Самая большая лодка в мире. Подводная лодка акула - самая большая субмарина в мире

Самая большая советская субмарина Акула, созданная как симметричный ответ США после создания ими подлодки «Огайо».

Самой большой атомной подводной лодкой (АПЛ) является «Акула».

Целью разработчиков было создание корабля еще более мощного и значительного по размеру, нежели американский аналог.

Настоящее название подлодки – «Проект 941», на Западе ее зовут «Тайфун», а имя «Акула» объясняется тем, что на боку субмарины помещен рисунок акулы (правда, видеть его можно было только пока корабль не был спущен на воду).

Именно так назвал новую боевую единицу Л.И. Брежнев, а позже изображение акулы появилось и на форме моряков, которые несли службу на субмарине.

«Акула» — АПЛ и в самом деле внушительных размеров. Ее длина соответствует примерно протяженности двух настоящих футбольных полей, а высота – девятиэтажному дому. Водоизмещение субмарины – 48 тысяч тонн в спущенном под воду состоянии.

Как и когда появилась самая большая подводная лодка в мире

Создание этого мощного боевого корабля связано в периодом «холодной войны» и гонки вооружений. Подлодка «Акула» должна была показать превосходство советского военного флота над западным. В 1972 году ученые получили задание создать субмарину более мощную, большую, опасную, нежели «Огайо» (США).

Работа над подлодкой «Огайо» началась в Соединенных Штатах в начале 70-х; субмарину планировалось вооружить 24 твердотопливными ракетами «Трайдент» с дальностью более 7 тысяч км, т.е. межконтинентальными. Она значительно превосходила все, что имелось на вооружении СССР, ведь огромная (водоизмещением 18,7 тысяч тонн) субмарина могла осуществлять пуск ракет на глубине до 30 м и была довольно скоростная – до 20 узлов.

Советское правительство поставило перед конструкторами задачу создания советского ракетоносца, еще более мощного, нежели американский. Поручена эта работа была конструкторскому бюро «Рубин», которое в то время возглавлял И.Д.Спасский, и конструктору С.Н. Ковалеву – ведущему специалисту в этой области; по проектам Ковалева были созданы 92 подводные лодки.

Вас заинтересует

Строительство было начато на предприятии «Севмаш» в 1976 году; первый крейсер спущен на воду в 1980, а испытания он прошел даже раньше, нежели «Огайо», работа над которым началась раньше.

За всю историю существования проекта было создано 6 подводных лодок «Акула», а седьмую, уже начав, достраивать не стали в связи с начавшимся разоружением. Три подлодки из уже имеющихся утилизированы при финансовой помощи США и Канады, две не успели утилизировать и теперь решается вопрос, что с ними делать дальше, а одна – «Дмитрий Донской» — была модифицирована и сейчас находится на вооружении.

Переоборудование «Акул» — слишком дорогое удовольствие, оно стоит столько же, во сколько обойдется строительство двух новых современных субмарин.

Конструктивные особенности подлодки «Акула»

В связи с необходимостью вооружить самую большую подводную лодку в мире твердотопливными ракетами перед конструкторами встали трудно разрешимые задачи. Ракеты были слишком большими и тяжелыми, их трудно было разместить на крейсере обычного вида, ведь даже для погрузки массивного оружия требовался инновационный кран, а подвозили из по специально проложенным рельсам.

Да и возможности судостроительного завода были ограничены созданием кораблей, не превышающих нормы по осадке судна.

Конструкторы приняли нестандартное конструктивное решение: крейсеру придали вид, если можно так выразиться, катамарана для плавания под водой. Он состоит не из двух корпусов (внешнего и внутреннего), как обычно, а пять: два основных и три дополнительных.

В результате – великолепная плавучесть (40%).


Едва ли не половина балласта, когда крейсер находится под водой, приходится на долю воды. Уж как ни ругали за это конструкторов АПЛ! И «победа техники над здравым смыслом», и «водовоз» (прозвище подлодки «Акула»), однако именно эта особенность позволяет крейсеру всплывать, проламывая 2,5-метровый слой льда, так что он может нести службу чуть ли не на Северном полюсе.

Внутри общего корпуса находится еще пять, два параллельные; необычно расположены ракетные шахты: они находятся перед рубкой; механический, торпедный отсеки и модуль управления изолированы и находятся в промежутке, образованном основными корпусами, что делает конструкцию более безопасной.

Этому служат и пара десятков водонепроницаемых отсеков и две спасательные камеры, на которых может поместиться весь экипаж.

Внешний стальной корпус покрыт специальной резиной в целях звукоизоляции и противолокации, чтобы субмарину было трудно обнаружить.

На огромной субмарине созданы довольно комфортные условия проживания экипажа: кубрики для небольших групп матросов, удобные каюты для офицеров, телевизоры, спортивный зал, даже бассейн, солярий и сауна, две кают-компании и «живой уголок».

Вооружение субмарины

«Акула» имеет на вооружении два десятка Р-39 «Вариант» (это ракеты баллистические, каждая из них весом по 90 т). Имеются также торпедные аппараты (6 штук) и ПЗРК «Игла-1». Интересно, что даже с глубины до 55 метров эти ракеты подлодка может выпустить почти залпом.

На огромной субмарине созданы довольно комфортные условия проживания экипажа: матросы проживают в небольших, на несколько человек, кубриках, офицеры же занимают двухместные каюты.

Кроме спортивного зала и двух кают-компаний, на борту имеются сауна и небольшой бассейн, есть даже солярий и «живой уголок».

Креслом командира в рубке может воспользоваться исключительно капитан; даже министр обороны П.Грачев, посетивший в 1993 году подлодку и нарушивший традицию, был единодушно осужден всеми присутствующими.

Первые случаи применения подводных лодок в боевых целях относятся к середине 19-го века. Однако из-за своего технического несовершенства субмарины долгое время играли только вспомогательную роль в военно-морских силах. Ситуация полностью изменилась после открытия атомной энергии и изобретения баллистических ракет.

Цели и размеры

Субмарины имеют разное предназначение. Размеры подводных лодок мира варьируются в зависимости от их целей. Одни рассчитаны на экипаж, состоящий всего лишь из двух человек, другие способны нести на борту десятки межконтинентальных ракет. Какие задачи выполняют самые большие в мире субмарины?

"Триумфан"

Французская стратегическая атомная подводная лодка. Её название в переводе означает "триумфатор". Длина лодки составляет 138 метров, водоизмещение - 14 тысяч тонн. Судно вооружено трёхступенчатыми баллистическими ракетами М45 с разделяющимися боеголовками, оснащёнными системами индивидуального наведения. Они способны поражать цели на расстоянии до 5300 километров. На стадии проектирования перед конструкторами были поставлены задачи сделать субмарину максимально незаметной для противника и снабдить её эффективной системой раннего обнаружения вражеских средств противолодочной обороны. Тщательное изучение и многочисленные эксперименты показали, что основной причиной раскрытия местонахождения подводного судна является его акустический след.

При проектировании "Триумфана" были использованы все известные методы понижения шумности. Несмотря на впечатляющие размеры подводной лодки, она представляет собой достаточно сложный для акустического обнаружения объект. Специфическая форма субмарины способствует уменьшению гидродинамического шума. Уровень звука, производимого при работе главной энергетической установки судна, существенно снижен благодаря ряду нестандартных технологических решений. "Триумфан" имеет на борту ультрасовременный гидроакустический комплекс, предназначенный для раннего обнаружения противолодочных средств неприятеля.

"Цзинь"

Стратегический атомный ракетный подводный крейсер, построенный для военно-морского флота Китая. Из-за повышенного уровня секретности значительная часть данных об этом судне исходит не от средств массовой информации, а от разведывательных служб США и других стран НАТО. Размеры подводной лодки определены на основе фотографии, сделанной в 2006 году коммерческим спутником, созданным для получения цифровых изображений земной поверхности. Длина судна составляет 140 метров, водоизмещение - 11 тысяч тонн.

Эксперты отмечают, что размеры атомной подводной лодки "Цзинь" больше, чем габариты предыдущих, технически и морально устаревших китайских субмарин класса "Ся". Судно нового поколения приспособлено для запуска межконтинентальных баллистических ракет "Цзюйлан-2", оснащённых разделяющимися атомными боеголовками. Максимальная дальность их полёта составляет 12 тысяч километров. Ракеты "Цзюйлан-2" являются эксклюзивной разработкой. При их конструировании были учтены размеры подводных лодок класса "Цзинь", предназначенных стать носителями этого грозного оружия. По мнению специалистов, наличие у Китая таких баллистических ракет и субмарин ощутимо меняет расстановку сил в мире. Примерно три четверти территории Соединённых Штатов оказываются в зоне поражения лодок "Цзинь", находящихся в районе Курильских островов. Однако по информации, имеющейся у американских военных, испытательные запуски ракет "Цзюйлан" часто заканчиваются неудачей.

"Вэнгард"

Британская стратегическая атомная подводная лодка, размеры которой позволяют соперничать с самыми большими субмаринами в мире. Длина судна составляет 150 метров, водоизмещение - 15 тысяч тонн. Лодки этого типа стоят на вооружении Королевского флота с 1994 года. На сегодняшний день субмарины класса "Вэнгард" являются единственными носителями ядерного оружия Великобритании. На них устанавливаются баллистические ракеты "Трайдент-2". Это оружие заслуживает отдельного упоминания. Его производит знаменитая американская компания для военно-морского флота США. Правительство Великобритании взяло на себя 5% стоимости разработки ракет, которые по замыслу конструкторов должны были превзойти всех своих предшественников. Зона поражения "Трайдент-2" составляет 11 тысяч километров, точность попадания достигает нескольких футов. Наведение ракет не зависит от американской системы глобального позиционирования. "Трайдент-2" доставляют до цели атомные боеголовки со скоростью 21 тысяча километров в час. На четырёх лодках "Вэнгард" размещены в общей сложности 58 таких ракет, представляющих собой "ядерный щит" Великобритании.

"Мурена-М"

Советская субмарина, построенная в период холодной войны. Основные цели создания лодки заключались в увеличении дальности действия ракет и преодолении американских систем гидроакустического обнаружения. Расширение зоны поражения потребовало изменения габаритов подводного судна по сравнению с предыдущими версиями. Пусковые шахты рассчитаны на ракеты Д-9, стартовая масса которых в два раза превышает обычную. Длина корабля составляет 155 метров, водоизмещение 15 - тысяч тонн. По оценкам специалистов, советским конструкторам удалось выполнить первоначально поставленную задачу. Дальность действия ракетного комплекса увеличилась примерно в 2,5 раза. Ради достижения этой цели субмарину "Мурена-М" пришлось сделать одной из самых больших подводных лодок в мире. Размеры ракетоносца не изменили в худшую сторону уровень его скрытности. В конструкции лодки была предусмотрена амортизация вибрации механизмов, поскольку в те времена система гидроакустического слежения США стала серьёзной проблемой для советских стратегических подводных судов.

"Огайо"

"Борей"

Разработка этого атомного подводного крейсера началась в Советском Союзе. Он был окончательно спроектирован и построен в Российской Федерации. Его название происходит от имени древнегреческого бога северного ветра. В соответствии с планами создателей лодка "Борей" в обозримой перспективе должна заменить субмарины классов "Акула" и "Дельфин". Длина крейсера составляет 170 метров, водоизмещение - 24 тысячи тонн. "Борей" стал первой стратегической субмариной, построенной в постсоветскую эпоху. В первую очередь новая российская лодка служит платформой для запуска баллистических ракет "Булава", оснащённых разделяющимися ядерными боеголовками. Дальность их полёта превышает 8 тысяч километров. Из-за проблем с финансированием и нарушения экономических связей с предприятиями, находящимися на территории бывших советских республик, сроки завершения постройки корабля неоднократно переносились. Лодка "Борей" была спущена на воду в 2008 году.

"Акула"

По классификации НАТО данное судно имеет обозначение "Тайфун". Размеры подводной лодки "Акула" превосходят всё, что было создано на протяжении истории существования субмарин. Её постройка стала ответом Советского Союза американскому проекту "Огайо". Огромные размеры тяжёлого подводного крейсера "Акула" были обусловлены необходимостью размещения на нём ракет Р-39, масса и длина которых значительно превышали аналогичные показатели американских "Трайдент". Советским конструкторам пришлось смириться с большими габаритами ради увеличения дальности полёта и веса боевой части. Приспособленная для запуска этих ракет лодка "Акула" имеет рекордную длину - 173 метра. Её водоизмещение составляет 48 тысяч тонн. На сегодняшний день "Акула" остаётся самой большой субмариной в мире.

Порождение эпохи

Первые строчки рейтинга занимают и СССР. Это вполне объяснимо: сверхдержавы, вовлечённые в холодную войну, верили в возможность нанесения опережающего удара. Свою основную задачу они видели в том, чтобы незаметно разместить ядерные ракеты максимально близко к противнику. Данная миссия была возложена на подводные лодки больших размеров, которые стали наследием той эпохи.

Подводный флот с момента своего рождения играет огромную роль в боеспособности государств, выполняя и наступательные, и оборонительные задачи в зависимости от военной операции, в которой он участвует.

Самой большой подводной лодкой в мире признан проект 941 «Акула» , работа над которым началась в 1972 году в Советском Союзе. С 1981 года подводные лодки данного проекта заступили на службу в советском флоте, неся её до сегодняшних дней. Всего построено только 6 экземпляров этого подводного корабля, длина которого составляет 172,8 метра, при ширине корпуса 23,3 метра и подводном водоизмещении 48 тысяч тонн. Обслуживает подлодку 160 членов экипажа, которые могут находиться в автономном плавании до 180 суток.

Для подводного гиганта проекта «Акула» не страшен даже 2,5-метровый слой льда, который она может с легкостью пробивать при всплытии, тем самым обеспечив возможность несения боевой службы на северном полюсе. На борту подлодки имеется 20 баллистических ракет.

2 место

Прямым конкурентом «Акулы» в споре самых больших подводных лодок является проект «Огайо» американских конструкторов. Длина корпуса 170,7 метра, ширина 12,8 метра, подводное водоизмещение составляет 18750 тонн. Начало службы этой субмарины относится к 1981 году. При максимальной глубине погружения 550 метров проект «Огайо» обошел «Акулу» на 50 метров. Экипаж подводного судна составляет 155 человек, вооружение — 24 баллистических ракеты. Всего за время существования проекта выпущено 18 экземпляров, 12 из которых на сегодняшний день в строю.

Проект 955 «Борей» занимает третье место в данном рейтинге, детище российских инженеров имеет длину 170 метров и ширину корпуса 13,5 метра. Подводное водоизмещение подлодки достигает 24 тысяч тонн, а её экипаж составляет 107 человек.

В автономном плавании «Борей» может находиться до 90 суток. На вооружении подводной лодки состоит 16 баллистических ракет. Всего произведено 3 подлодки данного проекта, но планируется закладка еще 8 подводных кораблей. Реализация данного инженерного решения началась в 2013 году, и в настоящее время оно является наиболее перспективным проектом в мировом подводном кораблестроении.

Проект 667 БДРМ «Дельфин» — еще одно триумфальное воплощение мысли российских инженеров-подводников. Длина подлодки составляет 167,4 метра, ширина корпуса 11,7 метра при подводном водоизмещении в 18,2 тысячи тонн. Экипаж подводного судна составляет от 135 до 140 человек, обслуживающих комплекс вооружения, в который входят 16 баллистических ракет. Предельная глубина погружения «Дельфина» достигает 650 метров. Работа над проектом началась в 1984 году, с того момента было построено 7 лодок. Время автономного плавания достигает 90 суток.

Британские подводные лодки «Вэнгард », созданные в количестве четырех экземпляров, имеют длину корпуса 149,9 метра, ширину 12,8 метра и массу подводного водоизмещения 15,9 тысячи тонн. Автономность плавания составляет 70 суток. Экипаж корабля – 134 человека. Подлодка несет 16 баллистических ракет. Разработка проекта началась в 1986 году, первое судно поступило на вооружение в 1993 году.

6 место

Проект «Триумфан» , созданный французскими инженерами, также как и «Вэнгард», воплощен в четырех экземплярах. Длина подлодок составляет 138 метров при ширине корпуса 12,5 метра и подводном водоизмещении 14335 тонн. Экипаж подводного корабля состоит из 121 человека. Вооружение «Триумфана» предусматривает 16 баллистических ракет. Разработки проекта начались в 1989 году. Предельная глубина погружения 400 метров с положительным потенциалом до 70-100 метров.

Строительство тяжелых атомных ракетных крейсеров стратегического назначения проекта 941 «Акула» (международная классификация «Тайфун») явилось своего рода ответной мерой на строительство атомных подводных лодок США класса «Огайо », вооруженных 24 межконтинентальными баллистическими ракетами.

В СССР разработкой проекта подводных лодок нового класса начали заниматься позже американцев. Перед конструкторами стояла непростая техническая задача - разместить на борту 24 ракеты весом почти 100 тонн каждая. После множества проработок было решено ракеты расположить между двумя прочными корпусами. В результате первая подводная лодка «Акула» была построена в рекордно короткие сроки - за 5 лет.

В сентябре 1980 года, непривычно большая советская подводная лодка высотой с девятиэтажный дом и длиной почти в два футбольных поля впервые коснулся воды. Восторг, радость, усталость - участники того события испытывали разные чувства, но всех объединяло одно - гордость за большое общее дело. Швартовные и ходовые испытания были проведены в рекордно короткие сроки. Испытания проходили не только в Белом море, но и в районе Северного полюса. В период ракетных стрельб отказов в работе не было. При строительстве атомных подводных лодок класса «Typhoon » были применены последние достижения в создании корабельных радиоэлектронных средств и снижении шумности. Подлодки этого проекта оснащаются всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж.

тяжелый атомный ракетный крейсер стратегического назначения «Акула»

Интересно, что полное подводное водоизмещение подводной лодки «Акула » составляет около 50000 тонн. Причем ровно половину этого веса составляет балластная вода, из-за чего ее окрестили «водовозом». Это цена, до конца не продуманного для подводного флота России, перехода от жидкого горячего к твердому топливу. В результате проект «Акула » стал самой большой подводной лодкой в мире и занесена в книгу рекордов Гинесса. Для постройки атомных подводных лодок на Северном машиностроительном предприятии был специально построен новый цех - самый большой крытый эллинг в мире. Первая подводная лодка проекта 941 шифр «ТК-208» была заложена на верфи судостроительного предприятия в 1976 году, спущена на воду 23 сентября 1980 года, поступила в эксплуатацию в конце 1981 года. Затем были построены еще пять субмарин и одной из них стала атомная подводная лодка «Дмитрий Донской ». Атомная подводная лодка «ТК-210» заложенная в 1986 году так и не была введена в строй и разобрана в 1990 году в связи с дороговизной проекта.

даты закладки, спуска на воду и ввода в эксплуатацию подводных лодок проекта 941

Конструкция подводной лодки проекта 941 выполнена по типу «катамаран»: два раздельных прочных корпуса расположены в горизонтальной плоскости параллельно друг другу. Кроме того, имеется два отдельных герметичных капсулы-отсека - торпедный отсек и расположенный между главными корпусами в диаметральной плоскости модуль управления, в котором находится центральный пост и размещенный за ним отсек радиотехнического вооружения. Ракетный отсек находится между прочными корпусами в передней части корабля. Оба корпуса и капсулы-отсеки соединены между собой переходами. Общее число водонепроницаемых отсеков девятнадцать. Отсек центрального поста и его легкое ограждение, смещены в сторону кормы атомной подводной лодки . Прочные корпуса, центральный пост и торпедный отсек выполнены из титанового сплава, а легкий корпус - из стали (на его поверхность нанесено специальное гидроакустическое резиновое покрытие, повышающее скрытность субмарины ). Подводная лодка «Акула » имеет развитое кормовое оперение. Передние горизонтальные рули расположены в носовой части корпуса и складываются. Рубка снабжена мощными ледовым подкреплениями и крышей округлой формы, служащей для раскола льда при всплытии.

Для экипажа лодки созданы условия повышенного комфорта. Офицерский состав разместили в относительно просторных двух- и четырехместных каютах с умывальниками, телевизорами и системой кондиционирования воздуха, а матросов и старшин - в маломестных кубриках. Подводная лодка «Акула » получила спортивный зал, плавательный бассейн, солярий, сауну, салон для отдыха, «живой уголок» и прочие помещения.

По сообщениям отечественной печати, существующие планы развития стратегических ядерных сил России предусматривают проведение модернизации атомных подводных лодок проекта 941 с заменой ракетного комплекса Д-19 на новый. Если это соответствует действительности, подводная лодка «Акула » имеет все шансы остаться в строю до 2010 года. В дальнейшем возможно переоборудование части проекта 941 в транспортные атомные подводные лодки , предназначенные для перевозки грузов по трансполярным и кроссполярным маршрутам, кратчайшим путем, связывающим Европу, Северную Америку и другие страны. Встроенный вместо ракетного отсека грузовой отсек будет способен принимать до 10000 тонн груза.

самая большая подводная лодка в мире фото

атомная подводная лодка «Акула» на стоянке


на бочке

подводная лодка «Акула» в боевом походе

подводная лодка «Акула» в надводном положении

Тихие, почти беззвучные, они таятся в глубинах моря. Они могут проводить многие месяцы под водой. При этом они достаточно сильны, чтобы уничтожить немалую часть планеты. Вот самые большие подлодки в истории.

Подводные лодки класса «Акула», Советский Союз/Россия, 48 тысяч тонн

Самые большие подводные суда, когда-либо построенные человеком — это атомные подводные лодки класса «Акула» (Typhoon по классификации НАТО).

Их длина составляла 175 метров, а ширина была чрезвычайно большой. Подлодки этого класса весят вдвое больше следующих за ними по размеру.

Подводные лодки Typhoon известны как Проект 941 «Акула». Проект разрабатывался в Советском Союзе в 1970-1980-е годы.

Yle 21.10.2016

Военно-техническая сделка Дели и Москвы

The National Interest 21.10.2016

Подлодки класса «Ясень» угрожают США

El Confidencial 30.09.2016 Первая подлодка в серии из шести штук была спущена на воду в 1980 году и принята на вооружение спустя год.

Эти морские чудовища были не только огромными, но и намного более тихими по сравнению с предшественниками. Лодки приводились в движение двумя ядерными реакторами.

Они обладали способностью уничтожить большую часть мира. В арсенал каждой входило пугающее количество баллистических ракет и ядерных боеголовок.

Члены экипажа жили на подводных лодках в относительном комфорте и могли проводить под водой до 120 дней подряд. В случае чрезвычайной ситуации, например, ядерной войны, этот период мог быть увеличен.

Когда Советский Союз распался в 1991 году, подводные лодки перешли во владение нового российского флота. В 1997 две огромных субмарины списали в утиль по финансовым причинам. Позже из эксплуатации вывели и остальные суда.

Подводные лодки класса «Борей», Россия, 24 тысячи тонн

Вторые по величине подводные лодки в мире тоже принадлежат России, и они намного современнее, чем суда класса «Акула», на замену которым они и пришли.

Эти атомные подлодки длиной 170 м оснащены баллистическими ракетами типа Р-30 «Булава».


© РИА Новости, Ильдус Гилязутдинов

Лодки класса «Борей» уже предшественников, их габариты меньше, и поэтому они дешевле в производстве. Однако первый экземпляр все равно обошелся в 770 миллиардов долларов.

Первая подлодка «Борей» вышла в море в 2009 году, а в январе 2013 года российский Тихоокеанский флот принял ее на вооружение.

Сейчас у России три подобных субмарины, но планируется закупка еще нескольких штук.

Подводный флот Путина продолжает расти.

Подводные лодки класса Ohio, США, 18750 тонн

Третий по габаритам класс подводных лодок производится в США.

В начале 1970-х американский подводный флот был признан устаревшим, и возникла необходимость в новых подводных лодках. При этом Советский Союз, заклятый враг американцев в холодной войне, улучшил средства поиска подводных судов и борьбы с ними.


© flickr.com, Submarine Group Ten

США ответили лодками класса Ohio, отличавшимися от предшественников повышенным боевым потенциалом и улучшенной скрытностью.
В настоящее время у США 18 таких подводных лодок.

В одном лодки класса Ohio превосходят российские аналоги — они могут нести на борту больше ракет, чем как «Акулы», так и «Бореи».

Дизайн рассчитан на то, чтобы подлодки могли проводить в открытом море как можно более долгое время, патрулируя океаны со своим смертоносным грузом ракет. Был принят ряд мер, чтобы укоротить необходимое им время пребывания в порту, упростить ремонт и процесс пополнения запасов.

Подводные лодки класса «Мурена», Советский Союз/Россия, 18200 тонн

Класс «Мурена» (Delta по классификации НАТО) — четвертый по размеру тип подводных лодок в мире. Эти субмарины были созданы во времена холодной войны, их задачей считались удары по американским промышленным и военным объектам, а также городам, в случае ядерной войны.

Класс Delta делится на четыре подкласса. Проект 667Б «Мурена» (Delta I) принят на вооружение в 1972 году. Всего было построено 18 таких подводных лодок, последняя выведена из эксплуатации в 1998 году. Проект 667БД «Мурена-М» (Delta II) стал модификацией «Мурены» с дополнительными ракетными отсеками. Проект 667БДР «Кальмар» (Delta III) — первые подводные лодки, способные выстреливать весь комплект баллистических ракет одним залпом, что для Советского Союза стало большим шагом вперед. Проект 667БДРМ «Дельфин» (Delta IV) отличается от предшественников бесшумностью.

Подводные лодки класса Vanguard, Великобритания, 15900 тонн

Четыре атомные подводные лодки Vanguard Королевского военно-морского флота размещены на базе Клайд в Шотландии.

Если в мире — не дай бог — разразится ядерная война, эти суда сыграют огромную роль в судьбе Великобритании.

С 1998 года на их борту размещаются лишь стратегические баллистические ракеты, одна из которых с 128 боеголовками должна находиться в море в любой момент времени. При этом у страны совсем нет тактического и авиационного ядерного оружия.
Подлодки этого класса планируется вывести из эксплуатации не раньше 2028 года.