Русские народные ремесла. Матрёшки, футляры под бутылку

Народные художественные промыслы - это одна из форм народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся еще много веков назад. Изделия русских промыслов прекрасным образом сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры. Они очень популярны не только в России, но и за ее пределами.

Хохломская роспись

Это старинный русский народный промысел, который зародился в Заволжье в конце 17 - начале 18 веков в селе Хохлома. Хохломская роспись бывает нескольких типов: красной, черной, зеленой красками на золотистом фоне и наоборот, когда золотые узоры расположены на цветом фоне. На деревянных ложках, ковшах, мисках талантливые мастера рисуют самобытные орнаменты: листья берез, кленов, рядом с которым алеют спелые ягоды калины и рябины и все это "рассыпается" по золотому ковру.

Жостовская роспись

Это лаковая роспись подносов. Главный мотив росписи - цветы, а точнее - целый цветочный букет, который красуется на черном или красном фоне. Особой отличительной чертой жостовской росписи является то, что художник пишет не с натуры, а импровизирует, включает свою фантазию.

Зародилась роспись в подмосковной деревне Жостово, где сначала делали лакированные табакерки, коробочки, чайницы, шкатулки из папье-маше. Однако действительно мировую известность жостовские мастера обрели благодаря красивым расписным подносам. Жостовская живопись может даже светиться и переливаться, если художник использует перламутровые кусочки и накладывает их прямо на поднос. Расписывают подносы масляными красками мягкими беличьими кисточками. В процессе работы мастер держит поднос на колене и, когда необходимо, его поворачивает. Рука с кистью при этом опирается на деревянную планку, которая лежит поперек подноса. Рисунок появляется путем нанесения быстрых и точных мазков. Каждый жостовский поднос - уникальная авторская вещь.

Ростовская финифть

Зарождение этого художественного промысла произошло в 18 веке. Финифтью украшали оклады икон, на медных пластинках рисовали иконы. Финифть была деталью одежды священнослужителей, церковной утвари, украшала обложки-оклады рукописных икон.


Что такое финифть? Это вид искусства, в котором используется сочетание эмали и металла. Часто финифть соседствует с золотом, самоцветами, шитьем, ажурными узорами. Изначально на рисунках изображали исключительно сюжеты из Священного Писания, но позже стали делать женские украшения, на которых расцветали пышные цветочные букеты, красовались яркие фольклорные сюжеты. Предметы, украшенные ростовской финифтью, приобретают красочность, яркость, уникальность. Наносится рисунок специальными огнеупорными красками, которые до обжига имеют обычный серый оттенок, и лишь позже становятся разноцветными

Палехская лаковая живопись

На Владимиро-Суздальской земле есть село Палех, рядом с которым протекает речка Палешка. Жители этого села славились своим талантом и мастерством иконописи. Палехские художники расписывали церкви, храмы по всей России. Однако со временем это мастерство оказалось никому не нужным, Палех становился забытым, вымирал. Новое веяние в село принесла лаковая живопись на шкатулках из папье-маше. Сюжеты выбирались различные: богатыри, парусники в синем море, девица, заточенная в башне. В этой росписи сочетаются лучшие русские традиции и народный фольклор.

Русская матрешка

Матрешка - это не просто изделие народного промысла, это настоящий символ России, любимый сувенир иностранцев, побывавших в нашей стране. Матрешка делается из дерева и с помощью красок "одевается" в русский народный костюм. Также матрешек можно расписывать в разных стилях: "гжель", "хохлома", "палех", "жостово".

Дымковская игрушка

На Вятской земле в слободе Дымково мастера лепили из обычной красной глины посуду и игрушки-свистульки, которые позже обжигали в печи и раскрашивали. Сейчас дымковская игрушка считается одним из самых старинных народных промыслов России. Мастера с помощью глины воплощают в жизнь любые сюжеты. Но не только людей лепят дымковские мастера, о животных тоже не забывают: индюки, петухи, утки с утятами, барашки и многие другие.

Волшебная гжель

Гжельская керамика - это высокохудожественные изделия народного промысла. При росписи используется кобальт, который и дает рисунку характерный яркий синий цвет. Таким образом расписывались практически любые керамические предметы: от посуды до декоративных статуэток. Характерные мотивы гжели - большие цветы, листья, травы.

Вологодское кружево

Любовались ли Вы хоть раз морозными узорами на оконном стекле? Если да, значит можете себе представить, как красиво вологодское кружево: ажурные узоры, сказочная красота. Дорогие кружева украшали одежду бояр и даже царей. Сейчас кружева плетутся, как и в старину, с помощью деревянных коклюшек, а в специальный валик втыкают булавки, вокруг которых обвиваются нити. Однако известны не только вологодские, но и кукарские кружева, которые плетутся на Вятской земле.

Плетение из бересты

Изготавливали предметы из бересты, наверное, практически во всех российских губерниях. Лапти, плетеные короба, корзинки, шкатулки, детские игрушки - все это плели из бересты. Бересту собирают в самом начале лета, когда сок прекращает свое движение по стволу дерева. Собранную бересту чистят, режут на полоски, из которых потом и получаются: обувь, плетенки для хранения крупы и вещей, сумочки и много других полезных предметов.

Народные художественные ремёсла и промыслы

Народные художественные ремёсла и промыслы , представляя материальные и духовные ценности народной культуры, являются частью культурного наследия России. Использование местного природного сырья и материалов, изготовление бытовых вещей ручным способом (ручного труда) составляют основу этих видов производства. Эстетические свойства изготовляемых вещей (прялок, коробов, глиняной и деревянной посуды, одежды, украшений) заключены в выявленной мастером красоте поделочного материала — цвете, фактуре, пластических качествах, с учётом которых создается форма изделия, всегда точно отвечающая назначению вещи. Орнамент (геометрический, растительный, изобразительный), истоки которого связаны с древними мифологическими представлениями и развитием художественного мышления, усиливает эстетические свойства предметов. Мастерство в изготовлении предметов определяется преемственностью художественно-технологических традиций. Следование традиции и одновременно её творческое воспроизведение мастером сообщает каждому изделию узнаваемость, и вместе с тем, неповторимость.
Художественно-стилистические особенности изделий народных ремёсел и промыслов складывались на основе традиций национальных культур, получивших в каждом регионе свои отличительные особенности. Являясь хранителем глубинных мировоззренческих и художественных традиций, народное прикладное искусство на протяжении веков вбирало в себя элементы древнерусского искусства, традиции городской культуры XVII-XX вв., что позволяло ему всегда оставаться искусством современным. И сегодня художественные ремёсла и промыслы представляют искусство живое, развивающееся, составляя неотъемлемую часть современной культуры.
Для традиционных ремёсел и промыслов важно обозначение места их исконного происхождения с указанием основных видов изготовляемых изделий. Основными принципами выделения народных ремесел и промыслов являются:
. длительность их бытования;
. сложившиеся и ставшие традиционными технологии производства, основывающиеся на ручном труде;
. традиционные виды изделий и способы их декоративного оформления.
Многие из народных ремёсел и промыслов перешли в разряд «утраченного наследия», т. е. прекратили свое существование, но оставили заметный след в национальной художественной культуре; многие же художественные промыслы представляют живую традиционную культуру.
Сельские ремёсла, преимущественно из разряда «утраченного наследия», имели широкий ареал распространения. К этим ремеслам относятся вышивка, художественное ткачество, бытовавшие в рамках домашнего ремесла, гончарство, плетение из лозы и пр.
Художественные промыслы — это сугубо товарные производства, специализирующиеся на изготовлении какого-то одного или нескольких видов изделий. Большинство художественных промыслов формировалось в небольших городах и крупных сёлах, расположенных вблизи ярмарок и торговых трактов. Крупными ремесленными центрами были Москва, Санкт-Петербург и ряд других больших городов. Происхождение многих промыслов относится к XVII-XIX вв. Значительное развитие получили художественные промыслы в 1930-1970-е гг. Именно в это время получили развитие, ставшие всемирно известными, лаковая миниатюра, вышивальные и ткацкие производства. История художественных промыслов, включая современный период, показывает значительность этого вида культурного наследия, богатство и разнообразие производственных и художественных ремесленных традиций.
Классификация традиционных народных ремёсел и промыслов обычно проводится с учетом используемых в производстве поделочных материалов. На этой основе выделяются:
. изделия из твёрдых материалов (дерево, береста, лоза);
. керамика, фаянс, фарфор, стекло;
. металл, камень, кость;
. изделия из мягких материалов — пряденого льна, шерсти;
. изделия из меха и кожи животных.
Дальнейшая классификация учитывает техники изготовления изделий (вышивка, кружево, ткачество, вязание и т. п.).
Тип промыслового производства (семейные мастерские, артели, товарищества, фабрики, художественные мастерские и пр.) и его официальное название не имеют определяющего значения, поскольку только на протяжении XX в. они часто менялись. Тенденции, наметившиеся в последние десятилетия, определяются превалированием форм мелкотоварного производства, производством изделий сувенирного характера, развитием художественных ремёсел и промыслов в крупных городах, возрождением традиций художественного мастерства городскими мастерами, развитием индивидуального творчества мастеров-художников.
Неравномерность бытования традиционных художественных промыслов отмечается во все периоды их существования. Это положение сохраняется и в последние десятилетия: традиционные художественные производства сосредоточены в Европейской части России, в ее центральной части.
Изделия традиционных народных ремёсел и промыслов, ярко представляя культурное наследие народов России, широко представлены в коллекциях российских музеев. Наиболее значительные коллекции собраны Государственным Русским музеем, Российским этнографическим музеем (г. Санкт-Петербург), Государственным историческим музеем, Всероссийским музеем декоративно-прикладного и народного искусства, Музеем народного искусства имени С. Т. Морозова, Государственным художественным историко-архитектурным и природно-ландшафтным музеем-заповедником «Коломенское» (г. Москва), Сергиево-Посадским историко-художественным музеем-заповедником, Историко-художественным и литературным музеем-заповедником «Абрамцево» (Московская область), Государственным Ростово-Ярославским архитектурно-художественным музеем-заповедником (Ярославская область), Владимиро-Суздальским историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником (Владимирская область), Рязанским историко-архитектурным музеем-заповедником, Псковским государственным объединённым историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником, Костромским объединённым историко-архитектурным музеем-заповедником «Ипатьевский монастырь», Государственным музеем-заповедником Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Вологодским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником (Вологодская область), Архангельским государственным музеем деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы», Государственным музейным объединением «Художественная культура Русского Севера» (Архангельская область), Государственным музеем палехского искусства (Ивановская область), Государственным историко-архитектурным и этнографическим музеем-заповедником «Кижи» (Республика Карелия) и другими республиканскими и областными музеями России.

Художественная обработка дерева, бересты, лозы.
Деревообрабатывающие художественные промыслы отличаются разнообразием техники выполнения изделий и нанесения декора, а также художественных стилистических традиций. В художественном оформлении изделий ведущими техниками остаются различные виды декоративной резьбы и росписи. В геометрическом, растительном, изобразительном орнаменте переданы особенности национальных художественных традиций. Таковы русские прялки, расписные туеса, деревянные ковши, неповторимые в своей пластике, поставцы, чаши, ложки и др. Яркими чертами национального искусства отмечены якутские чороны (кубки для кумыса), дагестанские блюда и чарки, украшенные металлической насечкой, лаковая расписная посуда Башкирии.
К основным видам ремесленных и промысловых изделий относятся: прялки, перешедшие в разряд «утраченное наследие», наиболее ярко передающие многообразие локальных стилистических традиций; деревянная посуда (поставцы, ковши, миски, ложки, чарки и другие), составлявшая основу производства большинства сельских промыслов и сохранившая как ведущий ассортимент на многих современных промыслах (например, в нижегородских промыслах — «хохлома»). Изготовление бытовой утвари — сундуков, шкатулок, мебели, изделий из бересты, луба, щепы (туеса, корзины, короба) — также было широко распространено в различных регионах России и продолжает бытовать до сих пор в ряде мест. К числу самобытных промыслов относится изготовление деревянной игрушки, которая, как и встарь, выполняется плотницкими инструментами или токарным способом. С конца XIX в. расписная матрёшка прочно заняла свое место в ряде деревообрабатывающих промыслов.

Промыслы, получившие название «художественные лаки» — это лаковые шкатулки из папье-маше широко известных живописных центров — Федоскино (Московская область), Мстёра (Владимирская область), Палех (Ивановская область), Холуй (Ивановская область).
В 1970-х гг., в связи с усилившимся интересом к народному искусству, во многих областях стали создаваться художественные производства — промыслы, которые, используя местные традиции художественной обработки дерева, стали изготовлять шкатулки с резьбой и росписью, декоративные панно, матрёшки, различные сувениры. Таковы промыслы Кировской, Вологодской, Архангельской и других областей; промысловые деревообрабатывающие производства в Республике Карелия, Республике Коми, Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Республике Башкортостан. Отношение к традициям народного художественного ремесла как культурному наследию определяет основы творчества современных мастеров.

Керамика, фаянс, фарфор, стекло — ремёсла и промыслы, использующие близкое по составу природное сырьё — глины и минеральные вещества, пригодные для изготовления гончарных, фаянсовых, фарфоровых и стеклянных изделий.
Гончарное производство — изготовление бытовых изделий из глины — одно из древнейших. В Древней Руси во множестве изготовляли гончарную посуду, цветные керамические плитки. C XVII в. в городах получает развитие производство изразцов — «утраченное наследие» — керамических глазурованных плиток для облицовки печей, наружных стен храмов и дворцов.
Изготовление гончарной посуды (корчаг, кринок, кувшинов, мисок, бутылей, кружек) издавна составляло едва ли не самые распространённые промыслы в России.

Гончарные промыслы концентрировались в местах, богатых залежами глины, преимущественно в сёлах. Часто изготовлением гончарной посуды были заняты целые волости, как, например, в Тверской области. Технология изготовления гончарной посуды на протяжении веков почти не менялась. Мастера применяли ручной или ножной гончарный круг, на котором формовали изделие, то есть вытягивали форму, далее изделие подсушивалось и обжигалось в специальных печах. Пластичность и соразмерность форм крестьянской посуды делают даже самую простую кринку или горшок эстетически значимым предметом. Различные свойства глин, локальные технологические и художественно-стилистические особенности обусловили многообразие форм и приемов декорирования (лощение, рельефные узоры, цветные поливы, ангобная роспись и прочие). Современные гончарные производства продолжают традиции народных гончарных промыслов.

Рядом с гончарной посудой во многих сельских промыслах изготовлялась глиняная игрушка . В ряде областей с середины XX в. изготовление игрушки выделилось в самостоятельные промыслы и было перенесено в ближайшие города, сохранив в названии место своего происхождения (г. Вятка — дымковская игрушка, г. Одоев — хлудневская игрушка, г. Орёл — плешковская игрушка). Декоративные свойства глиняной игрушки, неповторимость образов, пластических форм, особенностей росписи в каждом из промыслов делают её ценным художественным наследием. Ярко выраженной национальной спецификой обладают гончарные изделия Дагестана (с. Балхар) — тонкостенные узкогорлые сосуды с ангобной росписью и лепная многофигурная игрушка, рассказывающая о жизни аула.
С XVIII в. в России появляется майоликовая посуда — толстостенные изделия из цветных глин, покрытые белой эмалью и расписанные окислами металлов. Одним из наиболее известных центров по производству майоликовой посуды стали сельские промыслы недалеко от Москвы, получившие общее название «Гжель». С начала XIX в. здесь стали изготовлять фарфоровую расписную посуду, и XIX в. гжельские промыслы становятся одним из главных центров отечественного производства фарфоровой и фаянсовой посуды, не утратившей традиционных форм и приёмов росписи до настоящего времени. Традиции отечественного керамического и фарфорового производства продолжает ряд художественных предприятий в

Московской, Тверской и других областях, на уральских заводах керамических изделий в городах Сысерть и Невьянск (Свердловская область.)
Изготовление художественного стекла в России также имеет глубинные истоки. Стеклянную посуду делали в Древней Руси. Наибольшего расцвета производство художественных изделий из стекла получило в XVIII-XIX вв. на частных стекольных заводах, вокруг которых возникали мелкие крестьянские производства, выпускавшие посуду, игрушку, пуговицы и прочие изделия. Современные предприятия художественного стекла сохраняют и продолжают традиции русского стеклоделия.

Художественная обработка металла, камня, кости.
Обработка металла стала основой для возникновения широкого круга художественных ремёсел. Множество техник и приемов использовалось для создания разнообразных изделий — от архитектурно-декоративных до ювелирных. Художественные промыслы закрепили традиционные способы художественной обработки различных металлов, как простых, так и драгоценных.
К наиболее древним видам обработки металла относится художественное литьё. Русские традиции этого вида искусства формировались в пушечном и колокольном литье. Позже литьё из бронзы, чугуна, меди, серебра становилось основой изготовления скульптуры и икон, решёток и подсвечников, часов и украшений, ваз и мебели. Уникальным промыслом стала каслинская скульптура из чугуна.

В кузнечном деле зародились такие художественные техники, как ковка, чеканка, просечка по железу, которые служили и для украшения архитектурных сооружений и для создания многообразных бытовых предметов. Наиболее выразительные приёмы художественной обработки металла использовались в украшении парадного оружия, в слесарных изделиях — фигурных замках, столовых приборах.
Большим искусством стала декоративная роспись по металлу, которую представляют знаменитые жостовские подносы, нижнетагильские сундуки.
Сферой применения самых совершенных приёмов обработки металла является ювелирное искусство. Тонкие способы литья и чеканки в русских ювелирных промыслах дополняются техниками декорирования, среди которых гравировка, чернение, скань, эмаль и др.
В русской культуре цветной поделочный камень нашёл широчайшее применение благодаря природной декоративности, разнообразию расцветок и узоров. Начиная с XVIII в. из твердого камня (агат, яшма, родонит, нефрит, лазурит, малахит) создавались детали убранства интерьера, мебели. Одними из самых знаменитых изделий из твердого камня в конце XVIII — первой половине XIX вв. стали декоративные вазы. Поделочные камни использовались в ювелирных украшениях. Вокруг первых камнерезных заводов на Урале и Алтае возникли мелкие кустарные мастерские, изготовлявшие небольшие предметы для интерьера, ювелирные изделия.

Начало художественной обработки мягкого камня относится к XIX в. Он более широко использовался в народном искусстве благодаря простоте обработки. Промыслы возникали близ месторождений мягкого камня. Скульптура и декоративные изделия из алебастра, талькохлорита, селенита, кальцита изготовлялись на Урале в Пермском крае и Свердловской области, в Нижегородской области, Краснодарском крае, на Северном Кавказе. Национальная культура обработки камня проявилась в бурятском искусстве. В Республике Тыва уникальный местный камень агальматолит стал основой развития миниатюрной анималистической скульптуры.
Художественная обработка кости складывалась на основе глубоких ремесленных традиций. Основными приемами являются ажурная и рельефная резьба, гравировка, которые сочетаются с природными качествами самого материала, цветом и блеском полированной поверхности. В традиционных косторезных промыслах используются клык моржа, ископаемая кость мамонта, зуб кашалота, цевка (животная кость). Русские традиции этого вида искусства представляет холмогорская резьба, известная с XVII в. В XIX в. возник тобольский промысел, где развивалась скульптурная резьба из мамонтовой кости. Чукотский косторезный промысел с центром в посёлке Уэлен основан на древних культурных традициях эскимосов и чукчей. Здесь создаётся гравюра на моржовых клыках и скульптурная резьба. Искусство обработки кости характерно также для Республики Саха (Якутия) и г. Магадана.

Вышивка, кружево, набойка.
Искусство украшения тканей вышивкой в России было развито повсеместно: вышивали в деревнях и городах, помещичьих усадьбах и в монастырях. Вышивали шёлком, золочёными и серебряными нитками, жемчугом и бисером. Вышивкой украшали княжеские одежды и церковные облачения, пелены, крестьянские рубахи, головные уборы, полотенца и другие предметы домашнего обихода. Вышивку, как никакое другое искусство, отличает многообразие техник нанесения узоров и орнаментальных мотивов (геометрических, растительных, изобразительных), в которых отражены древнейшие мифологические представления, связанные с образом Матери-Земли, Мирового древа, и передана красота окружающего мира. Вышивка каждого региона неповторима. Сложные орнаментальные вышивки Русского Севера и Карелии, выполненные счётными швами, белоснежные строчевые узоры Новгородской области, ажурные вышивки Ярославля и Твери, многоцветная геометрическая вышивка Рязани, яркая цветная перевить Калужской, Тульской, Смоленской областей, мелкоузорная вышивка чёрным по белому Воронежской и Белгородской областей, изысканная геометрическая вышивка народов Поволжья — всё это определяет уникальность народной вышивки, как части культурного наследия России.

Особую славу русскому вышивальному искусству создала золотая вышивка (золотое шитьё). Русские монастыри были главными хранителями традиций этого искусства. Шитые золотом пелены и плащеницы XVI-XVII вв. показывают, что это искусство по художественной значимости не уступало произведениям русских иконописцев. Эти традиции были сохранены крестьянским искусством в украшении головных уборов и платков.
Многообразные традиции народной вышивки были сохранены и творчески переосмыслены художественными промыслами, созданными в 1930-1960-е гг. Особую известность получили вышивальные промыслы во Мстёре (Владимирская область), на многочисленных вышивальных предприятиях Ивановской и Нижегородской областей, на Тарусской фабрике художественной вышивки, возродившей «цветную перевить», на Крестецкой фабрике (Новгородская область). Бережно сохраняют традиции золотошвейного искусства вышивальщицы г. Торжка. На вышивальных промыслах Поволжья в современных видах изделий присутствуют традиционная вышивка марийцев, татар, чувашей.
Кружево , плетённое из золотых и серебряных ниток, появилось в России не раньше XVII в. Для украшения парадных одежд знати использовали привозное кружево. В XVIII в. в богатых усадьбах появляются первые кружевные мастерские, где крепостные мастерицы плели тончайшее кружево, подчас не уступающее западноевропейским образцам. В конце XVIII - начале XIX вв. кружево из шёлка, золотых и серебряных ниток плели в городах Торжок, Галич и других. К середине XIX в. в России насчитывалось уже 12 центров кружевоплетения в городах: Калязин, Ростов, Рязань, Торжок, Серпухов, Белёв. Постепенно кружево становится принадлежностью не только знати, но и богатых горожанок, а затем стало использоваться и в украшении праздничного крестьянского костюма. После реформы 1861 г. появляются кружевные промыслы. Русские мастерицы, освоив опыт монастырских и помещичьих мастерских, смогли создать кружево, которое характером орнамента, своей декоративностью отвечало традиционным эстетическим представлениям. Кроме того, кружевные изделия народных промыслов учитывали особенности костюма — крестьянского или городского, его сословную принадлежность. Русское кружево чрезвычайно многообразно: его плели из льняных, хлопчатобумажных и шелковых ниток, оно было одноцветным и многоцветным, мерным и штучным. В каждом из промыслов сложились свои традиции в использовании тех или иных приёмов, их сочетаний, типовые мотивы и композиции. Кружево плетут коклюшками — деревянными палочками для намотки нитей. На специальные туго набитые подушки-валики накалываются рисунки (сколки), перевивая нитями булавки, мастерицы выплетают узоры. Наибольшую известность получили кружевные промыслы в городах Михайлов (Рязанская область), Елец (Липецкая область), Советск (Кировская область), Вологда. Возрождаются и другие кружевные центры (г. Кириши, Ленинградская область).
Набойка — ещё один способ украшения тканей. Узор на ткань наносится с помощью специальных печатных досок, на которых вырезается орнамент или вбиваются металлические пластины с рельефным узором. Ткани с печатными рисунками широко использовались в оформлении крестьянских платков и шалей, сарафанов, салфеток, скатертей. Из набивных тканей изготовляли знамёна, занавеси, кафтаны. Изначально в набойке применялись природные красители, по мере появления разнообразных химических красителей искусство набойки обретало всё большую цветность, более разнообразными становились орнаменты. Традиции русской набойки ярко представлены платками и шалями, которые выпускаются в городе Павловский Посад (Московская область).

Мех пушных животных (соболя, куницы, лисы, бобра) издавна использовался как драгоценная отделка одежды. В районах проживания народов Севера, где оленеводство или добыча морского зверя составляют традиционные виды хозяйственной деятельности, обработка шкур животных, изготовление из меха оленя, кожи и меха морских животных одежды, сумок, бытовой утвари ярко представляют национальные художественные ремёсла. Эти изделия, изготовляющиеся по традиционным технологиям, передают всё многообразие культур многочисленных народов Севера и Сибири, что проявляется в особенностях кроя одежды, головных уборов и обуви, в своеобразии орнамента, декорировании изделий мозаикой, аппликацией, цветным бисером, вышивкой.
Художественное ткачество.
Узорное ткачество — древнее самобытное искусство — вплоть до XX в. было широко распространено в крестьянском быту. Узорные ткани домашнего изготовления применялись для шитья и украшения одежды, в числе которой были сарафаны, юбки-поневы, рубахи, передники, шушпаны и др. Дополняли костюмы узорные тканые пояса. Ткали также изделия, предназначавшиеся для убранства крестьянской избы — полотенца, скатерти, дорожки и половики.
Эстетические свойства ручного узорного ткачества основываются на широком разнообразии элементов геометрического орнамента с хорошо выраженным ритмом и симметрией, на цветовом решении и фактуре используемых материалов (льна, конопли, шерсти, хлопка). Для русских крестьянских тканей характерна звучная цветовая гамма, основанная на традиционном сочетании красного с белым. Ткачество северных районов более сдержано по цвету; южнорусскому ткачеству присуще многоцветье, яркость красок.
В русском народном ткачестве издавна сложились разновидности техники ткачества, основанные на особенностях технических приемов исполнения. К наиболее древним относится техника закладного ткачества, позволяющая выполнять разнообразные многоцветные геометрические узоры, которые получаются двусторонними, без изнанки. Браное ткачество, известное ещё в домонгольской Руси, оставалось самой распространённой техникой и в XIX в. Его разновидностями были выборное и переборное ткачество. На Русском Севере, в Карелии, Новгородской, Вологодской областях была распространена техника ажурного ткачества.
Наименее трудоёмкой является ремизная техника, и в народном ткачестве существует множество её разновидностей. Эта техника постепенно вытесняла более трудоемкие способы ручного ткачества. Узорное ткачество в XIX - начале XX вв. было широко развито в крестьянских районах северных, центральных и южных областей России. В каждой области, порой в каждом районе, существовали локальные центры ручного ткачества со своими своеобразными чертами. Хотя в сельский обиход всё шире входили ткани фабричного изготовления, вытеснявшие ручные изделия, домашние ткани бытовали в крестьянской среде вплоть до 1950-х гг.
В 1930-1940-х гг. в крупнейших центрах распространения этого художественного ремесла были организованы артели, впоследствии преобразованные в фабрики. На протяжении 1930-1980 гг. велась работа по возрождению и поддержке местных форм ручного узорного ткачества в Рязанской, Архангельской, Вологодской, Нижегородской, Воронежской и других областях, в Удмуртской Республике, Республике Башкортостан, Республике Мордовия, Республике Карелия. Народные мастера и художники промыслов на основе традиций народного искусства смогли создать новые виды изделий (портьеры, декоративные покрывала, накидки, салфетки и скатерти) для украшения современного интерьера. Сегодня традиции народного ткачества в современных декоративных изделиях особенно ярко представлены изделиями Череповецкой фабрики (Вологодская область), фабрики в г. Шахунья (Нижегородская область).

Ручное ковроткачество.

Русский безворсовый ковер

Искусство ковроткачества на территории России раньше всего возникло на Кавказе. Республика Дагестан представляет собой один из всемирно известных исторических центров ковроделия. В каждом районе республики сложились свои типы ковров, различающиеся и по технике исполнения, и по колориту. Традиционные безворсовые ковры изготовляют в северных и центральных районах республики. На юге вырабатываются знаменитые дагестанские ворсовые ковры, рисунки которых отражают длительную историю развития этого искусства.
Изготовление безворсовых ковров является традиционным для народного искусства башкир. Эти ковры были необходимой принадлежностью кочевого быта вплоть до XX в. и широко применялись в национальном башкирском жилище.
Русское ковроткачество имеет менее долгую историю. Развитие русского ковроделия было связано с ямским промыслом. Дешёвые безворсовые и махровые ковры служили для покрытия сидений в санях и возках, использовались как попоны для лошадей. Тёплые санные ковры с длинным ворсом для дальних зимних поездок изготовляли в сёлах близ больших сибирских трактов.
Со второй половины XIX в. народное ковроделие активно развивается в двух основных районах — в южнорусском и западносибирском. Центром безворсового ковроткачества стала Курская губерния. Ворсовое ковроделие стало развиваться в Западной Сибири, на Урале.

Вязание и пуховязание.
Вязание предметов одежды и обуви из шерстяной нити развивалось прежде всего в местах разведения овец и коз. Жители северных и центральных районов России вязали на спицах и крючком рукавицы, чулки, онучи, шарфы и шапки. В технике вязания утверждались декоративные приёмы, например, узорная и ажурная вязка, использование окрашенных нитей. Яркой декоративностью отличаются цветные узорные варежки мастериц Архангельской области, чулки и носки вязальщиц из районов Республики Коми.

Неповторимыми образцами народного творчества остаются также вязанные из козьего пуха платки. Изготовление знаменитых оренбургских ажурных платков сложилось как промысел в XVIII в. Пуховые платки вяжут также в богатых сырьем Тамбовской и Пензенской областях, в Краснодарском крае.

September 4th, 2017 , 10:26 am


Искал полный список народных промыслов и не нашел. В википедии не полный, поэтому решил составить сам. Структура текста немного странная, потому что изначально составлена в форме таблицы. Структура составлена так: Название/Место/Наличие фабрик, музеев/Особенности.
Если вспомните еще - пишите, добавлю.

Игрушки
Деревянные игрушки
1. Богородская игрушка. Посёлок Богородское Сергиево-Посадского района. Фабрика и музей, хотя в упадке. Деревянная игрушка с движениями. Богородская резьба выполняется при помощи специального богородского ножа «Щучка».
2. Мазыкская (шуйская) игрушка . Г. Шуя, Владимирская обл. Не сохранилось ремесло. Русский народный промысел, состоящий в изготовлении игрушек с помощью топора. Офени делали, как обереги.
3. Птица счастья. Архангельская область. Ныне производится во многих местах, даже за рубежом. Изготавливается из цельного бруска, щепки, без применения клея и крепежных элементов, путём нарезки тонких лепестков и специального метода изгибания, лепестки получившихся крыльев и хвоста могут соединяться нитками. Обычно делается из дерева сосны, ели, пихты или сибирского кедра.

Глиняные игрушки
4. Абашевская игрушка. С. Абашево, Спасский район Пензенской области. В упадке. Это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик
5. Вырковская игрушка . деревня Вырково Касимовского района Рязанской области
Производство прервано. Игрушки украшались светло-коричневой поливой, как и бытовая посуда. Вылепленные игрушки сушились в русских печах на сковородах и покрывались жидкой глазурью, представляющей собой смесь свинцового сурика и купороса в воде. Затем игрушки обжигались в горнах. Потеки поливы при этом передавали пятнистую окраску животных.
6. Дымковская игрушка. С. Дымково, Кировская область. В упадке. Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.
7. Филимоновская игрушка. С. Филимоново, Тульская область. Музей, только частное производство. Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей - монолитные, скупые на детали - близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например «Любота» - сценка свидания влюбленных.
Роспись
По дереву
8. Хохломская роспись. Поволжье, Нижегородская область. Ныне 2 центра: Семенов и Семино. Фабрики, частное. Школа росписи. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону
9. Борецкая роспись . С. Борок, Шенкурский уезд, Архангельская губ. Ныне без места. От потомков Марфы Борецкой, сбежавшей на Северную Двину.
10. Городецкая роспись. Г. Городец, Нижегородская обл.
Ныне без места. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
11. Мезенская роспись. Низовья реки Мезень, Архангельская обл. Ныне без места. Предметы густо испещрены дробным узором - звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный - сажа и красный - «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента - диски, ромбы, кресты - напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.
12. Пермогорская роспись. Пермогорье – край в Красноборском районе Архангельской области. Ныне без места. Основу росписи составляет растительный узор. Трёхлопастные изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, а также птицы Сирин. В XIX веке в узор обычно вписывались жанровые сцены из крестьянской жизни. В цветовой гамме преобладают белый фон и красный основной узор. Жёлтый и зелёный цвета фона являются сопутствующими. Большое значение в росписи имеет тонкий чёрный контур. Сначала на белый грунт наносится пером чёрный контур, потом он заполнялся цветом.
Круг расписываемых предметов велик - деревянная и берестяная посуда, росписью покрывались колыбели, ларцы, сундуки, подголовники. Больше всего расписываются прялки.

13. Полхов-Майданская роспись. Ряд деревень в Нижегородской области. Игрушечная фабрика, но больше семейный промысел. С середины XIX века в селе Полх-Майдан стали производить некрашеную токарную деревянную посуду, которая реализовывалась на ярмарках. С начала 1920-х гг., видимо, под влиянием аналогичных изделий Сергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком. Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями, разведенными на спирту. Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью.

14. Ракульская роспись . Красноборский район Архангельской области. Д. Ульяновская. Ныне без места. В росписи главную роль играет золотисто-охристый и чёрный цвета, а сопутствуют зелёный и коричнево-красный. Орнамент очень крупный, в основном в виде листьев, кустиков и птиц (сороки, курицы). Чёрным цветом исполнен не только контур, но и детали. Промысел возник в середине XIX века и стал затухать в 1930-е годы.
По дереву с лаком (лаковая миниатюра)
15. Мстерская миниатюра. Село Мстеры Владимирской области. Центр иконописи. Вроде есть фабрика. Живопись имеет отвлечённый характер своеобразного панно. Характерная особенность Мстёрской живописи - ковровая декоративность, разнообразность и утонченность колористических оттенков с единством общего тона композиции. Цветовая гамма - голубовато-серебристая, охристо-желтая и красная. В изделиях сочетаются растительные и геометрические узоры.
16. Палехская миниатюра. Село Палех Ивановской области. Центр иконописи. Фабрика и училище, но вообще в упадке. Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Ряд композиций опирается на традиции классического искусства. Работы обычно выполняются темперными красками на чёрном фоне и расписываются золотом.

17. Холуйская миниатюра . Село Холуй Ивановской области. Центр иконописи. Только музей. Главным отличием холуйской живописи является использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов.
18. Федоскинская миниатюра . Федоскино, Мытищинский р-н МО. Фабрика и училище, где обучаются еще и Жостовской росписи и Ростовской финифти. Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал - металлический порошок, сусальное золото или поталь, или делаются вставки из перламутра. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения. Помимо миниатюрной живописи, изделия украшаются «сканью» (орнамент из миниатюрных кусочков фольги нужной формы выкладывается по сырому лаку), «цировкой» (процарапывание рисунка с помощью лекала по лаку, положенному поверх листа металла на поверхность изделия), «шотландкой» (сложная сетка, нанесённая жидкими красками рейсфедером с помощью линейки) и др.
По металлу
19. Тагильская роспись. Г. Н. Тагил, Свердловская область. Музей, институт и 6 фабрик в уральских городах. В упадке все же. Предшественник Жостово. А вообще очень похожий стиль. Особенность – техника двухцветного мазка.
20. Жостовская роспись. Дер. Жостово, Мытищинский р-н МО.
Есть фабрика. На подъеме, хотя недавно еще была в упадке. В искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщённостью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п. Основной мотив росписи - цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причём мастер работает сразу над несколькими подносами.
По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.
По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и другие.
21. Финифть . 2 основных центра: Вологда и Ростов. В Вологодской использовалась многокрасочная эмаль. Роспись на металлической подложке с эмалью. Изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке, вид прикладного искусства. Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает со временем, изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок.
Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например, добавки золотапридают стеклу рубиновый цвет, кобальта - синий цвет, а меди - зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может, в отличие от стекла, приглушаться.
Фарфоровые, керамические, фаянсовые изделия с росписью и эмалью
22. Гжель. Г. Гжель, Раменский р-н МО. Расцвет! Фабрики и частное производство. Синее на белом. Ныне помимо росписи керамики, роспись и на дереве
23. Сысертский фарфор. Г. Сысерть, Свердловская область. Фабрика, в расцвете. Лепка и роспись фарфоровых изделий 80 % технологического процесса на заводе составляет ручной труд.
Изделия чаще всего покрывают подглазурной росписью солями, реже надглазурной росписью. Преобладают мягкие коричневато-серые и лёгкие голубые цвета. Темами орнаментов часто бывают уральские пейзажи.
24. Кузнецовский фарфор. Г. Ликино-Дулево, Ореховозуевский р-н МО. Кузнецов приобрел еще много других заводов, где использовал ту же технику. В Дулево музей и фабрика. На подъеме. Кузнецовский фарфор выпускался в безупречном техническом исполнении и с изысканным декором. К концу XIX века производство стало массовым, изображения стали делать штампами, трафаретами, отводкой и декалькоманией. Для украшения использовались сюжеты из росписей фарфора первой половины XIX века: романтические пейзажи, жанровые сцены, букеты цветов в обрамлении штампованного рисунка золотом или другой краской. Широко использовались модные в те годы тона: голубой, розовый, сиреневый и жёлтый. Кроме этого, использовался появившийся стиль модерн с изображениями нимф, наяд и русалок. Типичная посуда массового фарфора декорировалась плоской росписью с несложными растительными мотивами: розы, ромашки с непременным добавлением усиков и веточек (т. н. «рокачек»).
25. Таволожская керамика . Дер. В и Н Таволги Свердловской обл. Есть фабрика и частное. Чернолощеная керамика и зеленая под малахит. В этой методике применяются легкоплавкие эмали, наносимые по высокотемпературным глазурям с окислами меди, что предаёт изделию неповторимую малахитовую окраску. Также широко используется другая традиционная для данного региона техника - ручная роспись ангобами методом фляндровки.
26. Скописнкая керамика. Г. Скопин. Рязанская обл. Есть фабрика. Детали керамики формировались на ручном станке, затем соединялись жидкой глиной и украшались рельефным и вдавленным орнаментом, тёмно-коричневой глазурью с добавлением окиси марганца, ярко-зелёной с окисью меди, густо-жёлтой с окисью железа и реже синей кобальтовой. При обжиге крупинки глазури плавились неравномерно, живописно растекаясь.
Изделия представляют собой кувшины, подсвечники, квасники, кумганы, оправы для каминных часов и декоративную скульптуру малых форм (драконы, кентавры, сказочные львы, фигуры рыб, птиц и домашних животных). Особым был образ птицы Скопы, от имени которой и произошло название города.
Резьба по дереву, камню, кости, бересте
27. Абрамцево-кудринская резьба. Усадьба Абрамцево, Кудрино. Сергиево-Посадский район. Сейчас в Хотьково фабрика. Основал Мамонтов с художниками, местные крестьяне переняли. Ворносковский стиль особо выделился.
28. Тобольская резная кость. Г. Тобольск, фабрика, где все вручную. Вместо мамонтовой кости искусственная - цевка.
29. Уральская резьба по камню. Все дореволюционные крупные города Урала. В расцвете, даже частное производство во многих селах. К XIX веку сложился определённый стиль Уральской резьбы по камню, появляется постоянный канон по изготовлению элементов в композициях. Например листья и корешки делались из змеевика, златоустовской яшмы, офита, реже - из малахита. Каждой ягоде соответствовал свой камень. В конце XIX-XX вв. и XXI веке одним из самых популярных сюжетов становятся Уральские народные сказы П. П. Бажова. По его сюжетам изготавливаются изделия из малахита с использованием металлов (чаще всего позолоченной бронзы) и россыпи различных полудрагоценных камней-самоцветов. Самые популярные из них - Хозяйка Медной горы, Данила-мастер за работой.

30. Шемогодская резьба. Шемогодская волость Великоустюгский уезд Вологодской губернии. Есть комбинат и музей в Великом Устюге. Орнаменты шемогодских резчиков, называемые «Берестяным кружевом». Узор шемогодской резьбы состоит, как правило, из стелющегося стебля с удлинёнными листьями и спиралевидно закрученными ветками. На их кончиках - круглые розетки, ягодки, трилистники. Часто в растительные орнаменты мастера вводили геометрические узоры из кругов, ромбов - «пряников», овалов, сегментов. Композицию строили по принципу чёткой симметрии. Завершали рисунок каймой из листьев, треугольников, волнистых линей, сеточки. В этот орнамент могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда - даже сцены гуляния в саду и чаепития. Другой характерной особенностью данной резьбы являются рамочки с геометрическим орнаментом, окружающие рисунок
Изделия из металла
31. Скань, филигрань, зернь. Нет определенного места. На Руси известен с 9 века! Вид ювелирной техники по металлу. Ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

32. Мороз по жести. Великий Устюг. Утрачено. Обработка жести. Тонкий лист жести обрабатывался таким образом, что на его поверхности образовывался прочный цветочный рисунок, сходный с тем, которым «расписывает» мороз окна зимой. Рисунок обладал различными оттенками - золотыми, оранжевыми с перламутровыми переливами, серебристыми и малахитовыми. Такой жестью обивались декоративные шкатулки, сундучки с секретом, иногда в сочетании с просечным железом.

33. Великоустюжское чернение по серебру. Великий Устюг, Вологодская область. Серебряные изделия. Устюгское чернение всегда довольно ощутимо отличается от работ московских и петербургских мастеров: большой вес имеет сюжетная гравюра; рисунок весьма насыщенный, с гораздо более густым цветом. Выполненный штрихами фон образует своего рода сетку. Часто изображение дополняется резными или чеканными деталями. В большинстве случаев изображается общий абрис объекта, без мелкой детализации.
34. Каслинское литье. Г. Касли Челябинская область. Изделия из чугуна. Традиции каслинского литья (графическая чёткость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов, покрытие готовых изделий черной краской особого рецепта - голландская сажа) сложились в XIX веке.

Изделия из хрусталя
35. Гусевский хрусталь. Г. Гусь Хрустальный, Владимирская обл. Музей, фабрика и колледж есть. Там росписи Васнецова. Открыт снова с 2013 года. Сосредоточен на индивидуальных заказах. В упадке.
36. Дятьковский хрусталь. Г. Дятьково, Брянская обл. Сосредоточен на индивидуальных заказах. В упадке. Музей колледж и фабрика.
37. Первомайский хрусталь. Пос. Первомайское (Никольское), Смоленская обл. Изделия из хрусталя В 2013 году изделия завода признаны образцами народно-художественного промысла.
Вышивка, шитье и т.д.
38. Ведновская строчка . С. Ведное,Ремешковский район, Тверская губ. Ныне без места. Отличается применением мелкой клетки. Основной цвет - белый, иногда с цветной обводной тканью, с преобладанием настила, сочетающегося с мережками. Самые известные ведновские мережки - «жучок», «столбик», «снопик», «козлик»
39. Вологодское кружево. Вологда и область. Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой, «вилюшкой»; они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток
40. Вятское (кукарское) кружево . Центр в г.Советское (бывш. Кукарка) Кировская обл. Только частные артели ныне. Традиционные парные мерные кружева Кировской области очень разнообразны в применении насновок (элемент кружева), простых сеток, в них часто встречаются ромбические мотивы и угловатые зигзагообразные полосы. Особую узорность им придают плетешки с воздушными петельками. В сцепных кружевах центральные решетки бывают иногда активнее орнамента края. Звездчатые, острозубчатые формы характерны для кировского сцепного кружева, крупных и средних штучных предметов. Преобладают сложноузорчатые динамичные цветочные и лиственные орнаменты, декоративная выразительность которых во многом создается разной плотностью плетения частей каждого элемента.
41. Елецкое кружево. Г. Елец, Липецкая обл. Фабрика и частное производство. Расцвет! Елецкие кружева более тонкие и лёгкие, чем вологодские.

42. Кадомский вениз. Пос. Кадом Рязанской обл. Ныне фабрика. Вид русской игольчатой вышивки белым по белому, совмещённой с кружевом. На швейной машинке делаются валики, а затем вручную вырезаются бриды, стягивающие валики. На этих бридах ведётся плетение кружева. В этом главное отличие от плетения на коклюшках.

43. Мценское кружево . Г. Мценск, Орловская обл. Музей и ателье. Открыта школа кружевниц. Отличительной особенностью является использование геометрических мотивов. По сравнению с вологодским кружевом, узор в нём менее плотный и насыщенный, фоновых решеток почти не используется, поэтому узор получается более воздушным.
44. Оренбургский платок . Оренбургская область. Фабрика и частное Вышивка Три вида: шаль, паутинка и палантин. Паутинка и палантин - это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение.
45. Орловский спис . Орловская область. Отдельной фабрики нет. Спис включает в себя сочетание «набора» и «росписи». Контуры композиции очерчены «тамбурным швом».
Преобладающий цвет - красный и его оттенки, достигаемые за счет плотности настила различных «бранок» - узорных заполнений внутри контура. Также добавлялся синий, а позднее (XX век) - чёрный, жёлтый, зелёный цвета.
Характерными особенностями орловского списа являются необычные очертания рисунка и большое разнообразие бранок: «стожок», «вороний глазок», «сумка с кочергой», «волна», «дробнушки», «сосна», «подковка» и др.
46. Павловопосадские набивные платки . Г. Павловский Посад, МО. Фабрика.
На подъеме, большой ассортимент, много магазинов. Рисунок павловопосадских платков развивался от стандартных образцов, характерных для тканей московского региона и восходящих к восточным шалям («турецкий узор»).
В 1870-х годах возникла тенденция к расширению ассортимента платков с натуралистическими цветочными мотивами. Предпочтение отдавалось садовым цветам, прежде всего, розам и георгинам.
В конце XIX - начале XX века происходит окончательное оформление стиля: объемное изображение цветов, собранных в букеты, гирлянды или разбросанных по полю платка на чёрном или красном фоне, иногда с добавлением орнамента и стилизованных растительных элементов. Платки выполнялись из полупрозрачной или плотной шерстяной ткани.

47. Торжокское золотое шитье. Г. Торжок, Тверская область. Училище, фабрика. Ныне эмблемы для армии и церковных облачений. В XIX веке для плотных тканей применялся, в основном, «кованый шов» и шов «в прикреп» по настилу. Наиболее характерными были растительные узоры, основным мотивом которых была ветка розы с цветами, бутонами и листьями, дополненные завитками, усиками, блёстками, которые смягчали переход от рельефного орнамента к фону. В конце 1940-х - начале 1950-х годов в растительные узоры стали вводить также элементы советской символики - звёзды, серп и молот.

Народные промыслы - это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.
Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале мы собрали самые яркие и известные из них.

Всякая работа мастера хвалит – с этим трудно не согласится, глядя на «брендовые» вещи русских мастеров, которые пришлись по душе не только на Родине, но и полюбились далеко за ее пределами…

Дымковская игрушка

Яркая и нарядная дымковская игрушка стала символом Вятской земли. Это один из старейших русских промыслов, которым вятские мастера занимаются на протяжении вот уже 400 лет. Появление игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, когда из рук женщин слободы Дымково выходили глиняные свистульки в виде барашков, коняшек, козлов или уточек.
В 30-е годы XX века появилось не только большое количество вариаций весенней игрушки на тему бытовых и сказочных сюжетов, но и было разработано много новых орнаментов и цветовых сочетаний. Каждая игрушка – уникальна и единственна, ведь она лепится и расписывается мастером каждый раз заново. При этом в мире аналогов этого глиняного чуда нет.

Оренбургский платок

Эта непревзойденная вещь вяжется из козьего пуха и хлопчато-бумажных, шелковых или других нитей, которые составляют его основу. Вязать из пуха в Оренбурге начали еще в XVIII веке. За границей впервые Оренбургский пуховый платок был представлен в 1857 году на Парижской международной выставке. Красота и изящество покорили европейскую публику. Эти платки - такая же неотъемлемая часть исконно русского гардероба, как и шапки ушанки. Шапки ушанки испокон веков носили на Руси и сегодня этот головной убор не теряет своей актуальности.

Французы в XVIII-XIX веке десятками тысяч пудов импортировали оренбургский пух, который ставился выше кашмирского. Шаль, «паутинка» и палантин – три главные разновидного оренбургского платка. Главные критерии качества – платок должен проходить через кольцо и помещаться в гусином яйце. Лучшие «паутинки» сегодня вяжут в селах Шишма и Желтое Саракташского района.

Жостовская роспись

В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас - Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.

Городецкая роспись

Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.

Гусевской хрусталь

Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.

Уральский малахит

Несмотря на то, что малахит добывают не только на Урале, этот зеленый минерал с неповторимым узором считается «русским» камнем, потому что именно уральский малахит превосходит остальные по своему великолепию: «на поверхности, как бархат, а в изломе, как атлас». С Урала же пошла и общепринятая во всем мире техника обработки камня, называемая «русская мозаика». Любили презентовать малахитовые изделия и русские цари. Так, Александр I подарил Наполеону стол, вазу и канделябр, изготовлныее из малахита. К сожалению, сегодня на Урале почти не осталось истинных мастеров, способных творить шедевры, подобные вазам Гальберга и Штакеншнейдера, столешницам Монферрана или малахитовым колоннам Брюллова.

Матрешка

Круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.
Сейчас матрешка - не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов.

Тульский самовар

В 60-е годы XVIII века оружейник Федор Лисицын решил организовать в Туле предприятие по выпуску кастрюль и «приборов для нагревания воды». Вскоре ни одна ярмарка не проходит без участия этого изделия тульских мастеров. По Оке «пузатые красавцы» разъезжались во всей России. Интересно, что цена на изделие определялась по его весу. Невзирая на разнообразие форм и оформления, любой самовар имел одинаковое устройство – стенки поддона, кувшин, кран, ручки. Нередко в изготовлении самовара участвовала вся семья – таким образом старшие мастера передавали свой опыт и умения младшим.
В 1829 году на петербургской выставке тульский был удостоен малой серебряной медали. Сегодня тульские самовары не только непременный атрибут русского чаепития, но и подлинные произведения искусства, прославившие Тулу не только в родной стране, но и далеко за ее пределами.

Шемогодская прорезная береста

Необыкновенной теплотой наполнены изделия из бересты мастеров Вологодчины. Популярность бересты у наших предков не случайна – это очень легкий, долговечный и прочный материал. Из бересты изготавливали посуду, корзинки, туеса, короба, украшения, одежду и обувь. Наибольшую популярность получила шемогодская прорезная береста, получившая свое название от речки Шемоксы, что течет ниже Великого Устюга Вологодской губернии. Ажурность растительного орнамента, затейливо переплетенные стебли, цветы, листья и ягоды – это делает традиционный узор великоустюгского берестяного кружева неподражаемым.

Хохломская роспись

Вероятно, хохломская роспись появилась в XVII веке в деревне Хохлома, на левом берегу Волги. Однако есть большие количество и других версий появления этого старинного народного промысла. Традиционные сочные ягоды рябины в золоченым листьях на черном фоне вряд ли могут оставить равнодушными. Позднее с растительным орнаментами было добавлено изображение птиц, рыб и зверей. Этот вид декоративной росписи применялся для оформления посуды и мебели. Чашки, миски, бочата, ну и, конечно, деревянные ложки – вот лишь малая часть ассортимента с хохломской росписью.
Хохломские изделия ценят не только за красоту, но и за удивительную практичность. В такой посуде можно и окрошку подать и чай поднести, и не волноваться, что поблекнут краски или потрескается лак. Сегодня родиной хохломы считается нижегородский поселок Ковернино. Хохломская роспись – уникальное явление не только для России, но и для всего мирового искусства

Тульский пряник

Тульский пряник - русский деликатес. Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие - ни веселое, ни грустное. Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придается прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом.

Гжель

Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускать полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет - синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.

Павлово-посадские шали

Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.
Сейчас оргинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу.

Вологодское кружево

Вологодское кружево плетется на деревянных палочках, коклюшках. Все изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой. Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных элементами в виде звёздочек и розеток.

Финифть

Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду - не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области.
Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.

Палехские шкатулки

Небольшой городок в Ивановской области Палех с давних времен славился иконописным промыслом. Еще со времен татаро-монгольского ига большим спросом пользовались маленькие иконки «писанки», которые можно было легко спрятать. В середине XVII века палехские работы дошли до Москвы, и мастеров стали приглашать на работу – Грановитая палата в Кремле, Троице-Сергиева лавра, Новодевичий монастырь были украшены палехскими иконами. В XX веке палехские мастера вынуждены изменить сюжетную направленность свои работ – сказки Пушкин, сценки из деревенского быта, революционные мотивы. В это время создается артель, которая переносит лаковую живопись на папье-маше. Изысканные работы палехских мастеров – портсигары и броши, коробочки и записные книжки, ларцы и знаменитые шкатулки – становятся известны во всем мире.

Народные промыслы дошли до нас с давних времён – роспись, резьба, кружево, однако есть и новые народные промыслы. Чаще всего они начинались с крестьянского бытового искусства.

Художественная роспись в России

Деревянные, металлические изделия, детские игрушки и мебель расписывали на Руси испокон веков. Технология в различных регионах страны значительно отличалась друг от друга. Далее подробно о самых известных видах росписи.

Городецкая роспись

Городецкая роспись зародилась в Поволжье, в деревнях Нижегородской губернии. Они были расположены неподалёку от крупного села под названием Городец. Там проходили ярмарки, на которых торговали изделиями мастеров. Отсюда и появилось название – Городецкая роспись.

Полховско-Майданская роспись

Место рождения Полховско-Майданской росписи – юг Нижегородской области. Там, в селе Полховский Майдан, посёлке Вознесенское и деревне Крутец находится центр этой росписи. Возникла она всего сто лет назад на базе развитого в тех местах токарного промысла. Мастера расписывали матрёшек, детские игрушки, грибы, пасхальные яйца, при этом использовали только четыре цвета – зелёный, синий, жёлтый и красный.


Палехская роспись

Палехская роспись появилась совсем недавно – уже в советское время, однако, корни этой росписи уходят в древность. Благодаря уникальному ремеслу, село Палех Ивановской области стало известно во всей России. Известно о палехской росписи, палехской миниатюре, палехской иконописи. Особенность росписи в том, что художники создают не просто орнаменты, а вырисовывают целые сюжеты, композиции с мельчайшими деталями.


Роспись Жостово

Жостовская роспись – это лаковая роспись на подносах, которая появилась в тысяча восемьсот двадцать пятом году. Такие подносы делают на фабрике в селе Жостово и в городе Нижний Тагил. Главное отличие этого промысла – обилие красок, несравнимые ни с чем тона, реалистичность всех элементов.


Гжель

Гжельская роспись, как понятно из названия, возникла в городе Гжель. Её узоры – это преимущественно цветочные узоры и простые геометрические орнаменты, выполненные кобальтовой ярко-синей краской на белоснежном фоне. Город Гжель – центр производства изделий из керамики. Во многом это и стало причиной появления своей неповторимой росписи в этом городе. Гжельский художественный промысел не молод, корни его уходят в четырнадцатый век. Именно тогда открыли Кудиновское месторождение глины.


Русские ремесла, ставшие промыслами

Порой промыслами становились русские ремёсла. Они возникали, когда изделия народного ремесла ставили на поток. Известно об изготовлении из глины игрушек, об особенной резьбе по дереву, о кружевном мастерстве и так далее.

Дымковская игрушка

Рядом с городом Вятка была слобода Дымково, сейчас - это один из районов города. В слободе Дымково в девятнадцатом веке появились расписанные керамические игрушки для детей. Залежи глины и песка в тех местах стали причиной изготовления мастерами глиняных кувшинов и крынок. На потеху детям изготавливали яркие весёлые игрушки. Лепкой и росписью игрушек занимались исключительно женщины либо дети. Узор на дымковской игрушке всегда геометрический, состоящий из кругов, полос, клеток. Кроме своеобразной росписи игрушка выделяется тем, что её отделывают золотом.


Филимоновская игрушка

Производство филимоновских игрушек возникло на базе производства посуды из глины, залегающей вблизи села Филимоново. Эти игрушки – разнообразные свистульки. Отличительная особенность – удлинённая форма изделий, что связано с особенностями местной глины. Роспись свистулек по сей день ведут только гусиным пером.


Абрамцево-Кудринская резьба

Резьба, ставшая промыслом, появилась в усадьбе Абрамцево, недалеко от Москвы в девятнадцатом веке. Её название – Абрамцево-Кудринская резьба. Резчики учились и работали в столярно-резчицкой мастерской, там же им преподавали живопись и рисунок. Так небольшая мастерская стала основой будущего промысла, отличающегося своеобразным стилем резьбы.


Вятские кружева

О вятских кружевах известно с восемнадцатого века. Во второй половине девятнадцатого века в Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Многие годы в тех местах действовала кружевная фабрика, однако в начале девяностых годов её закрыли. Кружевницы сохранили своё уникальное мастерство, традиции и технологию промысла. Они радуют новыми изделиями, объединившись в артели либо небольшие предприятия.

Новые народные промыслы

Не все народные промыслы имеют богатую историю. Некоторые появились совсем недавно. Что это за промыслы, узнаем далее.

Роспись ёлочных игрушек

Роспись ёлочных изделий как промысел возник в девятнадцатом веке в деревне Данилово. Там же игрушки и изготавливали. Занимались этим крестьяне на дому, используя для выдувания нехитрые горелки. Спрос на такие игрушки рос, увеличивалось и число мастеров-одиночек. Вскоре некоторыми хозяевами на дому были организованы небольшие производства с наёмными работниками.

Фабрика «Ариель»

Самой старой фабрикой в России, занимающейся изготовлением новогодних игрушек, является фабрика «Ариель». Она находится в Нижнем Новгороде. Несмотря на меняющуюся с годами моду, на фабрике не изменяют традиции изготовления игрушек ручной работы. Рядом с фабрикой находится музей ёлочных игрушек и магазин. Золотая хохлома, пожалуй, самый известный российский народный промысел

Все предметы нарядные и красочные. Отличительная особенность росписи – это наличие золотого фона, либо золотого орнамента. Свои рисунки мастера во время росписи придумывают на ходу, это всегда импровизация при выполнении правил хохломской росписи. Простую деревянную вещь мастер превращает в произведение народного искусства. Такой утварью до сих пор пользуются хозяйки. Ее же выставляют в музеях. На сайте сайт есть о самых больших музеях в мире.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен