Требования к управлению войсками. Основы управления войсками

К основным принципам управления войсками , применяемым с учетом конкретной обстановки в современном общевойсковом бою, относятся: единоначалие; личная ответственность командиров (начальников) за принимаемые решения и результаты выполнения поставленных задач; централизация управления в сочетании с инициативой подчиненных; постоянное знание и глубокий анализ обстановки, предвидение хода событий; твердость и настойчивость в проведении принятых решений и планов в жизнь; высокая организованность и творчество в работе органов управления; знание личного состава, опора на подчиненных командиров.

Единоначалие - важнейший принцип управления войсками, означающий, что командир наделен всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным. Хотя в управлении войсками принимают самое деятельное участие штабы, начальники родов войск, специальных войск и служб, тем не менее всегда и во всех звеньях должен непременно соблюдаться принцип единоначалия, ибо его отсутствие «ведет неизбежно к катастрофе, хаосу, панике, многовластию, поражению». Лишь при единоначалии достигается безусловное и строжайшее единство воли путем подчинения воли многих людей воле одного - руководителя, обеспечивается «наилучшее использование человеческих способностей...».

Единоначалие выражается в том, что командир лично принимает решение на бой, отдает подчиненным необходимые приказы и распоряжения, организует их выполнение.

В неразрывной связи с единоначалием находится принцип личной ответственности командиров (начальников) за принимаемые решения и результаты выполнения поставленных задач .

Командиры-единоначальники всех уровней несут полную ответственность за все стороны жизни и деятельности подчиненных им войск. И хотя каждый командир при решении задач управления войсками опирается на коллектив, в необходимой мере использует помощь других должностных лиц органов управления, не кто иной, как он несет персональную ответственность за целесообразность принятого решения на бой, правильность и обоснованность решений, принимаемых в ходе боя, наиболее эффективное использование в бою имеющихся сил и средств и конечные результаты выполнения войсками поставленных боевых задач.

Необходимость соблюдения принципа централизации управления обусловлена тем, что современный общевойсковой бой по-прежнему ведется в соответствии с замыслом старшего командира и для достижения общей цели требуются согласованные усилия всех сил и средств, участвующих в бою.

Централизация управления войсками проявляется в объединении старшим командиром всех действий подчиненных и приданных подразделений и частей единым планом, в направлении их усилий на быстрейшее достижение общей цели боя. Она особенно важна при решении вопросов, связанных с применением ядерного оружия, с использованием войсками достигнутых при этом результатов, необходимостью уничтожения прежде всего средств ядерного, химического поражения, систем высокоточного оружия противника, с действиями войск в зонах заражения, в районах разрушений, пожаров и затоплений. Чем большей мощностью и дальнобойностью обладают имеющиеся средства борьбы, тем большая степень централизации управления ими в более высокой инстанции необходима.

Централизация не исключает, а предполагает широкую инициативу подчиненных. Смелое и разумное дерзание, стремление найти наилучшие способы выполнения поставленной задачи, способность к проявлению самостоятельности в сложной обстановке всегда играли большую роль.

Оперативность и гибкость при реагировании на изменения обстановки отнесены к числу основных принципов в силу того, что без этого управление просто немыслимо. Они позволяют выделить в сложившейся обстановке главное, наиболее существенное, выявить моменты, затрудняющие выполнение полученной задачи в установленный срок, и своевременно наметить меры по устранению их отрицательного влияния на действия подчиненных войск, принять оптимальное решение на бой. Постоянное знание и глубокий анализ обстановки, в которой протекает боевая деятельность войск, дают возможность командиру, штабу и другим органам управления верно направлять усилия подчиненных на преодоление встречающихся в ходе боя трудностей, своевременно реагировать на происходящие изменения в обстановке.

Но если в современном общевойсковом бою ограничиться реагированием на те события, которые уже совершились, то при быстрых и резких изменениях обстановки в результате нанесения противником ядерных, химических ударов или массированного применения высокоточного оружия трудно рассчитывать на успешное выполнение поставленных задач. Сейчас, как никогда, возрастает роль предвидения хода событий на поле боя.

Предвидение перспектив развития событий позволяет успешно преодолеть такие трудности современного боя, как неполнота данных обстановки и недостаток времени, заранее обоснованно намечать пути и средства достижения поставленной цели. Предвидеть возможные изменения обстановки командир должен сегодня на значительно большую глубину и с большим упреждением во времени, чем это требовалось в годы минувшей войны. А это зависит главным образом от степени подготовленности командира и других должностных лиц, участвующих в управлении войсками, от знания ими тактики действий противника, от учета факторов, влияющих на развитие событий, ведения активной и целеустремленной разведки, наличия надежной связи, своевременности докладов подчиненных и постоянной информации со стороны вышестоящих органов управления и соседей.

Опыт прошлого показывает, что твердость и настойчивость в реализации принятых решений в жизнь всегда способствовали достижению успеха в бою. Особенно возрастает значение этого принципа при ведении боя в условиях применения противником ядерного, химического, высокоточного обычного оружия, что нередко порождает множество непредвиденных трудностей, нарушает заранее намеченные планы действий войск, способно вызвать большие потери в подразделениях и частях, сильное заражение местности, обширные разрушения, затопления, пожары. У некоторой части личного состава могут появиться растерянность, панические настроения, а у командира, организующего бой, неуверенность, сомнения в правильности своих действий, а иногда и утрачена вера в победу. Все это поставит войска в тяжелое положение.

Твердость и настойчивость в проведении принятых решений и планов в жизнь не есть стремление вопреки здравому смыслу или необходимости придерживаться решений и планов, которые уже не отвечают реальной боевой обстановке. Твердость и настойчивость в проведении принятых решений и планов в жизнь должны проявляться лишь до тех пор, пока это обеспечивает разгром противника как можно меньшими силами, иначе это вызовет неоправданные потери в силах, средствах и времени, снизит боеспособность войск, подорвет веру в способность командиров привести войска к победе. Избежать этого можно своевременным уточнением или изменением решений и планов, переставших соответствовать обстановке, а при необходимости и отказом от них, принятием и проведением в жизнь новых решений и планов.

Исторический опыт свидетельствует, что успешным руководство войсками могло быть только при достижении высокой организованности и творчества в работе органов управления .

Командиры, штабы, начальники родов войск, специальных войск и служб должны действовать как единый сплоченный коллектив. Каждый из них обязан хорошо знать и умело выполнять свои функциональные обязанности, а действия всего управленческого организма в целом должны отличаться четким распределением задач и функций между исполнителями и согласованностью в их работе, дисциплинированностью, строгим порядком, обеспечивающими точное и своевременное выполнение мероприятий по управлению войсками в сложных условиях современного общевойскового боя.

Профессиональные навыки офицеров управленческого аппарата и технические средства управления необходимо максимально использовать для выработки оригинальных приемов и способов действий, неожиданных для противника. Отказ от шаблона, постоянные поиски всю новых путей решения задач, возникающих в процессе руководства войсками, в значительной мере способствуют успеху управления подразделениями и частями при подготовке и в ходе боя.

Без знания личного состава и опоры на подчиненных командиров нельзя рассчитывать на успешное управление войсками в современном бою. Личный состав подразделений и частей является непосредственным творцом тактического искусства. Именно человеческий фактор, высокая сознательность, боевые и моральные, психологические качества личного состава во многом определяют приемы и способы действий в бою, развитие тактики.

Чтобы всесторонне учесть умения и навыки каждого солдата, сержанта, офицера и наилучшим образом использовать их при решении задач, возникающих в конкретных условиях боевой обстановки, надо хорошо знать подчиненных, особенно командиров подразделений и частей, ибо без умелой опоры на подчиненных командиров, умелого использования сильных качеств того или иного командира в реально сложившейся ситуации невозможно добиться строжайшего единства действий всех сил и средств, участвующих в бою, точного выполнения замысла старшего командира, своевременного и полного претворения в жизнь принимаемых решений, разгрома противника ценой минимальных потерь.

1. Управление войсками включает:

Организацию мероприятий по поддержанию боевой готовности войск. Непрерывное добывание, сбор, изучение, обобщение данных обстановки. Принятие решений. Постановка задач подчиненным. Планирование боя. Организацию взаимодействия. Организацию обеспечения боя. Организацию системы управления. Руководство подготовкой подразделений к бою. Практическую работу в подчинённых подразделениях. Подготовку командиров и л/с к бою.

Требования, предъявляемые к управлению, и в чем они заключаются:

Устойчивое. Непрерывное. – В способности системы управления выполнять свои функции в сложной

резкоменяющейся обстановке. Оперативное. – В постоянном знании обстановки, быстром

реагировании на ее изменение, своевременном уточнении принятого решения. Скрытое. –

В сохранении в тайне всех мероприятий, связанных с подготовкой и ведением боя.

(15) Пункты управления МСП и МСБ и их назначение.

ПУ – спец оборудование и оснащенное техническими средствами места, откуда командир и другие органы управления осуществляют управление подразделениями при подготовке Ком П

и в ходе боя. КП полка – в обороне 4-6 км, в наступлении 2-3 км от пер края. НП – в наст до 1 км, в обороне в месте, откуда все |МСП | Тыл ПУ

видно. ТПУ – для управления подразделениями тыла и подразделениями технического обслуживания Н-2-12км, О–до10км от переднего края. КНаблП(Н-300м за ротами 1эшелона | | Набл П

О –в опорной роте 2-го эшелона) –для управления подразделениями при подготовке, и в ходе боя. |МСБ | КНП.

Какие средства связи прим-ся для орг-ии упр-я в МСБ.

Радиосредства. Тропосферные. Сигнальные. Космические. Проводные. Радиорелейные. Подвижные. По виду пер-х сообщений виды связи: Телефонная. Телеграфная. Передача данных. Факсимильная.

Поражающие факторы ядерного взрыва и их опр-е.

Ударная волна - зона резкосжатого воздуха распространяющегося со сверхзвуковой скоростью во все стороны от эпицентра 50%.

Световое излучение - Поток лучистой пыли, который исходит из светящейся области ядерного взрыва. 35%.

Проникающая радиация - Поток гамма-лучей и нейтронов, испускаемых в окружающую среду при ядерном взрыве.

Радиоактивное заражение местности (10-15%).

Э/Маг импульс - кратковременные результирующие электрические и магнитные поля.

Классификация отравляющих веществ.

По тактическому назначению: Смертельные. Временно выводящие живую силу из строя. Раздражающие. Учебные. По физическому воздействию: Нервнопаралитического действия. Кожно-нарывного действия. Общеядовитого действия. Удушающего действия. Психохимического действия. Раздражающего действия. Вещества делятся: Быстродействующие. Стойкие. Нестойкие. Медленнодействующие.

Свойства зажигательного оружия.

Высокая температура горения. Выделение большого количества едкого дыма. Высокая прилипаемость к поверхности. Трудность тушения. Самовоспламеняемость некоторых З В при контактах с воздухом, водой, снегом. Достаточно длительное время горения. Простота в изготовлении и применении.

Основные руководящие документы по режиму секретности.

Пр. МО 90г 0010: наставление по защите государственных интересов в ВС и инструкция по обеспечению режима секретности в режимных частях ВС. Пр. 74г 0021: Инструкция по организации и обеспечению безопасности засекреченной связи на узлах связи ВС. Пр. 84г 0240: Руководство по безопасности связи. Пр. 83г 00101: Наставление по предотвращению утечки секретных сведений за счет побочных э/м излучений технических средств передачи и обработки информации.

Назначение и боевые возможности роты РЭБ США.

Для ведения воздушной и наземной радиоразведки и создания помех Рсетям и Рнаправлениямм в тактическом звене управления. В составе: вертолетный взвод, в УКВ диап-6 постов радиоперехвата, комплекс подавления КВ и УКВ. Рота м/развернуть 12 постов р/перехвата, 1 пеленг сеть, 9 передатчиков помех. Эти средства позволяют вести наблюдение за 35-50 РС РН, определять в течение часа местонахождение 60-80 Рпередатчиков и создать помехи 1 КВ и 8 УКВ РС РН.

Что представляет собой безопасность связи.

Способность системы связи противодействовать радиоразведке противника, вводу в неё ложной информации и соблюдению режима секретности при обработке и хранении информации в узлах станций связи.

Форма БД ИА, что представляет собой РЛ-поле.

Воздушный бой – вооруженное прот-во в воздухе ИА частей, подразделений, одиночных самолетов с воздушным противником, в целях его уничтожения или отражения удара.

РЛ-поле – область воздушного пространства, в границах которого вкл-ми РЛС полка батальона, обеспечивается с заданной вероятностью обнаружение РЛ объектов, их сопровождение, определение координат и характеристик.

Порядок работы командира полка.

Получение боевого приказа à (Уясняет задачу полка и батальона, Производит расчет по времени, Указания, Оценивает обстановку) à (Замысел боя, Боевые задачи подразделения, Вопросы взаимодействия, Порядок обеспечения боя, Организация управления)

Основные задачи решаемые с помощью ВТОружия.

Уничтожение большого количества бронированной техники на марше, поле боя. Уничтожение объектов, оборудованных радиотехническими средствами. Повышение живучести своей авиации, снижение нарядов самолетов. Уничтожение ответных сил ядерного потенциала противника. Уничтожение объектов опасных в экологическом отношении. Систематическое воздействие на объекты противника на всю глубину ТВД (Театра Военных Действий). Сокращение плотности сил и средств для огневого поражения.

Структура сил. Основные задачи ВКН.

СВКН: (СтратНастСилы, МБР, БалРакетыСрДал, СтратАв и СтратКрылРакеты, КосмУдарнАппараты), (ОператТактНастСилы, Бал и Крыл Ракеты, ТактАв и АрмАв, Авиац ВМС). Задачи: Подрыв военно-экономического потенциала противника. Нарушение системы государственного и военного управления. Завоевание ядерного превосходства и превосходства в воздухе. Изоляция районов боевых действий. Непосредственная авиационная поддержка. Ведение РЭБ.

Классификация Средств ВКН.

Баллистические средства нападения. Аэродинамические средства нападения. Космические системы военного назначения. Аэростатические средства нападения.

Живучесть системы управления характеризуется возможностями сохранять или быстро восстанавливать свою боеспособность в условиях воздействия различных средств поражения противника. Она достигается созданием в оперативном и тактическом звеньях управления системы пунктов управления, в том числе подвижных, их рассредоточением, тщательной маскировкой и размещением в фортификационных сооружениях, комплексным применением средств связи, организацией прямых, обходных и резервных каналов связи и другими мероприятиями.

1. Совершенствование организационной структуры органов управления и технических средств управления.

2. Совершенствование организации управления.

3. Совершенствование методов работы органов управления войсками.

4. Повышение оптимальности принимаемых решений и планирования боевых действий.

5. Повышение живучести системы управления и восстановление нарушенного управления.

Управление войсками является основной задачей теории и практики составных частей военного искусства - военной стратегии, оперативного искусства и тактики.

Сущность управления войсками заключается в целенаправленной деятельности командующих (командиров), штабов, начальников родов войск, специальных войск и служб по поддержанию боевой готовности и боеспособности войск, подготовке операций и боевых действий и руководству ими при выполнении поставленных задач.

Основная цель управления состоит в том, чтобы обеспечить максимальную эффективность использования подчиненных войск с наименьшими потерями при решении поставленных задач в операции (бою) в установленные сроки и в любых условиях обстановки.

Сущность управления дополняется и его содержанием, задачами, которые выполняют должностные лица в своей деятельности по поддержанию боевой готовности, при подготовке и в ходе боевых действий.



В руководящих документах определены следующие десять задач, раскрывающие содержание управления:

Непрерывное добывание, сбор, изучение, отображение, анализ и сверка данных обстановки;

Принятие решений;

Доведение задач до подчиненных;

Планирование операции (боевых действий);

Организация и поддержание взаимодействия;

Организация и проведение мероприятий по воспитательной работе, всем видам обеспечения;

Организация и обеспечение устойчивой работы системы управления;

Непосредственное управление действиями войск (сил) при выполнении ими боевых задач;

Руководство подготовкой подчиненных органов управления, войск (сил);

Организация и осуществление контроля и помощи подчиненным и другие мероприятия.

Каждая из перечисленных задач имеет важное значение и недооценка в практической работе чревата серьезными последствиями.

Возьмем первую задачу - непрерывное добывание, сбор, изучение, отображение, анализ и оценка данных обстановки - без решения этой задачи нельзя решать и другие управленческие задачи: принимать решение, ставить боевые задачи войскам и т.д.

Управление войсками, как видно из его сущности и содержания, не одноактный, а непрерывный процесс. В каких бы условиях не находились войска, какие бы они задачи не выполняли в бою и операции, их действия постоянно направляются и уточняются соответствующими должностными лицами.

На основе знания сущности и содержания управления войсками формулируются соответствующие правила и рекомендации для практической деятельности органов управления. В основе их лежат принципы управления войсками. Принципы управления войсками носят исторический характер. Некоторые из них на определенном этапе могут утрачивать свое значение, другие приобретать новое содержание, кроме того, могут возникать и новые принципы.
Современная военная наука рассматривает следующие основные принципы управления войсками

Единство государственного и военного руководства;

Единоначалие;

Централизация управления с представлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач;

Твердость и настойчивость в проведении принятых решений и планов в жизнь;

Оперативное и гибкое реагирование на изменения обстановки;

Личная ответственность командира (командующего) за принимаемые решения, применение подчиненных войск и результаты выполнения поставленных им задач.

Управление подразделениями заключается в целенаправленной деятельности командиров подразделения по поддержанию высокой боевой готовности подразделений, подготовке их к бою и руководству ими при выполнении поставленных задач, а также в своевременном проведении мероприятий, обеспечивающих организацию и ведение боя.

Основным содержанием управления в современных условиях является:

1) Поддержание постоянной боевой готовности и высокого морально-психологического состояния личного состава подразделения;

2) Непрерывное добывание и изучение данных обстановки, своевременное принятие решения на бой и уточнение его в ходе боя;

3) Постановка боевых задач подчиненным, организация и поддержание непрерывного взаимодействия;

4) Организация и осуществление мероприятий по боевому обеспечению;

5) Постоянное руководство подготовкой подразделений к бою;

6) Организация управления и связи;

7) Постоянный контроль за выполнением подчиненными поставленных задач и оказание им помощи;

8) Восстановление боеспособности подразделений, подвергшихся воздействию оружия массового поражения со стороны противника.

Высокоманевренный характер современного общевойскового боя, быстрые и резкие изменения боевой обстановки требуют, чтобы управление подразделением было:

Устойчивым,

Непрерывным,

Оперативным

Скрытным.

Устойчивость управления заключается:

В знании реально сложившейся обстановки;

Быстром восстановлении нарушенного управления и средств связи;

В своевременном сборе данных обстановки, принятии решения, докладе его старшему командиру и доведении до подчиненных;

Поддержании надежной связи с подчиненными, взаимодействующими подразделениями и старшим командиром;

Надежной защите пункта управления от всех видов применяемого противником оружия, а также от помех его радиоэлектронных средств.

В обороне командир подразделения находится на командно-наблюдательном пункте (КНП), который оборудуется в ходе сообщения, или в БМП (БТР) в таком месте, откуда обеспечивается наилучшее наблюдение за местностью, противником, действиями своих подчиненных и соседей, а также непрерывное управление подразделением. Вместе с командиром находятся связные от подчиненных и приданных подразделений, они же выполняют обязанности наблюдателей.

Высокие темпы современного боя, резкие и частые изменения обстановки, длительное нахождение командно-наблюдательного пункта (КНП) командира роты в движении требуют от командира непрерывного управления подразделениями. Непрерывность управления проявляется в постоянном влиянии командира на ход боя в интересах успешного выполнения подразделениями поставленных задач.

В целях достижения непрерывности управления необходимо умело выбирать место командно-наблюдательного пункта, скрытно его располагать и своевременно перемещать, особенно при ведении боя ночью и на трудно доступной местности. Если в ходе боя нарушится управление, командир незамедлительно принимает меры для его восстановления.

Эффективность управления подразделением в решающей степени будет определяться таким требованием, как оперативность . Его сущность заключается в своевременном и быстром проведении всех мероприятий как при подготовке подразделений к выполнению поставленных задач, так и в ходе боя. В условиях современного боя борьба за выигрыш времени, своевременное реагирование на изменения обстановки становится решающим моментом управления.

Скрытность управления имеет важное значение в наше время в связи с увеличением возможностей противника по ведению разведки и огневому поражению объектов различными средствами. Так, например, установив местоположение КНП ваших подразделений, противник в состоянии быстро вывести его из строя и тем самым нарушить управление.

Исключить подобные последствия можно путем:

Сохранения в тайне всех проводимых мероприятий по подготовке подразделений к бою;

Ограничения круга лиц, посвященных в замысел предстоящего боя (каждый командир должен знать только то, что ему необходимо и в установленные сроки);

Скрытным размещением и перемещением КНП;

Соблюдением правил и порядка ведения переговоров, передачи команд (сигналов) и постановки задач по средствам радиосвязи;

Кодированием карт и использованием таблиц позывных, сигналов и переговорных таблиц.

Для обеспечения управления в подразделениях применяются радио - проводные, подвижные и сигнальные средства связи. Командир взвода (роты) управляет подразделением путем подачи команд и сигналам, а иногда по принципу "делай, как я".

Управление боевыми действиями на местности осуществляется с командно-наблюдательного пункта, который предназначен для непрерывного управления подразделениями и огнем в ходе боя, наблюдением за местностью, противником, а также за действиями подчиненных и соседей. Порядок размещения и перемещения КНП командира подразделений в условиях боевой обстановки определяется характером действий подразделений (располагается на месте, совершает марш, ведет наступление, встречный бой, оборону).

При расположении на месте КНП командира подразделения размещается в голове колонны подразделения, располагающегося вдоль маршрута выдвижения.

При действиях в пешем порядке командир мотострелкового взвода спешивается и находится за цепью взвода (на удалении до 50 м) в таком месте, откуда удобнее видеть свой взвод и управлять им. Командир отделения продвигается непосредственно в цепи. Командир роты и батальона находятся в КНП, который оборудован в БМП.

В обороне КНП командира взвода оборудуется обычно в глубине опорного пункта в окопе или в ходе сообщения в таком месте, откуда обеспечивается наилучшее наблюдение за местностью, противником, действиями своих подчиненных и соседей, а также непрерывное управление взводом. Вместе с командиром взвода в КНП находятся связные от отделений, они же выполняют обязанности наблюдателей.

На марше командир подразделения следует в голове колонны.

Управлением огнем - это совокупность мероприятий, проводимых в период организации боя и в бою в целях наиболее полного и эффективного использования всех огневых возможностей своего, приданных и поддерживающих подразделений для поражения противника. Управление огнем является составной и неотъемлемой частью работы всех командиров по управлению подразделениями в бою.

Для командиров взводов, командиров отделений управление огнем является важнейшей обязанностью в бою. Для них управление своими подразделениями и заключается гласным образом в управ­лении огнем.

Для командиров рот и батальонов основным из этих элементов управления огнем будет своевременная и правильная постановки огневых задач своим, приданным и поддерживающим подразделе­ниям.

Огонь является основным средством для уничтожения против­ника в бою. Успешное поражение противника огнем достигается:

Своевременной разведкой целей противника;

Правильным использованием огневых средств, в соответствии с их боевыми возможностями;

Тесным взаимодействием и быстрым маневром:

Местностью огня, внезапностью его применения, ведением с предельной плотностью и максимальной интенсивностью;

Умелым управлением огнем в бою.

В практической работе командира вопросы по управлению огнем можно разделить на два этапа:

1. Организация огня до начала боя,

2. Управление огнем в ходе боевых действий,

Организация огня включает:

Изучение и оценку местности;

Выбор и назначение ориентиров, кодирование местных пред-метов;

Организацию системы наблюдения за противником;

Выбор огневых позиций;

Постановку огневых задач подразделениям;

Подготовку исходных данных для стрельбы;

Организацию связи по управлению огнем;

Назначение сигналов управления огнем.

В ходе боя командиры подразделений продолжают организовывать огонь в соответствии с конкретно складывающейся обстановкой.

Управление огнем в ходе боя включает:

Разведку, оценку целей и определение очередности их по­ражения;

Выбор вида оружия и боеприпасов, вида и способа ведения огня;

Целеуказание;

Постановку огневых задач и подачу команд на открытие огня;

Наблюдение за результатами огня и его корректирование;

Маневр огнем;

Контроль, за расходом боеприпасов;

Поддержание устойчивой связи для управления огнем в ходе боя.

Управление огнем должно быть:

Непрерывным,

Устойчивым,

Управление огнем должно обеспечивать своевременное выполне­ние огневых задач с высокой вероятностью поражения противника, с наименьшим расходом боеприпасов и времени.

Это достигается:

Своевременной организацией и планированием огневого пора­жения противника;

Проведением мероприятий, оказывающих влияние на четкое управление огнем;

Надежной работой средств связи;

Своевременной и четкой постановкой огневых задач испол­нителем;

Применением наиболее выгодных способов (методов) пораже­ния противника;

Твердым знанием огневых возможностей и тактического при­менения огневых средств как своих, так и противника.

Работа командиров по организации огня проводится без разделе­ния на отдельные элементы нельзя отделить выбор и назначение ориентиров от работы по изучению и оценке местности, от вопросов организации наблюдения или выбора огневых позиций. Все эти вопросы решаются в единстве, в процессе работы командира по организации боевых действий.

Изучение и оценка местности в интересах решения огневых задач является частью опенки обстановки, проводимой командиром при организации боевых действий. При изучении местности изу­чаются:

Условия для наблюдения и стрельбы;

Участки возможного расположения огневых средств противника, особенно противотанковых;

Танкоопасных и вертолето - опасных направлений;

Наличие минно-взрывных заграждений;

Дальние границы зон открытия огня и порядок ведения огня по танкам противника из танков, БМП, ПТУР, РПГ.

Возможности ведения огня в промежутки из-за флангов и поверх своих подразделений:

Возможности действий в условиях сильного задымления п пожаров, а также ночью;

Учитываются возможные изменения местности после примене­ния ядерного и высокоточного оружия.

Общепринятым является порядок изучения и оценки местности сначала в расположении противника, затем в районе своих под­разделений.

В ходе изучения местности во всех видах боя, для более четкого управления подразделениями и их огнем старшим начальником назначаются единые ориентиры, которые сохраняются в ходе боя: гребни высот, окончание оврага, изгиб дороги, опушки лесных массивов, отдельные каменные строения.

Ориентиры измеряются справа налево и по рубежам от себя в сторону противника. Номера ориентиров являются неизменными для всех подразделений, один из хорошо видимых ориентиров наз­начается основным:

В наступлении на рубеже ближайшей задачи в направлении середины боевого порядка наступающих;

В обороне на дальнем рубеже полосы огня подразделения, на направлении сосредоточения основных усилий.

Количество ориентиров определяется требованиями быстрого и надежного целеуказания. Для мотострелковых подразделений ориен­тиры целесообразно назначать не реже чем через 2-00, для тан­ковых подразделений через 3-00. При таких углах между ориен­тирами интервалы, например, на рубеже 1000 м будут составлять 200 м и 300 м соответственно.

По глубине ориентиры назначаются обычно на рубежах действи­тельного огня своего подразделения и приданных средств:

Для стрелкового оружия на дальностях 400 - 600 м и на 800 - 1000 м;

Для танков, БМП, ПТУР - на дальностях 400 - 600, 1000 - 1200 и 2000 -2500 м;

Для стрельбы на большие дальности на 3500-5000 м.

С учетом этого перед фронтом роты может быть назначено в обороне 4-6 ориентира на рубежах, в наступлении 3-4 ориентира на рубежах,

Наиболее характерным участком местности (рощам, оврагам, высотам и т, д.) для быстрого ориентирования в бою и управления огнем, а также скрытого управления подразделением присваивают условное наименование (кодирование). Например: «Высота плоская», «Роща круглая», «Овраг длинный».

Для быстрого указания направления, с которого возможно появ­ление воздушных целей, местные предметы кодируются не только впереди боевого порядка, но на флангах и в тылу.

Важнейшей обязанностью командира взвода (отделения) в бою является управление огнем. Оно включает: разведку назем­ных и воздушных целей, оценку их важности и определение оче­редности поражения; выбор вида оружия и боеприпасов, вида огня и способа его ведения; целеуказание, подачу команд на открытие огня или постановку огневых задач; наблюдение за результатами огня и его корректирование; маневр огнем; кон­троль за расходом боеприпасов.

Наблюдение и разведка, организованные командиром взвода (отделения, танка) еще при организации боя, непрерывно про­должаются и в ходе его ведения.

При оценке важности и определении очередности поражения цели командир взвода (отделения, танка) должен исходить из того, какой ущерб эта цель по своим огневым возможностям способна нанести взводу (отделению, танку) в бою. Важными целями считаются и такие, поражение которых в данных усло­виях обстановки может облегчить и ускорить выполнение бое­вой задачи.

Важными целями обычно являются огневые средства про­тивника, танки, бронетранспортеры, самоходно-артиллерийские установки, противотанковые управляемые ракеты, пулеметы, противотанковые гранатометы, а также наблюдательные пунк­ты, радиолокационные станции и т. д.

В том случае, когда эти цели находятся от подразделений взвода в пределах их дальности действительного огня, они на­зываются опасными.

Особо опасными целями во всех случаях являются средства ядерного нападения противника - пусковые установки и ору­дия, применяющие ядерные боеприпасы.

Те важные цели, которые находятся от взвода (отделения, танка) на расстояниях, превышающих их дальность действи­тельного огня, считаются неопасными в данный момент боя.

Такое деление целей на важные и менее важные, опасные и неопасные позволяет командиру взвода (отделения, танка) быстро и правильно принимать решение по очередности их по­ражения; в первую очередь должны уничтожаться опасные цели, во вторую очередь - важные цели, а затем - все остальные.

От умения командира взвода (отделения, танка) даже в трудных условиях боя четко и уверенно подать команду во многом зависит успех ведения боя. Команды на открытие огня и постановка боевых задач должны помимо прямого назначе­ния быть дисциплинирующим и организующим средством.

Последовательность подачи команды на открытие огня ко­мандиром взвода (отделения) может быть следующей:

1. Кому открыть огонь. Например: «Второму отделению», «Расчету пулемета», «Гранатометчику».

2. Целеуказание. Например: «Ор. 3, влево 40, пулемет в окопе».

3. Установка прицела. Например: «Постоянный», «Семь», «Пять».

4. Установка целика или величина выноса точки прице­ливания в фигурах цели. Например: «Целик влево два», «Влево две фигуры».

5. Точка прицеливания. Например: «Под цель», «В пояс», «В голову».

6. Длина очереди. Например: «Короткими», «Длинными», «Непрерывным».

7. Момент открытия огня - указывается словом «огонь».

Для ведения огня из боевой машины пехоты и танка коман­да подается в такой последовательности:

1. Каким снарядом (гранатой) вести огонь. Например: «Бронебойным», «Осколочной»; для открытия огня из пуле­мета в начале команды указывается: «Пулемет». По этим командам производится заряжание орудия (спаренного пу­лемета).

2. Целеуказание.

3. Дальность до цели в метрах. Например: «1600», «800», «1200».

4. Способ стрельбы. Например: «С ходу», «С места», с ко­роткой остановки - «Короткая».

5. Момент открытия огня - указывается словом «огонь».

В командах на открытие огня из автоматического гранато­мета командир взвода (отделения) указывает:

1. Кому вести огонь. Например: «Взводу», «Первому от­делению».

2. Цель. Например: «По минометной батарее», «По ПТУР».

3. Прицел, угломер. Например: «Прицел 10-15, угломер 30-00», «Семь по сетке».

4. Точка прицеливания (наводки) каждому отделению. Например: «Первому, наводить в миномет у куста; второму, правее 0-50; третьему, левее 0-50»; «Наводить в угол тран­шеи».

5. Способ стрельбы, темп стрельбы. Например: «С рас­сеиванием по фронту цели, темп максимальный».

6. Количество выстрелов (расход боеприпасов). Напри­мер: «Расход- 15», «Расход- 10».

7. Длина очереди. Например: «Короткими», «Длин­ными».

8. Момент открытия огня - указывается словом «огонь».

Иногда командир взвода управляет огнем штатных и при­данных подразделений путем постановки огневых задач; при этом он указывает:

1. Какому подразделению (кому) ставится огневая за­дача.

2. Наименование и местоположение цели (целеуказание).

3. Вид огня на поражение цели («уничтожить», «пода­вить», «воспретить»).

Выбор вида оружия, которым наиболее эффективно может быть выполнена огневая задача (с наименьшим расходом бое­припасов и в кратчайшие сроки), зависит, прежде всего, от важ­ности цели, ее характера, удаленности и уязвимости.

Огонь танковых пушек применяется для борьбы с танками, самоходно-артиллерийскими установками и другими брониро­ванными целями, для разрушения оборонительных сооружений, подавления и уничтожения артиллерии и живой силы против­ника.

Стрелковое оружие взвода (отделения), автоматы и ручные пулеметы используются для уничтожения живой силы против­ника сосредоточенным огнем на дальностях до 800 м, отдель­ными автоматами - до 400 м, ручными пулеметами - до 800 м. Пулеметы ПК и ПКТ применяются для уничтожения жи­вой силы и поражения огневых средств противника на рас­стояниях до 1000 м. Крупнокалиберные пулеметы, установ­ленные на бронетранспортерах КПВТ, могут поражать жи­вую силу и огневые средства противника на дальностях до 2000 м.

По воздушным целям огонь стрелкового оружия взвода (от­деления) применяется по вертолетам и низко летящим самоле­там на расстоянии до 500 м.

Умелое целеуказание в бою является одним из важнейших условий своевременного управления огнем командиром взвода (отделения, танка). В мотострелковом и танковом взводах (от­делении, танке) оно осуществляется от ориентиров (местных предметов) и от направления движения (атаки) трассирующи­ми пулями и снарядами, разрывами снарядов и сигнальными средствами, а также наведением приборов в цель.

Целеуказание между боевыми машинами пехоты и танками, а также между взводами (отделениями, танками) производится главным образом от ориентиров (местных предметов) трасси­рующими пулями и снарядами.

Внутри боевой машины пехоты (бронетранспортера) и тан­ка целеуказание между членами десанта (экипажа) обычно осуществляется от ориентиров (местных предметов), наведени­ем оружия в цель или от направления движения.

При целеуказании обычно соблюдается такая последователь­ность:

Указывается положение цели (от ориентира или от на­правления движения);

Даются наименование цели, характерные признаки цели или местности;

Ставится задача - уточнить действия цели, наблюдать и т. д. Например: «Ор. 2, вправо 50, ближе 100, ПТУР у зеле­ного бугра» или «Угол рощи, вправо 10, дальше 150 - черный куст, влево 20 - пулемет».

Огонь по воздушным целям взвода ведется двумя спосо­бами: заградительным и сопроводительным огнем.

В команде для ведения огня командир взвода (отделения) указывает:

Кому вести огонь (подразделение);

Над каким местным предметом (ориентиром) вести огонь;

Каким способом вести огонь;

Момент открытия огня.

Например: «Отделению, над мостом, заградительным - огонь», «Отделению, по вертолету над рощей, три, пять фигур влево, длинными - огонь».

Управление огнем не заканчивается подачей команды на от­крытие огня. Неизбежность ошибок в подготовке исходных дан­ных часто приводит к необходимости корректирования огня со стороны командира взвода (отделения, танка), т. е. внесения поправок в исходные установки для обеспечения эффективной стрельбы на поражение цели. Поэтому стреляющие, командиры и расчеты огневых средств (экипажи боевых машин пехоты, тан­ков) должны вести наблюдение за результатами стрельбы для корректирования огня и определения степени поражения цели.

Поражение цели оценивается по видимым результатам:

Цель прекратила движение или ДЗОТ разрушено, орудие уничтоже­но, цель зажжена.

Маневр огнем является важнейшей составной частью управ­ления огнем; с помощью маневра огнем достигается огневое превосходство по избранной цели в данный момент боя.

Различают три формы маневра огнем :

Сосредоточе­ние,

Перенос,

Распределение (рассредоточение).

Сосредоточенный огонь применяется по важной цели (груп­пе целей) для поражения ее огнем высокой плотности в корот­кий промежуток времени; он готовится по участкам местности на путях вероятного движения противника.

Перенос огня применяется в тех случаях, когда цель пора­жена и необходимо поразить другую цель или необходимо по­разить более важную цель.

Распределением (рассредоточением) огня называется такая форма маневра огнем, когда взвод (отделение) одновременно ведет огонь по нескольким отдельным целям.

Одной из обязанностей командира взвода (отделения, тан­ка) по обеспечению организованного и действенного огня в бою является контроль за расходом боеприпасов. Командиры долж­ны постоянно следить за наличием боеприпасов в подразделе­ниях и принимать меры к их пополнению.

Тема 6: ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ 1. Цели, задачи, виды и основные принципы управления войсками. 2. Состав и предназначение пунктов управления подразделений и частей. 3. Порядок работы командира при планировании и организации боя. 4. Виды и содержание основных боевых документов, разрабатываемых в подразделениях и частях Сухопутных войск.

Управление войсками заключается в целенаправленной деятельности командиров, штабов, начальников родов войск и служб по поддержанию боевой готовности частей и подразделений, подготовке их к бою и руководству ими при выполнении поставленных задач. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, КОТОРЫМ ДОЛЖНА СООТВЕТСТВОВАТЬ СИСТЕМА ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ - оперативность, т. е. способность обеспечивать управление силами и средствами в режиме реального времени (или близком к нему) и корректировать планы боевого применения в зависимости от реально складывающейся ситуации; - управленческая гибкость, т. е. готовность системы эффективно обеспечивать ведение боевых действий любого типа и на любом театре военных действий; - комплексность, т. е. учет всех факторов (включая и несиловые), формирующих обстановку, в которой выполняются поставленные задачи; -ресурсная эффективность, т. е. способность оперативно и корректно нацеливать на выполнение поставленных задач все имеющиеся материальные и нематериальные ресурсы; - боевая устойчивость, т. е. способность действовать в кризисных условиях, в т. ч. и в условиях применения противником средств поражения по системе военного управления; - высокая боевая готовность, т. е. постоянная готовность и способность командиров и органов управления взять на себя управление подчиненными войсками и обеспечить выполнение боевой задачи в сложной обстановке; - непрерывность, обеспечиваемая живучестью системы управления, способностью обеспечить бесперебойную связь с войсками, постоянным знанием обстановки и возможностью командира и его штаба оказывать необходимое влияние на ход боевых действий имеющимися силами с средствами, мобильностью пунктов управления; - скрытность, достигаемая сохранением от противника в тайне всех проводимых мероприятий по подготовке и организации боя; - твердость, т. е. способность командиров принять смелое решение, твердо и настойчиво провести его в жизнь, удержать в руках руководство подчиненными, сохранить организованность и добиться выполнения боевой задачи в любой сложной обстановке.

Назначение органов управления Органы управления - это командование и личный состав штабов (управлений, отделов, служб и т. д.), распределенный по пунктам управления и выполняющий функциональные обязанности по управлению войсками под руководством командира (начальника штаба). Органы управления должны быть малочисленными, подвижными, простыми по структуре, обеспечивать развертывание пунктов управления, быть в постоянной готовности и способными в кратчайшие сроки выполнить возлагаемые на них задачи. Основным органом управления частями и подразделениями является штаб, работающий на основе решения и указаний командира, а также распоряжений вышестоящего штаба.

Организационно-техническую основу управления войсками составляет система управления, включающая связанные между собой органы управления, пункты управления и средства управления (система связи, автоматизированная система управления (АСУ), а также другие обеспечивающие системы и подразделения). Органы управления - это командование и личный состав штабов (управлений, отделов, служб и т. д.), распределенный по пунктам управления и выполняющий функциональные обязанности по управлению войсками под руководством командира (начальника штаба). Пункты управления - это специально оборудованные и оснащенные связью, АСУ и другими техническими средствами места, с которых командующие (командиры) и штабы осуществляют управление войсками (силами) при подготовке (ведении) боевых действий и во время боевого дежурства. Размещенные на пунктах управления средства управления состоят из средств связи, автоматизированных комплексов управления и других специальных средств.

Командный пункт является основным пунктом управления, с которого командир управляет при подготовке и в ходе боя. Он развертывается за боевыми порядками первого эшелона на удалении, обеспечивающем надежное управление подчиненными частями. На командном пункте размещаются и работают командир, заместители командира, основной состав штаба, начальники родов войск и подчиненные командиру и начальнику штаба начальники отделений и служб. Командный пункт в обороне развертывается обычно в стороне от ожидаемого направления главного удара противника. В батальоне создаётся один пункт управления – командно – наблюдательный пункт. Это обусловливается тем, что мсб действует на сравнительно ограниченном участке местности, имеет небольшое количество подчинённых подразделений и располагает аппаратом управления, расчитанным на создание только одного пункта управления. В части создаётся КП. Элементом командного пункта полка является наблюдательный пункт (НП). Запасный командный пункт предназначается для повышения устойчивости, непрерывности управления и немедленного принятия управления частями в случае выхода из строя командного пункта. Он развертывается одновременно с командным пунктом. На ЗКП обычно работают заместитель командира, заместитель начальника оперативного отделения, старшие помощники (помощники) начальников родов войск и служб. С прибытием командира на ЗКП он становится основным. Прежний КП с этого времени превращается в запасный командный пункт и выполняет его задачи. Тыловой пункт управления предназначается для управления подразделениями тыла и технического обеспечения. Он развертывается в районе расположения основной части тыла части) и частей (подразделений) технического обеспечения. В состав тылового пункта управления входят заместители командира части по тылу и по вооружению с подчиненными им службами, отделения (офицеры), ведающие вопросами учета и комплектования, а также другие отделения (службы) и офицеры, не вошедшие в состав командного и запасного командного пункта части. Он возглавляется заместителем командира части по тылу.

Подготовка любого вида боевых действий включает: - организацию боя; - подготовку подразделений к выполнению боевых задач; - подготовку и оборудование исходного района (в наступлении) или района обороны (в обороне); - практическую работу командира и заместителей в подготовке частей и подразделений и другие мероприятия. Содержание работы командира и штаба по организации боя - принятие командиром решения; - планирование боя; - постановка боевых задач частям и подразделениям; - организацию взаимодействия огневого поражения противника; - всестороннее обеспечение боя и организация управления.

МЕТОДЫ РАБОТЫ КОМАНДИРА И ШТАБА ПО ОРГАНИЗАЦИИ БОЯ Получение боевого приказа (распоряже ния) МЕТОД ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Уяснение боевой задачи Оценка обстановки Принятие решения Доведение боевого приказа и указаний Работа на местности (рекогносцировка, уточнение задач, организация взаимодействия, обеспечения боя и управления) МЕТОД ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Получение предваритель ного боевого распоряжения Уяснение боевой задачи Оценка обстановки Получение боевого приказа Определение Доведение Принятия замысла боя предварит. решения по карте боевого распоряже ния Доведение боевого приказа Работа на местности

Метод последовательной работы применяется при наличии достаточного времени на подготовку боя и осуществляется на основе боевого приказа или боевого распоряжения старшего командира. При этом работа по организации боя проводится последовательно сначала в соединении, а затем в части. Этот метод является основным при заблаговременной подготовке боя и в мирное время. С получением боевого приказа или боевого распоряжения командир уясняет задачу, определяет мероприятия, которые нужно провести для подготовки подразделений к выполнению полученной задачи, производит (утверждает) расчет времени, лично или через начальника штаба ориентирует своих заместителей и командиров (начальников), привлеченных к работе по организации боя, о предстоящих действиях, дает им указания по организации разведки, о времени и порядке работы на местности и подготовке данных, необходимых для принятия решения, оценивает обстановку, проводит рекогносцировку, единолично принимает решение, докладывает его старшему командиру, отдает боевой приказ, организует взаимодействие и дает указания по основным вопросам организации всестороннего обеспечения боя и управления, руководит непосредственной подготовкой подразделений к бою и в установленное время докладывает старшему командиру о готовности подразделений к выполнению боевой задачи. Метод параллельной работы применяется при ограниченных сроках подготовки боя. При этом организация боя в нижестоящих звеньях начинается сразу после определения старшим командиром замысла боя и осуществляется параллельно на основе отданных им предварительных боевых распоряжений. Этот метод является основным в ходе войны. С получением предварительного боевого распоряжения командир в начале выполняет те же мероприятия и отдает те же указания, что и при методе последовательной работы, затем единолично определяет замысел боя, докладывает его старшему командиру, знакомит с ним своих заместителей, начальников родов войск и служб и отдает предварительные боевые распоряжения подразделениям. С получением боевого приказа или боевого распоряжения командир полка завершает принятие решения по карте, отдает боевой приказ, проводит рекогносцировку, уточняет свое решение, задачи подразделениям, организует взаимодействие и дает указания по основным вопросам организации всестороннего обеспечения боя и управления. Затем он руководит непосредственной подготовкой подразделений к бою и в установленное время докладывает командующему армией о готовности к выполнению боевой задачи.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ КОМАНДИРА С ПОЛУЧЕНИЕМ БОЕВОГО ПРИКАЗА (РАСПОРЯЖЕНИЯ). - уясняет задачу; - определяет мероприятия, которые нужно провести для подготовки частей (подразделений) к выполнению полученной задачи; - производит (утверждает) расчет времени, лично или через начальника штаба, ориентирует своих заместителей и командиров (начальников), привлеченных к работе по организации боя о предстоящих действиях, дает им указания: - по организации разведки; - о порядке и времени работы на местности; - о подготовке данных, необходимых для принятия решения. - оценивает обстановку; - проводит рекогносцировку; - единолично принимает решение и докладывает его старшему командиру; - отдает боевой приказ; - организует взаимодействие; - дает указание по основным вопросам организации всестороннего обеспечения боя и управления; - руководит непосредственной подготовкой подразделений к бою и в установленное время докладывает старшему командиру о готовности подразделений к выполнению боевой задачи.

Планирование боя на основе решения командира и его указаний, в соответствии с принятым методом работы осуществляет штаб совместно с заместителями командира, начальниками родов войск и служб. Планирование заключается в детальной разработке способов действий сил и средств, разработке и оформлении боевых документов и подготовке соответствующих расчетов. Решение является основным боевым документом по управлению войсками. Кроме решения командира в дивизии разрабатываются: - боевой приказ (боевые распоряжения); - боевые распоряжения по применению родов войск, специальных войск; - распоряжения по техническому обеспечению и тылу; - план огневого поражения противника; - планы боевого применения родов войск; - плановая таблица (схема) взаимодействия; - распоряжения и планы по видам обеспечения, комендантской службы, связи и скрытому управлению (СУВ) и др. документы. Перечень других разрабатываемых документов в зависимости от полученной боевой задачи и наличия времени определяется каждый раз командиром дивизии (полка).

Боевые задачи подразделениям обычно доводятся перед боем боевым приказом, а в ходе боя боевыми распоряжениями. (Устный боевой приказ записывается начальником штаба и не размножается). Взаимодействие командир дивизии организует с участием своих заместителей, командиров отдельных и приданных подразделений. Оно организуется обычно на местности на глубину видимости, а по карте (на макете местности) на всю глубину боевой задачи. Основная цель организации взаимодействия – добиться единого понимания всеми командирами участвующими в бою, боевых задач и способов их выполнения, согласования усилий войск в интересах мотострелковых и танковых частей (подразделений), действующих на направлении сосредоточения основных усилий (главного удара), наметить и согласовать варианты действий исходя из возможного характера действий противника и меры по его обману. Организуется взаимодействие либо методом указаний, либо методом докладов. Детально вопросы взаимодействия разрабатываются штабом дивизии и отражаются в плановой таблице. В решении по организации управления командир определяет: - места развертывания командных пунктов; - порядок их перемещения в ходе боя; - расчет основных должностных лиц по пунктам управления; - порядок применения комплекса средств автоматизации; - мероприятия по восстановлению управления в случае его нарушения. Непрерывное влияние командира и штаба на ход боевых действий подразделений, направление их усилий на выполнение поставленной задачи в указанные сроки, с наименьшей затратой сил и средств - составляет сущность управления подразделениями в ходе боя. Управление подразделениями в ходе боя обычно включает: - постоянный сбор данных об обстановке и ее оценку; - своевременное уточнение решения по мере изменения обстановки; - доведение уточненных задач до подчиненных; - поддержание непрерывного взаимодействия и всестороннего обеспечения боя; - осуществление контроля за выполнением подразделениями приказов и оказание им необходимой помощи.

Все документы, относящиеся к организации, подготовке и ведению боя, а также связанные с передвижением и расположением войск на месте называются боевыми документами. Боевые документы являются основанием юридической ответственности за применение сил и средств, выполнение боевой задачи. Боевые документы классифицируются: а) по назначению и содержанию: документы по управлению войсками (боевые приказы и распоряжения, приказы и распоряжения по тылу, распоряжения по другим видам обеспечения, планы, рабочие карты, схемы); отчетно-информационные документы (донесения, сводки, отчеты, журналы боевых действий, отчетные карты и схемы); справочные документы (различные расчеты, ведомости, таблицы, схемы, справки и описания). б) по форме исполнения: текстовые; графические; табличные. (все они изготавливаются вручную или с помощью технических средств и могут быть представлены в следующих видах: письменно, графически, в виде звукозаписи, фотограмм и видеозаписи, фотодокументов, перфорационных документов). в) по категории срочности: монолит; воздух; ракета; самолет; обыкновенная.

Графические документы должны быть наглядными, соответствовать требованиям автоматизированной обработки, обеспечивать возможность быстрого размножения и доведения (передачи) до исполнителей, отображаемая на них обстановка и все элементы решения должны наноситься четко, без излишней раски и детализации, не забивая топографической основы карт. Каждый боевой документ должен иметь: - гриф секретности и номер экземпляра; - указание, кому предназначен (адресат); - служебный заголовок; - подпись соответствующего должностного лица с указанием должности, воинского звания, фамилии; - отметку с указанием количества изготовленных экземпляров, фамилий исполнителя и машинистки (чертежника), даты исполнения и номера по журналу учета размножения документов. На приказах и директивах фамилии исполнителей не указываются. Боевой документ, направляемый в войска или представляемый в вышестоящий штаб, кроме того, должен иметь: - категорию срочности; - наименование адресата; - отметки о времени отправки и получения документа адресатом.

Документы по управлению войсками По управлению войсками Отчетно-информационные Справочные Рабочая карта П л а н и р у ю щ и е Решение командира на бой с пояснительной запиской к нему д о к у м е н т ы Таблица ударов и огня артиллерии Табель срочных донесений Расчеты График работы управления Календарный план подготовки боя План рекогносцировки План взаимодействия и боевого управления Расчет распределения л/с, средств связи, автоматизации и транспорта по ПУ Таблицы План комендантской службы с пояснительной запиской План восстановления боеспособности Боевое донесение (итоговое, за сутки) Схемы План боевого применения РВ и А с пояснительной запиской План ПВО с пояснительной запиской План связи с пояснительной запиской План охраны и обороны пунктов управления Донесения по видам боевого обеспечения Справки (в т. ч. справкадоклад)

По управлению войсками Планы по видам обеспечения: разведке, РЭБ, световому, техническому и тыловому обеспечению с пояснительными записками Карта оценки противника Отчетно-информационные Боевые донесения по РВ и А, ПВО, связи, специальнотехническому и тыловому обеспечению Планы обеспечения по специальным войскам и службам тыла Директивные (распорядительные) документы Боевой приказ (боевое распоряжение) Распоряжение по комендантской службе Предварительные боевые распоряжения и распоряжения частям и подразделениям Распоряжения по видам боевого обеспечения Боевые распоряжения по применению частей и подразделений, родов войск и специальных войск Распоряжение по ПВО Распоряжения по связи Приказы по техническому обеспечению и по тылу Распоряжение по СУВ и режиму секретности Отчетная карта Журнал боевых действий


Доктор военных наук, доцент

полковник Калашников В.Н.

Л Е К Ц И Я

по учебной дисциплине «Управление войсками» на тему:

«ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ»

Москва-2011


Введение.

Основная часть:

1. Основы управления войсками.

2. Система управления войсками.

3. Система руководства и управления Вооруженными Силами РФ.

Заключение.

Литература:

1. Управление войсками. Конспект лекций. – М.: РАП, 2003 г. (ДСП).

2. Управление войсками и служба штабов. - М.: ВА им. Ф.Э. Дзержинского, 2000 г. (ДСП).

3. Тактика отделения, танка, мотострелкового и танкового взвода. Книга 1. – М.: Воениздат, 1985 г. (ДСП).

4. Боевой устав Сухопутных войск. Часть II, Батальон, рота. – М.: Воениздат, 1982 г. (ДСП).

5. Тактика. – М.: Воениздат, 1988.

Учебно-материальное обеспечение

1. Мультимедийная поддержка.

2. Плакаты.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время большое внимание у нас в стране и за рубежом уделяется изучению и развитию теории управ­ления как науки, которая изучает общие закономерности управления и формулирует принципы и требования к управ­лению, которыми должны руководствоваться должностные лица органов управления.

Предметом теории управления войсками являются зако­ны (закономерности) и принципы управления; требования к управлению; организационные формы, техническое оснаще­ние и методы функционирования системы управления.

Теория и практика управления войсками развивались и совершенствовались по мере изменения вооружения, техники, организации войск и способов ведения боевых действий. До появления массовых армий, когда боевые действия развертывались на небольших, преимущественно открытых пространствах, управление войсками осуществлялось непосредственно командиром (военачальником), решающую роль играло визуальное наблюдение за своими войсками и войсками противника на поле боя. Необходимые распоряжения командир отдавал войскам лично или через адъютантов, ординарцев, связных, передвигавшихся пешим порядком или на лошадях; средствами управления служили главным образом звуковые сигналы и флажки. По мере увеличения численности армий, возрастания размаха боевых действий и изменения условий их ведения расширяется круг и усложняется характер задач, решаемых в процессе управления. Работа по руководству войсками становится настолько многообразной и сложной, что, выполнив ее в полном объеме и в сроки, диктовавшиеся темпом развития событий на поле боя, оказывается не под силу одному человеку. Возникает необходимость создания специального органа, призванного помочь командиру в управлении войсками. Для решения задач, связанных с управлением сначала вводится военный совет при главнокомандующем, а позже - штабы объединений, соединений и частей. Дальнейшее усложнение процесса управления войсками потребовало расширения круга лиц, привлекаемых к участию в нем. Возрастание значения морально-психологического состояния личного состава, организованности и сознательной дисциплины для достижения победы в бою обусловило участие политорганов (органов воспитательной работы) в решении задач управления войсками. Появление в армиях новых родов войск и специальных войск, неуклонное повышение их роли в достижении успеха в бою потребовали включения в органы управления начальников родов войск и специальных войск. В распоряжение органов управления поступали все более совершенные технические средства наблюдения, связи, и передвижения. Это позволяло успешно решать задачи управления в усложнявшихся условиях ведения боя, непрерывно совершенствовать методы руководства войсками при подготовке и в ходе боя.

В современных условиях управление войсками - сложный процесс, в котором участвуют командиры, штабы, воспитательные органы, начальники родов войск, специальных войск и служб.

Цель настоящей лекции – ознакомить студентов с основными положениями теории управления войсками.

Основы управления войсками

Управление войсками представляет собой целенаправленную деятельность командиров, штабов и других органов управ­ления по поддержанию боевой готовности и боеспособности войск, подготовке их к бою и руководству ими при выпол­нении поставленных задач. От качества управления войска­ми всегда зависел успех боя, умелое руководство подразде­лениями и частями способствовало разгрому противника с наименьшими потерями и достижению победы в короткие сроки.

Основной целью управления является обес­печение максимальной эффективности использования войск при подготовке и выполнении поставленных боевых задач. Достижение цели управления обеспечивается решением совокупности задач управления . Задачи управления определяются содержанием повседневной деятельности войск, характером боевых действий в современной войне, боевыми задачами соедине­ний и частей, особенностями вооружения и способами его боевого применения. Выделяют задачи управления по­вседневной деятельностью войск и задачи управления подго­товкой и ведением боевых действий (задачи боевого управ­ления) . Кроме того, есть задачи информационные, расчетные, информа­ционно-расчетные и др.

С задачами управления тесно связаны функции управле­ния . Структурно процесс решения каждой задачи есть выполнение определённой совокупности взаимосвязанных функций.

Основное содержание управления войсками составляют: организация и непре­рывное добывание, сбор, изучение и обобщение данных об­становки; подготовка и принятие решения; доведение задач до подчинен­ных; планирование боя; организация и поддержание взаимодействия; организация и осуществле­ние мероприятий по поддержанию боевой готовности и бое­способности войск, по всем видам обеспечения боя; организация и обеспечение устойчивой работы системы управления, руководство подготовкой подчинённых органов управления, войск к бою; непосредственное управление действиями войск (сил) при выполнении ими боевых задач; организация и осуществление контроля, и оказание подчиненным необходимой по­мощи и другие мероприятия.

Процесс управления носит цикличе­ский характер. Цикл управления - это промежуток времени, в течение которого выполняются все функции управления, замыкаясь обратной связью.

Хорошо организованное и непрерывное управление вой­сками в бою обеспечивает захват и удержание инициативы, скрытность подготовки и внезапность нанесения ударов по противнику, эффективное применение имеющихся средств поражения в полное использование боевых возможностей подразделений и частей, своевременное осуществление ме­роприятий по защите от ядерного, химического, высокоточ­ного и зажигательного оружия противника. Оно позволяет в любых, даже самых сложных условиях обстановки добивать­ся успешного выполнения поставленных задач в установ­ленные сроки.

В современном общевойсковом бою могут складываться достаточно сложные условия управления войсками . Необходимо руководить подразделениями и частями, обладающими очень высокой подвижностью и маневренностью, действующими самостоятельно на отдельных направлениях, зачастую на зараженной местности, при наличии обширных зон разру­шений, пожаров и затоплений. Частые и быстрые переходы от одного вида боя к дру­гому обуславливают необходимость организовывать бой в ходе предыдущих боевых действий или при выдвижении войск.

Управление войсками осуществляется обычно в условиях неопределённости: командир, принимая решение, за­частую не располагает достаточной информацией о важней­ших элементах обстановки. Нередко ему придется одновре­менно организовывать действия войск по выполнению полу­ченной задачи и руководить уничтожением сохранившихся очагов сопротивления противника в расположении своих войск, ликвидацией последствий применения противником ядерного, химического, высокоточного или зажигательного оружия.

Возрастание пространственного размаха современного общевойскового боя приводит к увеличению расстояний ме­жду пунктами управления, к необходимости координировать усилия войск, рассредоточенных на площадях, в несколько раз больших, чем в годы Великой Отечественной войны. Вы­сокий темп развития боя, быстрые и резкие изменения обстановки требуют частого перемещения пунктов управле­ния, вынуждают командира и штаб руководить войсками на ходу, в темпе боя - собирать сведения об обстановке, принимать решения и доводить их до непосредственных исполнителей в кратчайшие сроки. Чтобы успешно вести борьбу со средствами ядерного и химического нападения, системами высокоточного оружия противника, эффективно использовать свои средства поражения для решения других важных задач на поле боя, необходимы быстрота и исключительная точность проведения сложных тактических рас­четов. В современном общевойсковом бою возрастает уязви­мость пунктов и средств управления от ядерного и высоко­точного оружия, диверсионно-разведывательных групп противника, работа радиотехнических средств ведется в усло­виях постоянных радиопомех. Кроме того, применение противником ядерного и высокоточного оружия может по­влечь большие потери в личном составе органов управле­ния, нарушение связи, выход из строя пунктов управления подразделений и частей.

Хотя объем мероприятий по руководству войсками не­измеримо возрос, сроки на их выполнение постоянно сокра­щаются. Если в годы минувшей войны на подготовку боя затрачивалось в среднем 15 суток, то теперь этот период сводится к нескольким часам.

Вследствие усложнения условий подготовки и ведения современного общевойскового боя значительно повысились требования к управлению войсками. Управление войсками может быть успешным лишь в том случае, если оно является устойчивым, непрерывным, оперативным и скрытым.

Устойчивость управления - свойство системы, характеризующее её способность выполнять задачи и функции управления в условиях комплексного воздействия противника. Требование устойчивости управления означает, что оно должно осуществляться в любых условиях воздей­ствия противника. Ни удары средств поражения, ни дейст­вия подразделений или частей противника не должны при­водить к таким нарушениям, при которых невозможно вы­полнение управленческих функций. Даже если противнику удалось ядерными, химическими ударами или массирован­ным применением высокоточного оружия нарушить управ­ление войсками, оно должно быть немедленно восстанов­лено.

Выполнение требования устойчивости управления приоб­ретает сейчас первостепенное значение. Это обусловлено, прежде всего, тем, что противник рассматривает нарушение управления как одно из основных условий достижения ус­пеха в бою. Кроме того, он располагает и необходимыми возможностями для решения этой задачи - высокоэффек­тивными и дальнобойными средствами поражения, высоко­подвижными подразделениями и частями наземных войск, аэромобильными войсками.

Для достижения устойчивости управления войсками на­ряду с уничтожением ядерных, химических и высокоточных средств поражения противника и срывом действий его сил, направленных на нарушение управления войсками, необходим целый ряд мероприятий тактического и технического характера. Силы и средства управления должны распределяться по создаваемым пунктам управления, с тем, чтобы каждый из них был в состоянии решать основные задачи управления войсками самостоятельно, тогда при внезапном выходе из строя одного из пунктов сохранится возможность управления подчиненными подразделениями и частями с других пунктов. Важно умело рассредоточивать, скрытно располагать и своевременно перемещать созданные пункты правления, комплексно использовать все технические средства управления, строго соблюдать правила скрытого управ­ления войсками и безопасности связи, надежно защищать радиоэлектронные средства от радиоэлектронного подавле­ния и поражения самонаводящимся оружием противника. Постоянная высокая готовность всех органов управле­ния, а также тех подразделений, которые обеспечивают их работу в бою, высокая морально-психологи­ческая подготовка личного состава позволяют успешно ре­шать задачи устойчивого управления войсками в сложных условиях длительного воздействия современных средств по­ражения противника.

Непрерывность управления - свойство системы, характе­ризующее её способность обеспечивать процессы решения задач управления и выполнение функций, без недопустимых по длительности перерывов в управлении.

Требование непрерывности управления пред­полагает постоянное, без каких-либо перебоев в ходе под­готовки и ведения боя, воздействие органов управления на подчиненные подразделения и части в интересах успешного выполнения ими поставленных задач.

Для достижения непрерывности управления войсками необходимо обеспечить постоянное функционирование пунктов управления и надежную связь между ними, с подчинёнными, взаимодействующими подразделениями и частями, вышестоящими командиром и штабом. Каждый командир должен назначить себе заместителей, помимо штатных, предусмотреть определенный резерв сил и средств связи и быть готовым в любое время принять на себя руководство вой­сками в случае выхода из строя старшего командира. Если в результате ядерного, химического удара или применения противником высокоточного оружия управление окажется нарушенным, командиры и штабы незамедлительно прини­мают все необходимые меры для его быстрейшего восста­новления.

Обязательным условием достижения непрерывности уп­равления войсками являются правильное уяснение задач, поставленных старшим командиром, знание обстановки и предвидение возможных ее изменений. Знание и глубокий анализ условий подготовки и ведения боя позволяют командиру, штабу, другим органам управления направлять усилия войск на преодоление встречающихся трудностей.

Важнейшее значение имеют быстрота и правильность реакции органов управления на изменения обстановки, то есть своевременное принятие или уточнение решения, доведение новых или уточненных задач, порядка взаимодействия и всестороннего обеспечения до непосредственных исполни­телей. Большую роль играют постоянный контроль за вы­полнением поставленных задач, быстрый сбор и обработка данных о противнике и других элементах обстановки.

Под оперативностью управления понимается способность системы управления обеспечивать решение за­ дач управления в установленные сроки. Оперативность обеспечивает упреждение противника в осуществлении всех мероприятий по управлению вой­сками при подготовке и в ходе боя. Основным показателем оперативности является время решения задачи. В зави­симости от условий обстановки и характера задач управле­ния требования по оперативности их решения не могут быть одинаковыми. Наиболее жесткие требования по оперативно­сти предъявляются к первоочередным задачам, обусловли­вающим выполнение основной боевой задачи.

Высокая оперативность управления особенно необходима в ходе боя. Если войска наступают с темпом 4-5 км/ч, то распоряжение о действиях в новой обстановке, доведенное, например, за 20 мин, застанет их, когда они продвинутся вперед почти на 2 км. При завязке встречного боя, когда войска сторон двигаются навстречу друг другу со скоростью 25-30 км/ч, за 20 мин взаимное положение войск сторон может измениться в пределах 15-20 км. Вполне понятно, что при замедленной реакции органов управления на развитие событий отданные распоряжения могут оказаться несоответствующими реальной обстановке на поле боя.

В современных условиях все мероприятия по организа­ции боя и руководству войсками в ходе его должны прово­диться с минимальными затратами времени, чтобы обеспе­чить войскам упреждение противника в действиях. Это до­стигается постоянным знанием обстановки и быстрым реаги­рованием на её изменения, своевременным уточнением (при необходимости) ранее принятого решения и поставленных подчиненным задач. Решающее значение имеют быстрое добывание данных о противнике, своевременность докладов подчиненных, особенно при внезапных и резких изменениях обстановки, хорошо налаженная информация со стороны старшего командира и соседей.

Оперативность управления достигается высокой личной подготовкой командиров, офицеров штабов, органов воспитательной работы, начальников родов войск, специальных войск и служб, уме­лым выполнением ими своих функциональных обязанностей, организованностью и слаженностью в действиях всех орга­нов управления, применением таких методов работы, при которых затрачивается минимально необходимое время на мероприятия по управлению войсками. Большую роль игра­ет наличие совершенных технических средств, обеспечиваю­щих механизацию и автоматизацию трудоемких управлен­ческих процессов, комплексное использование всех техниче­ских средств управления.

Скрытность управления - свойство управления, характе­ризующее способность системы управления, исключить слу­чаи утечки информации о процессах, протекающих в системе управления, сохранить в тайне от противника мероприятия, про­водимые командирами, штабами, начальни­ками родов войск, специальных войск и служб в период подготовки и в ходе боя. Как свидетельствует опыт минув­ших войн, из-за нарушения скрытности управления войска нередко несли неоправданные потери и не выполняли постав­ленных задач.

В современном бою скрытность управления приобретает еще большее значение в связи с возрастанием роли внезап­ности действий, увеличением возможностей разведки про­тивника и применением им высокоэффективных и дально­бойных средств поражения. Если противнику удастся вскрыть замысел боя, он может сорвать его ударами ядерного, химического и высокоточного оружия. Обнаружив пункты управления, противник может быстро вывести их из строя и тем самым нарушить управление войсками. Чтобы исключить подобные последствия, необходимо сохранять в строжайшей тайне все то, что делается в органах управления для подготовки и ведения боя.

Скрытность управления войсками достигается выполне­нием целого комплекса мероприятий. К ним относятся: строгое ограничение круга должностных лиц, посвящаемых в замысел предстоящего боя; сохранение в тайне деятель­ности тех, кто принимает непосредственное участие в разработке и реализации наиболее важных задач управления; соблюдение правил и порядка ведения переговоров по техническим средствам связи. В интересах обеспечения скрытности управления войсками применяется специальная аппаратура, а также кодирование документов, используются таблицы позывных и сигналов, переговорные таблицы и кодированные карты. Очень важное значение имеют скрытное размещение и перемещение пунктов управления. В соответствии с планом вышестоящего штаба проводятся мероприятия по маскировке элементов системы управления войсками и дезинформации противника.

К основным принципам управления войсками , применяемым с учетом конкретной обстановки в современном общевойсковом бою, относятся: единоначалие; централизация управления в сочетании с инициативой подчиненных; постоянное знание и глубокий анализ обстановки, предвидение хода событий; твердость и настойчивость в про­ведении принятых решений и планов в жизнь; высокая ор­ганизованность и творчество в работе органов управления; знание личного состава, опора на подчиненных командиров.

Единоначалие - важнейший принцип управления, войсками, означающий, что командир наделен всей полно­той распорядительной власти по отношению к подчиненным и несёт персональную ответственность за принимаемые решения и результаты выполнения поставленных задач. Хотя в управлении войсками принимают самое деятельное участие штабы, начальники родов войск, специальных войск и служб, тем не менее, всегда и во всех звеньях должен непременно соблюдаться принцип единоначалия. Лишь при единоначалии достигается безусловное и строжайшее единство воли путем подчинения ли многих людей воле одного - руководителя. Единоначалие выражается в том, что командир лично принимает решение на бой, отдает подчиненным необходимые приказы и распоряжения, организует и обеспечивает их выполнение. Командиры-единоначальники всех уровней несут полную ответственность за все стороны жизни и деятельности подчиненных им войск. И хотя каждый командир при ре­шении задач управления войсками опирается на коллектив, в необходимой мере использует помощь других должностных лиц органов управления, не кто иной, как он несет персо­нальную ответственность за целесообразность принятого решения на бой, правильность и обоснованность решений, принимаемых в ходе боя, наиболее эффективное использова­ние в бою имеющихся сил и средств и конечные результаты выполнения войсками поставленных боевых задач.

Если принимаются нецелесообразные решения, подчи­ненные подразделения и части применяются в бою неуме­ло, неэффективно, а поставленные задачи выполняются неполно, с нарушением установленных сроков или вовсе не выполняются, командир отвечает по всей строгости законов военного времени.

Централизация управления войсками проявляется в объединении старшим командиром всех действий подчиненных и приданных подразделений и частей единым планом, в направлении их усилий на быстрейшее достижение общей цели. Она особенно важна при решении вопросов, связанных с применением ядерного оружия, с использование и войсками достигнутых при этом результатов, необходимо­стью уничтожения, прежде всего средств ядерного, химиче­ского поражения, систем высокоточного оружия противни­ка, с действиями войск в зонах заражения, в районах раз­рушений, пожаров и затоплений. Чем большей мощностью и дальнобойностью обладают имеющиеся средства борьбы, тем большая степень централизации управления ими в бо­лее высокой инстанции необходима.

Централизация не исключает, а предполагает широкую инициативу подчиненных. Смелое и разумное дер­зание, стремление найти наилучшие способы выполнения поставленной задачи, способность к проявлению самостоя­тельности в сложной обстановке всегда играли большую роль.

В современных условиях, когда обстановка на поле боя меняется часто и быстро, инициативные действия всех долж­ностных лиц, участвующих в управлении войсками, приоб­ретают несравненно большее значение. Каждый командир обязан проявлять разумную инициативу в определении спо­собов выполнения полученных задач. Если в ходе боя об­становка резко изменилась и нет возможности своевременно получить необходимые распоряжения, он должен принять на себя всю полноту ответственности и, руководствуясь об­щей целью и замыслом старшего командира, самостоятельно реагировать на изменения обстановки, быстро принять не­обходимые меры, обеспечивающие выполнение боевой зада­чи в новых условиях боевой обстановки.

Постоянное знание и глубокий анализ обстановки отнесены к числу основных принципов в силу того, что без этого управление просто немыслимо. Они позволяют выделить в сложившейся обстановке главное, наиболее существенное, выявить моменты, затрудняющие выполнение полученной задачи в установленный срок, и своевременно наметить меры по устранению их отрицательного влияния на действия подчиненных войск, принять опти­мальное решение на бой. Постоянное знание и глубокий анализ обстановки, в которой протекает боевая деятельность войск, дают возможность командиру, штабу и другим орга­нам управления верно направлять усилия подчиненных на преодоление встречающихся в ходе боя трудностей, свое­временно реагировать на происходящие изменения в обста­новке.

В современных условиях возрастает роль предвидения хода событий на поле боя. Предвидение перспектив развития событий позволяет удачно преодолеть такие трудности современного боя, как неполнота данных обстановки и недостаток времени, заранее обоснованно намечать пути и средства достижения поставленной цели. Предвидеть возможные изменения обста­новки командир должен сегодня на значительно большую глубину и с большим упреждением во времени, чем это тре­бовалось в годы минувшей войны. А это зависит главным образом от степени подготовленности командира и других должностных лиц, участвующих в управлении войсками, от знания ими тактики действий противника, от учета факто­ров, влияющих на развитие событий, ведения активной целеустремленной разведки, наличия надежной связи, свое­временности докладов подчиненных и постоянной информа­ции со стороны вышестоящих органов управления и соседей.

Опыт прошлого показывает, что твердость и на­стойчивость в проведении принятых решений и планов в жизнь всегда способствовали достижению успеха в бою. В критические моменты боя, когда напряжение сил про­тивоборствующих сторон достигает наивысшего предела, по­беждает тот, кто сохраняет веру в победу и стремится дове­сти до конца выполнение принятых решений и планов. На успех можно рассчитывать только при условии, если благо­даря высокой требовательности командира, штаба, других органов управления все усилия войск решительно объеди­няются и направляются на преодоление встретившихся трудностей, на полное и точное выполнение принятых реше­ний и планов. Единство воли командира и подчиненных, стремление всех успешно завершить начатый бой, точно выполнить замысел старшего командира и добиться успеш­ного решения общей боевой задачи позволят ослабить влия­ние на ход событий любых неожиданностей, свести до ми­нимума влияние неблагоприятных случайностей.

Твердость и настойчивость в проведении принятых реше­ний и планов в жизнь не есть стремление вопреки здравому смыслу или необходимости придерживаться решений и планов, которые уже не отвечают реальной боевой обстановке, Твердость и настойчивость в проведении принятых решений планов в жизнь должны проявляться лишь до тех пор, по­ка это обеспечивает разгром противника как можно мень­шими силами, иначе это вызовет неоправданные потери в силах, средствах и времени, снизит боеспособность войск, подорвет веру в способность командиров привести войска к победе. Избежать этого можно своевременным уточнением или изменением решений и планов, переставших соответст­вовать обстановке, а при необходимости и отказом от них, принятием и проведением в жизнь новых решений и пла­нов.

Исторический опыт свидетельствует, что успешным руко­водство войсками могло быть только при достижении вы­сокой организованности и творчества в ра­боте органов управления .

Командиры, штабы, воспитательные органы, начальники родов войск, специальных войск и служб должны действовать как единый сплоченный коллектив. Каждый из них обязан хо­рошо знать, и умело выполнять свои функциональные обя­занности, а действия всего управленческого организма в це­лом должны отличаться четким распределением задач и функций между исполнителями и согласованностью в их работе, дисциплинированностью, строгим порядком, обеспе­чивающими точное и своевременное выполнение мероприя­тий по управлению войсками в сложных условиях современ­ного общевойскового боя.

Профессиональные навыки офицеров управленческого аппарата и технические средства управления необходимо максимально использовать для выработки оригинальных приемов и способов действий, неожиданных для противника. Отказ от шаблона, постоянные поиски все новых путей ре­шения задач, возникающих в процессе руководства войсками, в значительной мере способствуют успеху управления подразделениями и частями при подготовке и в ходе боя.

Без знания личного состава и опоры на подчиненных командиров нельзя рассчитывать на успешное управление войсками в современном бою. Личный состав подразделений и частей является непосредственно творцом тактического искусства. Именно человеческий фактор, высокая сознательность, боевые и мора­льно-психологические качества личного состава во многом определяют приемы и способы действий в бою, развитие тактики.

Каждый из рассмотренных принципов управления вой­сками в различных условиях современного общевойскового боя играет неодинаковую роль. Непременным условием успешной реа­лизации основных принципов управления войсками при подготовке и в ходе боя являются главным образом высокие личные качества и профессиональная подготовка офицеров, применение ими совершенных методов работы и умелое использование технических средств при решении задач управ­ления, постоянное знание противника, строжайшее сохра­нение в тайне всех мероприятий по управлению войсками, обеспечение живучести системы управления.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12