Продуктом труда управленца является власть решение информация. Качественные цели определяются с помощью

а) информация;

б) решение;

в) полномочия;

г) власть;

3. Непреднамеренное искажение информации означает:

в) упрощение информации;

г) страх перед наказанием,

4. Развитие это:

в) процесс направленный на сохранение целостности организации;

г) процесс направленный на адаптацию организации к возможным изменениям;

5. Дивизиональная структура строиться:

а) по функциональному принципу;

в) по процессному принципу;

г) по линейному принципу;

д) по принципу распределения ответственности.

Задание 3.

Примите решения по ситуации и обоснуйте его:.

Вы – менеджер из крупной компании по продаже автомобилей. Компания имеет широкую сеть дилеров. Недавно у одного из них, работающего на важной сбытовой территории, начались неурядицы в семье. Дело идет к разводу, но дилер пытается приостановить и изменить решение, принятое его женой. В недалеком прошлом это был один из опытных и результативных продавцов вашей фирмы и имел торговую привилегию. Удастся ли ему сохранить семью, как скоро войдет в норму его семейная жизнь? Сейчас же большое количество продаж теряется. Вы как менеджер имеете юридическую возможность ликвидировать выданную этому дилеру торговую привилегию и заменить его. Как Вы поступите? Почему?

Вариант № 9

Задание 1.

Коммуникационный процесс в организациях.

Задание 2.

Выберите правильные ответы:

1. Принцип управления единоначалия (единство распоряжения), означает:

а) наличие одного руководителя в организации;

б) наличие одной цели у организации;

в) наличие одного начальника у сотрудника;

г) наличие одной системы принятия решений;

д) наличие единых критериев оценки работы.

2. Харизма - это власть, построенная на:

а) логике;

б) традиции;

в) личных качествах;

г) страхе наказания;

д) силе закона.

3. К внешней среде организации относятся:

а) цели, задачи, персонал;

б) государство, конкуренты, поставщики;

в) структура организации, потребители, продукция;

г) технология, структура, миссия,

д) культура организации, культура окружения.

4. Сглаживание - это стиль разрешения конфликта, при котором:

а) человек старается уйти от конфликта;

5. Цели организации должны быть:

а) сориентированны во времени;

б) в большом количестве;

в) сориентированы в прошлое;

г) инновационными;

д) направлены на решение текущих задач.

Задание 3.

Вы – менеджер на фирме, производящей программные продукты для ПЭВМ. На одной из презентаций Вы знакомитесь с молодой домой, которая недавно была управляющей на фирме – конкуренте. По какой-то причине она была уволена и, теперь держит обиду на эту фирму. Вы можете начать ухаживать или, наоборот, принять ухаживания. Или можете взять ее на работу. В ином случае, можете просто пообещать взять ее на работу. Обида так сильна, что она с удовольствием расскажет обо всех планах конкурента. Пойдете ли вы на тот, или иной шаг? Почему?

Вариант № 10

Задание 1.

Ответьте на теоретический вопрос:

Система повышения квалификации персонала: задачи и методы.

Задание 2.

Выберите правильные ответы:

1. Понятие «управляемость» характеризует:

а) воздействие на управляемый объект;

б) эффективное управленческое решение;

в) реакция организации на управленческое воздействие;

г) способность менеджера держать ситуацию под контролем;

д) компетенции персонала управления.

2. Фильтрация как причина искажения информации означает:

а) затруднение в межличностных контактах;

б) модификация сообщения под свои интересы;

в) упрощение информации;

г) страх перед наказанием;

д) невозможность воспринимать и обрабатывать информацию.

3. Процесс контроля состоит из следующих этапов:

а) формулирование стандартов, сверка фактически достигнутых результатов со стандартом, корректи­ровка планов или стандартов;

б) составление планов, доведение планов до персонала, реализация планов,

в) постановка целей, постановка задач, проверка как достигаются поставленные цели и задачи.

г) разработка критериев оценки работы, доведение критериев до персонала, оценка с помощью критери­ев результатов работы;

д) разработка бюджета организации, исполнение бюджета, сверка фактического исполнения с плани­руемым.

4. Принуждение - это стиль разрешения конфликта, при котором:

а) человек старается уйти от конфликта,

б) человек апеллирует к потребности к солидарности;

в) человек требует принять свою точку зрения;

г) человек признает различия во мнениях;

д) человек принимает частично чужую точку зрения.

5. Функционирование это:

а) процесс выполнения своих обязанностей;

б) процесс исполнение полученных заданий;

в) процесс, направленный на сохранение целостности организации;

г) процесс, направленный на адаптацию организации к возможным изменениям;

д) процесс выявления будущих проблем и возможностей организации.

Задание 3.

Примите решения по ситуации и обоснуйте его:

Вы - менеджер по маркетингу на фирме, выпускающей бытовую технику. Фирма с помощью дорогостоящих исследований попыталась усовершенствовать один из выпускаемых товаров, а именно – пылесос. Пылесос по-прежнему не ионизирует воздух, хотя именно к этому результату пытались прийти в результате исследований. Поэтому новый тип пылесоса не стал по-настоящему усовершенствованной новинкой. Вы знаете, что появление надписи « Усовершенствованная новинка» на упаковке и в рекламе средств массовой информации повысит значительно сбыт такого товара. Какое решение Вы примете? Сделаете такую надпись или нет? Почему?

. Управленческий труд - это планомерная деятельность работников административно-управленческого персонала, направленная на организацию, регулирование, мотивацию и контроль за работой сотрудников организации. Содержание управленческой пр раке зависит от объекта и определяется структурой производственных процессов, приемами труда, его техническим оснащением, а также взаимоотношениями, возникающие в процессе выполнения управленческих функциий.

Управленческая деятельность - специфический вид трудового процесса. Управленческий труд имеет свои особенности по сравнению с трудом производительным, в результате которой создаются материальные ценности. Управление - это пер рш всего работа с людьми, а их трудовая деятельность является объектом управленческого влияния. Это работа творческая, преимущественно умственный, которая осуществляется человеком в виде нервно-психических усилий. Процесс умственной труда состоит из таких элементарных действий или операций, как слушание, чтение, речь, контактирование, наблюдения за действием, мышления, умозаключение тощтощо.

Управленческий труд - труд непродуктивна. Участие в создании материальных благ происходит опосредованно, через труд других лиц. Продуктом управленческого труда является решение, а не товары и услуги, предм метом - информацииія.

. Труд менеджера - это целенаправленный специфический вид умственной деятельности по обеспечению эффективной работы управляемой системы

Рис 12. Характеристика содержания управленческого труда

. Организацию труда менеджера следует понимать как процесс подготовки и осуществления соответствующих мероприятий, направленных на достижение поставленной перед системой целей

. Предметом труда менеджера является информация об объектах управления и внешняя среда

. Объектом труда менеджера является персонал управляемой системы и отношения, складывающиеся в нем в процессе выполнения определенных функций

. Средствами организации труда менеджера является совокупность организационной и учетной техники для получения, фиксации, передачи, копирования, размножения, обработки информации, которая необходима для осуществления процесса управления системами

Труд менеджера отличается от труда других работников аппарата управления системами. Она имеет творческий характер. Менеджер должен постоянно по собственной инициативе искать пути обеспечения эффективной раб боты управляемой системы и мобилизовать на это ее лицоал.

Менеджер - это прежде всего организатор работы той или иной системы. Перед ним всегда стоит задача объединить персонал в единое целое и определить стратегические направления ее деятельности, скоординировать работу в функциональных подразделений и непосредственных исполнителив.

В процессе организации труда менеджер выполняет такие функции, как прогнозирование, организация, планирование, учет, контроль и регулирование. В управляемой системе он является не только организатором, но и воспитателем персонала. Для этого менеджер применяет соответствующие принципы и методы воздействия на людией.

В условиях рыночной экономики резко повышаются требования к менеджерам предприятий. Они должны постоянно работать над собой чтобы демонстрировать в процессе выполнения своих функций высокие профессиональные и лица исти качеі.

Анализ процесса управления предприятием дает возможность выделить две взаимосвязанные составляющие: функционально-технологическую и организационно-человеческую. О функционально-технологического аспекта управления, то он является объектом изучения таких дисциплин, как технология, организация, маркетинг и т.д.. Организационно-человеческий аспект, который является объектом изучения менеджмента, выходит из необходимости целеустремленности, согласование джености работы членов коллективву.

Рассмотрим особенности управленческого труда

Как и любой другой процесс, управленческая работа состоит из следующих основных элементов: предмет труда (то, что подлежит влиянию, обработке), средства труда (то, посредством чего осуществляется воздействие), сам пр роцес - целенаправленная деятельность и результат. Эти элементы позволяют определить характер и особенности управленческого труда независимо от должности управленческого работника, области деятельности и т.д. упрощенной в схему ее можно представить как систему, на входе которойї информация (предмет - то, на что направлен труд), подлежащей внутри системы обработке интеллектом человека посредством технических средств управления - вычислительной и организационной техники (средства труда), а на выходе - качественно новая информация или управленческое решение (результат труда) (рис 13)

Сегодня квалифицированный специалист, занятый управленческой деятельностью, являются огромной ценностью. От того, как он осуществляет организационную и технологическую подготовку производства, оперативное регулирование деятельно ости производственных подразделений и отдельных исполнителей, зависит производительность труда, эффективность использования производственных фондов, себестоимость продукцииї.

Характер деятельности руководителя очень разнообразен. Он выступает в роли организатора, специалиста, администратора, общественного деятеля и воспитателя. Выполняя организационно-административные функции, управленцы и занимаются поиском и подготовкой новых решений. Их труд носит творческий характер, свойственный изобретателям, рационализаторам, новаторам производстватва.

Очень часто различные виды деятельности руководителя выполняются параллельно, прежде всего при применении воспитательной и организаторской работы, а часто и одновременно с творческим трудом руководителя. Состояния организации управлинс ской работы присущи определенные недостатки. Главной причиной является то, что труд высококвалифицированных специалистов не всегда используется по назначению. Так, нормативный объем времени на выполнение каждой функции и фактические затраты на ее осуществление, как правило, не совпадают. Это отражает различие формальной и содержательной структуры труда рабочихиків.

Эффективная работа управленческого аппарата должна обеспечивать надежное функционирование системы управления, которое исключало бы случайные ошибки в информации вследствие необъективности ее подготовки, перепись ски или препятствий при его передаче и использованию.

Быстрый рост и совершенствование производства приводят к резкому росту объема управленческих работ, а темпы роста производительности труда управленческого персонала не могут удовлетворить возрастает аючи потребности производства. Этот разрыв необходимо уменьшить за счет дальнейшего совершенствования методов и форм организационной работы, а также механизации и автоматизации управленческих робет.

Одним из основных вопросов совершенствования организации труда управленческих работников является разработка рациональных форм разделения и кооперации труда. Многие специалисты уделяют значительное внимание вопросу влияния ру вник на морально-психологический климат коллектива. По мере повышения уровня должности руководителя повышаются требования к его профессиональных и личных. Как-тоей.

Следовательно, особенно актуальной задачей является совершенствование процесса подготовки и переподготовки руководящих кадров, усиление контроля за их отбором согласно деловых и личных качеств работников, их. ВВИ ибностей и склонностей к организаторской работе, усиление контроля за воспитательной деятельностью руководящего работника.

В процессе управления его субъекты (менеджеры) решают самые разные проблемы - организационные, экономические, технические, социально-психологические, правовые и т.д.. Это многообразие также является важной особо можность труда менеджера.

Информация является специфическим предметом управленческого труда, в связи с чем она имеет информационную природу. В ней сочетаются творческие, логические и технические операции, связанный с обработкой информации, а обм мин деятельностью между субъектом и объектом управления, между самими субъектами управления носит информационный характер достижения целей управления происходит путем подготовки и реализации совокупного управл. Инск воздействия на коллектив, на его трудовую деятельность, это и является специфическим результатом управленческого труда. Основной формой такого воздействия является управленческое решениення.

Принятие управленческих решений определяется сложной совокупностью факторов внутренней и внешней среды, которые постоянно создают нестандартные ситуации. Именно эти обстоятельства требуют от человека, а занимается управленческой деятельностью, качеств. Принимаемые управленцами, зависят от их знаний и опыта, интуиции, личностных свойств. Если при принятии решений застосовуеть ся вся эта совокупность качеств, тогда речь идет об искусстве управленияння.

. Управленческая работа характеризуется:

1 насыщенность действий (преимущественно кратковременных);

2. Разнообразием видов деятельности;

3 фрагментарность деятельности;

4 части вмешательством извне;

5 широких сетью контактов, которые выходят далеко за пределы рабочей группы;

6 преобладанием речевого (устного) общения с окружающими (до 90%)

Анализ управленческой работы свидетельствует о ее функциональную неоднородность. По сравнению с трудом рабочих она имеет свои существенные особенности. Прежде всего это умственный труд. Различают три вида умственной й труда:і: эвристическая, административная и операторская (рис 14)

. Эвристическая труд - творческая составляющая умственной деятельности. По своему функциональному назначению она характеризуется как труд по исследованию, анализу и разработке различных вопросов (разработка планов и анализ их выполнения, опре значению направлений совершенствования конструкции и состава продукции, технологии, организации производства и труда, решение социальных проблем). По содержанию эвристическая работа повязкам связана с выполнения аналитических их и конструктивных операций и направлена??на разработку и принятие решень.

. Административная работа - вид умственного труда, функциональным назначением которой является непосредственное управление деятельностью и поведением людей. По содержанию она весьма разнообразна и включает выполнение различных организационно-административных ативних операций - координационных, распорядительных, контрольных. Этот вид умственного труда призван обеспечить координацию деятельности отдельных участников и трудовых коллективеів.

. Операторская работа - это труд по выполнению стереотипных (таких, постоянно повторяющихся) операций предусмотренного характера. По содержанию - это информационно-техническая работа, включающая документационного операции (оформление в. Документом, их копирование, размножение, хранение, обработку корреспонденции и т. п.), первично-расчетные и учетные, ввод данных в. ЭВМ, переработка информации по предварительно разработанной программе, в бчислювальни операцииї.

Преимущество тех или иных видов умственных нагрузок значительной мере определяет специфику организации управленческого труда по отношению к методам выполнения работ, видов норм, способов регламентации, условий пр рац.

Следовательно, менеджер участвует в создании материальных благ опосредованно через труд своих подчиненных.

Необходимо различать понятия «менеджер» и «предприниматель».

Предприниматель -

Самостоятельный субъект рыночных отношений, действующий на свой страх и риск, под свою ответственность (материальную, социальную, уголовную) в целях получения прибыли;

Дееспособный гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью.

Предпринимателям присущ новаторский дух поведения, постоянное стремление к знаниям, которые являются базой предпринимательства. Цивилизованному предпринимателю свойственны также все черты, необходимые менеджеру.

1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА

Как уже отмечалось, менеджмент - это прежде всего деятельность по управлению организацией, т.е. организация первична, следовательно, она является причиной существования менеджмента.

Менеджмент, в свою очередь, необходим для координации действий людей, повышения эффективности, конкурентоспособности и сохранения целостности организации.

Менеджмент не существует в отрыве от организации. Организация является основой менеджмента. Поэтому для более полного понимания сущности и содержания менеджмента необходимо рассмотреть, что такое организация, как она возникает, как устроена, как функционирует и развивается.

Человек на протяжении всей жизни связан с организацией (детский сад, школа, институт, предприятие, театр и т.п.). В этих организациях люди проводят большую часть своего времени (учатся, работают, отдыхают и т.п.).

Коммерческие организации (предприятия) создают продукцию (услуги), потребляя которые человек живет и развивается.

Государственные учреждения (организации) определяют нормы и правила и контролируют их соблюдение.

Общественные организации (партийные, профсоюзные и др.) являются средством выражения наших взглядов и интересов.

В конце XX в. организация стала универсальной формой общественной жизни. При этом она понимается как социально-экономическая система, как общее понятие для всех организационно-правовых форм коммерческих и некоммерческих организаций (предприятий, компаний, учреждений, фондов и т.п.).

Наиболее общее представление об организации можно составить на основе следующих определений.

ОРГАНИЗАЦИЯ -

Хорошее упорядоченное, продуманное устройство;

Систематизированное, сознательное объединение людей, преследующих достижение определенных целей;

Компания, фирма, предприятие, общественное объединение, учреждение

Первое определение относится к живой и неживой природе и характеризует организацию как систему. Например, системой является любой живой организм, техническое устройство (автомобиль и т.п.). Остальные определения относятся к общественной жизни.

В настоящее время в литературе по управлению применение термина «организация» довольно многообразно. Под понятие «организация» подпадают процессы по упорядочению элементов в целесообразное единство; по формированию и поддержанию целостности создаваемых или функционирующих объектов; по объединению людей и координации их действий для выполнения какой-нибудь задачи и т.п. В этом смысле организация - это совокупность целенаправленных процессов или действий, ведущих к образованию необходимых связей. Организация как система (упорядоченное состояние элементов целого, т.е. организация в статике) и организация как процесс по упорядочению элементов в целесообразное единство (организация в динамике) непосредственно связаны между собой. Причем организация как процесс - первична, а организация как система - вторична, так как она является результатом того или иного процесса организации. Вместе с тем система не остается неизменной, она функционирует, в ней идет процесс упорядочения элементов системы.

Организация может рассматриваться как в статике, так и в динамике. В статике - это целостное образование, имеющее вполне определенное предназначение. В динамике она представляется в виде разнообразных процессов по созданию или поддержанию целостности каких-либо объектов.

Природа всех социальных процессов и систем носит двойственный объективно-субъективный характер. Основным элементом и главным организатором этих процессов и систем является человек. Однако человек не всесилен. Его возможности ограничены объективными процессами, протекающими в природе.

Наиболее общие элементы, характерные для любой организации:

Люди, работающие в данной организации;

Цели, которые она желает достичь;

Управление, которое приводит в движение ее ресурсный потенциал для достижения целей.

Основные признаки организации:

Наличие, по крайней мере, двух человек, которые считают себя частью этой группы;

Одна цель (желаемый конечный результат, который принимают как общий все члены данной группы);

Сознательная совместная деятельность.

Основными ресурсами организации являются люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология, информация (рис. 1.2).


Рис. 1.2. Основные ресурсы, используемые организацией

Организации создаются и действуют в конкретных социально-экономических, социально-культурных, исторических, производственно-технических и иных условиях. Поэтому в каждой организации проявляются специфические закономерности их формирования и развития. Эти объективные закономерности во многом предопределяют принципы и методы управления, организационные структуры, системы информационного обеспечения, стили руководства, мотивы поведения членов организации.

1.3. СУЩНОСТЬ, ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Эффективность управленческой деятельности менеджеров в значительной мере определяется теоретической подготовкой, в том числе знанием теории менеджмента. Она вооружает специалистов знанием организационных законов, принципов и правил, необходи­мых им при принятии управленческих решений.

Для более полного раскрытия сущности понятия «теория менеджмента» вначале необходимо рассмотреть такие понятия, как «теория» и «теория управления».

В самом общем виде теория - это:

Система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности развития природы, общества, мышления;

Совокупность обобщенных положений, образующих науку или раздел какой-нибудь науки, а также совокупность правил в области какого-либо мастерства;

Сложившееся у кого-нибудь мнение, суждение, взгляд на что-нибудь.

Сущность понятия «теория управления» раскрывается в следующих определениях.

ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ - система знаний о законах управления в соци­ально-экономических и других системах; наука, изучающая закономерности, принципы, процессы и методы управления в социально-экономических и других системах.

Цель теории управления - формирование целостного представления о взаимодействии сложных систем разной природы (технических, социальных, экономических и т.п.), внешних и внутренних связей, об отношениях, складывающихся между объектом и субъектом управления в процессе их взаимодействия.

Как уже отмечалось ранее, понятие «управление» значительно шире, чем понятие «менеджмент», но применительно к организации их можно рассматривать как синонимы. Поэтому и «теория управления» как наука в самом общем виде значительно шире «теории менеджмента». Однако применительно к организации можно утверждать, что понятие «теория менеджмента» идентично понятию «теория управления организацией».

На основе вышеизложенного можно сформулировать следующие определения понятия «теория менеджмента».

ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА -

Наука изучающая процессы и систему управления в организациях;

Наука, изучающая закономерности, принципы, формы, методы, приемы и средства управления в организациях

Теория менеджмента использует знания других наук, которые можно представить как:

Управленческие аспекты таких наук, как социология, психология, математика и др.;

Конкретные науки об отдельных сторонах управления;

Теория искусства управления.

В последние годы в менеджменте широко используются социология и психология управления, социология организации и др.

Если специальные науки изучают отдельные этапы процесса управления: планирования, организации, управления персоналом, маркетинг и т.п., то теория менеджмента изучает управление как целостное явление (систему и процесс).

Теория искусства управления опирается не только на универсальные принципы и закономерности, на общие правила управления. Она в большей мере базируется на прошлом опыте и эмпирических обобщениях, на интуиции, на таланте управленцев.

Любая теория имеет свой объект и предмет исследования. Объектом изучения обычно считают то, на что направлена познавательная деятельность, а предметом - исследуемые свойства этого объекта.

Объект теории менеджмента - система и процесс управления организацией.

Предмету теории менеджмента можно дать следующее определение.

Предмет теории менеджмента - отношения управления, закономерности, прин­ципы и методы, присущие не отдельным функциям или сторонам управления организацией, а менеджменту, рассматриваемому как целостное, комплексное социальное явление.

В предмет теории менеджмента включаются также категории, раскрывающие сущность управленческой деятельности.

Категории, используемые наукой, позволяют проникать в глубь экономических явлений и процессов. В экономической науке категория - это теоретическое (абстрактное) выражение основных сторон производственных отношений. Экономические категории позволяют обобщать массовые явления экономической жизни, познавать экономические законы.

Теория менеджмента использует как общие экономические категории, так и категории, присущие только ей. Все категории теории менеджмента можно разделить на три группы (рис. 1.3)

Рис. 1.3. Классификация категорий, используемых в теории менеджмента

В качестве инструмента теоретического исследования предмета теории менеджмента выступает научный метод.

Метод - это:

· способ освоения действительности, основанный на рациональном, доказательном, системном исследовании природы и общества;

· упорядоченная деятельность по достижению определенной цели;

· путь исследования.

Требования, предъявляемые к научному методу:

· строгость;

· однозначность;

· эффективность;

· простота (экономичность);

· способность приносить новые результаты.

Метод теории менеджмента - набор теоретико-познавательных и логических подходов и методов, а также научного инструментария для исследования системы управления организацией.

Метод предписывает исследователю, какие и как применять средства, чтобы получить истинные знания об объекте и предмете исследования.

Теория менеджмента как составная часть экономической науки и как учебная дисциплина использует: 1) общенаучные; 2) социологические; 3) конкретно-предметные методы исследования.

1. К общенаучным методам относятся: системный анализ, моделирование, аналогии, индукции, дедукции, статистический и др.

Системный анализ является важнейшим инструментом системного подхода. Он используется для изучения свойств и структуры организации, рассматривая ее как сложную систему.

Моделирование - особый метод изучения объектов (систем) и процессов. Модель - описание, изображение или схема какого-либо объекта, явления или процесса, отображающая их структуру и функционирование.

Существует множество вариантов создания моделей объектов. Для теории менеджмента представляют интерес экономические и математические модели. Моделирование позволяет избежать ошибок и определить перспективные направления развития систем или процессов.

Метод аналогии - метод, использующий аналог (например, аналогом может быть выбрана лучшая организация, адекватно отражающая исследуемый объект или процесс).

Вывод о состоянии тех или иных явлений и процессов при таком методе делается на основе сходства, существующего в других признаках. Это вероятностный метод. Выводы и умозаключения по ана­логии в той или иной степени вероятностны.

Индуктивный метод - метод экономических исследований, основанный на переходе от частных экономических фактов к общим выводам и положениям; это рассуждение от частного к общему, выве­дение общих принципов из частных правил.

Дедуктивный метод - умозаключение, в котором осуществляется переход от общих фактов и положений к единичным выводам и обобщениям; это рассуждение от общего к частному, выведение частных принципов из общих правил.

Статистический метод - важнейший количественный метод экономической науки, широко используемый в различных науках, в том числе в менеджменте.

Его значение раскрывается в том, что статистический метод:

Сближает экономическую теорию и эмпирию, требует сопоставления теоретических положений с реальным практическим функционированием организации;

Позволяет формализовать управленческую науку, перевести ее на язык цифр и формул;

Выступает как эффективный способ проверки экономических теорий и гипотез;

Позволяет моделировать и прогнозировать экономические явления и процессы.

2. Теория менеджмента использует также социологические методы исследования (наблюдение, анкетирование, интервью, метод экспертных оценок и др.).

Наблюдение (применительно к объекту управления) - целенаправленное, организованное и осмысленное восприятие процессов, протекающих в организациях в естественных условиях ее существования с целью получения первичной эмпирической информации в форме эмпирических фактов.

Анкетирование - способ получения информации путем прямого или косвенного взаимодействия исследователя с опрашиваемыми респондентами в форме регистрации ответов на вопросы.

Интервью - метод устного опроса, где исследование проходит в форме особой беседы исследователя с респондентом.

Метод экспертных оценок - вид опроса (устного или письменного), при котором исследователь получает информацию от специалистов высокой квалификации в данной области знания.

Социологические методы исследования являются весьма эффективными при исследовании организации, так как позволяют получать достоверную информацию о ее состоянии и протекающих в ней процессах.

3. Конкретно-предметные методы исследования, привязанные к конкретным наукам (психологии, математике и т.п.), включают в себя способы сбора, обработки и применения научной информации для решения управленческих задач.


Похожая информация.


Главным стержневым элементом во всей работе менеджера остается принятие решения, определение того, какие надлежит выработать меры воздействия, когда, что, как и кому делать. Если предметом и продуктом труда менеджера вообще является информация, сбором, переработкой и передачей которой он занят, то продуктом труда менеджера-руководителя является командная информация, получаемая в процессе принятия решения. Социальная концепция понятия «решение» учитывает как формально-логический подход (любой акт выбора из заданного количества альтернатив по заданному критерию), так и психологический (этап волевого акта, появления психических преобразований), и решение представляет собой процесс и результат выбора (в виде целей, способов действий, оценок, мотивов, установок, подходов).

Социальные решения, принимаемые менеджером, чаще всего носят комплексный характер и включают в себя экономические, политические, организационно-технические и чисто социальные аспекты, касающиеся прежде всего руководства людьми. Все составляющие социального решения отделить друг от друга невозможно. Тем не менее в данном контексте акцент будет сделан на социальном решении как продукте руководящей деятельности. А объектами принятия социальных решений взяты как перспективные задачи развития кадров, относящиеся к области образования, культуры, социальной политики, так и оперативные мероприятия, направленные на их реализацию. Объектами социальных решений также являются целенаправленное руководство, воспитание и образование отдельных работников и группы в целом при подготовке и осуществлении процесса производства.

Менеджер-руководитель, организуя себя и упорядочивая возглавляемую им систему, должен сосредоточить внимание на принимаемых им самим и его подчиненными мерах, обеспечивающих повышение качества решений и создающих условия для их (решений) точного и быстрого выполнения. Он обязан держать в поле своего зрения эти меры, с тем, чтобы воспользоваться ими в случае необходимости. Для обоснования социальных решений менеджер должен знать их важнейшие особенности:

1) они связаны самым непосредственным образом с человеком и его личными интересами и влияют на поведение, образ мыслей, убеждения подчиненных;

2)способствуют реализации конкретных решений в определенных производственных ситуациях, направляя инициативу и активность подчиненных в нужное русло; помогают укреплению группы и развитию личности;

3)не должны противоречить основным правам граждан, гарантируемых конституцией. Т.е. их принятию должен предшествовать анализ возможных последствий;

4)решения, затрагивающие личные интересы подчиненных, заслуживают особого внимания;

5)решения могут быть правильными и ошибочными (или так восприниматься отдельными подчиненными), а также своевременными или запаздывающими, эффективными или половинчатыми, малодейственными;

6)во временном континууме решения располагаются между текущими (тактическими) и перспективными (стратегическими);

7)при принятии решений для формулировки проблемы, поисков вариантов решения, правильной, оценки последствий каждого из вариантов и выбора наилучшего из них необходима многообразная специфическая информация. Особенно важной является информация:

Об экономических, политических и других условиях воспроизводства и использования рабочей силы;

О перспективных целях, объективных и субъективных факторах воспроизводства и использования рабочей силы, развития рынка;

О причинно-следственных взаимосвязях, а также о зависимостях между целями и средствами, необходимыми для их достижения, и стохастических (зависящих от случайных факторов) взаимосвязях как основе прогнозирования последствий экономических, политических, технических, организационных и социальных мероприятий;

О закономерностях, условиях протекания и проявления последствий физиологических, социальных, психологических процессов, влияния эстетических и педагогических факторов (процесс формирования сознания; установки и отношение к работе, процессы формирования групповых и моральных норм и т.д.);

О результатах контроля эффективности проводимых мероприятий.

Несмотря на то, что в современной теории принятия социальных решений больше вопросов, ждущих ответа, чем решенных, тем не менее уже сегодня она может оказать менеджерам-руководителям практическую помощь. Было бы, однако, неправильно советовать во всех случаях придерживаться предлагаемой теорией схемы процесса принятия решений. Применение рекомендаций теории предоставляет менеджеру некоторые преимущества, но имеет и ряд недостатков. Поэтому оптимальный результат получается, когда менеджер знаком с рекомендациями и умело сочетает их с собственными оригинальными действиями, адекватными данной ситуации.

Процесс подготовки и принятия руководящих решений состоит из отдельных этапов и действий менеджера.

Прежде всего - выявление проблемы, определение вариантов решений и их последствий. На этом этапе необходимо соблюсти очень важные требования: своевременности и точности формулирования проблемы; правильности ее описания; формулирования допущений, которым должны отвечать рассматриваемые варианты.

Существует несколько способов установления допущений (ограничений): определение минимальных целей, которые должны быть достигнуты; выявление потребности в ресурсах; исключение нежелательных последствий; установление сроков реализации вариантов решения; формулирование положений, подлежащих обязательному исполнению (законодательные акты, распоряжения и директивы вышестоящих органов и т.п.)

Допущения оказывают существенное влияние на выбор вариантов решения. Для того чтобы исключить те допущения, введение которых может привести к отбрасыванию приемлемого варианта, при их формулировке руководителю рекомендуется:

Избегать неправомерного уменьшения числа вариантов решения, вводя слишком много допущений;

Оставлять только допущения, исключающие заведомо невозможные варианты решений:

Точно формулировать допущения, с тем чтобы их нельзя было истолковать двояко;

Не вводить сомнительных допущений; четко формулировать требования к результатам реализации каждого варианта решения.

Вторым этапом после формирования проблемы и допущений является оценка последствий решения. При прогнозировании последствий целесообразно учитывать следующее.

Во многих проблемных ситуациях не существует однозначной зависимости между возможным действием (вариантом решения) и ожидаемым результатом. Принципиально можно различать три вида проблемных ситуаций:

Детерминированные, когда каждому действию соответствует единственный, точно определенный результат.

Задача выработки решения ставиться так: выбрать действие Н, приводящее к результату Е. В практике социальных решений подобные случаи встречаются редко;

Стохастические, имеющие место в случаях, когда результаты одного и того же действия могут быть различными, а наступление каждого из этих результатов может быть задано лишь с некоторой вероятностью PI, P2, РЗ...

Для решения таких проблем необходимо использовать математический аппарат теории вероятностей и методы математической статистики:

Стратегические, когда одному и тому же действию соответствует несколько различных результатов, вероятность наступления каждого из которых совершенно неизвестна.

Эти ситуации наиболее широко распространены. В них можно лишь перечислить возможные последствия. Они характеризуются большой неопределенностью. Такие ситуации часто имеют место в организациях при воспроизводстве и использовании рабочей силы из-за того, что ожидания, интересы, потребности, мотивы и т.д. людей с трудом поддаются количественной оценке; отсутствуют полные первичные данные социального характера; затруднен анализ всех этих данных; один и тот же вариант решения может дать и благоприятные и нежелательные последствия и т.д.

Далее, во многих случаях последствия не могут быть точно охрактеризованы, а лишь учитываются как вероятности наступления возможных результатов решения (эффективность материального стимулирования, влияние на текучесть кадров и т.п.)

Последствия отдельных вариантов решения разнообразны и крайне различны качественно, что не позволяет использовать единую количественную меру для оценки суммарной эффективности варианта решения.

На третьем этапе вырабатываются критерии, с помощью которых оценивают уровень предпочтительности каждого варианта решения с точки зрения достигаемой цели, необходимых для этого ресурсов и путей достижения цели. Для оценки вариантов социальных решений можно использовать следующие группы критериев:

Критерии цели (например, высвобождение 100 работников);

Критерии средств (ресурсов) (например, капитальные вложения, затраты на переподготовку кадров, затраты на маркетинг и т.д.);

Критерии траектории (пути достижения цели);

Критерии, одновременно учитывающие цели и затраты ресурсов, необходимые для их достижения;

Критерии, характеризующие возможности воспрепятствовать проявлению нежелательных последствий (например, решить проблемы техники безопасности).

Каждый вариант решения должен описываться одними и теми же критериями. Фактически речь идет о сравнении возможных последствий каждого варианта и определении оптимального решения. При этом учитывается фактор риска: готовность к риску, масштабы риска, вера в собственные возможности, чувство ответственности.

Теория решений - достаточно обширная область общей теории управления. Фрагментарным обращением к некоторым аспектам принятия решения в контексте продукта труда менеджера-руководителя мы не претендуем на полное раскрытие теории. С усложнением характера, содержания и продукта труда менеджера-руководителя сегодня встает вопрос: куда эволюционирует роль менеджера-руководителя и каковы в этом процессе перспективы?

Правильные ответы выделены курсивом и +

1. Управление – это:

2. Менеджмент – это:

Особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно и целенаправленно работающую производственную группу;

Эффективное и производительное достижение целей предприятия посредством планирования, организации и лидерства руководителя.

3. Кто является родоначальником классической школы менеджмента:

Ч. Бебидж;

М. Вебер;

Ф. Тейлор.

4. Первый учебник по управлению был написан английским предпринимателем М. Веберов в:

Ч. Бебидж;

М. Вебер;

Ф. Тейлор.

6. Какие бывают виды разделения труда менеджеров?

Функциональное;

Горизонтальное;

Вертикальное;

7. Сколько существует иерархических уровней менеджмента?

8. Кто относится к среднему уровню менеджеров?

Заместители;

Руководители подразделений;

Руководители групп.

9. Функции менеджмента бывают:

Общие, индивидуальные;

Групповые, специфические;

Конкретные, расширенные;

Правильного ответа нет.

10. Выберите правильные функции менеджмента:

Планирование;

Коодинирование;

Распределение;

Стимулирование;

Все ответы верны.

Тесты по менеджменту с ответами 2-ой вариант

1. Планирование – это:

Управленческая деятельность, отраженная в планах и фиксирующая будущее состояние менеджмента в текущее время;

Перспективная ориентация в рамках распознавания проблем развития;

2. Сформулируйте задачи планирования:

Перспективная ориентация в рамках распознавания проблем развития;

Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех её подразделений.

Создание базы для эффективного контроля путем сравнения показателей.

3. По форме планирование бывает:

Тактическое;

Конкретное;

Перспективное.

4. Необходимость планирования заключается в определении:

Конечных и промежуточных целей;

Задач, решение которых необходимо для достижения целей;

Средств и способов решения задач;

Правильного ответа нет.

5. При какой форме планирования осуществляется выбор средств для выполнения целей на период от 1 года до 5 лет?

Перспективное;

Среднесрочное;

Оперативное.

6. При какой форме планирования осуществляется определение целей деятельности на срок больше 5 лет:

Перспективное;

Среднесрочное;

Оперативное.

7. Организация – это:

Процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимые для того, чтобы сформулировать и достичь целей;

Особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно и целенаправленно работающую производственную группу;

Это управленческая деятельность, посредством которой система управления приспосабливается для выполнения задач, поставленных на этапе планирования.

8. Установление постоянных и временных связей между всеми подразделениями организации осуществляет функция:

Планирования;

Организации;

Контроля.

9. Выберите основные принципы организации менеджмента:

Непрерывность;

Ритмичность;

Надежность;

Все ответы верны.

10. Функции административно-оперативного управления:

Определение структуры предприятий;

Периодическое или непрерывное сравнение;

Установление ответственности.

Тесты по менеджменту 3-ий вариант

1. Регулирование – это:

Управленческая деятельность, направленная на ликвидацию отклонений от заданного режима управления;

Процесс выработки корректируемых мер и реализации принятых технологий;

Функция менеджмента.

2. Принципы регулирования:

Рациональность;

Ритмичность;

Надежность;

Достоверность.

3. Задача регулирования:

Обновление планируемых заданий;

Обеспечение своевременного эффективного достижения организацией своих целей;

Корректировка результатов деятельности;

4. Виды регулирования:

Реактивное;

Операционное;

Упреждающее.

5. При каком виде регулирования проблема рассматривается как потенциальная возможность:

Реактивное;

Операционное;

Упреждающее.

6. Назовите этапы регулирования:

Определение структуры предприятия.

7. Дайте правильное определение функции координации:

Управленческая деятельность, обеспечивающая согласованность работы рабочих подразделений;

8. Назовите функции менеджмента:

Ритмичность;

Мотивация;

Законность;

9. Тип власти, который может использовать менеджер:

Экспертная;

Эталонная;

Законная;

Все ответы верны.

10. Влияние – это:

Поведение одного человека, которое вносит изменение в поведение другого человека;

Волевое отношение между людьми, основанное на силе;

Убеждение человека в чем-либо.

Тесты по теория менеджмента тесты с ответами вариант 4

1. Назовите форму влияния, которая может побудить человека к более тесному сотрудничеству:

Убеждение;

Принуждение;

Участие сотрудников в управлении.

2. Задачи контроля:

Сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности;

Оценка состояния и значимости полученных результатов;

Разработка и принятие решений.

3. Анализ – это:

Это управленческая деятельность, обеспечивающая выявление причин отклонения желаемого состояния системы от фактического и осуществляющая разработку мер по устранению выявленных недостатков;

Управленческая деятельность, направленная на ликвидацию отклонений от заданного режима управления;

Это управленческая деятельность, посредством которой система управления приспосабливается для выполнения задач, поставленных на этапе планирования.

4. Кто является продолжателем теоретической работы Тейлора о менеджменте:

А. Файолль;

Ч. Бебидж;

М. Вебер.

5. Назовите психологические методы управления:

Метод профессионального отбора;

Метод социального нормирования;

Метод гуманизации труда.

6. Какие приемы используются при психологических методах управления?

Интервью;

Наблюдения.

7. Назовите социальные методы управления:

Метод профессионального отбора;

Метод социального нормирования;

Метод гуманизации труда.

8. Управление – это:

Эффективное и производительное достижение целей предприятия посредством планирования, организации и лидерства руководителя.

Процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимые для того, чтобы сформулировать и достичь целей;

Особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно и целенаправленно работающую производственную группу;

9. Назовите этапы регулирования:

Определение структуры предприятия;

Информационная подготовка для принятия решений;

Разработка и принятие решений;

10. Социальные методы управления:

Метод управления группами;

Метод ролевых изменений;

Метод управления групповыми явлениями;

Все ответы верны.

Итоговое тестирование по менеджменту с ответами:

1 Тест. Что такое менеджмент?

1. Разновидность науки управления.

2. Группа руководителей.

3. Разновидность управленческой деятельности.

4. Это отношение, складывается в процессе управленческой деятельности.

5. Совокупность принципов, методов, форм и средств управления, особый вид деятельности, связанный с руководством людьми, умелым использованием их труда и знаний.

2. Задачами менеджмента являются:

1. Тактическая.

2. Стратегическая

3. Оперативная

4. Поддержание устойчивости фирмы и всех ее элементов и ее развитие.

5. Контроль результатов деятельности и внесение коррективов.

3. Функции менеджмента – это …

1. Виды управленческой деятельности, которые обеспечивают формирование управленческого влияния.

2. Отдельные виды управленческой деятельности, которые увеличивают эффективность руководства.

3. Отдельные управленческие процессы, направленные на увеличение продуктивности труда подчиненных.

Тест № 4. Функции менеджмента

1. Инновационный менеджмент.

2. Оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления.

3. Организация, планирование, контроль, мотивация.

4. Перевод фирмы в качественно новое состояние.

5. Целенаправленность.

5. Тест. Процесс менеджменту – это …

1. Последовательное выполнение функций менеджмента, конкретно: планирование, организация, мотивация, контроль и регулирование.

2. Последовательность определенных оконченных этапов, выполнение которых способствует обеспечению: управленческого влияния руководящей системы на руководимую для достижения целей организации.

3. Последовательное выполнение функций и методов менеджмента.

4. Правильные ответы 1 и 3.

6. Выберите понятие, относящиеся к принципам менеджмента.

1. Единоначалия и коллегиальность.

2. Организация.

3. Достижение цели.

4. Планирование.

7. Среди условий, что перечислены ниже, выберите такие, которые определяют успех организации.

1. Наличие формальных и неформальных организаций.

2. Выход на внешний рынок.

3. Способность к выживанию, результативности, практической реализации.

4. Наличие современных технологий.

8. В чем состоит основное отличие формальных и неформальных организаций.

1. В количестве членов организаций.

2. В контактах с внешней средой.

3. В способе возникновения.

4. В связях между членами организации.

9. Организация – это:

1. Группа людей, которые владеют определенными ресурсами.

2. Группа людей, которые владеют определенными ресурсами, имеют общее руководство и общие цели.

3. Группа людей, деятельность которых сознательно, направленно или спонтанно координируется для достижения определенной цели.

4. Группа лиц, которые имеют общее руководство.

10. Какие из нижеприведенных понятий относятся к целям по содержанию.

1. Долгосрочные.

3. Территориальные.

4. Экономические

11. Выберите правильные ответы:

1-В; 2-Б; 3-А; 4-Г

12. Функция организации базируется на таких категориях:

1. Полномочие, ответственность, стимулирование, делегирование.

2. Полномочие, ответственность.

3. Полномочие, ответственность, делегирование.

13. Полномочия – это:

1. Возложена на должностное лицо обязанность выполнять постановленные задания и обеспечивать их позитивное решение.

2. Ограниченное право использовать ресурсы предупреждения и направлять усилия подчиненных на выполнения задания.

14. Ответственность – это:

2. Ограничения права использовать ресурсы предприятия и направлять усилия подчиненных на выполнение задания.

3. Передача заданий и полномочий лицу, что берет на себя ответственность за их выполнение.

15. Делегирование – это:

1. Возложенная на должностное лицо обязанность выполнить поставленные задачи, обеспечить их позитивное решение.

2. Ограничения права использовать ресурсы предприятия и направлять усилия подчиненных на выполнение задания.

3. Передача заданий и полномочий лицу, что берет на себя ответственность за их выполнение.

17. Управленческое решение это:

1. Формы влияния на исполнителей.

2. Организационный инструмент в руках работников управления.

3. Творческая деятельность по анализу проблемной ситуации, выбор средств от разрешения.

4. Разрешение.

18. Дайте определение понятий:

1 – В; 2 – А; 3 – Ь; 4 – Г.

Тест № 19. Какие качества должны быть присущи менеджеру?

1. Знание по специальности.

2. Практичность ума.

3. Спонсорство.

4. Любовь к чтению художественной литературы.

20. Что Вы понимаете под словом «группа».

1. Количество людей, едущих в одном автобусе.

2. Личности, имеющие одинаковые наклонности к какому-то процессу.

3. Две и больше личности, что взаимодействуют одна с одной.

4. Четко определенное количество людей.

21. Кто такой формальный лидер:

1. Один из членов группы, что владеет силой личного влияния на других.

2. Руководитель коллектива, который пользуется данной ему служебной властью.

3. Целеустремленный менеджер.

4. Главный специалист.

22. Группы работников делят на такие категории:

1. Формальные и неформальные.

2. Простые и сложные.

3. Открытые и закрытые.

23. Отметьте какие из нижеперечисленных предложений не являются признаками коллектива.

1. Наличие непосредственных производственных связей.

2. Наличие высокой активности.

3. Психологический климат.

4. Общность целей и задач.

24. Назовите причины конфликтов:

1. Психологическая совместимость

2. Конкуренция.

3. Режимы труда и отдыха.

4. Сотрудничество.

25. Путь разрешения конфликтов:

1. Премирование.

2. Компромисс.

3. Поездка на природу.

4. Гласное обсуждение.

26. Стресс – это:

1. Перегрузка нервной системы.

2. Рассеянность.

3. Вегетативно-психологическое состояние.

4. Увольнение с работы.

1. Много работает, требует этого от других.

2. Много работаем сам.

3. Делится властью с подчиненными.

4. Ценить подчиненных.

28 - Тест. Руководитель демократического стиля руководства.

1. Не терпит критики.

2. Ждет указаний сверху.

3. Избегает конфликтов.

4. Коллегиально решает проблемы коллектива.

29. Технология принятия управленческих решений в порядке их разрешения.

1. Одобрение.

2. Реализация.

3. Подготовка.

30. Что относится к методам принятия управленческих решений:

1. Мозговая атака.

2. Организация.

3. Формулировка.

4. Форма контроля.