Школьная линейка 1 сентября. Позади остался садик

Леворукий ребенок в праворуком мире

Я, Шаврина Надежда Владимировна , по образованию учитель начальных классов и специальный психолог. Я работаю учителем начальных классов в Кемеровской области г. Полысаево и столкнулась с тем что в моем классе учатся 27 человек первоклашек из которых 6 ребят левши. Так как у меня у самой сын левша, то я решила досконально изучить проблему леворукости.
Я считаю, что проблема леворукости сейчас в наше время является актуальной, так как в нашем мире сейчас большой процент левшей. Если раньше это считалось не нормой, а скорее всего аномалией, то сейчас к этому относятся вполне нормально и самое главное в процессе образования таких деток наконец-то перестали переучивать. Ученые, педагоги и психологи с давних времен занимались проблемой леворукости.
У родителей таких деток, как зачастую возникает множество вопросов, связанных с особенностями их малышей. Почему ребенок гиперактивен? Почему он постоянно теряется, плохо ориентируется? Почему не хочет рисовать и писать? Почему читает слова с середины или с конца, иногда и вовсе в противоположном направлении? Почему наш малыш не такой, как другие дети? Может ему не хватает нашего внимания или мы не умеем воспитывать? Что нам делать дальше, как ему помочь? Как подготовить его к обучению? Когда лучше отдать его в школу, с одногодками или подождать годики дать ему возможность подрасти, повзрослеть, окрепнуть, стать серьезнее? Стоит ли его переучивать на правую руку? С некоторыми из этих вопросов столкнулась и я в воспитании своего сына и воспитании и обучении детей своего класса.
Для маленького левши характерен особый тип поведения: он не может усидеть на маминых руках, попав в новое помещение, он начинает тщательно обследовать все вокруг, рассматривая содержимое шкафов, коробок и т.д. Потому что у большинства левшей более развита зрительная оценка информации, они в первую очередь реагируют на внешний вид предмета (его форму и цвет), для них недостаточно его словесное описание. Именно из-за того что зрительные впечатления преобладают над слуховыми объясняется и некоторое их отставание в усвоении программы в детском саду и тем что им необходимо несколько раз повторять требования, поручения, просьбы, инструкции. Исходя из этого, можно сделать вывод, что родители не напрасно тревожатся по поводу недостаточной подготовленности леворукого ребенка к школьному обучению. Такому ребенку требуется специальная подготовка, направленная на выработку навыков, адаптирующих его к праворукой среде, в наше время существуют предметы для леворуких (линейка, ручка, ножницы) для лучшей адаптации их к социуму, но даже с этими вещами леворукому трудно приспособиться к нашему миру. Такие детки путаются в механических часах. Ученые психологи выделили четыре группы леворукости в зависимости от причины ее возникнокения: генетические, патологические, переученные (с левой руки на правую) и имеющие вынужденную леворукость (вследствие повреждения или утраты правой руки – «компенсаторные возможности»).
Анализ деятельности леворуких детей, которые имеют трудности в обучении чтению и письму, показал, что в основном это дети с патологическим происхождением леворукости. Генетически они являются правшами, но из-за того что у них поражен левый или оба полушария, возникшие в пренатальном или постнатальном периоде, они становятся леворукими и поэтому используют для письма и других действий левую руку. Такие дети часто путают - где право и где лево, нарушено зрительное восприятие. Специалисты считают, что именно таких детей категорически нельзя переучивать на правую руку. Потому что правая рука связана с организацией деятельности левого полушария, которое. Изучая сведения о развитии детей в классе, в их медицинской карте есть записи о наличии у матери патологии беременности и родов, а у некоторых детей нарушение развития на ранних этапах жизни. Если досконально рассмотреть рождение моего ребенка то как раз я здесь могу сделать вывод о том что он как раз относится к таким деткам, так как на раннем этапе развития, когда детки в норме начинают в 1-2 месяца держать голову, то мой ребенок начал держать голову только лишь в 5 месяцев после лечения, которое нам назначил врач невропатолог. А уж позже выяснилось что он левша, так как скорее всего у него произошли какие-то изменения в левом полушарии мозга то тут я могу сделать вывод что на фоне этого он в 4 года плохо говорит. Исходя из этого я пришла к выводу, что наш ребенок относится к группе "компенсаторное" левшество, связанное с каким-либо поражением мозга, чаще - его левого полушария. Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием, то в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка, соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Именно поэтому, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего и при письме. Так как левое полушарие головного мозга отвечает за речь, то у ребенка с нарушениями деятельности левого полушария головного мозга скорее всего будут отклонения в развитии речи, моторики и такой ребенок скорее всего позже начнет говорить. Следует отметить, что леворукость в этом случае нельзя рассматривать как причину этих отклонений. Они, как и леворукость, являются следствием одних и тех же причин. По всей видимости из-за каких-то нарушений у нашего ребенка и страдает речь, начал поздно говорить и в 4 года плохо говорит для его возрастной группы. Проводимые УЗИ головного мозга показали, что мозг в целости и никаких нарушений нет. Поэтому мы очень тщательно над ним наблюдаем, некоторые действия он может спокойно выполнять правой рукой, но вот основные работы, такие как: писать, рисовать и кушать – это он все делает левой рукой. Но вот ножницы он лучше держит в правой руке.
По методике рука-ухо-глаз наши результаты ЛЛЛ. Мною было решено ни в коем случае не переучивать ребенка, чтоб не ломать ему мозг.
У леворуких детей наблюдаются следующие трудности:
- они плохо воспринимают и запоминают сложное сочетание букв при чтении и поэтому у них медленный темп;
- ребенок путает сходные по внешним признакам буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр;
- заменяет сходные по форме геометрические фигуры (на овал може сказать круг, на ромб может сказать квадрат и т.п.;
- ему трудно переписать или переписать также как на образце;
- не аккуратное написание, легкое дрожание;
- зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
- очень медленный темп письма.
Но проанализировав детей в классе, я пришла к выводу, что большая часть левшей в моем классе это успешные ученики, у которых хорошо сформирован подчерк и которые активно работают на уроке. В дальнейшем я планирую разработать рекомендации по работе с леворукими ребятишками на уроках и во внеурочное время.

Леворукий ребенок в школе

Левшами являются около 10% людей, причем, по оценкам зарубежных и отечественных специалистов, доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Практически в каждом классе начальной школы можно встретить 1-2 (а иногда и более) детей, активно предпочитающих при письме, рисовании и выполнении других видов деятельности левую руку правой.

Леворукость - это не патология и не недостаток развития. И тем более не каприз или упрямство ребенка, просто не желающего работать «как все» правой рукой, как иногда считают некоторые родители и «опытные» учителя. Леворукость - очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

Асимметрия рук, т. е. доминирование правой или левой руки, или невыраженное предпочтение какой-либо из рук (амбидекстрия) обусловлены особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У правшей доминирующим, как правило, является левое полушарие, специализирующееся на переработке вербальной информации (у 95% правшей центр речи расположен в левом полушарии).

У левшей же расположение основных функций между полушариями более сложно и не является просто зеркальным отражением асимметрии мозга, обнаруживаемой у правшей. Многочисленные исследования (Спрингер С., Дейч Г.) показывают, что функциональная асимметрия у левшей менее выражена, в частности, центры речи могут быть расположены как в левом, так одновременно и в правом полушарии, а зрительно-пространственные функции, выполняемые обычно правым полушарием, могут контролироваться также и левым. Таким образом, у левшей отмечается менее четкая специализация в работе полушарий головного мозга.

Специфика мозговых функций левшей влияет на особенности их познавательной деятельности, к числу которых относятся: аналитический способ переработки информации, поэлементная (по частям) работа с материалом; лучшее опознание вербальных стимулов, чем невербальных; снижение возможности выполнения зрительно-пространственных заданий (Безруких М. М.; Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К.).

До недавнего времени леворукость представляла серьезную педагогическую проблему. Считалось необходимым систематически переучивать леворуких детей, у которых не оставалось альтернативы при выборе руки для письма - все должны были писать правой. При переучивании использовали порой самые жесткие меры (наказание, надевание варежки на левую руку и пр.), не считаясь с индивидуальными особенностями и возможностями ребенка и принося в жертву его здоровье. Существуют многочисленные данные, показывающие, что у леворуких детей невротические состояния и неврозы встречаются значительно чаще, чем у детей-правшей. Одной из главных причин развития неврозов у левшей считается насильственное обучение действиям правой рукой в первые годы жизни или в первый год обучения в школе. Эта причина становится очевидной в свете данных об особенностях функциональной асимметрии мозга: переучивание приводит к ломке естественно сложившегося индивидуального профиля латерализации, что служит мощным стрессогенным фактором. По существу, насильственное переучивание является формой давления праворукой среды, подравнивающей под себя леворукого ребенка и игнорирующей его индивидуальность.

В последние годы школа отказалась от практики переучивания леворуких детей и они пишут удобной для них рукой.

Однако тем самым проблема леворукости для школы не снимается, поскольку остаются дети - скрытые левши. Речь идет о тех случаях, когда природного левшу переучивают в дошкольном детстве. Такое переучивание может носить целенаправленный характер, когда родители, замечая склонность ребенка к предпочтению левой руки, стремятся исправить этот «недостаток» и предупредить те возможные трудности, которые ожидают ребенка в дальнейшем Чаще всего это происходит в семьях с наследственной леворукостыо, где один или оба родителя либо ближайшие родственники также леворуки. В таких семьях взрослые особенно вни¬мательны к этой стороне развития ребенка, поскольку сами столкнулись с проблемами жизни левши в праворукой среде.

В дошкольном возрасте возможно и ненасильственное переучивание. В раннем дошкольном возрасте родители и воспитатели не всегда обращают специальное внимание на то, какая рука у ребенка ведущая, тем более что направление «рукости» достаточно отчетливо устанавливается только к 3-5 годам. Между тем при обучении новым действиям дети стараются сделать так, как говорит взрослый: брать ложку в правую руку, держать карандаш правой рукой и т. п. И ребенок-левша, выполняя требования взрослого, делает так, как велят, даже если это действие ему не очень удобно. В результате такого ненасильственного переучивания многие родители могут и не подозревать, что их ребенок - левша.

При овладении бытовыми навыками скрытая леворукость ребенка, как правило, не сказывается на успешности выполнения действий, однако, приступая к систематическому обучению в школе, особенно при овладении письмом и чтением, такие дети могут встретиться с неожиданными трудностями.

Поэтому важно определить направление «рукости» ребенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в школу.

Для диагностики типа ведущей руки у детей начиная с 5-6 лет возможно использование различных функциональных проб: тест переплетения пальцев, тест «аплодирование», тест перекреста рук на груди, или «поза Наполеона», и др.

В практике работы с детьми широко применяется метод оценки участия рук в процессе выполнения различных действий. Это могут быть символические действия, когда ребенка просят показать, как он, например, поливает цветы, режет хлеб, держит зубную щетку, ножницы и т. д. Действия могут быть и реальные, выполняемые в специально подобранных заданиях, требующих манипулирования.

Тестовая батарея подобных заданий включает в себя такие игровые задания: рисование правой и левой рукой, открывание коробочки, вырезание ножницами по контуру рисунка, нанизывание бисера, развязывание узелков и др. (Безруких М.М.) В каждом задании оценивается степень активности правой и левой руки. На основании этого делается заключение о доминирующей руке у ребенка и даются соответствующие рекомендации в отношении того, какой рукой его целесообразно учить писать.

Леворуким считается ребенок, набравший больше плюсов в графе «Левая рука». Как указывают авторы, если такой ребенок берет ручку в левую руку и пытается писать ею, нецелесообразно его переучивать и заставлять писать правой рукой. Но даже если ребенок получил больше плюсов в графе «Правая рука», но рисует левой рукой и качество рисунка выше, чем при рисовании правой рукой, не следует принуждать его писать правой рукой (при том условии, что сам он пытается писать левой).

Определенные сложности возникают при выборе ведущей руки у амбидекстров, т. е. тех детей, которые продемонстрировали одинаково хорошее владение и левой, и правой рукой. В этом случае возможны такие варианты:

Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т. е. одинаково хорошо пишущие и рисующие правой и левой рукой. Как правило, эти дети - левши, но дома или в детском саду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму идет легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть недостаточно удовлетворительным (плохой почерк, пишет как курица лапой).

Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть имевшаяся ранее травма правой руки, нарушение ее моторных функций. В этом случае целесообразно учить ребенка писать правой рукой.

Определение ведущей руки ребенка необходимо для того, чтобы полнее использовать его природные особенности и снизить вероятность осложнений, возникающих у леворуких детей при переходе к систематическому школьному обучению. Однако, стремясь предупредить сложности, ожидающие левшу при обучении письму правой рукой, нужно помнить: определение ведущей руки и выбор на этом основании руки для письма - чрезвычайно ответственный шаг.

Действительно, переучивание леворуких детей во многих случаях не только нежелательно, но и недопустимо. Как показывает опыт работы с такими детьми, нередко переучивание, начатое уже после того, как ребенок приступил к систематическому обучению письму (в середине-конце I класса), только усугубляет ситуацию. Поэтому вопрос о переучивании левши может быть поставлен только до начала обучения письму.

Однако наряду с этим известно немало случаев успешного переучивания леворуких детей без отрицательных последствий.

Таким образом, вопрос о переучивании леворукого ребенка в каждом конкретном случае должен решаться строго индивидуально с учетом индивидуальных физиологических и психологических особенностей, адаптационных возможностей организма и личных установок ребенка. При этом следует учитывать результаты диагностики всех латеральных признаков, сопутствующих леворукости: доминантность глаза, уха, нижней конечности (Крылов Д. Н., Кулакова Т. П.). Как уже упоминалось, дети-левши обладают определенной спецификой познавательной деятельности. Это относится как к истинным левшам, так и к переученным, у которых полушария мозга выполняют несвойственные им функции.

В деятельности леворукого ребенка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления:

Сниженная способность зрительно-двигательной координации- дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений, особенно их последовательности; с трудом удерживают строчку при письме, чтении; как правило, имеют плохой почерк.

Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, трудности при анализе пространственных соотношений: у левшей часто отмечаются искажение формы и пропорции фигур при графическом изображении; зеркальность письма; пропуск и перестановка букв при письме; оптические ошибки, смешение на письме близких по конфигурации букв (т-п, м-л, н-к, и-н); ошибки при определении правой и левой сторон, при определении расположения предметов в пространстве (под-над, на-за и т. п.).

Особая стратегия переработки информации, аналитический стиль познания: для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание его «по полочкам», на основании такого подробного анализа строится целостное представление об объекте деятельности. Этим во многом объясняется медлительность леворуких детей, так как для полного восприятия или понимания им необходима более длительная поэтапная проработка материала (Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К.).

Слабость внимания, трудности переключения и концентрации.

Речевые нарушения: ошибки звукобуквенного анализа. Перечисленные особенности самым непосредственным образом влияют на успешность овладения учебными навыками, прежде всего письмом (в меньшей степени - чтением), в усвоении которого у леворуких детей отмечаются наибольшие сложности.

Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей являются их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, обидчивость, раздражительность, а также сниженная работоспособность и повышенная утомляемость. Это следствие не только специфики межполушарной асимметрии, но и попыток переучивания, которых не избежали многие дети-левши. Кроме того, немаловажное значение может иметь и тот факт, что примерно у 20% леворуких детей в анамнезе отмечаются осложнения в процессе беременности и родов, родовые травмы (по некоторым данным, родовая травма может выступать одной из причин леворукости, когда функции поврежденного левого полушария, более подверженного влиянию неблагоприятных условий, частично принимает на себя правое полушарие).

Повышенная эмоциональность леворуких детей является фактором, существенно осложняющим адаптацию к школе. У левшей вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и более болезненно, чем у большинства сверстников. Поэтому леворукие первоклассники требуют пристального внимания со стороны учителей, родителей и школьных психологов.

Леворукость ребенка может быть выявлена психологом во время записи ребенка в школу. С такими детьми целесообразно провести более глубокое диагностическое обследование, направленное на выявление их психологических особенностей, с тем, чтобы дать родителям необходимые рекомендации по организации специальных занятий в летний период.

На протяжении I класса (а возможно, и более продолжительное время) леворукие школьники могут нуждаться в проведении комплекса специальных занятий, направленных на развитие:

зрительно-моторной координации;

точности пространственного восприятия;

зрительной памяти;

наглядно-образного мышления;

способности к целостной переработке информации;

моторики;

фонематического слуха;

речи.

При организации развивающей работы у психолога может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда и детского психоневролога.

В работе с леворукими детьми следует учитывать определенные особенности выработки у них учебных навыков, в первую очередь навыков письма.

Постановка техники письма у левшей специфична: для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, так как при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. Поэтому следует ставить руку так, чтобы строка была открыта. Для леворуких рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо (Безруких М. М.). При этом способ держания ручки может быть различным: обычным, как у правшей, или инвертированным, когда рука расположена над строчкой и изогнута в виде крючка.

При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен (леворукие дети чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз; их письмо имеет больше обрывов, менее связно, буквы соединяются короткими прямыми линиями). Требовать от левши безотрывного письма противопоказано. В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточную освещенность.

Следует принимать во внимание и еще один фактор, облегчающий учебную деятельность леворукого ребенка. Это касается учета ведущего глаза при выборе рабочего места учащегося. Парта ребенка должна быть размещена таким образом, чтобы информационное поле совмещалось с ведущим глазом. Так, если ведущим является левый глаз, то классная доска, рабочее место учителя должны находится в левом зрительном поле учащегося (Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К.). Последнее из перечисленных требований может быть несовместимым с первым, поскольку обычное для левшей расположение рабочего места слева в ряду у окна целесообразно при ведущем правом глазе. Тем не менее, учет ведущего глаза при размещении учеников в классе имеет значение не только для леворуких, но и для всех остальных детей.

Итак, леворукий ребенок может иметь в школе немало проблем. Но следует отметить, что леворукость является фактором риска не сама по себе, а в связи с теми определенными нарушениями и отклонениями в развитии, которые могут встретиться у конкретного ребенка. Далеко не все леворукие дети, особенно если в дошкольном детстве уделялось внимание их полноценному психическому развитию, будут иметь серьезные осложнения при овладении учебной деятельностью.

Однако справедливым является замечание, что современные школьные программы, ориентированные прежде всего на развитие логико-знаковых, т. е. левополушарных, компонентов мышления, не дают возможности реализовать потенциал леворукого ребенка, имеющего правополушарную ориентацию. Между тем специальные исследования свидетельствуют об относительно более высоком творческом потенциале левшей, который обнаруживается при проблемном обучении и приобщении к художественному творчеству (Ротенберг В. С., Бондаренко С. А.).


Левшами являются около 10% людей, причем, по оцен­кам зарубежных и отечественных специалистов, доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Практически в каж­дом классе начальной школы можно встретить 1-2 (а иногда и более) детей, активно предпочитающих при письме, ри­совании и выполнении других видов деятельности левую руку правой.

Леворукость - это не патология и не недостаток развития. Это очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

Асимметрия рук, т. е. доминирование правой или левой руки, или невыраженное предпочтение какой-либо из рук (амбидекстрия), обусловлена особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга.

До недавнего времени леворукость представляла серьез­ную педагогическую проблему. Считалось необходимым систематически переучивать леворуких детей. При переучивании использо­вали порой самые жесткие меры, не считаясь с индивидуальны­ми особенностями и возможностями ребенка и принося в жертву его здоровье.

Существуют многочисленные данные, показывающие, что у леворуких детей невротические состо­яния и неврозы встречаются значительно чаще, чем у детей-правшей. Одной из главных причин развития неврозов у левшей считается насильственное обучение действиям пра­вой рукой в первые годы жизни или в первый год обучения в школе.

В последние годы школа отказалась от практики пере­учивания леворуких детей и они пишут удобной для них рукой.

Однако тем самым проблема леворукости для школы не снимается, поскольку остаются дети со скрытым левшеством. Речь идет о тех случаях, когда природного левшу переучива­ют в дошкольном детстве. Такое переучивание может носить целенаправленный характер, когда родители, замечая склон­ность ребенка к предпочтению левой руки, стремятся испра­вить этот «недостаток» и предупредить те возможные труд­ности, которые ожидают ребенка в дальнейшем.

В дошкольном возрасте возможно и ненасильственное переучивание. В раннем дошкольном возрасте родители и воспитатели не всегда обращают специальное внимание на то, какая рука у ребенка ведущая, тем более что направле­ние рукости достаточно отчетливо устанавливается только к 3-5 годам. Между тем при обучении новым действиям дети стараются сделать так, как говорит взрослый: брать ложку в правую руку, держать карандаш правой рукой и т. п. И ребе- нок-левша, выполняя требования взрослого, делает так, как велят, даже если это действие ему не очень удобно. В ре­зультате такого ненасильственного переучивания многие родители могут и не подозревать, что их ребенок - левша.

При овладении бытовыми навыками скрытая леворукость ребенка, как правило, не сказывается на успешности выполнения действий, однако, приступая к систематичес­кому обучению в школе, особенно при овладении письмом и чтением, такие дети могут встретиться с неожиданными трудностями.


Поэтому важно определить направление «рукости» ре­бенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в школу.

Для диагностики типа ведущей руки у детей начиная с 5-6 лет возможно использование различных функциональ­ных проб: тест переплетения пальцев, тест «аплодирование», тест перекреста рук на груди или «поза Наполеона» и др.

В практике работы с детьми широко применяется метод оценки участия рук в процессе выполнения различных дей­ствий. Это могут быть символические действия, когда ре­бенка просят показать, как он, например, поливает цветы, режет хлеб, держит зубную щетку, ножницы и т. д. Действия могут быть и реальными, выполняемые в специально подо­бранных заданиях, требующих манипулирования.

Тестовая батарея подобных заданий включает в себя та­кие игровые задания: рисование правой и левой рукой, от­крывание коробочки, вырезание ножницами по контуру рисунка, нанизывание бисера, развязывание узелков и др. (Безруких М. М., Князева М. Г., 1994).

В каждом задании оценивается степень активности правой и левой руки. На основании этого делается заключение о доминирующей руке у ребенка, и даются соответствующие рекомендации в отно­шении того, какой рукой его целесообразно учить писать.

Определенные сложности возникают при выборе веду­щей руки у амбидекстров, т. е. тех детей, которые продемонстрировали одинаково хорошее владение и левой и правой рукой. В этом случае возможны такие варианты:

1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т. е. одинаково хорошо пишущие и рисую­щие правой и левой рукой. Как правило, эти дети - лев­ши, но дома или в детском саду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму идет легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть недостаточно удовлетворительным (плохой почерк, пишет «как курица лапой»).

2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и ри­суют левой рукой или одинаково правой и левой. На прак­тике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть имевшаяся ранее травма правой руки, нарушение ее моторных функций. В этом слу­чае целесообразно учить ребенка писать правой рукой.

Определение ведущей руки ребенка необходимо для того, чтобы полнее использовать его природные особенности и снизить вероятность осложнений, возникающих у леворуких детей при переходе к систематическому школьному обу­чению.

Однако наряду с этим известно немало случаев успеш­ного переучивания леворуких детей без отрицательных пос­ледствий.

Таким образом, вопрос о переучивании леворукого ребенка в каждом конкретном случае должен решаться строго индиви­дуальнос учетом индивидуальных физиологических и психо­логических особенностей, адаптационных возможностей ор­ганизма и личных установок ребенка. При этом следует учи­тывать результаты диагностики всех латеральных признаков, сопутствующих леворукости: доминантность глаза, уха, ниж­ней конечности (Крылов Д. К, Кулакова Т. П., 1988).

Как уже упоминалось, дети-левши обладают определен­ной спецификой познавательной деятельности. Это относит­ся как к истинным левшам, так и к переученным, у которых полушария мозга выполняют несвойственные им функции. В деятельности леворукого ребенка особенности орга­низации его познавательной сферы могут иметь следую­щие проявления:

1. Сниженная способность зрительно-двигательных ко­ординации: дети плохо справляются с задачами на срисо­вывание графических изображений, особенно их последо­вательности; с трудом удерживают строчку при письме, чте­нии; как правило, имеют плохой почерк.


2. Недостатки пространственного восприятия и зритель­ной памяти, трудности при анализе пространственных со­отношений: у левшей часто отмечается искажение формы и пропорции фигур при графическом изображении; зер­кальность письма; пропуск и перестановка букв при пись­ме; оптические ошибки, смешение на письме близких по конфигурации букв (т-п, м-л, н-к, и-н); ошибки при опре­делении правой и левой сторон, при определении располо­жения предметов в пространстве (под-над, на-за и т. п.).

3. Особая стратегия переработки информации, анали­тический стиль познания: для левшей характерна поэле­ментная работа с материалом, раскладывание его «по по­лочкам», на основании такого подробного анализа строит­ся целостное представление об объекте деятельности. Этим во многом объясняется медлительность леворуких детей, так как для полного восприятия или понимания им необ­ходима более длительная поэтапная проработка материала (Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К., 1994).

3. Слабость внимания, трудности переключения и кон­центрации.

4. Речевые нарушения: ошибки звукобуквенного анализа.

Перечисленные особенности самым непосредственным образом влияют на успешность овладения учебными навы­ками, прежде всего письмом (в меньшей степени - чтени­ем), в усвоении которого у леворуких детей отмечаются наибольшие сложности.

Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей является их эмоциональная чувствительность , повы­шенная ранимость, тревожность, обидчивость, раздражи­тельность, а также сниженная работоспособность и повы­шенная утомляемость. Это является следствием не только специфики межполушарной асимметрии, но и попыток переучивания, которых не избежали многие дети-левши (декстрастресс).

Кроме того, немаловажное значение мо­жет иметь и тот факт, что примерно у 20% леворуких детей в анамнезе отмечаются осложнения в процессе беремен­ности и родов, родовые травмы (по некоторым данным, родовая травма может выступать одной из причин леворукости, когда функции поврежденного левого полушария, более подверженного влиянию неблагоприятных условий, частично принимает на себя правое полушарие).

Повышенная эмоциональность леворуких детей явля­ется фактором, существенно осложняющим адаптацию к школе. У левшей вхождение в школьную жизнь происхо­дит значительно медленнее и более болезненно, чем у боль­шинства сверстников.

Леворукость ребенка может быть выявлена психологом во время записи ребенка в школу.

На протяжении I класса (а возможно, и более продол­жительное время) леворукие школьники могут нуждаться в проведении комплекса специальных занятий, направлен­ных на развитие:

Зрительно-моторной координации;

Точности пространственного восприятия;

Зрительной памяти;

Наглядно-образного мышления;

Способности к целостной переработке информации;

Моторики;

Фонематического слуха;

При организации развивающей работы у психолога мо­жет возникнуть необходимость в привлечении к сотрудни­честву логопеда и детского психоневролога. В работе с леворукими детьми следует учитывать опре­деленные особенности выработки у них учебных навыков, в первую очередь навыков письма.

Для леворуких рекомендуется правонаклонный разворот тетра­ди и прямое (безнаклонное) письмо {Безруких М. М., Кня­зева М. Г., 1994). При этом способ держания ручки может быть различным: обычным, как у правшей, или инверти­рованным, когда рука расположена над строчкой и изогну­та в виде крючка.

При овладении письмом леворукий ребенок должен вы­брать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен. Требовать от левши безотрывного письма противопоказано. В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за пар­
той. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его
рабочее место имеет достаточную освещенность.

Следует принимать во внимание учёт ведущего глаза при выборе рабочего места учащегося. Парта ребенка должна быть размещена таким образом, чтобы информационное поле совмещалось с ве­дущим глазом. Так, если ведущим является левый глаз, то классная доска, рабочее место учителя должны находиться в левом зрительном поле учащегося (Микадзе Ю. В., Корса­кова Н. К., 1994).

Последнее из перечисленных требований может, однако, быть несовместимым с первым, поскольку обычное для левшей расположение рабочего места слева в ряду у окна целесообразно при ведущем правом глазе. Тем не менее, учет ведущего глаза при размещении учеников в классе имеет значение не только для леворуких, но и для всех остальных детей.

Далеко не все ле­ворукие дети, особенно если в дошкольном детстве уделя­лось внимание их полноценному психическому развитию, будут иметь серьезные осложнения при овладении учебной деятельностью.

Однако, что совре­менные школьные программы, ориентированные прежде всего на развитие логико-знаковых, т. е. левополушарных, компонентов мышления, не дают возможности реализовать потенциал леворукого ребенка, имеющего правополушарную ориентацию. Между тем специальные исследования свидетельствуют об относительно более высоком творчес­ком потенциале левшей, который обнаруживается при про­блемном обучении и приобщении к художественному твор­честву (РотенбергА С, Бондаренко С. М., 1989).

Левшами являются около 10% людей, причем доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Леворукость - очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Асимметрия рук, т.е. доминирование правой или левой руки, или предпочтение какой-либо из рук, обусловлена особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У левшей отмечается менее четкая специализация в работе полушарий головного мозга.

Специфика латерализации мозговых функций левшей влияет на особенности их познавательной деятельности, к числу которых относятся: аналитический способ переработки информации, лучшее опознание вербальных стимулов, чем невербальных; сниженные возможности выполнения зрительно - пространственных заданий.

До недавнего времени леворукость представляла серьезную педагогическую проблему. Детей приучали писать правой рукой. Отсюда наносили вред здоровью детей. (неврозы и невротические состояния).

В последние годы школа отказалась от практики переучивания леворуких детей и они пишут удобной для них рукой. Очень важно определить направление «рукости» ребенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в школу.

Определение ведущей руки ребенка необходимо для того, чтобы полнее использовать его природные особенности и снизить вероятность осложнений, возникающих у леворуких при переходе к систематическому школьному обучению. Таким образом, вопрос о переучивание леворукого ребенка в каждом конкретном случае должен решаться строго индивидуально с учетом индивидуальных физиологических и психологических особенностей, адаптационных возможностей организма и личных установок ребенка.

В деятельности леворукого ребенка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления:

1. Сниженная способность зрительно - двигательных координаций: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений; с трудом удерживают строчку при письме, чтении, как правило, имеют плохой почерк.

2. Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, зеркальность письма, пропуск и перестановка букв, оптические ошибки.

3. Для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание по «полочкам».

4. Слабость внимания, трудности переключения и концентрации.

5. Речевые нарушения: ошибки звукобуквенного характера.

Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей является их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, сниженная работоспособность и повышенная утомляемость.

Кроме того, немаловажное значение может иметь и тот факт, что примерно у 20% леворуких детей в анамнезе отмечаются осложнения в процессе беременности и родов, родовые травмы. Повышенная эмоциональность леворуких является фактором, существенно осложняющим адаптацию в школе. У левшей вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и более болезненно.

Эти дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие:

· зрительно - моторной координации;

· точности пространственного восприятия;

· зрительной памяти;

· наглядно - образного мышления;

· способности к целостной переработке информации;

· моторики;

· фонематического слуха;

При организации развивающей работы может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда, дефектолога, психолога.

Постановка техники письма у левшей специфична. Для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, т.к. при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. Поэтому руку следует ставить так, чтобы строка была открыта. Для леворуких рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое письмо. При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен. Требовать от левши безотрывного письма противопоказано. В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточную освещенность.

Парта ребенка должна быть размещена таким образом, чтобы информационное поле совмещалось с ведущим глазом. Так, если ведущим является левый глаз, то классная доска, рабочее место учителя должны находиться в левом зрительном поле учащегося.

Итак, леворукий ребенок может иметь в школе немало проблем. Но следует отметить, что леворукость является фактором риска не сама по себе, а в связи с теми определенными нарушениями и отклонениями в развитии, которые могут встретится у конкретного ребенка. Далеко не все леворукие дети, особенно если в дошкольном детстве уделялось внимание их полноценному психическому развитию, будут иметь серьезные осложнения при овладении учебной деятельностью.

Орлова Валентина Юрьевна,
учитель начальных классов
ГБОУ школа №559 Санкт-Петербурга

Проблема леворукости остается одной из самых серьезных проблем в педагогике и психологии. Долгое время считалось, что леворуких детей необходимо переучивать, подгоняя их под общий стандарт. В результате у детей развивались невротические реакции. На современном уровне знаний это объясняется тем, что леворукость — не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга.

Левшами являются около 10% людей, причем, по оценкам зарубежных и отечественных специалистов, доля леворуких детей имеет тенденцию к увеличению. Практически в каждом классе начальной школы можно встретить 1-2 (а иногда и более) детей, активно предпочитающих при рисовании, письме и выполнении других видов деятельности левую руку правой. В моих классах всегда учились леворукие дети, поэтому к таким детям нужен был особый подход.

Леворукость - очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Считалось необходимым систематически переучивать леворуких детей, у которых не оставалось альтернативы при выборе руки для письма - все должны были писать правой. При переучивании использовали порой самые жесткие меры (наказание, надевание варежки на левую руку и пр.), не считаясь с индивидуальными особенностями и возможностями ребенка. В процессе насильственного переучивания ребенок становился вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спал, у него снижался аппетит. Позднее появляются более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции.

В последние годы школа отказалась от практики переучивания леворуких детей и они пишут удобной для них рукой. Леворукость ребенка может быть выявлена психологом во время записи ребенка в школу. С такими детьми целесообразно провести более глубокое диагностическое обследование, направленное на выявление их психологических особенностей, с тем, чтобы дать родителям необходимые рекомендации по организации специальных занятий в летний период.

В работе с леворукими детьми следует учитывать определенные особенности выработки у них учебных навыков, в первую очередь навыков письма. Постановка техники письма у левшей специфична: для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, так как при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. Поэтому следует ставить руку так, чтобы строка была открыта. Для леворуких рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо. При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен (леворукие дети чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз; их письмо имеет больше обрывов, менее связно, буквы соединяются короткими прямыми линиями). Требовать от левши безотрывного письма противопоказано. В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточную освещенность.

Взрослым на заметку.

1. Не пытайтесь насильно переучивать ребенка;

2. Развивайте моторику и координацию рук и глаз ребёнка,
занимайтесь с ним лепкой, вышивайте, рисуйте;

4. Не настаивайте, чтобы ребенок все делал только
определенной рукой, он может рисовать правой, а писать и есть - левой;

5. Никогда не ругайте ребенка за неудачи, связанные с
плохой моторикой, его неловкостью, неуклюжестью или неумелостью;

6. Помните и напоминайте ребенку, что среди левшей очень
много одаренных и великих людей. Среди них: Моцарт, Пушкин, Наполеон, Юлий Цезарь, Пабло Пикассо, Лев Толстой, Эйштейн, Чарли Чаплин, Аристотель и многие другие.