Сценарий на тему мисс весна для старшеклассников. Конкурсно-развлекательная программа «Мисс Весна», посвящённая Международному женскому дню (8 марта)

Доклад методиста по библиотечным фондам МБУ ИМЦ г. Николаевска-на-Амуре Комаровой Н.Н. на семинаре библиотечных работников «Развитие социального партнёрства – показатель эффективности библиотечного обслуживания» 28 февраля 2017 года

Современная школьная библиотека в новом образовательном пространстве

Комарова Н.Н., методист по библиотечным фондам МБУ ИМЦ г. Николаевска-на-Амуре

«Собраться вместе - это начало.
Держаться вместе - это прогресс.
Работать вместе - это успех»

Генри Форд“О сотрудничестве”

С 2011 г. во всех общеобразовательных учреждениях России введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), с сентября 2015 г. все школы массово перешли на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Перемены, происходящие в образовании, приводят к повышению роли школьных библиотек. Библиотеке сегодня отводится особая роль в интеграции всех информационных ресурсов в соответствии с ключевыми направлениями современной образовательной политики

Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего полного образования предъявляют новые требования к школьной библиотеке: из учебно-вспомогательного подразделения она должна стать ресурсным центром школы, определяющим информационно-библиотечное обеспечение, базой развития критического мышления, медиообразования.

Будучи структурным подразделением, призванным накапливать, сохранять и распространять информацион-ные ресурсы, школьная библиотека яв-ляется для учащихся главным источником информации, удовлетворяющей их разнообразные интересы, а также развивает навыки информаци-онно-поисковой деятельности. Кроме того, обеспечивая учащимся доступ к книге как ос-нове формирования и развития их общей культуры, инструменту удовлетворения позна-вательной активности, средству социализации, источнику эстетического наслаждения, школьная библиотека способствует распрост-ранению грамотности и общему развитию личности ребенка.

Согласно ФГОС школа должна сформиро-вать грамотного, компетентного читателя, ко-торый сможет ориентироваться в многообра-зии литературных стилей и жанров, искать и выбирать нужную информацию, сможет ис-пользовать библиотеку и ее инструменты для удовлетворения своих информационных и читательских потребностей.

Сегод-ня школьная библиотека ведет работу по содействию в формировании информационной компетентности учащихся и развитии их навыков самообразования и са-мостоятельной работы с информацией в различных форматах, формирование специфических умений и навыков информационно-поисковой дея-тельности и использования традиционных и электронных библиотечных фондов и инстру-ментов.

Школьная библиотека – один из самых востребованных кабинетов в школе. Каждый день на абонементе обслуживаются в среднем 30-40 человек (городские школы). И хотя не во всех школьных библиотеках Николаевского района есть читальный зал, его функции выполняются в полном объеме. Учащиеся обращаются к энциклопедической и справочной литературе, готовят сообщения, доклады, рефераты. Для этой работы в даже самой маленькой сельской библиотеки создаются посадочные места.

Современная школьная библиотека - это:

  • учебная библиотека, которая обеспечивает информацией и документами учебный процесс;
  • специальная библиотека, которая обслуживает педагогический коллектив;
  • публичная библиотека, которая предоставляет учащимся необходимыересурсы для проектной и творческой деятельности;
  • библиотека, которая поддерживает внеклассную и внешкольную работу.

Школьная библиотека - это идеальное место, где пересекаются три главные составляющие полноценной среды развития: информация, культура и общение.

На сегодняшний день ключевая задача школьной библиотеки – это с максимальной целесообразностью и разумностью использовать новые информационные технологии и ресурсы для обеспечения доступности, повышения эффективности и качества образования.

Задача школы - помочь ребенку найти пути и способы получения и переработки информации.

Школьная библиотека является непосредственным участником педагогического процесса. Она находится в его центре, объединяя учителей, обучающихся и их родителей.

Сегодня в информационной образовательной среде школы меняется роль не только учителя и ученика, но и библиотекаря. Учитель становится консультантом, партнером ученика в процессе его обучения. Ученик приобретает навыки самообразования. А библиотекарь обеспечивает информационное сопровождение всех участников в образовательной деятельности.

Сотрудничество учителя с библиотекарем необходимо, чтобы максимально использовать потенциал школьной библиотеки для:

  • развития и обучения обучающихся;
  • формирования информационной культуры;
  • организации образовательных событий;
  • разработки поурочных планов и внеурочных занятий;
  • подготовки и проведении проектных заданий;
  • внедрения информационных технологий.

Существует ясное понятие, что библиотека должна содействовать формированию высококультурной, гуманной и нравственной личности, развивать гражданские качества и учить цивилизованным нормам общения, уметь жить в быстро меняющемся мире в духе согласия и терпимости. Вот несколько направлений работы школьной библиотеки по внедрению стандартов второго поколения:

  • исследовательская деятельность;
  • информационная деятельность;
  • проектная деятельность;
  • литературно-познавательная деятельность;
  • мультимедийные технологии;
  • работа с УМК;
  • работа с фондом художественной литературы.

Работать в данных направлениях возможно только в тесном содружестве с классными руководителями, учителями – предметниками, родителями, социальными партнерами.

В основе ФГОСтандарта лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Сегодня обучение это не просто передача знаний от педагога к обучающемуся, а прежде всего создание условий, при которых становится возможным самостоятельный поиск знаний самими обучающимися, их продуктивное и активное творчество. Школьник на уроке учителя-предметника воспринимает мир в призме этого предмета, а школьная библиотека способна предоставить ребенку информацию для раскрытия целостной картины мира. Поэтому при смене стандартов образования школьная библиотека становится центром творчества учащихся, а также местом реализации индивидуальных способностей учащихся и огромной лабораторией для инновационного развития педагогов.

Программным документом в плане перспектив преобразования школьных библиотек является Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров. Новая модель школьной библиотеки – информационно-библиотечный центр отвечает всем требованиям новых стандартов, обеспечивает необходимые условия для обучения, ориентированного на самоопределение и удовлетворение образовательных потребностей каждого обучающегося с учетом его развития и индивидуальных возможностей. На уровне Хабаровского края работает федеральная стажировочная площадка «Информационно-библиотечные центры» по трансформации школьной библиотеки в информационно-библиотечный центр. Создан региональный ресурсный информационно-библиотечный центр на базе Центра развития образования г. Хабаровска. В сеть ИБЦ входит наш единственный пока ИБЦ МБОУ СОШ № 4 (педагог-библиотекарь Павлова Е.Г.). На уровне муниципального района также ведется работа по преобразованию школьных библиотек в информационно-библиотечные центры. Начата работа по разработке положения, концепции развития ИБЦ в МБОУ СОШ № 2,5.

С целью формирования и совершенствования профессиональной компетентности школьных библиотекарей по моделированию информационно-образовательной среды в школьный информационно-библиотечный центр посредством включения их в практическую деятельность проведены методические объединения, обучающие семинары н-р «От школьной библиотеки – к информационно-библиотечному центру: векторы развитии», где библиотекари знакомились с Концепцией развития школьных информационно-библиотечных центров, проектами положений, особенностями работы ИБЦ.

С целью организации информационно-библиотечной среды с единым информационным и библиотечно-библиографическим фондом, расширением функций библиотек общеобразовательных организаций для комплексной поддержки образовательной деятельности в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта общего образования в Хабаровском крае проходилаапробация проекта «Региональной автоматизированной информационно-библиотечной системы» 1С: Библиотека. Участие ИБЦ МБОУ СОШ №4 (Павлова Е.Г.) оказалось невозможным в связи с техническими причинами (низкая скорость).

В создавшихся условиях предъявляются особые требования к школьному библиотекарю. Сегодня это должен быть человек, шагающий в ногу с развитием информационных технологий, своеобразный информационный менеджер, который должен владеть не только педагогическими, но и информационно-коммуникативными технологиями. Библиотекарь нового времени должен изменить отношение школьников к чтению и получению новой информации. В 2016/2017 учебном году в каждом общеобразовательном учреждении (16) имеется школьная библиотека.

Согласно штатному расписанию в общеобразовательных учреждениях библиотекари работают:

  • 1 ст. – 5 чел. (45 % от общего количества библиотекарей) (МБОУ СОШ № 1,2,4,5, МБОУ СОШ р.п.Многовершинный);
  • 0,5 ст. – 7 чел. (55% от общего количества библиотекарей).

По основной деятельности работают 4 педагога-библиотекаря (МБОУ СОШ № 1,2,4, 5) и 5 чел. – библиотекарями (МБОУ СОШ № 5, МБОУ СОШ р.п.Многовершинный, МБОУ СОШ п. Лазарев, МБОУ СОШ с. Иннокентьевка, МБОУ ООШ с. Чля), в остальных школах - внутренние совместители. Согласно штатному расписанию в 6 школах (МБОУ ООШ п. Нижнее Пронге, МБОУ ООШ с. Нигирь, МБОУ ООШ с. Оремиф, МБОУ ООШ п. Пуир, МБОУ НШ ДС с. Озерпах, МБОУ НШ ДС с. Чныррах) нет ставки библиотекаря.

Образование библиотекарей:

  • высшее библиотечное – 2 чел. – 17 % (МБОУ СОШ № 2,4);
  • высшее педагогическое – 3 чел. – 25 %; (МБОУ СОШ № 1, № 5 п. Маго, с. Красное);
  • высшее другое -1чел. -8% (МБОУ СОШ с. Константиновка)
  • среднее спец. библиотечное – 1 чел. – 8 % (МБОУ СОШ № 5);
  • средне - спец. педагогическое – 2 чел. – 17%. (МБОУ СОШ № 5, с. Чля)
  • средне - спец. другое - 2 чел. – 17 %,
  • другое (среднее общее) – 1 чел.- 8 %.

Данные свидетельствуют, что только 3 специалиста имеют специальное библиотечное образование.

Районное методическое объединение школьных библиотекарей оказывает содействие библиотекарям в освоении информационных технологий, способствует развитию творческого потенциала, осуществляет проведение учебной, методической и консультативной работы по направлениям библиотечного дела.

У всех школьных библиотекарей рабочее место обеспечено компьютером. Для пользователей в 6-ти библиотеках есть 8 компьютеров (МБОУ СОШ № 1. 4 (3 экз.), 5, МБОУ СОШ с. Красное, МБОУ СОШ № 5 п. Маго МБОУ СОШ с. Константиновка.

Выход в Интернет имеется в 10 библиотеках.

Школьные библиотеки в 2002 году обеспечены программой АБИС «MAРК-SQL – школьная версия», используются в работе только в 4 организациях (МБОУ СОШ № 2,4, № 5 п. Маго, р.п. Многовершинный). Низкий показатель использования связан с тем, что в сельской местности часто меняются библиотекари, отсутствуют ставки.

Комплектование учебниками

Работа по формированию заказа учебников (одно из основных направлений работы школьной библиотеки) начинается с началом учебного года.

Имеется отлаженная система работы, которая включает в себя инвентаризацию учебников, изучение Федеральных перечней учебников на учебный год, сбор заявок от учителей – предметников, составление заказа школы, муниципального заказа, заключение контрактов с издательствами на поставку учебников, оформление стендов «Учебник – 2016»в каждом общеобразовательном учреждении. С 2010 г наш район самостоятельно делает заказ на учебники, напрямую работает с издательствами. В течение 3-х последних лет нашему району выделяется 2 млн 260 тыс рублей на приобретение учебников. В 2016 г. заключены контракты с 10 издательствами. Заказано 8949 экземпляров учебников (2015 г – 9241экз.), из них 3889 экземпляров рабочих тетрадей для первоклассников. Снижение количества экземпляров связано с увеличением стоимости заказанных учебников и учебных пособий.

В связи с введением новых стандартов ежегодно обновляем учебники соответствующих классов, рабочие тетради заказываем только для первоклассников.

Пополнение фондов художественной литературы, справочной литературы происходит очень редко, последнее поступление было в 2012 году. Получено 120 комплектов экз. от издательств «Русское слово», «Просвещение», «Астрель». «Дрофа» на сумму 530 тыс. рублей. Это в основном программные произведения, словари и справочники

Следует отметить достаточно сложное положение с подписной кампанией на периодические издания. В связи с финансовыми трудностями школы не имеют средств на подписку, поэтому я предлагаю осуществить более тесное сотрудничество школьных и детских библиотек с целью ознакомления с новинками.

Важнейшим показателем результативности деятельности библиотек являются ежегодные муниципальные и краевые конкурсы: муниципальный конкурс «Лучшая библиотека года – 2016», краевой конкурс «Лучший информационно-библиотечный центр – 2016». В муниципальном конкурсе в приняли участие МБОУ СОШ № 1, МБОУ СОШ № 5 п. Маго, МБОУ ООШ с. Чля. По итогам конкурса призерами стали – МБОУ СОШ № 1 (педагог-библиотекарь Рожкова Н.Н.), МБОУ СОШ № 5 п. Маго (педагог-библиотекарь Найденова М.А.). Следует обратить внимание на содержательную творческую работу Рожковой Н.Н. на тему «Информационная культура школьников», где она раскрывает систему работы по данномунаправлению, подтверждая практическими наработками, разработками библиотечных уроков, выпусками школьных газет.

(слайд 11) Самой интересной в содержательном плане и техническом оформлении признана «Виртуальная книжная выставка» педагога-библиотекаря МБОУ СОШ № 5 п. Маго Найденовой М.А. Интерактивные выставки пользуются в последнее время особой популярностью у библиотекарей. Эта форма позволяет расширить традиционные виды библиотечной деятельности, носит игровой характер и привлекает учащихся активному чтению.

В краевом конкурсе «Лучший информационно-библиотечный центр -2016» приняла участие МБОУ СОШ № 4 (педагог-библиотекарь Павлова Е.Г.), которая заслуженно признана призером. Информационно-библиотечный центр школы получил специализированное оборудование за счет средств краевого бюджета, электронные справочники и словари издательства «Просвещение» и «АСТ-ПРЕСС КНИГА».

В последнее время в библиотечной среде активно используется новый способ продвижения книги – буктрейлер.

С 01 по 31 марта 2016 года впервые в Николаевском муниципальном районе состоялся районный конкурс буктрейлеров «Моя любимая книга» среди учащихся 5-11 классов по возрастным группам: учащиеся (5-6), (7-9), (10-11) классов.

Цель конкурса: продвижение и популяризация книги и чтения средствами визуальной культуры.

В конкурсе приняло участие 11 учащихся из 5 общеобразовательных учреждений города и района (МБОУ СОШ № 1,2,4,5, п. Маго). Работы участников отличались творческим подходом и оригинальностью раскрытия темы, органичностью сочетания видеоряда, звукового сопровождения и содержания книги, полнотой и глубиной раскрытия произведения. Буктрейлеры созданы по мотивам разнообразных по жанру произведений: Вальтер Скотт «Айвенго», Лев Толстой «Кавказский пленник», Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита», стихи Сергея Есенина «В хате» и другие. Работы участников конкурса размещены на сайте ИМЦ.

Сегодня очень важно создание нового образовательного пространства для библиотекарей школ, которое включает в себя не только традиционные мероприятия по повышению квалификации, организованные на уровне района (семинары, конкурсы профессионального мастерства, мастер-классы и другие), но и создание образовательного пространства в сети Интернет (вебинары, форумы, дистанционные курсы), где можно получить консультацию узких специалистов, познакомиться с документами, регламентирующими деятельность школьных библиотек, обменяться опытом с библиотекарями других регионов, пройти дистанционное обучение).

С целью повышения профессиональных знаний, школьные библиотекари принимали активное участие в вебинарах издательств «Просвещение», «Дрофа» по использованию в учебном процессе электронных учебников, в ежегодном Всемирном форуме Международной ассоциации школьных библиотек, во всероссийском мониторинге школьных библиотек, в видеоконференции «Информационно-мультимедийные технологии – ресурс развития современных школьных библиотек», и т.д.

В течение года библиотекарями школ было организованы разнообразные книжные выставки, просмотры, обзоры на различные тематики: Книги-юбиляры, «Юбилейные издания», к праздникам День матери, День пожилого человека, День Победы, День знаний, и многие другие. Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги, проводятся викторины, конкурсы рисунков, беседы-диспуты, литературные игры, конкурсы чтецов. Следует отметить на разнообразие форм выставок и средств оформления. Большой популярностью пользуются виртуальные книжные выставки.

В течение учебного года проводятся библиотечные уроки, на которых читатели знакомились с правилами пользования библиотекой, с расстановкой книг в библиотеке, с основными разделами, с правилами поиска нужной книги, овладению навыка работы со справочными изданиями.

Также проведены мероприятия различной направленности: литературные викторины, игры-путешествия, литературные вечера, устные журналы, конкурсы, (конкурс инсценированных басен и др.).

С целью привлечения внимания обучающихся к чтению в общеобразовательных учреждениях прошли библиотечные акции в стиле флешмоба «Да здравствует книга!», «А что у вас?», конкурсы библиотечных плакатов, презентаций «Моя семья и книга», творческий проект «Служба спасения сказки», акция «Международный день дарения книг».

С целью популяризации книги обучающиеся школ города и района совместно с библиотекарями приняли участие во Всероссийских мероприятиях:

  • Всероссийском конкурсе буктрейлеров;
  • Всероссийском конкурсе «Читаем Крылова»;
  • Всероссийской литературной викторине, посвященной творчеству Н.Н. Носова «Незнайка и все, все, все…».

В течение года в школьных библиотеках проводятся творческие встречи с местными поэтами (Перегудов А.А., Рачков А.П., Головачева Т.Г. и другие).

Надеюсь, что наша встреча положит начало тесному сотрудничеству наших библиотек, так как у нас с вами единая задача приобщения детей к чтению.

04.12.2015, ПТ, 11:25, Мск

Российские школьные библиотеки будут трансформированы в современные информационные центры, которые продвинут старую систему библиотек в новую цифровую эру. Концепция модернизации предполагает даже онлайн-игру с симулятором карьеры учеников. Преобразования могут открыть новые возможности для отечественных разработчиков.

В конце ноября 2015 г. Минобрнауки России, Русская школьная библиотечная ассоциация (РШБА) и Научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского организовали обсуждение проекта Концепции развития национальной сети информационно-библиотечных центров (ИБЦ). К 2020 г. школьные библиотеки будут модернизированы и превратятся в ИБЦ - информационные обучающие площадки нового поколения, где можно играть, учиться и общаться, используя новейшие технологии.

Концепция развития ИБЦ представляет школьную библиотеку как общественное пространство с зоной для совместной работы, медиатекой и базой знаний для учеников и педагогов. Обновленные библиотеки с высокотехнологичными устройствами, мягкой мебелью, игровой площадкой и бесплатным Wi-Fi должны привлечь педагогов и учеников, стать местом, в котором можно интересно и с пользой провести время.

Кроме того, в рамках модернизации национальной сети информационно-библиотечных центров впервые в России будут использоваться современные игровые технологии для решения сложной проблемы выбора будущей профессии. Для этого планируется создать специальную онлайн-игру, в которой пользователи смогут попробовать себя в разных профессиях, выстроить виртуальную карьеру, приобрести навыки профессионального общения и совместной работы над проектами. Сотрудникам библиотеки будет отводиться в этой игре ключевая роль.

Модернизация и требования времени

За последние 20 лет процесс обучения сильно изменился. Школьники учатся не только в школе, но и дома, и в процессе общения со сверстниками. Все шире используются информационные технологии, прежде всего, удаленное обучение, интернет- и мобильные устройства. Иногда школьники вовсе «отключаются» от школьной экосистемы, предпочитая обучение и общение вне школы. В то же время ученикам не хватает знаний об этике интернет-общения, навыков оценки информации и совместной работы, которые очень важны для будущей интеграции молодых людей в общество и для успешной карьеры. В большинстве стран идут поиски оптимальной модели школьного образования, которая могла бы решить эту проблему без негативного уклона в сторону полного контроля над инициативой и свободным временем детей.

Компьютер и интернет стали важной частью образовательного процесса

Библиотеки играют важную роль в создании дружелюбной и эффективной школьной экосистемы, а сотрудникам библиотек отводится роль лидера в обучении и работе с информацией. Российская концепция ИБЦ на первый взгляд учитывает все эти аспекты. Но сможет ли она помочь в адаптации сложившейся школьной системы к новым реалиям информационной эпохи?

Онлайн-игра - особое направление

Особое место в Концепции развития Национальной сети ИБЦ занимает ролевая онлайн-игра, которая поможет школьникам выбрать будущую профессию и понять принципы построения успешной карьеры. В игре пользователи смогут выбирать разные профессии, изучать их особенности и набирать игровые баллы на уроках, олимпиадах и в интеллектуальных играх.

За рубежом зоны для коворкинга (совместной работы) широко используются для практического обучения

Онлайн-игра будет построена на профессиональных траекториях из реальной жизни. Аналогами игровых сообществ и миссий станут группы по интересам и совместные обучающие проекты. При этом сотрудник библиотеки станет «мастером игры» и будет помогать выбирать оптимальные сценарии и решать проблемы.

По словам руководителя Библиотеки им К. Д. Ушинского, данный онлайн-проект совместит игру и обучение. При этом для работника библиотеки игра может стать средством привлечения школьников в библиотеку и одним из способов выстроить сотрудничество с учителями.

«Сейчас и дети, и взрослые любят играть в онлайн-игры, - отмечает Алексей Габов. - В проекте игры для ИБЦ можно совмещать учебу с "прокачкой" персонажа, и его развитие будет развитием самого школьника. Дополнительные "ачивки" (достижения) и игровые бонусы можно будет получать выполнением заданий на уроках, участием в олимпиадах или просто прочтением книг».

Сюжетная проработка - это дело будущего, сроки реализации и конкретного разработчика онлайн-игры пока назвать сложно. В идеале, в проекте должно быть большинство реальных ключевых профессий. Это должна быть полноценная расширяемая игровая вселенная, в которой есть и предприниматели, и госслужащие, и социальные работники, имитируется процесс найма и серьезная экономика. Создание такой уникальной игры - процесс долгий, и пока этот процесс на стадии концептуального проектирования.

В России и за рубежом существуют разные более простые образовательные игры. Эта сфера активно развивается, но пока это игровое обучение каким-то конкретным знаниям, то есть в игровую форму переводится получение отдельного образовательного модуля.

Современные ролевые онлайн-игры пользуются популярностью у детей и взрослых. Подобные игры можно использовать для обучения

К примеру, за рубежом есть игра Classcraft, но в ней акцент сделан не на профориентацию, а не работу в классе. Это не симулятор карьеры, а скорее вариант Dungeons & Dragons и других настольных ролевых игр. В основе игрового сюжета лежит выполнение домашних заданий, хорошее поведение на уроке и тому подобное.

Можно вспомнить игру Minecraft, которая введена в обязательную образовательную программу Финляндии. Или Second Life, которая тоже используется для образования. И то, и другое - игровые вселенные, но в них образование и выстраивание карьеры не являются основой игрового сюжета.

Инициатива и свобода

Концепция модернизации школьных библиотек предполагает привлечение школьников и педагогов к самостоятельному обучению и саморазвитию с использованием мультимедийных ресурсов, интернета и комфортных рабочих зон.

Каталогизация - отдельная серьезная проблема школьных библиотек, которую планируется решить в ИБЦ

В модернизированных библиотеках учитель сможет подготовить материалы к уроку, изучить новейшие методики, создать педагогическое портфолио для аттестации. Благодаря электронным сервисам упростится проверка знаний, накопление и распространение наиболее эффективных методик преподавания.

Для учеников новые библиотеки должны стать местом для общения и интеллектуального развития, площадкой, где можно научиться применять знания на практике. При этом вход в школьную библиотеку будет открыт всем желающим, а не только школьникам. Это касается и сотрудничества с фондами развития, привлечения средств благотворительных организаций и частных лиц.


Некоторые технологии невозможно использовать дома. В библиотеке для них можно предусмотреть отдельные помещения

Авторы концепции ИБЦ особую роль отводят сотрудничеству с разработчиками и поставщиками высокотехнологичной образовательной продукции: шлемов виртуальной и дополненной реальности, интерактивных досок и т.д. Взаимовыгодное сотрудничество в этой области открывает возможности для всех участников и поможет быстро внедрять новые технологии в образовательный процесс. Таким образом, информационно-библиотечные центры станут для российских ИТ-компаний площадкой для тестирования и внедрения передовых разработок.

09.04.2018

15.02.2018

09.02.2018

26.01.2018

20.11.2017

03.05.2017

27.03.2017

Все статьи 26.05.2015

Пространство школьной библиотеки должно быть подвижным и гибким, а не заставленным тяжелой мебелью

Преобразование библиотек в творческие пространства — одна из сегодняшних тенденций. Несколько рекомендаций от журнала School Library Journal как сделать пространство школьной библиотеки более инновационным и креативным. Журнал советует смотреть далеко вперед, учитывая при планировании, что потребности учащихся в технологическом обеспечении будут только возрастать.

Маргарет Салливан

Все меняется. Начнем с того, что Интернет, электронные книги и приложения уже стали частью повседневной жизни ваших учеников. Как превратить библиотеку в учебный центр, максимально соответствующий реалиям сегодняшнего, столь быстро меняющегося цифрового мира? Я работаю дизайнером школьных библиотек в течение долгих лет, и поверьте, ответить на этот вопрос нелегко.

Недавно я поняла, что многие из тех вещей, которые были важны в моей работе еще пять лет назад, сегодня уже не имеют такого значения. Например, теперь меня мало интересует, сколько у вас книг, каковы размеры пространства, какое дерево использовать для отделки, сколько учеников в каждом классе, и даже куда поставить абонементный стол. Все эти вопросы были заменены гораздо более актуальными. Например, такими: какие электронные ресурсы и инструменты понадобятся вашим ученикам, каковы учебные цели вашей школы, каким образом нам следует учесть их при разработке библиотеки?

Мне бы хотелось сказать, что я знаю, как создать идеальную школьную библиотеку, которая будет служить вам и вашим ученикам годы. Но правда заключается в том, что не существует единой модели, которая подошла бы всем. Важно осмыслить учебный план и оценить имеющиеся ресурсы, чтобы понять, что именно оптимальным образом будет работать на ваших учеников. Я постараюсь дать ряд рекомендаций, которые помогут в создании наилучшего учебного пространства. Вот пять идей относительно дизайна, которые стоило бы иметь в виду, планируя «библиотеку мечты».

1. Сделайте пространство подвижным и гибким

Многие библиотекари — даже те, кто работает в новых медиацентрах, — вынуждены применять устаревшие методики обучения, а все потому, что библиотечные пространства оказались недостаточно гибкими. Не позволяйте этому случиться с вашей библиотекой.

Учащиеся должны учиться использовать множество ресурсов в своем исследовании, формулировать конструктивные вопросы, оценивать различные точки зрения. Кроме того, ученики XXI века учатся демонстрировать свое понимание новыми способами, через создание собственных видео и мультимедийных презентаций. Поэтому каждая школьная библиотека нуждается в гибком и подвижном учебном пространстве, которое способно поддерживать множество различных форм обучения и преподавания, а не только хранить учебные материалы. Это пространство должно быть оснащено беспроводными технологиями и не быть заставлено тяжелой мебелью: неподвижными столами и стульями или, хуже того, встроенными рабочими местами.

Учебные модели меняются, и школьные библиотеки должны брать инициативу на себя. Во многих школах становятся популярными совместное и проектное обучение, а также обучение равными по статусу (peer-to-peer tutoring) и индивидуальные занятия (one-on-one learning). Классы отходят от «менталитета кафедры» и адаптируются к различным стилям обучения своих учеников. Библиотеки должны следовать той же логике и меняться в соответствии с теми способами обучения, которые предпочитают учащиеся. Гибкость пространства имеет первостепенное значение; традиционная библиотечная мебель часто выглядит громоздкой и делает многие конфигурации невозможными.

Интерактивные доски (например, SMART Board 600i, ActivBoard 500 Pro, eBeam Engage) — это лишь одни из тех удивительных современных инструментов, которые библиотекари вводят в пользование. Эти новые устройства позволяют пользователям делиться информацией с мониторов своих ноутбуков с учителями и другими учениками; они идеально подходят для проведения семинаров, ученических презентаций, дистанционного обучения, просмотра веб-сайтов, выступлений и да, даже для просмотра лекций. Педагоги могут использовать интерактивные доски, чтобы сделать доступным лекционный материал для тех студентов, которые отсутствовали на занятиях или нуждаются в дополнительном времени.

Разрабатывая план школьной библиотеки, обязательно постарайтесь донести до сообщества роль библиотекаря как коллективного педагога. Вкупе с осознанием различных стилей обучения и применением новых технологий это станет отправной точкой для ярких инновационных идей по созданию интерактивных учебных пространств.

2. Помните: библиотека — не книжный склад

Настало время прекратить складировать книги и начать продвигать их. Воспользуйтесь советом торговой книжной компании Barnes & Noble. Сделайте книги и журналы в библиотеке более привлекательными (и более заметными!) для учеников, используя экраны, подвижные светильники, вывески и освещение.

Вместо того чтобы фокусироваться на том, сколько полок вам необходимо, подумайте, каким образом печатные коллекции могли бы расширить и улучшить ваши электронные ресурсы. Печатные книги остаются важнейшим инструментом, особенно для начинающих читателей. И традиционная книга является тем ценным источником, который может обогатить опыт любого учащегося, особенно в таких предметах, как словесность, обществознание, искусство и история. В сущности, печатные материалы остаются основополагающим библиотечным ресурсом, особенно в тех школах, которые не имеют отдельного компьютера для каждого ученика.

Но, решив вдохнуть новую жизнь в печатные коллекции, не уклоняйтесь от использования электронных книг и цифровых устройств для чтения. В конце концов, какой формат «цифровые от рождения» предпочитают больше всего? Печатную книгу, которая хранится в шкафу, высота которого два метра, и требуется лестница, чтобы ее достать? Или электронную книгу, которую можно загрузить на устройства Kindle, Nook или Sony Reader быстрее, чем найти лестницу? К тому же, сейчас появилась другая альтернатива ридеру — Ectaco’s jetBook, сконструированная специально для общеобразовательных школ.

3. Настаивайте на мощной инфраструктуре

Не экономьте на электрическом оснащении библиотеки. Несколько розеток на стене — теперь этого не достаточно. Медиацентры должны оснащаться по последнему слову высоких технологий, пользователям требуются мощности, чтобы поддерживать весь растущий арсенал электронных устройств. Помните, что необходимо планировать с заделом на будущее, потому что возврата не будет. Когда цементный пол зальют, вопрос электрического оснащения библиотеки будет решен на годы.

Ограниченные возможности в будущем будут контролировать способы использования пространства. Я видела много новых библиотек, где студенты могут удобно пользоваться компьютерами лишь в небольшой зоне. Ноутбуки и переносные устройства, визуальные и аудиоинструменты, принтеры, интерактивные доски, мультимедийное оборудование — они развиваются в невероятно быстром темпе, но рано или поздно любой из них нужно заряжать. Поэтому приобретите несколько восьмиканальных источников питания (наподобие Smith System I-O Post), которые можно установить на расстоянии вытянутой руки в центре конфигурации из сдвинутых столов или посреди лаундж-кресел.

Также неразумно экономить на оформлении окон. Современные школьные библиотеки купаются в естественном свете, который является замечательным способом уменьшить потребность в искусственном освещении. Естественное освещение украшает, улучшает процесс обучения и создает для него изысканное пространство. К сожалению, прямой солнечный свет может ослеплять, мешает видеть изображение на мониторе, повышает нагрузку на школьные системы отопления и кондиционирования. Чтобы управлять солнечным светом в течение дня, попробуйте использовать специальные жалюзи (например, от Hunter Douglas), которые радикальным способом фильтруют свет, или используйте традиционные шторы и жалюзи.

Постарайтесь как можно быстрее войти в контакт с ИТ-отделом и администрацией школы, чтобы отыскать наилучший способ внедрить безопасную беспроводную сеть в библиотеке, а еще лучше частное сетевое облако. Найдите время, чтобы выслушать их проблемы и опасения и разработайте соответствующие инструкции, однако без колебаний продвигайте технологии, которые упростят доступ учащихся к сети и улучшат процесс обучения.

Хочу вас предупредить: обновленная библиотека будет бороться против вас каждый рабочий день, если вы не примете активное участие в планировании ее инфраструктуры. Возможно, это прозвучит банально, но поверьте мне — результат стоит усилий.