Проблемы в понимании стратегии по портеру. Базовые стратегии, модель М

Проблемам преобразований во внутренней политике России начала ХIХ в. посвящено немало трудов. Первый опыт освещения этих проблем относится ко 2 - й половине ХIХ века, когда военный историк генерал М.И. Богданович выпустил в свет 6 - ти томную историю Александра I. М.И. Богданович принадлежит к числу тех дворянских историков, для которых личность царя была главным двигателем исторического процесса, а история России - историей того или иного самодержца. В представлении М.И. Богдановича Александр I хотел водворить в стране «государство справедливости и общего спокойствия».

Будучи свидетелем «злоупотреблений администрации» своей бабки, а потом и отца, царь проникся идеалами законности; ненавидя деспотизм, он стремился «навсегда охранить от престола права всех и каждого».

Объективная ценность книги М.И. Богдановича состоит в богатом фактографическом материале, который она содержит.

В 1897 году историк охранительного направления генерал Н. К. Шильдер выпустил в свет четырёхтомную биографию Александра I. Историк разделял мнение М. И. Богдановича о стремлении Александра к законности как главном мотиве его преобразовательной деятельности. Идеал Шильдера - это гуманный и либеральный царь. И. М. Богданович и Н. К. Шильдер не писали об Александре I как о выразителе естественной потребности конституционного преобразования России. Составив подробнейший очерк первых правительственных мероприятий начала ХIХ века, Н. К. Шильдер заключил, что Александр «представлял собой явление, необычное в русской истории».

Из трудов советского времени наиболее интересными по истории реформирования в 1 - й половине ХIХ века для нас явились монографии А. В. Предтеченского «Очерки общественно - политической истории России в первой четверти ХIХ века» и М. М. Сафонова «Проблемы реформ в правительственной политике России на рубеже ХVIII и ХIХ вв.».

А. В. Предтеченский дал политике Александра I классовую оценку и рассматривал её как попытку в условиях разложения феодально-политической системы защитить интересы господствующего класса крепостников - помещиков от буржуазной революции.

В монографии М.М. Сафонова показано, как в результате острой внутриполитической борьбы широко задуманная программа социально - политических реформ свелась к преобразованиям государственного устройства, которые способствовали дальнейшему царствованию самодержавия. Такой подход к оценке реформ Александра I представляется нам наиболее приемлемым.

В наше время реформы Александра I исследуются в работах А. Н. Архангельского «Александр I”, А. Валлотона «Александр I” и др.

Александр I - одна из самых загадочных и противоречивых фигур в истории нашего государства. Он жил и царствовал в сложное и во многом - переломное для судеб мира время. Заложенные просвещенным веком Екатерины II и Ф. Лагарпом передовые идеи и высокие мысли оставили в душе царя неизгладимый след. Однако осуществить их на практике Александру I не удалось.

Первенец наследника престола Павла родился 12 декабря 1777 года. В самом начале жизненного пути его личность была деформирована обстоятельствами, сложившимися в царской семье. Постоянная необходимость приспосабливаться одновременно и к вольным нравам екатерининского двора и к строгим порядкам, установленным Павлом в Гатчине, вносила полный разлад в душу мальчика, а потом и юноши.

Образование Александра, начавшись в детстве под непосредственным руководством и при участии Екатерины II, затем было продолжено рядом отличных преподавателей. Из всех воспитателей и учителей центральное место занимал Лагарп - швейцарский республиканец, увлекавшийся идеями французской просветительской философии. Эти идеи он передавал будущему императору, однако не связывал их с реалиями русской жизни. Такая отвлеченность от практики потом сказывалась в действиях Александра I. “Мысли о благе человечества, гнусности рабства и деспотизма сочетались с его положением абсолютного монарха. Это приводило к колебаниям, непоследовательности, противоречивости в практической политике», - пишет А. Н. Архангельский.

Трагические обстоятельства вступления на престол стали для царя огромным потрясением. Убийство Павла I сделало Александра соучастником страшного преступления и заставило всю жизнь мучиться угрызениями совести, а так же показало ему собственную незащищенность, внушив глубокий страх стать жертвой очередного переворота. Поэтому он старался воздерживаться от шагов, хотя бы и полезных для страны, но слишком раздражающих благородное сословие. По мнению историка В.О. Ключевского, Александр I «принес на престол больше благих желаний, чем практических средств для их осуществления».

Первые шаги нового императора оправдали надежды российского дворянства. «Дней Александровых прекрасное начало», - так впоследствии охарактеризовал начало правления молодого государя А.С. Пушкин. В манифесте о восшествии на престол Александр I заявил, что будет править «по законам и по сердцу своей премудрой бабки» и принял ряд решений в либеральном духе: были амнистированы лица, репрессированные при Павле, разрешена деятельность частных типографий и ввоз книг из-за границы, подтверждены Жалованные грамоты дворянству и городам, ослаблена цензура. Но при всем своем либерализме Александр не спешил идти на ограничение самодержавия и отверг конституционные проекты П.А. Зубова, П.А. Палена. Вместо этого появился указ об учреждении Непременного совета - законосовещательного органа при государе. Практическое значение Непременного совета было невелико. Основная работа по подготовке преобразований сосредоточилась в Негласном комитете. В его состав вошли «молодые друзья» императора - В.П. Кочубей, П.А. Строганов, А.А. Чарторыйский и Н.Н. Новосильцев. Основными вопросами, обсуждавшимися на заседаниях комитета, стали укрепление государственного аппарата, крестьянский вопрос и система образования.

После рассмотрения в Негласном комитете в 1802 году была проведена реформа высших государственных учреждений. Вместо коллегий были учреждены восемь министерств: военное, военно-морское, внутренних дел, иностранных дел, финансов, коммерции, народного просвещения и юстиции. Руководители этих ведомств составляли Комитет министров.

В крестьянском вопросе Александр I не спешил с радикальными мерами, боясь недовольства помещиков и крестьянских волнений. В 1803 году был издан указ «О вольных хлебопашцах», разрешавший помещикам освобождать крестьян с землей за выкуп. Правительство впервые продемонстрировало свое намерение отменить крепостное право. Но за весь период царствования Александра I в разряд «вольных хлебопашцев» перешло менее 0,5 % крепостных (М. М. Сафонов).

Более успешными оказались реформы в области образования. В 1803 году было утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. Руководить созданием единой системы образования было призвано министерство народного просвещения.

С 1803 года значение Негласного комитета стало падать. Вскоре кружок прекратил деятельность. Для продолжения реформ Александру I требовались новые люди. Одним из таких людей стал А.А. Аракчеев.

О сыне небогато и незнатного помещика Алексее Андреевиче Аракчееве современники почти единодушно отзывались нелестно. Обличались его грубость, трусость, невежество, жестокость. Но для царя Аракчеев обладал рядом ценных качеств: он неукоснительно выполнял царскую волю, был подобострастен и учтив. К тому же, он отличался работоспособностью и организованностью. В 1803 году Аракчеев - инспектор всей артиллерии, в 1807 - состоит при Александре I с правом издавать от его имени указы, в 1808 - военный министр, обладающий огромной властью и ревностно охраняющий престол от дворянского заговора. Основным направлением деятельности Аракчеева было военно-полицейское, а для разработки плана дальнейших реформ необходим был другой человек. Им стал М.М. Сперанский.

Происходивший из семьи сельского священника Михаил Михайлович блестяще окончил духовную академию и за 4 года сделал стремительную карьеру. В 1807 году император приблизил Сперанского к себе и сделал основным советником и помощником. В 1809 году Сперанский подготовил план преобразований - «Введение к уложению государственных законов». По этому проекту основой государственного устройства России должен был стать принцип разделения властей. В качестве законосовещательного органа власти предполагалось создать Государственную думу, исполнительную - сосредоточить в министерствах, а высшим органом судебной становился Сенат. Вершиной государственной системы, связующим звеном между императором и тремя ветвями власти должен был стать Государственный совет - совещательный при государе.

Население России предполагалось разделить на три сословия - дворянство, среднее состояние, народ рабочий, - которые получали гражданские права, а два первых - политические.

Преобразования начались с реформирования государственного аппарата. В 1810 году вместо Непременного был создан Государственный совет в составе 35 высших сановников. Началась реорганизация министерской системы: все министерства имели единообразную структуру и действовали на принципах единоначалия. Обо всех этих преобразованиях подробно пишут в своих исследованиях А. В. Предтеченский, М. М. Сафонов.

Деятельность Сперанского вызвала ярость дворянства, догадывавшегося, что одной из целей реформ является отмена крепостного права. Не устраивали дворян и планы ограничения самодержавия. Александр I, понимая, что недовольство его внутренней политикой охватило широкие круги общества, в условиях обострения внешнеполитической обстановки, в 1812 году уволил Сперанского в отставку.

Внешние события 1812-1815 годов отодвинули внутриполитические проблемы России на второй план. После победы над Наполеоном свободомыслящая часть дворянства ожидала введения конституции, крестьяне - отмены крепостного права. Важным шагом царя в направлении политических реформ стало дарование Конституции Польше. В 1818 году Александр I поручил Н. Н. Новосильцеву подготовить проект Российской Конституции. Созданный документ - «Государственная уставная грамота Российской империи» - предусматривал установление конституционной монархии. Александр I не стал реализовывать этот проект, как и проекты освобождения крестьян (М. М. Сафонов).

Реформаторские намерения императора, как в конституционном, так и в крестьянском вопросе сменяются реакционным курсом. Эта перемена обусловлена, прежде всего, оппозиционными настроениями дворянства. Кроме того, Александр I считал, что крестьянская Россия не способна понять и принять конституционную систему правления.

Последние годы правления Александра I называют «аракчеевщиной» (1815-1825), так как управление страной при часто уезжавшем за границу царе сосредотачивается в руках всесильного временщика. Символом наступившей реакции были военные поселения - новая форма комплектования и содержания армии. Крестьяне, переводимые на положение «военных поселян» должны были соединять военную службу с земледельческим трудом. Таким образом, они и обеспечивали себя, снимая расходы с казны, и становились резервом армии. В разряд поселенцев государственные крестьяне переводились целыми уездами. Жесткая регламентация быта, палочная дисциплина, запрет на торговлю и промыслы - все это разрушало крестьянский уклад, тормозило экономическое развитие.

Последние годы царствования Александра были мрачными для страны и тягостными для императора. В 1825 году он неожиданно скончался в Таганроге, оставив открытым вопрос о престолонаследии.

«Александр I хотел реформировать страну, имея конечной целью отмену крепостного права, введение правовой системы и конституции. Либеральные идеи не были для него пустым звуком. Однако положение абсолютного монарха объективно препятствовало систематическому проведению реформ в жизнь. Справедливо утверждение некоторых современников о значительной доле мечтательности и отвлеченности от реальной жизни Александра I. Ограничен был и круг лиц, на которых мог опереться царь. Невежественность, социальный эгоизм дворянства, групповые интересы высшей аристократии, пассивность народных масс стояли мощным препятствием на пути реформ. Поэтому реформаторские усилия царя не завершились коренными изменениями в социально-экономическом, политическом, гражданском строе России. Самодержец оказался слабее самодержавия», - пишет А. Валлотон.

Тем не менее, необходимость перемен ощущалась всем обществом, как дворянством (о чем говорит организация нескольких тайных обществ, ставивших своей целью изменение пути исторического развития России), так и крестьянами, недовольными своим положением особенно после самоотверженной борьбы против наполеоновской армии.

Надежды возлагались на Николая I.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Проекты ограничения самодержавия и сословных реформ в первые годы правления Александра I

1.1 Учреждение министров

1.2 Указ о вольных хлебопашцах

2. Реформы Александра I: предпосылки, характер, итоги

2.1 Эпоха либеральных преобразований. Негласный кабинет

2.2 Министерская реформа, реформа Сената

2.3 Меры в области просвещения

2.4 М.М. Сперанский и его план государственных преобразований

2.5 Правительственная политика в области просвещения и культуры

2.6 Послевоенные реформы

3. Кончина Александра I и оценка его царствования

Заключение

Список литературы

Введение

В 19 век Россия вступила как самодержавное государство с феодально-крепостнической системой хозяйства. Численность населения и военная мощь России ставили её на первое место в Европе. Однако экономика России была архаичной, главным образом из-за плохого развития хозяйства (5% помещичьих хозяйств применяли рациональные технологии). Кроме того, государство отказывало в средствах промышленникам, вместо этого оно кредитовало траты помещиков под залог имений и крепостных. Помимо этого, главной статьей доходов в государстве были подати с крестьян.

По своему политическому устройству Россия была самодержавной монархией. Во главе государства стоял император (в просторечии его по традиции называли царем). В его руках была сосредоточена высшая законодательная и распорядительная власть.

Император управлял страной при помощи чиновников. По закону они были исполнителями воли царя. Но в действительности чиновничество играло более значительную роль. В его руках была разработка законов, оно же проводило их в жизнь. Чиновничество было полновластным хозяином в центральных органах управления и в местных (губернских и уездных). Государственный строй России по своей форме был самодержавно-бюрократическим. Слово “бюрократия” так и переводится: власть канцелярий, от мздоимства которой страдали все слои населения.

Вот такова была обстановка в стране. И когда в ночь с 11 на 12 марта 1801 года, когда в результате заговора произошло убийство императора Павла I, был решен вопрос о восшествии на престол его старшего сына Александра Павловича. Среди заговорщиков были представители высшей русской аристократии: генерал-губернатор Петербурга граф П.А.Пален, генерал Л.Л.Бенигсен, князь П.А.Зубов, гвардейские офицеры. В план заговора был посвящен и сам наследник престола. На нового монарха возлагались надежды на проведение либеральных реформ и смягчение режима личной власти.

Император Александр I воспитывался под присмотром своей бабки Екатерины П. Он был знаком с идеями просветителей --Вольтера, Монтескье, Руссо. Однако Александр Павлович мысли о равенстве и свободе не отделял от самодержавия. Эта половинчатость и стала особенностью как преобразований, так и правления императора Александра I.

Александр 1 -- одна из самых загадочных фигур в русской истории. Вероятно, ни о ком из государей не высказывали столько противоречивых суждений соотечественники и иностранцы, современники и нынешние исследователи, -- для многих он так и остался «неразгаданным Сфинксом».

Итак, целью работы является исследование характера реформ Александра I. Задачей: изучение предпосылок, характера и итогов реформ Александра I

1 . Проекты ограничения самодержавия и сословных реформ в первые годы правления Александра I

Начать внутренние реформы Александр I желал с издания письменной «декларации прав» и преобразования Сената в орган, который поддерживал бы эти права. Идея такого органа нравилась придворной олигархии. Последний екатерининский фаворит Платон Зубов предложил превратить Сената в независимый законодательный корпус, формируемый из высших чиновников и представителей высшего дворянства. Державин предлагал составлять Сенат из лиц, избираемых в своей среде чиновниками первых четырех классов. Однако Негласный комитет отверг эти проекты, как не имеющие ничего общего с народным представительством.

А. Р. Воронцов предлагал одновременно с коронацией Александра I издать «жалованную грамоту народу», по образцу жалованных грамот Екатерины городам и дворянству, но с распространением на весь народ гарантий свободы граждан, которые во многом повторяли бы английский Habeas corpus act. Воронцов и известный адмирал Мордвинов («либерал, но со взглядами английского тори») советовали также лишить дворян монополии владения недвижимостями и распространить право обладать ими на купцов, мещан и казенных крестьян. Но Негласный комитет Александра I решил, что «при данном состоянии страны» такая грамота несвоевременна. Это ярко иллюстрировало осторожность молодых друзей Александра, которых их враги называли якобинской шайкой. «Старый бюрократ» Воронцов оказался либеральнее их.

«Либерал» Мордвинов считал, что лучшим средством ограничить самодержавную власть будет создание в России независимой аристократии. Для этого, по его мнению, надо было продать или раздать дворянству значительную часть казенных земель. Освобождение крестьян, по его мнению, могло свершиться только по желанию дворянства, а не «царским произволом». Мордвинов стремился создать такой экономический строй, при котором дворянство признало бы невыгодным подневольный труд крепостных и само отказалось бы от него. Он предлагал дать право владеть недвижимостями разночинцам, надеясь, что они создадут фермы с наемным трудом, которые, станут эффективнее крепостного хозяйства и побудят помещиков упразднить крепостничество.

Зубов шёл дальше. Стремясь восстановить старый, более льготный для народа и исторически верный юридический взгляд о крепости крестьян земле, а не лицу помещика , он предлагал запретить продажу крепостных без земли. (Александр действительно запретил Академии наук принимать объявления о такой продаже). Зубов также советовал, чтобы Александр I запретил помещикам владеть дворовыми - людьми, которых дворянство по своему произволу оторвало от земельных участков и обратило в личную домашнюю прислугу. Однако Новосильцев в Негласном комитете категорически выступил против этого, считая нужным «не торопиться» с мерами против крепостничества, чтобы «не раздражать помещиков». Крайне нерешительным оказался и якобинец Лагарп, который советовал «прежде всего распространить в России просвещение». Чарторыйский, напротив, настаивал, что крепостное право есть такая гадость, в борьбе с которой не следует ничего опасаться. Кочубей указывал Александру I, что по мордвиновскому проекту государственные крестьяне получат важное право владеть недвижимостями, а помещичьи крестьяне окажутся обойденными. Строганов убеждал не бояться дворянства, которое политически слабо и не умело защитить себя в царствование Павла. Зато крестьянские надежды, по его мнению, было опасно не оправдать.

Однако эти убеждения не поколебали ни Александра I, ни Новосильцева. Проект Зубова не был принят. Но Александр одобрил идею Мордвинова дать недворянам право покупать ненаселенные земли. Указом 12 дек. 1801 г. купечеству, мещанству и государственным крестьянам было дано право приобретать земельные недвижимости. С другой стороны, помещикам в 1802 было дозволено вести заграничную оптовую торговлю с уплатой гильдейских повинностей. (Позже, в 1812 и крестьянам разрешили торговать от собственного имени, с уплатой требуемых пошлин.) Однако крепостное право Александр I решил упразднять лишь медленно и постепенно, и никаких практических путей к этому Комитет не наметил.

Вопросов развития торговли, промышленности и земледелия Комитет почти не касался. Зато он занялся вопросом преобразования центральных органов управления, которое было крайне необходимым, ибо Екатерина II, переустроив местные учреждения и упразднив почти все коллегии, не успела преобразовать органов центральных. Это создавало сильную путаницу в делах, отчасти поэтому правительство Александра I не имело точных сведений о состоянии страны. 10 февраля 1802 Чарторыйский представил Александру I доклад, где указывал на необходимость строгого разделения компетенции высших органов управления, надзора, суда и законодательства. Он советовал чётко разграничить компетенции Непременного совета и Сената. Сенат, по Чарторыйскому, должен был ведать лишь спорные дела, административные и судебные, а Непременный совет следовало преобразовать в совещательное учреждение для рассмотрения важных дел и проектов законов. Чарторыйский предлагал Александру I поставить во главе каждого из отдельных ведомств высшей администрации единоличного министра, ибо в созданных Петром I коллегиях ни у кого нет личной ответственности ни за что. Таким образом, именно Чарторыйскому принадлежал почин одной из главнейших реформ Александра I - учреждения министерств.

1.1 Учреждение министерств (1802)

Комитет единогласно одобрил идею создания министерств. Манифестом 8 сентября 1802 были учреждены министерства: иностранных дел, военное и морское, соответствовавшие оставшимся еще в то время коллегиям, и совершенно новые министерства: внутренних дел, финансов, народного просвещения и юстиции. По инициативе Александра I к ним было добавлено еще министерство коммерции. В петровских коллегиях дела решались по большинству голосов их членов. Министерства же основывались на принципе единоначалия их главы, который и отвечал перед царём за работу своего ведомства. В этом и состояло главное отличие министерств от коллегий. Для объединения деятельности министерств все министры должны были, собираясь в общие совещания, составлять «комитет министров», в котором часто присутствовал и сам государь. Все министры присутствовали в Сенате. В некоторых министерствах члены Негласного комитета заняли должности министров или товарищей министра (так, граф Кочубей стал министром внутренних дел, а граф Строганов - его товарищем). Учреждение министерств стало единственной, вполне самостоятельной и доведенной до конца работой Негласного комитета Александра I.

1.2 Указ о вольных хлебопашцах (1803)

Александр I всё же предпринял некоторые робкие шаги, призванные показать его сочувствие мысли об освобождении крестьян. 20 февраля 1803 был издан указ о «вольных хлебопашцах» (1803), который давал дворянам право на известных условиях освобождать своих крепостных с обеспечением их собственной землей. Условия, заключенные между помещиками и крестьянами, утверждались правительством, после чего крестьяне входили в особое сословие свободных хлебопашцев, которые уже не считались ни частновладельческими, ни государственными крестьянами. Александр I надеялось, что таким путем добровольного освобождения поселян помещиками постепенно совершится упразднение крепостного права. Но лишь очень немногие дворяне воспользовались этим способом отпуска крестьян на волю. Во все царствование Александра I в свободные хлебопашцы было зачислено менее 50 тыс. человек. Александр I также прекратил дальнейшую раздачу помещикам населенных имений. Положением о крестьянах Лифляндской губернии, утвержденным 20 февраля 1804 г., была облегчена их участь.

2. Реформы Александра I: предпосылки, характер, итоги

2.1 Эпоха либеральных преобразований. Негласный кабинет

Вся эта работа, связанная с либерализацией жизни, сосредоточилась в Негласном кабинете, где собрались ближайшие сановники царя, так называемые "молодые друзья" Александра I: П.А.Строганов, В.П.Кочубей, А.Чарторыский и Н.Н.Новосильцев -- приверженцы конституционализма. Просуществовал комитет с 1801 по 1805 год и занимался в основном подготовкой программы освобождения крестьян от крепостной зависимости и реформой государственного строя. В 1801 году было разрешено приобретать и продавать земли купцам, мещанам и государственным крестьянам, что имело некоторое значение для развития буржуазных элементов в недрах феодального строя.

2.2 Министерская реформа, реформа Сената

реформа государственный политика просвещение

Серьезной реформой была реорганизация высших и центральных органов государственной власти. В стране учреждались министерства: военно-сухопутных сил, финансов, коммерции и народного просвещения, Государственное казначейство и Комитет министров, которые получили единую структуру и строились на принципе единоначалия. Введение министерств усиливало централизацию государственного аппарата и таким образом упорядочивало и укрепляло старую чиновничье-бюрократическую систему управления. В качестве министров и их помощников получили назначения как представители старшего поколения дворянства, так и "молодые друзья", что выражало политическое единство дворянских кругов.

Попытки расширить права Сената по наблюдению за законностью оказались в противоречии с единоличным монархическим началом. Поэтому Сенат стал лишь высшим судебным органом империи.

2 .3 Меры в области просвещения

Либеральный дух реформ в большей степени был отражен в деятельности министерства народного просвещения. Была принята новая система образования: приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты -- с установлением преемственности этих ступеней. Открывались новые гимназии и уездные училища. В 1804 году был открыт четвертый по счету российский университет -- в Харькове (уже существовали университеты в Москве, Вильно, Дерпте), намечалось открытие университета в Казани. В управлении университетов лежало выборное начало -- ректор и его помощники избирались на съезде профессоров.

Расширенная программа в области просвещения диктовалась насущной необходимостью государства в хорошо подготовленных чиновниках, в кадрах для развивающейся торгово-промышленной деятельности, военными потребностями страны.

2 .4 М.М. Сперанский и его план государственных преобразований

Правительство Александра I настойчиво пыталось привлечь внимание общественности страны к новым либеральным планам. При императоре выдвигается фигура нового государственного деятеля -- М.М. Сперанского. В период в 1803 по 1807 год он был директором департамента министерства внутренних дел, с 1807 г. -- статс-секретарь императора Александра I, с 1808 г. - заместитель министра юстиции. В 1809 г. по поручению императора М.М. Сперанский подготовил план государственных преобразований, в котором рекомендовал для предотвращения возможных революционных потрясений в России придать самодержавию внешние формы конституционной монархии (выборность чиновников, разделение властей и др.). По проекту М.М. Сперанского политические права получали только дворяне, купцы, мещане, государственные крестьяне. С 1810 года стал действовать, в соответствии с проектом М.М. Сперанского, Государственный совет. Однако принципа разделения властей Сперанский провести не смог. Государственный совет из промежуточного органа превратился в назначаемую сверху законодательную палату.

Деятельность М.М. Сперанского вызвала недовольство консервативного дворянства, которое обвиняло его в государственной измене и добилось его отставки и последующей высылки в 1812 г. Несмотря на ссылку, в 1819 г. М.М. Сперанский становится генерал-губернатором Сибири и инициатором реформ ее управления. Спустя два года он был возвращен в Петербург и назначен членом Государственного совета, образованного в 1810 г. по его же инициативе. Под руководством М.М. Сперанского были составлены "Полное собрание законов Российской империи" в 45-ти томах, "Свод законов Российской империи" в 15-ти томах. Реформы начала XIX века не смогли затронуть основ самодержавия, хотя всем было ясно, что предложения реформаторов были направлены на ликвидацию противоречий между государственными институтами прежней феодально-абсолютистской монархии.

2.5 Правительственная политика в области просвещения и культуры

Особенно наглядно консервативные тенденции внутренней политики царизма этого периода проявились в области просвещения и культуры. Министерство народного просвещения, учрежденное в период быстро завершившихся либеральных преобразований Александра I в начале его царствования, превратилось в свою противоположность. Н.М.Карамзин метко назвал его "министерством затемнения". Во главе его в 1816 году был поставлен обер-прокурор Синода А.Н.Голицын, который в борьбе с передовыми идеями выдвинул символ веры Священного союза -- евангелие, религия, мистика. Обучение в университетах и других учебных заведениях России отныне строилось на основе Священного писания. Все, что не совпадало с догматами Евангелия, изгонялось из преподавания.

Высшие учебные заведения, в которых, по мнению А.Н.Голицына, обнаруживалась крамола, подвергались разгрому. Вводилась свирепая цензура, запрещалось публиковать сведения о судебных процессах, касаться вопросов внутренней и внешней политики страны.

Реакционная политика правительства Александра I в области просвещения и культуры -- это также проявление аракчеевщины, то есть того политического режима, который установился в России в 1815-1825 годах. Это было господствующим направлением внутренней политики самодержавия после Отечественной войны 1812 года.

2 .6 Послевоенные реформы

Укрепив в результате победы над французами свой авторитет, Александр и во внутренней политике послевоенного времени предпринял очередную сериюреформаторских попыток. Еще в 1809 было создано Великое княжество Финляндское, ставшее по существу автономией с собственный сеймом, без согласия которого царь не мог менять законодательство и вводить новые налоги, и сенатом (правительством). В мае 1815 Александр объявил о даровании конституции Царству Польскому, предусматривавшей создание двухпалатного сейма, системы местного самоуправления и свободу печати. В 1817-18 ряд близких к императору людей (в т. ч. А. А. Аракчеев) занимались по его приказу разработкой проектов поэтапной ликвидации крепостного права в России. В 1818 Александр дал задание Н. Н. Новосильцеву подготовить проект конституции для России. Проект «Государственной уставной грамоты Российской империи», предусматривавший федеративное устройство страны, был готов к концу 1820 и одобрен императором, но его введение было отложено на неопределенный срок. Своему ближайшему окружению царь жаловался, что не имеет помощников и не может найти подходящих людей на губернаторские должности. Прежние идеалы все более казались Александру лишь бесплодными романтическими мечтами и иллюзиями, оторванными от реальной политической практики. Отрезвляющее воздействие оказало на Александра известие о восстании Семеновского полка (1820), воспринятое им как угроза революционного взрыва в России,для предотвращения которого необходимо было принять жесткие меры. Тем неменее мечты о реформах не покидали императора вплоть до 1822-23.

3. Кончина Александра I и оценка его царствования

Последние годы своей жизни император Александр проводил большей частью в постоянных разъездах по самым отдаленным углам России или же почти в полном уединении в Царском Селе. В это время главным предметом его забот был вопрос греческий. Восстание греков против турок, вызванное в 1821 г. Александром Ипсиланти, состоявшим на русской службе, и возмущение в Морее и на островах Архипелага вызвали протест со стороны императора Александра. Но султан не верил искренности такого протеста, а турки в Константинополе перебили многих христиан. Тогда русский посол, бар. Строганов, оставил Константинополь. Война была неминуема, но, задержанная европейскими дипломатами, разразилась лишь после смерти государя. Император Александр умер 19 ноября 1825 в Таганроге, куда сопровождал супругу свою императрицу Елизавету Алексеевну для поправления ее здоровья.

В отношении императора Александра к греческому вопросу довольно ярко сказались особенности той третьей стадии развития, какую переживала созданная им политическая система в последнее десятилетие его царствования. Система эта первоначально выросла на почве отвлеченного либерализма; последний сменился политическим альтруизмом, который в свою очередь преобразовался в религиозный консерватизм.

Подводя итог 25-летнего правления Александра I можно сделать следующие выводы. Несмотря на либеральный настрой императора в первые годы своего царствования и разработку проектов освобождения крестьян и конституции по инициативе царя особых изменений в стране сделано не было. Страна продолжала оставаться неразвитой капиталистически, практически не было акционерных обществ, мало банков, оставался неразрешенным вопрос крепостного права, личных свобод, что обусловливало отставание России от Запада. Тем не менее, необходимость перемен ощущалась всем обществом, как дворянством (о чем говорит организация нескольких тайных обществ, ставивших своей целью изменение пути исторического развития России), так и крестьянами, недовольными своим положением особенно после самоотверженной борьбы против наполеоновской армии.

Заключение

Первые манифесты Александра I свидетельствовали о новой политике. Они провозглашали стремление править по законам Екатерины II, снять ограничения на торговлю с Англией, объявление амнистии и восстановление в должностях лиц, репрессированных при Павле I.

Серьезной реформой была реорганизация высших и центральных органов государственной власти. В стране учреждались министерства: военно-сухопутных сил, финансов, коммерции и народного просвещения, Государственное казначейство и Комитет министров, которые получили единую структуру и строились на принципе единоначалия.

Либеральный дух реформ в большей степени был отражен в деятельности министерства народного просвещения. Была принята новая система образования: приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты -- с установлением преемственности этих ступеней. Открывались новые гимназии и уездные училища.

Особенно наглядно консервативные тенденции внутренней политики царизма этого периода проявились в области просвещения и культуры. Министерство народного просвещения, учрежденное в период быстро завершившихся либеральных преобразований Александра I в начале его царствования, превратилось в свою противоположность.

Список литературы

1. История государства и права России. Учебник под редакцией Ю. П. Титова - М.: Просвещение, 1998. - 609 с.

2. История России: народ и власть. - СПб.: Лань, 2002. - 799 с.

3. История царствования императора Александра I и Россия вего время. Богданович М. И.. СПб., 1869-71. Т. 1-6. - 564 с.

4. Император Александр I. Его жизнь и царствование. Шильдер Н. К. СПб., 1904-05. Т. 1-4. - 609 с.

5. Николай Михайлович, великий князь. Император Александр I. СПб., 1912. Т.1-2. - 656 с.

6. Российское законодательство X -XX веков. В 9 т. М.: Просвещение, 1985. - 1387 с.

7. Хрестоматия по истории государства и права России. Титов Ю. П. - М.: Прогресс, 2004. - 980 с.

8. www.wikipedia.org.ru

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Предпосылки и причины военных реформ в России середины XIX века. План военных преобразований. Характеристика реформ в области организации, комплектования армии и управления войсками. Перевооружение армии, основные изменения в области подготовки войск.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2011

    Крестьянская реформа и отмена крепостного права. Реформы в области народного просвещения. Предпосылки, история создания и функционирования земской реформы. Принципы судоустройства и судопроизводства. Усовершенствование системы военного управления.

    презентация , добавлен 16.12.2012

    Управление городами от Древней Руси до XVI века. Модели государственного устройства. Городское самоуправление в XIV-XVI вв. Принципы государственного управления при Петре I, Екатерине II, Александре I, Николае I. Особенности реформ Александра II.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2012

    Предпосылки петровских реформ. Реформы Петра Великого. Военная реформа. Административная реформа. Экономическая реформа. Итоги реформ. Цель работы - проанализировать ситуацию, имевшую место в 18-ом столетии в России.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2005

    Предпосылки и основные причины крестьянской реформы 1861 года, содержание изменений правового положения крестьянства. Сущность земской и городской реформ. Формирование принципов буржуазного судопроизводства. Особенности судебной реформы 1864 года.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2012

    Анализ становления и развития конституционной традиции в России. Характеристика проекта М.М. Сперанского "План государственных преобразований". Особенности разделения властей и разделения сословий (высший, низший класс) согласно "конституции" Сперанского.

    доклад , добавлен 05.03.2010

    Изучение предпосылок и последовательности осуществления реформ в области местного управления в 1889-1904 годах. Вопрос о преобразовании всего государственного строя на конституционных началах в 1904-1905 гг. Оценка результатов проведенных реформ.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2013

    Управленческо-правовое развитие земельных реформ в различных экономических системах. Проблемы разнообразия форм собственности на землю и развития современного российского законодательства в сфере земельных отношений. Анализ земельной реформы в России

    контрольная работа , добавлен 13.01.2009

    Административные реформы Великобритании, Франции, Германии и США. Общие черты административных реформ западных стран. Подготовка административной реформы в современной России. Перспективы современных административных реформ в ведущих странах мира.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2010

    Определение законов государственных и гражданских. Обзор устройства державной власти, судебного и законодательного порядка. Права подданных и разделение сословий. Осуществление реформ и причины неудач проектов М.М. Сперанского. Преобразование финансов.

В начале XIX в. Российская империя представляла собой огромную континентальную страну, включавшую обширную территорию от Балтийского моря до Тихого океана, на которой проживало 43,7 млн. чел. Одна из первых держав Европы вступила в новый век как самодержавное государство с феодально-крепостнической системой хозяйства.

Вместе с тем на протяжении первых десятилетий XIX в. постепенно проступали новые черты в экономическом развитии страны. Экономика приобретала многоукладный характер, а социальные отношения стали более сложными, чем в XVIII веке и более противоречивыми. Растет новый класс: буржуазия . Это арендаторы земель, владельцы постоялых дворов, мельниц, строительных подрядов, мануфактур, купечество. Появились признаки ослабления монополии дворянства на землю. В 1801 г. была разрешена свободная купля-продажа незаселенной земли . В 1803 г. помещикам было дано право на освобождение крестьян за выкуп. В 1818 г. крестьянам было разрешено устраивать фабрики и заводы.

Развитию экономики препятствовало плохое состояние дорог. Поволжский хлеб, например, доставлялся в Петербург лишь на второй год после уборки. Первый пароход “Елизавета” появился в России только в 1815 г., а железная дорога, связывавшая Петербург и Царское Село, — в 1837 г.

К реформе 1861 г. в России было только 1500 верст железных дорог, что в 15 раз меньше, чем в Англии, а число пароходов едва достигло 400, что при масштабах страны было крайне мало.

Но даже в этих условиях в начале XIX в. в России наблюдался рост промышленности. Число рабочих — также новый для России класс — уже приближалось к 1 млн.

В возрастающей торговле преобладал внутренний оборот, но внутренний рынок был узок и тормозил промышленное производство. Расширялась внутренняя торговля особенно с национальными окраинами империи, в также внешняя торговля. Русские купцы осваивали новые территории: Камчатку, Чукотку, Курильские острова, Сахалин и Среднюю Азию.

Однако, не смотря на элементы капиталистического уклада, Россия оставалась аграрной страной, 90 % населения которой составляли крестьяне . Восьмая ревизия (1836 г.) показала, что в России насчитывается 127 тысяч помещиков, причем большинство из них были мелкопоместными (т.е. имели до 21 души крестьян мужского пола), крупные поместья принадлежали 3 % помещиков, но именно эти 3 % владели половиной крепостных в России (Шереметевы, Юсуповы, Гагарины, Голицыны имели десятки тысяч крестьян).

К середине XIX в. в собственности дворянства находилось 32 % земельных угодий европейской части России.

Лишь 5 % помещичьих хозяйств применяли рациональные формы хозяйствования: монопольный севооборот, машины и т.д. Даже стремление увеличить денежные доходы за счет выросшей в первой четверти века внутренней и внешней торговли зерном в условиях крепостничества толкало помещиков не к модернизации своего хозяйства на основе передовых образцов, а к усилению крепостнических форм хозяйства: увеличению барщины и оброка. Во многом это объяснялось позицией царского правительства. Отказывая в средствах промышленникам, оно кредитовало траты помещиков под залог имений и крепостных, употребляя на это часть бюджета, главной доходной статьей которого были подати с крестьян.

Личная зависимость крестьян от помещиков и их незаинтересованность в результатах труда делали сельское хозяйство все менее эффективным.

Кризис крепостного хозяйства — главная черта экономического положения России в первой половине XIX в.

Самая многочисленная категория российского крестьянства — 23 млн. чел. — это помещичьи крестьяне. Государственные крестьяне (объединенные в общины и платившие подати государству) составляли 19 млн. чел. Незначительную по сравнению с первыми двумя составляла категория удельных крестьян (принадлежавшим императорской фамилии) — 1,7 млн. чел.

В условиях зарождавшихся капиталистических отношений большей дифференциации (расслоению) подвергались государственные крестьяне.

Первые предприятия мелкой кустарной промышленности создавались выходцами из крестьян. Династии известных русских фабрикантов Морозовых, Гучковых, Рябушинских вышли из крепостных крестьян-кустарей.

Развитие крупной промышленности происходило за счет распространения мануфактуры и последующего перерастания ее в фабрику. Наибольший рост промышленных предприятий наблюдается к середине XIX в. В 1799 г. в России было 2094 предприятия, в 1825 г. — 5261, а в 1860-е гг. — 15338. Во второй трети XIX в. происходит упадок посессионных предприятий (это предприятия, построенные частными лицами, получившие от казны золото, рудники и крепостных крестьян для работы), и набирает рост промышленное производство.

Противоречия между новым капиталистическим способом производства и феодально-крепостнической системой приводят к глубочайшему кризису всей экономики самодержавной России. Показателем внутреннего кризиса и социально-экономической отсталости страны от передовых европейских стран стало поражение России в Крымской войне (1853 — 1856 гг.).

Реформы становятся неизбежны.

Александр I. Первые попытки реформ

XIX век начинается с дворцового переворота, в результате которого на российский престол взошел старший сын императора Павла Александр, открывший эру либерализма, продлившуюся, однако, недолго. Наставником Александра I был швейцарский политический деятель Ф. Лагарп, республиканец и противник рабства, приверженец идей французского просветительства, которые он стремился привить своему ученику. Он призывал своего воспитанника провести “серию реформ сверху”, чтобы избежать “ужасов французской революции”. По словам поэта “дней Александровых прекрасное начало” связано именно с этими идеями.

Для подготовки проектов преобразований при императоре был создан “Негласный комитет” (1801 — 1803 гг.), в его состав вошли друзья юности Александра, представители молодого поколения родовитой знати — Павел Строганов, Виктор Кочубей, Адам Чарторыйский и Николай Новосильцев.

В 1802 г. произошли некоторые изменения в системе организации власти: взамен петровских коллегий введены новые органы управления — министерства : иностранных дел (до 1832 г. сохранялась иностранная коллегия), военных сухопутных дел, военных морских дел, финансов, коммерции, юстиции, внутренних дел и народного просвещения и др. Министерства становились центральными органами исполнительной власти.

Министры назначались императором и фактически были ответственны только перед ним. Созданная при Александре I министерская система с некоторыми изменениями просуществовала до 1917 г.

В подготовке реформ политической системы страны особое место занял проект М.М. Сперанского, который по поручению Александра I практически разработал план буржуазных преобразований в стране.

По словам В.О. Ключевского, “Александра I подкупил этот ум, блестящий, твердый как лед. Это был Вольтер в богословской оболочке”. Сын сельского священника, М.М. Сперанский проложил свой путь к вершине политической пирамиды огромной работоспособностью. Приступив к реформам, он, по словам В.О. Ключевского, “взглянул на Отечество как на большую грифельную доску, на которой можно чертить какие угодно правильные математические построения. Такой он и начертал”. М.М. Сперанский предлагал ввести принцип разделения властей, создать ответственное министерство. Проекты М.М. Сперанского оказали громадное влияние на развитие общественной мысли. Он предлагал некоторое ограничение самодержавия представительным органом, — Государственной думой, на местах должны были создаваться окружные и губернские думы. Верхней палатой будущего Российского парламента должен был стать Государственный совет. Предложения Сперанского вступали в резкое противоречие с интересами дворянской аристократии. Единственное предложение Сперанского, которое было принято Александром I, — это создание Государственного совета, который был учрежден в 1810 г. и просуществовал до февральской революции 1917 г. Он назначался императором из представителей высшей дворянской аристократии и имел законосовещательные функции

Будущее экономического развития России Сперанский связывал с развитием коммерции, преобразованием финансовой системы и денежного обращения. Для стабилизации денежной системы в стране по его предложению был приостановлен выпуск бумажных денег и введен серебряный рубль.Он придавал большое значение регулирующей роли государства в развитии отечественной промышленности, но вопрос ликвидации крепостного права считал преждевременным.

По свидетельству современников, идеи этого политического деятеля вызывали ужас у консервативной части дворянства - “на кабинет сей смотрели все как на ящик Пандора, исполненный бедствиями, готовыми взлететь и покрыть собою все наше общество”

Поиском возможного пути ликвидации социально-экономического отставания России от Запада был озабочен и другой горячий патриот своей страны Н.С. Мордвинов . В 1812 г. он занимал пост председателя департамента экономии Государственного Совета. Выход он видел в ускорении развития капитализма и поэтому большое значение придавал развитию частной собственности, конкуренции, созданию многоотраслевой экономики, накоплению капитала как главного фактора экономического роста. Он также предлагал развивать интенсивно банковскую систему, модифицировать таможенный тариф на основе протекционизма, повысить регулирующую роль государства в экономике.

Все либеральные проекты вызывали яростное сопротивление консервативно настроенного дворянства, которое увидело в них опасность для самодержавно-крепостнической системы. Идеологом консерватизма стал известный писатель и историк Н.М. Карамзин. В записке “О древней и новой России”, адресованной царю, он отстаивал незыблемость самодержавия и крепостничества.

В последнее десятилетие правления Александра I во внутренней политике все больше ощущается консервативная тенденция. По имени его проводника Аракчеева она получила название “аракчеевщина” и была направлена на упрочнение абсолютизма и крепостничества. Она выражалась в централизации и регламентации государственного управления, в полицейско-репрессивных мерах, направленных на уничтожение свободомыслия. Наиболее ярким проявлением “аракчеевщины” стали военные поселения, созданные в 1815 — 1816 гг. для обеспечения самоокупаемости армии. В военных поселениях жили казенные крестьяне, солдаты с их семьями. Все жители несли военную службу и выполняли сельскохозяйственные работы.

Император Николай I. Время реакции (1825 — 1855 гг.)

После смерти Александра I и отречения от престола Константина, второго сына Павла, в декабре 1825 г. новым императором стал третий сын — Николай I.

По словам В.О. Ключеского “два обстоятельства оказали сильное воздействие на характер царствования: император не готовился и не желал царствовать, и он шел к неожиданному и нежеланному престолу сквозь ряды мятежных войск” . Другой русский историк С.М. Соловьев писал о Николае I: “Кто же был этот Цезарь? Это была воплощенная реакция всему, что шевелилось в Европе… на лице его легко мог всякий прочесть “остановись, плесней, разрушайся”…”. А вот эпиграмма неизвестного автора, ходившая среди дворянства во времена Николая: “Оригинал похож на бюст, он также холоден и пуст”.

Свою деятельность на троне новый император рассматривал как обязанность, как служебное поручение. Его время — эпоха крайнего самоутверждения самодержавной власти и недопущения революционной “заразы”. Европейские буржуазные революции, ломка абсолютистских режимов оказали влияние на мировоззрение российского монарха, но выводы, которые он сделал, заключались в укреплении внутреннего порядка в стране. Он был солидарен с министром просвещения Уваровым в том, что “крепостное право — это древо, оно осеняет и церковь, и престол, вырвать его с корнем невозможно”. “Самодержавие, православие, народность”, так называемая теория официальной народности осеняла всю деятельность Николая I.В то же время он уделял много внимания технической стороне развития российской экономики, развивал высшее и среднее техническое образование, строил железные дороги, привлекал иностранный капитал в промышленность.

Бюрократическая система достигла своего апогея, армия чиновников выросла до 70 тыс. человек, половину из них составляли военные. Под свою непосредственную власть Николай I взял знаменитое III отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, в ведении которой находились и политический сыск, и “инакомыслие”, и литературная цензура, и театральный репертуар. Бюрократизация имела двоякий результат. Во-первых, на некоторое время она позволила обеспечить порядок в стране. Во-вторых, привела к коррупции, казнокрадству и взяточничеству.

В царствование Николая I была произведена кодификация (упорядочивание) архаичного и запутанного российского законодательства. В 1830 г. было опубликовано “Полное собрание законов Российской империи” (45 томов). В отдельный “Свод законов” (15 томов) в 1832 г. были помещены действующие законы.


В первые годы царствования перед Александром I стояли задачи не только устранения последствий тирании Павла I, но и усовершенствования государственного строя в новой исторической обстановке, когда вообще всем европейским монархам приходилось считаться с новым "духом времени" - с влиянием идей Века Просвещения на умы, проводить гибкую политику уступок и даже преобразований. В русле этих намерений и проводилась политика Александра I в первое десятилетие его царствования. Вряд ли ее следует рассматривать всего лишь как "заигрывание с либерализмом". Это была политика преобразований - в первую очередь в центральном управлении (его реорганизация), в сфере просвещения и печати, но в меньшей степени в социальной области.

Как отмечает А. Валлоттон в своей книге – "Молодой царь не обладал ни смелостью, ни энергией Петра Великого. Он не навязывал свои взгляды и волю, часто удовлетворяясь полумерами, когда наталкивался на яростное сопротивление защищавшего свои привилегии дворянства". "С исторической точки зрения было бы ошибкой приписывать исключительно одному Александру проведенные в начале века реформы, - ошибкой тем более серьезной, что на этом основании его обвиняли в переменах, происшедших впоследствии в его взглядах и намерениях. Подобная оговорка обоснованна, однако нет сомнения в том, что воцарение молодого великого князя оживило Россию…".

Крестьянский вопрос. Сразу же после вступления на престол Александр восстановил отмененные при Павле статьи Жалованных грамот дворянству и городам, возобновил деятельность дворянских собраний, амнистировал опальных военных и чиновников, освободил дворян от телесных, наказаний, позволил открывать частные типографии, выписывать иностранные книги и журналы, разрешил свободный въезд в Россию и выезд за рубеж. Встал вопрос о закреплении гражданских прав российских подданных в едином документе - "Жалованной грамоте русскому народу", который, планировалось издать к коронации Александра. Важнейшим нововведением "Жалованной грамоты" должны были стать неприкосновенность личности всех российских подданных и принцип наказаний по суду. Однако осуществить эти меры нельзя было без отмены крепостного права, поэтому правительству Александра I пришлось вплотную заняться крестьянским вопросом.

Кроме того, после воцарения Александр 1 принял ряд мер частного характера - прекратил раздачу государственных крестьян в частные руки, запретил публиковать в газетах объявления о продаже крепостных, несколько позже отменил право помещиков отправлять своих крестьян на каторгу. В 1801 г. недворянам было разрешено покупать землю без крестьян, что стало важным шагом к формированию буржуазной собственности на землю.

В 1803 г. последовала мера, общего характера - "Указ о вольных хлебопашцах", согласно которому помещики получили право освобождать крестьян с землей за выкуп. Не располагая рычагами давления на дворян, Александр I попытался подтолкнуть их к добровольному освобождению крепостных. Вольные хлебопашцы не выходили из статуса податного сословия: они уплачивали подушную подать, несли другие государственные денежные и натуральные повинности, включая и рекрутчину.

Принцип освобождения с землей за выкуп должен был предотвратить обезземеливание крестьян и в то же время стимулировать развитие рыночных отношений. Наглядным примером для русских дворян должна была послужить реформа в Прибалтике, где правительство начало отменять крепостное право в 1804-1805 гг. Однако если в Прибалтике крестьяне получили свободу (правда, без земли), то в центральной России дело застопорилось. Товарно-денежные отношения здесь были развиты слишком слабо. Большинству помещиков было невыгодно отказываться от дарового, хотя и малопроизводительного, крепостного труда, а у большинства крестьян не было денег на выкуп, так как рассрочка выкупа под высокие проценты, отработки и пр. Не выполнившие этих условий возвращались в состояние крепостных крестьян. Поэтому последствия "Указа о вольных хлебопашцах" были незначительны: за все время его действия (до 1858 г.) на свободу выкупилось около 300 тыс. крестьян (1,5% крепостных).

В первое десятилетие царствования Александра I были изданы указы, направленные на ограничение помещичьего произвола и смягчение крепостного права. Так, указ 1801 г. запрещал публиковать объявления о продаже дворовых. Сама же практика их продажи не запрещалась, только в публикуемых объявлениях велено было указывать, что такой-то не "продается", а "отдается внаймы". Указ 1808 г. запрещал продавать крестьян на ярмарках "в розницу", а указ 1809 г. отменял право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки. Подтверждалось правило: если крестьянин единожды получил свободу, то он не мог быть вновь закрепощен. Крестьяне, незаконно записанные за помещиками, получили право возбуждать иски о предоставлении им свободы. Получали свободу крепостные крестьяне, вернувшиеся из плена или из-за границы. Взятый по рекрутскому набору крестьянин также считался свободным и по окончании срока службы уже не мог быть возвращен к своему владельцу. Помещик по закону был обязан кормить своих крестьян в голодные годы. Крестьяне с дозволения помещика получали право торговать, брать векселя, заниматься подрядами.

В 1804-1805 гг. был проведен первый этап аграрной реформы в Остзейском крае - в Латвии и Эстонии. 20 февраля 1804 г. было издано Положение о лифляндских крестьянах, распространенное в 1805 г. и на Эстонию. Крестьяне - "дворохозяева" объявлялись пожизненными и наследственными держателями своих земельных наделов, за которые они обязаны были отбывать владельцу земли барщину или оброк. Ограничивалась власть помещика над крестьянами. "Положение", однако, не распространялось на безземельных крестьян ("батраков").

Уступкой новым социально-экономическим условиям в стране явился указ 12 декабря 1801 г. о предоставлении права покупки земли и другой недвижимости купцам, мещанам, духовенству, государственным крестьянам (помещичьи и удельные крестьяне такое право получили в 1848 г.). Тем самым нарушалась, хотя и незначительно, монополия дворянства на земельную собственность.

Более существенный характер носили преобразования в просвещении, печати, центральном управлении.

Государственное управление и просвещение были тесно связаны с крестьянским вопросом: распространение просвещения должно было подготовить общество к восприятию гражданских и политических свобод, а преобразование системы управления - дать в руки правительства гибкое и действенное орудие реформ. Кроме того, реформа администрации ("безобразного здания Российской империи", как говорил Александр); должна была стать предварительной стадией к введению в России конституции.

В 1803-1804 гг. была проведена реформа народного образования. Согласно указу 26 января 1803 г. "Об устройстве училищ" в основу системы образования были положены принципы бессословности, бесплатности обучения на низших его ступенях, преемственности учебных программ, с тем чтобы окончивший низшую ступень мог беспрепятственно поступить в высшую. Низшей, первой ступенью являлось одноклассное приходское училище, второй - уездное трехклассное училище, третьей - шестиклассная гимназия в губернском городе. Высшей ступенью был университет. Было образовано шесть учебных округов, возглавляемых попечителями, которых назначал император. Однако попечитель выполнял лишь функции надзора и контроля над учебными заведениями во вверенном ему округе. По существу же всем учебным процессом в округах ведали университеты: они разрабатывали учебные программы и выпускали учебники, имели право назначать учителей в гимназии и училища своих округов.

Указ 1803 г. предусматривал также и такую меру, которая стимулировала получение образования: по истечении пяти лет после его издания "никто не будет определен к гражданской должности, требующей юридических и других познаний, не окончив учения в общественном или частном училище".

Помимо основанного в 1755 г. Московского университета в первые годы XIX в. были созданы еще пять: в 1802 г. Дерптский (ныне Тартуский), в 1803 г. на базе Главной Виленской гимназии - Виленский, в 1804-1805 гг. также на базе гимназий - Казанский и Харьковский университеты. В 1804 г. был основан Петербургский педагогический институт, преобразованный в 1819 г. в университет. Изданный 5 ноября 1804 г. Устав университетов предоставлял им значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный университетский суд, невмешательство администрации в дела университетов.

Университеты имели четыре отделения (факультета): 1) нравственных и политических наук (богословие, правоведение, философия, политэкономия), 2) физических и математических наук (математика, астрономия, физика, химия, минералогия, ботаника, агрономия), 3) врачебных и медицинских наук (анатомия и врачебное дело, ветеринария) и 4) словесных наук (классическая и современная филология, российская и всеобщая история, археология, статистика и география). В Петербургском педагогическом институте, приравненном к статусу университета, вместо медицинского было создано восточное отделение. При университетах учреждались пансионы для подготовки к поступлению в университет лиц, получивших домашнее образование или же окончивших уездные училища. Университеты готовили преподавателей гимназий, кадры чиновников для гражданской службы, специалистов-медиков. Наиболее способных из числа окончивших университеты оставляли "для подготовки к профессорскому званию".

К университетам приравнивались привилегированные средние учебные заведения гуманитарного профиля - лицеи. В 1805 г. в Ярославле на средства заводчика А. П. Демидова был открыт Демидовский лицей, в 1809 г. - Ришельевский в Одессе и в 1811 г. - Царскосельский лицей.

В 1810 г. был основан Институт путей сообщения в Петербурге и в 1804 г. Московское коммерческое училище - так было положено начало высшему специальному образованию (до этого существовали основанная в 1757 г. Императорская академия художеств и открытый в 1773 г. Горный институт). Была расширена система военного образования, преимущественно через кадетские корпуса - закрытые средние военные учебные заведения для детей дворян.

В 1808 -1814 гг. была проведена реформа духовных учебных заведений. Подобно созданной в 1803-1804 гг. четырехступенчатой системе светского образования устанавливались 4 ступени духовно-учебных заведений: приходские школы, уездные духовные училища, семинарии, академии. Вводилась окружная система организации духовного образования: формировались 4 учебных округа во главе с духовными академиями. Центральным органом управления всей системой духовных учебных заведений стала учрежденная при Св. Синоде Комиссия духовных училищ. Расширялось преподавание общеобразовательных дисциплин, в связи с чем в семинариях оно приближалось к гимназическому, а в академиях - к университетскому.

При университетах создавались также цензурные комитеты, действовавшие на основании цензурного устава 1804 г. Устав предписывал цензорам руководствоваться "благоразумным снисхождением" к автору и отличался в целом либеральным характером. Благодаря либеральным цензурным условиям первые годы царствования Александра I были отмечены расцветом книгоиздания и публицистики, появлением новых журналов и альманахов. Правительство поощряло развитие просвещения и печати, награждая литераторов за их деятельность орденами, субсидируя перевод и издание западноевропейских политических сочинений - трудов А. Смита, Дж. Бентама, Ч. Беккариа, Ш. Монтескье.

Министерская реформа. В 1802 г. устаревшие петровские коллегии были заменены новыми органами управления - министерствами. Первоначально было учреждено восемь министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения, впоследствии их число неоднократно менялось. Принципиально новыми для России были министерства внутренних дел и просвещения, призванные заботиться соответственно об охране общественного порядка, развитии местного хозяйства и повышении образовательного уровня населения. В отличие от коллегий, министерства основывались на принципе единоначалия: министр назначался царем и лично отвечал перед ним за действия своего ведомства. Для совместного обсуждения вопросов, выходивших за рамки компетенции отдельных министерств, учреждался Комитет министров.

Учреждение министерств позволило в целом повысить ответственность чиновников, усилить оперативность управленческой работы. В то же время значительно возросла опасность произвола со стороны министров, каждый из которых решал важнейшие политические вопросы наедине с царем.

План преобразований М. М. Сперанского. К 1803 г. заседания Негласного комитета постепенно прекратились. Однако Александр I не оставил мысли о реформах. Его новым помощником стал М. М. Сперанский- внук приходского священника, сделавший блестящую карьеру благодаря исключительному трудолюбию и необыкновенным личным способностям. Умение Сперанского четко и ясно излагать мысли, его широкие знания в сфере с западноевропейской политической литературы привлекли Александра I. Сперанский стал ближайшим советником императора и одним из самых влиятельных сановников Российской империи.

На основании бесед с Александром Сперанский в 1809 г. подготовил всеобъемлющий план государственного преобразования, получивший название "Введение к уложению государственных законов". Согласно плану Сперанского, государственная система Российской империи перестраивалась на началах разделения властей и широкого применения принципа выборности. В каждой административной единице (волость, округ, губерния) население избирало распорядительный орган- Думу, которая формировала местные органы исполнительной и судебной власти. Избирательное право ограничивалось имущественным цензом. Вводились основные гражданские свободы и суд присяжных. Законодательная власть была представлена общероссийской Государственной Думой, получавшей право утверждать бюджет и принимать законы. Император объявлялся "средоточием всех властей", за ним сохранялось право законодательной инициативы и роспуска Думы. Проблема крепостного права в проекте Сперанского прямо не затрагивалась, однако подразумевалось его серьезное ограничение: никто не мог быть наказан без суда, всем давалось право приобретать недвижимую собственность.

Реформа М. М. Сперанского. Зная о широком сопротивлении преобразованиям в придворных кругах, Сперанский предложил постепенную реализацию плана. В 1810 г. был учрежден Государственный совет- законосовещательный орган, призванный стать связующим звеном между императором и различными ветвями власти. В 1811 г. были преобразованы министерства: уточнены их функции и внутренняя структура, более четко разграничены полномочия. В результате реформ Сперанского в целом завершилось формирование административной машины Российской империи в том виде, в каком она просуществует до начала XX в.

Стремясь укомплектовать новые органы управления компетентными специалистами, Сперанский еще в 1809 г. добился принятия двух указов о государственной службе. Согласно одному из них, придворные чины объявлялись почетными званиями, не дающими служебных преимуществ. Согласно второму, служебная карьера увязывалась с наличием университетского диплома. Указы вызвали бурю негодования в среде чиновничества. Заволновались и консерваторы, увидевшие в реформах Сперанского угрозу исконным основам Российского государства. Рупором подобных настроений стал знаменитый писатель и историк Н. М. Карамзин, обратившийся к Александру I с "Запиской о древней и новой России".

По мнению Карамзина, попытка совместить самодержавную власть с представительными учреждениями грозила политической катастрофой- "две власти государственные в одной державе суть два грозных льва в одной клетке, готовые терзать друг друга". Отмена крепостного права, полагал Карамзин, вызовет разорение как крестьян, так и помещиков. Единственный выход, по мнению писателя- подбор достойных людей на государственные посты и распространение "добрых нравов", которые лучше всяких формальных ограничений сдержат произвол самодержца и помещиков.

Одновременно с демаршем Карамзина в придворных кругах распускались слухи о связях Сперанского с Наполеоном, его шпионаже в пользу Франции. Мнительный и подозрительный,

Александр начал верить обвинениям и решил пожертвовать своим соратником в угоду консерваторам. Весной 1812 г. Сперанский без суда был отстранен от всех должностей и отправлен в ссылку. Спустя некоторое время Александр возвратил Сперанского в Петербург, однако до конца царствования уже не давал ему ответственных поручений.

Конфессиональная политика. Ряд мер либерального характера был осуществлен в области конфессиональной политики.

В 1801 г. Александр I заявил о соблюдении веротерпимости по отношению к не относящимся к православию конфессиям. Прекратились гонения старообрядцев и представителей других сект, если в их учениях и деятельности не было явного неповиновения "установленной власти". Довольно широкой свободой пользовались католичество, протестантизм, а также нехристианские религии - ислам, буддизм и др. В 1803 г. был снят запрет на учреждение и деятельность масонских лож. Это было время увлечения масонством. Масонами были все члены Негласного комитета, многие генералы и министры, а также 120 будущих декабристов.

В первой четверти XIX в. в России было до 200 масонских лож (объединений), насчитывавших до 5 тыс. членов. Масоны интересовались нравственно-религиозными вопросами, не преследовали никаких политических целей, вполне лояльно относились к правительству.

Последние реформы Александра I. Последний период реформ Александра I начался после завершения наполеоновских войн и во многом был связан с их последствиями. Александр полагал, что бедствия войн должны были приучить монархов и народы к взаимному доверию, а умеренные либеральные преобразования обеспечат социальный мир в Европе. Во многом по настоянию Александра во Франции после свержения Наполеона было сохранено конституционное устройство. В составе российской империи конституцию получила Финляндия, отвоеванная у Швеции в 1808-1809 гг. Наконец, конституционное устройство было даровано и землям Центральной Польши (Царству Польскому), которые в 1815 г. вошли в состав России.

Польская конституция была одной из самых либеральных в тогдашней Европе, что свидетельствовало о серьезности намерений Александра I. Законодательная власть предоставлялась выборному Сейму. Вводились гражданские свободы, равный для всех сословий суд, независимость суда от администрации, гласность судопроизводства. Утверждение подобных принципов на территории, подвластной Российской империи, должно было стимулировать преобразования в рамках всего государства.

Проект такого преобразования (под названием "Уставная грамота Российской империи") готовил один из старых соратников Александра I Н. Н. Новосильцев, назначенный императорским комиссаром в Варшаву. Основные принципы "Уставной грамоты" (введение парламента и гражданских свобод, разделение властей) опирались на положения польской конституции. Особенностью проекта были планы федеративного переустройства России: страна делилась на особые области ("наместничества") со своим парламентом в каждой из них. При поддержке правительства продолжалась публикация сочинений, посвященных конституционному опыту Западной Европы и основным социально-политическим проблемам России (прежде всего, отмене крепостного права). В 1816-1820 гг. была завершена крестьянская реформа в Прибалтике. По поручению Александра ряд его приближенных разрабатывал новые проекты отмены крепостного права в России. Однако на практике ни один из этих проектов реализован не был: правительственный курс Александра I с начала 1820-х гг. все более явно смещался в русло реакции.

В чем заключались причины перехода правительства к рекреационной политике? Прежде всего, Александр I стал замечать, что умеренные реформы, которые он считал залогом социального мира в Европе, не устроили ни народ, ни правительства. В начале 1820-х гг. по государствам Южной Европы (Португалия, Испания, Пьемонт, Неаполь) прокатилась волна революций, нарастает напряжение и в конституционной Польше. В 1820 г. в Петербурге восстал гвардейский Семеновский полк, возмущенный жестокими издевательствами полкового командира. Все это неуклонно подталкивало правительство к реакции.

Меры, с помощью которых Александр I пытался погасить недовольство в стране, оказались крайне неудачными. Еще в 1817 г., под влиянием охвативших его в эпоху наполеоновских войн религиозно-мистических настроений, Александр распорядился объединить в одном ведомстве управление просвещением и религиозной сферой и учредил Министерство духовных дел и народного просвещения. В министерстве было сосредоточено управление всеми российскими конфессиями - как господствующей православной церковью, так и неправославными исповеданиями (католицизмом, протестантизмом, мусульманством и др.). Эта мера вызвала недовольство как религиозно настроенных людей, так и сторонников либерализма. Сотрудники министерства М. Л. Магницкий и Д. П. Рунич были направлены на ревизию в Казанский и Петербургский университеты, которые подверглись полному разгрому. Лучшие профессора были уволены или отданы под суд, учебные программы кардинально перерабатывались, производилась чистка библиотек, ужесточалась дисциплина.

Чувствуя неудачу большинства своих начинаний, Александр I все больше отходил от государственных дел, фактически передоверив их своему ближайшему сотруднику А. А. Аракчееву. Последний был поставлен и во главе военных поселений - особой формы комплектования и содержания армии, вводившихся с 1816 г. Крестьяне военных поселений были обязаны содержать подселенных к ним солдат и подчинялись военной дисциплине: жили в специально выстроенных домах, занимались полевыми работами под командованием офицеров в специально отведенное время и т.д.

Задуманные для упорядочения быта крестьян и облегчения расходов на армию, военные, поселения стали худшим видом крепостной неволи. Военные поселяне не раз поднимали восстания, однако власти подавляли их с неуклонной жестокостью. Суровость и непреклонность, с которой Аракчеев руководил военными поселениями, снискали ему ненависть в обществе и способствовали падению популярности царя. Все больше времени Александр I проводил в разъездах по. России и Западной Европе, и во время одного из таких путешествий умер в ноябре 1825 г. в заштатном южном городке Таганроге. События в Таганроге породили легенду о том, что Александр инсценировал свою смерть и отправился странствовать по России под видом "старца Федора Кузьмича", однако никаких документальных подтверждений этой легенды не найдено.



  1. Каковы были причины, ход и итоги Отечественной войны 1812г?

  2. Ответ оформить в текстовом документе и отправить по электронному адресу cherno [email protected]

Россия в первой половине XIX в. Политическая власть и реформы
После смерти Павла 1 на престол вступилАлександр 1 (1802-1825). Понимая причины неудач своего отца, Александр 1 с первых дней проводит либеральные реформы и умеренную политику. Отменив наиболее одиозные указы Павла 1, он на деле доказал, что будет править государством по заветам своей бабки -Екатерины 2 Великой . Первым указом он вернул 12 тыс. опальных дворян, дал право покупки земель представителям купечества, мещанам, государственным и удельным крестьянам (нарушив монополию дворян).

В 1803 г. указом о «вольных хлебопашцах» Александр 1 легализовал право отпуска крестьян на волю по обоюдному согласию помещика и крестьянина.

В 1804-1805 гг. было ограничено крепостное право в Прибалтике, В 1809 г. было отменено право ссылать крестьян в Сибирь.

Активными помощниками Александра 1 были представители молодого поколения дворянской знати: П.А. Строганов, В.П. Кочубей, А.А. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев. Ближайшим соратником императора стал будущий реформатор России М.М. Сперанский.

В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений. Основой системы образования должны были стать бессословные учебные заведения с бесплатным начальным образованием. В рамках развития системы образования были открыты Виленский, Казанский Харьковский и Петербургский университеты. Открывается Царскосельский лицей, лицеи в городах Одессе и Нежине.

Первые годы своего правления Александр 1 начал с реорганизации органов высшей и центральной государственной власти. В 1802-1811 гг. была проведена министерская реформа, результатом которой стало появление министерств, заменивших созданные при Петре 1 коллегии. В министерствах вводились строгое единовластие и ответственность министров. Для координации и совместной деятельности был учрежден "Комитет министров".

Параллельно был создан Сенат - высшая судебная инстанция и орган надзора, за администрацией, в 1810 г. - высший законосовещательный орган при императоре - Государственный совет.

Активное участие в политической жизни принимает бывший статс-секретарь государственного совета М.М. Сперанский (1772-1839). По поручению Александра 1 он подготовил план государственных преобразований (1809 г.), в котором предлагал преобразовать самодержавие в конституционную монархию (разделение властей, выборность чиновников). При составлении проекта законодательного кодекса Сперанский заимствовал некоторые нормы французских гражданских законов. Основные замыслы этих законов вызвали резкую оппозицию консервативного дворянства.

Писатель и историк Н.М. Карамзин подал царю «Записку о древней и новой России», где уговаривал Александра о сохранении самодержавия , которое, по его мнению, является гарантией от смут в России.

Симпатии Сперанского к французским законам вызывали большое недовольство в обществе. В марте 1812 г. он был освобожден от своих постов и сослан. Лишь в 1821 г. Сперанского оправдали и назначили членом Государственного Совета.

Война 1812 г. прервала внутриполитические преобразования. Очередные реформы Александр 1 провел в 1815 г., дав Польше самую либеральную в Европе конституцию. В 1816 г. крестьяне Латвии и Эстонии получили свободу.

Однако революционные события в Европе, волнения солдат Семеновского полка в России способствовали разочарованию Александра I в политике либерализма. Он остановил принятие новой конституции России и начал проводить резко реакционный курс во всех областях государственной жизни.

В 1822 г. было восстановлено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Последовало строжайшее запрещение тайных организаций и масонских лож. Усилились гонения за вольнодумие, начался контроль за печатью, множество издательств были закрыты. В университетской среде начались гонения против либерально настроенного профессорского состава.

Реформы Александра 1


Годы правления: 1801-1825.

Александр 1 – сын императора Павла 1 и княгини Марии Фёдоровны, внук Екатерины 2 . Родился 23 декабря 1777 г. С самого раннего детства он начал жить у бабушки, которая хотела воспитать из него хорошего государя. После смерти Екатерины на престол вошел Павел. Будущий император имел множество положительных черт характера. Александр был не доволен правлением отца и вступил в заговор против Павла. 11 марта 1801 г. царя убили и править стал Александр. При вступлении на престол Александр 1 обещал следовать политическому курсу Екатерины 2.


1 этап преобразований


Начало правления Александра 1 ознаменовалось проведением реформ, он хотел изменить политический строй России, создать конституцию, гарантировавшую всем права и свободу. Но у Александра было много противников. 5 апреля 1801 г. создается Непременный совет, члены которого могли оспаривать указы царя. Александр хотел освободить крестьян, но многие этому противились. Тем не менее, 20 февраля 1803 г. был выпущен в свет указ о свободных хлебопашцах. Так в России в первый раз появилась категория свободных крестьян.

Также Александр провел реформу образования, суть которой состояла в создании государственной системы образования, главой которой являлось Министерство народного просвещения. Кроме этого, проводилась административная реформа (реформа высших органов управления) - было учреждено 8 министерств: иностранных дел, внутренних дел, финансов, военных сухопутных сил, морских сил, юстиции, коммерции и народного просвещения. Новые органы управления обладали единоличной властью. Каждое отдельное ведомство управлялись министром, каждый министр подчинялся Сенату.


2 этап реформ


Александр вводит в свое окружение М.М. Сперанского, которому поручает разработку новой государственной реформы. Согласно проекту Сперанского, в России необходимо создать конституционную монархию, в которой власть государя была бы ограничена двухпалатным органом парламентского типа. Осуществление этого плана началось в 1809 г. К лету 1811 г. закончилось преобразование министерств. Но в связи с внешней политикой России (напряженные отношения с Францией) реформы Сперанского восприняли как антигосударственные и в марте 1812 г. он был отправлен в отставку.

Надвигалась угроза со стороны Франции. 12 июня 1812 г. началасьОтечественная война . После изгнания войск Наполеона, усилился авторитет Александра 1.


Послевоенные реформы


В 1817-18 гг. близкие императору люди занимались поэтапной ликвидацией крепостного права. К концу 1820 г. был подготовлен проект «Государственной уставной грамоты Российской империи» и утвержденный Александром, но ввести его не было возможности.

Особенностью внутренней политики Александра 1 был ввод полицейского режима, создание военных поселений, которые позже стали называться «аракчеевщиной». Такие меры вызывали недовольство широких масс населения. В 1817 г. было создано «Министерство духовных дел и народного просвещения» возглавляемое А.Н. Голицыным. В 1822 г. император Александр 1 запретил в России тайные общества, включая масонство.

Смерть Александра 1 произошла от брюшного тифа 1 декабря 1825 г. в Таганроге . За годы своего правления Александр 1 многое сделал для страны: Россия одержала победу над французской армией, была проделана огромная работа по отмене крепостного права , а также проведена реформа высших органов власти.

Отечественная война 1812 года (кратко)


Причиной войны явилось нарушение Россией и Францией условий Тильзитского договора. Россия фактически отказалась от блокады Англии, принимая в своих портах суда с английскими товарами под нейтральными флагами. Франция присоединила герцогство Ольденбургское, и Наполеон посчитал оскорбительным требование Александра о выводе французских войск из Пруссии и герцогства Варшавского. Военное столкновение двух великих держав становилось неизбежностью.

12 июня 1812 г. Наполеон во главе 600-тысячной армии, форсировав р. Неман, вторгся в Россию. Располагая армией около 240 тыс. человек, русские войска вынуждены были отступать перед французской армадой. 3 августа под Смоленском соединились 1-я и 2-я русские армии, и было дано сражение. Наполеону не удалось одержать полной победы. В августе главнокомандующим был назначен М.И. Кутузов. Талантливый стратег, обладающий большим военным опытом, он имел огромную популярность у народа и в армии. Кутузов решил дать сражение в районе села Бородино. Была выбрана удачная позиция для войск. Правый фланг защищала река Колочь, левый защитили земляными укреплениями - флешами, их обороняли войска П.И. Багратиона. В центре встали войска генерала Н.Н. Раевского и артиллерия. Их позиции закрывал Шевардинский редут.

Наполеон намеревался прорвать русское построение с левого фланга, а затем направить все усилия в центр и прижать армию Кутузова к реке. На флеши Багратиона он направил огонь 400 орудий. Французы предприняли 8 атак, начавшихся в 5 часов утра, понеся в них огромные потери. Лишь к 4 часам дня французам удалось продвинуться в центре, временно захватив батареи Раевского. В разгар сражения отчаянный рейд в тыл французов совершили уланы 1-го кавалерийского корпуса Ф.П. Уварова и казаки атамана М.И. Платова. Это сдержало атакующий порыв французов. Наполеон не решился ввести в бой старую гвардию и потерять костяк армии вдали от Франции.

Сражение закончилось поздно вечером. Войска понесли огромные потери: французы - 58 тыс. человек, русские - 44 тыс.

Наполеон считал себя победителем в этом сражении , но впоследствии признался: "Под Москвой русские завоевали право быть непобедимыми". В Бородинской битве русская армия одержала великую моральную и политическую победу над европейским диктатором.

1 сентября 1812 г. на совещании в Филях Кутузов принимает решение оставить Москву. Отступление было необходимо для сохранения армии и дальнейшей борьбы за независимость Отечества.

Наполеон вошел в Москву 2 сентября и пробыл там до 7 октября 1812 г., ожидая мирных предложений. За это время большая часть города погибла в результате пожаров. Попытки Бонапарта заключить мир с Александром I не имели успеха.

Кутузов остановился на калужском направлении в селе Тарутино (80 км к югу от Москвы), прикрыв Калугу с большими запасами фуража и Тулу с ее арсеналами. В Тарутинском лагере русская армия пополняла резервы и получала снаряжение. Тем временем разгорелась партизанская война. Крестьянские отряды Герасима Курина, Федора Потапова, Василисы Кожиной громили продотряды французов. Действовали специальные армейские отряды Д.В. Давыдова и А.Н. Сеславина.

Покинув в октябре Москву, Наполеон пытался пройти к Калуге и перезимовать в не разоренной войной провинции. 12 октября под Малоярославцем армия Наполеона потерпела поражение и начала отступление по разоренной смоленской дороге, гонимая морозами и голодом. Преследуя отступающих французов, русские войска частями уничтожали их соединения. Окончательный разгром армии Наполеона произошел в сражении у р. Березины 14-16 ноября. Из России смогли уйти лишь 30 тыс. французских солдат. 25 декабря Александром I был издан манифест о победном окончании Отечественной войны.

В 1813-1814 г. состоялся заграничный поход русской армии за освобождение Европы от господства Наполеона. В союзе с Австрией, Пруссией и Швецией русские войска нанесли французам ряд поражении, крупнейшей стала «битва народов» под Лейпцигом. Парижский договор 18 мая 1814 г. лишил Наполеона престола и вернул Францию к границам 1793 г.