Презентация по русскому языку на тему " происхождение устной и письменной речи".

После того как люди научились разговаривать и овладели устной речью, прошло немало времени, прежде чем они научились писать и читать. Да и необходимость в письменной речи возникла не сразу. Тысячи лет люди передавали свои знания и опыт из уст в уста, пользуясь только устной речью. Но произнесённое слово нельзя закрепить: оно быстро исчезает и остаётся лишь в памяти того, кто его слышал. Первыми письменными знаками, которые люди придумали оставлять друг другу, были рисунки на скалах и в пещерах. Древнейший вид письма - письмо рисунками, учёные назвали его пиктографией. Такие древнейшие письма найдены и прочитаны специалистами. Это письма, написанные древними жителями Шумера, Египта, Китая, Индии. Кстати, пиктографией мы пользуемся нередко и сейчас: например, вывеска, на которой изображён ботинок или сапог, сообщает нам, где находится обувная мастерская, а нарисованный калач подскажет, где можно купить хлебобулочные изделия.

Но с течением времени возможностей пиктографии тоже стало не хватать: в жизни людей появились земледелие и скотоводство. А чтобы понять, как это связано с возникновением письма, надо перенестись в далёкое прошлое. Примерно в 4-м тысячелетии до нашей эры в Азии, между реками Тигр и Евфрат, образовалось государство Шумер. В этом государстве жили трудолюбивые люди, которые своим трудом сделали его богатым и процветающим. С возникновением земледелия и скотоводства у них появились излишки зерна, а растущее поголовье скота давало приплод, молоко и шерсть - людям понадобилось вести счёт этому богатству.

Сначала шумеры считали по пальцам рук - можно было считать десятками, по нескольку раз пересчитывая пальцы (мы и теперь часто считаем десятками!). Затем они стали брать в расчёт не только пальцы, но и суставы пальцев - получился счёт на 60 (вот откуда в часе 60 минут, а в минуте - 60 секунд!). Но их богатства росли, и тогда шумеры стали помогать себе рисунками. Из глины они лепили дощечки и заострённой палочкой рисовали на них то, что хотели сосчитать. После этого глина высыхала - рисунок сохранялся надолго. Со временем шумеры стали упрощать свои рисунки: вместо того, чтобы каждый раз рисовать, например, козу, они изображали какой-нибудь простой значок- главное, договориться, что этим значком обозначена коза. Так появилась необходимость учить других людей понимать общепринятые знаки, ведь иначе никто не смог бы прочесть таких записей.

Конечно, большинство людей не умели ни читать, ни писать, а грамотные люди (ими обычно были писцы) были в большом почёте. Со временем появились первые школы, учителя и учебники. Но выучить все значки, которыми можно было бы обозначить многочисленные предметы, оказалось делом очень непростым. И тогда появилась мысль обозначать значками не предметы и явления окружающего мира, а только слова. Так значки для предметов превратились в значки для слов. И это тоже придумали шумеры. В их первой письменности многие значки обозначали не всё слово, а только часть его - слог. Древнее шумерское письмо называют слоговым письмом.

К теме: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

После того как люди научились разговаривать и овладели устной речью, прошло немало времени, прежде чем они научились писать и читать. Да и необходимость в письменной речи возникла не сразу. Тысячи лет люди передавали свои знания и опыт из уст в уста, пользуясь только устной речью. Но произнесённое слово нельзя закрепить: оно быстро исчезает и остаётся лишь в памяти того, кто его слышал. Первыми письменными знаками, которые люди придумали оставлять друг другу, были рисунки на скалах и в пещерах. Древнейший вид письма - письмо рисунками, учёные назвали его пиктографией. Такие древнейшие письма найдены и прочитаны специалистами. Это письма, написанные древними жителями Шумера, Египта, Китая, Индии. Кстати, пиктографией мы пользуемся нередко и сейчас: например, вывеска, на которой изображён ботинок или сапог, сообщает нам, где находится обувная мастерская, а нарисованный калач подскажет, где можно купить хлебобулочные изделия.

Но с течением времени возможностей пиктографии тоже стало не хватать: в жизни людей появились земледелие и скотоводство. А чтобы понять, как это связано с возникновением письма, надо перенестись в далёкое прошлое. Примерно в 4-м тысячелетии до нашей эры в Азии, между реками Тигр и Евфрат, образовалось государство Шумер. В этом государстве жили трудолюбивые люди, которые своим трудом сделали его богатым и процветающим. С возникновением земледелия и скотоводства у них появились излишки зерна, а растущее поголовье скота давало приплод, молоко и шерсть - людям понадобилось вести счёт этому богатству.

Сначала шумеры считали по пальцам рук - можно было считать десятками, по нескольку раз пересчитывая пальцы (мы и теперь часто считаем десятками!). Затем они стали брать в расчёт не только пальцы, но и суставы пальцев - получился счёт на 60 (вот откуда в часе 60 минут, а в минуте - 60 секунд!). Но их богатства росли, и тогда шумеры стали помогать себе рисунками. Из глины они лепили дощечки и заострённой палочкой рисовали на них то, что хотели сосчитать. После этого глина высыхала - рисунок сохранялся надолго. Со временем шумеры стали упрощать свои рисунки: вместо того, чтобы каждый раз рисовать, например, козу, они изображали какой-нибудь простой значок- главное, договориться, что этим значком обозначена коза. Так появилась необходимость учить других людей понимать общепринятые знаки, ведь иначе никто не смог бы прочесть таких записей.

Конечно, большинство людей не умели ни читать, ни писать, а грамотные люди (ими обычно были писцы) были в большом почёте. Со временем появились первые школы, учителя и учебники. Но выучить все значки, которыми можно было бы обозначить многочисленные предметы, оказалось делом очень непростым. И тогда появилась мысль обозначать значками не предметы и явления окружающего мира, а только слова. Так значки для предметов превратились в значки для слов. И это тоже придумали шумеры. В их первой письменности многие значки обозначали не всё слово, а только часть его - слог. Древнее шумерское письмо называют слоговым письмом.
---------Нашла в интернете-----------

Письменная речь – величайшее изобретение человечества, и наша задача заключается в том, чтобы дети научились им пользоваться. Попробуем ответить на «простой» детский вопрос: «Зачем учиться писать?» Люди придумали письменную речь для того, чтобы можно было общаться с теми, кто отделен от нас пространством или временем: мы пишем письма друзьям, живущим в другом городе, записку маме, которая придет позже. Авторы книг общаются со своими читателями, ученые пишут о своих открытиях и изобретениях. И все это потому, что письменная речь, в отличие от устной, может долго храниться. «Что написано пером – не вырубишь топором», а произнесенное слово «вылетит – не поймаешь». Поэтому мы часто записываем то, что нужно сохранить, не забыть. В письменной речи действуют свои законы и правила, касающиеся выбора слов, построения предложений и текста в целом. Эти законы и правила усваиваются нами постепенно, в процессе специального обучения. Попробуем ответить на «простой» детский вопрос: «Зачем учиться писать?» Люди придумали письменную речь для того, чтобы можно было общаться с теми, кто отделен от нас пространством или временем: мы пишем письма друзьям, живущим в другом городе, записку маме, которая придет позже. Авторы книг общаются со своими читателями, ученые пишут о своих открытиях и изобретениях. И все это потому, что письменная речь, в отличие от устной, может долго храниться. «Что написано пером – не вырубишь топором», а произнесенное слово «вылетит – не поймаешь». Поэтому мы часто записываем то, что нужно сохранить, не забыть. В письменной речи действуют свои законы и правила, касающиеся выбора слов, построения предложений и текста в целом. Эти законы и правила усваиваются нами постепенно, в процессе специального обучения.


Часто дети не понимают нашего настойчивого стремления научить их непременно красивому и правильному письму: «Ну и что, что некрасиво (с ошибкой), ведь все же понятно?!» Как реагировать взрослому на такие фразы? Очень просто! Красивое, разборчивое письмо – признак уважения к тому, с кем мы общаемся с помощью письменной речи. Не случайно люди, так и не научившиеся хорошо писать, обычно извиняются за свой почерк. Кроме того, красивую, аккуратную запись не только приятнее, но и гораздо легче читать. Бывают такие случаи, когда человек с плохим почерком, записавший что-то важное второпях, сам потом не может разобрать то, что написал. Зачем же создавать такие трудности себе и другим? Лучше как следует поработать и приучить себя к красивому, разборчивому письму. Что касается орфографии, то объяснить её назначение ещё проще. Если бы каждый писал слова так, как они произносятся (а произносятся они разными людьми по-разному) и слышатся (а слышатся они тоже всем по-разному), нам было бы очень трудно узнавать записанные слова. Сколько же времени займет чтение и разгадывание таких записей? Поэтому люди и договорились писать слова в соответствии с общими для всех правилами.

Ответ оставил Гость

К теме: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

После того как люди научились разговаривать и овладели устной речью, прошло немало времени, прежде чем они научились писать и читать. Да и необходимость в письменной речи возникла не сразу. Тысячи лет люди передавали свои знания и опыт из уст в уста, пользуясь только устной речью. Но произнесённое слово нельзя закрепить: оно быстро исчезает и остаётся лишь в памяти того, кто его слышал. Первыми письменными знаками, которые люди придумали оставлять друг другу, были рисунки на скалах и в пещерах. Древнейший вид письма - письмо рисунками, учёные назвали его пиктографией. Такие древнейшие письма найдены и прочитаны специалистами. Это письма, написанные древними жителями Шумера, Египта, Китая, Индии. Кстати, пиктографией мы пользуемся нередко и сейчас: например, вывеска, на которой изображён ботинок или сапог, сообщает нам, где находится обувная мастерская, а нарисованный калач подскажет, где можно купить хлебобулочные изделия.

Но с течением времени возможностей пиктографии тоже стало не хватать: в жизни людей появились земледелие и скотоводство. А чтобы понять, как это связано с возникновением письма, надо перенестись в далёкое прошлое. Примерно в 4-м тысячелетии до нашей эры в Азии, между реками Тигр и Евфрат, образовалось государство Шумер. В этом государстве жили трудолюбивые люди, которые своим трудом сделали его богатым и процветающим. С возникновением земледелия и скотоводства у них появились излишки зерна, а растущее поголовье скота давало приплод, молоко и шерсть - людям понадобилось вести счёт этому богатству.

Сначала шумеры считали по пальцам рук - можно было считать десятками, по нескольку раз пересчитывая пальцы (мы и теперь часто считаем десятками!). Затем они стали брать в расчёт не только пальцы, но и суставы пальцев - получился счёт на 60 (вот откуда в часе 60 минут, а в минуте - 60 секунд!). Но их богатства росли, и тогда шумеры стали помогать себе рисунками. Из глины они лепили дощечки и заострённой палочкой рисовали на них то, что хотели сосчитать. После этого глина высыхала - рисунок сохранялся надолго. Со временем шумеры стали упрощать свои рисунки: вместо того, чтобы каждый раз рисовать, например, козу, они изображали какой-нибудь простой значок- главное, договориться, что этим значком обозначена коза. Так появилась необходимость учить других людей понимать общепринятые знаки, ведь иначе никто не смог бы прочесть таких записей.

Конечно, большинство людей не умели ни читать, ни писать, а грамотные люди (ими обычно были писцы) были в большом почёте. Со временем появились первые школы, учителя и учебники. Но выучить все значки, которыми можно было бы обозначить многочисленные предметы, оказалось делом очень непростым. И тогда появилась мысль обозначать значками не предметы и явления окружающего мира, а только слова. Так значки для предметов превратились в значки для слов. И это тоже придумали шумеры. В их первой письменности многие значки обозначали не всё слово, а только часть его - слог. Древнее шумерское письмо называют слоговым письмом.
---------Нашла в интернете-----------