Территориальное планирование планирование развития территорий. Территориальное планирование - его назначение

Создание цифровой экономики — это один из приоритетов национальной повестки на ближайшее десятилетие. Однако переход к новой концепции подразумевает не столько создание новых инновационных IT-гигантов, сколько изменение подхода к формированию управленческих и стратегических решений.

Главный посыл президента страны заключается в предложении: «Цифровая экономика — новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, общества». Несомненно, инновации придут во все без исключений отрасли экономики страны. В таких условиях переход на концепцию цифровой экономики даже в отдельно взятой строительной отрасли уже откроет огромные возможности и позволит взглянуть на многие вещи с иного ракурса.

Основа для перехода к цифровой экономике

Внедрение цифровой экономики имеет колоссальное влияние на формат взаимодействия населения и бизнеса с различными государственными институтами. В первую очередь речь идет о взаимодействии непосредственно с властью и банковскими структурами. Так, Минстрой России совместно с региональными властями завершил процесс перевода государственных услуг по выдаче разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в электронный вид еще в октябре 2016 года. Теперь застройщики могут получать данные услуги на Едином портале государственных услуг. Безусловно, данное нововведение поспособствует сокращению сроков, унифицирует всю схему документооборота между застройщиками и властью.

Изменения коснутся и последующего взаимодействия участников инвестиционно-строительного процесса. Так, ведомством разработана «дорожная карта» по внедрению технологий информационного моделирования (BIM) на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства. В BIM-модель будущего объекта можно «зашить» не только характеристики материалов и процессов, но и любую информацию, которая позволит отрасли стать наиболее прозрачной, а также поспособствует повышению уровня безопасности при эксплуатации. Например, данные о поставщиках, планируемых и реальных сроках проведения текущего или капитального ремонта и т. д. Более того, информационные технологии позволяют в режиме виртуальной реальности отслеживать работу инженерных систем и многое другое.

В целом введение механизмов информационного моделирования позволит упростить и, следовательно, удешевить осуществление как строительства (реконструкции, капитального ремонта), так и строительных контроля и надзора, а также обеспечит возможность управления жизненным циклом объекта капитального строительства вплоть до его сноса.

Параллельно с этим со стороны АИЖК внедряются сервисы, которые непосредственно направлены на взаимодействие с населением. Особняком стоит внедрение технологий, позволяющих оптимизировать и автоматизировать процессы ипотечного кредитования от первого контакта с потенциальным клиентом до завершения обслуживания кредита. Так называемый кредитный конвейер позволит изменить бизнес-процессы, достичь полной автоматизации операций, связанных с заведением заявки, скорингом заемщика, расчетом параметров ипотечного кредита, принятием решения и подготовкой документов. Существенным для кредитного конвейера является возможность подключения и формирования запросов из Бюро кредитных историй (БКИ), данных из системы межведомственного электронного взаимодействия (ЗАГС — данные о семейном положении, ПФР — о месте работы и оплате страховых взносов, миграционная служба и пр.), а также информация о накопленной статистике по дефолтам.

В ближайшее время будет внедрена система удаленной идентификации клиентов — физических лиц с использованием информационных систем консорциумов банков или единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), которая позволит банкам проводить идентификацию клиентов удаленно. Клиенту необходимо будет один раз предоставить документы, биометрические данные (образец голоса и фото), номер телефона, дать согласие на обработку и использование личных данных и зарегистрироваться в единой системе идентификации аутентификации (ЕСИА) или в банке, входящем в консорциум.

В настоящее время одним из шагов по переводу полного цикла ипотечной сделки в электронный вид является возможность регистрации сделок с жильем и ипотекой в электронном виде. АИЖК и его партнеры используют сервис, предоставляемый Росреестром для получения такой возможности. Срок регистрации в электронном виде составляет один-два дня.

Уже сейчас рядом крупнейших банков страны запущен механизм оформления ипотечных займов в электронном виде. Речь идет о так называемой электронной закладной, благодаря которой банки смогут заключать все ипотечные договоры в электронном виде, экономя время и деньги. На текущий момент ставки по ипотечным кредитам уже находятся на относительно низких уровнях. Развитие практики оформления электронных закладных способно привести к еще большему снижению стоимости ипотеки. Помимо ускорения процесса регистрации сделки и упрощения процедуры регистрации внедрение электронных закладных направлено на минимизацию издержек кредиторов и инвесторов. Широкое использование механизма электронной закладной позволит выполнять весь процесс, от покупки недвижимости с помощью ипотеки до регистрации прав на нее в единой электронной системе, в кратчайшие сроки.

Дальнейшая модернизация ипотечного рынка заключается во внедрении умных контрактов. Еще большая степень автоматизации приведет к еще большему сокращению сроков и стоимости.

Смарт-контракты — будущее отрасли

Благодаря постепенному развитию технологий, криптографии мы сейчас можем безопасно совершать покупки в интернете, иметь банковские вклады, не боясь, что их украдут различными способами. С развитием технологий открываются все большие возможности с точки зрения защиты интересов отдельно взятого человека. Внимания заслуживает технология блокчейн, которая позволила развить концепцию «умных» контрактов.

Вся идеи смарт-контрактов завязана на трех составляющих: заинтересованные стороны (подписанты), предмет и условия договора. При этом предмет контракта (любой товар, будь то даже квартира, кредит) должен быть оснащен рядом датчиков либо же подключен к информационной системе, что позволит с точностью определить условия поэтапного исполнения контракта, а также возможные санкции. Такой подход позволяет гарантировать автоматическое выполнение всех условий договора. Заключение контракта и изменения в его условиях производятся с использованием электронных подписей с обеих сторон. После верификации документ (в формате кода) хранится в децентрализованной базе данных, что обеспечивает его надежность и не позволяет ни одной из сторон менять условия соглашения. Внесенную в базу информацию о сделке нельзя ни удалить, ни отредактировать, так как любая правка требует огромных вычислительных ресурсов.

Естественно, возникает вопрос, как рядовому человеку создать этот умный контракт. Трудность заключается в том, что контракт представляет собой некоторый программный код, имеющий определенную логику, синтаксис. В данном случае представляется логичным утвердить со стороны власти шаблоны. Для конечного потребителя остается только взаимодействие с понятным интерфейсом, где ему дается возможность создать контракт по шаблону, выставить условия и подписать своим ключом.

«Умные» контракты позволяют оперативно обмениваться деньгами, собственностью, акциями или другими активами, не прибегая к услугам посредников. Скорость, информационная защита, отсутствие посредников и бумажной волокиты — главные преимущества новой экономики. Было бы ошибкой не воспользоваться механизмом с такими выгодными свойствами в области приобретения недвижимости, особенно на первичном рынке жилья.

В этом месяце глава Минкомсвязи Николай Никифоров , что сейчас рассматривается пилотный проект, который предусматривает использование технологии распределенного реестра при заключении сделок с долевым участием в строительстве. Запуск пилотного проекта может стать переломным моментом для всего жилищного строительства страны — помимо обязательств застройщика, которые диктуются согласно 214-ФЗ «О долевом строительстве», появятся «автоматические» условия по заключенным «умным» контрактам. Особенно интересна интеграция «умных» контрактов с технологией BIM (информационное моделирование здания). BIM позволит четко прописать конкретные условия контракта, в которых будет фиксироваться выполнение основных этапов строительства, уровень соответствия заявленному качеству материала и т. д.

Кроме того, потенциальную пользу блокчейн может принести и при взаимодействии застройщиков с фондом защиты дольщиков. В данном случае логично использование «умных» контрактов, которые отвечают сразу ряду требований: во-первых, защищенности конфиденциальных данных; во-вторых, оперативности взаимодействия; в-третьих, возможности создания сложного расчета условий контракта (как раз уровни ставок взноса в фонд, оперативный мониторинг ключевых финансовых коэффициентов и т. д.).

Вопросы реализации

Вопрос реализации концепций цифровой экономики не заключается только в создании нормативной базы со стороны власти. Немаловажными являются сразу ряд вопросов.

Во-первых, насколько само население, а также бизнес готовы к новым технологиям. Даже при наличии хорошей законодательной базы в России инновации практически всегда воспринимаются с осторожностью: лучше посмотрю со стороны, насколько рабочий механизм предлагается, и только при очевидном доказательстве состоятельности буду рассматривать его как один из возможных вариантов.

Во-вторых, присутствует дополнительный психологический барьер: по факту предлагается все транзакции и заключение договорных отношений проводить через электронные устройства и интернет, это привносит долю скепсиса к таким покупкам, особенно крупным.

Однако все вышеуказанные проблемы преодолимы при условии планомерного развития и информационного продвижения новой парадигмы среди бизнеса и общества.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Определение территориальное планирования. Объекты различного значения

Территориальное планирование - планирование различных территорий, для установления функциональных зон, определение планируемого размещения объектов различного значения (федерального, регионального, местного).

Объекты различного значения:

Объекты федерального значения - это объекты не являющиеся общественными инфраструктурами привязанными к определенной территории и связанные с использованием атомной энергетики, обороны, безопасности, космической деятельностью.

Объекты регионального и местного значения - выделяются исходя из технических и бюджетных характеристик, т.е. нет четкой градации.

Перечень объектов различного значения может определяться 3 способами: а) законодательно - с перечислением характеристик соответствующих объектов; б) определение этих объектов в процессе территориального планирования; в) сочетание двух первых считается наиболее оптимальным.

2. Значение и актуальность территориального планирования для развития муниципального образования

Градостроительная документация разрабатывается с учетом того, что ее реализация - сложный процесс, развивающийся во времени и в пространстве. Этим процессом необходимо управлять. Для этого необходимо разрабатывать соответствующие программы управления, которые должны содержать в себе:

1. Набор подпрограмм, реализуемых по отраслям и отдельным территориям, в том числе и для уникальных территориальных предложений;

2. Систему мониторинга результатов с набором контрольных показателей;

3. Систему нормативной и законодательной базы, регулирующей развитие территории;

4. Организационные структуры, способные принимать управляющие решения.

Для подготовки программ управления развитием территорией администрацией совместно с разработчиками проводится серия рабочих семинаров, на которых отрабатываются алгоритмы управления территорией и наборы показателей, характеризующих ход реализации документов территориального планирования.

Матрица эффективного управления развитие территории.

Задачи управления

Объекты управления

Процесс управления

Результат управления

Социальная стабильность

Население

Социологические исследования

Удовлетворение потребностей населения. Разработка стратегий и программ раз-ия муниципальных образований

Рост населния территории

Экономический рост

Предприятия по производству товаров и услуг. Маркетинговые исследования

Организация экономически эф-ой деятельности. Разработка маркетинговых стратегий раз-ия тер-ий. Разработка документов территориального планирования. Разработка градостоительной документации

Благополучие населения территории

Качественная среда обитания

Природные ресурсы территорий. Аудит территорий муниципальных образований

Сохранение экологического баланса. Разработка нормативов ведения хозяйственной деятельности. Разработка документов территориального планирования. Экспертиза документов территориального планирования

Здоровье населения территорий

3. Методы территориального планирования

1) метод экспериментальных оценок - принятие решений с помощью специалистов по конкретным вопросам.

2) экономико-статистический - связь явлений между собой. Позволяет выявить связь какого-либо результата с возможными факторами на него воздействующих, оценка конкретного мероприятия.

3) метод экстраполяции - продолжение на будущее, тенденции наблюдаемые в прошлом. Плюс - прогнозирование. Минус - невозможно учесть всех факторы.

4) балансовый метод - широко используется в региональной экономики, управления земельными ресурсами. Плюс - соотношение потребностей с возможностями.

5) экономико-математический метод - оптимизация, повышение эффективности, установление наиболее эффективного использования земель.

6) метод райнирования и зонирования территорий - разделение на зоны, районы в соответствии с конкретными целями использования.

7) нормативный метод - определение целей использования в соответствии с нормой.

8) программно-целевой.

4. Территориальное планирование и градостроительство, градоустройство

Границы градоустройства и градостроительства обозначить можно с одной стороны очевидна связь с архитектурой, с благоустройством, а с другой как дисциплину, сферу профессиональной деятельности:

1) деятельность связанная со всей сферой управления развитием и функционированием городов.

2) деятельность учитывающая оcобенности пространственного размещения объекта.

3) деятельность предполагающая взаимодействие субъектов городской среды.

5. Нормативно-правовые документы, определяющие территориальное планирование

Значительное место в Кодексе уделено регламентации территориального планирования. Оно должно быть направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Документы территориального планирования также имеют три уровня - документы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Они определяют градостроительную политику соответствующего уровня и являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. По-видимому, в первую очередь подразумеваются решения по выделению бюджетных средств, а также выделению земельных участков.

В качестве документов территориального планирования Российской Федерации Кодексом определены схемы территориального планирования Российской Федерации, разрабатываемые по тематическим направлениям, например, в области обороны страны и безопасности государства, в области развития путей сообщения, информации и связи, и т.д. Эти схемы должны разрабатываться на основании результатов инженерных изысканий с учетом федеральных программ развития Российской Федерации, документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц. В определенных законом случаях они подлежит согласованию с субъектами Российской Федерации.

В рассмотрении проектов схем территориального планирования Российской Федерации принимают участие органы местного самоуправления с точки зрения учета в них своих интересов. Согласованию с муниципальными образованиями также подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства федерального значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду.

Схемы территориального планирования Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации.

На уровне субъектов Российской Федерации также утверждаются схемы территориального планирования более конкретного содержания. Закон детально определяет предметы и процедуру согласований документов территориального планирования разного уровня.

Документами территориального планирования муниципальных образований являются:

1) схемы территориального планирования муниципальных районов;

2) генеральные планы поселений;

3) генеральные планы городских округов.

В Кодексе подробно расписан состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований и планов реализации таких документов. Однако он может быть уточнен нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В определенных Кодексом и уточняемых Правительством Российской Федерации случаях эти документы подлежат государственной экспертизе и согласованию с вышестоящими органами.

Генеральные планы и схемы территориального планирования проходят процедуру публичных слушаний и утверждаются представительными органами местного самоуправления. Генеральные планы в случаях, которые предстоит определить Правительству, подлежат обязательной государственной экспертизе. В остальных случаях документы территориального планирования могут быть направлены на экспертизу по инициативе и за счет органов власти и местного самоуправления, объединений граждан.

Поскольку вопросы территориального планирования часто затрагивают интересы органов разного уровня, в Кодексе предусмотрительно установлен порядок совместной подготовки проектов документов.

6. Основные принципы территориального планирования

Принципы территориального планирования направлены на сохранение и повышения качества жизни населения района. Что подразумевает обеспечение для населения равного доступа к социальным и экономическим благам, обеспечение социальной устойчивости за счет развития образования, здравоохранения, учреждений досуга и обеспечение доступа к оплачиваемому труду.

Основными целевыми установки

· Обеспечение доступности и качества базовых социальных услуг за счет повышения мобильности и качества системы обслуживания и мобильности населения.

· Приоритет в экономическом развитии на привлечение любых частных инвестиций, с целью обеспечения населения рабочими местами непосредственно на территории района.

· Максимальное использование возможностей для комплексирования производства, выстраивания на территории района технологических цепочек, с целью снижения как финансовых, так и материальных издержек и максимизации дохода и прибыли на территории района.

· Принцип разделения ответственности за социально-культурную среду между властью и бизнесом. При сохранении общего доступа инвесторов в район создание более благоприятных условий для инвесторов, проявляющих социальную активность: участвующих в программах подготовки и переподготовки кадров на территории Курской области, способствующих формированию благоприятной социально-культурной среды в местах их функционирования и проживания сотрудников.

· Оптимизация бюджетных расходов. Усиление целевой функции использования средств, минимизация бюджетных затрат при усилении их адресности.

Данные принципы могут стать основой при разработке мероприятий пространственного развития конкретных территорий.

9. Сущность градостроительного зонирования. Правовой и технологический подходы к зонорованию.

Градостроительное зонирование - деятельность по разделению территории муниципального образования на зоны, с установлением для каждой из них правового режима градостроительного использования - градостроительного регламента; градостроительное зонирование материализуется в правилах землепользования и застройки.

Градостроительное зонирование осуществляется органами местного самоуправления, а его результаты оформляются в виде местного нормативного правового акта - "Правил землепользования и застройки", которые принимаются представительными органами местной власти, имеют обязательную юридическую силу в границах муниципального образования и подлежат исполнению всеми субъектами, осуществляющими изменения объектов недвижимости или причастными к этому процессу, - административными органами надзора и контроля, собственниками и пользователями (арендаторами) недвижимости (в т. ч. федерального уровня или уровня субъекта РФ), инвесторами, застройщиками, подрядчиками. Правила являются основанием для разрешения споров в судебном порядке.

Два подхода к пониманию содержания градостроительного (правового) зонирования и градостроительных регламентов (правовой и технологический).

Для обоих подходов есть одно общее исходное основание невозможность игнорировать факт развития рыночных отношений в экономической системе страны. Это общее основание складывается из неизбежного признания представителями публичной власти следующих взаимосвязанных объективных положений:

1) публичная власть уже не может как прежде и не должна отвечать "за все", а только за некоторую часть того, что может, или должно происходить на территории в сфере градостроительной деятельности; эта некоторая часть от общего определяется полномочиями-обязательствами публичной власти, которые обеспечиваются бюджетом;

2) наличие и возрастание количества частных субъектов градостроительной деятельности, которые будут осуществлять эту деятельность в той оставшейся части, которую публичная власть не может и не должна осуществлять непосредственно, власть не может и не должна отвечать своим бюджетом за такую деятельность частных субъектов;

территориальное планирование муниципальное образование

3) необходимость для публичной власти быть заинтересованной в том, чтобы побуждать, инициировать градостроительную деятельность частных субъектов по причине того, что сама власть никогда не сможет и не должна претендовать "сделать все за всех", а также потому, что самой публичной власти выгодна инициатива частных инвесторов.

Когда говорится о двух подходах к пониманию содержания градостроительного (правового) зонирования и градостроительных регламентов, то речь идет о двух кардинально различных способах налаживания отношений публичной власти с частными субъектами градостроительной деятельности.

Правовой подход уже с 1998 г., когда был введен в действие прежний Градостроительный кодекс РФ (ФЗ-73), является единственным легитимным подходом для отечественной практики. Принципы этого правового подхода, преемственно закрепленные и развитые Земельным кодексом РФ и новым Градостроительным кодексом РФ (ФЗ-190):

1) публичное предъявление через опубликование ясных "правил игры" посредством не множества, а одного документа, нормативного правового акта - правил землепользования и застройки, содержащих, среди прочего, юридически значимые градостроительные регламенты как рамки, одновременно утверждающие и ограничивающие свободу градостроительной деятельности инвесторов, правообладателей недвижимости;

2) утверждение положения, согласно которому все объекты недвижимости, расположенные в одной и той же территориальной зоне, имеют один и тот же правовой режим использования, который определяется градостроительным регламентом, а не произвольным мнением уполномоченного чиновника применительно к каждому отдельному объекту;

3) утверждение положения, согласно которому правообладатели недвижимости могут по своему усмотрению (а не по воле уполномоченного чиновника) выбирать в пределах рамок, установленных градостроительным регламентом, виды и параметры разрешенного использования и строительного изменения принадлежащих им объектов недвижимости при условии соблюдения установленных законами технических регламентов безопасности;

4) возможность последовательного развития правил землепользования и застройки путем внесения в них дополнений и изменений, например, в части предельных параметров разрешенного строительства, подготавливаемых, в том числе, и посредством документации по планировке территории.

Технологический подход применительно к установлению градостроительных регламентов с введением в действие в 1998 г. прежнего Градостроительного кодекса РФ (ФЗ-73) перестал быть легитимным, но несмотря на это, еще продолжает практиковаться.

Технологическим этот подход является потому, что получаемые в процессе его реализации характеристики никогда не являются завершенными ("процесс ради процесса"), они не адресуются непосредственно существующим и будущим правообладателям недвижимости и не являются юридически значимыми регламентами, а предназначены для последующего уточнения и трактовок этих характеристик самой администрацией при установлении индивидуальных предписаний частным лицам. Принципы технологического подхода к установлению градостроительных регламентов прямо противоположны принципам правового подхода и следующие:

1) установка на подготовку длинного ряда различных градостроительных документов, каждый из которых имеет сугубо технологическое (не правовое) и промежуточное (не завершенное в правовом отношении) содержание из-за того, что окончательные регламенты устанавливаются на самом деле не этими промежуточными градостроительными документами, а документами-заданиями для разработки проектной документации применительно к каждому отдельному объекту;

2) несмотря на номинальное наличие территориальных зон, различные объекты в одной и той же территориальной зоне имеют не один и тот же правовой режим использования, а разные правовые режимы; в связи с этим упраздняется зональный подход к регулированию как правовое действие; установки на получение юридически значимого результата заменяются установками на выполнение технологических действий без их юридического завершения, поскольку промежуточность каждого этапа таких технологических действий предполагает ряд следующих этапов; фактически утверждается индивидуально-выборочный подход, который принципиально ориентирован на субъективные трактовки промежуточных технологических результатов уполномоченными чиновниками;

3) из-за отсутствия правовых рамок, приписанных конкретным объектам недвижимости, правообладатели недвижимости лишены права выбирать виды и параметры разрешенного использования и строительного изменения принадлежащих им объектов недвижимости, а должны получать индивидуальные разрешения уполномоченных чиновников, которые принимают решения, сообразуясь со субъективным мнением о том, как переложить показатели общего "функционального и строительного баланса", установленные для территориальных зон на каждый из множества отдельных земельных участков;

4) из-за того, что индивидуально-выборочные административные решения применительно к каждому отдельному объекту в каждом отдельном месте закреплены как непререкаемый принцип, технологический подход является "завершенным в самом себе". Технологический подход "смотрит" в сторону чиновников-интерпретаторов и "отворачивается" от интересов владельцев недвижимости, создавая правовую неопределенность относительно возможностей будущего развития объектов недвижимости.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Методы территориального планирования, его основные принципы. Сущность градостроительного зонирования: правовой и технологический подходы. Регулирование городской застройки на примере микрорайона "Царский". Особенности транспортно-пешеходной системы.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2015

    Анализ природно-климатических факторов и географического расположения района. Подготовка генерального плана. Правила землепользования и застройки города Буденновска Ставропольского края. Расчет необходимых объемов культурно-бытового строительства.

    курсовая работа , добавлен 09.04.2015

    Структура территории района. Анализ качества жизни населения. Коммунальные услуги, показатели по строительству жилья. Экономический и кадровый потенциал. Цели, задачи и направления территориального планирования города. Этапы градостроительного развития.

    дипломная работа , добавлен 15.11.2014

    Изучение методов планирования и производства проектных, заготовительных и монтажных работ. Анализ структуры строительной организации, её укомплектованность кадрами, состав строящихся объектов. Система контроля качества, охрана труда на стройплощадке.

    отчет по практике , добавлен 26.02.2014

    Общая характеристика самых необычных сооружений, их территориальное положение и распространенность в России. История разработки и создания данных сооружений, оценка их места и значения в мировой архитектуре. Башня Грифов и ее удивительная история.

    презентация , добавлен 18.02.2015

    Определение понятия территориального планирования и градостроительного зонирования. Инженерные изыскания для подготовки проектной документации и возведения объектов капитального строительства. Принципы проведения экспертизы и государственного надзора.

    реферат , добавлен 28.11.2011

    Задачи и состав мероприятий по благоустройству территории муниципального образования. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности и путей развития муниципального округа Автово. Сведения о проекте комплексного благоустройства. Расчет затрат по проекту.

    дипломная работа , добавлен 12.03.2013

    Организация проектирования в строительстве. Разработка проектной документации и задания на проектирование. Проведение комплекса инженерных изысканий. Определение источников финансирования. Виды планирования и система управления строительных организаций.

    реферат , добавлен 12.11.2009

    Территориальное и функциональное использование земельных участков на территории (г. Улан-Удэ). Анализ транспортно-пешеходной системы территории. Система социально-бытового и культурно-досугового обслуживания населения. Анализ экологического состояния.

    курсовая работа , добавлен 08.02.2015

    Адаптивное ландшафтно-экологическое планирование жизнедеятельности первобытных и более поздних ячеек (племен, этносов, цивилизаций). Миграции как фактор, влияющий на ландшафтное планирование. Природная зональность и ее влияние на заселение территорий.

Вопрос 2. Территориальное планирование и его значение в установлении правового режима земель населенных пунктов

Появление широкого круга частных собственников в горо­дах привело к необходимости регламентировать соотношение частного и публичного интереса посредством установления ряда градостроительно-планировочных ограничений правообладателей земельных участков. Данные попытки были предприняты в Законе РФ от 14 июля 1992 г. № 3295-1 «Об основах градостроительства в Российской Федерации», а впоследствии в Градостроительном кодексе РФ 1998 г., градостроительных уставах (кодексах) и законах субъектов РФ, иных нормативно-правовых актах. В современной России Градостроительный кодекс РФ определяет четкую последо­вательность разработки градостроительной документации, выделяя стадии территориального планирования {гл. 3), градостроительного зонирования (гл. 4) и планировки территории (гл. 5).

Территориальное планирование направлено на определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, эко­номических, экологических и иных факторов в целях обеспечения их устойчивого развития, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений. Российской Федерации, субъектов РФ, муни­ципальных образований.

Документы территориального планирования подразделяются на федеральные, субъектов РФ и муниципальных образований (ч. 2 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ). В самом общем виде следует отметить, что в данных документах фиксируется информация о состоянии территории соответствующего уровня, о возможных направлениях ее развития и об ограничениях ее использования, что отображается в соответствующих схемах (картах). Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные районы разрабатывают схемы территориального планирования, а поселения и городские округа – генеральные планы.

Значение федеральной схемы территориального планирования заключается в необходимости закрепления в графическом и тексто­вом виде границ категорий земель, земельных участков и объектов недвижимости, уже находящихся в федеральной собственности, а также границ земель и местоположения объектов, которые будут предназначены для федеральных нужд (отсюда вытекает резерви­рование земельных участков и их последующее изъятие для феде­ральных нужд). На данных схемах фиксируются соответствующие ограничения деятельности, вытекающие из особенностей функ­ционирования действующих либо предусмотренных федеральной схемой объектов.

При подготовке федеральной схемы территориального плани­рования решается ряд важных организационно-правовых вопросов. Так, при разработке схемы возникают трудности с отображением на ней действующих федеральных объектов (большей частью линей­ных), правовой статус которых не получил должной фиксации. Так, для признания автомобильной магистрали дорогой федерального значения этот линейный объект и соответствующий земельный участок должны быть зарегистрированы в данном качестве с по­становкой участка на кадастровый учет; ему должен быть присвоен индивидуальный кадастровый номер; он должен быть зарегистри­рован в федеральную собственность органами Росрегистрации.

Установление границ категорий земель и земельных участков с расположенными на них объектами, отображение ограничений и иных элементов комплексных правовых режимов, предусмотренных различными федеральными законами, нецелесообразно иначе, чем на схеме территориального планирования. В этом случае появляется возможность оценить параметры развития территории, определить наиболее оптимальное место расположения федеральных объектов. Кроме того, принятие схемы позволяет централизованно поставить земельные участки на кадастровый учет, осуществить межевание земель и государственную регистрацию права публичной собст­венности на землю (федеральной, субъекта РФ, муниципальной собственности).

Необходимо подчеркнуть динамику уменьшения заложенных параметров, количества, содержания и видов схем от высшего (Российская Федерация) к нижестоящему (субъект РФ) уровню территориального планирования. Точно так же уменьшается ко­личество объектов и их границ, самостоятельно утверждаемых нижестоящим уровнем территориального планирования. Например, субъект РФ уже не определяет, где разместить объекты обороны и безопасности, а лишь фиксирует на своей схеме (карте) утвер­жденные выше параметры, виды объектов и их границы. Кроме того, на уровне схем территориального планирования субъектов РФ менее жесткий порядок обеспечения секретности. Если на федеральном уровне подчеркивается необходимость обеспечения режима государственной тайны при подготовке и утверждении схем территориального планирования, то на региональном уровне таких ограничений уже нет.

В отличие от документов территориального планирования уров­ня РФ и субъектов РФ, где происходит указание планируемых мест размещения уникальных (и весьма немногочисленных) объектов, при планировании на уровне муниципального района (поселения, городского округа) происходит определение мест размещения объектов для удовлетворения обычных, повседневных нужд насе­ления, включая размещение объектов транспортного и бытового обслуживания населения. На муниципальном уровне, при всей поверхностно одинаковой форме изложения со схемами террито­риального планирования Российской Федерации и субъектов РФ, отображаемых на картах (схемах) объектов и границ, речь идет о несколько иных методологических целях и задачах разработки указанных муниципальных документов.

На этом уровне население самостоятельно решает, как обу­строить свою территорию, исходя из возможностей местного бюд­жета. Решая данные вопросы, население и муниципальные органы власти не связаны задачами размещения объектов, обусловленных необходимостью интеграции России во Всемирную торговую орга­низацию (ВТО) и Европейский союз. Данные объекты и процессы отображаются в вышестоящих документах территориального пла­нирования, а на муниципальном уровне лишь воспроизводятся, равно как и те следствия, которые вытекают из расположения на территории муниципального образования объектов федерального значения. Так, планируемое прохождение через территорию му­ниципального образования (например, поселения) федеральной автомагистрали неизбежно ведет к планированию сети дорожного сервиса (кафе, столовых и т.д.), которые могут относиться к объ­ектам как капитального, так и временного строительства.

Специфической чертой территориального планирования на муниципальном уровне является то, что здесь отображаются не­посредственные иели и задачи в сфере обеспечения нормального проживания населения, что отличает данные документы от феде­рального и регионального уровней. Для решения задач проживания, например, 1500 человек (население поселения – муниципального образования) необходимо наличие определенной собственной ин­фраструктуры, размер и параметры которой население определяет самостоятельно (например, в отдельно взятом поселении жителям

Принципиально важным для правового регулирования гра­достроительными средствами земельных отношений является установление и утверждение на картах (схемах) территориального планирования муниципального района границ земель различных категорий. Перечень категорий земель установлен ст. 7 ЗК РФ (пре­дусматривает разделение земель в границах РФ на семь категорий по целевому назначению), а порядок изменения категории земель определен Законом о переводе земель из одной категории в дру­гую. Однако ЗК РФ обходит молчанием вопрос о том, какой орган публичной власти и в каком порядке должен определять границы категорий земель (кроме, пожалуй, земель населенных пунктов и земель особо охраняемых природных территорий) и в какой форме их утверждать.

Положения гл. 3 Градостроительного кодекса РФ дают ответ на этот вопрос. В документах территориального планирования РФ и субъектов РФ происходит последовательное определение (отражение) границ ряда категорий земель. Так, на федеральном уровне (ст. 10 Кодекса) определяются границы категории земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также границ земель специального на­значения (обороны и безопасности, федеральных энергетических систем и т.д.).

На схеме субъекта РФ отражаются утвержденные вышестоящим уровнем границы указанных категорий земель, а также добавля­ются границы земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, границы (существующие и планируемые) земель сельскохозяйственного назначения (включая границы сель­скохозяйственных угодий).

На уровне территориального планирования муниципального района отражаются вышестоящие решения о границах отдельных категорий земель и происходит окончательное графическое от­ражение и утверждение границ всех категорий земель в пределах межселенных территорий. В границах поселений (городских окру­гов) аналогичные сведения (границы) утверждаются генеральными планами поселений (городских округов). Например, генеральный план поселения отражает границы всех категорий земель, включая границы земель входящих в него сельских населенных пунктов.

Таким образом, на картах (схемах) территориального планирования муниципального района отображаются границы всех категорий земель, расположенных на территориях с низкой плотностью населения, не вошедших в состав поселений – муниципальных образований, что имеет большое юридическое значение в части фиксации категории земель в правоустанавливающих документа правообладателей земельных участков, а также при решении вопро­са о переводе земельных участков из одной категории в другую. При составлении таких карт будут использоваться данные государствен­ного земельного кадастра, хотя органы местного самоуправления муниципального района (а в еще большей степени поселения) в определенных пределах могут вносить в них изменения, обуслов­ленные спецификой планируемого использования территории для осуществления градостроительной деятельности.

Не менее важно и то, что именно на уровне схемы террито­риального планирования муниципального района фиксируются существующие и планируемые границы поселений, входящих в состав муниципального района. Собственно говоря, границы муниципальных образований (поселений) по каждому субъекту РФ утверждены приказами Минрегиона России. Однако данные границы носят описательный (повествовательный) характер, от­мечая расстояния между различными координатами естественного или искусственного происхождения. Между тем для реализации функций органа публичной власти (включая принятие решений о распоряжении земельными участками) необходимо четкое гра­фическое фиксирование границ подведомственной территории (во избежание конфликтов и судебных споров), что может быть достигнуто только посредством утверждения схем территориального планирования (генеральных планов).

На схеме территориального планирования муниципального района отражаются границы земель и перечни объектов значения муниципального района, что автоматически влияет на содержание властных полномочий, а также устанавливает зависимость между ними и градостроительными изменениями территории. Перерас­пределение полномочий между муниципальным районом и поселе­нием также должно быть отражено как в схеме, так и в генеральном плане поселения. Из этого следует, что наиболее продуктивной градостроительная деятельность может быть тогда, когда процесс подготовки схем территориального планирования муниципального района и генерального плана поселения происходит согласованно и взаимоувязанно, что исключает возможность возникновения раз­ного рода противоречий в градостроительном развитии территорий как следствие их изоляции.

Результатом процедуры взаимодействия поселения и муници­пального района будет уточнение подходов к разработке докумен­тации территориального планирования. В качестве графической информации в нее должны попасть такие объекты значения му­ниципального района, которые будут реализованы за счет средств бюджета соответствующего уровня. Выделение бюджетных средств на строительство (реконструкцию) объектов, необходимых му­ниципальному району и находящихся в границах входящих в его состав поселений и отраженных в схеме территориального плани­рования района, будет опираться на документальную (правовую) основу (например, планы социально-экономического развития муниципального района). В результате схемы территориального планирования приобретают четко определенный правовой статус и выступают в качестве точного инструмента управления террито­рией. Закрепление в документах территориального планирования муниципального района планируемых объектов капитального строительства поселений обязывает муниципальных должностных лиц и дает определенные гарантии выделения соответствующему поселению субвенций.

Необходимо отметить, что стратегия Градостроительного ко­декса РФ направлена на изменение сложившейся схемы необязательности разработки градостроительной документации. По тексту его неоднократно встречаются весьма жесткие санкции для тех публично-правовых образований и уровней власти, которые будут пытаться саботировать сроки, процедуры и иные требования Ко­декса. Типичным примером тут является запрет на предоставление земельных участков из государственной или муниципальной соб­ственности для строительства с 1 января 2010 г. в случае отсутствия правил землепользования и застройки (п. 14 ст. 3 Вводного закона), что парализует деятельность соответствующих органов местного самоуправления.