Трансакционные издержки. Различные классификации трансакционных издержек

Трансакционные издержки являются центральным понятием неоинституциональной экономики и теории трансакционных издержек.
Трансакционные издержки (англ. transaction cost) - затраты, возникающие в связи с заключением контрактов (в том числе использованием рыночных механизмов);издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов. (с) Википедия

Выделяют издержки составления и заключения контракта ех ante , а также издержки надзора за соблюдением контракта и обеспечения его выполнения ех post
.

Издержки ex ante

Издержки поиска информации это затраты на поиск информации о потенциальном партнере и о ситуации на рынке, а также потери, связанные с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации.

Издержки ведения переговоров
это затраты на ведение переговоров об условиях обмена, о выборе формы
сделки.
Издержки измерения это затраты, необходимых для измерения качества товаров и услуг, по поводу которых совершается сделка.
Издержки заключения контракта это затраты на юридическое или внелегальное оформление сделки.

Издержки ex post

Издержки мониторинга и предупреждения оппортунизма это затраты на контроль за соблюдением условий сделки и предотвращение оппортунизма, т.е. уклонения от этих условий.
Издержки спецификации и защиты прав собственности это расходы на содержание судов, арбитража, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных в ходе выполнения контракта прав, а также потери от плохой спецификации прав собственности и ненадежной защиты.
Издержки защиты от третьих лиц включают затраты на защиту от претензий третьих лиц (государства, мафии и т.д.) на часть полезного эффекта, получаемого в результате сделки. (с) использован материал:Красильников О.Ю.
Неоинституциональная экономика. . – Саратов, 2002.

ТЕОРИЯ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК (англ. transaction cost economics), теоретическое направление, сосредоточеное на изучении различных форм издержек, возникающих в процессе контрактного взаимодействия хозяйствующих субъектов, и влияния этих издержек на экономические явления. В основе теории трансакционных издержек лежат ставшие классическими статьи Р. Коуза «Природа фирмы» (1937) и «Проблема социальных издержек» (1960), а также работы Дж. Стиглера (1960-х гг.), посвященные разработке экономической теории информации.

Наибольшую известность, имя Коуза получило в связи с формулировкой следующей теоремы.
www.strana-oz.ru/?article=982&numid=21 -- при нулевых трансакционных издержках рынок справляется с любыми внешними эффектами.


Лекция: "Трансакционные издержки". М.Юдкевич

справочно:
Теория контрактов (англ. Contract theory) - раздел современной микроэкономики, рассматривающий определение параметров контракта экономическими агентами в условиях (как правило) асимметричной информации.

Асимметричность информации (англ. asymmetric(al) information) - это неравномерное распределение информации о товаре между сторонами сделки. Обычно продавец знает о товаре больше, чем покупатель, хотя бывает и обратная ситуация.

Википедия дает определение экономического оппортунизма в виде цитаты:
«следование своим интересам, в том числе обманным путем, включая сюда такие явные формы обмана, как ложь, воровство, мошенничество, но едва ли ограничиваясь ими. Намного чаще оппортунизм подразумевает более тонкие формы обмана, которые могут принимать активную и пассивную форму, проявляться ex ante и ex post.» О.Уильямсон


Наиболее емко охарактеризовал трансакционные издержки Кен­нет Эрроу – нобелевский лауреат по экономике 1972 г. за вклад в общую теорию равновесия и за работы в области теории информации. По его мнению, это издержки «поддержания эконо­мической системы на ходу». Данное определение отражает суть трансакционных издержек, подчеркивает их интегральный харак­тер, но для анализа оно практически бесполезно. Чтобы предста­вить эти издержки в операциональном виде, опишем их наиболее значимые категории и группы.

Издержки координации и мотивации (классификация Милгрома -Робертса)

Институты решают проблемы мотивации и координации в условиях неопределенности выбора и ограниченной рациональности агентов, поэтому можно попытаться классифицировать возникающие трансакционные издержки соответственно природе порождаемой ими проблемы. Подобная попытка была сделана Полом Милгромом и Джоном Робертсом (31 Милгром П., Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент: В 2 т. Т. 1. СПб.: Экономиче­ская школа, 1999). По их классифи­кации, трансакционные издержки относятся к одному из двух типов: к издержкам координации или к издержкам мотивации

Издержки координации - это за­траты, направленные на то, чтобы обе­спечить временное и пространственное соответствие участников трансакции.

Издержки мотивации - это затраты на обеспечение контроля, мониторинга, сбора информации о соблюдении партнерами взаимных обязательств в рамках контракта и пр. Как и издержки координации, они могут возникать и на рынке, и внутри фирмы, что связано с двумя факторами - неполнотой и несовершенством информации, а также оппортунизмом участников взаимодействия..

Издержки ex ante и ex post (классификация Норта - Эггертссона)

Используя классификацию Милгрома - Робертса, можно выделить потенциальные источники трансакционных издержек, но сложно даже качественно оценить сами эти издержки в конкретной сделке. Для этого необходима другая классификация - простая и нагляд­ная классификация Норта - Эггертссона Она, единственная, построена по наблюдаемым внешним признакам некой деятельности, которая порождает соответствующие издержки и позволяет проследить их по мере реализации этапов контрактных отношений. В данной классификации выделяются шесть категорий трансакци­онных издержек:

· издержки поиска информации (search activities);

· издержки ведения переговоров (bargaining activities);

· издержки составления контракта (contract making activities);

· издержки мониторинга (monitoring);

· издержки принуждения к исполнению контрактов (enforcement);

· издержки защиты от третьих лиц (protection against 3rd parties).

Рассмотрим их последовательно.

· издержки поиска информации (search activities);

Существуют четыре основных сферы поиска :

· приемлемая цена;

· информация о качестве имеющихся товаров и услуг;

· информация о «качестве» продавцов;

· информация о «качестве» покупателей.

Затраты, связанные с деятельностью в этих сферах, несут все хозяйствующие субъекты - и индивиды, и фирмы.

Поиск может осуществляться и на открытом анонимном рынке , и через социальные сети , в которые включены агенты (в т.ч. использование дружеских связей) .

Идиосинкратический поиск. Такой поиск преимущественно основан на личных связях и (или) на приписываемых характеристиках, а не на институционализированных отраслевых стандартах и нормах. В силу низкого доверия к последним информация, собранная подобным образом, не может быть использована при анализе эффективности других отношений. Поэтому затраты, связанные с поиском, носят идиосинкратический характер (отсюда и название поиска).

Всеобъемлющий поиск. Этот поиск характерен для отраслей с более высоким уровнем организации, но при этом он редко формализуется в написанных стандартах и правилах и об­ставляется бюрократическими процедурами (например, отраслевая специализация региона с низким уровнем входа и выхода новых фирм). Информация, полученная через личные связи, здесь дополняется информацией, которой доверяют все члены данной отрасли, и поиск ока­зывается наиболее эффективным.

Рутинный поиск. Это более формализованный и бюрокра­тизированный способ сбора информации о деловых партнерах в сочетании со слабо организованными отраслевыми процедурами. В данном случае фирмы используют рутины, которые уже сложи­лись в отрасли, и таким образом преодолевают неопределенность.

Отраслевой поиск. Этот поиск опирается в основном на про­цедуры жестко структурированной отрасли. Фирмы не доверяют информации, полученной на основании личных связей. Они пола­гаются на информацию, которую им предоставляют рейтинговые агентства, аудиторские фирмы и пр. Очевидно, что издержки поиска партнеров значительно ниже в той отрасли, которая жестко структурирована. Однако при этом круг возможных партнеров сужается.

· издержки ведения переговоров (bargaining activities);

Издержки ведения переговоров включают три ка­тегории .

Это и затраты на переводчиков, если речь идет об иностранных партнерах, и издержки, связанные с непониманием партнерами друг дру­га из-за различий в бизнес-культуре.

· издержки составления контракта (contract making activities);

Издержки, связанные с фиксацией тем или иным способом содержания контракта.

В отличие от издержек ведения переговоров, последствия контрактной неполно­ты до заключения контракта просчитать практически невозможно. При составлении контракта стороны должны также учитывать, что их позиция по тем или иным вопросам может быть ис­пользована для получения информации, которую стороны добровольно раскрыть не хотели бы.

К издержкам составления контракта от­носятся юридическая поддержка составления контрактов (до 10-15% от суммы контракта), расходы на заработную плату сотрудников, которые готовят данный контракт, и их техническое обеспечение (компьютеры, принтеры, бумага и т.д.).

· издержки мониторинга (monitoring);

На стадии реализации контракта стороны несут определенные, часто весьма значительные, из­держки мониторинга деятельности своих партнеров.

Мониторинг, во-первых, дает информацию о действиях партнеров (а также о том, нужно ли требовать компенсаций, штрафов и пр.) и, во-вто­рых, стимулирует добросовестное исполнение контрактных обязательств.

Мониторинг за исполнением контрактов имеет не только технологическую, но и куль­турную специфику, в связи с чем его интенсивность в разных странах различна. Интенсивность мониторинга характеризуется отношением числа менеджеров и административных работников к числу рабочих и служащих, занятых на производстве в каждой стране.

· издержки принуждения к исполнению контрактов (enforcement);

Участники взаимодействия могут попытаться уклониться от исполнения контрактных обязательств, так как эти обязательства нередко противоречат их сиюминутным интересам. Поэто­му необходимы механизмы принуждения к исполнению контрактов. Форма и эффективность принуждения зависит от вида контрактных отношений.

Организация той или иной системы принуждения в разных странах связана с различны­ми по величине издержками (что определяется как культурными различиями стран, так и раз­ными по величине издержками доступа к правовой системе). В сложившейся ныне российской хозяйственной практике судебное разбирательство, по сути, есть продолжение переговоров, также требующее определенных вложений, стратегического поведения, торговли.

Принуждение партнеров к исполнению обязательств

Существуют два механизма такого принуждения.

Репутационный механизм принуждения . Он основан на заинтересованности фирмы в сохранении хороших отношений с прошлыми, настоящими и будущими партнерами. Чтобы репутационный контроль за поведением фир­мы был эффективен, информационные потоки должны быстро и надежно распространяться в деловом сообществе (скажем, в отрасли), а число ведущих фирм должно быть более или менее постоянным. Высокие барьеры входа и выхода из отрасли и территориальная близость фирм создают предпосылки для эффективного репутационного принуждения.

Трансакционные издержки – это издержки, сопровождающие передачу прав собственности, а также связанные с защитой этих прав. В силу широты этого определения, существует целый ряд классификаций трансакционных издержек.

О.Уильямсон различает два типа трансакционных издержек : ex ante и ex post . К издержкам типа ex ante относятся затраты на составление проекта соглашения и проведения переговоров по нему. Издержки типа ex post включают в себя организационные и эксплуатационные затраты, связанные с использованием структуры управления; затраты, возникающие по причине плохой адаптации; расходы на тяжбы, возникающие в ходе приспособления контрактных отношений к непредвиденным обстоятельствам; затраты, связанные с выполнением контрактных обязательств П. Милгром и Дж. Робертс делят трансакционные издержки на координационную и мотивационную составляющие. К первой категории они относят затраты на временное и пространственное соответствие участников трансакции, а ко второй – затраты на обеспечение стимулов их эффективного взаимодействия.

Издержки координации могут возникать как в рыночных трансакциях, так и внутри фирмы. На рынке издержки координации обусловлены определением цен и других деталей трансакции, характеристик потенциальных партнеров, необходимостью сведения их вместе. Внутри иерархической структуры издержки координации представляют собой издержки передачи информации по различным организационным уровням, выработки эффективного плана деятельности фирмы, доведения этого плана до работников и его последующего осуществления. Кроме того, издержки координации включают в себя альтернативные издержки потерянного времени.

Издержки мотивации так же, как издержки координации, могут возникать и на рынке, и внутри фирмы. И в том, и в другом случае они обуславливаются двумя факторами: несовершенством информации, а также недостоверностью обязательств сторон. В силу несовершенства информации возникают издержки контроля, мониторинга, сбора информации о соблюдении партнерами своих взаимных обязательств в рамках того или иного контракта. Кроме того, несовершенство информации может значительным образом снижать стимулы агентов к вступлению в сделку и необходимы существенные затраты по созданию дополнительной стимулирующей инфраструктуры. Склонность же к оппортунизму (и, как следствие, недостоверность взятых обязательств) также способна порождать издержки, выражающиеся в издержках контроля, составления контракта, принуждения.

21. Понятие, состав, характеристика и причины роста трансакционного сектора экономики

Глобализация капиталистической системы хозяйствования начала проявляться, прежде всего, в финансовых операциях на финансовых рынках. В последнее десятилетие особенно обострилось глубокое противоречие между практической значимостью трансакционного сектора как финансового сегмента экономики, с одной стороны, и отсутствием теоретико-методологических исследований вышеуказанного сектора и его измерения в национальном счетоводстве, с другой стороны.

Новые концептуальные основы исследования экономической системы, с точки зрения воспроизводственной функции трансакционного сектора, конкретизируются в следующих положениях:

– определены границы чистого трансакционного сектора экономики (узкая трактовка) в рамках воспроизводственного процесса хозяйственной системы как группы отраслей, оказывающих трансакционные услуги с финансовыми активами;

– разработана методология измерения финансовых трансакционных услуг на основе национального счетоводства;

– предложена трансакционная модель равновесия экономической системы: «потребление – инвестиции – трансакции – деньги».

Одним из критериев классификации трансакций является специфика актива, с которой осуществляется сделка. В условиях мирового финансового кризиса и нарастающего глобального общего кризиса актуализируется обособление трансакций с финансовыми активами от трансакций с реальными активами. В условиях глобализации особое значение приобретает исследование финансово-инвестиционного взаимодействия между трансформационным (реальным) сектором и финансовым сектором, а также всеми остальными секторами экономики. Следовательно, существуют как объективные теоретические предпосылки, так и практические основания для формулирования концепции трансакционного сектора экономики в узкой трактовке или в чистом виде. Эта концепция включает методологию исследования финансового аспекта воспроизводственного процесса экономической системы. Изучение финансового аспекта воспроизводственного процесса экономической системы предусматривает рассмотрение механизма взаимодействия специфического трансакционного (финансового) и реального секторов экономики. Включение же оптовой и розничной торговли в трансакционный сектор нивелирует специфику финансовых трансакций в отличие от трансакций общего характера, которыми являются простые сделки обмена в оптовой и розничной торговле. По существу, финансовые трансакции – это специфические оптовые и розничные торговые сделки с финансовыми активами, способствующие, в конечном счете, потреблению реальных товаров и услуг.

Современная экономика России развивается в русле общемировых тенденций, что характерно и для развития трансакционного сектора - происходит увеличение его доли из года в год, как в абсолютных, так и в относительных показателях. В то же время трансакционный сектор в российской экономике имеет свои специфические черты - более низкая его доля в экономике и пропорционально иное соотношение видов деятельности, входящих в этот сектор.

Неравномерность развития трансакционного сектора в регионах Российской Федерации и отсутствие необходимых институтов для его полноценного функционирования обусловливают не только растущий интерес исследователей к теоретическим изысканиям в русле теории трансакционных издержек, но и делают актуальной прикладную задачу по измерению объемов, выявлению динамики и факторов роста трансакционного сектора, а также выработке целевых программ по оптимизации его структуры в российских регионах.

Трансакционные издержки могут иметь место только при определенных условиях. Речь идет об отношениях контрагентов по поводу специфических активов, ограниченной рациональности и оппортунизме.

В современной российской экономике условия существования трансакционных издержек имеют особенно яркое выражение по сравнению с развитыми странами. Специфичность активов в России проявляется в тесной зависимости поставщиков и потребителей, а также в узкой предметной специализации предприятий, что было унаследовано от плановой системы. Ограниченная рациональность имеет особенно яркое выражение благодаря характерной для российской переходной экономики нестабильности.

Очевидно, что в таких условиях трансакционные издержки должны быть очень высоки. В развитых рыночных экономиках «минимизация трансакционных издержек достигается путем дифференцированного закрепления трансакций за структурами управления ими». К подобным структурам управления относятся вертикальная интеграция и достоверные обязательства. Однако в современной России, где отсутствует разработанная правовая база, институты, описываемые западными экономистами, не могли бы эффективно функционировать. Поэтому в российской переходной экономике в качестве своеобразного института, направленного на минимизацию трансакционных издержек, выступили денежные суррогаты, а именно бартер и неплатежи.

Экономия трансакционных издержек в развитых странах осуществляется в рамках институтов, требующих разработанного законодательства, регулирующего экономическую деятельность. Поскольку в России нет условий для возникновения цивилизованных институтов, способствующих минимизации трансакционных издержек, в ней стихийно возникают специфические для переходного периода институты. К ним можно отнести денежные суррогаты.

Снижение трансакционных издержек, не относящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов, осуществляется развитием информационной инфраструктуры инвестиционного рынка, регулированием тарифов на услуги монополий, обеспечением защиты собственности и личности инвестора от криминальной сферы.

Интересы инвесторов предполагается учитывать при подготовке законодательных и нормативных актов, а также ведомственных инструкций по ценообразованию в электроэнергетике, связи, железнодорожном транспорте. Для мелких инвесторов важнейшее значение имеет ограничение платы за аренду производственных помещений.

В отношении защиты собственности инвесторов необходимо разработать единый порядок определения размеров ущерба, причиняемого растратами и хищениями, а также недобросовестной конкуренцией.

Необходимо совершенствовать работу международного коммерческого арбитражного суда, третейского суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Для обеспечения личной и имущественной безопасности инвесторов необходимо разработать специальные государственные программы предупреждения преступности в криминогенных сферах экономики, а также в регионах России с повышенным уровнем правонарушений.

Под эти цели необходимо предусмотреть материально-техническое, информационное укрепление соответствующих оперативных служб, следственных органов и судов.

В части информационного обеспечения инвестиционной деятельности необходимо содействие государства действующим и создаваемым коммерческим консалтинговым организациям, фирмам по разработке бизнес-планов, проектным институтам. Конкретными задачами информационного обеспечения инвестиционной деятельности являются: сбор, обработка и актуализация информации о законодательстве, состоянии рынка, перспективах развития экономики и отдельных отраслей, о планах предприятий, заинтересованных в привлечении инвестиций, о ходе приватизации, продаже акций, конверсии производства.

По инициативе Правительства России создана качественно новая структура – Консультативный совет по иностранным инвестициям в России, в состав которого входят представители зарубежных фирм, осуществляющих прямые инвестиции в российскую экономику в крупных размерах. Его основная задача – обеспечение постоянного диалога между Правительством Российской Федерации и крупными иностранными инвесторами с целью выработки конкретных рекомендаций по совершенствованию инвестиционного климата в России, налогового и таможенного законодательства Российской Федерации, созданию привлекательности образа России как страны, принимающей инвестиции.

Для развития экономики России и продвижения частных иностранных прямых инвестиций важное значение имеет сотрудничество России с ведущими международными финансовыми организациями, прежде всего с Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Европейским банком реконструкции и развития и др.

Комплекс мер, обеспечивающих государственное регулирование сектора вследствие планируемого и направленного воздействия на следующие объекты: финансовые институты, права собственности, бюрократию и судебную систему, гражданскую культуру, менталитет и уровень развития человеческого капитала, а так же последующую оценку результативности реализованных мер были объединены под общим названием «трансакционной политики».

Весь комплекс мер, осуществляемых государством в рамках трансакционной политики, в зависимости от широты круга объектов, на которые направлено воздействие, был разделен на два типа:

Общесистемные, которые включает создание и поддержание таких общих институциональных, правовых и экономических условий, которые позволяли бы максимально развивать активность, проявляемую со стороны субъектов;

Селективные, посредством которых осуществляется направленное воздействие на развитие отдельных элементов трансанционного сектора, а также оказывает косвенное воздействие на сопряженные с ними институты. Такое выборочное воздействие способствует более качественному, глубокому развитию не всего сектора, а его отдельных структурных составляющих.

Таким образом, под трансакционной политикой понимается совокупность мер государства, направленных на регулирование определенной сферы экономических взаимоотношений, которые призваны обеспечивать интенсификацию процессов обмена, оптимизацию взаимодействия экономических субъектов.

22. Ординалистский и кардиналистский подходы к оценке и определению величины трансакционных издержек. Определение величины трансакционных издержек в экономике в целом и на отдельном рынке. Издержки трансакций на фондовой бирже

Одним из трудно разрешимых вопросов теории трансакционных издержек является их количественная оценка. Существуют два основных подхода к проблеме измерения ТАИ - ординалистский и кардиналистский.

В соответствии с ординалистским подходом, для практического применения концепции трансакционных издержек имеет значение лишь направление изменения их уровня. Поскольку главная роль трансакционных издержек усматривается в определении эффективности различных социально-экономических институтов, то при сравнении имеющихся альтернатив считается достаточным установить их относительную величину в рамках действующих институциональных соглашений, а также т.н. запретительный уровень ТАИ при выборе направлений реформирования институциональной структуры общества. Такой подход является доминирующим в современной экономической науке, что обусловлено прежде всего размытостью самого понятия трансакционных издержек. Поскольку, как отмечает С. Малахов, значительная их часть неосязаема, они остаются невидимыми для неоклассической теории, а в неоинституциональной изучаются, в основном, в сопоставительном плане.

Кардиналистский подход к исследованию предполагает возможность непосредственного количественного измерения трансакционных издержек. Попытки оценить ТАИ предпринимались рядом экономистов: Х. Демсецем - на микро-уровне, Д. Нортом и ДЖ. Уоллисом - на макроуровне экономической системы. Поскольку трансакционные издержки выпадают на долю продавцов и покупателей, то при определении их величины Дж. Уоллис и Д. Норт используют два критерия: 1) с точки зрения покупателя, такими издержками являются все затраты, которые он несет сверх рыночной цены, уплачиваемой за товар; 2) с точки зрения продавца, трансакционными являются все затраты, которые он несет, продавая товар сторонним субъектам, а не самому себе. Общий объем ТАИ в макроэкономике предлагается суммировать из двух частей: во-первых, из услуги т.н. «трансакционного сектора», к которому относят в целом сферу посреднических услуг - торговых, кредитных, страховых и т.п.; во-вторых, из трансакционных услуг, оказываемых внутри т.н. «трансформационного сектора» - реального сектора экономики.

Нужно отметить, что общепринятой классификации трансакционных издержек сегодня не сложилось. Каждый из исследователей обращал внимание на наиболее интересные, с его точки зрения, элементы.

Например, Стиглер Дж. выделил среди них «информационные издержки»,Уильямсон О. - «издержки оппортунистического поведения», Дженсен М. и Меклинг У. - «издержки мониторинга за поведением агента и издержки его самоограничения», Барцель Й.- «издержки измерения», Милгром П. и Робертс Дж.- «издержки влияния», Хансманн Г. - «издержки коллективного принятия решений», а Далман К. включил в их состав «издержки сбора и переработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решений, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта». Аузан А.А. Институциональная экономика. - М.: Норма, 2010. с.53.

Остановимся на классификации Милгрома и Робертс.

Милгром П. и Робертс Дж. предложили разделить их на две категории: издержки, связанные с координацией, и издержки, связанные с мотивацией. Координационные издержки, в свою очередь, содержат три составляющих, а мотивационные две.

Координационные издержки включают в себя:

Издержки определения деталей контракта. По сути, это - обследование рынка с целью определения качественных характеристик предложения, способного удовлетворить потребность прежде, чем будет сделан окончательный выбор в пользу того или иного товара.

Издержки определения партнеров. Они связаны с некоторого рода обследованием партнеров, которые поставляют нужные услуги или товары (их местоположения, возможности выполнить данный контракт, требуемых цен и т.д.).

Издержки непосредственной координации. При заключении сложного контракта возникает необходимость создания некой структуры, в рамках которой стороны сходятся для заключения контракта. Ее задачей является обеспечение процесса переговоров. Это может быть как структура, имеющая юридический статус, так и некая коммуникативная структура, действие которой обеспечивается с помощью социальных, общественных институтов.

Вторая группа издержек - мотивационные издержки - связана с издержками, возникающими в процессе выбора:

Издержки неполноты информации. Ограниченная рациональность субъектов не может дать полной и исчерпывающей информации. Отсюда неполнота этой информации может привести к отказу от совершения трансакции, от приобретения блага. Другими словами, уровень неопределенности может быть настолько высок, что субъекты скорее предпочтут отказаться от трансакций, чем тратить ресурсы, например, времени, на получение дополнительной информации и снижение неопределенности.

Издержки, связанные с оппортунизмом. Оппортунистическим называется не связанное с соображениями морали поведение субьекта, которое выражается в стратегическом манипулировании информацией в условиях неопределенности и сознательного асимметричного распределения информации, а также сокрытии совершаемых действий.

Чаще всего они проявляются внутри фирмы, но возможны и в рыночных контрактах. Это, например, попытки снижения издержек, связанных с преодолением нечестности партнера. Субъект пытается их сократить либо путем найма субъектов-контролеров, либо более детализированной проработкой заключаемого контракта.

В рыночной системе трансакционные издержки, связанные с проблемой координации, возникают вследствие необходимости определять цены и другие детали сделок, обеспечивать информированность потенциальных покупателей и продавцов о существовании и местонахождении друг друга и сводить покупателей с продавцами в целях совершения сделок.

В качестве примера таких издержек координации рассмотрим проблему обмена финансовыми активами, такими как акции и облигации.

Подобные сделки по большей части совершаются при помощи организованных финансовых рынков, например Нью-Йоркской, Лондонской и Токийской фондовых бирж. Очень немногие рынки функционируют более эффективно, чем эти организованные финансовые рынки, и тем не менее их деятельность, несомненно, требует расходования значительного количества ресурсов для определения цен и совершения сделок. Используются крупные здания, мощная коммуникационная и вычислительная техника и способности тысяч одаренных людей. Если зачастую поражающие воображение доходы владельцев инвестиционных банков и торговцев ценными бумагами дают хоть какое-то представление об издержках общества, связанных с использованием этих людей в данном секторе экономики, то трансакционные издержки, связанные с функционированием таких рынков, должны быть очень велики.

К трансакционным издержкам, связанным с проблемой мотивации, в первую очередь относятся две группы издержек. Одну группу составляют издержки, связанные с неполнотой и асимметрией информации -- ситуациями, в которых участники потенциальной или действительной сделки не располагают всей информацией, необходимой для определения взаимоприемлемых условий соглашения и для проверки их выполнения.

Например, потенциальный покупатель нового автомобиля может столкнуться с трудностями в части проверки утверждений продавца относительно экономичности и надежности данной машины и может усомниться, почему продавец желает от нее избавиться. Менеджеру отдела сбыта какой-либо фирмы может быть сложно определить -- действительно ли тот или иной местный агент фирмы посвящает все свое время и усилия делам фирмы, или же он в рабочее время занимается своими делами. При таких обстоятельствах возможны срывы взаимовыгодных сделок по причине того, что та или другая сторона опасается понести ущерб, или же для защиты от оппортунистического поведения предпринимаются дорогостоящие меры предосторожности.

Другая группа трансакционных издержек, связанных с проблемой мотивации, возникает в тех случаях, когда имеет место недостоверность обязательств -- неспособность сторон гарантировать выполнение ими своих угроз и обещаний, от выполнения которых они впоследствии могут отказаться.

Концепция трансакционных издержек кажется убедительной, и впоследствии мы будем принимать ее за основу при анализе некоторых проблем. Однако применение ее для анализа всех проблем экономической организации было бы некорректным, поскольку при отсутствии некоторых дополнительных условий ее основное положение, согласно которому любая экономическая деятельность организуется таким образом, чтобы свести к минимуму трансакционные издержки, оказывается спорным. Здесь мы выделим две главные проблемы.

Во-первых, нельзя считать справедливыми для всех случаев утверждения о том, что общие издержки любой экономической деятельности могут быть представлены в виде суммы издержек производства и трансакционных издержек, причем первые определяются исключительно технологией, а вторые зависят от способа организации сделок.

Обычно как издержки производства, так и трансакционные зависят одновременно и от организации, и от технологии, что делает затруднительным их концептуальное разграничение. Если выпуск продукции уменьшился из-за задержек с составлением планов, то является ли это результатом медлительности плановиков, или же используемая технология такова, что ее невозможно быстро адаптировать к изменившимся планам? Более сложный пример можно найти в промышленности полупроводников. Производству интегральных схем присущи увеличение доходов по мере роста масштаба производства и очень сильные эффекты накопленного опыта.

Поэтому на любом предприятии чем выше объем производства, тем ниже уровень издержек -- как в пределах любого единичного периода времени, так и в совокупности. Олейник А.Н. Институциональная экономика. - М.: Инфра-М, 2011. с.130.

Таким образом, в целях эффективности производства необходимо, чтобы любой отдельный тип схемы выпускался только одним производителем. Однако в течение длительного времени существовала стандартная процедура, в рамках которой фирма, разработавшая новый чип, передавала соответствующую техническую документацию другой фирме, которая начинала конкурировать с ней в производстве и сбыте этого чипа. Было даже принято содействовать второму поставщику в освоении производства новой схемы.

При таком способе организации производства интегральных схем эффективный уровень издержек производства приносится в жертву ради получения других преимуществ: не будь на рынке второго поставщика-конкурента, потенциальные покупатели новой интегральной схемы неохотно шли бы на заключение сделок, опасаясь, что в дальнейшем единственный поставщик захочет воспользоваться выгодами своего монопольного положения. Создание второго поставщика-конкурента представляет собой эффективный способ обеспечения надежности, которая вызывает увеличение спроса.

Как следует классифицировать дополнительные издержки в данном случае: отнести их к издержкам производства, возникающим вследствие применения неэффективной технологии, не в полной мере использующей экономию от масштаба, или же к трансакционным издержкам, которые фирма несет, чтобы убедить потребителей в надежности условий сделки? Невозможно найти какой-либо неопровержимый ответ на этот вопрос. Вывод из данного примера заключается в следующем: хотя трансакционные издержки действительно существуют, их не всегда бывает легко отделить от издержек других типов.

Вторая проблема связана не с понятием трансакционных издержек как таковых, а с идеей, согласно которой эффективные институты стремятся к минимизации этих издержек. Например, согласно постулату Коуза, трудовые отношения могут рассматриваться как способ минимизации общих трансакционных издержек. Но зачем же работодатели, стремящиеся минимизировать общие трансакционные издержки, разрабатывают системы найма, оплаты труда, продвижения по службе, оценки результатов труда и надзора за персоналом? Эти системы отнюдь не упрощают структуру тех издержек, которые они должны нести. Часть трансакционных издержек, несомненно, будут нести работники; можно ли ожидать, что работодатели, принимая свои решения, будут должным образом учитывать эти издержки? В сущности, почему бы им не переложить все трансакционные издержки на работников? Стандартный ответ на эти вопросы состоит в том, что конкуренция вынуждает работодателей учитывать те издержки, которые несут работники. Этот стандартный ответ применим лишь в определенных пределах. Но даже в тех случаях, когда он применим, ссылки на конкуренцию или другие внешние силы, обеспечивающие эффективность, значительно ослабили бы позиции этой теории, поскольку в данном случае диапазон ее потенциальной применимости резко сужается.

В более общем виде вторую проблему можно сформулировать следующим образом: поскольку любая проблема распределения ресурсов, как правило, имеет немалое число эффективных решений, эффективность сама по себе не является достаточно сильным критерием, позволяющим делать конкретные прогнозы или давать четкие объяснения. Критерию эффективности может соответствовать очень большое число различных типов организации, и это лишает понятие эффективности какой-либо практической ценности.

Большинство исследователей рассматривают сущность трансакционных расходов как расходы, связанные с функционированием системы. Однако общепринятой классификации этих расходов нет. Каждый исследователь обращает внимание на самые интересные для него элементы. Дж. Стиглер выделяет "информационные расходы", А. Уильямсон - "издержки оппортунистического поведения", М. Дженсен и У. Меклинг - "расходы мониторинга за поведением агента и издержки его самоограничения", И. Барцель - "издержки измерения", П. Милгром и Дж. Робертс - "издержки влияния", по К. Далман, трансакционные издержки входят в состав "расходов сбора и переработки информации, издержек производства переговоров и принятия решений, затрат контроля и юридической защиты выполнения контракта".

Трансакционные издержки можно классифицировать по атрибутам трансакций (частота, длительность, неопределенность, специфичность активов). Такое количество видов классификации трансакционных издержек является следствием множественности подходов к изучению этой проблемы. О.Уильямсон различает два типа трансакционных издержек, связывая их с этапами заключения сделок: ex ante (возникают к заключению сделки) и ex post (возникают после подписания соглашения). К расходам ex ante относятся расходы на составление проекта соглашения и проведения переговоров по ней. Среди расходов ex post различают организационные и эксплуатационные расходы, связанные с использованием структуры управления, и расходы, возникающие в связи с плохой адаптацией; расходы на тяжбы, которые возникают во время уточнения контрактных отношений в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств; расходы, связанные с выполнением контрактовых обязанностей.

К. Менар разделяет трансакционные издержки на четыре группы:

1) расходы выделение в среде равнозначных дополню ных факторов;

2) расходы масштаба;

3) информационные расходы;

4) расходы поведения (мониторинга и предупреждения оппортунизма).

В рыночных условиях в функционировании любой организации в первую очередь проблема неотделимости, вследствие чего и возникают совокупные расходы выделения. В большинстве случаев экономическая деятельность обеспечивается путем совместных усилий, при этом нельзя точно определить предельную производительность каждого фактора и его вознаграждение. К. Менар приводит пример бригады грузчиков: "Чтобы установить оплату труда бригады, использование организации становится более эффективным, чем использование рынке. Организация превосходит рынок и в том случае, если он нуждается слишком детальной, иначе - невозможной дифференциации".

К. Менар отличает расходы масштаба. Чем больше масштабы рынка, тем более обезличены в нем акты обмена и крайне необходимо развивать институциональные механизмы, определяющие недополучения обязательств и др. Заключение трудовых договоров, предназначенных в целях стабилизации отношений между тем, кто нанимал, и тем, кого нанимают, контрактов по поставке - для гарантии регулярности потока затрат, частично объясняется именно необходимостью подписания контрактов, в противном случае соблюдения обязательств стало бы одновременно проблематичным и дорогим.

Отдельную категорию составляют информационные расходы. Трансакция связана с информационной системой, роль которой в современной рыночной экономике играет система цен. К этой категории относятся расходы, которые охватывают все аспекты функционирования системы информации: затраты кодирования, стоимость передачи сигналов, расходы на обучение пользованию системой и др. Любая система вследствие функционирования создает препятствия, "снижающих степень точности сигналов - цен. Они не могут быть слишком дифференцированными, ведь манипулирования слишком большим количеством сигналов связано с непомерными затратами. Организация в этом случае позволяет уменьшать затраты путем меньшего использования рынка и ограничения количества сигналов, которые ссылаются и принимаются ".

Последняя группа - расходы поведения, связанные с "эгоистичной поведением агентов". Аналогичное понятие, принятое и используется сейчас, - оппортунистическое поведение.

Самой распространенной в современной Неоинституциональная литературе типологии трансакционных издержек считается классификация, предложенная Р. Капелюшниковым (табл. 12.2) 4.

Таблица 12.2. Классификация трансакционных издержек по Р. Капелюшниковым


Окончание табл. 12.2

Источник: Капелюшников Р. Экономическая теория прав собственности. - М.: ИМЭМО, 1990. - С. 29-30.

1. Издержки поиска информации. С целью осуществления сделки или подписания контракта нужно иметь информацию о том, где можно найти потенциальных покупателей и продавцов соответствующих товаров и факторов производства, а также о состоянии цены. Такие расходы состоят из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством полученной информации. Информация и труднодоступна, или наоборот, ее слишком много; часто она чрезвычайно сложна. В подобных случаях возникают информационные расходы.

2. расходы на ведение переговоров. Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на подготовку и оформление контрактов. Основной инструмент экономии таких расходов - стандартные (типовые) договоры.

3. Издержки измерения. Любой продукт или услуга - это совокупность характеристик. В акте обмена обязательно учитываются лишь некоторые из них, причем точность их оценки (измерения) бывает слишком приблизительной. Иногда свойства товара интересующие потребителя больше, вообще нельзя определить, и для их оценки нужно пользоваться суррогатами (например делать выводы о вкусе яблок по их цвету). Сюда относятся расходы на соответствующую измерительную технику, проведение собственно измерения, осуществление мероприятий, цель которых заключается в защите сторон от ошибок измерения и потери от этих ошибок. Издержки измерения растут с повышением требований к точности.

Огромной экономии расходов измерения человечество достигло в результате изобретения стандартов меры и веса. Кроме того, целью экономии этих затрат обусловлены такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменный ярлык, приобретение партий товаров по образцам и др.

4. Издержки спецификации (четкого определения цели). К этой группе относятся расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой спецификации и ненадежного защиты. Некоторые авторы, например Д. Норт, добавляют в перечень затраты на поддержание в обществе консенсусной идеологии, поскольку воспитание членов общества в духе соблюдения общепринятых и этических норм значительно экономичным способом защиты прав собственности, чем формализованный юридический контроль.

5. Издержки оппортунистического поведения. Это наиболее скрытый и с точки зрения экономической теории интересный элемент трансакционных издержек.

Современные украинские институционалисти выделяют еще трансакции политического и институционального рынков. На политическом рынке создаются новые институты и формируются права, в основном за счет централизованных трансакций государства, безотносительно к конкретным субъектам этих прав. На институциональном рыночные подтверждается распределение полномочий, состоявшегося ранее путем привлечения потенциальных субъектов к их использованию. Таким образом, процесс интеграции субъектов хозяйствования по товарного обмена схематично имеет следующий вид (рис. 12.1).

Рис. 12.1. Этапы интеграции товарного рынка

В разных случаях на практике в нормативных актах могут устанавливать конкретный перечень субъектов, на которых распространяется норма. В связи с этим создается возможность приобретения некоторых прав, несмотря на институциональный рынок. Такая практика является исключением как результат действия групп с особым интересом.

Отличие трансакций политического и институционального рынков заключается в том, какую роль они играют в воспроизведении институциональной структуры экономической системы. Трансакции политического рынка направлены на создание новых правил или на их изменение, поэтому исследователи называют их креативными. Трансакции институционального рынка предполагают воспроизведения институциональной структуры на предыдущем качественном уровне, но с привлечением новых участников, то есть репродуктивные. Среди расходов креативных трансакций различают: расходы на организационное, правовое, научное, документальное, информационное, экспертно-аналитическое и материально-техническое обеспечение деятельности общественных органов (Верховная Рада Украины, Президент Украины, Кабинет Министров Украины, а также местные органы власти), то есть расходы создание, воплощение и ликвидации формальных правил. Сюда также относятся расходы провирки на их конституционности

(обращение в Конституционный и Верховный Суды, расходы проведения экспертизы нормативных актов в парламентских комитетах, временных следственных комиссиях и др.). Например, в п. З ст. 98 регламента ВРУ указано, что отдельные законопроекты могут направляться для получения экспертных заключений в Кабинет Министров Украины, соответствующие министерства, другие государственные органы, учреждения и организации, а также отдельным специалистам.

К расходам репродуктивных сделок относятся расходы институционализации хозяйственных единиц (расходы на регистрацию предприятий, получение разрешения на начало работ от различных органов, в частности, санитарно-епидемилогичнои станции, противопожарного надзора, получения разрешения на строительство, обязательную сертификацию товаров и услуг, лицензирования и др.). Эти расходы имеют существенные различия в зависимости от этапов институционализации.

В экономике интересы государства и негосударственных структур часто противоречивые, возникает потребность осуществления расходов, связанных с контролем соблюдения условий институционального контракта, а в случае его нарушения - расходов принуждения. Например, испускание дополнительных акций акционерным обществом в Украине обязывает фирму регистрировать их в определенные сроки в Комиссии по ценным бумагам. Невыполнение этого требования предполагает санкции, величина которых в зависимости от количества нарушений может колебаться от обычного предупреждения до значительных сумм штрафа. Итак, еще одним видом репродуктивных сделок является издержки контроля и принуждения. Общий вид соотношения между различными видами трансакционных издержек и их классификацию представлен на рис. 12.2.

Неоинституционалисты различают две основные формы оппортунистического поведения.

1. Моральный риск. Он возникает, если в договоре одна сторона полагается на другую, а получение настоящей информации о его поведении требует больших затрат или вообще невозможно. Самый распространенный вид такой оппортунистического поведения - уклонение, круги агент работает с меньшей отдачей, чем от него требуется по договору.

Особенно благоприятную почву для уклонения от договора создается в условиях коллективного труда группы. Например, нужно определить личный вклад каждого работника в совокупный итог деятельности коллектива завода или правительственного учреждения. Для этого приходится использовать сурогативни измерения и оценивать производительность многих работников не по результату, а затратами (подобно продолжительности труда), но и эти показатели будут неточными.

Рис. 12.2. Классификация трансакционных издержек

Источник: Бондаренко ОЛ. Издержки институциональных трансакций, их особенности и роль в хозяйственной практике // Наук, труды Донецкого нац. техн. ун-та. - Сэр Экономика. - Вил. 31-3 (117). - Донецк, 2007. - С. 171.

Если личный вклад каждого экономического агента в общий результат определяется с большими ошибками, то его вознаграждение будет недостаточно связана с настоящей эффективностью труда. Отсюда отсутствие стимула, вызывает к действию, уклонения.

В современных условиях в частных фирмах и правительственных учреждениях создаются специальные сложные структуры, на которые тратятся значительные средства, их задачи заключаются в контроле за поведением агентов, выявлении случаев оппортунизма, наказаниях и др. Уменьшение расходов оппортунистического поведения - главная функция значительной части управленческого анализа различных организаций.

2. Вымогательство. Возможности для такой формы оппортунистического поведения возникают тогда, когда несколько производственных факторов длительное время работают в тесной кооперации и настолько приспосабливаются друг к другу, что каждый становится незаменимым, уникальным для остальных членов группы. Это означает, что если какой-либо фактор решает покинуть группу, то остальные участники кооперации не смогут найти ему эквивалентной замены на рынке и иметь невосполнимые потери. Поэтому у владельцев уникальных (по определенной группе участников) ресурсов возникает возможность для шантажа в форме угрозы выхода из группы. Даже когда вымогательство остается только возможностью, оно всегда будет сочетаться с реальными потерями. Радикальная форма защиты от вымогательства - превращение взаимозависимых (интерспецифичних) ресурсов в совместном владении имуществом, интеграция собственности в виде единого для всех членов команды совокупности полномочий.

В современной рыночной экономике издержки фирмы делятся на три группы:

1) трансформационные;

2) организационные;

3) трансакционные.

Трансформационные издержки - расходы по трансформации физических качеств продукции в процессе использования факторов производства. Если трансакционные издержки рассматривают как результат взаимодействия людей, которые участвуют в различных процессах производства отдельных товаров, то трансформационные издержки - это, прежде всего, расходы, появляющиеся в результате взаимодействия людей с природой.

Организационные расходы - расходы, связанные с обеспечением контроля и распределения ресурсов внутри организации, а также расходы по минимизации оппортунистического поведения внутри организации.

Трансакционные и организационные расходы являются взаимосвязанными понятиями; увеличение одних приводит к уменьшению других, и наоборот.

Величина и роль трансакционных издержек в современном обществе слишком существенна. Как видно из табл. 12.3, трансакций ный сектор экономики составляет от 50 до 70%, причем величина его постоянно растет. В то же время доля трансакционных издержек в совокупных расходах фирмы равна от 1,5 до 15%, однако в переходных экономиках они могут быть значительно больше.

Таблица 12.3. Оценка величины трансакционных издержек,%

Разница между затратами трансакционного сектора в целом и трансакционными издержками фирмит частности, позволяет оценить экономию за счет возникновения фирмы как института в обществе. Эта величина составляет почти 50%. В результате создания фирмы, появляется экономия на общих затратах путем преобразования трансформационных издержек независимых агентов на открытом рынке в внутрифирменные.

В случае применения внутренних фирменных контрактов происходит контрактация услуг, при которых собственность на материальные услуги не переходит из рук в руки. Поскольку не происходит обмена прав собственности, такие услуги имеют особый внутрифирменный характер. Косвенно это подтверждает тот факт, что сами услуги, в том числе сбытовые, могут быть объектом внутрифирменных контрактов. Однако заключение таких контрактов строится на принципах, отличающихся от контрактов, заключенных между независимыми объектами рынка, и на этом основании расходы, возникающие по внутрифирменной контрактацией, хотя и имеют гибридный характер, однако исследователи, например С. Архиереев, отделяют их к Интеракционная.

В развитых странах значительная часть трансакционных издержек обусловлена увеличением численности потенциальных субъектов хозяйственных связей, а следовательно, и количества транзакций, которые они осуществляют. В странах с переходной экономикой высокий уровень трансакционных издержек обусловлен также и тем, что до сих пор не отработан механизм взаимодействия между государственными органами и субъектами предпринимательства.

По мнению большинства специалистов, проблемы украинской экономики во многом связаны с большими трансакционными издержками. Как отметил Д. Норт по экономикам стран СНГ, украинская экономика уже достигла уровня, когда "на обслуживание сделок нужны огромные ресурсы, однако никак не может перейти к этапу, когда производительность, связанная с расходами от торговли, вырастет еще больше".

В современной рыночной экономике Украины практически любой значимый трансформационный процесс предусматривает реализацию его результатов, связанная с возникновением трансформационных издержек. Поэтому в своей основе трансформационные виды деятельности в рыночной экономике Украины фактически являются смешанными, они охватывают элементы трансакционных функций. Возможны случаи, когда последние ослабляются, и тогда в деятельности субъектов на первом плане находятся трансакционные функции, хотя их могут сопровождать и трансформационные процессы. Поэтому в трансформационных издержек относится деятельность, связанная с удовлетворением каких-либо потребностей в экономических благах, в то время как трансакционная деятельность направлена на удовлетворение специфической потребности в обладании правами собственности на других.

Учитывая определения сущности трансакционных издержек деятельность считают трансакционных, если ее функция заключается в осуществлении трансакций - обмене прав собственности, или вспомогательная деятельность, непосредственно используется для реализации этой функции. При таком подходе по всем видам деятельности в трансакционных принадлежат материально-техническое снабжение и сбыт, заготовка, оптовая и розничная торговля (за исключением услуг ремонта, что прежде всего трансформационный характер) и финансовое посредничество (финансирование, кредитование, страхование, включая пенсионное обеспечение).

Концепцию трансакционного сектора разработали Дж. Уоллис и Д. Норт, которые сделали попытку оценить долю валовой добавленной стоимости (ВДС), созданную в процессе выполнения трансакционных функций, в общей величине ВВП. В состав трансакционного сектора, по их мнению, включает следующие основные элементы:

1) государственный трансакционный сектор;

2) частные отрасли и вполне специализированные на осуществлении трансакций (частный трансакционный сектор)

3) особые, специализированные на трансакционных функциях группы работников других отраслей экономики (внутрифирменный трансакционный сектор).

С. Архиереев, учитывая то, что отраслевая структура экономики не совпадает с ее структурой за институциональными секторами, различает:

1) отрасли осуществляют финансовые трансакции (по величине создаваемой ВДВ совпадают с сектором финансовых корпораций);

2) области товарных трансакций (три четверти ВДВ области торговли, включая общественное питание, создается в секторе нефинансовых корпораций с помощью институциональных единиц, специализирующихся на осуществлении трансакций, и одна четвертая ВДВ этой отрасли создается домашними хозяйствами).

В то же время отдельные виды деятельности имеют смешанный характер, что предполагает не сочетание трансформационных и трансакционных функций в процессе производства отдельного блага, которое всегда имеет место, а вхождение в состав одной агрегированной единицы подвидов деятельности, лишь часть из которых вкладывается в понятие трансакционных, тогда как другая часть имеет трансформационный природу. Например, операции с недвижимостью преимущественно относятся к трансакционного сектора, поскольку непосредственно используются для обмена прав собственности. Однако такие подвиды деятельности, как информатизация, исследования и разработки относятся к трансформационного сектора экономики. Это касается и услуг юридическим лицам. К трансакционных, с некоторыми условностями, можно отнести рекламу, юридические услуги, учет и аудит, исследования рынка, консультации бизнеса, привлечения на фирму рабочей силы

и обеспечение персоналом. Архитектурные и инженерные услуги к ним не относятся.

Отдельные виды деятельности имеют схожий характер с трансакционными. Например, сдача в аренду имущества. Этот вид операции на рынке предусматривает распределение совокупности прав собственности; но поскольку это не противоречит толкованию сущности сделки, то процесс передачи в аренду может принадлежать к трансакционного вида деятельности. То есть, чтобы определить нижнюю границу транс-акционного сектора, нужно не учитывать показатели деятельности подвидов услуг другого характера, а с целью получения максимального предела на них стоит обращать внимания.

В национальной системе статистической отчетности Украины институциональные секторы экономики называются: нефинансовые корпорации, финансовые корпорации, сектор общего государственного управления, домашние хозяйства, некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

Такой подход к статистического отображения национального институционального сектора экономики не позволяет отобразить всю ее структуру в соответствии с принятой системой национальных счетов (СНС), основанной на сложной иерархии принципов классификации (рис. 12.3).

Каждый иерархический уровень институциональной структуры состоит из двух элементов, один из которых имеет статистическую отчетность в Украине, другой требует его рассмотрения в пределах одной структурной единицы. Такая система также требует совершенствования. Например, на четвертом иерархическом уровне коммерческие организации разделены на финансовые и нефинансовые корпорации, то есть по характеру материально-вещественных потоков (потоков ресурсов). С точки зрения экономической теории важнее распределение институциональных единиц по критерию характера операций, которые могут иметь трансформационный (производственный) или трансакционный характер.