Синхронизация накамерных вспышек в ттл режиме. Знакомство с внешней вспышкой

При использовании стандартного TTL замера вспышки камера использует обычный режим замера экспозиции, используя встроенную память камеры. TTL замер вспышки измеряет мощность вспышки света, отраженной от предмета. Эту информацию камера получает через объектив. В таком случае, если вы используете защитный или любой другой фильтр, потеря света, вызванная наличием дополнительного стекла, будет учтена. TTL изменяет экспозицию вспышки благодаря использованию специального датчика, который измеряет мощность вспышки, отраженной от поверхности датчика изображения во время её работы. Данный TTL замер не использует предварительную вспышку для расчета экспозиции.

Автоматический TTL-замер

В автоматическом режиме TTL-замера, камера выполняет те же функции, что и в режиме TTL замера. То есть, камера использует информацию о количестве света, определенного специальными датчиками. Кроме того, в автоматическом режиме замера, вспышка так же использует предварительный импульс света, помогающий в расчете соответствующей диафрагмы в зависимости от расстояния до объекта, которое должен пройти свет, что бы осветить его. Этот импульс света включается при половинном зажатии кнопки спуска затвора. Основная вспышка включится когда кнопка будет нажата полностью. Кроме того, если вы установили камеру в программный режим и используете замер A-TTL , камера сравнивает и оценивает информацию со стандартной системы замера экспозиции и автоматического TTL, а затем выбирает большее значение диафрагма, для обеспечения более точной экспозиции и увеличения резкости и глубины резкости.

Оценочный TTL замер

Оценочный TTL замер использует другую технологию для определения необходимых настроек. При использовании замера E-TTL, камера активирует предварительную вспышку, которая отличается от тех импульсов, которые используются в режиме A-TTL. Вспышка в оценочном режиме замера TL активируется непосредственно перед открытием затвора (не тогда, когда кнопка спуска затвора нажата наполовину, как в A-TTL). Таким образом, значения экспозиции рассчитывается за долю секунды до основной вспышки, а не во время измерения окружающего света. Кроме того, информация от предварительной вспышки будет проанализирована на основе датчика TTL, а не внешнего датчика на вспышке. Это делает режим E-TTL более точным. Человеческий взгляд может даже не уловить импульс света от предварительной вспышки E-TTL, так как он запускается чрезвычайно быстро.

Заключение

Система измерения TTL стала большой находкой для фотографов, этот режим способен невероятно точно и быстро определить необходимую мощность света вспышки. Теперь, в эпоху цифровой фотографии, вы кроме всего прочего, можете сразу же посмотреть на получившийся результат, и в случае необходимости сделать некоторую корректировку настроек и попробовать сфотографировать еще раз. Если снимок переэкспонирован (или недоэкспонирован) вы можете перенастроить вспышку и продолжить работу. Если вы научитесь так же понимать различия между режимами TTL замера, ваша работа станет более продуктивной и творческой. Умение ориентироваться в разных настройках вспышки позволяет создавать более качественные фотографии.


Почти все накамерные фотовспышки являются системами TTL , то есть во всех случаях измеряется и оценивается количество света, прошедшее через объектив.

Система TTL

Стандартная система TTL действует следующим образом:

При срабатывании затвора (открытии полной площади кадрового окна) зажигается вспышка. Flash-TTL сенсор 2 на рис.1 в аппарате улавливает свет, прошедший через объектив и отраженный от пленки (путь света указан зелёной линией) и передаёт в процессор камеры который обрабатывает информацию о его количестве, в момент достижения правильной, по мнению аппарата, экспозиции процессор камеры передаёт во вспышку сигнал "достаточно" и IGBT транзистор практически мгновенно прекращает горение разряда в лампе. При этом неиспользованная энергия конденсатора вспышки остается в полной сохранности и время и энергия необходимые для перезарядки емкости существенно сокращаются.

Некоторые недостатки заключаются в том, что из-за абсолютно разных условий съемки и разных отражающих свойств объектов правильная экспозиции в некоторых случаях практически невозможна. Например, когда на пути между камерой и объектом съёмки внезапно возникает обьект с высокой отражающей способностью. Обычно такая система расчитана на то, что отражающие способности сцены близки к отражающей способности стандартной ). Не трудно представить себе ситуацию, которая серьезно отличается от подобной. Скажем светлые объекты (стена, бумага, светлый фон), занимающие бОльшую площадь кадра отражают света значительно больше, чем 18%. Доверяя автоматике на 100% в такой ситуации мы получим недодержку приблительнов 2 ступени. Хотя справедливости ради нужно заметить, что ситуации эти вообщем-то известны и легко исключаемы в бытовой съемке. В примере чуть выше необходимо просто установить поправку экспозиции. Навыки легко достигаются увеличением опыта съёмок.

Рис 1 Оптические пути системы экспонометрии и автофокусировки фотокамер Nikon

1 - датчик автофокуса, 2 - датчик вспышечного TTL, 3 - главный экспонометрический датчик камеры.

Система 3D Multi Sensor Ballanced Fill-In Flash

Наиболее совершенный режим работы вспышек Никон. Эта система принципиально отличается от предыдущих. Кратко механизм работы.

Сразу после поднятия зеркальца, перед тем как начнется открывание затвора, вспышка излучает серию быстрых тестовых предвспышек, которые, отражаясь от закрытых шторок затвора, улавливаются системой TTL Multi Sensor (5-сенсорная система) камеры. Более того, информация о удаленности объекта передается от объектива серии D и обрабатывается камерой вместе с информацией системы TTL. Это автоматически вносит коррективы мощности вспышки. После этого открывается затвор и происходит заранее рассчитанный импульс вспышки.
Эта система практически исключает ошибки кромеуказанных выше (возникновение предметов с высокой отражающей способностью на пути камера-объект съёмки). Но фото на фоне отражающего материала, съемка при недостаточном основном освещении объекта на фоне пейзажа, окна, заката, источника света (контровое освещение) получаются весьма удачно.

Система A-TTL

Система, применяемая фирмой Кэнон, A-TTL, помимо стандартного TTL замера учитывает также расстояние до объекта съемки (подобно Система 3D Multi Sensor Ballanced Fill-In Flash от Nikon).

Сисета E-TTL (Evaluative-Through-The-Lens) auto flash control

В отличие от TTL, A-TTL да и 3D автоматических систем вспышек, которые используют специальный многозонный сенсор для определения экспозиции, система E-TTL использует нормальный замер через систему экспонометрии камеры и автоматически определяет экспозицию вспышки.


А - режим работы вспышки

Не TTL автоматическая работа вспышки предполагает установку значения диафрагмы и чувствительности пленки на самой вспышке. Отраженный во время свечения вспышки свет улавливается сенсором на корпусе вспышки, который определяет достижение правильной экспозиции и выключает вспышку, ориентируясь на установленную чувствительность пленки и диафрагму.

Ручной режим работы фотовспышки

Самая простая система вспышек -ручное управление - не предполагает какого либо автоматизма в работе. Необходимая для правильной экспозиции диафрагма определяется в зависимости от расстояния до объекта и чувствительности используемой пленки, с помощью таблицы на задней панели вспышки, с помощью формулы или с помощью автоматического (которым оснащены практически все современные накамерные вспышки начиная от среднего класса) калькулятора с дисплеем.

При съемки со вспышкой типа "горячий башмак" есть кое-какие основные правила. Как мне правильно настроить параметры вспышки? Как режимы TTL влиют на фото? Что такое синхронизация вспышки и, что еще важнее, в чем разница между синхронизацией на первой и второй шторках? Где выставлять значения вспышки? Что такое флеш-зум? Все эти и другие вопросы найдут ответы в этой статье.

Режимы работы вспышки.

При работе с горячим башмаком в ручном режиме вы, в основном, устанавливаете питание вспышки. Большинство вспышек позволяют выставлять максимальную или минимальную мощность или что-то среднее между ними. Как и камеры, у вспышки есть режимы. Это касается мощности и измеряется в частичных величинах: 1(или полная), 1/2, 1/4, 1/8, 1/16, 1/32, 1/64 и так далее. Проще говоря - полная мощность, половина, четверть и в том же духе. Перемещение на один шаг по этой шкале (от полной мощности до половины, от половины до четверти) - это одно переключение. Так же, как в настройках экспозиции, выдержки или диафрагмы.

В зависимости от вашей конкретной вспышки, от ее модели или марки, можно выставить половину или даже треть, как в настройках выдержки или диафрагмой. На некоторых вспышках мощность устанавливается непосредственно на вспышке и отображается на ее ЖК-дисплее.

Другие вспышки, особенно небольшие, могут быть настроены только через меню камеры, так как они полностью контролируются датчиками. Правильная настройка вспышки, совместимой с вашей камерой, может сделать вашу фото-жизнь намного проще. Речь идет не только о дополнительном удобстве, но и о расширенной функциональности.

При изменении значений мощности вспышки важно помнить, что вы тем самым не меняете количество света, которое испускает вспышка. Количество света всегда одинаково. При снижении мощности вы на самом деле изменяете только продолжительность излучения этого света. Так, увеличение мощности приведет к тому, что вспышка будет гореть чуть дольше.

Другой факт в том, что количество света на полной мощности разное у разных торговых марок и моделей, и диапазон настроек питания между максимумом и минимумом тоже разный. Например, Canon 580 EX куда мощнее, чем Canon 430 EX, и предлагает ряд параметров питания вплоть до значения 1/128, в то время как 430-ая останавливается на 1/64.

Для вспышки Canon, E-TTL расшифровывается как "оценочное измерение через объектив). При установки вспышки в режим ETTL, вспышка излучает свет на самом деле еще до съемки. Это предварительная вспышка. Измеренное количество света возвращается через объектив и сравнивает его с исходным количеством, излучаемым от камеры до объекта. На основании этих двух критериев, камера расчитывает какой уровень питания вспышки нужно установить, чтобы снять соответствующую экспозицию.

Следующие изображения показывают два различных режима работы вспышки. В первом - вспышка установлена в ручном режиме на 1/2 мощности. Во втором - ETTL-режим, а это означает, что камера автоматически установит нужную мощность в соответствии с данным освещением.

Помните, в ручном режиме за все огрехи отвечаете вы сами. Это значит, что какую вы мощность вспышки установите, такая она и будет от одного снимка к другому, пока вы сами, собственноручно, не измените ее значения. В режиме TTL камера работает со вспышкой для определения мощности, необходимой для конкретного сюжета, и, если нужно, меняет эти значения. Таким образом, если меняется расстояние до объекта или освещение, вспышка обнаружит это, и камера изменит ее параметры.

Синхронизация вспышки

Сихронизация вспышки изначально зависела от скорости затвора, при которой и камера, и вспышка могут функционировать нормально. Добиться этого было довольно сложно. Теперь синхронизация вспышки больше относится к тому, как вспышка работает по отношению к вашей экспозиции. Лучше всего это продемонстрировать, представив длительную работу, около 6 секунд. Вспышка можнт работать сразу при раскрытой диафрагме или перед второй шторкой, когда затвор начинает закрываться. Для первой шторки синхронизация произойдет в момент открытия затвора. Для второй - в момент активации вспышки.

Оба способа хороши и создают определенный эффект в конечном изображении.

Если ваш объект и камера неподвижны, то не будет иметь значения момент вспышки. Если есть движение, то со вспышкой в первом режиме будет освещен объект и запечатлен в той точке, когда затвор открыт полностью, а затем окружающий свет будет освещать любоей движение, происходящее в остальной части экспозиции.

Во втором режиме вы сможете записывать движение до того момента, как вторая шторка полностью закроется, и объект будет запечатлен, освещенный вспышкой. Так, вы можете получить на снимке все этапы движения.

Если объект движется слева направо, используйте синхронизацию на первой шторке, размытие будет справа от запечатленного объекта, если вы выставили подходящую выдержку. При съемке на второй шторке - размытие будет слева от предмета. Если у вас проблемы с этим, уменьшите скорость затвора. Не бойтесь, 1/2 секунды или немного больше - это не страшно. Оба снимка ниже были сделаны во втором режиме.

Флеш-зум (Зум вспышки)

Флеш-зум означает, как широко будет распространяться свет. Некоторые вспышки не имеют параметров масштабирования. В автоматическом режиме флеш-зум определяет фокусное расстояние от объектива и регулирует широту света в соответствии с этим.

Чтобы сделать это, вспышка изменяет расстояние между фактической импульсной лампой (свет) и диффузором (пластик в передней части вспышки). Если вы используете зум-объектив, некоторые вспышки могут снова изменить жто расстояние, так как увеличение или уменьшение масштаба не может сраниваться с новым фокусным расстоянием. Если вы используете простой объектив, нужно, очевидно, регулировать только вспышку.

Разные марки и модели вспышек предлагают различные значения диапазона зума. Например, Canon 430 и 580 серий предлаеют использовать фокусное расстояние от 24 до 105 мм при использовании совместимого на полном кадре (35 мм) объектива EOS DSLR. Если вы используете камеры DX(APS-C), диапазон будет составлять от 15 до 65 мм.

Вы также можете установить вспышку в режим ручного управления зумом. Таким образом, можно менять зону масштабирования и распространение света вспышки в зависимости от фокусного расстояния вашего объектива. Вы также можете использовать ручной флеш-зум для решения творческих задач, меняя угол обзора флеш-зума. Это позволит осветить определенную зону кадра.

Направление вспышки.

Некоторые модели вспышек предлагают вам возможность отразить свет от потолка, стен, отражателей, чтобы смягчить его воздействие на объект. Эти вспышки имеют наклон и/или вращающуюся головку, которая может перемещаться вверх, вниз, влево, вправо и наоборот. Наклон и свобода панорамы зависят от кокнретной модели. Например, Canon 580 серии может наклоняться от 7 градусов (вниз) до 90 градусов (вверх), а серии 430 - до 90 градусов вверх.

Со вспышкой с вращающейся головкой очень удобно, это дает возможность манипулировать светом таким образом, что свет окружает ваш предмет со всех сторон, а не только с одной. Отраженный от стен и потолка свет может сделать кадр более естественным, смягчая тени. Обычно это приводит к более приятному контрасту.

Если вы находитесь в месте, где потолки слишком высоко для света, чтобы отразиться, вы можете попробовать провести рукой прямо перед вспышкой, чтобы бросить немного света вперед. Некоторые вспышки оснащены специальной встроенной картой для этой цели. Можно сделать ее самостоятельно, прикрепив к вспышке резинкой.

Как правило, вспышка устанавливается таким образом, что свет составляет примерно половину расстояния до объекта съемки. Если объект очень близко к стене, можно установить головку вспышки в верхний угол, где стены и потолок сходятся. Еще один способ - повернуть головку вспышки к стене, прямо позади вас, так свет отразится обратно на объект.

Решиться купить

Есть множество моделей и брендов. Некоторые могут предложить все функции и возможности, о которых мы говорили только что, а некоторые не могут. Конечно, чем больше доступных функций, тем легче вам будет контролировать вспышку, экспериментировать с ней и просто творить. Разумеется, вспышки, о которых шла речь, стоят дорого.

Основные производители камер, такие, как Nikon и Canon имеют свои собственные линии вспышек, идеально совместимые с тушками камер и предоставляющие широкий спектр возможностей. Но ценники, наверняка, толкнут вас на поиски более дешевого аналога для вашей камеры. Иногда вспышки дешевле действительно имеют хорошие функции. Если вы не уверены, что готовы вложить в это дело большие деньги, покупайте подешевле, это убережет вас от лишних трат.

Размещайте ваши советы о съемке со вспышкой в комментариях! Ну а если вы хотите научиться получать с обычной вспышкой профессиональные фото как в глянцевых журналах, то кликните по картинке ниже!

Большинство современных камер выполняют замер экспозиции при помощи TTL технологии. TTL замер позволяет автоматически определять настройки для создания оптимально освещенного снимка. Настройки определяются не только на основании замера внешнего освещения. На них влияют и другие параметры. Режимов TTL существует три: простой TTL, автоматический TTL и оценочный TTL. Замеры делаются благодаря отраженному свету или предварительной вспышке.

Режим замера TTL

Обычный TTL использует систему экспозамера, встроенную в камеру. Предварительная вспышка не выполняется. Если вы будете использовать какие либо фильтры, то вспышка учтет это и скорректирует свою мощность. Информация поступает от специальных датчиков.

Автоматический TTL-замер

Автоматический режим делает предварительный импульс и на основании данных, полученных специальными сенсорами, делается расчет основной вспышки. Импульс света запускается тогда, когда кнопка спуска затвора нажата до половины.

Оценочный TTL замер

Оценочный TTL или E-TTL более точный и быстрый. Предварительная вспышка срабатывает за долю секунды до открытия затвора. Таким образом, нажав на кнопку спуска затвора на половину, предварительный импульс на сработает. Нажав на кнопку спуска затвора до конца, появится предварительный импульс, который чаще всего даже не заметен для человека, камера произведет расчет и скорректирует основной импульс. В это время открывается затвор и происходит основной, уже рассчитанный импульс.

Вывод

Вся система TTL очень полезна, так как она позволяет очень точно рассчитывать импульс вспышки. Поработав с различными режимами вы поймете, какой из них больше подходит для определенных ситуаций. Все они по-своему хороши, поэтому стоит разобраться с этим вопросом более детально.