Птицы мои верные друзья. «Птицы — наши верные друзья!» Экологическое развлечение для детей средней-старшей группы

Цель: Углублять представление детей о зимующих и перелётных птицах.

Программные задачи:

Образовательные : Закрепить знания о зимующих и перелетных птицах, умение их различать, учить детей связывать условия жизни птиц со способами питания и характерными повадками, формировать навыки экологически грамотного поведения.

Развивающие: Развивать речевую активность, фонематический слух, умение вычленять звук из слова, определять его позицию в слове, развивать зрительное восприятие, мышления, познавательную активность.

Воспитательные: Воспитывать умение выслушивать других; навыки сотрудничества, доброжелательности; бережное, эмоциональное отношение к птицам; желание помогать и заботиться о них.

Ход образовательной деятельности:

Приветствие
Работа с корректурной таблицей «Перелетные и зимующие птицы»


Игра «Кто куда летит» (Какие птицы прилетят к водоёму, к кормушке, к гнезду)

Игра «Чем угостим птиц»
(Кого угостим ягодами рябины, хлебными крошками, кусочками сала, насекомыми, зерном)

Игра «Перелетные и зимующие птицы» (Перелетных птиц соедините с картинкой, где изображена весна; зимующих - с картинкой, где изображена зима)

Игра «Определите место звука «Г» в названиях птиц»

Чтение слов и предложений

Задание «Выложите птицу» (по образцу)


«Берегите птиц»

Не трогай ласточку! Она

Издалека летит сюда!

У нас растит своих птенцов,

Не разоряй ее гнезда.

Будь другом птиц!

Пусть под окном

Поет весною соловей,

И над просторами Земли

Летают стаи голубей.

Анна Гладких
Викторина «Птицы - наши верные друзья» для средней группы

Цели : Закрепить знания детей о птицах ; учить выделять взаимосвязь в природе; воспитывать любовь к птицам и формировать заботливое отношение к пернатым; вызывать у детей радость и удивление от наблюдения за жизнью птиц через фотоматериалы .

Ход викторины:

Дети. Соловья, скворца, кукушки.

Воспитатель. Как звучало их пение? Какие звуки еще были слышны в лесу? О чем можно сделать вывод?

Дети. Пение птиц заливистое , веселое, радостное. В лесу раздавалось много других звуков : стук, шелест. Сколько много звуков в лесу бывает весной, когда прилетают птицы из теплых краев , начинают вить гнезда, устраивать места для вывода птенцов.

Воспитатель. Ребята, почему одних птиц называют перелетными, а других- зимующими?

Дети. Есть птицы . Которые могут приспособиться к зимним условиям – синицы, сороки, вороны, воробьи - эти птицы зимующие , а те птицы , которые могут жить только в теплое время года, вынуждены перелетать с одного места на другое, где тепло, такие птицы называются перелетными.

Фотоохотник. (стучит в дверь, входит с ружьем) . Здравствуйте дети! Я правильно пришел по объявлению, где ребята считают себя друзьями птиц ?

Дети. Но кто вы? Почему у вас ружье?

Фотоохотник. Это ружье необычное, из него не стреляют, а ведут наблюдения за птицами , животными и растительным миром на близком расстоянии и можно сфотографировать любой интересный момент из их жизни. Чтобы получить интересный фотоснимок, необходимо долгое время, как охотнику, быть наблюдательным, осторожным, много исходить лесных тропинок, выследить, выждать.

Дети как вы думаете, какая у меня профессия? Как называют?

Дети. Вы работаете в лесу, как охотник, но с фоторужьем, значит ваша профессия называется фотоохотник.

Фотоохотник. Ребята, подумайте и ответьте мне, для чего нужна эта профессия.

Дети (рассуждают) . Фотоохотник выискивает интересные моменты из жизни растений и животных, а это необходимо людям знать. Чтобы научиться их любить. Защищать, беречь красоту окружающего нас мира, потому что люди не будут знать жизнь природы, то они ее могут погубить.

Фотоохотник (вынимает конверт) . Ребята я специально для вас подготовил вопросы и положил их в отдельный конверты, эти вопросы о жизни птиц , они помогут вам больше о них узнать и еще много откроют для вас интересного.

Я разложу эти конверты по кругу, вращением диска стрелка покажет на один из конвертов, на тот вопрос вы будете отвечать. За ответ будите получать значок, а в конце игры подсчитаем количество заработанных значков и определим, кто же из вас знает больше о птицах .

Игра :

1-й вопрос : Где и из чего вьет гнездо ласточка? (Под крышей дома из глины, смоченной слюной) .

2-й вопрос : Почему ласточек нельзя держать в неволе? (Она может погибнуть, так как добывает пищу на лету) .

3-й вопрос : Назовите, каких птиц вы знаете и какую пользу они приносят? (Скворцы – уничтожают майских жуков, слизней; грачи – спасают деревья от гусениц; воробьи- уничтожают насекомых, вредителей парка и леса) .

4-й вопрос : Назови приметы связанные с птицами . (Ласточка летает низко – перед дождем. Ласточка прилетели - скоро грянет гром. Увидел грача – весну встречай) .

5-й вопрос : Какие вы знаете стихи о птицах ? («Покормите птиц зимой… » , «Грачи» , «Ласточка» .)

6-й вопрос : Какую заботу мы проявляем о птицах ? (Оберегаем гнезда, помогаем в беде, вывешиваем кормушки, скворечники) .

7-й вопрос : Кто объяснит значение слова «пернатые» ? (Тело птиц покрыто пером , отсюда появилось слово, обозначающее птиц – пернатые ) .

Игровая пауза : «Узнай, что за птица

Фотоохотник. Дети, я расскажу, как мне однажды удалось рассмотреть одну из птиц .

Я пошел побродить в березовую рощу. Солнце пробивается своими лучами сквозь верхушки берез. И вдруг я услышал знакомый лесной голосок : ку- ку, ку – ку… Я много раз слышал ее голос, а вот видеть близко не приходилось. Я стал подходить ближе, а она от меня улетает в другое место. Я подумал – играет со мной в прятки. Ну, думаю, ты сейчас будешь меня искать. Я влез в куст орешника, тоже кукукнул раз, другой. Кукушка замолчала. И я молчу : вдруг вижу : летит, как ястребок, птица к соседнему дереву , села на сучок и ку- ку, ку- ку. Тогда я взял ружье и стал за ней наблюдать, а потом как кукукну ей из кустов. С перепугу она чуть с дерева не свалилась, шмыг и улетела. Вот так мы с ней и поговорили.

Поощрения детей в виде благодарности, похвалы.

Фотоохотник. На прощание я хочу вам подарить фотографии самых интересных моментов из жизни птиц , которые мне пришлось наблюдать.

Раздает фото детям, прощается до следующей встречи.

Публикации по теме:

Беседы о здоровье с дошкольниками «Наши верные друзья!» Дорогие ребята! Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым! Ведь как говорили древние греки: «В здоровом теле - здоровый.

ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ «Занятие на тему: НАШИ МЕНЬШИЕ ДРУЗЬЯ. для воспитанников подготовительной группы (по учебно-методическому комплекту.

НОД для детей первой младшей группы «Наши верные друзья. Домашние животные» НОД для детей 1-ой младшей группы. "Наши верные друзья". Интеграция образовательных областей: познание, социализация, художественно-эстетическое.

Характеристика проекта Наименование проекта: Проект «Птицы - наши друзья» подготовительной группы № 5 МБДОУ "Д/с №6 "Малышка" ЗАТО Комаровский.

Проект «Кошки - наши верные друзья» Кошки – наши верные друзья Цель: - познакомиться с некоторыми породами кошек и значением их в жизни человека; - научиться.

Энже Паранина

Здравствуйте, Уважаемые коллеги!

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогами задачу большой экологической и социальной значимости. Чтобы данные значимости сохранить и требования к их исполнению превратить в норму поведения каждого гражданина, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей природы. В нашем детском саду уделяется огромное внимание теме экологии . Читаем художественную литературу, делаем различные интересные работы, разрабатываем небольшие сценарии.

Со своими детьми, мы выучили одно из стихотворений «Новая столовая» автор З. Александрова, и я решила попробовать его инсценировать, добавила ведущего и слова птиц , и вот что у меня получилось :

Ребёнок : Незаметно зима наступает,

С каждым днём холодней и темней,

Первый снег всю траву засыпает,

Семена не отыщешь на ней.

Но летим мы к хорошим ребятам,

Тем, которые помнят о нас.

Там у них по кормушкам припрятан

Хлебных корочек вкусный запас.

НОВАЯ СТОЛОВАЯ!

Ведущий (ребёнок) : Мы кормушки смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

К нам синица прилетели.

Синица : Я - проворная синица,

Мне на месте не сидится,

Я мороза не боюсь :

С солнышком проснусь,

Загляну в твоё окошко.

Дай мне семечек немножко.

Твоя помощь мне нужна,

Мне бы сала и зерна.

За добро благодарю :

Тебе песенку дарю.

Ведущий (ребёнок) : А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Снегирь : Мы зовёмся снегири!

Наши грудки – цвет зари !

Прилетаем мы зимой,

Мы не любим летний зной.

Нам морозы не беда,

Семена для нас еда.

Есть рябина, ясень, клён,

Подорожник, вкусный лён.

Мы на месте не сидим,

А летаем и едим!

Ведущий (ребёнок) : И вороны были в среду ,

Мы не ждали их к обеду.

Ворона : Я – умнейшая ворона,

Мне бы царство и корону.

Хоть живу в своём гнезде,

Но бываю я везде.

Наблюдаю за людьми,

Их домами, их детьми.

Пусть считают любопытной,

Но найду кусочек сытный

Или попросту стащу,

Своих деток угощу!

Не расстанусь я с тобой

Даже лютою зимой!

Ведущий (ребёнок) : А в четверг со всех краёв –

Стая жадных воробьёв.

Воробей : Я –воробушек обычный,

К русской зимушке привычный.

Хоть свирепы холода,

Мне метели не беда,

Если ты кладёшь в кормушку

Хлеба вкусного краюшку.

Птицам крошек не жалей ,

Станет другом воробей.

Ведущий (ребёнок) : В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

Голубь : Я – самая мирная птица ,

Я сизый простой голубок

Привык рядом с вами сел

Мне нравится ваш город

Немного мне надо еды,

От вьюг на чердак бы укрыться

Спасите меня от беды!

Ведущий (ребёнок) : А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

Сорока : Я весёлая сорока.

Я сорока – белобока.

Я летала по лесам.

Побывала тут и там.

Ведущий : В воскресенье, в воскресенье

Прилетел гонец весенний –

Путешественник – скворец…

Скворец : Я скворец!

Веселая пташка,

В черной в крапинку рубашке.

К вам весной прилетаю,

Сразу домик оживаю.

Птицы : Птиц , ребята не надо ловить.

Надо птиц всегда любить .

Птичьих гнёзд не разорять,

Зимою птицам помогать .

Их жалеть оберегать.

Ребёнок : Незаметно зима и промчится,

Будет солнце опять припекать,

Если дружишь, беды не случится,

Если с детства привык помогать.

Пусть летит наша добрая песня

В каждый сад, каждый двор, каждый дом.

Этот мир станет только чудесней,

Если птицы поют за окном .

Песня : «МОИ ПТИЦЫ " музыка и слова Е. Шаламоновой

под музыку дети (птицы ) уходят.

Вед.: Хорошие слова, правда, друзья ?

Без птичьего племени трудно представить Землю.

Дети :Птицы наши верные помощники и друзья , они радуют нас своими песнями, птицы санитары леса .

Воспитатель : - Ребята, а чем вы подкармливаете птиц зимой ?

(ответы детей : хлебушком, зернышком, салом и др.)

А чем питаются птицы летом ? (зернами, ягодами, насекомыми и др.)

Правильно молодцы.

Делаем кормушки. Кормим птиц

Коллективная работа : Птицы - наши верные друзья !


Конструирование и аппликация из цветной бумаги и картона


Оригами "Лебеди"


Классный час во 2 классе на тему

«Птицы - наши верные друзья»

Цель: прививать любовь к птицам, воспитывать экологическую культуру у учащихся.

Ребята, послушайте и отгадайте загадки.

Окраской сероватая,

Походкой мешковатая.

Повадкой вороватая,

Крикунья хрипловатая (Ворона)

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдёт приют,

Не боится он простуды,

С первым снегом тут как тут . (Снегирь)

Длиннохвоста, белобока,

А зовут её … (Сорока)

Чёрный жилет,

Красный берет.

Нос как топор,

Хвост, как упор. (Дятел)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крошки собирает. (Воробей)

Итак, о чём пойдет речь сегодня? (О птицах)

Птицы – эталон прекрасного на Земле. Это удивительные творения природы. Они радуют нас своей подвижностью, и голосом и обликом.

Вы никогда не задумывались над тем, чем отличаются птицы от других животных, чем привлекают они нас?

Конечно же, самое главное: птицы летают и, у каждой свой стиль в полёте. Орлы подолгу плавно парят, порой пролетая за день более 15 км. Серые журавли могут подниматься на высоту до 9 км. Стрижи и жаворонки не только неутомимы в полёте, но при этом они ещё постоянно поют. У птиц необычное острое зрение, ведь им надо с огромной высоты разглядеть добычу.

Птицы украшают природу, оживляют лес звучной песней. Послушайте.

Например, у скворцов нет своей песни. Они все прекрасные звукоподражатели.

Часто школьники ломают в лесу и в парке кусты, ветки деревьев. Бывают и такие, которые разоряют птичьи гнёзда.

Надо жить под девизом: «Любить и охранять родную природу!».

Ребята, с природой надо дружить.

Ученик читает стихотворение.

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Нор звериных, птичьи гнёзда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живётся с нами рядом.

Давайте все вместе прослушаем песню «Лесной марш», а кто знает,пусть подпевает.

Музыка Юрия Чичкова
Слова Петра Синявского

Нам птицы просигналили подъем,
Привычными тропинками проходим мы.
Мы каждую березку сбережем
В лесах любимой Родины.

Припев:

Мы сами написали
В лесной зеленой книжке
О том, что есть у леса
Надежные друзья –
Такие же девчонки,
Такие же мальчишки,
Такие же счастливые,
Как ты и я!

Мелькают наших песен огоньки.
Шагаем мы лесами-перелесками
Под кедрами красавицы-тайги,
Под соснами полесскими.

Нам солнце улыбнется веселей,
И каждый день нам радостней покажется,
Когда пройдут по всей родной земле
Отряды наших саженцев.

Так добрые волшебники – леса –
Похожи на поэтов и художников!
Природа дарит людям чудеса,
А мы – ее помощники
.

Сегодня мы совершим путешествие в зимний лес. Лес полон диковинок. В морозной тишине стрекочут любопытные сороки. Зачем ты человек пришёл в лес? С добром или нет? Попробуем ответить на эти вопросы.

Лесные зимние поляны – как гладкие страницы большой книги.

Тут вприпрыжку по странице

В ясный день гуляли птицы,

Оставляя след крестом.

Послушайте, о чём говорят птицы между собой. (Разыгрывается диалог между детьми в ролях Дятла и Зяблика)

Дятел: Мне, заблик, без носа, как без рук. Семян еловых захочешь, носом стучи. Короеда несчастного выбить - и того носом. Голова кругом. А весной ещё и на барабане носом играй. Стучи во всю мочь по сушине. Греми на весь лес, иначе дятлихи и слушать не хотят. Того и гляди с носом останешься.

Зяблик: Ох, дятел, и стукатливая у тебя жизнь. Все носом, да носом - того и гляди без носа останешься.

Как вы понимаете смысл фразы «сносом останешься»?

Почему дятел не улетает на зиму?

Почему дятла называют санитаром леса?

Люди много наблюдали за птицами и придумали много пословиц, в которых упоминаются птицы.

(Пословицы выведены на экран)

Прочитаем пословицы и попробуем объяснить их значение.

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

Всяк кулик своё болото хвалит.

Лучше синица в рукаве, чем журавль в небе.

Синичка невеличка, а птичка.

Птицу узнают в полёте, а человека в работе.

- А сейчас викторина о птицах.

Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)

Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики)

Какая из птиц наших хвойных лесов самая маленькая? (Королёк)

Какая птица к зиме белеет? (Белая куропатка )

Любимое лакомство глухарей? (Хвоя)

Какая птица лучше всех поёт? (Соловей)

- Трели соловья слышны на расстоянии несколько сотен метров.

Как называются птицы, которые улетели?

Назовите перелётных птиц. Почему они улетают на юг?

А кто знает, как птицы догадываются, куда лететь на зиму?

Да, это действительно загадка природы: в результате опытов выяснилось, что кроме врожденного чувства направления, птицы способны ориентироваться. Летящие днём – по горам, рекам, морям, крупным городам. Летящие ночью – по звёздам, луне.

А какие птицы улетают первыми? (Стрижи)

Какие птицы улетают последними? (Водоплавающие) Почему?

Что страшнее птицам: голод или холод?

Нередко в лесу можно найти в дуплах и гнёздах мёртвых птиц. Они погибают не от холода, а из-за отсутствия пищи. Что же мы должны сделать, чтобы не пришлось встречать весну без птичьих песен? (Ответы детей).

Мы попадаем с вами на птичью поляну. (На экране «Птичья столовая»). Посмотрите сколько здесь птиц.

Все они просят у нас угощения:

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

Будет всем зимой обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду.

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв-

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

Читает ученик:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо

Сколько гибнет их – не счесть!

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло,

Приучайте птиц в мороз к своему окну. Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну!

Вы, подкармливая птиц, в трудную пору, можете спасти их от голодной смерти. Поэтому каждая, даже самая незамысловатая по устройству, самая небогатая разносолами кормушка важна. На балконе, в парке, в лесу-везде можно устроить для птиц столовую.

Сегодня вы принесли много кормушек и мы откроем нашу школьную птичью столовую, так как считаем, что «Птицы –наши верные друзья! «

Пусть пернатые прилетают к нам, здесь их каждый день будет ждать свежий корм до наступления теплых весенних дней. (Ребята отправляются в школьный парк и сад развешивать кормушки).

Задание:

1. Наблюдать, какие птицы будут прилетать к кормушкам.

2.Установить дежурство по уходу за кормушками и пополнению их кормом..