративно-управленческие структуры, которые на различных ста­диях государственной иерархии формируют и осуществляют со­циальную политику.

Важное значение имеет деятельность различных обществен­ных объединений на местах, которые активно решают соци­альные проблемы как группы самопомощи.

Институты социальной работы включают в себя весь спектр социальных служб и учреждений, в которых осуществляется по­мощь населению (официального, неофициального, государствен­ного, негосударственного, добровольно-общественного характе­ра). Каждый социальный институт имеет свои специфические за­дачи.

К специально созданным институтам помощи и защиты (фор­мализованные институты социальной работы) относят: государ­ственные институты социальной защиты населения, образова­ние, здравоохранение, учреждения культуры, Вооруженные силы и т.д.

Негосударственные формализованные институты социальной работы включают в себя: церковь, общественные организации, благотворительные фонды, производственные предприятия.

Как неформальные институты помощи рассматриваются семья (родственники), соседство, приятельство, частные благотворители. Они могут действовать как самостоятельно, так и оказывать со­действие государственным и негосударственным организациям.

Существует и другое деление институтов социальной работы - на общепрофильные и специализированные.

К общепрофильным институтам относят учреждения, открыва­емые для обслуживания жителей конкретной общины, коммуны, муниципалитета и других малых административно-территориаль­ных единиц (коммьюнити центры в США, бюро социальных услуг в Швеции, социальные отделения в Германии, отделы социальной защиты в России). Цель и задачи данных учреждений - оказывать первичную социальную помощь всем нуждающимся, находясь в непосредственной близости к месту проживания населения.

Специализированные учреждения предоставляют социальные услуги определенным категориям населения с учетом специфики их проблем (социальные гостиницы, дома ночного пребывания, консультационные центры и т.д.).

Специалисты социальных служб призваны решать различные задачи. Поэтому формы социальной помощи могут носить харак­тер как отдельных социальных акций, так и долгосрочных про­грамм. В эти программы могут быть включены меры по защите трудоспособного и нетрудоспособного населения; сохранение рабочих мест, поддержка многодетных и неполных семей, детей- сирот, инвалидов, лиц пожилого возраста и т.д.

Основные сферы социальной работы - это те области, где выполняются конкретные задачи по оказанию помощи и поддерж­ки населению. Так, социальная работа активно развивается в здравоохранении, в Вооруженных силах, в сфере производства, в образовании, в сфере культуры, в пенитенциарной системе, в социально-этнической среде и т.д. В каждой из этих сфер решаются вопросы создания нормальных условий жизнедеятельности, осуществления позитивной социализации различных групп и сло­ев, отдельных личностей, их социальной защиты и поддержки.

Методы и формы социальной работы с клиентами включают в себя методы, ориентированные на создание условий для реше­ния задач социальной работы. Решение основных задач социаль­ной работы непосредственно связано с необходимостью органи­зации взаимодействия социального работника с клиентом. Спосо­бы взаимодействия существенно различаются в зависимости от того, кто является клиентом: индивид, группа или общность. Со­ответственно, выделяются методы индивидуальной, групповой и общинной социальной работы.

В системе социальной работы принято выделять различные уровни, от которых зависят ее задачи, формы и методы решения проблем клиентов. Выделяются следующие уровни практической социальной работы:

  1. макроуровень - социально-административный;
  2. мезоуровень - групповой;
  3. микроуровень - индивидуальный.

На микроуровне социальная работа строится на основе за­просов клиентов по конкретному случаю (case work). Здесь соци­альная работа рассматривается в большей степени как практиче­ская психосоциальная деятельность.

На мезоуровне реализуется территориальная (коммунальная, общинная) социальная работа совместно с органами местного самоуправления. Она разворачивается на базе профильных соци­альных служб, осуществляющих социальное обслуживание про­блемных групп населения. Данный уровень предполагает ее со­вмещение с территориальной социальной политикой, направлен­ной на реализацию конкретных социальных программ местного масштаба. Приоритеты социальной поддержки могут устанавли­ваться отдельными благотворительными организациями.

На макроуровне социальная работа выступает как социальная политика. Перед специалистами макроуровня стоят задачи целе­направленного влияния на формирование и реализацию социаль­ной политики на всех уровнях (от муниципального до федераль­ного) с целью обеспечения социально здоровой среды жизнеобитания и жизнедеятельности населения. Эффективность реализа­ции социальных программ обеспечивается взаимодействием госу­дарственных, общественных, благотворительных учреждений в сфере социальной защиты граждан.

На макроуровне социальная работа связана с социальным ад­министрированием, с решением вопросов законодательного ха­рактера, с организацией инфраструктуры помощи, определения комплекса мер по регулированию социальных проблем. Важней­шими направлениями деятельности являются:

  1. обеспечение должного уровня благосостояния населе­ния;
  2. развитие системы социального обслуживания;
  3. профилактика социальных отклонений и патологий;
  4. проведение социально-политических акций, направлен­ных на регулирование общественных отношений в ситу­ациях социальной напряженности.

Условием действенного влияния социальных служб на обще­ственные процессы является активное вторжение в социальную среду с целью раннего выявления социальных недугов и реализа­ции профилактических мер по их предупреждению.

В качестве объекта социальной работы в ее широкой трактовке выступают все люди, все население. Это объясняется тем, что жизнедеятельность людей, всех слоев и групп населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации.
Вместе с тем население структурировано по различным основаниям. И в нем выделяют таких людей, такие группы и слои, которые оказались в сложно жизненной ситуации, когда они либо вовсе мне могут, либо лишь частично могут разрешить возникшие перед ними социальные и другие проблемы.
Поэтому при рассмотрении данного вопроса надо расширить толкование объекта.
1. Первая группа объектов социальной работы - это группы населения, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Когда говорят о практической социальной работе, то в первую очередь имеют в виду оказание помощи, поддержки, социальную защищенность (здоровье, девиантное поведение, пожилой возраст, неблагополучное положение семей и отд категорий гражлан, бехдомность, сиротство и др)
2. Второй важнейшей группой объектов социально работы являются различные сферы жизнедеятельности людей.
. Сфера производства, производственной и социальной инфраструктуры (среда, обстановка, процесс создания материальных благ; отрасли, которые обслуживают данную сферу; население и т.д.).
. Городские, сельские, а также промежуточные формы расселения. Важно учитывать размеры поселений, концентрацию в них населения, уровень развития производственных сил, виды производства, насыщенность объектами культурно-бытового назначения, благоустройство, развитие транспорта, средств связи и т.д.
. Сфера здравоохранения — система, государственных и частных учреждений, проводимые мероприятия по охране здоровья и др.
. Сфера образования, включающая все виды и формы обучения, подготовке и переподготовке кадров, соответствующая инфраструктура.
. Сфера науки (НИИ и лаборатории, учреждения, коллективы, ученые).
. Культурно-досуговая сфера - часть нерабочего времени, используемая на отдых и развлечения.
. Силовые структуры (подразделения осуществляющие защиту государства от внешних враждебных сил и оппозиции внутри страны).
. Пенитенциарная система - это исправительно-трудовые учреждения.
. Социально-этническая среда.
. Сфера бытового обслуживания.
Таким образом, объектом социальной работы выступают специфические сферы жизнедеятельности людей, все люди (при широкой трактовке), отдельные личности и группы, нуждающиеся в постоянной помощи (в узкой трактовке), попавшие в трудную жизненную ситуацию.
Субъекты.
Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняет субъект социальной работы. К субъекту относятся все те люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею.’Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику. Это и благотворительные организации, общества милосердия типа Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Это и общественные организации: Детский фонд им. В. И. Ленина, Российская ассоциация социальных служб. Ассоциация социальных педагогов и социальных работников. Союз офицеров и др.
Но главным субъектом социальной работы являются, разумеется, не организации, не объединения, а люди, занимающиеся социальной работой профессионально или на общественных началах.

Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в по­сторонней помощи. К таким относятся: старики; пенсионеры; инвалиды; тяжелоболь­ные люди; дети; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию - беду; подростки, оказавшиеся в дурной компании; дети–сироты; беженцы; переселенцы и многие другие.

Такова неполная социально-демографическая характеристика объекта социальной работы в современной Республике Беларусь. Названы дале­ко не все группы людей, нуждающихся в социальной помощи. Каж­дый из этих людей - уникальная личность, с неповторимым складом ума, психики, сложнейшей биографией. Это требует от социального работника исключительного такта, про­никновения в судьбу человека, сострадания, многостороннего зна­ния, разнообразных умений, величайшей терпеливости и самоот­дачи.

Субъект социальной работы

Все функции по оказанию помощи, нуждающимся людям выполняет субъект социальной работы. К субъекту соц-ой работы относятся все те люди и ор­ганизации, которые ведут социальную работу и управляют ею. Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику. Это и благотворительные организации, общества милосердия типа Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Это и различные общест­венные организации.

Но главным субъектом социальной работы являются, разумеет­ся, не организации, не объединения, а люди, занимающиеся соци­альной работой профессионально или на общественных началах.

Социальный работник – это специалист в области социальной работы; это профессия, специальность, совокупность специальностей в области социальной работы.

Профессиональных работников не так много. Всего в мире про­фессиональных работников насчитывается около 500 тыс. человек. Это специалисты, имеющие дипломы, свидетельствующие о том, что им офи­циально присвоена специальность «социальный работник». Так, например, в Рос­сии в результате принятых в последние годы мер подготовлено не­сколько десятков тысяч профессиональных социальных работников. В Республике Беларусь подготовка профессиональных социальных работников осуществляется в БГУ (ГУИСТ), БГПУ им.М.Танка, Белорусском университете культуры и некоторых других ВУЗах.

Большой объем нагрузки по социальному обслуживанию нуждающихся падает на плечи непрофессиональных работников, не имеющих специального диплома и занимающихся социальной работой в силу сложившихся обстоятельств.

Сейчас нет сведений о том, сколько граждан Республики Беларусь занимается социальной работой на общественных началах. По среднемировой статистике на одного социального работника приходится по 10-15 человек.

Говоря о субъекте социальной работы, важно иметь в виду еще одно обстоятельство. Среди них есть те, кто в основном занимается организацией социальной работы (их можно назвать организаторами или менеджерами ), а есть те, кто непосредственно оказывают социальную помощь.

Содержание, функции, средства и цель социальной работы.

3) прогностическая, 4) организационная, 5) социально-психологическая, 6) управленческая, 7) оказание практической помощи.

Свою деятельность социальный работник начинает с информационной функции, которая заключается в сборе сведений об объекте (возраст, состояние здоровья, условия жизни, материальный достаток, особенности психики, характера и т.д.). На основании собранных сведений о своих будущих подопечных социальный работник ставит диагноз: оценивает объем, виды работ, режим своей деятельности, трудности, формы, методы, планирует физические и материальные затраты и пр.

Параллельно с «диагнозом» социальный работник выстраивает и диагноз своей деятельности: трудно – легко будет ему работать, сможет или нет оказать действующую помощь, несколько быстро – долго придется заниматься «пациентом» и т.п. В зависимости от характера социальной помощи (оказание, к примеру, социально бытовой помощи одинокому больному или снятие психологического стресса) строится и план работы, определяется ее содержание и виды практической помощи.

Социальная работа осуществляется с помощью средств. Под средствами понимаются все те предметы, действия и пр. с помощью которых достигается цели деятельности. Многообразие функций социальной работы вызывает и многообразие используемых средств. Их диапазон неограничен. Это, например, это – и слово, и телефон, и приемы психиатрии, и личное обаяние и др. Важно иметь в виду, что чем богаче арсенал средств, которыми располагает и хорошо владеет социальный работник, тем успешнее его деятельность. При этом выбор и применение тех или иных средств целиком зависит от характера и особенностей объекта социальной работы. Одно дело – лежащий больной, другое дело - человек, находящийся в депрессии. Набор средств в этих случаях существенно отмечается.