Торговый дом цум. Московские персонажи: кто и зачем приходит в ЦУМ? Цум до революции

Структура, близкая к группе Mercury, стала владельцем компании «Аркада холдинг», которая в прошлом году выкупила у правительства Москвы треть площадей Центрального универсального магазина (ЦУМ) на ул. Петровке. Об этом «Ведомостям» рассказал человек, сотрудничавший с одним из участников сделки. Теперь Mercury, по его словам, стала единоличным собственником знаменитого универмага.

«Аркада холдинг», согласно ЕГРЮЛ, до декабря 2015 г. принадлежал бывшему топ-менеджеру инвестподразделения «Альфа-групп» – компании А1 Юрию Ширманкину (40%), а также совладельцам управляющей компании «Альта» Алексею Каверину и Денису Избрехту (по 30% долей у каждого). В ноябре 2015 г. «Аркада холдинг» заплатил Москве за 19 200 кв. м ЦУМа 4,3 млрд руб., или примерно 224 000 руб. за 1 кв. м. При этом основной владелец московского ЦУМа – группа Mercury, один из главных в России продавцов люксовых товаров (дистрибутор Armani, Balenciaga, Brioni, Chopard, Rolex, Dolce & Gabbana и др.). Кроме ЦУМа и Дома ленинградской торговли в Петербурге группа владеет поселком «Барвиха Luxury Village» (включая концертный зал), отелем «Барвиха Hotel & Spa», бутиками в Третьяковском проезде и на Кутузовском проспекте.

Сейчас 100% долей «Аркада холдинга» владеет фирма «Парнас». Ее гендиректор Олег Трухачев, согласно ЕГРЮЛ, также руководит компаниями ООО «Меркури» и ООО «Невский плаза», которыми, в свою очередь, в равных долях владеют основатели Mercury Леонид Фридлянд и Леонид Струнин. Сотрудник Mercury подтвердил, что Трухачев работает в компании, но в среду не смог соединить с ним. Кроме того, владельцу «Парнаса» – фирме «Элайс корпорейт» из Белиза через ООО «Корфу» принадлежит 50% долей «Меркури классик», зарегистрированной на Кутузовском проспекте, 31. По этому адресу, как сказано на сайте Mercury, расположен бутик компании.

Здание с историей

ЦУМ на Петровке – один из самых известных торговых объектов Москвы. Комплекс состоит из двух частей. Первая – историческое здание площадью 12 270 кв. м, построенное в 1908 г. Вторая – новое строение общей площадью примерно 45 000 кв. м.

Владельцы «Аркада холдинга» предложили Mercury на выбор выкупить компанию, долю в ней или создать совместное предприятие по управлению объектом, сообщал в марте 2016 г. Rambler News Service со ссылкой на источники.

В какую сумму обошелся Mercury «Аркада холдинг», узнать не удалось. Вакантные площади в таком объекте могут стоить от 300 000 руб. за 1 кв. м в зависимости от этажа, полагает партнер Colliers International Станислав Бибик. Правда, большая часть продаваемых городом площадей сдана в аренду ОАО «ТД ЦУМ» (принадлежит Mercury) по ставке 3540 руб. за 1 кв. м в год, следовало из лотовой документации к аукциону. При такой ставке инвестиции в площади ЦУМа окупились бы только через 63 года, тогда как нормальный срок возврата вложений составляет 10–11 лет, говорил ранее управляющий партнер S.A. Ricci Алексей Богданов.

Руководитель отдела финансовых рынков и инвестиций JLL Евгений Семенов предполагает, что «Аркада холдинг» изначально покупал площади в ЦУМе для последующей перепродажи их Mercury: «Это абсолютно понятная бизнес-стратегия – выкупить миноритарные площади в объекте и в дальнейшем с премией продать их мажоритарию». Очевидно, Mercury консолидировала объект, чтобы упростить процедуру управления и избежать сложностей в согласовании действий с миноритариями, размышляет Семенов. С ним согласен и Бибик, который называет ЦУМ ключевым объектом для Mercury. «С учетом рисков от наличия в комплексе второго, миноритарного собственника выкуп его площадей был предсказуем», – говорит он.

Запрос в Mercury остался без ответа. Ширманкин от комментариев отказался. Связаться с Кавериным и Избрехтом не удалось: сотрудник «Альты» сообщил, что они в отпуске.

Известный дистрибутор люксовой одежды и ювелирных украшений стал собственником компании, которая в прошлом году выкупила у правительства Москвы треть площадей универмага

Торговый центр ЦУМ (Фото: ИТАР-ТАСС/ Александра Краснова)

Компания Mercury стала единственным собственником Центрального универсального магазина (ЦУМ): принадлежащая ей фирма «Парнас» приобрела компанию «Аркада Холдинг», которая владеет третью площадей универмага на Петровке, 2. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на источник, знакомый с деталями сделки.

В ноябре прошлого года компания «Аркада Холдинг» на аукционе выкупила у правительства Москвы 19,2 тыс. кв. м на пятом — седьмом этажах ЦУМа за 4,3 млрд руб., ранее «РБК-Недвижимость». Сделка была необходима для их последующей перепродажи Mercury, уверены опрошенные «Ведомостями» эксперты. А уже через месяц, в декабре 2015-го, «Аркада Холдинг» перешла в собственность фирмы «Парнас», говорится в публикации. Гендиректор «Парнаса» Олег Трухачев, согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), руководит компаниями ООО «Меркури» и ООО «Невский Плаза», которые принадлежат основателям Mercury Леониду Фридлянду и Леониду Струнину, пишет издание.

В какую сумму обошлась Mercury «Аркада Холдинг», неизвестно. Вакантные площади в таком объекте могут стоить от 300 тыс. руб. за 1 кв. м в зависимости от этажа, посчитал по просьбе «Ведомостей» партнер Colliers International Станислав Бибик. При этом большая часть продаваемых городом площадей сдана в аренду ОАО «ТД ЦУМ» (принадлежит Mercury) по ставке всего 3,5 тыс. руб. за 1 кв. м в год, следовало из лотовой документации к аукциону. При такой ставке инвестиции в площади ЦУМа окупились бы только через 63 года, рассказал газете управляющий партнер S.A. Ricci Алексей Богданов. Нормальный срок возврата инвестиций для подобных проектов составляет 10-11 лет, добавляет эксперт.

ЦУМ — один из старейших магазинов Москвы. Семиэтажное здание универмага построено в 1906 году по проекту архитектора Романа Клейна и является объектом культурного наследия регионального назначения «Универсальный магазин «Мюр и Мерилиз» (архитекторы Р. И. Клейн, техник архитектуры Г. А. Шувалов, архитекторы С. И. Никулин, А. А. Казаков, Ю. В. Омельченко»). В 1974 году здание реконструировали и построили новый корпус с четырьмя подземными гаражами.

Основной владелец ЦУМа — группа Mercury, официальный дистрибутор люксовых брендов одежды, обуви и ювелирных украшений (Armani, Balenciaga, Rolex, Dolce & Gabbana и др.) в России. Кроме ЦУМа, ей принадлежит универмаг Дом ленинградской торговли (ДЛТ) в Петербурге, поселок «Барвиха Luxury Village», отель «Барвиха Hotel & Spa», а также несколько бутиков в Третьяковском проезде и на Кутузовском проспекте, напоминают «Ведомости».

Несколько лет назад была проведена крупномасштабная реконструкция исторического здания Центрального универсального магазина (ЦУМа) в центре Москвы. Одним из подрядчиков проекта по строительству новой очереди универмага стала бельгийская компания Decomo, которая специализируется на производстве архитектурного сборного бетона (architectural precast concrete).

История здания, в котором сейчас находится один из крупнейших европейских универмагов - ЦУМ, началась еще в далеких 1880-х годах, когда торговый дом «Мюр и Мерилиз», основанный шотландцами Арчибальдом Мерилизом и Эндрю Мюром, приобрел это здание. Это был первый в России торговый центр для людей среднего класса, где можно было купить почти все, кроме продуктов.

Магазин «Мюр и Мерилиз» очень быстро стал известен по всей России, так как 4 раза в год издавался каталог товаров, который бесплатно рассылался всем желающим так же, как и образцы тканей - любой житель страны мог заказать товар по почте. В письмах А.П. Чехова из Ялты можно найти такие строки: «…Милая Маша, поскорее скажи Мерилизу, чтобы он выслал мне наложенным платежом барашковую шапку, которая у него в осеннем каталоге называется бадейкой (N 216), каракулевой черной; выбери мягкую, размер 59 сантиметров… Если фуражки-американки (N 213) теплы, то пусть Мерилиз пришлёт еще и фуражку…»

Современное здание ЦУМа, построенное еще в 1908 г., является образцом европейской готики с элементами модерна. Над проектом семиэтажного здания работал известный архитектор Р.И. Клейн, автор проекта «Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина». При строительстве впервые в России был использован железобетон. Новый способ позволил за счет более тонких стен значительно увеличить торговые площади, обходиться без традиционных широких колонн и использовать железные и стальные конструкции для значительного увеличения оконного пространства.

Здание ЦУМа неоднократно реконструировалось и расширялось, но в стиле типичной для тех времен архитектуры и без особого блеска. А последняя реконструкция и очередное расширение универмага проводилась с 2004 по 2007 годы. Вот про этот период жизни знаменитого здания мы сегодня и расскажем.

Заказчик застройки хотел видеть фасад, который мог бы и конкурировать, и гармонировать с первоначальным. Московское архитектурное бюро «Андрей Меерсон и партнеры» спроектировало для этого классический фасад с очень выраженным рельефом, колоннами с большими цоколями и ионийскими капителями, сильно выступающими карнизами, а также выделяющимися стыками.

Сначала для облицовки фасадов собирались использовать природный камень с Урала, но затем выбор пал на архитектурный сборный бетон - долговечный и сверхсовременный продукт, который дает больше возможностей при воплощении архитектурных идей в реальность. При этом пластичные возможности бетона остаются вне конкуренции.

Так как архитектурный бетон в России практически не производится, то в качестве подрядчика для производства фасадов была выбрана бельгийская компания Decomo, имеющая большой опыт использования сборного и полированного бетона в архитектуре. Про один из проектов, реализованных компанией Decomo - - мы уже рассказывали на страницах нашего онлайн журнала.

Все элементы фасадов были произведены в г. Мукроне в Бельгии - общая площадь бетонной поверхности составила примерно 6300 кв.м объемом около 860 кубометров, а количество готовых деталей было изготовлено ни много ни мало - 1100 штук.

Фасадные элементы были 2-х типов. Первый тип, «ЦУМ I», до большого карниза на высоте 13,40 м был определен составным самонесущим фасадом. Детали толщиной до 15 см устанавливались на подготовленный фундамент и соединялись друг с другом штифтами, а с обратной стороны крепились к основной стене анкерами из высококачественной стали.

Вторая часть фасада, «ЦУМ II», была смонтирована выше большого карниза и представляет собой навесные элементы. Детали толщиной 12 см крепились с помощью специальных фасадных анкеров в просверленных отверстиях на неотделанной постройке.

Для изготовления форм специалисты Decomo используют различные материалы - преимущественно древесину, а также металл и жесткую пластмассу.

Компания Decomo славится своим качеством, поэтому на фабрике в Мукроне был создан образец фасада 1:1 высотой 13 м. Сначала была произведена точная сборка всех деталей фасада, утвержден стандарт качества и программа поставок элементов в Россию.

Только после этого началось изготовление. Все 1100 готовых деталей для стройплощадки были произведены в определенной последовательности. Перевозка готовых деталей до Москвы занимала 8-10 дней.

Для покраски фасадов из архитектурного бетона был выбран серо-зеленоватый цвет. После монтажа фасадов к работе приступила команда специалистов по бетонной косметике. Затем фасады были обработаны кислотой и произведена защита от граффити и гидрофобирунга.

В результате в центре Москвы появилось новое здание для легендарного универмага, которое, с одной стороны абсолютно гармонирует с историческим зданием ЦУМа, а с другой стороны, является ультрасовременным по использованным материалам и технологиям строительства.

История ЦУМа

Зарубежные фотографы у Мосторга, 1931.

В 1857 году коммерсанты Эндрю Мюр и Арчибальд Мерилиз основали торговую компанию «Мюр и Мерилиз ».

В 1880-х годах торговый дом купил здание для магазина на Театральной площади .

В 1908 году было построено новое здание в стиле европейской готики с элементами модерна. Над проектом работал известный архитектор Р. И. Клейн . «Мюр и Мерилиз» был крупным универмагом, где покупали одежду, обувь, ювелирные украшения, парфюмерию, детские игрушки.

Магазин вызвал интерес современников:

В течение XX века здание несколько раз реконструировалось. Последняя по времени реконструкция была проведена в 2007 году.

Современность ЦУМа

Появление новых коллекций в ЦУМе сопровождают ежесезонные рекламные кампании со звездами модного бизнеса - Милой Йовович , Наоми Кэмпбелл , Дарьей Вербови , Малгосей Белой, Матиасом Лауридсеном. В мероприятиях ЦУМа участвуют известные модельеры, такие как Каролина Эррера , Ролан Муре, Виктория Бекхэм .

Филиалы ЦУМа

В апреле 2008 года открылся ЦУМ в Барвихе Luxury Village ,

В июле 2009 года в Меге «Теплый Стан» появился ЦУМ Outlet (магазин распродаж коллекций ведущих марок ЦУМа).

Благотворительная и культурная деятельность

Подсветка здания ЦУМа

Выставки и художественные проекты проводятся под эгидой фонда ЦУМ Art Foundation (фонд специализируется на современном искусстве). В 2007 году, в рамках 2-й Московской биеннале современного искусства , ЦУМ представил проект «Американское видеоискусство ». В 2009 году здесь же проходила монографическая выставка Йоко Оно «Одиссея таракана», а также выставка китайского искусства «Китай, вперёд!» и проект-инсталляция художника Олега Кулика «Москва. ЦУМ»

В сентябре 2009 года ЦУМ организовал акцию для сбора средств в помощь детям-сиротам. В марте 2010 года публике представили фотопроект в поддержку борьбы с раком.

Скандалы вокруг ЦУМа

В августе 2007 года, в период ажиотажа в связи с началом нового учебного года, граждан возмутила серия билбордов , размещенных в окнах ЦУМа и адресованных младшим школьникам.

Девочка, героиня билбордов заявляла :

«Кто не в PRADA, тот лох!»

«Папочка! Если ты меня правда любиш, купи! купи! купи! мне туфли, платье, шляпку!!! Dolce & Gabbana, Armani и Prada»

«Вот я и в школу! Теперь меня интересуют только шмотки! А вы, два старых урода, мне больше не нужны!»,

«Свет мой, ЦУМ, скажи, я-ль в школе всех моднее»

В мае 2011 года разразился очередной скандал. На территории, прилегающей к ЦУМу появились стикеры с изображением президента Российской Федерации Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина в спортивной одежде. Первые лица страны «рекламировали» новую весенне-летнюю коллекцию. На плакатах был изображен логотип ЦУМа. В универмаге заявили, что акция проходила без ведома и согласования с руководством универмага: «Мы обязательно поставим в курс дела службу безопасности, чтобы она разобралась в случившемся». Авторов рекламы, по официальным данным, так и не нашли.

29 октября 2011 года Центральному универмагу пришлось отказаться от очередной рекламной задумки - инсталляций «Акробатика и эстетика». Акробатика заключалась в том, что парам манекенов в виде роботов периодически меняли позы.

Тем не менее, члены общественной организации «Профсоюз граждан России » и часть граждан Москвы обнаружили в самих позах однозначный сексуальный подтекст и устроили пикетирование у витрин. По мнению активистов организации роботы-манекены имитируют совокупляющиеся человеческие фигуры, причем часть этих пошлых «инсталляций» была выставлена непосредственно напротив здания Большого театра, открытие которого после затянувшейся реставрации ждет культурная общественность всего мира.

ЦУМ, располагающийся в самом центре Москвы, в непосредственной близости от историчесих памятников культурного и архитектурного значения (Большой и Малый театр, Московская Оперетта, Исторический музей, Красная площадь, Московский Художественный Театр им. А.П.Чехова, Молодежный Российский Государственный Академический Театр РАМТ), а также выставочных залов (Новый Манеж, Фонд культуры «Екатерина») и гостиничных комплексов мирового известности (Метрополь, Ararat Park Hyatt, The Ritz Carlton).
История ЦУМа началась в 1857 году, когда два шотландских коммерсанта Эндрю Мюр и Арчибальд Мерилиз основали торговую компанию «Мюр и Мерилиз» в здании на Театральной площади. Здесь, на месте сегодняшнего ЦУМа, был создан весьма крупный универсальный магазин, наподобие лондонского «Уайтли» и парижского «Бон Марше». Это был отличный вариант для постройки подобного магазина: рядом Красная площадь, Большой и Малый театры. Неподалеку располагался шикарный Пассаж и Кузнецкий мост – улица дорогих, престижных магазинов.
«Мюр и Мерилиз» стал первым в России универмагом - магазином для представителей среднего класса. Здесь можно было купить почти все: обувь, одежду, парфюмерию, ювелирные украшения, мебель, предметы домашнего обихода, детские игрушки. Все товары московского универмага были превосходного качества, продавцы безукоризненно вежливы и опрятны. Управляющие нового универмага, одни из первых в России, кто ввел европейские стандарты торговли: фиксированные цены, возможность обмена товара, периодические распродажи, ежедневная доставка товаров во все части города. Так же, четыре раза в год «Мюр и Мерилиз» издавали каталог товаров, который бесплатно рассылался всем желающим, как и образцы тканей. Любой житель страны от Варшавы до Владивостока мог выписать товар по почте, при том, что расходы по доставке (в пределах европейской части) магазин принимал на себя. К концу века количество отделов в магазине Мюра и Мерилиза достигло 44, а количество служащих приблизилось к тысяче.
В феврале 1892 года в магазине произошел сильный пожар, однако его последствия были быстро ликвидированы. «Помещение было полностью обеспечено автоматически действующими огнетушителями, - писал владелец магазина Эндрю Мюр, - и ущерб товарам, думается, проистекал скорее от них и от воды, подаваемой пожарными машинами, чем от огня». Страховка покрыла все потери, но двое пожарных погибли в огне. Это несчастье еще более усилило уныние владельцев, вызванное упадком торговли.
Вечером 24 ноября 1900 года в магазине случился второй пожар. Москва была залита ярко-красным светом на многие версты в округе, а толпы народа собирались близ здания, чтобы посмотреть на такое событие.
Здание магазина сгорело и было принято решение построить новое здание на месте сгоревшего. Проект нового семиэтажного здания разработал известный архитектор Роман Иванович Клейн в стиле английской готики с элементами модерна. При строительстве впервые в России был использован железобетон. Так же применялись металлические конструкции и стальной каркас здания, выполненный по проекту знаменитого инженера В. Г. Шухова. Хотя магазин не был небоскребом, так или иначе, семиэтажный дом по тем временам считался высоким. Новый способ строительства позволил за счет более тонких стен значительно увеличить торговые площади.
С открытием нового универмага «Мюр и Мерилиз» достиг вершины своей славы. Уже к 1913 году в магазине было 80 отделов. Новый магазин вызвал огромный интерес благодаря новизне технического оснащения, европейскому комфорту и красоте оформления залов. Новшествами универмага «Мюр и Мерилиз» были комната ожидания, справочная, служба информации по Москве и два скоростных электрических лифта для покупателей, появление которых было весьма удивительно и вызвало настоящую сенсацию.
В 1922 г., с приходом советской власти магазин был национализирован, а 10 марта того же года состоялось открытие самого крупного универмага столицы – Мосторга. Спустя некоторое время магазин был переименован в ЦУМ. В
22:37:09
период Великой Отечественной войны ЦУМ обеспечивал снабжение рабочих по карточной системе, а в помещениях на верхних этажах универмага располагались казармы.
В 1995 г. было решено осуществить реконструкцию здания с целью расширения торговых площадей за счет более рациональной планировки и организации торгового пространства. В 1996 г. в тендере на создание и осуществление проекта модернизации и улучшения универмага победила немецкая фирма ReDesign Einrichtung GmbH (Германия) - достаточно известная проектно-строительная организация, участвовавшая в реконструкции крупнейших европейских супермаркетов и универмагов.
В 1997 году работа над новым, современным обликом центрального здания ЦУМа была завершена. Проведенная модернизация позволила увеличить площадь ЦУМа до 33 тысяч квадратных метров и качественно улучшить инфраструктуру магазина. Покупать вещи в «Центральном. Универсальном. Модном» вновь стало престижно и удобно.
Продолжая вековые традиции, ЦУМ и сегодня – первый и главный «Department store» страны, предлагающий продукцию наивысшего качества.
Выставки и художественные проекты проводятся под эгидой фонда ЦУМ « Art Foundation» (фонд специализируется на современном искусстве). В 2007 году, в рамках 2-й Московской биеннале современного искусства, ЦУМ представил проект «Американское видеоискусство». В 2009 году здесь же проходила монографическая выставка Йоко Оно «Одиссея таракана», а также выставка китайского искусства «Китай, вперёд!» и проект-инсталляция художника Олега Кулика «Москва. ЦУМ».
В сентябре 2009 года ЦУМ организовал акцию для сбора средств в помощь детям-сиротам, а в марте 2010 года публике представили фотопроект в поддержку борьбы с раком.