Сценарий развлечения «Деревенские посиделки. Сценарий русских посиделок.docx - Театрализованное представление «Русские посиделки

Сценарий праздника «деревенские посиделки» - страница №1/1

МБОУ «Октябрьская оош №1»

Вязниковский район

Владимирская обл.

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

«ДЕРЕВЕНСКИЕ ПОСИДЕЛКИ»

Подготовила: учитель начальных

классов Корчажкина Т.И.


Сценарий внеклассного мероприятия

«Деревенские посиделки»
Цель:


  • познакомить с русским устным народным творчеством.

  • приобщить к истокам культурных традиций народов России.

  • воспитывать любовь и уважение к традициям и народному творчеству.

  • учиться дружбе, уметь организованно работать.
Оборудование: народные костюмы для ребят, элементы декора в русском народном стиле, костюмы и атрибуты для инсценировок, деревянные ложки, самовар, ромашка со скороговорками, пряники, блины, сушки.

Ход мероприятия
Звучит песня "Калинка" (ансамбль)

Ведущий : Россия, Россия, края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Раздольные русские песни поют.
Ведущая: Много у русского народа чудесных напевных песен, красивых зажигательных танцев, старинных обычаев и традиций. А в каком народе живешь - таких обычаев и держишься. Пожалуй, самый красивый и интересный из них - это деревенские посиделки!
В старые добрые времена собирались вместе красны девицы да добры молодцы коротать долгие зимние вечера. Время проводили за любимым занятием: кто за прялкой, кто вышивает, кто вяжет, кто из глины посуду лепит, кто из дерева ложки да игрушки разные вытачивает. А затем отложат на время свои дела и начинают все веселиться: песни петь да плясать, игры разные затевать, шутки да прибаутки рассказывать.
Участники:

1. На завалинках, в светёлке,
Иль на бревнышках, каких.
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.

2. При лучине ли сидели,


Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.

3. Добрым чаем угощались


С мёдом, явно без конфет.
Как и нынче мы, общались, -
Без общенья жизни нет.

4. А играли как? В горелки!


Ах, горелки хороши,
Словом, эти посиделки
Были праздником души

Хотели бы вы на таких посиделках побывать да своими глазами увидеть? Ну, тогда закройте глаза и считайте все до 10 ...

Ведущий : Оказались мы с вами в русской деревянной избе. А вот и хозяин с хозяюшкой. Всякий дом хозяином и хозяюшкой держится.
(На сцене декорации русской деревни. Хозяйка за домашней работой, дочка занимается рукодельем, отец и сын плетут лапти).

Хозяйка: Здравствуйте гости дорогие, входите пожалуйста.

Хозяин: Давно мы вас ждем, поджидаем, праздник без вас не начинаем.

Хозяйка: Пригласили мы вас для забавушек на всякий вкус, кому песню, кому сказочку, а кому и правду.

Хозяин: У нас для каждого найдется и местечко и словечко.

Хозяйка: Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно?

Хозяин: В тесноте да не в обиде.

Хозяйка: Небылицы в лицах, сидят в теремах, светлицах, щелкают орешки, да творят насмешки.

Хозяйка : Дом вести - не головой трясти, Все надо припасти.

Акуля, Акуля, что шьешь не оттуля?

Дочка: Да, я, матушка, еще пороть буду.

Хозяйка: Поспешишь - людей насмешишь.

Дочка: Знаю, матушка, знаю. Семь раз отмерь - один раз отрежь!

Хозяин: Домом жить - обо всем надо тужить. (Плетет лапти, учит сына Федюшу).

Сын: Тятенька, а тятенька, а давай с тобой в рифмы играть.

Хозяин: А что это такое - рифмы?

Сын: А это так надо говорить, чтоб складно было. Вот скажи, как твоего отца звали?

Хозяин: Моего папашу Кузьмой звали.

Сын: Вот я твоего Кузьму за бороду возьму!

Хозяин: Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?

Сын: Тятенька, ну это же шутка. Так для рифмы говорят.

Хозяин: Вот я тебе сам рифму скажу! Тебя как зовут?

Сын: Федя!

Хозяин: Если ты Федя, то поймал в лесу медведя. На медведя полезай, а с моей скамьи слезай!

Хозяйка: Будет вам ругаться, да ссориться.

Вбегают соседки.

Соседки: Вы слыхали? Про пожар слыхали? Ой, что было!

Хозяйка: Ой, соседушки, не спешите, отдохните, толком все нам расскажите.

1 соседка: У Иванова двора загорелася вода. Всем селом пожар тушили, а огонь не затушили.

2 соседка: Пришел дедушка Фома, расседая борода. Он народ прогнал в овин, затушил пожар один.

3 соседка: Как Фома тушил пожар, он об этом не сказал. Только слышно стороной, затушил он бородой!

Хозяин: Ой, за вашим языком не поспеешь босиком.

Хозяйка: Всех речей не переслушаешь! Оставайтесь, соседки, у нас гости сегодня будут.

1 соседка: Сегодня гуляшки, завтра гуляшки, останешься без рубашки.

2 соседка: Лодырь да бездельник – им праздник и в понедельник!

Хозяйка: Оставайтесь, и отдохнуть надо.

Стук в дверь.

Дочка: Ой, подружки пожаловали.

Девочки заходят, кланяются и хором:

Девочки: Пришли мы песни петь, да плясать, да себя показать. Мир вашему дому!

Прихорашиваются, рассаживаются на лавке.

1 девочка: Хозяюшка, а что ты нам сегодня делать дашь?

Хозяйка : Красным молодушкам дам вышивать белый ленок.

Раздает пяльцы, звучит песня.

Стук в дверь. Входят парни

Мальчик: Расступись, честной народ, не пыли дорожка, Добры молодцы идут - погулять немножко.

Шутят, рассаживаются.

Хозяин : Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватает?

Гость: Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяин: В тесноте – не в обиде!

Хозяйка: Небылицы в лицах сидят в теремах-светлицах, щелкают орешки да творят насмешки.

Мальчик: Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота

Все: Вот это да!

Девочка: Выбегала палка

С мальчиком в руках,

А за ним тулупчик

С бабой на плечах

Все: Не может быть!

Мальчик: Деревня закричала: Сарафаны с бабами На пожар спешат!

Все: Правда?

Мальчик: Правда.

Девочка: Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь подгоняла

Мужика кнутом.

Все: Ой-ой-ой!

Мальчик: Лошадь ела кашу,

А мужик – овес.

Лошадь села в сани,

И мужик повез.

Все: Небылицы, небывальщины!

Одна девочка мальчику

Девочка: Федул, что губы надул?

Мальчик: Да кафтан прожег.

Девочка: Зачинить можно!

Мальчик : Да иглы нет.

Девочка: А велика ли дыра?

Мальчик : Да один ворот остался.

Другая девочка другому мальчику

Девочка: Где ты, брат Иван?

Мальчик: В горнице.

Девочка: А что делаешь?

Мальчик: Помогаю Петру.

Девочка : Петр что делает?

Мальчик : Да на печи лежит.

Хозяйка: Посмотрите-ка, ребята, пока вы играли, в нашем зале выросла ромашка. Она не простая, на её лепестках скороговорки. Попробуйте их быстро прочитать.


  1. От топота копыт, пыль по полу летит.

  2. Прокоп украл укроп.

  3. Макара укусил комар. Убил комара Макар.

  4. Полпогреба репы, полколпака гороха.
Хозяин: Гости дорогие, не хотите ли конфеточки покушать, да сказочку послушать. (угощает всех конфетами)

Хозяйка:

Жили-были дед да баба,


Была у них курочка-ряба.
Снесла курочка яичко,
Не простое – золотое.

Начинается инсценировка сказки О. Высотской “Золотое яичко”

Баба: Ой, старик проснись скорей!

Дед: Волки, что ли, у дверей?

Баба:

Да смотри, что я нашла:


Наша курочка – пеструха
Под кустом яйцо снесла.

Дед:

Ну, снесла, какое дело!


Что ты, баба, обалдела?

Баба:

Да яйцо-то непростое,


А, гляди-ка, золотое.

Дед:

Золотое, в самом деле?


Мы с тобой разбогатели!

Баба: Погляди, горит как жар.

Дед: Не случился бы пожар!

Баба: Ой, горит, слепит глаза!

Дед: Чудеса!

Баба: Чудеса!

Дед: Ты в сундук запри его.

Раздается стук в дверь.

Баба:

Нету дома никого!


Ишь, соседей, как назло,
Ненароком принесло.

Дед:

Ты пойди, запри засов,


Да спустить бы надо псов.

Баба: (возвратившись)

В среду в город я поеду,


Там базар бывает в среду.
Богатеев много там!
Им яичко и продам.
Как дадут мне денег груду,
Накидают мне рублей,
На салоп себе добуду
Я сибирских соболей.
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок сорок штук.
Шаль в цветочках голубую,
До краев набью сундук.

Дед:

Что ты мелешь небылицы!


Ишь, сыскалась молодица
Наряжаться в разный хлам.
Нет уж, если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трехэтажные палаты
И беседки по углам.

Баба:

Наказанье с глупым мужем!


Что ты, старый, не блажи!
Мы живем других не хуже,
Не к чему нам этажи!
А за эти за беседки
Засмеют тебя соседки.

Дед: Пусть смеются, мне не жалко!

Баба:

Да уймись ты, не кричи!


Вон упала на пол скалка,
Чугуны гремят в печи.
Ой, не мил мне белый свет!

Дед: Я хозяин, или нет?!

Баба:

Ох, яичко покатилось,


Покатилось и разбилось.
И скорлупки не осталось,
Все куда-то подевалось!

Дед:

Ну, чего мы затужили?


От чудес одна беда.
Будем жить, как прежде жили,
И работать, как всегда.

Баба:

И шубенку справить можно,


И подправить можно дом.

Дед:

Только то, видать, надежно,


Что дается нам трудом.
Открывай, старуха, дверь,
Что нам прятаться теперь!
Эй, соседка!

Баба:

Эй, сосед!


Забывать друзей не след.
Заходите на часок,
У меня хорош квасок,
И варенья, и соленья.

Дед и баба: Заходите без стесненья!

Ведущий:

Ребята, почему такие встречи назывались «посиделки»?

Где могли собираться на посиделки?

На таких посиделках язык и рот пели, а руки что, без дела сидели? Чем девушки и парни могли заниматься?

Девочка:

Не сидите, не скучайте,

В «Ручеёк» скорей играйте.

Ведущий:

3. Микула, дрова кончились. Надо в лес сходить.

Я дома останусь, а ты в лес пойдёшь?

Или ты в лес пойдёшь, а я дома останусь?

Ведущий: (ПЛАВНО РУЧЕЁК ТЕЧЁТ. РАЗГОВОР НАРОД ВЕДЁТ.)

4. Фёкла, у тебя в избе тепло?

Да ничего. Когда в шубе, согреться можно.

Ведущий: (ПЛАВНО РУЧЕЁК ТЕЧЁТ. РАЗГОВОР НАРОД ВЕДЁТ.)

5 . Глаша, ты пирог съела?

Нет, не я.

А ещё хочешь?


Мальчик:

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать людей!

Девочка:

Пропоём мы вам частушки,

Просим не смеяться.

Тут народа очень много,

Можем растеряться!

Девочки:

Станем,девицы, рядком,

Да частушки пропоём!

Мальчики :

Да и мы, пожалуй, встанем.

От подружек не отстанем!

(Исполняются частушки)

1 . Эх, топни, нога,

Топни, правенькая,

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая,

2. Я плясать пойду

По соломушке,

Раздайся народ

По сторонушке!

3 . Я стояла босиком,

Осмотрела все кругом.

Оглянулася назад –

Сапоги мои лежат.

4. Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася.

А гармошка заиграла –

Я не удержалася.

5. Сидит ежик на березе –

Белая рубашка,

На головке – сапожок,

На ноге – фуражка.

6. На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги

7. Балалаечка-гудок

Свое дело знает,

Она в Ваниных руках

Хорошо играет.

8. Если б Маша не глазела

В скважину замочную,

То на лбу бы не имела

Шишку крупноблочную.

9. По деревне я шла

И Ванюшу видела.

Под кустом сидел и плакал –

Курица обидела!

10 . Если б не было воды, Не было б и кружки,

Если б не было девчат, Кто бы пел частушки?

Девочка: Что-то мы немножко притомились. Сядем рядышком на лавке. Вместе с вами посидим. Загадаем всем загадки. Кто смышленей – поглядим!

Дочка: Я тут короб припасла, В нем разные шутки, Кто его возьмет - Не будет скучать ни минутки.

Хозяин: Давайте откроем сами И поделимся с гостями.

Достает из короба подарки, а к ним привязаны загадки. Кто загадку отгадает – тот подарок получает. Хозяйка загадывает залу загадки, а хозяин вручает призы тем. Кто отгадает.

Загадки

1. Ходит барин по двору? Придирается ко всему. Красная головушка, Двойная бородушка. (Петух).

2. Мохнатенькая, усатенькая, Сядет – песенку поет. (Кошка)

3. Маленький, беленький, По дорожке прыг-прыг, По снежочку тык-тык. (Заяц)

4. Пришла из лесу птичница в рыжей шубке – кур посчитать. (Лиса)

5. Гладишь – ласкается. Дразнишь – кусается. (Собака)

6. Толстый тонкого побьет, Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь)

7 . Маленько, кругленько, А за хвост не поймать. (Клубок)

8. В воде родиться, а воды боится. (Соль)

1. Быт людей отмечен веком.
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по “сусекам”
Личных дач, своих квартир.

2. Наш досуг порою мелок
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.

Песня «Наш красавец – самовар»

Хозяйка: Ну, что ж, делу время, а потехе час. Пора и нам с вами про дела вспомнить, праздник заканчивать. А на прощанье всем по пряничку. Да не по простому, а по разгонному.

Хозяин: Есть такой обычай русский, коли на стол поставят такие прянички – пиру конец. А кто скушал –молодец.

Хозяйка и хозяин вместе: На прощанье угощаем Русским пышным караваем.

Участники:

1. Жива традиция.
Жива –
От поколенья старшего
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.

2. И потому понять изволь
Тот, кто пришёл на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль


(Низко кланяются на все четыре стороны и вручают хлеб-соль самому старшему. Или ставят тарелку на стол, а хлеб “путешествует” по кругу и каждый участник отщипывает от каравая кусочек, макает его в солонку и съедает.)

Прощальная песня «Опустился вечерок»

Ведущий : Ну, гости дорогие, пора и честь знать, Хозяину с хозяюшкой пора отдыхать.
2 гость : Стол "спасибом" красится.
3 гость : Спасибо, вам, хозяин с хозяюшкой.
1 гость : Пироги у вас хорошие, сердца ваши приветливые.
4 гость: Спасибо, этому дому, пойдем к другому.
Ведущий : Вот и шуткам, прибауткам конец,
А кто здесь был, да нас слушал - молодец!

Литература:
1. Загадки – В.Волина «Праздник букваря»; АСТпресс, М., 1995.

2. Игра – Г.М.Науменко, Г.Т.Якунина «Солнышко-вёдрышко: Детский музыкальный фольклор Архангельской области» - Архангельск, 1994

3. Песни, небылицы – Науменко Г. М. Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах. Часть1 – зима, весна. Часть 2 – лето, осень. – М., 1999.

4. Журнал «Начальная школа №7, 1989» Г.А.Смоляк, Т.В.Гавриченко «Деревенские посиделки»

5. Песня «Наш красавец – самовар» - М.Пляцковский

Казенное учреждение Омской области

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония»

Сценарий детского фольклорного праздника

«Деревенские посиделки»

Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере:

Чебаненко. О.А.


Цели:
1. Познакомить детей с русским устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством,
2. Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству, традициям,
3.Развивать внимание, память.

Группа ярко украшена. Стол накрыт яркой скатертью. На столе самовар, угощения, расписная посуда, дымковские игрушки. Возле стен стоят скамейки, на которых сидят дети. Дети одеты в русские народные костюмы.
(Девочки вяжут на спицах, вышивают на пяльцах платочки, в углу стоит прялка. Мальчики плетут пояса.)

Иван Т.Ф.: "Здравствуйте ребятишки: девчонки и мальчишки, здравствуйте гости дорогие. Ребята, посмотрите, как изменилась наша гостиная. Словно мы попали в деревенский домик, деревянную избу, не хватает только большой русской печки, такой как в сказке «По щучьему велению». Такие печки были в каждой русской избе.

Марья О.А.: Вдоль стен стояли лавки, на которых сидели, а иногда даже спали. В каждой избе была прялка, на которой пряли женщины шерстяные нитки. Из этих ниток вязали носки, варежки и другие вещи. А вот и свечка на столе стоит. Ребята как вы думаете, зачем нужны были свечки? (Дети отвечают) .

Иван Т.Ф.: Правильно, раньше не было света, поэтому народ пользовался свечками. А еще раньше, ребята не было телевизоров, магнитофонов, и молодежь собиралась вечерами, после работы в какой-нибудь избе и устраивали посиделки с песнями, танцами и играми. Вот и у нас сегодня будут деревенские посиделки.


Звучит русская народная песня «Русская зима».

Ребенок 1.

На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках, каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

Ребенок 2.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод,

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

Ребенок 3.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир.

Ребенок 4.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

Ребенок 5.

Отдых-это не безделки-

Время игр и новостей,

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки!

Все вместе:

Для друзей и для гостей.


Марья О.А.: "Пожалуйте гости дорогие, пожалуйте! Веселья вам, да радости!
Давно мы вас ждем - пождем, праздник не начинаем! У нас для каждого найдется и местечко и словечко. Удобно ли вам гости дорогие, всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило
?"


Один из гостей:
"Гостям-то известное дело место хватило, да не тесновато ли хозяевам?"


Иван Т.Ф.: "В тесноте - не в обиде. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому - сказку, кому-правду, кому-песенку.".

Ну-ка сядем рядком,

Да поговорим ладком.

Небылицы в лицах

Сидят в светлицах,

Щелкают орешки

Да творят насмешки.

Хотите знать какие?

А вот какие…

(Дети исполняют шутливый диалог-небылицу:)


Девочка: - Федул, что губы надул?
Мальчик: - Кафтан прожег.
Девочка: - Можно зашить.
Мальчик: - Иглы нет.
Девочка: - А велика ли дыра?
Мальчик: - Да один ворот остался.

Марья О.А.: "Ребята, сейчас мы слушали небылицу в лицах. Какое слово незнакомое для вас прозвучало? (Ответы детей ) Правильно - это слово «кафтан». Кафтан - это длинная мужская одежда, которую носили в старину. Давайте вместе повторим это слово «кафтан», и запомним его.

Иван Т.Ф.: Поговорим еще о таких незнакомых старинных словах:

Рубель. Предмет повседневного обихода русского народа. В прежние времена, когда утюга еще не было, белье гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем продолжительное время, укатывая рубелем. Возможно, что кто-то когда-то случайно провел по его зубцам другим упругим предметом и получился искристый каскад звуков, похожий на тот, который мы извлекаем палкой из досок забора.

Марья О.А.: Ложки. Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Но то, что это и прежде и теперь самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа, - бесспорный факт.

Иван Т.Ф.: Трещотка представляет собой как бы связку деревянных пластинок, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки. Этот забавный и эффектный инструмент используется в быстрых плясовых песнях для четкого ритма.

Марья О.А.: Деревянная коробочка - очень скромный, но важный инструмент русского народного оркестра. Это небольшой, продолговатый, кленовый брусок. Звук извлекают барабанными палочками. Коробочкой подчеркивают стук каблучков в танцах.

Иван Т.Ф.: А мы продолжаем слушать небылицы в лицах".

Девочка: - Фома, что из леса не идешь?
Мальчик: - Да медведя поймал!
Девочка: - Так веди сюда!
Мальчик: - Да он не идет!
Девочка: - Так сам иди!
Мальчик: - Да он не пускает!

Девочка: - Сынок, сходи за водицей на речку!
Мальчик: - Брюхо болит!
Девочка: - Сынок, иди кашу есть!
Мальчик: - Что ж, раз мать велит - надо идти.

Марья О.А.: А сейчас наши девушки и парни споют для вас русскую народную песню «Посею лебеду на берегу».

Все дети поют песню: «Посею лебеду на берегу»:

Посею лебеду на берегу,
Посею лебеду на берегу,
Мою крупную рассадушку,
Мою крупную зеленую.

Погорела лебеда без дождя,
Погорела лебеда без дождя,
Моя крупная рассадушка,
Моя крупная зеленая.

Пошлю казака по воду,
Пошлю казака по воду,
Ни воды нет ни казаченьки,
Ни воды не ни молоденького.

Посею лебеду на берегу,
Посею лебеду на берегу,
Мою крупную рассадушку,
Мою крупную зеленую.

Марья О.А.: А мы продолжаем слушать небылицы в лицах.


Мальчик 1: - Что ваши девчата делают?
Мальчик 2: - Шьют да поют!
Мальчик 1: - А матушки?
Мальчик 2: - Порют да плачут.

Мальчик 1: - Фома, у тебя в избе тепло?
Мальчик 2: - Тепло. На печи да в шубе согреться можно.

Иван Т.Ф.: "Сейчас мы поиграем в народную игру «Бояре»!"

Парни приглашают девочек в круг на игру. Проводится русская народная игра "Бояре":
(Запевают девочки)

Девочки:
"Бояре, да вы зачем пришли,
Молодые, да вы зачем пришли?"
Парни:
"Княгини, да мы невесту выбирать,
Молодые, да мы невесту выбирать."
Девочки:
"Бояре, а какая вам мила,
Молодые, а какая вам мила?"
Парни:
"Княгини, нам вот эта мила,
Молодые, нам вот эта мила."
Девочки:
"В нашем полку убыло, убыло"
(2 раза.)
Парни:
"В нашем полку прибыло, прибыло."
(2 раза.)

Игра продолжается до тех пор, пока все девочки не перейдут на сторону мальчиков.

Марья О.А.: А сейчас наши девчушки-веселушки исполнят для вас частушки:

Девочка 1: - Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться.

Тут народу очень много,

Можем растеряться.

Девочка 2: - Мой дружочек, ох хороший,

Да росточком очень мал.

Проводил меня до дому…

Я чихнула – он упал!

Девочка 3: – Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире.
Не одна иду плясать,
Нас идет четыре.

Девочка 4: – Не хотела я плясать
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла
Я не удержалася.

Девочка 5: – А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала подружки.

Девочка 1: – По деревне я пошла
И Ванюшку видела,
Под кустом сидел и плакал,
Курица обидела.

Девочка 2: – Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад
Сапоги мои лежат.

Девочка 3: – Балалаечка – гудок
Свое дело знает,
Она в Ваниных руках
Хорошо играет.

Девочка 4: – Сидит ежик на березе-
Белая рубашка.
На головке- сапожок,
На ноге- фуражка.

Девочка 5: – Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки.
Марья О.А.: А после такого веселья пора узнать, чем же заняты были люди вечерами.

(Две девочки заняты делом, одна вяжет, другая вышивает.)

1 девочка:
"Лодырь да бездельник- им праздник и в понедельник".
2 девочка:
"Ныне гуляшки и завтра гуляшки- находишься и без рубашки."

Иван Т.Ф.: "Ребята, а почему можно остаться без рубашки, как вы думаете? (Ответы детей ) В старину рубашку крестьянину негде было купить. Поэтому рубашки сначала выращивали в поле- сеяли лен, обрабатывали его, затем ткали ткань и из нее уже шили рубашки. А если все время гулять- работать некогда будет, можно остаться и без рубашки."

Мальчик:
– Акуля, что шьешь не оттуля?
1 девочка:
– А я, батюшка, еще пороть буду.

Марья О.А.: "Дорогие гости не хотите ли конфеточек покушать, да песенки послушать?"(угощает гостей конфетами).


Сейчас наши самые маленькие ребята познакомят вас с несколькими песнями-закличками.

Ребенок 1: Дождик, дождик, лей, лей, лей

На меня и на людей!

Поливай мои бобы,

В лесу ягоды грибы!

Ребенок 2: Радуга – дуга!

Перебей дождя,

Дай нам солнышко,

Красно ведрышко.

Ребенок 3: Гром, гром!

Не бей в наш дом.

А бей в колоду,

В холодную воду.

Ребенок 4: Радуга-дуга!

Не давай дождя!

Давай солнышко,

Под оконышко.

Ребенок 5: Ветер-ветерцо!

Не дуй в лицо,

А дуй мне в спину,

Чтобы идти было в силу.

Марья О.А.: Подошло время увидеть, как же наши девушки-красавицы умеют танцевать, себя женихам показать.


(Девочки исполняют песню-хоровод «Во поле береза стояла».
Слова и музыка народные. Девочки одеты в платья похожие на русских красавиц –берез.)

– Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла.

– Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати.
Люли, люли заломати.

– Как пойду я в лес погуляю,
Белую березу заломаю.
Люли, люли заломаю.

– Срежу я с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка,
Люли, люли три гудочка.

– Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла.


Марья О.А.: После такой красоты никто не устоит.


Иван Т.Ф.: "А мы тоже не лаптем щи хлебаем! А ну, ребята, нашу любимую!"

Звучит песня «Ах вы сени мои сени», мальчики и девочки исполняют танец.

Две девочки:
1: – На улице две курицы
2: С петухом дерутся.
1: – Две девицы-красавицы
2: Смотрят и смеются:
1: «Ха-ха-ха, ха-ха-ха
2: Как нам жалко петуха!

Иван Т.Ф.: "А ну хватит вам болтать, пора пляску начинать!"

Марья О.А.: "Ну пляску или нет, а поиграем мы в народную игру «Сиди, сиди, Яша…»

Дети, взявшись за руки, ходят вокруг сидящего в центре, у которого завязаны глаза и поют:

Дети вместе: – Сиди, сиди, Яша,
Ты забава наша.
Погрызи орехи
Для своей потехи.

Яша делает вид, будто грызет орешки. При слове «потехи» дети останавливаются и хлопают в ладоши, а Яша встает и кружится с закрытыми глазами.

Дети вместе: – Свои руки положи,
Имя правильно скажи.

По окончании песни Яша с закрытыми глазами подходит к одному из игроков, дотрагивается, отгадывает, кто это. Если отгадает, тот становится водящим, т.е. Яшей, и игра продолжается.


Иван Т.Ф.: А теперь мы немного посоревнуемся, для начала разделимся на две команды. И посмотрим, чья же победит? Первый конкурс нашей эстафеты называется:

«Собери Матрешку.»

Марья О.А.: Для этого нам нужно будет одеть нашу маленькую матрешку: надеть платьице, повязать платочек, фартук, накрасить щечки помадой и дать в руки цветок. И тогда наша матрешка будет готова, а кто победит покажет конкурс.

Иван Т.Ф.: Нарядить матрешку мы нарядили, но и самим надо немного подкрепиться, чтобы хватило сил для соревнований. Итак, следующий конкурс:

«Рогалик.»

Марья О.А.: Каждой команде выдается по рогалику. Первый игрок по сигналу откусывает рогалик, передает следующему и так далее, пока рогалик не исчезнет. Но главное условие: каждый участник из команды должен попробовать его. Итак, начали.

Иван Т.Ф.: Вот мы и подкрепились, чтобы мозги хорошо шевелились. Переходим к следующему конкурсу, где нужно хорошо поработать головой. Конкурс называется:

«Предметы быта.»

Марья О.А.: На столе лежат картинки предметов быта русской избы и современной квартиры. Одна из команд будет собирать предметы интерьера русской избы, а вторая современной квартиры. А в этом нам поможет жеребьевка. Маленький цветочек обустраивает избу, а большой – квартиру. Готовы, тогда начнем.

Иван Т.Ф.: А сейчас для вашего внимания я предлагаю разгадать загадки.

Марья О.А.: Только одно условие: будем взаимно - вежливы и не перебивать друг друга.

Т.Ф.: Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук. )

О.А.: Сидит красная девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь .)

Т.Ф.: Лежит меж грядок,

Зелен и сладок. (Огурец. )

О.А.: Как на нашей грядке

Выросли ребятишки -

Сочные да круглые,

Вот такие крупные.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (Помидор. )

Т.Ф.: Дом зеленый тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком лежат

Круглые ребятки

Треснул домик гладкий,

Ускакали кто куда

Круглые ребятки. (Горох .)

О.А.: Сто одежек и все без застежек. (Капуста. )

Т.Ф.: И зелен, и густ

На грядке вырос куст,

Покопай немножко:

Под кустом... (Картошка. )

О.А.: Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла.

Кругла, крупна,

Сладка на вкус,

Узнали, кто я? (Свекла. )

Т.Ф.: Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос в землю крепко,

Что же это? (Репка. )

О.А.: Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз .)

Т.Ф.: Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет,

Другая чернеет. (Смородина. )

О.А.: На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки,

Собираем огоньки. (Земляника. )

Т.Ф.: Сидит рядом с нами,

Смотрит черными глазами

Черна, сладка, мала

И всем нам мила. (Черника. )

О.А.: Красненькая матрешка.

Беленькое сердечко. (Малина. )


Марья О.А.: "Кум-куманек, где же ты живешь?
Что куманек, ко мне в гости не идешь?"

Иван Т.Ф.: "Я иду, иду, иду,
Самовар в руках несу.
Эх, чай, чай, чай!
Уж ты кумушка, встречай!"

(Самовар ставится на заранее приготовленный столик)

Марья О.А.: "Не красна изба углами,
А красна пирогами!"

Иван Т.Ф.: "Подходите, подходите!
Угощение берите!
Чаем запивайте!
Нас добрым словом вспоминайте!"

Марья О.А.: "Жаль расставаться, но праздник кончается. Повеселились мы от души. Спасибо вам, порадовали вы нас, только играми да плясками сыт не будешь. Приглашаем всех отведать наших угощений."

Иван Т.Ф.: Приглашаем всех к столу. С пылу, с жару к нашему самовару!


Можно использовать на любой вечеринке для пенсионеров. Пригодится также , юбилей, 8 марта, Новый Год и т.д.

Зал для посиделок украшается воздушными шарами, окна закрываются шторами, расставляются столы и накрываются для чаепития. На отдельном столе ведущей-хозяйки стоят подсвечники со свечами. Для гостей заранее дети готовят несколько музыкальных номеров.

В зал, где собрались гости, входит хозяйка и зажигает свечи. На стульчике устроился гармонист.

Частушки для пенсионеров

Посиделки нас собрали за душистым чаем,
Тут болячки и невзгоды мы не замечаем.

Будем вспоминать знакомых, и свои успехи,
Конкурсы устроим вместе, разные утехи.

Не давай скучать соседу, весели соседку,
Возьми к горячему чайку сладкую конфетку.

Гармонист наш удалой к танцу приглашает,
Ну, а кто тут с кем пойдёт, каждый сам решает.

А сейчас первый конкурс: наш уважаемый гармонист будет играть мелодии, а мы попытаемся угадать их.

Угадай мелодию

Гармонист играет, к примеру, «Златые горы», « Вот кто-то с горочки спустился», «Ромашки спрятались», «Ах, Самара-городок», «Старый клён».

Хозяйка:
Видно, что мелодии молодости Вы хорошо знаете, а давайте послушаем, что-нибудь современное. Сможете ли Вы их узнать.
Гармонист играет такие мелодии, как «Берёзы» (Любэ), «Трактористы» (Игорь Растеряев), Гимн РФ.

Хозяйка:
Предлагаю сейчас посидеть, поболтать, чаю попить с конфетками, музыку послушать.
Гости проводят время за чашкой чая.

Хозяйка:
Вкусный у нас чаёк? А конфетки? А ведь они не простые. На фантиках каждой загадка написана. Попробуем их отгадать?
Каждый читает загадку и е сообща отгадывают.

Хозяйка:
Вижу, освоились все, познакомились с соседями. Давайте вспомним, что было самое счастливое в нашей жизни. Это ведь у каждого личное. Поделитесь радостью. Начнём вот с этого стола. Пожалуйста, Мария Ивановна, расскажите, что для вас было самым счастливым моментом в вашей жизни.
Слушают рассказы 3-4 человек.

Хозяйка:
Счастьем мы поделились. А, какие трудности пришлось Вам преодолеть в жизни, Вспомните самые запоминающиеся моменты.
Так же опрашивают 3-4 человек.

Хозяйка:
Чтобы нам не загрустить, нужно Вас развеселить,
В круг давайте собираться, в пляс мы будем все пускаться.

Хозяйка:
Хорошо размялись мы, можно и дух перевести. К тому же поприветствовать Вас пришли внучата. Они подготовили небольшие музыкальные номера, которые предлагается вам оценить. И так, встречайте! Юные танцоры и эстрадные исполнители.

С небольшими номерами выступают дети.

Хозяйка:
У нас на посиделках присутствует семейная пара, которая прожила вместе не один десяток лет. Это Нина Алексеевна и Иван Николаевич. Попросим их подняться. Откроем секрет, что недавно вы отметили … годовщину семейной жизни. Позвольте поздравить Вас с этой датой и вручить памятный адрес. Для Вас звучит песня «Свадебные цветы» в исполнении Ирины Аллегровой.

Хозяйка:
Большинство из вас сейчас на заслуженном отдыхе. Но, скучать я думаю, не приходится. Хлопоты по дому, сад-огород, дети и внуки, да мало ли разных дел, которыми вы занимаетесь в течение дня.

Сейчас мы проведём конкурс, на самого расторопного пенсионера. Попрошу выйти трёх желающих. Перед вами по три картофелины, которые нужно очистить, кукла, которую необходимо запеленать, и счёт за электричество, сумму которого вы должны рассчитать и вписать в квитанцию. Кто первый качественно и правильно выполнит все три задания, тот победитель.

Хозяйка:
Наши посиделки продолжаются. Переходим к танцам. Желающие могут выйти в круг, а остальные могут попить чайку.

Сцена украшена яркими аппликациями расписной печки, дымковской игрушки, солнца. Посреди сцены стол, накрытый яркой скатертью, на столе самовар, расписная посуда.

Появляются ведущие-Хозяин и Хозяйка, оба в русских народных костюмах.

Хозяйка. Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Хозяин. Веселья вам да радости!

Хозяйка. Давно мы вас ждём-поджидаем,

Праздник без вас не начинаем!

Хозяйка. У нас для каждого найдётся

И местечко, и словечко!

Хозяин. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус:

Кому- сказку, кому- правду, кому — песенку.

На сцену входят гости. Девочки наряжены в красивые шали, мальчики в рубашках навыпуск, отделанных яркой тесьмой. Гости кланяются хозяевам, рассаживаются.

Хозяин. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно?

Всем ли слышно? Всем ли местечка хватило?

Один из гостей. Гостям-то, известное дело, хватило места,

Да не тесновато ли хозяевам?

Хозяева. В тесноте- не в обиде. /Хозяева усаживаются/

Хозяйка. Небылицы в лицах сидят в теремах- светлицах,

Щёлкают орешки да творят насмешки.

Гости исполняют шутливые диалоги.

Прибаутки

1.- Фома, что из леса- то не идёшь?

— Да медведя поймал!

— Так веди сюда!

— Да он не идёт!

— Так сам иди!

— Да он не пускает!

2.- Сынок, сходи за водицей на речку!

— Брюхо болит!

— Сынок, иди кашу есть!

— Что ж, раз мать велит- надо идти!

Выходят 2 девочки, читают частушки.

1дев. Эх, топни нога, топни правенькая,

Я плясать пойду, хоть и маленькая!

2дев. Пойду плясать по соломушке,

Раздайся, народ, по сторонушке!

Выходят 4 девочки,исполняют частушки.

» Частушки»

1 .Шире круг, шире круг, дайте круг пошире,

Не одна иду плясать, нас идёт четыре!

2. Не хотела я плясать, стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла, я не удержалася!

3 .Я плясала в три ноги, потеряла сапоги,

Оглянулася назад,сапоги мои лежат!

4. Разрешите поплясать, разрешите топнуть,

Неужели от меня половицы лопнут?!

5. По деревне я шла и Ванюшку видела,

Под кустом сидел и плакал-курица обидела!

6. А у нас во дворе квакали лягушки,

А я с печки босиком, думала, подружки!

7. .Сидит ёжик на берёзе- белая рубашка,

На головке сапожок, на ноге — фуражка!

8. .Поросёнка мы купили и пшеном его кормили,

Он в субботу рано встал, кукарекать громко стал!

Все. Если б не было воды, не было б и кружки,

Если б не было девчат, кто бы пел частушки?!

Исполняется пляска или хоровод

/Две гостьи, занятые делом, вяжут или вышивают, обращаются друг к другу, осуждая танцующих.

1-я. Лодырь да бездельник-

Им праздник и в понедельник!

2-я. Ныне- гуляшки, завтра- гуляшки,

Находишься и без рубашки!

Один из гостей обращается к ворчуньям.

— Акуля, что шьёшь не от тулья?

2-я. А я, батюшка ещё пороть буду!

Хозяйка. Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать,

да сказку послушать? /угощает всех конфетами/

Инсценировка сказки» Золотое яичко» О. Высоцкой»

Одна из гостей. Жили-были Дед да баба,

Была у них курочка Ряба.

Снесла курочка яичко,

Не простое- золотое.

Баба. Эй, старик,проснись скорей!

Дед. Волки что ли у дверей? Ты чего шумишь, старуха?

Баба. Да смотри, что я нашла! Наша курочка Пеструха

Под кустом яйцо снесла!

Дед. Ну, снесла, какое дело! Что ты, бабка, обалдела?

Баба. Да яйцо то не простое,

А, гляди- ка, золотое!

Дед. Золотое, в самом деле!

Мы с тобой разбогатели!

Баба. Погляди, гори, как жар!

Дед. Не случился бы пожар!

Баба. Ой, горит, слепит глаза!

Дед. Чудеса!

Баба. Чудеса!

Раздаётся стук в дверь.

Баба. Нету дома никого! Ишь, соседей как назло

Ненароком принесло.

Дед. Ты пойди, запри засов, да спустить бы надо псов.

Баба /возвратясь/ В среду в город я поеду:

Там базар бывает в среду.

Богатеев много там,

Им яичко и продам.

Как дадут мне денег груду,

Накидают мне рублей,

На солоп себе добуду

Я сибирских соболей.

Вот обновок накуплю я,

Разных юбок 40 штук.

Шаль в цветочках голубую,

До краёв набью сундук!

Дед Что ты мелешь небылицы!

Ишь, сыскалась молодица!

Нет, уж если мы богаты,

Я построю вместо хаты

Трёхэтажные палаты

И беседки по углам.

Баба. Наказанье с глупым мужем!

Что ты, старый, не блажи!

Мы живём других не хуже,

Ни к чему нам этажи!

А за эти за беседки

Засмеют тебя соседки.

Дед. Пусть смеются, мне не жалко!

Баба. Да уймись ты, не кричи!

Вон, упала на пол скалка,

Чугуны гремят в печи.

Ох, не мил мне белый свет!

Дед. Я хозяин или нет?!

Баба. Ох, яичко покатилось…,

Покатилось и разбилось!

И скорлупки не осталось,

Всё куда- то подевалось!

Дед. Ну, чего мы затужили? От чудес одна беда!

Будем жить, как прежде жили,

И работать, как всегда.

Баба. И шубёнку справить можно,

И подправить можно дом.

Дед. Только то, видать, надёжно,

Что даётся нам трудом.

Открывай, старуха, дверь,

Что нам прятаться теперь!?

Эй, соседка!

Баба. Эй, сосед!Забывать друзей не след!

Заходите на часок,

У меня хорош квасок.

И варенья, и соленья,

Дед и баба /вместе/ Заходите без стесненья!

Гости подходят с поклоном к хозяевам.

1-я девочка. Счастья вам, хозяин с хозяюшкой!

2-я девочка. Доброго здоровья!

3-я девочка. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится!

Все вместе. Где труд, там и счастье!

Внеклассная работа и нравственное воспитание младшего школьника в нашей гимназии №3 содействуют развитию личности, воспитанию высокой духовной культуры, развитию профессиональных качеств, сохранению нравственного и физического здоровья. Процесс воспитания осуществляется через учебные занятия и внеклассную работу.
Внеурочная деятельность в гимназии имеет личностно-ориентированную направленность, которая проявляется в разнообразии видов и форм занятий. При гимназии №3 10 лет работает школа искусств. Имеются следующие отделения: изостудия, танцевальный кружок, театральная студия, музыкальное отделение. За первый год обучения дети посещают все отделения. Педагоги, учитывая индивидуальные возможности ребенка, желание родителей, отбирают детей по отделениям. Со 2-го класса дети распределяются по индивидуальному расписанию кружков и дополнительно 4- часа в неделю развивают свои способности в мини-группах.

Мы, учителя, начальных классов Меняйло Ирина Леонидовна и Назарова Марина Юрьевна работаем в тесном сотрудничестве 14 лет. Разработали интересные сценарии праздников, конкурсов, КВНов, викторин, спортивных праздников: "Папа, мама, я - спортивная семья". Особое внимание уделяем проведению семейных праздников, связанных с обрядами. Один из таких праздников - "Деревенские посиделки", поставленный для совместного праздника с родителями.
На внеклассных мероприятиях осуществляется взаимодействие детей с ведущими и с детьми трех классов. Классные руководители незаметно осуществляли сотрудничество детей со своими сверстниками в параллели, с руководителями школ-искусств в разнообразных видах деятельности: во время декламирования стихов, в исполнении песен хором, в ансамбле, в танцах. Происходящее на сцене дети воспринимали как эталон стиля поведения во время выступлений, знакомятся с историей народа России.
Хорошо отслеживаются усилия всех педагогов: как классных руководителей, так и учителей школы искусств, влияющих на становление и развитие нравственной личности гимназистов.
Цель данных мероприятий: показать достижения каждого ребенка по окончании начальной школы. Установление контакта взаимопонимания с каждым отдельным ребенком, коррекция межличностных взаимоотношений между детьми. Справедливое решение всех конфликтных ситуаций (если они возникают). Достижение взаимопонимания между родителями, педагогами и детьми. Создать атмосферу праздника и добра.
На праздник приглашаются администрация гимназии, родители, все родственники, все работающие учителя в начальных классах. Учителя изостудии помогают в оформлении сцены, учителя школы искусств помогают в записи фонограмм, подборе костюмов.
Праздники красочные, яркие, запоминающиеся, добрые. Красной линией через весь сценарий проходит тема семья, традиции русского народа: лирические мелодии, танцы, красочные костюмы, красивое русское слово. Дети гордятся своей страной, народом, семьей, гимназией.
По возможности снимается видеофильм для показа его на выпускном балу 11 класса. Внеклассная работа у нас проводится не от случая к случаю, а включает ее в продуманную систему постижения народной культуры. Постоянно дети выезжают на экскурсии по историческим местам города Казани. Посетили святые места в мужском Раифском монастыре, на острове Свияжске. Обязательное посещение театров и балетных постановок.
Именно такое воздействие на души младшего школьника создает неоценимое мировоззренческое воздействие на детей.

Сценарий внеклассного мероприятия "Деревенские посиделки"

Звучит песня "Калинка" (ансамбль)
Ведущий : Россия, Россия, края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Раздольные русские песни поют.
Ведущая:
Много у русского народа чудесных напевных песен, красивых зажигательных танцев, старинных обычаев и традиций. А в каком народе живешь - таких обычаев и держишься. Пожалуй, самый красивый и интересный из них - это деревенские посиделки!
Ведущий: В старые добрые времена собирались вместе красны девицы да добры молодцы коротать долгие зимние вечера. Время проводили за любимым занятием: кто за прялкой, кто вышивает, кто вяжет,
кто из глины посуду лепит, кто из дерева ложки да игрушки разные вытачивает.
Ведущая : А затем отложат на время свои дела и начинают все веселиться: песни петь да плясать, игры разные затевать, шутки да прибаутки рассказывать. Хотели бы вы на таких посиделках побывать да своими глазами увидеть? Ну, тогда закройте глаза и считайте все до 10 ...
Ведущий : Оказались мы с вами в русской деревянной избе. А вот и хозяин с хозяюшкой. Всякий дом хозяином и хозяюшкой держится.
(Хозяйка хлопочет у печи, дочка вышивает).
Хозяйка: Дом вести - не головой трясти,
Все надо припасти.
Акуля, Акуля, что шьешь не оттуля?
Дочка: Да, я, матушка, еще пороть буду.
Хозяйка : Поспешишь - людей насмешишь.
Дочка : Знаю, матушка, знаю. Семь раз отмерь - один раз отрежь!
Хозяин : Домом жить - обо всем надо тужить. (Плетет лапти, учит сына Федюшу).
Ведущая: Родители трудолюбивы - и
Дети в этом доме неленивы.
Сын : Тятенька, а тятенька, а давай с тобой в рифмы играть.
Хозяин : А что это такое - рифмы?
Сын: А это так надо говорить, чтоб складно было. Вот скажи, как твоего отца звали?
Хозяин : Моего папашу Кузьмой звали.
Сын: Вот я твоего Кузьму за бороду возьму!
Хозяин : Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?
Сын: Тятенька, ну это же шутка. Так для рифмы говорят. А как твово дедушку звали, тятенька?
Хозяин : Моего дедушку звали Иваном.
Сын : Твой дедушка Иван
Посадил кошку в карман.
Кошка плачет и рыдает -
Твово дедушку ругает.
Хозяин: Это зачем мой дедушка будет кошку в карман сажать? (сердито) Ты зачем такие пустяки прибираешь?
Сын : Да это же для рифмы, тятенька.
Хозяин : Вот я тебе сам рифму скажу! Тебя как зовут?
Сын : Федя!
Хозяин : Если ты Федя, то поймал в лесу медведя.
На медведя полезай, а с моей скамьи слезай!
Хозяйка : Будет вам ругаться, да ссориться, лучше загадку отгадайте.
Не сеяно, не пашено, не веяно, не молочено, водой смочено, камнем придавлено, на зиму припрятано. (Достает соленые огурчики.)
Дочка : И я загадку знаю.
Пришел Филипп, на нем сто лип.
Он мал и короток, обежал городок, прижался в уголок. (Веник)
Вбегают соседи.
Соседки : Вы слыхали? Про пожар слыхали? Ой, что было!
Хозяйка : Ой, соседушки, не спешите, отдохните, толком все нам расскажите.
1 соседка : У Иванова двора загорелася вода.
Всем селом пожар тушили, а огонь не затушили.
2 соседка : Пришел дедушка Фома, расседая борода.
Он народ прогнал в овин, затушил пожар один.
3 соседка : Как Фома тушил пожар, он об этом не сказал.
Только слышно стороной, затушил он бородой!
Хозяин : Ой, за вашим языком не поспеешь босиком.
Хозяйка : Всех речей не переслушаешь!
Оставайтесь, соседки, у нас гости сегодня будут.
1 соседка: Сегодня гуляшки, завтра гуляшки,
Останешься без рубашки. (Убегают)
Стук в дверь.

Хозяин : Кого еще нелегкая несет?
Сосед : Можно, хозяин?
Хозяин: Гость - не кость, за дверь не выкинешь. Заходи.
Сосед : Да я не один.
Хозяин: Заходите вдвоем. Эй, Фома, чего не идешь?
Сосед : Да медведя поймал.
Хозяин : Так веди его сюда!
Сосед : Да он не идет.
Хозяин : Так сам иди.
Сосед : А он не пускает.
Хозяин : Бегу, помогу сейчас.
Входят охотники - тащат медведя.
Охотники : Ближние соседи - лучше дальней родни. Ты уж, соседушка, нам пособи!
Хозяйка : Федул - а ты чего губы надул?
Сосед : Да кафтан порвал!
Хозяйка: Зачинить можно?
Сосед : Да иглы нет!
Хозяйка : А велика ли дыра?
Сосед : Да вот один ворот остался!
Хозяйка: Хорошо постарался - без кафтана остался!
Хозяин : Ну, берись, братцы, дружно, не будет и грузно!
Уходят, уносят медведя.
Ведущий : У дороги близко жить - всем соседям надо годить!
Раздается стук, шум за дверью.
Хозяйка : Добрые гости всегда в пору!
Дочка : (выглядывает за дверь).
Ах, тара, тара-ра-ра! Идут девки со двора!
Девочки заходят, кланяются и хором:
Девочки : Пришли мы песни петь, да плясать, да себя показать. Мир вашему дому!
Прихорашиваются, рассаживаются на лавке.
1 девочка: Хозяюшка, а что ты нам сегодня делать дашь?
Хозяйка : Красным молодушкам дам вышивать белый ленок.
Раздает пяльцы, звучит песня.
Ведущая : Сидят девушки, вышивают, себя песней забавляют, каждая мастерица - трудится, не ленится.
Недаром говорят люди добрые: "Какова пряха, такова на ней и рубаха".
Ведущий : Расступись, честной народ, не пыли дорожка,
Добры молодцы идут - погулять немножко.
Шутят, рассаживаются.
1 мальчик : Мороз не велик, а стоять не велит.
2 мальчик : Молодо - зелено - погулять велено.
3 мальчик : Эй, девчоночки - беляночки, где вы набелилися?
Девочки : Мы вчера коров доили, молоком умылися.
Хозяйка : Ну что ж, пришла пора - отложи дела.
Делу время - потехе час!
Мальчики : Эх, возьмем в руки балалайку!
Да потешим хозяина с хозяйкой!
Эй, Тимоха, эй Иван, Николай, Демьян,
Сядем, братцы-то рядком да частушки пропоем!
Девочки : Балалайка, балалайка, свое дело знает,
Она в Ваниных руках хорошо играет!
Мальчики : Мы с веселой песней дружим, по-русски говорим,
Хорошо живем, не тушим, без сметаны хлеб едим.
Девочки : Эх, сторонушка родная, дорогая сторона,
Здесь повсюду нас встречает, эх, русская старина.
Мальчики : Эх, березонька, березка,
Раскудри - кудрявая,
Хороша ты, речка Волга,
Волга величавая!
Мальчики : Вы послушайте девчата,
Нескладуху будем петь.
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь.
Девочки : А у нас во дворе квакали лягушки,
А я с печки - босиком, думала - подружки.
Мальчики: Сидит ежик на заборе, белая рубашечка,
На головке - сапожок, на ноге - фуражечка.
Девочки : На горе стоит телега, слезы капают с дуги,
Под горой стоит корова, надевает сапоги.
Мальчики : Запрягу я кошку в дрожки, а котенка - в тарантас,
Повезу свою подружку всем соседям напоказ!
Девочки : По деревне нашей шла и Федюшу видела -
Под кустом сидел и плакал, курица обидела.
Мальчики : Если б не было воды, не было бы кружки,
Если б не было девчат, кто бы пел частушки?
Мальчики : Ты играй повеселее, балалайка - три струны,
Подпевайте, кто умеет, не стесняйтесь, плясуны.
Девочки : Шире круг, шире круг, парни круг - пошире,
Не одна иду плясать, нас идет четыре.
Мальчики : Я плясал в три ноги, потерял сапоги,
Оглянулся назад - сапоги мои лежат.
Девочки : Не хотела я плясать, стояла и стеснялася,
Но гармошка так играла, я не удержалася.
Эх, топну ногой, да притопну другой -
Устоять не могу: характер такой.
Девочки : Хороши у нас частушки?
Хороши припевочки?
Хорошо учиться в школе,
Мальчики и девочки?
Ведущий : Складно добры молодцы поют, да и девицы от них не отстают.
Хозяйка: Ну, а теперь, красны девицы да добры молоды, наряжайтеся, да на танцы отправляйтеся.

Танец "Русский перепляс".

Хозяйка : Ну, гости дорогие, напелись, натанцевалися, чай проголодалися?
Ведущий: Не красна изба углами, а красна пирогами.
Хозяин : Все, что есть в печи - все на стол мечи!
Хозяйка : Я иду, иду, иду, самовар в руках несу, прибауточку пою.
Вот чай, чай, чай...Гость хозяюшку встречай! Прибауткой отвечай!
1 гость : Чай пить - приятно жить.
2 гость : Попьешь чайку - позабудешь про тоску!
3 гость : Чай не пьешь - какая сила? Чай попил - совсем ослаб!
4 гость : От чая лиха не бывает.
Хозяйка : Как Марфуша для Петра наварила, напекла, 92 блина, 53 пирога. Вот сколько пирогов!
Хватит на всех едоков!
Хозяин : Хозяюшку нашу потешьте,
Блинков, пирогов поешьте.
1 гость : Мы люди не гордые -
Нету хлеба - подавай пироги!
2 гость : Лакомый кусок - скорее в роток.
3 гость : Эх, с маслом да со сметаной и хозяюшкин лапоть съешь!
Ведущая : Много за столом гостей, много услышишь разных новостей!
1 гость : Назар, а Назар, сходи-ка ты на базар!
Купи мне сарафан, ни долог, ни короток,
Ни в лес ходить, ни зайцев ловить!
2 гость: Ах, тари, тарра-ри, куплю Маше янтари,
Останутся деньги - куплю Маше серьги,
Останутся пятаки - куплю Маше башмаки,
Останутся грошики - куплю Маше ложки.
3 гость : Пошла я на гору лыко драть,
Увидала на утках озеро плавает.
Срубила 3 палки: одну еловую,
Другую березовую, третью рябиновую,
Бросила еловую - не добросила,
Бросила березовую - перебросила,
Бросила рябиновую - угодила,
Озеро вспорхнуло, полетело, а утки остались.
4 гость : Шла соседка - торговка мимо рынка,
Зацепилась она за корзинку
И упала в яму - бух!
Раздавила 40 мух!
Ведущий : Ну, гости дорогие, пора и честь знать, Хозяину с хозяюшкой пора отдыхать.
2 гость : Стол "спасибом" красится.
3 гость : Спасибо, вам, хозяин с хозяюшкой.
1 гость : Пироги у вас хорошие, сердца ваши приветливые.
4 гость: Спасибо, этому дому, пойдем к другому.
Ведущий : Вот и шуткам, прибауткам конец,
А кто здесь был, да нас слушал - молодец!

Праздник был показан на городском семинаре учителей начальных классов, работающих по системе РО Л.В.Занкова, 24 апреля 2003 года 4Б классом.