Самые быстрые самолеты. Самый быстрый гиперзвуковой самолет в мире

Наш век скоростей и соревнований, иногда заставляет задуматься, а из всех существующих?

В данной статье, попытаемся наиболее полно и беспристрастно ответь на этот вопрос. Для начала необходимо определиться с терминами.

За самолёт будем принимать серийное изделие управляемое летчиком и имеющим два крыла, стабилизаторы и прочие атрибуты фюзеляжа самолёта. NASA в 2004 г. провело испытание экспериментального проекта X-43A с реактивным двигателем, который развил скорость 11230 км/час, по результатам испытаний NASA, совместно с книгой Гиннесса поспешили назвать его самый быстрый самолет в мире . На самом деле это, беспилотник, выпущенный в нескольких экземплярах, запускаемый с борта другого самолета и применяющий в качестве двигателя ракетную установку, поэтому назвать его самолетом нельзя.

Из современных военных пилотируемых летательных аппаратов, самым быстрым признан американский стратегический сверхзвуковой разведчик SR-71 Blackbird черный дрозд, названный так из за тёмно-синего окраса фюзеляжа. Этот футуристический объект эксплуатировался до 1998 года, из-за больших расходов на эксплуатацию, и низкой надёжности, всего было потеряно 12 самолётов из 32, далее эксплуатация прекратилась. Максимальную же зафиксированную скорость SR-71 Blackbird развил - 3540 км/ч. Что на сегодняшний день является рекордом. Таким образом, можно сказать, что составляет на сегодняшний день – 3540 км/ч.

SR-71 Blackbird

Нельзя не отметить, советский истребитель МИГ-25 по словам летчиков вполне мог развить скорость, хоть и кратковременную, до 3600 км/ч, что почти на 200 км/ч больше чем SR-71. Но так как по международным правилам скорость не была зафиксирована официально, рекорд остался за SR-71 Blackbird.

Далее по списку Российский истребитель перехватчик дальнего действия СУ-31. Данный самолет разработан КБ Сухого еще в 1979 г. и принят на вооружение в 1981 г., и с успехом эксплуатируется по сей день. Максимальная скорость СУ-31 в соответствии с технической документацией, составляет – 3000 км/ч. Но по заверениям летчиков он способен и на большее.

Этот бомбардировщик был разработан еще в 1960 году. Основное его предназначение было осуществление разведки и проведение радиоэлектронной борьбы. Максимальная скорость этого аппарата составляет 2655 км/ч.

Самый быстрый пассажирский самолет

Из гражданской авиации пальму первенства по скорости, делили Советский ТУ-144 и франко-английский проект Конкорд. Конструкционная скорость Т-144 составляла 2500 к/ч против 2300 км/, у Конкорда, но из за того что ТУ-144, практически не совершал пассажирских перевозок, номинацию самый быстрый пассажирский самолет необходимо, вручить Конкорду, который совершал в течение многих лет регулярные авиаперевозки, до момента запрещения его эксплуатации в 2000 году.

Глядя ввысь, на парящих или стремглав пикирующих птиц, люди мечтали летать. Мечта давно уже осуществилась, и теперь страны мира соревнуются в скорости своих железных птиц. Вашему вниманию предлагается топ самых быстрых самолетов, существовавших в истории авиации.

Военные самолеты

Несомненными лидерами этой категории являются беспилотные самолеты, отсутствие людей на борту которых позволяет развивать скорость, превосходящую скорость звука в 20 раз. Так, во всяком случае, было заявлено в отношении гиперзвукового, разработанного американским управлением DARPA Falcon HTV , который способен разгоняться до 220917 км/ч. Это был бы самый быстрый самолет в мире, но он исчез с радаров на 26 минуте полета, из-за чего рекорд не может засчитаться, поэтому лидером стал другой самолет.


1 место получает разработка НАСА — экспериментальная модель . Его максимальная скорость достигает 11200 км/ч, что примерно в 10 раз быстрее скорости звука. Достичь такого результат позволил воздушно-реактивный двигатель прямоточного действия. Благодаря использованию забортной атмосферы для создания топлива длина аппарата составляет всего 3,66 м, а вес 1270 кг. Было произведено всего 3 единицы.


2 место занимает Х-15, который серьезно отстал от предыдущего аппарата, если говорить о скорости. Не превышая 7272,63 км/ч, этот экспериментальный самолет-ракетоплан 40 лет удерживал звание «единственного в мире пилотируемого гиперзвукового аппарата». США признали все совершенные им полеты, а их было 199, суборбитальными, и, соответственно, пилоты, сами того не заметив, стали астронавтами. Такие превращения продолжались бы и далее, если бы в декабре 1970 г. его эксплуатация не была прекращена.


3 место в рейтинге отдано еще одному уже снятому с производства самолету, известному как «Черный дрозд», Lockheed SR-71 . Стратегический американский разведчик с максимальной скоростью всего 3700 км/ч, окружен загадками и курьезами. Как, например, что стало причиной того, что ни один из 32 выпущенных экземпляров не был потерян в бою? Или почему самолет, прототипом которого был R-12, получив название RS, был переименован с легкой руки президента в SR? Известно, что для производства самолета, 90% деталей которого выполнены из титана, закупки проводились в СССР, против которого и использовался аппарат. Один из самых аэродинамических самолетов, в проектировании которого были использованы стеллс-технологии, привлек внимание кинорежиссеров и создателей компьютерных игр, с удовольствием сделавших его частью декораций.


4 место получает советский МиГ-25, ставший ответом на «черную птицу». Скорость этого истребителя-перехватчика может достигать 3395 км/ч, но при реальной эксплуатации не превышает 3000 км/ч. Выпускавшийся с 1969 по 1985 гг. самолет все еще стоит на вооружении в некоторых странах. Столь долгой летной жизнью он обязан особенностям конструкции и высоким техническим характеристикам. Преимущества ему дали несколько новаторских идей, использованных при его производстве:

  • особый сплав стали, алюминия и титана;
  • двигатель беспилотника, переделанный для истребителя;
  • 2 наклонных киля, снизивших радиолокационную уязвимость.

На этой модели было установлено 29 рекордов, некоторые из которых не побиты до сих пор (рекорд высоты).


5 место может быть присвоено , скорость которого равна 3380 км/ч. Родиной этого экспериментального самолета стали США, где ему определили роль исследование аэро- и термодинамики летательных аппаратов. Судьба самолета оказалась несчастливой: обе выпущенные модели потерпели катастрофу, причем причины так и не были установлены.


6 место по праву занимает , высотный бомбардировщик, разработки которого вместе с «Черным Дроздом» стали причиной появление советского МиГа. Единственный самолет, который мог сбрасывать бомбы на скорости 3219 км/ч. Из-за недальновидности политиков и недостаточного финансирования (официальная версия – токсичное и дорогое топливо) проект был закрыт, хотя до сих пор вызывает интерес некоторые разработки, в частности:

  • движимая носовая часть фюзеляжа для лучшего обзора;
  • регулируемые законцовки крыльев для большего аэродинамического качества.


7 место отдано советскому Т-4 , который производился с 1966 по 1974 гг. Бомбардировщик-ракетоноситель, предназначенный для ведения воздушной разведки и уничтожения стратегических целей, получил название «сотка» из-за своего веса немногим более 100 тонн. Самолету, в котором были использовано множество инновационных технологий: от аэродинамической схемы «утка» с отклоняющейся носовой частью фюзеляжа и новейшего радиоэлектронного оборудования до дистанционной системы слежения за работой двигателей, пророчили стать «русским чудом». На этом удивительном самолете даже имелся перископ для обзора пространства вокруг во время полета, ведь носовой обтекатель не был остекленен. Однако, ударно-разведывательный комплекс был закрыт, ему предпочли самолет ТУ-160.


Этот топ-7 самых быстрых самолетов, как видите, в основном состоит из экспериментальных моделей или тех, которые уже не эксплуатируются. Если бы речь шла только о современных пилотируемых самолетах , стоящих на вооружении или эксплуатирующихся, то список 5-ти самых быстрых самолетов выглядел бы так:

  1. МиГ-31;
  2. McDonnell Douglas F-15 Eagle;
  3. СУ-24М;
  4. СУ-27М.

Гражданские самолеты

Гражданская авиация зачастую не может составлять конкуренцию военной из-за относительно невысокой скорости, поэтому ниже представлен топ самых быстрых пассажирских самолетов.

1 место занимает , который развивал скорость до 2500 км/ч. Этот самолет в свое время (конце 1968 г.) стал первым в истории сверхзвуковым пассажирским авиалайнером. Из 102 совершенных им рейсов, 55 было пассажирских. Однако, его успех был недолог: через 7 месяцев после начала коммерческих перелетов, его вывели из эксплуатации. Официальной причиной этому послужила катастрофа опытного образца, но на самом деле перелеты себя не окупали. В СССР, на территории которого он использовался, он был не самым доступным способом путешествия.


2 место отдано — второму пассажирскому лайнеру, преодолевшему звуковой барьер. Разработкой самолета-гиганта, скорость которого равнялась 2330 км/ч, занимались одновременно 2 страны: Англия и Франция. Его ожидала более счастливая участь: 14 самолетов этой модели эксплуатировались с 1976 до 2003 г. Интересно то, что каждая страна получила по 7 экземпляров: 2 из которых Англией были куплены за 2 фунта стерлингов, а Франция 3 своих выкупила за 3 франка. Но объем авиаперелетов начал стремительно снижаться, а череда катастроф, преследовавших лайнер, не прекращалась, и Конкорд был выведен из эксплуатации.


3 место занял являющийся крупнейшим реактивным пассажирским авиалайнером. В сравнении с 2-мя предыдущими самолетами он летает сравнительно медленно – со скоростьювсего 1020 км/ч. Но его оценили такие страны как Великобритания, Франция, Германия, КНР, ОАЭ, Корея, Малайзия, Австралия, Сингапур Тайланд, даже Россия заказала себе самолеты этой модели.


В недалеком будущем мировую гражданскую авиацию ждут кардинальные изменения. Готовятся к выпуску несколько самолетов, которые, несомненно, заставят пересмотреть этот топ:

  • Ту-444, который будет способен развивать скорость до 2125 км/ч;
  • QSST, скорость которого составит 2200 км/ч;
  • ZEHST, согласно подсчетам его скорость будет превышать 5000 км/ч.

1. Boeing X-43

X-43 - беспилотный экспериментальный гиперзвуковой летательный аппарат, построенный по программе NASA «Hyper-X» - разработка самолёта с прямоточным реактивным двигателем. Для разгона (вывода на требуемую скорость и высоту) использовался разгонный блок ракеты Пегас. Целью разработки самого быстрого самолета в мире является испытание новейшей технологии, которая представляет собой гиперзвуковую альтернативу современным турбореактивным двигателям. Как считают ученые, в будущем гиперзвуковые самолеты смогут достичь любой точки земного шара всего за три-четыре часа.
Самолет X-43A занесен в Книгу рекордов Гиннеса, как самый быстрый самолет в мире.

Краткая характеристика самого быстрого самолета в мире:
- Длина самолета, м - 3,6
- Размах крыльев, м - 1,5
- Высота, м - 0,6
- Масса, кг - примерно 1270
- Работает на прямоточном воздушно-реактивном двигателе
- Максимальное число Маха – 10.6
- Максимальная скорость, км/ч – 11230

2. Orbital Sciences Corporation Х-34

Х-34 – самый быстрый самолёт в мире, способный развивать скорость до 12 144 км/ч. Однако в топе он на втором месте, так как на данный момент в ходе экспериментов была достигнута скорость менее 11230 км/ч. Ускорение самолёта производится с помощью прикреплённой к нему твёрдотопливной ракеты «Пегас» (Pegasus). Первые испытания самого быстрого самолёта в мире состоялись весной 2001 года. На создание и тестирование двигателя аппарата (Hyper-X) было потрачено 7 лет и 250 млн. долларов. Успешными стали испытания Х-34, проведённые лишь весной 2004 года, когда во время запуска в Тихом океане близ острова Святого Николая аппарат смог достичь скорости 11 000 км/ч.

Краткая характеристика:
- Длина самолета, м - 17,78
- Размах крыльев, м - 8,45
- Высота, м - 3,5
- Масса, кг - примерно 1270
- Силовая установка - ЖРД Fastrac
- Максимальная достигнутая высота, км - 75
- Максимальное число Маха – 11,5
- Максимальная скорость, км/ч – 12 144

3. North American X-15

X-15 - экспериментальный самолёт-ракетоплан США, оснащённый ракетными двигателями. Первый и на 40 лет единственный в истории пилотируемый гиперзвуковой летательный аппарат-самолёт, совершавший суборбитальные пилотируемые космические полёты. Основная задача Х-15 - изучение условий полета на гиперзвуковых скоростях и входа в атмосферу крылатых аппаратов, оценка новых конструкторских решений, теплозащитных покрытий, психофизиологических аспектов управления в верхних слоях атмосферы. Общая концепция проекта была утверждена в 1954 г. В полёте достигнут неофициальный рекорд высоты, продержавшийся с 1963 до 2004. Максимальная скорость -7274 км/ч.

Краткая характеристика:
- Полный вес заправленного самолёта, кг - 15195
- Вес израсходованного топлива, кг - 6577
- Масса после посадки, кг - 6260
- Максимальная достигнутая высота, км - 107,96
- Дальность полёта, км - 543,4
- Продолжительность активного участка полёта: 85,8 сек
- Число Маха: 5,58
- Максимальная скорость, км/ч - 7274
- Носитель: бомбардировщик NB-52A

4. SR-71 («Blackbird»)

SR-71 - стратегический сверхзвуковой разведчик ВВС США. На данный момент самый быстрый и самый высоколетящий серийный самолет в мире и остаётся уже на протяжении 25 лет.

Размеры самолета:
- Длина, м - 32.76
- Высота, м - 5.64
- Размах крыла, м - 16.95
- Площадь крыла, м² - 167.22
- Угол стреловидности - 60°

Масса самолета
- Максимальная взлетная масса, кг - 77111
- Масса пустого, кг - 27216
- Силовая установка - 2 ТРД J-11D-20B тягой, кг - 14750

Летные данные
- Максимальное число Маха – 3.5
- Максимальная скорость, км/ч - 3715
- Крейсерская скорость, км/ч - 3187
- Практический потолок, м - 30480
- Перегоночная дальность полета, км - 4818

5. Миг-25 («Летучая мышь»)

Самый быстрый в мире реактивный военный самолет. На нём было установлено 29 мировых рекордов. Существует две основных разновидности этого самолёта: разведчик и перехватчик.

Размеры самолета
- Длина, м - 23,82
- Высота, м - 5.64
- Размах крыла, м - 13,95(14,015 м - перехватчик)
- Площадь крыла, м² - 61,4
- Угол стреловидности - 41° 02′(42° 30′-перехватчик)

Масса самолета
- Максимальная взлетная масса, кг - 41200
- Масса пустого, кг - 18800
- Силовая установка- 2 × ТРДФ Р15БД-300, кг - 14750

Летные данные
- Максимальное число Маха – 3,2
- Максимальная скорость, км/ч - 3 395
- Крейсерская скорость, км/ч - 3000
- Практический потолок, м - 23000
- Перегоночная дальность полета, км – 2400(максимальная для МиГ-25РБ)

6. МиГ-31

МиГ-31 - двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения. МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту 800-900 км.

Размеры самолета
- Длина, м - 21,62
- Высота, м - 6,5
- Размах крыла, м - 13,45
- Площадь крыла, м² - 61,6
- Угол стреловидности - 41°

Масса самолета
- Максимальная взлетная масса, кг - 46 750
- Масса пустого, кг - 21 820
- Силовая установка - ТРДДФ Д-30Ф6

Летные данные
- Максимальное число Маха – 2.8
- Максимальная скорость, км/ч - 3000
- Крейсерская скорость, км/ч - 2500
- Практический потолок, м - 20 600
- Перегоночная дальность полета, км – 3000

7. Макдоннел-Дуглас F-15 («Игл»)

Макдоннел-Дуглас F-15 «Игл» - американский всепогодный тактический истребитель четвёртого поколения. Предназначен для завоевания превосходства в воздухе. Принят на вооружение в 1976 году. Существует 22 модификации этого самолёта. Истребители F-15 применялись на Ближнем Востоке, в Персидском заливе и Югославии.

Размеры самолета
- Длина, м - 19,44
- Высота, м - 5,63
- Размах крыла, м - 13
- Площадь крыла, м² - 56,6
- Угол стреловидности - 45°

Масса самолета

- Масса пустого, кг - 12700
- Силовая установка - ТРДДФ Pratt & Whitney F100-PW-100

Летные данные

- Максимальная скорость, км/ч - 2650
- Крейсерская скорость, км/ч - 917

- Перегоночная дальность полета, км – 5750

8. Дженерал Дайнемикс F-111 («Aardvark» или «Pig»)

Дженерал Дайнэмикс F-111 - двухместный тактический бомбардировщик дальнего радиуса действия, самолёт тактической поддержки, с крылом изменяемой стреловидности. 27 июля 1996 года были выведены из боевого состава ВВС США

Размеры самолета
- Длина, м - 22,4
- Высота, м - 5,22
- Размах крыла, м - 9,47(19,2 в развернутом положении)
- Площадь крыла, м² - 48,77(61,07 в развернутом положении)
- Угол стреловидности - 16° при развернутом крыле

Масса самолета
- Максимальная взлетная масса, кг - 30845
- Масса пустого, кг - 12700
- Силовая установка - 2 двухконтурных турбореактивных Pratt & Whitney TF-30-P-100,2416 кг

Летные данные
- Максимальное число Маха – 2,5
- Максимальная скорость, км/ч - 2645
- Крейсерская скорость, км/ч - 940
- Практический потолок, м - 17985
- Перегоночная дальность полета, км – 5190

9. Су-24

Су-24 - советский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.

Размеры самолета
- Длина, м - 24,594
- Высота, м - 6,192
- Размах крыла, м - 10,366(17,638 в развернутом положении)
- Площадь крыла, м² - 51(55,16 в развернутом положении)
- Угол стреловидности - 16°- 69°

Масса самолета
- Максимальная взлетная масса, кг - 39 700
- Масса пустого, кг - 22 300
- Силовая установка - 2 ТРДДФ АЛ-21Ф-З,2416 кг

Летные данные
- Максимальное число Маха – 2,4
- Максимальная скорость, км/ч - 2540
- Крейсерская скорость, км/ч - 1400
- Практический потолок, м - 11 500
- Перегоночная дальность полета, км – 2850

10. ТУ-144 («Charger»)

ТУ-144 - советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный КБ Туполева в 1960-е годы. Ту-144 первый в мире сверхзвуковой авиалайнер, которые когда-либо использовались авиакомпаниями для коммерческих перевозок. Самый быстрый сверхзвуковой авиалайнер, созданный для коммерческих целей.

Размеры самолета
- Длина, м - 65,7
- Высота, м - 12,5
- Размах крыла, м - 28,8
- Площадь крыла, м² - 507
- Угол стреловидности - 57°

Масса самолета
- Максимальная взлетная масса, кг - 207 000
- Масса пустого, кг – 98000
- Силовая установка - 4 ДТРДФ НК-144А

Летные данные
- Максимальное число Маха – 2,36
- Максимальная скорость, км/ч - 2500
- Крейсерская скорость, км/ч - 2200
- Практический потолок, м - 20000
- Перегоночная дальность полета, км – 4300

Обычный пассажирский самолет летает со скоростью порядка 900 км/час. Реактивный военный истребитель может развивать примерно втрое большую скорость. Однако современные инженеры из РФ и других стран мира активно разрабатывают еще более скоростные машины — гиперзвуковые самолеты. В чем специфика соответствующих концепций?

Критерии гиперзвукового самолета

Что такое гиперзвуковой самолет? Под таковым принято понимать аппарат, способный летать со скоростью, многократно превышающий таковую для звука. Подходы исследователей к определению конкретного ее показателя разнятся. Распространена методология, по которой самолет следует считать гиперзвуковым, если он кратно превышает скоростные показатели самых быстрых современных сверхзвуковых аппаратов. Которые составляют порядка 3-4 тыс. км/ч. То есть гиперзвуковой самолет, если придерживаться данной методологии, должен развивать скорость от 6 тыс. км/ч.

Беспилотные и управляемые аппараты

Подходы исследователей могут разниться также в аспекте определения критериев отнесения того или иного аппарата к самолетам. Есть версия, что к таковым правомерно относить только те машины, которые управляются человеком. Есть точка зрения, по которой самолетом также можно считать и беспилотный аппарат. Поэтому некоторые аналитики классифицируют машины рассматриваемого типа на те, что подлежат управлению человеком, и те, которые функционируют автономно. Подобное деление может быть оправдано, поскольку беспилотные аппараты могут обладать намного более внушительными техническими характеристиками, например, в части перегрузок и скорости.

Вместе с тем многие исследователи рассматривают гиперзвуковые самолеты как единую концепцию, для которой ключевой показатель — скорость. Неважно, сидит ли за штурвалом аппарата человек либо машина управляется роботом — главное, чтобы самолет был в достаточной мере быстрым.

Взлет — самостоятельный или с посторонней помощью?

Распространена классификация гиперзвуковых летательных аппаратов, в основе которой — отнесение их к категории тех, что способны взлетать самостоятельно, либо тех, которые предполагают размещение на более мощном носителе — ракете либо грузовом самолете. Есть точка зрения, по которой к аппаратам рассматриваемого типа правомерно относить главным образом те, что способны взлетать самостоятельно либо при минимальном задействовании иных типов техники. Однако те исследователи, которые считают, что основной критерий, характеризующий гиперзвуковой самолет, — скорость, должен быть первостепенным при любой классификации. Будь то отнесение аппарата к беспилотным, управляемым, способным взлетать самостоятельно либо с помощью других машин — если соответствующий показатель достигает указанных выше значений, то значит, речь идет о гиперзвуковом самолете.

Основные проблемы гиперзвуковых решений

Концепциям гиперзвуковых решений — много десятилетий. На протяжении всех лет разработки соответствующего типа аппаратов мировые инженеры решают ряд существенных проблем, объективно мешающих поставить выпуск «гиперзвука» на поток — подобно организации производства турбовинтовых самолетов.

Основная сложность в конструировании гиперзвуковых самолетов — создание двигателя, способного быть в достаточной мере энергоэффективным. Другая проблема — выстраивание необходимой аппарата. Дело в том, что скорость гиперзвукового самолета в тех значениях, что мы рассмотрели выше, предполагает сильный нагрев корпуса за счет трения об атмосферу.

Сегодня мы рассмотрим несколько образцов удачных прототипов летательных аппаратов соответствующего типа, разработчики которых смогли значительно продвинуться вперед в части успешного решения отмеченных проблем. Изучим теперь наиболее известные мировые разработки в части создания гиперзвуковых летательных аппаратов рассматриваемого типа.

от Boeing

Самый быстрый гиперзвуковой самолет в мире, как считают некоторые эксперты, это американский Boeing X-43A. Так, в ходе тестирования данного аппарата было зафиксировано, что он достигал скорости, превышающей 11 тыс. км/час. То есть примерно в 9,6 раза быстрее

Чем особенно примечателен гиперзвуковой самолет X-43A? Характеристики данного летательного аппарата таковы:

Предельная скорость, зафиксированная на тестах, - 11 230 км/час;

Размах крыльев - 1,5 м;

Длина корпуса - 3,6 м;

Двигатель - прямоточный, Supersonic Combustion Ramjet;

Топливо - атмосферный кислород, водород.

Можно отметить, что рассматриваемый аппарат относится к самым экологичным. Дело в том, что используемое топливо практически не предполагает выделения вредных продуктов горения.

Гиперзвуковой самолет X-43A был разработан совместными усилиями инженеров NASA, а также компаний Orbical Science Corporation и Minocraft. создавался порядка 10 лет. В его разработку было вложено около 250 млн. долларов. Концептуальная новизна рассматриваемого самолета в том, что он был задуман с целью испытания новейшей технологии обеспечения работы двигательной тяги.

Разработка от Orbital Science

Компания Orbital Science, которая, как мы отметили выше, приняла участие в создании аппарата X-43A, успела также создать свой гиперзвуковой самолет — X-34.

Его предельная скорость — более 12 тыс. км/ч. Правда, в ходе практических тестов она не была достигнута — более того, не удалось достичь показателя, который показан самолетом X43-A. Рассматриваемый летательный аппарат ускоряется при задействовании ракеты «Пегас», функционирующей на твердом топливе. Машина X-34 была впервые испытана в 2001 году. Рассматриваемый самолет ощутимо больше аппарата от Boeing — его длина составляет 17,78 м, размах крыльев — 8,85 м. Максимальная высота полета гиперзвуковой машины от Orbical Science — 75 километров.

Летательный аппарат от North American

Еще один известный гиперзвуковой самолет — X-15, выпущенный компанией North American. Данный аппарат аналитики относят к экспериментальным.

Он оснащен что дает повод некоторым экспертам не относить его, собственно, к классу самолетов. Однако наличие ракетных двигателей позволяет аппарату, в частности, совершать Так, во время одного из испытаний в таком режиме он был протестирован пилотами. Предназначение аппарата X-15 — исследование специфики гиперзвуковых полетов, оценка тех или иных конструкторских решений, новых материалов, особенностей управления подобными машинами в различных слоях атмосферы. Примечательно, что была утверждена еще в 1954 году. Летает X-15 со скоростью более 7 тыс. км/час. Дальность его полета — более 500 км, высота превышает 100 км.

Самые быстрые серийные самолеты

Изученные нами выше гиперзвуковые аппараты фактически относятся к категории исследовательских. Полезно будет рассмотреть некоторые серийные образцы самолетов, приближенных по характеристикам к гиперзвуковым или являющихся (по той или иной методологии) ими.

В числе подобных машин — американская разработка SR-71. Данный самолет некоторые исследователи не склонны относить к гиперзвуковым, поскольку его предельна скорость составляет порядка 3,7 тыс. км/час. В числе наиболее примечательных его характеристик — взлетная масса, которая превышает 77 тонн. Длина аппарата — более 23 м, размах крыльев — более 13 м.

Одним из самых быстрых военных самолетов считается российский МиГ-25. Аппарат может развивать скорость более 3,3 тыс. км/ч. Максимальный взлетный вес российского самолета — 41 тонна.

Таким образом, на рынке серийных решений, приближенных по характеристикам к гиперзвуковым, РФ — в числе лидеров. Но что можно сказать о российских разработках в части «классических» гиперзвуковых самолетов? Способны ли инженеры из РФ создать решение, конкурентное машинам от Boeing и Orbital Scence?

Российские гиперзвуковые аппараты

В данный момент российский гиперзвуковой самолет находится в стадии разработки. Но идет она достаточно активно. Речь идет о самолете Ю-71. Его первые испытания, судя по сообщениям в СМИ, были проведены в феврале 2015 года под Оренбургом.

Предполагается, что самолет будет использоваться в военных целях. Так, гиперзвуковой аппарат сможет при необходимости осуществлять доставку поражающих средств на значительные расстояния, вести мониторинг территории, а также задействоваться как элемент штурмовой авиации. Некоторые исследователи полагают, что в 2020-2025 гг. в РВСН поступит порядка 20 самолетов соответствующего типа.

В СМИ есть сведения о том, что рассматриваемый гиперзвуковой самолет России будет размещаться на баллистической ракете «Сармат», которая также находится на стадии проектирования. Некоторые аналитики считают, что разрабатываемый гиперзвуковой аппарат Ю-71 — это не что иное, как боеголовка, которая должна будет отделяться от баллистической ракеты на конечном участке полета, чтобы затем, благодаря высокой, характерной для самолета маневренности, преодолевать системы ПРО.

Проект «Аякс»

В числе наиболее примечательных проектов, связанных с разработкой гиперзвуковых самолетов, — «Аякс». Изучим его подробнее. Гиперзвуковой самолет «Аякс» — концептуальная разработка советских инженеров. В научной среде разговоры о ней начались еще в 80-е годы. В числе наиболее примечательных характеристик — наличие системы тепловой защиты, которая призвана защищать корпус от перегрева. Таким образом, разработчики аппарата «Аякс» предложили решение одной из «гиперзвуковых» проблем, обозначенных нами выше.

Традиционная схема тепловой защиты летательных машин предполагает размещение на корпусе особых материалов. Разработчики «Аякса» предложили иную концепцию, по которой предполагалось не защищать аппарат от внешнего нагрева, а впускать тепло внутрь машины, одновременно увеличивая ее энергоресурс. Основным конкурентом советского аппарат считался гиперзвуковой самолет «Аврора», создаваемый в США. Однако в связи с тем, что конструкторы из СССР существенно расширили возможности концепции, на новую разработку был возложен самый широкий круг задач, в частности, исследовательских. Можно сказать, что «Аякс» — гиперзвуковой многоцелевой самолет.

Рассмотрим более подробно технологические новшества, предложенные инженерами из СССР.

Итак, советские разработчики «Аякса» предложили использовать тепло, возникающее как результат трения корпуса самолета об атмосферу, преобразовывать в полезную энергию. Технически это могло быть реализовано посредством размещения на аппарате дополнительных оболочек. В результате формировалось что-то вроде второго корпуса. Его полость предполагалось заполнить неким катализатором, например, смесью горючего материала и воды. Теплоизолирующий слой, изготовленный из твердого материала, в «Аяксе» предполагалось заменить на жидкостный, который, с одной стороны, должен был защищать двигатель, с другой — способствовал бы каталитической реакции, которая, между тем, могла сопровождаться эндотермическим эффектом — перемещением тепла с наружной части корпуса внутрь. Теоретически охлаждение внешних частей аппараты могло быть каким угодно. Избыточное тепло, в свою очередь, предполагалось задействовать с целью повышения эффективности работы двигателя самолета. При этом данная технология позволяла бы генерировать вследствие реакции топлива и виды свободный водород.

В данный момент доступные широкой публике сведения о продолжении разработки «Аякса» отсутствуют, однако исследователи считают весьма перспективным внедрение советских концепций в практику.

Китайские гиперзвуковые аппараты

Конкурентом России и США на рынке гиперзвуковых решений становится Китай. В числе самых известных разработок инженеров из КНР — летательный аппарат WU-14. Он представляет собой гиперзвуковой управляемый планер, размещаемый на баллистической ракете.

МБР запускает летательный аппарат в космос, откуда машина резко пикирует вниз, развивая гиперзвуковую скорость. Китайский аппарат может монтироваться на разных МБР, обладающих дальностью от 2 до 12 тыс. км. Установлено, что в ходе тестов аппарат WU-14 смог развить скорость, превышающую 12 тыс. км/ч, превратившись, таким образом, в самый быстрый гиперзвуковой самолет по версии некоторых аналитиков.

Вместе с тем многие исследователи считают, что китайскую разработку не вполне правомерно относить к классу самолетов. Так, распространена версия, по которой аппарат следует классифицировать именно как боеголовку. Причем весьма эффективную. При полете вниз с отмеченной скоростью даже самые современные системы ПРО не смогут гарантировать перехвата соответствующей цели.

Можно отметить, что разработками гиперзвуковых аппаратов, задействуемых в военных целях, занимаются также Россия и США. При этом российская концепция, по которой предполагается создавать машины соответствующего типа, значительно отличается, как свидетельствуют данные в некоторых СМИ, от технологических принципов, реализуемых американцами и китайцами. Так, разработчики из РФ концентрируют усилия в области создания летательных аппаратов, оснащенных прямоточным двигателем, способных запускаться с земли. Россия планирует сотрудничество в этом направлении с Индией. Гиперзвуковые аппараты, создаваемые по российской концепции, как считают некоторые аналитики, характеризуются меньшей стоимостью и более широкой областью применения.

Вместе с тем гиперзвуковой самолет России, о котором мы сказали выше (Ю-71), предполагает, как считают некоторые аналитики, как раз-таки размещения на МБР. Если этот тезис окажется верным, то можно будет говорить о том, что инженеры из РФ работают сразу по двум популярным концептуальным направлениям в строительстве гиперзвуковых летательных аппаратов.

Резюме

Итак, вероятно, самый быстрый гиперзвуковой самолет в мире, если говорить о летательных аппаратах безотносительно их классификации, это все же китайский аппарат WU-14. Хотя нужно понимать, что реальные сведения о нем, в том числе касающиеся испытаний, могут быть засекречены. Это вполне соответствует принципам китайских разработчиков, которые часто во что бы то ни стало стремятся сохранить свои военные технологии в тайне. Скорость самого быстрого гиперзвукового самолета — более 12 тыс. км/ч. Его «догоняет» американская разработка X-43A — многие эксперты считают самым скоростным именно его. Теоретически гиперзвуковой самолет X-43A, а также китайский WU-14 может догнать разработка от Orbical Science, рассчитанная на скорость более 12 тыс. км/ч.

Характеристики российского самолета Ю-71 пока что не известны широкой публике. Вполне возможно, что они будут приближены к параметрам китайского летательного аппарата. Российские инженеры также ведут разработки по гиперзвуковому самолету, способному взлетать не на базе МБР, а самостоятельно.

Текущие проекты исследователей из России, Китая и США так или иначе связаны с военной сферой. Гиперзвуковые самолеты, безотносительно их возможной классификации, рассматриваются в первую очередь как носители вооружений, скорее всего, ядерных. Однако в работах исследователей из различных стран мира встречаются тезисы о том, что «гиперзвук», подобно атомным технологиям, вполне может быть мирным.

Дело за появлением доступных и надежных решений, позволяющих организовать серийное производство машин соответствующего типа. Использование подобных аппаратов возможно в самом широком спектре отраслей хозяйственного развития. Наибольшую востребованность гиперзвуковые летательные аппараты, вероятно, найдут в космической и исследовательской индустрии.

По мере удешевления технологий производства соответствующих машин заинтересованность в инвестировании в подобные проекты могут начать проявлять транспортные бизнесы. Промышленные корпорации, поставщики различных сервисов могут начать рассматривать «гиперзвук» как инструмент повышения конкурентоспособности бизнеса в части организации международных коммуникаций.