Правильное кадрирование портрета. Не ограничивайтесь лишь одним вариантом съемки

С необходимостью кадрирования фотографий сталкиваются и начинающие, и опытные фотографы. Если новички обычно руководствуются своим вкусом, то профессионалы – базовыми правилами кадрирования. Попробуйте воспользоваться ими и вы! Это поможет избежать ошибок, а также сделать фотографию более выразительной. В статье мы расскажем вам об основных нюансах обрезки фото, а также о « » - программе, в которой можно быстро и качественно кадрировать абсолютно любое изображение.

Зачем кадрировать фотографию?

Первая и, пожалуй, самая главная польза кадрирования заключается в том, что с его помощью вы можете превратить практически любую полноразмерную фотографию в портрет. Функция пригодится и в том случае, если в кадре присутствуют предметы или другие люди, перетягивающие на себя внимание зрителя. Если они находятся рядом с границами, то просто обрежьте фото и проблема будет тут же решена.


Также с помощью кадрирования вы сможете сделать акцент на определенной детали, которая на исходном снимке терялась, сливаясь с остальными предметами. Например, это могут быть глаза или губы модели, а также различные аксессуары – яркие заколки, сережки или любые другие предметы.

5 золотых правил кадрирования портрета

Помните, кадрирование не должно портить фотографию. Оно должно улучшать её и делать более выразительной. При создании портретных фотографий всегда фокусируйтесь на глазах модели. Именно они являются центром вашей работы. Если портрет в полный рост, то акцент стоит сместить на талию.



Не обрезайте макушку, а также локти и кисти рук, если те фигурируют в кадре. Это смотрится небрежно и очень сильно портит фотографию. Сравните два варианты обрезки снимка:



Если в кадре есть какое-то движение, то обязательно оставьте для него место. Например, это относится к взгляду: проследите за тем, чтобы он не упирался в край фото, как на первой из представленных фото:



Не кадрируйте тело по суставам. В случае с коленями, к примеру, лучше обрезать фото либо чуть выше, либо чуть ниже. В противном случае снимок приобретет нелепый вид.



Следить за равновесием на фотографии. Не оставляйте большие пустые фрагменты - лучше сосредоточьтесь на модели. При кадрировании сдвиньте ее ближе к центру, тогда фото станет более уравновешенным.



Вы узнали все основные правила кадрирования портрета. А это значит только одно - настало время переходить к практике. Выберите фотографию и загрузите её в программу «ФотоМАСТЕР». На панели сверху кликните по разделу «Композиция». Выберите в меню справа опцию «Кадрирование» и приступайте к работе!


Шаг 1. Выберите сетку

Для вашего удобства в программу встроена подборка сеток, которые сделают процесс кадрирования фото максимально комфортным, быстрым и, самое главное, правильным. При работе с портретом лучше всего подойдут варианты «Золотое правило» и «Правило трех». Во время расположения фото ориентируйтесь на линии, находящиеся поверх изображения. Cнимок станет намного эффектнее, если глаза модели расположены на уровне верхней черты.

Если взгляд модели направлен в сторону, то постарайтесь расположить ее рядом с одной из крайних вертикальных линий. Фотография станет намного динамичнее и интереснее!



Также можно использовать сетку «Диагональ». Этот принцип построения композиции хорош тем, что ведет взгляд зрителя через всю фотографию. При использовании этой сетки расположите все основные элементы на фотографии по диагонали. Например, от верхнего правого угла к левому нижнему:



Если вы хотите сосредоточить внимание зрителя на чем-то конкретном на портрете, то с задачей поможет справиться сетка «Золотая спираль». Она также присутствует в программе «ФотоМАСТЕР». Расположите в центре спирали фрагмент фото, на котором хотите сделать акцент. Например, в данном случае это переносица и глаза девушки:


Шаг 2. Настройте границы

При необходимости используйте готовые пропорции фото из каталога: 1:1 (квадрат), 16:9 (кино), 3:2 (iPhone), 4:3 (iPad) или 5:4. Если вы хотите взять за основу изначальные пропорции, то просто выберите соответствующий пункт в списке, тогда программа автоматически создаст рамку специально под ваше фото. Руководствуясь правилами кадрирования фото, ухватитесь мышкой за подсвеченную область и передвиньте ее в нужное вам место.



Вы можете вручную менять размер рамки, добавленной поверх фото: просто потяните любую из линий в нужную вам сторону, тогда эта граница тут же будет скорректирована. Также вы можете повернуть фотографию. Эта функция пригодится в том случае, если на снимке завален горизонт и вам нужно его выровнять.


Шаг 3. Сохраните изменения

Когда работа будет завершена, кликните по кнопке «Применить». Фотография будет мгновенно кадрирована. При необходимости вы можете скорректировать уже произведенную разметку: для этого не надо отменять внесенные правки, достаточно просто вновь вернуться в меню «Кадрирования» и внести желаемые изменения. Далее вы можете улучшить снимок: например, интересно будет смотреться под ретро или рисунок.

Теперь вы легко сможете создать эффектный портрет. Ведь всё, что для этого нужно - установить на свой компьютер программу «ФотоМАСТЕР», кадрировать фотографию и улучшить ее с помощью других инструментов редактора.


Разговоры или рассуждения о правилах кадрирования портретов всегда наталкиваются на несколько непреложных истин, бытующих в головах обывателей и необученных новичков.

Истины противоречат друг другу, и каждая из них имеет преданных фанатов. Они гласят следующее:

  • Нельзя кадрировать портреты так, как хочется. Кадрировать нужно по правилам.
  • Кадрировать нужно так, как считаешь нужным. Правил не существует. Ты художник, ты так видишь.

По мере изучения фотографии и искусства фотографии сторонники каждого из лагерей вызывают все больше смеха.

О правилах кадрирования

Я готов поспорить, что разбираясь с этим вопросом, вы наталкивались на подобные картинки. Рисунок наглядно демонстрирует как нужно кадрировать портрет, чтобы было красиво и правильно.

Это работает и тот результат, что у вас получиться, можно считать портретом. Но возникает резонный вопрос, а зачем так кадрировать? Ради чего? Ради того, чтобы получить правильный и до ужаса статичный снимок?

Именно на это обстоятельство напирают сторонники отрицания общепринятых правил кадрирования. Они правильно указывают на статичность получаемых фотографий. Но то, что в свою очередь демонстрируют фотографы, отрицающие классическое правильное кадрирование, снимками назвать сложно. Этакий композиционный хаос под соусом эмоций, якобы нахлынувших на фотографа.

Несколько разверну мысль. В одной из статей, разъясняющих новичкам за правила кадрирования, я встретил снимок этой чернокожей девочки. Описание к снимку позабавило.


"На снимке - пространство от середины лба до середины шеи. Кадрирование портрета крупным планом - это самая сложная работа для фотографа, ведь нужно передать эмоции человека, прочувствовать его. Перед тем, как делать такие фото, стоит пообщаться с моделью, «раскрыть» ее для себя. Сложность еще заключается в том, что при такой крупной съемке видно все дефекты кожи, и об не стоит забывать. И самое важное - глаза всегда должны быть в фокусе."

Согласитесь, описание практически бессмысленное. Самое забавное заключается в том, что композиционное решение фотографа приняли за свободное от правил кадрирование. Посмотрите, почему Gunnar Salvarsson кадрировал так свою Village Girl:


Фотограф пренебрег правилами кадрирования и заполнения кадра ради усиления эмоциональности взгляда ребенка. Подобный композиционный прием, заключающийся в расположение глаза на центральной оси кадра, давно известен и широко применяется опытными фотографами. Любое иное кадрирование или построение кадра превратит этот великолепный снимок в обычную фотографию.

К чему я веду? Нельзя отрицать правила кадрирования ради отрицания. Вы должны понимать, чем жертвуете и ради чего, как это проделано на вышеописанной фотографии. Если вы пренебрегаете правилами кадрирования портретов и не добавляете никакой художественной или эмоциональной составляющей, то вы получите лишь плохо скадрированный снимок. Иллюстрацию к разделу "ошибки начинающих фотографов". И никакие оправдания в стиле "я художник, я так вижу" приняты не будут.

Плохая фотография остается плохой вне зависимости от личности ее творца.

Позволю себе дать маленький совет: кадрируя портрет, задумайтесь. А что вы видите? Художественный образ? Эмоциональное переживание? Так сделайте все, чтобы усилить эмоциональность и художественность. Не смотрите на то, правильно ли вы обрезали локоть, и осталось ли место для взгляда. Ценность портрета заключается в его эмоциональности и силе воздействия на зрителя.

Во всех остальных случаях, кадрируйте портреты правильно. Не нужно ухудшать тот портрет, что уже выглядит обычным и не представляет художественной ценности.

Все мы знаем об инструменте «кадрирование» в программе Adobe Photoshop и других графических редакторах. Этот инструмент позволяет обрезать все слои документа согласно выбранной области. Но не все знают, что в умелых руках этот инструмент может преобразить фотографию так, что перед нами предстанет произведение искусства, а не просто любительское фото. И наоборот, неправильное использование кадрирования может испортить хорошую работу. В сегодняшней статье я бы хотела поговорить о правилах кадрирования фотографий с людьми.

Для начала, предлагаю всем своим читателям вспомнить о незыблемых правилах композиции, о которых я писала в своей статье «». Понимание этих основ поможет лучше понять и правила кадрирования.

Так же небольшая памятка для новичков Photoshop. Кадрировать документ можно несколькими способами. Первый – с помощью специализированного инструмента Crop (Кадрирование) – он позволяет выделить необходимые прямоугольные или квадратные границы кадрирования. После нажатия клавиши Enter и подтверждения действия – кадрирование обрезает все слои документа под выбранный размер. Так же можно воспользоваться инструментом «Прямоугольное выделение » для того чтобы обозначит границы кадрирования и выбрать пункт меню «Изображение — Кадрировать »

Теперь перейдем к самой сути вопроса. В данной статье я хочу рассказать о тех правилах кадрирования, к которым чаще всего прибегаю в своей работе. Естественно, это будет не весь список возможных вариантов, так как в любом случае можно придумать что-то новое. Уместным здесь будет повторить слова известного фотохудожника Стивва Маккари из вышеупомянутой статьи о композиции «Правила – это важно, но никто не мешает вам нарушать эти правила в поисках собственного стиля». Главное, чтобы этот поиск не привел к невежеству! Это уже мои слова, поэтому…

Правило 1. Старайтесь «НЕ резать» фотографии по суставам. Это создает иллюзию ненужных границ, переломов в теле. Как правило, для кадрирования выбирают следующие части: лицо крупным планом (об этом подробнее чуть позже), голова и плечи, по грудь, ниже линии талии, выше колен, и в полный рост, избегая при этом кадрирования по суставам. Лучше всего это продемонстрирует следующее изображение.

Правило 2. Соблюдайте равные отступы. А вот тут уже посложнее, так как достаточно сложно определиться, какие границы считать точкой отсчета для этих самых отступов. Как правило, это границы черт лица, например, линия подбородка, линия губ или линия бровей, или контрастные по цвету элементы, например, линия шапки или линия мочки уха, на которую падает локон темных волос. Опять же посмотрим, как это происходит на практике.

Как вы видите на изображении выше, границами для отступов нам послужили следующие линии. По горизонтали — линия подбородка, линия лба с контрастным переходом на волосы. По вертикали – линия левой брови и линия контрастной, затемненной пряди волос (где явно виден световой переход).

Правило 3. Избегайте эффекта бесконечной шеи. Если вы берете крупный план головы и шеи, то лучше к нему добавить и элемент одежды или плечи, в общем сделать так, чтобы шея казалась законченной.

Правило 4. Пользуйтесь правилом двух третей при кадрировании портретов с фоном, не забывая об отступах.

Кстати говоря, в инструмент Crop уже заложено правило двух третей. Обратите внимание на сетку, которая появляется при использовании этого инструмента. Диапазон уже разбит на 9 равных частей.

Эти простые 4 правила я использую при кадрировании фотографий. Они позволяют сделать работу гармоничной и презентабельной, а это очень важно при наполнении, например, сайта контентом. Ведь общее впечатление о площадке и тем более о его покупательской способности складывается не только благодаря красоте и дизайнерским штучкам, но и таким простым вещам как фотографии, наполняющие сайт. И тут все должно быть правильно.

Доброго вечера всем моим читателям. Этот урок я пишу, так как и обещал в своей . И сегодня мы рассмотрим на примерах как же правильно кадрировать фотографии. Будем пользоваться мы , так как он мне нравится в этом деле больше фотошопа. Да и как я уже объяснял Вам.

Возьму я фотографию парня в полный рост и на основе этого фото буду показывать как правильно и не правильно кадрировать, чтобы Вы сами могли заметить разницу и больше не допускали ошибок. А то что толку, что я напишу: “Так делать нельзя”? Вообще, правил кадрирования существует множество, но в данной статье мы рассмотрим только основы.

Для того чтобы Вам лучше воспринималось, я сделал два маленьких коллажика. Но, для начала я расскажу как, вообще, можно кадрировать (основы).

1. Портрет по плечи

Один из самых тяжелых видов портретов. Ведь большинство кадра занимает модель и каждый недочет будет виден. Да и с помощью подобных портретов, фотограф должен показать душу человека, его эмоции. А это, поверьте, не так уж и легко сделать. Но, вернемся к кадрированию. Оставлять в кадре нужно только голову и плечи, а фотографировать нужно на уровне глаз.

2. Портрет по пояс

Один из самых распространённых видов портрета. Главное, в данной ситуации не обрезать части тела по суставам. Особенно не стоит забывать о кистях. Если в кадр попадает кисть, то её нужно показать целиком.

3. Кадрирование выше колен

Главное не обрезать колени и фотографировать с уровня подбородка.

4. Кадрирование ниже колен

Опять же, колени ни в коем случаи не обрезать. И когда фотографируете данные портреты, рекомендую использовать объективы с фокусным расстоянием от 50mm. Иначе жутко искажаются пропорции. Но, честно говоря, я сам не любитель так кадрировать, только в исключительных случаях.

5. В полный рост

Раздолье! Можете показать человека полностью. В чём он одет, что он делает, чем они живет!

Но, опять же, мой Вам совет – не использовать широкоугольные объективы.

Но, я всегда говорил, что правила созданы чтобы их нарушать, но чтобы нарушать, их нужно хотя бы знать. И осознанно нарушать, что многие профессиональные фотографы и делают иногда. И я не зря подчеркнул слово “профессиональные” :)

“Учите правила как профи, чтобы потом нарушать их как мастер своего дела.” Пабло Пикассо

Эти слова как нельзя точно описывают процесс обучения фотографии. Нужно знать все правила фотографии, чтобы уметь их мастерски нарушать и получать снимки, которые выделяются из основной массы. А в этом уроке фотографии мы разберем как лучше производить кадрирование портрета по правилам или нарушая их.

То, как я обрезаю свои портреты, так же важно в определении моего стиля, как и выбор объектива, способ освещения и постобработка моих файлов. Я уверенна, что способ обрезки может изменить кадр из «мэ-э» в «удивительно».

Я всегда обрезаю снимок ниже колена, до середины бедра, на талии, по предплечью или через верхнюю часть головы . Если я собираюсь обрезать по талии, то обычно прошу модель поднять руки так, чтобы не пришлось их обрезать.

Я избегаю делать обрезку по любому из суставов тела. Это включает пальцы рук и ног, локти, колени и запястья. Я также думаю, что обрезка по подбородку модели выглядит странно.

Это заняло у меня много лет проб и ошибок, изучения работ моих любимых фотографов, чтобы узнать, что на самом деле существует несколько золотых правил обрезки, которым стоит следовать. Единственное, что имеет большое значение, так это визуальное воздействие моих портретов и то, как привлекательно выглядят на них люди.

Во всех правилах есть исключения, и мир искусства взорвался бы, если б эти правила постоянно не поддавались сомнению и не нарушались. Пабло Пикассо, Винсент Ван Гог и Джексон Поллак являются примерами художников, нарушивших все правила в книге «как правильно рисовать», и в свое время они были высмеяны другими художниками и критиками, а сейчас их работы бесценны. Они изучали обычные правила живописи своего времени, а затем отправлялись нарушать эти правила и создавать свой авторский стиль. Вот интересно, они когда-нибудь задумывались о том, чтобы поменять цвет волос, чтобы выглядеть, как Мадонна …

Мой стиль съемки, освещения, позирования и постобработки развивался и развивался на протяжении многих лет, но способ обрезки моих изображений остался прежним.

#1 Ка дрирование в камере при компоновке кадра.

Обрезка в камере в основном означает, что вы компонуете и делаете снимок именно так, как хотите, чтобы он выглядел в итоге, а не снимаете свободно, чтобы обрезать в процессе постобработки. Для этого есть две причины.

Во-первых, изображения, обрезанные в камере, выглядят совершенно иначе, чем те, что обрезаны после. Заполнение кадра и плотная обрезка означает, что у вас получится прекрасное размытие заднего плана (боке), которое удалит все отвлекающие элементы, обращая больше внимания на вашу модель, что всегда очень хорошо.

Другое преимущество кадрирования в камере при компоновке кадра состоит в том, что размер файла не изменяется. Свободно снятое изображение может в итоге оказаться лишь 10-15% от полного размера; так файл размером 30 MB при плотной обрезке может быть уменьшен до 3 MB. Меньшее разрешение изображения содержит меньше деталей и не будет настолько резким, как изображение в полном размере.

#2 Не обрезайте по изгибам

Я думаю, что обрезка по середине бедра визуально выглядит приятнее, чем по линии колен. Вид только части колена, где заканчивается платье, тоже выглядит неопрятно.

Есть также определенные способы позирования, помогающие сделать так, чтобы тело выглядело более привлекательно. Я всегда ищу способы разместить моих моделей таким образом, чтобы вытянуть тело; это лучше, чем обрезать некоторые части тела. Я стараюсь подчеркнуть их лучшие стороны, и спрятать или уменьшить видимость не самых сильных сторон.

В качестве общего правила, я обрезаю так, чтобы вытянуть и сделать тело более привлекательным. Обрезка на коленях, талии, локтях, пальцах ног и рук, лодыжках и запястьях может привести к тому, что модель будет выглядеть приземистей. Обрезка рук или ног сделает так, что модель будет выглядеть квадратной или больше, чем есть на самом деле.

#3 Избегайте кадрирования по подбородку и держите глаза в верхней трети кадра

Размещение глаз в верхней трети кадра визуально лучше, чем обрезка по подбородку, что лично для меня выглядит так, будто я недосмотрела во время съемки, и визуально такая обрезка (вверху слева) выглядит некрасиво.

Я пришла к выводу, что мои портреты выглядят лучше, когда глаза модели расположены в верхней трети кадра. Обрезка по подбородку для меня также диссонирует, как и чеснок в мороженном.

Это оригинальный кадр, который я сделала для обложки своей книги «Портреты – Замечательные позы». Я не была уверенна, какую часть кадра мы используем, поэтому снимала шире, а также оставила место слева для текста и других изображений.

Финальный снимок был обрезан очень плотно, потому что мне показалось, что наличие рук в кадре выглядит слегка неряшливо. Я обрезала изображение, разместив глаза в верхней трети кадра, так как визуально это самый сильный вариант.

#4 Давайте себе варианты

Бурное развитие социальных медиа радикально изменило мой стиль съемки портретов. Когда клиент заказывал мне фотосессию еще несколько лет назад, я снимала преимущественно в вертикальной ориентации. Теперь я делаю скидку на веб-сайты и социальные медиа-платформы, которые работают как с вертикальными, так и квадратными и горизонтальными изображениями.

Обычно я начинаю с вертикально ориентированными портретами, а затем поворачиваю камеру, чтобы сделать несколько горизонтальных.

Я обычно располагаю модель так, чтобы заполнить левую или правую треть кадра. Это делает портрет более интересным и визуально динамичным. При этом иногда я заполняю кадр по центру, так как очень люблю, как это выглядит.

Также мне нравится обрезка по верхней части головы, но это далеко не для всех, поэтому я всегда снимаю несколько вариантов с пространством над головой.

Вы никогда не знаете, когда понадобится финальное изображение – через пару недель или пару лет – так что я думаю, неплохо планировать наперед. Это займет всего пару минут, чтобы сфотографировать немного шире, вертикально и горизонтально в конце каждой установки.

#5 Обрезайте так, как считаете нужным!

Используйте это предложение в качестве отправной точки и ищите стиль, который подойдет именно вам. Начните с портрета во весь рост и попробуйте обрезку по традиционным правилам, а затем переходите к нарушению этих самых правил и посмотрите, что вы предпочитаете наиболее.

Каждый человек, локация и поза, которые вы фотографируете, всегда будут разными, так что не бойтесь экспериментировать и создавать свой авторский стиль. Единственный вопрос, который я задаю себе при обрезке фотографий, это «Такая обрезка выглядит как задуманная, или как ошибка?».

Иногда буквальное следование правилам сделало бы мои портреты визуально неприглядными. Например, я фотографирую модель в одежде с рукавом 3/4 и обрезаю по точке, которая технически правильная, оставив немного руки ниже рукава. Это выглядит, как ошибка, и было бы лучше обрезать чуть выше, чтобы кожи не было видно.

Чем больше вы будете снимать, тем больше будете понимать, что вам подходит. Если вы все еще не уверенны, сделайте два варианта и сравните их.

Вы можете также намеренно создать серию раздражающих портретов, потому что они вызывают эмоцию.

Узнайте, как получать профессиональные фотографии со вспышкой снятой с фотокамеры.

Кликните на картинку ниже.