Программа распознающая почерк и переводящая в печатный. Распознавание рукописного ввода

Основной "фишкой" этого смартфона с емкой батареей стало подключение сменных модулей, расширяющих его возможности, например, камерой с оптическим зумом, акустической системой, дополнительным аккумулятором или проектором. О плюсах и минусах новинки - в подробном обзоре Lenovo Moto Z Play.

Идея модульных смартфонов, давно витающая в воздухе, до сих пор не получила должного воплощения. Дело в том, что замена процессора, оперативной памяти или экрана пока так и остается на уровне желаемого. В основном, все ограничивается повышением автономности, улучшением воспроизведения звука, а также различными опциями для фото и видео.

Наиболее ярким примером практического воплощения модульного подхода принято считать флагман LG G5 и его упрощенную модификацию (наш обзор ), где предусмотрено подключение модулей из набора LG Friends, включающего, в частности, LG Hi-Fi Plus (Hi-Fi аудиоплеер) и LG Cam Plus (блок управления камерой с механическими кнопками и встроенной батареей).

При этом Lenovo еще на берлинском шоу IFA 2014 представила смартфон (наш обзор ), который отличался не только многослойным корпусом с градиентной цветовой палитрой, но и подключаемыми фирменными аксессуарами Vibe Xtension - акустической системой JBL и дополнительным аккумулятором. И вот два года спустя, вместе с семейством смартфонов Moto Z (на российском рынке из него представлены две модели - Moto Z и Moto Z Play) компания Lenovo анонсировала новую коллекцию модульных аксессуаров - Moto Mods (подробнее о них - чуть ниже).

Технические характеристики

  • Модель: Moto Z Play (XT1632-02)
  • ОС: Android 6.0.1 (Marshmallow)
  • Процессор: 8-ядерный, 64-разрядный Qualcomm Snapdragon 625 (MSM8953), два кластера по 4 ядра ARM Cortex-A57, до 2,0 ГГц, DSP Hexagon 546
  • Графический сопроцессор: Adreno 506 (650 МГц)
  • Оперативная память: 3 ГБ LPDDR3 (933 МГц)
  • Встроенная память: 32 ГБ (eMMC 5.1), слот для карт памяти microSD/HC/XC (до 2 ТБ)
  • Экран: 5,5 дюйма, Super AMOLED, Full HD (1920х1080 точек), 403 ppi, до 10 одновременных касаний, защитное стекло Corning Gorilla Glass 3
  • Основная камера: 16 МП (размер пикселя 1,3 мкм), апертура f/2.0, фазовый (PDAF) + инфракрасный (лазерный) автофокус, двойная светодиодная, стабилизация видео, 1080p@30 fps; 720p@120 fps, 4K (2160p)@30 fps
  • Фронтальная камера: 5 МП, апертура f/2.2, угол обзора 85 градусов, фиксированный фокус, светодиодная вспышка
  • Сеть: GSM/GPRS/EDGE, UMTS HSPA+, 4G LTE, LTE-FDD Band (1, 3, 5, 7, 8, 19, 20, 28); LTE-TDD Band (38, 40, 41)
  • Тип SIM-карт: nanoSIM (4FF)
  • Количество SIM-карт: две, Dual SIM Dual Standby (DSDS)
  • Интерфейсы: Wi-Fi 802.11 а/b/g/n (2,4 ГГц + 5 ГГц), Bluetooth 4.0 LE, NFC, USB Type-C, USB-OTG, 3,5-мм для аудиогарнитуры (CTIA TRRS), разъем для подключения модулей Moto Mods
  • Навигация: GPS/ГЛОНАСС, A-GPS
  • Сенсоры: акселерометр, гироскоп, магнитометр, датчики освещенности и приближения, дактилоскопический сканер
  • Аккумулятор: несъемный, литий-ионный, 3 510 мА*ч, поддержка быстрой зарядки TurboPower
  • Особенность корпуса: водоотталкивающее нанопокрытие
  • Габариты: 156,4х76,4х6,99 мм
  • Вес: 165 грамм
  • Основной цвет: черно-серебристый, бело-золотистый

Сменные модули Moto Mods

Итак, Moto Mods - это коллекция сменных модулей, которые добавляют смартфонам семейства Moto Z специфические особенности и новые функции. Каждый из таких аксессуаров прикладывается к задней панели корпуса аппарата и практически мгновенно фиксируется встроенными магнитами. Необходимая связь между сменным модулем и Moto Z осуществляется через специальный интерфейс.

В первую очередь стоит отметить сменные задние панели Moto Style Shells. Как уверяет производитель, все они изготовлены из материалов высшего качества, в том числе натурального дерева, кожи с различной текстурой, узорчатой ткани и т.п. Размеры таких панелей составляют 154х72х2 мм, а вес, в зависимости от материала, колеблется от 25 до 32 грамм. Цена - от 1 990 рублей.

Фото-модуль Hasselblad True Zoom разработан совместно со шведской компанией Hasselblad. В числе его ключевых опций - 10-кратный оптический зум, поддержка формата RAW, оптическая стабилизация при съемке фото, ксеноновая вспышка, а также бесплатный доступ к программному обеспечению Hasselblad Phocus. Камера модуля получила 12-мегапиксельный BSI-датчик (оптический размер 1/2.3 дюйма), а также объектив с апертурой f/(3.5-6.5) и ЭФР (25-250) мм. Габаритные размеры этого сменного модуля составляют 152,3x72,9x(9-15,1) мм, а вес - 145 г. Цена - 19 990 рублей.

Аккумулятор Incipio offGRID дает дополнительную емкость в 2 220 мА*ч, что позволяет продлить автономную работу смартфона до 22 часов в активном режиме. Габариты и вес Incipio offGRID не превышают 152,7x73,5x6,2 мм и 79 г, соответственно. Цена такого аккумулятора - 3 990 рублей.

Акустическая стереосистема Moto JBL Soundboost получила два динамических излучателя (диаметр каждого - 27 мм), при этом, общая мощность достигает 6 Вт (2х3 Вт). Емкость встроенного аккумулятора (1 000 мА*ч) обеспечивает время автономной работы до 10 часов. Габаритные размеры и вес Moto JBL Soundboost - 152х73х13 мм и 145 г, соответственно. Цена - 6 990 рублей.

Проектор Insta-Share, выполненный по технологии DLP, умеет выводить изображение практически на любую ровную стену. Разрешение его WVGA-дисплея - 854х480 точек, при этом, размер картинки достигает 70 дюймов. Паспортные значения яркости и контрастности - 50 люмен и 400:1, соответственно. Помимо настройки подсветки и наклона изображения, на модуле предусмотрена ручная регулировка фокусного расстояния. За счет встроенной батареи (1 100 мА*ч) время автономной работы увеличивается на 60 минут. Габаритные размеры проектора - 152х74х11 мм, а вес - 125 г. Цена Insta-Share - 22 990 рублей.

Дизайн, эргономика

В анфас смартфон Moto Z Play выглядит не совсем обычно, можно даже сказать, оригинально. Вся его лицевая панель вплоть до металлической рамки закрыта стеклом Corning Gorilla Glass 3. По краям оно закруглено по нынешней моде, но там, где стекло кончается, начинается алюминиевая рамка с острым краем. Нестандартный образ подчеркивает светодиодная вспышка для фронтальной камеры, а также небольшая квадратная площадка дактилоскопического сканера, слева от которой поместили отверстие для микрофона. А вот вид сзади на "голый" Moto Z Play, мягко говоря, не очень презентабельный. Мало того, что фаски металлической рамки острые, так еще и фото-модуль основной камеры чересчур выступает над стеклянной поверхностью, а позолоченные контакты разъема для подключения модулей Moto Mods занимают вызывающе много места.

Впрочем, все это "геометрическое безобразие" довольно быстро может скрыть одна из сменных панелей Moto Style Shells, в том числе и та, что входит в стандартную комплектацию:

Заметим, что даже необремененный ни одним из аксессуаров Moto Mods, смартфон Moto Z Play оказался крупнее своего 5,5-дюймового флагмана Moto Z не только размерами в плане (156,4х76,4 мм против 153,4х75,3 мм), но также по весу (165 г против 136 г) и толщине (6,99 мм против 5,19 мм). Для Moto Z Play предусматривается два основных окраса корпусов - черно-серебристый (черный/серебристый/черный) и бело-золотистый (серовато-белый/золотистый/белый). При этом, слова "серебристый" и "золотистый" обязаны только цвету металлической рамки. Специальное водоотталкивающее покрытие призвано создать барьер, препятствующий попаданию небольшого количества влаги внутрь устройства (брызги, легкий дождь и т.п.)

Как уже отмечалось, лицевая сторона нового смартфона, включая экран, полностью прикрыта стеклом Corning Gorilla Glass 3 с олеофобным покрытием. При этом, вокруг декоративной прорези для динамика, под которым нанесли текстовый логотип Moto, собрали светодиодную вспышку (слева), фронтальную камеру (справа), а также датчики освещенности и приближения (справа). Заметим, что оказавшийся один в двух лицах динамик у Moto Z Play служит не только в качестве "разговорного", но и "мультимедийного".

Дисплей новинки получил наэкранные кнопки "Назад", "Домой" и "Недавние приложения" в виде пиктограмм "треугольник", "кружок", "квадрат". А вот на вставке под экраном обосновался миниатюрный дактилоскопический сканер, слева от которого оказалось отверстие для одного из трех имеющихся микрофонов ("разговорного").

Левое ребро корпуса пустует, а на правом находятся раздельные, непривычно маленькие, клавиши регулировки громкости, а также кнопка включения/блокировки с рельефными насечками.

Верхний торец корпуса заняли отверстием под второй микрофон и закрытым на замок слотом, ключ от которого входит в комплект со смартфоном. На специальном лотке с одной стороны предусмотрели места для двух модулей идентификации абонента формата nanoSIM (4FF), а с другой - для карты памяти microSD. Подобное решение уже использовалось, например, в . Прямо скажем, довольно приятная по нынешним временам опция.

Помимо симметричного разъема USB Type-C на нижнем торце нашлось место для 3,5-мм коннектора аудио-гарнитуры (CTIA TRRS). Из нанесенных здесь же надписей можно узнать название модели смартфона и страну производства.

Задняя панель корпуса выполнена из текстурированного закаленного стекла от Corning, украшенного графическим логотипом Moto. В ее нижней части, помимо разъема для подключения сменных модулей Moto Mods, предусмотрели отверстие для третьего микрофона, а в верхней - для основного фото-модуля. Последний, кроме объектива, включает также лазерный дальномер и двойную светодиодную вспышку. Область NFC-антенны находится по обе стороны от фото-модуля. На входящей в комплект со смартфоном пластиковой крышке с текстильной фактурой нашлось место не только для графического логотипа Moto, но и для отверстий под основной фото-модуль и микрофон.

С учетом 5,5-дюймового размера экрана, не совсем удобным показалось размещение клавиш для управления громкостью выше кнопки включения/блокировки. Тем более, что блокировать и разблокировать смартфон довольно легко с помощью дактилоскопического сканера. Но главное, что при использовании сменных модулей Moto Mods, аппарат, который и так не отличается особой изящностью, становится (с учетом наращенной толщины и веса) откровенно громоздким.

Экран, камера, звук

Смартфон Moto Z Play, как, впрочем, и Moto Z, оснастили 5,5-дюймовым экраном на базе Super AMOLED-матрицы. Однако, в отличие от флагмана семейства, разрешение уменьшили с Quad HD (2560х1440 точек) до Full HD (1920х1080 точек). Но схема с двумя субпикселами (PenTile RGBG) вместо трех (RGB), разумеется, осталась. При этом, плотность точек на дюйм, по подсчетам производителя, составляет 403 ppi. Отсутствие воздушной прослойки между сенсорным слоем и матрицей обеспечивает неплохие антибликовые свойства экрана и возможность его использования даже при ярком освещении. Напомним, что несомненным преимуществом дисплеев с активными матрицами является их экономное энергопотребление. Защита экрана от мелких повреждений возлагается на стекло Gorilla Glass 3, а нанесенное на него олеофобное покрытие способствует легкому удалению жировых загрязнений.

Сенсорный емкостной экран Moto Z Play поддерживает мультитач, при этом, программа AntTuTu Tester подтвердила, что распознается до десяти одновременных касаний. Уровень подсветки можно регулировать вручную, или воспользоваться для этого автоматической настройкой по датчику освещенности ("Адаптивная регулировка"). В настройках предусмотрено два режима отображения. В "Обычном" режиме цвета кажутся более спокойными и теплыми. А вот выбор опции "Яркий" позволяет в полной мере насладиться холодной кислотностью цветов Super AMODED-дисплея.

Основной "изюминкой" стала опция Moto Display (доступная через приложение Moto), которая позволяет выводить на заблокированный экран текущее время, заряд аккумулятора и различные уведомления (надо взять аппарат в руку или поднести к экрану ладонь). Напомним, что похожая функция в смартфонах Lumia известна как Glance Screen ("Заставка"), а в моделях - Always-On Display.

Некоторые источники утверждают, что в Moto Z Play для основной камеры используется 16-мегапиксельный сенсор OmniVision PureCel Plus-S OV16860 (оптический размер 1/2.39 дюйма) с увеличенным размером пикселя (1,3 мкм против обычных 1,12 мкм), а для фронтальной - OmniVision OmniBSI-2 OV5693 (оптический размер 1/4 дюйма, размер пикселя - 1,4 мкм). Однако официального подтверждения этому найти не удалось. Производитель указывает, что основная камера с двухтоновой светодиодной вспышкой получила объектив с апертурой f/2.0, а также фазовый и лазерный (инфракрасный) автофокус. Максимальное разрешение основной камеры достигается при классическом соотношении сторон кадра (4:3) и составляет 4608х3456 точек (16 МП), а при широкоформатном (16:9) - 4608х2592 точки (11,9 МП). Хотелось бы отметить довольно уверенную съемку этой камерой при недостаточном освещении, что в условиях уныло-серой московской зимы ситуация вполне обычная. Примеры фото можно посмотреть .

А вот фронтальная камера, похоже, в неизменном виде досталась от флагмана семейства Moto Z. Оснащенная светодиодной вспышкой она довольствуется объективом с апертурой f/2.2, углом обзора 85 градусов и фиксированным фокусом.

"Себяшки" можно делать как с "бьютификацией" (ручной или автоматической), так и без нее, а, кроме того, в темноте еще и со вспышкой. Максимальное разрешение для селфи при классическом соотношении сторон (4:3) - 2592х1944 точки (5 МП), а для широкоформатного груфи (16:9) - 2592х1458 точек (3,8 МП).

Основная камера умеет записывать ролики в 4К-разрешении (3840х2160 точек) при частоте кадров 30 fps, а вот фронтальная ограничена качеством Full HD (1920х1080 точек) с той же частотой кадров. При этом, для замедленного в четыре раза видео (slo-mo) основная камера обеспечивает качество съемки 720p@120 fps (1280x720 точек). Весь контент сохраняется в файлах-контейнерах MP4 (AVC - видео, AAC - звук).

Интерфейс приложения "Камера" довольно прост. В зависимости от настройки, сделать снимок можно, либо коснувшись экрана в любом месте, либо тапом по кнопке-пиктограмме "Затвор". Справа от нее поместили значок для выбора текущего режима - "Фото", "Видео", "Панорама", "Замедленная съемка" и "Профессиональный режим". В последнем случае на "орбитальных" настройках самостоятельно выставляются значения ISO, выдержки, ступеней экспозиции, баланса белого и фокусировки. Кстати, для обеих камер предусмотрен режим Auto HDR.

Изменить масштаб (х1-х8) на видоискателе можно движением пальца по экрану вверх или вниз. К галерее снимков удобно перейти свайпом влево. Свайп вправо открывает панель настроек. Опция "Быстрая съемка" позволяет открыть приложение "Камера" или переключиться с основной на фронтальную камеру (и наоборот). Для этого надо быстро дважды повернуть запястье со смартфоном. Для настройки фокусировки и экспозиции "скрепку" на видоискателе следует перетащить в нужное место, где элементом управления легко скорректировать яркость картинки. Стоит отметить, что QR- и одномерные штрих коды, а также визитные карточки (корректно только на латинице), сканируются автоматически, стоит лишь навести камеру на соответствующий объект.

Что же касается звука, то воспроизведение через "мультимедийный" динамик, который по совместительству еще и "разговорный" (и наоборот), удивительно чистое даже на максимальной громкости. Впрочем, продвинутые меломаны, скорее всего, будут ориентироваться на сменный модуль стереосистемы Moto JBL Soundboost. На первых порах в качестве аудиоплеера придется воспользоваться предустановленным приложением Google Музыка. Встроенный FM-тюнер в Moto Z Play отсутствует. Аудио-гарнитура в комплекте со смартфоном не предусмотрена.

Начинка, производительность

Смартфон Moto Z Play скрывает под капотом платформу Qualcomm Snapdragon 625 (MSM8953), выполненную с соблюдением проектных норм 14 нм, что положительно сказалось на общей энергоэффективности.

Меньшее тепловыделение позволило увеличить тактовую частоту восьми 64-разрядных ядер ARM Cortex-A53 до 2 ГГц. Новая микросхема поддерживает запись видео с разрешением 4К (кодеки AVC и HEVC) и камеры с сенсорами до 24 МП. Модем X9 LTE обеспечивает передачу данных LTE Cat.7/13 (300/150 Мбит/с) и работу с Wi-Fi сетями стандарта "ас" (в данном смартфоне функция не реализована). Графический ускоритель Adreno 506 помогает управиться с разрешением экрана до 1900х1200 точек на частоте 60 кадров в секунду. Кроме того, в микросхему MSM8953 встроена поддержка быстрой зарядки Quick Charge 3.0 (в Lenovo предпочли собственный стандарт TurboPower). Базовая конфигурация Moto Z Play дополнена 3 ГБ 32-разрядной оперативной памяти типа LPDDR3 (933 МГц), которая управляется одноканальным контроллером. По производительности Snapdragon 625 занимает промежуточное место между Snapdragon 617 и Snapdragon 652. Этому не противоречат результаты, полученные на проведенных тестах.

Так, на синтетических бенчмарках AnTuTu Benchmark новый смартфон набрал почти 63 тысячи "виртуальных попугаев".

Промежуточные результаты также наблюдаются при оценке количества "лошадиных сил" и эффективности использования процессорных ядер (Geekbench 4).

А вот на настройках High Performance и High Quality визуального теста Epic Citadel частота кадров практически не менялась, и лишь немного снизилась на настройке Ultra High Quality.

На универсальном игровом бенчмарке 3DMark, где Moto Z Play тестировался на рекомендованном наборе Sling Shot Extreme, зафиксирован опять же средний результат - 470 баллов.

Общее число баллов, "выбитых" смартфоном на кроссплатформенном бенчмарке Base Mark OS II, составило 1 000.

После включения смартфона из 32 ГБ встроенной памяти использовалось около 9 ГБ. Для расширения хранилища у Moto Z Play в общем с SIM-картами лотке предусмотрено отдельное место для карты памяти microSD/HC/XC объемом до 2 ТБ. Кроме того, благодаря поддержке технологии USB-OTG к аппарату можно подключить еще и USB-накопитель.

Два модуля идентификации абонента формата nanoSIM (4FF) подключаются к одному радиомодулю и работают в режиме DSDS (Dual SIM Dual Standby). В настройках SIM-карт предлагается определиться с профилем их использования. В наборе полос частот 4G присутствуют наиболее востребованные в России - FDD-LTE Band 3 (1 800 МГц), Band 7 (2 600 МГц) и Band 20 (800 МГц). Из других беспроводных коммуникаций стоит отметить Wi-Fi-модуль 802.11 а/b/g/n/ (2,4 ГГц + 5 ГГц), а также интерфейсы Bluetooth 4.0 LE и NFC.

Так, с помощью интерфейса NFC (с поддержкой технологии Mifare Classic), дополненного приложением "Транспортные карты Москвы", можно узнать баланс не только московской карты "Тройка", но и подмосковной "Стрелки".

Для определения местоположения и навигации используются спутниковые системы GPS, и ГЛОНАСС. Доступен также и режим A-GPS (сотовые и Wi-Fi сети).

Емкость несъемного аккумулятора у Moto Z Play составляет 3 510 мА*ч. Это существенно больше, чем у флагмана семейства Moto Z (2 600 мА*ч). В частности, производитель отмечает, что накопленного заряда хватает на 50 часов активного использования смартфона. К тому же, благодаря технологии TurboPower, всего за 15 минут батарея Moto Z Play наполняется настолько, что может обеспечить работу в течение еще 9-10 часов. Для этого, в комплекте с этим смартфоном поставляется 15-ваттное зарядное устройство, рассчитанное на ток 3 А, с закрепленным "намертво" кабелем. Учитывая большую силу тока, такая предосторожность производителя вполне оправдана, только вот в комплектацию смартфона "забыли", при этом, включить отдельный USB Type-C кабель для связи с ПК.

Программа AnTuTu Tester после 5-часовых испытаний показала для аккумулятора рекордный результат - 16 135 баллов. При этом, каждый час непрерывного воспроизведения тестовых видеороликов (в формате MP4 с аппаратным декодированием в Full HD-качестве и на полной яркости) уменьшал заряд батареи в среднем на 6% (в течение 7 часов). В общем, завидная автономность.

Как известно, наиболее "прожорливый" компонент смартфона - это его экран. Даже в случае Super AMOLED-дисплея, в настройках не стоит пренебрегать ограничением периода его активности. Время автономной работы призван также продлить режим энергосбережения, который активируется либо принудительно, либо автоматически, при уровне заряда батареи 5% или 15%. Экономия достигается за счет снижения производительности, а также отключения фонового трафика, геолокации и вибросигналов.

Особенности программного обеспечения

Смартфон Moto Z Play работает под управлением операционной системы Android 6.0.1 (Marshmallow), функциональные возможности которой расширены приложениями Moto и Moto Mods. В ближайшbt месяцы (вероятно - не раньше марта) производитель обещает обновление "по воздуху" до последней версии - Android 7.0 (Nougat). Сообщается, что вместе с нововведениями самой ОС, включая поддержку платформы виртуальной реальности Google Daydream, будут улучшены жесты Moto для уменьшения рабочей области при работе одной рукой.

После регистрации хотя бы одного отпечатка (дактокарта смартфона хранит папиллярные узоры только пяти пальцев), обычным тапом выполняется разблокировка смартфона, а тапом с удержанием - его блокировка. Дактилоскопический сканер рекомендуют также использовать со сторонними приложениями, предусматривающими такую опцию, а, кроме того, при оплате покупок.

Одним из важных фирменных приложений, расширяющих возможности стандартного софта, является ассистент Moto, который поддерживает жесты и голосовые команды, а также управляет уведомлениями на экране в режиме Moto Display.

Покупка, выводы

Главной "фишкой" Moto Z Play, несомненно, стала возможность подключения сменных модулей Moto Mods, которые позволяют ему не только менять свою внешность, но и приобретать дополнительные функции. А вот среди других членов семейства Moto Z новый смартфон выделяется емкой батареей, которая, наряду с энергоэффективной платформой и Super AMOLED-экраном, обеспечивает ему очень высокую автономность. У Moto Z Play стоит также отметить наличие водоотталкивающего покрытия корпуса, фирменной быстрой зарядки TurboPower, отдельных разъемов для одновременного подключения двух SIM-карт и карты памяти, а также "чистой" ОС Android с перспективой апгрейда до версии 7.0 (Nougat).

Увы, средняя производительность Moto Z Play - не единственный недостаток этого смартфона. Причем общую картину портит не столько скудная комплектация, сколько высокая цена самого смартфона, а также некоторых сменных модулей Moto Mods.

Так, на момент тестирования, за Moto Z Play, который позиционируется производителем для развлечений, в фирменном магазине Lenovo и крупных розничных сетях просили 34 990 рублей. При этом, по производительности, данный смартфон проигрывает, в частности, прошлогоднему флагману под брендом Huawei - (27 990 рублей), который получил, например, модную ныне двойную камеру. Впрочем, существенно быстрее обоих этих аппаратов оказывается "музыкальный профи" , за версию с 64 ГБ встроенной памяти (4 ГБ оперативной) которого просили только 29 990 рублей. Что же касается модулей Moto Mods, то, например, за 19 990 рублей (стоимость фото-модуля Hasselblad True Zoom) можно приобрести полноценный смартфон с улучшенными фото-возможностями. Конечно, у последнего нет 10-кратного оптического зума и поддержки формата RAW, а с придется привыкать к фирменной оболочке Flyme и т.д. и т.п. Тем не менее, если вы не преданный фанат бренда Motorola, то перед приобретением Moto Z Play, стоит еще раз взвесить все "за" и "против". При этом, для кого-то решающим фактором может оказаться наличие VIP-сервиса для владельцев смартфонов семейства Moto Z.

Итоги обзора смартфона Moto Z Play

Плюсы:

  • Возможность подключения модулей Moto Mods
  • Очень высокая автономность
  • Водоотталкивающее покрытие корпуса
  • Фирменная быстрая зарядка TurboPower
  • Отдельные места для одновременного подключения двух SIM-карт и карты памяти
  • "Чистая" ОС Android с перспективой апгрейда до версии 7.0 (Nougat)

Минусы:

  • Средняя производительность
  • Высокая цена смартфона и некоторых сменных модулей
  • Скромная комплектация
  • Не самая последняя версия Android "из коробки"

Всем привет, про старшие модели из линейки Moto Z мы уже писали, а вот про младший Moto Z Play незаслуженно забыли. К счастью, теперь вся линейка официально продается в России, поэтому удалось достать полноценную коробочную версию и протестировать её. Поехали!

Характеристики

Технические характеристики
Класс Средний
Форм-фактор Моноблок
Материалы корпуса Алюминий и стекло
Операционная система Android 6.0 (планируется обновление до 7.0)
Сеть 2G/3G/LTE (800/1800/2600), две nanoSIM-карты
Платформа Qualcomm Snapdragon 625
Процессор Восьмиядерный, 2 ГГц
Видеоускоритель Adreno 506
Внутренняя память 32 ГБ
Оперативная память 3 ГБ
Слот для карты памяти Есть, не совмещен со слотом для SIM
Wi-Fi Есть, a/b/g/n/ac, dual-band
Bluetooth Есть, 4.0 LE, A2DP
NFC Есть
Диагональ экрана 5.5 дюйма
Разрешение экрана 1920 х 1080 точек
Тип матрицы AMOLED
Защитное покрытие Стекло
Олеофобное покрытие Есть
Основная камера 16 МП, f/2.0, лазерный и фазовый автофокус, двойная LED-вспышка
Фронтальная камера 5 МП, f/2.2, фронтальная вспышка
Навигация GPS, A-GPS, Глонасс
Датчики Акселерометр, датчик освещения, датчик приближения, сканер отпечатка пальца
Батарея Несъемная, Li-Ion 3500 мАч
Размеры 156.4 х 76.4 х 7 мм
Вес 165 грамм
Стоимость 35 000 рублей

Комплектация

  • Смартфон
  • Зарядное устройство
  • Скрепка
  • Задняя панелька

Хотел бы обратить ваше внимание на две детали. У меня в комплекте не было кабеля Type C, а в зарядном устройстве он несъемный. Скрепка для Z Play особенная, у неё более длинная игла, поэтому извлечь лоток для симок сторонней скрепкой не получится.


В комплекте к смартфону идет одна панелька на крышку. В моем образце она неплотно прилегала, в итоге большую часть времени я пользовался аппаратом без неё. Непонятным остался момент, почему к белому смартфону в комплект положили черную панельку.


Внешний вид, материалы, управляющие элементы, сборка

Дизайн Z Play повторяет внешний вид старших моделей с одним маленьким исключением. Здесь отсутствуют два датчика движения рядом со сканером отпечатков пальцев, поэтому ощущения, что на вас смотрит удивленный смайлик, нет. На мой взгляд, отказ от них положительно сказался на дизайне устройства.


Аппарат будет продаваться в двух цветах - белом и чёрном. Интересно, что ободок в белой версии золотого цвета, в чёрной - серебристого. У меня на тесте была именно белая модель, сочетание с золотым здесь не выглядит аляповатым, оно уместно и хорошо выглядит.

Задняя крышка сделана из стекла с круглым узором, он красиво переливается на свету. Выпирающий глазок камеры никуда не делся, но его легко спрятать с помощью встроенной панельки. Кстати, стекло сзади также имеет олеофобное покрытие, благодаря этому аппарат приятно держать в руке, а отпечатки легко стираются тряпочкой.


Слева расположились качелька регулировки громкости и кнопка включения, снизу - порт Type C и миниджек.



На верхнем торце можно видеть лоток для двух nanoSIM-карт и microSD-карточки. А теперь внимание: в Moto Z Play эти слоты не совмещены! Используется элегантное решение с размещением по обе стороны от лотка: на одной – две nanoSIM-ки, на второй - слот для карточки.




Над дисплеем находятся фронтальная камера и вспышка, датчики освещения и приближения, разговорный динамик. Последний также является и внешним динамиком. Я предполагал, что такое совмещение негативно скажется на качестве звука, но Moto Z Play приятно удивил: у динамика хороший запас по громкости, плюс он не хрипит даже на максимальной.


Под экраном установлен сканер отпечатков пальцев. Это не физическая кнопка, а обычный сканер. Работает он очень быстро, достаточно лёгкого касания. Если дисплей включен, то удержание сканера выключает его, это удобно.


По сборке у меня есть небольшая претензия. В моем образце лоток для симок немного болтался, не думаю, что это массовая проблема, но перед покупкой рекомендую проверить этот момент.

Габариты

По части ощущения в руке и габаритов у меня были интересные ощущения от Moto Z Play. Из-за того, что ранее я тестировал оригинальный Moto Z, Play казался толстым и тяжелым, хотя для своей диагонали у него обычные габариты.



К слову, меня раздражала увеличивающаяся толщина при использовании панельки, и это было одной из причин, почему я отказался от её использования.


Экран

Когда сторонняя компания использует экраны AMOLED от Samsung, то очень многое зависит от оптимизации. Например, в Nexus 6P особо не заморачивались, в итоге цветовая гамма выглядела либо бледной, либо «грязной». В то же время Huawei и ZTE в своих флагманах поработали над оптимизацией, поэтому в их аппаратах была отличная цветопередача.


К сожалению, дисплей Moto Z Play по цветам ближе к Nexus 6P, цвета выглядят либо бледновато, либо грязновато, это особенно заметно при просмотре фотографий и практически не видно, если смотреть видео. Белый цвет под прямым углом выглядит хорошо, но под углами уходит в зеленоватые тона.

Я не могу сказать, что экран здесь плохой, его хватает для большинства задач, однако важно понимать, что он будет уступать дисплеям в смартфонах Samsung или флагмане Huawei. Не помогает даже базовая настройка цветов.

Операционная система

Смартфон работает под управлением Android 6.0 с минимальными дополнениями от Motorola. Меня, с одной стороны, это радует, а с другой, в компании, например, даже не добавили индикатор заряда батареи с цифрами, пришлось использовать сторонние приложения. Аппарат обещают обновить до 7.0 в ближайшее время, но на момент написания обзора прошивка еще не была доступна.

Производительность

Как-то так получилось, что в последнее время я протестировал сразу несколько аппаратов на этом чипсете и все они при FHD-разрешении показывали отличные результаты. Moto Z Play не стал исключением: смартфон быстро работает, это касается и интерфейса, и встроенных приложений, и сторонних программ, и производительных игрушек.

Автономная работа

Я слышал много положительных отзывов от коллег по поводу времени работы Moto Z Play, кому-то даже удалось выжать из аппарата два дня работы. Наши тесты автономной работы подтверждают эти выводы, а вот мой личный опыт отличается от них. При повседневном использовании (почта, твиттер, веб-серфинг, прослушивание музыки, включенная синхронизация и мобильный интернет) аппарат продержался около пяти часов. Это хороший, но не впечатляющий результат.

Камера

Начну с фронтальной камеры. По идее, наличие вспышки должно свидетельствовать о повышенном внимании к этому элементу, на практике же снимки выглядят обычными, не сверхординарными. Специально протестировал работу вспышки для селфи - я на такой фотографии стал похож на гопника (хотя, может быть, тут и освещение ни при чем). В камере есть встроенный бьютификатор, ниже – три фото: без него, с ним и ночной кадр.

Также прокомментировать качество основной и фронтальной камер я попросил Романа Белых:

Днем фотографирует очень даже хорошо: точный баланс белого, приличная резкость, симпатичное боке, достаточно широкий угол. Вечером или ночью шумов немного, резкость практически не падает, цвета приятные и естественные. Фронтальная камера не понравилась: много шума, невысокая резкость. Видео днем снимает очень качественно в 4k, вечером и ночью появляются шумы и снижается резкость. В целом, оценил бы камеру на 7 из 10.

Беспроводные интерфейсы

Тут у нас полный джентльменский набор, к качеству модулей нет никаких претензий. NFC не поддерживает Mifare Classic.

Moto Mods

Все модули Moto Mods полностью совместимы не только со старшими моделями, но и с Moto Z Play. Мы уже несколько раз рассказывали о них в отдельных материалах, поэтому просто дам ссылку на них:

И еще раз напомню официальные цены на модули:

  • Camera Hasselblad True Zoom - 20 000 рублей
  • Moto Insta-Share Projector - 23 000 рублей
  • Battery Incipio offGRIDtm Power Pack - 4 000 рублей
  • Speaker JBL SoundBoost - 7 000 рублей
  • Сменные панели для Moto Z (Z Play) - 2 000 рублей



На мой взгляд, самым востребованным модулем будет крышка-аккумулятор за 4 000 рублей. Она относительно недорогая и удобная, а тот же Z Play может спокойно два-три дня проработать при её использовании. Еще лично мне очень нравится модуль от JBL, если бы я брал себе смартфон от Moto на ближайшие два-три года, то обязательно прикупил бы и её. А вот фотомодуль и модуль-проектор хоть и выглядят впечатляюще, но уж очень дорого стоят, думаю, что конкретно эти две панельки получились слишком нишевыми.

Заключение

К качеству передачи речи нет никаких претензий, вы и ваш собеседник отлично слышите друг друга.

В рознице Moto Z Play стоит 35 000 рублей. За эти деньги вы получаете смартфон с хорошим временем работы, средним дисплеем, неплохой камерой, интересной идеей с модулями и чистым Android на борту. Пожалуй, больше всего мне не понравился именно экран, мне кажется, если бы использовали качественную IPS-матрицу, то получилось бы лучше. В остальном же перед нами середнячок от Lenovo по цене от крупного А-бренда. Впрочем, чему тут удивляться, ведь в компании именно так и позиционируют линейку Moto Z.

Главная проблема Moto Z Play - огромное количество конкурентов. Например, если доплатить 4 000-5 000 рублей, то уже можно будет купить Samsung Galaxy S7, который превосходит эту модель по всем параметрам. Примерно столько же стоит Huawei P9 Plus, который также выигрывает по всем характеристикам. А если взять модель с такими же спеками, то можно вспомнить про Nova Plus, который тоже вряд ли продавался бы за 35 000 рублей. Или тот же Galaxy A7 2016, имеющий лучший дисплей.

Смартфону тяжело конкурировать с чужими флагманами из-за того, что с начала их продаж прошло уже более полугода и цены опустились (это же касается и моделей среднего сегмента), а Z Play вышел только сейчас, поэтому ожидать резкого снижения цен на него пока не стоит. В принципе, я с удовольствием пользовался этим смартфоном, большая часть впечатлений была положительной, но считаю, что модель была бы интереснее при более низкой цене (29-30 тысяч).

Тонкий аппарат с эффектной внешностью, хорошей автономностью и сменными модулями

Компания Lenovo, обладающая правами на марку Motorola, представила этим летом обновленную версию своего «модульного» смартфона — Moto Z2 Play, который способен использовать разнообразные сменные панели из серии Moto Mods. Модули добавляют аппарату новые функции и возможности. Например, можно превратить смартфон в цифровую камеру с оптическим зумом или в проектор. Изменений по сравнению с предыдущей моделью (Moto Z Play) здесь достаточно много, и не все из них исключительно прогрессивные: батарея, например, уменьшилась в объеме. Обо всех подробностях читайте в нашем обзоре смартфона Moto Z2 Play.

Основные характеристики Moto Z2 Play

  • SoC Qualcomm Snapdragon 626, 8 ядер Cortex-A53 @2,2 ГГц
  • GPU Adreno 506 @650 МГц
  • Операционная система Android 7.1.1, Moto Experience
  • Сенсорный дисплей Super AMOLED 5,5″, 1920×1080, 401 ppi
  • Оперативная память (RAM) 3/4 ГБ, внутренняя память 32/64 ГБ
  • Поддержка Nano-SIM (2 шт.)
  • Поддержка microSD до 2 ТБ
  • Сети GSM/GPRS/EDGE (850/900/1800/1900 МГц)
  • Сети WCDMA/HSPA+ (850/900/1700/1900/2100 МГц)
  • Сети LTE (B1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 12, 13, 17, 20, 25, 26, 28, 29, 30, 38, 41, 66)
  • Wi-Fi 802.11a/b/g/n/ac (2,4 и 5 ГГц)
  • Bluetooth 4.2 LE + EDR
  • GPS, A-GPS, Глонасс
  • USB Type-C, USB OTG
  • Основная камера 12 Мп, автофокус, f/1,7, видео 4K
  • Фронтальная камера 5 Мп, f/2,2, фикс. фокус
  • Датчик приближения, освещения, магнитного поля, дактилоскопический, акселерометр, гироскоп
  • Аккумулятор 3000 мА·ч
  • Размеры 156×76×6 мм
  • Масса 145 г

Сменные модули

В продажу Moto Z2 Play поступает, естественно, без сменных модулей. Они довольно дорогие, и их придется приобретать отдельно. Разнообразных модулей линейки Moto Mods производитель напридумывал к этому времени еще больше, вот самые заметные из них. Moto insta-share projector ценой в $300 позволяет превратить смартфон в проектор с выводом 70-дюймового изображения, а Hasselblad True Zoom, тоже за дополнительные $300, сделает из аппарата цифровую камеру с 10-кратным оптическим зумом. Есть накладной динамик JBL SoundBoost за $70, есть даже модуль с джойстиками, способный превратить смартфон в геймпад. Имеется также модуль с дополнительной батареей TurboPower Pack и накладки Moto Style, добавляющие функцию беспроводной зарядки. Сохраняется поддержка старых модулей, то есть приобретенные для Moto Z Play вполне подойдут и к Moto Z2 Play.

Внешний вид и удобство использования

Дизайн у Moto Z2 Play практически такой же, как у предшественника, однако за счет некоторых деталей внешность смартфона в целом настолько преобразилась, что теперь действительно безо всяких скидок можно говорить о стильном и достойно выглядящем современном аппарате.

Кнопка со сканером отпечатков пальцев на передней панели стала не квадратной, как раньше, а стандартно вытянутой, это мгновенно преобразило переднюю панель. Задняя же панель вместо стекла получила матовую металлическую поверхность, что также облагородило внешность героя обзора, придало надежности. Кстати, антенные вставки здесь выполнены не в виде отдельных полосок сверху и снизу, а пущены по периметру вдоль всей панели, выглядит это свежо и стильно.

Можно, конечно, носить этот смартфон и без накладок, но в таком виде мало кому понравятся сильно выпирающий наружу округлый модуль камеры и большой контактный блок Moto Mods Connector, расположенный в нижней части задней панели. С другой стороны, без накладок аппарат настолько тонок, что его совсем не хочется утолщать.

По габаритам смартфон не маленький, но благодаря тонкому профилю, сильно закругленным в плане угловым частям и заглаженным торцам смартфон и в руке лежит комфортно, и в карманах одежды устраивается вполне удобно. Матовые поверхности металла совсем не маркие, в руках аппарат не скользит, удерживается надежно.

Боковые кнопки довольно мелкие и тонкие, но имеют приятный отчетливый и упругий ход, пользоваться ими удобно. Привычная качелька громкости разделена здесь надвое.

Вся передняя панель прикрыта 2.5D-стеклом Gorilla Glass с едва заметно покатыми краями. Над экраном привычно установлены сенсоры и глазок фронтальной камеры c собственной вспышкой, причем из двух светодиодов. Однако светодиодный индикатор событий на передней панели отсутствует.

Сенсорных аппаратных кнопок под экраном нет, предлагается использовать навигационную панель кнопок на самом экране. Тем не менее, их функции можно продублировать с помощью центральной кнопки, рисуя на ней жесты, выполняющие те же стандартные навигационные действия: возврат к предыдущему экрану, к домашнему экрану, открытие списка запущенных программ. «Свайпать» по маленькой кнопке вправо-влево не очень удобно, но и на такое желающие обязательно найдутся.

Основной динамик здесь не выведен в нижний торец или на заднюю панель, а совмещен с разговорным динамиком, то есть звук в любом случае выходит из щели наверху передней панели над экраном.

На нижнем торце расположен разъем USB Type-C, поддерживающий подключение внешних устройств в режиме USB OTG. Здесь же установлен и 3,5-миллиметровый аудиовыход на наушники — приятно, что им не пожертвовали даже в столь тонком корпусе.

Верхний торец отдан под слот для карточек, и вызывает уважение тот факт, что, опять же, даже в этом сверхтонком корпусе производитель нашел место для трех карт (двух Nano-SIM и одной microSD) без пресловутой «гибридности» и необходимости чем-либо жертвовать.

Оказывается, все вполне возможно разместить и совместить, просто у таких производителей, как Huawei, который одним из первых начал практиковать «гибридный» разъем, нет особого желания заботиться о комфорте для пользователя. Здесь же все гораздо удобнее: с одной стороны салазок устанавливаются обе SIM-карты, а с другой спокойно размещается карта памяти, причем поддерживается горячая замена карточек.

Moto Z2 Play представлен всего в двух цветовых решениях: сером (Lunar Gray), какой побывал у нас на тестировании, а также золотистом (Fine Gold) с белой передней панелью, который тоже выглядит довольно привлекательно.

Экран

Moto Z2 Play оснащен дисплеем Super AMOLED, прикрытым 2.5D-стеклом Corning Gorilla Glass с покатыми краями. Физические размеры экрана составляют 68×121 мм при диагонали 5,5 дюйма. Разрешение равняется 1920×1080, плотность точек составляет около 401 ppi. Рамка вокруг экрана с учетом закруглений торцевых частей корпуса выходит не очень-то узкой: по бокам она почти по 4 мм, снизу и сверху — по 17 мм.

Яркость дисплея можно подстраивать вручную или использовать автоматические настройки, основанные на работе датчика внешнего освещения. Тест AnTuTu диагностирует поддержку 10 одновременных касаний мультитач.

Подробную экспертизу с использованием измерительных приборов провел редактор разделов «Мониторы » и «Проекторы и ТВ » Алексей Кудрявцев . Приводим его экспертное мнение об экране исследуемого образца.

Лицевая поверхность экрана выполнена в виде стеклянной пластины с зеркально-гладкой поверхностью, устойчивой к появлению царапин. Судя по отражению объектов антибликовые свойства экрана не хуже, чем у экрана Google Nexus 7 (2013) (ниже просто Nexus 7). Для наглядности приведем фотографию, на которой в выключенных экранах отражается белая поверхность (слева — Nexus 7, справа — Moto Z2 Play, далее их можно различать по размеру):

Экран у Moto Z2 Play немного темнее (яркость по фотографиям 111 против 112 у Nexus 7). Двоение отраженных объектов в экране Moto Z2 Play очень слабое, это свидетельствует о том, что между слоями экрана нет воздушного промежутка. За счет меньшего числа границ (типа стекло/воздух) с сильно различающимися коэффициентами преломления такие экраны лучше смотрятся в условиях интенсивной внешней засветки, но вот их ремонт в случае потрескавшегося внешнего стекла обходится гораздо дороже, так как менять приходится экран целиком. На внешней поверхности экрана есть специальное олеофобное (жироотталкивающее) покрытие (очень эффективное, заметно лучше, чем у Nexus 7), поэтому следы от пальцев удаляются существенно легче, а появляются с меньшей скоростью, чем в случае обычного стекла.

При ручном управлении яркостью и при выводе белого поля во весь экран максимальное значение яркости составило примерно 415 кд/м², минимальное — 3,3 кд/м². Максимальная яркость не очень высокая, но нужно учитывать хорошие антибликовые свойства экрана и тот факт, что с уменьшением площади белого яркость белых участков немного возрастает. В итоге читаемость днем на солнце находится на достаточно хорошем уровне, а пониженный уровень яркости без проблем позволяет использовать устройство даже в полной темноте. Есть автоматическая регулировка яркости по датчику освещенности (он находится справа от прорези фронтального громкоговорителя). В автоматическом режиме при изменении внешних условий освещенности яркость экрана как повышается, так и понижается. Работа этой функции зависит от положения ползунка регулировки яркости. Если он на 100%, то в полной темноте функция автоматической подстройки яркости уменьшает яркость до 110 кд/м² (многовато), в условиях освещенного искусственным светом офиса (около 550 лк) устанавливает на 280 кд/м² (нормально), в очень ярком окружении (соответствует освещению ясным днем вне помещения, но без прямого солнечного света — 20000 лк или немного больше) повышает до максимума — до 415 кд/м² (до максимума, так и нужно). Если ползунок яркости на 50% — значения следующие: 13, 120, 415 кд/м² (подойдет), если на 0% — 3,3, 15, 415 кд/м² (первые два значения низковаты). С нашей точки зрения, функция автоматической подстройки яркости работает адекватно.

Только на низком уровне яркости присутствует значимая модуляция с частотой 239,7 Гц. На рисунке ниже приведены зависимости яркости (вертикальная ось) от времени (горизонтальная ось) для нескольких значений яркости:

Видно, что на максимальной и средней яркости амплитуда модуляции небольшая, поэтому видимого мерцания нет. Однако при сильном понижении яркости появляется модуляция с большой относительной амплитудой. Поэтому на низкой яркости наличие модуляции уже можно увидеть в тесте на присутствие стробоскопического эффекта или просто при быстром движении глаз. В зависимости от индивидуальной чувствительности такое мерцание может вызывать повышенную утомляемость.

В этом экране используется матрица AMOLED — активная матрица на органических светодиодах. Полноцветное изображение создается с помощью субпикселей трех цветов — красного (R), зеленого (G) и синего (B), но красных и синих субпикселей в два раза меньше, что можно обозначить как RGBG. Это подтверждается фрагментом микрофотографии:

Для сравнения можно ознакомиться с галереей микрофотографий экранов, используемых в мобильной технике.

На фрагменте выше можно насчитать 4 зеленых субпикселя, 2 красных (4 половинки) и 2 синих (1 целый и 4 четвертушки), при этом, повторяя эти фрагменты, можно выложить весь экран без разрывов и перехлеста. Для таких матриц компания Samsung ввела наименование PenTile RGBG. Разрешение экрана производитель считает по зеленым субпикселям, по двум другим оно будет в два раз ниже. Расположение и форма субпикселей в этом варианте аналогична варианту в случае экрана Samsung Galaxy S4 и некоторых других более новых устройств Samsung (и не только) с экранами AMOLED. Разумеется, присутствует некоторая неровность контрастных границ и другие артефакты. Впрочем, из-за очень высокого разрешения они минимально сказываются на качестве изображения.

Экран характеризуется великолепными углами обзора. Правда, белый цвет при отклонении даже на небольшие углы приобретает легкий сине-зеленый оттенок, а под некоторыми углами чуть-чуть розовеет, но черный цвет остается черным под любыми углами. Он настолько черный, что параметр контрастности в данном случае просто неприменим. При перпендикулярном взгляде равномерность белого поля хорошая. Для сравнения приведем фотографии, на которых на экраны Moto Z2 Play и второго участника сравнения выведены одинаковые изображения, при этом яркость экранов изначально установлена примерно на 200 кд/м², а цветовой баланс на фотоаппарате принудительно переключен на 6500 К.

Перпендикулярно к экранам белое поле:

Отметим хорошую равномерность яркости и цветового тона белого поля.

И тестовая картинка:

Согласно визуальной оценке, у тестируемого экрана цвета перенасыщенные и неестественные, цветовой баланс у экранов заметно различается. Напомним, что фотография не может служить надежным источником сведений о качестве цветопередачи и приводится только для условной наглядной иллюстрации. Фотография выше получена для профиля Яркий в настройках экрана (он выбран по умолчанию), всего их два:

Что получается при выборе второго, показано ниже.

Насыщенность цветов стала ближе к нормальной.

Теперь под углом примерно 45 градусов к плоскости и к стороне экрана:

Видно, что цвета не сильно изменились у обоих экранов и яркость у Moto Z2 Play под углом заметно выше.

И белое поле:

Яркость под углом у обоих экранов заметно уменьшилась (чтобы избежать сильного затемнения, выдержка увеличена в сравнении с предыдущими двумя фотографиями), но в случае Moto Z2 Play падение яркости выражено гораздо меньше. В итоге при формально одинаковой яркости экран Moto Z2 Play визуально выглядит гораздо более ярким (в сравнении с ЖК-экранами), так как на экран мобильного устройства часто приходится смотреть как минимум под небольшим углом.

Переключение состояния элементов матрицы выполняется практически мгновенно, но на фронте включения (и реже выключения) может присутствовать ступенька шириной примерно 17 мс (что соответствует частоте обновления экрана). Например, так выглядит зависимость яркости от времени при переходе от черного к белому и обратно:

В некоторых условиях наличие такой ступеньки может приводить к шлейфам, тянущимися за движущимися объектами, но при обычном использовании увидеть эти артефакты сложно. Скорее наоборот — динамичные сцены в фильмах на экранах OLED отличаются высокой четкостью и даже некоторой «дерганностью» движений.

Построенная по 32 точкам с равным интервалом по численному значению оттенка серого гамма-кривая не выявила завала ни в тенях, ни в светах. Показатель аппроксимирующей степенной функции равен 2,22, что близко к стандартному значению 2,2, при этом реальная гамма-кривая почти не отклоняется от степенной зависимости:

По умолчанию цветовой охват очень широкий:

Спектры компонент (то есть спектры чистых красного, зеленого и синего цветов) очень хорошо разделены:

Отметим, что на экранах с широким цветовым охватом без соответствующей коррекции цвета обычных изображений, оптимизированных для устройств sRGB, выглядят неестественно насыщенными.

При выборе профиля Обычный охват сжимается к границам sRGB:

Баланс оттенков на шкале серого приемлемый. Цветовая температура несильно выше стандартных 6500 К, и отклонение от спектра абсолютно черного тела (ΔE) на большей части шкалы серого остается ниже 10 единиц, что для потребительского устройства считается нормальным показателем. При этом цветовая температура и ΔE мало изменяются от оттенка к оттенку (кроме самых темных) — это положительно сказывается на визуальной оценке цветового баланса. Однако выбор профиля Обычный баланс ухудшает, так как разброс значений ΔE возрастает:

(Самые темные области шкалы серого в большинстве случаев можно не учитывать, так как там баланс цветов не имеет большого значения, да и погрешность измерений цветовых характеристик на низкой яркости большая.)

Подведем итоги. Экран имеет не очень высокую максимальную яркость, но обладает хорошими антибликовыми свойствами, поэтому устройством без особых проблем можно пользоваться вне помещения даже летним солнечным днем. В полной темноте яркость можно понизить до комфортного значения. Допустимо использовать режим с автоматической подстройкой яркости, работающий адекватно. К достоинствам экрана нужно отнести эффективное олеофобное покрытие и приемлемый цветовой баланс. Заодно напомним про общие достоинства OLED-экранов: истинный черный цвет (если в экране ничего не отражается), хорошая равномерность белого поля, заметно меньшее, чем у ЖК, падение яркости изображения при взгляде под углом. К недостаткам можно отнести чрезмерно широкий цветовой охват и мерцание экрана, проявляющееся на низкой яркости. У пользователей, особо чувствительных к мерцанию, из-за этого может возникать повышенная утомляемость. Цветовой охват можно приблизить к стандартному, но за счет ухудшения цветового баланса. Тем не менее, в целом качество экрана высокое.

Камера

Фронтальная камера Moto Z2 Play осталась прежней: матрица имеет разрешение 5 Мп, размер отдельного пикселя — 1,4 мкм. Широкоугольный объектив с диафрагмой f/2,2 и фиксированным фокусом заметно искажает пропорции, с его помощью трудно получить с расстояния вытянутой руки неискаженный автопортрет. Но это дань моде, селфи-камеры сейчас делают такими, чтобы в кадр влезала группа, а не один человек. Зато на передней панели имеется собственная разноцветная сдвоенная светодиодная вспышка. Да и получаемое изображение вполне детализированное и резкое.

Основная камера использует модуль с 12-мегапиксельной матрицей и объективом с максимальной диафрагмой f/1,7, оснащена быстрым лазерным и фазовым автофокусом с технологией Dual Pixel для более быстрой фокусировки. Новый типа лазерного автофокуса позволяет фокусироваться на расстоянии до 5 метров. Размер пикселя составляет все те же 1,4 мкм. Имеется яркая двойная разноцветная светодиодная вспышка.

Камера богата на возможности: есть и жестовое управление, и ручной режим, и возможность подстраивать экспозицию во время съемки. Режим Professional выводит дугообразные ползунки с изменяемыми значениями выдержки, светочувствительности (до ISO 3200), ручной фокусировки, баланса белого, шкалы экспокоррекции.

Камера может снимать видео в максимальном разрешении 4K (30 fps), а также 1080p с 60 fps, только стоит учесть, что стабилизация в этих двух режимах не работает — лишь в обычном 1080p (30 fps) и ниже. В целом с видеосъемкой камера справляется достойно: резкость, цветопередача и детализация в норме, артефактов в изображении нет, видеоряд плавный, без заметных рывков. Звук тоже записывается качественно, система шумоподавления со своими задачами справляется.

  • Ролик №1 (30 МБ, 3840×2160@30 fps, H.264, AAC)
  • Ролик №2 (23 МБ, 3840×2160@30 fps, H.264, AAC)
  • Ролик №3 (40 МБ, 1920×1080@30 fps, H.264, AAC)
  • Ролик №4 (40 МБ, 1920×1080@60 fps, H.264, AAC)
  • Ролик №5 (40 МБ, 1280×720, slo-mo)

Номера машин хорошо различимы.

С макросъемкой камера справляется.

Неплохая детализация по полю кадра и по планам.

Хорошая резкость на дальних планах.

На ветках можно заметить легкий шарпинг.

Текст отработан хорошо.

Небольшой смаз заметен в левой части кадра.

Неплохая резкость и умеренный динамический диапазон в режиме HDR.

Камера вышла хорошей, почти флагманской. У нее умеренная программная обработка, отличный режим HDR, явно хороший модуль: матрица отрабатывает мелкие детали, оптика почти не портит края изображения, хотя периодически снимки по непонятной причине выходят смазанными. Именно поэтому камера слегка не дотягивает до флагманской, но в остальном здесь практически не к чему придраться. Можно утверждать, что камера хорошо справится с различными сюжетами.

Телефонная часть и коммуникации

Модем Qualcomm X9 LTE поддерживает LTE Cat.13 (максимальная скорость скачивания до 300 Мбит/c) и LTE Cat.7 (максимальная скорость отдачи до 150 Мбит/c). Поддерживается масса диапазонов 4G LTE FDD и TD (B1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 12, 13, 17, 20, 25, 26, 28, 29, 30, 38, 41, 66), в их числе и все 3 диапазона, используемых в России (3, 7 и 20). В пределах городской черты московского региона аппарат ведет себя уверенно, качество приема сигнала нареканий не вызывает.

Смартфон также поддерживает оба диапазона Wi-Fi (2,4 и 5 ГГц), есть Bluetooth 4.2. Можно организовать беспроводную точку доступа через каналы Wi-Fi или Bluetooth. Есть NFC с поддержкой Mifare Classic, то есть аппарат работает с приложением для проездных документов. Разъем USB Type-C поддерживает подключение внешних устройств в режиме USB OTG.

Навигационный модуль работает и с GPS (с A-GPS), и с отечественной Глонасс, но без поддержки китайской Beidou. Первые спутники при холодном старте обнаруживаются в течение первой минуты. Точность позиционирования средняя. Магнитный компас, необходимый для работы навигационных программ, присутствует.

Платформа умеет поддерживать в режиме активного ожидания обе SIM-карты в 3G/4G одновременно. То есть вторая SIM-карта может работать в 3G для голосовой связи, даже если для передачи данных в 4G назначена карта из другого слота. Интерфейс позволяет выбрать для голосовых звонков и SMS определенную SIM-карту заранее. Работают карты в режиме Dual SIM Dual Standby, радиомодем здесь один. Также для удобства пользователей производитель добавил несколько готовых режимов работы двух карт.

Программное обеспечение и мультимедиа

В качестве программной платформы используется ОС Android свежей версии 7.1.1 с фирменным интерфейсом Moto Experiences, который более близок к стоковой версии Android, как по внешнему виду, так и по организации, чем все варианты собственной оболочки Lenovo. Смартфоны Lenovo Moto напоминают чистые «гуглофоны» больше, чем большинство конкурентов.

Добавлены поддержка жестов, возможность уменьшения всей рабочей площади экрана для удобства управления пальцами одной руки, многооконный режим работы. При протягивании руки к лежащему на столе аппарату он тут же демонстрирует на заблокированном экране основную информацию в монохромном виде (дата, время, оставшийся процент заряда). Интерфейс в целом прост и спокоен в оформлении, легок и быстр в работе. Сторонних программ практически нет, все необходимое здесь реализуется с помощью Google Apps.

Для прослушивания музыки используется штатный плеер Google Music с настройками эквалайзера. И в наушниках, и в динамике аппарат звучит неплохо: громкости звука достаточно для любой окружающей обстановки, звук чистый и громкий, но не самого высокого качества.

Имеется FM-радио. Любопытно, что можно попробовать использовать его и без подключенных в качестве внешней антенны наушников, но ничего поймать таким образом не удастся. Встроенного диктофона в аппарате не нашлось.

Производительность

Аппаратная платформа Moto Z2 Play строится на однокристальной системе Qualcomm Snapdragon 626, выполненной по 14-нанометровой технологии. Напомним, что предыдущая Moto Z Play работала на Snapdragon 625. В состав Snapdragon 626 входят восемь 64-битных ядер ARM Cortex-A53 с частотой до 2,2 ГГц, за обработку графики отвечает видеоускоритель Adreno 506 с частотой ядер до 650 МГц. Объем ОЗУ составляет 4 ГБ, а встроенной флэш-памяти 64 ГБ. Из них изначально свободно около 50 ГБ в хранилище и примерно 2,5 ГБ ОЗУ. Также есть версия смартфона с 3 ГБ ОЗУ и 32 ГБ флэш-памяти.

Qualcomm Snapdragon 626 — платформа, предназначенная для смартфонов среднего уровня. Это довольно свежий чип, представленный в октябре 2016 года и пришедший на смену Snapdragon 625. В сущности, отличие заключается в повышенной частоте ядер (с 2,0 до 2,2 ГГц), но есть и менее заметные изменения — например, появился усилитель радиосигнала для антенны TruSignal. Благодаря техпроцессу 14 нм эта SoC имеет неплохую производительность при невысоком энергопотреблении.

И в комплексных и в графических тестах SoC Snapdragon 626 демонстрирует не топовые, но вполне удовлетворительные для любых задач результаты. Производительности достаточно для записи и воспроизведения видео с разрешением до 4K UHD и требовательных игр. Mortal Kombat X проигрывается смартфоном без малейших притормаживаний.

Тестирование в комплексных тестах AnTuTu и GeekBench:

Все результаты, полученные нами при тестировании смартфона в самых свежих версиях популярных бенчмарков, мы для удобства свели в таблицы. В таблицу обычно добавляется несколько других аппаратов из различных сегментов, также протестированных на аналогичных последних версиях бенчмарков (это делается лишь для наглядной оценки полученных сухих цифр). К сожалению, в рамках одного сравнения нельзя представить результаты из разных версий бенчмарков, поэтому «за кадром» остаются многие достойные и актуальные модели — по причине того, что они в свое время проходили «полосу препятствий» на предыдущих версиях тестовых программ.

Тестирование графической подсистемы в игровых тестах 3DMark, GFXBenchmark и Bonsai Benchmark:

При тестировании в 3DMark для самых производительных смартфонов теперь есть возможность запускать приложение в режиме Unlimited, где разрешение рендеринга фиксировано на 720p и отключен VSync (из-за чего скорость может подниматься выше 60 fps).

Moto Z2 Play
(Qualcomm Snapdragon 626)
Asus Zenfone 3
(Qualcomm Snapdragon 625)
HTC One X10
(MediaTek Helio P10)
Honor 6X
(HiSilicon Kirin 655)
Xiaomi Redmi 4X
(Qualcomm Snapdragon 435)
3DMark Ice Storm Sling Shot ES 3.1
(больше — лучше)
470 466 421 378 292
GFXBenchmark Manhattan ES 3.1 (Onscreen, fps) 7 6 5 5 10
GFXBenchmark Manhattan ES 3.1 (1080p Offscreen, fps) 6 6 5 5 4,5
GFXBenchmark T-Rex ES 2.0 (Onscreen, fps) 23 22 17 19 26
GFXBenchmark T-Rex ES 2.0 (1080p Offscreen, fps) 23 23 17 19 16

Браузерные кросс-платформенные тесты:

Что касается бенчмарков для оценки скорости движка javascript, то стоит всегда делать скидку на то, что в них результаты существенно зависят от браузера, в котором запускаются, так что сравнение может быть истинно корректным только на одинаковых ОС и браузерах, а такая возможность имеется при тестировании не всегда. В случае с ОС Android мы всегда стараемся использовать Google Chrome.

Результаты теста AndroBench на скорость работы с памятью:

Теплоснимки

Ниже приведен теплоснимок задней поверхности, полученный после 10 минут работы теста аккумулятора в программе GFXBenchmark:

Нагрев выше в верхней правой части аппарата, что, видимо, соответствует расположению микросхемы SoC. По данным теплокамеры, максимальный нагрев составил всего 35 градусов (при температуре окружающего воздуха в 24 градуса), это относительно немного.

Воспроизведение видео

Для тестирования «всеядности» при воспроизведении видео (включая поддержку различных кодеков, контейнеров и специальных возможностей, например субтитров) нами применялись наиболее распространенные форматы , которые составляют основную массу имеющегося в Сети контента. Заметим, что для мобильных устройств важно иметь поддержку аппаратного декодирования видеороликов на уровне чипа, поскольку обработать современные варианты за счет одних лишь процессорных ядер чаще всего невозможно. Также не стоит ждать от мобильного устройства декодирования всего-всего, поскольку лидерство по гибкости принадлежит ПК, и никто не собирается его оспаривать. Все результаты сведены в таблицу.

По результатам тестирования смартфон без проблем проиграл все тестовые файлы в плеере МХ — правда, в SW-режиме. Никакого собственного видеопроигрывателя в смартфоне нет, а через галерею ролики аппарат проигрывает без поддержки АС3, то есть без звука. Но вряд ли кто-то будет смотреть видео на смартфоне таким образом, все равно придется скачать сторонний плеер.

Дальнейшее тестирование воспроизведения видео выполнил Алексей Кудрявцев .

Гипотетическую поддержку адаптеров MHL или SlimPort (Mobility DisplayPort) мы проверить не смогли из-за отсутствия варианта адаптера, подключаемого к порту USB Type C. Поэтому пришлось ограничиться тестированием вывода изображения видеофайлов на экран самого устройства. Для этого мы использовали набор тестовых файлов с перемещающимися на одно деление за кадр стрелкой и прямоугольником (см. «Методика тестирования устройств воспроизведения и отображения видеосигнала. Версия 1 (для мобильных устройств) Красные отметки указывают на возможные проблемы, связанные с воспроизведением соответствующих файлов.

По критерию вывода кадров качество воспроизведения видеофайлов на экране самого смартфона хорошее, так как в большинстве случаев кадры (или группы кадров) могут (но не обязаны) выводиться с более-менее равномерным чередованием интервалов и без пропусков кадров. При воспроизведении видеофайлов с разрешением 1920 на 1080 (1080p) на экране смартфона изображение собственно видеофайла выводится точно по границе экрана, один к одному по пикселям, то есть в исходном разрешении. На тестовых мирах проявляются особенности экранов PenTile: вертикальная мира через пиксель — в сеточку, а горизонтальная — чуть-чуть зеленоватая. В то же время на реальных кадрах описываемые артефакты отсутствуют. Отображаемый на экране диапазон яркости соответствует стандартному диапазону 16—235: в тенях и в светах отображаются все градации оттенков.

Время автономной работы

Несъемная аккумуляторная батарея, установленная в Moto Z2 Play, получила меньшую емкость, чем у Moto Z Play, всего 3000 мА·ч. Тем не менее, даже с такой батареей смартфон демонстрирует более чем достойные, весьма впечатляющие результаты автономности. И это удивительно, потому что тонкий красавец изначально вовсе не создает впечатление аппарата, способного на длительную работу без подзарядки. В реальных условиях Moto Z2 Play даже при высоком уровне нагрузки способен без проблем продержаться на протяжении целого дня без подзарядки.

Тестирование традиционно проводилось на обычном уровне энергопотребления без использования функций энергосбережения, хотя таковые в аппарате, естественно, имеются.

Беспрерывное чтение в программе FBReader (со стандартной, светлой темой) при минимальном комфортном уровне яркости (яркость была выставлена на 100 кд/м²) длилось до полного разряда аккумулятора более 18 часов, а при беспрерывном просмотре видео в высоком качестве (720р) с тем же уровнем яркости через домашнюю сеть Wi-Fi аппарат функционирует почти 14,5 часов. В режиме 3D-игр смартфон смог перевалить отметку в 8 часов, но этот результат сильно зависит от конкретной игры.

От некомплектного сетевого адаптера с максимальным выходным током 1,5 А 5,2 В смартфон заряжается в течение 2 часов 10 минут током 1,5 А при напряжении 5,2 В. Беспроводная зарядка изначально не поддерживается, но для ее реализации есть соответствующая накладка из серии Moto Mods.

Итог

Не самый яркий, но крупный и экономичный AMOLED-дисплей, удовлетворительное звучание динамика, хорошие камеры, широкие коммуникационные возможности, вполне достойная свежая среднеуровневая аппаратная платформа Qualcomm и весьма приличный уровень автономности, неожиданный для столь тонкого и легкого аппарата с изящной внешностью — вот основные плюсы новинки под названием Moto Z2 Play. Смартфон ценой около $500 относится скорее к топовому сегменту, а там есть с кем побороться — есть и лучшие экраны, и более мощные процессоры. Однако чего у героя обзора не отнять, так это шарма: очень тонкий металлический корпус с приятными габаритами и комфортной массой просто не хочется выпускать из рук. Ну а любителям экспериментов и апгрейдов предоставлено такое широкое поле деятельности в виде целого набора сменных модулей, что альтернативы ему на мобильном рынке сейчас просто нет.

13 января 2012 в 15:37

Распознавание непрерывного рукописного текста в режиме off-line

  • Искусственный интеллект
Предисловие
Как известно, задача распознавания непрерывного рукописного текста в режиме off-line пока считается нерешённой.

Мне удалось решить эту задачу теоретически и практически. Практическая часть сейчас имеет вид демонстрационной версии программы. Решение общее, оно не ограничивается какой-либо областью применения, языком или размером словаря.

О программе
Программа полностью обучаемая. Процесс обучения выглядит просто: вы пишете символы в режиме on-line, программа их обобщает и выделяет алгоритм написания. Это первый этап обучения. Второй этап происходит во время работы. Если встречается символ, общий алгоритм написания которого совпадает с одним из имеющихся в наличии, а значения некоторых свойств выходят за рамки вычисленных на первом этапе диапазонов, то диапазоны расширяются. Конечно, только после подтверждения пользователем общего результата распознавания. К слову сказать, на первом этапе достаточно от трёх до семи предъявлений символа, и алгоритм готов.
Теория
Немного о теории. Существует несколько подходов к решению указанной задачи. Их обычно делят на два вида: структурные и эталонные. Первый основан на выделении и анализе различных структурных элементов символа и их признаков, свойств. Второй предполагает сравнение распознаваемого символа с набором заданных эталонов. Эти методы не позволяют решить задачу в общем виде.

Задача рукописного ввода в режиме on-line полностью и успешно решена. Это решение основано, в любом случае, на создании алгоритмов написания символов, учитывающих траекторию движения пера. То есть, последовательность смены его координат. Были предложения свести задачу распознавания в off-line режиме к распознаванию в режиме on-line. Для этого достаточно правильно считать линии с графической копии текста. Но сделать это принципиально невозможно. Можно считать отрезки линий между пересечениями, но чтобы их правильно соединить, уже нужна интерпретация.

Остаётся только одно решение - восстанавливать символы в процессе интерпретации отрезков, полученных на этапе считывания с цифровой графической копии текста. Для этого нужны две составляющие: специальное представление алгоритма написания символа, позволяющее это делать, и алгоритм интерпретации отрезков, способный проанализировать все возможные варианты интерпретации.

Практика
Это удалось сделать в полной мере. Как известно, главная задача демоверсии - продемонстрировать принципиальное решение поставленной задачи. На что в этом смысле способен тот прототип, который имеется сейчас? Программа способна распознавать одно слово, написанное произвольным непрерывным почерком на белой бумаге. Для перевода в цифровой файл слово может быть либо отсканировано, либо сфотографировано веб-камерой или цифровым фотоаппаратом. В принципе, уже сделано и распознавание текста, но эта функция требует доработки.

Ниже приведены примеры распознаваемых слов. Как видно, здесь не только обычное написание, но и «усложнённые» варианты: перечёркнутые слова, символы, написанные отрезками, имеющие лишние части и тому подобное. Это показывает, что в полностью готовом виде программа будет способна распознавать достаточно зашумлённые тексты.

Очевидно, что уверенно распознать можно только те символы, которые имеют все необходимые части примерно на своих местах. Если имеются недостающие или сильно искажённые части, то необходима интерпретация на уровне слов. Наличие словаря повышает процент распознавания, но не решает всех проблем. Бывают такие случаи, когда без понимания смысла фразы некоторые слова однозначно интерпретировать невозможно. Для этого нужна система искусственного интеллекта, способная понимать смысл фраз естественного языка. До недавнего времени информации о наличии таких систем на рынке не было. Сейчас уже есть: фирма ABBYY объявила о создании системы «Compreno» , в которой для перевода используется смысловая интерпретация фраз на основе «модели мира», не зависимой от конкретного языка.

У меня тоже есть прототип системы ИИ, способной понимать смысл текста. Если судить по той информации о «Compreno», которая сейчас есть в СМИ, моя система функционально гораздо шире. Она обучаема, способна к обобщению информации и к активному поиску знаний в случае, когда их не хватает для выполнения поставленной задачи. Другими словами, такая система вполне способна работать личным секретарём. Но у неё есть один серьёзный недостаток по сравнению с «Compreno» - по степени общей готовности она пока не дотягивает даже до демоверсии.

Коммерция
И в конце немного о коммерческой стороне проекта. В интернете есть интервью вице-президента компании ABBYY Lingvo Арама Пахчаняна. В отношении задачи распознавания непрерывного рукописного текста в режиме off-line там сказано, по сути, что эту задачу и не надо решать. Затраты на её решение (надо полагать, очень большие) не окупятся. И, похоже, в основном потому, что непрерывное писание фирма ABBYY Lingvo практически уже сделала неактуальным. Она полностью решила проблему распознавания раздельного рукописного текста, и на все случаи жизни разработала соответствующие бланки.

Возможно, это была шутка. Но всё равно, имеет смысл сказать следующее. Писать привычным непрерывным почерком удобнее и легче, чем вписывать буквы в квадратики. Если компьютер будет распознавать первое не хуже второго, то второе уйдёт в прошлое так же как перфокарты, чёрно-белые телевизоры и плёнки для фотоаппаратов.

В следующем короткое видео можно увидеть программу в действии. Возможно, это будет интересно.

Заключение
И ещё один важный момент – показатели эффективности, а именно, время и процент распознавания. Конечно, в демоверсии основное внимание уделялось второму критерию. Сейчас достигнут уровень не ниже 70%. В готовом варианте этот показатель можно сформулировать так: если человек сможет прочитать текст, то и программа тоже. О времени распознавания пока можно сказать только то, что его удастся довести до приемлемых величин.

Если всё пойдёт хорошо, будут ещё статьи о некоторых технических аспектах распознавания текста и об ИИ.

Благодарю за внимание.
____________
Update.
Дорогие хабравчане! Спасибо всем за фидбек, нам это очень важно и полезно. В целом топик был встречен положительно, что не может не радовать.

Негодующим личностям хотелось бы сказать: уважаемые, мы не ярмарочные фокусники. Мы отдаём отчёт в своих словах. Если мы написали, что в готовом продукте точность распознавания будет стремиться к 100%, значит мы в этом уверены.

Эту статью можете считать анонсом, у неё не было цели подробно раскрыть все технические подробности. Однако учитывая проявленный интерес, через некоторое время будет ещё одна статья, более подробно описывающая процесс распознавания.

Также будет доступная для скачивания демонстрационная версия программы.