Размытие боке. Интересные предметы можно взять из дома

Слово боке вошло в широкий обиход не так уж и давно, примерно в конце 1990-х годов. Оно пришло из японского языка, где обозначает "размытость" или "нечеткость". Боке называют рисунок, который формируется на снимке из объектов, находящихся за границами зоны резкости путем размытия. Человек не способен своими глазами увидеть боке таким, какое оно получается на фотографии. Мы лишь слегка можем расфокусировать взгляд, получив нечеткое изображение, но это будет и близко не похоже на художественный эффект, получаемый благодаря объективам, способным создавать этот чудесный рисунок.

Для простого боке сгодится практически любой объектив, но действительно красивый рисунок создают не все. Производители оптики постоянно стараются уменьшить искажения, создаваемые линзами, исключить рассеивание света, добавляя просветляющее покрытие на оптические элементы и борются с аберрациями и прочими вредителями, но это всё делает рисунок боке более скудным.

На рынке можно встретить оптику не отличающуюся хорошей резкостью. Такие объективы дают мягкую картинку и замечательный рисунок боке. К примеру, Canon EF 135mm 1:2.8 Soft Focus или Canon EF 50mm 1:1.2L.

Оптика, способная создавать действительно красивый рисунок боке иногда стоит дороже самых топовых объективов. 100 тысяч рублей - это не предел. Конечно же, можно найти и более дешевые объективы подходящие на роль боке-художников. Главное разобраться, каким должно быть размытие, чтобы оно дополняло, а не портило снимок.

Стоимость оптики для боке

Красивый рисунок можно получить и на дешевой оптике. К примеру, старые советские объективы.

Очень достойный рисунок можно получить используя "Гелиос" 44-го семейства. Сколько такой раритет может стоить? Примерно 3000 рублей обойдется объектив в хорошем состоянии. Ещё 1000 рублей придется отдать за переходник. Снимки, получаемые на Helios 77 M4 могут соперничать с дорогими аналогами.

Также неплохие результаты можно получить используя любительскую недорогую оптику от современных производителей.

У многих объективов боке начинает раскрываться на диафрагме 1,8. При этом детализация зоны резко изображаемого пространства оставляет желать лучшего. Практически всегда боке недорогой оптики будет хуже, чем у топовых стёклышек, но если учесть разницу в цене в десятки раз, то на это можно закрыть глаза.

Боке на зум-объективах

Объективы с изменяемым фокусным расстоянием не способны создавать оригинальное и уникальное боке. К примеру, можно взять китовый объектив 18-55mm f/5.6 на максимальном фокусном расстоянии. Он будет размывать фон без какой-либо доли искусства и оригинальности.

Возьмем объектив 18-55 мм. Максимально увеличим фокусное расстояние и на максимум откроем диафрагму. Уменьшим дистанцию до объекта съемки на максимум (около 30 см). Рисунок боке получается унылым и невыразительным. Даже самый дешевый Гелиос сделает более интересную картинку. У более дорогой оптики творческий потенциал выше. К примеру, возьмём Canon EF 24-105mm 1:4L.

При тех же условиях съёмки рисунок начинает обретать диски нерезкости. Выглядит это более эффектно, но сами диски создают не очень приятную картинку. Они отвлекают внимание от переднего плана.

Всегда придётся искать максимально качественный результат в том, что есть в наличии. Следующий снимок демонстрирует рисунок боке полученный при съёмке на фокусном расстоянии 105 мм при диафрагме 7.1:

На что влияет количество лепестков диафрагмы?

Всегда в характеристиках оптики есть указание количества лепестков диафрагмы. Чем больше количество, тем форма кружков боке будет более приближённой к кругу. Но стоит знать, что открытая диафрагма на форму дисков не влияет.

Можно найти очень интересные объективы, такие как Зенитар МЕ1. Его диафрагма выполнена в форме ромба.

Естественно, рисунок получается оригинальный.

Зеркально-линзовые объективы, такие как MC 3M-5CA 8/500, дают боке в форме бубликов:

Оценка боке

Выбрать объектив с наилучшим боке трудно. По-хорошему, их нужно все попробовать. Тогда можно распознать "вкус" каждого и определиться с выбором. На деле нужно обращать внимание на некоторые нюансы. Например, если вам демонстрируют фотографии с размытым фоном, сделанные при помощи конкретных объективов следует задуматься о том, как они были получены и какие ошибки допустил фотограф. К примеру, если задний фон полностью размыт и нет плавного перехода от резкой части к зоне размытия - это плохо.

Боке не должно резко отделять задний план от переднего. Оно должно быть частью композиции. Лучше всего, когда за объектом съемки располагаются, уходя вдаль однотипные объекты и те, что дальше, размываются сильнее, чем те, что ближе. Это правильная демонстрация размытия

На данном снимке видно, как по мере удаления степень размытия увеличивается. Лучший способ оценить боке конкретных объективов - это найти в интернете художественные работы фотографов, сделанные именно с интересующим вас объективом. Нужно смотреть работы в разных жанрах. Тогда можно будет оценить потенциал и качество работы оптики.

Как имитировать боке в Фотошопе?

Создать боке в Photoshop можно. Для этого есть несколько инструментов. Фильтр "Размытие при малой глубине резкости" (Lens blur) может моделировать боке в Adobe Photoshop.

Для понимания качества программного метода просто сравним работу фильтра и реального объектива.

Подопытный снимок:

Проведём размытие в Фотошопе. Выбираем фильтр "размытие при малой глубине резкости", устанавливаем 8-лепестковую диафрагму. Получаем вот это:

Гелиос 44М (58 мм, 1:2) размыл изображение иначе:

Оптическое размытие создаёт совершенно другую фактуру. Края дисков чёткие и не такие структурированные, как при программном размытии.

Сегодня делать портретные снимки с не-размытым фоном считается чуть ли не признаком дурного тона. Хотя, разве это началось только сейчас? Пару лет назад, когда Google Camera одной из первых (если не первой) получила программное размытие фона, это стало небольшим, но заметным толчком для развития технологий, поэтому вскоре с той же опцией подтянулись и другие программы-камеры. Алгоритмы обработки фото были неидеальные, а потому и результат не всегда устраивал пользователей. Так о программном размытии фона постепенно позабыли. В 2017 боке вышло на новый виток развития. Теперь аппаратный, а не программный. Сдвоенные камеры сегодня есть даже на некоторых аппаратах среднего или бюджетного ценового сегмента. Увы, качество съемки “двуглазых” середнячков оставляет желать лучшего, а флагманы далеко не всем по карману. А снимать крутые фотки все равно-то хочется! Поэтому ищем обходные пути.

Snapseed

Это мой любимец, потому с него и начнем. Хочется сразу предупредить читателей, чтобы эффектно размыть фон в Snapseed вам придется поработать, но именно это приложение дает самую широкую функциональность и здесь результат будет наилучшим. Попробуем пошагово разобрать процесс создания размытого фона на любом снимке.

  • Выбираем снимок, жмем кнопку “Изменить” (карандаш в правом нижнем углу).
  • Переходим Фильтры-Размытие.
  • Подбираем желаемую форму фильтра (прямоугольник или круг), исходя из того, что фон должен полностью (это важно) быть размытым, границы объекта съемки тоже могут слегка размыться, на последующих этапах мы это исправим.
  • Сохраняем, нажав галочку. Ленивый пользователь на этом этапе может остановиться, но мы не из таких, потому идем дальше.
  • Выбираем историю правок (средняя кнопка в правом верхнем углу).
  • Жмем “Посмотреть изменения”.
  • На этапе “Размытие” нажимаем на стрелку, а в появившемся окошке “изменить” (центральная кнопка).
  • Самый трудный и интересный этап. Создаем маску, постепенно выделяя то, что нужно размыть (или оставить четким, это уж как удобнее). При этом меняем интенсивность размытия, она указана в процентах под фото по центру.

Меняя интенсивность фильтра вы сможете добиться наиболее реалистичного результата. Например, в случае с пони, круп животного мы обрабатываем кистью на 25%, чтобы передать расстояние, такой же кистью мы пройдемся по траве возле морды, чтобы избежать резкой границы.

Point Blur(Размытые фото)

Пожалуй, самая адекватная альтернатива Snapseed. Приложение порадовало приятным современным интерфейсом и богатым набором инструментов. Здесь можно масштабировать и двигать картинку (а можно это запретить), гибко настроить размытие, его интенсивность и тип, менять толщину кисти и многое другое. К недостаткам отнесем неочевидное расположение ластика (все же, пошаговый возврат назад не всегда спасает) и невозможность снизить силу размытия там, где оно уже сделано. Для удобства пользователя в программу встроен простейший корректор основных настроек: яркости, контрастности, насыщенности и т.д. При умелом обращении этих опций будет вполне достаточно для создания достойных фотографий.

AfterFocus

Программа, заточенная именно под создание эффекта боке, довольно известная и уже не новая. Со своими задачами программа справляется неплохо, плюс имеет два режима размытия: ручной и автоматический. Второй хорошо работает только в идеальных условиях, а вот с первым, хоть и придется заморочиться - результат будет отличным. Понравилось, что есть лупа, которая позволить приблизить и тщательнее обработать часть изображения, возможность сохранять незаконченные проекты и наличие гибкой настройки интенсивности размытия. После создания боке, фотографию можно будет дополнительно обработать: добавить виньетирование, изменить яркость, контрастность или применить один из многочисленных фильтров. Не понравилось оформление приложения: оно несовременное и не всегда удобное.

DSLR Camera Effect Maker

Самое лаконичное в нашей подборке приложение. В нем, по сути, всего две опции: или размыть часть фото или оставить четкой часть фото. Эффект боке получается довольно красивый, но сделать его идеально можно только на простых формах, так как масштабирование здесь отсутствует. Можно менять толщину кисти, но этого часто бывает недостаточно. Также, можно изменять интенсивность размытия, но применяется эта настройка только ко всему снимку в целом, а не к отдельным его участкам. К слову, тестовое фото повело себя в приложении странно: перевернулось на 90゜без видимых на то причин.

Tadaa SLR

На iOS аналогичных приложений меньше, но они имеются и хорошего качества. Например, Tadaa SLR. В программе можно быстро выделить основной объект съемки, исправить огрехи при выделении, приблизить часть картинки и отменить последние изменения - это основной набор, необходимый для успешного редактирования снимков. Приложение также позволяет менять интенсивность и тип размытия, имеет набор фильтров для дополнительной постобработки, удобно в работе и приятно оформлено. Стоит отметить, что приложение платное, его стоимость составляет примерно $5.

FabFocus

Эта программа, в первую очередь, создана для редактирования портретов и снабжена встроенным алгоритмом обнаружения лиц. Приложение может работать в автоматическом режиме, самостоятельно находя основной объект и размывая фон. При желании, пользователь может вмешаться в этот процесс, выбрать форму для боке и интенсивность эффекта. В работе программа проста, особого обучения не требует. Зато требует денег, покупка FabFocus обойдется пользователю примерно в $5.

На этом все. О своих любимых редакторах фотографий вы можете рассказать в комментариях.

Наверное, Вы уже не раз видели фотографии с размытым фоном - на языке профессиональных фотографов - эффект размытого фона - называется "боке". Применяется оно очень широко - в самых разных фотографических жанрах, и часто является неотъемлемым элементом фотографии.

Боке (bokeh) - слово японское, и означает - "размытость"... И это действительно так! Правда, не всякая размытость будет являтся - "боке ". Этим словом принято называть размытость фона фотографии, возникающую при малой глубине резкости изображаемого пространства (ГРИП) за четко отснятым объектом.

Боке в портрете. © Карпин Антон
Диафрагма = 1/4,5
Фокусное расстояние = 70мм.

Как получить боке на фотографии? Какую технику использовать?

Конечно, уже из определения понятно - что боке - родная дочь глубины резкости. И, руководствуясь принципами создания фотографий с малой ГРИП - логично предположить, что для создания данного эффекта ГРИП должна быть наименьшей!

Приведем пример настроек фотоаппарата для получения малой ГРИП и соответственно красивого боке...
Берем фотоаппарат: например, Canon 550D, 600D, 1100D или Nikon D3100, D5100 или любой другой зеркальный фотоаппарат и устанавливаем режим "приоритет диафрагмы" (AV), далее смотрим - какая минимальная диафрагма у Вашего объектива. Например - большинства "стандартных" объективов = 3,5 или 5,6 (или она же может маркироваться как 1/3,5 или 1/5,6), ее и устанавливаем. Далее устанавливаем максимальное фокусное расстояние объектива (у "обычных" объективов это чаще всего 55 мм., говоря простым языком - делаем "максимальное приближение"), его и устанавливаем... далее приближаемся к нашей фотомодели как можно ближе, например на пол метра и фотографируем! Если боке не видно - приближаемся еще сильнее

Какая техника поможет нам создать наикрасивейшее боке?

Объектив с предельно малой ГРИП - это объектив с наибольшей диафрагмой. Большинство объективов с F 1.4 - славятся очень даже симпатичным боке! Также - чем больший размер матрицы используется - тем также меньше становится ГРИП. Но - не всегда меньшая ГРИП - добавляет красоты боке...

Как сделать боке - красивым?

Фотографы частенько любят обсуждать - какой красивый или ужасный боке у того или иного объектива. Даже при одинаковой диафрагме и фокусном расстоянии - объектив может "размывать" изображение - вовсе не одинаково!

Возьмем для примера точечный источник света на "размытом" нами горизонте. У "идеального" объектива это пятно - равномерно освещённый круг. Но у реального объектива с диафрагмой, - форма пятна будет повторять формуотверстия диафрагмы. То есть если в объективе всего 4 лепестка диафрагмы - то например огонек далекого фонаря - не попавший в зону резкости - будет размыт не в форме круга, а в форме квадрата! Не очень-то красиво! Поэтому современные объективы имеют максимально возможное количество лепестков диафрагмы.

Например на этой фотографии видно - что у диафрагмы было 8 лепестков, т.к. на ней мы наблюдаем - восьмигранники...


Фотограф: © kevindooley .

Впрочем, и это еще не все различия между формами боке.

Даже если форма размываемой точки близка к кругу - круг этот может быть освещен не равномерно! Это зависит - от оптической схемы объектива - от таланта инженеров пребывающих в вечной борьбе с аберрациями. Например - круг может быть более ярким в центре - и прозрачным по краям. Или наоборот - быть очень ярким по краям - и прозрачным в центре - напоминая по своей форме - кольцо. Попробуем сравнить...

Poe Tatum


А здесь мы видим очень мягкое боке... © gazzat

Как видим - "кольца" смотрятся гораздо хуже и "жестче", чем "мягкие" пятна.

Поэтому перед покупкой объектива - если для Вас важно боке - обязательно посмотрите фотографии сделанные этим объективом до Вас!

Когда, зачем и как - используется боке?

Этот эффект используется для визуального отделения объекта съемки от фона, а также для придания фону некой нейтральности - дабы зритель не отвлекался на созерцание фона - а смотрел, например, на лицо человека на портрете. Кстати - фото-портрет - самый популярный жанр - в котором чуть ли не в обязательном порядке используется боке. Поэтому, если на фотоаппарате Вы выбрали режим "портрет", то фотоаппарат наверняка сам откроет диафрагму - до максимально возможной!

Для использования обозначенного эффекта - желательно чтобы объект съемки - находился на некотором удалении от фона и полностью входил в зону четкой фокусировки. Подбирать необходимые значения диафрагмы и расстояний до объекта и до фона - рекомендую опытным путем.

Можно ли сделать боке - в Photoshop?

Да - это возможно! Например, с помощью плагина alen skin exposure (раньше назывался "alen skin bokeh 2". Но это - тема для отдельной публикации, так как создание боке в Фотошопе, занятие довольно трудоемкое и не быстрое.


Комментарии

1 2 3 4

#34 A. Racter 29.07.2012 19:06

Цитирую Вяч:

A. Racter, а почему для фотоаппаратов с фотосилой 3.5-5.6. вы советуете для боке выставлять 5.6., хотя в статье говорится о необходимости выставления минимального значения?


Спасибо за вопрос!
Как я вижу, у меня написано "3,5 или 5,6 ", ибо, например, при фокусном расстоянии в 55 миллиметров диафрагму "3,5 " на дешевеньком китовом объективе выставить не получится, для этого фокусного расстояния - минимальной диафрагмой как раз будет "5,6 ". А ведь для максимального проявления эффекта боке - стоит выбрать как раз максимальное фокусное расстояние. Но если Вы снимаете с фокусным расстоянием в 18 мм., то выставляйте "дырку" в значении "3,5 " без сомнений!

Боке — общепринятое слово, призванное заменить длинную и сложную формулировку “характер размытия заднего и переднего плана в зоне нерезкости”.

Боке это то, как выглядят разные объекты, находящиеся не в фокусе объектива. Это относится как к удалённым предметам, так и к расположенным непосредственно перед фотографом. У всех объективов боке разное, и зависит от нескольких параметров.

1. Светосила вашего объектива

Чем больше диафрагма, тем сильнее размытие заднего/переднего плана.

2. Фокусное расстояние объектива

Чем больше фокусное расстояние (зум), тем ярче выражено размытие заднего и переднего плана. При этом большое фокусное расстояние (например, у телеобъектива) обеспечивает достаточно сильное размытие даже при относительно малой диафрагме.

3. Расстояние до объекта съёмки и заднего/переднего плана

Итак, размытие заднего плана зависит от трёх факторов. Изменение хотя бы одного из них сильно влияет на глубину резкости и боке.

От чего зависит рисунок боке?

Как мы уже заметили, рисунок у всех объективов разный. Одни объективы размывают задний план «в кашу», другие создают множество рваных колец, третьи словно бы закручивают его. Характер размытия изображения зависит от конструктивных особенностей объектива. Общая тенденция такова: у старых объективов с ручной фокусировкой, большими, толстыми стёклами и малым количеством линз боке имеет более пластичный, объёмный рисунок, нередко очень агрессивный и сильно отвлекающий на себя внимание.

Вот для примера фотография, сделанная на объектив Гелиос-40 — старый советский портретный объектив со светосилой 1.5. Позади цветка множество капель. Как видите, они выглядят довольно контрастно и даже рвано.


А следующий снимок сделан на дешёвый никоновский объектив Nikkor 50 1.8D. Наблюдается похожий эффект, но «бокешки» (кружки заднего плана) уже менее контрастные


Или вот ещё фотография, сделанная на Гелиос-40. Обратите внимание, как закручивается задний план.


На следующем фото пример размытия заднего плана объективом Tokina 100 2.8 macro. Как видите, кружки менее контрастны, эффект закручивания слабо выражен:


Однако, многие забывают, что помимо боке заднего плана есть ещё и боке переднего плана. Вот пример работы объектива Nikkor 80-200 2.8D, здесь присутствует как задний, так и передний план. Между моделью и фотографом влезли листики, которые вы можете видеть как жёлтые пятна.


Как добиться боке от моего объектива?

Всё и просто, и сложно одновременно.

  1. Откройте диафрагму до максимума. Для этого лучше установите режим А (Av) на фотоаппарате и установите значение F на минимум. Например, это может быть 1.8, 2.8, 3.5…
  2. Установите максимальное фокусное расстояние (зум на максимум). Если у вас очень мощный зум, то ограничтесь каким-то здравым смыслом.
  3. Сделайте так, чтобы ваша модель была к вам достаточно близко (1.5-4 метра, если речь о человеке. 10-15 см, если речь о макро), а фон позади модели был максимально далеко (минимум 10 метров, а лучше километр для человека, 30см и больше для макро).
  4. Сделайте фотографию. Всё должно получиться.

На следующей фотографии есть боке переднего плана (руки), резкий ребёнок и боке заднего плана (фон)

Здесь боке переднего плана — очки, резкий ребёнок, а боке заднего плана — пол.

Как добиться ярких кружков в боке?

Чтобы получить яркие и контрастные пятна в боке, вам нужно, чтобы на заднем плане были яркие пятна. Это может быть листва, лампочки или капли воды, освещённые Солнцем. При этом важно, чтобы они находились достаточно далеко для появления размытия, но не слишком далеко, чтобы не пропала детализация. Например, эта фотография шишки сделана в закатное время после дождя ( ?), и тут нет никакой дополнительной обработки.


Какой объектив выбрать для самого сильного боке?

Для разных ситуаций есть разные решения.

Для классического портрета используются фокусные расстояния от 85 миллиметров (для полнокадрового фотоаппарата), и максимальное размытие здесь достигается величиной диафрагмы: 2.0, 1.8, 1.4, 1.2 — эти значения обеспечивают максимальное размытие и малую глубину резкости.

Для репортажного портрета используются телеобъективы. Их светосила не превышает 2.8, а частенько фотографы пользуются и гораздо более «тёмными» объективами со светосилой 3.5-5.6. В этом случае размытие заднего плана обеспечивается большим фокусным расстоянием — от 135 миллиметров.

Для макро размер диафрагмы не играет решающей роли. Здесь определяющим фактором является расстояние до объекта съёмки. При таком малом расстоянии даже на диафрагме 10 глубина резкости может оказаться слишком маленькой. Имеено поэтому макро объетивы часто бывают не особо светосильными, зато позволяют очень сильно закрывать диафрагму.

Очень часто начинающие фотографы сталкиваются с проблемой непонимания специальной терминологии. И очень часто натыкаются на агрессивное поведение более опытных собратьев, которые зачастую ленятся что-либо объяснять. И, например, на простой вопрос: что такое боке , не могут просто ответить, а начинают использовать сложные формулы и непонятные многим термины.
Но ведь все когда-то с чего-то начинали. Сегодня мы поговорим о часто употребляемом, в речи фотографов всего мира, термине боке. Если отойти от точных научных определений, то самое простое для понимания, значение термина боке можно определить, как: художественное размытие фона на фотографии; изображение находящееся не в фокусе; эстетическое качество размытия. Происхождение термина идет из японского языка, где 暈け или ボケ(Боке или Bokeh ) означает — «размывание» или «туман», возможный перевод «размытость» и «нечёткость».

Хотя это трудно оценить, но одни объективы дают более приятный фон вне зон фокусировки, чем другие. Хорошее боке особенно важно для портретных объективов, макро-объективов и иногда телеобъективов, потому что они обычно используют с маленькую глубину резкости. Глубина резкости изображаемого пространства часто обозначается словом — ГРИП. Посмотрите на картинку ниже, значение диафрагмы — играет решающую роль в том, получите вы размытый фон или нет. В любой зеркальной камере можно установить значение диафрагмы, если не знаете как это сделать — посмотрите в инструкции к своему фотоаппарату. Установив к примеру значение на f/1,4 вы получите очень размытый фон, при четком предмете на переднем плане. Именно такое значение установить смогут не все, так как эта возможности зависит напрямую от вашего объектива. Просто выберите минимальное значение из доступных для вашего объектива.

Существуют разные критерии по определению качества боке, но все же тут присутствует очень личностное восприятие. Одному человеку может понравиться боке фотографии, а другой скажет, что такой рисунок боке ему вообще не нравится. Сам рисунок боке напрямую зависит от самой оптической схемы объектива, от лепестков диафрагмы. Причем совсем необязательно, что бы рисунок был из световых кругляшков или многоугольников, боке — это любое размытие фона.

Цена объектива как правило имеет значение, и хороший портретник стоит недешево. Как вариант — обратить свое внимание на советскую оптику. Сегодня используя цифровую зеркальную камеру и старые объективы можно получать очень классные снимки. Главное правильно подобрать переходник.