Температурный коэффициент сопротивления железа. Удельное сопротивление и другие свойства меди

Аналитическая справка о результатах Всероссийской проверочной работы по географии в 11 классе.

На основании приказа от 10.03.17г. №95 учащиеся 11х классов гимназии приняли участие в мониторинге качества общеобразовательной подготовки учащихся 11х классов. ВПР предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучавших школьный курс географии на базовом уровне.

Всероссийская проверочная работа (далее - ВПР) по географии в 11-классах в соответствии с заявкой на участие и в сроки, определенные Рособрнадзором, была проведена 19 апреля 2017г. Из 64 учащихся на параллели 11х классов ВПР выполняли 50 человек (78 %). По результатам ВПР успеваемость составила 100%. Средний балл ВПР в гимназии - 18 баллов, что составляет 82 % от максимального балла ВПР (22 балла).

Содержание ВПР по географии определяется на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по географии, базовый уровень (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»). Содержание и структура ВПР по географии обеспечивают объективную оценку качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования. Содержание ВПР по географии определяется требованиями к уровню подготовки выпускников, зафиксированными в Федеральном компоненте государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по географии. Отбор содержания, подлежащего проверке в проверочной работе, осуществляется в соответствии с разделом «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по географии. За основы взяты вопросы курса школьной географии, изучаемые в 8–11 классах:

    источники географической информации;

    мировое хозяйство;

    природопользование и геоэкология;

    регионы и страны мира;

    география России.

В работе проверялись как знание географических явлений и процессов в геосферах и географических особенностей природы населения и хозяйства отдельных территорий, так и умение анализировать географическую информацию, представленную в различных формах, способность применять полученные в школе географические знания для объяснения различных событий и явлений в повседневной жизни.

Каждый вариант проверочной работы включал в себя 17 заданий, различающихся формами и уровнями сложности. В проверочной работе представлены задания с разными типами ответов:

    задания, требующие записать ответ в виде слова;

    задания на установление соответствия географических объектов и их характеристик;

    задания, требующие вписать в текст на месте пропусков ответы из предложенного списка;

    задания с выбором нескольких правильных ответов из предложенного списка;

    задания на установление правильной последовательности элементов.

В 7 заданиях предполагался развернутый свободный ответ.

Распределение заданий ВПР по географии 11 класс по уровням сложности.

Уровни

сложности

Количество заданий

Максимальный балл

Базовый

Повышенный

Итого

В целом проведение ВПР по географии в 11х классах выявило, что учащиеся достигли удовлетворительного уровня подготовки по географии в соответствии с требованиями ФК ГОС. Затруднение вызвали задания №7 (решение задач на определение разницы во времени), №8 (работа с текстом). Обобщенный анализ результативности выполнения заданий ВПР, направленных на выявление уровня владения обучающимися предметными УУД в сравнении с результатами выполнения заданий ВПР в г.Липецке и Липецкой области представлен в приложении №1.

приложение №1

Обобщенный анализ результативности выполнения заданий ВПР по географии 11 класс 2017 год

задания

Проверяемые элементы содержания

% выполнения

в гимназии

% выполнения

в г.Липецке

% выполнения в Липецкой области

Природа России

Географические модели. Географическая карта, план местности

100

Хозяйство России

Атмосфера, погода и климат

100

Природа России

100

Регионы России

100

Часовые зоны на территории России

Население и хозяйство Рос- сии и мира

Мировое хозяйство

Страны мира

100

Многообразие стран мира. Основные типы стран

100

Мировое хозяйство

100

Природные ресурсы

Все содержание курсов эко- номической и социальной географии России и мира

Все содержание курсов эко- номической и социальной географии России и мира

К1

Рациональное и нерацио- нальное природопользова- ние. Особенности воздейст- вия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства

К2

К3

Всероссийские проверочные работы основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах.

В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения учащихся основной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.

Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД.

Р егулятивные универсальные учебные действия : целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.

О бщеучебные универсальные учебные действия : поиск и выделение необходимой информации; преобразование информации из одной формы в другую; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.

Логические у ниверсальные действия : анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Коммуникативные универсальные учебные действия : умение с доста точной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

КИМ ВПР направлены на проверку сформированности у обучающихся

– предметных географических умений по работе с картографическими и иллюстративными источниками информации;

– видов деятельности по получению нового географического знания, преобразованию и применению знания в учебных и учебно-проектных ситуациях;

– географического типа мышления, научных представлений, владения научной географической терминологией, ключевыми географическими понятиями, методами и приемами.

Тексты заданий в КИМ в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.

Вариант проверочной работы состоит из 10 заданий, которые различаются по содержанию и характеру решаемых учащимися задач.

Задания 1−9 проверяют умение обучающихся работать с различными источниками географической информации (картами, фотографиями, графиками и иными условно-графическими объектами, текстом), задание 10 контролирует знание географии родного края.

Задания 1−3.2, 4.1, 4.2, 5.1, 5.2, 6.1, 7, 8.1, 8.2, 10.1 требуют краткого ответа в виде записи одного или нескольких слов, последовательности цифр, числа.

Задания 3.3, 4.3, 6.2, 9, 10.2 предполагают развернутый ответ.

Задание 1 проверяет комплекс умений работы с географической картой и представления об основных открытиях великих путешественников и землепроходцев. Первая часть задания предполагает определение отмеченных на карте материков или океанов. Вторая часть – соотнесение этих материков или океанов с путешественниками, имена которых вошли в историю открытия и освоения одного из этих материков или океанов, и обозначение на карте связанных с этим материком или океаном указанных географических объектов (например, океанов, омывающих данный материк).

Задание 2 проверяет умения работать с географической картой и выполняется с использованием той же карты, что и для задания. Первая часть задания проверяет умение обозначать на карте точки по заданным координатам и определять направления. Вторая часть задания предполагает определение географического объекта на основе сопоставления его местоположения на карте, текстового описания и изображения (космического снимка или фотоизображения).

Задание 3 проверяет умение работать с топографической картой, в том числе определять размещение объектов и направления, рассчитывать расстояния с использованием масштаба, определять абсолютные высоты точек и рассчитывать перепады высот, а также соотносить топографическую карту с фотографией участка местности в целях определения возможностей рационального использования отображенной на карте территории.

Задание 4 проверяет умение выявлять роль планетарных явлений в жизни людей на основе проведения простейших вычислений и сопоставления времени в разных частях Земли на примере разных городов нашей страны или сравнения особенностей сезонов года в разных частях Земли.

Задание 5 проверяет понимание основных географических закономерностей и предполагает установление соответствия элементов описания и природных зон, к которым эти элементы описания относятся, а также узнавать природные зоны по их изображениям.

Задание 6 проверяет умение использовать графическую интерпретацию показателей погоды для выявления заданных закономерностей и описания особенностей состояния атмосферы. Первая часть задания предполагает анализ графиков и диаграмм (розы ветров, графика температуры, диаграммы осадков), вторая часть связана с умением определять элементы погоды по условным обозначениям и переводить информацию из условно-графической в текстовую форму.

Задание 7 проверяет умение анализировать предложенный текст географического содержания об оболочках Земли и извлекать из него информацию по заданному вопросу.

Задание 8 основано на статистической таблице и проверяет умение извлекать и интерпретировать информацию о населении стран мира. Вторая часть задания проверяет умение соотносить страны мира и изображения наиболее известных достопримечательностей столиц и крупных городов или наиболее ярких особенностей населения этих стран.

Задание 9 проверяет умение узнавать природные явления по их изображениям, знание особенностей и понимание опасности этих явлений для людей, и предполагает также составление текстового описания конкретного явления.

Задание 10 проверяет знание географии родного края, в нем требуется дать описание определенных географических объектов родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет учителя географии Марковой Е.Н.

о проведении Всероссийской проверочной работы

по географии в 6А и 6Б классе

27 апреля 2018 г. в ГБОУ СОШ № 516 Невского района Санкт-Петербурга обучающиеся 6А и 6Б классов приняли участие во Всероссийской проверочной работе по географии.

Принимали участие - 38 учеников. Отсутствовали - 9 учеников.

Всероссийские проверочные работы основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах.

В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения учащихся основной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.

Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД.

Регулятивные универсальные учебные действия : целеполагание,

планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.

Общеучебные универсальные учебные действия : поиск и выделение необходимой информации; преобразование информации из одной формы в другую; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.

Логические универсальные действия : анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Коммуникативные универсальные учебные действия : умение с доста точной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

КИМ ВПР направлены на проверку сформированности у обучающихся

– предметных географических умений по работе с картографическими и

иллюстративными источниками информации;

– видов деятельности по получению нового географического знания, преобразованию и применению знания в учебных и учебно-проектных ситуациях;

– географического типа мышления, научных представлений, владения научной географической терминологией, ключевыми географическими понятиями, методами и приемами.

Тексты заданий в КИМ в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников,

Вариант проверочной работы состоит из 10 заданий, которые различаются по содержанию и характеру решаемых учащимися задач.

Задания 1−9 проверяют умение обучающихся работать с различными источниками географической информации (картами, фотографиями, графиками и иными условно-графическими объектами, текстом), задание 10 контролирует знание географии родного края.

Задания 1−3.2, 4.1, 4.2, 5.1, 5.2, 6.1, 7, 8.1, 8.2, 10.1 требуют краткого ответа в виде записи одного или нескольких слов, последовательности цифр, числа.

Задания 3.3, 4.3, 6.2, 9, 10.2 предполагают развернутый ответ.

Задание 1 проверяет комплекс умений работы с географической картой и представления об основных открытиях великих путешественников и землепроходцев. Первая часть задания предполагает определение отмеченных на карте материков или океанов. Вторая часть – соотнесение этих материков или океанов с путешественниками, имена которых вошли в историю открытия и освоения одного из этих материков или океанов, и обозначение на карте связанных с этим материком или океаном указанных географических объектов (например, океанов, омывающих данный материк).

Задание 2 также проверяет умения работать с географической картой и выполняется с использованием той же карты, что и для задания 1. Первая часть задания проверяет умение обозначать на карте точки по заданным координатам и определять направления. Вторая часть задания предполагает определение географического объекта на основе сопоставления его местоположения на карте, текстового описания и изображения (космического снимка или фотоизображения).

Задание 3 проверяет умение работать с топографической картой, в том числе определять размещение объектов и направления, рассчитывать расстояния с использованием масштаба, определять абсолютные высоты точек и рассчитывать перепады высот, а также соотносить топографическую карту с фотографией участка местности в целях определения возможностей рационального использования отображенной на карте территории.

Задание 4 проверяет умение выявлять роль планетарных явлений в жизни людей на основе проведения простейших вычислений и сопоставления времени в разных частях Земли на примере разных городов нашей страны или сравнения особенностей сезонов года в разных частях Земли.

Задание 5 проверяет понимание основных географических закономерностей и предполагает установление соответствия элементов описания и природных зон, к которым эти элементы описания относятся, а также узнавать природные зоны по их изображениям.

Задание 6 проверяет умение использовать графическую интерпретацию показателей погоды для выявления заданных закономерностей и описания особенностей состояния атмосферы. Первая часть задания предполагает анализ графиков и диаграмм (розы ветров, графика температуры, диаграммы осадков), вторая часть связана с умением определять элементы погоды по условным обозначениям и переводить информацию из условно-графической в текстовую форму.

Задание 7 проверяет умение анализировать предложенный текст географического содержания об оболочках Земли и извлекать из него информацию по заданному вопросу.

Задание 8 основано на статистической таблице и проверяет умение извлекать и интерпретировать информацию о населении стран мира. Вторая часть задания проверяет умение соотносить страны мира и изображения наиболее известных достопримечательностей столиц и крупных городов или наиболее ярких особенностей населения этих стран.

Задание 9 проверяет умение узнавать природные явления по их изображениям, знание особенностей и понимание опасности этих явлений для людей, и предполагает также составление текстового описания конкретного явления.

Задание 10 проверяет знание географии родного края, в нем требуется дать описание определенных географических объектов родного края.

В табл. 3 представлена информация о распределении заданий (пунктов заданий) проверочной работы по уровню сложности.

Таблица 3

Уровень сложности заданий

Количество пунктов заданий и заданий 1

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 37

Базовый

Повышенный

Итого

20/10

Полный правильный ответ на каждое из заданий 1.1, 2.2, 3.2, 4.1, 4.2 и 5.2 оценивается 1 баллом . Если в ответе допущена хотя бы одна ошибка (один из элементов ответа записан неправильно или не записан), выставляется 0 баллов.

Полный правильный ответ на каждое из заданий 5.1, 7 и 8.2 оценивается 2 баллами . Если в ответе допущена одна ошибка, выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.

Ответы на задания 1.2, 2.1, 3.1, 3.3, 4.3, 6, 8.1, 9, 10 оцениваются по специально разработанным критериям.

Максимальный балл за выполнение работы – 37.

Критерии оценивания :

«2» от 0 до 9 баллов

«3» от 10 до 21 балла

«4» от 22 до 30 баллов

«5» от 31 до 37 баллов

Максимальное количество баллов набрали двое учащихся (33 балла) –Малов Артем и (32 балла) – Манаев Назар, обучающиеся из 6Б класса.

Набрали минимальный проходной балл (10 баллов) также двое обучающихся – Андрианов Павел и Парфенова Юлия (6Б), причем, у этих обучающихся текущая оценка по географии «4». Предполагаю, что эти обучающиеся под воздействием стресса не показали свои истинные знания. Кроме того, эти обучающиеся много уроков пропускали по болезни, были не уверены в своих силах и испытывали стресс на ВПР.

Большинство обучающихся подтвердили свои годовые оценки.

Критерии оценивания

Количество учащихся

«5»

«4»

«3»

«2»

Средний балл:

Необходимо отметить, что причиной выявленного среднего уровня достижения планируемых результатов при выполнении заданий ВПР по географии в 6 классе могли стать усложненные формулировки некоторых заданий (например, задания 2.1, 2.2) , невнимательность учащихся при чтении заданий, решении логических заданий и анализе текста (задания 1.2, 4, 5, 6.1, 6.2, 7, 8.2). Некоторым обучающимся не хватило времени для решения задания 10.

Затруднения вызвали у учащихся:

Базовые задания (1.2, 2.1, 2.2, 4, 6.2 К 1, 6.2 К 2)

Задания повышенной сложности (5.1, 7, 8.2, 10)

Допущены ошибки:

  1. Обучающиеся не в полной мере овладели комплексом умений работы с географической картой и имеют крайне слабые представления об основных открытиях великих путешественников и землепроходцев.
  2. Обучающиеся не умеют обозначать на карте точки по заданным координатам и определять направления.
  3. Многие обучающиеся не смогли определить географические объекты на основе сопоставления их местоположения на карте, текстового описания и изображения (космического снимка или фотоизображения).
  4. Обучающиеся не показали сформированное умение выявлять роль планетарных явлений в жизни людей на основе проведения простейших вычислений и сопоставления времени в разных частях Земли на примере разных городов нашей страны или сравнения особенностей сезонов года в разных частях Земли.
  5. Обучающиеся плохо понимают основные географические закономерности и не умеют устанавливать соответствия элементов описания и природных зон, к которым эти элементы описания относятся, а также узнавать природные зоны по их изображениям.
  6. У обучающихся не сформировано умение использовать графическую интерпретацию показателей погоды для выявления заданных закономерностей и описания особенностей состояния атмосферы. Многие обучающиеся не умеют анализировать графики и диаграммы (розы ветров, графика температуры, диаграммы осадков), не умеют определять элементы погоды по условным обозначениям и переводить информацию из условно-графической в текстовую форму.
  7. У некоторых обучающихся не сформировано умение анализировать предложенный текст географического содержания об оболочках Земли и обучающиеся не умеют извлекать из него информацию по заданному вопросу.
  8. У небольшого количества, обучающиеся крайне узкий кругозор - у них не сформировано умение соотносить страны мира и изображения наиболее известных достопримечательностей столиц и крупных городов или наиболее ярких особенностей населения этих стран.
  9. Некоторые обучающиеся не знают географию родного края и не умеют давать описание определенных географических объектов родного края.

1. Обратить особое внимание повторение, закрепление и на выполнение домашних заданий при изучении тем: «Движение Земли вокруг Солнца», «Пояса освещенности. Часовые пояса», «Градусная сетка», «Географические координаты. Широта. Долгота», «Многообразие стран мира. Столицы и крупные города», «Мировое хозяйство», «Многообразие стран мира. Основные типы стран», «Атмосферное давление. Ветер», «Природные зоны», «География Санкт-Петербурга и Ленинградской области».

2. Усилить работу на уроках по сопоставлению географических карт различной тематики. Сформировать комплекс умений работы с географической картой и представления об основных открытиях великих путешественников и землепроходцев. Научить определять отмеченные на карте материки или океаны. Сформировать умение соотносить эти материки или океаны с путешественниками, имена которых вошли в историю открытия и освоения одного из этих материков или океанов, и обозначение на карте связанных с этим материком или океаном указанных географических объектов (например, океанов, омывающих данный материк).

3. Формировать у обучающихся умение выявлять роль планетарных явлений в жизни людей на основе проведения простейших вычислений и сопоставления времени в разных частях Земли на примере разных городов нашей страны или сравнения особенностей сезонов года в разных частях Земли.

4. Усилить работу по определению основных географических закономерностей и научить обучающихся, устанавливать соответствия элементов описания и природных зон, к которым эти элементы описания относятся, а также узнавать природные зоны по их изображениям.

5. Формировать у обучающихся умение использовать графическую интерпретацию показателей погоды для выявления заданных закономерностей и описания особенностей состояния атмосферы. Научить обучающихся анализировать графики и диаграммы (розы ветров, графика температуры, диаграммы осадков), определять элементы погоды по условным обозначениям и переводить информацию из условно-графической в текстовую форму.

6. Формировать умение анализировать предложенный текст географического содержания об оболочках Земли и извлекать из него информацию по заданному вопросу.

7. Расширять кругозор обучающихся, привлекая их к внеурочной деятельности по географии, к участию в конкурсном и олимпиадном движении, к экскурсиям по родному краю и городу.

8. Формировать у обучающихся умение соотносить страны мира и изображения наиболее известных достопримечательностей столиц и крупных городов или наиболее ярких особенностей населения этих стран.

9. Провести работу над ошибками (фронтальную и индивидуальную).

10. Продолжать формировать навыки самостоятельной работы обучающихся.

11. Регулярно организовывать проведение диагностических работ по пройденным разделам предмета с целью выявления затруднений, которые остались у обучающихся.


Анализ выполнения Всероссийской проверочной работы

по географии в 11 классе МБОУ «Макушинская СОШ №1»

учитель С.А.Курий

I . Характеристика структуры и содержания контрольно-измерительных материалов

1. Назначение всероссийской проверочной работы

Всероссийская проверочная работа (ВПР) предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучавших школьный курс географии на базовом уровне. Работа проведена 03 апреля 2018 г.

2. Документы, определяющие содержание ВПР

Содержание всероссийской проверочной работы по географии определено на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по географии, базовый уровень (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

3. Подходы к отбору содержания и разработке структуры ВПР

Содержание и структура ВПР по географии обеспечивают объективную оценку качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования. Содержание ВПР по географии определено требованиями к уровню подготовки выпускников, зафиксированными в Федеральном компоненте государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по географии. Отбор содержания, подлежащего проверке в проверочной работе, осуществлён в соответствии с разделом «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по географии. За основы взяты вопросы курса школьной географии, изучаемые в 8–11 классах:

    Источники географической информации

    Мировое хозяйство

    Природопользование и геоэкология

    Регионы и страны мира

    География России

В работе проверяется как знание географических явлений и процессов в геосферах и географических особенностей природы населения и хозяйства отдельных территорий, так и умение анализировать географическую информацию, представленную в различных формах, способность применять полученные в школе географические знания для объяснения различных событий и явлений в повседневной жизни. В проверочной работе используются задания разных типов, формы которых обеспечивают их адекватность проверяемым умениям.

4. Структура и содержание всероссийской проверочной работы

Каждый вариант проверочной работы включает в себя 17 заданий, различающихся формами и уровнями сложности. В проверочной работе представлены задания с разными типами ответов: 1) задания, требующие записать ответ в виде слова; 2) задания на установление соответствия географических объектов и их характеристик; 3) задания, требующие вписать в текст на месте пропусков ответы из предложенного списка; 4) задания с выбором нескольких правильных ответов из предложенного списка; 5) задания на установление правильной последовательности элементов.

В 7 заданиях предполагается развернутый свободный ответ. ВПР предусматривает проверку уровня подготовки выпускников в соответствии с предъявленными к нему требованиями. Так как достижение ряда требований в различных вариантах проверочной работы может проверяться на содержании различных разделов школьного курса географии, распределение заданий по основным блокам содержания может несколько отличаться от показанного в таблице 1 примерного распределения.

Таблица. Распределение заданий проверочной работы по содержательным разделам курса географии

Количество заданий

1. Источники географической информации

2. Население мира

3. Мировое хозяйство

4. Природопользование и геоэкология

5. Регионы и страны мира

6. География России

Проверочная работа разработана исходя из необходимости проверки требований к уровню подготовки выпускников, указанных в разделе 2 кодификатора. В таблице 2 приведено распределение заданий по основным умениям и способам действий.

Таблица. Распределение заданий по видам умений и способам действий

Основные умения и способы действий

Количество заданий

Знать и понимать смысл основных теоретических категорий и понятий

Знать и понимать географические особенности природы России

Знать и понимать географические особенности основных отраслей хозяйства России

Знать и понимать географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально- экономического развития

Знать и понимать специализацию стран в системе международного географического разделения труда

Уметь сопоставлять географические карты различной тематики

Уметь оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира

Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений

Уметь использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения различий во времени, чтения карт различного содержания

Уметь выделять существенные признаки географических объектов и явлений

Уметь находить и применять географическую информацию, для правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития

Использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязи природных, социально- экономических, техногенных объектов и процессов

Таблица.Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности

Количество заданий

Максимальный балл

Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 22

Повышенный

5. Особенности выполнения и проверки работы школьников

Проверочная работа включает в себя 17 заданий. На выполнение работы по географии отводится 1 час 30 минут (90 минут).

При выполнении заданий работы участникам можно было использовать необходимые карты атласов 8-11 классов.

Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный уровень выполнения – 60–90%); П – повышенный (40–60%).

Таблица.Уровни сложности задания

Уровень сложности

Макс. балл за выполнение задания

Природа России

Хозяйство России

Атмосфера, погода и климат

Природа России

Регионы России

Мировое хозяйство

Страны мира

Мировое хозяйство

Природные ресурсы

II . Результаты выполнения ВПР по географии в ОО Курганской области

Количество участников ВПР 22 чел.

Школьники выполняли задания в двух вариантов (5 и 6). Распределение первичных баллов по вариантам ВПР показано в таблице. Наблюдается более высокое качество выполнения заданий пятого варианта.

6 баллов набрал 1 участник, выполнявших работу 6 варианта из 11 участников.

Вариант

Кол-во уч.

Таблица. Распределение первичных баллов по вариантам

Качество выполнения каждого из заданий работы по ОО отражено в таблице

Таблица. Выполнение заданий по количеству участников по ОО

количество участников

Нормы оценки за выполненную работу:

оценка «2» - 0-7 первичных баллов,

оценка «3» - 8-14 первичных баллов,

оценка «4» - 15-18 первичных баллов,

оценка «5» - 19-22 первичных баллов.

% выполнения-95, % качества обучения- 59, средний балл- 3,6

Сравнение по вариантам.

Всего обучающихся

качества

средний балл

III . Аналитическая справка

по итогам проверки работ учащихся 11 кл. по географии в 2017 году

Анализ результатов выполнения отдельных заданий

Таблица. Результаты выполнения отдельных заданий

по участникам.

Проверяемые элементы содержания / умения

Уровень сложности задания

Проверяемые элементы содержания

Проверяемые умения

Выполнили

не преодолев-ших мини-мальный балл

Природа России

Умение определять продолжительность дня и ночи в зависимости от географической широты

Географические модели. Географическая карта, план местности

Умение сопоставлять политико-административную карту и карту районов

Хозяйство России

Умение сопоставлять политико-административную карту и карту отрасли хозяйства

Атмосфера, погода и климат

Умение работать с синоптической картой

Природа России

Умение работать с климатической картой

Регионы России

Умение работать с политико-административной и тематическими картами

Часовые зоны на территории России

Умение определять время по карте часовых поясов

Население и хозяйство России и мира

Умение определять естественный и механический прирост населения

Мировое хозяйство

Умение работать со статистическими показателями, определяющими особенности динамики производства

Страны мира

Умение определять местоположение географических объектов на карте

Многообразие стран мира. Основные типы стран

Умение работать с картограммой

Мировое хозяйство

Умение работать с картами природных ресурсов, экономическими картами, картами состава интеграционных групп стран

Природные ресурсы

Умение определять ресурсообеспеченность

Умения отбирать карты и работать с ними

Умение отбирать информацию из географических текстов

Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства

Умение работать с географическими текстами,

формулировать и обосновывать свою точку зрения,

Уровень качества выполнения заданий не одинаков. Это, прежде всего, зависит от сложности заданий (задания базового и повышенного уровня) и его географического содержания. По содержанию задания можно разделить на 3 группы:

а) задания (№№1-7) по содержанию курса географии России (8-9 кл.)

б) задания (№№8-13) по содержанию курса экономической и социальной географии мира (10-11 кл.)

в) задания (№№ 14-17) по содержанию курсов географии России и экономической и социальной географии мира, выполнение которых происходит с использованием приведённого текста.

Выполнение разных видов заданий по группам участников отражено в таблице 10. По всем группам участников задания базового уровня выполнены лучше, чем повышенного. Причем, чем слабее подготовлены учащиеся, тем больше разница в уровне выполнения заданий.

По всем группам участников, за исключением группы самых подготовленных, наиболее высокий процент выполнения заданий, различающихся по содержанию, характерен для заданий по географии России, минимальный – для заданий, выполнение которых происходит с использованием приведённого текста. Наиболее подготовленные учащиеся по этим заданиям получили наилучший результат.

Выполнение разных видов заданий по уровню сложности и содержанию по участникам

Всего обучающихся

Количество участников, преодолевший минимальный порог

Количество участников

базовый

повышен-ный

география России

экономич. и социальн. география мира

с использо-ванием приведён-ного текста.

Задания 1-7

Задания 8-13

Задания 14-17К2

Для всех групп участников наиболее сложными заданиями оказались задания №№ 4,15,16,17К1, 2.

Анализ результатов проверки ВПР 2018 года позволяет дать следующие рекомендации для учителей географии.

1. Проанализировать результаты ВПР по географии в 11-м классе 2017/118 и определить причины пробелов у разных групп учащихся по уровню подготовки.

2. Продолжить работу по организации практических работ с картами, текстами, статистическими материалами, дополнительными источниками информации; по использованию средств ИКТ для подготовки школьников.

3. Включить в уроки географии задания, которые ученики выполнили на низком уровне:

Умение отбирать информацию из географических текстов формулировать и обосновывать свою точку зрения;

Определение типа климата и показатели климата;

Умение работать с климатической картой.

Регионы России.

4. Включить задания, в которых ошиблось большинство учеников, в диагностические работы для учащихся 10-х классов в конце учебного года и 11-х классов в начале учебного года.

5. Использовать в работе задания открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий, размещенных на сайте ФИПИ, представленных в изданиях, рекомендованных ФИПИ.

6. В процессе обучения географии необходимо целенаправленно формировать и развивать у учащихся следующие умения:

Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и объяснять их;

Систематизировать знания, оценивать и прогнозировать географические процессы, решать задачи;

Аргументировать и грамотно оформлять собственные суждения по наиболее актуальным проблемам социально-экономического развития России и стран мира, геополитическим и геоэкологическим проблемам;

Работать с географическими текстами, тематическими картами, статистическими материалами, анализировать схемы, таблицы со статистическими данными, вести по ним расчеты для того, чтобы учащиеся могли приобрести навыки такой работы.

Удельное сопротивление - прикладное понятие в электротехнике. Оно обозначает то, какое сопротивление на единицу длины оказывает материал единичного сечения протекающему через него току - другими словами, каким сопротивлением обладает провод миллиметрового сечения длиной один метр. Это понятие используется в различных электротехнических расчетах.

Важно понимать различия между удельным электрическим сопротивлением постоянному току и удельным электросопротивлением переменному току. В первом случае сопротивление вызывается исключительно действием постоянного тока на проводник. Во втором случае переменный ток (он может быть любой формы: синусоидальной, прямоугольной, треугольной или произвольной) вызывает в проводнике дополнительно действующее вихревое поле, которому также создается сопротивление.

Физическое представление

В технических расчетах, предполагающих прокладку кабелей различных диаметров, используются параметры, позволяющие рассчитать необходимую длину кабеля и его электрические характеристики. Одним из основных параметров является удельное сопротивление. Формула удельного электрического сопротивления:

ρ = R * S / l, где:

  • ρ - это удельное сопротивление материала;
  • R - омическое электросопротивление конкретного проводника;
  • S - поперечное сечение;
  • l - длина.

Размерность ρ измеряется в Ом мм 2 /м, или, сократив формулу - Ом м.

Значение ρ для одного и того же вещества всегда одинаковое. Следовательно, это константа, характеризующая материал проводника. Обычно она указывается в справочниках. Исходя из этого уже можно проводить расчет технических величин.

Важно сказать и об удельной электрической проводимости. Эта величина является обратной удельному сопротивлению материала, и используется наравне с ним. Ее также называют электропроводностью. Чем выше эта величина, тем лучше металл проводит ток. Например, удельная проводимость меди равна 58,14 м/(Ом мм 2). Или, в единицах, принятых в системе СИ: 58 140 000 См/м. (Сименс на метр - единица электропроводности в СИ).

Говорить об удельном сопротивлении можно только при наличии элементов, проводящих ток, так как диэлектрики обладают бесконечным или близким к нему электросопротивлением. В отличие от них, металлы - очень хорошие проводники тока. Измерить электросопротивление металлического проводника можно с помощью прибора миллиомметра, или еще более точного - микроомметра. Значение измеряется между их щупами, приложенными к участку проводника. Они позволяют проверить цепи, проводку, обмотки двигателей и генераторов.

Металлы разнятся между собой по способности проводить ток. Удельное сопротивление различных металлов - параметр, характеризующий это отличие. Данные приведены при температуре материала 20 градусов по шкале Цельсия:

Параметр ρ показывает, каким сопротивлением будет обладать метровый проводник с сечением 1 мм 2 . Чем больше это значение, тем больше электросопротивление будет у нужного провода определенной длины. Наименьшее ρ, как видно из списка, у серебра, сопротивление одного метра из этого материала будет равно всего 0,015 Ом, но это слишком дорогой металл для использования его в промышленных масштабах. Следующим идет медь, которая в природе встречается гораздо чаще (не драгоценный, а цветной металл). Поэтому медная проводка очень распространена.

Медь является не только хорошим проводником электрического тока, но и очень пластичным материалом. Благодаря этому свойству медная проводка лучше укладывается, она устойчива к изгибам и растяжению.

Медь очень востребована на рынке. Из этого материала производят множество различных изделий:

  • Огромное многообразие проводников;
  • Автозапчасти (например, радиаторы);
  • Часовые механизмы;
  • Компьютерные составляющие;
  • Детали электрических и электронных приборов.

Удельное электрическое сопротивление меди является одним из лучших среди проводящих ток материалов, поэтому на ее основе создается множество товаров электроиндустрии. К тому же медь легко поддается пайке, поэтому очень распространена в радиолюбительстве.

Высокая теплопроводность меди позволяет использовать ее в охлаждающих и обогревающих устройствах, а пластичность дает возможность создавать мельчайшие детали и тончайшие проводники.

Проводники электрического тока бывают первого и второго рода. Проводники первого рода - это металлы. Проводники второго рода- это проводящие растворы жидкостей. Ток в первых переносят электроны, а переносчики тока в проводниках второго рода -ионы, заряженные частицы электролитической жидкости.

Говорить о проводимости материалов можно только в контексте температуры окружающей среды. При более высокой температуре проводники первого рода увеличивают свое электросопротивление, а второго, напротив, уменьшают. Соответственно, существует температурный коэффициент сопротивления материалов. Удельное сопротивление меди Ом м возрастает при увеличении нагрева. Температурный коэффициент α тоже зависит только от материала, эта величина не имеет размерности и для разных металлов и сплавов равна следующим показателям:

  • Серебро - 0,0035;
  • Железо - 0,0066;
  • Платина - 0,0032;
  • Медь - 0,0040;
  • Вольфрам - 0,0045;
  • Ртуть - 0,0090;
  • Константан - 0,000005;
  • Никелин - 0,0003;
  • Нихром - 0,00016.

Определение величины электросопротивления участка проводника при повышенной температуре R (t), вычисляется по формуле:

R (t) = R (0) · , где:

  • R (0) - сопротивление при начальной температуре;
  • α - температурный коэффициент;
  • t - t (0) - разность температур.

Например, зная электросопротивление меди при 20 градусах Цельсия, можно вычислить, чему оно будет равно при 170 градусах, то есть при нагреве на 150 градусов. Исходное сопротивление увеличится в раз, то есть в 1,6 раз.

При увеличении температуры проводимость материалов, напротив, уменьшается. Так как это величина, обратная электросопротивлению, то и уменьшается она ровно во столько же раз. Например, удельная электропроводность меди при нагреве материала на 150 градусов уменьшится в 1,6 раз.

Существуют сплавы, которые практически не изменяют своего электросопротивления при изменении температуры. Таков, к примеру, константан. При изменении температуры на сто градусов его сопротивление увеличивается всего на 0,5%.

Если проводимость материалов ухудшается с нагревом, она улучшается с понижением температуры. С этим связано такое явление, как сверхпроводимость. Если понизить температуру проводника ниже -253 градусов Цельсия, его электросопротивление резко уменьшится: практически до нуля. В связи с этим падают затраты на передачу электрической энергии. Единственной проблемой оставалось охлаждение проводников до таких температур. Однако в связи с недавними открытиями высокотемпературных сверхпроводников на базе оксидов меди, охлаждать материалы приходится уже до приемлемых значений.

Температурный коэффициент сопротивления (α) - относительное изменение сопротивления участка электрической цепи или удельного электрического сопротивления материала при изменении температуры на 1 , выражено в К -1. В электронике используются, в частности, резисторы из специальных металлических сплавов с низким значением α, как манганинових или константановых сплавов и полупроводниковых компонентов с большими положительными или отрицательными значениями α (термисторы). Физический смысл температурного коэффициет сопротивления выражен уравнением:

где dR - изменение электрического сопротивления R при изменении температуры на dT.


Проводники

Температурная зависимость сопротивления для большинства металлов близка к линейной для широкого диапазона температур и описывается формулой:

R T R 0 - электрическое сопротивление при начальной температуре T 0 [Ом]; α - температурный коэффициент сопротивления; ΔT - изменение температуры, составляет TT 0 [K].

При низких температурах температурная зависимость сопротивления проводников определяется правилу Матиесена.


Полупроводники

Зависимость сопротивления термистора NTC от температуры

Для полупроводниковых устройств, таких как термисторы, температурная зависимость сопротивления в основном определяется зависимостью концентрации носителей заряда от температуры. Это экспоненциальная зависимость:

R T - электрическое сопротивление при температуре T [Ом]; R ∞ - электрическое сопротивление при температуре T = ∞ [Ом]; W g - ширина запрещенной зоны - диапазона значений энергии, которых не иметь электрон в идеальном (бездефектной) кристалле [эВ]; k - постоянная Больцмана [эВ / K].

Логарифмируя левую и правую части уравнения, получаем:

, Где является константой материала.

Темературного коэффициент сопротивления термистора определяется уравнением:

Из зависимости R T от T имеем:


Источники

  • Теоретические основы электротехники: Учебник: В 3 т. / В. С. Бойко, В. В. Бойко, Ю. Ф. Выдолоб и др..; Под общ. ред. И. М. Чиженко, В. С. Бойко. - М.: ШЦ "Издательство" Политехника "", 2004. - Т. 1: устойчивые режимы линейных электрических цепей с сосредоточенными параметрами. - 272 с: ил. ISBN 966-622-042-3
  • Шегедин А.И. Маляр В.С. Теоретические основы электротехники. Часть 1: Учебное пособие для студентов дистанционной формы обучения электротехнических и электромеханических специальностей высших учебных заведений. - М.: Магнолия плюс, 2004. - 168 с.
  • И.М.Кучерук, И.Т.Горбачук, П.П.Луцик (2006). Общий курс физики: Учебное пособие в 3-х т. Т.2. Электричество и магнетизм. Киев: Техника.

Температурный коэффициент электрического сопротивления

Температу́рный коэффицие́нт электри́ческого сопротивле́ния - величина, равная относительному изменению электрического сопротивления участка электрической цепи или удельного сопротивления вещества при изменении температуры на единицу.

Температурный коэффициент сопротивления характеризует зависимость электрического сопротивления от температуры и измеряется в кельвинах в минус первой степени (K −1).

Также часто применяется термин «температурный коэффициент проводимости» . Он равен обратному значению коэффициента сопротивления.

Температурная зависимость сопротивления металлических сплавов , газов , легированных полупроводников и электролитов носит более сложный характер.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Температурный коэффициент электрического сопротивления" в других словарях:

    температурный коэффициент удельного электрического сопротивления проводникового материала - Отношение производной удельного электрического сопротивления проводникового материала по температуре к этому сопротивлению. [ГОСТ 22265 76] Тематики материалы проводниковые … Справочник технического переводчика

    Температурный коэффициент удельного электрического сопротивления проводникового материала - 29. Температурный коэффициент удельного электрического сопротивления проводникового материала Отношение производной удельного электрического сопротивления проводникового материала по температуре к этому сопротивлению Источник: ГОСТ 22265 76:… …

    ГОСТ 6651-2009: Государственная система обеспечения единства измерений. Термопреобразователи сопротивления из платины, меди и никеля. Общие технические требования и методы испытаний - Терминология ГОСТ 6651 2009: Государственная система обеспечения единства измерений. Термопреобразователи сопротивления из платины, меди и никеля. Общие технические требования и методы испытаний оригинал документа: 3.18 время термической реакции …

    ГОСТ Р 8.625-2006: Государственная система обеспечения единства измерений. Термометры сопротивления из платины, меди и никеля. Общие технические требования и методы испытаний - Терминология ГОСТ Р 8.625 2006: Государственная система обеспечения единства измерений. Термометры сопротивления из платины, меди и никеля. Общие технические требования и методы испытаний оригинал документа: 3.18 время термической реакции: Время … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Условное графическое обозначение термометра сопротивления Термометр сопротивления электронный прибор, предназначенный для измерения температуры и основанный на зависимости электрического сопротивления … Википедия

    Прибор для измерения температуры (См. Температура), принцип действия которого основан на изменении электрического сопротивления чистых металлов, сплавов и полупроводников с температурой (на увеличении сопротивления R с повышением… …

    Алюминий - (Aluminum) Сплавы и производство алюминия, общая характеристика Al Физические и химические свойства алюминия, получение и нахождение в природе Al, применение алюминия Содержание Содержание Раздел 1. Название и история открытия. Раздел 2. Общая… … Энциклопедия инвестора

    Тепловой расходомер расходомер, в котором для измерения скорости потока жидкости или газа используется эффект переноса тепла от нагретого тела подвижной средой. Различают калориметрические и термоанемометрические расходомеры. Содержание 1… … Википедия

    13 Магний ← Алюминий → Кремний B Al ↓ Ga … Википедия

    - (латинское Ferrum) Fe, химический элемент VIII группы периодической системы Менделеева; атомный номер 26, атомная масса 55,847; блестящий серебристо белый металл. Элемент в природе состоит из четырёх стабильных изотопов: 54Fe (5,84%),… … Большая советская энциклопедия

Концентрация свободных электронов n в металлическом проводнике при повышении температуры остается практически неизменной, но возрастает их средняя скорость теплового движения. Усиливаются и колебания узлов кристаллической решетки. Квант упругих колебаний среды принято называть фононом . Малые тепловые колебания кристаллической решетки можно рассматривать как совокупность фононов. С ростом температуры увеличиваются амплитуды тепловых колебаний атомов, т.е. увеличивается сечение сферического объема, который занимает колеблющийся атом.

Таким образом, с ростом температуры появляется все больше и больше препятствий на пути дрейфа электронов под действием электрического поля. Это приводит к тому, что уменьшается средняя длина свободного пробега электрона λ, уменьшается подвижность электронов и, как следствие, уменьшается удельная проводимость металлов и возрастает удельное сопротивление (рис.3.3). Изменение удельного сопротивления проводника при изменении его температуры на 3К, отнесенное к величине удельного сопротивления этого проводника при данной температуре, называют температурным коэффициентом удельного сопротивления TK ρ или.Температурный коэффициент удельного сопротивления измеряется в К -3 . Температурный коэффициент удельного сопротивления металлов положителен. Как следует из данного выше определения, дифференциальное выражение для TK ρ имеет вид:

Согласно выводам электронной теории металлов значения чистых металлов в твердом состоянии должны быть близки к температурному коэффициенту (ТK) расширения идеальных газов, т.е. 3: 273 =0,0037. В действительности у большинства металлов ≈ 0,004 Повышенными значениями обладают некоторые металлы, в том числе ферромагнитные металлы - железо, никель и кобальт.

Отметим, что для каждой температуры имеется свое значение температурного коэффициента TK ρ . На практике для определенного интервала температур пользуются средним значением TK ρ или:

где ρ3 и ρ2 - удельные сопротивления проводникового материала при температурах Т3 и Т2 соответственно (при этом Т2 >Т3); есть так называемый средний температурный коэффициент удельного сопротивления данного материала в диапазоне температур от Т3 до Т2 .

Сопротивление проводника (R) (удельное сопротивление) () зависит от температуры. Эту зависимость при незначительных изменениях температуры () представляют в виде функции:

где - удельное сопротивление проводника при температуре равной 0 o C; - температурный коэффициент сопротивления.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Температурным коэффициентом электрического сопротивления () называют физическую величину, равную относительному приращению (R) участка цепи (или удельного сопротивления среды ()), которое происходит при нагревании проводника на 1 o С. Математически определение температурного коэффициента сопротивления можно представить как:

Величина служит характеристикой связи электросопротивления с температурой.

При температурах, принадлежащих диапазону, у большинства металлов рассматриваемый коэффициент остается постоянным. Для чистых металлов температурный коэффициент сопротивления часто принимают равным

Иногда говорят о среднем температурном коэффициенте сопротивления, определяя его как:

где - средняя величина температурного коэффициента в заданном интервале температур ().

Температурный коэффициент сопротивления для разных веществ

Большая часть металлов имеет температурный коэффициент сопротивления больше нуля. Это означает, что сопротивление металлов с ростом температуры возрастает. Это происходит как результат рассеяния электронов на кристаллической решетке, которая усиливает тепловые колебания.

При температурах близких к абсолютному нулю (-273 o С) сопротивление большого числа металлов резко падает до нуля. Говорят, что металлы переходят в сверхпроводящее состояние.

Полупроводники, не имеющие примесей, обладают отрицательным температурным коэффициентом сопротивления. Их сопротивление при увеличении температуры уменьшается. Это происходит вследствие того, что увеличивается количество электронов, которые переходят в зону проводимости, значит, при этом увеличивается число дырок в единице объема полупроводника.

Растворы электролитов имеют. Сопротивление электролитов при увеличении температуры уменьшается. Это происходит потому, что рост количества свободных ионов в результате диссоциации молекул превышает увеличение рассеивания ионов в результате столкновений с молекулами растворителя. Надо сказать, что температурный коэффициент сопротивления для электролитов является постоянной величиной только в малом диапазоне температур.

Единицы измерения

Основной единицей измерения температурного коэффициента сопротивления в системе СИ является:

Примеры решения задач

Задание Лампа накаливания, имеющая спираль из вольфрама включена в сеть с напряжением B, по ней идет ток А. Какой будет температура спирали, если при температуре o С она имеет сопротивление Ом? Температурный коэффициент сопротивления вольфрама .
Решение В качестве основы для решения задачи используем формулу зависимости сопротивления от температуры вида:

где - сопротивление вольфрамовой нити при температуре 0 o C. Выразим из выражения (1.1), имеем:

По закону Ома для участка цепи имеем:

Вычислим

Запишем уравнение связывающее сопротивление и температуру:

Проведем вычисления:

Ответ K

Металл

Удельное сопротивление ρ при 20 ºС, Ом*мм²/м

Температурный коэффициент сопротивления α, ºС -1

Алюминий

Железо (сталь)

Константан

Манганин

Температурный коэффициент сопротивления α показывает на сколько увеличивается сопротивление проводника в 1 Ом при увеличении температуры (нагревании проводника) на 1 ºС.

Сопротивление проводника при температуре t рассчитывается по формуле:

r t = r 20 + α* r 20 *(t - 20 ºС)

где r 20 – сопротивление проводника при температуре 20 ºС, r t – сопротивление проводника при температуре t.

Плотность тока

Через медный проводник с площадью поперечного сечения S = 4 мм² протекает ток I = 10 А. Какова плотность тока?

Плотность тока J = I/S = 10 А/4 мм² = 2.5 А/мм².

[По площади поперечного сечения 1 мм² протекает ток I = 2.5 А; по всему поперечному сечению S протекает ток I = 10 А].

По шине распределительного устройства прямоугольного поперечного сечения (20х80) мм² проходит ток I = 1000 А. Какова плотность тока в шине?

Площадь поперечного сечения шины S = 20х80 = 1600 мм². Плотность тока

J = I/S = 1000 A/1600 мм² = 0.625 А/мм².

У катушки провод имеет круглое сечение диаметром 0.8 мм и допускает плотность тока 2.5 А/мм². Какой допустимый ток можно пропустить по проводу (нагрев не должен превысить допустимый)?

Площадь поперечного сечения провода S = π * d²/4 = 3/14*0.8²/4 ≈ 0.5 мм².

Допустимый ток I = J*S = 2.5 А/мм² * 0.5 мм² = 1.25 А.

Допустимая плотность тока для обмотки трансформатора J = 2.5 А/мм². Через обмотку проходит ток I = 4 А. Каким должно быть поперечное сечение (диаметр) круглого сечения проводника, чтобы обмотка не перегревалась?

Площадь поперечного сечения S = I/J = (4 А) / (2.5 А/мм²) = 1.6 мм²

Этому сечению соответствует диаметр провода 1.42 мм.

По изолированному медному проводу сечением 4 мм² проходит максимально допустимый ток 38 А (см. таблицу). Какова допустимая плотность тока? Чему равны допустимые плотности тока для медных проводов сечением 1, 10 и 16 мм²?

1). Допустимая плотность тока

J = I/S = 38 А / 4мм² = 9.5 А/мм².

2). Для сечения 1 мм² допустимая плотность тока (см. табл.)

J = I/S = 16 А / 1 мм² = 16 А/мм².

3). Для сечения 10 мм² допустимая плотность тока

J = 70 A / 10 мм² = 7.0 А/мм²

4). Для сечения 16 мм² допустимая плотность тока

J = I/S = 85 А / 16 мм² = 5.3 А/мм².

Допустимая плотность тока с увеличением сечения падает. Табл. действительна для электрических проводов с изоляцией класса В.

Задачи для самостоятельного решения

    Через обмотку трансформатора должен протекать ток I = 4 А. Какое должно быть сечение обмоточного провода при допустимой плотности тока J = 2.5 А/мм²? (S = 1.6 мм²)

    По проводу диаметром 0.3 мм проходит ток 100 мА. Какова плотность тока? (J = 1.415 А/мм²)

    По обмотке электромагнита из изолированного провода диаметром

d = 2.26 мм (без учёта изоляции) проходит ток 10 А. Какова плотность

тока? (J = 2.5 А/мм²).

4. Обмотка трансформатора допускает плотность тока 2.5 А/мм². Ток в обмотке равен 15 А. Какое наименьшее сечение и диаметр может иметь круглый провод (без учёта изоляции)? (в мм²; 2.76 мм).