Примеры акционерных обществ. Что такое акционерное общество: суть организации

08.02.2018
События. ЦБ подрегулировал словарь. В программном документе Банка России появились новые понятия. Вчера был обнародован программный документ Банк России, описывающий планы по развитию и применению новых технологий на финансовом рынке на ближайшие годы. Основные идеи, понятия и проекты так или иначе регулятором уже анонсировались. При этом ЦБ вводит и раскрывает новые термины, в частности, RegTech, SupTech и «сквозной идентификатор». Эксперты отмечают, что эти направления уже давно и успешно развиваются в Европе.

08.02.2018
События. Госдума выписала капиталу пропуск в Россию. Однократную амнистию бизнеса решено повторить. Госдума России приняла в среду в первом, а спустя несколько часов - и во втором чтении инициированный Владимиром Путиным пакет законопроектов о возобновлении амнистии капиталов. Новый акт «прощения» объявлен вторым этапом кампании 2016 года, которая подавалась тогда как однократная и была фактически проигнорирована бизнесом. Поскольку привлекательности у российской юрисдикции и доверия к ее правоохранителям за прошедшие два года не прибавилось, сейчас ставка сделана на тезис о том, что капиталы в страну надо возвращать потому, что за рубежом им хуже, чем в России.

07.02.2018
События. Контроль и надзор подгоняют по фигуре. Бизнес и власти сверили подходы к реформе. Итоги и перспективы реформы контрольно-надзорной деятельности обсудили вчера представители бизнес-сообщества и регуляторов в рамках «Недели российского бизнеса» под эгидой РСПП. Несмотря на снижение числа плановых проверок на 30%, бизнес жалуется на административную нагрузку и призывает власти оперативнее реагировать на предложения предпринимателей. Правительство, в свою очередь, планирует заняться пересмотром обязательных требований, реформой КоАП, цифровизацией и приемом отчетности в режиме «одного окна».

07.02.2018
События. Эмитентам добавят прозрачности. Но инвесторы ждут дополнений по собраниям акционеров. Московская биржа готовит изменения в правила листинга для эмитентов, чьи акции находятся в высших котировальных списках. В частности, компании обяжут создавать на своих сайтах специальные разделы для акционеров и инвесторов, ведение которых будет контролироваться биржей. Крупные эмитенты уже удовлетворяют этим требованиям, однако инвесторы считают важным эти обязанности закрепить в документе. Кроме того, по их мнению, бирже стоит обратить внимание на раскрытие информации к собраниям акционеров, что является наиболее болезненным вопросом во взаимоотношениях эмитентов и инвесторов.

07.02.2018
События. ЦБ России вчитается в рекламу. Финансовый регулятор нашел новое поле для надзора. Добросовестность финансовой рекламы скоро начнет оценивать не только Федеральная антимонопольная служба, но и ЦБ. С этого года в рамках поведенческого надзора Банк России будет выявлять рекламу финансовых компаний и банков, содержащую признаки нарушений, и сообщать об этом в ФАС. Если банки будут получать не только штрафы от ФАС, но и рекомендации ЦБ, это может изменить ситуацию с рекламой на финансовом рынке, считают эксперты, но порядок применения надзорных мер ЦБ в новой сфере пока не описан.

06.02.2018
События. Не по акценту, а по паспорту. Иностранные инвестиции под контролем россиян останутся без международной защиты уже весной. Законопроект правительства, лишающий вложения подконтрольных россиянам зарубежных компаний и лиц с двойным гражданством защиты закона об иностранных инвестициях, в частности, гарантий свободы вывода прибыли, будет принят Госдумой России уже в начале марта. Документ не признает иностранными и инвестиции через трасты и иные доверительные институты. Подконтрольные россиянам структуры, вкладывающиеся в стратегические активы в РФ, Белый дом по-прежнему готов считать иностранными инвесторами - но для них это, как и ранее, означает только необходимость согласования сделок с комиссией по иностранным инвестициям.

06.02.2018
События. Госструктурам не даются банки. ФАС России намерена ограничить экспансию госсектора на финансовом рынке. Федеральная антимонопольная служба разработала предложения об ограничении покупок банков государственными структурами. ФАС планирует внести поправки в закон «О банках и банковской деятельности» и сейчас прорабатывает их с Центробанком (ЦБ). Исключение могут составить санация банков, обеспечение доступности банковских услуг на нуждающихся в этом территориях, а также вопросы безопасности страны. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина уже поддержала данную инициативу.

06.02.2018
События. Аудиту онлайн дали шанс. ФРИИ готов поддержать дистанционные проверки. Аудит в режиме онлайн, до сих пор являвшийся побочной ветвью этого бизнеса, которым занимались преимущественно недобросовестные компании, получил поддержку на государственном уровне. Фонд развития интернет-инициатив инвестировал в компанию «АудитОнлайн» 2,5 млн руб., таким образом признав перспективность данного направления. Однако участники рынка уверены, что законного будущего у онлайн-аудита нет - дистанционные проверки противоречат международным стандартам аудита.

05.02.2018
События. От законных сделок рекомендовано воздержаться. ЦБ России счел «скрытое доверительное управление» неэтичным. Банк России предостерегает профучастников от использования некоторых популярных, но не вполне этичных по отношению к клиентам практик на фондовом рынке. Описанные в письме регулятора схемы лежат в законной плоскости, поэтому ЦБ ограничился рекомендациями. Но фактически регулятор обкатывает применение мотивированного суждения, право на использование которого законодательно пока не утверждено.

05.02.2018
События. В поглощении будет меньше занимательного. ЦБ России стимулирует банки сокращать кредитование сделок M&A. Идея ЦБ стимулировать банки кредитовать не сделки по слиянию и поглощению компаний, а развитие производства обретает конкретные черты. Первым шагом может стать указание банкам формировать повышенные резервы под кредиты, выдаваемые на сделки M&A. По мнению экспертов, это сократит подобное кредитование, но чтобы банковские ресурсы пошли на развитие производства, потребуются дополнительные стимулирующие меры.

Участники акционерного общества - акционеры, держатели акций, получившие их в момент образования общества, по наследству, по решению суда или купившие на рынке ценных бумаг. Своим владельцам акции предоставляют определённый объём прав. Знания о составлении списка участников и регламентации их прав необходимо для грамотного управления ОАО или ЗАО.

Список участников АО

Составлять список участников общества (ОАО или ЗАО) требует ФЗ 51 ч.1 "О подаче заявок", в соответствии с ним перечень должен быть оформлен через 10 дней после решения о проведении общего собрания.

Все участники общего собрания акционеров имеют право потребовать перечень для ознакомительных целей, если они обладают как минимум 1 % акций.

Список участников состоит из следующих пунктов:

  1. Ф.И.О акционера, наименование для юр. лиц.
  2. Личные (паспортные) данные физического лица: дата рождения, серия и номер, когда и кем выдан документ.
  3. Личные данные юр. лица (КПП, ИНН, ОГРН).
  4. Почтовый адрес для отправки уведомлений - публикуется с согласия участника.
  5. Телефонный номер.
  6. Количество акций.
  7. Процент от общего капитала.

Количество участников ЗАО

Количество участники закрытого акционерного общества определено законодательно, в соответствии со ст. 7 ФЗ об АО, не может быть более 50. Если участников стало больше, то избыток ликвидируется или общество преобразуется в ОАО. Причём минимальный размер уставного бюджета не ниже 100 МРОТ.

Преимущественным правом на покупку акций пользуются другие участники общества. Продажа третьим лицам возможна только в случае отказа членов. Дополнительная отчётность и контроль государства не предусматривается.

Количество участников ОАО

Количество участников открытого общества не ограничено, но капитал составляет как минимум 1000 МРОТ.

Участники имеют право продавать акции как другим акционерам, так и третьим лицам. Но из-за свободной продажи акций ОАО ежегодно обязано опубликовывать отчёты о деятельности: бухгалтерский баланс, годовой отчёт, счёт убытков и прибыли.

Органы управления обществом

Крупное или небольшое акционерное общество не может функционировать без руководящего круга лиц. Таким кругом выступает избираемый общим собранием ревизор и ревизионная комиссия. Их полномочия определены в Законе о хозяйственных обществах, статьями 59 и 86 соответственно.

Помимо этого, в обществе с числом акционеров более 100 избирается дополнительно счётная комиссия количеством участников не менее трёх человек. В комиссию не могут входить члены правления обществом. Её функции:

  1. Утверждение законности проведения ОСА.
  2. Разъяснение вопросов о правах акционеров на участие в собрании, голосовании.
  3. Фиксирование прав акционеров, согласно уставу общества
  4. Документально оформлять голосования, проводить подсчёт голосов, хранить итоги и бюллетени с выборами.

Быть избранными в органы управления имеют право участники акционерного общества с не менее чем 1 % акций.

Единство управления

В случае, когда остаётся только один член правления, общество, в соответствии со статьёй 104 ГК РФ, преобразуется в унитарное предприятие. Чтобы утвердить стопроцентное право решать вопросы ОСА единственного участника акционерного общества, в гос. органы и партнёрам посылается нотариально заверенная копия документа устава, в котором расписаны права акционера со 100 % акций.

Закон обязывает уведомлять в уставе, что акции принадлежат одному человеку. От этой обязанности освобождены ООО. К тому же АО не может иметь в виде единственного держателя другое хозяйственное общество с одним членом правления.

Если число участников акционерного общества увеличивается, то об этом также уведомляются партнёры и государство. Эти правила описаны в п. 6 ст. 98 ГК РФ и п. 2 ст. 10 ФЗ.

Права акционеров

Участники акционерных обществ имеют целый ряд прав, зафиксированных в законе, их разделяют на три группы:

  1. Права, установленные в Законе о рынке ценных бумаг: на получение части прибыли в виде дивиденда, на участие в управлении и на часть имущества при ликвидации общества.
  2. Права, установленные в Законе об акционерных обществах и Законе о приватизации гос. и муниципальных предприятий: на приобретение и отчуждение акций, на возмещение убытков по вине общества.
  3. Права, зафиксированные в уставе общества.

Права из устава общества выделяют отдельно, потому что они могут быть зафиксированы в законе как необязательные. Устав общества больше конкретизирует возможности акционеров данного круга.

Также существует ряд прав, возникающих в определённых ситуациях, например:

  • при покупке ими нового пакета акций;
  • при приобретении или выпуске обществом нового пакета акций;
  • при принятии обществом крупной сделки, реорганизации структуры общества, внесении изменений в устав.

Уровень ответственности участников

Само общество, точнее, круг участников ОСА, не несёт ответственности за действия каждого из участников и иных работников. Однако, если из-за действия или бездействия акционеров общество обанкротилось, то виновники обязаны выплатить убытки.

Ответственность участников акционерного общества ограничивается исключительно этими двумя случаями. При любом ином варианте акции остаются целы.

В соответствие со ст. 2 Закона об акционерных обществах участники, не полностью уплатившие стоимость акций, несут солидарную ответственность.

Также в случае недостачи недвижимого или движимого имущества общества при разорении на держателей акций распространяется субсидиарная ответственность в соответствие со ст. 3 Закона об АО.

Особенности деятельности общества

Участники акционерного общества стремятся к увеличению капитала ОАО или ЗАО. Несмотря на их деятельность, рядовой акционер (держатель меньшей части акций) не имеет права на крупномасштабную деятельность по отношению к капиталу общества без согласования с держателем большей части акций (более 35 %) или контрольного пакета.

Любое АО, будь оно закрытое или открытое, должно владеть имуществом, объёмы которого фиксируются уставом или законом в начале деятельности. Первое имущество складывается из капитала каждого участника. Именно первоочерёдные вклады в праве именуются уставными вкладами, или уставными капиталами.

По отношению к обществу участник имеет только права. Единственная его обязанность, не закреплённая законодательно, заключается в пополнении фонда общества вкладами.

Каждый акционер может участвовать в управлении, если он обладает достаточным кол.-вом акций. Иными правами пользуются держатели привилегированных акций.

Привилегированные акции

Участники акционерного общества, обладающие привилегированными акциями, обладают отдельными правами с одной стороны, но с другой - на некоторые права наложены ограничения. В частности, на управленческую инициативу.

Ценовая стоимость акций по закону для подобного вида акций не может подниматься выше 25 % от основного капитала.

В отличие от обыкновенной акции, дивиденд привилегированной фиксирован, а не колеблется. В некоторых случаях держатели акций такого вида имеют право на слово в вопросе слияния общества с другой организацией, присоединения или открытия дочерней организации и т. д. Каждое из прав оговаривается в уставе.

Изменения в законодательстве

С 1 сентября 2014 года ОАО и ЗАО переименовывались в публичные и непубличные акционерные общества. Участники публичного акционерного общества имеют право обратиться в Центробанк для освобождения от раскрытия полной информации о деятельности. К тому же, ПАО может не вносить сведения о единственном участнике, как это требовали от ОАО. Достаточно внести данные в ЕГРЮЛ.

Для ОАО было обязательным создавать коллегиальный орган в том случае, когда число акционеров более 50. ПАО же обязаны созывать собрание, когда участников более 5. Законодательно разрешённое количество участников акционерных обществ осталось неизменным.

По большей части изменения не коснулись устройства общества и разрешённого количества участников. Преобразования относятся к документационной части организации и права акционеров и работников не ограничивает.

Таким образом, держатели акций обладают в большей степени правами, чем обязанностями. Даже не участвуя в жизни общества, акционер ежемесячно получает дивиденд, имеет право продать, подарить или оставить в наследство свою часть акций. Строгий регламент продажи распространяется только на участников ЗАО, где финансовые действия возможны только между участниками и в редких случаях с третьими лицами.

Знать, каким образом устроено акционерное общество и какими правами обладают участники, необходимо для грамотного управления своими акциями, расчёта действий наперёд.

Первые акционерные общества в России

Первой акционерной компанией, созданной в Российской империи, можно считать учрежденную 24 февраля 1757 г. Российскую в Константинополе торгующую компанию, капитал которой состоял из долей, именуемых акциями . Права акционеров удостоверялись билетом и могли быть свободно отчуждены (при этом на покупателя переходили не только права, но и обязанности по внесению дополнительных взносов).

В дальнейшем были созданы и другие акционерные компании: Акционерный эмиссионный банк (1762), Российско-Американская компания (1798).

Для первых российских акционерных обществ было характерно следующее:
  • основу предпринимательской деятельности компании составляет уставный капитал, разделенный на равные доли-акции, причем внесенный участником вклад не мог быть востребован обратно;
  • акции свободно обращались на рынке, их приобретение предоставляло акционеру не только права, но и возлагало на него определенные обязанности (по внесению дополнительных взносов).

Развитие российского законодательства об акционерных обществах

Российское законодательствопо акционерным обществам формировалось на основе царских указов, первоначально в форме утверждения создания самих акционерных обществ. Важным шагом в развитии акционерной формы предпринимательской деятельности является закрепление в Указе Александра I от 1782 г. принципа ограниченной (в пределах стоимости вклада) ответственности акционеров по долгам компании.

До 1807 г. уставы акционерных обществ утверждались царскими указами. С 1 августа 1807 г. учреждение акционерных обществ регулируется манифестом «О дарованных купечеству выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий». В Манифесте были определены три формы хозяйствования: товарищество на вере, полное товарищество и товарищество по участкам. Последнее и представляло собой именно акционерное общество. Этот Манифест впоследствии вошел в Свод законов Российской империи и выделился в Торговом уставе в отдельную главу «О торговом товариществе».

6 декабря 1836 г. утверждается Положение о компаниях на акциях, которое в числе прочих установлений ввело некоторые обязательные требования к уставу, в котором, в частности, должны были оговариваться: размер уставного (складочного) капитала, порядок распределения акций, права и обязанности акционеров и компании, отчетность, распределение дивидендов, порядок закрытия и ликвидации компании. Положение допускало выпуск и обращение только именных акций номиналом не менее 50 и не более 1000 руб.

Несмотря на существование упомянутого Положения, большую роль по-прежнему играли уставы акционерных обществ, которые должны были утверждаться Сенатом. На практике уставы утверждались соответствующим министерством, публиковались в «Санкт-Петербургских Сенатских ведомостях», а вплоть до 1912 г. — еще и в «Полном собрании законов Российской империи».

С середины XIX в. уставы постепенно становились средством обхода существующего законодательства, поскольку правоприменительная практика часто шла вразрез с действующим законодательством, не успевающим за практикой.

Расцвет акционерного дела в России с середины XIX в

В 1857 г. после резкого снижения процентных ставок в государственных банках инвесторы, желая сохранить свои доходы, начали активно вкладывать средства в покупку акций акционерных обществ. Результатом стал бум акционерного надувательства, вылившийся в фондовые кризисы 1857, 1864 и 1869 гг.

Подлинный расцвет акционерного дела начинается в эпоху Великих реформ. Так, уже в первые годы перевода экономики на капиталистическую модель развития было учреждено 357 акционерных обществ, из них 53 — железнодорожных, 73 — банковских, 163 — промышленных. К началу XX в. в России действовало 1300 акционерных обществ, на долю которых приходилось 2/3 объема всей промышленной продукции. Стоит отметить, что в это время по темпам промышленного развития Россия вышла на первое место в Европе и на второе (после США) в мире.

Перевод России на капиталистический путь развития сопровождался учредительством все новых и новых структур, соответствующих новому типу экономических (рыночных) отношений. Ведущее место среди них, естественно, заняли акционерные общества как наиболее подходящая форма организации капиталов в период расцвета капитализма.

Это в свою очередь сопровождалось быстрым развитием рынка ценных бумаг в России, в особенности его корпоративного сегмента. Акционерные общества и товарищества на паях создавались практически во всех отраслях промышленности дореволюционной России.

С началом Первой мировой войны происходят качественные изменения в экономике: снижается рост количества вновь созданных акционерных компаний, значительные масштабы приобретает их взаимное соединение. В то время изрядно устаревшее российское законодательство еще не знало таких процедур реорганизации юридических лиц, как присоединение или слияние, а потому процесс сращивания капиталов компаний шел на основе взаимного приобретения пакетов акций.

Временное правительство своими постановлениями в 1917 г. отменило все действующие ранее нормативные акты, предоставив право утверждать и изменять уставы министру торговли и промышленности.

Законодательство об акционерных обществах после Октябрьской революции

Октябрьская революция 1917 г. привела и к революционным изменениям в законодательных актах об акционерных компаниях. 14 декабря 1917 г. ВЦИК внес на рассмотрение Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) документ, предусматривающий национализацию всех акционерных предприятий России. ВСНХ откликнулся проектом декрета, который не был принят, но предусмотренные им шаги были постепенно реализованы в других нормативных актах новой рабоче-крестьянской власти. Произошла национализация акционерных предприятий, хотя их акции сразу не были аннулированы. Собственники акций могли распоряжаться ими только с разрешения местных Советов рабочих и крестьянских депутатов. Передача акций, в том числе и по наследству, сопровождалась обязательной регистрацией в тех же Советах. Размер дивиденда по акциям ограничивался ставкой по вкладам в Гострудсберкассах и составлял 4%. В годы последовавшей после Октябрьской революции гражданской войны акции и причитающиеся на них дивиденды совершенно обесценились в результате имевшей место гигантской инфляции.

В годы проведения советской властью новой экономической политики (нэпа) ситуация несколько изменилась. Постановлением ВЦИК от 22 мая 1922 г. «Об основных частных имущественных паях» было разрешено создание акционерных обществ всем правоспособным гражданам. Принятый в 1922 г. Гражданский кодекс РСФСР содержал 45 статей, посвященных акционерным обществам, положения которых достаточно подробно регламентировали все необходимые вопросы, в частности:

  • уставный капитал формировался за счет взносов учредителей, которые до публикации сообщения о регистрации общества могли совершать все необходимые сделки от имени общества, причем в случае, если в дальнейшем общее собрание акционеров общества не одобряло эти сделки, то ответственность учредителей по ним перед контрагентами признавалась личной и солидарной;
  • акции выпускались как именные, так и на предъявителя;
  • акционер имел право на получение дивиденда из оставшейся чистой прибыли общества;
  • правление акционерного общества, которое являлось исполнительным органом, могло заключать любые сделки от имени общества, при этом члены правления за убытки, причиненные недобросовестным исполнением своих обязанностей, отвечали перед обществом солидарно, а в случае банкротства последнего также и перед кредиторами и акционерами.

В годы нэпа в России ненадолго возрождаются традиционные товарно-денежные отношения, появляются акционерные общества, полные товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью и другие формы предпринимательских объединений.

Удерживая за собой господствующие позиции в сфере оптовой торговли (70-80%), государство допускало значительное участие частного капитала в оптово-розничной торговле (до 50%) и предоставило почти полную свободу (83,4%) частному капиталу в области розничной торговли.

В период нэпа возрождаются также биржи и ярмарки. В сфере промышленности начинается денационализация предприятий, сдача мелких и средних в аренду с одновременным объединением государственных заводов и фабрик в тресты и синдикаты (Текстильный, Нефтяной, Кожевенный, Табачный, Соляной и др.).

В дополнение к ГК РСФСР 1922 г. был издан целый ряд подзаконных актов, к числу которых относится Положение об акционерных обществах от 17 августа 1927 г., в котором, в частности, указывалось, что важнейшей задачей государственных акционерных обществ является хозяйственная деятельность, а не преумножение капитала учредителей.

Поскольку государственная собственность была господствующей формой собственности на средства производства в Советском государстве, постольку в конечном итоге более 90% от общего числа созданных акционерных обществ были государственными. Прибыль таких акционерных обществ распределялась между их участниками-акционерами, т. е. соответствующими государственными предприятиями, организациями и ведомствами.

С окончанием периода нэпа и переходом к государственным формам организации всего производства и экономики имевшиеся акционерные компании преобразуются в государственные предприятия, которые существовали до начала 1990-х гг. Изменение форм государственной власти в дальнейшем привело к восстановлению товарно-денежных отношений в России в полном объеме.

В период социалистической формы существования экономики акционерными обществами являлись только некоторые внешнеэкономические объединения, например, такие, как ВАО «ИНТУРИСТ», ВАО «ИНГОССТРАХ», Внешторгбанк и др., в которых весь пакет акций принадлежал прямо или опосредованно государству. Наличие акционерной формы организации требовалось в данном случае для их признания в качестве форм юридических лиц, на которые распространяются нормы и защита международного права.

Вступающий в силу с 1 сентября текущего года Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ " " (далее – Закон) вносит существенные поправки в порядок создания, деятельности и ликвидации юридических лиц. То, как изменятся статьи кодекса, содержащие общие положения об организациях, мы рассмотрели . Данный материал будет посвящен тем поправкам, которые затрагивают конкретные организационно-правовые формы юрлиц.

Закрытый перечень некоммерческих организаций

Действующей редакцией ГК РФ установлено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в таких формах, как потребительский кооператив, общественные или религиозные организации (объединения), учреждения, благотворительные и иные фонды, а также в других формах, предусмотренных законом (). В соответствии с Законом данный перечень становится закрытым и включает в себя 11 организационно-правовых форм некоммерческих организаций ():

1

Потребительские кооперативы. Они могут быть образованы, в частности, в форме жилищных, жилищно-строительных, гаражных, дачных потребительских кооперативов, обществ взаимного страхования, кредитных кооперативов, фондов проката и др.

2

Общественные организации. При этом подчеркивается, что и политические партии, и профсоюзы, и общественные движения относятся именно к этой форме некоммерческих организаций.

3

Ассоциации (союзы). К ним относятся, в частности, некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профсоюзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты.

4

Товарищества собственников недвижимости, в том числе ТСЖ.

5

Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

6

Общины коренных малочисленных народов России.

7

Фонды (общественные, благотворительные и др.).

8

Учреждения. К ним отнесены государственные, муниципальные и частные (в том числе общественные) учреждения.

9

Автономные некоммерческие организации.

10

Религиозные организации.

11

Публично-правовые компании.

В Законе закреплены определения всех этих форм организаций, установлен порядок их учреждения и управления ими, обозначены права и обязанности их участников. Отметим, что потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества и общины коренных малочисленных народов РФ относятся к корпоративным, а все остальные – к унитарным некоммерческим организациям.

Чтобы заниматься деятельностью, приносящей доход, некоммерческим организациям нужно будет предусмотреть такую возможность в своих уставах . Согласно действующей редакции ГК РФ для осуществления предпринимательской деятельности необходимо выполнение только одного условия – эта деятельность должна служить достижению целей, ради которых они созданы, и соответствовать им. Это условие сохраняется.

Хозяйственные товарищества и общества

Закон не меняет организационно-правовые формы хозяйственных товариществ – они по-прежнему смогут создаваться в форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества). А вот форм хозяйственных обществ с 1 сентября станет меньше – Законом исключена такая форма, как общество с дополнительной ответственностью ( с 1 сентября утратит силу). Таким образом, остается возможность создания только обществ с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерных обществ (АО). Эксперты в сфере гражданского права отмечают, что это очень правильное изменение, поскольку на практике ОДО широкого распространения не получили.

Ряд изменений касается уставного капитала хозяйственных обществ. Так, Законом закреплено, что учредители общества обязаны оплатить не менее трех четвертей уставного капитала до государственной регистрации общества , а остальную часть – в течение первого года его деятельности (). Однако законами, регулирующими деятельность конкретного вида обществ, может быть установлен иной порядок. Этими же законами, как и ранее, определяется минимальный размер уставного капитала обществ. При этом в случае, когда допускается государственная регистрация хозяйственного общества без такой предварительной оплаты, участники общества будут нести субсидиарную ответственность по его обязательствам, которые возникнут до момента полной оплаты уставного капитала.

Еще одно изменение касается порядка внесения в уставный капитал неденежных вкладов. Для их денежной оценки общества (вне зависимости от стоимости долей участников в уставном капитале) обязаны будут привлекать независимых оценщиков . При этом если оценщик ошибется в расчетах и завысит оценку имущества, он совместно с участниками, доли которых он оценивал, будет нести субсидиарную ответственность по обязательствам общества в пределах суммы, на которую завышена оценка имущества, внесенного в уставный капитал, в течение пяти лет с момента государственной регистрации общества. Стоит отметить, что положение о такой ответственности не будет применяться к оценщикам имущества и участникам приватизированных ГУПов и МУПов. В настоящее время независимый оценщик обязательно привлекается для определения рыночной стоимости имущества при оплате акций АО неденежными средствами (п. 3 ст. 34 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ " "). Общества с ограниченной ответственностью обязаны это делать, только если номинальная стоимость оплачиваемой неденежными средствами доли участника в уставном капитале составляет более 20 тыс. руб. (п. 2 ст. 15 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ " ").

Участники хозяйственных обществ, согласно Закону, смогут закреплять определенный порядок осуществления своих членских прав в специальном документе – корпоративном договоре (ГК РФ дополняется соответствующей ст. 67.2). В нем они смогут указать, что осуществлять эти права нужно определенным образом, например: как голосовать на общем собрании участников, по какой цене приобретать или отчуждать доли в уставном капитале (акции) и др. (). При этом заключать такой договор могут не все участники общества. В этом случае он, естественно, не создает обязанностей для лиц, не являющихся в нем сторонами.

Кроме того, Законом устанавливается необходимость подтверждения факта принятия общим собранием участников хозяйственного общества решения и состава присутствовавших при этом участников общества. Так, в отношении публичного акционерного общества такое подтверждение будет осуществляться реестра его акционеров, непубличного акционерного общества – путем нотариального удостоверения или также удостоверения регистратором реестра акционеров, общества с ограниченной ответственностью – путем нотариального удостоверения ().

Акционерные общества

Немаловажные поправки коснулись и акционерных обществ. Закон отменяет их деление на открытые и закрытые – им на смену придут публичные и непубличные общества (в ГК РФ появится новая статья – ст. 66.3). Публичным будет являться акционерное общество, акции которого и конвертируемые в них ценные бумаги публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах . Кроме того, правила о публичных обществах будут применяться к АО, в уставе и фирменном наименовании которых указано, что общество является публичным. АО, которые не отвечают этим условиям, являются непубличными . Также к непубличным обществам отнесены и ООО ().

Нужно отметить, что Закон более подробно регулирует деятельность публичных акционерных обществ (конкретные положения о них закреплены в новой редакции ), поскольку их деятельность затрагивает имущественные интересы большого числа акционеров и других лиц.

Подчеркнем, что Закон отменяет возможность ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру публичного АО, их суммарной номинальной стоимости, а также максимального количества голосов, предоставляемых одному акционеру. В настоящее время такие ограничения могут быть предусмотрены уставом АО (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ " "; далее – Закона об акционерных обществах). При этом, согласно Закону, публичным АО запрещается размещать привилегированные акции, номинальная стоимость которых ниже номинальной стоимости обыкновенных акций ().

Еще одно существенное изменение касается ведения реестра акционеров и исполнения функций счетной комиссии – с 1 сентября этим будут заниматься исключительно независимые организации, имеющее предусмотренную законом лицензию , (). Однако это правило распространяется только на публичные АО. Напомним, в существующей практике акционерные общества либо передают ведение реестра такому регистратору, либо сами являются его держателями (). Что касается счетной комиссии, то по действующему законодательству она создается в обществе, в котором число акционеров – владельцев голосующих акций общества – более 100, причем ее количественный и персональный состав утверждается общим собранием акционеров. Если реестр АО ведет регистратор, ему может быть поручено и выполнение функций счетной комиссии. А в обществах, число акционеров – владельцев голосующих акций которых более 500, функции счетной комиссии выполняет исключительно регистратор ().

Кроме того, Закон устанавливает необходимость проведения для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности обязательного внешнего аудита абсолютно для всех АО (в настоящее время он проводится только в отношении организаций, являющихся ОАО, и еще по ) и в ряде случаев – для ООО ().

    ВНИМАНИЕ!

    Никакой массовой перерегистрации юрлиц в связи с принятием Закона не предвидится , поскольку он не устанавливает ее обязательности. Привести наименования уже существующих организаций и их учредительные документы в соответствие с требованиями Закона нужно будет при первом изменении этих документов (). Никаких конкретных сроков, в которые нужно это сделать, не предусмотрено. Кроме того, АО, которые отвечают признакам публичных АО, даже не нужно будет указывать в своем фирменном наименовании на то, что они являются публичными.

Отмечают специалисты и то, что данные поправки в ГК РФ направлены на гармонизацию российского гражданского законодательства с законодательством зарубежных стран, что поможет в привлечении в российский бизнес иностранных инвесторов.

Публичное акционерное общество – одно из ключевых понятий новой классификации хозяйственных обществ. Его отличают открытость и прозрачность процессов инвестирования, неограниченное число акционеров, более жесткие регламенты корпоративных процедур. Именно эту форму собственности выбирают большинство крупнейших организаций РФ.

 

Понятие «публичное акционерное общество (ПАО)» - относительно новое в гражданском законодательстве России (введено с 1.09.2014 г.). Оно обозначает форму организации публичной компании, акционеры которой имеют право отчуждать свои акции. Его основными отличиями являются

  • наличие неограниченного числа акционеров
  • свободное размещение и обращение акций на рынке ценных бумаг
  • разрешение не вносить средства в уставной капитал компании до ее регистрации и открытия счета.

Определение «публичное» говорит о том, что данный вид АО должен придерживаться политики более полного раскрытия информации, по сравнению с непубличным. Это способствует повышению прозрачности и привлекательности процессов инвестирования (акции размещаются и обращаются среди широкого круга лиц).

Структуру ПАО можно представить следующим образом (см. Рис.1)

Чтобы понять особенности создания и деятельности ПАО, сравним его с другими видами акционерных обществ и рассмотрим примеры действующих организаций с данной формой собственности.

Публичное или открытое?

Поскольку в нормативных актах присутствует несколько понятий, близких друг другу по смыслу, даже в среде специалистов по корпоративному праву не утихают споры об их юридическом толковании. Множество вопросов касается отличий «новых» ПАО и «старых» ОАО. На первый взгляд, «изменилось лишь название», но это не так (см. Таблицу 1)

Таблица 1. Отличия публичного акционерного общества от ОАО

Параметры сравнения

Раскрытие сведений

  • Раскрытие информации о деятельности было обязательным
  • Необходимо было включать в устав информацию о единственном акционере и опубликовывать их
  • Могут обращаться в Центробанк с заявлением об освобождении от раскрытия
  • Достаточно внесения сведений в ЕГРЮЛ

Преимущество на приобретение акций и ценных бумаг

Можно было отражать в уставе преимущество покупки свободных акций действующими акционерами и держателями ценных бумаг

Ведение реестра, наличие счетной комиссии

Допускалось ведение реестра акционеров своими силами

Реестр ведут сторонние организации, имеющие лицензию на данный вид деятельности, реестродержатель независимый

Управление

Совет директоров был необходим, если число акционеров превышало 50 человек

Обязательным является формирование коллегиального органа не менее чем из 5 членов

Таким образом, хотя изменения, относящиеся к публичным акционерным обществам кажутся не принципиальными, незнание их может значительно осложнить жизнь предпринимателям, выбравшим эту форму акционирования.

Публичное или непубличное?

С точки зрения неспециалиста, публичное акционерное общество своими словами, это бывшее ОАО, а непубличное - бывшее ЗАО, но это чересчур упрощенное видение. Рассмотрим, какие правила применяются в новой классификации хозяйственных обществ к организациям разного правового статуса:

  1. Характерным свойством ПАО является открытый список предполагаемых покупателей акций, в то время как непубличное акционерное общество (НАО) не обладает правом продавать свои акции посредством публичных торгов
  2. Закон предписывает ПАО иметь четкую градацию вопросов, относящихся к компетенциям членов совета директоров и предназначенных к обсуждению на общем собрании. НАО более свободны: могут изменять коллегиальный управляющий орган на единоличный и производить прочие реформы в деятельности органов управления
  3. Решения, принятые общим собранием и статус участников в ПАО нуждаются в подтверждении представителем фирмы-реестродержателя. НАО может по этому вопросу обращаться к нотариусу
  4. Непубличное акционерное общество обладает правом включать в устав или корпоративный договор пункт о том, что по отношению к прочим желающим преимущество при покупке акций остается за имеющимися акционерами. В то время как для ПАО это недопустимо
  5. Все корпоративные договоры, которые заключаются в ПАО, должны проходить процедуру раскрытия. Для НАО достаточно уведомления о том, что договор заключен, а его содержание может быть объявлено конфиденциальным
  6. Все процедуры по выкупу и обращению ценных бумаг, которые предусмотрены главой 9 Закона № 208- ФЗ, не применяются к организациям, которые официально зафиксировали в уставах статус непубличных.

Как переоформить ОАО в ПАО?

Процедура переименования производится путем замены слов в названии организации. Далее следует пересмотреть устав, особенно в части, касающейся совета директоров и прав на преимущества при покупке акций, и привести их в соответствие с пунктами законодательства о публичных акционерных обществах.

Гражданский кодекс гласит, что правила о публичных обществах применимы лишь к АО, в уставе и фирменном названии которых есть прямое указание, что они являются публичными. На остальные юридические лица эти правила не распространяются.

Самые известные ПАО России

Крупнейшие представители этой формы собственности регулярно возглавляют рейтинги богатейших организаций страны и мира. Вот несколько юридических лиц, входящих в ТОП -10 рейтинга РБК за 2015 год: