Торфяные месторождения. Торфяная залежь

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Просвещение и наука во второй половине XIX века.

"... нельзя быть патриотом сегодняшнего дня, не опираясь при этом на богатейшее наследие наших предков. Знание прошлого Отечества делает человека богаче духом, тверже характером и умнее разумом. История воспитывает в нем необходимое чувство национальной гордости! История требует от нас уважения к себе, как и дедовские могилы, а культура народа всегда зависима от того, насколько народ ценит и знает свое прошлое..." (В.Пикуль. «Ночной полет») План 1. Развитие образования. 2. Успехи естественных наук. 3. Развитие географических знаний. 4. Развитие гуманистических наук. Домашнее задание.

1. Развитие образования 1 / 2 Отмена крепостного права, успехи в экономике во второй половине XIX века не могли не повлечь за собой глубоких сдвигов во всех областях культуры. Для пореформенного периода характерен рост грамотности, развитие просвещения.

Начало развития внешкольного образования (1859) 1 / 2 Получили распространение различные формы внешкольного образования. В 1859 г. в Киеве были организованы первые в России воскресные школы. Затем они появились и в других городах, к 1862 г. их насчитывалось более 300. Эти школы были бесплатными. Программа обучения в них была намного шире, нежели в государственных школах. Учащихся знакомили с основами химии и физики, изучались также география и отечественная история.

Массовое открытие земских школ (1864 - 1874) 1 / 2 Огромную роль в распространении просвещения стали играть земства. Только с 1864 по 1874 г. было открыто почти 10 тыс. земских школ. Правительство отдавало предпочтение церковно-приходским, однако денег на их содержание у государства не хватало. Поэтому земская школа продолжала оставаться самым распространенным типом начальной школы, охватив все губернские и уездные города, а также многие сельские районы. Устный счет. Н.П. Богданов – Бельский. 1895 г.

Основным типом средней школы были гимназии. В 1861 году в России было 85 мужских гимназий, где училось 25 тысяч человек. Спустя четверть века их количество выросло в 3 раза, а гимназистов стало 70 тысяч. В конце 60-х годов XIX века был поднят вопрос о женском образовании. Уже к началу 90-х годов было открыто около 300 женских средних учебных заведений, в них занималось до 75 тысяч девушек. Женщинам было разрешено в качестве вольнослушающих посещать лекции в университетах. Вскоре начали действовать в Петербурге и Москве высшие женские курсы. Гимназии Гимназист

Высшее образование Открываются университеты в Томске, Одессе. Действуют специальные высшие учебные заведения: Медико-хирургическая (Военно-медицинская) академия Технологический, Горный, Путей сообщения, Электротехнический институты

Медико-хирургическая (Военно-медицинская) академия Горный институт Петровская сельскохозяйственная академия

Однако в целом уровень грамотности населения в России оставался одним из самых низких в Европе. По переписи 1897 года Для сравнения: В конце 60х годов По переписи населения 1897 года Для сравнения: в конце 60-х годов

2. Развитие науки и техники Успехи промышленности были тесно связаны с достижениями в различных отраслях науки и техники. Многие открытия русских ученых имели прикладной характер и широко использовались в прикладных целях, став весомым вкладом в мировой технический прогресс. 1867 г. – труд «О средних величинах», в котором дана теорема, лежащая в основе различных вопросов теории вероятностей. Математик и механик и Пафнутий Львович Чебышев

Открытие Столетовым скорости света А.Г. Столетов в 1876 г., измеряя отношение электромагнитных и электростатических единиц, получил значение, близкое к скорости света. Предложение Столетова организовать измерение этой величины, принятое I конгрессом электриков в 1881 г., способствовало утверждению электромагнитной теории света. Физик Александр Григорьевич Столетов

Изобретение Яблочковым дуговой электролампы В 1876 г. П.Н. Яблочков создал дуговую электрическую лампу. Вскоре лампочки Яблочкова осветили улицы и дома многих городов мира. Физик Павел Николаевич Яблочков Свеча Яблочкова

Самолет Можайского В 1881 г. морской офицер А.Ф.Можайский сконструировал первый в мире самолет, правда, его испытания закончились неудачей. Физик Александр Федорович Можайский

Гусеничный трактор Блинова В 1888 г. механик-самоучка Ф.А. Блинов изобрел гусеничный трактор.

Таблица Менделеева Дмитрий Иванович Менделеев Д.И. Менделеев был ученым с разносторонними знаниями и интересами (химия, физика, метрология, воздухоплавания, сельское хозяйство, экономика, просвещение. Всемирную славу ему принесло открытие в 1869 г. периодического закона химических элементов - одного из основных законов естествознания. Периодическая система элементов Менделеева показывает, что химические свойства элементов, т. е. их качества, обусловлены количеством их атомного веса. Тем самым его открытие служит блестящим подтверждением одного из общих законов развития природы - закона перехода количества в качество.

Доклад Попова по радиосвязи Александр Степанович Попов Профессор А.С. Попов разработал генератор электромагнитных колебаний; 25 апреля 1895 г. в Русском физическом обществе продемонстрировал изготовленный им приемник-передатчик. В 1900 г. радиоприемник Попова был использован в практических целях для спасения рыбаков в Финском заливе. За свое открытие ученый был удостоен Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Радио Попова

На Всемирной выставке в Париже демонстрировалась коллекция русских почв, собранная Докучаевым 1 / 1 В.В.Докучаев положил начало науке о свойствах различных почв. В 1889 г. на Всемирной выставке в Париже демонстрировались опубликованные труды Докучаева, удостоенные золотой медали. В книге «Наши степи прежде и теперь» ученый изложил план борьбы с засухой, поразившей черноземную полосу России в 1891 г. Этот план предусматривал меры воздействия на природу степей путем посадок лесов. Василий Васильевич Докучаев

Ученые-натуралисты Иван Михайлович Сеченов И.М. Сеченов создал учение о рефлексах головного мозга, осуществив переворот в биологии. Первым доказал единство и взаимную обусловленность психических и телесных явлений, подчеркнув, что мыслительная деятельность это результат работы головного мозга.

Ученые-натуралисты Илья Ильич Мечников И.И. Мечников и Н.Ф. Гамалея организовали первую в России бактериологическую станцию, разработали методы борьбы против бешенства. Николай Федорович Гамалея

Открытие Пржевальским вида дикой лошади (1879) Экспедиция Пржевальского Современным зоологам удалось спасти вымирающий вид - «Лошадь Пржевальского». Это единственная дикая лошадь, сохранившаяся в природе. Она была обнаружена Николаем Пржевальским в 1879 году в пустыне Гоби, в Южной Монголии. В середине ХХ века этих животных оставалось три десятка, и все они жили в неволе. Но отныне существование редкого вида более не находится под угрозой: благодаря успешному разведению дикую лошадь снова выпускают в монгольские степи.

Экспедиции Миклухо-Маклая Николай Николаевич Миклухо-Маклай Н.Н. Миклухо-Маклай посвятил жизнь изучению народов Юго-Восточной Азии, Австралии, островов Тихого океана. Два с половиной года он прожил на северо-восточном берегу Новой Гвинеи, смог завоевать любовь и доверие ее жителей. Совершил два труднейших путешествия во внутренние районы Малакки, побывал на Филиппинах и в Индонезии, жил в Австралии, где основал биологическую станцию. В 1881 г. он разработал проект создания на Новой Гвинее независимого государства - Папуасского Союза, призванного противостоять колонизаторам.

Историческая наука Сергей Михайлович Соловьев С.М. Соловьев-профессор, декан историко-филологического факультета, ректор Московского университета. Автор 29-томной «Истории России с древнейших времен». Принадлежал к государственной школе, считавшей государство движущей силой исторического развития.

Начало научной деятельности Ключевского Василий Осипович Ключевский Ученик С. М. Соловьева В.О. Ключевский в 1882 г. блестяще защитил в Московском университете докторскую диссертацию «Боярская дума Древней Руси». Автор многих исторических исследований и «Курса русской истории», который читал в Московском университете. Большое значение придавал изучению социально-экономических причин исторических событий и явлений. На лекции В. О. Ключевского собирались студенты всех факультетов и как правило они заканчивались под шквал студенческих аплодисментов.

Открытие в Москве Исторического Музея Исторический музей основан в 1872 г., открыт в 1883 г. Представляет собой крупнейшее хранилище памятников отечественной истории и культуры. Московская Городская Дума отдала свой собственный участок – под возведение музея.

Открытие Эрмитажа для посещений С середины XIX века растёт число музеев. Помимо художественных и естественнонаучных, открываются промышленные, мемориальные, сельскохозяйственные и краеведческие музеи. В 1865 году доступным для посещения стал Эрмитаж с его богатейшими коллекциями западноевропейского искусства, в конце века учрежден первый художественный государственный музей России - Русский музей. В провинции также открываются музеи и картинные галереи и проводятся промышленные, художественные и торговые выставки.

Домашнее задание: Составить таблицу «Достижения науки во второй половине XIX века» в тетради. НАУКА ОТКРЫТИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ (Кто? Что? Когда?) математика физика химия биология география история 2. Параграф 36.

Спасибо за внимание!





Зарождение географии ГЕРОДОТ ГАЛИКАРНА́ССКИЙ, гг. до н. э.


Зарождение географии Совершил путешествие вдоль берегов Северной Европы (книга «Об океане») ПИФЕЙ, гг. до н.э.


Зарождение географии ЭРАТОСФЕН КИРЕНСКИЙ, гг. до н.э.



КЛАВДИЙ ПТОЛЕМЕЙ, гг. Зарождение географии









Плавание Ганнона Один из самых древних путешественников, о котором до нас дошли сведения, был Ганнон из Карфагена. Карфаген находился на побережье Северной Африки (около современного г. Туниса). Это был богатый и сильный город- государство. Его купцы имели многочисленные поселения на островах Сицилия, Корсика, Сардиния. Смелые карфагенские моряки не раз выходили в Атлантический океан. На юге Пиренейского полуострова они основали крупный торговый город Гадес (теперь он называется Кадисом).


Финикийцы Финикийцы называли себя хананеями. Греки называли их финикийцами или сидонянами, римляне пунийцами. Финикийцы отличались высокими деловыми качествами, известны были в истории как умелые купцы, великие мореплаватели, изобретатели алфавита. Финикийцы основали многочисленные колонии в Средиземном море, и даже на побережье Атлантического и Индийского океанов. Наиболее известные их колонии Карфаген, Фивы (в Греции), Кадис и т. д.


Ибн Батутта 25 февраля) арабский путешественник и странствующий купец, объехавший все страны исламского мира от Булгара до Момбасы, от Тимбукту до Китая.




Великий Шелковый путь - великое достижение в истории мировой цивилизации. Разветвленные сети караванных дорог пересекали Европу и Азию от Средиземноморья до Китая и служили в эпоху древности и средневековья важным средством торговых связей и диалога между культурами Запада и Востока. Шелковый путь имел множество маршрутов, по которым со II века до н.э. до конца XVII века н.э. шло международное общение от Китая до Испании.




Название «Великий Шелковый путь» связано с драгоценным в те времена для стран Запада товаром - шелком. В конце II- го века до н.э. шелк познакомил два мира - Запад и Восток - по первой в истории человечества трансконтинентальной дороге. Основание Шелкового пути относится ко второй половине II-го века до нашей эры, когда дипломат и разведчик Чжан Цзян впервые открыл для китайцев Западный край - страны Средней Азии. До этого времени путь из Европы в Азию обрывался у границ Китая, так как горные системы Азии – Тянь-Шань, Кунь-Лунь, Каракорум, Гиндукуш, Гималаи - скрывали древнейшую китайскую цивилизацию от остального мира
21 викинги раннесредневековые преимущественно скандинавские мореходы, в VIIIXI веках совершавшие морские походы от Винланда и Каспия до Северной Африки. Шведские викинги, и викинги с побережья Балтики путешествовали на восток и фигурировали в древнерусских источниках под именем варягов.Норвежские и датские викинги двигались в своём большинстве на запад и известны по латинским источникам под именем норманнов.


Средние века Представил историю своего путешествия по Азии в «Книге о разнообразии мира». Первым из европейцев достиг Китая. МАРКО ПОЛО, гг.


Средние века Создание первого глобуса в 1494 году. Величина глобуса, прозванного «Земным яблоком», 507 мм в диаметре; на нём нет указаний широты и долготы по современному методу, но есть экватор, меридианы и тропики и изображения знаков зодиака. МАРТИН БЕХАЙМ, гг.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

По дисциплине: Культурология

На тему: « Развитие географической науки в России XIX века»

Введение

1. География в России в первой половине 19 века

Заключение

География -- одна из главных фундаментальных наук. Она изучает основные закономерности формирования земной природы, вместе с историей дает возможность отдельному человеку и человечеству в целом познать, где и когда мы существуем, в каких естественных условиях живем и какими природными ресурсами располагаем для своей жизнедеятельности. Подобные знания имеют большое значение не только для природно-исторического анализа различных территорий и стран, но и для оценки их современного состояния, а также для прогнозирования дальнейшего развития.

В ходе своего длительного исторического развития география прошла целый ряд важных этапов, каждый из которых нашел свое отражение в определенных чертах современной географической науки. В то же время география неизменно сохраняет свои главные аналитические особенности -- территориальность, комплексность, синергизм, а также глобальность, которые присущи этой науке с самых ранних этапов познания человеком земной природы, т. е. той географической оболочки Земли, которая является уникальной частью известного нам космоса, где существует жизнь и где возникло и развивается человечество, активно использующее ресурсы этой оболочки для своего существования (Григорьев, 1932).

1. География в России в первой половине 19 века.

Географическая мысль в первой половине XIX в. развивалась в основном в направлениях, заложенных в предшествовавшем веке. «Физическая география рождалась в чреве естествознания, а экономическая, еще не отпочковавшись от статистики и часто отождествляемая с нею, формировалась в лоне гуманитарных наук. Статистические описания в основном носили формальный характер; также строилось преподавание географии и статистики в университетах» (Есаков, 1976). Вместе с тем продолжались традиции комплексных описаний, включавших состояние компонентов природы, состав и деятельность населения, населенных пунктов и транспортных коммуникаций. К такому типу работ относятся почти все описания путешествий. Комплексный географический подход использовался также в опытах по географическому районированию. Фактом, однако, является выделение природоведческих и социально-экономических исследований.

В 1802 г. было учреждено Министерство народного просвещения и началось открытие новых университетов. В 1802 г. основан Дерптский университет, в 1803 г. - Харьковский и Виленский, в 1804 г. - Казанский и Петербургский пединститут как зародыш университета, открытого только в 1819 г., с кафедрами, объединяющими историю, статистику и географию.

2. География в России во второй половине 19 века

В отечественной географической науке в той или иной степени обсуждались все те же проблемы, которые были в сфере внимания в зарубежных странах. Но это не было полным следованием зарубежным образцам теоретической мысли и научной полемики. Помимо методических заимствований, формировались заметные черты своеобразия, связанные с собственным опытом развития науки, отличительными особенностями природной и социально-экономической среды деятельности и менталитетом ученых. В российском обществе с завидной последовательностью рассматривались вопросы развития природных и социально-экономических процессов, проблемы взаимодействия и взаимозависимости между природными угодьями и обитателями, вопросы оптимизации природно-хозяйственных комплексов, разрабатывались фундаментальные проблемы роли географической науки в природоведении и природопользовании. И тому есть многочисленные примеры.

С резкой критикой выводов Т. Мальтуса о грядущих неприятностях растущего населения и непропорционально этому медленного прироста продуктов питания выступал талантливый мыслитель, рано ушедший из жизни, Дмитрий Иванович Писарев (1840-1868). В «Очерках из истории труда» он писал: «Земля и ее производительные силы представляются Мальтусу сундуком, наполненным деньгами... В человеческом труде он... видит механическое приложение мускульной силы и совершенно забывает деятельность мозга, постоянно одерживающую победу над физической природою и постоянно открывающую в ней новые свойства» С пониманием роли производительной деятельности людей в преобразовании природы выступал Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889): «Только неутомимое трудолюбие человека может сообщить природе новую, высшую красоту взамен дикой, первобытной красоты, неудержимо исчезающей под его ногами... Где является человек, там природа должна воссоздаваться трудом человека. Народ вносит запустение и одичалость в свою страну, если не вносит в нее культуру». Высокая культура труда может быть противопоставлена разрушительному влиянию необдуманной хозяйственной деятельности. Теперь в этом случае мы говорим об экологическом императиве, то есть о приоритете сохранения экологической обстановки.

На экологических позициях стояли многие наши соотечественники. О взаимодействии сил живой и неживой природы писал А.Т. Болотов еще в XVIII в. Экологом по сути своих представлений был К.Ф. Рулье. В 1845 г. им была опубликована статья «О влиянии наружных условий на жизнь животных», в которой утверждалось, что организмы находятся не только под воздействием природных факторов, но испытывают влияние других животных и растений, а также человека. Под влиянием идей Рулье формировались научные взгляды Н.А. Северцова. Как подчеркивал Ю.Г. Саушкин, «никто из ученых прошлого века так органично не соединил географические и биологические идеи, как это сделал Северцов». В 1855 г. им была издана книга «Периодические явления в жизни зверей, птиц и гад Воронежской губернии» с обоснованием влияния среды обитания на жизнь животных. Северцов принял идеи Дарвина о видообразовании, но отмечал игнорирование Дарвином большого влияния внешних условий как недостаток этого учения. Об этом Северцов говорил Дарвину при личной их встрече в Лондоне в 1875 г. Не исключено, что, основываясь на этих беседах, уже через год Дарвин признавал: «По моему мнению, величайшая ошибка, которую я допустил, заключается в том, что я придавал слишком мало значения прямому влиянию окружающей среды, то есть пищи, климата и т. п., независимо от естественного отбора».

Большое влияние на развитие географической мысли имели труды К.М. Бэра, исповедывавшего комплексные подходы при изучении природных объектов, в том числе и живых организмов. В.И. Вернадский говорил: «В Петербурге николаевского времени жил великий естествоиспытатель и великий мудрец. Это исторический факт огромного значения в создании нашей культуры, хотя немногие современники его сознавали». Коллега Бэра по академии, А.В. Никитенко, в 1866 г. записал в дневнике: «Превосходный ученый, прекрасный человек, юный старик. В нем есть философия, поэзия, жизнь». На русской почве получила развитие плеяда крупных ученых, авторитетных в мировом ученом сообществе. В отечественной науке развивались как комплексные географические направления, так и узкоспециализированные исследования, в большинстве случаев, однако, с использованием комплексных географических приемов анализа исходного материала и синтеза получаемых результатов. Географы, современники Бэра, с недоверием относились к ускоренной дифференциации естествознания. Рядом теоретиков этот процесс воспринимался как кризис географии.

Существенный вклад в претворение идей развития на примере природных и природно-социальных систем внесли русские ученые П.А. Кропоткин и Л.И. Мечников, духовно близкие знаменитому французскому географу, Элизе Реклю.

3. Географические открытия в России 19 века

В 1803 г. по указанию Александра I была предпринята экспедиция на двух кораблях «Надежда» и «Нева» для исследования северной части Тихого океана. Это была первая русская кругосветная экспедиция, продолжавшаяся три года. Возглавил ее член-корреспондент Петербургской Академии наук Иван Федорович Крузенштерн (1770-1846). Это был один из крупнейших мореплавателей и ученых-географов века. В ходе экспедиции были впервые нанесены на карту более тысячи километров берегов о. Сахалин. Много интересных наблюдений оставили участники путешествия не только о Дальнем Востоке, но и о территориях, через которые они проплывали. Командир «Невы» Юрий Федорович Лисянский (1773-1837) открыл один из островов Гавайского архипелага, названный его именем. Много интересных данных было собрано участниками экспедиции об Алеутских островах и Аляске, островах Тихого и Ледовитого океанов. Итоги наблюдений были доложены в Академии наук. Они были настолько весомы, что И. Ф. Крузенштерн был удостоен звания академика. Его материалы были положены в основу изданного вначале 20-х гг. «Атласа Южных морей». В 1845 адмирал Крузенштерн стал одним из членов-учредителей Российского географического общества и воспитал целую плеяду русских мореплавателей и исследователей.

Одним из учеников и последователей Крузенштерна стал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (1778-1852). Он был участником первой русской кругосветной экспедиции, а после ее возвращения командовал фрегатом «Минерва» на Черном море. В 1819-1821 гг. ему было поручено возглавить новую кругосветную экспедицию на шлюпах «Восток» (которым командовал он) и «Мирный» (командиром был назначен Михаил Петрович Лазарев). Проект экспедиции был составлен Крузенштерном. Главной ее целью было обозначено «приобретение полнейших познаний о нашем земном шаре» и «открытие возможной близости Антарктического полюса». 16 января 1820 г. экспедиция подошла к берегам неведомой в то время никому Антарктиды, которую Беллинсгаузен назвал «льдинным материком». После стоянки в Австралии русские корабли двинулись в тропическую часть Тихого океана, где ими была открыта группа островов в архипелаге Туамоту, названная островами Россиян. Каждый из них получил имя известного военного или морского деятеля нашей страны (Кутузова, Лазарева, Раевского, Барклая-де-Толли, Витгенштейна, Ермолова и др). После новой стоянки в Сиднее экспедиция вновь двинулась к Антарктиде, где были открыты о. Петра I и берег Александра I. В июле 1821 г. она возвратилась в Кронштадт. За 751 день плавания русские корабли прошли путь протяженностью около 50 тыс. миль. Кроме сделанных географических открытий, были также привезены ценные этнографические и биологические коллекции, данные наблюдений за водами Мирового океана и ледяными покрытиями нового для человечества континента. Позже оба руководителя экспедиции героически проявили себя на военной службе Отечеству. А М. П. Лазарев после разгрома турок при Наваринском сражении (1827) был назначен главным командиром Черноморского флота и русских портов на Черноморском побережье.

Крупнейшим исследователем российского Дальнего Востока середины века стал Геннадий Иванович Невельской (1813-1876). Имея еще с XVIII в. обширные владения на Дальнем Востоке, Россия так и не преуспела в их освоении. Не были известны даже точные пределы восточных владений страны. Тем временем внимание к Камчатке и другим русским территориям стала проявлять Англия. Это заставило Николая I по предложению генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева (Амурского) снарядить в 1848 г. специальную экспедицию на восток. Во главе ее был поставлен капитан Невельской. В двух экспедициях (1848-1849 и 1850-1855) ему удалось, обойдя Сахалин с севера, открыть ряд новых, неизвестных прежде территорий и войти в низовья Амура, где в 1850 г. он основал Николаевский Пост (Николаевск-на-Амуре). экспедиция география россия

Заключение

Современная географическая наука играет важную роль в решении задач развития страны. Она дает более полные знания о природе, населении и хозяйстве, необходимые для разработки политики ее развития; обеспечивает контроль за состоянием природы, участвует в разработке системы мероприятий по борьбе с негативными последствиями воздействия человека на природу; дает прогнозы изменения и развития отдельных территорий.

Но нельзя составить прогноз изменения природы без учета данных о хозяйственной деятельности людей, и ее влиянии на природу. Нельзя определить политику развития региона без учета особенностей его природы и населения. Таким образом, решение этих задач требует всестороннего, комплексного изучения территории страны в целом и отдельных ее регионов, т. е. взаимосвязанного изучения их природы, населения, хозяйства и взаимосвязей между ними.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Трудности становления географии как науки, наиболее общие черты развития географии от античных времен и до наших дней. Географические идеи древнего мира, взгляды ученых античности. Великие географические открытия, развитие картографических исследований.

    реферат , добавлен 29.05.2010

    История развития и становления географии как науки. Географические идеи древнего мира, античности и средневековья. Развитие географической науки в эпоху великих экспедиций. История русской картографии, вклад ученых в развитие теоретической географии.

    презентация , добавлен 26.11.2010

    История географии как науки. Задачи современной географии. Географические идеи древнего мира, средневековья. Развитие географической науки в эпоху великих открытий. История русской картографии, вклад русских ученых в развитие теоретической географии.

    реферат , добавлен 11.11.2009

    Великие географические открытия европейских путешественников середины XV – середины XVII веков. Экспедиции Христофора Колумба, маршруты важнейших путешествий первопроходцев. Судьба открытий Колумба, история открытия Америки. Европейцы в Новом Свете.

    реферат , добавлен 03.12.2010

    Этапы развития научной географии. Теоретические географические открытия. Роль эволюционного учения в развитии научной географии. Экономическая география и районирование. Научные географические школы. Развитие теоретических основ научной географии.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2006

    Изучение особенностей географической оболочки, как материальной системы: ее границы, строение и качественные отличия от других земных оболочек. Круговорот вещества и энергии в географической оболочке. Система таксономических единиц в физической географии.

    контрольная работа , добавлен 17.10.2010

    Особенности размещения нефтеперерабатывающей промышленности. Экономико-географическая характеристика районов добычи нефти России. Задачи перспективного развития отрасли, влияние кризиса. Распределение нефтепереработки по экономическим районам России.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2015

    История развития картографии в России в XIX в. Развитие картографии в мировом контексте. Виды карт России и их особенности. Картограф И.А. Стрельбицкий. "Специальная карта Европейской России", проблема ее точности и применение в изучении истории России.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2016

    Современное состояние географической оболочки как результат ее эволюции. Сущность геосистемы по В.Б. Сочаве. Общая характеристика комплекса физико-географической науки. Анализ развития основных представлений о системе и комплексе географической науки.

    реферат , добавлен 29.05.2010

    Краткий анализ источников, имеющихся в архивах России по истории Первой Камчатской экспедиции. Использование вахтенных журналов и картографических материалов первой половины XVIII в. для реконструкции плавания экспедиционных судов и открытий В.И. Беринга.

На карте мира конца XVIII - начала XIX в. правильно показаны очертания Европы, Азии, Африки; за исключением северных окраин, верно изображена Америка; без больших ошибок очерчена Австралия. Нанесены на карту главнейшие архипелаги и крупнейшие острова Атлантического, Индийского и Тихого океанов.

Но внутри материков значительная часть поверхности обозначена на карте «белыми пятнами». Неизвестными для картографов были обширные и безлюдные полярные области, почти три четверти Африки, около трети Азии, почти вся Австралия, значительные области Америки. Все эти территории получили достоверное отображение на карте лишь на протяжении XIX столетия и в начале нашего века.

Крупнейшим географическим достижением XIX столетия было открытие последнего, шестого материка Земли - Антарктиды. Честь этого открытия, совершенного в 1820 г., принадлежит русской кругосветной экспедиции на шлюпах «Мирный» и «Восток» под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева.

При создании современной карты обобщались картографические знания и географические сведения различных народов и разных эпох. Так, для европейских географов XIX в., изучавших Центральную Азию, большую ценность имели старинные китайские карты и описания, а при исследовании внутренних областей Африки они пользовались старинными арабскими источниками.

В XIX в. начался новый этап в развитии географии. Она стала не только описывать земли и моря, но и сравнивать явления природы, искать их причины, открывать закономерности различных природных явлений и процессов. На протяжении XIX и XX столетий были сделаны крупные географические открытия, достигнуты немалые успехи в изучении нижних слоев атмосферы, гидросферы, верхних слоев земной коры и биосферы.

Во второй половине XIX в. русские плавания с Балтики на Дальний Восток почти прекратились в связи с началом Крымской войны, а затем - продажей царским правительством Аляски США.

Среди иностранных кругосветных экспедиций первой половины XIX в. Своими географическими открытиями прославилась французская экспедиция на судне «Астролябия» в 1825 - 1829 гг. под Командованием Жюля Себастьяна Дюмон-Дюрвиля; Во время этого путешествия были положены на, карту северные берега островов Новая Зеландия и Новая Гвинея.

Особенно важное значение в истории науки имело кругосветное плавание английского корабля «Бигль» в 1831 -1836 гг. под командованием Роберта Фиц-Роя. Экспедиция выполнила обширные гидрографические работы и, в частности, впервые подробно и точно описала большую часть Тихоокеанского побережья Южной Америки. На «Бигле» совершил путешествие знаменитый натуралист Чарлз Дарвин. Наблюдая и сравнивая природу различных областей Земли, Дарвин позже создал теорию развития жизни, обессмертившую его имя. Учение Дарвина нанесло сокрушительный удар по религиозным представлениям о сотворении мира и неизменности видов растений и животных (см. т. 4 ДЭ).

Во второй половине XIX в. начинается новый этап в изучении океана. В это время стали организовывать специальные океанографические экспедиции. Усовершенствовались техника и способы наблюдений физических, химических, биологических и других особенностей Мирового океана.

Океанографические исследования широкого плана выполнила английская кругосветная экспедиция 1872 -1876 гг. на специально оборудованном судне - парусно-паровом корвете «Челленджер». Всю работу вела ученая комиссия из шести специалистов во главе с начальником экспедиции шотландским зоологом Уайвиллом Томсоном. Корвет прошел около 70 тыс. морских миль. Во время плавания на 362 глубоководных станциях (местах, где корабль останавливался для исследований) измеряли глубину, брали пробы грунта и образцы воды с разных глубин, измеряли температуру воды на разных горизонтах, вылавливали животных и растения, наблюдали за поверхностными и глубинными течениями. В продолжение всего путешествия каждый час отмечали состояние погоды. Собранные экспедицией материалы оказались так велики, что для их изучения в Эдинбурге пришлось создавать специальный институт. В обработке материалов участвовали многие английские и иностранные ученые во главе с участником плавания Джоном Мерреем - редактором трудов

экспедиции. Отчет о результатах исследований на «Челленджере» составил 50 томов. Завершить издание удалось только через 20 лет после окончания экспедиции.

Исследования «Челленджера» дали много нового и впервые позволили выявить общие закономерности природных явлений Мирового океана. Например, было установлено, что географическое распределение морских грунтов зависит от глубины океана и удаленности от берега, что температура воды в открытом океане везде, кроме полярных районов, от поверхности до самого дна непрерывно понижается. Впервые была составлена карта глубин трех океанов (Атлантического, Индийского, Тихого) и собрана первая коллекция глубоководных животных.

За плаванием «Челленджера» последовали другие экспедиции. Обобщение и сопоставление собранных материалов приводило к выдающимся географическим открытиям. Особенно ими прославился замечательный русский флотоводец и ученый-моревед Степан Осипович Макаров.

Когда Макарову было 18 лет, он опубликовал первую научную работу об изобретенном им способе определения девиации 1 в море. В это время Макаров плавал на кораблях Балтийского флота. Одно из таких учебных плаваний в 1869 г. на броненосной лодке «Русалка» едва не закончилось гибелью судна. «Русалка» наскочила на подводный камень и получила пробоину. Судно было далеко от гавани и затонуло бы, но находчивый командир направил его на мель. После этого случая Макаров заинтересовался историей кораблекрушений и узнал, что от подводных пробоин погибло множество кораблей. Вскоре он нашел простой способ заделки пробоин с помощью особого парусинового пластыря, названного его именем. «Пластырь Макарова» стали применять на всех флотах мира.

1 Девиация - отклонение магнитной стрелки судовых компасов от направления магнитного меридиана под влиянием металлических частей корабля.

Макаров разработал также конструкцию водоотливных систем и других аварийных устройств на кораблях и тем самым стал основоположником учения о непотопляемости судна, т. е. его способности оставаться на воде, имея пробоины. Это учение позднее развил знаменитый кораблестроитель академик А. И. Крылов. Вскоре Макаров прославился как герой русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Видя ее неизбежность, он добился перевода на Черное море еще до начала военных действий. По Парижскому мирному договору, заключенному после Крымской войны, Россия не имела права строить военные корабли на этом море до 1871 г. и поэтому создать здесь свой флот еще не успела. Иностранные военные специалисты предсказывали полную свободу действий турецкого флота на Черном море. Однако благодаря Макарову этого не случилось. Он предложил использовать быстроходные торговые суда как плавучие базы для беспалубных минных катеров. Пассажирский пароход «Великий князь Константин» Макаров превратил в грозное боевое судно. Катера спускали на воду и на них шли в минную атаку на неприятельские корабли. Макаров применил и новое боевое оружие - торпеду, т. е. самодвижущуюся мину. Степан Осипович уничтожил и повредил немало кораблей противника, в том числе и броненосных; его лихие рейды сковали действия турецкого флота и немало способствовали победе России в войне. Минные катера, примененные Макаровым, стали родоначальниками нового класса кораблей - миноносцев.

После войны Степана Осиповича назначили командиром парохода «Тамань», находившегося в распоряжении русского посла в Турции. Судно стояло в Константинополе. Свободное время Макаров решил использовать для исследования течений в Босфоре. От турецких рыбаков он услышал, что в этом проливе есть глубинное течение из Мраморного моря в Черное, оно идет навстречу поверхностному течению из Черного моря. О глубинном течении не упоминалось ни в одной из лоций, его не показывали ни на одной карте. Макаров на шлюпке-четверке выходил на середину пролива, и матросы спускали на тросе наполненный водой бочонок (анкерок) с привязанным к нему тяжелым грузом. Это «прямо показало мне,- рассказывал он,- что внизу существует обратное течение и довольно сильное, потому что анкерок в пять ведер воды был достаточен, чтобы заставить четверку двигаться против течения».

Убедившись в существовании двух течений, Макаров решил их тщательно изучить. В то время еще не умели измерять скорость глубинных течений. Степан Осипович изобрел для этого прибор, получивший вскоре широкое распространение.

Макаров провел тысячу измерений скорости течений в различных местах Босфора от поверхности до дна и сделал четыре тысячи определений температуры воды и ее удельного веса. Все это позволило ему установить, что глубинное течение вызывается разной плотностью вод Черного и Мраморного морей. В Черном море благодаря обильному стоку рек вода менее соленая, чем в Мраморном, а поэтому и менее плотная. В проливе на глубине давление со стороны Мраморного моря оказывается большим, чем со стороны Черного, что и порождает нижнее течение. О своих исследованиях Макаров рассказал в книге «Об обмене вод Черного и Средиземного морей», которая в 1887 г. была отмечена премией Академии наук.

В 1886-1889 гг. Макаров совершил кругосветное плавание на корвете «Витязь». Плавание «Витязя» навсегда вошло в историю океанографии. В этом заслуга Макарова и увлеченных им на путь служения науке офицеров и матросов. Сверх положенной повседневной военной службы экипаж корвета участвовал в океанографических исследованиях. Уже первые наблюдения, сделанные на «Витязе» вскоре после выхода из Кронштадта, привели к интересному открытию. Было установлено характерное для Балтийского моря в летний период расслоение воды на три слоя: теплый поверхностный с температурой свыше 10°, промежуточный на глубине 70- 100 м с температурой не больше 1,5° и придонный с температурой около 4°.

В Атлантическом и Тихом океанах моряки «Витязя» успешно вели многосторонние наблюдения и, в частности, превзошли экспедицию на «Челленджере» в точности определения температур и удельного веса глубинной воды.

На Дальнем Востоке «Витязь» пробыл свыше года, совершив несколько рейсов в северной части Тихого океана, во время которых исследовались районы, еще не посещенные ни одним океанографическим судном. На Балтику «Витязь» вернулся через Индийский океан, Красное и Средиземное моря. Все плавание заняло 993 дня.

По окончании плавания Макаров тщательно обработал огромный материал наблюдений на «Витязе». Кроме того, он изучил и проанализировал судовые журналы всех кругосветных плаваний не только русских, но и иностранных судов. Степан Осипович составил карты теплых и холодных течений и специальные таблицы распределения температуры и плотности воды на разных глубинах. Он сделал обобщения, раскрывающие закономерности природных процессов Мирового океана в целом. Так, он впервые пришел к выводу, что поверхностные течения во всех морях северного полушария имеют, как правило, круговое вращение и направлены против часовой стрелки; в южном же полушарии течения движутся по часовой стрелке. Макаров верно указал, что причина этого - отклоняющая сила вращения Земли вокруг оси («закон Кориолиса», согласно которому все тела при движении отклоняются в северном полушарии вправо, в южном - влево).

Результаты исследований Макарова составили капитальный труд «Витязь» и Тихий океан». Эта работа была удостоена премии Академии наук и большой золотой медали Русского географического общества.

В 1895-1896 гг. Макаров, командуя уже эскадрой, вновь плавал на Дальнем Востоке и, как прежде, проводил научные наблюдения. Здесь он пришел к выводу о необходимости быстрейшего освоения Северного морского пути. Этот путь, говорил Степан Осипович, «вызовет к жизни дремлющий теперь Север Сибири» и свяжет центр страны с Дальним Востоком как кратчайшая, а одновременно и безопасная, далекая от иностранных владений морская дорога. Вернувшись в Петербург, Макаров обратился к правительству с проектом постройки мощного ледокола для исследования Арктики, но тупые царские чиновники всячески ему противодействовали. Тогда ученый выступил в Географическом обществе с докладом, в котором убедительно доказал, «что ни одна страна не заинтересована в ледоколах столько, сколько Россия». Виднейшие ученые, в том числе П. П. Семенов-Тян-Шанский и Д. И. Менделеев, решительно поддержали проект Макарова, и в октябре 1898 г. первый в мире мощный ледокол «Ермак», построенный по чертежам Макарова в Ньюкасле (Англия), был спущен на воду.

Летом 1899 г. «Ермак» под командованием Макарова совершил первое арктическое плавание. Он проник к северу ох Шпицбергена и выполнил исследования в Ледовитом океане.

Новую славу принесло «Ермаку» спасение броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», наскочившего во время снежной бури на камни у острова Готланд. Во время этой операции было впервые применено великое изобретение А. С. Попова - радио.

В 1904 г. началась русско-японская война. Вице-адмирал Макаров был назначен командующим Тихоокеанским флотом, действия которого из-за нерешительности бездарных предшественников Макарова ограничились пассивной обороной Порт-Артура. Стремясь внести перелом в ход военных действий, Макаров приступает к активным операциям, лично руководя боевыми походами соединений кораблей. 31 марта 1904 г. броненосец «Петропавловск», на котором Степан Осипович возвращался после отражения очередной атаки японских кораблей на Порт-Артур, подорвался на мине. Затонувший в течение нескольких минут броненосец стал могилой этого замечательного человека.

Исследования Макарова в Босфоре положили начало изучению Черного моря. В этом море в 1890-1891 гг. работала экспедиция под руководством профессора Морской академии Иосифа Бернардовича Шпиндлера. Экспедиция установила, что в Черном море до глубины 200 м вода имеет меньшую соленость, чем в нижележащих слоях, а на глубине свыше 200 м нет кислорода и образуется сероводород. В центральной части моря исследователи обнаружили глубины до 2000 м.

В 1897 г. экспедиция Шпиндлера исследовала каспийский залив Кара-Богаз-Гол и нашла в нем мирабилит - ценное химическое сырье.

В 1898 г. начала работу Мурманская научно-промысловая экспедиция. Она изучала возможности развития рыбных промыслов в Баренцевом море. Эту экспедицию, работавшую на научно-промысловом судне «Андрей Первозванный», возглавлял профессор, впоследствии почетный академик Николай Михайлович Книпович. Он был вице-президентом созданного в 1898 г. Международного совета по изучению морей для морских промыслов и выработки мер охраны естественных богатств моря от хищнического истребления.

Мурманская экспедиция работала до 1906 г. Она провела подробное океанографическое исследование Баренцева моря и, в частности, составила первую карту течений этого моря.

Первая мировая война 1914 г. приостановила исследования наших морей. Они возобновились уже при Советской власти, когда приняли планомерный характер и невиданный ранее размах.



Во второй половине XIX века, и в особенности в последние его десятилетия, и начале XX века характер географических исследований меняется. НарВо второй половине XIX века, и в особенности в
последние его десятилетия, и начале XX века характер
географических исследований меняется. Наряду с
продолжением изучения малоизвестных районов и стран
все шире проводятся более детальные исследования
густозаселенных и более развитых в хозяйственном
отношении районов, обращается все большее внимание
на взаимосвязи и закономерности распределения
отдельных компонентов природы. Возникают новые
методы исследования территории. Ученые-географы и
путешественники стремятся подойти к изучению
природы, исходя уже совершенно из новых, завоевавших
себе право на существование в научном споре
методологических принципов. Взгляды на развитие
природы и взаимосвязь природных явлений, на
материалистическую сущность явлений и процессов
становятся руководящими при географических
исследованиях.

Особенно плодотворное влияние на географическую науку и естествознание в целом оказали работы выдающихся естествоиспытателей и мыслител

Особенно плодотворное влияние на географическую
науку и естествознание в целом оказали работы
выдающихся естествоиспытателей и мыслителей, таких,
как Ч. Лайель, А. Гумбольдт, Ч. Дарвин. Большое
методологическое значение для развития естествознания
и географии имели научные труды и публицистические
выступления русских революционных демократов, и в
особенности работы А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского и
В. Г. Белинского. Трудно сказать, кто из выдающихся
русских географов и путешественников не испытал этих
влияний.

Опираясь на достижения мировой науки и передовое мировоззрение революционных демократов, русские ученые внесли большой вклад в познание

Опираясь на достижения мировой науки и передовое
мировоззрение революционных демократов, русские
ученые внесли большой вклад в познание обширных
пространств земной поверхности и в развитие
теоретических основ физической географии.
Вторая половина XIX века ознаменовалась выдающимися
открытиями русских путешественников в Центральной
Азии. Особенно велика заслуга в изучении этого
малоизвестного района Н. М. Пржевальского и его
последователей. После присоединения к России Средней
Азии начинается углубленное изучение всего природного
комплекса в целом и компонентов природы этой
территории. Этому посвятила себя целая плеяда ученыхприродоведов - П. П. Семенов, Н. А. Северцов, Й. В.
Мушкетов, А. П. Федченко и многие другие.

Активно изучаются полярные районы Евразии и Северный Ледовитый океан, Сибирь и Дальний Восток. Наряду с развитием географических исследов

Активно изучаются полярные районы Евразии и
Северный Ледовитый океан, Сибирь и Дальний Восток.
Наряду с развитием географических исследований
«вширь», характерных для второй половины XIX -начала
XX века, развиваются исследования «вглубь» - познание
географических закономерностей, выяснение
взаимосвязей и взаимозависимостей географических
компонентов и процессов на земной поверхности. Такой
характерной особенностью отличались экспедиции,
проведенные в Европейской части России, на Кавказе и в
Средней Азии. В результате глубоких и разносторонних
исследований В. В. Докучаевым были высказны новые
оригинальные взгляды о предмете физической географии
и методах исследования территории.

«Сущность идей, о которых идет речь,- писал А. А. Григорьев,- заключалась в констатации чрезвычайно важного явления природы - цельности и

«Сущность идей, о которых идет речь,- писал А. А.
Григорьев,- заключалась в констатации чрезвычайно
важного явления природы - цельности и неразрывности
географической среды, обусловленных глубокой
взаимосвязью и взаимообусловленностью всех ее
компонентов» (А. А. Григорьев. Развитие основных идей
физической географии.- В кн.: «История естествознания
в России», т. 3. М., 1962, стр. 520). Изучение природных
компонентов в их неразрывной связи и географической
среды как единого целого привело Докучаева к
установлению закона горизонтальной и вертикальной (в
горах) зональности природных условий. Дальнейшее
развитие его идей А. Н. Красновым, Л. С. Бергом, Г. Ф.
Морозовым и другими учеными по существу определило
уровень и направление развития современной
отечественной физической географии.