Снимает себя на айфон. Шесть лучших фильмов, снятых на iPhone

Краткий экскурс

Годом рождения индустрии грамзаписи считается 1894, тогда Эмиль Берлинер начал производство грампластинок под именем фирмы Berliner Gramophone. 100лет истории пластинки прошли вместе с техническим и культурным развитием XX века. Можно выделить несколько принципиальный этапов на этом пути:

1. до 1920х Прямая акустическая запись на восковый диск.лицензионные технологии, монополизированые рынки, домашнее музицирование
2. 1920-30е Электрическая звукозапись, микрофонная техника с естественной акустикоймассовая пропаганда, рождение массовых музыкальных жанров, ламповая техника звукоусиления, электромагнитные звукосниматели, звуковое кино, музыкальное радио, танцевальные оркестры
3. 1930-50е Магнитофонная запись, монтаж с наложением и искусственой реверберациеймировая война, первые эксперименты с электромузыкальными инструментами
4. 1950-60е стандартизация, HiFi и стереофоническая микродорожечная запись на лаковый дискбытовые магнитофоны, телевидение, широкоформатные многоканальные кинотеатры, поп-культура, транзисторы, высокое качество аналоговой схемотехники
5. 1960-70е Многодорожечная звукозапись, эквализация, динамическая обработка и реверберациякомбо-органы, синтезаторы, шумоподавление, музыкальная субкультура стадионных концертов и компактных кассет, микроэлектроника, операционные усилители,
6. 1970-80е Многоканальная звукозапись, цифровое микширование, запись на металлический дискмикропроцессоры и оперативная память, dolby stereo, синтетические музыкальные жанры, дискотеки, ритм, свет, бум-бокс
7. 1980-90е Цифровая обработка и компьютертный монтаждомашнее видео, музыкальное телевидение, семплеры, трекеры, секвенсеры, цифровые рекордеры, аудио CD, walkman, компьютерные рабочие станции, сети передачи данных, мультимедиа. Лицензионные цифровые технологии, стирание национальных культур и глобализация музыкальных рынков.

Грамзапись прошла большой путь, но монополией началась, глобализацией закончилась. И ладно, это их нравы. Интересна другая - ностальгическая тенденция в технике звукозаписи XXI века.

Современные многоканальные студии закупают ламповые микрофоны, старые микрофонные преды. На выходе цифровых сигнальных трактов высокого разрешения ставятся иммитаторы насышения магнитной ленты, винтажные компрессоры и ленточные ревербераторы. Модным электронным музыкантам, для воплощения своих идей, необходимы старые электромеханические инструменты, востребован оригинальный сайнд комбоорганов 60х. К высокой верности звучания ностальгия, отношения не имеет, мастера в своем творчестве хотят обогатить окружающий мир, а не просто изготовить его многопиксельную копию. В дорогих студиях пропускают сведенный материал через аналоговый studer, убивают "цифровую верность звучания" всеми возможными средствами, лишь бы звук был Тот самый, человечный и знакомый с детства."

Какие бывают грампластинки.

Старые патефонные щелаковые на 78об., выпускались до 60х годов. Современные нам пластинки все долгоиграюшие на 33 и 45об. Старые монофонические, номера с буквой "Д", размерами были как патефонные.

Гранд - 10" (EP)- 250мм
Супер-миньон - 200мм

Ранние стерео-пластинки обозначались "СМ", поздние "С". И стерео и моно пластинки выпускаются размерам:

Гигант (LP) - 12" - 300мм (С60)
Миньон (45,SP,single) - 7" 175мм (стерео С62 или моно М62)

Надо быть внимательным, к буквам в обозначении номера пластинки. "Д" и "СМ" это пластинки с микродорожечной записью 50х,60х годов, для их правильного воспроизведения желательны старые звукосниматели с иглами 25мкм. Пластинки "С60","С62","М62" делаются под современные головки 18мкм.

Технические нормативы на советские грампластинки и аппаратуру

ГОСТ 1117-51 - Стальные иглы громкого тона d1,4mm тихого тона d1mm r 30-60мкм
ГОСТ????-52 - Радиус закругления для иглы 78об/м = 60 мкм, для долгоиграющей - 25 мкм, ширина немодулированой канавки 60мкм, шаг постоянный
ГОСТ 7765-55 - Корундовые иглы для обычных пластинок d0,4мм r=60-61мкм, для долгоиграющих d0,6 r=24-32мкм
ГОСТ 5289-56 - Введены долгоиграющие пластинки
ГОСТ????-60 - Радиус закругления иглы для стерео грампластинки 13-18мкм, постоянные времени коррекции 3180-318-75 мкс, частотный диапазон до 63-15кГц, разделение каналов > 40дБ нелинейные искажения на макимальных скоростях 1%, изменяемое расстояние между канавками и их глубину, ширина немодулированой канавки 40мкм, глубина модуляции каждого канала снижена на 3дБ по сравнению с одноканальной
ГОСТ 7893-61 - Звукозапись механическая на диск
ГОСТ 5289-61 - Д-NNNNN Пластинки грамофонные. Общие технические условия
ГОСТ 7765-61 - Иглы для звукоснимателей алмазные и корундовые
ГОСТ????-63 - "Гибкие пластинки" глубина канавки 30 мкм, толщина пластинки 120мкм, пишутся с завалом ВЧ,частотная характеристика ГП, по сравнению с долгоиграющей, имеет завал достигающий -6дБ на частоте 10кГц, (этот завал компенсируется при записи), уровень шумов -50дБ
ГОСТ 11157-65 - Бытовые электрофоны (вх.активное сопротивление для высокоомного звукоснимателя >0,5МОм чувствительность на 1кГц не хуже 250мВ, диапазон частот 60-15000Гц)
ГОСТ 5289-68 - 33Д-NNNNN 33C-NNNNN 33CМ--NNNNN

Со звукоснимателями связана проблема совместимости стереопластинок. Старые монофонические звукосниматели обладают недостаточной гибкостью к вертикальным колебаниям и неспособны следоватьпо канавке стереопластинки с глубинной модуляцией. Чтобы решить эту проблему на низких частотах Мелодии пришлось несколько ограничить вертикальную сотавляющую сигнала, записываемого на стереопластинку с индексом СМ. Монофонические звукосниматели середины 70х уже имели достаточную вертикальную гибкость и воспроизводят стереопластинку без искажений поэтому на пластинках с индексом С перестали ограничивать вертикальную составляющую.

ГОСТ 7893-72 - С60-NNNNN Звукозапись механическая на диск (IEC стерео 45/45градусов, постоянные времени коррекции 3180-318-75 мкс, 31.5-16000Гц +-2ДБ, КНИ < 1,5%, скорость +-0,5%, детонация 0,04%, 0дБ моно = 10см/с 0дБ стерео = 7,1см/с, радиус закругления иглы 18мкм, вертикальный угол записи 15град +-2)
ГОСТ 5289-73 - С60-NNNNN Грампластинки. Общие технические условия (центр 7,24мм, эксцентриситет < 0,2мм, коробление < 2мм, шум -53dB относительно 1кГц при 10см/с)
ГОСТ 18631-73 - Головки звукоснимателей
ГОСТ 11157-74 - Бытовые электрофоны (вх.активное сопротивление для высокоомного звукоснимателя 0,4-1МОм, емкость 180пФ, для низкоомного 38-56кОм, чувствительность 200-250мВ и 3-5 мВ соответственно, 40-18000Гц)
ТУ 43-03-48-73 "Гибкие пластинки" (31.5-12000Гц)

Согласно ГОСТ на ЭПУ способность иглы следовать по звуковой канавке характеризуется гибкостью звукоснимателя. Гибкость звукоснимателей III класса в 17 раз меньше гибкости звукоснимателей высшего класса. К сожалению еще в середине 70х Мелодии приходилось учитывать это обстоятельство и вести запись с меньшими колебательными скоростями и меньшими амплитудами в расчете ТОЛЬКО на массовые звукосниматели III класса. При этом параметры ЭПУ высшего класса полностью не реализовывались.

ГОСТ 7893-79 - АЧХ канала записи (IEC 3180-318-75 мкc, канала воспроизведения 7950-3180-318-75 мкc)
ГОСТ 5289-80ГОСТ 23963-79 - Иглы для звукоснимателей алмазные
ТУ 43-03-48-78 - "Гибкие пластинки"
ТУ 43-03-69-79 - "Комплект оригиналов оформления для грампластинок"
ГОСТ 7893-??ГОСТ 18631-87 - Головки звукоснимателей (20-20000+-1,5дБ, 0,7-2,0мВ/см/с 10000Гц, разделение каналов на 1кГц 25дБ, прижимная сила не более 1мН)
ГОСТ 11157-87 - Устройства воспроизведения механической грамзаписи (скорость 0,55%, рокот 76дБ(взвеш), детонация 0,05, диапазон частот 20-20000Гц)
ГОСТ 5289-88/94 - С60-NNNNN Грампластинки аналоговые IEC 98 (20-20000Гц, шум немой канавки -60dB, коробление 1,5%)
ТУ 43-03-88/89 Фонограмма механическая на медном диске DMM (20-20000Гц, 0дБ моно = 10см/с 0дБ стерео =14см/с, шум матрицы 68дБ) Индекс ЦЗ означает цифровая запись

Звукозапись

При выборе пластинки внимание стоит обращать на год издания, сохранность, студию звукозаписи и завод производитель.

Со времени возникновения фирмы Мелодия процесс подготовки и издания грампластинок СССР был централизован. Об истории становления индустрии Борис Меерзон рассказал в журнале "Звукорежиссер": Cредства и на подготовку звукорежиссеров должного уровня, и на покупку современного оборудования и, наконец, на оплату гонораров исполнителям выделялись только Москве, в частности, Государственному Дому радиовещания и звукозаписи, либо Всесоюзной студии грамзаписи, входящей в состав фирмы "Мелодия". Все записи для тиражирования и государственного хранения, "фондовые", наиболее трудоемкие и дорогостоящие, на всей территории бывшего СССР (даже в таких городах, как Ленинград и Киев) должны были делать только командированные специально для этого из Москвы бригады специалистов, да еще и на привезенной с собой аппаратуре.

Фондовые записи в USSR это высокая марка, но надо добавить, что процедура передачи записей между союзными ведомствами все таки существовала. Многие популярные записи Мелодия получала для издания от киностудий, из Домов радио и звукозаписи и студии Центрального телевидения (Гостелерадио СССР). К 80м годам собственная структура фирмы Мелодия включала хорошо оснащенные республиканские студии грамзаписи и централизация производственного процесса значительно уменьшилась.

Многие студийные записи делались уже в региональных студиях "Мелодии". Интересные факты существования частных студий звукозаписи в СССР открылись в последнее годы. Знаменитые работы Давида Тухманов и Александра Зацепина делались ими самостоятельно в домашних студиях с сессонными музыкантами. Ращные варианты фонограмм сдавались заказчикам на киностудии на Мелодию и на радио.

Где бы и как ни готовилась запись, для выпуска на пластинках, она проходила прослушивание, утверждалась и включалась в производственые планы всесоюзной фирмы "Мелодия". Магнитофонная лента передавалась в Аппаратную механической записи фирмы "Мелодия", в ВСГ - единственное место в стране где нарезается один лаковый диск с записью и присваивается порядковый номер записи.

Производство грампластинки

Только теперь начинается производственый процесс, зона ответственности заводов грамзаписи. В журнале "Наука и жизнь" и каталоге-бюллетене ВФГ Мелодия 80х рассказали некоторые производственные тонкости: Проследим производстенную цепочку после записи лакового диска на ВСГ до выпуска грампластики:

Лаковый диск из студии ВСГ перевозится на Московский опытный завод "Грамзапись". "МОЗГ" это гальванический и прессовый цеха в городе Химки, которые в 1978 были выделенны из ВСГ. Там последовательно, методом гальванопластики изготавливают:

1. один первый оригинал;
2. 7-10 вторых оригиналов, которые прослушивает контролер, обнаруженые дефекты устраняют граверы;
3. от нескольких штук до 140 третих оригиналовНа Опытном заводе их используют как матрицу, только когда предстоит небольшой тираж и требуется особо высокое качество грампластинок, например, цифровых, измерительных.
4. Для массовых тиражей Опытный завод изготавливает несколько сотен четвертых оригиналов, которые рассылают на заводы грамзаписи.
5. Заводы самостоятельно изготавливают пятые копии, которые служат матрицами. Норматив до 20 матриц с каждого полученного из Москвы оригинала.
6. В прессовых цехах печатают по несколько сотен пластинок с каждой матрицы. Вместе с матрицами в горячий пресс закладывается этикетка установленого образца. Первую пластинку с каждого пресса проверяют и прослушивают. Последующие проверяют по внешнему виду, прослушивают только выборочно, чтобы выяснить пригодность матриц.

Как видим, при массовых тиражах все заводы находятся в одинаковом положении, все получают одинаковые четвертые оригиналы в количествах соответствующих производствеными планам и нормативам. В плановой социалистической экономике различаться на заводах может возраст оборудования, партия завезенного сырья и... культура производства.

Другая, интересная производственная схема складывается когда региональные студии готовят издания национального или местного значения, для этого магнитофонная запись отправляется на ВСГ, где после контроля ее качества пишется лаковый диск которому присваивается порядковый номер записи.

1. на Московском опытном заводе "Грамзапись", больше в СССР просто негде - с лакового диска готовится первый оригинал.
2. несколько вторых оригиналов проходит контроль качества и гравировку.
3. десятки изготовленых третьих оригиналов уже можно использовать в качестве матрицы. Именно они в необходимом количестве отправляются заказчику. Наверняка, какое-то количество остается в центральном архиве.
4. региональный завод грамзаписи ведет печать пластинок с полученых из Москвы матриц. Такие малотиражные пластинки это четвертая копия, при прочих равных, они будут лучше массовых изданий этого завода.

Какие это были заводы? Даже малотиражные записи рапределялись и утверждались в головном офисе "Мелодии", наверняка были заказы республиканских Министерств, и совершенно точно, что завод работал с записями своей местной студии грамзаписи:

Всесоюзная студия грамзаписи с 1959 имела опытное производство пластинок, знамениты с синими этикетками. с 1978 это производство ведет Московский опытный завод - этикетки красные, синие и черные. ВСГ и МОЗГ это всегда высокое качество записи и печати пластинок.
Ленинградская студия грамзаписи (с 1959) и завод грампластинок (с 1953 по 1964 завод "Аккорд") (РСФСР) - этикетки желтые для моно пластинок до 1972, для стерео - белые, красные и черные
Рижская студия грамзаписи и завод грампластинок (Латвийская ССР) - этикетки желтые для моно пластинок до 1972, оранжевые, красные, синие, черные и красочные
Ташкентская студия грамзаписи и завод грампластинок (Узбекская ССР) - этикетки желтые низкое качество бумаги
Тбилисский завод грампластинок (Грузинская ССР) - этикетки есть белые, есть черные.
Таллиннская, Вильнюсская студия издавались на Рижском заводе, Алма-Атинская - на Ташкентском.

Если региональное издание, получало всесоюзную популярность и заказы торговли требовали увеличения тиража, была возможность в Москве изготовить дополнительные оригиналы и обычным порядком задействовать мощности других заводов Всесоюзной фирмы "Мелодия".

Не везде были свои республиканские студии-грамзаписи достойного качества, не хватало подготовленых специалистов, качественого оборудования. Многие национальные записи делались и издавались в Москве. Белорусские Песняры, украинские, молдавские исполнителями записывали на студиях Москвы пластинки с отличного качества народной музыкой.

Апрелевский завод грампластинок в такой структуре оказался в самом худшем положении. Сказалась явная конкуренция в центральном регионе c ВСГ, а потом с заводом "Грамзапись", Навряд ли Апрелевке доставались в производство министерские заказы на пластинки ко "Дню рыбака" и "Дню строителя" :-) Может быть поэтому самый мощный завод страны работал только на массовых тиражах. Его пластинки с белыми, кремовыми, красными и редко редко синими этикетками никогда не славились особым качеством.

Вопрос, который естественно возникает у заинтересованых коллекционеров, это тиражи пластинок ВФГ "Мелодия". Эту советскую служебную тайну сегодня не знает даже ФГУП "Мелодия". Общий выпуск пластинок в СССР конца 80х достиг 190 миллионов экземпляров. Технические возможности печати массовых тиражей допускали выпуск несколько миллионов экземпляров пластинки. Как определить объем тиража напечатаный с конкретной матрицы, где начало массового тиража? - По формальным признакам рядовому покупателю не определить никак. Разделения пластинок по сортам-тиражам в СССР никогда не сущестовало. Само собой это означало, что все отечестенные грампластинки производятся в строгом соответствии с техническими нормами и все до единой удовлетворяют требованиям высококачественного проигрывания на аппаратуре первого и высшего класса.

Некоторый ориентир в понятии первый тираж могут дать данные опубликованые в 1984 году директором Московского опытного завода "Грамзапись". Количество экземпляров первых выпусков новинки определяет тиражная комиссия фирмы, в состав которой входят представители Министерства культуры, Союза композиторов, торговли и других заинтересованных организаций. Тиражи первых пластинок устанавливаются в зависимости от жанра:

оперная, симфоническая, камерная музыка - 3-5 тысяч
русская народная музыка - 5-10 тысяч
национальная музыка народов СССР - 1-2 тысячи
песни советских композиторов, авторские записи эстрадных композиторов - 5-10 тысяч
вокально-инструментальные ансамбли - 10-30 тысяч
наиболее популярные эстрадные программы ("С новым годом", "Для вас, женщины") - до 100 тысяч
литературно-драматические записи - 1-3 тысячи
детские записи - 5-10 тысяч

Последующие тиражи грампластинок всецело определяются торгующими организациями. Фирма работает по системе заказов. Ежеквартально торгующие организации, учитывая покупательский спрос, формируют заказы заводам грампластинок.
Еше техническая информация из первых рук:
С одного лакового диска можно получить 1000 и более матриц. Конечно, пластинки с третьего оригинала получаются лучше по качеству (в основном по шумам), чем пластинки, отпрессованные с пятого оригинала. Проблему можно решить, записывая несколько лаковых дисков с одной программой. Но пока лаковые диски дефицитны (покупаются за валюту).
Начальный уровень шума пластинок -55-57 дБ, и после 50 проигрываний шум возрастает всего на 2дБ.
Над улучшением пластмассы работают постоянно. В Дальнейшем качество ее возрастет в основном за счет введения антистатических добавок, которые снижают уровень шума и запыленность поверхности грампластинок. Пластмасса с антистатиком в первую очередь предназначена для пластинок с записями классической музыки, имеющими большой динамический диапазон (продаются за валюту).

Все лучшее в звукозаписи СССР делалось для издания поизведений классической музыкальной культуры.
Качество записи на любой пластинке зависит от исполнителя, звукорежиссера, студии звукозаписи и остроты использованого при нарезке резца
Авторские исполнительские сборники часто делались из разных студийных записей, качество композиций на одной пластинке будет разным.
Качество печати пластинки зависит от тиража и завода производителя
Остромодная пластинка купленная вами или доверенными лицами по-знакомству или по номенклатурной "выписке", скорее всего раннее издание
Экзотические разовые издания это всегда малые тиражи, короткий производственый процесс.
Если на пластинке указана пара вроде Ленинградская студия грамзаписи - Ленинградский ордена Знак почета завод грапластинок, это наверняка малый тираж.
ВСГ-МОЗГ всегда хорошее и отличное качество не зависимо от цвета этикетки
Все советские диски 60-70х в художественном конверте это ранние тиражи, допечатки продавались в "общих".
С середины 80х редко какие пластинки выходили тиражем более 50тыс. 15тыс экземпляров это уже большой тираж.

Вывод из многочисленых попыток "цветовой диференциации" этикеток Мелодии, такой, что на этом невозможно построить практическую стратегию подбора коллекции:

Не было технических условий какую этикетку на какой тираж клеить, что заказали в типографии, такие и поклеили.
Ни цена ни сортность пластинки никак от этикетки не зависили.
Если градация в этикетках и была, то внутренние правила соблюдали на каждом заводе свои.
Основная масса пластинок 80х годов у всех коллекционеров с красными этикетками, независимо от завода изготовителя.
Для абсолютного большинства мелодиевских изданий никто не видел черных и синих этикеток. Искать их бесполезно.

Гарантий качественого исполнения и звукорежиссуры не дает ни цвет этикетки ни имя завода изготовителя. Но других вариантов издания не существует, мастер лента и матрица с нее далалась одна на всю страну. Какую пластинку сумеете найти в лучшем состоянии, такую и покупайте.

Оценка состояния грампластинок

Mint - свежая, нулевая, хоть и пару раз играная пластинка. Конверт защитным пакетом и с оригинальными вложениями.
NM/ЕХ - хорошее и отличное состояние для аккуратно играных пластинок. Мало заметные следы использования, легкие царапины без слышимых дефектов. Возможны щелчки на вводной дорожке, в паузах заметен повышенный шорох канавки. У конверта пожелтевшая бумага, чистый торец, но есть незначительные следы пользования: потертый углы.
VG - мочалка, хорошо поработавшая пластинка. На лэйбаке следы установки, на поверхности мелкие царапины и потёртости, звучание в целом хорошее, есть редкие шелчки и похрустывание. У конверта стертые корешки и углы, но он не рваный и не мятый.
G/F - убитая, запиленная, пластинка - серая поверхность, царапины и ссадины, сплошные потертости. Формально пластинка все еще воспроизводится (от анг. Good/Fair), но прослушиваются с постоянным потрескиванием и песком, возможны заедания и пропуски дорожки. Конверт с надрывами и существенно изношен.
P/B - никакая вообще - пластинка непригодная для проигрывания. Но даже в таком состоянии раритет представляет собой коллекционную ценность

На практике:

честный VG+ первых изданий лучше чем mint переиздания 80-х на тонкой и паршивой массе.
Sealed - это запечатаные пластинки, купленые без гарантий, это неизвестно что, а скорее всего - производственый брак, предназначеный к уничтожению.
то,что продавцы сегодня EX за mint выдают, это повсеместная практика и особенно развита она на любимом наebay.

Чистка грампластинок

Под "чисткой грамзаписей" не подразумевается цифровая обработка сигналов. Речь пойдет об устаревших, но пока еще эффективных технологиях удаления пыли и грязи с поверхности грампластинки

Нам нужны:

Антистатическая шетка для удаления пыли с пластинки и с иглы.
Рекомендуется для повседневного использования
Жесткая капроновая кисточка и изопропиловый спирт для чистки иглы.
Рекомендуется осматривать и чистить иглу после прослушивания 3-4 пластинок, В зависимости от состояния, конечно.
Раствор для мытья грампластинок. "Классика" это слабый 1:7 раствор изопропилового спирта в дистиллированой воде (из автомагазина или просто хорошо фильтрованой) с капелькой споласкивающего вещества. Это жидкость-смачиватель для фотопленки (Kodak Photo Flo AGFA Agepon) или ополаскиватель для посудомоечной машины (Henkel Somat)

Cтарые сильнозагрязненные пластинки предварительно моют в теплой воде с качественым моющим средством для мытья посуды типа Bagi Шамполиш. Помазком для бритья тщательно промывают поверхности поластинки. Под краном смывают пену и делают финальную промывку в "классическом" растворе. Потом надо стрехнуть капли, обтереть пластинку чистой безворсовой тряпочкой Bagi "Чудо тряпка" и разместить подсохнуть на разложеных газетах. За этикетки не беспокойтесь, они крепкие как правило, их впечатывают в винил горячим способом при шатмповке. Но тереть этикетки без нужды не надо.

Если после контрольного прослушивания на острие иглы образовался плотный серый налет типа инея, значит в звуковых канаках остатки моющих средств. Такой налет всегда остается после мытья пластинок с Ferri. Через несколько прослушиваний игла прочистит канавку, но пока звук даже хороших пластинок будет довольно мутным.

Для контроля чистоты пластинок надо переодически осматривать состояние иглы звукоснимателя в сильное увеличительное стекло.
Да! Изопропиловый спирт применяется, не из экономии, а из-за того, что он в отличие от этилового, растворяет жир и куски сала со старых залапаных пластинок. Щелачные пластинки на 78, никакими спиртами мыть нельзя, этикетки на них вообще мочить нельзя.
И последнее, в совсем уж тяжелых случаях - клей, краска легко отходит с ваткой смоченой растительным маслом. Такую пластинку нужно сразу промыть в моющем растворе

В партнёрстве с передовыми музыкантами, художниками и фотографами России мы бесплатно учим своих клиентов и просто желающих творить с техникой Apple. Сегодняшняя подборка лучших лекций Академии re:Store посвящена работе с видео.

Узнайте, как с помощью iPhone снять мобильное кино, в каких приложениях лучше монтировать и где показывать отснятый материал.

Максим Муссель: мобильное кино как авторское высказывание

Максим Муссель - режиссёр, многократный участник международных фестивалей мобильного кино, призёр International Mobile Film Festival 2014. Максим - инициатор проекта MobileFilmmaker, развивающий мобильное кино в России.

В рамках проекта проводятся мастер-классы, конкурсы и фестивали.
Из лекции вы узнаете об особенностях съёмки на смартфон. Чем мобильное кино отличается от обычного, где показывать отснятый материал и как на нём зарабатывать.

Программа лекции:

1. История мобильного кино.
2. Чем мобильное кино отличается от «большого»?
3. Язык мобильного кино: как использовать его по максимуму?
4. Краткое руководство по техническим и программным решениям для съемки и монтажа на iPhone.
5. Где показывать мобильное кино: особенности дистрибуции и продвижения.
6. Коллекция лучших мобильных фильмов по жанрам и стилям.

Виктор Исамухамедов: Final Cut Pro X в профессиональной среде

Виктор Исамухамедов - оператор, монтажёр и колорист. В портфолио Виктора - успешная реализация видеопроектов для известных компаний и музыкантов: Aviasales, Волховец, IOWA, Марсель. Работал в команде пост-продакшена картины «28 панфиловцев» вместе со студией SCANDINAVA.

В рамках лекции Виктор расскажет о простых и эффективных методах создания видео и грамотной организации своей работы в Final Cut Pro X.

Программа лекции:

1. Общие сведения о Final Cut Pro X.
2. Организация проекта в Final Cut Pro X.
3. Что такое мультикамера в Final Cut Pro X.
4. Что такое workflow?
5. Workflow c использованием Final Cut Pro X на примере полнометражного фильма «Фокус».
6. Ответы на вопросы.

Александр Ларин: музыкальные клипы с помощью iPhone

Александр Ларин - московский режиссёр, оператор, пионер айфоно-видеографии, основатель production-студии Lilac Lounge. Основные сферы работы - музыкальные клипы и travel-видео.

Среди его работ клипы «Улетай» DJ Groove, «От Астаны до Москвы» Сосо Павлиашвили, «Нарисуй мне небо» Ёлки, «Trap-n-Roll» Elvira T, «Я так хочу» Ильи Киреева. В 2015 году Александр снял на iPhone видео «Om Paris», которое вызвало большой интерес у любителей не только красивой съёмки, но и Apple.

Программа лекции:

1. Возможна ли профессиональная видеосъемка на смартфон в 2017 году?
2. Преимущества iPhone перед «взрослыми» камерами.
3. Как создать клип с помощью iPhone на примере «Ты знаешь» Ёлки и Burito.
4. Какие аксессуары и приложения необходимы, чтобы сделать из iPhone мощный видеоинструмент.
5. Почему для хорошего видео важен качественный звук. Как монтировать ролики на iPhone и Mac.

Сохраните себе подборку, чтобы не потерять. Приятного просмотра!

С выставки «Начните новое», которую re:Store организовал в Универмаге «Цветной». Если ты еще не побывал там, поторопись, ее продлили до 31 марта.

Что это за выставка

В рамках выставки прошли крутейшие семинары с известными фотографами, художниками и другими творческими личностями. Темы были самые разные: от мобильной фотографии до мастер-класса по работе в Garage Band. Прийти мог любой желающий абсолютно бесплатно, надо было лишь оставить заявку на сайте .

Такие семинары re:Store устраивает постоянно, но еще ни разу они не проходили в такой обстановке. Очень символично приходить на семинар туда, где выставлены лучшие работы, созданные с помощью техники Apple.

В чем уникальность темы

Популярность мобильного кино растет с каждым годом. Многие снимают и даже монтируют видео на iPhone. Звучит, может быть, дико, но выходит здорово.

Максим Муссель – создатель проекта MobileFilmmaker, цель которого – развитие мобильного кино в России.

Он сделал важную вещь – собрал воедино всю информацию по этой теме и подал ее в понятной форме. За два часа Максим рассказал об особенностях съемки на мобильный телефон, преимуществах и недостатках такого вида творчества. Также он дал несколько советов по съемке и продакшену.

Немного истории

Лекцию Максим начал с истории мобильного кино. Помните легендарные камерофоны Nokia n93i, Nokia N70, Nokia N95? С них все и началось.

Конечно за десять лет случился невероятный прорыв в мобильной съемке. От размытого нечто мы пришли к роликам, которые не стыдно показать на большом экране. При этом смартфоны имеют массу преимуществ перед «взрослой» аппаратурой.

Чем «мобильное кино» отличается от «большого кино»?

Мобильное кино – это особый вид творчества, который не стоит воспринимать, как урезанную версию большого кино. У него много интересных особенностей, во многом благодаря съемке на смартфон:

1. Смартфон позволяет деликатно, крайне незаметно вмешиваться в окружающую действительность. Можно спокойно снимать на смартфон, не смущая и не мешая при этом окружающим.

2. Смартфон, готовый к съемке, всегда под рукой. Не надо долго готовиться, настраивать аппаратуру, чтобы запечатлеть какой-то уникальный момент. Две секунды, и видео уже пишется.

3. Ты сам себе режиссер, оператор и сценарист. Не нужна большая команда, которую для начала надо еще собрать, донести до них мысль и заставить сплоченно работать. В голове родилась классная идея? Так иди твори!

4. Смартфон позволяет снимать с труднодоступной точки и неожиданного ракурса.

5. Снимая на смартфон, ты не зависишь, по сути, от воли продюсеров и любого вида цензуры. Твори в том направлении, в каком захочется.

Как начать снимать мобильное кино?

Для того, чтобы снять мобильное кино, нужны две вещи: идея и смартфон. Но когда берешься за это дело, выходит все не так просто. Новичкам Максим дал несколько простых советов:

  • Для начала просто заставь себя снимать на смартфон. Это не так просто, как кажется.
  • Попробуй снимать ролики, привязанные к какому-то мероприятию. День рождения, вечеринка, свадьба. Не надо будет париться со сценарием, да и проще взяться за съемку.
  • Начни с небольших роликов, не надо снимать полнометражки. Суть мобильного кино – кратко рассказать какую-то историю, передать мысль. Придерживайся этого правила.
  • ВСЕГДА! Всегда держи смартфон горизонтально. На эту тему есть даже видео, ознакомься обязательно!
  • Начинай снимать чуть раньше, чем необходимо, а заканчивай чуть позже. Так будет проще монтировать.
  • Что необходимо для съемки?

    Обойтись можно и одним смартфоном, но если хочется более профессионального результата, эти девайсы тебе пригодятся:

  • Внешние зарядные устройства (MiLi Power Spring 6 , Techlink Recharge Pocket Power).
  • Обидно будет, если смарт разрядится в самый неподходящий момент.

  • Приложения для камеры и монтажа (FiLMiC Pro , iMovie).
  • FiLMiC Pro расширяет возможности стандартной камеры и снабжает вас системой обработки кадров Motion FX на уровне мировых стандартов.

    iMovie все знают. Удобный и простой инструмент для монтажа.

  • Объектив (Объектив Olloclip 4-in-1 Lens).
  • Для разных типов съемки пригодятся разные объективы.

  • Микрофоны (Audio-Technics ATR3350IS Omni Lavalier Microphone for Smartphones , Rode SmartLav+).
  • Помимо качественной картинки, должен быть чистый звук. К сожалению, микрофон смартфона еще далек от идеала, поэтому пригодится дополнительный микрофон.

  • Стабилизаторы (AmazonBasics 60-inch Lightweight Tripod in a bag , Joby Gorillapod).
  • iPhone 6s Plus имеет оптическую стабилизацию, но порой и она не спасает. Тогда в дело идут различные стедикамы и штативы.

    Будущее мобильного кино

    По мнению Максима, совсем скоро ролики, снятые на смартфон, будет не отличить от профессиональных камер. При этом мобильное кино займет какую-то свою нишу. Это будет отдельный жанр со своей идеей и аудиторией.

    Сейчас же видео, снятые на смартфон, используются для мобильных репортажей, музыкальных клипов, короткометражек. Многие репортеры отдают предпочтение такой экстремальной журналистике. Самое главное, что мобильное кино доступно каждому. Ведь у всех есть смартфон. Достаточно просто запустить приложение «Камера» и включить видеосъемку.

    Замените предустановленное приложение «Камера» на более продвинутую программу. При всём своём удобстве оно не даёт использовать потенциал видеокамеры iPhone из-за ограниченного количества настроек.

    Эксперты мобильной съёмки советуют приложение Filmic Pro. Это одна из самых продвинутых программ для создания видео на iPhone. Она позволит вам вручную настраивать экспозицию, фокусировку, баланс белого, программировать разные режимы камеры, выбирать соотношение сторон кадра, использовать разметку для правильной композиции и задавать частоту кадров.


    Если Filmic Pro для вас слишком дорогая, попробуйте упрощённую, но более дешёвую альтернативу ProMovie Recorder +.

    2. Купите штатив или стабилизатор

    Трясущиеся руки могут легко испортить . Если для вас важна кинематографичная плавность картинки, используйте специальные аксессуары.

    Для статичной съёмки можно приобрести штатив. Выбирайте любой из них, лишь бы его высота соответствовала вашим потребностям. Но чаще всего штативы не имеют крепления для iPhone. Поэтому вам может понадобиться специальный держатель вроде Square Jellyfish . Чтобы купить хорошие штатив и держатель, хватит 50 долларов.

    Если вы хотите снимать без тряски на ходу, используйте стабилизатор. Такой аксессуар дороже штатива, но идеально подходит для динамичных роликов. Один из самых популярных стабилизаторов Zhiyun Smooth Q стоит около 100 долларов.


    Zhiyun Smooth Q. Подпись: www.amazon.com

    3. Не используйте цифровой зум

    Программное приближение ухудшает качество видео. Изображение становится зернистым и теряет резкость. Поэтому его лучше не использовать, разве что когда это действительно необходимо.

    Если хотите приблизить отдельный объект, при возможности лучше подойдите к нему и снимайте с меньшего расстояния. Есть и другой вариант - приобрести объектив с оптическим зумом. Такой аксессуар позволит приближать изображение без потери качества.

    На сайте Apple представлены наборы объективов для разных моделей от партнёров компании. К примеру, набор olloclip 4-IN-1 включает четыре объектива с разными типами линз. В него входят линзы с 10-кратным и 15-кратным зумом. Вы также можете приобрести объективы от множества других производителей в любом магазине техники.

    4. Выберите внешний микрофон

    Видео это не только изображение, но ещё и звук. Увы, встроенный микрофон iPhone не позволяет записывать высококачественное аудио.

    Если вы хотите снизить количество шумов, а также повысить громкость и чёткость звука, стоит купить внешнее устройство звукозаписи. Некоторые микрофоны вроде

    Самый главный хит на айфон снял американский режиссер Шон Бэйкер, на чем и сделал себе имя. Это комедия положений про дружбу проституток-трансгендеров «Танжерин» или «Мандарин», которая покорила мировые фестивали — в том числе, авторитетный Sundance.

    Этот «Танжерин» фактически — трендсеттер, хотя снимали так и до Бейкера, но только у него получилось сделать de facto первый полноценный полнометражный продукт таким способом, который на равных соревнуется с другими картинами на крупнейшем кинофестивале в мире.

    «Танжерин» целиком снят на телефон. Это красочное кино, очень бодрое, типичный пример независимого американского кинематографа. По сюжету это — одиссея двух проституток-трансгендеров, которые идут искать правду, то есть сутенера, который разбил сердце одной из них. Очень смешное кино, которое даст фору многим современным американским независимым проектам. При этом — ни одного известного актера.

    Конечно, не все так просто. При съемке использовали киношное оборудование: и стадикам, и специальные линзы, объективы, на монтаже тоже много добавили, картинка потому такая сочная и по-хорошему зернистая. Глаз не отличит. Критики Hollywood Reporter назвали картину четкой и потрясающе кинематографичной. В общем, конечно, не просто взять в руки айфон — нужны еще какие-то технологии. Картина режиссера Шона Бейкера в итоге пошла в большое плавание после фестиваля, права на ее прокат купил известный дистрибьютор независимого кино Magnolia Pictures. Так что все по-взрослому в этом взрослом фильме. После успеха именно этой картины режиссер Стивен Содерберг заявил, что свой новый фильм снимет именно на iPhone, чем он сейчас и занимается. Чаще всего пока на смартфон снимают инди-драмы.

    Скорее, это психологический триллер, фактически современная версия фильма «Сияния», закос под Кубрика. Главный герой сходит с ума в собственном загородном доме, не может отличить реальное от воображаемого. А страдают его самые близкие. Вот все это помешательство и снято просто так, на телефон, хотя изначально режиссер планировал снимать на пленку. Но так все-таки оказалось дешевле, хоть и пришлось использовать кучу приложений наподобие Filmic Pro. К тому же, такой модный способ помог собрать деньги на проект методом краудфандинга. Режиссер считает, что именно айфон помог лучше передать состояние сумасшествия героя, все-таки это более интимное приближение, какое-то более хрупкое, что ли.

    Тогда же, когда и «Танжерин», в прокат вышел первый серьезный документальный фильм, снятый на iPhone. Он называется «Художник из Джалузи», красочный фильм про эффектный арт-проект на Гаити. Художник из Джалузи — бедняк, который живет на окраине Порт-о-Пренса, столицы Гаити. Чтобы как-то разнообразить жизнь не только для себя, но и для окружающих, он решился на эксперимент: начал красить стены домов своего район и таким образом изменил его облик в какой-то момент кардинально. Человек по имени Дюваль решил добавить немного оптимизма в жизнь униженных и оскорбленных. Он просто добавил цвета. Фактически, затеял урбанистический арт-проект. Чтобы сделать район более приятным, он его раскрасил, собрал команду единомышленников из местных жителей, преимущественно детей. Теперь он стал местный героем, которому все помогают и поддерживают. А режиссеры Дэвид Дерг и Брин Музер сняли про него это кино. Кстати, компания Apple почувствовала, что становится в какой-то степени еще и производителем киноаппаратов, и сама предложила авторам протестировать свои новые смартфоны, тогда шестые, в рабочих условиях, что они и сделали.

    Пионером в художественных фильмах в этом жанре выступил корейский режиссер Пак Чхан Ук, тот самый автор известного «Олдбоя» про жестокую месть. Еще в 2011году он снял одним из первых триллер в жанре нуар на iPhone, «Ночная рыбалка». Там все так страшно, жутко и сюрреалистично, прямо Линч какой-то, ну или фильм ужасов. Идет мужик на рыбалку, но в сети ему попадается вовсе не рыбка, а утопленница. Вот такой очередной триллер, который Пак Чхан Ук, автор трилогии про месть, снял вместе с братом, половина действия происходит в темноте. Спасают специальные линзы, так даже выигрышнее местами смотрится, как будто смотришь реальную документальную съемку. Всего 30 минут, но от начала до конца — только iPhone, тогда еще только четвертого поколения. Никаких излишеств, которые есть сегодня, наворотов и приложений. И все равно снял. Кино увлекательное, можете посмотреть, оно есть в сети. Кстати, профессионалы тоже оценили попытку. На Берлинском фестивале фильм получил «Золотого медведя» как лучшая короткометражка.

    Айфоны как Троянский конь входят и в документальные картины, причем громкие и оскароносные. Как, например, лента «В поисках Сахарного человека». «В поисках сахарного человека» — один из документальных хитов последнего времени. В этом кино режиссеры копают под известного в прошлом рокера Родригеса. Он был популярен в Южной Африке, особенно на волне борьбы с апартеидом, его песни вдохновляли местных бойцов. И вот сегодня решили о нем вспомнить, каким он был и что с ним происходит сейчас. Частично кино сняли на iPhone 5. Дело в том, что в какой-то момент 8-миллиметровая пленка, на которую они снимали, просто закончилась. Пришлось выкручиваться, так и возникла идея снимать с помощью соответствующего приложения на смартфоне.

    Ну а напоследок — котики. Как несложно догадаться, азиаты с радостью восприняли эту культуру, там не снимает разве что ленивый. Есть очень «няшный» ромком из Южной Кореи, который так и называется «Кошки и собаки».