Производственная структура предприятия. Организация ремонтного обслуживания

Современные предприятия оснащены дорогостоящим и разнообразным оборудованием, установками, роботизированными комплексами, транспортными средствами и другими видами основных фондов. В процессе работы из-за износа и разрушения отдельных деталей снижается их производительность, точность и другие параметры.
Для компенсации износа и поддержания основных фондов в нормальном, работоспособном состоянии требуется систематическое техническое и ремонтное обслуживание.
Техническим обслуживанием принято называть комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности оборудования при его производственном использовании, во время ожидания, хранения и транспортировки.
Ремонт - комплекс операций по восстановлению исправности, работоспособности или ресурса оборудования либо его составных частей благодаря замене или восстановлению изношенных деталей и регулировке механизмов.
О значении надлежащей организации содержания и ремонта оборудования можно судить по следующим показателям: годовые затраты на ремонт и техническое обслуживание оборудования на предприятиях составляют 10 - 25% его первоначальной стоимости, а их доля в себестоимости продукции достигает 6 - 8%; численность ремонтных рабочих колеблется в пределах 20 - 30% общей численности вспомогательных рабочих.
Таким образом, главными задачами ремонтной службы предприятия следует считать:
сохранение оборудования в технически исправном состоянии, обеспечивающем его высокую производительность и качество работы;
сокращение времени на техническое обслуживание и ремонт оборудования;
снижение затрат на ремонт и техобслуживание.
Для решения указанных задач на предприятиях создается ремонтная служба, состоящая из ремонтно-механического, ремонтно-строительного и электроремонтного
цехов, смазочно-эмульсионного хозяйства, складов оборудования и запасных частей, а также цеховых ремонтных служб.
Ремонтно-механический цех (РМЦ) является основной материальной базой ремонтной службы предприятия. Он комплектуется разнообразным универсальным оборудованием и высококвалифицированными рабочими. В этом цехе выполняются все наиболее сложные работы по ремонту оборудования, изготовлению и восстановлению сменных деталей, а также работы по модернизации оборудования.
Капитальный ремонт производится в ремонтно-механическом цехе на специально оборудованных рабочих местах (стендах, площадках), а в случае тяжелого оборудования - непосредственно в цехах. В структуре ремонтно-механического цеха обычно выделяют технологические участки (станочный, демонтажный, слесарно-сборочный, заготовительный со складом, сварочный и термический), а также промежуточные склады, склад запасных частей и вспомогательных материалов, инструментально-раздаточную кладовую с заточным отделением. Организация и планирование работы ремонтно-механического цеха осуществляются так же, как в механических цехах с единичным и мелкосерийным типом производства.
Ремонтно-строительные цехи создаются на крупных промышленных предприятиях и выполняют ремонт зданий и сооружений на территории завода. Подчиняются они отделу капитального строительства.
Электроремонтный цех осуществляет ремонт энергооборудования, подчиняясь главному энергетику предприятия.
Цеховые ремонтные базы создаются в крупных основных цехах предприятия и подчиняются механикам этих цехов.
Конструкторскую и технологическую подготовку, материальное обеспечение, планирование и организацию работ по ремонтно-техническому обслуживанию и модернизации оборудования осуществляет в составе ремонтного хозяйства предприятия отдел главного механика.
Конструкторско-технологическое бюро осуществляет техническую подготовку ремонтных работ всех видов, включая модернизацию; обеспечивает комплектование альбомов чертежей и их хранение по всем видам оборудования.
Бюро ремонта состоит из следующих подразделений:конструкторско-технологического бюро; планово-производственного бюро; группы кранового оборудования; бюро ремонта (инспекторская группа; бюро учета оборудования; группа запасных частей; группа смазочного хозяйства).
Инспекторская группа осуществляет технический надзор за эксплуатацией и состоянием технологического оборудования (по видам, за исключением кранового), планирование и контроль выполнения планов его ремонта и технического обслуживания.
Группа учета оборудования ведет учет оборудования и его перемещения, отвечает за хранение и консервацию неустановленного (демонтированного) оборудования.
Группа запасных частей устанавливает номенклатуру, сроки службы, нормы расхода и лимиты на запасные детали и покупные материалы, планирует изготовление запасных частей и руководит складскими запасами деталей.
Группа смазочного хозяйства контролирует выполнение графика смазки оборудования, устанавливает лимиты на обтирочно-смазочные материалы и на сбор отработанного масла и его регенерацию.
Планово-прозводственное бюро планирует и контролирует работу ремонтно-механического цеха и цеховых ремонтных служб, проводит материальную подготовку ремонтных работ, составляет отчеты о выполнении планов ремонтных работ по заводу, анализирует технико-экономические показатели ремонтной службы завода, выявляет непроизводительные затраты, разрабатывает мероприятия по их устранению.
Группа кранового оборудования осуществляет технический надзор за эксплуатацией и состоянием подъемно-транспортного оборудования, планирование и контроль выполнения планов его ремонта и технического обслуживания. На небольших предприятиях отдел главного механика обычно включает бюро ремонта, конструкторско-технологическое бюро и бюро энергетики, выполняющие функции отсутствующего на таких предприятиях отдела главного энергетика.
Как было сказано выше, ремонт и техническое обслуживание оборудования на предприятиях осуществляются на двух уровнях: общезаводском и цеховом.
В зависимости от доли работ, выполняемых производственными цехами, РМЦ и цеховыми ремонтными службами, различают три формы организации ремонта: централизованную, децентрализованную и смешанную.
При централизованной форме все виды ремонта, а иногда и техническое обслуживание производятся силами РМЦ завода. Это происходит на небольших предприятиях (как правило, заводы единичного и мелкосерийного производства).
При децентрализованной форме все виды ремонта и обслуживания выполняются силами цеховых ремонтных служб, а РМЦ занимается изготовлением запасных частей, капитальным ремонтом и модернизацией особо важного оборудования. Данная форма ремонта в большей степени применима на предприятиях крупносерийного и массового производства с большим количеством оборудования в каждом цехе.
Смешанная форма организации ремонтных работ характеризуется тем, что наиболее сложные и трудоемкие работы (капитальный ремонт, модернизация оборудования, изготовление запасных частей и восстановление изношенных деталей) производятся силами РМЦ, а техническое обслуживание, текущий, средний и внеплановые ремонты - силами ЦРБ, комплексными бригадами слесарей, закрепленными за участками.
Ремонтные работы желательно осуществлять без полной остановки производства. Это возможно при использовании агрегатного (узлового) или последовательно-агрегатного (последовательно-узлового) методов ремонта.
При агрегатном методе отдельные агрегаты (сборочные единицы) оборудования, подлежащие ремонту, демонтируются и отправляются в ремонт, а на их место устанавливаются запасные (оборотные) _ заранее отремонтированные или новые. Применение этого метода экономически целесообразно при ремонте большого числа единиц оборудования одинаковых моделей. При последовательно-агрегатном методе агрегаты, требующие ремонта, демонтируются и заменяются запасными не одновременно, а последовательно во время перерывов (обычно режимных) в работе оборудования. Этот метод применяется для оборудования, имеющего ряд конструктивно обособленных элементов (агрегатов и модулей), которые могут быть отремонтированы и испытаны раздельно.
В условиях поточного и автоматизированного производства аварийный выход из строя отдельных агрегатов оборудования может привести к полной остановке работы целого производственного подразделения. Для предупреждения аварийных ситуаций организуется обязательное регулярное профилактическое обслуживание оборудования в нерабочее время, создается необходимый запас сменных быстроизнашивающихся частей. Плановый ремонт оборудования на поточных линиях и в автоматизированных производствах выполняется в часы профилактики и нерабочие дни (смены или часы) агрегатным или последовательно-агрегатным методом.
При организации ремонтов и технического обслуживания оборудования возможны два принципиально разных подхода: ремонтные работы и соответствующее обслуживание после выхода оборудования из строя (поломка, авария и т.п.) либо ремонты и техобслуживание, не дожидаясь выхода агрегатов из строя, т.е. в предварительном, планово-предупредительном порядке.

Задача ремонтной службы предприятия:

обеспечение постоянной работоспособности оборудования и его модернизация, изготовление запасных частей, необходимых для ремонта, повышение культуры эксплуатации действующего оборудования, повышение качества ремонта и снижение затрат на его выполнение.

Ремонтную службу предприятия возглавляет отдел главного механика предприятия (ОГМ). Структура ремонтной службы представлена на рис. 8.3.

Рисунок 2.1 - Структура ремонтной службы предприятия

Функции ремонтной службы предприятия:

Разработка нормативов по уходу, надзору, обслуживанию и ремонту оборудования;
- планирование ППР;
- планирование потребности в запасных частях;
- организация ППР и (ППО), изготовления или закупки и хранения запчастей;
- оперативное планирование и диспетчирование сложных ремонтных работ;
- организация работ по монтажу, демонтажу и утилизации оборудования;
- организация работ по приготовлению и утилизации смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ);
- разработка проектно-технологической документации на проведение ремонтных работ и модернизации оборудования;
- контроль качества ремонтов;
- надзор за правилами эксплуатации оборудования и грузоподъемных механизмов.

Система планово-предупредительного ремонта (ППР)

Система ППР - это комплекс планируемых организационно-технических мероприятий по уходу, надзору, обслуживанию и ремонту оборудования. Мероприятия носят предупредительный характер, т.е. после отработки каждой единицей оборудования определенного количества времени производятся профилактические осмотры и плановые ремонты его: малые, средние, капитальные.

Чередование и периодичность ремонтов определяется назначением оборудования, его конструктивными и ремонтными особенностями и условиями эксплуатации.

ППР оборудования предусматривает выполнение следующих работ:

Межремонтное обслуживание;
- периодические осмотры;
- периодические плановые ремонты:
- малые;
- средние;
- капитальные.

Межремонтное обслуживание - это повседневный уход и надзор за оборудованием, проведение регулировок и ремонтных работ в период его эксплуатации без нарушения процесса производства. Оно выполняется во время перерывов в работе оборудования (в нерабочие смены, на стыке смен и т.д.) дежурным персоналом ремонтной службы цеха.

Периодические осмотры - осмотры, промывки, испытания на точность и прочие профилактические операции, проводимые по плану через определенное количество отработанных оборудованием часов.

Периодические плановые ремонты

Малый ремонт - детальный осмотр, смена и замена износившихся частей, выявление деталей, требующих замены при ближайшем плановом ремонте (среднем, капитальном) и составление дефектной ведомости для него (ремонта), проверка на точность, испытание.

Средний ремонт - детальный осмотр, разборка отдельных узлов, смена износившихся деталей, проверка на точность перед разборкой и после ремонта.

Капитальный ремонт - полная разборка оборудования и узлов, детальный осмотр, промывка, протирка, замена и восстановление деталей, проверка на технологическую точность обработки, восстановление мощности, производительности по стандартам и ТУ.

ППР осуществляется по плану-графику, разработанному на основе нормативов ППР:

Продолжительности ремонтного цикла;
- продолжительности межремонтных и межосмотровых циклов;
- продолжительности ремонтов;
- категорий ремонтной сложности (КРС);
- трудоемкости и материалоемкости ремонтных работ.

Ремонтный цикл - это период работы оборудования от начала ввода его в эксплуатацию до первого капитального ремонта или период работы между двумя капитальными ремонтами.

Структура ремонтного цикла - это порядок чередования ремонтов и осмотров, зависящих от типа оборудования, степени его загрузки, возраста, конструктивных особенностей и условий эксплуатации. Например, для агрегатных финишных станков структура ремонтного цикла имеет следующий вид

К-О-О-М 1 -О-О-М 2 -О-О-С 1 -О-О-М 3 -О-О-М 4 -О-О-С 2 -О-О-М 5 -О-О-М 6 -О-О-К,

где К - это капитальный ремонт (или ввод оборудования в эксплуатацию);
С - средний ремонт;
М - малый ремонт;
О - осмотр;
1, 2, 3, ..., 6 - порядковый номер ремонта в цикле.

Продолжительность ремонтного цикла - промежуток времени между двумя капитальными ремонтами.

Категория ремонтной сложности (КРС) присваивается каждой единице оборудования. В качестверемонтной единицы принята 1/11 трудоемкости капитального ремонта токарно-винторезного станка 16К20, относящегося к одиннадцатой группе сложности.

Для единицы ремонтной сложности рассчитаны нормативы в часах для ремонтов по видам работ:

Слесарные;
- станочные;
- прочие (окрасочные, сварочные и др.).

КРС специального технологического оборудования (a р.c) определяется трудоемкостью ремонтных работ:

где t iслес - норма времени выполнения каждой слесарной операции, в нормо-часах;
t р.е.слес - норма времени на одну ремонтную единицу капитального ремонта оборудования, в нормо-часах;
m - типовой перечень слесарных работ (с указанием процентов замены изношенных важнейших деталей), выполняемых при проведении капитального ремонта.

Для большинства оборудования в машиностроении и приборостроении норма времени на одну ремонтную единицу равна:

23 часа для механической части оборудования;
- 11 часов для электрической части.

1. Цели и задачи ремонта промышленного оборудования.

Уровень производительности труда и точность выпускаемой продукции в значительной степени зависят от состоянии машин и механизмов. Постоянное работоспособное состояние оборудования можно обеспечить, если вести систематическое наблюдение за ним и своевременно его ремонтировать.

Служба ремонта технологического оборудования машиностроительного предприятия – служба главного механика (СГМ) – это комплекс подразделений, занимающихся надзором за эксплуатацией и ремонтом технологического оборудования. Она включает в себя отдел главного механика (ОГМ) завода с входящими в его состав цехами: ремонтно-механическим (РМЦ), ремонтно-литейным и котельно-сварочным (главным образом на крупных заводах), а также цеховыми ремонтными базами (ЦРБ). Основными задачами этой службы являются:

Обеспечение нормального технического состояния технологического оборудования и его бесперебойной работы;

Сокращение простоев оборудования в ремонте и потерь в производстве, связанных с выполнением ремонтных работ;

Снижение расходов на ремонт.

Решение этих задач в большой степени зависит от организации службы ремонта технологического оборудования или соответствующих подразделений объединенной службы ремонта.

Существует три основных вида организации выполнения ремонтных работ на промышленных предприятиях: централизованная, децентрализованная и смешанная:

1) Централизованное

2) Децентрализованное

3) Смешанное.

Централизованная организация выполнения ремонтных работ, предусматривающая выполнение всех ремонтных работ на заводе силами и средствами отдела главного механика и его ремонтно-механического цеха, типична для предприятий с небольшим количеством оборудования. Ее недостатком является полное освобождение цехов от выполнения ремонта эксплуатируемого оборудования, что снижает ответственность производственного персонала за его техническое состояние.

Децентрализованная организация выполнения ремонтных работ состоит в том, что все виды ремонтных работ (межремонтное обслуживание, периодический ремонт, в том числе и капитальный) производятся под руководством механиков цехов так называемыми цеховыми ремонтными базами, в состав которых входят ремонтные бригады. В ремонтно-механическом цехе, подчиняющемся главному механику, осуществляется только капитальный ремонт сложных агрегатов. Кроме того, в нем изготавливают и восстанавливают для цеховых ремонтных баз те детали и сборочные единицы, изготовление и восстановление которых требует применения оборудования, отсутствующего на ремонтной базе.



Для смешанной организации выполнения ремонтных работ характерно то, что все виды ремонта, кроме капитального, выполняют цеховые ремонтные базы, а капитальный ремонт – ремонтно-механический цех, имеющий соответствующие отделения (слесарное, станочное, сварочное).

Кроме перечисленных методов технического обслуживания ГОСТ 18322-78 предусматривает:

Поточное техническое обслуживание, выполняемое на специализированных рабочих местах в определенной технологической последовательности (применяется в массовом или крупносерийном производстве);

Техническое обслуживание эксплуатационным персоналом, т. е. персоналом, работающим на данном оборудовании в период его эксплуатации;

Техническое обслуживание специализированным персоналом – рабочими, подготовленными специально по объектам, маркам объектов, видам операций и видам технического обслуживания;

Техническое обслуживание специализированной организацией, с которой заключается соответствующий договор;

Техническое обслуживание предприятием-изготовителем (в гарантийный период или по договору).

2. Понятие о рациональной системе технического обслуживания и ремонта оборудования.

Система планово-предупредительного ремонта (ППР) представляет собой комплекс организационных и технических мероприятий предупредительного характера по техническому обслуживанию (ТО) и ремонту (Р) изношенных деталей и узлов, проводимых по составленному плану для обеспечения работоспособности станков в течение всего срока службы.

Планово-предупредительный ремонт оборудования производится, когда его износ не перешел в прогрессирующее состояние, а не тогда, когда оборудование износилось настолько, что уже вышло из строя (ремонт по потребности).

Система ППР предусматривает проведение профилактических осмотров и видов планового ремонта (текущего, среднего и капитального) каждого агрегата после того, как он отработал определенное количество часов.

Чередование и периодичность осмотров и видов планового ремонта оборудования определяются его назначением и условиями эксплуатации.

Наибольший экономический эффект ее применение дает при ремонте оборудования, работающего в условиях массового и крупносерийного производства.

В систему ППР входит периодический, послеосмотровой и стандартный ремонт.

Наибольшее распространение в машиностроительной промышленности получила система периодического ремонта; она положена в основу типового положения «Единая система ППР» (ГОСТ 18322-78).

В настоящее время признано экономически целесообразно применять на большинстве заводов все три системы ППР.

Системой технического обслуживания и ремонта техники (СТОИРТ), в соответствии с ГОСТ 18322-78 , называется «совокупность взаимосвязанных средств, документации, технического обслуживания, ремонта и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества изделий, входящих в эту систему» созданная в целях сохранения – в течение обусловленного времени при заданных условиях эксплуатации – производительности, точности и чистоты обработки, гарантированных в сопроводительной технической документации завода-изготовителя.

3. Виды ремонта.

Современное оборудование может состоять из трех частей: механической (включающей и гидравлические устройства), электрической и электронной .

Рациональное техническое обслуживание замедляет процесс износа и сокращает количество отказов и связанные с ними потери основного производства.

По способу организации различают два вида ремонта: плановый и внеплановый (ГОСТ 18322-78).

Плановый ремонт предусматривается рациональной системой технического обслуживания и ремонта оборудования и выполняется или через установленное нормами количество часов, отработанных оборудованием, или по достижении им установленного нормами технического состояния.

Внеплановый ремонт также предусматривается рациональной системой технического обслуживания и ремонта оборудования, но осуществляется в неплановом порядке, по потребности. К этому виду относится аварийный ремонт, обусловленный недостатками конструкции и изготовления оборудования.

Для устранения повреждений и износов, относящихся к разным группам, требуются принципиально отличающиеся по характеру ремонтные работы. Поэтому по составу и объему работ рациональная система технического обслуживания и ремонта оборудования предусматривает два вида ремонта: текущий и капитальный .

Текущий ремонт - это плановый ремонт, выполняемый с целью гарантированного обеспечения работоспособности оборудования в течение установленного нормативами количества часов работы до следующего ремонта. Он состоит в замене или восстановлении отдельных деталей или сборочных единиц.

Капитальный ремонт - это плановый ремонт, выполняемый с целью восстановления исправности и гарантированного обеспечения работоспособности оборудования в течение установленного нормативами количества часов работы до следующего капитального ремонта.

4. Структура и периодичность работ по плановому техническому обслуживанию и ремонту.

Существуют три разновидности ППР:

1) Метод послеосмотровых ремонтов – планируют не ремонт оборудования, а лишь периодические осмотр. Если при очередном осмотре выясняется, что станок не проработает нормально до следующего осмотра, то назначают ремонт к определенному сроку. Это дает возможность подготовиться к ремонту, выполнить его быстрее и качественнее. Недостаток метода - отсутствие планирования, что может привести к перегрузке работников ремонтной службы в одни периоды и незанятости – в другие.

2) Метод периодических ремонтов – для каждого станка составляют план с указанием сроков и объема ремонтных работ. Это наиболее распространенный вид планово-предупредительного ремонта оборудования.

3) Метод принудительных ремонтов – обязательный ремонт оборудования в установленные сроки. Ремонт производят по заранее разработанной технологии с обязательной заменой или восстановлением всех намеченных деталей и узлов.

Периодические осмотры проводят слесари-ремонтники согласно плану ремонта. При этом проверяют работу всех механизмов, производят их регулировку, выявляют состояние и степень износа узлов. Станки повышенной точности проверяют на точность. При осмотре выявляют все дефекты и неисправности оборудования, но устраняют только такие, наличие которых не позволяет нормально эксплуатировать оборудование до ближайшего планового ремонта. Остальные дефекты подлежат устранению при ближайшем плановом ремонте. Осмотр производят, как правило, в нерабочее время.

Периодический ремонт может быть текущим , средним и капитальным .

Текущий ремонт - это минимальный по объему вид планового ремонта, при котором заменяют или восстанавливают небольшое число, изношенных деталей, срок службы которых равен межремонтному периоду или меньше его, и регулируют механизмы, обеспечивая тем самым нормальную эксплуатацию станка до очередного планового ремонта. При текущем ремонте производят очистку гидросистемы и смену масла.

Средний ремонт - это плановый ремонт, включающий операции текущего ремонта и дополнительные мероприятия по восстановлению предусмотренных ГОСТами или техническими условиями точности, мощности и производительности оборудования на срок до очередного среднего или капитального ремонта. При среднем ремонте заменяют изношенные детали, срок службы которых равен или меньше межремонтного периода или периода между двумя средними ремонтами. При этом обязательно проводят проверку на точность.

Капитальный ремонт – это наибольший по объему вид планового ремонта оборудования, при котором производят полную разборку станка, ремонт базовых деталей, замену и восстановление всех изношенных деталей и узлов в целях возвращения агрегату первоначальных точности, мощности и производительности. При капитальном ремонте, как правило, производят модернизацию оборудования. Из капитального и среднего ремонта оборудование принимает представитель ОТК. Кроме периодических плановых ремонтов оборудования может быть неплановый ремонт, который не предусмотрен графиком и вызван аварией оборудования. При хорошо организованной на предприятии системе планово-предупредительного ремонта внеплановые ремонты, как правило, не должны иметь место. Период между двумя капитальными ремонтами называют ремонтным циклом, а период времени между двумя очередными плановыми ремонтами – ремонтным периодом. Структура ремонтного цикла, т.е. порядок расположения и чередования ремонтов и осмотров, может быть разной в зависимости от культуры производства и состояния оборудования.

Для МРС (металлорежущих станков) легких и средних массой до 10 тонн рекомендуется следующая структура ремонтного цикла:

К – О – М – О – М – О – С – О – М – О – М – О – С – О – М – О – М – О – К

К - капитальный ремонт;

С - средний ремонт;

М - текущий ремонт;

О – осмотр.

Для крупных станков массой от 10 до 100 тонн рекомендуются еще более частые профилактические мероприятия, предупреждающие преждевременный выход оборудования из строя. Число осмотров О = 27.

Продолжительность ремонтного цикла определяется классом точности станка, условиями работы, характером производства и т.д.

Средняя продолжительность ремонтного цикла для легких и средних станков по данным ЭНИМСа - около 30 000 рабочих часов. При этом ремонтный цикл для двусменной работы будет 90 месяцев, период между промежуточными ремонтами (ремонтный период) - 10 месяцев, между осмотрами - 5 месяцев.

Трудоемкость и степень сложности ремонта станков, которые зависят от конструктивных и технологических особенностей, оцениваются категорией сложности ремонта. Чем сложнее станок, тем выше категория сложности ремонта. За эталон принят токарно-винторезный станок 16К20(высота центров Н=200 мм; межцентровое расстояния МРЦ=1000 мм.); ему присвоена 11-ая категория сложности.

Номер категории сложности ремонта равен числу единиц ремонтной сложности, которые характеризуют объем работ при капитальном ремонте. Одна единица ремонтной сложности для механической части станков составляет 35 ч, из которых 23 ч выделяется на слесарные работы, 10 ч - на станочные и 2 ч - на прочие работы (сварочные, малярные и т. п.). Единица ремонтной сложности электротехнического оборудования станков составляет 15 ч (И ч - электрослесарные работы, 2ч - станочные, 2 ч-- прочие).

В зависимости от категории ремонтной сложности определяется время простоя оборудования в ремонте, которое исчисляется с момента остановки станка на ремонт до момента приемки его из ремонта контролером ОТК. Так, время на капитальный ремонт оборудования составляет I рабочий день на 1 единицу ремонтной сложности; на средний ремонт - 0,6 рабочего дня; на мелкий - 0,25.

Эти нормы составлены, исходя из односменной(!) работы ремонтных бригад и не зависят от сменности работы станка до его остановки на ремонт.

Для оборудования 1-6 категории сложности - 2 слесаря;

Для оборудования 7-15 категории сложности - 3 слесаря

Для оборудования 16-25 категории сложности - 4 слесаря.

Цикл технического обслуживания определяется структурой и продолжительностью.

Структура цикла технического обслуживания - это перечень видов планового технического обслуживания соответствующими коэффициентами, показывающими количество операций каждого вида в цикле. Например, структура цикла технического обслуживания, включающего структура ежесменного осмотра, четырехразового осмотра смазки, одну замену смазки, один частичный осмотр, две профилактических регулировки.

Ежесменную смазку изображают так:

ЕОе+4Сп+Сз+Оч+2Рм;

Е - число операций тех видов ТО, которые выполняются ежесменно(ежесменную смазку, выполняемую станочников). Рекомендуемая структура ремонтных циклов для металлорежущего и кузнечнопрессового оборудования приведены в табл.1.

Продолжительность цикла технического обслуживания парка оборудования предприятия (для расчета необходимой численности работников, составления заявок на материалы и определения суммы затрат на поддержание и восстановление работоспособности оборудования) планируют по данным о фактически отработанном времени.

Вывод же отдельных станков в капитальный ремонт, независимо от запланированной(средней для данной группы оборудования) продолжительности ремонтного цикла, следует производить только по их действительному техническому состоянию.

5. Планирование простоев при ремонте оборудования.

Продолжительность простоя оборудования в ремонте зависит от вида ремонта, ремонтосложности оборудования, количественного состава ремонтной бригады, технологии ремонта и организационно-технических условий выполнения ремонтных работ.

Ремонт промышленного оборудования в неавтоматизированном производстве организуют в одну, две или три смены в зависимости от того, насколько лимитирует производство простой данной единицы оборудования.

Простой электротехнической части оборудования при текущем и капитальном ремонте не планируется, т.к. эти виды ремонта должны проводиться одновременно с ремонтом механической части. Нормы продолжительности простоев из-за ремонта и технического обслуживания в неавтоматизированном и автоматизированном производстве при различной сменности работы бригад РМЦ и ЦРБ приведены в табл.3 и 4.

6. Узловой метод ремонта.

На предприятиях с большим количеством одномодельных станков, а также в условиях поточно-массового производства целесообразно применять метод узлового ремонта, сокращающий простой оборудования в ремонте и не нарушающий режим производственного цикла. При этом методе сборочные единицы агрегата, требующие ремонта, снимают и заменяют запасными (новыми или отремонтированными). В металлорежущий станках такими взаимозаменяемыми сборочными единицами являются передняя бабка, суппорт, шпиндельные и шлифовальные револьверные головки и т.п.

Основным преимуществом узлового метода является сокращение продолжительности ремонта(в несколько раз, по сравнению с обычным), благодаря тому, что собственно ремонтные работы отделены от разборочных и сборочных. Например, смена задней бабки(9) рис.1 длиться 15...30 минут, а ремонт этой сборочной единицы (в зависимости от ее состояния) может продолжаться несколько дней.


Список литературы

Факторы, определяющие формирование производственной структуры и ее изменений


Производственная структура предприятия - совокупность основных, вспомогательных и обслуживающих подразделений предприятия, обеспечивающих переработку "входа" системы в ее "выход" - готовый продукт с параметрами, заданными в бизнес-плане.

Характер построения подразделений, их количество определяется такими формами организации производства, как специализация, концентрация, кооперирование, комбинирование.

В зависимости от формы специализации производственные подразделения предприятия организуют по технологическому (на выполнении отдельной операции или вида работ), предметному (на изготовлении отдельного вида продукции или ее составной части) и смешанному (предметно-технологическому) принципу.

Основными факторами развития производственных структур предприятий являются:

регулярное изучение достижений в области проектирования и развития производственных структур с целью мобильности и адаптивности структуры предприятий к новым достижениям в этой области и к новой продукции;

оптимизация количества и размеров производственных подразделений предприятия;

обеспечение рационального соотношения между основными, вспомогательными и обслуживающими подразделениями;

обеспечение конструктивной однородности выпускаемой продукции;

рациональная планировка подразделений и генерального плана предприятия;

повышение уровня автоматизации производства;

обеспечение соответствия компонентов производственной структуры предприятия принципу пропорциональности по производственной мощности, прогрессивности технологических процессов (с точки зрения требований конструкции), уровня автоматизации, квалификации кадров и других параметров; обеспечение соответствия структуры принципу прямоточности технологических процессов с целью сокращения длительности (пути) прохождения предметов труда;

обеспечение соответствия уровня качества процессов в системе (производственной структуре предприятия) уровню качества "входа" системы. Тогда и качество "выхода" системы будет высоким;

создание внутри крупного предприятия (объединения, акционерного общества, фирмы и т.п.) юридически самостоятельных мелких организаций с предметной или технологической специализацией производства;

сокращение нормативного срока службы основных фондов;

соблюдение графиков планово-предупредительного ремонта основных производственных фондов предприятия, сокращение продолжительности проводимых ремонтов и повышение их качества, своевременное обновление фондов.

Организационная структура треста "Сургутнефтедорстройремонт" Витимского ДРСУ - линейно-функциональная. Принцип создания функциональной структуры сводится к группировке персонала по тем широким задачам, которые он выполняет. Конкретные характеристики и черты деятельности того или иного подразделения соответствуют наиболее важным направлениям деятельности всего предприятия.

ремонтное обслуживание структура производственная


Рис.1 - Организационная структура треста


Для выполнения всего комплекса работ трест в своем составе имеет следующие подразделения, представленные на схеме:


Рис.2 Производственная структура треста


.Ремонтно-строительное дорожное управление (РСДУ). Основной задачей подразделения является содержание и строительство городских автодорог.

Дорожное ремонтно-строительное управление (ДРСУ), выполняет все виды работ по строительству и содержанию промысловых дорог.

Управление механизированных работ (УМР). Основной целью деятельности управления является бесперебойная и эффективная работа специальной и технологической, тяжелой техники и автомобильного транспорта, направленная на выполнение работ по строительству, ремонту и содержанию промысловых автодорог, выполняемых ремонтно-строительными подразделениями треста.

Управление по подготовке производства (УПП). Основной задачей управления является обеспечение производства материально-техническими ресурсами для выполнения комплекса работ по строительству и ремонту дорог.

Мостовое ремонтно-строительное управление (МРСУ), созданное 01.12.1992 г. В связи с производственной необходимостью было принято решение о создании еще одного подразделения для выполнения работ по ремонту и содержанию мостовых переходов, стоящих на балансе.

Культурно-спортивный комплекс "Дорожник", принятый в состав треста в 1992 г., занимается организацией культурного досуга и спортивного воспитания работников треста.


Организация ремонтного обслуживания


Техническое обслуживание и ремонт оборудования на предприятии осуществляет ремонтное хозяйство.

Назначение и состав ремонтного хозяйства. Назначение ремонтного хозяйства предприятия - своевременное и в полном объеме удовлетворение потребностей производственных подразделений предприятия в техническом обслуживании и ремонте оборудования с минимальными затратами. Производственные подразделения предприятия, участвующие в выпуске продукции, используют разнообразное технологическое оборудование. В процессе эксплуатации оборудование подвергается физическому износу, из-за чего снижаются его точность, производительность и другие характеристики. Это может стать причиной снижения качества продукции, ухудшения технико-эксплуатационных характеристик оборудования и технико-экономических показателей производства. Для компенсации износа и поддержания оборудования в работоспособном состоянии на требуемом уровне необходимо своевременно заменять износившиеся части оборудования, восстанавливать их первоначальные свойства и размеры, производить регулировку и настройку отдельных агрегатов, выполнять другие виды работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования. Поскольку на предприятии много разнообразного технологического оборудования возникает потребность в систематическом выполнении большого объема ремонтно-профилактических работ силами специализированных подразделений. Такие специализированные подразделения на предприятии объединяются в единое ремонтное хозяйство.

В состав ремонтного хозяйства предприятия входят общезаводские и цеховые ремонтные подразделения, обеспечивающие ремонт и обслуживание технологического оборудования ремонтно-механический цех, непосредственно подчиненный главному механику предприятия, и цеховые ремонтные базы, находящиеся в ведении механиков цехов. К общезаводскому ремонтному хозяйству относятся также смазочное и эмульсионное хозяйство, склады оборудования и запчастей. Координацию деятельности по техническому обслуживанию и ремонту оборудования на предприятии выполняет отдел главного механика. В состав ремонтного хозяйства крупных промышленных предприятий могут также входить ремонтно-строительный цех, выполняющий ремонт зданий и сооружений на территории предприятия, подчиненный отделу капитального строительства. электроремонтный цех, выполняющий ремонт энергооборудования и подчиненный главному энергетику. Основные функции ремонтного хозяйства:

паспортизация и аттестация оборудования;

разработка технологических процессов ремонта и их оснащения;

организация и планирование технического обслуживания и ремонта оборудования, труда ремонтного персонала;

выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту, модернизации оборудования.

Ремонтное хозяйство предприятия выполняет техническое обслуживание и ремонт оборудования. Цель технического обслуживания и ремонта оборудования - поддержание его в постоянной работоспособности. Достижение этой цели наиболее экономичным способом предполагает минимизацию общих затрат вследствие выхода из строя оборудования и на поддержание его в рабочем состоянии. В техническом обслуживании возможны два различных подхода: реагирования на факт поломки и предотвращения факта поломки. Когда по условиям производства допустим любой из них, решение принимается на основе критерия минимума общих затрат: с одной стороны, затрат от простоев во время аварийных (неплановых) ремонтов и их стоимости, с другой - затрат от простоев во время профилактических (плановых) ремонтов и их стоимости, на одних технически обоснованных долгосрочных временных интервалах (обычно соизмеримых со сроком службы оборудования).

В большинстве случаев остановка производства из-за отказа оборудования не допустима или крайне не желательна. Поэтому в производстве преобладает профилактический подход, нацеленный на предотвращение фактов отказа оборудования вследствие технических неисправностей. На практике часто оказывается технически не возможно и экономически не целесообразно обеспечить полную безотказность работы оборудования за счет мер профилактического характера, поэтому они дополняются мерами, предусматриваемыми на случай отказа (аварийного выхода из строя). При высокой организации системы профилактического обслуживания вероятность отказа оборудования резко сокращается, возможные мелкие неисправности могут устраняться в текущем порядке. При этом обеспечивается баланс между затратами на профилактику отказов и потерями вследствие отказов. Практической реализацией такого подхода является система планово-предупредительного ремонта (ППР) оборудования.

Основными элементами организационной структуры ремонтного хозяйства предприятия являются отдел главного механика, ремонтно-механический цех и цеховые ремонтные базы. Функции конструкторской и технологической подготовки, материального обеспечения, планирования и организации работ по техническому обслуживанию и ремонту, модернизации оборудования выполняет в составе ремонтного хозяйства предприятия отдел главного механика. Его состав и численность персонала зависят от числа ремонтных единиц оборудования, имеющегося на предприятии.

На крупных предприятиях с большим числом ремонтных единиц оборудования в составе отдела главного механика могут выделяться бюро ремонта, конструкторско-технологическое, планово-производственное бюро и группа кранового оборудования. Бюро ремонта обычно включает следующие группы. Инспекторская группа осуществляет технический надзор за эксплуатацией и состоянием технологического оборудования (по видам, за исключением кранового), планирование и контроль выполнения планов его ремонта и технического обслуживания. Группа учета и хранения оборудования осуществляет учет оборудования и его перемещения, отвечает за хранение и консервацию неустановленного (демонтированного) оборудования Группа по запасным частям устанавливает номенклатуру, сроки службы, нормы расхода запасных частей и покупных материалов для ремонтных работ, осуществляет планирование и контроль их закупки и изготовления, управление их запасами. Группа смазочного хозяйства осуществляет разработку и контроль графиков смазки оборудования, планирование потребности в обтирочно-смазочных материалах, организацию сбора отработанного масла и его регенерацию.

Конструкторско-технологическое бюро осуществляет конструкторско-технологическую подготовку технического обслуживания и ремонта, модернизации оборудования. Планово-производственное бюро осуществляет планирование и контроль работы ремонтно-механического цеха (и прочих ремонтных цехов, если они есть), ремонтных баз цехов основного и вспомогательного производства, организацию их материального обеспечения и анализ технико-экономических показателей. Группа кранового оборудования осуществляет технический надзор за эксплуатацией и состоянием подъемно-транспортного оборудования, планирование и контроль выполнения планов его ремонта и технического обслуживания. На небольших предприятиях отдел главного механика обычно включает бюро ремонта, конструкторско-технологическое бюро и бюро энергетики, выполняющие функции отсутствующего на таких предприятиях отдела главного энергетика.

Цеховые ремонтные базы включают участок (отделение) механика цеха и кладовую запасных частей. Ремонтный персонал цеха состоит из комплексных бригад слесарей-ремонтников и штата дежурного ремонтного персонала. Комплексные бригады слесарей-ремонтников закрепляются за определенным участком (линией, пролетом, цехом, корпусом) для выполнения всех видов ремонтных работ. Трудоемкость ремонтных работ определяет численность бригад. За каждым членом бригады закрепляется группа единиц оборудования, как правило, на постоянной основе. Более желательна периодическая ротация членов бригады по объектам (зонам) обслуживания для овладения каждым смежными профессиями. Это обеспечивает взаимозаменяемость членов бригады, повышает ее надежность и гибкость как производственной единицы.

Режим работы ремонтных рабочих отличается от режима работы основных рабочих (начало-окончание смены и перерывов на отдых, выходные дни). Для сокращения простоев оборудования в ремонте ремонтные работы над ним желательно выполнять во внерабочее время основного производства. Комплексные бригады слесарей-ремонтников постоянно работают по плану (в соответствии с графиком проведения планово-предупредительного ремонта оборудования). Ремонтный персонал, выделяемый для дежурного обслуживания по сменам, предназначен для устранения в экстренном порядке поломки оборудования и аварийных ситуаций в случае их возникновения. Для снижения затрат на ремонт, повышения его качества и снижения простоев оборудования в ремонте целесообразно централизованное выполнение капитального ремонта и производство запасных частей силами специализированных организаций и подразделений. В рамках промышленной компании целесообразно организовать централизованное размещение подобных заказов на стороне или на собственных предприятиях. При этом в компании могут быть специализированные ремонтно-механические предприятия или цехи. Назначение ремонтно-механического цеха - изготовление запасных частей и выполнение капитального ремонта оборудования цехов основного и вспомогательного производства предприятия. Его силами производится также монтаж и демонтаж. модернизация оборудования в цехах, при централизованной форме организации ремонта осуществляются и все виды межремонтного обслуживания.

Капитальный ремонт производится в ремонтно-механическом цехе на специально оборудованных рабочих местах (стендах, площадках) или на месте (для тяжелого оборудования). В производственной структуре ремонтно-механического цеха обычно выделяются технологические участки (станочный, демонтажный, слесарно-сборочный, заготовительный со складом, сварочный и термический), а также промежуточные склады, склад запасных частей и вспомогательных материалов, инструментально-раздаточная кладовая с заточным отделением. Организация и планирование работы ремонтно-механического цеха осуществляются так же, как в механических цехах с единичным и мелкосерийным типом производства.

Основные технико-экономические показатели ремонтного хозяйства:

время простоя оборудования в ремонте, приходящееся на одну ремонтную единицу, определяется как отношение суммарного простоя в ремонте всего оборудования к числу ремонтных единиц оборудования, которое подвергается ремонту в соответствующем периоде;

число ремонтных единиц, установленного оборудования, приходящееся на одного ремонтного рабочего, характеризует производительность труда ремонтных рабочих;

себестоимость ремонта одной ремонтной единицы определяется как отношение всех расходов по ремонту оборудования за определенный период, включая накладные, к числу ремонтных единиц оборудования, которое подвергается ремонту в том же периоде;

оборачиваемость парка запасных частей определяется как отношение стоимости израсходованных запасных частей к их среднему остатку на складе;

число аварии, поломок и внеплановых ремонтов на единицу оборудования характеризует эффективность системы планово-предупредительного ремонта оборудования.

Совершенствование организации и планирования ремонтного хозяйства направлено на улучшение его технико-экономических показателей: сокращение времени простоя оборудования в ремонте, приходящегося на одну ремонтную единицу; рост числа ремонтных единиц установленного оборудования, приходящихся на одного ремонтного рабочего; снижение себестоимости ремонта одной ремонтной единицы; увеличение оборачиваемости парка запасных частей; сокращение числа аварий, поломок и внеплановых ремонтов на единицу оборудования.

Основные направления совершенствования организации и планирования ремонтного хозяйства промышленного предприятия: внедрение прогрессивных технологических процессов, средств технологического оснащения, методов организации и планирования работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования; применение современных средств технической диагностики состояния оборудования (в том числе активного контроля); комплексная механизация и автоматизация работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования; паспортизация оборудования, аттестация работ и рабочих мест, автоматизированный учет и планирование ремонта, управление запасами запасных частей; расширение фирменного обслуживания и обеспечения запасными частями предприятий-потребителей через сети сервисных центров предприятий - изготовителей оборудования и их уполномоченных представителей; совершенствование нормативной базы, планирования и учета в ремонтном хозяйстве на основе современных информационных технологий.


Оценка уровня организации производства на предприятии


Трест "Сургутнефтедорстройремонт" Витимского ДРСУ является структурным подразделением, без прав юридического лица, имеет незаконченный баланс и текущий счет в банке.

Трест свою деятельность ведет в двух направлениях: строительно-монтажные работы (капитальное строительство и капитальный ремонт) и текущий ремонт и содержание автодорог.

К текущему ремонту относят работы, выполняемые в порядке предупреждения и неотложного устранения мелких деформаций и повреждений дорог и сооружений на них.


Таблица 1

Классификация автодорог, находящихся на обслуживании треста

Классификация автодорогПротяженность, км. Городские автодороги Межпромысловые дороги Автодорога Пур-Ягельная118,2 387,81 60В том числе: С асфальтобетонным покрытием С железобетонным покрытием С грунтовым покрытием 443,08 46,9 76,75

На обслуживании треста находится 566,72 км. Автодорог, а с учетом тракторного пути протяженность автодорог составляет 771,25 км.

Для оценки потенциала (внутренней среды предприятия) разрабатываются специальные вопросники и анкеты различной степени детализации параметров. В первую очередь используются общие анкеты блоковых оценок.

При этом большую роль играет правильное определение значимости факторов на основе их ранжирования для конкретного объекта исследования.

Уровень состояния каждого фактора оценивается по следующей шкале: 1 - очень хорошее состояние, классифицируется как очень сильная сторона внутреннего потенциала; 0,75 - хорошее состояние, не требующее изменений, сильная сторона; 0,5 - среднее состояние, требующее некоторых ограниченных изменений; 0,25 - плохое состояние, требующее серьезных изменений, слабая сторона внутреннего потенциала; 0 - очень плохое состояние, требующее радикальных преобразований, очень слабая сторона.


Таблица 2

Оценка состояния продуктового блока

Целевые факторыЗначимость фактораОценка состоянияВзвешенная оценкаСтроительно-монтажные работы0,410,750,3075Текущий ремонт и содержание дорог0, 190,50,095Качество продукции0,40,750,3Итоговая оценка10,7025

СМР присвоена значимость 0,41, т.к. их общий объем составляет 77,96% от всего объема работ, выполненных трестом за отчетный период. Т.к. наличие качественных дорог позволяет своевременно выполнять поставленные перед газодобывающим предприятием задачи, то немаловажное значение уделяется этому параметру. Поэтому ему присвоен вес 0,4.


Таблица 3

ТЭП деятельности треста за отчетный период

Наименование показателяЕдиница измеренияПлан Факт % выполненияОбщий объем СМРВ текущих ценахТыс. руб. 14689551510694102,8В ценах 1991г. Тыс. руб. 7888482701104,8Объем СМР - свои силыВ текущих ценахТыс. руб. 777907784221100,8В ценах 1991г. Тыс. руб. 4634948525104,7Текущий ремонт и содержание дорогОбщий объемТыс. руб. 47057042717290,8

Из таблицы 3 видно, что общий объем СМР выполнен за отчетный период на 102,8%, в т. ч. своими силами 100,8%. Это означает, что трест имеет хорошую базу и оснастку для проведения СМР. По текущему ремонту и содержанию автодорог выявлена экономия на сумму 43398 тысяч рублей, это объясняется тем, что запланированная смета затрат предусматривала большие затраты на проведение мероприятий по борьбе с зимним паводком, однако эта сумма не использовалась в связи с благоприятными природными условиями.

На основании ТЭП, можно сделать вывод о том, что в целом по отчетному периоду, трест выполнил свои производственные задачи.


Таблица 4

Оценка состояния функционального блока

Целевые факторыВесОценка состоянияВзвешенная оценкаНИОКР0,150,50,075Производство0,450,750,3375Маркетинг и сбыт (продажи) 0,40, 750,3Итоговая оценка10,7125

На предприятии уделяется внимание научным исследованиям и опытно-экспериментальным работам, поэтому этому параметру присвоена оценка "0,5", но т.к. этот элемент имеет не первостепенное значение во всем функциональном блоке, то ему присвоен вес 0,15.

По выполнению работ (оказанию услуг), выполняемых в данном регионе, на долю треста приходится 87% рынка СМР. Объем выполняемых работ с каждым годом растет, что дает возможность предположить о наличии эффективно работающего отдела маркетинга.


Таблица 5

Оценка состояния блока управления

Целевые факторыВесОценка состоянияВзвешенная оценкаОбщее руководство0,310,3Система управления0,30,750,225Стиль управления0,40,750,3Итоговая оценка10,825

В целях обеспечения координации руководства производственной и хозяйственной деятельностью, повышения ответственности заместителей управляющего трестом за выполнение возложенных на трест задач, в управлении действуют следующие положения:

Управляющий трестом, согласно установленного контракта, осуществляет руководство и контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью треста, совершенствованием организации управления производством, проведением кадровой политики;

Между заместителями управляющего трестом распределены обязанности в соответствии установленных должностных инструкций;

Начальники подразделений, отделов и служб треста, решая вопросы хозяйственной деятельности, руководствуются распределением обязанностей между заместителями управляющего трестом и только в случае неудовлетворительного решения вопросов обращаются непосредственно к руководителю;

На основании действующего положения и построения организационной структуры можно сказать, что в тресте выделяется линейное управление, формы проявления которого выражаются в четком разграничении и взаимодействии функций, ответственности и самостоятельности на каждом уровне управления.


Таблица 6

Оценка состояния ресурсного блока

Целевые факторыВесОценка состоянияВзвешенная оценкаМатериально-технические ресурсыСырье, материалы, топливо и энергия, комплектующие0,350,750,2625Площади и рабочие места, связь и транспорт0,30,750,225Оборудование и инструменты0,350,75Итоговая оценка состояния МТР10,75Трудовые ресурсыСостав и компетентность сотрудников0,30,750,225Состав и компетентность специалистов0,3510,35Состав и компетентность руководителей0,3510,35Итоговая оценка состояния трудовых ресурсов10,925Информационные ресурсыНаучно-информационные ресурсы, патенты, "ноу-хау"0,510,5Экономическая информация0,250,50,125Коммерческая информация0,250,750,1875Итоговая оценка состояния информационных ресурсов10,8125Финансовые ресурсыСоотношение собственных и заемных средств0,450,750,3375Оборотные средства0,350,50,175Средства на заработную плату0,20,750,15Итоговая оценка состояния финансовых ресурсов10,6625Итоговая оценка состояния ресурсного блокаМатериально-технические ресурсы0,250,750,1875Трудовые ресурсы0,30,9250,2775Информационные ресурсы0,150,81250,1219Финансовые ресурсы0,30,66250, 1988Итоговая оценка состояния ресурсного блока10,786

Трест укомплектован штатом машинистов специальной техники, необходимой для выполнения ремонта, содержания и строительства дорог. Строительство и содержание дорог производится в соответствии с передовыми мировыми технологиями с применением строительной техники и оборудования западногерманских фирм.

Количественный и качественный состав персонала треста представлен в таблице 7.


Таблица 7

Качественный и количественный состав треста

Наименование показателяОтчет. Базис. Общая численность работающих, чел. 16231622В т. ч.: руководителей137140 специалистов166163 служащих56 рабочих13151313Состав руководителей (по образованию), чел.: - высшее профессиональное99106 - среднее профессиональное5751 - практики1616Состав специалистов (по образованию), чел.: - высшее профессиональное9396 - среднее профессиональное5751 - практики1616Состав руководителей и специалистов по стажу работы в отрасли: - до 5 лет2928 - 5-10 лет7778 - 10-15 лет110112 - 15-20 лет6157 - 20-25 лет2326 - свыше 25 лет32Движение персонала: - принято в течение года174122 - выбыло в течение года154123 - оборот по приему, %10,07,0 - оборот по выбытию, %8,97,0 - коэф восполнения, %11499,0 - коэф постоянства, %91,093,0 - сменяемость, %9,07,0 - текучесть, %3,42,0

Анализ данных показывает, что численность работающих фактически без изменений. Перемещения внутри предприятия по категориям связаны с переходом работников на освободившиеся должности, повышением образования, временного замещения на период длительного отсутствия основного работника. Сотрудники треста ежегодно повышают свой профессиональный уровень, принимая участие в семинарах и конференциях, проводимых как в России, так и в странах западной Европы. Образовательный уровень работников треста на протяжении последних трех лет продолжает расти.

Структура имущества треста показана в таблице 8.


Таблица 8

Структура имущества треста и источников его образования

Показатель Значение показателя, тыс. руб. БазисОтчетОтклонение Актив Недвижимое имущество, всего В том числе: основные средства незавершенное строительство прочие активы536670 481722 54948 22505024 44583058622 572-31646 35892 +3674 +550Текущие активы, всего В том числе: материально-производственные запасы НДС261132 237887 23245271307 264487 6820+10175 +26600 16425Ликвидные активы, всего В том числе: денежные средства дебиторская задолженность прочие активы278282 48589 229693 332581 60992 270557 32+54299 +12403 +40864 +32ПассивВнутрихозяйственные расчеты796665804110+7445Кредиторская задолженность278849304210+25361Фонд социальной сферы592592-

Имущество треста за отчетный период увеличилось на 32828 тыс. руб., т.е. на 3,1%. Рост активов произошел за счет увеличения ликвидных активов, стоимость которых выросла в 1,2 раза. Стоимость недвижимого имущества сократилась на 6,0% и его доля в общей стоимости активов снизилась с 536670 тысяч рублей до 505024. Сокращение стоимости недвижимого имущества произошло в основном за счет уменьшения стоимости основных средств.


Таблица 9

Движение основных средств

Наименование показателяОстаток на начало годаПоступило ВыбылоОстаток на конец годаТемп изменения, %Первоначальная стоимость ОС, тыс. руб. 7852309282851676826382105,2В том числе активная часть595154879864554678586114,0Остаточная стоимость ОС481722--44583092,5Доля активной части ОС, %75,8--82,1-Коэф годности, %61,5--53,9-Коэф износа, %38,5--46,1-Коэф обновления, %9,25--11,8-Коэф выбытия, %0,7--6,6-

Данные показывают, что за истекший период доля активной части основных средств увеличилась и составила 82,1%. Основные средства изношены на 46,1% и требуют обновления. Обновления проходят низкими темпами (11,8%) и, если тенденция сохранится, то основные средства могут быть полностью восстановлены не ранее, чем через 10 лет.

В составе текущих активов наблюдается рост материально-производственных запасов на 26600т. р.


Таблица 10

Оборачиваемость МПЗ, тыс. руб.

ПоказательЗначение показателяБазисОтчетОтклонение Среднегодовые МПЗ В том числе: сырье и материалы топливо прочие материалы запасные части инвентарь и хозяйственные принадлежности337980 238531 4502 69 83313 11565243717 140056 8583 102 81648 13334-94263 98475 +4081 +33 1665 +1769Себестоимость израсходованных МПЗ В том числе: сырье и материалы топливо запасные части инвентарь и хозяйственные принадлежности741941 552105 56702 113683 19449514957 368779 52170 77971 16037-226984 183326 4532 35712 3412Оборачиваемость МПЗ2, 192,11-0,08Срок хранения запасов в днях163170+7

Данные таблицы 2.10 свидетельствуют о замедлении оборачиваемости МПЗ. Срок хранения производственных запасов увеличился на 7 дней.

Предприятие вовремя выплачивает заработную плату своему персоналу и делает инвестиции в производство. Предприятие показывает только безубыточность своей деятельности.


Таблица 11

Оценка состояния организационного блока

Целевые факторыВесОценка состоянияВзвешенная оценкаОрганизационная структура0,40,750,3Технология процессов (прогрессивность используемых технологий, уровень автоматизации) 0,40,750,3Организационная культура (традиции, опыт, трудовая этика и мотивирование) 0,30,750,225Итоговая оценка10,75

Все подразделения треста имеют общую бухгалтерию, отдел организации труда и заработной платы, плановый отдел, отдел кадров и социального развития, что позволяет сократить расходы на содержание аппарата управления, а также владеть реальной картиной по состоянию треста. Внутрипроизводственные хозяйственные отношения распространяются как между трестом и подразделениями, так и между самими подразделениями. Это позволяет усилить материальную заинтересованность и ответственность работников всех подразделений в конечных результатах работы, снижение затрат всех видов ресурсов, росте доходов, а также органическое соединение интересов работников отдельных подразделений предприятия с интересами всего трудового коллектива. Каждое подразделение имеет участки и службы, основные функции которых определены приказом по тресту.

На предприятии применяются современные технологии по организации работ, уровень автоматизации достаточно высокий.


Таблица 12

Результаты анализа потенциала

ВесОценка состоянияВзвешенная оценкаПродуктовый блок0,20,70250,141Функциональный блок0,20,71250,143Блок управления0,250,8250, 206Ресурсный блок0,30,7860,236Организационный блок0,050,750,038Итоговая оценка10,76

На предприятии, по данным анализа, как потенциал каждого отдельного блока, так и весь внутренний потенциал имеет высокое значение. Уровень состояния внутренней среды можно оценить как хороший (больше 0,75 по выбранной шкале). Из этого можно выделить сильные и слабые стороны треста. К сильным сторонам можно отнести:

номенклатура СМР (трест выполняет весь комплекс работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог, мостов);

качество выполняемых работ (благодаря наличию современной, отвечающей мировым стандартам техники, производственной базы и слаженного трудового коллектива тресту удается от года к год повышать качество строительства и содержания автомобильных дорог);

маркетинговая политика;

квалификация и укомплектованность трудовыми ресурсами.

В целом по тресту слабых сторон нет, но есть места, на которые следует уделить внимание. К ним относятся:

пересмотр системы начисления амортизации и обновления основных средств;

организация более эффективной системы снабжения, хранения и расход МПЗ.

Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны - это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.

Перспектива развития деятельности треста полностью зависит от головной организации, т.е. от того будет ли компания продолжать добычу нефти и газа, проводить разведку ближних территорий, или прекратит все работы в этом районе.

Список литературы


1. Авдеенко В.Н., Котлов В.А. Производственный потенциал промышленного предприятия. - М.: Экономика, 2009. - 240с.

Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: учебно-методическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 248с.

Анненков М.Е. Создание конкурентных преимуществ по затратам в условиях перехода к рынку // Менеджмент в России и за рубежом, 2008. - №3-с.54.

Архипов В., Ветошнова Ю. Стратегия выживания промышленных предприятий // Вопросы экономики, 2010. - №12-с.140.

Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 392с.

Васильев Ю.П. Управление развитием производства: опыт США - М.: Экономика 2009 - 239с.

Вигдорчик Е.А., Нещадин А.А., Липсиц И.В., Эйкельпаш А., Рыбакова Т.А., Казер М. Российские предприятия: трудный поиск конкурентных стратегий // ЭКО, 2008. - №10,11.

Вишняков Я.Д., Лозинский С.В. Бизнес и окружающая среда: коэффициент враждебности окружающей среды развитию бизнеса // Менеджмент в России и за рубежом, 2008. - №3-с.43.

Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии - М.: Экономика, 2009. - 167 с.

Клейнер Г.Б., Тамбовцев В.Л., Качалов Р.М. - М.: Экономика, 2010. - 288с.

Организация, планирование и управление деятельностью промышленных предприятий: Учеб. для экон. спец. вузов/ Каменицер С.Е., Русинов Ф.М., Мельник М.В. и др. - М.: Высш. Шк., 2012. - 335с.

Организация, планирование и управление предприятиями промышленности / Под ред. проф. Бренца А.Д., Тищенко В.Е. - М.: Недра 2011 - 511с.

Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции // Волкова К. А и др. - М.: ОАО "Издательство "Экономика", НОРМА, 2011. - 526 с.

Рохлин С.М., Рыженков И.И., Фетисов А.А. Экономика рационального использования ресурсов. - М.: Недра, 2011. - 236с.

Системный подход в экономике и организации производства / Валуев С.А. и др. - Л.: Политехника, 2011. - 398 с.

Справочник директора предприятия / Под ред. Лапусты М.Г. - М.: ИНФРА-М, 2011 - 704 с.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Производственная структура предприятия ДРХ представляет собой совокупность всех служб, непосредственно занятых выполнением задач всей организации в целом (они называются основными подразделениями), а также объединений, деятельность которых связана с обеспечением нормальной непрерывной работы этих служб. Основные задачи в ДРХ были уже перечислены выше - это проведение капитального и текущего ремонтов, реконструкции и эксплуатации управляемых объектов.

В малых и средних городах организации, выполняющие эти функции, входят в состав комбинатов коммунальных предприятий. В ряде случаев задачи ремонта и эксплуатации дорог возлагаются на отдельные подразделения, входящие в состав дорожно-строительных организаций. Другой формой управления, характерной для малых и средних городов, является образование соответствующих подразделений в составе строительных организаций - участков по строительству, реконструкции и ремонту дорог. В некоторых средних городах с незначительным объёмом ремонтно-эксплуатационных работ может быть организован хозрасчетный участок при местном ремонтно-строительном тресте и в отдельных случаях при областном дорожном тресте. В крупнейших городах организации ДРХ имеют сложную структуру. Например, в Москве в состав Главного управления дорожного хозяйства и благоустройства входят тресты и управления по содержанию дорог, улиц, мостов, транспортных сооружений, туннелей, подземных переходов и т.д. Для координации их деятельности в составе местных органов самоуправления создаются отделы капитального строительства. При организации в городе нескольких трестов, специализированных по ремонту и строительству дорог, в составе управления городским хозяйством создаются дорожные отделы. Наиболее распространенной организационной формой управления дорожно-ремонтным и эксплуатационным хозяйством являются тресты. В составе производственной структуры основными подразделениями являются дорожно-ремонтные управления (ДРУ). В зависимости от специализации по объектам в составе треста ДРУ специализируются на выполнении работ по ремонту и содержанию мостов, подземных переходов, транспортных магистралей, улиц т.д.

При специализации по видам работ в составе треста могут создаваться несколько однородных дорожно-ремонтных управлений, выполняющих капитальный, текущий ремонт и непосредственно эксплуатацию. Каждое управление состоит из нескольких участков. Условия образования участков характеризуются следующими факторами:

  • 1. Необходимостью специализации внутри управления. Так, при специализации управления по капитальному ремонту (КР) в зависимости от объема работ следует выделять участки по земляным работам, устройству дорожного полотна, производству дорожного покрытия;
  • 2. Образование участков может определяться объемом работ. При сравнительно большом объеме работ и их территориальной концентрации рекомендуется на базе этих участков создавать дорожные участки (ДУ);
  • 3. Специализацией на обслуживании определённого объекта Управление предприятием городского хозяйства /под ред. Садыкова А.С.- М., 2012. - С. 216.

Эксплуатационные подразделения в зависимости от объема работ целесообразно создавать в каждом районе города. При отсутствии городских районов (если город невелик и не разделён естественными преградами) может создаваться единственное эксплуатационное звено. Основные подразделения предприятий дорожного хозяйства могут специализироваться не только на основе выполнения отдельных видов ремонтных работ, но и по ремонту отдельных или групп объектов. В зависимости от их количества, рассредоточенности по территории города могут создаваться специализированные подразделения по ремонту или эксплуатации городских улиц, транспортных магистралей, мостов, подземных переходов, туннелей и других сооружений. При незначительном количестве разнообразных объектов следует создавать комбинированные подразделения по ремонту мостов и подземных сооружений, ремонту улиц и транспортных магистралей и т.д.

Характер комбинаций зависит не только от количества объектов и объёмов необходимых работ, но и от их территориальной близости. Если в одном из городских районов сосредоточены мосты, развязки дорог на разных уровнях, эстакады, то ремонт или эксплуатацию целесообразно передать одному подразделению.

Работы по текущему и капитальному ремонту, а также и реконструкции можно выполнять силами одного объединённого подразделения либо создавать отдельные ДРУ по каждому из этих направлений.

Также кроме прилагаемой ниже схемы возможны варианты с образованием в составе производственной структуры основных подразделений, занятых работой по укладке асфальта; действующих в зимний период и т.д. Выбор определённой оптимальной структуры управления зависит от специфики города в целом и особенностей конкретных объектов управления в частности. Например, если на большинстве участков преобладают земляные работы, то на основе их выделения следует создать специализированное подразделение по земляным работам /Приложение 1/.

Основным содержанием деятельности аппарата управления является выполнение таких функций как: планирование, материально-техническое снабжение, контроль качества, формирование трудового коллектива, координация работы основных подразделений между собой и т.д. Эти функции аппарат управления выполняет для всех подразделений без исключения в интересах всего предприятия в целом т.к. каждая служба не может сама, отвлекаясь от основной задачи, выполнять эти функции только в своих интересах.

Другой важнейшей сферой деятельности аппарата управления является обеспечение взаимодействия основных подразделений не только между собой, но и с обслуживающими подразделениями.

Как уже было сказано, к обслуживающим относятся те подразделения, которые в достижении основной цели предприятия играют второстепенную роль.

Необходимость формирования обслуживающих подразделений объясняется тем, что ни одно основное подразделение не может работать бесперебойно без получения со стороны необходимых ресурсов или услуг. Попытка решения этих задач каждым подразделением в отдельности отвлекала бы их от основных задач. Другая причина образования обслуживающих подразделений связана с тем, что в их услугах нуждаются все основные подразделения без исключения. Это может обеспечиваться созданием постоянно действующих и соответствующим образом специализированных подразделений.

Характерными признаками всех обслуживающих подразделений являются:

обслуживание всех основных подразделений;

производство и реализация лишь тех видов ресурсов и услуг, которые нужны для бесперебойной работы основных подразделений Управление предприятием городского хозяйства /под ред. Садыкова А.С.- М., 2012. - С. 219.

По этому критерию к обслуживающим относятся такие подразделения как: диспетчерская служба, цех по ремонту технологического оборудования, ремонтно-строительная служба, лаборатория качества, служба учёта.

В связи с этим все обслуживающие подразделения можно разделить на две группы:

  • - подразделения, производящие ресурсы (заводы по производству асфальтобетона, цементобетона, карьеры по добыче песка, щебня, гравия, предприятия по изготовлению отдельных конструктивных элементов в виде дорожных ограждений и знаков, бордюрных камней, железобетонных изделий).
  • - подразделения, оказывающие услуги (предприятия, службы, отделы по оказанию услуг в областях транспортного обслуживания, механизации работ, диспетчеризации, складирования и т.д.).

Между основными и обслуживающими подразделениями предприятия существует прямая связь. Обслуживающие образования должны производить ресурсы (оказывать услуги) в том суммарном объёме, какой необходим соответствующим основным подразделениям. Рост или уменьшение количества обслуживающих подразделений или масштаба деятельности каждого из них зависит от соответствующих изменений в количестве и масштабе деятельности основных подразделений.

Объем работы каждого обслуживающего подразделения (в рамках предприятия по оказанию любого вида жилищно-коммунальных услуг) зависит от объемов работ обслуживаемых им основных подразделений. Количественные изменения масштабов деятельности последних требуют внесения соответствующих изменений в объемы работ обслуживающих подразделений, увеличение (уменьшение) этих работ должно производиться в пропорциональной зависимости от роста или сокращения размера основных подразделений. Например, расширение территории города и, как следствие этого, увеличение потребности в песке, щебне, гравии, асфальтобетоне, в услугах по ремонту и складированию, должно быть компенсировано необходимым увеличением мощности перечисленных обслуживающих подразделений. Однако выше написанное верно и для качественных изменений деятельности основных подразделений. В связи с изменением технологии дорожно-ремонтных работ, появлением потребности в новых видах ресурсов или услуг соответствующие перемены должны вноситься и в состав обслуживающих подразделений. Например, в связи с разработкой и успешным внедрением нового состава покрытия дорожного полотна меняются требования по качеству поставляемых асфальтобетонным заводом ресурсов. Как количественные, так и качественные изменения в составе обслуживающих подразделений должны производиться своевременно.

Изменение их состава не вовремя приводит к существованию неиспользуемых мощностей (что требует неоправданных затрат на их содержание) либо к нехватке соответствующих ресурсов (что также снижает эффективность работы всего предприятия ДРХ). Структурообразующая роль рассмотренных выше положений заключается в том, что объем услуг или ресурсов, предоставляемых обслуживающими подразделениями, не должен быть ни меньше, ни больше потребности основных подразделений. Вопрос о необходимости образования в рамках производственной структуры конкретного предприятия ДРХ того или иного обслуживающего подразделения решается на основании анализа объёмов работ, вида ресурса (услуги). Например, при принятии решения о создании собственного асфальтобетонного завода нужно определить что выгоднее: закупать и привозить необходимый ресурс у существующего завода или вкладывать средства в строительство своего.

Инструкция

Определите группу, к которой относится структурное подразделение. Специалисты по организации труда выделяют три основных группы: административные подразделения, производственные и обслуживающие.

Административные подразделения включают руководство (генеральный директор, руководители направлений, заместители), бухгалтерию, секретариат, кадровую службу. В небольших организациях административное подразделение может объединять все службы, которые не задействованы непосредственно в производстве. Для их обозначения больше всего подходят обобщающие названия: дирекция, администрация, административно-управленческий персонал и т.д.

Производственными считаются те структурные подразделения, которые занимаются решением различных задач в рамках основного направления деятельности предприятия или организации. Это самая большая группа подразделений. Она состоит из нескольких уровней: управление, департамент, служба, отдел, сектор.

Управления и чаще всего называют по сфере деятельности: управление финансов, плановое управление, кадровое управление, департамент маркетинга и связей с общественностью и т.д.

В крупных организациях управления делятся на отделы. Эти небольшие структурные подразделения обеспечивают выполнение конкретных задач в рамках глобального направления. Их названия должны отражать именно зону ответственности подразделения. Ограничений практически не существует, главное, чтобы не создавалось ощущения путаницы и дублирования функций. Так, внутри кадрового управления можно выделить: отдел развития персонала, отдел организации и охраны труда, отдел и оплаты труда и т.д.

Деление на секторы встречается нечасто. Оно имеет смысл в том случае, когда определенное направление работы очень значимо для организации и нуждается в повышенном контроле. В названии сектора отражают его специфические функции, например, сектор начисления заработной платы в отделе бухгалтерского учета.

На промышленных предприятиях применяют такие названия производственных структурных подразделений, которые указывают на выпускаемую ими продукцию: цех первичной обработки ткани, литейный цех, цех по производству колбас, токарная мастерская и т.д.

Вспомогательные подразделения занимаются хозяйственной деятельностью и обеспечивают безопасность предприятия или организации. Чаще всего их называют службами или отделами: служба , административно-хозяйственный отдел, отдел снабжения и т.д.

Не используйте в названии структурных подразделений двусмысленных понятий, иностранных слов. Не делайте слишком длинным, иначе его будет сложно запомнить. Оптимально использовать 3-4 слова.

Видео по теме

Подразделение – это официально утвержденный орган управления некоторым участком организации. Создаются они кадровой службой по инициативе руководителя. А как же назвать созданное подразделение правильно, чтобы название отражало его суть?

Инструкция

Определитесь, какой вид подразделения вам нужен по масштабам. Назовите структуру «управление», если подразделение организацией и отвечает за эффективность работы отдельных направлений предприятия. Обычно так называют подразделения крупных фирм или государственных органов. Управлению подчиняются более мелкие структурные единицы.

Назовите структуру «отделением», если требуется назвать большое подразделение медицинской организации или таможенный государственный орган, его отдельную часть. Также назовите отделением подразделения в банковском секторе при территориальном распределении.

Назовите подразделение, структурированное по отраслевому признаку и функциональному, «департаментом». Департамент, так же как и управление, ответственен за отдельные направления деятельности организации. Создайте департамент в представительствах зарубежных компаний и в предприятиях с западной моделью управления.