Русский социолог автор теории социальной стратификации. Социальная стратификация: понятие, измерение, теории

Фундамент теории социальной стратификации были заложены К. Марксом и М. Вебером. Сама же теория была разработана на початку40-ых годах XX в. американскими социологами П. Сорокиным, Т. Парсонсом, Е. Шилз и другими учеными, которые считали, что между социальными слоями существуют существенные различия, проявляющиеся в характере собственности, которой они владеют, уровне доходов, престиже, авторитете, льготах, объему власти.

Срок стратификация (с лат. Stratum - слой, слой, facere - делать) был введен П. Сорокиным для обозначения социального неравенства.

Как уже было сказано, в марксизме основой стратификации является исключительно экономический фактор, М. Вебер усовершенствовал эту систему и добавил еще два фактора - социальный престиж и власть (принадлежность к политическим партиям).

Одной из наиболее разработанных концепций социальной стратификации является функционалистская (Т. Парсонс, Э. Шилзта др.), Согласно которой стратификационная система общества представляет собой дифференциацию социальных ролей и позиций и является объективной потребностью любого развитого общества. С одной стороны, она обусловлена разделением труда и социальной дифференциацией различных групп, а с другой - является результатом действия господствующей в обществе системы ценностей и культурных стандартов, определяющих значимость той или иной деятельности и узаконивают сложную социальное неравенство.

В теории социального действия Т. Парсонс пытается разработать универсальные критерии социальной стратификации :

"качество", то есть предоставление индивиду определенной характеристики, позиции (например, ответственность, компетентность и др.);

"выполнения", то есть оценка деятельности индивида по сравнению с деятельностью других людей;

"владения" материальными ценностями, талантом, мастерством, культурными ресурсами.

Отдельное концепцию социальной стратификации разработал П. Сорокин. По определению этого ученого, социальная стратификация - это дифференциация населения на классы и слои в иерархической построении. ее основа и сущность заключаются в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанностей, наличии определенных социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Конкретные формы социальной стратификации, считает П. Сорокин, разнообразны и многочисленны, однако их многообразие сводится к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификация. Как правило, они тесно переплетены: люди, принадлежащие к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам, и наоборот.

Социальная стратификация, согласно П. Сорокину, является постоянной характеристикой любой социально организованной группы. Изменяясь по форме, социальная стратификация существовала во всех обществах и продолжает существовать в науке и искусстве, политике и менеджменте, банде преступников и демократиях "социальных уравнителей" - везде, где существует любая организованная социальная группа, утверждает ученый. Однако она отличается качественно и количественно. Количественный аспект социальной стратификации в ее основных формах предполагает высоту и профиль "социального дома" (расстояние от его основания до вершины, крутизна и пологость склонов социальной пирамиды и т.д.). Предметом анализа является внутренняя структура социального конуса, его целостность, внутренняя организация.

Подытоживая анализ основных концепций социального неравенства можно сделать вывод, что:

Социально стратификация - это социальный процесс, в ходе которого социальные слои оказываются неравными между собой и отличаются по правам, льготами, авторитетом, престижем.

Таким образом, социальная стратификация означает и процесс расслоения общества на слои, равны между собой и именно это расслоение. Социально неравные слои принято называть казнями.

Казнь - социальный слой индивидов, различающихся по своему положению в социальной иерархии общества.

Следует отметить, что казни существуют в любом обществе, где есть социальное неравенство. Поэтому существование казней в СССР свидетельствовало о наличии в нем социального неравенства. Правда, границы между казням и определить иногда бывает очень сложно, и, как правило, тем сложнее, чем больше казней в обществе существует.

За годы существования теории социальной стратификации были предприняты попытки разработать общую стратификационного модель общества.

Опираясь на научные исследования своих предшественников, современный американский социолог Э. Гидденс, выделил такие системы стратификации как рабство, касты, сословия и классы .

Рабство - наиболее выраженная форма неравенства, когда некоторые индивиды буквально принадлежат другим как их собственность;

Касты связывают чаще всего с культурой индийского субконтинента. Однако термин "каста» не индийского, а португальского происхождения и означает "род" (или "чистый род»). У индейцев для описания кастовой системы использовались другие слова, в частности "Варна" и "джати". Варны включают четыре категории, ранжируются по социальным престижем. Принадлежат к этим группам и "недоторкувани", занимая самую низкую позицию. Джати определяют группы, внутри которых кастовые ранги имеют организованный характер;

Состояния были частью европейского феодализма, но существовали и во многих других традиционных цивилизациях. Феодальные состояния включали казни с разными обязанностями и правами: состояние, состоящий из аристократии и дворянства; состояние, состоящий из духовенства, которое, имея более низкий статус, малобильши привилегии; "третье сословие" - слуги, свободные крестьяне, торговцы и художники;

Классы - большие группы людей, различающиеся общими экономическими возможностям, которые влияют на их стиль жизни. Собственно, богатство вместе с занятием составляет главную предпосылку классовых различий. Основные классы, существующие в западных обществах: высший (владеет или напрямую контролирует производственные ресурсы: богачи, крупные промышленники, верхушка руководства), средний (большинство "белых воротничков" и профессионалов), рабочие ("синие воротнички" или заняты ручным трудом) в некоторых индустриальных странах четвертый класс - крестьянство (люди, занятые в традиционных типах сельскохозяйственного производства).

Классы в свою очередь также стратифицированы. Например, отмечает Э. Гидденс, существует тенденция достаточно четкого разделения статуса внутри высшего класса развитых капиталистических стран между владельцами "старых" и "новых" денег. Семьи, чья собственность передается по наследству через несколько поколений, часто пренебрегают теми, кто стал богатым благодаря собственной деятельности.

Понятие "средний класс" охватывает представителей некоторых профессий и занятий. Высший средний класс состоит в основном из менеджеров и профессионалов, получивших высшее образование. Низший класс включает в себя конторский персонал, продавцов, учителей, медсестер и др. В большей части низшего среднего класса ("серых воротничков") социальные и политические позиции близки к тем, которые характерны для "синих воротничков". Среднее положение между высшими и низшими "слоями" этого класса занимают владельцы малого бизнеса, владельцы частных магазинов и небольших фермерских хозяйств.

Важным источником разделения рабочего класса ("синих воротничков") является уровень квалификации. Высший рабочий класс рассматривается как "рабочая аристократия", члены которой имеют наиболее высокий доход, лучшие условия труда и гарантии работы. Ниже рабочий класс занят неквалифицированным трудом, требует небольшой тренировки, дает низкий доход и небольшую гарантию занятости.

Важно также отметить, что первые три типа стратификации строятся на основе неравенства санкционированной правом или религией, классовое деление "официально» не признается, но происходит вследствие влияния экономических факторов на материальные обстоятельства жизни людей.

На Западе для иллюстрации социальной стратификации, чаще всего используют семиуровневой модель, которая выглядит так :

1 - высший класс профессионалов, администраторов;

2 - технические специалисты среднего уровня;

3 - коммерческий класс;

4 - мелкая буржуазия;

5 - техники и рабочие, осуществляющие управленческие функции;

6 - квалифицированные рабочие;

7 - неквалифицированные рабочие.

Опираясь на такую традиционную модель, немецкий социолог Ф. Вурм ее несколько усовершенствовал, измерив долю отдельных социальных страт по отношению ко всему населению; после чего эта традиционная модель получила следующий вид :

Таблица 3

Стратификационная модель Ф. Вурма

Теория социальной стратификации логически связана с марксистской теорией классов, поскольку обе исследуют социальное расслоение, однако между ними есть существенные различия, прежде всего это факторы, которые влияют на формирование классов и страт (см. Таблицу 4).


Таблица 4

Сравнительный анализ социально-классовой теории и теории социальной стратификации

Социально-классовая теория Теория социальной стратификации
Критерии формирования классов Социальные классы Критерии формирования казней Социальные страты
Организация общественного производства Знание средствами производства Использование наемной рабочей силыСудьба общественного богатства (уровень доходов) Буржуазия БогатствоВластьПрестижАвторитетЛьготыПрава Выше слой
Крестьянство Средний слой
Пролетариат Ниже слой
Межклассовуюпрослойка (интеллигенция) Социально обездоленные
Деклассированные элементы и маргинальные слои

Так что можно сделать вывод, что теория социальной стратификации берет за начало теорию классов К. Маркса, но более объективной, общей и подкрепленной эмпирическим материалом.

1. Этому классику социологии принадлежит идея о том, что солидарность членов общества покоится на коллектив­ном сознании - совокупности общих верований и чувств, которые разделяют члены одной социальной группы или общества
М.Вебер
К.Маркс
Э.Дюркгейм
О.Конт

2. Эти общества, по Э. Дюркгейму, основаны на механической со­лидарности, где личность не принадлежит себе и поглощается кол­лективом
архаические
индустриальные
гражданские
постиндустриальные

3. Наиболее развернутая теория социальной стратификации принадлежит
К.Марксу
П.Сорокину
М.Веберу
Э.Дюркгейму

4. Этот классик социологии застал начальную стадию капитализма
М. Вебер
Э. Дюркгейм
О. Конт
Г. Спенсер

5. Ведущее место производственным отношениям при построе­нии своей теории отдавал
К. Маркс
М. Вебер
Г. Спенсер
Э. Дюркгейм

6. Согласно концепции М. Вебера, социальным действиями, в наи­большей степени определяющими последовательную рационали­зацию общественной жизни, являются
целерациональные
традиционныеценностно-рациональные
аффективные

7. Идея о необходимости революционного преобразования социаль­ных отношений составляет главный вывод
позитивизма
исторического материализма
понимающей социологии

8. Эмилю Дюркгейму принадлежит
теория эволюции
концепция идеальных типов
идея о различии механической и органической солидарности
теория конфликта

9. Суть исторического материализма состоит в
рассмотрении исторического процесса как материальной суб­станции
признании преимущества материального мира перед духовным
выделении в качестве ведущих отношений по поводу производ­ства материальных благ
особом внимании к материальным объектам и вещам

10. Деятельность бюрократии как механизма управления и особого со­циального слоя служит выражением
целерационального типа социального действия
ценностно-рационального типа социального действия
традиционного типа социального действия
аффективного типа социального действия

11. Этому классику социологии принадлежит следующее высказывание: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»
Карл Маркс
Эмиль Дюркгейм
Огюст Конт
Макс Вебер

12. Этому классику социологии принадлежит следующее высказывание: «Все наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые, должны неизбежно пройти последовательно через три различные теоретические стадии, которые могут быть здесь достаточно определены обыкновенными наименова­ниями - теологическая, метафизическая и научная»
Карл Маркс
Эмиль Дюркгейм
Огюст Конт
Макс Вебер

13. Этот социолог-классик, в противовес К. Марксу, настаивал на определяющем воздействии надстройки на базис
Огюст Конт
Герберт Спенсер
Эмиль Дюркгейм
Макс Вебер

14. Эти факторы социального развития Г. Спенсер относит к вто­ричным
климат
последствия вырубания лесов
флору и фауну
интеллектуальные качества социальных единиц

15. Гипотеза в социологическом исследовании - это
прогноз (предсказание) того, что должно произойти
положение, предполагающее наличие связи между двумя или более переменными
описание процедуры сбора данных
выбор индикаторов, выявляющих социальные признаки

Среди теорий социальной стратификации заслуживают внимания прежде всего классические теории К. Маркса и М. Вебера. Маркс считал классами реально существующие группы людей с антагонистическими интересами. Основу деления людей на такие группы он видел в разделении человеческой деятельности на труд и управление в условиях господства частной формы присвоения результатов труда. Во всех существовавших в истории обществах Маркс выделял две такие противоборствующие группы: свободных (рабовладельцев) и рабов, помещиков и крепостных, буржуа (собственники предприятий) и пролетариев (наемные рабочие). По его мнению, классовая система -- это система доминирования одних людей над другими, позволяющая эксплуатировать чужой неоплаченный труд, т.е. превращать в свою частную собственность блага, созданные другими людьми. Всякое улучшение условий жизни одного класса возможно только на основе ухудшения условий жизни другого. Это служит причиной непрекращающейся классовой борьбы. Так будет до тех пор, пока частный способ присвоения благ, порождающий классовые противоположности, не будет заменен общественным, при котором эти противоположности исчезнут. Основой классового неравенства у Маркса служат такие объективные условия производства материальных благ, при которых одни люди могут обогащаться за счет других. Поэтому с точки зрения марксизма при изучении социальной стратификации необходимо в первую очередь учитывать такие характеристики, как положение в производстве, отношение к средствам производства, род занятий, роль в управлении производством, источники и уровень доходов.

Теория стратификации Вебера основана на учете не только объективных (экономический интерес), но и субъективных (престиж и власть) факторов. Если на основе экономического интереса люди делятся на классы, то в зависимости от престижности занимаемых социальных позиций они структурируются на статусные группы (профессиональные, квалификационные, образовательные), а на основе отношения к власти -- на партии. Причем эти два вида стратификации могут не совпадать. Например, в современной России наиболее престижны профессии юристов и экономистов, хотя по уровню доходов их опережают работники торговли. А 40 лет назад у нас наиболее престижной была профессия инженера, хотя по уровню реальных доходов на первом месте были номенклатурные работники партийного и государственного аппарата. Здесь основным структурирующим фактором является отношение людей к объективно существующим в обществе социальным различиям.

Партии представляют собой группировки людей, мобилизованные для борьбы за власть. Они возникают не только на классовой, но и на профессиональной, этнической, религиозной основе и могут включать представителей различных классов и статусных групп, объединенных совпадающими политическими интересами. Партии занимают определенные позиции по отношению друг к другу, точно так же как и статусные группы. Вступление в ту или иную партию и выход из нее -- результат добровольного решения людей на основе субъективной оценки ими политических различий, существующих в обществе из-за неравного доступа людей к государственной власти.

Дополнение объективных параметров социальной стратификации субъективными является особенностью веберовского подхода, способствовавшего выработке преобладающего в настоящее время представления о многомерности социального пространства. Особую роль в формировании этого представления сыграли труды российского, а с 1930 г. -- американского социолога Питирима Александровича Сорокина.

П. А. Сорокин (1889--1968) разработал систему, состоящую из множества признаков, обладание которыми «вызывает притяжение в группировку сходных в отношении этих признаков индивидов».

Он структурировал людей на следующие важнейшие группы:

  • 1) расовую;
  • 2) половую;
  • 3) возрастную;
  • 4) семейную;
  • 5) государственную;
  • 6) языковую;
  • 7) профессиональную;
  • 8) имущественную;
  • 9) правовую;
  • 10) территориальную;
  • 11) религиозную;
  • 12) партийную;
  • 13) психоидеологическую.

Элементарной группой П.А. Сорокин называл «реальную, а не мнимую совокупность лиц, объединенных в единое взаимодействующее целое каким-либо одним признаком, достаточно ясным и не сводимым к другим признакам». Группы, объединенные в единое целое на основе нескольких признаков, он называл кумулятивными. Такие группы можно выделять на основе интегральных критериев, например, профессионально партийно-расовых и других комбинаций вышеперечисленных элементарных социальных признаков. Класс, с этой точки зрения, представляет собой разновидность кумулятивной социальной группы, объединенной на основе таких элементарных признаков, как имущественный, профессиональный, правовой. Нация также относится к кумулятивным группам. Сорокин не исключал возможности дальнейшего дробления элементарных признаков. Его подход предоставляет широкие возможности структурирования на селения с целью выделения внутренне однородных «совокупностей лиц» и имеет большое значение для изучения механизмов социальной обусловленности политического поведения людей. Сорокин ввел в научный оборот множество понятий, которые используются социологами: «социальное пространство», «социальная дистанция», «социальная позиция» и др.

Оригинальную теорию стратификации разработал французский социолог Пьер Бурдье. Он определяет класс как «совокупность агентов, занимающих сходную позицию» в социальном пространстве -- многомерном ансамбле автономных полей (экономического, политического, социального, культурного), в которых осуществляется взаимодействие этих агентов. Поля, в свою очередь, образуются соответствующими видами капиталов. «Отдельные виды капитала... являются властью, которая определяет шансы на выигрыш в данном поле (действительно, каждому полю... соответствует особый вид капитала, имеющий хождение в данном поле как власть или ставка в игре)». Бурдье выделяет экономический, политический, социальный, культурный капиталы. Специфические сочетания этих капиталов образуют определенные позиции в социальном пространстве, которые могут занимать различные социальные агенты (индивидуальные и коллективные).

Таким образом, социальная позиция конкретного агента в этом пространстве «может определяться по его позициям в различных полях» [Там же, 57]. Каждая такая позиция характеризуется набором диспозиций (от лат. dispono -- размещаю, располагаю). Диспозиции характеризуют взаиморасположение позиций, т.е. их отношение друг к другу. Применительно к конкретному социальному агенту диспозиция означает его предрасположенность (склонность) к определенному типу восприятия и оценки других позиций, а также к соответствующему типу поведения. Совокупность присущих социальному агенту диспозиций Бурдье называет габитусом. Габитус «определяет отношение к занимаемой в настоящее время позиции и, тем самым, выработку практической или эксплицитной позиции по отношению к социальному миру» [Бурдье, 127]. Он представляет собой результат освоения или «опривычивания» (от франц. habitude -- привычка, навык, обычай) социальным агентом определенной позиции в процессе его социализации. В этом плане габитус можно назвать «инкорпорированным классом».

Габитус -- это присущий каждому классу особый принцип конструирования социального пространства, который отличает его от других классов. Качалов трактует габитус как ансамбль схем классификации, позволяющий социальному агенту найти сходных с ним и отличающихся от него агентов, как чувство своей и чужой социальной позиции, позволяющее людям ориентироваться в социальной действительности. В то же время габитус как система усвоенных индивидуальными и коллективными агентами динамических стереотипов мышления и действия способствует освоению и преобразованию определенной социальной позиции. Бурдье называет габитус «системой предрасположенностей» и «порождающей способностью» к производству схем восприятия, мышления и действия.

Можно утверждать, что класс формируется благодаря образованию габитуса -- сближению схем восприятия, оценки и действия у различных социальных агентов, занимающих сходную позицию в социальном пространстве на основе сходных условий жизни. Далее, габитус способствует превращению совокупности социальных агентов из потенциального в реальный класс.

Для того чтобы близкие по условиям жизни агенты смогли образовать реальный класс, они должны не просто занять соответствующую позицию, но и мобилизоваться для борьбы за свои групповые интересы на основе определенной стратегии коллективного поведения. Мобилизация группы людей, объективно занимающих определенную позицию в социальном пространстве, зависит от степени их идентификации с этой позицией.

Бурдье отмечает, что «в социологии идентичными считаются все индивиды, которые, будучи продуктами одних и тех же объективных условий, имеют одинаковый habitus». Теоретически сконструированный (возможный) класс нельзя отождествлять с реально существующим классом.

Для выяснения реальной стратификации населения необходимо изучить не только совокупность социальных условий, объективно детерминирующих классовую структуру, но и совокупность социальных практик агентов, субъективно конструирующих эту структуру. Недостаточно построить теоретическую (претендующую на объективность) классификацию действующих социальных агентов, нужно сопоставить ее с «классификацией, которую сами агенты производят беспрерывно в их будничном существовании, с помощью чего они стремятся изменить свою позицию в объективной классификации или даже заменить сами принципы, согласно которым эта классификация осуществляется». Важно также учитывать социальную траекторию агента -- «эволюцию его свойств во времени», которая «лежит в основе субъективных представлений об объективно занимаемой позиции».

Подход П. Бурдье позволяет воспроизвести в социологической теории то единство объективного и субъективного, которое существует в социальной действительности. В отличие от других теорий социальной стратификации, противопоставляющих эти факторы структурирования населения, теория Бурдье раскрывает механизм их взаимодополняемости.


Введение………………………………………………………………………...3

    Теория социальной стратификации…………………………………….5

    Теория социальной мобильности……………………………………….9

    Теория среднего класса…………………………………………………15

    Теория элиты………………………………………………….…………18

    Теория социального партнерства, обуржуазивания пролетариата и т.д……………………………………………………….24

Заключение…………………………………………………………………...…27

Список использованной литературы

Введение.

Разнообразие отношений, ролей, позиций приводят к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким-то образом упорядочить эти отношения между категориями людей, различающимися во многих аспектах. В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Для описания системы неравенства между группами людей в социологии широко применяют понятие «социальная стратификация», Само слово «стратификация» заимствовано у геологов. Оно латинского происхождения (первоначально stratum означало покрывало, постель), В английском языке оно стало пониматься как пласт, формация (в геологии), слой общества (в обществознании); множественное число strata, stratification (стратификация) - деление на общественные слои («пласты»). 1

Изучение социальной стратификации имеет долгую историю, начинающуюся с середины XIX в. (работы Карла Маркса и Джона Стюарта Милля), включающую серьезный вклад исследователей начала ХХ в. – от Вильфредо до Питирима Сорокина. Сейчас обширная литература по этой теме неразрывно переплетается с работами, посвященными образованию, социальному полу (gender), культуре, власти, статистической технике и роли теории в социальных исследованиях в различных странах мира. Людям важно знать, на сколько то или иное общество предоставляет возможность для продвижения индивидов и поколений из низших категорий в высшие, каким путем формируется правящая элита общества, возможно ли проникновение в правящую элиту из других социальных слоев. Конечно, охватить всё многообразие литературы по данной теме в одной работе не представляется возможным. Целью является лишь обзор основных теорий стратификации общества в прошлом и настоящем. Задачи видятся нам прежде всего в отражении следующий теорий (соответствующих пунктам плана): теории социальной стратификации, социальной мобильности, среднего класса, элиты, социального партнерства, обуржуазивания пролетариата и т.д.

В реальной жизни неравенство людей играет огромную роль, поэтому актуальность данной темы не утрачивает свою значимость.

1.Теория социальной стратификации.

Социальная стратификация выражает социальную неоднородность общества, существующее в нем неравенство, неодинаковость социального положения людей и их групп. Под социальной стратификацией понимается процесс и результат дифференциации общества на различные социальные группы (слои, страты), отличающиеся по своему общественному статусу. Критерии подразделения общества на страты могут быть самыми разнообразными, притом как объективными, так и субъективными. Но чаще всего сегодня выделяются профессия, доход, собственность, участие во власти, образование, престиж, самооценка личностью своей социальной позиции (самоидентификация) и др. В эмпирических социологических исследованиях социальной стратификации обычно выделяют три-четыре основных измеряемых признаков - престиж профессии, уровень дохода, отношение к политической власти и уровень образования. 2

При всем различии теоретических толкований сути социальной стратификации можно все же выделить общее: это естественное и социальное расслоение общества, имеющее иерархический характер, устойчиво закрепляемое и поддерживаемое различными социальными институтами, постоянно воспроизводимое и модернизируемое. Естественные различия между людьми связаны с физиологическими и психологическими их особенностями и могут служить основой социального неравенства.

Неравенство людей – социальных общностей является одной из главных характеристик общества на протяжении всей истории его развития. Каковы же причины социального неравенства? В современной западной социологии господствует мнение, что социальная стратификация вырастает из естественной потребности общества в стимулировании деятельности индивидов, мотивируя их деятельность через соответствующие системы наград и поощрений. Однако данное стимулирование в различных научно-методологических школах и направлениях интерпретируются по-разному. В этой связи можно выделить функционализм, статусную, экономическую теории и др.

Представители функционализма объясняют причину неравенства дифференциацией функций, выполняемых различными группами, слоями, классами. Функционирование общества, по их мнению, возможно только благодаря разделению труда, когда каждая социальная группа, слой, класс осуществляют решение соответствующих жизненно важных для всего социального организма задач: одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют т т.д. Для нормального функционирования общественного организма необходимо оптимальное сочетание всех видов деятельности, но некоторые из них с позиций этого организма являются более важными, другие менее важными. Так, на основе иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия групп, слоев, классов их выполняющих. На вершину социальной пирамиды ставятся те, кто осуществляет общее руководство и управление, ибо только они могут поддерживать единство государства, создавать необходимые условия для успешного выполнения других функций.

Подобная иерархия существует не только на уровне государства в целом, но и в каждом социальном институте. Так, по мнению П. Сорокина, на уровне предприятия – основу межпрофессиональной стратификации составляют два параметра: 1) важность занятия (профессии) для выживания и функционирования организма в целом; 2) уровень интеллекта, необходимый для успешного выполнения профессиональных обязанностей. П.А. Сорокин считает, что наиболее социально-значимые профессии это те, которые связаны с функциями организации и контроля. Недобросовестная работа рядового труженика принесет вред предприятию. Но этот вред несравним с тем, который будет нанесен предприятию, если недобросовестно, безответственно будут поступать его высшие должностные лица, руководители. Таким образом, в любом конкретном сообществе более профессиональная работа проявляется в более высоком уровне интеллекта, в функции организации и контроля, в более высоком ранге, который занимают люди этих профессий в межпрофессиональной иерархии. Ясным подтверждением этому положению, по мнению П. Сорокина, служит постоянно действующий универсальный порядок, который состоит в том, что профессиональная группа неквалифицированных рабочих всегда находится внизу профессиональной пирамиды. Люди, принадлежащие к этой профессиональной группе, являются самыми низкооплачиваемыми работниками. У них меньше всего прав и самый низкий уровень жизни, самая низкая функция контроля в обществе. 3

Близким по смыслу функционализму является статусное объяснение причин социального неравенства. С точки зрения представителей этой теории, социальное неравенство – это неравенство статусов, вытекающее как из способностей индивидов выполнять ту или иную социальную роль (например, быть компетентным, чтобы управлять, обладать соответствующими знаниями и навыками, чтобы быть профессором, изобретателем, адвокатом и т.д.), так и из возможностей, позволяющих человеку достичь того или иного положения в обществе (происхождение, владение собственностью, принадлежность к влиятельным политическим силам и т.д.).

Экономический подход при объяснении причин социального неравенства связан с интерпретацией отношений собственности. С точки зрения представителей этого подхода те индивиды и группы, которые обладают собственностью, прежде всего собственностью на средства производства, занимают господствующее положение и в сфере управления, и в сфере распределения и потребления материальных и духовных благ.

Наиболее краткое определение социальной стратификации, часто встречающееся в социологической литературе, отождествляет ее с социальным неравенством как универсальным феноменом человеческой цивилизации. При более тщательном анализе этого явления в нем, как правило, выделяют две главные черты. Первая связана с дифференциацией населения в иерархически оформленные группы, т.е. высшие и низшие слои (классы) общества. Второй момент, характеризующий социальную стратификацию, заключается в неравном распределении в обществе различных социокультурных благ и ценностей, перечень которых весьма широк.

В социологической теории социальная стратификация анализируется под углом зрения взаимодействия трех фундаментальных уровней общественной жизни: культуры, образующей ценностно-нормативный уровень регуляции поведения людей, социальной системы (системы социального взаимодействия людей, в ходе которого образуются различные формы групповой жизни) и, наконец, уровня поведения самой личности, затрагивающего его мотивационную сферу.

Если эти общие принципы социологического анализа перенести на сферу социальной стратификации, то следует признать, что конкретные формы ее проявления в том или ином обществе будут определяться взаимодействием двух основных факторов: социальной системы или, точнее говоря, происходящих в обществе процессов социальной дифференциации с одной стороны, и господствующих в данном обществе социальных ценностей и культурных стандартов, с другой.

2.Теория социальной мобильности.

Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в котором он живет. Иногда эти перемещения легко ощущаются и идентифицируются, например, при переезде индивида из одного места в другое, переход из одной религии в другую, изменение семейного положения. Это меняет позицию индивида в обществе и говорит о его перемещении в социальном пространстве. Однако существуют таки перемещения индивида, которые трудно определить не только окружающим его людям, но и ему самому. Например, сложно определить изменение положения индивида в связи с ростом престижа, увеличением или уменьшением возможностей использования власти, изменением дохода. Вместе с тем такие изменения в позиции человека в конечном итоге сказываются на его поведении, системе отношений в группе, потребностях, установках, интересах и ориентациях. В связи с этим важно определить, как осуществляются процессы перемещения индивидов в социальном пространстве, которые получили название процессов мобильности.

Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях и социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие. Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу индивидов их одной статусной группы в другую. Один из самых главных барьеров возникает из-за того, что социальные классы обладают субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия в классовой субкультуре, в которой они социализированы. Обычный ребенок из семьи представителей творческой интеллигенции с меньшей вероятностью будет усваивать привычки и нормы, помогающие ему впоследствии работать крестьянином или рабочим. То же можно сказать о нормах, помогающих ему в работе в качестве крупного руководителя. Тем не менее, в конечном счете, он может стать не только писателем, как его родители, но и рабочим или крупным руководителем. Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального класса в другой имеет значение "различие в стартовых возможностях". Например, у сыновей министра и крестьянина разные возможности для получения высоких должностных статусов. Поэтому общепринятая официальная точка зрения, состоящая в том, что для достижения любых высот в обществе нужно только трудиться и иметь способности, оказывается несостоятельной.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что всякое социальное перемещение происходить не беспрепятственно, а путем преодоления более или менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места жительства на другое предполагает определенный период адаптации к новым условиям.

Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс мобильности. Согласно определению П.Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой ». 4

П.Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность – это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса. Наиболее важным процессом является вертикальная мобильность , представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта их одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение, существенное улучшение благосостояния или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти.

Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальные мобильности, или социальный подъем и социальное падение. Восходящие течения профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъем, или инфильтрация индивидов их низшего слоя в высший, и как создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Аналогично нисходящая мобильность существует в форме как выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и понижение социальных статусов целой группы. Примером второй формы нисходящей мобильность может служить падение социального статуса группы инженеров, которая некогда занимала весьма высокие позиции в нашем обществе, или снижение статуса политической партии, теряющей реальную власть по образному выражению П.Сорокина, «первый случай упадка напоминает падение человека с корабля; второй – корабль, затонувший со всеми находящимися на борту».

Социальная мобильность», «одномерная» и «многомерная стратификация» и др.). В развитие теории социальной стратификации также внесли вклад...

  • Социальная структура и социальная стратификация общества (2)

    Реферат >> Социология

    И социальной стратификации общества. Причины социальной стратификации . 2. Методологические подходы к анализу социальной стратификации (марксистское учение о классах и западные социологические теории социальной стратификации ). 3. Социальные ...

  • Социализация личности. Теория социальной стратификации и социальной мобильности

    Контрольная работа >> Социология

    ... : 1. Социализация личности. 2. Теория социальной стратификации и социальной мобильности. Литература Социализация личности Социализация... в экстремальных ситуациях. Теория социальной стратификации и социальной мобильности Социальная стратификация – это то же...

  • А) К. Маркс и его сторонники главной формой соц. стратификации считали общественный класс.

    Сама теория классов появилась до Маркса (Платон, утописты, Просвещение – Смит).

    К. Маркс, опираясь на идеи предшественников, создал новую теорию классов.

    Главным классообразующим признаком он считал отношения собственности на средство производства. Деление на класс собственников-эксплуататоров и класс эксплуатируемых, у которых отсутствовала собственность. Т.е. главным стратификационным фактором является экономический фактор, Маркс считал его наиболее объективным. Между классами возникают непримиримые противоречия, выливающиеся в классовую борьбу.

    Б) М. Вебер, подобно К. Марксу, также выделял в социаль­ной структуре классы и использовал для этого экономичес­кий критерий - богатство, т. е. накопленный доход.

    Помимо классов, Вебер выделяет более четкие и значи­мые для каждого человека группы, названные им статусними . Такие группы могут возникать как в рамках общественного класса, так и вне их. К последним можно от­нести касты, сословия. Критерии выделения статусных групп многообразны, среди них - этническая принадлежность, территориальная общность, религиозные взгляды, общность профессии. Но одной из важнейших характеристик этих групп и одновре­менно критерием их выделения является престиж - оценка их социального положения общественным мнением.

    Если классы различаются жизненными шансами, то ста­тусные группы - стилем (образом) жизни. Вспомните, к примеру, известные вам из курса истории различия в обра­зе жизни дворянства и крестьянства в эпоху Средневековья.

    По Веберу главные критерии стратификации - богатство (экономический), власть (политический), престиж (социальный в узком смысле).

    В) П. Сорокин, исследуя структуру общества, выделил 3 стратификационные структуры: экономическую, политическую, профессиональную. Одновременно, он считал невозможным с определенностью «привязать» людей к определенной страте. Например, видный политик, бизнесмен и музыкант занимают высокое положение в обществе, но критерии их принадлежности к элите различны. Человек может принадлежать к нескольким стратам. МНОГОМЕРНОСТЬ СТРАТИФИКАЦИИ делает общество устойчивым.



    Исторические типы стратификации. Общества с закрытой и открытой структурой

    В социологии известны четыре главных типа стратификации (социальные структуры общества) - рабство, касты, сословия и классы . Первые три характеризуют закрытые общества и последний тип - открытые.

    Закрытым считается такое общество, в структуре которого социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены . Открытым называется общество, где перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены .

    А) Рабство

    Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства .

    Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы: патриархальное и классическое. На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Когда говорят о рабстве как историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию. Рабовладение - единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого и когда низший слой лишен всяких прав и свобод.

    Б) Касты

    Кастовый строй не такой древний, как рабовладельческий, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется, в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия - классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого в первые века новой эры.

    Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Человек не может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение закреплено индусской религией (понятно теперь, почему касты мало распространены). Согласно ее канонам люди проживают больше чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту и наоборот.

    В Индии 4 основные касты (варны) : брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие и крестьяне). При этом существует около 5 тысяч неосновных каст и полукаст. Особо стоят неприкасаемые. Они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию.

    В ходе индустриализации касты заменяются классами. Индийский город все больше становится классовым, а деревня, в которой проживает 7/10 населения, остается кастовой.

    Сословия предшествуют классам и характеризуют феодальные общества, которые существовали в Европе с IV по ХIV в.

    В) Сословия

    Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями .

    Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации была Европа, где на рубеже XIV-XV вв. структура общества делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В X-XIIIвв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство.

    В России со второй половины ХVII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности.

    Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии передавалось по наследству . Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий.

    Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов . Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарство).

    Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам межсословные браки вполне допускались. Иногда допускалась индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение. Но термин «сословие» со временем заменяют на новое понятие «класс», выражающее социально-экономическое положение людей, способных изменить свой статус.

    Г) Класс

    Класс понимают в двух смыслах: широком и узком.

    В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.

    Принадлежность к классу не закрепляется юридически и не передается по наследству, поэтому общество открытое. Деление чисто экономическое, основной критерий – доход, богатство, собственность.

    Классы – большие социальные группы, различающиеся по их месту в системе общественного производства, отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда, способам и размерам получаемого богатства.

    1. Стратификация современного общества. Понятия «элита», «высший класс», «средний класс», «низший класс», «люмпены» и «маргиналы».

    Поскольку частная собственность возникает в период зарождения государства, считается, что уже на Древнем Востоке и в античной Греции существовали два противоположных класса: рабов и рабовладельцев. Феодализм и капитализм не являются исключением. И здесь существовали антагонистические классы: эксплуататоров и эксплуатируемых. Такова точка зрения К. Маркса, которой придерживаются и сегодня. Другое дело, что с вызреванием, усложнением многогранности социального организма возникла необходимость вычленения в обществе не одного-двух классов, а множества социальных слоев, называемых на Западе стратами. И соответственнорасслоение общества - его стратификацией (появлением множества элементов в структуре общества).

    В современной социологии стратификацию общества принято тоже представлять через понятие «класс». (ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Это не классы по Марксу, это страты, слои современного общества).

    Средний класс играет в обществе особую роль , образно ее можно уподобить функции позвоночника в человеческом организме, благодаря которому он сохраняет равновесие и устойчивость . В средний класс входят, как правило, те, кто имеет экономическую независимость (т. е. является собственником предприятия) или ярко выраженную профессиональную ориентацию. А это как раз те функции, которые обществом не только высоко ценятся, но и высоко вознаграждаются. Ученые, священники, врачи, адвокаты, средние менеджеры, банкиры и предприниматели составляют социальный стержень общества. Там, где нет среднего класса или он еще не сформировался, общество нестабильно.

    Современный социолог Т. И. Заславская выделяет четыре основных признака среднего класса:

    · совокупность социальных групп , занимающих промежуточное положение в социальной структуре общества и выполняющая роль посредника между верхами и низами ;

    · экономически независимая часть общества , уверенная в будущем и заинтересованная в сохранении социального порядка и стабильности общества;

    · наиболее квалифицированные, социально активные граждане , способствующие прогрессивному развитию общества;

    · основные носители общественных интересов , национальной культуры, составляющие большинство населения и распространяющие образы собственной культуры на другие социальные слои.

    Все перечисленные признаки (и другие) делают средний класс в определенной степени самодостаточной и относительно независимой частью населения .

    По сути, средний класс является уникальным понятием в мировой истории. Его стали различать только в двадцатом веке. Его роль в обществе достаточно специфическая. Средний класс является неким стабилизатором общества. Устойчивый средний класс – залог стабильности в обществе, броня, что не дает развиваться межнациональным конфликтам. Средний класс является самым широким потребительским рынком для среднего и мелкого бизнеса.

    Высший класс - социальный класс, состоящий из наиболее богатых членов общества, имеющих наследуемое состояние, собственный крупный бизнес или владеющих пакетами акций на большую сумму. В.к. объединяет наиболее богатых и влиятельных членов общества. В нормальном обществе их должно быть не более 10% населения. Больше – сильная дифференциация. группы людей, владеющих значительным (как правило, унаследованным, либо приобретенным - реже) богатством и отличающихся особым образом жизни. Так как число таких семей относительно мало, сеть отношений (например, образование в привилегированных учебных заведениях, проведение досуга) играет важную роль в поддержании особого образа жизни и высокого социального статуса, а также экономической и политической власти, которой пользуется высший класс. Люди с соответствующим происхождением имеют элитные профессии - администраторы на государственной службе, юристы, высшие военачальники, т.е. занимают положение, которое по праву считается принадлежащим высшему классу.

    Термин «низший класс » используется в отношении тех, кто занимает нижнюю ступеньку социальной лестницы. Люди не имеющие постоянного дохода, в следствии отсутствия профессии, невостребованной обществом профессии. Живут случайными заработками, натуральным хозяйством и т.д. Разнорабочие, строители, дворники, простые продавцы, кассиры, люди, подрабатывающие случайной работой. В России, по оценкам некоторых экспертов, это около 70% населения, в частности все бюджетники и большинство жителей деревни.

    Элита (разное понимание) – люди обладающие значительными рычагами власти и влияния в данном обществе. Политическая элита (руководство страны), экономическая (олигархи), культурная (интеллектуальная и художественная).

    Люмпены и маргиналы . Эти две группы населения, причем каждая по-своему, как бы выпадают из устойчивой социальной структуры об­щества.

    Слово люмпен происходит от немецкого Lumpen - «лох­мотья». К люмпенам относят людей, опустившихся на дно

    Общественной жизни, - бродяг, нищих, бомжей. Как прави­ло, это выходцы из различных социальных слоев и классов. Увеличение численности этой группы (люмпенизация насе­ления) опасно для общества, так как она служит питатель­ной средой для разного рода экстремистских организаций.

    Иное положение и другая социальная роль у марги­нальных слоев (от лат. marginalis - «находящийся на краю»). К ним относят группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями.

    Нахождение человека как бы между двумя структурами называется в социологиимаргинальностью.

    Маргинал - это индивид, утративший свой прежний социальный статус и оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде.

    Один из основ­ных каналов маргинализации - массовая миграция из се­ла в город. Такой процесс происходил, например, в конце 1920-х - 1930-е гг. в нашей стране. Развернувшаяся инду­стриализация требовала все новых и новых рабочих рук. Бывшие сельские жители, потеряв связь с деревенским ук­ладом жизни, с трудом вживались в городскую среду. На долгое время они стали людьми с оборванными социальны­ми связями, разрушенными духовными ценностями. Такие слои населения, «неукорененные», с неустойчивым общест­венным положением, стремились к твердому, установленно­му государством порядку, к «сильной руке». Это создавало социальную базу для антидемократического режима, замет­но снижало революционное ожидание перемен.

    Приведенный пример показывает одно из отрицательных последствий увеличения маргинальных групп. В то же вре­мя нельзя не признать, что нередко выходцы из этих групп населения бывают наиболее предприимчивыми и успешны­ми в профессиональной деятельности. (Уметь выделять плюсы и минусы маргинализации!!!)

    1. Социальная структура современного российского общества.

    Структура российского общества XXI в. существенно изменилась . Вместо советской трехчленки (рабочий класс, крестьянство, интеллигенция) появилось несколько реальных многочисленных слоев населения, новых страт, прежде всего в результате экономических реформ 1990-х гг. В ходе их проведения быстро выросли финансовая сфера, частный сектор. Решающую роль приобрел критерий собственности и доходов. Сформировались социальные субъекты, соответствующие по своим профессиональным и личностным качествам требованиям рыночной экономики. По мнению Т. И. Заславской, структура современного российского общества включает в себя пять основных социальных слоев: элиту, верхний, средний, базовый слой и социальное дно (андеркласс).

    Особенностью социальной структуры совершенного российского общества является то, что в нем имеется большой социальный слой (примерно 25-30%), представители которого обладают многими основными признаками среднего класса. Это врачи, учителя, преподаватели вузов, юристы, инженерно-технические работники, деятели науки и культуры, мелкие предприниматели, обладающие достаточной социальной активностью и находящиеся в возрасте от 25 до 50 лет. В любой развитой стране эти социальные группы занимают положение среднего класса. Однако в России в силу различных причин эта категория граждан имеет весьма низкие материальные доходы и не может самореализовываться как средний класс.

    Сохраняется сильная дифференциация . Разрыв в доходах между 10% наиболее богатых граждан России и 10% наиболее бедных составляет примерно 30-40, т. е. наиболее состоятельные в 30-40 раз богаче бедных. Россия в 2008 г. вышла на четвертое место в мире по количеству долларовых миллиардеров.