Стратегический менеджмент учебное пособие лапыгин ю и. Стратегический менеджмент - Лапыгин Ю.Н

- Романов В.В. - 1998.

Автор учебника В.В. Романов - доктор психологических наук, кандидат юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации. Учебник подготовлен в соответствии с типовой учебной программой по юридической психологии, содержит рекомендации психологического характера. Материал изложен с учетом нового (на 1 января 1998 г.) законодательства. Прилагаются учебная программа и тематический план по курсу юридической психологии.
Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, а также для работников правоохранительных органов (следователей, прокуроров, судей), адвокатов.

Раздел второй ЛИЧНОСТЬ В СФЕРЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 1. Понятие личности в психологической и правовой науке. 34
§ 2. Структура и содержание личности 44
Глава 3. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
§ 1. Методы изучения личности в профессиональной деятельности юриста 58
§ 2. Краткое введение в область психологической диагностики 61
§ 3. Классификация психологических методов (тестов) исследования личности 64
Глава 4. ПСИХИЧЕСКИЕ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ) ПРОЦЕССЫ, УЧЕТ ИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ЮРИСТОМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 1. Ощущения и восприятие. Их роль и значение в профессиональной деятельности юриста.90
§ 2. Память. Учет юристом закономерностей памяти участников процесса ПО
§ 3. Мышление и воображение. Их роль в деятельности юриста 119
§ 4. Внимание в профессиональной деятельности юриста 129
Глава 5. ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА, ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ, ИХ ПСИХОЛОГО-ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА
§ 1. Общее представление об эмоциях, чувствах, психических состояниях 134
§ 2. Состояния эмоциональной напряженности, их роль и значение в уголовном и гражданском процессах 138
§ 3. Способы преодоления отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности юриста 174
Глава 6. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАНИЙ О НИХ ЮРИСТОМ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 1. Темперамент, его влияние на поведение субъектов правоприменительной деятельности 180
§ 2. Характер, его свойства и черты 191
§ 3. Направленность, мотивационная сфера в структуре личности субъектов уголовного и гражданского процессов. 214
Глава 7. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В УГОЛОВНОМ И ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССАХ
§ 1. Предмет судебно-психологической экспертизы, основания и поводы ее назначения 225
§ 2. Методологические основы судебно-психологической экспертизы, ее компетенция. Основные вопросы, решаемые экспертом-психологом 231
§ 3. Подготовка, назначение, использование судебно-психологической экспертизы следователем (судом) 241

Раздел третий КРИМИНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Глава 8. ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ (ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ)
§ 1. Общая психологическая характеристика деятельности 248
§ 2. Психологический анализ преступного поведения при различных формах вины. . 254
Глава 9. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА
§ 1. Понятие, структура личности преступника 264
§ 2. Типология личности преступника 279
Глава 10. ПСИХОЛОГИЯ ГРУППОВОГО ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ (ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОЙ ГРУППЫ)
§ 1. Понятие, психологическая характеристика группы 286
§ 2. Психолого-правовая оценка организованных преступных формирований (групп), их противоправной деятельности 290

Раздел четвертый ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА
Глава 11. ОБЩАЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЕГО ЛИЧНОСТИ
§ 1. Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста 306
§ 2. Структурно-психологический анализ профессиональной деятельности юриста. 311
§ 3. Психологическая структура, профессионально значимые качества (психограмма) личности юриста 315
§ 4. Оценка способностей к юридической деятельности по психологическим качествам личности 324
Глава 12. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОДСТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА 344
§ 1. Психология осмотра места происшествия 345
§ 2. Психология проведения обыска 358
§ 3. Психология предъявления для опознания 362
§ 4. Психологические особенности проведения следственного эксперимента (проверки показаний на месте) 368
Глава 13. ОБЩЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА (КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДСТРУКТУРА)
§ 1. Понятие, структура, виды профессионального общения юриста 373
§ 2. Общие социально-психологические закономерности профессионального общения 375
§ 3. Наиболее распространенные ситуации профессионального (непроцессуального) общения юриста 398
Глава 14. ПСИХОЛОГИЯ ДОПРОСА
§ 1. Общие социально-психологические условия ведения допроса 407
§ 2. Психологические особенности допроса в бесконфликтной ситуации 412
§ 3. Психологические особенности допроса в конфликтной ситуации 416
§ 4. Психология допроса на очной ставке 428
§ 5. Психологические особенности допроса несовершеннолетних 432
Глава 15. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПОДСТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА
§ 1. Общая психологическая характеристика организационно-управленческой подструктуры в деятельности юриста 439
§ 2. Психологические особенности принятия решений юристом 446
Глава 16. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУДОПРОИЗВОДСТВА
§ I. Психолого-правовая характеристика познавательной подструктуры судебной деятельности 459
§ 2. Коммуникативная подструктура деятельности суда 462
§ 3. Психологические особенности принятия решений судьей 470
ПРИЛОЖЕНИЕ. Учебная программа по курсу «Юридическая психология», 476


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Юридическая психология - Романов В.В. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Константин Михайлович Романов

Психологическая культура личности

© Романов К. М., 2015

© Когито-Центр, 2015


Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор, академик РАО С. Б. Малых;

кафедра общей и социальной психологии Гродненского государственного университета им. Я. Купалы (Республика Беларусь)

* * *

Светлой памяти моего учителя А. А. Бодалева посвящается


Введение

Феномен психологической культуры стал предметом научного анализа сравнительно недавно. Это выглядит довольно парадоксально, прежде всего, для отечественной психологии, построенной на методологических положениях культурно-исторической теории Л. С. Выготского. В контексте этого подхода психическое развитие человека представляется как процесс усвоения совокупного общественного опыта, зафиксированного в материальной и духовной культуре. Человек – это продукт культуры. Высшие сугубо человеческие психические функции возникают путем окультуривания натуральных функций. Отсюда можно утверждать, что в культуре, как в многомерном образовании, есть особый срез, в котором зафиксирована психологическая сущность человека как субъекта и личности. В нем содержится общественно выработанный опыт обращения человека с людьми, в том числе и с самим собой: психологические знания, способы обращения, формы отношений. Усваивая именно эту часть культуры (или ее срез), ребенок становится полноценным субъектом и личностью. Учитывая эту содержательную специфику культуры, мы определяем ее как психологическую. Как социальный феномен психологическая культура зафиксирована в людях, в живом общении, в художественных и научных текстах, в обычаях и традициях и других ее носителях. Как индивидуальный личностный феномен она представляет собой системное личностное образование, определяющее способы обращения человека с другими людьми и с самим собой.

Существуют серьезные практические предпосылки для разработки проблемы психологической культуры. Поступательное развитие общества невозможно без воспитания нового поколения людей, в полной мере вобравших в себя все достижения материальной и духовной культуры. Важнейшим направлением этого процесса является формирование у подрастающего поколения психологической культуры. Психологическая культура пронизывает все сферы человеческого бытия, чем и объясняется необходимость ее возникновения, развития и существования у человека на протяжении всей жизни. Низкий уровень ее развития или ее дефекты порождают многочисленные жизненные проблемы: невротические состояния, одиночество, семейные и производственные конфликты и многое другое. В последние десятилетия существенно возрастает роль психологических факторов во всех сферах общественной жизни. Психологические технологии получают все более широкое распространение в управлении, политике, бизнесе, образовании и т. д. Современный человек должен быть достаточно компетентным, чтобы пользоваться этими технологиями. Иначе он рискует превратиться в объект психологических манипуляций. Высокий уровень психологической культуры является основным фактором профессионального успеха специалистов, работающих с людьми: учителей, социальных работников, руководителей, государственных служащих и др. Психологические технологии вошли в арсенал вооруженных сил и спецслужб многих государств. Они играют важную роль в обеспечении национальной безопасности.

Существуют и теоретические основания для исследования данной проблемы, поскольку она тесно связана с такими фундаментальными проблемами психологии, как личность и общение. В процессе социализации ребенок овладевает способами обращения не только с предметным миром, но и с людьми, в том числе и с самим собой как человеком. Он усваивает культуру обращения с человеком, которая по своему содержанию представляется психологической. Она глубоко проникает в личностную сущность человека и фиксируется в соответствующих психологических образованиях: потребностях, воле, чертах характера, самосознании и др. Исследование в этой области позволяет расширить представления о человеке как субъекте и личности и об общении как форме социального бытия.

Проблема психологической культуры является комплексной и междисциплинарной. Можно выделить несколько направлений ее разработки: общепсихологическое, возрастно-психологическое, психолого-педагогическое, социально-психологическое, профессионально-психологическое, акмеологическое, патопсихологическое, этнопсихологическое, культурно-историческое, философское и др. Только при этом условии возможно достижение подлинного понимания феномена психологической культуры. В той или иной степени все эти направления представлены в данной книге.

Предлагаемая концепция психологической культуры является авторской. Одним из ее достоинств является то, что она позволяет преодолеть глубоко укорененный в психологии функциональный подход к пониманию психических процессов и свойств. В контексте развиваемого нами направления они рассматриваются как психологические инструменты (органы) человеческого бытия, успешность которого зависит от того, в какой мере субъект владеет ими, т. е. от уровня развития у него психологической культуры. При разработке концепции психологической культуры мы руководствовались методологическими идеями Л. С. Выготского, М. М. Бахтина, Л. С. Рубинштейна, А. А. Бодалева и др. Одним из соавторов предлагаемой концепции психологической культуры является О. Н. Романова. Пользуясь возможностью, я выражаю ей свою благодарность.

Учебное пособие может быть полезно преподавателям психологии, школьным психологам, студентам психологических специальностей, философам, культурологам и другим специалистам.

Психологическая культура личности как предмет научного исследования

1.1. Общая характеристика психологической культуры

1.2. Специфика феномена психологической культуры

1.3. Психологическая культура и личностные ресурсы

1.4. Структура психологической культуры

1.5. Развитие психологической культуры в онтогенезе


Ключевые понятия : общая культура, виды культуры, психологическая культура, личностные ресурсы, развитие психологической культуры, функции психологической культуры.

Общая характеристика психологической культуры

Новорожденный ребенок не является человеком в полном смысле этого слова. Ему только предстоит стать им. Однако «очеловечивание» младенца не обеспечивается генетическими программами. Они создают только врожденные предпосылки для становления личности и субъекта. Вторым важным условием этого является наличие социокультурной среды, которая является носителем совокупного общественного опыта: знаний об окружающем мире, способов общения с людьми, способов обращения с различными предметами (природными или искусственно созданными), социальных норм, отношений, социальных ценностей и т. д. Развитие человека как субъекта и как личности представляет собой процесс усвоения того, что зафиксировано в пределах материальной и духовной культуры и в конкретных людях, как ее носителях. Благодаря этому процессу происходит развитие психических процессов, способностей, черт характера, потребностей, мотивов, отношений, убеждений, самосознания, всевозможных знаний, умений и навыков, т. е. всего того, что делает человека человеком и обеспечивает его полноценное вхождение в систему общественных отношений как равноправного члена общества. Эти известные положения культурно-исторической теории Л. С. Выготского подтверждены многочисленными эмпирическими исследованиями и педагогической практикой.

Уровень необходимого развития перечисленных качеств и процессов определяется обществом как некая социокультурная норма, которой должен соответствовать каждый нормальный гражданин, каждый член общества. Например, современный человек должен иметь логическое мышление, определенную систему научных знаний, научных убеждений, систему житейских представлений о мире, систему практических умений и навыков обращения с бытовой техникой, способности к произвольной регуляции своего поведения, самосознание и др. В каждой социокультурной норме задан необходимый уровень овладения соответствующим социальным опытом. Поэтому, если человек в полной мере овладел той или иной социокультурной нормой, можно говорить, что он обладает высокой культурой в соответствующей сфере, например: культурой общения, нравственной культурой, политической культурой, физической культурой, бытовой культурой, информационной культурой, психологической культурой и т. д. Все вместе это называется общей культурой человека, благодаря которой он и является таковым: субъектом и личностью. Трансляция культуры от одного поколения людей к другому может происходить либо стихийно, либо целенаправленно в процессе обучения и воспитания.

Транскрипт

1 В. В. Романов Юридическая психология Конспект лекций Москва Юрайт 2011

2 УДК 159.9:34(075.8) ББК 88.4я73 Р 69 Автор: Романов Владимир Владимирович профессор кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, доктор психологических наук, кандидат юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации. Р 69 Романов, В. В. Юридическая психология: конспект лекций / В. В. Романов. М. : Издательство Юрайт, с. (Хочу все сдать!). ISBN Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всег да предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредо то читься, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долго временной памяти в оперативную», сде лать ее готовой к немедленному и эффек тивному использованию. Специфика пе риода подготовки к экзамену или зачету за ключается в том, что студент уже ни че го не изучает (для этого просто нет вре ме ни): он лишь вспоминает и системати зи рует изученное. Предлагаемое издание поможет сту ден там в решении именно этой задачи применительно к курсу «Юридическая психология». Содержание и структура пособия со ответствуют требованиям государствен ного образовательного стандарта выс ше го профессионального образования. Издание предназначено студентам высших учебных заведений. УДК 159.9:34(075.8) ББК 88.4я73 Покупайте наши книги: Оптом в офисе книготорга «Юрайт»: , Московская обл., г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, д. 1, тел.: (495) , В розницу в интернет-магазине: тел.: (495) Для закупок у Единого поставщика в соответствии с Федеральным законом от ФЗ обращаться по тел.: (495) , ISBN Романов В. В., 2011 ООО «Издательство Юрайт», 2011

3 I. ВВЕДЕНИЕ В ЮРИДИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ Тема 1 ПРЕДМЕТ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 1.1. Предмет, содержание, задачи юридической психологии Будучи прикладной, «пограничной» отраслью психологической науки, юридическая психология возникла в результате межнаучной интеграции на стыке психологических и правовых знаний. С одной стороны, она относится к разряду естественно-научных дисциплин. С другой стороны, юридическая психология тесно взаимодействует с различными отраслями права, поскольку «изучает закономерности и механизмы психической деятельности в сфере регулируемых правом отношений» (О. Д. Ситковская). Кроме того, при определении предмета юридической психологии следует иметь в виду те базовые понятия, основные категории психологической науки, рассматриваемые в любой прикладной отрасли психологии и составляющие ее стержень: личность субъекта участника той или иной профессиональной деятельности, общественной практики; собственно деятельность, которой занят человек и которая предъявляет к нему, его психике особые, специфические требования. Именно эти два очень емких по своему содержанию понятия лежат в основе предмета любой прикладной отрасли психологической науки, среди которых находится и юридическая психология. Подобный подход, выделяющий два основных блока в юридической психологии, позволяет дать следующее ее определение. Предметом юридической психологии выступают различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности субъектов различных правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику, сознание и поведение участвующих в ней людей. Содержание юридической психологии как прикладной отрасли психологической науки включает в себя помимо разработки общих вопросов (предмет, система, методы и т.д.) проблематику, относящуюся к психологии нормативно-правовой регуляции, психологическому обеспечению применения норм права, правотворчеству, правовому сознанию, составляющие правовую психологию. Особенно актуальны для теории и практики борьбы с правонарушениями психологические исследования следственной, прокурорской, оперативно-розыскной, судебной, исправительно-профилактической деятельности различных государственных правоохранительных органов: суда, прокуратуры, органов внутренних дел, безопасности, юстиции, исправительно-трудовых учреждений, а также органов правово- 7

4 го обеспечения и правовой помощи населению, юридическим лицам (нотариата, адвокатуры). С этой точки зрения в структуре юридической психологии, являющейся родовым понятием, можно выделить такие ее разделы, как судебная психология, психология оперативно-розыскной деятельности, военно-юридическая, исправительно-трудовая (пенитенциарная) психология, или в наиболее общем виде психология профессиональной деятельности юриста. Самостоятельным разделом юридической психологии является криминальная психология, занимающаяся проблемами личности преступника, психологическими особенностями отклоняющегося, противоправного поведения. В настоящее время на стыке судебной, оперативно-розыскной, криминальной психологии разрабатывается самостоятельное направление криминалистическая психология, предметом которой, по существу, являются психологические особенности методики расследования особо опасных (так называемых серийных) преступлений. Задачи юридической психологии во многом обусловлены задачами, стоящими перед правовой наукой в целом. К ним относятся: разработка психологических основ законодательства и процесса его применения, психологических основ нормативно-правовой регуляции различных правоотношений, в которых значительную роль играет так называемый человеческий фактор; психологическое обеспечение правоохранительной деятельности юристов, наиболее эффективного применения ими норм права, оказание им психокоррекционной помощи в их повседневной работе в условиях значительных нервно-психических перегрузок; разработка рекомендаций психологического характера по повышению эффективности и качества проведения следственных (судебных) действий, исследования и оценки доказательств; создание профессиограммы правоприменительной деятельности юристов различной специализации, разработка надежной системы профессионального психологического отбора в правоохранительные органы; исследование психологических аспектов противоправного (преступного) поведения людей, разработка мер психологического воздействия на таких лиц в целях предупреждения преступности и их разоблачения в совершенных преступлениях; изучение психологических особенностей, мотивов совершения наиболее опасных преступлений против жизни и здоровья граждан, имущественных преступлений, а также преступлений техногенного характера; исследование личности правонарушителей, психологических особенностей лиц с различными отклонениями в области социального функционирования; разработка психологических критериев вменяемости ограниченной вменяемости невменяемости; гражданско-правовой дееспособности; изучение закономерностей социально-психологических процессов, происходящих в обществе; внутригрупповых, межличностных отношений негативного характера; групповой и организованной пре- 8

5 ступности; разработка методов психологического характера борьбы с организованной преступностью, коррупцией должностных лиц; исследование проблем правового сознания различных слоев и групп населения, общественно полезных и негативных социальных установок, психологических мотивов, лежащих в основе законопослушного и противоправного поведения граждан; дальнейшее развитие института судебно-психо логи ческой (комплексной судебной психолого-психиатрической) экспертизы Междисциплинарные связи юридической психологии Юридическая психология имеет тесные связи с многими отраслями знаний и прежде всего со своей «материнской» наукой психологией. По отношению к последней юридическая психология находится в ряду аналогичных ей научных дисциплин, которые Л. С. Выготский называл «отраслями прикладной психологии» (педагогическая, медицинская психология и др.). Тесную связь она поддерживает и с социальной психологией, такой раздел которой, как социально-психологические проблемы личности, является базовым в изучении психологических аспектов деятельности следователя, состава суда и некоторых других вопросов. Многие положения юридическая психология заимствует из области педагогической, медицинской, инженерной психологии, а также психологии труда, управления применительно к решению своих частных задач. В то же время, поскольку юридическая психология обслуживает различные виды профессиональной деятельности юристов в определенном правовом (процессуальном) режиме, она не может не поддерживать информационные связи и с целым рядом отраслей правовой науки. В этой связи в первую очередь следует указать на тесные связи юридической психологии с наукой уголовно-процес суального права. Ряд принципиально важных положений, принципов, лежащих в основе уголовно-процессуального законодательства, вырабатывались на протяжении длительного периода под влиянием практики уголовного судопроизводства, которая со всей очевидностью показала, в какой огромной мере психические процессы, сами условия восприятия судом обстоятельств, подлежащих доказыванию, влияют на оценку доказательств, объективность принятия обоснованных судебных решений. Прослеживается связь юридической психологии с наукой гражданского процессуального права, гражданским судопроизводством, фактически осуществляемым с соблюдением тех же принципов, что и уголовное судопроизводство: гласность, непосредственность, устность и непрерывность, состязательность и равноправие сторон (ст. 10, 12, 157 ГПК). Тесные междисциплинарные связи поддерживаются юридической психологией и с уголовным правом, прежде всего по вопросам, относящимся к оценке психологических критериев вменяемости невменяемости, психологических особенностей личности преступника, его эмоционально-волевой, мотивационной сферы, уровня интеллекта, актуальных психических состояний, которые сопутствуют соверше- 9

6 нию преступлений, влияют на то, в какой мере субъект преступления осознавал и руководил своими действиями. В УК содержится целый ряд новых понятий, имеющих сугубо психологический либо комплексный психолого-правовой характер: уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемость (ст. 22); «деяние, совершенное по легкомыслию» (ст. 26); несоответствие «психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам» (ч. 2 ст. 28); устойчивость, сплоченность как признаки преступной группы (ч. 3, 4 ст. 35); психическое принуждение (ст. 40); обоснованный риск с его психологическим содержанием (ст. 41); особая жестокость (п. «д» ст. 105, п. «б» ст. 111, п. «в» ст. 131); аффект, длительная психотравмирующая ситуация (ст. 107, 113); психические страдания (ч. 1 ст. 117); беспомощное состояние потерпевшей (ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132) и др. Также связь юридической психологии можно увидеть и с гражданским правом, его основополагающими институтами, принципами, отдельными правовыми нормами. В качестве примера можно привести особенности использования психологических знаний по гражданским делам, связанным с решением вопроса о дееспособности отдельных участников тех или иных правоотношений (оценка психологического критерия дееспособности); проблему компенсации морального вреда в случае причинения гражданину «нравственных страданий» с учетом психологического фактора, тем более что суды должны оценивать все это, учитывая «индивидуаль ные особенности лица, которому причинен вред» (ст. 151, 1101 ГК). Не менее актуальной в гражданском праве выглядит и проблема при знания сделок недействительными вследствие необычного состояния психики гражданина, сниженного интеллекта, непонимания им значе ния своих действий, дефектов его волеизъявления, смыслового вос приятия, повышенной внуша емости, т.е. качеств, которые способствуют введению в заблуждение человека при принятии им решений правового характера (ст. 177, 178 ГК). Самая тесная связь юридической психологии существует с криминалистикой, особенно с ее разделами, посвященными следственной тактике и методике расследования преступлений, а также с криминологией. Традиционные связи и взаимодействие поддерживаются между юридической психологией и судебной психиатрией, особенно когда мы имеем дело с пограничными состояниями, расстройствами психики, не исключающими вменяемости.

7 Тема 2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 2.1. Методологические принципы изучения психики участников судопроизводства Анализируя пути развития отечественной психологической науки, Л. С. Выготский в конце 1920-х гг. писал о том, что «психология не двинется дальше, пока не создаст методологии». Сказанное столь же актуально и для юридической психологии как одной из прикладных отраслей психологической науки, которая не может развиваться без методологического обеспечения концепции своей системы, не опираясь на общенаучные принципы познания. К такого рода принципам относятся: принцип объективного исследования психики. Данным принципом руководствуются при изучении психических явлений по их объективным показателям, проявляющимся в процессе какой-либо деятельности. В его основе лежит идея о единстве психики, сознания и деятельности. Психика человека изучается путем исследования объективных показателей проявления психических процессов в той или иной деятельности человека, в том числе и противоправной. Данный подход нацеливает следователя, суд на установление объективных признаков деяния и уже на их основе на переход к выявлению психических свойств и состояний субъекта, т.е. к исследованию субъективной стороны содеянного; принцип детерминизма, или причинной (каузальной) обусловленности психических явлений. Принцип детерминизма помогает объяснять психические феномены закономерным взаимодействием доступных эмпирическому контролю факторов, различных обстоятельств, связанных между собой, которые предшествуют какому-то событию, вызывают его. Благодаря принципу детерминизма удается глубже вникать и более всесторонне анализировать причины и условия, способствующие совершению преступлений, положительным образом воздействовать на формирование правосознания людей и т.д.; принцип системности в изучении и объяснении психических явлений. Данный принцип научного познания побуждает исследователя рассматривать различные психические явления, психику в целом как единое целое, состоящее из множества взаимодействующих между собой элементов. Системный подход позволяет объяснять и соотносить различные понятия, выявлять причины поведения человека; принцип изучения психики, сознания личности в их развитии, во взаимодействии сознания и деятельности в определенной ситуации. Особенно важен такой комплексный подход к рассмотрению сознания, волеизъявления, деятельности человека и ситуации, в которую он вовлекается, в их динамическом взаимодействии при проведении различных видов судебно-психологических исследований в сфере уголовного, гражданского судопроизводства Психологические методы научного познания, применяемые в уголовном и гражданском процессе Составной частью методологии любой науки, в том числе и юридической психологии, являются методы познания. Некоторыми методами юристы пользуются самостоятельно, другие методы могут применять- 11

8 ся только специалистами в той или иной области психологии, как это, например, имеет место при проведении судебно-психологической экспертизы, в ходе профессионального психологического отбора лиц на службу в правоохранительные органы, абитуриентов в некоторые юридические учебные заведения. I. Методы, широко используемые не только психологами, но и юристами в своей практической деятельности: в процессе расследования преступлений, в ходе рассмотрения уголовных дел, гражданско-правовых споров в суде и т.д. Метод беседы (интервью). Основное назначение данного метода состоит в том, чтобы в процессе общения получить необходимую информацию об интересующем человеке: его развитии, интеллекте, психическом состоянии, отношении к тем или иным событиям, людям и т.д. Кроме того, беседа, которая обычно проводится в форме диалога, помогает юристу продемонстрировать свои положительные качества, стремление объективно разобраться в той или иной юридически значимой ситуации. Данный метод является эффективным инструментом налаживания психологического контакта с различными участниками процесса. Метод наблюдения. Очевидно, что любой беседе сопутствует визуальный контакт партнеров по общению. Сопоставительный анализ результатов наблюдения за поведением тех или иных лиц в различных условиях позволяет получить о них дополнительную информацию. Экспериментальный метод. Эксперимент является одним из распространенных методов изучения личности, позволяющим получать информацию психологического содержания о качественной стороне процессов восприятия индивида, а также по другим вопросам. Биографический метод. Основное назначение данного мето да состоит в сборе сведений о фактах и событиях, имеющих социальнопсихологическое значение в жизни человека с момента его рождения. В ходе допросов свидетелей собираются сведения о родителях, социальной среде, в которой человек рос, о его взаимоотношениях с окружающими, учебе, работе, интересах, склонностях, перенесенных заболевания, травмах, наконец, о его характере. В необходимых случаях изучаются различные медицинские документы, характеристики, письма, дневники, видеоматериалы и т.п. Метод обобщения независимых характеристик. Использование данного метода позволяет полнее увидеть личность во всех ее проявлениях, оценивать поведение человека объективно, с разных сторон, исключив субъективное к нему отношение. Анализ результатов деятельности. В совокупности с другими методами анализ результатов деятельности особенно широко применяется при изучении разыскиваемых лиц, причин совершения ими противоправных действий, при составлении психологического портрета преступников. Метод составления психологического портрета преступника (ППП), или, как его еще называют, криминального психологического профиля неизвестного преступника, поискового психологического портрета преступника. С помощью ППП составляется психолого-криминалистическая характеристика разыскиваемого, включающая в себя 12

9 не только его психологические, но и социально-демографические, поведенческие признаки, сведения об образе жизни, необходимые для установления лица, особенно когда в этих признаках есть какиелибо отклонения. II. Наиболее распространенные методы, психодиагностические (тестовые) методики, которые имеются в распоряжении психологов. Условно существующие тесты, и прежде всего те из них, которыми пользуются специалисты/эксперты-психологи в сфере правоохранительной деятельности, можно разбить на четыре большие группы. Психофизиологические, психометрические методы диагностики функциональных состояний индивида. С помощью этих методов исследуются разнообразные показатели работы центральной, вегетативной нервной системы человека, степень развития у него той или иной психической функции, оцениваются точность и скоординированность выполняемых им движений, скорость двигательных реакций и т.д. Поскольку для измерения всех этих характеристик функциональных состояний необходима специальная аппаратура, тестовые методики данной группы также называют аппаратурными методами исследования. Указанные психофизиологические методы чаще применяются при проведении судебно-психологической экспертизы по уголовным делам о нарушениях правил эксплуатации каких-либо сложных технических устройств, транспортных средств и т.п., когда решается вопрос о виновном либо невиновном причинении вреда (ст. 28 УК). Интеллектуальные психологические тесты. С их помощью исследуются качественные характеристики познавательных (когнитивных) способностей субъекта, его умственная работоспособность, внимание, память, мыслительная деятельность (операциональная, логическая, смысловая сфера мышления), уровень интеллектуального развития (объем общих сведений и знаний, способность к обучаемости), развитие речи, наличие определенных навыков, способностей к чемулибо и т.п. Личностные (анкетные) тесты в виде опросников. Эти тесты позволяют исследовать и оценивать индивидуально-психологические особенности личности, ведущие свойства характера испытуемого путем получения от него односложных ответов (типа «верно неверно» или «да нет не уверен») на строго определенные вопросыутверждения. Благодаря этому лицо, подвергающееся тестированию, сообщает о себе такие сведения, анализируя которые можно довольно точно определить ведущие свойства его характера, мотивы поведения, направленность личности, составить прогноз относительно его возможного поведения в дальнейшем. Среди данной группы методов исследования личности большое распространение получили: Миннесотский многопрофильный личностный опросник (MMPI) в виде двух адаптированных к нашей социокультурной среде вариантов СМИЛ (стандартизированный многофакторный метод исследования личности Л. Н. Собчик) и ММИЛ (методика многостороннего исследования личности Ф. Б. Березина); 16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла (16- ФЛО); опросник Г. Айзенка (EPI); 13

10 патохарактерологичекий диагностический опросник (ПДО) для подростков А. Е. Личко и др. В результате их применения психолог получает графически выполненный психологический профиль личности с его текстовой расшифровкой после компьютерной обработки. Указанные тестовые методики позволяют проводить факторный анализ, выдавая количественную и качественную оценку структурных компонентов личности, характерологических особенностей, нервнопсихической, эмоционально-волевой устойчивости, особенностей мышления, межличностного поведения, ведущих потребностей, мотивационной направленности, компенсаторных возможностей обследуемого, его психического состояния в момент тестирования, а также позволяют прогнозировать уровень социальной, профессиональной адаптации личности, сформировать психокоррекционный подход к субъекту. Проективные (прожективные) тесты. Проективные методы исследования применяются с целью выявления подсознательных побуждений, неосознаваемых потребностей путем предъявления испытуемому стимульного материала в виде различного рода изображений, цветных карточек и т.п. В основе построения подобных тестовых методик лежит механизм проекции, под которым понимается психический процесс бессознательного перенесения, приписывания субъектом другим людям своих собственных качеств, состояний, доминирующих потребностей, мотивов, зна чимых переживаний, личностных смыслов. В практике проведения судебно-психологических экспертиз среди данной группы тестов наибольшее распространение получили: тематический апперцептивный тест (ТАТ), методика изуче ния фрустрационных реакций человека С. Розенцвейга, методика чер нильных пятен Г. Роршаха, цветовой тест Люшера и некоторые другие.


Примерный перечень тематических направлений дипломных работ по дисциплине «Юридическая психология» Теоретико-методологические основы юридической психологии 1. История развития и задачи юридической психологии.

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Фонд оценочных средств «Юридическая психология» Уровень высшего образования Бакалавриат Направление подготовки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный университет» Юридический факультет

1 Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки юриста по специальности 030501 Юриспруденция ОПД.Ф.24 Юридическая психология Предмет, система и содержание

Ф.С. Сафуанов Как построить предметный вид судебно-психологической экспертизы Классификации СПЭ Основная дополнительная Первичная повторная Очная заочная (в т.ч. посмертная) Единоличная комиссионная Однородная

Аннотация рабочей программы дисциплины Квалификация преступлений против личности и собственности 1 Цель и задачи дисциплины «Квалификация преступлений против личности и собственности» как учебная дисциплина

Задания для выполнения контрольных работ по юридической психологии студентами заочной формы обучения Контрольная работа по дисциплине «Юридическая психология» выполняется в виде письменных ответов на теоретические

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ кафедра социально-экономических

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени

Тематика диссертаций по уголовному процессу (к.ю.н., доцент Юркевич Н.А., к.ю.н., доцент Быданцев Н.А.) Раздел1: Уголовно-процессуальное право и его оперативно-розыскное обеспечение Тема 1: Основные понятия

Оглавление Предисловие............................................................ 8 Раздел I. Личность как предмет психологического познания......... 11 Глава 1. Философско-антропологические и психологические

Учреждение образования «Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь» УТВЕРЖДАЮ Временно исполняющий обязанности по должности начальника института подполковник милиции Ю.П.Шкаплеров..2016

Ë. Ä. Êóäðÿâöåâ ÊÓÐÑ ÌÀÒÅÌÀÒÈ ÅÑÊÎÃÎ ÀÍÀËÈÇÀ Òîì 1 Ó ÅÁÍÈÊ ÄËß ÁÀÊÀËÀÂÐÎÂ 6-å èçäàíèå Ðåêîìåíäîâàíî Ìèíèñòåðñòâîì îáðàçîâàíèÿ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè â êà åñòâå ó åáíèêà äëÿ ñòóäåíòîâ âûñøèõ ó åáíûõ çàâåäåíèé,

Методы исследования личности в психологии Тестирование ипроективные методики Методика психологических исследований Методика психологических исследований - это совокупность методов, применяемых в конкретном

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» ФГОУВПО «РГУТиС»

С. С. Самищенко Судебная медицина учебник ДЛЯ вузов Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений москва ЮРАЙТ 2010 УДК

Б3.Б.02 ДИСЦИПЛИНА «Психология» Направление: педагогическое образование Квалификация (степень): бакалавр Профиль: физическая культура Объем трудоемкости: 10 кредитов (360 часов, из них 160 часов аудиторной

I. Организационно-методический раздел 1.1. Пояснительная записка Дисциплина «Доказывание и доказательства в уголовном процессе» является одним из предметов уголовно-правовой специализации и направлен на

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Ô. Ñ. Ñàôóàíîâ ÑÓÄÅÁÍÎ- ÏÑÈÕÎËÎÃÈ ÅÑÊÀß ÝÊÑÏÅÐÒÈÇÀ Ó ÅÁÍÈÊ ÄËß ÀÊÀÄÅÌÈ ÅÑÊÎÃÎ ÁÀÊÀËÀÂÐÈÀÒÀ Ðåêîìåíäîâàíî Ó åáíî-ìåòîäè åñêèì îáúåäèíåíèåì âóçîâ

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОАНАЛИЗА» Аннотация рабочей программы дисциплины Прикладная психодиагностика и психологическая экспертиза Направление

Н. С. Манова, Ю. В. Францифоров Уголовный процесс Краткий курс лекций 5-е издание, переработанное и дополненное Москва Юрайт 2011 УДК 34 ББК 67.411я73 М23 Авторы: Манова Нина Сергеевна доктор юридических

МГУ имени М.В. Ломоносова ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Юридическая психология» Рекомендуется для направления подготовки 030900 «Юриспруденция» Квалификации (степени) выпускника

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА (ФИЛИАЛ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФСОЮЗОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ» В Г. СЕВАСТОПОЛЕ Кафедра УГОЛОВНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ

Г.А.ШУМАК Проблемы классификации и структурного анализа экономических преступлений Экономика, являясь сферой обращения основной массы материальных ценностей, во все времена привлекала внимание криминально

Вопросы к итоговой аттестации Экзаменационные вопросы к итоговому, междисциплинарному аттестационному экзамену по специальности 030301.65 «Психология» По общему психологическому модулю 1. Психика как категория

Способность действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма Политология Конституционное право России Муниципальное право Обеспечение прав

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования «Международный славянский институт» АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Юридическая психология НАИМЕНОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ):

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Министерства

Министерство образования и науки РФ Алтайский государственный университет Л.Ю. Кирюшина ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Учебное пособие 1 ББК 88.47я73 К 438 Рецензенты: заслуженный деятель науки, заслуженный юрист

Задачи ювенальной юридической психологии Дозорцева Е.Г. ФГУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского» Второй национальный конгресс по социальной психиатрии «Социальные

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт права Кафедра уголовно-правовых дисциплин АННОТАЦИЯ по дисциплине «Криминалистика» направление подготовки

Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев. 2-е изд., испр. и перераб. СПб.: Питер, 2003. 512 с.: ил. (Серия «Практикум по психологии»). ISBN 5-94723-288-Х Предлагаемая книга является 2-м, исправленным

Перечень тем рефератов. 1. Особенности методов исследования в психологии и педагогике. 2. Современные подходы к проблеме сознания и бессознательного. 3. Формирующий психолого-педагогический эксперимент.

УДК 159.9.072 ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Большакова А.И., Клепач А.Е. Научный руководитель ст. преподаватель Малимонов И.В. Сибирский федеральный университет Специфика научной

М.Л. Шапхаева руководитель к.ю.н., доц. Ю.В. Хармаев Убийство в состоянии аффекта Преступления из категории «убийство», и в частности убийство, совершенное в состоянии аффекта, всегда будет актуальной

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт» «Утверждаю»

М. В. Савельева, А. Б. Смушкин Следственные действия учебник Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению

Методология и методы психологического исследования Тема 1. Общая характеристика психологического исследования 1. Общие понятия и уровни методологии как науки. 2. Теория, метод и методика. 3. Классическая

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Финансовый университет) Краснодарский филиал Финуниверситета

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Часть I 1 4 5 6 в а б б б в Часть II 7 8 9 10 а, д а, г в, г а, в, д 7. П. 4 ст. 5 ФЗ «О выборах депутатов ГД РФ». 8. Ч. 4 ст. 78 Конституции РФ. 9. Ст. 17 СК РФ. 10. Право. 10 класс: учеб. для образоват.

Н. С. Манова, Ю. В. Францифоров Уголовный процесс Конспект лекций 8-е издание, переработанное и дополненное Ìîñêâà Þðàéò 2014 УДК 34 ББК 67.411я73 М23 Авторы: Манова Нина Сергеевна доктор юридических наук,

ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА - МФЮА Кафедра Специальность Специализация Уголовного права 030501.65 Юриспруденция Уголовно-правовая ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ

УДК 343.98 Тактические задачи и средства их решения в уголовном судопроизводстве: основные итоги исследования Якушин С.Ю. Кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики

Криминалистические особенности реализации данных оперативно розыскной деятельности в уголовном преследовании 1) Содержание дисциплины 1.1. Тематический модуль 1 Цель и задачи изучения тематического модуля:

Профессиональный психологический отбор в уголовно-исполнительной системе России Раков А.М. Центральная военно-врачебная комиссия Федеральной службы исполнения наказаний России (Москва) Согласно ст. 4 Приказа

Тематика выпускных квалификационных работ для студентов, обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция профиль подготовки «Уголовное право». Темы выпускных квалификационных работ кафедры

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ к междисциплинарному экзамену по дисциплине «Уголовное право» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33.

ДИСЦИПЛИНА Психология Направление: педагогическое образование, профиль «Экология» (4 года). Квалификация (степень): бакалавр Объем трудоемкости: 10 кредитов (360 часов, из них 160 часов аудиторной нагрузки,

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИ КВАЛИФИКАЦИИ кафедра социально-экономических и гуманитарных дисциплин

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ НОУ ВПО КАБАРДИНО - БАЛКАРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА Факультет «Налоги, налогообложение и право» Кафедра «Уголовно-правовых, дисциплин» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Перечень контрольных вопросов к зачету по дисциплине «Методология научного исследования» Для студентов направления подготовки 08.04.01«Строительство» направленность профиля подготовки 08.04.01.0002 «Экспертиза

Объектами профессиональной деятельности выпускников программ по подготовки «Педагогика и психология девиантного поведения» являются: Общественные отношения в сфере воспитания детей и подростков, защиты

Коллективная монография подготовлена группой ученых Лаборатории судебной сексологии Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского судебными психиатрами, сексологами,

Никишина В.Б. (ЯрГУ) Особенности эмоциональной сферы детей с нормальным и аномальным развитием Обращение к патологии развития является одной из реальных возможностей понимания закономерностей психической

Программа подготовки специалистов среднего звена утверждена Ученым советом КемГУ (протокол Ученого совета КемГУ от..201_) Утверждена с обновлениями в части. (протокол Ученого совета КемГУ от..201_) 3

Глава 1. Особенная часть уголовного права, ее система, основы квалификации преступлений 1. Понятие и значение Особенной части уголовного права 2. Основы квалификации преступлений 1. Понятие и значение

АННОТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС» 1. Планируемые результаты обучения по дисциплине Цель освоения дисциплины формирование у студентов правосознания, базирующегося на усвоении природы уголовного

Г.омск, 2013 1. Цели и задачи дисциплины Цель изучения дисциплины «Криминальная психология» способствовать формированию представлений об основных понятиях, теориях и проблемах криминальной психологии,

(«Введение в профессию» и др.), сделать рефлексивное описание одного из увиденных образцов (на свой выбор) обсудить свое эссе с группой и с руководителем практики, отредактировать его подготовить проект

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Психология конфликта» по направлению подготовки (специальности) 40.05.02 (031001.65) «Правоохранительная деятельность» Семестр: 3 Для очной формы обучения.

Рецензенты:

Г.В. Гутман, зав. кафедрой менеджмента и маркетинга Владимирского института бизнеса, доктор экономических наук

А.В. Карасев, декан экономического факультета Московского института коммунального хозяйства и строительства, доктор экономических наук

Предисловие

Гари Хамелу – одному из выдающихся современных теоретиков и практиков стратегического управления – принадлежит высказывание о том, что науки о стратегическом управлении бизнесом как таковой не существует. Есть отдельные подходы, методы, инструменты, с помощью которых лица, принимающие стратегические решения, выстраивают свое видение перспектив развития организаций.

Но менеджеры организаций во все времена и везде в мире едины в стремлении обеспечить динамичное развитие своего бизнеса, что предполагает выстраивание перспективных планов, которые они часто называют стратегическими.

Переход на двухуровневую подготовку кадров в системе высшего образования предъявляет специфические требования к подготовке бакалавров и магистров. Кроме того, стандарты третьего поколения базируются на компетентностном подходе, что требует подготовки соответствующей учебной литературы.

Учебная дисциплина «Стратегический менеджмент» в составе направления «Менеджмент» является обязательной для подготовки как бакалавров, так и магистров, что делает необходимым систематизацию знаний и опыта по указанной дисциплине в отношении последовательности изложения материала, и в то же время для обеспечения достаточности компетенций на уровне бакалавра в случае завершения обучения на этом уровне.

Настоящее учебное пособие состоит из двух частей. Первая посвящена рассмотрению вопросов, отражающих содержание компетенций в рамках бакалавриата направления «Менеджмент», а вторая часть содержит модули для магистратуры того же направления подготовки. Всего в пособии девять модулей, материал которых связан комплексом компетенций, необходимых выпускнику высшей школы в практической деятельности.

Первый модуль предусматривает передачу знаний и опыта в области процесса стратегического управления с акцентом на целеполагание в этом процессе.

Во втором модуле рассмотрен новый аспект стратегического управления бизнесом, представляющий собой обоснование того, как корпоративная социальная ответственность может повысить капитализацию самого бизнеса, как могут быть учтены ожидания стейкхолдеров в процессе формирования стратегии развития организации.

Третий модуль содержит описание базовой методологии формирования стратегии развития организаций на основе конфигуратора, включающего эталонные стратегии, результаты SWOT-анализа, а также анализа действующей стратегии и разработки философии развития организации. Кроме того, в модуле представлены модели детализации стратегии до уровня функциональных стратегий, стратегических проектов и программ.

Первую часть заключает четвертый модуль, в котором отражены компетенции, обеспечивающие эффективную реализацию разработанной стратегии. Соответствующие изменения рассмотрены на уровне индивида, группы и организации в целом. Отдельная тема посвящена командообразованию (малой группе), которое необходимо не только в процессе разработки стратегии, но и на этапе внесения стратегических изменений в организацию.

Вторая часть включает пять модулей, отражающих компетенции, которыми должны обладать выпускники высшей школы в направлении «Менеджмент», ориентированные на научную и педагогическую деятельность.

Пятый модуль посвящен рассмотрению новейших проблем стратегического менеджмента, как в части основных научных школ, так и в части конкурентных стратегий организаций.

В шестом модуле нашли отражение методы проведения стратегических исследований, среди которых выделены методы организационной диагностики и методы поиска стратегических решений, а также активизации творческого мышления, необходимые на всех этапах стратегического управления.

Схемы разработки стратегии составили основу седьмого модуля, где рассмотрены общие методы разработки стратегии, а также стратегические модели матрицы и методы корректировки реализуемой стратегии.

Восьмой модуль включает новые подходы к принятию стратегических управленческих решений, а девятый – вопросы модификации и разработки стратегии на основе ключевых компетенций.

Основной текст иллюстрируется большим числом таблиц и рисунков. После каждой темы приводятся контрольные вопросы. Дан список основной литературы. Завершают книгу восемь приложений, содержащих иллюстрации к учебному материалу.

ЧАСТЬ I
Стратегический менеджмент: бакалавриат

Модуль 1
Процесс стратегического управления

Тема 1
Типология проблем управления

1.1. Проблемная ситуация

Из теории систем известно, что разнообразие, привнесенное в систему, увеличивает ее потенциал. Но вместе с тем внесение разнообразия понижает стабильность системы, приводит к отклонениям от нормы. Когда указанные отклонения приобретают уродливую форму, то речь идет о патологии. Патологические изменения возникают не сразу, а в результате системных отклонений от нормы.

Например, если руководитель один раз отложил принятие управленческого решения, другой раз отложил, а затем это становится нормой, которая сводится примерно к следующему: бумага должна отлежаться, или решение должно созреть. Но в тех случаях, когда решения следует принимать незамедлительно, продолжает срабатывать отмеченная норма: бумага должна отлежаться.

Система претерпевает патологические изменения в силу неспособности ее элементов адекватно воспринимать происходящие изменения. Неадекватность восприятия обусловлена как давлением метальных моделей, так и физиологическими способностями людей.

Начинаются патологические изменения с нарушений взаимодействия внутри системы.

Источники отклонений от нормы могут находиться как на границе между внешней средой и системой (на входе и выходе), так и в составе самой системы, а также на линиях связей между элементами системы.

На входе в систему патология возникает как реакция на воздействие внешней среды и регулирующие воздействия управляющей системы. На выходе из системы патология проявляется в несоответствии ожиданиям внешней среды и реальных потоков продуктов жизнедеятельности системы.

Примером может служить зарплата «в конвертах». При приеме на работу работнику сообщают о такой системе оплаты труда, и он воспринимает это как проблему. Внешняя среда в лице, например, налоговых органов, также воспринимает подобную ситуацию как проблему.

Модель состава системы претерпевает патологические изменения в силу неспособности ее элементов адекватно воспринимать происходящие в системе изменения.

Например, в процессе приватизации государственной собственности в 90-х гг. прошлого столетия в России только часть населения страны сознательно хотели стать собственниками, что подтверждается социологическими опросами , в соответствии с которыми более 60% населения были настроены патерналистски , т.е. не желали нести ответственность не только за свою собственность, но и за свое будущее. В итоге – собственниками стали те члены социально-экономической системы, которые способны были адекватно воспринять происходящие в обществе реформы.

В отношении связей между элементами системы можно сказать, что они как место зарождения патологии в первую очередь отражают борьбу, происходящую внутри системы за различные ресурсы (время, энергию, информацию, финансы и т.д.). Например, те же отношения собственности в период экономических реформ стали основным источником формирования отклонений от нормы в потреблении благ, когда «братва» стала носить огромные золотые цепи на шее и ездить исключительно на джипах.

Чтобы лечить, образно говоря, заболевание системы, необходимо выяснить источник возникновения патологии и причины, которые способствуют ее сохранению.

Как показывают наблюдения, подавляющее число патологических изменений находится внутри самой системы, а не на границе раздела ее с внешней средой. Что же касается внутренних патологий, то большая их часть сосредоточена на линиях связей между работниками, составляющими основу организации как системы.

Особенность проблемных изменений в организациях заключается в том, что причиной их возникновения является деятельность человека, непрерывно создающая себе и окружающим проблемы, без решения которых невозможно рассчитывать на «оздоровление организации» и на развитие.

При описании проблемных ситуаций необходимо выявить полный объем знаний о потребности организации и о возможных средствах ее удовлетворения. Сбор информации не может продолжаться до бесконечности и должен быть подчинен конечной цели – решению проблемы, поэтому в течение всего процесса сбора информации целесообразно корректировать понимание проблемной ситуации, что позволяет отсечь избыточную информацию и сократить поиск.

Процесс описания проблемной ситуации состоит из следующих этапов:

Фиксация проблемной ситуации (недостаточная и неупорядоченная информация о ситуации);

Предварительное описание проблемной ситуации (упорядочение имеющейся информации и осознание ее недостаточности);

Информационный поиск (получение дополнительной информации, которая приводит к ее разупорядочению);

Полное описание проблемной ситуации (получение достаточной и упорядоченной информации о ситуации).

Проблемная ситуация возникает в процессе познавательной деятельности субъекта, направленной на некий объект, когда субъект встречает какое-то затруднение, преграду. Графическая модель такой ситуации приведена на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Графическая модель проблемной ситуации


Например, собирая грибы, мы видим привлекательную поляну, но попасть на нее не можем, потому что глубокая лесная речка преграждает нам путь, а идти в обход далеко.

Проблемную ситуацию следует рассматривать как «разрыв» в деятельности, «рассогласование» между целями и возможностями субъекта. Проблемная ситуация представляет собой условия, порождающие проблему.

Проблемные ситуации (рис. 1.2) возникают тогда, когда результаты деятельности не соответствуют желанным целям; когда ранее выработанные, теоретически обоснованные и практически проверенные методы решения не дают должного эффекта или не могут быть использованы; когда в практической деятельности обнаруживаются факты, которые не укладываются в рамки существующих теоретических представлений либо одна из частных теорий вступает в логическое противоречие с более общей теорией или другими областями жизни в пределах данной отрасли знаний. Например, появление новых крупных конкурентов на конкретном сегменте рынка приводит к тому, что объемы продаж снижаются, а традиционные методы рекламы не обеспечивают изменения ситуации в лучшую сторону.

Для корректной постановки проблемы необходимо понимание проблемной ситуации, которое трактуется как усвоение ее смысла и способность к ее воспроизведению. Здесь требуется адаптация общего знания к конкретному объекту. Перегруппировка и адаптация информации, как правило, выступают в виде переформулировки описания проблемной ситуации в силу того, что описание оказывается противоречивым.


Рис. 1.2. Сочетание факторов проблемной ситуации


Рис. 1.3. Модель преобразования описания проблемной ситуации в иерархическую структуру


При переформулировании надо учесть, что описание проблемной ситуации фиксирует не только элементы и структуру, но и эмпирический базис, ментальные модели. Полезно поставить вопрос: как еще можно составить описание проблемной ситуации, какими средствами, с учетом каких мотивов и установок?

Необходимой предпосылкой для использования имеющейся информации в целях получения дополнительной или новой информации о проблемной ситуации является способность постановщика проблемы к особой перегруппировке и адаптации информации, содержащейся в описании проблемной ситуации. Графической иллюстрацией подобной процедуры является изображенное на рис. 1.3 преобразование первоначальной структуры описания проблемной ситуации (состояние А ) в иерархически систематизированную структуру (состояние Б ).

В результате либо описание проблемной ситуации дополняется новыми вопросами, которые возникают в процессе анализа описания, либо совокупность вопросов систематизируется посредством выявления новых отношений между ними. Оперируя первым или вторым приемом, можно находить новые элементы и структуры проблемной ситуации.

1.2. Моделирование проблемной ситуации

Если представить себе проблему как иерархически упорядоченную совокупность вопросов, то ядром проблемной ситуации являются противоречия, установить иерархию которых и выявить центральное противоречие удается, как правило, только на уровне теоретической схемы проблемы. Примером теоретической схемы может служить ментальная карта, от центра которой отходят «стволы» противоречий, на которых «ветвятся» проблемы.

Наиболее важными факторами, определяющими процесс формулирования проблемы, являются методологические установки (разграничение старого и нового, проблемного знания, содержащегося в описании проблемной ситуации) и ценностные ориентации, в которых методологические установки выступают в качестве принципов запрета или нормы.

Таким образом, генезис проблемы представляет собой последовательную реализацию следующих процедур:

Описание проблемной ситуации (создание исходной совокупности знаний о проблеме – например, ярко светит солнце);

Ее осмысление и понимание ее описания (установление смысла проблемной ситуации в структуре человеческой деятельности – например, дискомфорт, испытываемый от ярких солнечных лучей);

Формирование теоретической схемы проблемы (построение системы теоретических конструктов – например, солнце светит в глаза потому, что мы заняли неудачную позицию);

Формулирование проблемы (соотнесение теоретической схемы проблемы со структурой проблемной ситуации – например, неудачная позиция, занятая нами по отношению к солнцу, создает нам дискомфорт от его ярких лучей).

Однако нужно отдавать себе отчет в том, что на практике формулировки некоторых проблем не всегда позволяют увидеть причину и следствие, да и саму сущность проблемы. В данном случае под проблемами понимаются противоречия, требующие разрешения; сложности преодоления трудностей.

В основание классификации проблем могут быть положены различные явления реальной действительности. Пример известных классификаций проблем приведен в табл. 1.1.

1.3. Матрица организационных проблем

По типологии А.И. Пригожина, проблемы подразделяются на встроенные, социокультурные и ситуативные, а формулировки проблем – на назывные, причинно-следственные и антитезные . Итак, в ходе проведения интервью встречаются три типа формулировок проблем:

назывные – формулировки, состоящие из констатации факта, не содержащего причинно-следственной связи или противоречий, как правило, состоящих только из причинной части, только из следственной части или из части какого-либо противоречия;

причинно-следственные формулировки, содержащие четко выраженную причинно-следственную связь;


Таблица 1.1

Типология проблем


антитезные – формулировки, включающие два явления, одновременное существование которых есть нонсенс или признак патологии системы.

Необходимо добавить к этому списку сложную формулировку проблемы, суть которой заключается в том, что такая формулировка включает в себя две и более причинно-следственные связи или два и более противоречия. Например, «на предприятии решено организовать отдел маркетинга, не изменив функции отдела сбыта, которые определялись сотрудниками самого отдела, а не вышестоящим руководством, что привело к дисфункции отдела сбыта как функционально подчиненного подразделения».

Первая часть противоречия: «на предприятии решено организовать отдел маркетинга, не изменив функции отдела сбыта» – антитезная формулировка.

Вторая часть противоречия: «функциональность подразделения была нарушена вследствие определения его функций работниками самого подразделения» – причинно-следственная формулировка.

Матрица организационных проблем, содержащая примеры как типов проблем, так и типов их формулировок представлена в табл. 1.2.


Таблица 1.2

Матрица организационных проблем


Встроенные в организацию проблемы – это противоречия, присущие организациям:

Между стабильностью организации и ее развитием;

Между целями субъектов целеполагания;

Между формальными и неформальными отношениями;

Между трудом и оплатой труда;

Между текущей эффективностью и стратегическим развитием.

Избавиться от этих противоречий полностью невозможно, да в этом и нет необходимости, поскольку именно наличие противоречий является основой развития организаций. Главная задача управления – снять остроту этих проблем, направить количественную энергию, возникающую на стыках организационных противоречий, в русло целевых качественных изменений.

Социокультурные проблемы – это проблемы, вызванные средой, в которой находится организация. Под средой в данном случае понимаются привычки, традиции, устоявшиеся взгляды, опыт и т.д. Преодоление этих проблем требует значительного времени, оно сродни воспитанию корпоративной культуры, определению системы ценностей, присущей данной организации.

Ситуативные проблемы – это проблемы, связанные с нарушением какой-либо функции или связи, зависят они от ситуации в организации и от ее окружения, поэтому каждый раз они разные.

Тема 2
Проблемно-целевое управление

2.1. Анализ проблемной ситуации

Исследователи сходятся в том, что этапы системного анализа проблем развития организаций включают последовательность действий, представленных на рис. 1.4.


Рис. 1.4. Этапы решения проблем


Схема формирования совокупности проблем организации (проблемного поля) приведена на рис. 1.5, которая демонстрирует, как по мере роста количества и качества информации о проблемной ситуации в организации система из простого множества проблем (первичного каталога) трансформируется в структурированную проблемную область.


Рис. 1.5. Схема формирования проблемного поля


Структуризация проблемного поля позволяет выделить среди всего перечня проблем значимые (корневые и узловые, которые являются причиной возникновения других проблем) и решаемые автоматически при решении других проблем каталога (результирующие проблемы).

В результате получаем граф проблем организации, из которого следует, чем заниматься организации в первую, во вторую и в третью очередь. Главная проблема организации требует, как правило, стратегических решений.

К достоинствам рассмотренного подхода к анализу проблем организации следует отнести относительную простоту и быстроту его реализации, но оценки, лежащие в основе подхода, несут в себе погрешности субъективных суждений экспертов.

Специалисты в области исследования систем управления рассматривают этапы постановки проблем в виде схемы, представленной на рис. 1.6, из которого следует, что многошаговая процедура состоит из пяти повторяющихся этапов.


Рис. 1.6. Последовательность этапов «диагноза» проблемы


Первый этап «диагностика» – общее знакомство с проблемой; составление плана работы с указанием срока выполнения, исполнителей и основных источников, которые могут быть использованы. Например, общий спад производственно-хозяйственной деятельности организации воспринимается как проблема.

Второй этап – установление «симптомов» проблемы, под которыми понимаются некоторые косвенные признаки или характеристики, указывающие на наличие проблемы. Например, не хватает финансовых ресурсов для пополнения оборотных средств.

Третий этап – сбор факторов, подтверждающих «симптомы» – выявление причин возникновения проблемы, например в отношении воровства сырья и полуфабрикатов, нерациональных запасов на складах, роста цен на материальные ресурсы, нерациональной деятельности отдела сбыта и т.п.

Четвертый этап – истолкование факторов (анализ всей релевантной информации). Например, рост дебиторской задолженности обусловлен тем, что работники отдела сбыта пассивны во взаимодействии с организациями, осуществляющими оптовые закупки.

Наличие обратных последовательных этапов работы позволяет направить процесс формулирования проблемы по правильному руслу и постоянно его улучшать по мере выявления и накопления факторов.

При вскрытии существа проблемы большую помощь могут оказать следующие шаги:

Собрать и проанализировать данные, которые представляют недостатки системы;

Описать и проанализировать подсистему, которая прямо порождает данные проблемы, в частности оценить вход на полноту, на частоту, на согласованность, на надежность и на точность;

Найти обратную связь, которая дает возможность судить об отклонении, о величине ошибки или о недостатке системы;

Постараться связать объекты и свойства подсистемы в соответствии с их очевидной, логической или причинной связью;

Постараться представить полную систему, в которой данная проблема является только частью;

Постараться связать между собой полную систему, относящиеся к делу подсистемы и проблему, как она определена.

Выполнение этих шагов создает возможность для формулирования проблемы.

Пятый этап (формулирование проблемы) включает:

Составление исходной формулировки проблемы;

Осмысление этой формулировки в связи с различными частями проблемы;

Осмысление факторов, которые касаются проблемы;

Общее уточнение исходной формулировки проблемы, например отсутствие системы стимулирования снижения дебиторской задолженности, приводит к нехватке оборотных средств.

Формулирование проблемы называется исходной, или предварительной, постановкой потому, что в ходе анализа и на его основании многие исходные положения могут быть пересмотрены или уточнены.

Перечень проблем, описывающих проблемную область, как правило, можно упорядочить методом парных сравнений, определяя наличие и направленность причинно-следственных связей между проблемами . Пример построения графа проблем приведен на рис. 1.7.


Выявление корневой проблемы предприятия (номера обозначают место конкретной проблемы в общем неупорядоченном перечне проблем предприятия): 18 – нет стратегии, обеспечивающей подготовку и повышение квалификации кадров; 34 – низкая требовательность и слабая ответственность руководителей снижают экономические результаты; 36 – система оплаты труда недостаточно мотивирует работников; 37 – отсутствие сопричастности к общему делу не формирует социокультурных ценностей; 38 – неравномерна загрузка ИТР, есть «случайные» люди; 39 – отдел кадров не ведет базу данных «лучших» сезонных рабочих; 46 – расположение ДРСУ в г. Владимире при подъеме экономики ведет к оттоку квалифицированных кадров


В результате получаем граф проблем организации, из которого следует, чем заниматься организации в первую, во вторую и в третью очередь.

Главная проблема организации требует стратегических решений, что предопределяет формулирование соответствующих целей.

См.:Лапыгин Ю.Н., Эйдельман Я.Л. Мотивация экономической деятельности в условиях российской реформы. – М.: Наука, 1966. – 112 с.

Патернализм в данном случае представляет собой явление, при котором люди добровольно перепоручают заботу о своей судьбе кому-либо: президенту, директору, соседу по даче и т.д.

См.: Лапыгин Ю.Н. Основы управленческого консультирования. – М.: Академический проект, 2006. – С. 155.

Он не успел ответить, как ударил колокол. Правда, тревожным набатом звук представлялся лишь его сознанию – на корабле ничего не гремело и не звенело, воздух в саду был недвижим, но ментальный импульс, что обрушился на Марка, походил на звон колоколов. Или, возможно, на рев сирены.

– Изменения в планетарном пространстве, – прозвучал голос Аната. – Повторяю: изменения в пространстве, которые не совпадают с прежней обсервацией. Первый Регистратор нуждается в советах гостя и Хозяина.

– Великая Пустота! Что там еще приключилось, – пробормотал Марк, торопливо направляясь к шлюзу. Он проскользнул в коридор, столкнулся там с рини, кивнул ему, затем оба очутились в рубке и молча уставились на экраны. В большем из них по-прежнему блестели звезды, сияло солнце, а под ним круглился шар Файтарла-Ата, зеленой и голубоватой, затянутой кое-где облаками, с пересекавшей поверхность изогнутой линией терминатора. Экран слева показывал планету вблизи, не всю, а край ее диска, над которым можно было различить полупрозрачную дымку атмосферы и едва заметные огни космических станций. Там происходило какое-то движение, но что именно перемещалось и куда, Марку различить не удалось.

– Ты вызывал нас? Зачем? – спросил Хийар, шагнув к пульту.

Первый невозмутимо вытянул руку с узкой кистью к боковому экрану.

– Как говорят на Земле, события ходят другим поворотом. Смотрите!

– События приняли неожиданный поворот, – автоматически поправил Марк. – Но какой? Что творится около планеты? Я не могу разглядеть на таком расстоянии.

– Приближаю, Судья, – произнес Анат, и картина на левом экране сделалась иной. Теперь там виднелся вытянутый объект, похожий на старинную трость с изогнутой рукоятью; ручку окружал зеленоватый ореол, какой создают при входе в атмосферу тормозные двигатели, а вся конструкция опускалась вниз, к поверхности планеты, маячившей за жидким туманом облаков. Внезапно масштаб изображения сменился, и Марк увидел десятки – нет, даже сотни! – таких же сателлитов, что плыли на границе стратосферы точно стайка угрей, спасавшихся от какого-то бедствия. Вниз, вниз, вниз! Все они стремились вниз, покинув космические выси ради твердой, но такой ненадежной земли. Ибо вскоре земля будет объята пожаром.

– Это резервуары с халлаха, рини… те, о которых ты говорил… – прошептал потрясенный Хийар.

– Да. И дроми опускают их на поверхность планеты, – отозвался Марк, еще не зная, радоваться ли случившемуся или горевать. Он уже понял, что в этот день война с дроми не закончится. Это было так же ясно, как и то, что через несколько лет на одном из крейсеров или, возможно, фрегатов появится новый боец Александра Вальдес. Судьба! – мелькнула мысль. Даже в век полетов к звездам с судьбой не поспоришь, от неизбежного не уйдешь…

– Если я верно понимаю… – начал Хийар, но Марк перебил брата:

– Правильно, рини. Я отменю операцию.

– Но продолжится война!

– Это так. – Мрачная тень легла на лицо Марка. – Файтарла-Ата не будет уничтожена, правящие кланы дроми уцелеют, и война продолжится. Мы будем сражаться десять или двадцать лет, возможно – целый век. Многие заплатят жизнью за мое решение, но иначе я не могу.

– Миллионы проклянут вас, Судья Вальдес, – бесстрастно вымолвил Первый. – Кажется, так это у вас называется? Проклятие, когда люди желают зла и бед какому-то человеку? Несчастий, болезней, потери уважения и… – серв сделал паузу, – гибели его детей?

Марк не вздрогнул, не побледнел и не покрылся потом. Все было передумано не раз, пережито в той иллюзорной реальности, какую рисуют человеку тревоги, помноженные на воображение. Слова Первого ничего не меняли и не являлись попыткой его уязвить или расстроить; кем бы ни было это существо, оно относилось к нему благожелательно. Потому и напомнило о последствиях, которые ждут Судью Вальдеса.

– Операция будет остановлена, – сказал Марк, наблюдая, как родильные корыта дроми садятся на планету, на все ее материки и острова. – Сейчас я это сделаю. Только одно меня удивляет… – Он повернул голову, оглядел рини, потом Первого Регистратора. – Удивляет, как они додумались защититься столь необычным способом? И выполнили это так быстро! Совсем на дроми не похоже. Они ведь тугодумы!

Хийар безмолвствовал, но не к нему были эти вопросы. Лицо Первого выглядело спокойным, когда он произнес:

– Ничего странного тут нет, Судья. Дроми контактируют с людьми два с лишним века и, я полагаю, разбираются в вашей психологии. Во всяком случае, в самых ее болевых моментах, связанных с потомством.

– Сомневаюсь, – возразил Марк, – очень сомневаюсь. А опыт у меня немалый – я, друг мой, сражался на Тхаре с их боевыми кланами.

– Это не очевидно, но спорить не буду. Времени нет! – Марк встал перед экраном, сложил руки на груди и произнес: – Анат, прошу соединить меня с командующим эскадрой и капитанами кораблей. Они, вероятно, очень заняты… Передай, что их вызывает не Марк Вальдес, а Судья Справедливости.

Прошло секунд двадцать, пока в окнах левого экрана появились Командор и трое его подчиненных. С Робертом Перри Марк уже встречался; хмурый темноглазый мужчина был, очевидно, Пахой, капитаном "Одина", а тот, что казался моложе всех, – Рафаэлем Дахаром с "Вереска". Возраст и опыт у этих четверых были различны, но лица в обрамлении шлемов выглядели похожими. От них волной тянулись нетерпение и настороженность, обычная реакция людей, оторванных от важного и спешного дела.

– Какого дьявола, Судья! – рявкнул Олаф Питер. – Мы уже рядом с гадючником и за сорок минут сожжем его дотла! Я бы просил не отвлекать меня и моих офицеров!

– Операция отменяется, – холодно промолвил Марк. – Вы можете уничтожить вторую планету с технологическим кланом, крепости оборонительного пояса и шахты на астероидах. Трогать Файтарла-Ата запрещаю.

Командор стиснул челюсти. Взгляд у него был как у волка, из чьей пасти вырвали полудохлую овцу.

– Причина? – каркнул он, раздувая ноздри. – Причина, Судья Вальдес? Надеюсь, это не ваши капризы?

– Для капризов не место и не время, – ответил Марк и принялся разъяснять ситуацию, наблюдая, как щеки Командора наливаются кровью. Что до офицеров, те мрачнели прямо на глазах. Роберт Перри хмурился, но выглядел спокойнее, чем два других капитана; видно, за годы службы привык, что есть дела его компетенции и есть проблемы, с которыми обязан разбираться командир. Брови Дахара сошлись на переносице, бледное лицо окаменело, являя сходство с гневным мраморным Ахиллом; в его ментальных импульсах разочарование и обида смешались с неприязнью. Паха беззвучно кривил губы, что-то бормотал, и хоть разборчивых звуков до Марка не долетело, он в точности знал, куда посылает его капитан "Одина".

– Халлаха, – произнес Командор, пронзая Марка гневным взглядом, – халлаха, дрянь, безмозглые черви… И ради них вы решили нас остановить? Не очень разумно, Судья! Я бы даже сказал, глупо! Вы ставите знак равенства между халлаха и миллионами жизней, человеческих жизней, которые можно спасти. Подумайте об этом!

– Я уже подумал, коммодор. И я не обязан объяснять вам свои резоны. Отдайте приказ, и пусть корабли уходят.

Олаф Питер прищурился.

– А если я не подчинюсь?

– Подчинятся ваши офицеры. Им известно о праве вето Судьи.

Черты Командора исказила бессильная ярость. В эти секунды Марк испытывал к нему что-то вроде сочувствия; этот человек, герой Земли, блестящий полководец, жил войной, а потому не мог представить время мира. Время, когда деяния полководцев будут взвешены и оценены, и об одних напишут: сражался храбро и достойно и честь свою не уронил, других же предадут забвению, ибо о позоре никто не любит вспоминать. Люди постараются забыть о том, что они сотворили, но это сохранится в памяти чужих, в памяти метаморфов и кни"лина, лоона эо и хапторов, в памяти тех же дроми.

"Собственно, я спасаю его репутацию, – подумал Марк, глядя на хмурые лица офицеров. – Его и всех остальных".

Роберт Перри прочистил горло.

– Если позволите, коммодор… Вето есть вето, мы должны подчиниться. И мы не имеем права требовать объяснений. Судья отвечает только перед своей Коллегией.

– Паха, Дахар! – прохрипел Командор сквозь зубы. – Вы тоже так считаете?

– Флот держится на дисциплине и соблюдении закона, – с похоронным видом промолвил Дахар.

– Отбой! – рявкнул Олаф Питер. – Уходим, камерады! Пойдем к боевым сателлитам и сделаем то, что нам позволено Судьей. Отключайтесь!

Окна с лицами капитанов закрылись, но сам Командор связь не оборвал. Он уставился на Марка, глядел пристально, недобро, как смотрят на врага, с которым еще предстоит помериться силой. Затем хрипло каркнул: "Будь ты проклят, Марк Вальдес!" – и исчез с экрана.

Вот и первое проклятие… Первое, но не последнее – в точности как предвидел Регистратор! Но все же он был не прав, не станут проклинать Вальдеса ни миллионы, ни сотни тысяч, ни даже тысячи. Операция "За алтари и очаги" секретна, и очень немногие узнают, как и почему она закончилась. Братец Анте будет разочарован… – подумал Марк и усмехнулся. Совесть его была спокойна.

– Возвращайся к планете-гиганту. Будем ждать эскадру там, у входа в транспортную сеть. Думаю, суток им хватит.