Практическое применение масок яркости в Photoshop. Применяем яркостную маску в фотошоп

.

Далее насыщенностью буду называть обычную фотошоповскую цветовую насыщенность, saturation . При обработке иногда хочется увеличить или уменьшить диапазон насыщенностей разных мест картинки. Например, на тусклом зимнем пейзаже каким-то цветным объектам насыщенность добавить, а окружающим снежным просторам снизить, а то ведь снег часто слишком синий. Подобные вещи нетрудно сделать, если суметь выделить наши объекты. Нынче модны и часто встречаются сюжеты, где автор успешно делает цветовую операцию с единственным чётко обособленным объектом - делает его насыщенным, а остальное десатурирует; но лассо - не наш путь. Ведь мы хотим суметь сделать что-то подобное и, например, с синеньким домиком, проглядывающим сквозь густое сплетение слабоокрашенных заснеженных веток.

В таких (и наверное в каких-нибудь ещё) случаях хотелось бы уметь создать маску для выделения насыщенных областей, полученную не ручным инструментом выделения, а автоматически из самого исходного изображения. Разумеется, потом эту маску можно как угодно подчищать и, например, регулировать кривыми. Вот собственно и вся постановка вопроса. Далее предлагается конкретный вариант такой автоматизации. Мне ни разу не встречались в книжках или интернете ни этот вариант, ни другие; но вероятно они существуют. Было бы интересно увидеть ссылки, сравнить.

Буду говорить только для RGB . Итак, мы хотим выделить цветонасыщенные области на картинке. Будем исходить из такой трактовки: насыщенные области - это места, где велики разности цветовых каналов. Эту трактовку предлагаю без доказательства, просто потому, что в ненасыщенных серых точках все три канала равны. Поэтому заслуживает проверки такой алгоритм: составить все попарные разности каналов и сложить их модули. Отмечу, что попарных разностей всего три; знаки в ФШ неразличимы, т.е. в качестве разностей каналов сразу и получаются модули. Сами разности легко реализуются режимом "разница" для слоёв, после копирования содержимого цветовых каналов RGB в отдельные слои. Последующее их суммирование нужно делать на чёрный нижележащий слой в режиме screen, в переводе его именуют иногда "экран", иногда "осветление".

Можно сказать и так: мы попытаемся создать картину, которую выдал бы нам ФШ в канале S , если бы смог перевести наше изображение в цветовую модель HSB .

Приведенные соображения не являются научным изысканием, имеют чисто практическую направленность и конечно же требуют проверки реальностью - будет ли возникать слой, содержащий более или менее яркие области в зависимости от насыщенности исходного изображения в этих областях. Проверка была сделана, и результат показался мне весьма успешным. Составив в ФШ указанные разности и соответственно их сложив, лично и многократно убедился, что уверенно получаю карту насыщенности для любой картинки; её-то и следует далее использовать в качестве желаемой маски выделения. Для использования её можно поместить в альфа-канал или слой-маску. Подгонка этой карты уровнями или кривыми - большое удовольствие, можно акцентировать нужные области весьма гибко. Ну а потом раздельно регулировать насыщенные и ненасыщенные области действительно очень удобно.

Разумеется, для удобного систематического употребления предлагаемой операции нужно сделать соответствующую макрокоманду . Буду называть макрокомандой то, что в конкретных версиях ФШ называется либо action , либо действие , либо операция . Через меню Oкно в палитре (специальном окне) макрокоманд получаем доступ к разнообразным манипуляциям с ними. В том числе, имеется возможность самому создать (записать) макрокоманду; в результате этого она будет присутствовать в палитре с возможностью её выполнить. Всегда можно и сохранить макрокоманду в отдельном файле с расширением ATN . И также всегда можно загрузить макрокоманду из подобного файла; это и предлагается сделать читателю данной статьи, скачав предварительно к себе файл satur_nabor.atn . В этом файле сохранена в двух вариантах (для ФШ_CS2rus и для ФШ_7rus) макрокоманда создания маски насыщенности по намеченному ранее алгоритму. Для желающих вникнуть подробнее привожу комментарии к отдельным шагам макрокоманды, для варианта CS2.

При практическом опробовании обоих вариантов нашей макрокоманды они давали, естественно, одинаковый результат. При этом вариант, подготовленный для ФШ_7rus, успешно работал и в среде ФШ_CS2rus; а вот вариант для CS2 был работоспособен только в среде CS2. При успешном прохождении процесса возникает один новый слой black в оттенках серого; на нём более светлые области соответствуют более цветонасыщенным областям исходного изображения, независимо от самих цветовых оттенков.

Итак, скачайте файл satur_nabor.atn и примените к нему команду Загрузить в Палитре макрокоманд . Станут доступными наши макрокоманды, и для любой картинки можете выполнить тот или другой вариант; они названы satur_CS2 и satur_PS7.

Теперь на упрощённом примере рассмотрим возможный вариант применения маски, полученной с помощью нашей макрокоманды. На рисунке видим исходное (слева) и обработанное (справа) изображение. Более цветонасыщенные области исходного изображения мы сделали действительно насыщенными. А при желании могли бы наложить на них какую-нибудь текстуру или, например, перекрасить в другой цвет.

Уточним цепочку выполненных действий.

На Рис.1 отображена ситуация, когда мы только что дали команду Выполнить для операции satur_CS2 . В результате в палитре слоёв наблюдаем появление слоя black , где более светлые области соответствуют более окрашенным частям исходной картинки.

Мы хотим использовать содержимое слоя black в качестве маски для выделения этих самых областей. Один из вариантов - поместить содержимое слоя black в отдельный канал и затем загрузить выделенную область именно из этого канала. Так мы и поступим; но предварительно сделаем нашу маску более контрастной. Рис.2 иллюстрирует наш следующий шаг, где с помощью настройки кривых мы заставили нужные области ярко светиться на тёмном фоне. Это уже реальная заготовка для маски, причём возможна и подчистка её кистью, да и вообще любыми инструментами.

После этого забираем содержимое слоя black в буфер обмена, а сам слой black удаляем.

Теперь наша задача - поместить изображение из буфера в отдельный канал. На Рис.3 видим ситуацию после того, как в палитре каналов выполнена команда создания нового канала и сделана вставка из буфера обмена. Наша маска разместилась в канале с шаблонным названием по умолчанию Альфа1 . Нам важно то, что теперь в меню Выделение будет доступна команда загрузки выделенной области из этого канала.

Итак, слой black удалён, в документе снова только исходная картинка. Рис.4 показывает наш следующий шаг - загрузка выделенной области из нашего канала Альфа1 . Светлым областям маски будут соответствовать выделенные области картинки.

После этого они в нашей власти. Рис.5 отображает акцию повышения насыщенности. А если мы пожелаем уменьшить насыщенность остальной части картинки, то легко перейдём к её выделению, применив к нашей выделенной области команду инверсии. На этом наша обработка успешно завершена.

Разумеется, это был всего лишь схематический пример.

Вступление

Маски яркости являются краеугольным камнем настройки на основе тонов изображения. Эти маски обеспечивают удобный способ выделения конкретных тонов в изображении, которые затем могут быть изменены пользователем. Они способны преодолевать недостатки тональных значений, которые были зафиксированы камерой или пленкой, и поправить тона, сдвинутые во время коррекции изображения. Помимо упрощения этих стандартных настроек, маски яркости также способствуют индивидуальному подходу к интерпретации света. Маски яркости делают захваченный свет невероятно гибким и тем самым обеспечивают фотохудожника уникальными возможностями по использованию Photoshop для отображения его личного видения через фотографию.

Я использую маски яркости в каждом фото, которое я делаю, обычно по нескольку раз. За эти годы я создал несколько различных версий маски, которые сделали их более полезными. Несмотря на то, что маски яркости созданы в Photoshop, они не доступны из выпадающего меню и не могут быть созданы с помощью инструментов в палитре инструментов Photoshop. В этом уроке будет описано, как создать маски с помощью Photoshop, и основной способ их использования. Две основные маски "Lights" и "Darks" сравнительно легко создать. Но далее это становится все более сложным. В уроке будут объяснены все шаги. Сначала важно понять основы создания маски яркости и выделения тонов на ее основе. Чтобы эффективно использовать маски в рабочем процессе Photoshop, лучше создать набор экшенов Photoshop, чтобы все делать нажатием клавиши. Экшены значительно упрощают процесс создания масок, пару кликов и все готово.
Выше приведено изображение песчаника, обработанное методами, описанными в данном уроке. Также для создания этого изображения были использованы Luminosity painting (рисование светом) (более продвинутый способ использования масок яркости, обсуждается в другом уроке на этом сайте) и saturation masking (маска насыщенности).

Основная маска - "Lights"

Маски яркости являются не более чем выделением на основе значения яркости изображения. Основная маска яркости, которая называется "Lights", выбирает пиксели пропорционально их яркости в изображении. Существуют три различных способа создания этой основной маски яркости (рис. 1). Я перечислю все три варианта, но вам нужно всего лишь выполнить один из них для создания выделения.

1. Alt-Ctrl + ~. Удерживая нажатыми клавиши Ctrl и Alt нажмите клавишу "тильда", которая расположена слева от цифры "1" на клавиатуре с американской раскладкой. Если у вас нет такой клавиатуры, используйте альтернативные способы 2. или 3. При использовании CS4 эта опция теперь Alt-Ctr + 2.
2. Ctrl + клик канала RGB. Удерживая клавишу Ctrl нажмите на миниатюрное изображение канала RGB.
3. Перетащите канал RGB на кнопку Load Selection в нижней части палитры каналов.

На изображении появляется дорожка бегущих муравьев, показывающая выделение (рис. 2). Так как это выделение основано на яркости изображения, бегущие муравьи появляются только вокруг пикселей, яркость которых эквивалентна 50% серого или ярче. Обсудим этот вопрос более подробно позже. Пока должно быть очевидно, что бегущие муравьи ограждают светлые области изображения.

После того как вы создали выделение светлой области изображения, хорошо бы сохранить его. Для этого:

1. Нажмите кнопку Save Selection в нижней части палитры каналов. В палитре каналов появится канал с названием "Alpha 1" (рис. 3).
2. Дважды щелкните на название "Alpha 1" и переименуйте в "Lights", а затем нажмите клавишу ВВОД, чтобы изменения вступили в силу (рис. 4).
3. Нажмите RGB канал, чтобы сделать его активным и восстановить цветность изображения (рис. 4).
4. Нажмите Ctrl + D, чтобы снять выделение.

Я обещал более подробно рассмотреть практическое применение двух последних, но решил сосредоточиться на одном. При восприятии окружающего мира распределение яркостей для нас гораздо более значимо, чем распределение цвета, поэтому наш сегодняшний герой — Luminosity. Задача этой статьи не просто описать три примера обработки, но показать логику рассуждений при выборе тех или иных инструментов и приемов коррекции.

Как всегда, желающие одновременно с чтением «покрутить файлы» могут скачать послойный psd (50,7 мб) разбираемых примеров.

В прошлый раз мы разобрали пример с малиной. Каждый из трех каналов обрабатывали как отдельное черно-белое изображение, ориентируясь только на изменение яркости в нем, но никак не учитывая соотношения яркостей в каналах, то есть цвет картинки. А добившись оптимальных изменений яркости, избавились от нежелательных изменений цвета, наложив результат коррекции на исходник в режиме Luminosity.

И тут нас поджидал сюрприз: наложение одной и той же картинки в Lab дало гораздо более аккуратный результат, чем в RGB. Происходит это потому, что модель HSB (на которой базируются цветовые режимы наложения при работе в RGB) достаточно примитивна. В отличие от Lab она не дает честного разделения яркостной и хроматической составляющих. Поэтому результат наложения в RGB получается не таким аккуратным, как в Lab.

Если вам интересны подробности, почитайте уже упоминавшуюся мною статью Александра Войтеховича «Повесть о цветовой насыщенности» . Для практического использования можно дать простую рекомендацию: собираясь делать наложение в режимах Color или Luminosity, попробуйте сделать это в Lab. Чем насыщеннее цвета в изображении, тем больший выигрыш принесет такой шаг.

Раздельное управление контрастом

Перед нами симпатичное зимнее фото лисы. Фотограф хорошо поймал момент прыжка и выбрал удачное для съемки время: низкое солнце подчеркнуло объем всех объектов. Я привел это изображение к полноконтрастному и установил цветовой баланс. Цвета меня устраивают, но в этой картинке есть одна особенность, которая мне совсем не нравится.

Низкое солнце прорисовало не только формы лисы, но и разложило на неровной снежной целине много теней. А камера честно их зафиксировала. Одна беда: человек, находящийся на месте камеры, не воспринял бы эти тени так явно. При взгляде на сцену мозг выделяет основной сюжетно значимый для нас объект и фильтрует детали фона, делая его менее контрастным.

То есть, наблюдая эту сцену в реальности, мы увидели бы более контрастную лису на менее контрастном фоне. Вот и задача для коррекции: поднять контраст лисы, понизив контраст теней на снегу. Давайте опишем, каким условиям должны удовлетворять каналы, чтобы мы могли ее решить.

Условие первое. Раз мы собираемся поднимать контраст лисы, она должна быть правильно проэкспонированной и иметь хорошую детализацию. Проще говоря, ее яркость должна быть по возможности близка к средней.

Условие второе. Чтобы по-разному менять контраст объектов (повышать для одного и понижать для другого), они должны лежать в разных тоновых диапазонах. В этом случае можно будет обойтись простой тоновой кривой, увеличив ее крутизну в занимаемом лисой диапазоне и уменьшив в диапазоне, где лежит снег.


Посмотрим на каналы. В красном канале лиса хоть и светловата, но достаточно детализирована. Однако она лежит в том же тоновом диапазоне, что и снег. Попытка притемнить лису и сделать ее более контрастной приведет к затемнению теней на снегу и повышению их контраста. А это в наши планы не входит. Красный канал не удовлетворяет второму условию.


В синем канале снег и лиса разнесены в разные тоновые диапазоны, но сама лиса слишком темная. Ее не получится осветлить до нормальной яркости, а повышение контраста усилит не только весьма слабую детализацию, но и шум. Синий канал не удовлетворяет первому условию.


А вот зеленый подходит по всем статьям. Он является средним по яркости для оранжевого цвета, поэтому лиса проэкспонирована в нем наилучшим образом и лежит в диапазоне от тричетверть- до полутонов. Снег в основном светлее полутонов. Таким образом, зеленый канал удовлетворяет обоим условиям.


Нет смысла обрабатывать все три канала и потом усреднять результат, если задачу решает только один, а два других лишь мешают. Поэтому мы не будем применять поканальные кривые и переключаться в Luminosity (как делали с малиной), а используем зеленый канал в качестве заготовки для яркостного наложения. Создаем новый слой (Green_Channel ) и при помощи команды Apply Image закидываем на него содержимое зеленого канала.


Curves 1 ). Поднимаем контраст в диапазоне от тричетверть- до полутонов. Лиса в зеленом канале была темнее, чем надо, поэтому повышение контраста выполняем за счет осветления полутонов. При этом в четвертьтонах крутизна кривой уменьшается — контраст снега падает.

Чтобы сделать снег еще более равномерным, поставим дополнительную точку и вернем на место кривую в высоких светах. Таким образом, падение контраста сосредоточится в четвертьтонах и фон «разгладится».


Объединяем слои Green_Channel и Curves 1 в группу (New_Luminosity ) и меняем ее режим наложения на Luminosity. Лиса получается слишком объемной, а снег чересчур гладким. Картинка изменилась в нужную сторону, только сильнее чем хотелось бы. Быстро ослабить воздействие поможет уменьшение непрозрачности.


Только нужно решить непрозрачность чего уменьшать: группы New_Luminosity или корректирующего слоя Curves 1 ? Уменьшение непрозрачности — это усреднение между конечным и начальным вариантом изображения. Конечный вариант у нас один, а начальные разные. Если уменьшать непрозрачность группы, мы будем возвращаться к чистому исходнику, а если слоя кривых — к яркостному наложению на исходник зеленого канала.

Просто нужно выбрать, какая из начальных картинок вам больше нравится и насколько надо к нему вернуться. Я выбрал второй вариант и уменьшил непрозрачность корректирующего слоя Curves 1 до 50%. Изображение готово, а мы еще раз закрепим рассмотренные идеи.

Идея первая. Для быстрого и простого раздельного управления контрастом объектов (повышение контраста одного при понижении другого) необходимо найти или получить при помощи смешивания заготовку, на которой эти объекты лежат в разных тоновых диапазонах.

Идея вторая. Для эффективного повышения контраста объекта и подчеркивания его детализации необходимо найти заготовку, на которой этот объект будет наилучшим образом проэкспонирован. Проще говоря: не будет чересчур светлым или темным.

Идея третья. Это вопрос формализации при анализе. Я регулярно задаю его слушателям на занятиях: что изображено на этой фотографии? Лиса на снегу — слишком узкий ответ. Я предлагаю мыслить и делать оценки «в котах» (единицы измерения пошли от трех котов, приведенных Маргулисом в своей книге). Итак, на этой фотографии мы видим рыжего и белого кота.

А под определение «рыжий и белый кот» попадает очень много сюжетов: это и апельсин на светлой скатерти, и невеста в белом платье, да и вообще вся портретная фотография. При анализе изображения переходите от конкретного сюжета к его формализованному описанию. Это позволит быстрее находить нужные каналы, определять тоновые диапазоны и подбирать подходящую методику обработки.

Теперь вы знаете, как понизить контраст платья невесты (сделать его более чистым и гладким), сохранив или даже усилив контраст лица. В свадебной фотографии сейчас это в моде, но в жизни чаще приходиться решать обратную задачу: вытянуть слишком светлое платье, не уронив лицо. Можно воспользоваться Shadow/Highlight, но он принесет ореолы. Как решить эту задачу без появления ореолов и при каких условиях это получится сделать, мы обсудим в следующий раз.

Одновременное повышение контраста

На примере этого незатейливого пейзажа мы рассмотрим обратную задачу — как поднять контраст всех объектов одновременно. На этой картинке я хочу: осветлить холм и поднять его контраст, чтобы лес смотрелся более «пушистым»; осветлить луг, чтобы придать ощущение яркого солнечного дня; сохранить небо, не допустив его разбеливания и падения контраста.


Приведенная кривая, повышающая яркость в тенях, решит две из трех поставленных задач. Холм, лежащий в тенях и тричетвертьтонах, станет светлее и контрастнее. Луг, лежащий в средних тонах, станет ярче. Однако лежащие в четвертьтонах и светах небо начинает разбеливаться и терять контраст деталей.

Перед нами классические три кота: холм — черный кот, луг — средний кот, небо — белый кот (я оцениваю яркость, поэтому могу оперировать монохромными котами). Каждый из этих объектов занимает достаточно узкий тоновый диапазон, но вместе они перекрывают его весь. Невозможно одновременно поднять контраст трех разных котов в одном кадре.

Выход из этой ситуации простой: надо согнать объекты в более узкий тоновый диапазон. Если черный кот станет темным и освободит тени, а белый станет светлым и освободит света, можно будет поднять контраст в средних тонах. Нам нужна максимально однородная по яркости заготовка, на которой каждый объект будет достаточно контрастным. Идем в каналы.


Холм темный во всех каналах, поэтому согнать с места черного кота не получится. Остается затемнение белого кота. Небо самое темное (и, кстати, самое детализированное) в красном канале. Взяв его за основу, мы получим изображение, в котором все три объекта лежат в более узком тоновом диапазоне за счет освободившихся светов.


Создаем новый слой (Red_Channel ) и при помощи команды Apply Image закидываем в него содержимое красного канала.


Выше создаем корректирующий слой кривых (Curves 1 ). Поднимаем контраст в тенях, одновременно осветляя их, равномерно осветляем диапазон от тричетверть- до четвертьтонов, все потери контраста сбрасываем в диапазон светлее четвертьтонов. За небо можно не переживать — в красном канале оно темнее, чем на яркостной составляющей.


Объединяем слои Red_Channel и Curves 1 в группу (New_Luminosity ) и меняем ее режим наложения на Luminosity.


Если изменения кажутся слишком сильными, можно уменьшить непрозрачность или доработать форму корректирующей кривой. Я уменьшил непрозрачность группы New_Luminosity до 50%.

Чудес на свете не бывает. Небо хоть и сместилось в основном в более темный тоновый диапазон, сохранило часть деталей в светах. И самые светлые участки облаков пострадали. Но гораздо проще убрать с них коррекцию мягкой маской с размытыми краями, чем пытаться строить маску, отделяющую холм от неба по четкой границе.

Основную идею этого приема я уже описал: чтобы одновременно повышать контраст разных объектов, необходимо согнать их в максимально узкий тоновый диапазон. В этом примере хватило одного канала. Чаще требуется смешивать несколько каналов или даже применять тонмэперы. Но лучший способ ближе подогнать объекты друг другу по яркости — это более равномерное освещение. Задумайтесь об этом до того, как нажать на спуск, и обработка может существенно упроститься.

Интересно, в Adobe кто-нибудь знает все возможности Photoshop?

Этот вопрос я встретил на каком-то форуме в разделе «юмор». Ну, как известно, в каждой шутке есть доля шутки, и не всегда особенно большая. Многие инструменты фотошопа наиболее эффективно применяются для решения совсем не тех задач, ради которых они были созданы. Возможности Photoshop не в инструментах, а в методах их применения.

Но эффективно применять, а уж тем более придумывать такие методы, не представляя алгоритма работы инструментов, невозможно. Я не говорю про точные формулы (хотя посмотреть на них было бы интересно), но хотя бы общую логику работы понимать надо.

В следующем примере мы разберем работу инструмента Black&White. А заодно посмотрим, как понимание этой логики и четкая постановка задачи по обработке позволяют быстро придумать решение задачи.

Перед вами фотография копии триумфальной арки, построенной в честь возвращения в Москву войск Кутузова (по злой иронии копия эта построена на той дороге, по которой в город входили войска Наполеона). Разрешение экрана не позволяет во всех деталях показать полноразмерные картинки, а вырезать маленькие кусочки не очень хочется, поэтому желающие рассмотреть мелкие детали могут скачать упоминавшийся в начале статьи файл.

Арка имеет богатую фактуру поверхности, начиная от лепных узоров и заканчивая стыками и шероховатостями облицовки. Но стены ее светлые, а свет достаточно яркий, поэтому фактура проявилась слабо. Как подчеркнуть ее?


Стены арки — это светлый слабонасыщенный окрашенный в желто-красные цветовые тона объект. Поднять контраст деталей на светлом объекте могла бы затемняющая средние тона кривая. Но она слишком сильно затемняет изображение, а темные детали арки просто убивает. Нужен инструмент, который затемнит только светлые стены, не затронув изначально темные элементы. Таким инструментом является Black&White, но давайте по порядку.


Вот такой результат дает применение Black&White с настройками по умолчанию. Фотошоп учел яркости исходного изображения, формируя этот стартовый вариант ч/б. Зависимость яркости ч/б от цветового тона исходной картинки не просто учтена, нам предлагается самим задать ее.

Цветовой круг поделен на шесть плавно переходящих друг в друга диапазонов цветовых тонов. Мы можем задавать осветление или затемнение каждого из них. Двинем регулятор Yellows в минус, и все объекты, имеющие желтый оттенок затемнятся. А как учитывается насыщенность цвета? Логично, что на сочно-желтый и слегка желтоватый объекты затемнение должно действовать по-разному.


Чтобы разобраться с этим вопросом, посмотрим на увеличенный фрагмент фотографии. Желтая вывеска и желто-зеленые кроны деревьев — эти объекты имеют насыщенный цвет, попадающий в диапазон желтых цветовых тонов. Стены домов, каменные столбики ограждения и основание арки также окрашены в желтые тона, но имеют слабую насыщенность.


Все объекты имеют близкую к средней яркость, поэтому на стартовой версии ч/б картинки они смотрятся достаточно однородно.


Сдвинем желтый регулятор до -130. Насыщенные объекты (вывеска, деревья) стали черными, а слабо насыщенные только немного потемнели. По этим результатам можно сделать вывод: задаваемое пользователем затемнение и осветление вносится тем сильнее, чем более насыщенным является цвет.

Если попробовать провести аналогию (очень условную) с действием показанной ранее затемняющей кривой, окажется, что насыщенные объекты затемняются так же как изначально достаточно темные, а слабо насыщенные — как изначально достаточно светлые. То есть, для слабо насыщенных достаточно светлых объектов это не столько затемнение, сколько повышение контраста.


Возвращаемся к нашей задаче: поднять контраст деталей на слабо насыщенном достаточно светлом объекте, окрашенном в желто-красные цветовые тона. Создаем корректирующий слой Black&White и задвигаем красный и желтый регуляторы на -130.


Переключаем режим наложения на Luminosity и любуемся, насколько объемнее и рельефнее стала арка, а заодно и дома. Не получается любоваться? Отвлекают темные дыры на месте изначально насыщенных зеленых, желтых и красных объектов? Не спешите хвататься за регулятор Opacity — он не уберет до конца неприятности, но ослабит полезные изменения. Лучше подумайте, по какому критерию разделяются области с хорошими и плохими изменениями?

Они разделяются по цветовой насыщенности. Наша коррекция была рассчитана на слабо насыщенные участки, но совершенно не предназначалась для воздействия на области с высокой насыщенностью. Воспользуемся маской цветовой насыщенности.


Отключаем слой Black&White и над исходником создаем корректирующий слой Selective Color. Работая в режиме Absolute для всех цветных диапазонов (Reds, Yellows, Greens, Cyans, Blues, Magentas) задаем настройку Black +100%, для всех нейтральных диапазонов (Whites, Neutrals, Blacks) задаем Black -100%. Эту операции удобно записать в экшен, чтобы каждый раз не задавать девять настроек. Если вам лень делать экшенсамостоятельно, можете воспользоваться моим .


При помощи корректирующего слоя кривых повышаем контраст получившейся заготовки. Теперь мы имеем маску, которая пропускает воздействие на нейтральные участки и маскирует его в насыщенных областях.


При помощи команды Merge Visible с зажатой клавишей Alt схлопываем изображение маски на отдельный слой (Saturation_Mask ). Такой слой нужен, чтобы воспользоваться в дальнейшем командой Apply Image. А еще по нему можно пройтись кистью или инструментами Dodge и Burn, чтобы доработать маску вручную.

Объединяем использованные при создании маски слои в группу (Saturation_Mask ) и выключаем ее видимость. Обычно я не выкидываю такие группы до конца обработки: вдруг потребуется переделать маску.


Включаем корректирующий слой Black&White . Встаем на его маску и командой Apply Image закидываем в нее содержимое слоя Saturation_Mask . Задача решена. Более тонкие регулировки можно сделать, меняя непрозрачность слоя, изменяя настройки Black&White и дорабатывая маску.

Достаточно свести вместе знание «что делает инструмент» и понимание «что надо поменять в картинке», и задача решается сама собой. Изучайте, как работают инструменты, учитесь анализировать изображение и четко формулировать задачи коррекции, и у вас все получится.

Этим материалом завершился цикл моих статей о режимах наложения для журнала «Фотомастерская», но здесь в ЖЖ я продолжу разбирать приемы их практического применения. В следующий раз мы поговорим о том, как вытянуть детали светлых объектов, не наплодив ореолов.

Желающие посетить очные занятия по цветокоррекции и обработке изображений могут познакомиться с программами и списком ближайших мероприятий в . Там же вы найдете ссылки на другие мои статьи.

Без предварительного согласования с автором разрешается перепечатка и размещение этого материала на любых ресурсах с бесплатным доступом при условии полного сохранения текста (в том числе и этого раздела), ссылок и иллюстраций, указания авторства и ссылки на первую публикацию.

Для коммерческого использования или перепечатки с внесением изменений необходимо согласование с автором. Связаться со мной можно по электронной почте сайт

Многие пользователи Photoshop хотели бы иметь возможность более тонкой настройки светлых участков, теней и полутонов. Благодаря специальным областям выбора, находящимся в отдельных каналах, вы получите трехступенчатый инструмент, который покажет себя в полную силу в первую очередь при работе со студийными фотографиями.

На этапах с 1 по 5 мы расскажем, как создать каналы и как Photoshop сам выбирает область изображения. Этап 6 описывает удобный способ вызова каналов через диалоговое окно, а остальные поясняют, как превратить канал в маску яркости и какие возможности открываются благодаря этому.

1 1 Создаем альфа-канал для светлых участков

Загрузите снимок в Photoshop. На панели слоев перейдите на вкладку «Channels» или же выберите в главном меню графического редактора «Window | Channels». Удерживая нажатой клавишу «Ctrl», щелкните по каналу, который называется «RGB». Photoshop выберет и выделит только все светлые области изображения.

Теперь нажмите на значок «Save selection as channel» (этот небольшой значок расположен внизу палитры «Channels»). Дважды щелкните по новому каналу, который по умолчанию будет называться «Alpha 1», и переименуйте его в «Lights».

2 2 Добавляем два светлых канала


Нажмите на новый канал «Lights», удерживая клавиши «Shift+Ctrl+Alt». Так Photoshop при выделении будет автоматически различать светлые и очень светлые участки изображения. Снова кликните по значку «Save selection as channel» и назовите новый канал «Bright Lights».

Выполните еще раз действия этого этапа с каналом «Bright Lights» и назовите созданный канал «The Brightest Lights». При выполнении данных действий важно не снимать выделение ни на одном из трех шагов.

3 3 Создаем первый канал для темных участков


Удерживая клавишу «Ctrl», щелкните по каналу «Lights». Теперь в меню «Select» нажмите на «Inverse». Так вместо светлых участков будут выбраны темные. Сохраните это выделение в качестве канала и назовите его «Shadows».

4 4 Добавляем два темных канала


Добавление дополнительных теневых каналов происходит по уже описанной выше схеме: вам необходимо удерживать сочетание клавиш «Shift+Ctrl+Alt» и кликнуть по каналу «Shadows». Первый канал назовите «Dark Shadows», а следующий - «The Darkest Shadows».

5 5 Создаем канал для средних полутонов


Теперь щелкните по клеткам рядом со всеми каналами, созданными ранее, чтобы они стали видимыми. При необходимости уберите значок глаза с «RGB» и других цветовых каналов. Теперь нажмите на клавиши «Ctrl+A», чтобы выбрать изображение целиком. В меню «Select» остановитесь на пункте «Inverse».

В этот момент Photoshop сообщит, что выбрано слишком мало пикселей. Нажмите на «ОК». Щелкните по «Create new channel» и назовите данный канал «Middle Tones». Как правило, в зависимости от фона изображения он отображает только черную или белую поверхность.

Причина заключается в том, что после копирования всех светлых и темных участков для настройки практически ничего не остается.

6 6 Целенаправленно выбираем отдельные каналы


Чтобы снять выделение, нажмите сочетание «Ctrl+D». Затем щелкните по каналу «RGB», проследив за тем, чтобы все три лежащих под ним цветовых канала были активными. Теперь пришло время перейти на вкладку «Layers» и заняться обычным редактированием изображения.

Если вам понадобятся сохраненные в созданных нами только что каналах выбранные участки, вызовите их, отыскав в меню «Select» пункт «Load Selection», а в списке - необходимый канал.8 8 Вносим мягкий свет


Теперь вызовите маску яркости «Bright Lights». Затем нажмите на сочетание клавиш «Shift+Ctrl+C», а затем на «Ctrl+V». Так вы скопировали маску в новый слой. С помощью фильтра «Gaussian Blur» можно сделать свет мягче. Если результат вас устраивает, объедините все слои и сохраните готовое изображение.

ФОТО: djile/fotolia.com; CHIP

Вы узнаете:

  • Как работать инструментом Hue/Saturation (цветовой тон/Насыщенность).
  • Для чего нужны две цветные полосы.
  • Как выборочно изменить любой цвет на фотографии.
  • Как добавить насыщенность тусклым цветам.
  • Как тонировать изображение.
  • Как пользоваться инструментом прямой коррекции.
  • Как изменить цвет глаз и цвет волос.

Урок состоит из следующих разделов:

1. Обучающее видео.
2. Достоинства и недостатки инструмента Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность).
3. Saturation (Насыщенность).
4. Lightness (Яркость).
5. Принцип работы инструмента Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность).
6. Коррекция цвета по числам.
7. Настройка цветов изображения для печати.
8. Тонирование (Colorize).
9. Корректирующий слой Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность).

11. Меняем цвет глаз.
12. Меняем цвет объектов.
13. Меняем цвет волос.
14. Вопросы.
15. Домашнее задание.

Достоинства и недостатки инструмента Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность).

Этот инструмент изменяет не только тон, яркость и насыщенность всего изображения, но и воздействует на выборочные цветовые тона (например, только зеленый).
Для вызова окна редактирования пройдите в меню Image (Изображение) – Ajustments (Коррекция) – Hue/Saturation (Оттенок или цветовой тон /Насыщенность). Комбинация клавиш быстрого вызова CTRL + U . Или создайте корректирующий слой, выбрав одноименный пункт из списка, который вызывается с помощью кнопки Create new fill or adjustment layer (Создать новый слой заливки или корректирующий слой), расположенной внизу палитры Layers (Слои).

В открывшемся окне вы увидите три ползунка, которые соответствуют цветовой модели HSB Hue(Тон)/Saturation(Насыщенность)/Brightnes(Яркость). С их помощью можно изменить общий тон изображения, насыщенность цветов и яркость.

Достоинство Hue/Saturation(Цветовой тон/Насыщенность)в том, что с его помощью можно корректировать насыщенность отдельных цветов и видеть, какие именно оттенки будут изменяться.
Недостатком инструмента будет то, что в режиме RGB меняется не только цвет, но и яркость. Синие тона становятся темнее, а зелёные – светлее. Чтобы избежать изменения яркости, работайте с этим инструментом на копии слоя или при помощи корректирующего слоя, а затем измените режим наложения на Saturation (Насыщенность).

Hue (Тон)

Обратите внимание на нижнюю цветную полосу, при перемещении ползунка Hue (Тон), она сдвигается. Величина сдвига указана в поле рядом с ползунком.
Сравнение верхней и нижней полосы говорит о том, как изменятся выбранные цвета в результате коррекции. Выберите какой-нибудь цвет на верхней полосе, и вы поймете, в какой цвет он превратится, глядя на его проекцию на нижней полосе.

Saturation (Насыщенность)

Меняет насыщенность цветов, от полного обесцвечивания до ядовитых оттенков.
С помощью этой команды можно добавить насыщенность тусклым цветам. Выберите редактируемый оттенок пипеткой и передвиньте ползунок Saturation (Насыщенность) вправо.

Lightness (Яркость)

Меняет яркость изображения от абсолютно белого до полной черноты. При сдвиге ползунка в крайнее левое положение нижняя полоса становится черной. При сдвиге ползунка максимально вправо полоса становится белой.

Принцип работы инструмента Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность).

В режиме Master (Все) меняются все цвета одновременно. В раскрывающемся списке Edit (Стиль) можно выбрать диапазон оттенков.
Рассмотрим, для чего нужны две цветные полосы в нижней части окна. Расположение цветов на них соответствует цветовому кругу.

Верхняя полоса – цвета до редактирования, нижняя – после редактирования.
Попробуйте перемещать ползунки и наблюдайте, как изменяется нижняя полоса.
Если в разделе Edit (Стиль) выбрать диапазон цветов, то становятся доступными ползунок корректировки и пипетки для выделения цвета.

Сдвигая ограничители диапазона редактирования (белые вертикальные полоски), мы уменьшаем число оттенков, которые будут изменяться. Раздвигая ограничители, число оттенков увеличивается. Сужение редактируемого диапазона увеличивает область размытия и наоборот.

Перемещая ограничитель размытия (белые треугольники), мы изменяем величину области размытия.

Сдвигая область размытия, мы изменяем диапазон редактируемых цветов без изменения самой области.

Все пиксели, которые попадают в редактируемый диапазон, ограниченный внутренними белыми полосками, будут подвержены коррекции. Пиксели, расположенные в диапазоне между внутренними полосками и внешними треугольными ползунками, будут изменяться частично. Это позволяет избежать резких перепадов цвета на изображении. Чтобы лучше понять вышесказанное, вспомните кисть с размытыми краями или инструмент растушевка (feather) выделенной области, где центральная часть полностью закрашена, а края растушеваны.

Если придвинуть внешние треугольники вплотную к внутренним ограничителям, то мы зададим резкую границу выбора цветов для коррекции.

Если выбрать в выпадающем меню пункт Yellow (Желтые) и передвинуть редактируемый диапазон в зеленую часть цветной полосы, то имя Yellow (Желтые) исчезнет из списка. Вместо него появится новое имя Green 2 (Зеленые 2). Можно сделать шесть таких изменений.

Если навести курсор на шкалу и нажать клавишу Ctrl, то курсор примет вид руки. Теперь можно передвинуть всю шкалу. Крайние цвета будут перемещаться к центру. Шкала закольцована. Это никак не повлияет на изображение. Делается это, когда требуется отредактировать голубые цвета, находящиеся на краю шкалы.

При выборе цвета для редактирования можно воспользоваться инструментом Пипетка непосредственно с изображения.

Коррекция цвета по числам.

Откройте окно Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность). Выберите в разделе Edit (Стиль/Правка) пункт Master (Мастер). Нажмите клавишу Shift и наведите курсор на изображение. Курсор примет вид пипетки с прицелом и плюсиком. Это инструмент Color Sampler (Цветовая проба). Теперь вы можете разместить на изображении цветовые метки. Щелкните по изображению. В палитре Info (Инфо) появится точка 1. Внося изменения в окне Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность) и наблюдая за тем, как меняются числа в палитре Инфо, вы можете выполнить более точную настройку цвета по числам.

Настройка цветов изображения для печати.

Повышая насыщенность, следите за предупреждениями палитры Info (Инфо). Восклицательный знак справа от значений CMYK говорит о том, что вы создали цвет, который при печати в типографии будет заменен на другой. Если у вас в палитре нет режима CMYK, то щелкните мышкой в палитре Info (Инфо) по значку пипетки, и вы сможете выбрать любой другой режим. CMYK – это цветовой режим, использующийся для подготовки изображений к печати в типографии. Если фото предназначено для Интернета, и вы не собираетесь его выводить на печать, то можно спокойно продолжать настройку цветов следя за показателями RGB или Lab в палитре Info (Инфо).

В программе есть функция, выделяющая на экране цвета, которые при печати будут заменены на другие. Меню View (Просмотр) – Gamut Warning (Предупреждение при выходе за пределы цветового охвата) . Комбинация клавиш Shift + Ctrl + Y . Те области, которые подкрасятся серым цветом – выходят за пределы области печати. Регулируя тон, насыщенность и яркость вы можете добиться соответствия цветов на мониторе и при печати в лаборатории.

Тонирование (Colorize)

Тонирование (Colorize) можно использовать для раскраски черно-белых изображений или придания цветным изображениям вида тонированных черно-белых фотографий. Поставьте галочку рядом с Colorize (Тонирование). Для придания изображению вида старой фотографии выберите
в раскрывающемся списке Edit (Стиль) – Сепия, Hue (Цветовой тон) можно увеличить до 50, остальные настройки оставьте без изменения.

Если вы меняете отдельные цвета изображения, увеличиваете или уменьшаете насыщенность – галочка Colorize (Тонирование) должна быть выключенной.

Корректирующий слой Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность)

Вот мы и добрались до корректирующего слоя. Внизу палитры Layers (Слои) выберите значок в виде черно-белого кружка Create new fill or adjustment layer (Создать новый слой заливки или корректирующий слой). И выберите Hue/Saturation(Оттенок или цветовой тон/Насыщенность). Если вы работаете в Photoshop CS3 и ниже, то появится уже знакомое нам окно Hue/Saturation , если же вы работаете в CS4 и выше, то окошко будет расположено в правой части экрана, в палитре Adjustments (Коррекция). Эта палитра добавлена в Photoshop, начиная с версии CS4. С ее помощью удобно добавлять и другие корректирующие слои к изображению.

Новая палитра очень похожа на обычный инструмент Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность).

В ней присутствуют все вышеперечисленные инструменты. А так же появились новые:

Выберите Инструмент прямой коррекции . Щелкните мышью по любому цвету на изображении. Не отпуская кнопку мыши, поводите рукой влево и вправо. Обратите внимание, что с одновременным вашим движением по фотографии, двигается ползунок Saturation (Насыщенность).

Если при этом удерживать клавишу Ctrl, то будет изменяться значение Hue (Цветовой тон). Нажатие на значок глазика отвечает за включение видимости слоя в палитре Layers (Слои). Для отмены коррекции нажмите кнопку Мусорное ведро – будет удален выбранный корректирующий слой. Сбросить все произведенные настройки можно, нажав на значок Сброс .

Значок переключает палитру между стандартным размером и развернутым.

Активировав значок , к корректирующему слою добавляется обтравочная маска.

Щелчок по значку «стрелка налево» приводит к переключению на режим добавления других корректирующих слоев.

На палитре Masks (Маски) есть все, что нужно для создания масок. Там вы сможете найти уже знакомый инструмент Refine Edge (Уточнить край), только здесь он называется – Refine Mask (Край маски). Можно быстро размыть очертания маски.

Color Range (Цветовой диапазон) теперь можно вызвать из палитры Masks (Маски).

Меняем цвет глаз

Можно изменить цвет глаз, рисуя цветом на новом слое в режиме Color (Цвет). Но лучше это сделать при помощи корректирующего слоя Hue/Saturation (Оттенок/Насыщенность).

На панели инструментов выберите инструмент Elliptical Marquee (Овальная область. В панели параметров отметьте режим добавление к выделенной области. Выделите два глаза. Вычтите из выделения верхнее веко. Сделать это можно при помощи инструмента Лассо и режима вычитания из выделенной области. Добавьте к выделению растушевку, нажав комбинацию клавиш Shift + F6. Задайте небольшой радиус.

Создайте корректирующий слой Hue/Saturation (Оттенок/Насыщенность). Обратите внимание, на маске слоя уже отразился результат выделения глаз.

Режим наложения корректирующего слоя измените на Overlay (Перекрытие) , уменьшите Opacity (Непрозрачность).

Меняем цвет объектов.

Откройте фотографию do_.jpg. Внизу палитры Layers выберите значок Create new fill or adjustment layer (Создать новый слой заливки или корректирующий слой).


Для CS4, CS5…. нажмите на значок и выберите красный цвет фона.

Для CS3 сделайте это инструментом пипетка. Подберите подходящее положение для ползунков Hue (Цветовой тон) и Saturation (Насыщенность). Отрегулируйте ограничители диапазона редактирования (белые вертикальные полоски) и ограничители размытия (белые треугольники) на цветовой полосе. Добейтесь, чтобы волосы на хвосте небыли красного цвета.

Для CS3: на палитре Layers (Слои) переключитесь на миниатюру маски. Выберите из меню Select (Выделение) инструмент Color Range (Цветовой диапазон). Или перейдите на вкладку Masks (Маски) выберите кнопку Color Range (Цветовой диапазон). Пипеткой нажмите на фон. Подберите подходящее значение для Fuzziness (Разброс). Нажмите OK.

Если вы работаете в CS3, то вам придется дополнительно залить выделение черным цветом и кистью черного цвета подправить маску. Отмените выделение Ctrl + D . В CS4и CS5 этого делать не нужно, на миниатюре маски отобразится фигура девушки. Можно доработать маску инструментом Levels (Уровни). Подправить край маски, нажав на кнопку Refine Mask (Край маски) на вкладке Masks (Маски). В CS3 нет вкладки Masks (Маски), поэтому отрегулировать край можно инструментом Refine Edge (Уточнить край), который становится доступным в панели параметров при выборе любого инструмента выделения, например, лассо.

Для любой из версий поработайте кистью черного цвета по маске, чтобы вернуть коже нужный оттенок, а губам красный цвет.

Меняем цвет волос.

Откройте файл hear.jpg. Создайте копию слоя (Ctrl + J ). Щелкните по кнопке New Ajustments layer (Новый корректирующий слой), которая находится в нижней части палитры Lauers (Слои) . Выберите Hue/ S aturation (Цветовой тон/Насыщенность) .
Выделите маску, щелкнув по ее миниатюре в корректирующем слое. Для Photoshop CS4 и CS5 возьмите инструмент Color Range (Цветовой диапазон), который находится в меню Selection (Выделение) или переключитесь на закладку Masks (Маски) и нажмите кнопку Color Range (Цветовой диапазон). Пипеткой выбираем волосы. Нажимаем ОК.

Если вы работаете в Photoshop CS3, то в окошке Color Range (Цветовой диапазон) отметьте галочкой пункт Invert (Инвертировать). Нажмите ОК. Загрузится выделение. Возьмите инструмент Paint Bucket (Заливка / ведерко) и залейте выделение черным цветом. Отмените выделение Ctrl + D.

Далее независимо от версии Photoshop, щелкните по миниатюре маски с зажатой клавишей Alt . Изображение перейдет в режим маски. Выберите кисть черного цвета, с размытыми краями. Закрасьте все, что не является волосами. Уменьшив диаметр кисти, проработайте мелкие детали.

Создать маску для волос вы можете любым другим способом. Мы с вами проходили выделение на основе одного из каналов. Посмотрите, в каком из каналов волосы просматриваются лучше, скопируйте его и доработайте при помощи кисти и инструмента Levels (Уровни). Затем щелкните по миниатюре маски в корректирующем слое Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность), чтобы активировать ее. Зайдите в меню Image (Изображение) – Apply Image (Внешний канал). Выберите слой с копией канала, выберите созданный канал и отметьте галочкой (Инвертировать). Нажмите ОК.

Переключитесь на палитру Adjustments (Коррекция) – Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность) или два раза щелкните по миниатюре корректирующего слоя (не маски). Передвиньте ползунок Hue (Цветовой тон) до нужного оттенка. Отрегулируйте насыщенность и яркость. Отметьте галочкой Сolorize (Тонирование). Режим наложения для этого слоя поменяйте на Color (Цветность), а лучше на Soft light (Мягкий свет). В режиме Soft light (Мягкий свет) к цвету добавится контраст. Непрозрачность можно немного уменьшить. Для рыжих волос попробуйте снять галочку c Сolorize (Тонирование) и применить режим наложения Linear Light (Линейный свет).

Вопросы:

  1. При помощи, какой клавиши можно передвигать цвета на цветовой шкале?

– Пробел.

  1. Раздвигая ограничители диапазона редактирования (вертикальные полоски)…

– уменьшается число оттенков, которые будут изменяться.

– увеличивается число оттенков, которые будут изменяться.

– зададим резкую границу выбора цветов для коррекции.

  1. Сдвигая область размытости…

– изменяется диапазон редактируемых цветов без изменения самой области.

– уменьшается область размытости.

– увеличивается область размытости.

Домашнее задание

1. Откройте файл do_.jpg. Измените цвет стены и кресла на синий, не изменяя цвет кожи и волос.

2. Откройте файл eyes.jpg. Поменяйте цвет глаз.

3. Откройте файл hear.jpg. Измените цвет волос модели.