Ручная фокусировка на фотоаппарате сони ilce 3000. Чистая экономия

Компания Пентакс выпустила новый фотоаппарат — PENTAX K-5 II. Восемнадцатого сентября новинка попала на американские рынки. В России новая «фотомодель» ожидается к началу ноября. Камера пришла на смену фотоаппарата PENTAX K-5, выпущенного осенью 2010 года.Основным отличием PENTAX K-5 II от предыдущей модели стала новая система автофокусировки.

Камера оснащена модулем автофокуса SAFOX X, который благодаря высокочувствительным датчикам способен работать практически при любом освещении — от -3 EV до +18 EV. Очень часто света бывает совсем мало, немного реже – слишком много. И в том и в другом случае новая система автофокуса от PENTAX хорошо справляется с окружающими условиями. К тому же система оснащена функцией автоматического расширения выбранной зоны автофокусировки, которая за счёт накопления информации о дистанции до объекта позволяет снимаемому быть в фокусе даже за пределами первоначальной зоны фокусировки. Ничего подобного в предыдущей модели не было.

Разрешение сенсора фотоаппарата — 16,28 млн. мегапикселей. Достаточно стандартные показатели для камер подобного уровня. По показателям разрешения K-5 II ничем не отличается от K-5. Глубина резкости – 8 бит для JPEG и 14 – для файлов формата RAW. В предыдущей модели – те же показатели. Диапазон чувствительности достаточно внушителен — от 100 единиц ISO до 12800. Значения, при соответствующей поправке, могут быть увеличены до диапазона ISO 80 до ISO 51200. По диапазону чувствительности две модели PENTAX ничем не отличаются. Рабочий предел при этом, как и в K-5, видимо, является ISO 1600. При этом диапазоне шумы не так сильно заметны, хотя чем выше чувствительность, тем их становится всё больше. При недостаточном освещении количество шумов увеличивается в разы, поэтому без штатива и вспышки никак не обойтись.

Оснащён PENTAX K-5 II оптическим видоискателем на основе стеклянной пентапризмы. Покрытие кадра – стопроцентное. В видоискателе могут быть применены сменные матированные фокусировочные экраны Natural-Bright-Matte III. Использование подобных экранов во многом облегчает фокусировку. Особенно, когда речь идёт о ручной фокусировке. Экран также даёт чёткую и яркую картинку в видоискателе, что помогает не отвлекаться и ясно видеть перед собой возможную фотографию. К тому же PENTAX вкладывает в комплект поставки экран с метками автофокуса.

В управлении экспозицией модели располагают сходными значениями. Система замера – TTL замер при полностью открытой диафрагме. Количество сегментов экспозамера – 77. Три основные режима замера экспозиции – 1. многосегментный экспонометрический замер, 2. центрально-взвешанный, 3. точечный. Одиннадцать экспорежимов – зелёный, программный, гиперпрограммный, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, приоритет чувствительности, ручной, гиперручной, ручная выдержка, выдержка синхронизации со вспышкой и сохранение настроек в пользовательском режиме USER. Возможна экспокоррекция +-5 EV (с шагом 0.3EV). Автобрекетинг по экспозиции – 2,3, 5 кадров в диапазоне ±5EV. Три параметра оптимизации динамического диапазона – автоматическая коррекция пересвеченных участков, настраиваемая коррекция теней и режим HDR, в котором возможно объединение 3-х кадров с разной экспозицией. Также возможно совмещение кадров, съёмка которых производилась без штатива.

Основное отличие камер – в системе автофокусировки . У K-5 — SAFOX IX. У K-5 II – более точная SAFOX X AF. Хотя по параметрам зон автофокусировки камеры абсолютно идентичны – у обеих 11 зон. Обе модели имеют 9 центральных датчиков. Режимы фокусировки также совпадают — однокадровый автофокус, следящий, ручной, произвольный выбор зоны фокусировки пользователем, фокусировка по 5-ти центральным точкам, автофокус с приоритетом резкости лица (работает в режиме Live View) и кратковременная подсветка выбранной точки фокусировки. Измерительный диапазон в новой модели за счёт более совершенной системы фокусировки – шире. В PENTAX K-5 — EV-1- EV18. В модели K-5 II — EV-3- EV18. Но в K-5 II добавлена дополнительная возможность – индикация «объект в фокусе» во время ручной фокусировки. Весьма полезная вещь, стоит признать. Ведь очень часто коррекция видоискателя в соответствии со зрением фотографа не всегда соответствует идеалу.

Обе модели имеют встроенную систему стабилизации изображения (Shake Reduction), применимую как для фото, так и для видео. Эта деталь выгодно отличает модели Pentax от соответствующих камер других производителей. Хотя не всё тут так просто – одновременно с выполнением своей основной функции – компенсации дрожания камеры – стабилизатор может выдавать всевозможные лишние детали и объекты.
И K-5 II, и K-5 имеют встроенную вспышку P-TTL, работающую в следующих режимах – принудительное включение с и без коррекции «красных глаз», синхронизация на длительных значениях выдержек (опять-таки с и без коррекции «красных глаз»), синхронизация на длительных выдержках по второй шторке и управление внешней вспышкой в режиме беспроводной синхронизации. Внешняя вспышка может прикрепляться либо через «горячий башмак», либо через разъём Х, предназначенный для несогласованных студийных вспышек. Выдержка синхронизации для внешней вспышки – 1/180 секунд.

Режимы съёмки в обеих камерах – однокадровый, непрерывная съёмка, съёмка с предварительным подъёмом зеркала, серийная съёмка с ПДУ, съёмка с ПДУ с задержкой в 3 секунды, автоспуск с задержкой в 12 секунд и в 2 секунды. Параметры скорострельности практически одинаковы – в режиме HI камеры могут выдавать до семи кадров в секунду. В JPEG непрерывно – 30 кадров, в RAW – 20. В медленном режиме LO – 1,6 кадров в секунду. В JPEG – практически без ограничения (до окончания свободного места на карте). Отличия между камерами – только для формата RAW. K-5 — 10 кадров непрерывно, в K-5 II — в четыре раза больше – 40 кадров.

Такими же, как и в предыдущей модели, в K-5 II остались тринадцать режимов баланса белого и предустановки при съёмке. К цифровым фильтрам, помимо камеры-редактора, ретро, высокого контраста, выделения цвета (красный, зеленый, синий), Soft, лучиков, fish-eye и пользовательского настраиваемого фильтра, прибавился цветной, в котором возможен выбор из шести оттенков. Цифровые фильтры при воспроизведении также немного расширены. К фильтрам – ретро, высокий контраст, акварель, пастель, миниатюра, настройка базовых параметров, монохромный, цветной, лучики, fish-eye и HDR – добавлены toy-камера, скетч-фильтр, постеризация и slim.

Обе камеры располагают функцией записи видео. Обе модели могут создавать столь популярное сейчас Full HD с разрешением 1920 x 1080 пикселей (пропорции сторон кадра – 16:9) и скоростью записи в 25 кадров в секунду. Но в новой модели добавлена возможность ручного управления настройками, чего так не хватало в K-5, так отдаляло эту модель от профессиональной техники. В K-5 II возможно управление экспорежимами. Доступны следующие режимы — программный (Р) и режим приоритета диафрагмы (AV). Возможен также выбор уровня качества видео – наилучший, повышенный и хороший. Новая камера предоставляет возможность применения цифровых фильтров. В отношении звука – к фотоаппарату может быть подключён внешний стереофонный микрофон. Так же, как и в предыдущей модели, имеется автофокус.

Разрешение, даваемое обеими моделями – одинаково. Для фото – в формате JPEG: 4928 х 3264, 3936 х 2624, 3072 x 2048; 1728 x 1152. В формате RAW: 4928 х 3264 пикселей. Разрешение видео — full HD (16:9, 1960×1080, 25 к/с); HD (16:9, 1280×720, 30 к/с и 25 к/с); VGA (4:3, 30 к/с и 25 к/с).

Камеры оснащены байонетом KAF2. Объективы, которые могут быть применены и для PENTAX K-5 II. и для K-5 – КА, KAF, KAF2, KAF3. С ограничением могут применяться объективы с байонетом K, а также резьбовые объективы M42, подсоединяемые через адаптер и объективы системы PENTAX 67, 645.

В PENTAX K-5 II к 3-дюймовому низкотемпературному ЖК монитору с разрешением в 921000 пикселей, который присутствовал и в K-5, добавлены внешнее антибликовое покрытие и специальное антибликовое покрытие между внешним стеклом и монитором, а также закалённое стекло особой прочности, защищающее монитор.

Интересное дополнение в обеих камерах – это так называемые «дополнительные возможности». Кроме общих стандартных, присутствует работа с опциональным модулем GPS, в задачи которой входит цифровой компас, запись в метаданные сведений о координатах места съемки, навигация (указание направление и расстояние до цели назначения) и функция ведения для съемки астрономических объектов. Камеры помимо этого могут и самозащищать авторские права своего хозяина, производя запись в EXIF-данные имени фотографа и запись в EXIF-данные имени правообладателя.

К компьютеру оба фотоаппарата могут подключаться через USB 2.0. Немного устаревающий интерфейс, конечно. Хотя бы K-5 II мог бы быть доработан в этом плане и предоставить выход через USB 3.0. Аудиовыход у камер — PAL/NTSC с монозвуком, micro-HDMI и mini-jack (3,5 мм) для внешнего стереомикрофона.

Батареи к камерам, предоставляемые в комплекте — литий-ионный аккумулятор D-LI90. Отдельно можно купить батарейный блок D-BG4. Аккумулятора хватает на 980 кадров при температуре окружающей среды 23°С и без использования вспышки. С использованием вспышки – приблизительно на 740 кадров.

Габариты K-5 II — 131 мм (ширина) x 97 мм (высота) x 72,5 мм (глубина). Точно такие же, как и в K-5. По весу новая модель немного тяжелее – 760 гр. с аккумулятором и картой памяти. Без таковых – 680 гр. У K-5 – 740 и 660 гр.

Наряду с PENTAX K-5 II компания представит и ещё один вариант — PENTAX K-5 IIs. Основное отличие этого варианта – в отсутствии сглаживающего фильтра.

Предполагаемая цена (body) – K-5 II — $1200. K-5 IIs — немного выше – $1300.

Pentax K-5 при весьма демократичной цене по многим параметрам оказалась лучше прямых конкурентов от лидеров сегмента — Canon и Nikon. Но оппоненты уже успели обновить модельный ряд, так что Pentax тоже нельзя было мешкать. Понятно, что на рынке есть модели и постарше, например Nikon D90, которая всё ещё доступна в продаже, но и она продаётся параллельно с обновлёнными версиями.

Что касается Pentax K-5 II, то при просмотре заявленных характеристик обновления как-то не бросаются в глаза — расширен диапазон уровня чувствительности, установлен новый модуль фокусировки, который, по заверениям производителя, стал гораздо чувствительнее — он, дескать, корректно работает даже при съёмках с низким уровнем освещения. Немного изменён дисплей, а также слегка увеличена скорость серийной съёмки. Вот, собственно, и все новшества, которые сразу бросаются в глаза.

⇡ Технические характеристики, заявленные производителем

Pentax K-5 II
Матрица КМОП-матрица с первичным цветовым фильтром 23,7x15,6 мм (размер APS-C)
Пикселей (всего) 16,93 млн
Количество эффективных пикселей 16,3 млн
Формат фото RAW, JPEG
(DCF Ver.2.0, Exif Ver.2.3, MPF Baseline), DPOF-совместимый
Формат видео AVI, Motion JPEG со звуком
Формат звука AAC
Разрешение снимков JPEG: 16M (4928x3264), 10M (3936x2624), 6M (3072x2048), 2M (1728x1152) пикселей
RAW: 16M (4928x3264)
Разрешение видео Full HD (1920x1080, 16:9, 25 к/с)
HD (1280x720, 16:9, 30/25 к/с)
VGA (640x480, 4:3, 30/25 к/с)
Конструкция объектива Байонет KAF2
Совместимость: КА, KAF, KAF2, KAF3
С ограничениями совместимы объективы с байонетом K, резьбовые M42 через адаптер, объективы системы PENTAX 67, 645 через адаптер
Режимы фокусировки Однокадровый автофокус, следящий, ручной, произвольный выбор зоны фокусировки пользователем, фокусировка по 5 центральным точкам, режим точечной фокусировки, кратковременная подсветка выбранной точки фокусировки в видоискателе
Зоны фокусировки 11 зон фокусировки, 9 крестообразных датчиков
Экспозамер 77-зональный оценочный
Экспонометрия: многозонная, центровзвешенная, точечная
Компенсация экспозиции От -5 EV до +5 EV с шагом 1/3 и 1/2 EV
Диапазон выдержек, с 1/8000 — 30 и длительная
Баланс белого Авторежим, дневной свет, тень, облачная погода, лампа накаливания, люминесцентное освещение (L, W, N, D), вспышка, ручной режим, установка цветовой температуры
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте 80-12 800 (расширенный диапазон до 51 200)
Таймер спуска, с 10 / 2
Ведущее число вспышки 12 при ISO 100, 16 при ISO 200
Режимы работы вспышки P-TTL, коррекция эффекта «красных глаз», синхронизация на длительных выдержках, синхронизация по второй шторке. Высокоскоростная синхронизация и беспроводная синхронизация с внешними вспышками PENTAX FGZ
Микрофон Моно
Динамик Моно
Дисплей 3-дюймовый, 921 000 точек
Встроенная флеш-память Нет
Носители данных SD, SDHC, SDX
Источник питания Литий-ионный аккумулятор D-Li90 14 Вт*ч, возможность использования элементов питания AA/LR6
Габариты, мм 97x131x72,5
Масса, грамм 760 (с аккумулятором и картой памяти)
680 (без учёта аксессуаров)

⇡ Комплект поставки и опции

К нам на тестирование камера попала в пакете, а предоставленный комплект состоял лишь из наглазника, защищённого объектива 18-55 mm 1:3.5-5.6, аккумулятора и зарядного устройства. Согласно информации на сайте производителя, комплект поставки Pentax K-5 II включает кабель AV, литий-ионный аккумулятор D-LI90, зарядное устройство D-BC90, кабель AC, ремень, наглазник, крышку на видоискатель, заглушки на крепление «горячий башмак», байонет, синхроконтакт 2P и для контактов батарейного блока, диск с программным обеспечением, русскоязычную инструкцию по эксплуатации и фирменный гарантийный талон.

Опционально доступны лишь защищённый пульт дистанционного управления и вертикальная батарейная рукоятка D-BG4, которая также подходит и для K-5 первого поколения и K-7.

Раздел поддержки на сайте производителя позволяет скачать только обновления пакетов Digital Camera Utility 4 и Silkypix Developer Studio, поэтому диск из комплекта поставки с программным обеспечением стоит беречь как зеницу ока.

⇡ Внешний вид и удобство использования

Внешне камера практически не отличается от предшественницы, и если убрать надпись K-5 II, то отличия обнаружит только владелец камеры первого поколения. Заметное изменение фактически лишь одно — иная защита дисплея, которая в новинке посажена чуть глубже и не накрывает логотип производителя. Вот, собственно, и всё. Как и у предка, внешние элементы корпуса K-5 II изготовлены из магниевого сплава, а шасси — из нержавеющей стали. Корпус оснащён 77 прокладками, которые защищают камеру от попадания влаги, пыли или песка. Производитель особо акцентирует внимание на защитных свойствах, указывая на возможность работы в суровых условиях, а также при температуре до -10 градусов Цельсия. В руке средних размеров камера лежит как влитая, поэтому ей не страшно пользоваться даже без страховки в виде крепёжного ремня. Бродить по меню и изменять практически все параметры можно, даже работая с камерой одной рукой, и исключением тут является только указание режима экспозамера и автофокуса, а выбор режимов съёмки на диске. В общем, как и прежде, камера чрезвычайно удобна, что и не удивительно, ведь все органы управления остались прежними.


В передней части камеры расположены байонет, приёмник сигналов ИК-пульта ДУ, лампа подсветки автофокуса, фронтальный диск управления и клавиша просмотра глубины резкости.

Сзади находятся дисплей, видоискатель, клавиши перехода в режим просмотра и удаления. Правее экрана расположена основная панель управления, состоящая из вращающегося диска, клавиши блокировки экспозиции, стандартной для камер Pentax «зелёной клавиши», переключателя зон фокусировки с клавишей фокусировки по центру, а также кнопок перехода в режим LiveView, смены режима отображения, входа в основное меню и пяти навигационных многофункциональных клавиш, объединённых в схематическое кольцо. Тут же находится тыльный приёмник ИК-сигналов пульта ДУ.

Сверху находится подъёмная вспышка с микрофоном и «горячим башмаком» в основании, левее вспышки расположен диск выбора режимов, дополненный переключателем режимов экспозамера, а правее — клавиша спуска затвора с рычажком питания, кнопки введения экспокоррекции и выбора уровня чувствительности, а также сегментный дисплей с регулируемой яркостью зелёной подсветки (два уровня и полное отключение).

Снизу находятся разъём установки на штатив, отсек для элементов питания, оснащённый двойным замком, а также резиновая заглушка, под которой скрыты контакты подключения батарейного блока.

Правая боковая поверхность довольно загруженная. Сюда инженеры поместили механическую клавишу замка вспышки, переключатель режимов работы фокусировки, клавишу выбора формата сохранения, а также синхроразъём, скрытый ввинчивающейся заглушкой. К слову, выкрутить эту крышку — та ещё морока, но если учесть то, что необходимость в синхроразъёме возникает только при работе со стационарными вспышками, то сложность изъятия крышки скорее даже плюс. Кроме того, справа находятся две резиновые заглушки, одна из которых скрывает разъём подключения внешнего микрофона, а вторая — разъёмы подключения HDMI- и USB/AV-кабелей и внешнего источника питания.


Слева расположена крышка, скрывающая отсек установки карт памяти, а также резиновая заглушка, под которой находится разъём подключения проводного пульта ДУ. Собственно, тут видна небольшая недоработка сайта производителя — порт подключения пульта ДУ есть, а в списке доступных опций он не заявлен.

От маленького предприятия по полировке стекла для очков до одного из крупных фотопроизводителей страны лежит длинная и долгая дорога. К примеру, для этого необходимо найти компромис и поработать на военную промышленность.

В будущем это все равно принесет свои плоды и позволит внедрить полученные знания в новые устройства. Правда, получив рынок, его так же легко потерять. Если вы не верите, почитайте наш . А мы пока поговорим о герое сегодняшнего обзора – Pentax K5-II.

Видео-обзор Pentax K-5 II:

Внешний вид

С первого взгляда понимаешь, что эта зеркалка немного отличается от того, что можно было видеть у конкурентов. В первую очередь бросаются в глаза размеры – она очень компактна, настолько, что я легко носил ее в кармане куртки с блинчиком в комплекте и не ощущал никакого дискомфорта.

В руку камера ложится круто и прочно, никакого неудобства не возникало даже с моими немаленькими ладонями.

Передняя сторона органами управления не изобилует. На правой части расположена удобная выступающая рукоятка. На ней – колесо изменения параметров и кнопка спуска затвора, обрамленная колесом включения/выключения устройства. По центру – байонет, внизу справа – кнопка отсоединения объектива. На левой части тушки – рычаг переключения между режимами автофокусировки, клавиша RAW/FX, которая выполняет роль функциональной, гнездо для проводной синхронизации со вспышкой и кнопка открытия встроенной вспышки.

Верхняя грань типична для большинства современных зеркальных камер. Слева – колесо изменения режимов с блокировочной кнопкой, под ним – рычаг выбора режима экспозамера. Помимо привычных пиктограмм для видеосъемки, автоматического режима, пользовательского режима и P/M/Av/Tv/B, тут есть еще пункт Х для синхронизации с внешним источником света, а также TAv – вы выбираете выдержку и диафрагму, а светочувствительность/экспокоррекцию устанавливает автоматика.

На правом торце – слот для карт памяти и порт для подключения пульта ДУ, на левом, под резиновой заглушкой, – разъемы miniHDMI, PC/AV, DC-In 8.3V.

Немного выше – порт для внешнего микрофона.

Нижняя сторона отдана под штативное гнездо и батарейку.

Большую часть задней стенки занимает трехдюймовый экран с разрешением 921К. Он не поворотный и не сенсорный, но углы обзора радуют – рассмотреть информацию даже на ярком солнце при небольшом повороте тушки можно.

Слева от видоискателя – кнопки просмотра и удаления снимков, справа – второе колесо изменения параметров и AE-L. Сам визир, находящийся над экраном, оптический, со 100% покрытием поля кадра и 0.92х увеличением. Над ним находится неудобный и непривычный рычаг оптической подстройки для людей с плохим зрением. Во-первых, его довольно трудно найти. Во-вторых, сказать, что пользоваться им неудобно, – не сказать ничего.

Справа от дисплея, под большим пальцем правой руки, находится программируемая кнопка (та, что с зеленой точкой), рычаг переключения режима автофокусировки, кнопка AF, клавиши переключения LiveView режима, info, menu и крестовина со вписаной кнопкой ОК.

В общем, все, как у всех.

Что спряталось внутри?

Компания установила в свой продукт кропнутую матрицу формата APS-C на 16 МП, за быстродействие и обработку данных отвечает процессор Prime II. Производительности однозначно не хватает. Переходы по меню быстрые и плавные (хотя меню анимацией и не радует), но на этом скорость заканчивается. Тормоза проявляются при съемке и обработке материала. Одиночный кадр в RAW записывается на быструю карту около 2-3 секунд, серия из 15 кадров при скорости 7 к/с сохраняется секунд 20-30. И это – при использовании быстрой SD-карты (ее обзор ). К сожалению, я не догадался поставить другую, медленнее – интересно было бы засечь время. К счастью, продолжать снимать одиночными кадрами возможно, так что можно не бояться пропустить сюжет. Но зайти в меню или оперативно поменять настройки будет сложно. Кстати, то же самое можно сказать и о шумоподавлении. Процессор явно не справляется, и вместо незначительного мыла можно наблюдать цветной шум.

Кстати, еще одним досадным багом, связанным с недостаточной скоростью работы устройства, можно назвать и возможность интервальной съемки. Выставив параметры «250 суммарных кадров с частотой 1 кадр каждые 5 секунд», я принялся ждать, слушая, как прыгало зеркало. Каково же было мое удивление и непонимание, когда через 35-40 кадров зеркало продолжало прыгать, затвор – срабатывать, но экран упорно выдавал мне надпись «ошибка записи». Еще через два-три кадра камера наглухо зависла, и перезагрузить я ее смог только методом вкл./выкл. Но на этом “радости” не закончились – я увидел надпись «Карта памяти не отформатирована». Скопировав все данные на ноут (благо, карта накрылась не полностью), я полез в Сеть искать прошивку. Но последняя версия прошивки совпадала с той, что была установлена у меня. Я повторил эксперимент, снова же столкнулся с идентичной ситуацией и забил.

Еще одной вещью, которая меня порадовала, стал матричный стаб Shake Reduction. По сути все, даже самые старые стекла компании, включая даже оптику сторонних производителей, установленную черерз переходники, будут стабилизированными. Претензий к работе при съемке фотографий у меня нет никаких – выдержка 1/10 вполне рабочая с рук. Но вот при съемке видео результат все-таки меня не особо порадовал – сгладить легкий тремор SR еще способен, но вот снимать с рук в движении не стоит – эпилептики спасибо не скажут.

Встроенный же GPS-навигатор придется по вкусу тем, кто просто представить себя не может без путешествий. Заливая карты на карту памяти можно привязывать геометки к снимкам. К тому же, GPS активно используется и при астросъемке. Смысл в следующем: наверное, все видели снимки звездного неба на длинных выдержках. Звезды в следствии движения планеты приобретают характерные «хвосты», которые на фотографии выглядят просто кругами. GPS позволяет компенсировать вращение планеты и получить красивое звездное небо «с каждой звездочкой отдельно».

Качество изображения

О качестве изображения много говорить не придется. Оно тут такое же, как и в конкурентных зеркалках среднего уровня. Снимки получаются детализированными и проработанными, динамического диапазона хватит для того, чтобы не волноваться в условиях сложного освещения. Если все-таки душа желает большего, всегда можно включить брекетинг или расширение динамического диапазона. В камере доступны и фильтры, которые на этапе внутрикамерного поста помогут сделать более выразительный снимок.

Проблемы начинаются тогда, когда необходимо снять сцену на высоких ISO. Вообще, использовать стоит не больше 6400, в крайних случаях – 12800. Переключаться в RAW нужно, начиная со значения 3200 единиц, и вытягивать снимок на этапе проявки. В противном случае никто не даст гарантию, что вы не будете сожалеть о безнадежно испорченной фотографии.

Хотя значения светочувствительности и доходят до 51200, но пользоваться ими нельзя – картинка просто превращается в набор цветных пикселей.

Печатать же фотографии в формате А4 также стоит не больше, чем до 6400. И только с предварительной работой с RAW. 12800 еще стоит попробовать дотянуть до А5, но не больше. 25600 и 51200 если и стоит печатать, то только 10 х 15 для семейного альбома. Когда нет другого выхода. Рассмотреть детали будет крайне затруднительно.

Автофокус

Система наведения на резкость тут 11-точечная, гибридного типа, она быстрая и четкая. Правда, основной массив точек находится все-таки в центре, поэтому углы кадра немного будут страдать. Но если вы относитесь к типу людей, которые снимают, наводясь только по центральной точке, то все будет ОК.

Наводка осуществляется быстро, ложных проездов или захватов замечено было очень мало. Но они были. Лично я в большей мере грешу на тестовый объектив , который, благодаря только отверточному приводу автофокусировки, похвастаться скоростью не может. Думаю, что, используя стекло с ультразвуковым приводом, можно добиться куда лучших результатов.

Со следящим режимом тоже есть небольшой баг – он время от времени теряет объект и начинает следить, к примеру, за столбом, а не за бегущим человеком.

Кинематографические возможности

Устройство умеет писать видео в 1080 р с частотой 25 к/с и прогрессивной разверткой или в 720 р с частотой 30 к/с. Наличие же порта для внешнего микрофона позволит снимать что-то более серьезное, чем просто ролики под музыку. Правда, есть и один очень досадный минус – невозможность снимать в другом режиме, кроме как в режиме приоритета диафрагмы. Это – просчет, который не позволит использовать видеовозможности по максимуму.

Кстати, еще одним минусом стала невозможность начать видеосъемку отдельной кнопкой. Для того чтобы увидеть символ REC на экране, нужно сначала нажать кнопку спуска затвора наполовину, чем навестись на резкость, а после этого – полностью. Запись начнется. Таким же образом ее нужно и останавливать.

Хорошо

  • размеры;
  • зеркало;
  • обилие портов;
  • эргономичность;
  • пылевлагозащищенность;
  • встроенный стаб Shake Reduction.

Плохо

  • тормоза при выполнении операций с файлами;
  • возможность видеосъемки только в приоритете диафрагмы;
  • шум на высоких ISO;
  • неудобный рычаг диоптрийной подстройки;
  • цена.

Какое стекло выбрать

Естественно, говоря о Pentax, большинство пользователей будут выбирать систему исключительно из-за серии Limited, следовательно, смотреть варианты объективов мы станем в первую очередь из них.

Таким объективом вы легко сможете снимать портреты и пейзажи, жанровые сюжеты или архитектуру. Правда, будьте готовы к тому, что придется поработать ножками, корректируя расстояние. К тому же, вы полностью потеряете смысл от пылевлагозащиты, так как объектив такими характеристиками не обладает.

Pentax SMC DA 50mm F1.8 – это фикс за 300 долларов, больше склонный к портретному фокусному расстоянию. Высокая светосила позволит снимать при плохом освещении, да и размывать задний фон можно будет эффектнее, что очень важно в портретном жанре.

– это макро-объектив с ценником в 600 долларов за обычную версию и 850 – за версию с высоким разрешением. На кропе фокусное расстояние будет выглядеть почти правильно, то есть около 50 мм, что позволит снимать практически все сюжеты.

– представитель лимитированной серии пленочной эпохи. Но от этого хуже его оптические показатели не стали – резкий, с небольшим количеством дефектов, штатник на кропе – все это делает объектив весьма интересным. Чего не скажешь о цене – стартует она с 1000 долларов.

– это новый зум от производителя с защитой от агрессивной окружающей среды. Он обладает «околополтинными» фокусными расстояниями, которые, однако, спасают при построении кадра. А вот такая светосила – это не очень хорошо, могли бы и посветлее придумать. К тому же, за тысячу долларов.

– полностью пластиковый объектив за 300 баксов. Почти правильный полтинник на кропе, в меру темный, он станет хорошим проводником в мир оптики Pentax, хотя, покупая камеру за тысячу, стоит все-таки немного переплатить и за более качественную конструкцию объектива. Благо, выбор есть.

Еще один полтинник, превращающийся на кропе в портретник - - с ценой около 500 условных единиц. Вы получите крутое качество изображение, «отверточный» автофокус, красивый рисунок и возможность снимать братьев наших крохотных.

– широкоугольный зум с не слишком высокой светосилой. Хотя для съемки в погожий день или в сумерках, не задирая ISO, должно хватить. Неплохие показатели резкости, дефектов и минимальная дистанция фокусировки в 30 см делают этот объектив хорошим выбором для съемки архитектуры и пейзажей. Хотя, используя прямые руки, можно снять даже портрет и спорт. Стоит такая игрушка штуку долларов.

– защищенный универсальный зум от производителя, который пригодится тем, кто покупает свою первую систему Pentax. Покрывая все актуальные фокусные расстояния, объектив просто гарантированно станет часто используемым даже при невысокой светосиле. А пылевлагозащита – это очень крутая фича, которая поможет снимать в снег, грязь и дождь. И это при стоимости в 700 долларов.

– это объектив для тех, кому не хватает фокусного расстояния на длинном конце в предыдущем варианте и просто не нужна пылевлагозащита. Переплатите 100 баксов – и можете наслаждаться объективом на все случаи жизни.

– это сверхширокоугольный объектив для тех, кто предпочитает снимать природу, архитектуру или жанр с характерными дисторсиями. Всего за 600 зеленых денег США.

Из предложений сторонних производителей можно посмотреть на . С0 стоимостью всего около 300 долларов, это стекло приближается к полтиннику, обеспечивая на кропе 45 мм фокусного расстояния. Высокая светосила позволит снимать при плохом освещении с рук не задирая ISO, а ультразвуковой мотор сделает автоматическую наводку на резкость быстрой и бесшумной.

Если же душа желает чего-то более приближенного по картинке к лимитированной серии, посмотрите на из серии ART. Пластика и рисунок не чужды этому объективу, благодаря высокой светосиле им можно снимать при плохом освещении или круто размывать задние планы, а фокусное расстояние позволит не расставаться со стеклом практически ни при каких ситуациях. Обойдется такое чудо в 750 американских денег.

Альтернатива

Pentax K5-II S – это, фактически, герой нашего сегодняшнего обзора, который обойдется дороже на 100-150 долларов. Единственная разница – это отсутствие АА-фильтра перед матрицей. Следовательно, резкость картинки при использовании качественных объективов будет выше, но вот на однородных текстурах будет наблюдаться муар.

– и – это новинка в линейке Canon, которая заменила 60D. Рассчитаная на продвинутых любителей, тушка получила 20 МП матрицу формата APS-C и крутую систему автофокусировки Dual Pixel CMOS AF, которая обеспечивает мгновенную наводку на резкость не только при съемке фото, но и при видеозаписи. Трехдюймовый экран поворотный по двум осям, сенсорный, что значительно повышает удобство при съемке видео. Обойдется новинка в 1200 долларов.

– это топовый кроп у Nikon на данный момент. Тут установлена матрица на 24 МП формата APS-C и 51-точечный модуль автофокусировки, 3,2-дюймовый экран, правда, не сенсорный и не поворотный. А вообще, . Стоимость – 1150 долларов.

16.03.2011 16468 Тесты и обзоры 2

Pentax K-5 - цифровой зеркальный фотоаппарат для энтузиастов-любителей и профессиональных фотографов. Шасси из магниевого сплава, пылевлагозащищенное исполнение корпуса, обновленная 16-мегапиксельная матрица, диапазон чувствительности ISO 80-51200, монитор 921000 точек, стабилизация изображения на сдвиге матрицы, серийная съемка 7 кадров в секунду, HD-видеосъемка (1920x1080p@25), внутрикамерная обработка RAW-файлов и HDR-съемка.

Если не брать в расчет среднеформатную камеру 645D, то на сегодняшний день Pentax K-5 - топовая модель компании во всей линейке цифровых фотоаппаратов. Сохранивший концептуальные решения предыдущей модели К-7 и почти неотличимый от нее внешне, новый аппарат K-5 является серьезным апгрейдом в плане функциональности - практически по всем важным направлениям произошли существенные изменения и улучшения.

Прежде всего, это касается новой матрицы. По размерам и разрешению она идентична матрицам, используемым в аппаратах Nikon D7000 и Sony Alpha A-55 - высокое (хоть и не рекордное) разрешение 16 мегапикселей, формат полного кадра 4928х3264 точки. У новой матрицы встроенный АЦП (аналогово-цифровой преобразователь), что позволило улучшить соотношение сигнал/шум по тракту в целом и расширить диапазон светочувствительности до невероятной величины ISO 51200, рекордной на сегодня для камер с матрицей APS-C. Кстати, в Pentax K-5 появилась интересная возможность - независимое задание интенсивности шумоподавления для каждого значения ISO.

Обновлена система автофокуса - 11-точечный модель SAFOX IX+ вобрал в себя лучшие черты модуля SAFOX VIII+ из модели K-7 и модуля SAFOX IX из модели K-r. Улучшена фокусировка при низкой освещенности, а также точность работы при сложных условиях освещения (как и у K-7, используется дополнительный датчик длины волны).

Скорость серийной съемки возросла до 7 кадров в секунду (против 5.2 у Pentax K-7), а видеосъемка теперь ведется в Full HD разрешении 1920х1080p (правда, при 25, а не 30 кадрах в секунду). Можно задавать величину диафрагмы, во время записи видео использовать некоторые из цифровых фильтров, а также разъем для подключения стереомикрофона.

Доработана функция HDR съемки, служащей для расширения динамического диапазона (High Dynamic Range). Снимки HDR-серии, сделанные быстро друг за другом, перед дальнейшим сложением автоматически совмещаются, то есть теперь HDR съемку можно вести и с рук (в отличие от К-7, где штатив был необходим). Кроме того, интенсивность эффекта HDR можно регулировать. Появились и новые возможности цифровой обработки - Кросс-процесс, Отбеливание (Bleach Bypass).

Функция электронного уровня у Pentax K-7 работала в одной плоскости, теперь же можно устранять как наклон камеры влево/вправо, так и вперед/назад. Система оптической стабилизации изображения, базирующаяся на сдвиге матрицы, имеет три степени свободы - отрабатывается не только линейный сдвиг по двум координатам, но и вращение относительно оптической оси объектива. В сочетании с электронным уровнем это позволяет аппарату выполнять выравнивание горизонта прямо во время съемки.

Дополнительные аксессуары, работавшие с K-7 (аккумулятор, батарейная рукоятка, пульты проводного и беспроводного управления), совместимы и с Pentax K-5, что облегчит нынешним владельцам K-7 переход на новую модель.

Характеристики Pentax K-5:

  • Тип камеры - зеркальная
  • Материал корпуса - магниевый сплав
  • Защита от внешних воздействий - система очистки сенсора от пыли, влагозащищенность, пылезащищенность
  • Видоискатель - оптический
  • Вспышка - встроенная, горячий башмак
  • Стабилизация изображения - оптическая
  • Интерфейсы - USB, AV-out, HDMI
  • Процессор обработки изображения - PRIME II
  • Питание и габариты Pentax K-5
Размеры - 131×97×73 мм
Источник питания - Li-Ion aккумулятор
Емкость аккумулятора - 1860 мАч
Ресурс работы (кол-во снимков) - 740
  • Матрица Pentax K-5
Количество эффективных пикселей - 16 мегапикселей
Максимальное разрешение фото - 4928×3264 пикселей
Размер матрицы - 23,7×15,6 мм
  • Объектив Pentax K-5
Система фокусировки - автофокус, ручной фокус
Совместимые объективы - совместимые с PENTAX K-, KA-, KAF-, KAF2- и KAF3; резьбовые M42 объективы (с использованием переходника); объективы для 645- и 67-серий (с использованием переходника).
  • Функции съемки Pentax K-5
Режимы съемки - авто, видео, ручной режим, программный режим, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, приоритет чувствительности, простой
Светочувствительность - Auto, 80, 100, 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400, 12800
Баланс белого - автоматический, дневное освещение, тень, облачно, лампа дневного цвета, лампа накаливания, ручной
Выдержка - 1/8000-30 с
Замер экспозиции - матричный, точечный, центрально-взвешенный
Экспокоррекция - +/- 5 EV с шагом 1/3 ступени
Функция определения лица в кадре
Подавление эффекта красных глаз
Скорость съемки, к/с 7
Максимальное количество снимков в одной серии - 40 (JPEG), 15 (RAW)
  • Дисплей Pentax K-5
Размер экрана - 3 "
Разрешение экрана - 921 000 пикселей
  • Используемый тип карт памяти SD
  • Форматы снимков JPEG, RAW, JPEG+RAW
  • Максимальное разрешение видео - 1920×1080 пикселей
  • Количество кадров в секунду (при максимальном разрешении) - 25
  • Форматы видео - Motion JPEG (AVI)
  • Цвет корпуса - черный
  • Дополнительные функции - Режим Live View позволяет компоновать кадр на дисплее, не прибегая к использованию видоискателя.
  • Морозоустойчивость до -10 градусов С

Дизайн и органы управления

Внешне Pentax K-5 почти неотличим от предыдущей модели K-7. Аппарат такой же компактный - для камеры столь высокого уровня это вообще нетипично. В уме вертится эпитет «миниатюрный» - но это, конечно, будет уже перебор. Pentax K-5 просто небольшой, прочный, отделка качественная. Когда берешь аппарат в руку, он оказывается тяжелее, чем выглядит - хотя это ощущение субъективно, на самом деле K-5 легче своих прямых конкурентов.

Передний диск управления установлен под наклоном. На мой взгляд, такое расположение наиболее эргономично, поскольку точно соответствует положению указательного пальца, когда правая рука охватывает рукоятку. Да и форма самой рукоятки очень удобна. Одним словом, в руке Pentax K-5 лежит прекрасно, удобно, плотно.

Внизу рукоятки видим окошечко приемника инфракрасного дистанционного управления. Как и у K-7, оно дублируется на задней грани камеры, что заслуживает отдельного упоминания и безусловного одобрения. Ведь во многих случаях удобнее управлять камерой с пульта ДУ именно сзади - например, ночью, или для предметной съемки... да почти всегда, когда камера стоит на штативе и ДУ используется, чтобы избежать смаза в момент нажатия. При съемке камерой, установленной, например, возле птичьего гнезда - можно «нажать кнопку спуска» издалека, с нескольких метров. Одним словом, полезная возможность.

На виде сзади особенно ясно видно, насколько K-5 похож на предыдущую модель К-7. Фактически, ощутимое отличие только одно - диск выбора режимов (который находится на верхней грани слева) стал толще, выше. Казалось бы, совсем ненамного, но вращать его теперь удобнее. Правда, в центре диска сохранилась кнопка-фиксатор, блокирующая случайные повороты. Я не большой фанат таких фиксаторов, мне мешает необходимость нажимать кнопку при каждом повороте диска, однако в некоторых серьезных камерах фиксаторы используются - по-видимому, многие фотографы находят их полезными.

Непосредственно под диском режимов, соосно с ним, находится рычажок переключения режимов экспозамера (предлагаются три классические типа - точечный, центрально-взвешенный и мультисегментный). Кстати говоря, система экспозамера здесь 77-зонная, как и у модели К-7. Рычажок несколько туговат, выступает слабо - зимой, когда снимаешь в перчатках, рычажок может оказаться не очень удобным.

На верхней панели справа находится ЖК-дисплей, на который выводится краткая информация о текущих установках камеры. В целом он достаточно информативен.

Кнопка спуска затвора удобно расположена, имеет четкое положение полунажатия. Ее окружает рычажок, включающий питание камеры, а также имеющий третье положение, нефиксируемое - оно используется в некоторых случаях, чтобы сделать «пробный» кадр без записи на карту памяти.

Под указательным пальцем находятся еще две кнопки, Экспокоррекция и ISO. Принцип изменения этих параметров обычен для зеркалки - нажал кнопку, повернул колесико.

Например, так выглядит на мониторе процесс задания светочувствительности. Рамками синего цвета выделяются как активные в данный момент параметры, так и соответствующие органы управления. В этом примере вращение заднего диска управления изменяет текущее значение ISO, а «Зеленая кнопка», расположенная непосредственно под колесиком, используется в этот момент традиционным для Pentax образом - позволяет отменить настройку и мгновенно перейти на «безопасное» значение параметра, в данном случае на установку ISO AUTO.

Задний диск управления служит и для изменения значений параметров, и для передвижений по меню, а в режиме просмотра управляет масштабом отображения (что символизируют пиктограммы голубого цвета).

Правее расположена кнопка AE-L, которая может не только фиксировать автоэкспозицию - функциональность ее задается в меню. Вообще, назначение органов управления конфигурируется весьма гибко, они могут работать по-разному в разных режимах.

Под «Зеленой кнопкой» находится блок управления режимами автофокусировки. Поворотный переключатель (поворачивается он с изрядным усилием) позволяет выбрать один из трех базовых режимов - по одной центральной точке (иллюстрация слева), по одной выбираемой вручную точке SEL (слева внизу), либо автоматически AUTO (внизу).

Четыре кнопки навипада, чаще всего, управляют четырьмя функциями, но также служат для выбора точки автофокуса (иллюстрация слева внизу). Переключает эти подрежимы центральная кнопка навипада ОК. На практике все очень удобно и интуитивно понятно.

Режимы

Pentax K-5, как и другие зеркальные камеры Pentax, предлагает богатый выбор съемочных режимов. Прежде всего, конечно, имеется обычный набор PASM - правда, здесь приоритеты выдержки и диафрагмы обозначены не A и S, а Av и Tv соответственно.

Отдельно выделен режим приоритета ISO (он обозначен Sv - вы фиксируете значение ISO, а камера подбирает пару выдержка/диафрагма - в общем-то, как это происходит и в режиме P). Более необычен противоположный режим - приоритета диафрагмы и выдержки. Он обозначен TAv, вы задаете оба эти параметра, а камера манипулирует значением ISO.

Экспорежим B (Bulb) - это длинная выдержка; затвор остается открытым, пока кнопка спуска удерживается нажатой. Значение ISO при этом ограничено на уровне 1600.

«Зеленый режим», обозначенный на диске режимов зеленым прямоугольником, ограничивает набор доступных настроек. Многое отдается на полный откуп автоматики, а для тех параметров, которые вы по-прежнему можете настраивать, используется «зеленый мотив» в дизайне. Аппаратно переключаемые функции (тип экспозамера, режим автофокуса) имеют зеленую маркировку наиболее безопасного варианта (многозонный экспозамер, автовыбор точки АФ), а параметры, которые управляются виртуально, на мониторе, можно сбросить к безопасным значениям, задаваемым автоматикой, нажав зеленую кнопку. То есть, если неопытный пользователь заблудился в ручных настройках, зеленая кнопка сбросит ему экспокоррекцию в ноль, точную подстройку баланса белого - также в ноль, значение ISO установит в «Авто», и так далее. Подсказка о возможности нажать в данный момент Зеленую кнопку выводится на монитор.

Красным крестиком на диске режимов обозначен режим Х-синхронизации вспышки, а пиктограммой кинокамеры - режим видеосъемки.

Через меню можно задавать тип программной линии. На всякий случай поясним, о чем идет речь.

По мере изменения освещенности от минимальной до максимальной (конечно, и при обратном движении тоже) автоматика любой камеры подбирает значения экспопары, раскрывая диафрагму и укорачивая выдержку. А вот в каком порядке она это делает - сначала только диафрагму, либо сначала только выдержку, либо попеременно то и другое - как раз и определяется формой программной линии. Так вот, в Pentax K-5 можно выбрать один из шести вариантов программных линий, для разных условий съемки.

Вариант Спорт стремится установить короткую выдержку, Приоритет глубины резкости Даль (проще говоря, Пейзаж) - обеспечить максимальную глубину резкости, а Приоритет глубины резкости Близ (как бы Портрет) - напротив, использует раскрытую диафрагму. Вариант MTF можно назвать «Приоритетом резкости» - ибо он выбирает то значение диафрагмы, при котором объектив максимально резок (используются данные о текущем фокусном расстоянии, ведь с его изменением меняются и свойства объектива). Normal - стандартная установка по умолчанию, AUTO - камера сама подбирает наиболее подходящий вариант.

При включении того или иного режима на монитор выводится подсказка о текущей функциональности переназначаемых кнопок и двух колесиков упрвления

Режим P назван «гиперпрограммным режимом P». Звучит загадочно, но на самом деле все просто и очень здорово. Дело в том, что в режиме P оба колесика управления остаются активными, и в любой момент, повернув их, можно как бы временно активизировать режимы приоритетов диафрагмы или выдержки. На экране появляется обозначение режима Av HYPER или Tv HYPER соответственно, и мы продолжаем вести съемку, при необходимости корректируя значения Av и Tv. Колесики остаются активными до тех пор, пока не нажмешь зеленую кнопку, она отключит гипер-режимы и вернет камеру к обычному программному режиму P. Собственно говоря, такая функциональность для колесиков (камера называет их «селекторами») и зеленой кнопки задана по умолчанию, а в меню можно назначить на них другие функции, в том числе и традиционный «программный сдвиг», причем по-разному для различных режимов. К слову сказать, возможности конфигурирования камеры вообще богатейшие.

При нажатии кнопки LV камера переключается в режим «живого вида» (Live View). Отображаются экспопараметры, ISO, баланс белого, экспокоррекция и так далее. Есть живая гистограмма, индикатор уровня, сетка кадрирования, индикация пересветов (отображение этих функций можно включать и отключать в меню). Продолжает работать управление различными параметрами, при этом соответствующие экраны настроек накладываются поверх «живой» картинки.

Автофокус контрастного типа стал существенно быстрее, чем ранее, хотя по-прежнему он заметно медленнее, чем фазовый. Фактически, есть два варианта контрастного АФ - обычный и с распознаванием лиц. Зону АФ можно передвигать по экрану вручную клавишами навипада, предварительно нажав центральную кнопку ОК.

Масштаб отображения в режиме Live View можно увеличить, нажав кнопку INFO и затем вращая задний диск управления.

При повороте диска режимов в положение Видео включается режим Live View, и камера готова к съемке (старт и стоп - кнопкой спуска затвора). Видеозапись может идти в HD разрешении, вплоть до формата 1920x1080p (правда, при этом частота кадров составляет 25 в секунду, а не 30). Есть и вариант 1280x720p@30. Запись идет в формате Motion JPEG, контейнер AVI. Длина одного клипа ограничена 20 минутами или 4 гигабайтами.

Звук при видеосъемке пишется в формате моно, однако имеется разъем (стандартный мини-джек 3.5”), позволяющий подключить внешний стереомикрофон.

Автофокусировка и изменение диафрагмы невозможны во время съемки непосредственно. При необходимости их нужно выполнить заранее. На мой взгляд, сожалеть об этом не стоит, ибо у некоторых конкурентов, формально превосходящих K-5 по этому параметру, автофокусировка во время съемки приводит к видимому «рысканью» фокуса, так что возможность применения ее на практике весьма условна.

Качество видеозаписи у Pentax K-5 вполне приличное. Изображение мягкое, приятное глазу. Можно заметить эффект качающихся вертикалей, но это общий момент для всех снимающих видео зеркальных камер. При низкой же освещенности K-5 смотрится выигрышно, картинка относительно малошумная. Небольшая глубина резкости, которую способна обеспечить крупная (в сравнении с любительскими видеокамерами) матрица, придает изображению «профессиональный» вид - конечно, одновременно повышая требования к оператору. Контролю за глубиной резкостью нужно уделять гораздо больше внимания.

Выводы и оценки

Плюсы:


  • Прочный корпус, пылевлагозащищенное исполнение камеры.
  • Защищенные китовые объективы.
  • Встроенный оптический стабилизатор (работает и при видеосъемке).
  • Большой и светлый видоискатель со 100-процентным покрытием.
  • Относительно небольшие габариты камеры, удобная эргономика.
  • Большой 3-дюймовый монитор высокого разрешения 921000 точек.
  • Отличное качество снимков.
  • Коррекция дисторсии и хроматических аберраций (отключаемая).
  • Обновленная функция HDR-съемки (с автосовмещением и контролем за интенсивностью).
  • Высокая скорость серийной съемки (7 кадров в секунду), приличная длина серии (22 кадра в RAW).
  • Возможность независимого задания интенсивности шумоподавления для разных значений ISO.
  • Внутрикамерная обработка RAW-файлов.
  • Цифровые фильтры (эффекты обработки) с подстройкой.
  • Электронный уровень (индикация наклона камеры) - в двух плоскостях.
  • Возможность автокоррекции горизонта во время съемки.
  • Изменение компоновки кадра (подстройка ориентации матрицы).
  • Удобно реализованная функция сравнения двух снимков в режиме просмотра.
  • Возможность сохранения авторской информации в EXIF’е.
  • Пять сохраняемых пользовательских конфигураций параметров.
  • Full HD видеосъемка 1920x1080p@25.
  • Возможность задать диафрагму при видеосъемке.
  • Разъем для подключения стереомикрофона при видеосъемке.
  • Четырехканальное беспроводное управление внешними вспышками.
  • Два приемника ДУ - на рукоятке и на задней поверхности камеры.
  • Выход в формате HDMI (хотя кабель в комплект не входит).

Минусы:

  • Нет сюжетных программ - что может представлять неудобство для начинающих фотолюбителей, хотя абсолютно нормально для камеры столь высокого уровня.
  • Монитор неповоротный, что ограничивает возможности режима "Live View" и, отчасти, видеосъемки.
  • Очень тугой переключатель режимов автофокусировки.
  • Кнопка блокировки диска режимов исключает случайные повороты диска, однако необходимость нажимать ее постоянно, при каждом повороте диска - может вызывать неудобство.
  • Автофокусировка и установка диафрагмы возможна только до начала видеосъемки, но не время записи

Эргономика 9/10
Отдельные моменты в системе управления заслуживают упоминания в негативном смысле - фиксатор на диске режимов притормаживает работу, а неповоротный монитор сужает возможности, потенциально предоставляемые режимом "Live View". Тем не менее, в целом систем управления Pentax K-5 очень удобна. Все органы управления расположены на нужных местах, логика интерфейса не вызывает ни малейших нареканий, возможности конфигурирования камеры широки и разнообразны.

Функциональность 10/10
С точки зрения классической фотографии, Pentax K-5 обладает великолепной функциональностью. Недостатки, которые мы отмечаем в графе Минусы, по большей части относятся к возможностям камеры в режимах видеосъемки и «живого вида» (Live View). Однако, поворчав по ходу дела, в заключительных выводах надо признать, что мы, в конце концов, оцениваем фотоаппарат, а не видеокамеру.

Качество снимков 10/10
При использовании качественной оптики снимки получаются великолепными - резкими, насыщенными, с хорошей цветопередачей. С менее удачными (в том числе недорогими китовыми) объективами резкость несколько снижена и может быть непостоянной по полю кадра, порой заметны и иные недостатки изображения. Однако в камере имеются различные функции, предоставляющие возможности по серьезному улучшению снимков - коррекция дисторсии и хроматических аберраций, обработка RAW и многое другое.
Особенно впечатляет работа Pentax K-5 при высоких значениях ISO - безусловно, одна из лучших, что мы когда-либо видели у камеры с матрицей APS-C.

Цена/качество 8/10
Всегда хочется, чтобы модель, которая приглянулась, была бы хоть чуть-чуть подешевле! К Pentax K-5 это относится в полной мере. Прекрасный аппарат, хотя далеко не бюджетный вариант.

Общая оценка 10/10
Бывают камеры, которые оставляют о себе шоковое впечатление - эффектным дизайном, необычными функциями, своеобразными возможностями. Pentax K-5 - совсем не такой. При знакомстве с этой моделью так называемый «вау-фактор» играет минимальное значение. На первый взгляд, ничем особенным K-5 не потрясает. Однако по мере общения с этим аппаратом, по мере знакомства с его функциями и возможностями начинаешь осознавать - сначала постепенно и понемногу, а потом все быстрее и больше - насколько он хорош. Без излишней эффектности, спокойно и уверенно, Pentax K-5 располагает в свою пользу.

Управление удобное, снимки отличные, функциональность мощная и разнообразная. Да, до звания суперкамеры всех времен и народов Pentax K-5 не дотягивает, недостатки есть и у него, но ведь мы живем в реальном мире! Постепенно, спокойно, без лишнего шума, этот аппарат убедил нас, что достоин высшей оценки, которую мы вообще ставим в своих обзорах (причем очень редко!) - десять из десяти.

Есть вообще подозрение, что это один и тот же сенсор, просто доработанный каждой компанией. Однако у пентаксовской матрицы есть свои особенности. Например, диапазон ISO очень сильно расширен программно.

Минимальное значение не 100, а 80. Улучшение качества снимка это не дает, но теоретически может помочь в яркий солнечный день, когда света в избытке. Верхняя граница диапазона тоже сильно задрана. позволяет включить аж ISO 51 200. Понятно, что фотографии на этой чувствительности фору даст даже снимок с мобильного телефона, но в теории она есть.

С рабочей чувствительностью у сенсора чуть хуже, чем у того же , но совсем на немного. ISO 1600 отличное, без вопросов, небольшая разница заметна лишь на ISO 3200: у чуть меньше шумов, хотя разница настолько мала, что легко нивелируется в конвертере.

Если оставить попиксельные сравнения и взглянуть на фотографии с в целом, то они производят приятное впечатление. Мягкие правильные цвета, хорошая детализация, приличный динамический диапазон. Матрица отрабатывает даже нарочито провокационные сюжеты, с большим контрастом или цветовой насыщенностью.

Фотографии выглядели бы еще лучше, но ситуацию несколько портит система экспозамера. Она имеет отчетливое свойство к недодержке кадра. В зависимости от сюжета и типа освещения нехватка света может достигать стопа, что очень много. Сильнее всего недодержка проявляется в помещении, при съемке без вспышки, для таких случаев положительная экспокоррекция обязательна. По части замера Pentax до Nikon и еще далеко.

Примерно то же самое можно сказать и про автофокус. Новая система наведения получила название SAFOX IX+. Для Pentax такая система уже прорыв, но до лидеров рынка достать не удалось. По спецификациям картина вообще выглядит грустно: у всего 11 точек, 9 из них крестообразные. На практике, правда, все не так плохо. Конечно, Canon 7D и со своими прогрессивными системами автофокуса на голову выше, но вот навязать борьбу Canon 60D и вполне по силам. Правда, победить вряд ли удастся. В покадровом режиме неплохо фокусируется, но вот стоит включить следящий автофокус, как сразу сказывается малое количество коллиматов.

Зато у есть очень большой плюс - встроенный стабилизатор изображения, основанный на сдвиге матрицы. Canon и Nikon предпочитают встраивать стабилизаторы в оптику. Раньше это объяснялось заботой о пользователях, потому как стабилизатор в объективе был намного эффективнее, чем в аппарате. Но с этот аргумент не работает. По словам производителя, может компенсировать 2,5-4 стопа выдержки. Даже если это и слишком оптимистичный прогноз, все равно разница между встроенными и вынесенными стабилизаторами существенно сократилась. Но при этом владельцам Canon и Nikon приходится переплачивать за «стаб» в каждом «стекле», тогда как пользователь Pentax получает его бонусом, бесплатно, причем не только на родных объективах, но и на тех, что установлены через переходник, например старых советских , с резьбой М42.

Помимо стабилизатора с помощью сдвига матрицы Pentax реализовала несколько интересных «фишек», например автоматическое выравнивание горизонта. Диапазон работы очень мал, ±2 градуса, но человеческому глазу такое отклонение заметить сложно, электроника же поправит снимок, причем не постфактум, а в процессе фотографирования.

А еще очень быстрая камера. Не знаю, что такого разработчики сделали, что установили, но аппарат просто летает. Быстро включается, без задержек открывает меню, отрисовывает снимки при просмотре, обрабатывает записанные файлы. Под стать и скорость серийной съемки. может «молотить» 7 кадров в секунду. Если использовать скоростные карты памяти, то приятно удивит и размер буфера. В формате JPEG должно поместиться 35 снимков, в RAW - 25, а в RAW+JPEG, вот так сюрприз, 23 - почти столько же, сколько и в формате RAW. Это очень хороший показатель. Правда, после того как буфер заполнился, аппарат ведет себя немного неадекватно. Он не только снижает скорость серийной съемки (что понятно), но и блокирует изменение некоторых параметров, пока все снимки не запишутся на карту. Вот это реально раздражает, особенно если в это время «уходит» интересный сюжет.

У хорошая цветопередача

Настройка баланса белого (ББ) радует своим разнообразием. Во-первых, есть куча уже готовых пресетов, среди которых помимо прочего аж четыре варианта галогеновых ламп. Во-вторых, есть возможность создать три собственных пресета с указанием цветовой температуры в кельвинах. В-третьих, можно задать ББ по серой карте или другому эталонному источнику. Немного обидно, что такие настройки могут не пригодиться: автоматический ББ работает неплохо и ему вполне можно доверять.

Аппарат получил аккумулятор емкостью 1860 мА·ч, что даже на такой сложной и прожорливой камере позволяет сделать более тысячи снимков с одного заряда. Не рекорд, но весьма достойный показатель. У аккумулятора есть недостаток - он очень долго заряжается. Полная зарядка длится почти 6 часов.

Встроенная вспышка самая что ни на есть обыкновенная, с ведущим числом 13. «Горячий башмак» тоже без сюрпризов, установить можно родные внешние вспышки, а также продукцию сторонних компаний.

Особенности работы с камерой, LiveView, видеосъемка

Как это ни покажется странным, но при работе с пристального изучения потребует диск выбора режимов. Современные фотоаппараты уже приучили к тому, что на них параметры более-менее стандартные: автомат, программный режим, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, ручной, пяток-другой сюжетных программ, с недавних пор видеосъемка у отдельных моделей. Что еще можно придумать? Но диск щеголяет несколькими нестандартными положениями - Sv, TAv, В, Х, USER. Некоторые из них дублируют другие функции, но вот другие вполне оригинальные.

Sv - это приоритет ISO. То есть фотограф выставил нужное ему значение чувствительности, а аппарат подобрал выдержку и диафрагму. В принципе именно так в других фотоаппаратах работает классический программный режим.

То, что скрывается в под буквой P, программным режимом назвать сложно. В нем камера сама выставляет параметры экспопары, но активными остаются оба колесика управления и в любое время можно подкорректировать выдержку и диафрагму. Чем это отличается от ручного режима? А тем, что в «мануале» оба параметра заданы жестко и если поменять один, то другой останется без изменения, а тут камера сама скорректирует другой параметр согласно своим данным о замере. Интересная находка Pentax.

TAv называется режимом приоритета экспозиции. То есть фотограф задал нужные выдержку и диафрагму, а камера управляет количеством света, регулируя значения ISO. На других камерах (да и на тоже) точно такой же эффект дает сочетание мануального режима плюс авто ISO.

Еще два новых обозначения скрывают под собой все такие же старые функции, только в новой обертке. В - это bulb, съемка с ручным управлением времени открытия затвора. Его можно включить в режимах приоритета выдержки или ручном, но в предусмотрено и отдельное положение. Х - это съемка со вспышкой в режиме высокоскоростной синхронизации. По идее, он сам должен включаться, когда выдержка становится короче определенного предела, но на снова предусмотрели отдельное положение на диске.

В режиме USER тоже нет ничего нового, некоторые профессиональные аппараты дают фотографу возможность создавать собственные наборы. Но на эта функция очень хорошо реализована. Во-первых, пресетов можно сделать аж пять, даже если с камерой работают несколько фотографов, им хватит с лихвой. Во-вторых, все очень четко и подробно настраивается через меню.

Кстати, о меню. У Pentax при всей его прогрессивности управления и большом количестве элементов на корпусе есть еще и так называемое легкое меню, в котором все параметры съемки можно изменить на экране основного дисплея. Вызывается оно кнопкой Info.

Основное меню, конечно, тоже есть. У Pentax получилось сделать его незапутанным, даже несмотря на большой объем параметров. Компания явно сделала ставку на функциональность в упор изяществу. В меню нет никакой анимации, цветных картинок и подсказок, зато все предельно просто. Такой подход придется по душе опытным фотографам, но может не понравиться новичкам.

Нельзя не отметить встроенный в автоматический режим создания HDR. Он есть почти во всех современных аппаратах, но в приятно удивляет качеством работы. Аппарат делает не две, как другие, а три фотографии подряд, причем для этого вовсе не обязателен штатив - сам компенсирует сдвиг. Результат получается отличным.

Режим LiveView в аппарате, конечно, есть. Понравилось то, что во время визирования на основной дисплей можно вывести массу различных параметров, особенный «респект» разработчикам стоит выразить за «живую» гистограмму. Почему-то в фотоаппаратах редко встречается такая функция, а она сильно облегчает подбор нужной экспозиции. Много и других подсказок: гироскоп, шкалы ББ и экспозамера.

Есть, правда, и сомнительный момент. В режиме LiveView предусмотрено два способа фокусировки: контрастный и фазовый. Когда работает второй, картинка на дисплее гаснет. В камерах Canon, у которых есть аналогичная функция, когда фокусировка закончена, экран снова загорается, а у нет. Как-то не продумали в Pentax этот момент. А если фотографу хочется навести фокус и ждать хорошего кадра с полунажатой кнопкой спуска, как ему это сделать в режиме LiveView?

Что в откровенно не впечатляет, так это видеосъемка. Складывается впечатление, что она тут для галочки. Выпускать современный аппарат без видео глупо, но сделали его так себе. Разрешение Full HD (1920х1080) поддерживает, но с частотой кадров всего 25 fps, этого маловато для высококачественной съемки. Совсем не радует кодек - разработчики выбрали устаревший MJPEG, который славится большим размером файлов и не самым высоким качеством. И уж тем более огорчает невозможность во время съемки управлять параметрами: автофокуса нет, диафрагму подкорректировать нельзя. Хорошо еще, что можно подключить внешний микрофон, потому что встроенный мало того что моно, так еще и не настраивается вообще: его можно только включить или выключить - и больше ничего. В общем, покупать для съемки видео откровенно глупо. Pentax в этом вопросе не только вчистую проигрывает Canon, но и не дотягивает до Nikon, разве что у него во время съемки работает встроенный стабилизатор, но это слабое утешение.

Выводы

Нам понравился. Очень удобная и практичная камера, в которой нет ничего лишнего и которая проектировалась, как показалось, стараниями инженеров, а не маркетологов, которые часто «режут» функциональность в угоду своим соображениям. Выглядит неказисто, кое-каких новомодных функций нет, но фотографировать она умеет неплохо. Отличная эргономика и высокая скорость серийной съемки намекают на возможность использования в качестве репортажной камеры; правда, ее несколько ограничивают возможности автофокуса и экспозамера.

На фоне аппаратов Canon и Nikon смотрится вполне достойно и свою стоимость, как нам кажется, вполне оправдывает. Другое дело, что как система в целом Pentax намного слабее. Выбор оптики и аксессуаров меньше, а стоят они почти всегда дороже. Да и найти в продаже то, что есть, для живущих не в Москве - задача нетривиальная. Pentax в провинции редко продают в магазинах и неохотно везут на заказ. Стоит учитывать и факт отсутствия роста. Если владелец Canon и Nikon потом всегда может перейти на фуллфрейм, то для пентаксиста это потолок, выше которого не прыгнешь (рассматривать для апгрейда среднеформатные модели Pentax совершенно бессмысленно, это другая вселенная цифровой фотографии). Все эти факторы и сдерживают развитие системы, фотоаппараты в которой вполне достойные.