Тренинг на сплочение коллектива (практикум для педагогов). Тренинг «Сплочение педагогического коллектива ДОУ

Тренинг для педагогов на сплочение коллектива Подготовила педагог-психолог АУ ДОУ ДСОВ № 15 «Росинка» город Радужный Савуляк Лилия Владимировна

«Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности» Курт Левин В любом коллективе (учебном, производственном) возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы учреждения, а также психологический комфорт каждого ее члена.

Цель тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Задачи тренинга: Повысить сплоченность коллектива; Повысить взаимопонимание между педагогами; Повысить самооценку педагогов; Формирование благоприятного психологического климата в коллективе; Осознание каждым педагогом своей роли, функций в группе; Развитие умения работать в команде; Повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.

«Сплочение – это возможность для коллектива стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Все Мы нуждаемся в поддержке, и получить ее мы можем только в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»

Заповеди сплоченного коллектива ØПроявляйте искренний интерес к другим людям. Пусть люди с которыми вы общаетесь, почувствуют что они вам интересны. ØПомните, что в любом языке для человека нет звука значительней и приятней, чем звук собственного имени. ØБудьте хорошим слушателем. ØПоощряйте других на разговор о них самих. ØГоворите о вещах интересующих вашего собеседника. ØПочаще улыбайтесь. ØНайдите источник любви и подключитесь к нему. Заряжайтесь от него, как аккумулятор от розетки. ØПолюбите себя. Как вы думаете о себе, и относитесь к себе, так и люди будут думать о вас и относиться к вам. ØНаучитесь представлять себя в «шкуре» другого и смотреть на мир его глазами. ØНаучитесь доверять людям. ØНе ожидайте от людей сразу многого. Будьте терпеливы. Не бросайте сеять дружелюбие. ØДелайте приятное людям. Дарите подарки, говорите комплименты. Не критикуйте, не превозноситесь, не осуждайте. Честно и искренно оценивайте достоинства людей. ØВызывайте в людях положительные эмоции через юмор, шутки. Старайтесь услышать и понять окружающих, способствуйте созданию дружного и сплоченного коллектива. ØУважайте мнение и выбор коллеги. Учитесь прощать мелкие огрехи – с кем не бывает! ØЯвляясь неотъемлемой частью коллектива, оставайтесь яркой, неординарной, творческой личностью. ØЕсли коллектив не такой, каким вы его хотите видеть, начните его изменять с себя. ØНачинайте каждый свой день с вопроса: «Что я могу сегодня сделать на пользу группе? » Ответив на вопрос, начинай действовать. ØТалантливы все и вы тоже! Проявляйте свои способности. Участвуйте постановке праздников. ØОтветственно относись к выполнению поручений на пользу коллектива, но не становись его тягловой силой. ØБудьте активными в выполнении общего дела и сделайте его приятным и важным для всех. ØЗапомните, что радость жизни зависит от её разнообразия. Учитесь радоваться работе, отдыху, успеху и трудностям. УСПЕХОВ ВАМ!

УПРАЖНЕНИЯ НА СПЛОЧЕНИЕ Упражнения на сплочение позволяют участникам тренинга почувствовать себя единой слаженной командой. Тренинги командообразования традиционно включают в себя большое количество упражнений на сплочение, они поднимают тонус группы, повышают её включенность и нацеленность на результат, что в свою очередь увеличивает результативность тренинга. Упражнения на сплочение в короткие сроки превращают разрозненную группу в единый, слаженный и четко работающий механизм. За это их и ценят. Для Вас подобраны качественные упражнения на сплочение, которые пользуются заслуженной популярностью у тренеровпрактиков. Эти упражнения помогут Вам поучаствовать в эффективном и интересном тренинге.

1. Упражнение «Квадрат» (5 -10 мин.) Цель: прочувствовать каждого участника группы. Ход упражнения Станьте в круг, и закройте глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. После того, как квадрат будет построен, не открывать глаза. Вопросы: Все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложить открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры. Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы. Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?

2. Упражнение «Коллаж» Время проведения: 40 -45 мин. Цель: сплотить коллектив и поближе узнать каждого участника группы. Материалы: ватман, клей, цветные картинки животных. Ход упражнения Педагогический коллектив делится на 2 группы, педагоги садятся за столы, и им предлагаются ватманы, клей, нарисовать цветные картинки животных (можно использовать) трафарет. Из предложенных картинок каждый участник группы выбирает соответствующие ему животное, как он видит и чувствует себя в данном коллективе. Выбрав какого животного нарисует, каждый располагает и приклеивает их на ватмане так, как чувствует свое расположение в коллективе. После выполненной работы каждый участник (по желанию) дополняет свои картинки фоном с помощью карандашей. Вопросы для обсуждения: Почему вы выбрали именно этого животного? Чувствуете ли вы себя в коллективе, как это животное? Были ли сложности при выполнении упражнения?

3. Упражнение «Дом» Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения. Время: 15 минут. Ресурсы: карточки с изображением предметов мебели, быта и т. д. Ход упражнения: участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом!» . Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме» , что способствует сплочению. Обсуждение: Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме» ? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!

4. Упражнение «Групповой рисунок по кругу» Всем участникам выдается один лист-ватман и карандаши (фломастеры, маркеры). Задача - задумав картину (любой образ), нарисовать только один ее элемент, после чего листок передается соседу справа. Таким образом, каждый участник получает листок с одним элементом. Задача - дорисовать один элемент и передать соседу справа. Рисунки передаются до тех пор, пока круг не замыкается. Обсуждается целостность получившихся картин и привлекательность. Упражнение позволяет развивать эмпатию участников, умение видеть позицию другого, в целостном действии развивает сплоченность коллектива. Подпишите лист, чтобы узнать чей он.

5. Упражнение «Идеальный мир» Материалы: 2 листа ватмана; маркеры разных цветов. Место проведения и исходное положение участников: педагоги делятся на 2 команды, равные по количеству человек. Команды располагаются таким образом, чтобы при обсуждении задания не мешать другу. Задание: Øпервой команде нарисовать картину «Идеальный коллектив» ; Øвторой команде нарисовать картину «Идеальный коллега» , и представить картины всему коллективу. Время: на выполнение задания у группы есть 10 минут. Представление картин проводят 1– 2 человека от каждой команды, аргументируя свое видение идеального мира, не более 2 минут

6. Упражнение «Ассоциации» Цель: Это очень простое и интересное упражнение поможет каждому участнику тренинга прояснить для себя понятие «команда» . Размер группы: 8– 15 человек Время: 10– 15 минут Инструкция: Коллеги, наш тренинг называется командообразование. Предлагаю каждому прояснить для себя значение понятия «команда» . Упражнение, которое мы сейчас с вами проведем, вроде бы простое, но это не совсем так. Вы в этом убедитесь, когда увидите, какими интересными и неожиданными могут быть взгляды наших коллег на многие вопросы. 1. Возьмите ручки и бумагу. 2. Ваша задача - услышать мой вопрос и записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову: ØЕсли команда - это постройка, то она… ØЕсли команда - это цвет, то она… ØЕсли команда - это музыка, то она… ØЕсли команда - это геометрическая фигура, то она… ØЕсли команда - это название фильма, то она… ØЕсли команда - это настроение, то она… 3. Проведите опрос участников по тем ассоциациям, что вы назвали… Итоги упражнения: Что вам понравилось в этом упражнении? Какие ответы были для вас самыми интересными? Какие ответы удивили вас? О чем нам говорит это упражнение?

7. Упражнение «Почта России» Каждый участник тренинга напишет телеграмму, поздравление, пожелание на бланке, указав вместо ФИО описание внешности и характера другого участника, а на обратной стороне бланка нарисует его портрет. Все бланки складываются в почтовый ящик, затем надо угадать кому адресовано послание. Определить, кто из группы соберет их больше.

8. Упражнение «Подарок» Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия. Время: 3 -5 минут. Описание упражнения: Психолог: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие» . Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешную работу аплодисментами!» Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Рекомендации педагогам по созданию благоприятного психологического климата в коллективе: Ø Развивайте в себе такое качество, как терпимость к другим людям, коллегам, воспитанникам. Нетерпимость приводит к накоплению агрессии, которая в любой момент может вылиться на не в чем не повинных людей, в том числе на близких. Ø Избегайте критиковать других, лучше действительно попытайтесь понять поведение другого человека. Ø Учитесь снимать эмоциональное напряжение после рабочего дня; боритесь с эмоциональным выгоранием. Ø Радуйтесь успехам своих коллег, тогда при вашем успехе, за вас будет кому порадоваться. Ø Избегайте ненужной конкуренции. Ставьте перед собой реальные цели. Ø Находите время для развлечений, хобби. Встречайтесь с коллегами в неформальной обстановке – это способствует сплочению. Ø Ведите здоровый образ жизни: не забывайте о пользе физических нагрузок, прогулках на свежем воздухе и полезной пище.

Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы? Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!» Сотрудники ДОУ это сплоченный коллектив, живущий под одним девизом: "Наша работа - любовь с заботой!"

Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Разработанный мною тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

Задачи тренинга:

Формирование благоприятного психологического климата;

Нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

Развитие умения работать в команде;

Сплочение группы;

Осознание каждым участником своей роли, функции в группе;

Повысить коммуникативные навыки педагогов;

Повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.

Необходимые материалы для тренинга:

Листы формата А-4 по числу участников, цветные карандаши или восковые мелки;

Спокойная музыка для релаксации;

Ход тренинга

Психолог:

«Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.

Психологический климат – это, как Вы знаете, межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести, в другом - зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения: в одних условиях педагоги чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других - коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал (к чему мы и стремимся).

Создание эмоционального благополучия в педагогическом коллективе, сплоченности коллектива - это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Психологический климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и взаимопонимания. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение».

Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой коллега, хорошо услышать и помочь, когда необходима эта помощь, как хорошо понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

Сегодня мы с вами примем участие в тренинге, который называется «Вместе».

В любом тренинге есть правила. Давайте и мы с вами познакомимся с этими правилами. (Слайд №1)

    Здесь и теперь (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами именно здесь).

    Говорю за себя.

    Внимательно слушать друг друга.

    Не перебивать говорящего.

    Уважать мнение друг друга.

    Безоценочность суждений.

    Активность.

    Правило «стоп».

    Конфиденциальность (все, что происходит здесь, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы).

    1. Упражнение «Комплимент»

Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

Инструкция: психолог рассказывает строки из стиха:

« Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты…!

Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога по кругу. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

Например:

Таня, ты такой отзывчивый человек!

Да, это так! А еще, я добрая!

А у тебя Света, такие красивые глаза!

Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

Анализ упражнения:

1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

    Упражнение «ГОВОРЯЩИЕ РУКИ»

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.

Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют, молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

    Поздороваться с помощью рук.

    Побороться руками.

    Помириться руками.

    Выразить поддержку с помощью рук.

    Пожалеть руками.

    Выразить радость.

    Пожелать удачи.

    Попрощаться руками.

Анализ упражнения:

    Что было легко, что сложно?

    Кому было, сложно молча передавать информацию?

    Кому легко?

3.Упражнение «БЕСЕДА В КРУГУ»

Образуем два круга внешний и внутренний и начинаем разговаривать друг с другом на заданную тему.

  • увлечения;

  • майские праздники;

Анализ упражнения:

    Узнали ли вы что нового из беседы, если да то что?

    Упражнение «МЫ СТОБОЙ ПОХОЖИ ТЕМ, ЧТО»

Цель: снятие агрессии.

Бросая мяч любому человеку, называем его по имени и говорим: «Мы с тобой похожи тем, что…». (Например: что живем на планете Земля, работаем в одном коллективе и т.д.)

Анализ упражнения:

    Какие эмоции испытывали во время упражнения?

    Что нового узнали о других?

    Что интересное узнали?

Упражнение « Узнай рисунок» (хорошо ли вы знаете друг друга)

Цель: помочь участникам глубже узнать друг друга; создать мотивацию к совместной работе.

Вопрос: «Долго ли вы работаете вместе и хорошо ли знаете друг друга? »

После ответов участников дается следующая инструкция: «Нарисуйте, пожалуйста, за 5 минут свой портрет, как вы себя видите, чтобы сказать: «Вот это я». Рисунки подписывать не надо».

Анализ упражнения:

      Каков этот человек?

      Кто это может быть?

    Медитация «Горная вершина »(5 минут)

Задача приводимой медитации-визуализации – помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны. Это позволяет значительно смягчить негативные переживания, найти новые, неожиданные пути разрешения проблем. Благодаря этому психотехника "Горная вершина" способствует повышению уверенности в себе.

Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы... можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами... Мгновение – и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них... Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами... Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки... Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней...

Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им...

Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор... Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов... С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки... Пауза .

Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам... А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы... Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира... Поблагодарите его...

Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия...

Этап 6. Заключительный

ПОДАРОК

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие . Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!

А сейчас по кругу ответьте на такие вопросы:

    Что для вас сегодня было важным?

    Какие чувства вы испытывали?

    Нужны ли вам в дальнейшем такие тренинги?

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что вы – единое целое, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе вы – сила! Спасибо всем за участие!

Памятка педагогу

    Старайтесь смотреть на вещи оптимистично;

    Найдите время, чтобы побыть наедине с собой;

    Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого;

    Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам не нравится;

    Не оказывайте слишком большое давление на своих детей;

    Старайтесь реже говорить «я это не смогу сделать»;

    Использовать возможность выступить с речью;

    Следите за питанием и фигурой;

    Позволяйте себе «маленькие женские радости»;

    Не забывайте, что вы красивы.

КГКП Детский сад №10 «Ладушки»

Тренинг на сплочение педагогов в детском саду «Вместе»

Подготовила: педагог-психолог Рыжкова Е.Н.

Психологический тренинг для педагогов

Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

Задачи тренинга:

Формирование благоприятного психологического климата

Нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними

Развитие умения работать в команде

Сплочение группы

Осознание каждым участником своей роли, функции в группе

Повысить коммуникативные навыки педагогов

Повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.

Необходимые материалы:

Листы формата А – 4 по числу участников, простые карандаши, фломастеры, солнышки, звездочки

Спокойная музыка для релаксации

Ход тренинга:

1.Правила тренинга:
Единая форма обращения друг к другу (по имени).

Общение по принципу “здесь и теперь”.

Конфиденциальность всего происходящего.

Искренность в общении.

Уважение к говорящему.

2.Содержание тренинга:

Звучит музыка. Участники тренинга заходят в зал.

Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.

Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести, в другом - зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других - коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

Строительство психологического климата, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.

3. Веник . Древняя притча

У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.

Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался - ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.

Тогда отец сказал:

- Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.

Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько нам удастся действовать вместе.

Упражнение 4. «Приветствие»

Педагогам предлагается встать в круг, представится и охарактеризовать себя, назвать несколько своих качеств.

Упражнение 5. Тест: «Качества вашего темперамента»

Упражнение 6. «Комплимент»

Это упражнение из теории “поглаживаний” Эрика Берна. Слово “поглаживание” отражает детскую потребность в прикосновениях. Берн заметил, что став взрослыми, люди по-прежнему стремятся прикасаться друг к другу, словно подтверждая свое физическое существование. Выйдя из детского возраста, люди попадают в общество, где физические контакты строго ограничены, поэтому приходится довольствоваться замещением этой потребности другими формами «поглаживания». Улыбка, короткий разговор или комплимент – все это знаки того, что вас заметили, и это доставляет нам радость.

Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

По кругу мы будем говорить комплименты соседу справа, а теперь соседу слева. Молодцы.

Анализ упражнения:

1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

Упражнение 7. Я приглашаю вас в круг.

Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного: А теперь - по алфавиту, но сделать это молча. (Варианты - по цвету глаз, по дате рождения и др.).

(звучит музыка)

Молодцы, а теперь встаньте паровозиком и представьте, что начался дождь. Вы будете поглаживать друг друга по спине, изображая капли дождя. А теперь дождь усиливается, пошел ливень, теперь капли града. Дождь заканчивается, выходит солнышко.

Упражнение 8. Дыхательная гимнастика

В нашей работе очень часто бывают такие моменты, когда мы чувствуем упадок сил, нервное напряжение. Это упражнение можно проделывать самостоятельно и оно очень эффективно.

Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания - один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.

Упражнение 9. (звучит музыка) на расслабление

Примите максимально удобную позу. Закройте глаза.

Представьте себя парящим над землей. В полете вы устремляетесь ввысь. Посмотрите направо, налево, вверх, вниз... Вы видите звезды, языки туманностей бледно-синеватых оттенков... Найдите где-то недалеко от вас планету ярко-голубого цвета. Это Земля. Заметьте, как солнце блестит и дробится на множество сверкающих точек, отражаясь от поверхности океанов. Почувствуйте радость и любовь, как человек, который вернулся в любимый дом после долгого отсутствия. Начинайте снижаться, направляясь к поверхности... Вам приятно парить над Землей, и вы с удовольствием разглядываете темно-синий океан, блестящий белыми брызгами, и темно-зеленые поля лесов, и белое покрывало облаков, и уходящий вдаль горизонт, и звезды, окружающие этот великолепный шар... Смотрите, наслаждайтесь... Это то место, где вас любят и ценят. Счастья и Радости Вам!

Откройте глаза. Поднимите руки вверх - сделайте вдох, опустите руки - сделайте выдох. Спасибо.

Упражнение 10. «Чему я научилась»

Цель: рефлексия

Я научилась….

Я узнала, что….

Я была удивлена тем, что…..

Мне понравилось,………

Я была разочарована тем, что….

11. Притча. Мир такой, каким ты его видишь

К оазису подошел юноша, попил воды и спросил у старика, который отдыхал у родника:

- Какие люди тут живут?

Старик и себе спросил у молодого человека:

- Толпа эгоистов с недобрыми помыслами, ответил юноша.

- Таких же найдешь и тут, - промолвил мудрец.

В этот же день другой юноша подошел к источнику утолить жажду после сложного пути. Увидев старца, он, поприветствовав его, спросил:

- Какие люди проживают в этом месте?

Старик в ответ поставил тот же вопрос:

- А какие люди живут там, откуда ты пришел?

- Прекрасные! Честные, гостеприимные, дружелюбные. Мне больно было расставаться с ними.

- Таких же найдешь и тут, - заверил мудрец.

Человек, который слышал оба разговора, поинтересовался:

- Как мог ты дать два такие одинаковые ответа на разные комментарии?

На это старик ответил:

- Каждый из нас может видеть только то, что несет в своем сердце. Тот, кто не нашел ничего хорошего везде, где побывал, не сможет найти ничего другого ни тут, ни в любом другом месте.

Комментарий психолога.

Все, что окружает нас, - это отображение наших мыслей. Мы смотрим на реальность через фильтр, которым сами и являемся. Мы сами выбираем, в каком свете видеть все, что происходит вокруг нас, - в позитивном или негативном.

Несмотря на то, что у каждого из нас разный характер, темперамент, облик, я хочу пожелать нам уважения друг к другу, мыслить в одном направлении, успехов, веры в себя и спокойствия!

Коллеги, желаю вам только удачи,

Чтоб были под силу любые задачи,

Чтоб деньги в достатке все время водились

И честно вы в школе чтобы трудились!

Оплаты – достойной, судьбы на отлично,

Здоровья – без меры, а жизни – приличной!

Еще вам желаю, конечно, карьеры,

Чтоб вверх по ступеням вы шли непременно!!!



Задание: дописать неоконченные предложения

Задание: дописать неоконченные предложения

Я научился(лась)___________________________________________________

Я узнал(а), что_____________________________________________________

Я был(а) удивлен(а) тем, что_________________________________________

Мне понравилось___________________________________________________

Я был(а) разочарован(а) тем, что______________________________________

Задание: дописать неоконченные предложения

Я научился(лась)___________________________________________________

Я узнал(а), что_____________________________________________________

Я был(а) удивлен(а) тем, что_________________________________________

Мне понравилось___________________________________________________

Я был(а) разочарован(а) тем, что______________________________________

Задание: дописать неоконченные предложения

Я научился(лась)___________________________________________________

Я узнал(а), что_____________________________________________________

Я был(а) удивлен(а) тем, что_________________________________________

Мне понравилось___________________________________________________

Я был(а) разочарован(а) тем, что______________________________________

Задание: дописать неоконченные предложения

Я научился(лась)___________________________________________________

Я узнал(а), что_____________________________________________________

Я был(а) удивлен(а) тем, что_________________________________________

Мне понравилось___________________________________________________

Я был(а) разочарован(а) тем, что______________________________________

Задание: дописать неоконченные предложения

Я научился(лась)___________________________________________________

Я узнал(а), что_____________________________________________________

Я был(а) удивлен(а) тем, что_________________________________________

Мне понравилось___________________________________________________

Я был(а) разочарован(а) тем, что______________________________________

«Обычно легче изменить индивидуумов,
собранных в группу,
чем изменить каждого
из них в отдельности»
Курт Левин
В любом коллективе
(учебном, производственном) возникает
вопрос, связанный с групповой сплоченностью.
Вопрос этот важен потому, что от уровня
развития коллектива, степени
его сплоченности зависит эффективность
работы учреждения, а также психологический
комфорт каждого ее члена.

Цель тренинга – это сплочение коллектива и построение
эффективного командного взаимодействия.
Задачи тренинга:
Повысить сплоченность коллектива;
Повысить взаимопонимание между педагогами;
Повысить самооценку педагогов;
Формирование благоприятного психологического
климата в коллективе;
Осознание каждым педагогом своей роли, функций в группе;
Развитие умения работать в команде;
Повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.

«Сплочение –
это возможность для
коллектива стать единым целым
для достижений конкретных
целей и задач. Все Мы нуждаемся
в поддержке, и получить ее мы
можем только в своей группе!
Ведь только сплоченный
коллектив добивается многих
вершин и побед!»

Заповеди сплоченного коллектива
Проявляйте искренний интерес к другим людям. Пусть люди с которыми вы общаетесь, почувствуют что они вам
интересны.
Помните, что в любом языке для человека нет звука значительней и приятней, чем звук собственного имени.
Будьте хорошим слушателем.
Поощряйте других на разговор о них самих.
Говорите о вещах интересующих вашего собеседника.
Почаще улыбайтесь.
Найдите источник любви и подключитесь к нему. Заряжайтесь от него, как аккумулятор от розетки.
Полюбите себя. Как вы думаете о себе, и относитесь к себе, так и люди будут думать о вас и относиться к вам.
Научитесь представлять себя в «шкуре» другого и смотреть на мир его глазами.
Научитесь доверять людям.
Не ожидайте от людей сразу многого. Будьте терпеливы. Не бросайте сеять дружелюбие.
Делайте приятное людям. Дарите подарки, говорите комплименты. Не критикуйте, не превозноситесь, не осуждайте.
Честно и искренно оценивайте достоинства людей.
Вызывайте в людях положительные эмоции через юмор, шутки.
Старайтесь услышать и понять окружающих, способствуйте созданию дружного и сплоченного коллектива.
Уважайте мнение и выбор коллеги. Учитесь прощать мелкие огрехи – с кем не бывает!
Являясь неотъемлемой частью коллектива, оставайтесь яркой, неординарной, творческой личностью.
Если коллектив не такой, каким вы его хотите видеть, начните его изменять с себя.
Начинайте каждый свой день с вопроса: «Что я могу сегодня сделать на пользу группе?» Ответив на вопрос, начинай
действовать.
Талантливы все и вы тоже! Проявляйте свои способности. Участвуйте постановке праздников.
Ответственно относись к выполнению поручений на пользу коллектива, но не становись его тягловой силой.
Будьте активными в выполнении общего дела и сделайте его приятным и важным для всех.
Запомните, что радость жизни зависит от её разнообразия. Учитесь радоваться работе, отдыху, успеху и трудностям.
УСПЕХОВ ВАМ!

УПРАЖНЕНИЯ НА СПЛОЧЕНИЕ
Упражнения на сплочение позволяют участникам тренинга
почувствовать себя единой слаженной командой. Тренинги
командообразования традиционно включают в себя большое количество
упражнений на сплочение, они поднимают тонус группы, повышают её
включенность и нацеленность на результат, что в свою очередь
увеличивает результативность тренинга. Упражнения на сплочение
в короткие сроки превращают разрозненную группу в единый,
слаженный и четко работающий механизм. За это их и ценят.
Для Вас подобраны качественные упражнения на сплочение,
которые
пользуются заслуженной популярностью у тренеровпрактиков. Эти упражнения помогут Вам поучаствовать в эффективном
и интересном тренинге.

Уважаемые коллеги!
Выберите для себя тренинговое имя,
напишите его.

1.Упражнение «Квадрат» (5-10 мин.)
Цель: прочувствовать каждого участника группы.
Ход упражнения
Станьте в круг, и закройте глаза. Теперь, не открывая глаз нужно
перестроиться в квадрат. После того, как квадрат будет построен,
не открывать глаза.
Вопросы:
Все ли уверены, что они стоят в квадрате?
Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат
действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все
согласятся, что стоят именно в квадрате, предложить открыть глаза,
порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс.
Так же можно строиться в другие фигуры.
Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу
выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое
обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения
работы.
Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать
качественнее и быстрее?

2. Упражнение «Коллаж»
Время проведения: 40-45 мин.
Цель: сплотить коллектив и поближе узнать каждого участника группы.
Материалы: ватман, клей, цветные картинки животных.
Ход упражнения
Педагогический коллектив делится на 2 группы, педагоги садятся за
столы, и им предлагаются ватманы, клей, нарисовать цветные картинки
животных (можно использовать) трафарет. Из предложенных картинок
каждый участник группы выбирает соответствующие ему животное, как
он видит и чувствует себя в данном коллективе. Выбрав какого
животного нарисует, каждый располагает и приклеивает их на ватмане
так, как чувствует свое расположение в коллективе. После выполненной
работы каждый участник (по желанию) дополняет свои картинки фоном
с помощью карандашей.
Вопросы для обсуждения:
Почему вы выбрали именно этого животного?
Чувствуете ли вы себя в коллективе, как это животное?
Были ли сложности при выполнении упражнения?

3. Упражнение «Дом»
Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.
Время: 15 минут.
Ресурсы: карточки с изображением предметов мебели, быта и т.д.
Ход упражнения: участники делятся на 2 команды.
Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать
полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в
этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом
мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте,
что Вы должны быть полноценным и функциональным домом!
Постройте свой дом!». Психологический смысл упражнения:
Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в
этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что
способствует сплочению.
Обсуждение:
Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить
свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю,
Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем,
каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может
быть полноценным!

4. Упражнение «Групповой рисунок по кругу»
Всем участникам выдается один лист-ватман и карандаши (фломастеры,
маркеры).
Задача - задумав картину (любой образ), нарисовать только один ее
элемент, после чего листок передается соседу справа. Таким образом,
каждый участник получает листок с одним элементом.
Задача - дорисовать один элемент и передать соседу справа. Рисунки
передаются до тех пор, пока круг не замыкается. Обсуждается целостность
получившихся картин и привлекательность. Упражнение позволяет
развивать эмпатию участников, умение видеть позицию другого, в
целостном действии развивает сплоченность коллектива.
Подпишите лист,чтобы узнать чей он.

5.Упражнение «Идеальный мир»
Материалы: 2 листа ватмана; маркеры разных цветов.
Место проведения и исходное положение участников: педагоги
делятся на 2 команды, равные по количеству человек. Команды
располагаются таким образом, чтобы при обсуждении задания не
мешать друг другу.
Задание:
первой команде нарисовать картину «Идеальный коллектив»;
второй команде нарисовать картину «Идеальный коллега», и
представить картины всему коллективу.
Время: на выполнение задания у группы есть 10 минут.
Представление картин проводят 1–2 человека от каждой команды,
аргументируя свое видение идеального мира, не более 2 минут

6.Упражнение «Ассоциации»
Цель: Это очень простое и интересное упражнение поможет каждому участнику
тренинга прояснить для себя понятие «команда».
Размер группы: 8–15человек
Время: 10–15 минут
Инструкция: Коллеги, наш тренинг называется командообразование. Предлагаю
каждому прояснить для себя значение понятия «команда». Упражнение, которое
мы сейчас с вами проведем, вроде бы простое, но это не совсем так. Вы в этом
убедитесь, когда увидите, какими интересными и неожиданными могут быть
взгляды наших коллег на многие вопросы.
1. Возьмите ручки и бумагу.
2. Ваша задача - услышать мой вопрос и записать первые же образы, связанные
с ним, которые пришли вам в голову:
Если команда - это постройка, то она…
Если команда - это цвет, то она…
Если команда - это музыка, то она…
Если команда - это геометрическая фигура, то она…
Если команда - это название фильма, то она…
Если команда - это настроение, то она…
3. Проведите опрос участников по тем ассоциациям, что вы назвали…
Итоги упражнения:
Что вам понравилось в этом упражнении?
Какие ответы были для вас самыми интересными?
Какие ответы удивили вас?
О чем нам говорит это упражнение?

7.Упражнение «Почта России»
Каждый участник тренинга напишет телеграмму,
поздравление, пожелание на бланке, указав вместо
ФИО описание внешности и характера другого
участника, а на обратной стороне бланка нарисует
его портрет. Все бланки складываются в почтовый
ящик, затем надо угадать кому адресовано
послание. Определить, кто из группы соберет их
больше.

8.Упражнение «Подарок»
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
Время: 3-5 минут.
Описание упражнения:
Психолог: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе,
чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней –
более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я,
например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из
участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.
«Давайте наградим себя за успешную работу аплодисментами!»
Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить
тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Рекомендации педагогам по созданию благоприятного
психологического климата в коллективе:
Развивайте в себе такое качество, как терпимость к другим людям,
коллегам, воспитанникам. Нетерпимость приводит к накоплению агрессии,
которая в любой момент может вылиться на не в чем не повинных людей, в том
числе на близких.
Избегайте критиковать других, лучше действительно попытайтесь
понять поведение другого человека.
Учитесь снимать эмоциональное напряжение после рабочего дня;
боритесь с эмоциональным выгоранием.
Радуйтесь успехам своих коллег, тогда при вашем успехе, за вас будет
кому порадоваться.
Избегайте ненужной конкуренции. Ставьте перед собой реальные
цели.
Находите время для развлечений, хобби. Встречайтесь с коллегами в
неформальной обстановке – это способствует сплочению.
Ведите здоровый образ жизни: не забывайте о пользе физических
нагрузок, прогулках на свежем воздухе и полезной пище.

Обсуждение:
«Наш тренинг подошел к завершению.
Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали?
Что полезного вынесли для себя, для группы?
Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все
были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы –
единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная
часть этого целого!
Вместе Вы – сила!
Спасибо всем за участие!»
Сотрудники ДОУ это сплоченный коллектив,
живущий под одним девизом:
"Наша работа - любовь с
заботой!"

Е.А. Смирнова, педагог-психолог МБДОУ № 12 «Брусничка»

Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

  • формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;
  • развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;
  • получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга;
  • осознание себя командой.

Состав участников: 10 - 15 человек.

Актуальность: невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будет достигнута только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Почему важна сплоченность: возможность окунуться..., возможность увидеть..., возможность услышать..., возможность ощутить..., возможность испытать..., возможность стать..., стать одним коллективом, который чувствует, поддерживает и вдохновляет на новые действия и поступки.

Структура тренинга:

  1. Орг. момент – 4 минуты
  2. Вступление – 5 минут
  3. Цель задачи – 3 минут
  4. Разминка – 5 минут
  5. Основная часть – 50 минут
  6. Рефлексия – 10 минут
  7. Орг. конец – 2 минуты

Ход тренинга:

  1. Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...» – 5 минут
  2. Игра «Атомы и молекулы» – 4 минут
  3. Упражнение «Постройтесь по росту!» – 5 минут
  4. Упражнение «Путанка» – 10 минут
  5. Упражнение "Друг к дружке" 10 мин.
  6. Упражнение «Поезд» – 10 минут
  7. Упражнение «Счёт до десяти» – 10 минут
  8. Упражнение «А я еду...» – 8 минут
  9. Упражнение "Волшебный стул" - 15 минут

Структура: педагоги рассаживаются на места в круге, когда все успокоятся и готовы будут слушать, начинается тренинг.

Приветствие «Давайте поздороваемся».

Цель: снятие мышечного напряжения у участников тренинга, переключение внимания.

Здравствуйте те, у кого в этом месяце день рождения.
Здравствуйте те, кто плотно утром позавтракал.
Здравствуйте те, кто рад повышению зарплаты.
Здравствуйте те, кто тоскует по морю и песку.
Здравствуйте те, кто готов работать в нашей группе.

– Меня зовут Елена, и сегодня я проведу для вас тренинг на сплочение. Цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой коллега, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

Притча о бегунах

Несколько лет назад на параолимпийских играх в Сиетле девять бегунов (с умственными и физическими нарушениями) выстроились в ряд на линии старта стометровки. Раздался сигнальный выстрел, и они рванули вперед - не скажешь, что очень стремительно, но с явной решимостью добежать до финиша и победить. Все, кроме одного парня, который, запнувшись, едва не упал. Шатаясь, он проковылял пару шагов и заплакал. Остальные восемь участников забега услышали его плач. Они замедлили бег, остановились, затем развернулись и пошли назад. Все до единого! Девушка с синдромом Дауна поцеловала беднягу и сказала: «Это тебя вылечит!» Потом все девятеро взялись за руки и вместе дошли до финишной ленты.

Десять минут кряду весь стадион рукоплескал им стоя.

Игра «Атомы и молекулы»

Необходима небольшая первичная настройка: Давайте представим, что каждый человек – это маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы должны объединиться в молекулы, число атомов в которых я также назову. – Готовы. Начинаем. Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Если последним числом атомов в молекуле будет два, то упражнение служит хорошим способом деления группы на пары для последующей работы.

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»

Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, работаем в одном детском саду и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Обсуждение:

  • Что нового узнали о других?
  • Что интересное узнали?

Упражнение «Постройтесь по росту!»

Цель: Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

Ход упражнения: Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.

Обсуждение:

  • Удалось ли группе это сделать?
  • Что помогало? Поддерживало?
  • Какие эмоции испытывали во время упражнения?

Упражнение «Путанка»

Цель: Сплочение, улучшение взаимопонимания участников.

Ход упражнения: Все берутся за руки, стоя в кругу и начинают запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост. («Кто будет головой? А кто хвостом?», – спрашивает ведущий). Когда зверь сориентировался, где его право, а где его лево, он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад. А потом, зверь должен пробежаться, и может быть даже кого-то, попавшегося по пути, «съесть»

Обсуждение: какие ощущения и эмоции испытывали при выполнении задания?

Упражнение «Друг к дружке»

Я предлагаю вам поиграть в игру-активатор «Друг к дружке», во время которой всем участникам нужно выполнять очень-очень быстро движения. Станьте в круг, выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке! », вы должны поменять партнера.

Правая рука к правой руке!
- Нос к носу!
- Спина к спине!
- Друг к дружке.
- Носок к носку!
- Живот к животу!
- Лоб ко лбу!
- Друг к дружке.
- Бок к боку!
- Колено к колену!
- Мизинец к мизинцу!
- Друг к дружке.
- Бедро к бедру!
- Ухо к уху!
- Пятка к пятке!
- Друг к дружке.
- Затылок к затылку!
- Локоть к локтю!
- Кулак к кулаку!
- Друг к дружке.

Пожмите друг другу руки. Молодцы. Спасибо.

Упражнение «Поезд»

Цель: Сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров.

Ход упражнения: 6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев.

Задача «поезда» – проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывает, какие именно) и, не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки – например, начинать шипеть.

Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда».

Если участников много и позволяют размеры помещения, можно сделать игру более динамичной, запуская одновременно по два «поезда».

Обсуждение:

Кому кем больше понравилось быть «локомотивом», «вагонами», с чем это связано?
Какие эмоции у кого возникали при движении в составе «поезда»?
Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить эту игру?

Упражнение «Счёт до десяти»

Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.

Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

Обсуждение:

  • Что с вами происходило?
  • Если не получилось, то почему?
  • Какую стратегию вы выбрали?

Упражнение «А я еду...»

Цель: разрядка участников, расслабление.

Ход упражнения: Участники садятся в круг. В кругу на один стул больше. Один из участников по часовой стрелке садится на пустой стул и говорит: «А я еду». Следующий участник, по цепочке, передвигается на пустой стул и говорит: «А я рядом». Следующий за ним, садится на освободившийся стул и говорит «А я зайцем». Следующий, пересаживается и говорит: «А я с...» (имя любого участника). Названный человек пересаживается рядом. Таким образом, круг разрывается, и вся цепочка начинается заново. С каждым разом участники пересаживаются по часовой стрелке все быстрее и быстрее.

Игра «Волшебный стул»

Я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебный стул»

С помощью куска ткани и ленты можно быстро оформить «Волшебный стул», который будет способствовать повышению самооценки, улучшению взаимоотношений. В определенном месте группы, в центре ставится «Волшебный стул». Приглашаются участники. Участники двигаются, взявшись за руки вокруг стула, при этом произносят слова:

Кто сегодня всех красивей,
Кто сегодня всех счастливей,
Поскорей появись-
на Волшебный стул садись.

Участник, который оказался перед сиденьем стула, садится на него. Все по очереди говорят ему положительные комплименты. Приняв от каждого комплимент, участник выражает знак благодарности, сообщает о своих чувствах.

Рефлексия:

Какие психологические качества у вас проявились при участии в тренинге?
Какие чувства испытывали?
Что нового узнали о себе, о группе?
Как будете использовать эти знания?
Чему научились?
Как это пригодиться в будущем?
Что было важным?
Над чем вы задумались?
Что происходило с вами?
Что нужно развивать на будущее?

Спасибо вам большое, что пришли на тренинг, надеюсь, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеюсь, что что-то вам пригодится и над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. Желаю вам успехов, творческих, профессиональных достижений. До свидания.