Современные кадровые технологии. Технологии управления персоналом в организации

Сценарий первого урока второго иностранного языка

(французский язык) в 6 классе.

Тема урока: «Первая встреча с французским языком!»

Цель урока: формирование представления о тесной взаимосвязи языка и культуры, введение в язык.

Задачи урока:

    Формирование мотивации к изучению предмета и чувства толерантности к культуре, традициям, реалиям и языку другой страны.

    Развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире.

    Развитие коммуникативной компетенции в некоторых видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение).

    Овладение аспектами языка: лексическим и фонетическим.

    Развитие умения анализировать собственную деятельность, работу одноклассников и учителя.

    Развитие умений работать индивидуально, в группах и парах.

    Формирование основ самоконтроля и самооценки.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Материально-техническое оснащение урока: компьютер, колонки, видеопроектор, учебник, аудиоприложение к учебнику, раздаточный материал (цифры, имена известных французов).

Ход урока

Речь учителя:

Здравствуйте, ребята! С этого года вы приступаете к изучению нового, важного и интересного предмета – французский язык, для вас он - второй иностранный язык. Я надеюсь, мы сможем получить основные представления об этом прекрасном языке и насладиться его культурными сокровищами! Я уверена, вы удивитесь французскому менталитету, узнаете о выдающихся людях и событиях этой страны, а также сможете блеснуть знаниями разговорных фраз этого экзотического для нашей местности языка! Цель первого занятия – получить представления о связи языка и культуры, а также познакомиться с французским языком в общем. Предположите, что вас ожидает сегодня к концу занятия? Чему вы можете научиться за первые 45 минут французского языка в вашей жизни?

II Основной этап (32 минуты)

Речь учителя:

Прежде чем перейти к практике на французском языке, мне бы хотелось обсудить с вами следующие вопросы: «Для чего нам нужен ИЯ?», «Стоит ли изучать культуру страны изучаемого языка?» и «Связан ли язык с культурой?».

(Слайд №2). «Человек столько раз человек, сколько языков он знает.» Пьер Брантом.

Обсуждение высказывания. Учитель мотивирует обучающихся на изучение иностранных языков и подводит к мысли, что их изучение – важная необходимость в современном мире. Язык – средство приобретения знаний.

(Слайд №3). «Ни один человек не должен путешествовать, пока он не изучил язык страны, которую посещает. В противном случае он добровольно делает себя большим ребенком - таким беспомощным и таким нелепым.»Ральф Уолдо Эмерсон.

Обсуждение высказывания. Учитель подводит обучающихся к мысли, что иностранный язык необходим как средство общения с представителями других народов, приводя примеры из личного опыта путешествий.

(Слайд №4). «Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык.» Пифагор Самосский.

Обсуждение высказывания. Учитель подводит обучающихся к мысли, что культура тесно связана с языком, отражение культурных ценностей народа можно найти в языке. Примером служит рассказ об эскимосах Аляски, имеющих в своем повседневном речевом обиходе свыше 40 лексем, обозначающих понятие «снег», что подчеркивает их особое отношение к снежным осадкам. Подобное уважение к снегу отсутствует в речевом и культурном аспектах русского человека, что говорит также о разнообразии культур мира.

Речь учителя:

(Слайд №5). На самом деле, вы часто употребляете в речи французские слова, даже не подозревая, что они – французские. Слово «l’étoile» переводится с французского как «звезда», игра «patience» переводится как «терпение», театральный суфлёр получил свое название от французского «souffler», то есть «дышать, выдыхать, подсказывать», а вот слово «la fourchette» означает вовсе не фуршет, а «вилку», шарф, надеваемый под пальто и прикрывающий горло – «к ашне» («le cache-nez») буквально переводится с французского как «прячь-нос», всем известный «ш езлонг» (« une chaise longue») в глазах французов – ничто иное как «длинный стул». Интересный пример - слово «помидор» происходит от французского «pomme d’or» и переводится как «золотое яблоко»! Вы можете привести похожие примеры?

Работа в группах . (Слайд №6). Для следующего задания обучающиеся делятся на 3 группы.

Речь учителя:

Я попрошу вас выделить особенности французского языка, во-первых, на слух, прослушав аудиозапись разговора французов, во-вторых, визуально, изучив слайд (на нём одна и та же фраза написана на английском, немецком, французском языках).

После того, как группы пришли к своим выводам, обменялись наблюдениями, учитель с помощью слайда №7, акцентирует внимание на неозвученных особенностях (среди особенностей: мелодичность речи, ударение в слове на последнем слоге, диакритические знаки, носовые гласные, «картавый» звук и другие).

Речь учителя:

Поскольку нам удалось выяснить, чем французский принципиально отличается от нашего родного языка и от английского/немецкого, предлагаю попрактиковаться в освоении первых слов и фраз! Обращайте внимание на те особенности произношения, которые вы ранее выделили.

Ouvrez vos livres sur la page 8. Le ç on 1. (Сопровождение слов действиями)

Развитие умений чтения. Работа над произношением.

Опора на опыт владения первым иностранным языком (разъяснение, что многие согласные французского языка читаются так же, как и в их первом иностранном языке). Введение правил чтения буквосочетаний ou [ u ] и om , on [õ]. Введение правил чтения согласных t , s и гласной e на конце слова (не читаются). Отработкой чтения хором и индивидуально. Используется наглядный материал учебника и записи на доске.

Речь учителя :

Ecoutez et répétez les phrases après le speaker. (Прослушивание диалога-приветствия, класс повторяет за диктором фразы из упражнения.).

Работа в парах. Ученики читают диалог по ролям.

Работа в парах + физкультминутка . Ученики вытягивают карточку с цифрами и ищут себе нового речевого партнера, имеющего такую же цифру (перемещаются по классу, пересаживаются и т.п.) Обучающиеся тренируются составлять аналогичный диалог-приветствие-прощание, заменяя имена героев уже на свои имена и здороваются друг с другом. Затем обучающиеся вытягивают себе листы с именами известных французов и разыгрывают диалог-знакомство, представляясь чужим именем.

III Заключительный этап (7 минут)

Домашнее задание. Объяснение стратегии выполнения.

Домашнее задание:

В качестве первого домашнего задания обучающие находят информацию о человеке, именем которого они представлялись, и готовят краткое изложение информации о нём (годы жизни, профессия, значение для Франции), а также тренируют умения чтения в ранее прочитанных предложениях.

Оценивание работы на уроке.

Введение методики «Отчёт за две недели». На первом уроке учителю необходимо разъяснить технику работы с данной методикой, цели таких отчетов. Первый раз такой опросный лист они заполнят на следующей неделе, так как в учебном плане урок 2ИЯ – 1 час в неделю.

Суть данной методики формирующего оценивания: Ученикам необходимо письменно ответить на три вопроса: «Чему я научился за эти две недели?», «Что осталось для меня неясным?», «Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?».

Подведение итогов урока. Обсуждение достигнутой цели, постановка планов на будущие занятия. Благодарность классу за урок. Прощание.

Список использованных источников и литературы:

    Береговская Э. М. Французский язык. Книга для учителя. 2015.

    Береговская Э. М. Французский язык. Учебник для 5 класса. 2015.

    Кобринец О. С. Французский за 15 минут. Начальный этап. 2015.

    Пинская М. А. Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта. 2013.

    Щепилова А. В. Теория и методика обучения французскому как второму иностранному языку. 2005.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СЦЕНАРНЫХ УРОКОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

1. Понятие сценарный урок иностранного языка

Урок был и остается основным звеном учебно-воспитательного процесса. Важнейшей проблемой, волнующей всех учителей средних школ, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся.

Положительно изменить многое в отношении учащихся к учению может творческий подход учителя к подготовке и проведению урока. Причем творческий подход характерен для каждого учителя, если он проявляет выдумку и изобретательность, вовлекает каждого учаще­гося в организацию и проведение урока, делает учеников своими соавторами в конструировании уроков. В этом случае есть уверенность, что учитель добьется значительных успехов в повыше­нии эффективности урока.

В методике известны различные типы уроков. Они используются в зависимости от темы, места данного урока в учебном процессе, определены замыслом учителя и т.д. Условно все уроки можно разделить на традиционные и нетрадиционные. Именно нетрадиционный подход к проведению урока позволяет побудить учащихся к активизации умственной деятельности, к самостоятельному творчеству, реализации возможностей каждого учащегося.

На таких уроках воплощается в общем деле творчество учащихся и творчество учителя. Уроки такого типа дают учителю достаточно полное представление об уровне речевых умений учащихся, однако оценки на таких уроках не выставляются, что дает положительные результаты, т.к. учащиеся не чувствуют боязни за сделанные ошибки.

1. Начинать работу с большой предварительной подготовки: готовится оборудование урока, готовятся сами учащиеся, выполняются необходимые предварительные задания, накапливаются по поручению учителя нужные учебные материалы.

2. Обязательно нужно включать всех учащихся в подготовку и проведения урока.

3. Учитывать фактический уровень подготовленности конкретного класса.

4. При анализе проведенного нестандартного урока оценивать не только степень достижения поставленных целей, но и тот эмоциональный тонус, который устанавливается на уроке, а также интерес учащихся, их активность, коллективизм, взаимопомощь и другие благоприятные условия, положительно влияющие на формирование личности школьника.

По структуре нетрадиционный урок может не содержать обычных блоков и этапов, а представляет собой целостный сценарий по теме. Такие уроки – это всегда уроки развития неподготовленной речи.

Перед написанием сценария нестандартного урока следует подготовить методическое обоснование. Вот некоторые рекомендации по написанию методического обоснования нестандартного урока:

1. Обоснуйте, почему именно данный вид нестандартного урока вы выбираете для проведения в данном классе, по данной теме, на данном этапе (опишите психологические и возрастные особенности учащихся, уровень их языковой подготовки, интерес к данной форме работы и т.п.).

2. Основательно изучите сами выбранную форму нестандартного урока и ознакомьте с ней учащихся класса (укажите, как выбудете это делать).

3. Продумайте цели и задачи данного урока (он должен являться логическим завершением той или иной темы).

4. Определите основные этапы подготовки нестандартного урока и продумайте, как будут распределяться роли среди учащихся класса, что будет делать каждый и какова позиция учителя на каждом из этапов (консультант, информатор, лидер, помощник, сотрудник, рефери, т.д.).

5. Подберите задания и упражнения для каждого этапа и продумайте необходимое время на подготовку.

6. Продумайте условия для индивидуального раскрытия каждого участника данного урока.

7. Подготовьте сценарий урока, в котором подробно распишите, что вы ожидаете от каждого ученика.

8. Укажите время презентации нестандартного урока, пригласите коллег.

9. Оговорите, как будет проходить обсуждение результатов проведения урока.

2. Дидактические возможности нетрадиционных уроков

Сценарные уроки не требуют изменения программы, они являются логическим завершением той или иной темы. Но положительный результат достигается только лишь в том случае, если есть система в работе учителя, если есть желание побуждать учащихся готовиться к этим урокам так, чтобы это приносило им радость и удовлетворение. Подобные уроки воспитывают чувство коллективизма, сопереживания за товарища, ответственность перед всей группой не подвести, не отстать от одноклассников.

Уроки подобного типа могут создаваться коллективно, т.е. всеми учителями, работающими в школе. Разрабатывается модель и сценарий каждого урока. Затем уроки проводятся одним из учителей. При проведении и подготовке урока проявляется искусство учителя. Главное в таком деле не опыт, а оригинальный подход и нестандартный образ мысли.

Нетрадиционные уроки позволяют:

■ формировать у учащихся целостное представление об изучаемой теме;

■ объяснять наиболее трудные вопросы изучаемой темы;

■ реализовывать межпредметные связи в соответствии с требованиями времени;

■ активизировать познавательную деятельность учащихся;

■ повышать качество усвоения изучаемого материала;

■ создавать творческую обстановку в коллективе учащихся;

■ выявлять способности каждого;

■ улучшать контакт учителя с учащимися;

■ формировать навыки работы школьников с дополнительной литературой;

■ учить учащихся сравнивать, обобщать, экспериментировать;

■ повышать интерес учащихся к предмету «иностранный язык».

3. Наиболее распространенные формы нестандартных уроков и методика их организации и проведения

Рассмотрим более подробно некоторые наиболее часто применяемые в школе формы нестандартных уроков.

Интересен по своей структуре урок-диспут (его часто называют дебаты).

В нашем обществе силе слова зачастую уделяется недостаточное внимание. Умение выражать себя принимается как должное, и считается, что при хорошем владении грамматикой и богатом справочном запасе человек способен к образованной речи. Школьные программы нередко не содержат ориентации на сознательное становление устного высказывания.

Спор с его давно сложившимися традициями является механизмом ведения организованного обсуждения различных тем. Две группы излагают свои аргументы и контраргументы с тем, чтобы попытаться убедить выступающего в роли судьи в правоте своей точки зрения и риторических навыках. Таким образом, изучение методов ведения дискуссии предоставляет изучающим отличную возможность поднять свое умение говорить и общаться на гораздо более высоком уровне.



Дебаты развивают умение логически и критически мыслить; умение организовывать свои мысли; владение устной речью; риторические умения; уверенность в собственных силах; способность работать в группе; способность сосредотачиваться на сути проблемы; умение держаться на публике.

Ведение дебатов на иностранном языке оказывает неоценимую помощь в следующем: устной практике, сознательном использовании иностранного языка в практических целях; преодолении комплексов. В целом, умение вести дебаты способствует развитию навыков необходимых для того, чтобы учащиеся были в состоянии эффективно общаться.

Одним из наиболее важных навыков, формируемых в результате ведения дебатов, является способность мыслить критически. Научась этому умственному процессу, люди будут способны к: 1) анализу сильных и слабых сторон противоположных точек зрения и умению поставить себя на место других людей; 2) осознанию того, что чувства представляют собой реакцию на ситуацию; 3) осознанию границ своих познаний и склонности к предубеждению; 4) общению и справедливому отношению к людям, выражающим непопулярные идеи или убеждения; 5) мобилизации всех имеющихся у них средств для решения проблемы и поиска оптимального решения; 6) умению приветствовать интересные вопросы как возможность направить мысли в новое русло; 7) развивать навыки наблюдения и умения делать выводы.

Количество участников дебатов может варьироваться от 2-х до 4-х групп. В спорах некоторых видов участники могут лишь делать выступления, в то время как в других им предоставляется еще и возможность задавать вопросы.

Следующие правила были приняты по ведению дебатов: Участники: 1. Хронометрист - регистрирует время, затраченное каждым участником. Делает устное предупреждение за 30 секунд до истечения времени и дает сигнал необходимости заканчивать выступление. Сообщает сколько времени затрачено на выступление. 2. Судья - делает заключение о том, какая команда одержала победу. Судья приводит мотивы принятого им решения, помогая, тем самым, участникам подготовиться к следующим дебатам. 3. Команды, состоящие, как правило, из 4- 5 участников. Команда, выступающая в защиту темы называется «утверждающей», оспаривающая ее - «отрицающей».

Памятка «Как преодолеть неуверенность»:

1. Нервозность естественна. Внешняя нервозность не приведет к потере очков.

2.Ваши товарищи вас поддержат, т.к. для многих из них эта речь тоже первая.

3. Вы должны быть хорошо подготовлены: подготовьте хорошую речь, при подготовке репетируйте до тех пор, пока не почувствуете себя уверенно.

4. Перед тем как говорить, глубоко вздохните и установите зрительный контакт.

5. Вы должны выглядеть уверенным, даже если и не ощущаете уверенности.

6. Говорите медленно, четко, не торопитесь, делайте паузы там, где нужно.

7. Если необходимо, повторите отдельную мысль, но никогда не начинайте свою речь сначала.

8. Постарайтесь держать всю аудиторию в поле зрения.

9. Используйте жесты для придания вашим аргументам большей силы.

Участники дискуссии должны уметь правильно использовать: повествование; описание; пояснение с помощью примеров; сравнение или противопоставление; выводить причину и следствие; давать определения; умело пользоваться аргументацией. Последние два направления (т.е. определение и аргументация) особенно важны с точки зрения участника диспута. При обучении ведению дискуссии следует помнить о следующих понятиях риторики: определение (ключевые понятия/термины должны сопровождаться определениями с тем, чтобы их значения были понятны всем участника).

Типы определения:

Логическое определение (краткое, ясное, объективное);

Образное определение (обычно основанное на метафоре);

Расширенное определение (детальное, длительное).

Определения могут даваться: 1) перечислением характеристик вещей; 2) перечислением их компонентов; 3) путем противо­поставления или сравнения; 4) предоставлением примеров; 5) указанием их цели; 6) комбинацией перечисленных способов. Определния необходимы для разъяснения заявлений или утверждений. Сами по себе заявления не имеют смысла. Для их обоснования необходимы аргументы. Однако аргументы также нуждаются в подкреплении их с помощью доказательств.

Аргументы могут вытекать из определения; происходить из связи между причиной и следствием; порождаться ситуацией или обстоятельствами; основываться на аналогии; исходить из принципа «тем более» (если человечество смогло послать человека в космос, то оно должно быть в состоянии накормить всех нуждающихся); основываться на доказательствах.

Способы развития аргументации:

Индукция (использование фактов и доказательств для выведения общего заключения);

Дедукция (движение от общего к частному, использование силлогизмов).

Школьников необходимо обучать подготовке к ведению дискуссии. Следующие исследовательские навыки представляются крайне необходимыми: 1) работа в библиотеке и с интернет источниками; 2) использование справочников, газет, журналов и периодических изданий; 3) анализ цели; 4) подход к теме с различных точек зрения; 5) ведение записей; 6) правильное документирование.

Вот описание возможной последовательности действий на начальном этапе подготовки дискуссии:

1. «Значение слова» - коммуникативная игра, способствующая росту осознания роли речи. Например, часть группы видит картинку, спрятанную от других, и пересказывает ее содержание своим товарищам, которые воспроизводят рассказ на бумаге. Описывающие картинку не видят, что рисуется с их слов.

2. Демонстрация модели диспута в видеозаписи.

3. Школьники делают заключение и учитель объясняет правила.

4. Анализ роли выступающих.

5. Определения.

6. Пути развития аргументации.

7. Аспекты судейской деятельности.

8. Развитие ораторских навыков устной речи (артикуляция, голосовые модуляции, использование мимики и жестов и т.д.).

9. Практика выступления на публике с сообщением по теме.

10. «Мозговой штурм».

11. Исследовательская работа.

12. Классификация и отбор доказательств.

13. Написание текста выступления.

14. Практика судейских заключений.

15. Подготовка к состязанию.

Дискуссия готовится всем ходом предшествующей работы по теме, отдельные приемы отрабатываются на уроках темы. Ученикам должна быть понятна форма сценарного урока, который вы планируете проводить.

Интересно проходят уроки-турниры для учащихся младших классов. На этих уроках предлагаются загадки, скороговорки, кроссворды и т.д. Обычно такие уроки проводятся в конце четверти на завершающем уроке. Разгадывание головоломок, ребусов, чайнвордов развивает смекалку и укрепляет память. Предварительно нужно ввести следующие слова с дефиницией: puzzle - головоломка. Она может создаваться с помощью цифр, букв, рисунков или того и другого вместе. Chainword - чайнворд (цепочка слов). В чайнворде последняя буква предыдущего слова является первой буквой после­дующего. Слова, которые нужно вставить в чайнворд, зашифровываются рисунками, ребусами или ключевыми предложениями. Crossword - кроссворд (пересечение слов). Слова зашифрованы так же, как в чайнворде. Кроссворды нужно заготовить на отдельных листах, чтобы они были хорошо видны всем учащимся или ксерокопировать для каждого учащегося. Это не должно быть новым видом работы на данном уроке для учащихся, т.к. в этом случае на выполнение задания будет уходить много времени. Подобные задания нужно регулярно выполнять на уроках.

Rebus -ребус или рисованные загадка. В ребусе искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв, цифр, нот и других знаков.

Урок-игра тоже в основном проводится для младших школьников. Одним из важнейших приемов при обучении иностранному языку детей является игра. Факторы, сопровождающие игру, – интерес, чувство удовлетворения, радости – облегчают обучение. Игра конкретна и соответствует развитию младших школьников. Возбуждение, вызываемое игрой, создает как бы зону торможения для всего того, что находится вне игры.

Учитель может широко использовать подвижные, полуподвижные и спокойные игры при объяснении и усвоении нового учебного материала. Игры могут применяться с различными целями: при введении и закреплении лексики и моделей иностранного языка; для формирования умений и навыков устной речи; как форма самостоятельного общения детей на иностранном языке. Усложняя игру в процессе обучения, мы соблюдаем принципы постепенности, последовательности и доступности в обучении.

На уроках нужно использовать как оригинальные игры, специфичные для детей страны изучаемого языка, так и игры, знакомые уже детям по содержанию, но с иностранным текстом. Чаще всего используются аналоги телепередач: «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Умники и умницы» и т.д.

Область их применения - преимущественно повторение определенных тем. Соревнование состоит из нескольких конкурсов-этапов. Заключительный этап - подведение итогов.

Ролевая игра является учебной моделью межличностного группового общения, специфической организационной формой обучения устно-речевому общению, основанному на коммуникативном принципе. Она легко вписывается в урок и доставляет учащимся неподдельное удовольствие.

Задачи, решаемые с помощью ролевой игры:

1. усвоение и закрепление нового материала;

2. развитие творческих способностей;

3. формирование общеучебных умений;

4. развитие коллективных форм общения;

5. повышение мотивации.

Виды и свойства ролевых игр.

Ролевая (деловая в старших классах) игра позволяет приблизить обстановку учебного процесса к реальным условиям порождения потребности в знаниях и их практическом применении, что обеспечивает личностную познавательную активность школьников.

Роль, даваемая ученику должна учитывать учебные задачи урока, а также индивидуальные особенности и потребности учащихся.

Функции ролевой игры:

Обучающая (способствует развитию речевых навыков и умений);

Мотивационно-побудительная (вызывает потребность в общении на иностранном языке);

Воспитательная (создаются условия для воспитания дисциплины, взаимопомощи, активности, самостоятельности, умения отстоять свою точку зрения, проявления инициативы);

Ориентирующая (ориентирует на планирование собственного речевого поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других);

Компенсаторная (реализует стремление детей к общению, даже при недостатке языковых средств).

Позиция учителя при проведении ролевой игры.

1. Руководитель – сценарист, режиссер.

2. Участник – партнер учеников по игре.

3. Наблюдатель – контролер за ходом игры.

4. «Отсутствующий».

Дидактические возможности ролевой игры:

– создается благоприятный психологический климат на уроке;

– учащиеся испытывают удовольствие от проведения игры, т.к. любая игра имеет высокую мотивацию;

– урок проходит на высоком эмоциональном уровне;

– в процессе игры учащиеся имитируют определенную деятельность, что формирует навыки и умения, на основе полученных знаний;

– послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний.

Отрицательные моменты: высокая трудоемкость подготовки для учителя;

учитель должен быть хорошим сценаристом, режиссером и актером, иначе ему будет трудно организовать игру, что может привести к разочарованию учащихся;трудности с заменой участников игры, если кто-то отсутствует в момент проведения игры;некоторая неопределенность и непредсказуемость результатов; возможное скрытое сопротивление отдельных участников.

Урок-экскурсия (путешествие) может проводиться различным образом. Для того, чтобы этот урок действительно принес пользу учащимся, для развития их познавательных интересов и углубления знаний, перед проведением такого урока учащихся можно разбить на группы и предложить каждой из них задание или несколько вопросов, на которые они должны ответить. Каждая группа, получив задание, идет своим маршрутом, во время которого собирает нужные сведения. После экскурсии группа решает поставленные перед ней задачи, используя полученные данные.

Можно проводить такой урок и в виде экскурсии или путешествия с остановками, т.е. в форме игры. На остановках учащимся предлагаются определенные вопросы (желательно, чтобы они тематически были связаны с самой экскурсией). Те, кто в состоянии ответить на эти вопросы, является участником путешествия и может на следующей остановке отвечать на последующий вопрос. Побеждает тот, кто успешно отвечает на все вопросы.

Урок-показ мод используется для закрепления лексики по теме одежда. Учитель заранее с группой учащихся составляет план урока, распределяя роли. Также необходимо подготовить ведущих (они же могут выступать в роли модельеров или модельеров-консультантов), которые расскажут о новейших направлениях моды. На урок следует принести журналы мод, с которыми учащиеся смогут ознакомиться. Вероятно, у них возникнут вопросы к модельерам. Вопросы не должны оставаться без ответов. Также, такой урок могут провести старшеклассники для учащихся средней ступени: побеседовать с ними об умении красиво одеваться, причесываться, правильно использовать косметику, продемонстрировать красивую одежду. Сейчас многие девочки мечтают о профессии манекенщицы, поэтому такой урок пройдет достаточно интересно в любой школе.

Урок-телемост обычно проводится для старшеклассников по определенной теме. Класс делится на две группы. Данному уроку предшествует большая подготовка, т.к. учащимся приходится обсуждать не только пройденную тему, но задействовать и дополнительный материал. Такой урок расширяет и углубляет знания учащихся по определенной теме.

Урок-аукцион может проводиться в любом классе. Обязательным условием является то, что учащиеся должны уметь рассказать о продаваемой вещи, представить все ее положительные стороны. Проводится урок следующим образом: за демонстрационным столом находится аукционист и его ассистент. У аукциониста есть маленький молоточек. Ассистент записывает фамилии купивших какие-то вещи. Учащиеся предлагают свои вещи на продажу, описывая подробно все их преимущества. Если у «покупателей» есть вопросы по поводу вещей, они задают их. Затем аукционист приступает к продаже.

Урок пресс-конференцию хорошо использовать для повторения какой-либо темы или для обсуждения какой-то интересной проблемы. Он готовится заранее. На пресс-конференции присутствуют «ученые» из разных стран, или «музыканты» известных групп, или «известные спортсмены» и т.д. Остальные учащиеся «журналисты». Они имеют бэджи и представляют определенные газеты. Журналисты заранее готовят вопросы, на которые хотят получить ответы по данной теме. Вопросы могут быть поставлены и в ходе пресс-конференции, но учитель должен быть уверен, что все журналисты будут участвовать в опросе. Некоторые вопросы можно подавать и в письменном виде.

Урок-квиз или урок-конкурс проводится после изучения какой-то темы или после изучения какого-то раздела этой темы. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее ответит на все поставленные вопросы.

Учащиеся, сталкиваясь с наиболее сложными случаями употребления грамматических сочетаний в литературе и разговорной речи, часто путают одно сочетание с другим. Многократ­ное прослушивание и воспроизведение рифмовок помогает легче: запомнить изучаемые речевые модели, облегчает в дальнейшем их употребление в речи, способствует выработке устойчивого и безошибочного навыка их использования в адекватных речевых ситуациях. Необходимо, чтобы все рифмовки были оформлены на карточках и имелись в наличии у учащихся, чтобы, в случае ошибок, они могли их повторять. Подобные уроки можно проводить с любым грамматическим материалом.

Урок-размышление, урок-дискуссия, урок-круглый стол, урок-беседа - похожи по структуре. Учитель выбирает определенную тематику, разрабатывает план проведения урока. Заранее объявляется тема такого урока и те вопросы, ответы на которые желательно бы было подготовить. Тему необходимо выбрать актуальную, чтобы ее обсуждение вызывало желание у учащихся говорить. По ходу проведения урока у учащихся возникнут свои вопросы, которые им бы хотелось обсудить с одноклассниками. Такую инициативу нужно поощрять. Тем не менее, необходимо раздать определенный материал некоторым учащимся класса, т.к. такой урок требует тщательной подготовки и не стоит рассчитывать на то, что все этапы урока пройдут спонтанно. Заранее можно подготовить не самых сильных учеников, т.к. для них это будет шанс проявить себя и такой подход даст возможность кому-то из них поверить в свои силы.

Урок-анализ и урок-проблема имеют сходную структуру. Для урока-анализа выбирается актуальная ситуация и анализируется с учащимися. Тема непременно должна интересовать всех и вызывать желание не только говорить, но и действительно анализировать ситуацию.

Урок-поэзии необходим для учащихся средних школ, т.к. он дает возможность познакомить их с прекрасными стихами авторов той страны, чей язык они изучают. На обычном уроке заниматься стихами не представляется возможности, поэтому это можно успешно сделать на нетрадиционном уроке. Многие учащиеся сами пишут стихи; их необходимо привлечь к переводу стихов того автора, о каком пойдет речь на уроке.

Урок-мечта может проводиться в любом классе, в зависимости от выбранной тематики. Школьники мечтают о многих вещах. Учителю важно выяснить их мечту и на ее основе построить урок. Подбирается соответствующий языковой материал, исполь-зуются изученные структуры, привлекаются тексты, на базе ко? торых будет строиться урок. Не стоит забывать и об оформлении урока. При необходимости, стоит принести красочные картинки открытки, они сделают урок более интересным и запоминающим.

Урок-исследование - это урок, на котором учащиеся могут исследовать себя и найти ответы на какие-то важные вопросы.. Им предлагаются какие-либо тесты (на иностранном языке) психологического или познавательного характера, которые они выполняют во время урока. В конце выполнения обязательно дается ключ. Результаты исследования обсуждаются в конце урока.

В настоящее время весьма актуальной специальностью является профессия юриста. Обычно школьники в юридических классах занимаются по тематике углубленного обучения. Им редко предлагается профессионально-ориентированная лексика. Уроки типа урока-расследования являются своеобразной профессиональной ориентацией на будущую профессию. Но такой урок может быть проведен и в обычной школе, т.к. к подобным про­блемам проявляют интерес многие школьники.

Это далеко не полный перечень форм сценарных уроков. Проявляя заинтересованность и творчество, вы сможете подготовить и провести много разных форм нетрадиционных уроков.

К числу важнейших задач на пути инновационного социально ориентированного развития России относятся разработка и внедрение инновационных технологий работы с персоналом во всех отраслях экономики и социальной сферы. Важным направлением научных исследований является в первую очередь формирование целостных представлений об инновационных процессах в рамках персонал-технологий, применяемых в органах государственной власти. Кроме того, большое внимание уделяется обобщенным методологическим подходам к разработке и продвижению инноваций в управлении персоналом этих органов.

Одно из наиболее быстро развивающихся направлений в совершенствовании управления персоналом в органах власти связано с внедрением информационных технологий. Автоматизированные информационные технологии управления персоналом представляют собой совокупность методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку. Такая цепочка обеспечивает сбор, обработку, хранение и транспортировку информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса . Автоматизированные информационные технологии па современном этапе их развития позволяют решать весьма широкий комплекс задач. Сюда относятся управление организационной структурой и штатным расписанием (ведение полной централизованной структуры организации с учетом всех возможных уровней), расчет заработной платы, кадровый учет, учет рабочего времени, планирование затрат на персонал, подбор персонала на вакансии, обучение персонала, планирование карьеры и отслеживание продвижения персонала, система аттестаций, оценка и поддержание уровня профессиональных и личностных компетенций за счет системы аттестаций и непрерывного обучения персонала, работа с кадровым резервом и т.п.

Пример из практики

Пилотная версия сайта "Федеральный портал управленческих кадров" была размещена в Интернете в 2009 г. согласно перечню поручений Президента РФ. В соответствии с этим перечнем предполагалось, в частности, формирование базы вакансий на государственной гражданской службе в рамках разработки и внедрения Программы формирования резерва управленческих кадров. По состоянию на 1 ноября

2013 г. на сайте насчитывалось 3229 актуальных вакансий, а количество посещений данного сайта составило 4 213 935. На тот момент насчитывалось 3488 лиц, включенных в федеральный резерв управленческих кадров .

Аутсорсинг представляет собой передачу организацией на договорной основе каких-либо непрофильных функций стороннему исполнителю (организации или физическому лицу), который является специалистом в данной области и обладает соответствующими техническими средствами, опытом и знаниями.

Пример из практики

Одобренная распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 годах констатирует, что одной из составляющих оптимизации функций органов исполнительной власти является разработка и обеспечение широкого применения аутсорсинга . В связи с данной установкой в ряде регионов страны были приняты основополагающие документы но внедрению аутсорсинга в практику деятельности органов власти. Примером может служить утвержденный правительством Ленинградской области "Порядок применения аутсорсинга в органах исполнительной власти Ленинградской области" .

В Пермском крае но итогам реализации проекта но внедрению аутсорсинга в малом и среднем бизнесе в 2010 г. было создано более 3500 рабочих мест. На сегодняшний день услуги учреждениям оказывает более 200 малых предприятий .

Бенчмаркинг является одной из наиболее перспективных технологий в управлении персоналом органов государственного управления. Суть бенчмаркинга состоит в заимствовании и использовании отработанных достижений лучших практик в различных сферах деятельности.

Пример из практики

Хорошим примером применения технологии бенчмаркинга в рамках инновационных персонал-технологий в российских органах власти является проект по развитию многофункциональных центров (МФЦ) в Ростовской области. Областное правительство изучило несколько наиболее известных мировых моделей создания такого рода центров, т.е. в данном случае были фактически использованы подходы бенчмаркинга. На протяжении пяти лет на развитие сети МФЦ в Ростовской области из бюджетов всех уровней было выделено 886 млн руб. Всего в области помимо 55 МФЦ были открыты еще 296 отдельных пунктов доступа к их услугам .

В Ярославской области Управлением областного правительства но организационному развитию органов исполнительной власти совместно с Государственным университетом – Высшей школой экономики проводилось пилотное внедрение системы бенчмаркинга качества государственных услуг, предоставляемых областными органами исполнительной власти. По результатам пилотного проекта было принято решение о дальнейшем совершенствовании и развитии системы бенчмаркинга качества услуг .

Управление компетенциями , или компетентностный подход – это новейший этап развития концепций управления персоналом. Суть компетентностного подхода состоит в переходе от концепции квалификации к концепции компетенций, что может относиться как к персоналу, так и к деятельности самих организаций в экономике и социальной сфере. Компетенция понимается как совокупность знаний, навыков, способностей, личностных качеств и стереотипов поведения сотрудника, позволяющая ему добиваться качественных результатов при решении задач, стоящих перед организацией.

Компетентность сотрудника рассматривается в качестве степени развитости необходимых компетенций. При этом квалификация выступает в качестве одного из параметров оценки работника, а качественное выполнение обязанностей требует привлечения как различных личностных качеств, так и дополнительно приобретенных, не связанных напрямую с профессией навыков сотрудника .

В Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" , который обозначает компетентностный подход как основу для формирования перечня квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы, предусмотрены определенные шаги по внедрению компетентностного подхода к персоналу в государственных организациях.

Пример из практики

В широко известный программный продукт "1.С Предприятие 8.0" по разделу "Кадры" в результате модернизаций был встроен стандартный программный блок по оценке компетенций . Встроенный справочник "Компетенции работников" предназначен для хранения списка компетенций и системы оценки компетенций работников.

Процессный подход. Технология процессного подхода сегодня начинает привлекать к себе все большее внимание как в научных разработках, так и в практической деятельности органов управления. Согласно стандарту ИСО 9000-2011 любая деятельность, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Для того чтобы результативно функционировать, организация должна определять и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных и взаимодействующих процессов. Выход одного процесса часто является непосредственным входом следующего. В качестве процессного подхода могут рассматриваться систематическое определение и менеджмент процессов, применяемых организацией, и особенно взаимодействие этих процессов .

Управление при процессном подходе рассматривается не как серия разрозненных действий, а как единый процесс воздействия на организацию и персонал. Такой подход даст возможность осуществлять управление персоналом не изолированно от общего менеджмента, а в совокупности с другими элементами и процессами, такими как оценка внешней и внутренней среды организации, планирование, контроль и т.д.

Пример из практики

В качестве примера можно рассмотреть формирование системы управления персоналом в Банке России. Наибольший интерес представляет система управления персоналом на основе процессных технологий. Поскольку процессный подход охватывает все виды деятельности, то и управление персоналом рассматривается как совокупность следующих процессов.

  • Комплектование штата. Результатом этого процесса является удовлетворение потребности Банка России в человеческих ресурсах в необходимом объеме и соответствующего качества. Требования к человеческим ресурсам становятся известными по итогам описания процессов.
  • Развитие персонала. Цель этого процесса заключается в обеспечении постоянного повышения потенциала имеющихся человеческих ресурсов с целью максимального достижения предъявляемых им требований.
  • Управление организационной структурой. Этот процесс традиционно не включается в управление персоналом, однако для эффективной реализации процессов и создания возможностей для наилучшего использования потенциала человеческих ресурсов необходимо, чтобы организационная структура формировалась с учетом требований процессов и рациональной организации деятельности персонала .

Технологии процессного подхода тесно соприкасаются с таким интенсивно разрабатываемым в последние годы направлением, как разработка и внедрение в практику административных регламентов. Так, в период 2007–2011 гг. в Российской Федерации на всех уровнях государственного управления было принято несколько тысяч такого рода документов.

Приведенные примеры кадровых технологий и другие используемые на практике подходы к управлению персоналом в органах государственной власти подводят к вопросу о возможности формирования общего методологического подхода к их разработке и внедрению. Для ответа на этот вопрос следует сначала выяснить, насколько универсальна та или иная технология, поскольку построение общей методологии для локальных технологий вряд ли возможно. Формирование той или иной инновационной кадровой технологии можно разделить на ряд этапов, которые вполне поддаются планированию на основе следующих действий:

  • 1) мониторинг ситуации и определение необходимости разработки и внедрения инновационной технологии управления персоналом;
  • 2) формирование рабочей группы разработчиков;
  • 3) подготовка и утверждение нормативного правового акта о разработке инновационной кадровой технологии;
  • 4) анализ научных публикаций, материалов СМИ и изучение успешных практик по выбранному направлению;
  • 5) подготовка рабочей документации, в том числе пошагового регламента новой технологии;
  • 6) апробация и утверждение документации;
  • 7) обучение персонала применению новой технологии.

На основании специального анализа можно резюмировать, что в органах государственной власти Российской Федерации существует множество инновационных решений в области управления кадрами. Они затрагивают все направления кадрового менеджмента, начиная от подбора и расстановки кадров и заканчивая процедурами высвобождения кадров.

Главную роль здесь играют технологии, обеспечивающие существенное повышение эффективности кадровой работы: информационные технологии, компетентностный и процессный подходы, аутсорсинг и т.п. Детальный анализ показывает, что может быть разработан единый методологический подход к разработке и внедрению инноваций в кадровом менеджменте в органах государственной власти, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности государственного управления.

Пример из практики

В настоящий момент проводятся пилотные проекты, направленные на совершенствование кадровых технологий в государственной службе. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" и во исполнение пунктов 2, 5, 7 и 9 "Плана выполнения мероприятий по внедрению в 2012–2016 годах новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы" в 2013 г. в федеральных государственных органах организовано проведение следующих пилотных проектов, направленных на апробацию и внедрение современных кадровых технологий.

  • 1. Прием в электронном виде документов для участия в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы и проведение первичного квалификационного отбора кандидатов в дистанционном формате с идентификацией личности гражданина, подавшего документы и заполнившего квалификационный тест.
  • 2. Формирование института наставничества, способствующего карьерному росту государственных гражданских служащих.
  • 3. Установление системы квалификационных требований к профилю образования, знаниям и навыкам, необходимых для замещения должностей государственной гражданской службы.
  • 4. Внедрение системы комплексной оценки деятельности государственных гражданских служащих, в том числе общественной оценки по отдельным должностям государственной гражданской службы.

Фактически, сегодня мы имеем дело с механизмом, функционирующим десятилетиями, причем функционирующим достаточно стабильно и качественно относительно тех задач, которые перед ним ставятся. Но на современном этапе развития государственности речь идет о придании кадровым службам нового качества, заключающегося в проведении эффективной кадровой политики в федеральном государственном органе, которая обеспечила бы повышение эффективности самой государственной гражданской службы за счет подбора, развития и продвижения государственных гражданских служащих, обладающих необходимым набором компетенций. Пилотные проекты и их результаты станут катализатором совершенствования системы профессионального развития государственных гражданских служащих.

Таким образом, основные цели пилотных проектов – повышение компетентности государственных гражданских служащих и ликвидация дефицита перспективных и результативных сотрудников. Существенное отличие этих проектов от различного рода изменений прошлых лет заключается в том, что новшества не приведут к дополнительным затратам и увеличению ступенек бюрократической лестницы.

Штатная численность федеральных государственных органов в связи с реализацией пилотных проектов не возрастет. Как отмечается в Министерстве труда РФ, от новых кадровых технологий ожидается такой эффект, при котором кадровой работой по подбору персонала и разработке карьерных траекторий сотрудников займутся руководители структурных подразделений. Нужно сделать так, чтобы подбор осуществлялся руководителем непосредственно под задачи, которые перед ним поставлены, под цели данного федерального государственного органа. В этом суть предлагаемых новых кадровых технологий, а пилотные проекты – это попытка их применить на практике.

В ходе подготовки и организации пилотных проектов организаторы предполагали определенную вариативность результатов, так как это действительно новые технологии, применявшиеся ранее лишь фрагментарно и несистемно. Поэтому не исключена определенная корректировка конкретных методик работы с персоналом, которые необходимо будет внести с целью повышения престижа и привлекательности государственной гражданской службы. Такая система, в которой ценится личность сотрудника, обеспечивается наилучшее применение его деловых качеств и осуществляется профессиональное развитие, способствующее раскрытию таланта, бесспорно, будет привлекательна для молодых специалистов, для которых вопрос профессиональной самореализации наиболее актуален.

Мнение специалиста

По мнению экспертов, реализация проектов позволит кадровикам министерств и ведомств:

  • – научиться более грамотно формировать квалификационные требования к будущим сотрудникам;
  • – упростить механизм подачи документов для поступления на государственную службу, используя электронные сервисы;
  • – внедрить в практику управления инструменты персональной оценки качества работы госслужащих;
  • – повысить скорость адаптации новых сотрудников с помощью системы внутрифирменного обучения, привлекая работников, имеющих опыт практической работы в федеральных органах исполнительной власти, к передаче своих профессиональных навыков.

Пилотные проекты должны показать, насколько сегодня готовы кадровые службы использовать этот опыт и будет ли положительный эффект от его применения. К примеру, в кадровых службах органов государственной власти уже давно проводится автоматизация. Так, через портал управленческих кадров специалисты разных министерств и ведомств могут проводить отбор будущих кандидатов. Во многих кадровых службах автоматизированы личные дела, табели учета рабочего времени. В электронном виде также обрабатывается информация о прохождении государственным служащим переподготовки. Однако еще предстоит создать единый банк резервистов, т.е. тех специалистов, которые могли бы перемещаться из одного органа в другой по одинаковым профессиональным профилям.

Рассмотрев группу традиционных кадровых технологий, мы можем далее обратиться к основным характеристикам инновационных подходов в кадровой работе органов государ­ственного управления. Сформулируем сначала дефиниции для основных понятий кадровой инноватики .
Кадровое новшество - результат интеллектуальной деятельности (научных исследований) в кадровой работе, содержащий новые знания, методы и т.п., а также регламентирующий организационно-управленческие процедуры в рамках кадровых технологий .
Кадровая инновация - конечный результат внедрения новшества, приводящей к изменению кадровой работы как объекта управления и получению экономического, социального или другого вида эффекта.
Инновационные персонал-технологии - введенные в употребление новые или значительно улучшенные кадровые технологии.
Обратим внимание на то, что, как это видно из рисунка 1, группа инновационных кадровых технологий делится на две подгруппы: а) инновационные технологии формирования кадрового потенциала в органах государственной власти; б) инновационные технологии повышения эффективности работы с кадрами.
Рассмотрим сначала конкретные примеры для первой подгруппы.
1) Ассесмент - технология «ассессмент-центр» (от англ. assessment - оценивание) используется для отбора, обучения и развития персонала и в настоящее время считается в развитых странах одной из лучших процедур в оценке и подборе кадров . Суть метода заключается в том, что испытуемый выполняет ряд упражнений по ключевым аспектам в данном роде деятельности, в которых проявляются его знания, умения и профессионально важные качества. Степень выраженности этих качеств оценивается подготовленными оценщиками по специально сформированным оценочным шкалам. На основании полученных оценок делается вывод о степени пригодности кандидата к данной работе, о его продвижении по службе и т.п. Количество участников ассесемент-центра ограничено (4–12 человек), продолжительность процедур - один-три дня .
В качестве примера можно привести опыт Приволжского федерального округа, где по итогам первого полугодия 2012 года был сформирован окружной кадровый резерв полномочного представителя президента России в ПФО. Основной кадровый резерв - это 100 лучших представителей из регионов округа, готовых в ближайшем будущем занять высокие посты в органах власти окружного, регионального и муниципального уровня. На первом этапе проходит многофакторное тестирование в режиме онлайн для всех кандидатов. Идет проверка профессиональных, деловых, личностных и моральных качеств резервистов. После обобщения итогов по каждому резервисту составляется картина его возможностей. На втором этапе отбора пройдет «ассессмент-центр» - оценка персонала в группах по сертифицированной методике .
2) Аутплейсмент (англ. outplacement; от out - вне + placement - определение на должность) - деятельность работодателя по трудоустройству увольняемых сотрудников. Технология аутплейсмента используется в тех случаях, когда необходимость увольнения вызвана реорганизацией, сокращением штата или ликвидацией предприятия, учреждения, органа управления и т.п. Актуальность проблемы видна из ряда примеров:
1) Правительством РФ практические ежегодно выпускаются однотипные постановления, направленные на ограничение численности персонала на государственной гражданской службе . Согласно имеющимся подсчетам, только за 2010 год количество сотрудников центральных аппаратов и территориальных органов федеральной власти планировалось сократить на 5 процентов, а к 2013 году - на 20% ;
2) На региональном уровне систематически принимаются решения о сокращении численности государственных служащих, например, в органах государственной власти Смоленской области в 2014 году запланировано сократить более 600 чел., т.е. около 30 процентов от общей численности работников областной администрации, экономический эффект составит около 80 млн руб. При этом администрация готова оказать сокращаемым содействие в поиске новой работы ;
Во всех ситуациях подобного типа перед органами власти возникает непростая задача по трудоустройству сокращаемых сотрудников, тем более, что такая деятельность предусмотрена в ст.31 Федерального закона №79-ФЗ. Одним из решений в данном случае может служить инновационная технология аутплейсмента, которая впервые появилась в России в период кризиса 1998 года . В аутплейсменте предусмотрены следующие операции:
1. Консультирование работодателя и сотрудника по избежанию конфликтов;
2. Оказание помощи работнику в составлении стратегии поиска новой работы, т.е. описание последовательности дейст­вий и методов поиска работы, размещению резюме в Интернете и т.п.;
3. Помощь увольняемому в подготовке резюме или рекомендательного письма, в построении тактики собеседования на предполагаемом новом месте работы и т.п.;
4. Рекомендации сотруднику по результативному прохождению испытательного срока на новом месте работы .
Наиболее целесообразным решением в применении технологии аутплейсмента является использование специализированных кадровых агентств, поиск которых осуществляется через Интернет.
3) Полиграф - (от греч. πολύ - много и γράφω - писать) - в упрощенном виде технология проверки на полиграфе (детекторе лжи) состоит в том, что испытуемому предъявляется серия вопросов, релевантных для той или иной конкретной ситуации (например, связанных c его отношением к различным аспектам профессиональной деятельности) и параллельно регистрируются 5–10 физиологических параметров проверяемого (дыхание, пульс, кровенаполнение, сопротивление кожи, т.е. его стрессовое напряжение). По итогам регистрации делается вывод о степени правдивости ответов испытуемого на заданные ему вопросы.
Технология полиграфа стала распространяться в реформируемой России с начала 1990-х годов первоначально в деятельности правоохранительных и силовых ведомств и в настоящее время она официально используется в Министерстве юстиции, Министерстве внутренних дел, Министерстве обороны, Федеральной службе безопасноcти, Федеральной таможенной службе и т.д. . В качестве конкретного примера по гражданскому сектору можно сослаться на практику Московской области.
Вопрос о проведении тестирования чиновников правительства Москвы на полиграфе был поставлен в конце 2010 года и с каждым годом его проходят все больше сотрудников. Так, через процедуру тестирования на полиграфе в 2013 году прошли 1240 чиновников столичного правительства, большинство из которых по долгу службы участвуют в проведении госзакупок или обладают информацией, которая может быть использована в корыстных целях. В 2013 году проверку на полиграфе не смогли пройти 140 из 1240 человек, включенных в тестирование .
Рассмотренные примеры использования инновационных решений при формировании управленческих кадров, конечно, не дают полного представления о структуре инновационных кадровых технологий. Как видно из рис. 1, в их совокупно­сти следует рассматривать еще один важный блок - подгруппу технологий повышения эффективности кадровой работы:
1) Антикоррупционные технологии - одна из наиболее болезненных тем общественного обсуждения, законотворчества и научных исследований. Степень распространения коррупции в органах власти Российской Федерации видна из целого ряда фактов, приводимых в научных публикациях и в материалах СМИ. Так, в 2012 г. в России насчитывалось более 7 тысяч осужденных и 50 тысяч уголовных дел, связанных с коррупцией . Только за первое полугодие 2013 г. было осуждено 3,6 тысячи коррупционеров различного уровня. Всего же правоохранительными органами в первом полугодии 2013 г. зарегистрировано более 29,5 тысяч преступлений коррупционной направленности, а к уголовной ответственности привлечено свыше 8,7 тыс. лиц, совершивших коррупционные преступления, что почти на 20% больше, чем в 2012 году .
Материальный ущерб от коррупционных преступлений в 2013 году вырос более чем в семь раз и за девять месяцев превысил 10 миллиардов рублей. В первом полугодии 2013 года по оконченным делам о коррупции размер возмещенного в ходе следствия материального ущерба составил чуть более 16 процентов от причиненного - 1,4 из 8,7 миллиардов рублей . Средний размер взятки в 2011 г. по данным правоохранительных органов в России составлял 236 тысяч рублей .
Значимость антикоррупционных технологий в органах государственного управления видна также из следующих фактов:
Во-первых, в стране постоянно принимаются нормативные правовые акты, посвященные вопросам формирования антикоррупционого правового поля. Так, по подсчетам автора, за пятилетие 2009–2013 гг. только на федеральном уровне было принято 26 законов, 73 указа Президента РФ, 62 постановления Правительства РФ в той или иной мере затрагивающих вопросы борьбы с коррупцией. В стране практически полностью сложилась антикоррупционная политика, основанная, в частности, на ряде кадровых технологий, включающих, например: а) антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов; б) контроль за соответствием между доходами, расходами и размерами имущества чиновников; в) обеспечение доступа к информации о деятельности государственных органов, например, при организации государственных закупок; г) ротация кадров и т.п.
Во-вторых, тема борьбы с коррупцией занимает одну из центральных позиций в научных публикациях по проблемам государственного управления: по подсчетам автора, в каталогах Российской национальной библиотеки на начало 2014 г. фигурировало более 840 работ (монографий, учебников, сборников и т.п.) по указанной проблеме.
2) Аутсорсинг - одной из составляющей оптимизации функций органов исполнительной власти в рамках административной реформы является разработка и обеспечение широкого применения технологии аутсорсинга (от англ. «outsourcing» - дословно переводится как «использование чужих ресурсов»). Аутсорсинг - это передача организацией на договорной основе каких-либо непрофильных функций стороннему исполнителю (организации или физическому лицу), который является специалистом в данной области и обладает соответствующим опытом, знаниями, техническими средствами. Среди основных административно-управленческих процессов в государственных органах и организациях, передаваемых на аутсорсинг, выделяются, прежде всего, процессы, сопутствующие основной деятельности, в том числе внедрение новых информационных технологий, управление зданиями и сооружениями, организация подбора и обучения кадров, предоставление услуг связи и т.п. В качестве иллюстраций приведем отдельные примеры:
а) В Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 годах (одобрена распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р) отмечалось, что одной из составляющих оптимизации функций органов исполнительной власти является разработка и обеспечение широкого применения аутсорсинга.
б) Правительством Ленинградской области от 27 февраля 2010 г. № 43 был утвержден Порядок применения аутсорсинга в органах исполнительной власти Ленинградской области .
3) Информационные технологии - на современном этапе их развития позволяют решать весьма широкий комплекс задач в кадровом менеджменте, в частности: а) управление организационной структурой и штатным расписанием; б) кадровый учёт; в) учёт рабочего времени; г) планирование должностного роста; д) работа с кадровым резервом; е) система аттестации и т.п. , .
Внедрение информационных технологий находится под пристальным вниманием органов власти всех уровней. Например, в федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 годы)» в качестве одной из задач было поставлено широкое использование компьютерных технологий в кадровой работе .
В качестве конкретного примера следует указать на разработку и открытие в Интернете сайта «Федеральный портал управленческих кадров». Пилотная версия сайта была размещена в сети Интернет 1 апреля 2009 года на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года № 62-р.
Статистические данные о деятельности Портала по состоянию на 1 ноября 2013 г.:
-Всего посещений - 4 213 935,
-Среднее количество посетителей в день - 3 973,
-Количество актуальных вакансий - 3 229.
По состоянию на 1 ноября 2013 г. количество лиц, включенных в федеральный резерв управленческих кадров, составляло 3488 чел. .
Еще одним примером последних решений в рассматриваемом направлении явилось создание в 2012 г. Управления Президента Российской Федерации по применению информационных технологий и развитию электронной демократии. В задачи управления входит развитие инфраструктуры электронного правительства для предоставления госуслуг в электронной форме, а также участие в обеспечении реализации решений президента и его администрации по вопросам применения информационных технологий в целях обеспечения безопасности граждан в информационно-коммуникационных сетях .
4) Компетентностный подход - новейший этап развития концепций управления персоналом. Основной посыл компететностного подхода состоит в переходе от концепции квалификации к концепции компетенций, которая приложима как к персоналу, так и к деятельности самих организаций в экономике и социальной сфере. Как справедливо подчеркивалось в литературе, «узкая квалификация теряет свою ценность. На смену ей приходит компетенция - обладание широким диапазоном знаний и опытом, позволяющим переносить их из одной области профессиональной деятельности в другую с минимальными затратами времени и средств на переподготовку» . Квалификация стала рассматриваться как один из параметров оценки работника, а качественное выполнение обязанностей требует привлечения, как различных личностных качеств, так и дополнительно приобретенных, не связанных напрямую с профессией навыков . Компетенция не может быть получена в процессе академической подготовки, т.е. при отсутствии практики. Обнаружить, оценить, признать и развить компетенции можно, находясь в процессе профессиональной деятельности , .
Компетентностные технологии ввиду их явных преимуществ в инновационных подходах к управлению персоналом завоевывают все больший вес при совершенствовании кадрового управления в органах исполнительной власти. Для иллюстрации приведем несколько конкретных примеров:
а) Определенные шаги по внедрению компетентностного подхода к персоналу в государственных организациях предусмотрены в Указе Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года № 601, который обозначает компетентностный подход как основу для формирования перечня квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы . Однако, по имеющимся данным, лишь 44,6% субъектов РФ разрабатывают дополнительные критерии оценки государственных служащих, реализуя компетентностный подход .
б) В качестве конкретного примера следует также привести весьма распространенный программный продукт «1.С Предприятие 8.0» по разделу «Кадры», в который был встроен стандартный программный блок по оценке компетенций . Встроенный справочник «Компетенции работников» предназначен для хранения списка компетенций и системы оценки компетенций.
5) Процессный подход. В последние годы технология процессного подхода начинает привлекать все большее внимание, как в научных разработках, так и в практике органов управления. Согласно стандарту ИСО 9000–2011, «любая деятельность, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Для того, чтобы результативно функционировать, организация должна определять и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных и взаимодействующих процессов. Часто выход одного процесса является непосредственным входом следующего. Систематическое определение и менеджмент процессов, применяемых организацией, и особенно взаимодействие этих процессов могут рассматриваться как «процессный подход» .
В качестве конкретного примера отметим, что процессные технологии весьма тесно соприкасаются с таким интенсивно развивающимся в последние годы направлением, как разработка и внедрение в практику административных регламентов. По подсчетам автора только за пятилетие 2009–2013 гг. в Российской Федерации было принято несколько тысяч такого рода документов на всех уровнях государственного управления (см. табл. 1).
Таким образом, специальный подсчет показывает, что в настоящее время в органах государственного управления применяется свыше 20 различных технологий, часть из которых была рассмотрена нами выше. Детальное исследование совокупности кадровых технологий, применяемых в органах государственной власти, показывает, что они могут быть представлены как единая система.
В рамках этой системы в качестве альтернативы следует различать традиционные и инновационные кадровые технологии. Последние делятся по своему содержанию на технологии формирования персонала государственной гражданской службы и технологии повышения эффективности его работы. Системное представление о совокупности кадровых технологий, применяемых на практике в настоящее время, несомненно, будет способствовать повышению эффективности кадровой работы в органах власти.

Таблица 1
Численность административных регламентов, принятых в 2009–2013 гг. Примечание: рассчитано автором по данным справочно-нормативной системы «Гарант».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Технологии, принципы и методы профессионального набора и отбора персонала организации, основные этапы построения системы. Источники резерва потенциальных кандидатов, изучение их психологических и профессиональных качеств, пригодных для выполнения задач.

    дипломная работа , добавлен 09.05.2014

    Критерии набора персонала для создания резерва потенциальных кандидатов. Характеристика методов, технологии набора персонала, источников его привлечения. Анализ возникающих проблем при найме работников. Мероприятия по закреплению персонала в организации.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2010

    Набор персонала как создание резерва потенциальных кандидатов. Виды источников привлечения и методы набора персонала. Отбор персонала как основная технология управления персоналом, его принципы и критерии. Достоверность и обоснованность методов отбора.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2009

    Набор персонала как создание резерва потенциальных кандидатов. Отбор персонала как отбор из резерва, созданного при наборе. Методы профессионального испытания при найме. Анализ затрат и результативности набора персонала. Оценка процесса приема на работу.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2012

    Современная ситуация в кадровом менеджменте. Этапы подбора, отбора, найма и обучения персонала. Совершенствование кадровых технологий в системе управления персоналом. Оценка профессионального уровня, деловых и личностно-нравственных качеств работников.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2012

    Понятие, сущность и нормативно-правовое регулирование кадровой работы. Эволюция подходов к управлению персоналом. Пути повышения эффективности работы кадровых служб в организациях. Использование информационных технологий в службе управления кадрами.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2014

    Набор кадров как создание резерва потенциальных кандидатов на вакантную должность. Технологии и критерии отбора кадров. Особенности набора и отбора персонала в США, Японии, Западной Европе, России. Анализ бесконтактных методов общения с претендентами.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2015

    Понятие, задачи, функции, структура, полномочия кадровых служб. Анализ современных технологий в работе кадровых служб, их использование в кадровой практике СООО "Бел-Эст-Мебель". Предложения по совершенствованию подбора и оценки персонала на предприятии.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2010