Социальное образование – институт социализации. Эволюция социального образования в последние годы

Разнообразие форм, в которых происходит учебная деятельность обусловлено дифференциацией целей и задач образования в направлении более активного участия самого субъекта.

Люди осваивают и превращают в свое достояние имеющийся в обществе социально-культурный опыт не только в стенах образовательных учреждений. Многие формы обучения и учебы практиковались и на ранних стадиях человеческой истории, когда не существовало ни специализированных учреждений, ни специально подготовленных и работающих за особую оплату учителей. Знания, умения и навыки человек приобретает разными путями. Немаловажное значение при этом имеет опыт участия в различных видах деятельности и в ходе межличностных контактов, наложивший свой отпечаток на понимание жизненных проблем и на выбор способов их разрешения. Этот опыт может быть позитивным или негативным, однако, результаты такого "учения у жизни" являются, в определенном смысле, одним из не учтенных формализованным образом показателей образования.

Прояснению вопроса об образовании взрослых как социальном институте во многом способствует принятая в теории классификация способов освоения человеком социально-культурного опыта. Речь идет о формальном, неформальном и информальном образовании как специфических институциальных и неинституциальных формах приобретения знаний и умений.

Какие-либо общепринятые определения, характеризующие особенности формального, неформального и информального образования и различия между ними, пока не выработаны. В порядке обсуждения могут быть предложены некоторые соображения об основном критерии их разграничения. Но поскольку речь идет о взрослом человеке, учеба которого так или иначе сопряжена с его жизненно важными интересами, в качестве такого критерия мы предлагаем считать возможные позитивные изменения в социальном статусе субъекта после завершения определенного периода, курса или программы.

Формальное образование представляет собой долгосрочную программу или кратковременный курс, по завершении которых у выпускника, успешно сдавшего итоговые экзамены, возникает совокупность законодательно установленных прав. В частности, право заниматься оплачиваемой трудовой деятельностью по профилю пройденного курса обучения, право занимать более высокую должность в служебной иерархии, право поступать в учебные заведения более высокого ранга. Основанием для предоставления названных прав служит диплом или иной сертификат единого, как правило, общегосударственного или международного образца. Отсюда необходимая стандартизация учебных программ и нострификация, обеспечивающая взаимозаменяемость работников одного и того же профиля и уровня квалификации.

Основной признак неформального образования – отсутствие единых, в той или иной мере стандартизированных требований к результатам учебной деятельности. При этом могут наличествовать все другие признаки обучения – целесообразность, процедура зачисления, лекционно-семинарские занятия, система оценивания успешности, сертификат об окончании с указанием содержания пройденного курса. Однако последний обычно не дает права заниматься трудовой деятельностью на профессиональных началах или поступать в учебные заведения, где требуется документальное подтверждение уровня академической квалификации.

Неформальное образование взрослых обычно сориентировано на пополнение знаний и умений в области любительских занятий и увлечений в какой-то области науки или искусства, со стремлением расширить культурный кругозор или приобрести знания и умения, необходимые в быту, в сфере межличностных отношений, для компетентного участия в различных видах социальной деятельности.

Благодаря развитой сети неформального образования, обеспечивается свобода познавательной активности человека, расширение спектра его увлечений, обогащение духовного мира в целом. Через учреждения неформального образования также приобретаются знания и умения, необходимые в сфере труда, но не относящиеся непосредственно к технологическому содержанию профессиональной деятельности. Их совокупность иногда принято называть социально-экономическим образованием, поскольку имеется в виду экономическая, юридическая, политическая и иная учеба, расширяющая возможности участия человека в общественной жизни.

Термин "информальное образование" пока не имеет широкого хождения, он употребляется преимущественно теоретиками в области общих проблем образования и мало знаком широкому кругу практических работников. Однако реалия, которую он отражает, хорошо известна всем – это обучение и учение в процессе повседневной жизнедеятельности. Информальное образование – это освоение социально-культурного опыта, происходящее вне рамок педагогически организованного процесса и лишенное его основных атрибутов. Префикс "ин-" в слове, его обозначающем, употреблен в значении "без-". Это позволяет трактовать термин как образование без процедурных формальностей или неоформленное образование. По существу и содержанию это тот же процесс приобретения знаний и умений, углубления миропонимания и обогащения личностного потенциала, который мы видим в формальном и неформальном образовани. Отличие заключается в том, что он протекает вне стен учреждений, входящих в систему образования, а именно в социальных институтах, выполняющих иные функции в общественном разделении труда – в семье, сфере труда, в разного рода формальных и неформальных группах и объединениях.

Информальное образование – многоплановый процесс, структура которого в общем и целом совпадает со структурой жизнедеятельности взрослого человека. Определенные элементы учения и научения присутствуют практически во всех формах социальной активности.

Виды информального образования пока не систематизированы. К числу основных могут быть отнесены:

Учение по методу проб и ошибок;

Стихийное самообразование в виде самостоятельного поиска ответов на волнующие вопросы или способов разрешения практически значимых проблем;

Взаимообучение в ходе совместного выполнения тех или иных задач;

Приобретение новых знаний посредством современных информационных технологий (Интернет, интранет, базы данных и т.д.) и через средства массовой информации;

Обогащение духовного мира через чтение и посещение учреждений культуры;

Эстетическое развитие в процессе любительской художественной деятельности;

Выполнение той или иной работы под руководством компетентного специалиста.

Информальное образование именуется таковым еще и потому, что его результаты никак не оформляются документально и обычно не получают официального признания со стороны других институтов общества. В сущности, не столь важно, каким путем человек приобрел знания и умения, необходимые для эффективной деятельности, важно, чтобы они у него были. В этой связи в ряде стран обсуждается вопрос о сертификации результатов информального образования, т.е. о признании обществом реальной, а не только документально удостоверенной академической и профессиональной квалификации.

Информальное образование – это реалия неинституциального характера. Оно существовало всегда и будет существовать в дальнейшем. Никакая система образования, даже самая совершенная, не в состоянии обучить человека всему тому, что может понадобиться при разрешении проблем, возникающих в практической жизни. Народная мудрость "век живи, век учись", вероятно, имеет в виду именно этот вид пожизненной учебной деятельности.

В то же время вполне очевидна и ограниченность возможностей информального образования: оно бессистемно, подвержено случайностям и базируется на жизненном опыте человека, который неизбежно ограничен рамками эмпирически воспринимаемой окружающей действительности. Поэтому оно не может сформировать в той или иной мере целостную картину мира, обеспечить освоение глубоких и систематизированных знаний. Это по силам лишь профессионально построенной образовательной практике.

Эволюция социального образования в последние годы

Глава 1. Понятие социального образования

Как в нашей стране, так и за рубежом система высшего образования складывалась традиционно, включая в себя вначале богословское и гуманитарное, затем естественнонаучное и инженерно-техническое образование. В последние десятилетия из этой системы выделились - экономическое, информационное и уже на наших глазах социальное образование. Безусловно, становление, оформление новых отраслей знания, образования нельзя понимать прямолинейно: это следствие сложных процессов взаимодействия? дифференциации, интеграции, ассимиляции в области науки, образования, религии, культуры, всей духовной сферы человеческого общества.

То есть социальное образование интегрирует в себе совокупность знаний в области философии, психологии, социологии, педагогики, истории, биологии, физики, математики, экономической теории т. д. Столь широкий сегмент определяется содержанием социального образования, которое, по мысли В. И. Жукова, ? «социальный феномен, обусловленный потребностями становления и развития конкретной личности и общества в целом». То есть социальное образование, система социальных знаний «отвечает» за все проблемы, существующие в человеческом обществе и касающиеся самого человека. При этом социальное образование не охватывает все сферы жизнедеятельности, а имеет узкое направление.

Социальное образование определяется «как система подготовки кадров для нужд «третьего сектора» (С.И.Григорьев); часть общего и любого вида профессионального образования (Е.И.Холостова); подготовка специалистов для учреждений социальной сферы, обучение социальным наукам, привитие навыков воспитания (И.М.Лаврененко). Вместе с тем ученые подчеркивают, что социальное образование направляется на формирование личности, способной к самореализации в социальной сфере, к осуществлению всех компонентов интегративного образовательного процесса, к выполнению функций и профессиональных ролей специалиста социальной сферы (В.И.Жуков)». Отмечается также, что социальное образование предполагает обучение специалистов социальной сферы основным правилам жизнедеятельности человека в обществе, освоение социальной культуры, формирование социального мышления и действия, культуры социальных чувств и культуры социальной организации. Подчеркивается роль социального образования для развития творческой инициативы, самостоятельности, конкурентоспособности, мобильности будущих специалистов социальной сфере, адекватных представлений о процессах, происходящих в современном мире, специфике интересов и поведения разных социальных групп.

Учеными выделяется социальная функция социального образования, которая заключается в социализации личности в процессе профессиональной деятельности, а также культурная функция, направленная на развитие способностей будущего специалиста социальной сферы и преобразование социальной действительности. К стратегиям социального образования относят:

с универсализацию;

с свободу выбора;

с инновационное изменение среды и региональной инфраструктуры;

с участие в становлении гражданского общества.

«Цель социального образования выражается в подготовке специалистов, готовых к разработке и апробации технологий социальной интеграции личности в общество, социальной экспертизы проектов в социальной сфере, социального менеджмента учреждений и организаций. Выделяются основные задачи социального образования: профилактика социальных проблем; разработка и внедрение инновационных технологий личностной реализации; реализация социальных технологий в социальных учреждениях и др. В числе главных задач социального образования выделяют установление «баланса» потребностей человека и общества, что достигается выдвижением приоритетных ценностей в виде соблюдения интересов человека».

В ходе специальных исследований феномена социального образования и его значимости для решения задач повышения профессионализма специалистов по социальной работе выделяют виды и уровни социального образования:

Неформальное социальное образование представляет собой совокупность разрозненных практических сведений о мире, полученных вне рамок формального образовательного процесса в течение всей своей жизни;

Формальное социальное образование связано с целенаправленной образовательной деятельностью, организуемой в системе профессионального образования и во многом определяет уровень социализации человека, его готовность к самостоятельному функционированию в профессиональной деятельности.

Анализ системы образования в Волгоградской области

Как не прискорбно, но в современном мире немалая доля людей не достигают возможного уровня развития, и от этого очень много утрачивают сам человек, иные люди, государство, общество...

Изучение социальных процессов в учебном коллективе

Образование является объектом и предметом изучения ряда наук: педагогики, психологии, философии, истории, экономики, социологии. Каждая из них исследует ту грань, которая специфична для каждой из них...

Образование как объект социологического исследования

Разумеется, социология образования не может обойти своим вниманием и технологические вопросы. Будущие инженеры, экономисты, управленцы, политики XXI века сейчас; находятся в школьных классах и студенческих аудиториях...

Образование как социальный институт

Особую роль в становлении и развитии интеллигенции, в формировании интеллигентности как особого социального качества личности, качества, которое характеризуется специфической интеллектуальной деятельностью, рефлексивностью и духовностью...

Проблема устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Приемная семья - одна из форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья - это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...

Социальное образование структурно состоит из трех основных уровней подготовки, первый из которых -- подготовительно-ориентировочный, второй -- реализация и контроль, третий -- саморазвитие...

Современное социальное образование, его социальные функции и проблемы

Переживая период трансформации, обновления, адаптации к новой социальной практике, формирующейся социальной культуре, социальное образование оставалось не вполне эффективным...

Социальная работа в системе социального образования

Главной организационной основой модернизации образования вообще и социального образования в частности являются новые государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования...

Социальный контроль в организации

Суть любого управления - достижение предприятием целей при наиболее оптимальном использовании ресурсов. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие...

Социология как наука о явлениях и процессах в обществе

Эволюция социального образования в последние годы

В зарубежной системе социального образования (Франция, Швейцария, Австрия и др.) в качестве перспективного направления профессиональной деятельности специалиста по социальной работе выделена социально-культурная деятельность...

Элитное образование в России и США

Термин "элитное образование" используется в литературе неоднозначно, порой в разных смыслах. Прежде всего, элитным называют образование высокого качества (в англоязычной литературе - high quality education). Под ним понимают также образование...

Понятие «социальное образование». Феномен социального образования. Функции социального образования. Соотношение понятий «образование», «воспитание», «обучение». Генезис понятия «социальное образование». Основные теоретические подходы к социальному образованию. История социального образования в России. Международные и российские нормативно-правовые документы в области образования. Защита прав детей в сфере образования. Инклюзивное образование. Защита прав инвалидов на образование. Закон РФ «Об образовании» (2013 год). Место бакалавра социальной работы в образовательных учреждениях. Проблемы современного образования и социального образования.

Ответ:

Под социальным образованием стали понимать: подготовку и переподготовку специалистов в области социальных наук; обучение специалистов различного профиля социальным наукам, их социальное воспитание; · подготовку и переподготовку специалистов для учреждений социальной сферы и управления;

· социальное просвещение, воспитание широких масс населения, формирование у них умения взаимодействовать в социуме в рамках определенного социально-исторического пространства - времени;

· формирование, воспроизводство определенного менталитета, систем социокультурных принципов, смысложизненных ориентации, социальных идеалов, составляющих фундамент социальной культуры, общественного интеллекта, образа жизни народа того или иного государства, нации, человеческой общности.

Совершенствование содержания социального образования является дифференциация общего социального образования в зависимости от сферы деятельности, где предстоит работать специалисту (образование, медицина, управление, журналистика, энергетика, промышленность, сельское хозяйство, финансы).

Во-первых, потребности практики, проблематика, которая является предметом забот современного общества Во-вторых, на них оказывают влияние предпочтения, симпатии преподавательского корпуса, их подготовленность, научные интересы. В-третьих, на выбор моделей подготовки социальных работников, на формирование программ их обучения, повышения квалификации влияет развитие теорий социальной работы.



При этом требуется массовое просвещение к достоверному информированию людей о реальных масштабах социальных проблем и путях их решения в каждом поселении, районе, области, крае. Информирование населения о работе системы учреждений управления и социальной защиты каждого района, поселения, области, края, республики. Подготовка людей к социальной самозащите, обучение основам сохранения, безопасности жизни.

Совершенствование содержания социального образования в современной России связано с фундаментальными основами бытия человека и общества, типами их жизнедеятельности, социальной культуры. Это в главном связано с развитием представлений о смысле жизни и справедливости, о социальных идеалах.

Организация подготовки и переподготовки кадров различной квалификации имеет в нашей стране давние и прочные традиции. Цель социальной работы состоит в оказании помощи нуждающимся в ней членам общества, в стимулировании их к преодолению собственными усилиями возникающих у них личностных, семейных, групповых, производственных. Основные функции социального работника состоят в том, чтобы определить (диагностировать) эти проблемы, оказать помощь, поддержку, а затем осуществить коррекцию его поведения и социальную реабилитацию. подготовка специалистов в таком многостороннем, сложном по содержанию и формам реализации виде деятельности не может сразу сложиться и начать функционировать как целостная система, тем более в тех условиях социально-экономических преобразований, в которых сейчас находится Россия. Наиболее полной является модель, предложенная профессором И. А. Зимней.

1.Подготовка специалиста в области социальной работы осуществляется по уровням, последовательно решаются задачи введения студента в обучение, обеспечения программ самообучения и саморазвития.

2.Подготовка специалиста может рассматриваться как сложная многоаспектная деятельность, совокупным субъектом реализации которой выступает учебно-методически-административный состав учебного заведения совместно с кафедрами, преподавателями, самими студентами.

3.В области социальной работы как любая сложная развернутая во времени деятельность имеет несколько уровней, этапов. 1 уровень - ориентировочно-исследовательский есть по сути знакомство с субъектами, средствами, способами и условиями будущей профессиональной деятельности, прогнозирование ее осуществления. 2 уровень - исполнение самой деятельности в форме обучения, что предполагает определение подходов, организацию учебного процесса и его обеспечение. 3 уровень - саморазвитие, самосовершенствование специалиста.

4.Подготовка специалиста по социальной работе требует от него принятия определенных этических норм (профессиональных кодексов) и следование им, формирование определенных личностных (индивидуально-психологических) качеств, таких, например, как гуманистическая направленность, эмпатичность, альтруистическая доминанта и др.

5. Предметом подготовки по специальности «социальная работа» является практическое умение оказать эффективную квалифицированную помощь клиенту в решении его личностных проблем, трудностей (с детьми, родителями, сотрудниками, самим собой), таких, как, например, неадекватность уровня притязаний, самооценки, дезадаптация, наркотическая или алкогольная зависимость, импотенция, старость, потеря смысла жизни, инвалидность.

Положения определяют содержательную основу подготовки социальных работников, процесс которой представлен отдельными блоками, что отражает формально-организационную сторону процесса подготовки.

Рассмотрим подробнее каждый из блоков трех основных уровней подготовки, первый из которых - подготовительно-ориентировочный, второй - реализация и контроль, третий - саморазвитие.

I блок 1 уровня подготовки предполагает на основе ознакомления с отечественным и зарубежным опытом приобретение профессиональной ориентировки в содержании, целях, специфике социальной работы как профессиональной деятельности. Реальным субъектом такой деятельности являются научно-исследовательские и методические объединения, кафедры вуза.

II блок подготовки предполагает изучение, анализ и систематизацию нормативных документов. Он связан с освоением обобщенной ориентировки в нормативно-правовойбазе: а) самой социальной работы, б) процесса подготовки к ней в вузе. Субъектами блока являются: юридическая служба вуза, учебно-методические объединения.

III блок подготовки реализуется на основе актуальной оценки и прогностического анализа социальной ситуации. Определение характера (качество, направление, количество социальных работников) социального заказа, определение квалификационных требований и уровня профессионализма социального работника составляет его содержание, которое выступает также в качестве образца - результата деятельности в процессе подготовки. Субъектом является организационно-административная и психологическая службы вуза, его научно-исследовательские подразделения и кафедры.

IV блок - разработка новой парадигмы содержания и формы учебно-методического обеспечения на основе личностно-деятельностного подхода и гуманистической психологии. Субъекты - учебно-методические объединения, исследовательские группы.

V блок подготовки включает профессиональный отбор преподавателей и студентов на основе соответствия квалификационным требованиям по личностным, коммуникативным и интерактивным характеристикам. Субъект деятельности - социально-психологическая служба вуза.

VI блок подготовки - комплектование учебных групп. Субъекты деятельности - администрация вуза, психологическая служба.

VII блок профессиональной подготовки - организация учебного процесса по четырехкомпонентной схеме (освоение знаний, практика, тренинг, исследовательская работа) при параллельном освоении каждого из компонентов, модульной организации преподавания учебных дисциплин, разграничении на основные (базисные), элективные курсы, факультативы. Субъектами являются: учебно-методические объединения, преподавательский корпус.

VIII блок профессиональной подготовки включает организацию учебного процесса как управление учебной деятельностью студента и группы. Субъекты - преподаватели и сами студенты.

IX блок подготовки - обеспечение условий и положительного подкрепления практики в социальных службах, пансионатах, интернатах и т.д., формирование и деятельность института супервизоров. Субъекты деятельности - администрации вузов, научно-методические объединения, администрации социальных учреждений, супервизоры, студенты.

X блок подготовки предполагает организацию управляемой дифференциации обучения по специализациям с учетом интересов, способностей, возможностей обучающихся, результатов их предшествующего обучения. Субъект - кафедры.

XI блок подготовки - руководство саморазвитием студентов. Субъекты этой деятельности - как преподаватели, так и сами студенты.

Подготовка социальных работников основана на принципах гуманизма, толерантности, практической направленности, представляет собой многоуровневый процесс, каждый из уровней которого (ориентировочный, исполнительный, практический) имеет свой субъект, цель, задачи, способы и средства реализации. При этом системообразующим фактором является соответствие личностных качеств студентов практике обучения, соответствующего целям, условиям работы и задачам практической деятельности будущего специалиста.

Введение

Образование как один из важнейших факторов развития социальных процессов

1 Понятие «мирового образовательного пространства»

Социальное образование как компонент мирового образовательного пространства

Заключение

Введение

Социальная работа - один из видов профессиональной деятельности, где забота о благе всех и каждого является предметом повседневной практической деятельности, вследствие чего она может и должна влиять на процессы гуманизации общественных отношений.

Идущий в настоящее время в России процесс взаимопроникновения политических, социальных и культурных достижений и проблем затрагивает и систему образования. Назрела потребность в переосмыслении философии образования и разработке иной концепции развития отечественной системы средней и высшей профессиональной школы, поиску эффективных образовательных технологий. В полной мере это относится и к социальному образованию.

Образовательное пространство трактуется как существующее в социуме «место», где субъективно задается множество отношений и связей, где осуществляются специальные деятельности различных систем (государственных, общественных и смешанных) по развитию и обучению индивида и его социализации. Понятие образовательное пространство сегодня органично вошло в систему социальных наук. Главная функция образовательного пространства - расширение возможности творческой личности, стимулирование социальной ответственности. При этом важнейшее место принадлежит международному сотрудничеству в сфере образования.

Цель работы: изучить особенности образования как фактора развития социальных процессов.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка используемых источников.

1. Образование как один из важнейших факторов развития социальных процессов

1.1 Понятие «мирового образовательного пространства»

Социальный процесс (от лат. processus - продвижение) есть последовательная смена состояний, стадий развития социальных систем, социальных явлений; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Из этого определения следует, что социальный процесс есть суть деятельности людей, в результате которой достигаются определенные цели в развитии социальных объектов, а в самих объектах происходит последовательная смена их состояний.

Образование - процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, а также из жизни и практики человека. Поэтому образование как процесс становится необходимым и важным фактором развития не только отдельных сфер (экономики, политики, культуры), а и всего общества.

В современном образовании все больше укрепляется идея о том, что стратегическая цель образовательного учреждения - подготовка интеллигентного, образованного, всесторонне развитого человека, обладающею творческим гуманистическим мышлением, чувством собственного достоинства и ответственности, умеющего совершенствовать себя, «строить» гармоничные отношения с миром, природой, другими людьми.

Развивая эту мысль, можно сказать, что стратегическое направление развития современного образования лежит в русле успешного решения основных задач социализации. В подготовке социализированной личности, способной успешно решать любые встающие перед ней задачи социализации, играет профессиональное образовательное учреждение (колледж, вуз), которые в настоящее время не ограничивается трансляцией знаний - в нем учатся отношению к делу, к людям, к себе.

При этом, стало очевидным, что эффективность современного образования и создание условий для формирования активного специалиста, готового не только к творческой образовательной деятельности, но и способного к самостоятельной осознанной и активной деятельности и преобразованию самого себя как личности зависит от организации пространства, в котором осуществляется целостный образовательный процесс.

Термин «образовательное пространство» обозначает одно из тех понятий, которые характеризуют новые тенденции в развитии отечественного образования.

Следует отметить, что термин «образовательное пространство» интерпретируется не однозначно. В ряде работ, посвященных наиболее общим тенденциям в развитии образования, используется термин «мировое» или «глобальное» образовательное пространство, широко обсуждаются и рассматриваются возможности образовательного пространства региона, района и пр.

Наиболее обобщённое определение категории «образовательное пространство» представлено в научном сообщении А.В. Шумаковой «образовательное пространство - это целостная интегративная единица социума и мирового образовательного пространства, нормативно или стихийно структурированная и имеющая свою систему координат, которые определяют возможности для саморазвития и самоизменения личности на разных этапах её становления».

Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, качественному состоянию, поэтому под современным «мировым образовательным пространством» понимают формирующийся единый организм, при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия.

В мировой системе образования XXI века выделяют следующие глобальные тенденции:

) стремление к демократической системе образования, то есть доступность образования всему населению страны и преемственность его ступеней и уровней, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям;

) обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа, независимо от национальной и расовой принадлежности);

) значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования (культурно-образовательная монополия отдельных этнических меньшинств, платные формы обучения, проявление шовинизма и расизма);

) увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способностей учащихся,

) разрастание рынка образовательных услуг;

) расширение сети высшего образования и изменение социального состава студенчества (становится более демократическим);

) в сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией;

) образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира;

) постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ;

) отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования;

) поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.

В сфере образовательного пространства, смоделированного и сконструированного с научно-педагогических позиций и гуманистических позиций, встречи человека с миром культуры и миром другого человека носят развивающий характер. Образовательное пространство становится фактором гуманизации жизни в целом и педагогического процесса в частности.

Образовательное пространство может выполнить свою социализирующую миссию только в том случае, если оно будет создано в русле определенной культурной традиции, с ориентацией на присущие этой традиции идеалы и ценности, на реализацию культуросообразного содержания образования через систему соответствующих данной культуре образовательных технологий, межличностных взаимоотношений и взаимодействий.

Таким образом, интегративным критерием качества социализирующей образовательной среды является способность этой среды обеспечить всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного личностного и профессионального саморазвития.

Социализирующая образовательная среда профессионального образовательного учреждения позволяет студентам:

выйти на высокий уровень личностного развития, соответствующий современным требованиям;

приобрести профессиональную компетентность и опыт профессиональной деятельности;

развить способности и приобрести личные качества, позволяющие успешно выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром и успешно включаться во все основные виды социально значимой деятельности.

2 Россия в мировом образовательном пространстве

образование социальный мировой пространство

Российская Федерация обладает реальным потенциалом, позволяющим ей занимать достойное место в мировом образовательном сообществе.

В Концепции модернизации российского образования впервые на государственном уровне обозначена важность развития международного сотрудничества высшей профессиональной школы и экспорта образовательных услуг. Определяющее значение здесь имеет высокое качество российского образования и широкий спектр предоставляемых образовательных услуг. В интересах России эффективное использование своего образовательного потенциала, являющегося одним из экспортных ресурсов нашей страны.

Международное сотрудничество в сфере образования и экспорта образовательных услуг, в качестве приоритетных определены направления:

вхождение России в мировое образовательное сообщество в качестве полноправного партнера;

развитие международной академической мобильности и обеспечение участия России в подготовки высококвалифицированных специалистов для зарубежных стран;

разработка и осуществление целевых инновационных программ и участие в международных проектах и программах;

взаимодействие с государствами - участниками СНГ в вопросах создания общего образовательного пространства, удовлетворение образовательных потребностей соотечественников.

В настоящее время российские университеты активно взаимодействуют в мировом образовательном пространстве с ведущими научными и образователь-ными центрами США, Европы, стран Азиатского региона, Латинской Америки: создаются совместные образовательные программы, выполняются научно-исследовательские проекты с использованием возможностей российских и зарубежных научных фондов.

С 2003 года Россия присоединилась к Болонской декларации, войдя в качестве полноправного члена в общеевропейскую систему высшего образования и получив возможность активного влияния на ее развитие. Переход на многоуровневое образование со всеми элементами, обусловленными Болонскими требованиями, должен осуществляться эволюционно с сохранением лучших традиций высшего образования России.

Долгосрочные национальные геополитические интересы России, многовековые традиции культурного взаимодействия ставят задачу сохранения функции лидера на постсоветском образовательном пространстве.

Интеграция России в мировое образовательное пространство в условиях присоединения к ВТО должна сопровождаться формированием цельной внешнеэкономической политики, охватывающей как экспорт образовательных услуг, так и их импорт, а также защищающей некоммерческий характер деятельности в сфере образования внутри России.

Экспорт образовательных услуг в разных формах (развитие образовательных связей, международных обменов, привлечение на учебу в российские вузы, создание филиалов за рубежом, дистанционное обучение, развитие гуманитарного сотрудничества, имеющего большое влияние на широкие слои населения) обеспечивает расширение сферы долговременного влияния России на зарубежье и интеграцию страны в мировое образовательное пространство, способствует сохранению и распространению влияния русского языка.

Особое значение имеет расширение экспорта образовательных услуг в страны СНГ. В настоящее время в Российской Федерации обучается 57,2 тыс. учащихся из стран СНГ (в том числе 23,9 тыс. по бюджету), что составляет 56% от общего числа иностранных учащихся.

В целях реализации Концепции государственной политики в области подготовки национальных кадров для зарубежных государств в российских образовательных учреждениях Министерством образования России осуществлен комплекс мероприятий по расширению приема зарубежных студентов в вузы и техникумы Российской Федерации, увеличению числа студентов из государств-участников СНГ в российских вузах, развитию деятельности совместных российско-национальных образовательных учреждений, содействию изучения русского языка в зарубежных учебных заведениях. В российских вузах обучается свыше 25 тысяч иностранных граждан за счет средств федерального бюджета.

В последние годы резко возросло число граждан зарубежных стран, обучающихся или повышающих квалификацию в образовательных учреждениях РФ на компенсационной основе. Вместе с тем, Россия оказывает содействие зарубежным странам в подготовке национальных кадров в рамках выполнения договоренностей, закрепленных в международных договорах, а также путем предоставления государственных стипендий.

В последние годы с государствами-участниками СНГ активно развивается направление сотрудничества, обеспечивающее получение образования на русском языке как титульным населением, так и соотечественниками. Непосредственно в странах эту задачу выполняют созданные совместно с правительствами Армении, Белоруссии, Киргизии, Таджикистана российско-национальные университеты и русская школа в Туркменистане, в которых обучаются свыше 10 тысяч граждан СНГ и соотечественников. Всего за рубежом создано свыше 70 филиалов высших учебных заведений.

Свыше 2 тысяч российских граждан: студенты, аспиранты, преподаватели и научные работники ежегодно проходят обучение в более чем 30 странах мира на основе международных договоров России, а также прямых партнерских связей российских и зарубежных учебных заведений по следующим формам: полный курс обучения, стажировка (в т.ч. языковая), научная работа, повышение квалификации.

Ежегодно проводятся курсы русского языка для студентов и преподавателей из государств СНГ, Европы и Азии. Школьникам-победителям олимпиад по русскому языку выделяются стипендии на учебу в российских вузах. Подписаны межправительственные соглашения с Германией, Италией о сотрудничестве в области изучения и преподавания русского языка, а также с Италией, Молдовой, Францией и Украиной о взаимном признании документов об образовании, внесены на согласование проекты Концепции развития дистанционного образования, Концепции развития образования взрослых в государствах-участниках СНГ.

Участие в экспорте образовательных услуг предоставляет большие возможности российским учебным заведениям для расширения их деятельности и совершенствования профессионального уровня подготовки специалистов, продвижения образовательных технологий и программ на международный рынок образования.

Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования. В качестве одного из приоритетов международного сотрудничества можно выделить подготовку и реализацию целевых программ участия в международных проектах и программах.

В настоящее время российские образовательные учреждения принимают активное участие в реализации более 70 проектов и программ. В качестве основных программ оказания содействия модернизации российской системы образования могут быть выделены следующие: программа технического содействия ТАСИС и программы межуниверситетского сотрудничества ТЕМПУС-ТАСИС (Европейская Комиссия); программы российско-британского сотрудничества в области общего среднего и профессионального образования (Британский Совет); программы российско-нидерландского сотрудничества (Бюро КРОСС); рабочая программа сотрудничества с Советом Европы.

Россия выражает большую заинтересованность в развитии Болонского процесса как движения, направленного на гармонизацию европейских образова-тельных систем и создание общеевропейского образовательного пространства.

В условиях нарастающей академической мобильности сотрудничество с европейскими партнерами становится неотъемлемой частью российской образовательной системы.

Формированию единого мирового образовательного пространства способствует развитие дистанционных форм обучения, которые позволяют решать образовательные задачи в масштабах целых континентов. Так реализуется проект единой Европейской обучающей среды. Шведский Балтийский университет, объединяющий более чем 50 университетов десяти стран балтийского региона, служит примером использования дистанционных методов.

В целях дальнейшего развития международной деятельности в области образования следует осуществить:

выработку предложений в международные договоры России по вопросам интеграции российского образования в международное образовательное сообщество, расширения международных академических обменов;

содействие российским образовательным учреждениям в вхождении в международный рынок образовательных услуг, организация выставок-ярмарок достижений российского образования;

организацию работы по распространению русского языка в зарубежных странах;

развитие сотрудничества с международными и национальными зарубежными организациями, в первую очередь, с ЮНЕСКО, Советом Европы, Комиссией Европейского Сообщества, ОЭСР.

2. Социальное образование как компонент мирового образовательного пространства

В XXI веке смена ценностных ориентиров привела к существенным изменениям межкультурных и социальных связей, поэтому наиболее острыми и глобальными стали реформы в области образования, которые затронули интересы всех слоев населения. Общество осознало необходимость изменения государственной политики в области образования. Перед высшими и средними учебными заведениями остро встал вопрос, в каких кадрах будет нуждаться общество в ближайшем будущем?

В связи со значительными реформами в политической и экономической сферах, вызвавшими необходимость развития системы государственной поддержки населения; расширением и углублением проблемного поля социальной работы, выделился новый компонент общего и профессионального образования - социальное образование, - содержание которого предполагает подготовку специалистов, способных оказать индивидам, семьям и группам услуги, способствующие созданию, поддержанию или увеличению их способности к социальному функционированию и в целях его дальнейшего совершенствования необходимо его рассматривать как открытую, мобильную, саморазвивающуюся систему совокупности многообразных образовательных систем.

Такой вид деятельности невозможен без контакта между ее исполнителями, поэтому Международная Федерация социальных работников (IFSW) ставит такие задачи:

способствовать развитию социальной работы как профессии посредством сотрудничества с учетом профессиональных ценностей, стандартов, этики, прав человека, обучения и условий работы;

активизировать участие социальных работников в формировании и реализации социальной политики государств;

расширять и углублять образовательные программы по специальности «Социальная работа»; повсеместно внедрять ее ценности и профессиональные стандарты;

способствовать сотрудничеству социальных работников всех стран;

устанавливать и поддерживать отношения с международными организациями, занимающимися вопросами социального развития и благосостояния;

совершенствовать систему социального образования.

Данные задачи значительно повышают ответственность за подготовку кадров для социальной сферы, а современные проблемы населения (бедность, безработица, голод, расовая и национальная дискриминация и др.), актуализируют международное партнерство, вызывают необходимость ускорения процесса интеграции системы непрерывного социального образования различных стран (в том числе и России) в мировое образовательное пространство.

При этом, формирование социального компонента единого мирового образовательного пространства, кроме гармонизации образовательных стандартов и научных подходов к учебной и исследовательской деятельности, предполагает также разработку:

общих требований к специализациям социальных работников;

развитие системы дистанционного образования;

внедрение в учебный процесс передовых технологий.

программы стажировки преподавателей, практики студентов;

планы проведения международных научно-практических конференций, обучающих семинаров и публикация совместных научных трудов.

В 2000 году на совместном съезде IFSW и IASSW (Международной Ассоциации школ социальной работы) был создан Комитет по глобальным квалификационным стандартам. Результатом деятельности этого Комитета стал документ «Глобальные квалификационные стандарты», учитывающий региональные особенности социального образования.

Главная их цель - совершенствование процесса социального образования на глобальном уровне, через диалог между странами и регионами внутри них.

Стандарты отражают:

требования на получение основных знаний, содержания и ценностей профессии «Социальная работа»;

обеспечение условий для целостного развития студентов и приобретения ими необходимого опыта;

включают условия квалификации социальных работников - общее образование, возраст, количество лет обучения, объем производственной практики, знания, умения и навыки, необходимые для производственной деятельности.

Таким образом, интеграция опыта различных стран в мировую систему социального образования и практической деятельности уже идет. Об этом, например, свидетельствует десятилетний опыт (1995-2005г.г.) сотрудничества Института социальной работы ТГУ имени Г.Р. Державина и факультета социальной работы Индианского университета (США).

Цель этого сотрудничества:

интеграция процесса подготовки кадров для социальной сферы и научно-исследовательской деятельности в этой области в образовательную систему всех государств;

формирование профессионально-личностных качеств специалистов в соответствии с требованиями государственных стандартов и этических кодексов;

участие в решении актуальных социально-экономических проблем своих регионов.

Совместная работа ведется в рамках университетской концепции развития международных связей по двум направлениям, определяемым основными функциями высшей школы, а именно: интернационализация учебного процесса и научно - исследовательской деятельности.

Первое направление включает в себя обмен передовыми, инновационными технологиями обучения и воспитания; совместную деятельность по подготовке и переподготовке и повышению квалификации кадров, предусматривающую стажировку преподавателей и аспирантов, производственную практику студентов; подготовку специалистов по заявкам зарубежных стран; согласование номенклатуры специальностей, учебных планов, программ и содержания обучения.

Ко второму направлению относится совершенствование системы научной информации, развитие ее международной подсистемы; осуществление исследовательской работы. На основе международной кооперации - через создание временных научных коллективов - обновляется процесс защиты диссертаций, предусматривающий унификацию требований к научным работам, участие в защитах иностранных граждан.

Так, с целью интернационализации научно-исследовательской деятельности в качестве приоритетного направления сотрудничества России с учебными заведениями США определена разработка форм и методов социально-педагогической работы в социуме, а в качестве объектов научно-исследовательской деятельности избраны:

семья как одна из важнейших социальных ячеек общества;

благополучие детей как показатель гуманности социальной политики государства;

участие женщин в системе управления социальной сферой.

Заключение

В работе рассмотрены сущность и содержание понятия «образовательное пространство». При этом центральное место отводится профессиональному образованию как форме предоставления всем гражданам возможностей освоить необходимые знания, умения и компетенции, обеспечивающие как экономическое развитие страны, так и их собственное личностное и профессиональное развитие и самореализацию.

Исследованы проблемы и перспективы интеграционных процессов, происходящих в мировом образовательном пространстве, которые затронули и систему высшего образования в России.

К наиболее распространенным формам и видам международного сотрудничества относятся: обучение в зарубежных вузах; гармонизация процесса обучения; приглашение на работу педагогов из других стран; проведение международных семинаров, научно-практических конференций; создание, международной информационной коммуникационной сети в области высшего образования; международное признание дипломов и ученых степеней; сотрудничество с общественными организациями и фондами других стран в области высшего образования и науки.

В сентябре 2003 года Россия присоединилась к Болонской декларации. Цель создания единого образовательного пространства − расширение возможностей как студентов в выборе «своих университетов», так и преподавателей, которые смогут читать свои курсы и участвовать в работе разных научных школ. Кроме того, это дает возможность российским выпускникам работать за рубежом, а выпускникам иностранных учебных заведений − в России.

Таким образом, система образования РФ за последние годы претерпела изменения, существенно приближающие ее к модели, предусмотренной Болонской декларацией.

Список используемой литературы

1.Беккер И.Л. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория / И.Л. Беккер, В.Н. Журавчик // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2009. - № 12 (16). - С. 132-140.

.Бондырева С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: избранные труды / С.К. Бондырева. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 352 с.

.Гаязов А.С. Европейское измерение в высшем педагогическом образовании: Монография / А.С. Гаязов, Э.Ш. Хамитов, Э.Ш. Каримов. - Уфа: ДПС, 2005. - 248 с. С. 45.

.Инновационные технологии в подготовке специалистов социальной сферы: материалы всероссийских науч.-практ. конф. / Сост. и общ. ред. И.А. Ахьямовой. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2006. - 258 с.

.Куличенко Р.М. Социальное образование как компонент мирового образовательного пространства / Р.М. Куличенко, В.Л. Симонович // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - № 4 - С. 52-54.

.Основы социального образования: конспект лекций / сост. И.В. Брылина. - Томск: ТПУ, 2014. - 83 с.

.Солодянкина О.В. Теоретические основы социального образования в вузе (педагогические аспекты): Монография / О.В. Солодянкина. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. - 217 с.

.Социальная работа в Сибири: Сборник научных трудов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004 - 180 с.

.Социальная работа и социальное образование: проблемы взаимосвязи: материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции / ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2012. 135 с.

.Социология: Курс лекций / Под ред. В.А. Михайлова. - Ульяновск: УлГТУ, 2004. - 207 с. С. 186.

Кильберг -Шахзадова Н .

ГОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» в г. Нальчике

СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Аннотация

Статья посвящена изучению актуальной проблемы, ее тенденции в последние годы. Её предмет – профессиональная подготовка является социальным феноменом . На сегодня нет четко разработанной концепции, хотя и доминирует социализирующий подход к исследованию социального образования. Он рассматривается в концептуальном плане , уточняет тезаурус , теоретическое обоснование нового явления , практическое решение поставленного вопроса.

В данной статье предпринята попытка рассмотреть отклик в трудах исследователей, которые призывали изучить социальное образование в системе современных обществ.

Однако результаты исследования подтвердили отсутствие более адекватных реальных условий для развития теорий и методологий. Этим обусловлено изучение данной темы .

Ключевые слова : институт, институт социализации, образование, феномен, профессиональная социализация, тенденция.

Kilberg-Shakhzadova N.V.

ORCID: 0000-0003-4036-1591, PhD in Philosophy, Professor,

Higher vocational school Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, Nalchik

SOCIAL EDUCATION IS THE INSTITUTE OF SOCIALIZATION

Abstract

The paper is devoted to the study of the topical issue, its trends in recent years. Its subject, a vocational training, is a social phenomenon. As for today there is no clearly developed concept, although the socializing approach to the study of social education still dominates. It is considered in the conceptual plan, refines the thesaurus, the theoretical justification of the new phenomenon, the practical solution of the question posed. This article attempts to consider the response in the writings of researchers who called for studying social education in the system of modern societies. However, the results of the study confirmed the absence of more adequate real conditions for the development of theories and methodologies. This is due to the study of this topic.

Keywords: institute, socialization institute, education, phenomenon, professional socialization, tendency.

Значительное внимание уделяется институту социализации. Тенденцией развития социального образования последних лет – его предмет, который представляет социальный феномен.

Доминирует социализирующий подход к исследованию современного образования. Прогнозируя дальнейшее развитие, необходимо просто описывать диагноз, социализацию учебного процесса.

Наличие организационных проблем образования, видимо, можно связать с образовательной, культурной, интеллектуальной, научной, исследовательской деятельностями.

Несмотря на определенные успехи исследования теоретического направления социологии, менее всего в ней изучен социализирующий подход к образованию. Можно акцентировать внимание на том, что пока нет четко разработанной концепции исследования социализации – особого деятельного явления. Здесь мы подходим к характеристике вещи социализирующего процесса. Мы полагаем, что такая вещь осуществляется человеком взаимодействующим с другими людьми.

Представление об объекте связано с различными сторонами исследования института социализации, социума, изучением профессионализации. Следовательно, образование это специфическая организация социализации.

Социальное образование следует рассматривать в концептуальном плане уточнить тезаурус, дать теоретическое обоснование нового явления, найти практическое решение. Внешне взаимоотношения такого подхода довольно определено.

Современное образование вызвано необходимостью согласованного социализирующего воздействия, способствует изучению, изменению однородности в образовании института. В его исследовании применяется ряд подходов, в том числе, социологический подход. В статье также раскрываются социализированные роли студенческой обусловленности. Если оставить в стороне аксиологический аспект и сосредоточиться на количественных характеристиках, бросается в глаза – рост числа связей, характеризующих многообразные отношения образовательных учреждений, тех связей, которые объединяют различные элементы системы социального образования. Вполне правомерно может быть поставлен вопрос о том, какие наиболее устойчивые связи действуют в структуре образования, детерминируют ее своим содержанием, служат ориентирами, принципами познания происходящих процессов.

Анализ литературы на данном этапе исследования, подтвердил необходимость в более глубоком изучении социализации . Это относится к вопросу, которому исследователи не уделяли должного внимания – определить социализацию специфической структуры, то есть подсистем, учреждений. Такая постановка вопроса требует более подробной характеристики социализирующей передачи. Её принято считать сущностной характеристикой всей образовательной деятельности.

Ученые, изучающие проблемы жизнедеятельности молодежи, отмечают факторы, затрудняющие профессионализацию студенческой молодежи. Это оценка студентами приобретенных в вузе компетенций, соответствующих современным квалификационным требованиям, низкая мотивация реализоваться в профессии, соответствующей полученному образованию, отсутствие умений выстраивать свои перспективы.

Цели подготовки специалистов определяются субъектом мета системы. Он основывается на особенностях определенного региона страны, характеристик и особенностей подготовки специалистов.

Студенческой молодежи следует, по нашему мнению, начать с выявления характера социализирующей деятельности. Всякая познавательная в той или иной мере, с большим или меньшим приближением копирует объективно существующие процессы, является ее моделью и, следовательно, также имманентным образом должна содержать ту субъективную компоненту, носителем которой является специалист.

Субъект управляет учебным процессом посредством развития социализирующей деятельности объекта, включает его в коллективную учебную, образовательную деятельности, которые являются её условием. Социализирующая – представляет собой высоки уровень предвосхищаемого результата социальной активности объектов. Она необходима в достижении систематического, социализирующего объекта. В результате такого воздействия можно выделить отдельные компоненты: предмет, формы действия, взаимосвязи.

В научном плане существенное ограничение, поскольку первичным являются субъектные и объектные отношения. Этот вид деятельности называется «социализирующий». Здесь осуществляется процесс субъекта жизнедеятельности, представителя социума в рамках целой структуры общества.

Всесторонний анализ социализирующей деятельности требует социологического подхода, который позволяет учитывать не только внутренние, но и внешние структурные элементы как системы в целом. При понимании взаимодействия необходимо уяснить, что представляет собой целеполагание: чем определяются цели, ситуации в данное время, для конкретного специалиста, и как они во время взаимодействия меняются. Затем моделируют задачи, которые призваны решать специалисты. При этом возможна целенаправленная подготовка социализированного специалиста.

Разработка механизмов, условия социализации специалиста, базируются на философском положении деятельной сущности человека, особенности способствующей усвоению специалистом социальных норм, ролей, ценностей.

Важным условием социализации является подготовка специалиста. В ходе исследования выявлены основные параметры: выбор обучения, содержание программ; материально-техническая база выпускаемых специалистов. Кроме того, респондентам был задан вопрос: «Ваши мотивы поступления в университет на конкретную специальность». Были получены следующие ответы: получить диплом престижного образовательного учреждения; получить образование, гарантирующее последующее трудоустройство; получить отсрочку от армии (юношам) .

Студенческой молодежи важным представляется адаптация специалиста. Ученые изучают существующие коррективы и инновации как естественное состояние студентов в процессе обучения. Они либо вынуждены адаптироваться, либо на них оказывает внешнее воздействие с целью приобщить (адаптировать) к новым реальностям. При этом адаптация объекта может рассматриваться как наиболее динамичная, охватывающая все основные сферы, уровни, аспекты деятельности, проявляющиеся в огромном множестве конкретных форм.

Процесс адаптации происходит в студенческих группах по-разному, у одних групп – в более сжатые сроки и не столь болезненно, а у других – с большими трудностями и осложнениями.

Заслуживает внимание анализ ответов на вопрос «Можно ли считать, что Вы адаптировались к учебному процессу?». Нами были получены следующие ответы: среди 1 и 5 курсов – 100% адаптировались к учебному процессу, 3 курс – 95%; 2 – 85% и 4 – 65%. Низкая адаптация четвертого курса связана с трудоустройством выпускников. Пропуски занятий влияют на текущий контроль сдачу рейтинговых мероприятий.

Процесс адаптации в процессе подготовки социальных работников был предметом исследования многих отечественных ученых в начале 90 годов XX в., которые считали, что адаптация студентов к учебному процессу и к будущей профессии зависит от преподавателей. В проведенном нами исследовании респонденты на вопрос: «Какие качества Ваших преподавателей делаю профессию для Вас привлекательной?» дали следующие ответы: для 1 курса – это умения заинтересовать предметом – 67%, уважение к студенту – 50%, умение общаться со студентами – 38,7%, профессионализм – 33,4%; студенты 2 курса ценят такие качества у своих преподавателей, как профессионализм – 44,1%, знание теории и практики социальной работы – 38,7%; для 3 курсов – это уважение к студентам – 41,3%; респонденты 4 курса назвали несколько ответов: профессионализм – 83,3%, уважение к студентам – 50,8% и умение заинтересовать своим предметом, дисциплиной – 50%.

Среди выделивших мотивов поступления 1–3 курсов на первом месте – получить образование, гарантирующее последующее трудоустройство; желание работать по выбранной специальности; получить хорошее профессиональное образование. Что касается выпускных 4–5 курсов, то желание получить диплом престижного образовательного учреждения.

Одним из показателей успешной профессиональной социализации студентов является сформировавшаяся профессиональная идентичность, осознание своей принадлежности к профессиональной группе и разделение ее норм и ценностей. Для того чтобы у студентов сформировалось осознанное отношение к профессиональному развитию, необходимо помочь им как можно больше узнать о перспективах развития социальной сферы. С этой целью проводятся занятия с участием представителей социальных служб, собеседования, отбор выпускников. Результаты анкетирования показали, что студенты социальной работы не имеют до профессиональной, а порой до вузовской подготовки, многие не представляют своей профессии.

В связи этим значимым является получение вузовского образования. Вузы, в частности, должны заключать долгосрочные договора, проводить профориентацию, заинтересовывать и мотивировать выпускника в выборе места работы. Чем выше будет заинтересованность в получении образования, тем качественнее будут осваиваться образовательные программы, а значит, повышаться качество образования .

Исследование показало зависимость ориентации от образования, специфики образования. Профессиональное образование по своим характеристикам – это жизненное самоопределение. Она решает проблемы, связанные с особенностями становления жизненных смыслов, формированием жизненных планов и определением жизненных стратегий.

И последнее – это инновации, которые внедряют в образовательный процесс. Они оправданы только тогда, когда направлены на качественное изменение объекта. Изучая проблему, мы попросили респондентов ответить на вопрос: «Что необходимо сделать, чтобы повысить качество подготовки социальных работников?». По мнению опрошенных студентов, учебный процесс необходимо обеспечить учебными пособиями, изучаемые предметы – 30%; оборудовать учебные аудитории компьютерами и интерактивными досками» – 20%; применять активные формы обучения (практикумы, деловые игры и др.) – 40% . Кроме того, влияет активность, адаптация, профессиональная компетентность преподавателя, его организация деятельности по воспроизводству социализированного специалиста.

В пределах нашего исследования социальное образование – многомерное явление, сложное и поливариантное, не укладывающееся в единую теоретическую систему. Его следует рассматривать через цикличность соответствующих структур социализирующего процесса на научном, учебном, прикладном уровнях.

Список литературы / References

  1. Кильберг-Шахзадова Н. В. Феномен социального образования в современном обществе / Н. В. Кильберг-Шахзадова // «СОТИС»: Современные технологии, исследования. – 2010. – № 1. – С. 60–65.
  2. Османова А. М., Кильберг-Шахзадова Н. В. Основные факторы качества социального образования в современном вузе / А. М. Османова, Н. В. Кильберг-Шахзадова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2; UPL: www.science-education.ru/129-23206 (дата обращения 27.11.2015).
  3. Кильберг-Шахзадова, Н. В. Качественная подготовка социальных работников в вузе: опыт исследования / Н. В. Кильберг-Шахзадова // Материалы Международной научно-практической конференции «Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности». – Махачкала: Издательство ДГУ, 2016. – С. 147–149.
  4. Кильберг-Шахзадова Н. В., Азаматова Г. К. Социальная культура в сфере современного образования // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2; UPL: htth;// www.science-education.ru/122-20566 (дата обращения 14.07.2015).
  5. Кильберг-Шахзадова Н. В., Кесаева Р. Э. Социальная динамика образования как социального института / Н. В. Кильберг-Шахзадова, Р. Э. Кесаева // Вестник СОГУ им. К. Л. Хетагурова. Общественные науки. – 2012. – № 1. – С. 256–263.
  6. Кильберг-Шахзадова Н. В. Социальные права граждан – основа защиты в современном обществе / Н. В. Кильберг-Шахзадова // Формирование гражданского общества и права человека в Кабардино-Балкарской республике. Кн. 8. – Нальчик: ООО «Тетраграф». – 2015. – С. 255–260.
  7. Кильберг-Шахзадова Н. В., Налоева Р. И. Образование в реальном пространстве / Н. В. Кильберг-Шахзадова, Р. И. Налоева // Сборник научных статей «Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы». – Новочеркасск: Лик, 2016. – С. 79–82.
  8. Кильберг-Шахзадова Н. В., Османова А. М. К вопросу о качестве современного образования / Н. В. Кильберг-Шахзадова, А. М. Османова // Сборник научных статей «Актуальные проблемы социальной истории». – Новочеркасск: Лик, 2016. – С. 100–103.
  9. Цильке В. А., Кильберг-Шахзадова Н. В. Профессиональная социализация студенческой молодежи / В. А. Цильке, Н. В. Кильберг-Шахзадова // Материалы международной веб-конференции «Социализация учащейся и студенческой молодежи в современных социально-экономических условиях». – Луганск: «Книга», 2017. – С. 197–205.
  10. Кильберг-Шахзадова Н. В. Место практики в процессе обучения социальных работников / Н. В. Кильберг-Шахзадова // Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы современного социального знания» [Электронный ресурс]. – Красноярск, 2017. С. 54–56.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Kilberg-Shakhzadova N.V. Fenomen sotsialnogo obrazovaniya v sovremennom obshchestve / N.V. Kilberg-Shakhzadova // “SOTIS”: Modern technologies, research. – 2010. – No. 1. – P. 60-65.
  2. Osmanova A.M., Kilberg-Shakhzadova N.V. Osnovniye faktory kachestva sotsialnogo obrazovaniya v sovremennom vuze / A.M. Osmanova, N.V. Kilberg-Shakhzadova // Modern problems of science and education. – 2015. – No. 2; UPL: www.science-education.ru/129-23206 (Accessed: 27.11.2015).
  3. Kilberg-Shakhzadova, N. V. Kachestvennaya podgotovka sotsialnykh rabotnikov v vuze: opyt issledovaniya / N. V. Kilberg-Shakhzadova // Proceedings of the International Scientific and Practical Conference “Technologies of social work in various spheres of life”. – Makhachkala: Publishing House of the State University, 2016. – P. 147-149.
  4. Kilberg-Shakhzadova N.V., Azamatova G.K. Sotsialnaya kultura v sfere sovremennogo obrazovaniya // Modern problems of science and education. – 2015. – No. 2; UPL: htth; // www.science-education.ru/122-20566 (Accessed:14.07.2015).
  5. Kilberg-Shakhzadova N.V., Sotsialnaya dinamika obrazovaniya kak sotsialnogo instituta / N. V. Kilberg-Shakhzadova, R. E. Kesaeva // Herald of NOSU named after K.L. Khetagurov. Social Sciences. – 2012. – No. 1. – P. 256-263.
  6. Kilberg-Shakhzadova N.V. Sotsialniye prava grazhdan – osnova zashchity v sovremennom obshchestve / N.V. Kilberg-Shakhzadova // Formation of civil society and human rights in the Kabardino-Balkarian republic. Book. 8. – Nalchik: OOO Tetragraph. – 2015. – P. 255-260.
  7. Kilberg-Shakhzadova N.V., Naloyeva R.I. Obrazovaniye v realnom prostranstve / N.V. Kilberg-Shakhzadova, R.I. Naloyeva // Collection of scientific articles “Actual problems of history, theory and technology of social work”. – Novocherkassk: Lick, 2016. – P. 79-82.
  8. Kilberg-Shakhzadova N.V., Osmanova A.M. K voprosu o kachestve sovremennogo obrazovaniya / N.V. Kilberg-Shakhzadova, A. Osmanova // Collection of scientific articles “Actual problems of social history.” – Novocherkassk: Lick, 2016. – P. 100-103.
  9. Tsilke V.A., Kilberg-Shakhzadova N.V. Professionalnaya sotsializatsiya studencheskoy molodezhi / V.A. Tsilke, N. V. Kilberg-Shakhzadova // Proceedings of the international web conference “Socialization of Student and Student Youth in Contemporary Socio- economic conditions “. – Lugansk: “The Book”, 2017. – P. 197-205.
  10. Kilberg-Shakhzadova N.V. Professionalnaya sotsializatsiya studencheskoy molodezhi / N.V. Kilberg-Shakhzadova // Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation “Actual problems of modern social knowledge” . – Krasnoyarsk, 2017. P. 54-56.