Продвижение книжной продукции. Продвижение книжной продукции в книготорговые сети и к читателю

Мы знаем, о чем вы мечтаете!

Вы хотите, чтобы ваши книги нашли своего читателя, верно? Причем читателя, которому ХОЧЕТСЯ прочитать именно ВАШУ КНИГУ. А давайте так →

От вас - мечта. От нас - воплощение вашей мечты в жизнь. Или - реализация вашей книги

Согласитесь, писатель должен уметь писать:

вынашивать замысел

страдать

150 раз менять линию сюжета

безжалостно вырывать из текста слова-сорняки

Продавать - это не его конек. А между тем, труд должен быть вознагражден, верно? Мы не только возьмем на себя издание вашей книги. Мы поможем вам реализовать книгу, то есть поведем ее к вашему читателю.

ПРИЧЕМ СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО!

Как всё будет происходить?

Разместим вашу книгу на различных площадках

Конечно, перед этим присвоим книге уникальный ISBN-номер, зарегистрируем ее в книжной палате и доставим туда. Вам предоставим все выходные данные. При необходимости разработаем уникальную обложку для книги. Затем отправим ваше детище «искать своего читателя»:

В розничную торговлю

В онлайн сервисы и магазины

В "закрома" к оптовикам

магазины

Наш магазин

Книжная оптовая

25 интернет-магазинов

10 розничных магазинов

5 крупных оптовых компаний

Если надо, организуем продвижение книги

  • ярко выделяется на фоне безликих материалов
  • вызывает непреодолимое желание купить и прочесть
  • интригует необычным заголовком/обложкой/темой.

Вам, заметьте, не нужно знать, ЧТО делать и КАК. Наши специалисты сами займутся продвижением, которое включает такие действия, как:

Услуга продвижения платная. Стоимость оговаривается индивидуально.

А что с ценой на книгу?

Наверное, мы не сделаем для вас открытие, если скажем, что:

Правда, при «назначении» цены учтите такой момент: пока ваша книга дойдет до точки реализации, она испытает ряд наценок (налоги, стоимость доставки, наценки оптовиков и магазинов и т. д.). И в конечном итоге прибавит к назначенной вами цене +180%.

Иными словами →

Если вы хотите получить за 1 экземпляр 200 руб., то сразу должны рассчитать, что покупатели ее увидят в магазинах по цене в 560 руб.

Схематично процесс наценки можно представить примерно так:

Ваша книга.
Вы оценили ее в 100 р.

Обязательно изучите, сколько в магазинах стоят книги вашей тематики. Если итоговая сумма (ваша начальная цена + 180%) будет очень высокой, измените стратегию. Иначе вы рискуете ничего не продать.

Три пути вашей книги к своему читателю, или Три схемы реализации книги

СХЕМА №1

Издательство

Ваш читатель

Самый короткий и самый выгодный путь. И для вас, и для читателя. Наценки минимальны

СХЕМА №2

Издательство

Ваш читатель

Больше шансов на реализацию, но выше наценки

СХЕМА №3

Издательство

Дилер издательства

Розничное торговое предприятие

Ваш читатель

В реальности работают все три схемы. Поэтому шансы на реализацию вашей книги достаточно высоки. Конечно, спрос трудно предугадать на все 100%. Тут играет роль очень многое: от темы книги и варианта оформления обложки до меcта на книжной полке в магазине.

Поэтому →

Мы не можем гарантировать 100%-ую продажу. Но гарантируем, что приложим все усилия с нашей стороны, чтобы продажа достигла 100%.

  • Наше издательство на рынке услуг более 7 лет
  • За это время мы издали более 4000 наименований книг
  • Более 5000 довольных клиентов
  • По количеству изданных книг мы пока входим в топ 15 российских издательств
  • Оказываем услугу допечатной подготовки
  • Установили очень демократичные цены
  • Беремся за реализацию книг совершенно бесплатно
  • Готовы издать книгу от 1 экземпляра
  • Работаем на ультрасовременной цифровой технике: Konica Minolta от ведущего японского производителя и системы печати bizhub.

Как строится наша работа?

Вы оставляете заявку

Мы обсуждаем условия, подписываем договор

Вы утверждаете макет. Мы отпечатываем тираж

По вышему желанию берем бесплатно книгу на реализацию и публикацию в магазинах

Хотите, чтобы ваша книга нашла своего читателя? Оставьте заявку на реализацию книги прямо сейчас

Продвижение книги

Книга как таковая, будучи даже качественным продуктом, может никогда и не найти своего читателя, если ее не «продвинуть» к целевой аудитории должным образом.

Принципы продвижения книги схожи с промоутированием консалтинговой услуги. Наилучшим вариантом является личная презентация автора в местах реализации (аналог семинара). Это не только одномоментный взлет продаж, но и пост-фактум история – видеозапись и фото для соцсетей, диктофонная запись для подкаста, повод для интервью (если на презентацию приглашены журналисты) и отзывы в блогах и микроблогах от присутствующих на презентации.

Хорошим способом продвижения является возможность дать посмотреть товар лицом – несколько глав в свободном доступе.

И просто отлично, когда под продвижение книги придуман специальный пиар-проект. Прочти книгу – разгадай загадку / придумай саунд-трек – получи ценный приз или – консультацию автора, тренинг, бесплатный прием и т.п. Покупая книгу, читатель будет рад получить что-то сверх его ожиданий (дополнительные материалы в электронном виде). Для этого авторы прямо в тексте указывают – напишите письмо с пометкой «из книги» и получите дополнительную информацию.

Цифры, статистика, факты, опыт

– Написание книги может занимать 1 год, а издание – 2. Это нормально.

– В издательском бизнесе царит маркетинг: яркие названия, четкие целевые аудитории, животрепещущие темы. Более того, если есть хорошая «маркетинговая завеса», содержание книги особо неважно. Какими бы уважаемыми рецензентами книга не была оценена, без маркетинговых приемов ценности текст не представляет вообще. Иными словами, книга как инструмент продвижения будет «работать» только тогда, когда над ее раскруткой тоже хорошенько поработают.

– Если вы взялись писать книги серьезно, рассчитывая на растущую известность, благодарности читателей, новых клиентов – точите перья. Эффективны только серии книг. Не пошла первая (а это нормально) – пиши вторую. У меня первая пошла, но вторую все равно решил написать.

– Если вы взялись издать свою книгу, чтобы в любом случае издать – подходите к делу серьезно – пишите ее сами. Иначе ваш «плевок в вечность» может еще долго возвращаться неприятным бумерангом: придется оспаривать не свои мысли, если они были таковыми, оправдываться или тихо уходить от комментариев (например, Леонид Брежнев – «Малая земля» и книги некоторых современных генералов). Откровенность и правда – важны.

– Через книги и книжные серии можно создать себе устойчивый образ Гуру. Известные примеры доказывают нам это: Дэвид Майстер, Гарри Беквит, Том Питерс, Стивен Кови. Думаю, можно по аналогии с термином «self-made man» вводить понятие «self-made-bookman». Есть примеры людей, сделавших себе имя через книги, и в российской практике: Манн, Мелия, Тарасов. По крайней мере, я и многие мои коллеги не знали ничего об этих замечательных людях, пока не прочли их книг. А ведь кто-то узнал о Ходорковском и Невзлине из книги «Человек с рублем», изданной в далеком 1992 году.

– Книгу можно надиктовывать – это дешевле по времени, чем писать. Но хороший редактор может обойтись дорого. В противном случае, начитанные книги (например, Владимир Соловьев) трудно читать – можете потерять аудиторию.

– Пример. 5 минут мыслей в день записываем на диктофон. Это примерно 4 000 знаков с пробелами. Для хорошей книги в жесткой обложке требуется не меньше 400 000 знаков – это 10 условных печатных листов. Итого: за 100 дней можно подготовить текст. Еще столько же займет работа издательства над обложкой, версткой, корректурой и печатью. Итого: 7 месяцев – хорошие инвестиции в то, что будет работать годы, если не вечно. По крайней мере, книга будет вашей визиткой, которую не выкинут сразу после знакомства.

– Норматив Стивена Кинга – 2000 слов в день.

– Если печатаете сами, не увлекитесь погоней за низкой ценой. Можно напечатать и 5000 книг с ценой примерно 30-50 рублей за экземпляр в твердом переплете. Но сможете ли вы все книги сбыть? Может, лучше напечатать 1000 за 100-150 рублей? Смотрите сами.

Таким образом, современная книга – это единство текста, оригинальной подачи материала и личности автора. Плюс правильное и в то же время нестандартное продвижение. Поэтому издание книги интересно издательству как яркий, креативный, цельный PR-проект. Если вы, конечно, не Борис Акунин, Виктор Пелевин или Дмитрий Глуховский, например, то есть Авторы с Именем.

Из книги Бизнес в стиле шоу. Маркетинг в культуре впечатлений автора Шмитт Бернд

Из книги Маркетинг. А теперь вопросы! автора Манн Игорь Борисович

Из книги Анатомия бренда автора Перция Валентин

Из книги Продажи в сфере HoReCa автора Горелкина Елена

Продвижение в формате шоу Праздники, фестивали, вручения премий и другие события принадлежат к сфере event-маркетинга и активно используются в HoReCa – в том числе и потому, что это очень удобно. Есть площадка, есть постоянные посетители, почему бы не быть шоу, тем более с целью

Из книги Рекламная деятельность газет и журналов автора Назайкин Александр

Продвижение на выставке Этот метод для «взрослых», так как выставочные площади сегодня стоят дорого и не всегда себя оправдывают. Тем не менее участие в выставках – определенная «галочка» для крупных игроков, способ продемонстрировать, «кто на рынке главный». Маркетинг

Из книги Арифметика маркетинга для первых лиц автора Манн Игорь Борисович

Из книги Инфобизнес на полную мощность [Удвоение продаж] автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Статья посвящена PR-деятельности книжных издательств в web 2.0. Рассмотрены методы, которые используют книжные издательства для про-движения в социальных сетях и блогах, а также опубликованы результаты исследования, показывающие, насколько издательства активно занимаются PR-деятельностью в интернете.

Ключевые слова: книжные издательства, web 2.0, PR-деятельность, социальные сети

Введение

С появлением интернета работа специалистов по связям с об­щественностью в книжных издательствах сильно изменилась. Причиной этому стала активная конвергенция СМИ и интернет- ресурсов. Не менее важным для работы PR-специалистов стало появление социальных сетей и блогов. Большое количество людей выходят в интернет исключительно для того, чтобы зайти в соци­альную сеть. И это единственная возможность пообщаться с данной аудиторией [Халилов, 2013, с. 12]. Обратная связь между книжным издателем и читателем может осуществляться в течение нескольких секунд. Специалисты считают, что достаточно нескольких минут после публикации короткого сообщения в Twitter, чтобы понять, будет ли оно популярным или нет [Халилов, 2013, с. 96].

В проведенном нами исследовании были рассмотрены кон­кретные способы коммуникации московских книжных издательств в web 2.0. Был изучен контент сообщений в web 2.0, типы сооб­ществ и способы продвижения книжной продукции.

Исследованиями термина PR и его развитием в современном медиапространстве занимается ряд специалистов. Изучением же PR-деятельности именно издательств занимаются значительно меньше. В 2011 г. было проведено исследование В.Е. Крыловой, в котором рассматривалась PR-деятельность крупнейших изда­тельств России в социальных сетях. По результатам исследования были сделаны выводы, что интерес крупнейших российских изда­тельств к социальным сетям совсем небольшой - только 18% из них с разной степенью активности пользуются программами «ВКон­такте», «Одноклассники» и Facebook [Крылова, 2011, с. 111-113]. В 2013 г. вышло несколько статей, посвященных продвижению книжных издательств в интернете: Е.А. Шибаевой «Книжный мар­кетинг в социальных медиа» [Шибаева, 2013, с. 7-13], Е.В. Кры­ловой «Социальные сети книжной тематики как особая коммуни­кационная среда для субъектов книжного рынка» [Крылова, 2013, с. 130-140].

В этих работах были представлены не только существующие группы книжных издательств в социальных сетях, но также собра­на статистика по количеству представленных в интернете москов­ских книжных издательств - как на собственных сайтах, так и в социальных сетях.

Актуальность данного исследования состоит в том, что подроб­но PR-деятельность московских издательств в интернете до этого почти не рассматривалась. Книжный рынок в связи с появлением интернета и электронных носителей значительно меняется, пред­ставители многих издательств достаточно консервативны - эти особенности объясняют свой путь развития продвижения книжных издательств в интернете. Задача данного исследования - выявить, какие методы продвижения используют московские издательства. Эти методы сравниваются также при разделении издательств на три группы: малые, средние и крупные. Эмпирическое исследова­ние выполнено при помощи измерения соотношения, какими ме­тодами издательства пользуются больше или меньше для их про­движения.

Методология

Была проанализирована работа по продвижению 232 московских издательств, основным направлением которых является издание бумажных книг. Список исследуемых издательств был составлен по каталогам книжных выставок и информации из интернет-мага­зинов Ozon.ru и Labirint.ru. Изначально он состоял из более чем 350 издательств, однако был сокращен по следующим критериям: издательство закрылось, перестало издавать книги или занимается работой по другим направлениям. Информация о способах про­движения книжных издательств была собрана в интернете в период с марта по май 2014 г. Была рассмотрена работа издательств по следующим направлениям: наличие сайта, наличие интернет-ма­газина, ведение групп или страниц в популярных социальных се­тях (подробнее рассмотрены Facebook и в Вконтакте) и в менее популярных среди издателей социальных сетях (общее количество пользующихся хотя бы одной из этих площадок: Instagram, Four­square, Twitter и др.). В итоге была составлена таблица с 232 мос­ковскими издательствами, в которой была отмечена их деятельность по всем этим направлениям. Данные исследования представлены в процентном соотношении от общего количества рассмотренных издательств. Исследование позволяет проанализировать, насколько активно московские книжные издатели занимаются продвижением продукции в интернете.

По результатам исследования издательства были отнесены к нескольким типам в соответствии с объемом издаваемой бумаж­ной литературы: крупные, средние и малые. Эту классификацию предлагает Федеральное агентство по печати и массовым комму­никациям. В Отраслевом докладе «Книжный рынок России» ука­зывается, что % издательств России выпускает менее 12 книг в год (и эти издательства можно считать неактивными и, соответствен­но, малыми). Более 500 книг в год издает менее 1% издательств . Опираясь на эти данные с учетом специфики темы, были опреде­лены следующие критерии типологии: малые издательства - ме­нее 12 книг в год, средние издательства - от 12 до 120 книг в год и крупные - свыше 120 книг в год. С учетом данной типологии по результатам исследования выявилась следующая разбивка: круп­ные издательства - 31%, средние - 36% и малые - 33%.

Данное деление издательств позволяет увидеть не только об­щие данные по их продвижению в интернете, но и проследить способы продвижения и активность издательств в зависимости от их величины и имеющихся ресурсов.

Результаты исследования

Изучая издательства на предмет наличия сайтов, нами было выявлено, что 82% имеют сайты и, соответственно, 18% - не име­ют. Причем если говорить о типах издательств, то получается, что сайт имеют 92% крупных издательств, 89% - средних и только 33% малых. Если говорить об интернет-магазинах, то можно отме­тить, что лишь 41% всех московских издательств имеют свой ин­тернет-магазин. Если рассматривать типы издательства, то стати­стика также закономерна - свой интернет-магазин имеют 58% крупных издательств, 40% - средних издательств и 27% - малых. То что не все малые издательства имеют свои сайты и интернет- магазины, может быть связано как с отсутствием финансовых воз­можностей на содержание сайта, так и с тем, что в этом может не быть необходимости. Многие малые издательства не занимаются продвижением и реализацией своих изданий, доверяя эту работу книготорговым компаниям.

Можно выделить три типа сайтов, которые имеют книжные из­дательства:

Сайт-визитка, где есть только общая информация об изда­тельстве и контакты;

Интернет-магазин, где пользователь может заказать книги.

Интернет-магазины обычно имеют крупные издательства, кото­рые могут справиться с логистикой и дополнительными затратами, а также малые и средние издательства, которые берут на реализа­цию книги своих коллег. Не всегда интернет-магазины издательств имеют удобный интерфейс для пользователей, но цены там ниже, чем в книжных магазинах, поэтому заказы все равно поступают. Каталог изданий на сайте обычно создают для того, чтобы пред­ставить в интернете ассортимент - как читателям, так и книго­торговым компаниям, которые сотрудничают с издательством. Сайт-визитку создают для общего представления издательства в интернете, причем зачастую новости и информацию об изданиях выкладывают уже в социальных сетях, почти не обновляя сайт. Бо­лее того, существуют примеры тематических книжных интернет- магазинов, которые имеют площадку только в социальной сети и все заказы принимают там.

Социальные сети используют для продвижения своей продук­ции далеко не все московские издательства - всего 38%. Причем если рассматривать подробнее, какие именно социальные сети чаще всего используют издательства, то выявляется такая стати­стика: 31% издательств использует ВКонтакте, 30% - Facebook и 12% - менее стандартные для издательств социальные сети (Instagram, Foursquare, Twitter и другие). Важно отметить, что и не­стандартные социальные сети, и Facebook, и ВКонтакте одновре­менно использует 12% издательств, что позволяет сделать вывод, что те, кто занимается активно продвижением в социальных сетях, стараются использовать все площадки одновременно.

Если говорить более подробно об использовании социальных сетей издательствами в зависимости от их типа, то в чем-то стати­стика закономерна: 50% крупных издательств пользуются хотя бы одной социальной сетью для продвижения своей продукции, 36% - средних и 29% - малых. Все остальные данные достаточно пред­сказуемы (см. рис.), однако стоит обратить внимание, что средние издательства больше используют для продвижения Facebook, чем ВКонтакте (31% против 28%). Это может быть связано как с тем, что аудитория крупных издательств больше пользуется именно Facebook, так и тем, что сами сотрудники самих издательств больше предпочитают эту социальную сеть.


Изучая подробнее сообщества книжных издательств в социаль­ных сетях, стоит обратить внимание на контент и частоту обнов­лений новостей. Дмитрий Халилов, один из первых специалистов по SMM в России, считает, что оптимальное количество новостей в среднестатистическом сообществе (по сетям ВКонтакте, Face- book или Одноклассники) - 2 в день [Халилов, 2013, с. 96]. В группе издательства «ЭКСМО» в ВКонтакте новости обновля­ются от 2 до 7 раз в день, у «РОСМЭНА» - 1-2 раза в день, у изда­тельства «Клевер» - в среднем 4 раза в день. Стоит отметить, что представители последнего издательства пользуются отложенным постингом, так как время постов ежедневно совпадает зачастую до минут (соответственно их размещение заранее планируют на опре­деленное время).

Контент сообществ издательств в социальных сетях зачастую дублирует ту информацию, которую они размещают у себя на сай­те. Так, издательство «ЭКСМО», у которого в группе в ВКонтакте 14 500 участников, ежедневно рассказывает о презентациях и встречах с авторами, новых книгах и проектах издательства, вы­кладывает рецензии в СМИ на новые издания, а также размещает интересные цитаты. Не менее половины сообщений на стене группы издательства «РОСМЭН» в ВКонтакте - это вопросы чи­тателей, которые интересуются, как найти какую-то книгу, ждут продолжения серии или уточняют, когда выйдет то или иное изда­ние. Подписчики не просто читают новости, но и принимают ак­тивное участие в жизни издательства - например, выбирают из нескольких потенциальных обложек для книги ту, которая им больше нравится, и голосуют. В итоге издательство выбирает об­ложку, которая понравилась большинству. Такие голосования практикуют представители «Издательского дома Мещерякова».

1) издательство;

Основным контентом сообществ, которые посвящены изда­тельствам, являются новости, книжные новинки, информация об авторах и книгах. Группы, посвященные серии или одной книге, встречаются намного реже. Часто они поддерживают друг друга при продвижении. Изначально издательство «Росмэн» создало группу «Часодеи», посвященную циклу подростковых фантастиче­ских книг. Когда они издали книгу из этого же цикла, написанную незнакомым автором, то создали сообщество о ней. Они устраивали обмен подписчиками - теми, кто любит цикл «Часодеи», вступали в группу новой книги, а те, кому понравился новый автор, добав­ляли к себе в закладки группу «Часодеи». Серийные издания осо­бенно популярны среди подростков и молодежи и активно «рас- кручиватся» в социальных сетях. Поклонники популярного автора хотят найти его в сети - чтобы задать вопросы, узнать, когда у ав­тора выходят новые книги и просто для того, чтобы стать ближе к своему кумиру. Активность самого автора в интернете обычно очень положительно влияет на продвижение книги, и иногда ре­зультат от PR-деятельности одного автора не меньше, чем от работы целого PR-отдела.

Самая активная и зачастую интересная форма PR-акций - это конкурсы. При помощи социальных сетей и блогов появились но­вые возможности для их проведения:

1) более эффективный способ распространения информации о конкурсе;

2) быстрая обратная связь от участников конкурса;

4) возможность увидеть эффект от проведения конкурса.

Акции и конкурсы, которые устраивают книжные издательства, можно также поделить на несколько видов:

1) конкурс, связанный напрямую с книгой (это может быть ри­сунок, стихотворение, фотография по содержанию произведения);

2) конкурс на заданную тему;

3) «перепост» и случайный выбор победителя;

4) задание «приведи друзей в группу».

Конкурсы по книгам ничем не отличаются от стандартных ак­ций, которые раньше проводились в СМИ, - разница лишь в ско­рости обратной связи. Особенно эти конкурсы популярны среди детей и подростков - по понравившейся книге они готовы делать огромное количество заданий - рисовать персонажей, фотогра­фироваться в образе любимого героя, писать продолжение произ­ведения. В «ИД Мещерякова» в Livejournal.com проходила акция для родителей: «Расскажи о конкурсе у себя в блоге и прими уча­стие в розыгрыше корзины с детскими книгами». Желающих по­пытать удачу было несколько сотен, а выиграл в итоге корзину с книгами кто-то один. В основном принимавшими участие в кон­курсе блоггерами были мамы и папы. Их друзья в Livejournal.com имеют похожие интересы, и они также давали у себя информацию о конкурсе и рассказывали об издательстве и книгах. Есть акции, напрямую связанные с приведенными читателями в сообщество, - по условиям конкурса чтобы выиграть приз, нужно привести в со­общество 20 друзей. Большинство издателей в качестве призов дарят книги. Таким образом, затраты на «раскрутку» издания в социаль­ной сети совсем не высоки, зато результат может быть очень за­метным.

Еще один метод продвижения, который стали использовать из­датели, - это игры, в том числе ролевые. Это особенно характерно для детской литературы или книг, связанных с фантастикой. При­чем «герой» ролевой игры уже зарегистрирован в виртуальном мире - в социальной сети. Единственное, что ему остается - это принять участие в игре. Теперь все зависит от воображения созда­телей игры - они могут придумывать свой мир, свои задания и, конечно, награды. Издательство «РОСМЭН» весной 2013 г. запус­тило такую ролевую игру по подростковому циклу «Зерцалия». Го­ворить об успешности и популярности игры и самой книги пока рано (она становится популярной, но достаточно медленно), од­нако видно, насколько активно издательство использует возмож­ности социальной сети в поисках своего читателя.

Кроме перечисленных выше социальных сетей издательства начинают использовать и менее популярные в России площадки. Издательство «АСТ» выкладывает в Instagram фотографии различ­ных мероприятий и своих авторов, обложки новых изданий. Более того, для анонса новых книг представители издательства разрабо­тали собственный стиль - это не просто фотография, а неболь­шой баннер, разработанный специально для этой площадки. Foursquare пока не очень популярен среди издателей, но им уже пользуются некоторые издательства: «ЭКСМО», «Дрофа», «Клевер», «РОСМЭН», «АСТ», «ЖУК» и «Экзамен».

Особое место в жизни издательств занимают профессиональные блоги и социальные сети. Среди них можно выделить pro-books.ru, blogbook.ru, livbook.ru и др.

Эти площадки можно поделить на два типа:

Для специалистов и сотрудников книжного рынка;

Для любителей чтения.

Выводы

Если многие компании, в том числе и СМИ, уже нашли меха­низмы взаимодействия с читателем в социальных сетях и знают, что именно повлияет в дальнейшем на популярность сайта, на продажи того или иного продукта, то с книгами ситуация несколь­ко сложнее. Большая часть даже московских издательств пока не пользуется социальными сетями для продвижения своей продук­ции. Однако если по данным Е.В. Крыловой в 2013 г. всего 18% крупных издательств в России использовали социальные сети, то по результатам проведенного исследования автором данной статьи в 2014 г., 50% крупных московских издательств пользуется соци­альными сетями. Стоит обратить внимание на разницу в географии исследования - московские книжные издательства могут оказаться значительно активнее региональных.

По результатам эмпирического исследования стоит отметить, что крупные издательства намного активнее пользуются социаль­ными сетями для продвижения своей продукции, где самыми по­пулярными являются Facebook и ВКонтакте. Те издательства, ко­торые используют обе эти социальные сети, ведут чаще всего и другие (Twitter, Fourquare и др.). То есть часть издательств (12%) активно занимается продвижением в социальных сетях и исполь­зует для этого несколько площадок. Также стоит отметить, что почти все московские издательства имеют свой сайт (82%), но ме­нее половины имеют свой интернет-магазин (41%), что связано, в первую очередь, с дополнительными затратами на его содержание.

Список литературы

Книжный рынок России. Состояние, тенденция и перспективы раз­вития. Отраслевой доклад. М.: Федеральное агентство по печати и массо­вым коммуникациям, 2013.

Крылова Е.В. Социальные сети книжной тематики как особая комму­никационная среда для субъектов книжного рынка // Труды Санкт- Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. Т. 201. Книжное дело: вчера, сегодня, завтра.

Шибаева Е.А. Книжный маркетинг в социальных медиа // Медиатека и мир. 2013. № 1.

Поступила в редакцию 28.09.2014


Книжный рынок России. Состояние, тенденция и перспективы развития. Отраслевой доклад. М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуника­циям, 2013. С. 19.

Реализация книжной продукции представляет собой завершенную стадию издательского дела и означает ее доставку конечному потребителю, то есть читателю.

Совсем недавно едва ли не единственной схемой распространения книг была следующая: издатель - предприятие оптовой торговли - предприятие розничной торговли - покупатель.

Однако на сегодняшний день варианты достаточны разнообразны. Реальный рынок сформировал вариантную систему книжной торговли, предлагающей различные схемы реализации в зависимости от вида издания и его читательского адреса до финансовых возможностей издательства и потенциального покупателя.

В условиях нарастающей конкуренции со стороны других игроков книжного рынка российские книготорговцы столкнулись с особой необходимостью борьбы за покупателя. Для того чтобы привлечь и удержать клиента, им постоянно приходиться изобретать новые виды и схемы продаж.

Способы продаж и методы стимуляции на книжном рынке те же, что и на любом другом. Сегодня на книжном рынке обмен информацией осуществляется как через прямые способы коммуникаций (непосредственное общение, телефон, переписка, мероприятия событийного характера), так и через опосредованные (СМИ, радио, телевидение, директ - маркетинг, изобразительные средства). Количество информационных источников растет, уменьшается объем информации получаемый из индивидуального опыта и личного общения.

Реклама книги - это один из элементов книжного маркетинга, средство стимулирования сбыта книжной продукции, но одновременно это и информация, распространяемая устно или с помощью технических средств, содержащая сведения о конкретных книгах или услугах рекламодателя.

Основные элементы торговой рекламы - автор, название, время выхода книги и цена. Здесь же приводятся характеристики издания, которые могут привлечь покупателя, содержится перечень мероприятий по продвижению книги и стимулированию сбыта, а также льготные условия продаж для библиотек и предприятий книжной торговли.

Задача потребительской рекламы - дойти до каждого потенциального потребителя и заинтересовать его книгой. Кооперативная реклама пока не столь активно развивается на нашем книжном рынке, но тем не менее, она способна содействовать активизации продаж в силу своей специфической направленности и убедить читателя купить книгу именно в том магазине, который участвует наряду с издателем в этой рекламе.

Рекламные материалы могут быть представлены в самых разнообразных форматах, в зависимости от того, на какую аудиторию они рассчитаны и по какому информационному каналу предполагается доводить их до потребителя.

Информационные и рекламные листовки и буклеты. Обычно они используются наиболее широко для оповещения книготорговых структур о готовящемся издании, и тогда носят главным образом информационный характер, либо выпускаются для работы на ярмарках, выставках, презентациях и иных мероприятиях. Другое важное их предназначение - служить информационно-рекламными материалами при работе с потребителем через почтовые отправления.

Каталоги. К каталогам относят справочно-информационные или рекламные издания, основу которых составляет систематизированный перечень описаний тех или иных товаров и услуг. Можно сказать, что подготовка и издание каталогов относятся к одному из ведущих направлений деятельности издательства по продвижению своей продукции на рынок.

В зависимости от целевого адреса каталога (книжная торговля, библиотеки, широкий круг читателей, специализированные группы потребителей) каталог может включать в себя самую различную информацию и выходить с различной периодичностью.

Основные составляющие каталожного описания - автор, название и библиографическая информация.

Плакаты (постеры). Плакаты, предназначенные для предприятий книжной торговли и работы на выставках и ярмарках, а также для использования в общественных местах (улица, транспорт и т.п.), выпускаются для привлечения внимания покупателей к наиболее важным издательским проектам.

Текст на обложке, суперобложке или переплете. Этот текст является как бы последним рекламным обращением к покупателю, отсюда и предъявляемые к нему требования, он должен содержать самую важную коммерческую информацию.

Прямой маркетинг означает продажу (продвижение) товара без использования посредника, то есть непосредственно покупателю.

До недавнего времени прямые продажи подразумевали посылочную торговлю через почту (книги - почтой). Но сейчас существует и телекоммуникационные формы прямых продаж по телефону, через телевизионные каналы и, наконец, через интернет.

Прямой маркетинг имеет две основные разновидности: работу с покупателем с расчетом на его непосредственную реакцию и работу по рекламе и продвижению книги к покупателю.

Характерными особенностями работы по системе «книга почтой» являются подготовка информационных рекламных мероприятий и актуализация базы данных для индивидуальной рассылки.

Еще одно средство продвижения книг это ярмарки. На ярмарке предприятиям отрасли печати предоставляется возможность расширить географию своей деятельности, завязать новые связи, заключить договоры.

Для продвижения книжной продукции непосредственно все больше используются средства телекоммуникации. Начало этому виду продаж положили продажи по телефону.

Продажа книг по телефону используется не только в качестве первого шага в сочетании с другими способами продаж, например, той же «книги-почтой». Помимо эффективного и ускоренного по сравнению с другими способами выполнения прямой функции по продаже новых книг, эта форма маркетинга позволяет получить немедленную обратную связь по поводу предлагаемого к продаже издательского продукта, самого издательства, сегмента рынка, на котором издательство работает и так далее. Фактически это дополнительная возможность исследования рынка.

Развитие новых электронных технологий активно способствовало появлению новых методов продаж, в том числе и в книжном бизнесе. В наибольшей мере это касается сети Интернет, которая через короткое время после того, как стала доступна рядовому пользователю, превратилась в привычную среду продвижения книжной продукции.

Конкурентная экономическая деятельность требует от участников книжного рынка компетентной работы с информацией, умения управлять коммуникациями и выстраивать перспективное взаимодействие.