Темы профессионально должностной подготовки военнослужащих. Порядок организации профессионально-должностной подготовки постоянного состава академии

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 9/1993, стр. 48-52

Профессиональная подготовка офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации

Генерал-лейтенант В.А.САПОЖИНСКИЙ,

кандидат военных наук, профессор

СОВРЕМЕННАЯ система подготовки офицерских кадров в Воору-женных Силах Российской Федерации сложилась исторически и дей-ствует с определенной отдачей. Потому было бы ошибкой ставить под сомнение буквально все аспекты ее деятельности, не учитывать накоп-ленный опыт, научные школы и имеющуюся учебно-материальную базу. Эта проблема не впервые поднимается на страницах журнала, и мы имеем достаточно примеров, подтверждающих, что объем и содержание подготовки военных специалистов не в полной мере отвечают современ-ным требованиям развития военного дела. Основная причина этому, на наш взгляд, - крупные издержки самой системы, отсутствие научно обос-нованной концепции: чему, в каком объеме и на каком уровне учить. Для решения этих проблем предлагаются различные, чаще всего субъектив-ные подходы. Одни придерживаются мнения, что военные училища и академии должны готовить офицеров к исполнению конкретной долж-ности. Другие считают, что вузы должны давать лишь фундаменталь-ные знания теоретических основ, а специализация будет завершаться че-рез систему офицерских курсов. Думается, что, как и в любом многопла-новом процессе, крайности здесь неприемлемы.

Сложившаяся в последние годы система военного образования пред-ставляет собой непрерывный образовательный процесс. При этом ее ос-новными составляющими являются: начальная военная подготовка; военно-профессиональная подготовка в период срочной службы в рядах Вооруженных Сил (в том числе в учебных подразделениях); подготовка в суворовских и Нахимовском училищах; обучение в военных училищах и на военных кафедрах гражданских вузов с последующей службой в вой-сках или прохождением сборов в запасе; командирская подготовка; по-вышение квалификации на офицерских или академических курсах; обу-чение в военных академиях. Кроме этого, можно выделить подготовку военнослужащих запаса на различного рода сборах.

Однако при рассмотрении содержания обучения мы не можем отме-тить такого «разнообразия». Так, подготовка офицеров проходит преи-мущественно в целевых военно-учебных заведениях. В учебных про-граммах видовых (родовых) военных училищ и академий существенного различия не наблюдается. Как правило, многочисленные вузы парал-лельно готовят специалистов одного профиля с некоторой долей спе-циализации, что ведет к дублированию, распылению средств на созда-ние идентичной материальной базы, увеличению расходов на управлен-ческую деятельность. Не отвечают своему предназначению по совер-шенствованию профессиональной подготовки офицеров и офицерские курсы. На сегодняшний день существующие в системе военного образо-вания курсы повышения квалификации офицерского состава в какой-то мере потеряли свою значимость. Основные причины этого кроются в первую очередь в оторванности учебных программ от содержания обуче-ния в военных училищах и академиях, а главное в том, что они практиче-ски не влияют на продвижение офицера по службе.

На наш взгляд, важным звеном в подготовке офицерских кадров является командирская подготовка. Но действующие в настоящее время программы не предусматривают наращивания знаний, умений и навы-ков: из года в год изучаются одни и те же темы, повторяются занятия, не учитываются опыт и уровень профессиональной подготовки обучаемых, се это приводит к выводу, что при видимом единстве различные эле-менты системы профессиональной подготовки офицеров функциони-руют без должной связи друг с другом. Причем эти недостатки концепту-ально уже рассматривались в Положении о строительстве ВС РФ в раз-деле «Подготовка военных кадров». Однако в нем, по нашему мнению, больше внимания уделено организационным вопросам.

Передовая педагогика в институциальном аспекте рассматривает систему образования как совокупность формальной и неформальной под-систем. В формальную входят такие институты обучения, как общеобра-зовательные школы, высшие и средние специальные заведения, различ-ные курсы (официальные учреждения); в неформальную - семья, цер-ковь, музеи, клубы и т.д. Формирование всесторонне развитой личности, в том числе военного профессионала, условно осуществляется по двум направлениям: первое - приобретение профессиональных качеств, т.е. обучение; второе - формирование гражданских и общечеловеческих ка-честв, т.е. воспитание.

В рамках теории непрерывного образования исследования под эги-дой ЮНЕСКО были начаты четверть века назад. В России этим вопросом занимаются лишь последнее десятилетие. В общем виде идея непрерыв-ного образования отражает назревшую общественную потребность в упорядочении вертикальной структуры образовательного процесса и его достройки новыми элементами. И по содержанию, и структурно предла-гаемая система непрерывного образования предусматривает два основ-ных вида подготовки: фундаментальную (общетеоретическую) и при-кладную (по специальности, согласно должностного предназначения). Вместе с тем необходимо учитывать особенности создания системы не-прерывного образования: возможность его получения в течение всей ак-тивной жизни человека; стимулирование самого факта приобретения, обновления и повышения уровня знаний; удовлетворение потребностей в специализации знаний только на старших курсах вузов на основе про-фотбора.

Таким образом, непрерывное образование военных кадров необходимо, на наш взгляд, понимать как процесс их подготовки, состоящий из базового и последующего образования. В дальнейшем это предполагает последовательное чередование практической деятельности в сфере про-фессионального труда и учебы по повышению теоретических (базовых) знаний.

Анализируя некоторые положения концепции непрерывного образо-вания, можно сделать вывод, что основными направлениями образова-тельной реформы в ВС РФ могли бы быть: по структуре - создание строй-ной, взаимосвязанной системы непрерывной подготовки офицерских ка-дров не только в военных училищах и академиях, но и на различных офи-церских курсах (академических, повышения квалификации и т.п.), а также в войсках в системе командирской подготовки и самостоятельной учебы; более тесная интеграция системы подготовки офицерских кадров с элементами гражданского (среднего специального) образования; по со-держанию - усиление фундаментальности вузовского образования, осо-бенно на младших курсах. При этом в военных училищах командного профиля основное внимание в течение трех-четырех лет обучения должно быть сосредоточено на освоении базовых наук, основ военной теории и общеобразовательной программы, дающих право на получение дипломов общегосударственного образца, на завершающем курсе - на прикладных науках. При подготовке специалистов инженерного про-филя возможна и более тесная связь с общегосударственной программой подготовки инженеров конкретных специальностей. Военные академии, на наш взгляд, должны не только расширять знания по основам военной теории, но и готовить офицеров управленческой деятельности опера-тивно-тактического и даже оперативно-стратегического профиля с при-своением им новой квалификации. Подготовка офицера к исполнению конкретной должности в сфере профессионального труда должна осу-ществляться в вузах МО или на военных кафедрах при гражданских выс-ших учебных заведениях на завершающем этапе обучения, а также в си-стеме обязательных офицерских курсов перед назначением на выше-стоящую должность.

Кроме того, учитывая потребность войск в специалистах различного уровня подготовки, представляется правомерным выдача одним и тем же вузом разных дипломов. Для специалистов первого уровня - о сред-нем военно-специальном образовании. Его должны получать выпуск-ники после окончания только первых двух-трех курсов военных училищ, если они не способны или по какой-либо причине не желают продолжать учебу, а также на некоторых военных кафедрах при гражданских вузах. Это будет тот уровень образования, при котором офицер (прапорщик) сможет исполнять первичные должности командного и инженерного со-

става. Второй - о высшем военном образовании первой ступени (высшее военно-специальное образование) будут получать выпускники военных училищ и институтов родов войск, большинства военных кафедр при гражданских инженерно-технических вузах (по соответствующим специ-альностям для исполнения командных и инженерных должностей до от-дельной части включительно, а также офицеров штабов соединений). Третий - о высшем военном образовании второй ступени - (элитный) да-вать только выпускникам военных академии, специалистам командно-штабного и инженерного профиля, предназначенным для исполнения соответствующих командных должностей оперативно-тактического уровня и должностей офицеров в оперативных и стратегических объеди-нениях, в Центральном аппарате Министерства обороны, на преподава-тельской работе в вузах и в научно-исследовательских учреждениях.

На первый взгляд нет ничего нового. По форме у нас именно так и ве-дется подготовка офицерских кадров. Однако принципиальное отличие непрерывной от традиционной системы обучения состоит в том, что представляется возможность получения образования любого уровня в соответствии со способностями; право выбора на старших курсах специ-альной ориентации; преимущественно личная ответственность обучае-мого за результаты своей учебы; значительный удельный вес фундамен-тальной (не менее 50%) подготовки и самостоятельной (порядка 25%) ра-боты; обязательное стимулирование качества образовательного уровня.

Практически уже сейчас необходимо осуществлять переход на мно-гоуровневую структуру подготовки военных специалистов. Для этого на-бор в военные училища следует проводить на конкурсной основе и обу-чение начинать с фундаментального курса. Затем по результатам экзаме-нов за два-три курса (в зависимости от выявленных по рейтингу профес-сиональных качеств) не более двух третей обучаемых отбирать для про-должения учебы по полной программе и получения диплома о высшем военном образовании. Остальных (30-40% обучаемых), показавших поло-жительные результаты в учебе, целесообразно направлять на годичные (но не менее шести месяцев) курсы для целевой подготовки на конкрет-ную первичную должность по избранной ими специальности. В данном случае они будут выпускаться командирами взводов или техниками рот в звании младший лейтенант (прапорщик). Им может вручаться диплом о среднем военном образовании. В этой должности они остаются до завер-шения контракта, однако в последующем могут продвигаться по службе (на офицерские должности) до командира роты (батареи) и им равных, но при условии обязательного обучения на специальных курсах или при военных училищах перед назначением на каждую должность и положи-тельной сдаче соответствующих экзаменов.

Назрела, на наш взгляд, необходимость пересмотра Положения о сроках увольнения военнослужащих из Вооруженных Сил. Предельный возраст службы, естественно, должен быть 60 лет (как установлено в За-коне РФ «Об обороне»). Однако связывать жестко срок увольнения со зва-нием офицера не совсем правильно. Ведь главное - деловые качества и личное отношение к службе. По ряду должностей (в штабах, вузах, НИИ, административных органах) не требуется присваивать высшее звание, но офицер может отлично исполнять обязанности до 50-55 лет. Увольнение офицера лишь по причине предельного возраста по воинскому званию просто расточительно.

Кроме того, социальная защита профессиональных военнослужащих - выпускников военных училищ невозможна без вручения им по оконча-нии полного курса обучения диплома общегосударственного образца как специалисту с высшим специальным образованием. Это касается в первую очередь офицеров командного профиля, так как для военных ин-женеров уровни подготовки, безусловно, могут и должны определяться аналогично соответствующим гражданским инженерным вузам. Требу-ется на законодательном уровне определить, к каким управленческим или другим специальностям народного хозяйства приравнивается дип-лом военного специалиста.

При обучении в военных академиях видов Вооруженных Сил необхо-димо давать высшее военное образование для управления деятельно-стью объединений (соединений, частей) данного вида в мирное и воен-ное время, а Академия Генерального штаба должна готовить военных специалистов в сфере совместного применения объединений видов Booруженных Сил. При этом в академиях также целесообразно иметь два уровня подготовки и проводить дифференциацию слушателей по ито-гам первых двух-трех семестров обучения. В зависимости от результатов учебы и профессионального отбора по рейтингу порядка 25-30 % слуша-телей предлагается переводить на ускоренную (не более одного семе-стра) доподготовку с последующим направлением их в войска для про-хождения дальнейшей службы офицерами штабов, частей и соединений, а также командирами батальонов и им равных подразделений. При по-следующем их продвижении по службе они могут обучаться на курсах усовершенствования. Слушателям, завершающим учебу в академии по полной программе, необходимо вручать дипломы специалистов управ-ленческой деятельности как в военной области, так и в сфере народного хозяйства. Все выпускники могут служить в штабах соединении и объе-динений, командирами полков, бригад, их заместителями и на равных им должностях. Часть офицеров, проявивших склонность к штабной и исследовательской деятельности, может сразу поступать в адъюнктуру или направляться в Военную академию Генерального штаба, продолжи-тельность учебы в которой для них не должна превышать один год. Есте-ственно, что в ВАГШ офицеры и генералы из войск будут отбираться пре-жним порядком, а ее выпускники назначаться для замещения командных должностей в оперативно-тактическом звене и для последующей работы в Генеральном штабе, Центральном аппарате МО, главкоматах видов ВС, штабах военных округов.

Эти предложения, бесспорно, потребуют качественной переработки не только учебных программ, но и изменения самой идеологии военного образования, внедрения новых технологий в учебный процесс; создания системы объективного контроля (по рейтинговому принципу), оценки и отбора достойных для дальнейшего обучения по расширенной про-грамме на каждом этапе этой многоуровневой системы; изменения под-ходов к рассмотрению кандидатов для выдвижения на вышестоящие должности и персонального учета прохождения службы выпускниками военных академий в целом. Главное в том, что такой вариант обучения офицеров позволит избежать дублирования, существенно повысит мо-тивацию обучения. При этом вузы, готовящие специалистов по заявкам различных заказчиков, должны стать самостоятельными исполнителями заказа и не быть, как это имеет место сейчас, напрямую подчиненными своим заказчикам. На наш взгляд, заказчик может ограничивать вузы по трем аспектам: определять количество выпускников по годам; предъя-влять научно обоснованные квалификационные требования по их подго-товке; участвовать в контроле качества обучения. Все остальное вузы должны решать самостоятельно.

Думается, можно согласиться с мнением, что выпускники военных училищ, получая фундаментальную подготовку по основам теории воен-ного искусства, одновременно могут подготовиться к исполнению кон-кретной должности. При этом программы академий должны компенси-ровать пробел в получении фундаментальных знаний и в методике их применения. Подготовка же офицеров с академическим образованием к назначению на конкретную должность (их узкая специализация), по на-шему мнению, является прерогативой кратковременных офицерских курсов, прежде всего академических. При этом система командирской подготовки должна быть постоянным связующим звеном между фунда-ментальной и практической подготовкой по специальности в соответ-ствии с должностным предназначением. Ее необходимо согласовывать с учебными программами соответствующих офицерских курсов и прово-дить по категориям в прежних объемах, но не по два дня в месяц, а двух-трехнедельные сборы в полугодие. Формы совершенствования методи-ческой подготовки офицеров - командиров подразделений и частей це-лесообразно оставить прежними.

В числе первоочередных задач реформирования военного образова-ния следовало бы уточнить систему подготовки самих преподавателей, в том числе и в связи с переходом на непрерывную систему обучения. Пока же военных преподавателей назначают на должности без необходимой подготовки. Слабо решаются вопросы обмена педагогами между граж-данскими и военными вузами; единичны случаи командирования воен-ных преподавателей за опытом в другие страны. Все это приводит к низ-кому качеству преподавания и в целом снижает эффективность обучения. Решение проблемы видится в создании военного педагогического вуза или отдельных факультетов. Это далекая перспектива, но уже се-годня требуется подготовка профессорско-преподавательского состава, которая может осуществляться в специальных педагогических группах в рамках существующих военных академий. Возглавить и вести эту работу смогли бы соответствующие кафедры: тактики, вооружения и стрельбы, технического обеспечения и др. Определенный опыт в этом имеет Воен-ная академия имени М.В.Фрунзе по подготовке преподавателей истории войн и военного искусства. Целесообразно также продолжить обучение военных ученых и педагогов через систему адъюнктур и докторантур. При этом нет необходимости ограничивать количество докторантов для кафедр, а стоит лишь установить для вуза общую численность адъюн-ктуры и докторантуры. Кроме того, молодых докторов военных наук сле-довало бы обучать по единой программе при ВАГШ или на ее академиче-ских курсах.

В заключение необходимо отметить, что предлагаемые меры по со-вершенствованию системы военного образования хотя в чем-то и совпа-дают с положениями концепций непрерывного военного образования в армиях некоторых стран мира, но в то же время отражают специфику Рос-сийских Вооруженных Сил.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Требования руководящих документов по организации профессионально-должностной подготовки постоянного состава академии

Основные определения

Профессионально-должностная подготовка – это комплекс учебно-воспитательных мероприятий, нацеленных на повышение военно-профессиональной квалификации, воинского мастерства, духовного, культурного и физического совершенствования офицеров.

Сущность профессионально-должностной подготовки заключается в овладении должностными лицами всех уровней необходимыми знаниями, умениями, навыками и командирскими (профессиональными) качествами для исполнения обязанностей по занимаемой должности и на одну ступень выше.

Сборы руководящего (командного) состава с офицерами проводятся в целях поддержания знаний, совершенствования умений, закрепления навыков, необходимых для выполнения своих должностных обязанностей, а также для повышения методического мастерства при проведении занятий с подчиненным личным сотовом, изучения руководящих документов, обучения вопросам управления повседневной деятельностью подразделений.

Профессионально-должностная подготовка офицеров

Подготовка

офицеров

подготовка по программам дополнительного образования

в ходе подготовки войск (сил) и органов управления

профессионально-должностная подготовка

повышение квалификации

(в рамках занимаемой должности)

Переподготовка

на высшую должность или смежную специальность

переподготовка офицеров

самостоятельная подготовка

занятия не менее 8 часов в месяц

руководящего (командного) состава

специальности

выпускников ВУЗ

учебно-методические

самостоятельная работа

военно-научная работа

выполнение индивидуальных заданий

занятия на допуск к самостоятельному управлению, несению дежурства

участие в конкурсах и состязаниях по полевой выучке

методическая работа

контрольные занятия

инструкторско-методические занятия

методические совещания (конференции)

показные занятия

инструктажи

в ходе плановых занятий

Руководящие документы

  • Наставление по боевой подготовке в ВС РФ, утвержденное приказом 2013 года № 760дсп МО РФ (издание второе, исправленное и дополненное).
  • Приказ МО РФ 2013 года № 878 «О правовом обучении в ВС РФ».
  • Приказ МО РФ 2005 года № 170 «Об организации общественно-государственной подготовки в ВС РФ».
  • Приказ МО РФ 2013 года № 255дсп «О совершенствовании работы по обеспечению безопасности военной службы в ВС РФ».
  • Приказ МО РФ 2000 года № 277 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок военно-учебных заведений МО РФ».
  • Приказ командующего Войсками ВКО 2015 года № 69 «Об организации профессионально-должностной подготовки и внутренней службы в Командовании Войск ВКО в летнем периоде обучения 2015 учебного года».
  • Наставление по боевой подготовке Войск ВКО, введенное приказом командующего Войсками ВКО 2012 года № 82дсп.
  • Организационно-методические указания по оперативной и боевой подготовке органов военного управления и Войск ВКО в 2015 учебном году.
  • Программа мобилизационной подготовки военнослужащих органов управления и войск (сил) Западного военного округа на 2015 учебный год.
  • Приказ начальника академии от 2015 года № 31дсп «Об итогах профессионально-должностной подготовки постоянного состава академии в 2014/2015 учебном году и задачах по профессионально-должностной подготовке на 2015/2016 учебный год».
Организация занятий по профессионально-должностной подготовке

День недели/ уровень

I уровень

II уровень

III уровень

Понедельник

Лекция в клубе (вторая среда каждого месяца), занятия в группе (первая среда каждого месяца, вторая среда каждого месяца (резервный день)

Лекция в клубе (вторая среда каждого месяца), занятия в группе (первая и вторая среда каждого месяца, третья среда каждого месяца (резервный день)

Лекция в клубе (вторая среда каждого месяца), занятия в группе (третья среда каждого месяца, четвертая среда каждого месяца (резервный день)

Распределение времени по предметам

Предметы

профессионально-должностной

подготовки

Количество часов по периодам

Количество часов

Весенний

По формам проведения занятий

В группах

В группах

Оперативно-тактическая

(тактико-специальная) подготовка

Специальная подготовка

Военно-техническая

подготовка

Мобилизационная подготовка

Общественно-государственная подготовка

Основы обеспечения защиты государственной тайны

Основы обеспечения безопасности военной службы

Огневая подготовка

Строевая подготовка

Общевоинские уставы ВС РФ

Физическая подготовка

ИТОГО без учета физической подготовки:

ИТОГО с учетом физической подготовки:

Самостоятельная подготовка Самостоятельная подготовка является составной частью профессионально-должностной подготовки офицеров.
  • Самостоятельная подготовка проводится в служебное время два раза в неделю продолжительностью по два учебных часа, включая подготовительный период, с целью изучения руководящих документов, закрепления и совершенствования офицерами своих профессиональных знаний, навыков и методического мастерства, поиска и приобретения ими новых знаний, выполнения индивидуальных заданий, военно-научной работы, подготовки к предстоящим занятиям, конкурсам и состязаниям.
  • В группах I и II уровней самостоятельная подготовка проводится по отдельному плану. Дни проведения самостоятельной подготовки в группах III уровня – по понедельникам и пятницам.
  • Руководители групп по профессионально-должностной подготовке (командиры подразделений) отвечают за организацию и проведение самостоятельной работы, подчиненных им офицеров и ведут ее учет.
Перечень планирующей и отчетной документации по ПДП

Документы

Семестр (период)

Академия

Планирующие

2. Тематический план ПДП постоянного состава вуза

Расписание занятий по ПДП, проводимых в масштабе вуза

Отчетные

Планирующие

1.Тематический план ПДП в структурных подразделениях с учетом уровня образования и профессиональных знаний обучаемых

2. Перечень индивидуальных заданий

2. Расписание занятий по ПДП на месяц

3. План проведения занятия по ПДП

Отчетные

Журнал учета ПДП

Подведение итогов за месяц

Планирующие

План личной подготовки офицера

Отчетные

Тетради по ПДП

Отчет о выполнении индивидуального задания

Подготовка лиц гражданского персонала по специальности Подготовка лиц гражданского персонала по специальности организуется и проводится согласно плану подготовки, разрабатываемому на учебный год. Цель подготовки гражданского персонала – повышение уровня профессиональных знаний, умений и навыков, обеспечивающих своевременное и качественное исполнение обязанностей в соответствии с должностным предназначением. Основное внимание должно уделяться: освоению профессиональной деятельности; усвоению знаний по общественно-государственной подготовке, безопасности труда, подготовке к работе в критических условиях оперативно-тактической обстановки. Подготовка лиц гражданского персонала проводится в ходе плановых занятий не менее 6 часов в месяц, кроме месяцев подготовки к новому учебному году (периоду обучения), в составе учебных групп под руководством непосредственных начальников и самостоятельно по следующим предметам подготовки:
  • общественно-государственная подготовка;
  • профессиональная подготовка в сфере деятельности;
  • охрана труда;
  • специальная подготовка.
Распределение времени по предметам подготовки ГП на 2014/2015 учебный год (в учебных часах) Перечень планирующей и отчетной документации по подготовке гражданского персонала

Документы

Семестр (период)

Академия

Планирующие

1. Раздел «Организация ПДП постоянного состава ВУЗа» в решении начальника ВУЗа на организацию образовательной деятельности

2. Тематический план подготовки ГП по специальности

План-календарь основных мероприятий

Отчетные

Приказ об итогах ПДП за 2014/2015 год и задачах на 2015/2016 год

Планирующие

Тематический план подготовки ГП по специальности в структурных подразделениях с учетом уровня образования и профессиональных знаний обучаемых

1. План календарь основных мероприятий.

2. Расписание занятий подготовки ГП на месяц

3. План проведения занятия подготовки ГП

Отчетные

Журнал учета

Ведомости по итогам сдачи контрольных занятий (зачетов)

Подведение итогов за месяц

Гражданский персонал

Планирующие

Отчетные

Тетради подготовки ГП

воспитательной работы организуются :

а) с заместителями командиров рот (и им равными) по воспитательной работе в воинских частях - 1 раз в месяц не менее 4 часов;

б) с заместителями командиров батальонов (и им равными) по воспитательной работе, психологами батальонов в соединениях - 2 раза в период обучения по 4 часа;

в) с заместителями командиров полков (и им равными) по воспитательной работе, с должностными лицами органов воспитательной работы полков, соединений, объединений и военно-учебных заведений – 1 раз в период обучения не менее 4 часов.

Учеба должностных лиц органов воспитательной работы управлений (отделов) видов и родов войск Вооруженных Сил, военных округов (флотов), главных и центральных управлений Министерства обороны проводится в системе профессиональной подготовки.

Офицеры, назначаемые на должности в органы воспитательной работы, проходят доподготовку (переподготовку) по специальности.

Тема №9: «Организация воспитательной работы в части, подразделении. Основные формы и методы воспитательной работы офицера»

Занятие №1: «Цели и задачи воспитательной работы в подразделении. Порядок организации и проведения мероприятий воспитательной работы в подразделении. Основные формы и методы воспитательной работы офицера. Перспективное и текущее планирование воспитательной работы в подразделении»

Учебные вопросы:

1. Цели и задачи воспитательной работы в подразделении.

2. Порядок организации и проведения мероприятий воспитательной работы в подразделении.

3. Основные формы и методы воспитательной работы офицера.

4. Перспективное и текущее планирование воспитательной работы в подразделении.

Цели и задачи воспитательной работы в подразделении.

Основные закономерности системы воспитания:

Соответствие целей и задач воспитания требованиям общества, воинской службы, идеалам духовно-нравственного человека;

Соответствие воспитательных воздействий (влияний) личному примеру командира (начальника), уровню его культурно-нравственного развития;

Соответствие средств и методов воспитания его целям и задачам;

Соответствие воспитательной деятельности индивидуальным и

коллективным особенностям военнослужащих, уровню их развития;

Соответствие результатов системы воспитания поставленным целям и задачам.

Основные принципы воспитания:

Государственно-патриотическая и профессиональная направленность;

Воспитание в процессе воинской деятельности;

Комплексный подход к воспитанию военнослужащих;

Требовательное и уважительное отношение к воинам при опоре на положительное в личности;

Индивидуальный и дифференцированный подход;

Единство, согласованность и преемственность в воспитании.

Государственно-патриотическое;

Воинское;

Нравственное;

Правовое;

Экономическое;

Эстетическое;

Физическое;

Экологическое.

Государственно-патриотическое воспитание личного состава направляется на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота России и способной успешно выполнить профессиональные обязанности в мирное и военное время.

Основными путями государственно-патриотического воспитания являются:

Разрешение противоречий процесса формирования гражданина патриота с учетом условий современного периода российской государственности;

Совершенствование воспитания в духе дружбы народов РФ;

Воспитание военнослужащих на героических традициях народов России и Вооруженных Сил:

К традициям относятся:

Преданность к Родине и любовь к ней (патриотизм);

Постоянная готовность к защите Отечества;

Верность воинской присяге, воинскому долгу;

Верность войсковому товариществу;

Уважение к командиру и защита его в бою;

Верность Боевому Знамени.

В России знамена частей и кораблей были введены Петром I. Он определил их размеры, оформление, ввел присягу под знаменем. Служить знаменам было определено в течении пяти лет. Павел I указал служить знаменам бессрочно.

Творческое использование воспитательного потенциала различных религиозных конфессий.

Воинское воспитание заключается в систематическом и целенаправленном влиянии на духовное и физическое развитие военнослужащих в интересах их подготовки как вооруженных защитников Отечества.

Основными путями воинского воспитания являются:

Осуществление неразрывного единства процесса воспитания и обучения военнослужащих;

Соблюдение строгого уставного порядка в организации всей службы, быта в воинских частях (подразделениях);

Обеспечение безопасности военной службы и морально-психологической поддержки каждого военнослужащего в различных видах воинской деятельности;

Моделирование реальных условий и обстановки современного боя в учебном процессе;

Обеспечение личной примерности всех категорий должностных лиц;

Использование сложившейся в Вооруженных Силах системы воинских ритуалов;

Нравственное воспитание рассматривается как влияние на сознание, чувства и волю военнослужащих с целью формирования у них необходимых нравственных черт и качеств.

Основными путями нравственного воспитания являются:

Вооружение военнослужащих знаниями требований общества к их

профессиональному и нравственному облику, обеспечение социальной значимости их ратной службы;

Стимулирование потребности в моральном самосовершенствовании военнослужащих, их стремления к положительному нравственному идеалу;

Обеспечение гибкости воспитательных влияний, их совершенствование в соответствии с достигнутым уровнем нравственной зрелости военнослужащих;

Целенаправленная организация нравственно значимой деятельности военнослужащих, в процессе которой формируется, осознается и переживается личностный смысл моральных принципов и норм;

Применение методов, форм и моральных стимулов воспитания, которые побуждают нравственные чувства и ответственность;

Анализ и учет общественного мнения, социально-психологического климата, индивидуальных особенностей воинов.

Правовое воспитание представляет собой целеустремленное систематическое воздействие на сознание и психику военнослужащих в интересах формирования у них устойчивых правовых взглядов и представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек правового поведения.

Основными путями правового воспитания являются :

Организация и содержание правовой пропаганды;

повышение теоретической и методической подготовки военнослужащих по правовым вопросам;

Мобилизация личного состава на активное участие в правом воспитательном процессе;

Обобщение и распространение передового правового опыта;

Контроль за строгим и точным соблюдением законности и правопорядка, воинской дисциплины и дисциплинарной практики.

Экономическое воспитание заключается в формировании у них системы экономических знаний, навыков, умений и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения служебных обязанностей.

Основными путями экономического воспитания являются :

Создание в войсковых частях школ экономических знаний для

Формирование бережного отношения к боевой технике, вооружению и военному имуществу, рационального использования материально-технических и учебно-методических средств;

Использование в воспитательной работе с различными категориями военнослужащих разнообразных экономических стимулов;

Пропаганда экономических знаний по различным хозяйственным вопросам жизнедеятельности части;

Обучение военнослужащих умению предвидеть и оценивать экономические последствия своей деятельности, обеспечивать экономическую безопасность военной службы.

Эстетическое воспитание направлено на разностороннее развитие эмоционально-чувственной сферы (чувства прекрасного) духовного мира военнослужащих.

Основными путями эстетического воспитания являются :

Формирование эстетического отношения к воинской среде, к субъектам и объектам профессиональной деятельности;

Привитие эстетического отношения к военной форме и снаряжению, знание их истории;

Знакомство с художественно-творческой жизнью армии и флота, их художниками, писателями, композиторами и поэтами;

Приобщение к военной проблематике в театре, кино, литературе, живописи.

Физическое воспитание способствует укреплению здоровья и закаливанию, формированию волевых, боевых и психологических качеств.

Основными путями физического воспитания являются:

Организация плановой физической подготовки различных категорий военнослужащих;

Проведение спортивно-массовых мероприятий;

Организация активного досуга личного состава в выходные и праздничные дни;

Пропаганда здорового образа жизни;

Популяризация лучших спортивных достижений.

Экологическое воспитание направленно на формирование у военнослужащих экологического мышления, необходимых экономических, юридических, нравственных, эстетических взглядов на природу и место в ней человека в целях охраны и безопасности окружающей среды.

Основными путями экологического воспитания являются:

Разъяснение причин негативных экологических последствий воинской деятельности и возможностей их предотвращения;

Вовлечение воинов в практические мероприятия по охране природы;

Совершенствования экологического обучения личного состава.

Реализация содержания воспитания предполагает комплексный подход , предусматривающий единство и согласованность всех его составных частей.

Цели воспитательной работы:

Формирование и развитие у личного состава качеств и отношений гражданина-патриота.

Развитие духовной составляющей боевого потенциала и военного профессионализма армии, ее использования в интересах укрепления обороноспособности страны;

Формирование развитой и высоконравственной личности защитника Отечества;

Обеспечение осознанного и добросовестного выполнения военнослужащими своего воинского долга.

Воспитание военнослужащих как граждан правового и демократического государства;

Воспитание каждого военнослужащих и подготовка их к различным видам профессиональной деятельности или к какому-либо конкретному;

Учет и при необходимости корректировка личностных целей военнослужащих - как декларируемых на словах, так и реально осуществляемых во время их учебы и службы.

Основными задачами системы воспитания являются:

Конспект ЛЕКЦИИ

ТЕМА № 30

«Подготовка офицеров и прапорщиков авиационных частей».

ЛЕКЦИЯ № 31

«Организация и методика подготовки офицеров и прапорщиков»

Учебные вопросы:

1. Общие сведения по организации подготовки офицеров и прапорщиков в частях авиации.

2. Формы обучения.

3. Методика разработки группового упражнения.

Л И Т Е Р А Т У Р А:

1. Самоцвет Н.А. Учебник. Организация и методика боевой подготовки подразделений и частей авиационного тыла. Воронеж, 2005 г.

2. Кириллов Ю.Ф. Учебник. Управление подразделениями в мирное время. М.: Голден Би, 2007, с. 107-110, 115-119.

3. Коновальчук Е.В., Учебное пособие. Подготовка офицеров и прапорщиков подразделений и частей авиационного тыла. В.: ВВВАИУ, с. 3-5.

Вопрос № 1

Общие сведения по организации подготовки офицеров и прапорщиков

В частях авиации.

В частях ВВС приказом командира части определяются и создаются группа офицеров и группа прапорщиков.

Руководит обучением группой офицеров командир части, группой прапорщиков - начальник штаба или один из заместителей командира части. Для проведения отдельных занятий группы могут разбиваться на подгруппы. В этих случаях в расписании указывается руководитель, назначенный командиром части для проведения только конкретного занятия (ряда занятий). Расписание занятий для офицеров и прапорщиков составляется на основе плана подготовки части.

Расписание занятий составляется на каждый месяц учебного года . Общевоинские Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации в программы подготовки офицеров, как предмет, не вносятся.

Офицеры совершенствуют их знания самостоятельно, сдают зачеты по их знанию два раза в год после окончания первого периода обучения и учебного года. Занятия по строевой подготовке по группам, отдельно для, офицеров и прапорщиков проводятся в дни, предусмотренные планом-календарем основных мероприятий части на месяц, обычно в дни подведения итогов.

Кроме этого, офицеры совершенствуют свои знания и навыки в строевой подготовке и другим предметам, проводя занятия с подчиненными в подразделениях, которыми они командуют. В части, приказом командира определены дни, в которые доводятся приказы, нормативы и другие руководящие документы. Дальнейшее совершенствование умений по управлению подразделениями умений осуществляется на тренировках и учениях.

Состав предметов подготовки подразделяется на предметы изучаемые офицерами всех специальностей и предметы профессиональной подготовки - "Обеспечение боевых действий подразделений авиационных частей", который отличителен для каждой специальности подразделений МТО.

Особенности службы и деятельности офицеров частей подразделений МТО многогранны. Сложные задачи по обеспечению боевой подготовки и повседневной деятельности авиационных частей занимают значительную долю служебного времени офицера. Вместе с тем, неотъемлемой частью деятельности офицеров являются поддержание воинского порядка, обучение и воспитание подчиненных. Отличи­тельной особенностью подразделений МТО является его инженерное содержание. Это объясняется совершенствованием авиационной техники, в том числе и наземной. Наиболее сложные вопросы, требующие затрат служебного времени - это работа с личным составом.

Совершенствование знаний и умений по работе с личным составом достигается строгим руководством положениями руководящих документов, опытом работы, который сосредоточен в материалах предметов общих для офицеров всех специальностей.

Общей целью подготовки офицеров в частях является то, чтобы каждый в совершенстве знал и выполнял свои обязанности и был подготовлен к исполнению обязанностей на одну ступень выше занимаемой должности.

Достижение этого требования обеспечивается изучением материала всех предметов подготовки в частях. Перечень предметов обучения офицеров в подразделений МТО приведен в КБПТ ВВС-09.

Кроме 5 часов в неделю, наставлением по физической подготовке предусматривается проведение занятий в дни, определенные приказом командира части. Дополнительно, указанием командования, отводится учебное время на изучение предмета.

Изучая оперативное искусство, офицеры подразделений МТО должны знать характер современной войны, основные положения военного искусства, оперативные и стратегические направления. Организационную структуру объединений, соединений, боевые возможности объединений Сухопутных войск и ВВС, военные доктрины, организационную структуру объединений, соединений иностранных государств. Эти знания должны быть направлены на умение оценить обстановку при организации тылового обеспечения боевых действий авиационных частей и подразделений. Программой предмета предусматривается изучение 12 тем. Упражнений для офицеров частей авиационного тыла по оперативному и искусству не предусматривается.

По тактике офицеры подразделений МТО совершенствуют свои знания по основам тактики Сухопутных войск, основам тактики ВВС и взаимодействие Сухопутных войск в общевойсковом бою. В соответствии с этим предусматривается изучение 3-х тем и отработка четырех упражнений. По оперативному тылу офицеры изучают основы тылового обеспечения объединений Сухопутных войск и ВВС, основные направления работы штабов и служб объединений и частей МТО. По этому предмету офицеры изучают пять тем, и отрабатывают три упражнения, в основном связанные с расчетами по обеспечению авиационных соединений, частей в операции.

Специальная подготовка изучается более подробно. Содержание программы этого предмета направлено на изучение основ организации тылового обеспечения частей и подразделений Сухопутных войск и ВВС, методики оценки возможностей частей по тыловому обеспечению, способов и порядка перемещения частей и учреждений МТО, основ организации МТО в Сухопутных войсках и ВВС иностранных армий.

Совершенствование знаний офицеров должно быть направлено на выработку умений организации тылового обеспечения боевой подготовки и боевых действий авиационных частей и подразделений и боевой готовности. По специальной подготовке предусматривается изу­чение шести тем.

По предмету радиационная, химическая и биологическая защита офицеры изучают боевые свойства и защиту от ядерного, нейтронного, бактериологического, химического оружия, прогнозирование обстановки, основы химического обеспечения боевых действий авиации и организацию последствий и восстановление боеспособности частей, учреждений и подразделений тыла, программой предусматривается изучение семи тем и отработку пяти упражнений.

Методическая подготовка офицеров подразделений МТО направлена на совершенствование знаний по организации и методике боевой подготовки, на совершенствование умений организовать, контролировать и оценивать результаты боевой подготовки подразделений, на умение совершенствовать учебно-материальную базу. По этой дисциплине изучается семь тем и отрабатывается пять упражнений.

Управление войсками изучается офицерами с целью углубления знаний и выработку умений использовать технические и автоматизированные средства управления, основы и порядок отмобилизования, организации связи, оформления документов по управлению подразделениями МТО. По этому предмету предусматривается изучение семи тем и отработка пяти упражнений.

Целью изучения предмета "Техника и вооружение" является ознакомление с техникой и вооружением Сухопутных войск, средст­вами связи, радиотехнического и светотехнического обеспечения ВВС, техникой и вооружением Сухопутных войск и ВВС иностранных армий. Более подробно изучается техника и вооружение ВВС, автомобильная, инженерная и другая техника частей тыла ВВС. Офи­церы изучают 6 тем и отрабатывают четыре упражнения.

По огневой подготовке офицеры совершенствуют свои знания оружия, состоящего на вооружении подразделений и совершенство­ванию стрельбы из оружия и метанию гранат. Теоретически они изучают три темы и отрабатывают пять упражнений. Тематика упраж­нений направлена на умение оценивать возможности подразделений и частей при обороне аэродрома, выполнению стрельб подчиненными, личную подготовку владению оружием.

Предмет Военно-медицинская подготовка включает изучение вопросов организации медицинского обеспечения частей, медицинского обеспечения полетов, задач медицинской службы.

Упражнений по этому предмету не предусматривается.

Изучение противопожарной подготовки, направлено на приобре­тение знаний по организации противопожарной зашиты войск, обеспе­чение безопасности и организации тушения пожара. По этому предмету офицеры изучают три темы и отрабатывают четыре упражнения.

По всем предметам общим для всех офицеров подразделений МТО могут проводиться занятия с руководителем в форме лекции, семинаров, практических и групповых занятий, групповых упражнений. Особое место в программе обучения занимает профессиональная подготовка "Обеспечение боевых действий".

Специальная подготовка офицеров подразделений МТО.

Первые четыре темы предмета, связанные с общими вопросами обеспечения боевых действий авиационных частей изучаются офицерами подразделений МТО всех специальностей. Целью изучения этих четырех тем является раскрытие общих положений видов обеспечения и каждого вида обеспечения в достижении победы над противником.

Остальные темы специфичны только определенной специальности и изучаются в соответствии с занимаемой должностью и на одну ступень выше.

Для офицеров штабов подразделений МТО, офицеры углу6ля свои знания по содержанию организации работы штаба, организации управления подразделениями, методике отработки документов по переводу частей с мирного на военное время, организации служебного и секретного делопроизводства. Офицеры штаба совершенствуют умение готовить и докладывать командиру предложения по всем направлениям деятельности тыла в мирное и военное время, разрабатывать документы с использованием средств автоматизации. Офицеры штаба изучают 10 тем и отрабатывают три упражнения.

Офицеры подразделений охраны и обороны изучают 7 тем. Содержание тем направлено на совершенствование вопросов тактики действий подразделений до батальона включительно, изучение тактики действия пехотных и десантных подразделений армий иностранных государств. Офицеры выполняют в течение года пять упражнений, в результате которых должна быть достигнута цель - выработка уверенности в принятии решений и умение обосновать их.

Офицеры инженерно-аэродромной службы в частях изучают 12 тем и отрабатывают 8 упражнений. Однако, некоторые темы могут изучаться более подробно в авиационно-технических частях, другие темы в инженерно -аэродромных частях. Основное внимание в программе предмета обращено на задачи, организацию инженерно-аэродромного обеспечения, классификацию военных аэродромов, требования к их элементам. Для офицеров инженерно - аэродромных частей наиболее актуальными темами являются темы, включающие вопросы изыскания, проектирования, строительства и восстановления аэродромов. Для офицеров инженерно-аэродромной службы авиационно-технических частей наиболее актуальными темами являются вопросы эксплуатационного содержания аэродрома.

Равнозначными по актуальности являются темы, включающие вопросы скоростного строительства и восстановления разрушенных, маскировки аэродромов и защите окружающей среды.

Офицеры автомобильной и электрогазовой службы изучают 12 тем и пять упражнений. Все темы включают вопросы назначения, задачи, возможности автомобильной и электрогазовой службы, ремонта и обслуживания автомобильного и электрогазового обеспечения, оборудования парков и организации внутренней службы в них, устройству и эксплуатации, специального оборудования средств аэродромно-технического обеспечения и организации аэродромно-технического обеспечения полетов.

Программа предмета для офицеров авиационно-технической службы предусматривает изучение 18 тем и 5 упражнений. Наряду с изучением организации и задач службы в программу предмета включены темы классификации, планирования, истребования, приема, от­пуска авиационно-технического имущества (АТИ). В программу включены темы, относящиеся к взаимоотношениям с поставщиками, контроль, консервацию, технике безопасности и экономики работ.

Офицеры службы авиационного вооружения изучают 12 тем и отрабатывают три упражнения. Тематика предмета включает изучение назначения, задач службы, руководящих документов. Основное внимание обращается на изучение состава авиационного вооружения, его приема, учета, хранения, выдачи и списания.

В конце учебного года или периода обучения офицеры сдают зачеты в период сессии, итоговых и инспекторских проверок.

Вопрос № 2

Формы обучения

Программный материал по предметам командирской подготовки офицерами подразделений служб частей подразделений МТО изучается в учебных группах и подгруппах, самостоятельно по личным планам совершенствования знаний и навыков. Сборы по предметам общих для офицеров всех специализаций проводятся в масштабе части.

Сборы по специальности, в зависимости от должностных категорий и проводятся в масштабе объединения или соединения. Сборы могут заканчиваться групповыми упражнениями или контрольной работой. Сборы офицеров проводятся перед началом учебного года и второго периода обучения.

Общий объем по предметам составляет 200 часов в год. Этот объем распределяется на сборы, учения, тренировки, самостоятельное занятие. Занятия с офицерами должны проводиться в течение 10 месяцев, не реже 2-х раз в месяц, по личным планам. Кроме того, по отдельной программе изучается общественно-государственная подготовка. Физическая подготовка проводится по отдельной программе по 5 часа в неделю.

При подготовке офицеров используются лекции, семинары, групповые и практические занятия, групповые упражнения. Особенностью подготовки прапорщиков является то, что с ними гораздо меньшее время отводится на лекции. Сборы прапорщиков проводятся, как правило, в масштабе части. Сборы по специальности могут проводиться в масштабе соединения.

Сущность командирской подготовки заключается в овладении должност­ными лицами командного звена всех уровней необходимыми знаниями, уме­ниями, навыками и командирскими качествами для исполнения своих обязан­ностей при организации боевых действий, управлении частями и подразделе­ниями во всех видах боевых действий и изучении новых видов вооружения и военной техники.

Формы совместной подготовки : командирские занятия и сборы (командирские, учебно-методические, по специальности).

Формы самостоятельной подготовки : самостоятельная работа, участие в военно-научной работе, конкурсах и состязаниях по полевой выучке офицеров.

Командирские сборы проводятся в целях поддержания знаний, развития умений, закрепления навыков, необходимых офицерам для выполнения своих должностных обязанностей, а так же для повышения методического мастерства при проведении занятий с подчиненным личным составом, изучения руководящих документов, обучения вопросам управления повседневной деятельностью соединений, воинских частей и подразделений. Командирские сборы проводятся в подготовительные периоды перед началом учебного года (периода обучения).

В основу тематики сборов должны быть положены:

мероприятия перевода с мирного на военное время;

полевая выучка офицеров (практическое выполнение должностных обязанностей);

изучения вероятного противника, вооружения и военной техники;

организация боя и непрерывное управление соединениями, воинскими частями и подразделениями в различных условиях обстановки.

Подготовка офицеров на командирских сборах осуществляется лекционно-семинарским методом, проведением групповых упражнений, тактических летучек, методических занятий и показных тактических (командно-штабных, тактико-специальных) учений.

В конце сборов каждый офицер оценивается (аттестуется) по предметам обучения, выносимым на сборы.

Периодичность и продолжительность сборов:

с командирами соединений и их заместителями, командирами воинских частей. подчиненных командующему объединением – не реже одного раза в год продолжительностью пять дней под руководством командующего объединением;

с офицерами управления соединений, командирами воинских частей и их заместителями – не реже одного раза в год продолжительностью пять дней под руководством командира соединения;

с офицерами управлений воинских частей, командирами батальонов (дивизионов, эскадрилий, отдельных радиолокационных рот, звеньев) – не реже двух раз в год продолжительностью по пять дней под руководством воинских частей.

Учебно-методические сборы проводятся с командирами учебных рот (батарей), их заместителями и командирами учебных взводов, прапорщиками-инструкторами по вождению боевых (специальных) машин и инструкторами по вождению, а так же могут проводиться с начальниками расчетов, командирами взводов, батарей (рот), батальонов (дивизионов) и их заместителями.

с командирами учебных рот (батарей), их заместителями и командирами учебных взводов, прапорщиками-инструкторами по вождению боевых (специальных) машин и инструкторами по вождению - два раза в год продолжительностью пять дней;

с начальниками расчетов, командирами взводов, батарей (рот), батальонов (дивизионов) и их заместителями - периодичность и продолжительность по решению командира соединения, но не реже одного раза в год.

На сборах анализируется итоги учебно-воспитательной работы за прошедший учебный период, уточняются задачи на новый; устанавливаются единые взгляды на методику обучения и воспитания личного состава; проводятся инструкторско-методические занятия по наиболее сложный темам.

Цели учебно-методических сборов - выработка единства взглядов на обучение и воспитание личного состава, внедрение наиболее перспективных форм и методов в обучении подчиненных, рационального использования учебной материально-технической базы в учебном процессе.

Учебно-методические сборы проводятся продолжительностью пять дней. С командирами учебных рот (батарей) и их заместителями, с прапорщиками-инструкторами вождения боевых (специальных) машин, под руководством командиров учебных частей; с командирами учебных взводов под руководством командиров учебных батальонов (дивизионов).

Порядок их организации и проведения аналогичен проведению командирских сборов.

Основными формами обучения на сборах являются инструкторско-методические и показные занятия. Для проведения занятий привлекается руководящий состав частей (подразделений) и лучшие методисты.

Основными методами при проведении инструкторско-методических занятий являются: рассказ с последующим показом, тренировка офицеров в роли руководителей занятия с последующим разбором их действий и указаниями о порядке обучения; заслушивание мнений обучаемых о методике отработки того или иного приема или элемента. На показных занятиях демонстрируются наиболее эффективные методы обучения, передается опыт лучших методистов.

В ходе сборов необходимо широко использовать показ учебных кинофильмов.

В конце сборов проводятся контрольные занятия по основным предметам, подводятся итоги и ставятся задачи на предстоящий учебный период.

Сборы по специальности, молодых офицеров - выпускников ВУЗов проводятся в масштабе соединения (воинской части) под руководством командиров (заместителей командиров) соединений (воинских частей). Специалисты, определяющие боевую готовность воинских частей и подразделений, подлежат ежегодному обучению на сборах, остальные категории офицеров по решению командира соединения (воинской части). Продолжительность обучения устанавливает командир (начальник) в зависимости от степени обученности офицеров.

Командирские занятия проводятся в целях обновления и пополнения профессиональных знаний, выработки умения и закрепления практических навыков в управлении соединениями, воинскими частями и подразделениями в бою и повседневной деятельности, организации защиты военнослужащих и объектов Министерства обороны РФ от действий террористов.

Основные усилия при этом сосредотачиваются на подготовке офицеров по прямому должностному предназначению и на ступень выше занимаемой воинской должности.

Тематика командирских занятий определяется с учетом предстоящих ТУ (КШУ), других наиболее важных задач, стоящих перед воинской частью.

Командирские занятия проводятся два раза в месяц в течении учебного года*. Учебный день 8 часов. В месяц, когда с воинской частью проводятся тактические (летно-тактические) учения по плану вышестоящего начальника командирские занятия могут не проводится.

Для проведения занятий с офицерами используются различные формы и методы обучения.

Все занятия подразделяются на два вида: – теоретические и практические.

К основным теоретическим формам обучения (занятиям) относятся лекции и семинары,

их целевая установка направлена на формирование, закрепление или углубление знаний, а основу познавательной деятельности обучаемых составляет умственная работа.

Лекция – это теоретическое занятие, на котором руководитель методом устного изложения и показа передает обучаемым информацию по вопросам изучаемой темы. Основная цель лекции состоит в том, чтобы создать (совершенствовать) теоретическую базу обучаемых в интересах развития личности и эффективного выполнения ими своих функциональных обязанностей.

Семинар – это теоретическое занятие, в процессе которого обучаемые в форме диалога между собой и с руководителем обсуждают изучаемые вопросы или проблемы в целях более глубокого изучения и закрепления учебного материала.

Основной целью семинара является закрепление и углубление знаний, полученных на лекции или в процессе самостоятельной работы.

Наиболее распространенными формами обучения офицеров в процессе боевой подготовки являются практические занятия, к основным из них относятся: групповые упражнения, тактические летучки, тренировочные занятия, самостоятельная работа.

Основной целью всех практических занятий является формирование (закрепление, развитие) у обучаемых умений и навыков, необходимых для качественного выполнения функциональных обязанностей.

Групповое упражнение (ГУ) – это практическое занятие, проводимое с личным составом, на котором все обучаемые, выступая в одной должности на условном тактическом (оперативно-тактическом) фоне, отработкой вводных формируют (совершенствуют) умения и навыки в решении практических задач. Групповые упражнения проводятся, как правило, в целях совершенствования профессиональной подготовки военнослужащих (преимущественно руководящего состава). Оно может проводиться на местности, на картах, на макете местности.

Тактическая летучка – это короткое практическое занятие, на котором обучаемые, находясь, как правило, в своей должности, на фоне тактической (оперативно-тактической) обстановки решением вводных формируют (совершенствуют) умения и навыки принятия и реализации решений на действия в сложной обстановке.

Основное назначение тактической летучки – совершенствование умений и навыков офицеров в принятии обоснованных решений на действия в условиях сложной тактической (наземной, воздушной, метеорологической и др.) обстановки, как правило, при остром дефиците времени, а также в реализации этих решений соответствующими действиями, командами, распоряжениями.

Тренировочное занятие – это практическое занятие, на котором обучаемые многократным повторением действий формируют, закрепляют и совершенствуют умения и навыки выполнения своих функциональных обязанностей (других практических действий) или обязанностей по смежной специальности.

Основное назначение тренировочных занятий – формирование умений и навыков обучаемых по специальности. В зависимости от сложности отрабатываемых на тренировочных занятиях умений и навыков (простые или сложные) они подразделяются на частные и комплексные.

Методы обучения - это способы руководства обучающего (командира, начальника, руководителя занятий) познавательной деятельностью обучаемых.

В зависимости от цели познавательной и практической деятельности, содержания учебного материала, уровня подготовки обучаемых, выбираются соответствующие методы обучения. Основными из которых являются:

устное изложение (рассказ, объяснение), беседа (обсуждение изучаемого материала), показ (демонстрация), практическая работа, самостоятельной работа и упражнение (тренировка).

В процессе боевой подготовки руководители занятий (командиры, начальники), для достижения поставленных целей применяют различные методы обучения.

На каждое занятие руководителем составляется план проведения занятия, который используется совместно с опорным конспектом (методической разработке), разработанной по данной теме занятия.

Самостоятельная работа проводится по личному плану с целью совершенствования своей профессиональной подготовки, методического мастерства, освоения должностных и специальных обязанностей на ступень выше занимаемой должности, подготовки к проведению занятий, изучения руководящих документов, выполнения индивидуальных заданий.

Самостоятельная подготовка планируется и проводится по четыре часа в неделю, в дни и часы, установленные распорядком дня части по индивидуальным планам, утверждаемым непосредственными командирами (начальниками) ежемесячно (на период обучения).

Офицеры занимаются самостоятельной работой в классах и на рабочих местах под руководством непосредственных начальников, которые отвечают за организацию и проведение самостоятельной работы подчиненных им офицеров, ведут учет.

Планирование самостоятельной подготовки (форма 16 к приложению 7 Руководства) осуществляется на учебный год. Количество часов на изучаемые темы определяется исходя из плана командирской подготовки, с учетом указания старшего начальника и уровня подготовки офицера.

Самостоятельная подготовка планируется по предметам обучения, изучаемым на командирских занятий.

Непосредственные начальники своим подчиненным разрабатывают два индивидуальных задания на учебный год.

Тематика индивидуальных заданий должна носить исследовательский характер, разработку соответствующих методических рекомендаций, пособий и т. д.

Для офицеров соединений и воинских частей сокращенного состава, кадра, БХВТ и БХИ одно из индивидуальных заданий – по мобилизационной подготовке, с тематикой, соответствующей плану перевода соединения (воинской части) с мирного на военное время. Для офицеров учебных воинских частей - одно по методической подготовке.

Задачи на самостоятельную подготовку каждому офицеру, прапорщику определяется индивидуально непосредственным начальником на период обучения, исходя из уровня его обученности, с учетом перспектив по службе и задач, поставленных перед частью (подразделением).

Задачи оформляются в рабочих тетрадях.

Тетрадь №1 предназначена для оформления плана самостоятельной подготовки, планов проведения занятий.

Тетрадь №2 предназначена для отработки тематики плана самостоятельной подготовки, конспектов занятий по командирской подготовке.

Начальники, поставившие задачи, ежемесячно проводят собеседование с подчиненными и дают заключение о качестве усвоения материала и оценку их работы. Результаты самостоятельной подготовки офицеров (прапорщиков) отражаются при подведении итогов за месяц.

Вопрос № 3

Методика подготовки ГУ

Для ГУ разрабатывается следующие документы:

Замысел;

План ГУ с приложениями;

Карта руководителя ГУ;

Задание на ГУ.

Исходными данными для разработки штабом замыла ГУ, является решение командира.

В плане командирской подготовке офицеров определяется форма обучения, тема и месяц проведения занятия. Командир части уточняет дату и принимает решение на проведение ГУ.

В решении указывается: уточненная тема, какие цели должны быть достигнуты в результате проведения ГУ. В соответствии с целями командир части уточняет время отводимое на ГУ, разделение ГУ на этапы, и вопросы, которые будут отрабатываться на каждом этапе. Также командир указывает район, в котором будет проводиться ГУ, время года и суток, вооружение и оснащение обеспечиваемых подразделений.

Руководствуясь решением командира части, штаб и привлекаемые офицеры разрабатывают замысел.

Замысел состоит из двух частей:

1-организационно-методическая;

2-оперативно-тактическая и тыловая.

В организационно-методической части преподаватель предлагает открыть КБПТ-09 г. и следить по форме замысла. Руководитель указывает тему, карту, на какой стороне участвуют обучаемые. Разработчики формулируют учебные и воспитательные цели, записывают отводимое время на проведение ГУ.

Затем записывается название первого этапа, формулируют учебные и воспитательные цели этапа. Далее записываются учебные вопросы и распределение времени, начиная со вступительной части. Вопросы рекомендуется записывать следующим образом: "Доклад такого-то должностного лица……."

Аналогично записываются последующие этапы. В заключение организационно-методической части записываются, на каком оперативном направлении отрабатываются этапы ГУ, противник, и показывает порядок заполнения текстуальной части плана. Отработка учебных вопросов каждого этапа записывается в виде таблицы. Аналогично, с текстуальной частью и таблицей и последующие этапы.

В приложении к плану отрабатываются вводные, решения по им и варианты доклада.

Замысел и план ГУ может отрабатывать на карте. В этом случае наряду с нанесением обстановки отрабатывается текстуальные и табличные части замысла и плана ГУ.

В задании обучаемым указывается общая и частная обстановки, (1 и 2 часть задания) которые берутся из первой части.

Оперативно-тактическая и тыловая обстановка замысла. 3 - справочные данные, 4 – руководства, 5- учебные указания. В справочные данные приводятся показатели технической характеристики средств и все данные, необходимые при расчетах и используемые для обоснования принимаемого решения. Учебные указания могут содержать методику расчетов, примеры их выполнения и что нужно подготовить обучаемым в процессе подготовки к ГУ.

С началом ГУ руководитель объявляет тему ГУ и порядок проведения. В соответствии с планируемой вводной часть проверяет знание обучаемыми оперативно-тактической и тыловой обстановки к плану ГУ

После проверки с началом отработки вопросов этапов, руководитель объявляет оперативное время, ставит всех обучаемых в одну должность и объявляет содержание вводной.

0бучаемые уясняют задачу, оценивают обстановку, если необходимо проводят расчеты и формулируют доклад своего решения и обоснования.

По вызову руководителя обучаемые докладывает свое решение и обосновывают его. Руководитель заслуживает доклад 2-3~х обучаемых утверждает наиболее правильное иди докладывает вариант решения, указанного в приложении. Аналогично отрабатываются последующие вопросы всех этапов. В ходе ГУ обучаемые могут ставиться с несколько должностей, но каждый вопрос обучаемые, отрабатывают в одной должности. В заключении ГУ преподаватель объявляет достижение целей и оценки.

Групповому упражнению предшествуют, как правило, лекции, самостоятельное изучение материала, семинары. Оно проводится с командирами подразделений, начальниками служб в период подготовки к учениям. Результаты проведения группового упражнения в значительной мере определяются подготовкой руководителя и обучаемых, качеством разработки учебно-методических материалов.

Методика разработки замысла группового упражнения

Разработку замысла следует начинать с организационно - методической части, основные данные для которой определяются решением командира части. Однако, исходя из опыта офицеров штаба в разработке учебно-методических материалов, часть данных командир может в решении не указывать. Так, составителю потребуется определить цели этапов ГУ, уточнить формулировку вопросов, отработкой которых быть достигнуты поставленные цели. Поэтому эти и другие данные составитель принимает самостоятельно и докладывает перед составлением замысла командиру. Составив и уточнив исходные данные, изучив руководящие документы, приступает к оформлению организационно-методической части.

Оперативно-тактическая часть замысла ГУ неразрывно связана с организационно-методической частью. Она отображает условия и обстановку на которой отрабатываются вопросы первой части. Обстановка в основном, определяется решением командира. При этом элементы могут быть развиты и обстановка дополнена и уточнена составителем. Содержание обстановки доводится до обучаемых в объеме необходимом для решения поставленных им задач в соответствующей должности. Обстановка к началу ГУ должна отображать действия (положение) своих войск, авиации, старшей инстанции и комендатуры. Изменение обстановки должно обеспечивать последовательность отработки всех вопросов ГУ.

Отработка плана и приложений к групповому упражнению в

должности командиров подразделений и начальников служб

План ГУ разрабатывается на основе замысла. Он является основным рабочим документом руководителя. Из замысла переносятся название темы, цели ГУ, учебное время, учебно-материальное обеспечение. Затем составитель включает название этапа, цели, оперативное и учебное время, учебные вопросы, действия руководителя и обучаемых, заметки руководителя составитель записывает в таблицу.

Подготовка офицеров и прапорщиков.

Подготовка офицеров и прапорщиков организуется в ходе подготовки подразделений, воинских частей и соединений, а также в системе командирской подготовки на основании приказов и директив Министра обороны, директив Генерального штаба, Главнокомандующего Военно-воздушными силами, Организационно-методических указаний по оперативной, мобилизационной и боевой подготовки Военно-воздушных сил на учебный год по программам и планам в ходе совместной и самостоятельной подготовки.

Подготовка офицеров, прапорщиков, подразделений осуществляется в ходе плановых занятий по общевойсковым и специальным предметам боевой подготовки и при выполнении ими индивидуальных заданий по наиболее сложным вопросам обучения и воинского воспитания.

Кроме того, подготовка офицеров, прапорщиков, подразделений осуществляется на инструкторско-методических и показных занятиях, инструктажах и при утверждении старшими начальниками планов (планов-конспектов) проведения занятий и учений, контрольных занятий, а также на методических совещаниях (конференциях).

Подготовка офицеров и прапорщиков малочисленных специальностей осуществляется в ходе самостоятельной подготовки, при выполнении индивидуальных заданий, при проведении информирования, научно-практических конференций и других мероприятиях, проводимых старшими начальниками.

Овладение новыми военно-учетными специальностями офицерами и прапорщиками осуществляется на специальных курсах и индивидуально.

Со старшинами подразделений, командирами взводов материального обеспечения и им равных подразделений, кандидатами на эти должности проводятся учебные сборы в масштабе соединения (части) под руководством заместителя командира соединения (части) в сроки определяемые планами подготовки соединения (части).

Основными задачами командирской подготовки офицеров считать:

повышение личной профессиональной подготовки и подготовка на ступень выше занимаемой должности;

изучение и практическое освоение методов работы командиров (начальников) по подготовке боевых действий и при их ведении;

изучение и освоение новых форм и способов применения соединений и воинских частей;

совершенствование методики подготовки и проведения командно-штабных учений, тренировок и военных игр;

повышение уровня слаженности действий органов военного управления на основе совершенствования индивидуальной подготовки офицеров.

Командирские занятия проводятся по следующим дисциплинам:

тактическая (тактико-специальная) подготовка;

мобилизационная подготовка;

общественно-государственная подготовка;

специальная подготовка;

тактическая маскировка;

техническая (инженерно-техническая) подготовка;

радиационная, химическая и биологическая защита;

экологическая безопасность;

физическая подготовка;

общевоинские уставы;

огневая подготовка;

военно-медицинская подготовка;

противопожарная подготовка;

основы сохранения государственной тайны и служебного делопроизводства;

военно-экономическая подготовка;

обеспечение безопасности военной службы.

Командирская подготовка прапорщиков осуществляется применительно к системе подготовки офицеров (при возможности создания учебных групп). Порядок подготовки прапорщиков малочисленных специальностей, в том числе и старшин подразделений определить решением командиров соединений.


* В воинских частях, где проведение занятий два раза в месяц невозможно, периодичность и продолжительность проведения командирских занятий определяются командиром воинской части, но не менее 16 часов в месяц. Порядок проведения занятий отражается в Решении командира воинской части на боевую подготовку.


Похожая информация.


Требования руководящих документов
по организации профессиональнодолжностной подготовки постоянного
состава академии

Основные определения

Профессионально-должностная подготовка – это комплекс учебновоспитательных мероприятий, нацеленных на повышение военнопрофессиональной квалификации, воинского мастерства, духовного,
культурного и физического совершенствования офицеров.
Сущность профессионально-должностной подготовки заключается в
овладении должностными лицами всех уровней необходимыми знаниями,
умениями, навыками и командирскими (профессиональными) качествами
для исполнения обязанностей по занимаемой должности и на одну ступень
выше.
Сборы руководящего (командного) состава с офицерами проводятся в
целях поддержания знаний, совершенствования умений, закрепления
навыков, необходимых для выполнения своих должностных обязанностей,
а также для повышения методического мастерства при проведении занятий
с подчиненным личным сотовом, изучения руководящих документов,
обучения
вопросам
управления
повседневной
деятельностью
подразделений.

Профессионально-должностная подготовка офицеров

Подготовка
офицеров
профессиональнодолжностная подготовка
подготовка по программам
дополнительного образования
Переподготовка
на высшую должность
или смежную
специальность
повышение
квалификации
(в рамках занимаемой
должности)
сборы
самостоятельная
подготовка
руководящего
(командного)
состава
военно-научная
работа
учебнометодические
занятия на
допуск к
самостоятельно
му управлению,
несению
дежурства
по
специальности
переподготовка
офицеров
выпускников
ВУЗ
учебные
самостоятельная
работа
выполнение
индивидуальных
заданий
в ходе подготовки войск (сил) и
органов управления
занятия не
менее 8 часов в
месяц
в ходе плановых
занятий
участие в
конкурсах и
состязаниях по
полевой
выучке
контрольные занятия
методическая работа
инструкторскометодические
занятия
инструктажи
методические
совещания
(конференции)
показные занятия

Руководящие документы

1. Наставление по боевой подготовке в ВС РФ, утвержденное приказом 2013 года № 760дсп МО РФ (издание
второе, исправленное и дополненное).
2. Приказ МО РФ 2013 года № 878 «О правовом обучении в ВС РФ».
3. Приказ МО РФ 2005 года № 170 «Об организации общественно-государственной подготовки в ВС РФ».
4. Приказ МО РФ 2013 года № 255дсп «О совершенствовании работы по обеспечению безопасности военной
службы в ВС РФ».
5. Приказ МО РФ 2000 года № 277 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок военно-учебных
заведений МО РФ».
6. Приказ командующего Войсками ВКО 2015 года № 69 «Об организации профессионально-должностной
подготовки и внутренней службы в Командовании Войск ВКО в летнем периоде обучения 2015 учебного года».
7. Наставление по боевой подготовке Войск ВКО, введенное приказом командующего Войсками ВКО 2012 года
№ 82дсп.
8. Организационно-методические указания по оперативной и боевой подготовке органов военного управления и
Войск ВКО в 2015 учебном году.
9. Программа мобилизационной подготовки военнослужащих органов управления и войск (сил) Западного военного
округа на 2015 учебный год.
10. Приказ начальника академии от 2015 года № 31дсп «Об итогах профессионально-должностной подготовки
постоянного состава академии в 2014/2015 учебном году и задачах по профессионально-должностной
подготовке на 2015/2016 учебный год».

Организация занятий по профессионально-должностной подготовке

День недели/ уровень
I уровень
II уровень
Понедельник
14.05-15.40
III уровень
СП
Вторник
9.00-10.35
ФП
ФП
ФП
Среда
14.45-16.20
Лекция в клубе (вторая
среда каждого месяца),
занятия в группе (первая
среда каждого месяца,
вторая среда каждого
месяца (резервный день)
Лекция в клубе (вторая
среда каждого месяца),
занятия в группе (первая
и вторая среда каждого
месяца, третья среда
каждого месяца
(резервный день)
Лекция в клубе (вторая
среда каждого месяца),
занятия в группе (третья
среда каждого месяца,
четвертая среда каждого
месяца (резервный день)
Четверг
ФП
ФП
ФП
Пятница
14.05-15.40
Суббота
9.00-09.45
СП
ФП
ФП
ФП

Распределение времени по предметам


п/п
Предметы
профессионально-должностной
подготовки
Количество часов по периодам
Осенний
Количество часов
Весенний
В клубе
В группах
В клубе
В группах
По формам
проведения
занятий
Итого
1.
Оперативно-тактическая
(тактико-специальная) подготовка
2
3
2
3
4/6
10
2.
Специальная подготовка
-
3
-
3
-/6
6
3.
Военно-техническая
подготовка
2
1
6
1
8/2
10
4.
Мобилизационная подготовка
-
5
-
5
-/10
10
5.

4
1
2
1
6/2
8
6.
Основы обеспечения защиты государственной тайны
1
7
1
7
2/14
16
7.
Основы обеспечения безопасности военной службы
4
1
4
1
8/2
10
8.
Огневая подготовка
-
2
-
2
-/4
4
9.
Строевая подготовка
-
1
-
1
-/2
2
10.
Общевоинские уставы ВС РФ
-
1
-
1
-/2
2
11.
Физическая подготовка
-
89
-
105
-/194
194
25
15
(28/50)+6*
78+6*
(28/244)+6*
272+6*
ИТОГО без учета физической подготовки:
ИТОГО с учетом физической подготовки:
13
38+3*
13
114
127+3*
25
40+3*
15
130
145+3*

Самостоятельная подготовка

Самостоятельная подготовка является составной частью профессиональнодолжностной подготовки офицеров.
Самостоятельная подготовка проводится в служебное время два раза в неделю
продолжительностью по два учебных часа, включая подготовительный период, с
целью изучения руководящих документов, закрепления и совершенствования
офицерами своих профессиональных знаний, навыков и методического мастерства,
поиска и приобретения ими новых знаний, выполнения индивидуальных заданий,
военно-научной работы, подготовки к предстоящим занятиям, конкурсам и
состязаниям.
В группах I и II уровней самостоятельная подготовка проводится по отдельному
плану. Дни проведения самостоятельной подготовки в группах III уровня – по
понедельникам и пятницам.
Руководители групп по профессионально-должностной подготовке (командиры
подразделений) отвечают за организацию и проведение самостоятельной работы,
подчиненных им офицеров и ведут ее учет.

Перечень планирующей и отчетной документации по ПДП

Академия
Документы
Планирующие
Группа
Отчетные
Планирующие
Офицеры
Отчетные
Год
Журнал учета ПДП
Планирующие
Отчетные
Семестр (период)

Расписание занятий по ПДП,
состава ВУЗа» в решении начальника ВУЗа проводимых в масштабе вуза

деятельности
2. Тематический план ПДП постоянного
состава вуза

задачах на 2015/2016 год
1.Тематический план ПДП в структурных


обучаемых
2. Перечень индивидуальных заданий
Тетради по ПДП
Месяц
План-календарь основных
мероприятий
1. План календарь основных
мероприятий.
2. Расписание занятий по
ПДП на месяц
3. План проведения занятия
по ПДП
Ведомости по итогам сдачи
Подведение итогов за месяц
контрольных занятий (зачетов)
План личной подготовки
офицера
Отчет о выполнении
индивидуального задания

Подготовка лиц гражданского персонала по специальности

Подготовка лиц гражданского персонала по специальности организуется и проводится
согласно плану подготовки, разрабатываемому на учебный год.
Цель подготовки гражданского персонала – повышение уровня профессиональных
знаний, умений и навыков, обеспечивающих своевременное и качественное исполнение
обязанностей в соответствии с должностным предназначением.
Основное внимание должно уделяться: освоению профессиональной деятельности;
усвоению знаний по общественно-государственной подготовке, безопасности труда, подготовке
к работе в критических условиях оперативно-тактической обстановки.
Подготовка лиц гражданского персонала проводится в ходе плановых занятий не менее
6 часов в месяц, кроме месяцев подготовки к новому учебному году (периоду обучения), в
составе учебных групп под руководством непосредственных начальников и самостоятельно по
следующим предметам подготовки:
общественно-государственная подготовка;
профессиональная подготовка в сфере деятельности;
охрана труда;
специальная подготовка.

Распределение времени по предметам подготовки ГП на 2014/2015 учебный год (в учебных часах)


п/п
Предметы
подготовки гражданского персонала
по специальности
Количество часов по периодам
Количество
часов
Осенний
В группах
Весенний
В группах
Итого
1.
Профессиональная подготовка в сфере
деятельности
9
9
18
2.
Общественно-государственная подготовка
9
9
18
3.
Охрана труда
5
9
14
4.
Специальная подготовка
3
3
6
26+2*
30+2*
56+4*
ИТОГО

Перечень планирующей и отчетной документации по подготовке гражданского персонала

Академия
Перечень планирующей и отчетной документации по подготовке гражданского персонала
Документы
Год
Планирующие
1. Раздел «Организация ПДП постоянного
состава ВУЗа» в решении начальника ВУЗа
на организацию образовательной
деятельности
2. Тематический план подготовки ГП по
специальности
Группа
Отчетные
Планирующие
Гражданский
персонал
Отчетные
Месяц
План-календарь основных
мероприятий
Приказ об итогах ПДП за 2014/2015 год и
задачах на 2015/2016 год
Тематический план подготовки ГП по
специальности в структурных
подразделениях с учетом уровня
образования и профессиональных знаний
обучаемых
Журнал учета
Планирующие
Отчетные
Семестр (период)
Тетради подготовки ГП
1. План календарь основных
мероприятий.
2. Расписание занятий
подготовки ГП на месяц
3. План проведения занятия
подготовки ГП
Ведомости по итогам сдачи
Подведение итогов за месяц
контрольных занятий (зачетов)