Презентация на тему «Озоновые дыры по химии. Презентация по химии "Кислород и озон

Цели:

1) развить представление о кислороде как химическом элементе, сформировав понятия “озон”, “аллотропия”, “аллотропные модификации”;

2) способствовать развитию умений характеризовать вещества по плану и сравнивать их, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы;

3) способствовать формированию мировоззренческой идеи о взаимосвязи количественных и качественных изменений.

Ход урока

I. Подготовка к изучению нового материала.

На предыдущих уроках мы изучали кислород. Кислород – как химический элемент и кислород – как простое вещество, образованное атомами этого химического элемента.

Вспомним, что вам известно о кислороде как химическом элементе. Пользуясь планом, дайте характеристику химическому элементу кислород. (Слайд)

Таким образом, атомы химического элемента кислорода участвуют в образовании следующих веществ: О 2 ,СО 2 ,О 3, Н 2 О, СаСО 3 , SiO 2 , в том числе кислорода – как вещества.

Что вам известно о веществе кислород? Охарактеризуйте вещество кислород, пользуясь представленным на экране планом. (Слайд)

Действительно, кислород легко вступает в химические реакции. При этом, химическое взаимодействие веществ с кислородом называется реакцией окисления. Вещества же, образованные при этом, называются оксидами . Уравнение химической реакции отражает материальный баланс процесса. Это позволяет использовать такие уравнения для количественных расчетов.

Решим задачу. Откройте тетради, подпишите сегодняшнее число… (Слайд)

II. Цель сегодняшнего урока: продолжить изучение темы “Кислород” и познакомиться еще с одним веществом, также образованным атомами только этого химического элемента, которое называется озон. (Слайд)

III. Изучение нового материала.

Запишите в тетради тему сегодняшнего урока “Озон”.

Прежде чем дать характеристику вещества озон по известному вам плану (cлайд), вспомните: Что вам известно о данном веществе? Что вы слышали или читали об озоне? (Беседа с учащимися)

Нахождение в природе. (Слайд)

Получение

1) Озон образуется под воздействием солнечного излучения (его ультрафиолетовой части) из кислорода, (слайд-гиперссылка) чем и объясняется скопление этого вещества в верхних слоях атмосферы (в стратосфере). В ходе этой реакции поглощается та часть солнечного излучения, которая является губительной для всего живого на Земле.

Ультрафиолетовые лучи (составляющее солнечного излучения), вторгаясь в стратосферу, разбивают молекулы кислорода (О 2) на два атома (О), которые вступают в реакцию с молекулами кислорода (О 2), образуя озон (О 3).

2) Озон образуется также вследствие электрических разрядов (например, во время грозы).

3) Озон образуется также при окислении смолы хвойных деревьев или морских водорослей.

Для дальнейшего знакомства с озоном можно посмотреть видеоматериал (Диск – физические свойства, химические свойства, применение)

Итак, что вам теперь известно об озоне?

Дайте характеристику вещества озон по плану, представленному на экране. (Слайд)

Следует отметить. (Комментарии учителя по ходу заполнения таблицы)

Нахождение в природе

Толщина озонового слоя над поверхностью Земли не постоянна.

1) Сезонные изменения толщины озонового слоя – явление естественное.

Кроме того,

2) Созданные человеком химические вещества, в частности, фреоны (вещества, используемые как хладагенты в холодильных агрегатах), вступают в реакцию с озоном, разрушая его, уменьшая тем самым толщину озонового слоя (образуя т.н. “озоновую дыру”).

На сегодняшний день учеными установлено значительное уменьшение толщины озонового слоя над Антарктидой, что позволяет большему количеству ультрафиолетовых лучей достигать поверхности Земли.

На полученном из космоса изображении дыра в озоновом слое над Антарктидой кажется синим пятном.

Физические свойства

1) Озон обладает запахом, который вы явственно ощущаете после грозы или в хвойном лесу. “Озон” (греч.) – “пахнущий”.

2) Озон тяжелее воздуха: М r (O 3) = 48.

1) Молекула озона очень непрочная О 3 -> О 2 + О, 2О-> О 2 , 2О 3 -> 3О 2

2) Образующийся атомарный кислород более энергично реагирует с веществами, чем молекулярный, поэтому озон химически активнее кислорода.

Действительно,

  • он быстро разрушает резину, очень медленно изменяющуюся в среде воздуха;
  • взаимодействует при комнатной температуре с серебром, образуя оксид серебра Ag + O 3 ->AgO + O 2 (а с кислородом серебро не реагирует);
  • озон обладает бактерицидным действием (целительна атмосфера соснового леса или морского побережья).

Охарактеризовав каждое из веществ, образованных атомами химического элемента кислорода, вы теперь можете их сравнить.

Дайте сравнительную характеристику кислорода и озона, отметьте сходства и различия. (Слайд)

Кислород и озон – простые вещества, образованные атомами одного и того же химического элемента кислорода.

Однако, молекула кислорода содержит 2 атома кислорода, молекула озона содержит 3 атома кислорода.

При этом мы отмечаем у них различные свойства (в чем-то схожие).

Различие в количестве атомов приводит к различию в свойствах. Количественные изменения переходят в качественные (один из основных законов философии).

1) Явление, когда один и тот же химический элемент образует несколько простых веществ, называют аллотропией. (Слайд)

2) Разные простые вещества, образованные одним и тем же химическим элементом, называют аллотропными модификациями (видоизменениями).

IV. Итог урока.

Итак, сегодня на уроке необходимо было. (Слайд)

Сформулируйте вывод (по цели).

V. Домашнее задание.

Дома, прочитав текст § 4.5:

  • ответить на вопросы после §4.5 (с.79 учебника) – устно;
  • выучить определения “аллотропия” и “аллотропные модификации”.

К следующему уроку необходимо уметь:

  • характеризовать простое вещество озон;
  • сравнивать его с веществом кислород;
  • объяснять явление “ аллотропия” и понятие “аллотропные модификации”.

Задачи урока. 1. Изучить состав воздуха. 2. Ознакомиться с понятиями «аллотропия» и "аллотропные видоизменения». 2. Исследовать способы получения и свойства кислорода и озона. 3. Показать роль аллотропных модификаций кислорода в живой и неживой природе. 5. Решить проблему: «Осуществимы ли жизненные процессы на Земле без кислорода?»




Аллотропия. Аллотропные видоизменения. Аллотропия – явление существования химического элемента в виде нескольких простых веществ. (Молекулярный кислород - О 2 и озон – О 3) Аллотропные видоизменения (модификации) – простые вещества, образованные атомами одного и того химического элемента.




Лабораторный опыт. Получение кислорода разложением пероксида водорода. Цель: 1. получить кислород разложением пероксида водорода; 2. доказать наличие кислорода. Ход работы 1. Получение кислорода разложением пероксида водорода. В пробирку с пероксидом водорода добавьте катализатор – оксид марганца (IV). 2. Доказательство наличия кислорода. В пробирку с выделавшимся в результате реакции кислородом поместите тлеющую лучину (для этого лучину подожгите в пламени спиртовки, а затем погасите ее). Что наблюдается в результате реакции? Какие выводы можно сделать?










Применение кислорода Жидкий кислород мощный окислитель, его используют как компонент ракетного топлива. Используют как взрывчатые вещества. Основные количества получаемого из воздуха кислорода используются в металлургии. Кислород используют при резке и сварке металлов. В медицине кислород служит для облегчения затрудненного дыхания. Кислородные маски необходимы в высотных полетах, в космосе и при работе под водой.




Биологическая роль. Кислород основной биогенный элемент, входящий в состав молекул всех важнейших веществ, обеспечивающих структуру и функции клеток белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, а также множества низкомолекулярных соединений. В результате процесса фотосинтеза масса кислорода в воздухе пополняется. Кислород является окислителем многих химических веществ как в живой, так и в неживой природе.


Обобщение. В состав воздуха входят азот (78%), кислород (21%), инертные газы (0, 94%); углекислый газ, водяные пары, примеси. Получают кислород при разложении кислородсодержащих веществ. Кислород – окислитель. Озон – обеззараживающее вещество. Кислород – жизненоважный элемент.


Выполните тест 1.Аллотропными видоизменениями являются: а) фосфор и азот; б) азот и кислород; в)озон и кислород); г) азот и озон. 2.Значение озонового слоя для жизни на Земле заключается в том, что он: а) задерживает ультрафиолетовое излучение; б) обладает бактерицидным действием; в) предохраняет поверхность Земли от перегрева; г) задерживает поток мелких метеоритов. 3.Объем каждого газа: азота и кислорода - в 100 л воздуха составляет: а)10 л и 60 л, б)78 л и 21 л, в) 56 л и 25 л, г)90 л и 10 л.


Выполните тест 4. Первым состав воздуха установил: а) М.В.Ломоносов; б) К.Шееле; в) А.Лавуазье; г) Д.И.Менделеев. 5. К переменным составным частям воздуха относятся: а) инертные газы; б) азот и кислород; в) примеси; г) углекислый газ и водяные пары. 6. При сгорании натрия в кислороде образуется: а) пероксид натрия; б) оксид натрия; в) карбонат натрия; в) гидроксид натрия.


Проверьте ответы 1. Аллотропными видоизменениями являются: в) озон и кислород; 2. Значение озонового слоя для жизни на Земле заключается в том, что он: а) задерживает ультрафиолетовое излучение; 3. Объем каждого газа: азота и кислорода - в 100 л воздуха составляет: б)78 л и 21 л. 4. Первым состав воздуха установил: в) А.Лавуазье; 5. К переменным составным частям воздуха относятся: г) углекислый газ и водяные пары. 6. При сгорании натрия в кислороде образуется: а) пероксид натрия.





Высокая окисляющая способность озона и образование во многих реакциях с его участием свободных радикалов кислорода определяют его высокую токсичность. Воздействие озона на организм может приводить к преждевременной смерти. Наиболее опасное воздействие: на органы дыхания прямым раздражением и повреждением тканей на холестерин в крови человека с образованием нерастворимых форм, приводящим к атеросклерозу на органы размножения у самцов всех видов животных, в том числе и человека (вдыхание этого газа убивает мужские половые клетки и препятствует их образованию). При долгом нахождении в среде с повышенной концентрацией этот газ может стать причиной мужского бесплодия. Озон в Российской Федерации отнесён к первому, самому высокому классу опасности вредных веществ Нормативы по озону: максимальная разовая предельно допустимая концентрация в атмосферном воздухе населённых мест 0,16 мг/м? среднесуточная предельно допустимая концентрация в атмосферном воздухе населённых мест 0,03 мг/м? предельно допустимая концентрация в воздухе рабочей зоны 0,1 мг/м? Озон эффективно убивает плесень и бактерии.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Презентацию на тему "Озон" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Химия. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 15 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Тема: «Озон» Цель: Повторить тему «Кислород», сформировать знания по теме «Озон» Задачи обучения: Повторить химические свойства, физические свойства, получение, применение О2, сформировать знания о физических и химических свойствах озона, его получении и применении. Задачи развития: Развивать умение сравнивать, делать выводы на примере газов О2 и О3. Развивать умение достигать поставленной цели – выполняя разноуровневые задания, достичь оценки в «5» баллов. Задачи воспитания: сформировать представление об озоне, как о химическом веществе, которое играет одну из важнейших ролей в жизни человека. Рассмотреть проблему «озоновых дыр»: причины, последствия и способы решения этой проблемы. Воспитать бережное отношение к планете Земля и своему здоровью. Оборудование: В пробирках на партах а) цветные карточки с разноуровневыми заданиями Fe2O3; СuO; CaO. б) на интерактивной доске картинки «озон, озоновые дыры». Учителя: географ, биолог.

Слайд 4

Ход урока

Организационный этап. Проверка знаний а) мы изучили тему «О2» Задание: а) В двух колбах находятся 2 газа- О2 и СО2 Вопрос: с помощью какого химического опыта вы распознаете эти газы? Ответ: (интерактивная доска- 2 пробирки О2 и СО2) – дают объяснение Вопрос: Перечислите физические свойства О2 (устно) На доске: 1 ученику записать уравнение взаимодействия О2 с Al, расставить коэффициенты. Разноуровневые задания: цветные карточки с заданиями разного уровня Задание на «3»- синий цвет на «4»-красный цвет на «5»- зеленый цвет

Слайд 5

Синий - запишите уравнение реакции горения веществ, расставьте коэффициенты. «3» P+O2= P(V) S+O2= S(VI) Красный - по продуктам реакций записать уравнения химических реакций и расставить коэффициенты «4» …. + …. = СuO Cu(II) …. + …. = CaO …. + …. = Fe2O3 Fe(III) Зеленый – записать уравнения реакций горения сложного вещества «5» CuS + O2 = …. + …. Cu(II), S(VI) Все учащиеся выполняют задание синего цвета- обязательного уровня. Далее учащиеся выполняют обратное задание красного цвета (раздать по рядам образцы веществ, передавать друг другу, записать уравнения реакций получения этих оксидов в тетрадях - самостоятельно) У доски: разбираем уравнение горения метана CH4 + 2O2 = СO2+ 2H2O; Ученики самостоятельно выполняют задание на «5» Взаимопроверка – верные решения на доске выставляют друг другу оценки

Слайд 7

Слайд 10

И итак ребята мы познакомились со свойствами О3, его применением А какое значение для Земли имеет озоновый слой, появление в нашем веке «озоновых дыр» и проблемах связанных с этой экологической проблемой - нас познакомят учитель географии Хусаинова А.Х. и биолог Байрактарова Р.Б. Географ- В атмосфере над землей Озона есть защитный слой На высоте км 25 УФ лучам он говорит – «стоять!» Биолог- чрезмерные дозы УФ- излучения могут вызвать рак кожи, различные глазные заболевания. Слишком большой уровень оказывает губительное воздействие на растения и мельчайшие водные организмы, образующие морской планктон - основу всех пищевых цепочек питания в океане. В результате хозяйственной деятельности человека в атмосферу попадают различные загрязняющие вещества, в том числе и те, которые разрушают озоновый слой.

Учитель: Большую опасность для озонового слоя представляют а)ядерные взрывы в атмосфере б)выброс в атмосферу фреонов.

Слайд 14

Фреоны - синтетические химические вещества, которые широко применяются в качестве охлаждающих сред, в аэрозолях и пенообразных реагентах. Фреоны практически не вступают в химические реакции и поэтому не токсичны для живых организмов. Однако попадая в стратосферу и подвергаясь там УФ- облучению, они распадаются с высвобождением атомарного хлора. Биолог. Чтобы спасти от разрушения убывающий озон В Монреале подписали между странами закон: Выпуск всех веществ, предметов на фреонах сократить И попозже через время все фреоны заменить. 16 сентября 1987 года 36 стран подписали Монреальский протокол. В 1994 году генеральная Ассамблея ООН провозгласила 16 сентября международным днем охраны озонового слоя. Озоновый слой Земли больше не идет на убыль. Производство фреонов сократилось более чем в 2 раза, но их производство все еще продолжается и по оценкам учёных до стабилизации озонового слоя должно пройти ещё как минимум 50 лет. 4. Закрепление (ТПО стр.39) Задача: Сколько молей О3 можно получить из Дано: 18 молей О2? Сколько энергии при этом будет V(O2)-18 израсходовано в реакции Q КДЖ -? 1) 3О2 →2О3 -288,5КДЖ. V 3 2 18 x

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.