«Проектная деятельность в старшей группе дошкольной образовательной организации». Проекты
Организация проектной деятельности детей в старшей группе по теме: «Волшебный мир театра»
Автор проекта : Иванова Елена Владимировна, воспитатель 1-й квалификационной категорииМБДОУ «Детский сад №34» г.Иваново
Тип проекта: творческо-познавательный;
Длительность проекта: долгосрочный (январь-май)
Участники проекта: дети старшей группы, их родители, воспитатели, артисты и сотрудники Ивановского драматического театра.
Актуальность проекта:
После просмотра в детском саду сказки, показанной артистами Ивановского драматического театра, выяснилось, что многие ребята еще ни разу не были в театре. Они не представляют, что это такое, кто там работает, для чего он нужен.
Те ребята, кто был в театре с родителями, с восторгом рассказывали о просмотренной сказке, но ничего не могли рассказать о самом театре. Дошколята изъявили желание поподробнее о нем узнать. Так возникла идея создания проекта «Волшебный мир театра».
Проблема: У детей не развит интерес к миру театра.
Причины:
1. Дети с семьей не посещают театр или делают это редко.
2. Недостаточно уделяется времени в семье беседам о театре.
3. Непонимание родителей значимости театрализованной деятельности для развития ребенка.
4. Интерес к театру подменяется просмотром телевизора и компьютерными играми.
Цель проекта: Формирование у детей и их родителей интереса к театру и современной театральной деятельности, развитие у детей артистических способностей.
Задачи приоритетной образовательной области: «Познавательное развитие»:
Формировать представления детей о театре, его видах, о людях, которые работают в театре, об артистах;
Показать значимость и необходимость каждой профессии в театре;
Расширять кругозор детей.
Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию;
Задачи ОО в интеграции: «Художественно-эстетическое развитие»:
Пробуждать интерес к театру у детей и родителей;
Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса);
Содействовать развитию творческой активности детей.
Стимулировать развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности детей;
Приобщать детей и родителей к совместной дизайн - деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов.
«Социально-коммуникативное развитие»:
Вызвать у детей интерес к театру, желание участвовать в театральной деятельности;
Заинтересовать родителей в посещении театра вместе с детьми;
Закрепить правила поведения во время экскурсии по театру, при посещении спектаклей;
Закрепить правила безопасного поведения по дороге в театр;
Формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе совместной деятельности;
«Речевое развитие»:
Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационную сторону речи, темп, выразительность речи.
Воспитывать культуру речевого общения, уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
«Физическое развитие»:
способствовать увеличению двигательной активности, направленной на развитие координаций движений, развитие крупной и мелкой моторики;
Ожидаемые результаты:
1. Расширится интерес детей к театральной культуре.
2. Обогатятся знания детей об истории театра, его видах, профессиях людей, работающих в театре.
3. Раскроются творческие способности детей.
4. Расширится кругозор и обогатится словарь детей.
5. Появится интерес родителей к посещению театра вместе с детьми.
Продукты проекта:
Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры;
Театрализованное представление по мотивам русской народной сказки «Колобок».
Предпосылки учебной деятельности: личностные - умение оценивать собственную деятельность и свои возможности; коммуникативные - умение слушать и отвечать на вопросы, обращаться за помощью, выражать благодарность; участвовать в совместной деятельности; познавательные – умение работать по заданному алгоритму; регулятивные – умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;
Оборудование для педагога: ноутбук, фотоаппарат, видеокамера, музыкальный центр, телевизор, DVD, видео- и аудиоматериалы, интернет.
Оборудование для детей: разные виды настольных театров, материалы для продуктивной деятельности (ИЗО-деятельности, аппликации, лепки), тематические наборы и игрушки для сюжетно – ролевых игр, маски, костюмы, атрибуты для театрализации.
Формы и методы организации проекта
- Педагогические наблюдения.
- Беседы.
- Консультации для родителей (индивидуальные и групповые).
- Совместная организованная деятельность.
- Оформление информации для родителей в приемной.
- Творческие мастерские (с детьми, с родителями, индивидуальные, групповые).
- Мастер-классы для родителей по изготовлению атрибутов, костюмов
- Театрализованная деятельность (постановки, сценки)
- Игры
- Чтение художественной литературы
- Прослушивание аудиосказок
- Экскурсия в Ивановский драматический театр;
- Просмотр выездных спектаклей в ДОУ, спектаклей в Ивановском театре драмы.
Взаимодействие с семьями воспитанников:
1. Помощь в пополнении театрального уголка в группе;
2. Поездки в театр на спектакли вместе с детьми;
3. Организация экскурсий в мир закулисья Ивановского драматического театра;
4. Совместная трудовая деятельность по изготовлению атрибутов и костюмов к театрализации сказки «Колобок»;
5. Консультативно-просветительская работа;
Основные этапы проекта:
1. Подготовительный этап:
Целеполагание:
Задачи:
1. Определить цель и задачи проекта, сформировать интерес у родителей по созданию условий для его реализации.
2. Изучить и создать информационную базу по проекту.
3. Составить план проекта, распределить обязанности между участниками проекта, вызвать у детей интерес к теме проекта.
4. Организовать родителей для помощи проведения данного проекта, вовлечь их в процесс решения поставленных задач.
2. Основной этап:
Организация работы над проектом:
Задачи:
1. Создать развивающую среду по данной тематике (Стимулировать развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности детей)
2. Подобрать и изготовить костюмы, атрибуты к постановке сказки (Создать условия для формирования интереса к театральному искусству).
3. Подбор информации, литературы, дополнительного материала (Развивать устойчивый интерес к театрально - игровой деятельности).
4. Организовать экскурсию по Ивановскому драматическому театру (привлечь родителей к сотрудничеству).
Реализация проекта в разных видах деятельности с учетом интеграции образовательных областей:
Задачи:
1. Использовать игры-драматизации во время НОД по развитию речи и музыкальных занятиях;
2. Использовать игры-драматизации при чтении художественной литературы;
3. Развивать связную речь через театрализованную деятельность.
4. Во время организованной деятельности по труду изготовить атрибуты для театральных постановок.
Просмотр презентаций
об истории театра и театрального костюма «Как возник театр», «История театрального костюма» (Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально - игровой деятельности)
Изготовление атрибутов
, костюмов, масок для театрализованной деятельности по русской народной сказке «Колобок»(Приобщение детей и родителей к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов.)
Обыгрывание сказок
с использованием различных видов театра (Закреплять представление детей о различных видах кукольного театра, уметь различать их и называть)
Сюжетно-ролевые игры
с детьми «Театр», «Семья», «Артисты готовятся к спектаклю» (Расширять представления детей об окружающей действительности)
Беседы:
«Каким должен быть актер?», «Кто помогает актерам?», «Как нужно вести себя в театре» (Расширять представления детей об окружающей действительности. Повторить правила поведения в театре)
Беседа
«Для чего нужен театральный реквизит?» «Что такое декорации?» (Планирование деятельности детей по созданию декораций, атрибутов к сказкам и сюжетно-ролевой игре «Театр»)
Беседы
с актерами театра о профессии, мастер-классы для детей
Изготовление реквизита , афиши, билетов для сюжетно-ролевых игр и к показу сказки «Колобок» (Организация совместной деятельности в форме творческой мастерской)
Игры на основе сюжетов сказок и стихов. Инсценирование сказок (поощрять проявление самостоятельности и творческих способностей в решении игровых ситуаций; воспитывать дружеские отношения между детьми)
Игры-драматизации (Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов, развивать воображение; развивать эмоциональную выразительность речи)
Игры на выражение эмоций , на развитие мимики (развивать мимические движения, способность показывать эмоциональное состояние мимикой, жестами)
Слушание аудиосказок в исполнении заслуженных артистов (Развивать умение внимательно слушать сказки, улавливать различные интонации голосов актеров, узнавать на слух героев сказок)
Творческая мастерская по изготовлению поделок по сказкам, рисунков, аппликаций
Экскурсия в реквизитную комнату Ивановского драматического театра (Познакомить детей с театральным закулисьем, профессиями людей, работающих в театре; знакомить с правилами поведения в общественных местах)
Поездки в театр драмы г.Иваново на спектакли (формирование интереса к театральному искусству)
3. Заключительный этап: Презентация проекта
Задачи:
1. Подготовить к показу театрализованное представление по мотивам русской народной сказки «Колобок» (Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретённые в совместной и самостоятельной деятельности.).
2. Фотоотчет об экскурсии по театру, выполненный в виде стенгазеты (возможность поделиться впечатлениями, рассказать об увиденном).
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Итоговая работа на тему: «Проектная деятельность в старшей группе дошкольной образовательной организации». Выполнила: Ямбарцева Оксана Владимировна, воспитатель, ГБОУ ООШ №17 с/п, д.с. «ЦРД» №43 города Новокуйбышевска
2 слайд
Описание слайда:
На сегодняшний день Стандарт предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Необходимо формировать компетентную, социально-адаптированную личность, способную ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. В связи с этим перед работниками детского сада встала задача найти такие технологии, приёмы, средства и формы работы, что бы выполнить основную миссию ФГОС - развивать мотивационную готовность к обучению. И вот одной из таких педагогических технологий является проектная деятельность - это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Актуальность.
3 слайд
Описание слайда:
Использование метода проекта в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОО открытой для активного участия родителей.
4 слайд
Описание слайда:
Проблемы ведения проектной деятельности в дошкольной образовательной организации. Присутствующий консерватизм, необходимость большой работы по планированию и реализации проекта пугают взрослых. Проектная деятельность занимает много времени, которого всегда не хватает и требует часто материальных затрат. Взрослые часто опекают детей и не дают им мыслить, оказывают излишнюю помощью. Несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности. Многим педагогам сложно подстроиться, идти за «выбором» детей.
5 слайд
Описание слайда:
Количество детей на одного взрослого не позволяет решать задачи в полном объеме. Бедная материально-техническая база. Развивающая среда не всегда соответствует задачам ФГОС. Новый САНПИН не до конца разъясняет временное дозирование детских видов деятельности и конкретной формы работы, что мешает полноценно работать и играть с детьми. Очень трудно вовлечь родителей в совместную деятельность, заинтересовать.
6 слайд
Описание слайда:
Профессиональная проблема: необходимо активно вводить в практическую работу современные образовательные технологии, в том числе технологию проектного обучения. Цель: Создать систему работы по проектной деятельности в старшей группе дошкольной образовательной организации, способствовать развитию свободной творческой личности ребенка.
7 слайд
Описание слайда:
Задачи: Создать условия развития ребенка, которые открывают возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. Развивать у детей познавательные способности; творческое воображение; творческое мышление; коммуникативные навыки. Разработать систему по проектной деятельности в старшей группе дошкольной образовательной организации. Апробировать проектную деятельность в своей работе.
8 слайд
Описание слайда:
Предполагаемые результаты. ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности; ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;
9 слайд
Описание слайда:
ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. родители активно участвуют в образовательной деятельности.
10 слайд
Описание слайда:
Характеристика изменений в образовательном процессе. Примерный плана работы по подготовке проекта: На основе изученных проблем детей поставить цель проекта. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями). Привлечение специалистов и родителей к осуществлению соответствующих разделов проекта. Составление плана-схемы проекта. Сбор, накопление материала. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности. Домашние задания для самостоятельного выполнения. Презентация проекта, открытое занятие.
11 слайд
Описание слайда:
В процессе проекта воспитатель выступает как: организатор детской продуктивной деятельности; источник информации, консультант, эксперт; - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности; - координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы; - партнер ребенка и помощник в его саморазвитии.
12 слайд
Описание слайда:
: В своей группе я планирую реализовать ряд проектов: «Лук от семи недуг», тип проекта – исследовательско - творческий, продолжительность средняя, продукт: оформление книги здоровья. «Животные Самарского региона», тип – информационно – практико - ориентированный, продолжительность – средняя, продукт – макет леса с животными, викторина для родителей и детей, ростомер. «Культура народов Поволжья», тип – творческий, продолжительность – средняя, продукт – праздник, выставка работ. «Великая победа», тип – информационно – практико - ориентированный, продолжительность – средняя, продукт – открытое занятие для родителей и сотрудников детского сада, организация мини музея, «Книга памяти». «Наши друзья- птицы», тип проекта – исследовательско - творческий, продолжительность средняя, продукт: газета «Птицы наши друзья», книга о птицах.
13 слайд
Описание слайда:
«В гостях у сказки», тип проекта - творческий, долгосрочный. Результат - открытые занятия, конкурс книжных уголков, оформление кукольного театра, конкурс театрализованных представлений, праздник «Волшебный мир театра», выставка рисунков, конкурс для родителей «Книги своими руками», смотр-конкурс чтецов.
14 слайд
Описание слайда:
Приемы и методы при реализации проектов. 1.Подготовительный этап: беседа с детьми и родителями о предстоящей теме работы; подбор литературы по теме; подбор фотографий с изображением по теме; подбор методической литературы; родительское собрание «Проект, как форма взаимодействия детского сада и семьи» подбор дидактических игр, игрушек; подбор загадок, аудиозаписей.
Проектная деятельность в старшей группе № 5 .
Тема: « Моя Родина»
Актуальность темы: Интерес детей, почему наш город носит такое название.
Тип проекта: - информационно- творческий, групповой.
Методы: Беседы, чтение произведений казахских писателей (сказок, притч, пословиц, поговорок), экскурсия в парк Шахтер к обелиску славы и памятнику Шахтер, рассматривание иллюстраций города Экибастуза, Астаны, достопримечательностей этих городов, изучение национальных обрядов, обычаев.
Участники проекта: Дети, воспитатели, родители.
Обеспечение методическое : Литература: энциклопедии, иллюстрации и фотографии города, фотографии детей. Т.С.О. Слушание музыкальных произведений.
Материально-техническое:
1 Аудиозаписи,
2 Художественная литература,
3 Стенгазета,
4 Макеты (достопримечательности города), куклы в костюмах разных национальностей, национальная посуда и предметы быта.
Цель проекта: Знать прошлое и настоящее своей страны.
Задачи проекта:
1 Расширять представление о ценности и красоте своей Республики;
2 Развивать интерес к прошлому, настоящему своей страны;
3 Развивать любознательность и наблюдательность;
4 воспитывать патриотические чувства к своей Родине, к своему народу, заботливое и бережное отношение в семье к родным и близким.
5 Развивать творческие умения в разных видах детской деятельности
Продолжительность - краткосрочный
Этапы проекта:
1 Подготовительный:
Определение проблемы;
Постановка целей, задач;
Обсуждение проекта с родителями
Сбор информации, литературы. ,дополнительного материала.
Составление плана работы.
2 Этап Исследовательский
Выполнение проекта, составление плана:
Тема недели « Наурыз» | Украшение «Саукеле» | Приклеивать украшение на Головной убор. |
Чтение и пересказ Каз.народной сказки | Представление о Народном творчестве. |
|
« Мой Казахстан, Родина моя» | Детей о символике Казахстана границах Городах, достоприм ечательностей г. Астана Г.Экибастуза. |
|
Байтерек» | Уметь фантазировать, проявлять творческие способности. |
|
«Я гражданин Своей страны» | Знакомство с Обычаями и обрядами Казахского народа. |
|
Коллективная работа | Изготовление инаклеивание национальных узоров На ковер. |
|
Чтение Каз.народной притчи «Храбрый батыр» | Знакомство детей с Казахским фольклором. |
|
Тема недели «Семейный альбом» | « Мой город « Моя семья» | Знать свой город,его достопримечательности, Знать членов своей семьи. |
Национальные игры | Играть в подвижные игры, знать и различать названия, проявлять интерес к национальным |
|
Экскурсия В парк Шахтер | Знать достопримечатель ности своего города. |
3 этап – Заключительный Подведение итогов.
Проведение открытого занятия на тему: « Моя Родина»
Подводя итог о проделанной работе, можно сказать, что такой способ организации в ходе реализации проекта позволил добиться значительных результатов с помощью Объединения всех участников процесса.В результате была создана среда для нравственно патриотического воспитания дошкольников. В ходе проекта у детей формировались умения общения, активизировалось в получении новых знаний У детей появился интерес к дальнейшему изучению города и страны уважительное отношение к своей Родине.
Образовательная область : Ознакомление с окружающим
Тема : Моя Родина
Цель : Знать и называть, чем славен Казахстан.
Задачи : 1 Закрепить знания детей о Казахстане;
2 Расшитять знания и представление о своем городе, его историю, достопримечательностей своего города и городов Казахстана;
3 Воспитывать бережное отношение детей к своей родине.
Билингвальный компанент: Арман-мечта, досты қ -дружба.
Словарь: Символы, столицы, государство.
Оборудование: Т.С.О, иллюстрации городов, достопримечательностей Астаны, макеты города Экибастуза, предметы быта казахского народа, коллективные работы детей, альбомы городов Астаны и Экибастуза, стенгазета « Мой город», эмблемы гербы городов.
Действия воспитателя | Действия детей |
|
Мотивационно-побудительный. | Под звуки музыки вводит детей в зал. Приглашает в круг радости: « Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг. Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!» | Входят в зал под музыку. Встают в круг, берутся за руки, повторяют слова. |
Организационно-поисковый. | В зал входит Алдар Косе(под музыку). « -Селеметсізбе! Я очень устал, ехал мимо, решил заглянуть. Пожалуй отдохну у вас. Конечно, дорогой гость присаживайся отдохни. У нас как-раз интересная игра начинается, а вот и первая команда! Прошу представиться команде под номером два. Приглашаю детей пройти на свои места. Ну а мы начинаем нашу викторину, которая посвящена теме « Моя Родина». За каждый правильный ответ вы будете получать фишки, та команда, которая наберет большее количество фишек, та команда и будет победителем. Задаю вопрос первого тура: Назовите символы Казахстана. Назовите страны, граничащие с Казахстаном. Назовите президента Республики Казахстан. Как называется южная столица Республики. Назовите северную столицу. Назовите достопримечательности Астаны. Алдар Косе приглашает детей поиграть в игру Арқан тарту». После игры приглашаю детей пройти на свои места. | Смотрят, заинтерисовываются Делятся на две команды, представляется команда « Достык». Представляется команда « Арман». Рассаживаются по своим местам (за круглые столы). Слушают, запоминают правила игры. Герб, флаг, гимн. Кыргызстан, Россия,Китай, Туркмения,Узбекистан. Нурсултан Абишевич Назарбаев. Алма-Ата. Думан, Байтерек, Хан-Шатыр, Ақ -Орда,Музей президента и т. д. Соглашаются, становятся играть. Проходят на свои места,включаются в игру. |
Задаю вопросы второго тура: Как называется главная улица нашего города? Капитанам команд найти герб города (на столах) Игра « Узнай и назови» Что это?, где находится? Почему город носит такое название? Когда мы отмечаем день города? Сколько лет нашему городу? Молодцы ребята, много знаете о своей Родине. Знаете ли вы пословицы о Родине? Задаю вопрос третьего тура. Чем славится Казахстан? | Главная улица города носит название Машхур Жусұп . Находят герб, показывают жюри. Узнают место в городе, говорят где оно находится. Кратко рассказывают историю о Касыме Пшембаеве. Городу Экибастузу 57 лет. Читают пословицы. Единственным в мире космодромом «Байконур» |
|
Рефлексивно-коррегирующий | Назовите известных космонавтов Республики Казахстан. Чем знаменит город Экибастуз? Молодцы ребята! Благодарю за участие детей в викторине. Ну, Алдар Косе понравилось ли тебе у нас?. Мы надеемся, что ты теперь будешь приезжать к нам почаще. Алдар Косе благодарит детей за игру, прощается уходит | Тохтар Аубакиров, Мусабаев Талгат Крупным в мире разрезом « Богатырь». Рассказывают стихотворение о Казахстане. Слушают, прощаются с гостем, уходят. (под музыку) |
Коллективная работа Достопримечательность Астаны «Байтерек»
Коллективная работа « Украшение ковра» национальными узорами
Детские рисунки « Моя семья»
Изучение обычаев и традиций Казахского народа
Казахский обычай « Укладывание ребенка спать»
Чтение произведений Казахского Народа – сказок, пословиц, поговорок, рассказов и притч
Экскурсия В городской парк « Шахтер»
Изготовление пособий « Макси Молл»
« Обелиск славы»
Изготовление кукол, посуды, предметов обихода.
Наталья Кашаева
Проектная деятельность в старшей группе. Проект «Моя семья»
I. Информационная карта проекта
Полное название проекта : «Моя Семья »
Кашаева Н. С. – воспитатель
Продолжительность проекта : долгосрочный (ноябрь-май)
Тип проекта : познавательно - исследовательский, творческий
Участники проекта :
Родители;
Педагоги;
Возраст детей : 5-6 лет
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект :
Каково значение семьи в жизни человека ?
Цель проекта :
Изучение истории своей семьи через более глубокое и прочное освоение темы «Моя семья » ; повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.
Задачи проекта :
Для детей.
1. Обучающие :
а) формировать у детей представления о семье , о семейных традициях, родственных отношениях, о распределении семейных обязанностей.
б) расширять и закреплять представления о людях (особенностях внешнего вида, половых различиях, знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек, о профессиональной деятельности членов семьи ).
в) приобщать к процессу познания.
г) побуждать интерес к предлагаемой деятельности .
2. Развивающие :
а) развивать познавательный интерес детей к существующей проблеме;
б) развивать познавательно-поисковую активность детей.
в) развивать речевые умения :
Обмениваться информацией (диалогическая речь)
Рассказывать о себе, о своей семье (монологическая, связная речь)
3. Воспитывающие :
а) воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;
б) воспитывать уважение к трудовым занятиям членов семьи .
Для педагогов.
1. Провести поисково-исследовательскую работу с детьми по теме «Моя семья » .
2. Создать предметно-развивающую среду, способствующую развитию интереса детей по теме проекта .
3. Создавать условия, стимулирующие развитие поисково-творческой деятельности детей .
4. Организовывать совместную деятельность детей и родителей по теме проекта .
Для родителей :
б) расширять знания о возрастных особенностях детей.
в) формировать семейные ценности (установление в семье правил , норм поведения, обычаев, традиций)
а) совершенствовать взаимодействие взрослого и ребенка.
Форма проведения итогового мероприятия проекта : досуговая.
Название итогового мероприятия проекта : «Как хорошо, что есть семья »
Продукты проекта :
Для детей (портреты семьи , модель «Мой дом» , книжка-самоделка «Значение имен моей семьи » , фотоальбом «Моя семья » , фотоальбом «Профессия моих родителей» , фотоальбом «Традиции моей семьи » )
Для родителей (поздравительные открытки к праздникам, поздравительные стенгазеты, фотоальбом «Моя семья » )
Ожидаемые результаты по проекту
- для детей : имеют представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи , родственных отношениях и взаимоотношениях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; научатся изготавливать макет своего семейного древа, уважительно относиться к своей семье и сверстникам .
- для родителей : повысить педагогическую культуру родителей; приобретение родителями базовых знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей, о способах взаимоотношения с ребёнком дома и в обществе; установить с детьми доверительные и партнёрские отношения;
III. Планирование (системная паутинка) по проекту
«Моя семья »
Познавательно-исследовательская деятельность
(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)
1. Экскурсии на места работы родителей с целью знакомства с профессией родителей 2. Рассматривание сюжетных картин : «Моя семья » ,«У мамы день рождения» , «С папой в магазин» , «Поездка на дачу» .
3. Обучающй цикл :
«Состав семьи » «Семь Я » , «Работа моих родителей» , «Моя семья - моя радость » , «С кем я живу» , «Коли семья вместе , то и душа на месте» .
4.. Игры-эксперименты : «Отгадай на ощупь» , «Кто выше, кто ниже» (измерение роста, «Солнечный зайчик» (кого ласкает, что ласкает, «Отгадай по голосу» , «Теплые, холодные ладошки» , «Как согреть руки» ., «Слышим удары сердца» (когда сильнее, «Слово-эмоция» , «Сколько шагов от д/с до дома?» , (считаем с мамой, папой) «Угадай, чья тень» .
5.. Игры – упражнения по ФЭМП : «Сколько членов семьи ?» , «Кто старше ?» , «Который по счету?» , «Кто выше?» , «Что находится за домом, перед домом» , «Найди одинаковые» (форма, цвет, размер, «Найди дорожку к дому» (лабиринт, «Найди отличия сходства девочки, мальчика др.» , «Кто спрятался?» , «Найди каких игрушек поровну и т. д.»
6. Игры на развитие звукопроизношения и на обучение грамоты : «Как плачет малыш?» , «Как кричать в лесу, если потерялся?»
Чтение и деление на части простейших слов «Мама, папа и т. д. «Имена детей» , «Найди звук в слове» (в начале, в конце, в середине) .
8. Составление рассказов из личного опыта на тему «Семейные праздники» . «Как мы отдыхаем всей семьей » , «Здравствуй мамочка моя» , «Много у бабушки с нами хлопот» . Чтение художественной литературы (восприятие художественной литературы и фольклора)
1. Чтение произведений; С. Капутикян «Моя бабушка» , В. Чёрная «Хорошая внучка» , Э. Успенский «Если был бы я девчонкой» , Е. Благинина «Посидим в тишине» , В. Осеева «Сыновья» , А. Кымытваль «Песенка бабушки про непоседу» , С. Баруздин «Мамина работа» а так же произведения Н. Носова, А. Барто, С. Маршака, К. Ушинского, В. Осеевой. С. Маршак «Вот какой рассеянный» ,Л. Мцур «Крошка енот» , Ш. Перро «Красная шапочка» Обсуждение прочитанного материала.
2. Заучивание стихотворений Э. Успенского «Если был бы я девчонкой» , Л. Квитко «Бабушкины руки» , Г. Виеру «Не мешайте мне трудиться» , Е. Благининой «Вот так мама» , Я. Аким «Моя родня» . и другие.
3. Загадки на тему : «Семья » , «Родной дом» , «Детский сад» .
4. Заучивание пословиц и поговорок о семье .
Коммуникативная деятельность
(общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)
1. Игровые ситуации во время утреннего приема :
«На кого я похож?» , «Я и мое имя» , «Моя семья » . «Кто такие - родные, друзья, соседи» . «Чем можно порадовать близких» , «Почему мама поздно ложится спать» , «За что бы меня похвалили дома»
2. Общение на тему : «С кем я живу» , «Хорошо у нас в саду…» , «Мои папа, мама, бабушка, дедушка» , «Мамины, бабушкины руки» , «Моя комната» , «Мое любимое занятие» , «Мой лучший друг» , «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома» , «Каким я хочу быть» .
3. Коммуникативные игры : «Я расту…» , «Назови ласково» , «Пустим имя по ветру» , «С днем рождения» .
4. Инсценировки «Сказка для мамочки» .
5. Беседы : «Любимый отдых членов семьи » , «Как я помогаю дома» , «Имена, отчества, фамилии и их значение» , «Домашний адрес, квартира, моя комната» , «Наш домашний праздник» , «Выходной день с мамой и папой» , «Мои бабушка и дедушка» «Традиции нашей семьи »
Игровая деятельность
(сюжетно-ролевые игры, игру с правилами и другие виды игры)
1. Дидактические игры : «Что такое хорошо, что такое плохо?» , «Мои хорошие поступки» , «Как мы живем в детском саду» , «Моя семья , моя родословная» , «Дарю подарки» , «Мое имя» , «Моя комната» , «Найди предметы» , «Чьи детки?» , «Кем быть» , «Кому, что нужно для работы» .
2. Сюжетно-ролевые игры : «Дом» , «Семья » , «Детский сад» , «Кто работает в детском саду?» , «Профессия моих родителей» , «День рождения» . «В гости к бабушке» , «Папин праздник» , «День рождение мамы»
3. Игры-драматизации по сказкам; В. Осеева «Обычная старушка » . Изобразительная деятельность
(рисование, лепка, аппликация)
1. Рисование на тему : «Семейные праздники» , «С кем я живу» , «Портреты членов семьи » , «Генеалогическое древо семьи » , «Моя семья » .
2. Аппликация; «Открытка для мамы» , Цветы в подарок», поздравительная открытка для папы к дню защитника Отечества.
3. Лепка; «Испечём торт для мамы» , «Красивое блюдце для сестрёнки» .
4. Совместное рисование детьми газет : «Мой папа солдат» , «Мамочка моя»
Двигательная деятельность
(овладение основными движениями0
1. Пальчиковая гимнастика «Семья » и др.
2. Физкультурные досуги и развлечения.
Продуктивная деятельность (конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
1. Продуктивная деятельность : «Дом моей мечты» , «Дачный домик» (деревянный конструктор, «Домашние работы» .
2. Плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики на семейную тематику.
3. Оформление выставок : «Моя семья » , «Творческая мастерская моей семьи »
4. Оформление стенда «Мой папа солдат» , «Мамочка моя» .
Трудовая деятельность
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице,
1. Коллективный труд в группе «Мы помощники» . «День добрых дел» .
2. «Трудовой десант» с детьми и родителями «Ледяной городок» .
3. Оформления участка с родителями.
4. Знакомство с трудом взрослых. Музыкальная деятельность
(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
Разучивание песен и танцев к праздникам
Режимные моменты
(интеграция разных видов деятельности )
1. Способы организации по индивидуальным особенностям детей «Приглашаю мыть ручки голубоглазых, кареглазых, и т. д.» (цвет волос, форма губ, одежда и др.)
«Сначала девочки, затем мальчики» .
Чтение потешек, художественного слова о необходимости соблюдения правил личной гигиены.
«Пример сверстника»
Рассматривание плаката «Культура поведения за столом, чтение худ. слова «За столом сиди ровней, не клади на стол локтей» .
Игра «Самый аккуратный столик» (победителям ставится на стол поощрительная матрешка) .
Плакат «Гигиена и здоровье» .
Игра-упражнение «Помоги сверстнику» .
2. Беседы : «Правила безопасного поведения» , «Это вредная еда» , «Микробы и мыло» .
Беседа «В здоровом теле – здоровый дух»
3. Дидактические игры : «Опасно – неопасно» , «Полезна и вредная еда» .
4. Совместно с детьми разработать правила чистюли.
5. Беседа о правильном поведении при профилактике простудных заболеваний.
6. Ситуативный разговор с детьми о бережном отношение к своему здоровью и здоровью других.
7. Ситуативный разговор о правилах личной гигиены.
Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами
1. Анкетирование : «Педагогические возможности родителей»
2. Тест «Какие вы родители» .
3. Тематические консультации : «Трудовое воспитание ребёнка в семье » , «Приобщение детей к народным традициям» , «Крепкая семья – сильная Россия » , «Знакомство ребенка с историей семьи » , «Воспитание любовью» , "Как создать родословную своей семьи ", «Семейные традиции»
5. Оформление альбомов «Я и моя семья » .
6. Проведение совместно музыкальных – спортивных праздников : «Праздник Осени» , «В гостях у Деда Мороза» , «День семьи »
8. Сотворчество детей с родителями : выставка поделок «Дары осени» (из природного материала, «Зимний вернисаж» , «Весна идет - весне дорогу» ,
10. Участие в фотоконкурсе «Мамочка моя» .
11. Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков, в составлении с темой о семье .
12. Мастер класс для родителей «Попробуем сделать свое генеалогическое древо»
13. Выставка семейных исследовательских проектов «Генеалогическое древо семьи » .
16. Развлечение «Мамочка моя»
17. Ко дню семьи развлечения «Как хорошо, что есть семья »
18. Родительские собрания : «Семья и детский сад . Роль семьи в воспитании дошкольника», «Здоровые дети – здоровая семья » .
Почему мы выбрали эту тему?
В последнее время нами наблюдается снижение интереса детей и родителей к чтению художественной литературы. Посещение смоленского музея «В мире сказки» подтолкнуло нас к созданию данного проекта. Нам хотелось погрузить детей и родителей в такой интересный, волшебный, захватывающий и богатый сказочный мир.
Паспорт проекта: «В мире сказки»
Вид проекта: познавательный.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц).
Объект исследования: Сказки
Руководитель проекта: учитель-логопед Нарышкина Ю.М.
Участники проекта: дети старшей группы №2 (ЗПР), учитель-дефектолог Малахова В.Н., воспитатель Нарышкина В.М., родители.
Образовательная область: познание.
Актуальность проекта: В настоящее время значительно снизился интерес старших дошкольников с ЗПР и их родителей к чтению художественной литературы, в частности сказок. Дети затрудняются назвать любимые сказки, их героев. Сообщают, что родители не читают им на ночь. Это негативно влияет на развитие детей, снижается их познавательная и речевая активность. Именно поэтому тема: «В мире сказки» была взята нами за основу нашей проектной деятельности.
Цель: повышение интереса детей и их родителей к чтению художественной литературы (русских народных и авторских сказок).
Задачи:
- Формирование представлений детей о жанре художественной литературы «Сказка».
- Развитие познавательной активности.
- Создание условий для активной поисковой и творческой деятельности детей.
- Продолжать знакомство детей с авторской и народной сказкой.
- Воспитание чуткости, эмоциональной отзывчивости, умения оказывать помощь другу.
- Вызвать у ребенка желание создавать образ сказочного героя с помощью доступных художественных средств (драматизация, рисование, конструирование).
- Учить проявлять фантазию в создании творческих работ, обдумывать и воплощать фантазию в художественном образе.
Предполагаемый результат:
- Получение детьми знаний о сказках, как жанре художественной литературы.
- Оформление выставки совместных творческих работ родителей с детьми.
- Изготовление деталей костюмов и декораций для драматизации сказки.
- Драматизация сказки.
Предварительная работа:
- Презентация музея «В мире сказки» г. Смоленск.
- Беседа о русских народных и литературных сказках.
- Чтение сказок.
- Рассматривание иллюстраций.
- Дидактические игры: «Расскажи сказку», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Цепочка слов».
Роль родителей воспитанников в реализации проекта:
- Подготовка костюмов для драматизации сказки.
- Посещение музея.
- Участие в создании выставки совместных творческих работ.
- Чтение сказок детям.
Продукт:
- Выставка-презентация совместных творческих работ родителей с детьми.
- Драматизация сказки.
План:
- Презентация музея «В мире сказки» г. Смоленск (рассказ ребенка).
- Беседа с детьми о литературных и русских народных сказках.
- Разгадывание загадок о героях сказок.
- Просмотр мультфильмов.
- Дидактические игры.
- Выставка книг.
- Чтение сказок воспитателем в детском саду и родителями дома.
- Обсуждение прочитанных сказок.
- Драматизация сказки.
- Презентация проекта в детском саду.
Как всё начиналось
В начале мая один из воспитанников нашей группы побывал с родителями в городе Смоленске, где посетил музей «В мире сказки». Родители и ребенок с восторгом делились с педагогами и детьми своими впечатлениями о посещении музея, подготовили презентацию с красочными слайдами и комментариями.
Дети с увлечением рассматривали иллюстрации, задавали много вопросов. Мы предложили ребятам принести свои любимые сказки из домашней библиотеки и познакомить с ними товарищей.
Продолжение…
Ребята принесли из дома свои любимые книги сказок. Мы вместе рассматривали, знакомились со сказочными героями, читали, обсуждали и даже иллюстрировали эти замечательные книги. На следующий день ребята с удовольствием разгадывали загадки о сказочных героях. Затем мы играли в настольные игры по мотивам сказок, а дома с родителями ребята создавали образы полюбившихся героев из пластилина, картона, бумаги и других материалов. С большим удовольствием ребята репетировали драматизацию сказки «Теремок», которую представили своим младшим товарищам.
Заключение
Использование инновационных педагогических технологий в работе с дошкольниками с ОВЗ открывает новые возможности воспитания и обучения, и один из наиболее эффективных методов – это метод проектов. Этот метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки.
Работая над проектом «В мире сказки» мы познакомили детей в доступной форме с народными и авторскими сказками, со сказками о животных и волшебными сказками. Ребята принимали участие в создании выставок, работали над художественными образами полюбившихся героев, активно обсуждали происходящее в группе и дома, тем самым привлекая в наш проект родителей. Особенное удовольствие дети получили от театрализованной деятельности, где поочередно перевоплощались в сказочных героев.
Поставленная цель была достигнута – дети стали приносить в группу книги, просить почитать их, а также рассказывали о тех сказках, которые читали им родители.
Проектная деятельность позволяет педагогу сконцентрировать материал по определенной теме, осознать себя партнером детей в решении творческих и исследовательских задач. Реализация проекта способствует социализации детей, и вместе с тем позволяет продемонстрировать индивидуальность каждого участника.