Социальную сферу общества составляют отношения. Социальная сфера общества (2) - Реферат

На Лайфхакере. Если хотите узнать, как пробудить в себе творческие порывы и что нужно делать, чтобы ваш внутренний творец рос и развивался, обязательно уделите время этой статье. Не пожалеете!

«Я не творческая личность, мне это не дано», - говорят многие из нас, с восхищением поглядывая на шаржи уличных художников или слушая, как патлатый хиппи поёт песню Radiohead в переходе. Но есть хорошие новости: последние научные исследования говорят о том, что все люди одинаковы и в каждом из нас живёт творец. Поэтому фраза «Я не творческая личность» - это лишь удобное оправдание своей лени .

Миф о творческой жилке долгое время культивировался и тщательно оберегался в богеме. Художники, музыканты, актёры, дизайнеры и даже средней руки копирайтеры любят выглядеть так, словно они принадлежат к другой породе, а во время работы ими двигает как минимум рука господня. Эталон творческой личности - это помесь Леди Гага с Агузаровой, которая вчера собиралась улететь на Луну, сегодня крушит хит-парады с новой песней, а завтра даёт интервью о пользе медитации в потешном кокошнике. А чтобы начать творить, нам нужно пройти девять кругов ада, как минимум трижды , пройти курс реабилитации от наркотиков и уехать медитировать в тибетские горы.

Научные исследования отвергают любое разделение на креативный и корпоративный рабочий класс

Что говорить, если в современной корпоративной среде существует искусственное разделение на «креативные» и «корпоративные» типажи, которые относятся друг к другу, как ученики Гриффиндора и Слизерина. Однако едва ли не все исследования творческих способностей, которые проводились в течение последних 50 лет, отвергают это разделение: творческий мускул никак не связан ни с генетикой, ни с уровнем интеллекта, ни с личностными качествами.

Например, в ходе эксперимента в Институте диагностики и исследования личности (IPAR) учёные пригласили на конференцию несколько десятков успешных представителей разных творческих профессий. В течение нескольких дней они прошли множество , которые не очень-то прояснили, где искать творческие задатки. Единственные общие черты исследуемых выглядели так: сбалансированность личностных характеристик, интеллект выше среднего, открытость новому опыту и склонность выбирать сложные варианты. Как видите, ничего особенного.

Никакого творческого типа личности не существует

Тогда упорные ребята в белых халатах начали искать творческие задатки в личностных качествах человека: был собран огромный массив информации о выдающихся творцах XX века, после чего каждый прошёл виртуальный тест «пятифакторная модель личности». Учёные рассчитывали, что у творческих людей будет перекос по одной из пяти личностных характеристик (открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм), но снова пальцем в небо - среди испытуемых были и неврастеники, и экстраверты, и доброжелательные пьяницы, и ещё много кто. Вывод: никакого творческого типа личности не существует.

Забросив психологию, искать творческий мускул стали в мозгу человека. Исследователи наплевали на просьбу о кремации и сразу после смерти гения полезли изучать его черепную коробку. И снова разочарование: мозг знаменитого физика ничем не отличался от мозга профессионального бейсболиста или попавшего под машину бездомного. Третий раунд стрельбы из рогатки по самолётам завершён, учёные «горят» со счётом 3:0.

Корреляции между генным кодом и творческими способностями нет

Когда у разбитого корыта остались и психологи, и физиологи, и просто все неравнодушные, разгадывать задачу стала генетика, до этого безуспешно пытавшаяся найти ген старости и ген . Чтобы исключить разницу в генах и влияние воспитания, учёные исследовали только семьи с детьми-близнецами. Исследуя Коннектикутский реестр близнецов с 1897 года, группа Марвина Резникоффа собрала команду из 117 близнецов и разделила их на две группы (однояйцевые и двуяйцевые). Результаты двух десятков тестов показали, что корреляции между генным кодом и творческими способностями нет. 4:0, и это почти Аргентина с Ямайкой.

За последние 50 лет таких экспериментов было вагон и маленькая тележка. В своей книге «Муза не придёт» Девид Брукс приводит ещё с десяток ссылок на безуспешные попытки найти природу творческого мускула и делает вывод, что , как и любой другой навык, можно прокачать при помощи тренировок.

Тренировки для прокачки творческого мышления

Утренние страницы

Старый как мир, но действенный метод. Как только просыпаемся, хватаем блокнот с ручкой и начинаем писать. Без разницы, будет это история о шагающем по Токио Годзилле, эссе о тёплом одеяле или сонный анализ геополитики Монголии. Главное - просто писать и ни о чём не думать. Норма утреннего письма - это три тетрадные страницы или 750 слов. Можно воспользоваться ресурсом 750 words и барабанить по клавишам, но бывалые писаки советуют делать это по старинке - ручкой по бумаге.

А что, если бы

Это даже не метод, а простой вопрос, задавать который Станиславский заставлял любого начинающего актёра. «А что, если бы» можно применять к любому привычному объекту, его части или действию. Например, а что, если бы историю в книге рассказывали картинками? Так появился комикс. Или что, если бы вместо мировых новостей мы будем рассказывать то, что волнует простых людей? Так появилась жёлтая пресса.

Этот метод отлично развивает фантазию и фактически является спусковым механизмом любого творческого процесса. Причём очень весело задавать странные вопросы. А что, если бы все люди пили кровь? А что, если бы президентом страны стал забавный мужчина с замашками диктатора из банановой республики?

Дробление слова

В мозгу взрослого человека существует жёсткая система символов, которая при первой же возможности любит давать оценки и клеить ярлыки на всё вокруг. В результате такой автоматизации , но это же является главной причиной узкого и шаблонного мышления. Придумывая новые слова, мы заставляем мозг отключать рациональное мышление и включать фантазию. Техника родом из детства и крайне проста: берём два любых слова, соединяем их в одно и потом пытаемся представить, как это выглядело бы в жизни. Ванна + унитаз = ваннитаз, Ким + Канье = Кимье.

Метод Торренса

Метод основывается на дудлах - однотипных каракулях, которые нужно превратить в рисунок. На листе бумаги рисуем в ряд одинаковые символы (круг, два круга, гвоздь, крест, квадрат и т. д.). Затем включаем фантазию и начинаем рисовать.

Пример. Круг может быть щитом Капитана Америки, глазом кошки или 5-копеечной монетой, а квадрат - домом с приведениями или произведением искусства. Развивает не только фантазию, но и упорство в поиске идей, так как каждый новый дудл - это соревнование с самим собой.

Метод фокальных объектов

Метод заключается в поиске связей между основной идеей и случайными объектами. Например, открываем книгу на произвольной странице, хватаем 3–5 слов, которые первыми попались на глаза, и пытаемся связать их с предметом, над которым думаем. Книгу можно заменить телевизором, видеоигрой, газетой или чем-то ещё. Отлично работает, когда мыслительный процесс движется по инерции.

Аналогии Гордона

Это не самый простой в освоении, но весьма действенный метод. Уильям Гордон считал, что кладезь творческих идей заключается в поиске аналогий, которые он разделил на четыре группы.

  • Прямая аналогия : ищем аналогию объекту в окружающем мире. В масштабах от своей комнаты до страны.
  • Символическая : ищем аналогию, которая в двух словах опишет суть объекта.
  • Фантастическая аналогия : придумываем аналогию, вынося за скобки ограничения объективной реальности.
  • Личная аналогия : пытаемся встать на место объекта и посмотреть на ситуацию глазами объекта. Например, как живётся стулу, на котором мы сидим.

Непрямые стратегии

Этот очень странный и интересный способ, который придумали Брайан Ино и Питер Шмидт, чтобы выводить уставший мозг из творческого ступора по секретным тропам. Суть метода: у нас есть 115 карточек, на которых написаны советы. Причём советы довольно странные: «Убери двусмысленности и преврати их в подробности», «Помассируй шею» или «Используй старую идею». Фокус в том, что здесь нет прямых инструкций к действию, и в каждом совете два человека могут видеть два разных решения проблемы. Карточки можно сделать самому и высыпать их, например, в вазу или воспользоваться подсказками онлайн. Например, .

Придерживайтесь распорядка дня

В своей последней работе «О чём я говорю, когда говорю о беге» (What I Talk About When I Talk About Running) Харуки Мураками развенчивает миф о творческом лентяе, рассказывая о том, что строгий распорядок дня (подъём в 5 утра, отбой в 10 вечера) стал главным катализатором его работоспособности. Разум склонен капризничать и находить оправдания собственной лени, а следование режиму выводит его из и учит включаться с пол-оборота.

Не пренебрегайте другими творческими занятиями

Учитесь или . Любое творческое занятие держит мозг в тонусе, а их чередование переключает внимание и позволяет найти ответы в довольно неожиданных местах.

По данным исследований, более трети лауреатов Нобелевской премии по литературе занимались ещё одним видом искусства - живописью, театром или танцем. Эйнштейн своей второй страстью называл музыку и, если бы не стал физиком, скорее всего, подался бы в скрипачи.

Не опускайте руки

Когда дело не двигается с мёртвой точки, проявите упорство. Например, писатель Роди Дойл рассказывает, что во время ступора начинает изливать на бумагу пришедшую на ум белиберду. Через время мозг перестаёт тужиться и протестовать и просто отключается, выпуская наружу потоки мыслей. А Хемингуэй, когда садился писать роман, мог писать десятки вариантов первого предложения, пока не находил то, которому верит. Затем от него развивал действие.

Не зацикливайтесь

Если упорство не помогает, идём от обратного. Гуляйте, делайте что-то отвлечённое, общайтесь с другими людьми. Существует теория, согласно которой всё уже давно придумано, а творческий процесс заключается лишь в комбинации этих идей. А если ответы скрыты внутри нас, нужно лишь настроиться на правильную волну и услышать их. Можно сидеть под солнышком в позе лотоса, сосредоточенно мыть посуду, по лесу, слушая эмбиент, или пойти попрыгать на рок-концерт. Главное - делать то, что позволяет нам отключать внутренний диалог и концентрироваться на моменте.

Относитесь к творчеству как к игре

Творчество - это в первую очередь весело. Не стоит относиться к нему чересчур серьёзно. Сейчас объясню почему. В 2001 году в Мерилендском колледже прошёл эксперимент, в котором студентам нужно было провести мышку через нарисованный, как в детстве, лабиринт. Студенты первой группы шли вперёд к куску сыра (позитивный настрой), вторые же бежали от совы (негативный). Обе группы справились за одинаковое время, однако у студентов второй группы запустились механизмы избегания, и последовавшие за лабиринтом задачи вторая группа в среднем решала на 50% дольше, чем студенты первой группы.

Просто начните

Многие из нас в детстве мечтали стать музыкантами, художниками или актёрами, но со временем прагматичный подход к жизни задвинул эти мечты подальше на антресоли. У Бетси Эдвардс есть теория, согласно которой у большинства современных людей с возрастом левая половина мозга становится доминантной. Она отвечает за аналитическое мышление, систему символов и режим действия, и каждый раз, когда мы пытаемся научиться играть на гитаре или рисовать, то слышим её голос, который советует отложить подальше эту фигню и заняться чем-то полезным.

Поначалу переступить через будет сложно, но если хватит духу и желания, то со временем его голос станет тише, а критика в стиле «ты рисуешь как м*дак» сменится на что-то более конструктивное. Начать - это самое сложное.

ВЫВОД

Как видите, творчески мыслить может каждый человек , вопрос лишь в тренировках. Это можно сравнить с отсутствием гибкости: сходу пытаясь сесть на шпагат, мы будем кряхтеть, стонать и плакать, но если мышцы правильно разогревать и растягивать, то через пару лет можно будет отправлять резюме на должность циркового гимнаста. Главное - помните, что начинать что-то новое никогда не поздно : художники, музыканты, поэты и писатели уже живут в нас. Не стесняйтесь будить их.

Формирование личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст.

Что такое творческая личность? Прежде всего, это человек с широкими взглядами, энциклопедическими знаниями, гибким живым умом. Такая личность способна быстро приспосабливаться в работе к резко изменяющейся ситуации, оперативно находить нестандартные решения стандартных проблем. На формирование личности влияют три фактора: воспитание, социальная среда и наследственные задатки.

Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта.

Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.

Задатки - особые анатомо-физиологические предпосылки способностей к разным видам деятельности. Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой.

Творческого человека можно определить так - это человек, который видит вокруг себя задачи, ставит себе цель решать их и занимается их решением. Можно определить его и через получаемый в результате творчества результат. Тогда творческий человек, это человек, находящий нестандартные решения стоящих перед ним задач.

Главное требование к творческой жизни - это наличие достойной цели. Достижение этой цели не одномоментно. Подготовка к решению занимает годы, включая в себя многочисленные промежуточные этапы, попытки решения, отступления и периоды поиска новой тактики.

Творческая личность – это индивидуум, который владеет высоким уровнем знаний, притяжением к новому, оригинальному, который может откинуть обычное, шаблонное. Потребность в творчестве является жизненной необходимостью.

Большинство авторов соглашается с этим определением «творческой личности». Для творческой личности творческая деятельность является жизненной потребностью, а творческий стиль поведения - наиболее характерен. Главным показателем творческой личности, ее самым главным признаком считают наличие творческих способностей, которые рассматриваются как индивидуально-психологические способности человека, которые отвечают требованиям творческой деятельности и являются условием ее успешного выполнения. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с поиском новых средств деятельности.

Н.В. Кичук определяет творческую личность через ее интеллектуальную активность, творческое мышление и творческий потенциал. Следует обратить внимание на то, что в психолого-педагогической литературе рядом с термином "творческая личность" встречается термин "креативная личность". Наиболее удачный подход к этому определению предложила С.О. Сысоева.

Креативная личность – личность, которая имеет внутренние условия, которые обеспечивают её творческую активность, то есть не стимулированную внешне исследовательскую деятельность.

Творческая личность - это креативная личность, которая в результате влияния внешних факторов приобрела необходимых для актуализации творческого потенциала человека дополнительных мотивов, личностных образований, способностей, что способствуют достижению творческих результатов в одном или нескольких видах творческой деятельности. Каждый человек должен совершенствовать навыки творческого мышления и руководить ими, чтоб полностью использовать возможности процесса творчества.

Творческое мышление – это познание чего-то нового. Оно является составным человеческого интеллекта.

Творческие способности - это умения, а также возможности творчески выполнять какую-то работу, выполнять какие-то действия, направленные на конкретный результата для улучшения чего-нибудь или кого-нибудь.

Творческие возможности - качества и способности, умения и особенности мотивационной сферы учащихся, которые развиваются и ведут к формированию творческой личности, раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка.

Тогда что же такое творчество?

Творчество - вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Творчество - как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью по характеру осуществления с одной стороны и по полученному результату с другой стороны. Результат творческой деятельности всегда оригинален.

Творчество – это деятельность человека, которая порождает что-то новое, отличается неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Творческий интерес – внимание, вызванное чем-то значимым, интересным, таким, что побуждает к самостоятельной творческой деятельности, результатом которой является открытие чего-то нового, решение какой-то проблемы.

В творческой деятельности человека выделяют три уровня сознания: подсознание, сознание и сверхсознание.

Сознание оперирует знанием, которое потенциально может быть передано другому, может стать достоянием других членов сообщества. В сфере творчества именно сознание формулирует вопрос, подлежащий разрешению и ставит его перед познающим действительность.

К сфере подсознания относят все то, что было осознаваемым ранее. Это хорошо автоматизированные навыки, глубоко усвоенные социальные нормы и мотивационные конфликты, тягостные для субъектов. Подсознание защищает сознание от излишней работы и психических перегрузок.

Деятельность сверхсознания (творческой интуиции) обнаруживается в виде первоначальных этапов творчества, которые не контролируются сознанием и волей. Неосознаваемость этих этапов представляет защиту рождающихся гипотез от консерватизма сознания, от чрезмерного давления ранее накопленного опыта. За сознанием остается функция отбора этих гипотез путем их логического анализа.

Трехуровневая структура сознания может рассматриваться как основной параметр индивидуальности человека. У разных людей активность этих уровней выражена далеко не в равной степени.

Все уровни сознания развиваются, обогащаются и тренируются начиная с раннего детства. Сверхсознание тренируется игрой, затем – искусством. Оно не редко функционирует в зоне конфликта между социальными и идеальными потребностями, между существующими нормами и необходимостью их изменения. Сознание обогащается в процессе обучения, потом – образованием и мышлением. Подсознание наполняется посредством подражания, а позднее – практическим опытом, который контролируется сознанием. По мере взросления происходит обогащение как сознания (вполне осознаваемого опыта), так и подсознания, т.е. совокупности вторично неосознаваемых, автоматизированных навыков и умений. На определенном этапе у сверхсознания (творческой интуиции) появляется возможность непосредственного использования опыта, хранящегося в подсознании.

“Творческая личность, – утверждает американский психолог Л.С. Кьюби, – это такая, которая некоторым, еще случайным образом сохраняет способность использовать свои подсознательные функции более свободно, чем другие люди, которые, может быть, потенциально являются в равной мере одаренными”.

Творчество - процесс создания нового. Творческая деятельность - как правило многообразная деятельность. Каждый элемент искусственной среды, окружающей человека, - результат творчества. Это антропогенная среда. Классообразующим признаком творческого характера деятельности является созидание нового. Залогом творческой деятельности человека является отбор необходимой (ценной) информации. Причем под ее ценностью понимают степень вероятности достижения цели (удовлетворения потребности) на основе полученного сообщения.

Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась «озарению», вдохновению и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли.

Техническое творчество. Существует две формы получения творческого результата (решения):

Изобретение;

Рационализация.

Изобретение - новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области хозяйственной деятельности, социально-культурного строительства или обороны страны. Как правило, результат изобретения должен давать положительный эффект.

К творческой может быть отнесена лишь такая деятельность, результатом которой может быть создание вещей, обладающих высокой общественной значимостью. Не всегда результат творческой деятельности совпадает с результатом его практической применимости и значимости.

Результат деятельности может характеризоваться с различных точек зрения. Различают:

Принципиально новое (качественно);

Новое во времени.

Принципиально новое - это результат творческой деятельности, который создается или возникает впервые. Такое новое не имеет аналогов в предыдущем.

Новое во времени - это результат творческой деятельности, созданию или возникновению которого предшествовало существование аналогичного предмета. Особенность - наличие такого качества у предмета, в силу которого этот предмет представляет еще один, очередной экземпляр исходного.

Новизна - это понятие, связывающее субъективные и объективные моменты и выражающее в конечном счете отношение человека (общества) к результату (продукту деятельности).

По отношению к "творцу", новизна классифицируется:

1. Индивидуальная новизна. Результат деятельности "творца" для общества не является новым. Такое новое является субъективным, ндивидуальным, психологически новым;

2. Локально-новая (групповая) новизна. Результат творческой деятельности является новым для группы или коллектива людей;

3. Регионально-новое. Новизна распространяется или ограничивается рамками отдельной страны, государства или определенного региона;

4. Объективно-новая (всемирная) новизна. Новизна определена для всего сообщества, человечества, всего мира.

Творческий потенциал как социально значимое качество человека является одной из важнейших характеристик личности человека как члена того или иного общества людей, творческой личности.

Для развития в личности человека такого качества необходима гибкая методология учебного процесса, базирующаяся на законах психологии образования и творчества, историческом подходе к развитию науки, техники и технологии. Это требует внесения изменений и коррекции в концепцию высшего образования, в ее содержательные компоненты, перехода на принципы фундаментализации и гуманитаризации образования. Из сказанного вытекает, что обучение творчеству как специальной дисциплине должны проводить высоко квалифицированные специалисты, творчески активные педагоги, отличающиеся наличием у них в научно-учебно-воспитательной деятельности доминирующей потребности творчества.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Дохаева Н.Б.

Данная статья посвящена процессу развития детской личности в творческой деятельности. В работе рассматриваются следующие задачи: 1. Анализ психологической и педагогической литературы по вопросу развития личности. 2. Изучение условия формирования творческих возможностей детей. 3. Выявление особенностей творческой деятельности, как средства развития личности ребенка.

Для решения поставленных задач использовались методы аналитического исследования психолого-педагогической литературы, а также эмпирические методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности.

Среди проблем психологии, педагогики, практики образования и воспитания одной из ведущих и интенсивно исследуемых является проблема становления и развития личности ребёнка. Эта проблема не является новой. Однако переориентация образования и воспитания с авторитарно-догматической на личностно ориентированную модель приводит к необходимости создания образовательных и воспитательных технологий, обеспечивающих реализацию личностных потенциалов ребёнка.

Личность ребёнка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребёнка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития - это творческая деятельность. Именно творческая деятельность является уникальным средством развития личности ребёнка.

Приоритетной задачей образования и воспитания является становление творческой личности и создание условий для её развития, а именно формирование творческих возможностей ребёнка.

Рассмотрим понятие «личность». На этот вопрос психологи отвечают по разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счёт проявляется многогранность и сложность самого феномена личности. Наличие и сосуществования множества разных определений личности, имеющихся в литературе, заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.

По мнению Немова Р.С. личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение .

Подход Мясищева В.В. Ядро личности, как система её отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения .

Подход Ананьева Б.Г., рассматривает личность в единстве четырёх сторон:

Первое: человека как биологического вида;

Второе: онтогенезе и жизненном пути человека и индивида;

Третье: человека как личности;

Четвёртое: человека как части человечества . В.С. Мухина считает, что личность по своей феноменологии предполагает развитие человека как социальная единица и как уникальная личность формируется через свои отношения с другими людьми. Он познаёт себя как индивид через другого, себе подобного, так как другой, как и он является носителем общественных отношений. Развитие личности идёт через присвоение материальной и духовной культуры человечества . Для того чтобы определить понятие «личность», проведем разграничение понятий «человек», «индивид», «личность».

Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчёркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остаётся тождественным самому себе, сохраняя определённый онтологический статус.

Но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид». Индивид - это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребёнка и взрослого человека; человека первобытного общества и более развитых исторических эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид» используют и понятие « личность ». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и филогенеза человека.

Личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности, так или иначе, обуславливаются двумя противоположными взглядами на её развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с её врождёнными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врождённые внутренние черты и способности личности, считая, что личность - это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности.

Основные факторы, оказывающие влияние на формирование личности, делятся на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальный опыт.

Человеку присуща потребность быть личностью, т.е. быть в максимальной степени представленным в жизнедеятельности других людей, и способность быть личностью - наличие индивидуальных способностей, позволяющих удовлетворить эту потребность. Удовлетворение этой потребности при наличии соответствующих способностей выступает как персонализация индивида. Источником развития и утверждения личности является противоречие между потребностью человека в персонализации и заинтересованностью его окружения принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют его интересам.

В психологии существует множество теорий развития личности ребёнка. Рассмотрим некоторые из них:

Психоаналитическая теория. Данную теорию выдвигали такие виднейшие психологи, как З. Фрейд и Э. Эриксон.

З. Фрейд объяснял развитие личности ребёнка действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения, а Э. Эриксон в своих взглядах на развитие личности придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределённости стадий, которые в своём личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней.

Когнитивная теория. Основоположником этого подхода является американский психолог Д. Келли. Согласно данной теории главный источник развития личности ребёнка – среда, социальное окружение. Эта теория личности подчёркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека.

Бихевиористическая или поведенческая теория. Теория представлена работами американских бихевиористов Д. Уотсона и Б. Скиннера. Данные психологи в своей теории подчёркивают влияние среды на поведение и развитие детей, пытаются объяснить, когда и каким образом дети и взрослые обучаются вести себя так, а не иначе.

Гуманистическая теория. Основоположниками этой теории являются американские психологи К. Роджерс и А. Маслоу, считавшие главным фактором развития личности устремлённость к будущему, к максимальной самореализации. Характерная черта данной теории - рассмотрение человека как уникальной целостности, открытой миру и способной к совершенствованию.

И так: все рассмотренные теории взаимодополнительны, так как их авторы используют различные «инструменты» при изучении психического развития человека и акцентируют внимание на различных уровнях и сторонах развития детей.

Решающее значение в формировании и развитии личности имеет дошкольное детство. Происходит формирование всех компонентов личности, а особенно самооценки. Именно в этом возрасте у ребёнка формируется представление о себе, которое включает в себя эмоциональный, когнитивный, волевой компоненты.

Основой для развития личности должна стать свобода самореализации ребёнка, которая связана с потребностями и возможностями дошкольников. Под потребностью в свободе самореализации своих сущностных сил понимается - свобода выбора формы жизнедеятельности, цели и способов её достижения, направлений и сфер существования. Значительно больше возможностей самореализации представляет творческая деятельность.

Очень часто в обыденном сознании творческие возможности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создаётся нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приёмы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие возможности. Таким образом, в самом общем виде определение творческих возможностей выглядит следующим образом. Творческие возможности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих возможностях, но и о технических творческих возможностях, о математических творческих возможностях, и т.д.

Вся творческая деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении.

Воображение - это присущая только человеку, возможность создания новых образов, представлений путём переработки предшествующего опыта.

Творческое воображение - это самостоятельное формирование новых образов, которые воплощаются в оригинальных продуктах деятельности. В ходе творческого воображения создаётся неповторимый образ без опоры на готовое описание или условное изображение. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей.

Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача - представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Воображение, как и другие психические функции, претерпевает изменения с возрастом ребёнка. Младший дошкольник, у которого только начинает развиваться воображение, отличается пассивной формой. Он с большим интересом слушает сказки и затем представляет их образы как реально существующие явления. Воображение некритически компенсирует недостаток жизненного опыта и практического мышления переносом описанных сказочных образов в реальную жизнь ребёнка.

Старший дошкольный и младший школьный возраст характеризуются активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего, а затем и творческого.

Подростковый возраст отличается переходом от детского восприятия окружающей действительности к взрослому. На этом возрастном этапе воображение принимает более критические формы, воплощается в форму мечты как позитивной жизненной перспективы. Творческое воображение в этот период нередко выступает во взрослой форме вдохновения .

Таким образом, значение функции воображения в развитии творческой деятельности велико и необходимо, помогать ребёнку, использовать возможности воображения в развитии его творческого потенциала.

Нужно сказать, что творческий потенциал взрослого человека будет зависеть от того, насколько полно были использованы в детстве его возможности творческого развития.

Психологические и педагогические исследования, а так же практика наших детских садов доказывают, что начало развития творческих возможностей детей, падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребёнка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передачи своих чувств.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих возможностей.

Для творчества необходимо комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому условие успешного развития творческих возможностей - тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создавать безопасную психологическую базу для возвращения ребёнка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребёнка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям не свойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребёнка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребёнку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и на долго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Обучение играет огромную роль в «разумной творческой деятельности» ребёнка.

Как было сказано ранее, основой творческой деятельности является воображение и фантазия. Эти процессы являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от пяти до пятнадцати лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Таким образом, творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.

Творчество - это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.

Развитие творчества в дошкольном детстве учёные связывают с развитием личности в целом, подчёркивая его субъективный характер (Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.). Известно, что личность ребёнка формируется в дошкольном возрасте, когда он становится субъектом созидательной деятельности. Этот фактор связывается, прежде всего, с интенсивным развитием в этот период воображения, как основы творчества, стремлением к созданию нового.

Воображение тесно связанно с личностью, её развитием. Оно обогащает интересы и личный опыт ребёнка, через стимулирование эмоций формирует осознание нравственных норм. Всё это составляющие личности.

Воображение старших дошкольников приобретает всё более активный характер, у них развивается способность к творческой деятельности, которая способствует развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащает его индивидуальный жизненный опыт. Эти функции обеспечивают ребёнку новый, необычный взгляд на мир.

Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений происходит в играх, изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности. Творческое начало проявляется и в замысле - выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают своё отношение к изображаемому предмету или явлению, свои мысли и чувства.

Личность ребёнка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребёнка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития - это игра. Основой психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия.

Как отмечает Л.Ю.Субботина, воображая игровые ситуации и воплощая их, ребёнок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, честность, чувство юмора, смелость. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока ещё реальных возможностей ребёнка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия .

В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача взрослого - развивать творческие способности ребёнка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, в частности его художественных возможностей. Склонность детей к подражанию, помогает им овладевать навыками и умениями, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывает у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формирует критическое мышление, целенаправленность.

В детском творчестве проявляется не объективная, а субъективная новизна конечного результата. В процессе детского творчества происходит не столько создание нового предмета, сколько изменение в самом ребёнке, возникновение у него новых способов деятельности, знаний и умений.

Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребёнок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.

Как отмечает В.А. Петровский, в процессе творчества преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать не так, как надо, что существенно способствует развитию смелости и свободы детского восприятия и мышления. Всё это развивает фундаментальную потребность быть активным субъектом жизни, познавать и преобразовывать мир. .

Таким образом, творческая деятельность способствует оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учёбы ребёнка.

Несомненно, творческая деятельность развивает личность ребёнка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. Создавая произведения творчества, ребёнок отражает в них своё понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребёнка. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребёнка к миру, оценка прекрасного.

Ориентируясь на выше сказанное, можно отметить высокую степень значимости творческой деятельности для развития личности ребёнка и утверждать необходимость и целесообразность формирования у дошкольников творческих возможностей.

Творческая деятельность проходит яркой нитью, через всё дошкольное детство и делает жизнь ребёнка богаче, полнее, радостнее. Роль творчества во всестороннем развитии личности столь велика, что даёт основание рассматривать её как универсальную способность, которая обеспечивает успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности. В какой степени оно будет сформировано у наших детей, во многом зависит от нашего внимания к развитию творческих возможностей, умения их стимулировать.

При этом важно вызвать интерес детей к окружающему миру, стремление понять его, увлечь ребёнка самим процессом творчества.

Отметим, что данная тема актуальна всегда, так как всегда есть дети, и проблемы их развития волнуют родителей и педагогов.

Список литературы

Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб «Питер», 2008.

Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. Пособие. М.: Гардарики, 2003.

Дрезнина М.Г., Куревина О.А. Навстречу друг другу (Программа совместной художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.

Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия-2е издание. СПб «Питер», 2009.

Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. Москва. Издательство: Академия, 2009.

Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1. : Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

Немов Р.С. Психология кн. 2. М.: издательство ВЛАДОС, 2005.

Непомнящая Н.И. Становление личности ребёнка 6-7 лет. М.: Педагогика, 1992.

Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник – М., Российское педагогическое агентство, 1996.

Петровский А.В. Психология формирования и развития личности М.: Просвещение, 1981.

Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., 1999.

Холл, Келвин С., Линдсей, Гарднер. Теория личности. Москва: ЭКСМО-Пресс, 2000.

Петровский А.В. Развитие личности и проблемы ведущей деятельности.// вопросы психологии, 1987 № 1.


Сфера жизни общества - определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Каждая сфера включает в себя:

определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);

социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);

сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)

экономическую (производительные силы, производственные отношения)

политическую (государство, партии, общественно-политические движения)

духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Важно понять, что люди одновременно находятся в различных отношениях между собой, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества - это не геометрические пространства, где обитают разные люди, но отношения одних и тех же людей в связи с различными сторонами их жизни.

Графически сферы общественной жизни представлены на рис. 1.2. Центральное место человека символично - он вписан во все сферы жизни общества.

Социальная сфера

Социальная сфера - это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа.

Понятие «социальная сфера» имеет различные значения, хотя и связанные между собой. В социальной философии и социологии - это сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. В экономике и политологии под социальной сферой часто понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей которых является повышение уровня жизни населения; при этом к социальной сфере относят здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и т.д. Социальная сфера во втором значении - это не самостоятельная сфера жизни общества, а область на стыке экономической и политической сфер, связанная с перераспределением доходов государства в пользу нуждающихся.

Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая определенную позицию в обществе, вписан в различные общности: он может быть мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т.д. Наглядно положение индивида в социуме может быть показано в форме анкеты

На примере этой условной анкеты можно кратко описать социальную структуру общества. Пол, возраст, семейное положение определяют демографическую структуру (с такими группами, как мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры, холостые, женатые и проч.). Национальность определяет этническую структуру. Место жительства определяет поселенческую структуру (здесь происходит деление на городских и деревенских жителей, жителей Сибири или Италии и т.д.). Профессия и образование составляют собственно профессиональную и образовательную структуры (врачи и экономисты, люди с высшим и средним образованием, студенты и школьники). Социальное происхождение (из рабочих, из служащих и т.д.) и социальное положение (служащий, крестьянин, дворянин и др.) определяют сословно-классовую структуру; сюда же относят касты, сословия, классы и т.д.

Лекция № 1. Социальная сфера как объект социальной политики

План

1. Понятие социальной сферы и ее отрасли.

2. Социальная структура современной России и тенденции ее развития.

3. Трудности реализации социальных программ.

Понятие «социальное» употребляется в науке в двух смыслах: широком и узком. В широком смысле слова «социальное» употребляется как синоним «общественный». Методологическую основу такого понимания «социального» составили идеи классиков зарубежной и российской социальной мысли: К. Маркса, Р. Мюнха, Н. Луманна, Т. Парсонса, Ю. Хабермаса, а также Н. Я. Данилевского, П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского и др.

В узком смысле слова «социальное» употребляется как относительно самостоятельная сфера общественной жизни наряду с материально-производственной, политической, культурно-духовной сферой. Социальная сфера представляет собой специфическую область связей и отношений, складывающихся между людьми, и включает в себя всю совокупность условий и факторов, обеспечивающих воспроизводство, развитие и совершенствование общественных групп и индивидов.

Чтобы жить, трудиться, творить, человеку необходимо постоянно восстанавливать свои силы, энергию (т. е. он должен воспроизводить сам себя). Так осуществляется простое воспроизводство. Но для того чтобы общество не стояло на месте, а постоянно двигалось вперёд, человек должен заботиться не только о себе, но и о своей семье (воспроизводство детей), а также помогать жить своим родственникам и ближайшему окружению. То есть для нормального функционирования общества требуется не простое, а расширенное воспроизводство. Социальная сфера призвана обеспечить воспроизводство человека и удовлетворить постоянно растущие потребности людей в жизненных благах.

Отсюда «социальное» в узком смысле слова – это сфера общественных отношений, регулирующая отношения между людьми, классами, социальными группами, слоями по поводу получения и перераспределения материальных благ, удовлетворения постоянно растущих жизненных потребностей населения.

Поскольку человек по натуре существо общественное и не может жить в одиночестве, а объединяется в различные группы и слои, то большинство этих групп (семья, слои, классы и т. д.) возникают объективно в силу разделения труда, демографических, природных факторов, региональных и национальных особенностей. Эти объективно создающиеся людьми группы принято называть социальными группами (слоями). Их совокупность образует социальную структуру общества.

Социальная структура общества – это совокупность всех социальных групп, слоёв, классов и других социальных общностей, возникающих объективно 1 , а также их связи и взаимоотношения. Социальная структура – это ядро социальной сферы.

В процессе жизнедеятельности люди вступают в отношения между собой, в том числе и социальные отношения. Социальные отношения (в узком смысле слова) – это отношения людей и их социальных групп по поводу получения и перераспределения материальных и жизненных благ, необходимых для самореализации человека (или группы) как творческого субъекта. Структурно эти социальные отношения можно классифицировать по спектру потребностей, которые люди призваны удовлетворять, чтобы жить. Таким образом, социальную сферу общества как относительно самостоятельную можно представить в виде схемы.

Социальная сфера общества

Отраслями социальной сферы являются:

1. Сфера демографических процессов (рождение и смертность населения, половозрастная характеристика населения, процессы миграции и брачности населения и т. д.).

2. Сфера труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда, занятость населения, социальное страхование).

3. Продовольственный сектор (удовлетворение потребностей людей в еде, пище высокого качества и необходимого количества).

4. Социально-экологическая сфера (поддержание окружающей среды на уровне, обеспечивающем и сохраняющем здоровье населения, потребность в воде, воздухе, солнечной энергии; предотвращение природных катаклизмов).

5. Система доходов населения и их регулирование (жизненный уровень, благосостояние, пенсионное обеспечение).

6. Система социальной инфраструктуры (жилье, связь, транспорт, торговое и бытовое обслуживание населения).

7. Социально-культурная сфера (образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм).

8. Система социальной защиты населения (поддержка нетрудоспособных, малоимущих граждан, всех категорий лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации).

Степень развитости социальной сферы определяется системой социальных индикаторов (показателей):

1. Рождаемость.

2. Детская смертность.

3. Средняя продолжительность жизни.

4. Величина прожиточного минимума.

5. Доля населения, находящаяся за порогом бедности.

6. Величина поляризации доходов богатых и бедных

слоев населения.

7. Доля безработных в общей численности трудоспособного населения.

8. Число лиц, получающих образование.

9. Перечень медицинских услуг, доступных всему населению.

Для законодательных и исполнительных органов власти, а также для органов местного самоуправления эти показатели выступают как социальные нормативы, на достижение которых должна быть ориентирована экономика страны. Эти социальные индикаторы положены в основу интегрированного показателя, введённого ООН и получившего название ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала). В настоящее время по данному показателю лидируют следующие страны: Норвегия, Канада, Япония, Бельгия, США, Нидерланды. Из 177 стран, в настоящее время участвующих в определении индекса развития человеческого потенциала, Россия (РФ) занимает 67-е место 2 , в то время как ещё в 1970 г. она занимала 33-е место.

Рассмотрим ядро социальной сферы – социальную структуру общества. Социальная структура общества не является постоянной, она всё время изменяется вместе с обществом. Эти изменения особенно заметны в России, так как в связи с переходом к рынку появились не только новые классы и социальные группы общества, но существенные изменения произошли и внутри тех классов и социальных групп, которые функционировали еще в советский период. В социальной структуре современного российского общества можно выделить два уровня: макроструктуру и микроструктуру (см. схему).

Социальная структура России

Макроструктура Микроструктура

Макроструктура – это основные классы и социальные слои современного российского общества. К ним относятся:

1. Бизнес-слой. Это новый класс, который еще окончательно не сформировался, находится в процессе становления и оформления (предприниматели, бизнесмены, банкиры, чиновники, менеджеры и управленцы крупных фирм).

2. Средний класс (слой). Это высококвалифицированные работники с высшим и средним специальным образованием, работающие в крупных фирмах и имеющие доход выше средней зарплаты по стране или одновременно с постоянной работой ведущие свой небольшой личный бизнес.

3. Народная интеллигенция (бюджетники: учителя, врачи, работники культуры, государственные служащие, работающие по договору трудового найма и получающие доход, не превышающий уровень средней заработной платы по стране).

4. Рабочие предприятий различных форм собственности, занятые индустриальным трудом и живущие на зарплату.

5. Крестьяне, занятые преимущественно сельскохозяйственным трудом и работающие в хозяйствах различных форм собственности и живущие на зарплату.

6. Безработные. Временно не занятые трудом граждане, ищущие работу, получающие пособие по безработице или живущие случайными заработками (или находящиеся на иждивении членов своей семьи).

Микроструктура – это более мелкие социальные группы по сравнению с классами, не имеющие, как правило, классовых признаков (прежде всего главного из них – отношение к средствам производства). К микроструктуре можно отнести такие социальные группы, как:

1. Социально-демографические группы (ветераны, молодежь, женщины, дети и др.). Основным критерием для этой группы является половозрастной признак.

2. Социально-этнические группы, т. е. нации, народности, этносы. В соответствии с итогами переписи 2002 г. в России насчитывается более 160 этносов и этнических групп.

3. Социально-профессиональные группы (инженеры, строители, учителя, врачи, энергетики).

4. Социально - территориальные общности и группы (люди города и деревни; жители Дальнего Востока, жители Нечерноземья и др.).

Таким образом, социальная структура современного российского общества весьма сложна и неоднородна. В ней можно проследить ряд новых отличительных от советского времени тенденций:

1. Усложнение социальной структуры общества, появление в ней новых классов и социальных слоёв (например, бизнес-слой, средний класс, безработные).

2. Социальная дифференциация российского общества. Сегодня российское общество не является однородным, внутри каждого класса, слоя, группы наблюдается социальное расслоение. Расслоение и дифференциация осуществляется по разным основаниям:

    по доходам (богатые и бедные);

    по религиозной принадлежности;

    по уровню и качеству образования;

    по партийной принадлежности;

    по отношению к власти;

    по участию в предпринимательской деятельности и т. д.

При этом у каждого слоя, группы имеются свои интересы, которые зачастую противоречивы, что ведёт порой к конфликтам и взаимной нетерпимости.

3. Снижение жизненного уровня основной массы населения. Как показывают результаты социологических исследований, у 60% населения жизненный уровень снизился (по сравнению с 1990 г.), у 25–30% населения жизненный уровень изменился незначительно, у 15–20% он заметно вырос, а у 3–5% населения он вырос значительно – в 5–100 раз. По расчетам академика Д. С. Львова, 15% населения РФ сосредоточили в своих руках 85% всех банковских вкладов и 92% собственности 1 .

4. Вырождение русского этноса как государственно-образующей нации. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., русские составляют 84% населения России, но именно у русского этноса в постсоветское время наблюдаются наиболее негативные тенденции:

    рост смертности превышает рождаемость в 2 раза (эта тенденция впервые была зарегистрирована в 1992 г. и не прекратилась до настоящего времени);

    рост суицидов (Россия в настоящее время занимает 2-е место в мире по их количеству);

    около 60% детей в России рождаются с патологией, а по прогнозам демографов, лишь половина из тех, кому от 0 до 16 лет, доживут до пенсии;

    рост убийств и автомобильных аварий. В них ежегодно погибает в 2 раза больше людей, чем составили потери во время войны в Афганистане;

    рост наркомании в 7 раз по сравнению с 1990 г., рост пьянства – в 2 раза за этот же период.

5. Тенденция рурализации (от англ. Rural – село, деревня). Эта тенденция прямо противоположна урбанизации, она стала проявляться лишь в последнее время и действует не на всей территории РФ, а лишь в южных регионах европейской части России. Там можно наблюдать некоторое увеличение сельского населения за счёт притока населения городов. Происходит это за счёт таких групп населения, как многодетные семьи, которым в рыночных условиях легче выживать на селе, чем в городе; военнослужащих, которым в результате сокращения численности армии и отсутствия средств для приобретения жилья пришлось поехать на местожительство в сельскую местность, а также русскоязычного населения бывших союзных республик, которым пришлось переехать в Россию из-за притеснений и нарушения их прав.

6. Усиление региональных противоречий. Уровень жизни населения в регионах-донорах резко отличается от уровня жизни населения дотационных регионов. Так, по оценкам социологов, эта разница в среднем составляет 1:10. Различия имеются даже по уровню средней зарплаты. Если средняя зарплата по стране на 1.06.06 составляла 10300 руб. в месяц, то, например, у жителей Кировской области она не превышала 7463 руб. 2

К числу регионов доноров сегодня можно отнести такие регионы, как Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область, Пермская область, Коми Республика, Северная Осетия, Ямало-Ненецкий автономный округ, Самарская область, Республика Татарстан, г. Москва и г. Санкт-Петербург.

Таким образом, в социальной структуре российского общества за последние 10–15 лет нарастают негативные тенденции, преобладая над позитивными. Отсюда важнейшей задачей социальной политики государства является преодоление негативных тенденций и разрешение основного противоречия социальной сферы – между постоянно растущими потребностями людей и возможностями их удовлетворения.

Однако разрешение противоречий и негативных тенденций социальной сферы сопровождается определёнными трудностями как объективного, так и субъективного характера.

Каковы же трудности реализации социальных программ?

1. Финансирование социальных программ, как и финансирование социальной сферы, по-прежнему осуществляется по остаточному принципу (так, даже президентская программа «Дети России» финансируется лишь наполовину).

2. Неразработанность (или отсутствие совсем) государственных социальных стандартов применительно к новым условиям рыночной экономики (вряд ли можно согласиться, что детское пособие в 70 рублей в месяц является научно обоснованным социальным стандартом, тем более что даже такое низкое пособие получают не все семьи с детьми, а лишь 54% семей).

3. Низкий научный уровень проработки социальных служб. Социальные службы постсоветской России существуют сравнительно недавно (лишь 10–15 лет), и хотя они успели накопить определённый опыт и имеют некоторые успехи в социальной сфере, но им явно пока не хватает научной обоснованности многих социальных программ, умения грамотно претворять в жизнь рекомендации учёных. Одновременно и научные разработки пока ещё слабы и явно отстают от жизни, тем более что сама социология социальной сферы в нашей стране делает лишь первые шаги.

4. Слабая законодательная база социальной политики. Так, до сих пор в нашей стране нет Социального кодекса, который был бы способен создать единую законодательную базу для социальной сферы. Существующее ныне социальное законодательство весьма противоречиво, разрозненно и далеко не всегда отвечает требованиям современного этапа развития российского общества. Принятые в разное время, по линии разных министерств и ведомств, часто изменяющиеся, порой не соответствующие нормам международного права, эти нормативно- правовые акты скорее вредят регулированию процессов социальной политики, нежели приносят пользу. Все это создает неразбериху, вызывает недоверие граждан к социальной политике государства и вынуждает население всё чаще обращаться в суд или устраивать протестные акции.

5. Недостаточно хорошая и серьёзная подготовка кадров (особенно высшей квалификации) для управления социальной сферой. Хотя в начале 90-х гг. XX в. были приняты правильные и своевременные решения по подготовке социальных работников, но, к сожалению, квалифицированных кадров высшего звена (регионального и федерального уровня) оказалось явно недостаточно. В лучшем случае это были специалисты лишь в какой-то одной отрасли социальной сферы (образовании, медицине, культуре, страховом деле). А для управления социальными процессами требовались специалисты широкого профиля, одинаково хорошо знающие социальное законодательство, управление и менеджмент, владеющие новыми информационными технологиями, умеющие самостоятельно анализировать, систематизировать, направлять и прогнозировать социальные процессы не только на уровне региона, но и страны в целом. Не случайно принятие «знаменитого» федерального закона № 122 о монетизации льгот, приведшего к массовым акциям протеста ветеранов и льготников в начале 2005 г., во многом было связано с некомпетентностью министра здравоохранения и социального развития РФ М. Зурабова.

6. Социальное иждивенчество, которое до сих пор преобладает среди населения (особенно старшего поколения). Люди всё ещё предпочитают надеяться на государство в защите своих социальных прав и пока не научились в полной мере бороться за себя самостоятельно и зарабатывать себе на жизнь.

7. Отсутствие социальной солидарности и индивидуализм.

Социальная политика как главный инструмент преобразований социальной сферы призвана реализовать социальные права человека и способствовать созданию благоприятной окружающей среды для раскрытия творческого потенциала каждой отдельной личности и общества в целом.

Лекция № 2. Содержание социальной политики

План

1. Понятие, цели и содержание социальной политики.

2. Принципы и приоритеты социальной политики.

3. Функции социальной политики.

Современная социальная политика России стала складываться с 1992 г. Это связано с тем, что рыночные реформы и «шоковая терапия», приведшие к резкому взлету цен, резко ухудшили социальное положение россиян. Отсюда возникла необходимость смягчить негативные последствия реформ. Постепенно стала складываться структура органов социальной защиты, призванная оказывать социальную поддержку населению.

Вместе с тем создание новой системы социальной защиты привело в литературе к путанице понятий «социальное обслуживание»; «социальная защита»; «социальная политика».

Эти понятия нередко отождествлялись или получали не совсем верную трактовку, поэтому важно разобраться с содержанием каждого из понятий.

Наиболее узким является понятие «социальное обслуживание». Содержание этого понятия раскрывается ст. 1. ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» 1 . Она гласит: «Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации». Под трудной жизненной ситуацией обычно понимаются случаи: 1) болезнь; 2) старость; 3) инвалидность; 4) безработица; 5) потеря кормильца; 6) стихийное бедствие; 7) потеря жилья.

Понятие «социальная защита» впервые появилось за рубежом и получило официальное закрепление сначала в законе о социальной защите, принятом в рамках политики нового курса Ф. Д. Рузвельта в 1935 г., а позднее, в 40-х гг., в документах Международной организации труда. По определению МОТ, социальная защита – это «защита, которую общество обеспечивает своим членам посредством набора общественных мер от экономических и социальных бедствий, которые обусловлены прекращением или существенным снижением заработков в результате болезни, родов, производственных несчастных случаев, безработицы, старости и смерти; обеспечение медицинской помощи; обеспечение субсидий семьям с детьми» 2 . Таким образом, понятие «социальная защита» – это более широкое понятие, оно включает в себя не только социальное обслуживание, но и систему социального обеспечения. Для России это понятие достаточно новое, оно появилось с началом перехода России от плановой экономики к рыночным отношениям, а потому в нашей стране пока ещё не сложилось общепринятого понятия социальной защиты в том смысле, как оно используется в странах с развитой рыночной экономикой.

Учитывая все сложности и особенности использования данного понятия в нашей стране, мы будем руководствоваться определением понятия «социальная защита», данным в работе В. В. Антропова 3: «Под системой социальной защиты следует понимать совокупность институтов и мероприятий, направленных на защиту индивидов и социальных групп от социальных рисков, которые могут привести к полной или частичной потере экономической самостоятельности и социального благополучия». В этом случае под социальными рисками понимаются риски, возникающие по причинам общественного характера и мало зависящие от воли отдельного человека.

Понятие «социальная политика» по своему объёму ещё шире, чем социальная защита. Социальная политика – это комплекс мер, осуществляемых государственными и негосударственными организациями и направленных на защиту и соблюдение экономических, социальных и правовых интересов населения.

Цель социальной политики – удовлетворение постоянно растущих потребностей граждан и создание достойных условий жизни.

Исходя из данной цели, содержанием социальной политики являются направления социальной политики (в соответствии с отраслями социальной сферы), в которых реализуется всё богатство жизненных потребностей населения:

1. Демографическая политика (т. е. регулирование численности населения через стимулирование рождаемости, сокращение смертности, в том числе и детской; эффективное управление миграционными потоками и т. д.).

2. Продовольственная политика (политика, направленная на создание условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей различных групп населения в рациональном, здоровом питании в соответствии с требованиями медицинской науки и с учетом традиций, привычек и экономического положения).

3. Политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда, занятость населения, разрешение трудовых споров и конфликтов, социальное партнёрство).

4. Политика регулирования доходов населения (улучшение жизненного уровня, благосостояния населения).

5. Социально-экологическая политика (охрана окружающей среды, соответствие её санитарно-эпидемиологическим нормам).

6. Развитие социально-культурной сферы (образования, здравоохранения, культуры, спорта, туризма).

7. Развитие социальной инфраструктуры (жилищная политика, торговое и бытовое обслуживание населения, развитие транспорта и связи).

8. Социальная защита населения (защита социальных групп и отдельных индивидов от социальных рисков, которые могут привести к потере экономической самостоятельности и ухудшению социального благополучия; защита малоимущих слоёв населения и отдельных категорий граждан, уязвимых в социальном плане: дети, молодежь, инвалиды, пенсионеры и т. д.).

Проводя социальную политику, важно держать в поле зрения все её направления, не оставляя без внимания ни одного из них. Вряд ли можно признать сильной и правильной такую социальную политику, в рамках которой отдаётся предпочтение развитию образования, культуры в ущерб решению проблем занятости населения или пенсионного обеспечения.

Сущность социальной политики выявляется через взаимоотношения элементов социальной структуры – социальных слоёв, классов и групп. Они могут быть активными или пассивными, осознавать или не осознавать свои интересы, быть организованными или быть политически не организованными, но в любом случае устойчивость таких социальных групп будет зависеть от комплекса общественных условий их существования и развития, от того, насколько полно и грамотно удовлетворяются их жизненные потребности.

Социальная политика как целенаправленная и сознательная деятельность по управлению социальной сферой строится на определённых принципах:

1. Принцип гуманизма. Поскольку главной ценностью любого общества является человек, то его благополучие, удовлетворение его жизненных потребностей находится в центре социальной политики любого государства. В нашей стране этот принцип нашёл конституционное закрепление 1 .

2. Принцип равных возможностей. Современная Россия нацелена на строительство правового государства, что закреплено в ст. 1 Конституции РФ 2 . В правовом государстве гарантируется «равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств» 3 . Отсюда и в социальной политике этот принцип должен выполняться неукоснительно и обеспечивать всем гражданам равные возможности для получения социальных благ, предусмотренных законодательством.

3. Принцип законности и соответствия государственным стандартам. Он предусматривает предоставление гражданам в соответствии с законом гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке и рациональному трудоустройству. Их объём, виды и качество должны обеспечить необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни. Этот принцип предусматривает сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики.

4. Принцип адресности и доступности. В отличие от советской модели социальной политики, где социальные блага получали все граждане через общественные фонды потребления, в рыночных условиях государство оказывает социальную поддержку адресно , т. е. не всем гражданам, а преимущественно тем категориям и группам, которые в ней больше нуждаются: малоимущие, инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей и т. д., т. е. наиболее социально уязвимым категориям. При этом государство исходит из того, что эта социальная помощь должна быть доступна. Гражданин не должен неделями и месяцами обивать пороги кабинетов чиновников, чтобы получить пособие или компенсацию, которые ему причитаются по закону.

5. Принцип индивидуальной социальной ответственности. Он требует от личности, семьи, группы приложения максимальных усилий для самопомощи и самообеспечения, содействия и помощи самому себе в социальной реабилитации и адаптации. Многолетнее существование государственного патернализма и государственной опеки привело к тому, что многие люди пассивно ожидают поддержки от государства, не задумываясь о своём вкладе в организацию собственной судьбы.

6. Принцип социального партнёрства. Это система взаимоотношений между работниками, работодателями и органами государственной власти, направленная на обеспечение и сбалансирование противоречивых интересов различных социальных слоёв, групп, государства с целью разрешения социальных конфликтов и обеспечения поддержания социального развития.

В документах МОТ 4 были выработаны общие принципы социального партнерства, а затем получили дальнейшее развитие в Трудовом Кодексе РФ 5 . К числу важнейших из них относятся:

    равноправие сторон на переговорах и при принятии решений;

    обязательность выполнения договорённостей и соглашений;

    равная ответственность сторон за выполнение принятых обязательств;

    принцип трипартизма (т. е. участие в переговорах трёх сторон: государственной власти, работников и работодателей).

7. Принцип субсидарности (поддержки). Он предусматривает оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с государственными органами при финансировании мероприятий в области социальной политики. Реализация принципа субсидарности позволяет не только более эффективно использовать существующие материальные ресурсы, но и более гибко реагировать на вновь возникающие социальные запросы граждан и привлекать их самих к решению социальных проблем.

В процессе реализации социальной политики важно правильно выстраивать ее приоритеты . Они различаются в зависимости от конкретных этапов и условий развития, региональных и корпоративных аспектов и особенностей. Если же говорить о приоритетах применительно к тем или иным социальным группам, то они были направлены прежде всего на наиболее уязвимые и социально менее защищенные группы.

К таким приоритетным группам относятся:

    несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации 6 (в случае потери кормильца, потери или угрозы потери жилья, нарушение права на получение бесплатного общего образования);

    граждане, находящиеся в ситуации, угрожающей их здоровью и жизни (например, инвалиды, беженцы, чернобыльцы) 7 ;

    граждане, рискующие своей жизнью и здоровьем при защите Отечества или защищавшие независимость Родины 2 ;

    семьи с низким доходом и многодетные семьи, неполные семьи;

    граждане (взрослые и дети), имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы и склонные к суициду.

Социальная политика выполняет ряд важнейших функций (главных задач). От полноты и качества выполнения этих функций зависит степень социальной защищённости населения в целом и каждой группы в отдельности. Каковы же основные функции социальной политики ?

1. Обеспечение социальной устойчивости и стабильности общества. Социальная политика должна осуществляться таким образом, чтобы не допускать крупных социальных взрывов, уметь вовремя разрешать назревшие противоречия между социальными группами, находить эффективные способы и средства разрешения социальных конфликтов. В связи с этим важно уметь избегать открытых проявлений антагонизмов, включая войны между странами и гражданские войны.

2. Обеспечение политической устойчивости власти. Социальная политика должна быть настолько эффективной, чтобы обеспечивать распределение и участие социальных групп в политических решениях, чтобы удерживать влияние во власти господствующей политической элиты. В противном случае меняется классовый тип власти и становятся неизбежными революционные преобразования.

3. Обеспечение социальной справедливости. Социальная политика призвана обеспечить такое распределение собственности, которое бы признавалось большинством справедливым и не требующим борьбы за передел.

4. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.

5. Обеспечение достаточного уровня социальной защищённости как населения в целом, так и каждой из социальных групп, максимальное сохранение физического, интеллектуального, духовно-этического потенциала страны.

Таким образом, поле социальной политики имеет протяженность от политики, направленной на обеспечение выживания и поддержание жизнедеятельности слабейших членов общества – инвалидов, престарелых, беженцев и т. д., – до обеспечения функционирования и развития общества в целом.

Лекция № 3. Социальная политика современных государств

План

1. Социальное государство: понятия и критерии.

2. Модели социальной политики современных государств.

3. Особенности социальной политики современной России.

Любое государство обязано заботиться о благополучии своих граждан, в этом состоит смысл социальной функции любого государства. Но не любое государство является социальным.

Под социальным государством понимается государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищённости, соучастия в управлении производством.

Впервые понятие «социальное государство» было введено в начале XIX в. английским философом и юристом Иеремия Бентамом, основоположником направления утилитаризма. Он понимал под социальным государством государство, которое заботится о благе народа. Эта идея была взята на вооружение и марксизмом. И хотя К. Маркс редко употребляет понятие социального государства, идея о том, что государство будущего должно ставить цель – «развитие каждого есть условие развития всех» – занимает центральное место в его работах.

В России идею социального государства успешно развивал профессор Московского университета П. И. Новгородцев. Он считал, что свобода возможна только при наличии материальных условий существования, а потому право на достойное человеческое существование должно быть гарантировано государством.

Впервые некоторые идеи социального государства попытался воплотить в жизнь канцлер Германии О. Бисмарк, который в 80-х гг. XIX в. издал ряд законов о социальном страховании, направленных на выдачу пособий по утере трудоспособности, болезни и старости. В результате положение немецких рабочих несколько улучшилось, но считать Германию конца XIX в. социальным государством было бы преждевременно. Но заслуга Бисмарка состоит в том, что он впервые попытался идеи социального государства осуществить на практике.

Наиболее полно идеи социального государства были воплощены в жизнь в СССР, где к середине 30-х гг. были заложены основы социального государства. Это нашло отражение в следующих результатах:

1. Отсутствие безработицы, т. е. право на труд не только провозглашалось, но и гарантировалось государством.

2. Ликвидация социального неравенства между богатыми и бедными, которое существовало в царской России.

3. Создание государственной системы социального обеспечения (пособия по беременности и родам; оплачиваемые больничные листы по временной нетрудоспособности; пенсии; пособия инвалидам и т. д.).

4. Введение бесплатного 7-летнего образования.

5. Бесплатная медицинская помощь.

6. Бесплатное получение жилья и доступная плата коммунальных услуг 3 .

7. Организация системы дошкольного воспитания (открытие детских садов и яслей).

8. Рабочий контроль на производстве, рабочее самоуправление.

Эти преобразования, осуществляемые в СССР, оказались привлекательными и для рабочих Запада, которые стремились сделать, как в России. Под давлением профсоюзов и массовых выступлений рабочего класса правящие круги Запада были вынуждены также осуществлять социальные реформы. Но темпы социальных преобразований в разных странах были различны. Особенно активно эти преобразования начались после Второй мировой войны. Этому способствовали два главных фактора:

    начавшиеся в Западной Европе процессы интеграции.

Не случайно, что в Конституции ФРГ, принятой в 1949 г., не только закрепляется термин «социальное государство», но и подчеркивается, что его создание является целью социальной политики страны.

С созданием Совета Европы процессы европейской интеграции активизировались, и европейские государства пришли к выводу, что необходим единый документ, в котором бы закреплялись обязательства государств по обеспечению своему населению улучшения уровня жизни и социального благополучия и были сформулированы основные социальные права граждан 4 .

В итоге 18.10.1961 г. в Турине (Италия) была подписана Европейская социальная хартия, которая была открыта для подписания всеми европейскими государствами. Принципы социального государства были зафиксированы позднее в Европейском кодексе социального обеспечения (1968 г.); Хартии основных социальных прав трудящихся, Зелёной (1992 г.) и Белой (1994 г.) книгах о европейской социальной политике. В 1996 г. была обновлена и дополнена Европейская социальная хартия (новая редакция). В этих документах были сформулированы основные принципы социального государства, а также зафиксирован набор социальных прав в условиях социального государства. Опираясь на эти документы, можно сформулировать главные признаки социального государства:опейской со 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 Белой (1994 г.) оциальных прав трудящихся, Зелёной (1992 г.) я (1968 г.);анчению своему населению улучшения уровня жизни и соц

1. Социальное государство обеспечивает каждому гражданину достойный уровень жизни (т. е. уровень жизни гражданина в социальном государстве не может быть ниже прожиточного минимума).

2. Социальное государство заботится о предоставлении каждому человеку работы (т. е. в социальном государстве уровень безработицы не должен превышать 1,5%).

3. Социальное государство сглаживает имущественное неравенство (т. е. осуществляет перераспределение доходов от богатых к бедным, а соотношение 10% богатых к 10% бедных не может превышать пропорцию 1:7).

4. Социальное государство выравнивает возможности граждан независимо от физической силы, здоровья, возраста, места жительства.

5. Социальное государство помогает бедным и обездоленным, т. е. функционирует эффективная система социальной защиты населения.

6. Социальное государство заботится о мире и благоприятной среде обитания.

Таким образом, социальное государство обеспечивает социальную безопасность, материальные условия свободного и достойного существования каждого человека.

Вместе с тем социальное государство нельзя отождествлять и смешивать с правовым государством (см. таблицу).