Теракт в редакции charlie hebdo. Шарли Эбдо? Террористическая казнь Парижа

Азербайджан и Дагестан - многонациональные республики с древней и богатой культурой. На протяжении веков здесь жили представители разных народов и последователи различных религий.

По преданию, семена христианства были впервые посеяны на берегах Каспийского моря еще в І веке одним из 12-ти учеников Иисуса Христа - святым апостолом Варфоломеем, принявшим мученическую кончину в городе Альбанополе (современном г. Баку), у подножия Девичьей башни. Его дело продолжил ученик святого апостола Фаддея святой равноапостольный Елисей, первый епископ Албанский. Известно, что христианство было широко распространено на территории современного Азербайджане в течение всего средневековья.

С появлением русского населения в начале XIX века христианство на территории Азербайджана получило новый импульс для своего развития. В Гяндже, Шемахе, Баку, а также в Дагестане - в Порт-Петровске (Махачкале), Кизляре и Дербенте - были построены русские православные храмы. В первое десятилетие XX века в Баку было 17 православных храмов, а в целом по Азербайджану - более семидесяти.

В 1919 г. постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви в целях нормализации духовной жизни на территории Азербайджана и Дагестана была создана Бакинская и Прикаспийская епархия, просуществовавшая до 1934 г. С кончиной епископа Бакинского и Прикаспийского Митрофана (Поликарпова) Бакинская кафедра не замещалась.

С 1944 г. в Азербайджане и Дагестане стали вновь возрождаться православные приходы, которые вошли в состав Ставропольской и Бакинской епархии Русской Православной Церкви.

28 декабря 1998 года решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви была восстановлена Бакинская и Прикаспийская епархия, ставшая 128-й епархией Русской Православной Церкви. Епископом Бакинским и Прикаспийским определено было быть благочинному православных приходов Азербайджана архимандриту Александру (Ищеину), прослужившему к тому времени на Кавказе, в том числе в Азербайджане, больше 20 лет. В состав возрожденной епархии вошли православные приходы на территориях Азербайджанской Республики и Республики Дагестан.

В настоящее время в Бакинской и Прикаспийской епархии насчитывается 23 прихода, из них городских - 14, сельских - 9. На территории епархии - 22 действующих храма, 1 женский монастырь, 5 часовен, 1 молитвенный дом и 2 молитвенные комнаты на территории исправительно-трудовых учреждений; 5 воскресных школ для взрослых и детей.

По данным на 1 октября 2009 г. в епархии несут пастырское послушание 58 священнослужителей, из них 43 священника и 15 диаконов.

О современном положении Православия в Азербайджане в интервью информационной службе СФИ рассказал архиепископ Бакинский и Азербайджанский Александр.

Владыка, в Вашей епархии нет своего духовного учебного заведения. Каким образом Вы готовите кадры священнослужителей?

Большинство священнослужителей нашей епархии - граждане Азербайджана. Я должен сказать, что молодежь наши храмы посещает, принимает активное участие в богослужении. И тех, кто проявляет стремление дальше идти по пути церковной жизни, мы направляем в учебные заведения в России, где они получают соответствующее образование.

Но есть, к сожалению, одна проблема: не все они к нам возвращаются. Часто молодой человек во время обучения в духовной школе знакомится с девушкой и решает вступить в брак. А невеста в ультимативной форме заявляет, что ни за что в Азербайджан не поедет. И я как архиерей становлюсь перед проблемой: отпустить или нет? Конечно, по-человечески жалко, и чаще всего приходится отпускать. Но, сами понимаете, нам гораздо интереснее, чтобы человек остался в епархии.

Бывает и так: способный молодой человек, живущий полноценной церковной жизнью, вступает в брак, мы его рукополагаем, а потом отправляем учиться заочно. Такой путь решения кадровой проблемы для нас более приемлем. Ну, а самых талантливых людей нас зачастую просят оставить для дальнейшей работы в учебных заведениях и церковных структурах. Так что желающие учиться и служить Богу есть, но не все, к сожалению, потом трудятся у нас.

- Ведется ли на приходах работа с молодежью?

У нас есть воскресные школы при двух городских храмах. При воскресной школе собора Рождества Богородицы существует театральная студия, где дети обучаются основам драматического искусства. Не факт, что из них получатся актеры, но Рождественские и Пасхальные спектакли они успешно ставят. При Михайло-Архангельском храме есть детская изостудия. Ежегодно у нас проводится конкурс детского творчества «Земное и небесное». Кроме того, раньше мы проводили детские лагеря и я сам активно участвовал в их организации, когда был поэнергичней. Сейчас для меня это уже затруднительно в силу обязанностей и даже, может быть, возраста. Сегодня их проведение стали брать на себя какие-то другие структуры: иногда такие лагеря организует российское посольство совместно с русской общиной. Наше дело - обеспечить их духовную составляющую.

Что касается молодежи, раньше у нас был молодежный клуб и ребята очень активно в нем участвовали, но духовенство, к сожалению, не молодеет, и с годами силы у активистов этой клубной работы немного иссякли, поскольку на них стали ложиться всякие административные проблемы. Сейчас есть молодежный клуб в Интернете, причем в нем состоят не только православные, но и мусульмане, и представители других религий. Сегодня они едут в детский дом для умственно отсталых детей. Они периодически посещают разные детские дома. Все эти молодые люди где-то работают и из своего личного заработка выделяют какую-то лепту для этих детей, возят им одежду, игрушки, технику.

Есть ли в межрелигиозной сфере еще какое-то взаимодействие между простыми прихожанами - такое же, как эти акции?

Мы проводим много совместных акций: выпускаем журнал, организуем совместные конференции - совсем недавно прошла конференция молодежи по проблеме абортов, болезненной и для Азербайджана. Не так давно прошла акция, в рамках которой мы вместе помогали беженцам, собирали средства в помощь нуждающимся. Таких совместных трудов бесчисленное множество, и это не единовременное, а постоянное соработничество.

Святейший Патриарх Кирилл на заседании президиума Межрелигиозного совета сказал, что мы должны перейти от толерантности, терпимости к конструктивному религиозному диалогу. У нас в Азербайджане такой конструктивный межрелигиозный диалог уже идет. Вот еще один пример: сейчас Управление мусульман Кавказа выпустило сборник трудов Патриарха Кирилла «Свобода и ответственность» на русском и азербайджанском языке (перевод выполнил Бакинский славянский университет).

Одно из направлений научной работы нашего Свято-Филаретовского института - изучение наследия новомучеников. Мы считаем, что этот опыт ХХ века очень важен для современной Церкви. В Бакинской епархии наверняка тоже были свои новомученики. Изучается ли этот опыт, как, кем?

К Бакинской епархии прямое отношение имеет митрополит Казанский Кирилл (Смирнов). В бытность семейным человеком, священником, он проходил пастырское служение в г. Гянджа (тогда Елизаветполь, а потом, в советское время, Кировабад). Овдовев, в 1902 году он принял монашество. В 1918 году он был назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским. До Тифлиса он не добрался, а в Баку, где в это время также начались церковные нестроения, жил несколько месяцев и нормализовал здесь церковную жизнь. В 1920 году владыку Кирилла перевели на Казанскую кафедру. То, что мы сейчас имеем в Бакинской епархии, это наследие митрополита Кирилла. Память о нем сохранилась. Он много содействовал упорядочению церковной жизни здесь, на территории нынешнего Азербайджана. Даже конфигурация епархии до сих пор такая, какой митрополит Кирилл представил ее Патриарху Тихону.

Протоиерей Иоанн Восторгов, один из первых новомучеников, тоже несколько лет трудился в той же самой Гяндже. Он был законоучителем в гимназии, сменив в этой должности будущего митрополита Кирилла (Смирнова). Память о нем тоже жива.

В соборе Рождества Богородицы почитается священномученик Иоанн Ганчев. Он был настоятелем этого храма, потом его перевели на юг Азербайджана. Сохранился храм, в котором он служил и который расписывал (к сожалению, служителей у храма нет, поэтому он просто законсервирован). Его арестовали, выслали в Казахстан и в Карлаге расстреляли. Он прославлен в 2000 году в Соборе новомучеников и исповедников российских.

Мой непосредственный предшественник епископ Митрофан (Поликарпов) погребен у нас в кафедральном соборе. Он скончался в 1934 году. Его сначала долго мытарили: он служил в Воронежской епархии, затем в Елабуге и других местах в Поволжье, а затем его направили сюда. Здесь он был ограничен в правах, ему редко позволяли совершать богослужение. Он был прекрасный проповедник. Его посадили за то, что в день памяти святителя Митрофана Воронежского, имя которого он носил в монашестве и земляком которого был, он в проповеди сказал, что святитель Митрофан был духовником императора Петра Великого, создателя российского Военно-морского флота. За эту фразу его посадили, а поскольку он был стар и немощен, он отсидел около года и его выпустили умирать. Он умер уже совершенно больной.

Когда мы в Министерстве безопасности взяли его дело, то увидели, что там сохранилось его завещание. Он просил свой труд, монографию по святителю Митрофану Воронежскому, и свою панагию после кончины передать местоблюстителю Патриаршего престола митрополиту Сергию. А себя он просил похоронить под фундаментом кафедрального собора г. Баку. И вот когда нам передали собор и мы познакомились с завещанием, я обратился к Святейшему Патриарху Алексию за благословением исполнить волю владыки Митрофана и перезахоронить его под фундаментом кафедрального собора. Святейший Патриарх Алексий благословил обустроить крипту в соборе. Мы обратились к властям, нам разрешили эксгумацию. Потом была проведена судебно-медицинская экспертиза. И вот он перезахоронен в нашем кафедральном соборе. Мы всегда 16 декабря, в день его кончины, проводим молитвенные чтения в его память.

Беседовала Анна Алиева

Выйти на след террористов полицейским помогла нелепая случайность. В автомобиле, который бандиты сначала угнали, а после бросили на окраине Парижа, было обнаружено удостоверение на имя Саида Куаши. Спустя еще несколько часов были установлены имена всех преступников. Это 32 летний Саид Куаши, его 34-летний брат Шариф и 18 летний безработный Хамид Мурад. Все трое — французы алжирского происхождения, родились в Париже.

Шариф Куаши хорошо известен полиции, он уже отсидел в тюрьме три года за участие в вооруженной группировке французских джихадистов, занимающейся, помимо прочего, вербовкой молодых французов для ведения войны в Ираке и Сирии.

После того как личности трех подозреваемых были установлены, расследование привело полицейских в город Реймс, что в 130 километрах от Парижа. Именно там началась спецоперация по захвату преступников. Как передает обозреватель НТВ Вадим Глускер , операция эта довольно странная: спецслужбы не оцепили территорию квартала, где, по данным спецслужб, засели бандиты. Местные жители, зеваки и журналисты спокойно разгуливали рядом со спецназом, кто-то делал селфи. Ничто не напоминало о том, что в этом районе ловят террористов, которые накануне хладнокровно убили 12 человек.

В итоге все ограничилось обысками, а полиция вынуждена была признать, что преступники скрылись. Спустя час самый молодой из нападавших, 18-летний Хамид Мурад, сдался полиции сам.

Франсуа Олланд , президент Франции: «Это нападение на всю республику, а республика — это свобода выражения. Республика — это культура, творчество, плюрализм, демократия, это идеалы, которые Франция исповедует и несет миру. Именно в это целились убийцы. Свобода всегда будет сильнее варварства. Франция всегда побеждала своих врагов, когда объединялась вокруг своих ценностей. И я призываю вас сплотиться. Единство, единство всех и каждого должно стать ответом. Объединившись, мы победим, ничто не сможет заставить нас сдаться и отступить».

Пока в Реймсе проводилась спецоперация, во многих городах Франции люди вышли на митинги памяти и солидарности с погибшими журналистами, среди которых, наверное, самые известные французские карикатуристы Кабю, Шарб, и Жорж Волынски.

Никаких речей и лозунгов, кроме пожалуй одного: мы все Charlie. Десятки тысяч парижан собрались на площади Республики, чтобы выразить солидарность с редакцией сатирического еженедельника. Причем люди пришли по зову сердца, никаких специальных групп в социальных сетях для этого не создавалось. Имена погибших, свечи и поднятые вверх шариковые ручки и фломастеры. Это единственное, чем могли ответить французы на чудовищный теракт.

Накануне трое террористов в масках и бронежилетах ворвались в здание популярного сатирического еженедельника Charlie Hebdo, с криками «Аллах акбар» и «мы вам отомстили за пророка Мухаммеда» они .

Причем стреляли не наобум, нападавшие знали своих потенциальных жертв, правда не в лицо. Для опознания неверных они , после чего расстреливали людей. Убив 10 человек и ранив еще 8, бандиты выскочили на улицу. Там им путь преградили двое полицейских, которые также были хладнокровно убиты. Сообщается, что своих жертв террористы просто добивали.

Charlie Hebdo уже не в первый раз подвергается нападению. В 2011-м, когда журнал опубликовал карикатуры на пророка Мухаммеда, неизвестные закидали редакцию бутылками с зажигательной смесью. Спустя год вышел целый номер, наполненный соответствующими карикатурами. Исламисты уже тогда пообещали ответить.

Сегодня , в полдень пройдет минута молчания, государственные флаги будут приспущены в течении трех дней. Журналисты других изданий, газет, журналов, радио и телевидения пообещали сделать все, чтобы в следующую среду Charlie Hebdo снова вышел в печать. Помочь решили и творчески, и материально, несмотря на кризис.