Понятие таможенного дела российской федерации. Таможенное дело и право
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ИНСТИТУТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Центр дополнительного профессионального образования
ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Структура и содержание таможенного дела, таможенная политика в РФ»
Курсовая работа студента
Лагода Владимира Валерьевича
Научный руководитель
Случанко Александр Эдуардович
Дата сдачи: ___________
Дата защиты: ___________
Оценка: __________
Калининград 2006
Введение ……………………………………………..………………….……..…3
Глава 1. Таможенное дело Российской Федерации……..…………….….…...5
1.1. История таможенного дела и таможенной политики России…………....5
1.2. Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела в Российской Федерации…………………………….……………………………………....…..6
1.3. Законодательство о таможенном деле………….……………………….....9
1.4.Понятия, используемые в таможенном деле………………………………10
1.5. Таможенная территория и таможенная граница ……..………………....14
1.6. Таможенная политика……………….………….……………………….....19
Глава 2. Таможенные органы Российской Федерации.……………………….23
2.1. Понятие, компетенция и функции таможенных органов Российской Федерации…………………………………………………………………….....23
2.2. Единая система таможенных органов…………………………………....26
2.3. Федеральная таможенная служба Российской Федерации………….…..28
2.4. Региональное таможенное управление…………………………..…….…33
2.5. Таможни и таможенные посты…………………………………………....36
2.6. Специализируемые таможенные органы………....…….………………..39
Заключение…………………………………………...……………………….....41
Список используемых источников и литературы…….………………….…...43
Приложение………………………………………………………...……….…..44
Введение
Децентрализация внешнеэкономической деятельности и интегрирование экономики в мировое хозяйство, предопределяет необходимость регулирования внешнеторговых отношений. Все эти процессы должны быть обеспечены надлежащим таможенным механизмом, четко урегулированным правовыми нормами. Этого требуют нормальное функционирование экономики и развития гражданского общества. В этом и заключается неотъемлемая функция любого государства, стремящегося обеспечить свою политическую независимость и экономическую безопасность. В связи с чем, актуальным является изучения вопросов регулирования внешнеторговых отношений.
Целью курсовой работы являются изучения структуры и содержания таможенного дела и таможенной политики в Российской Федерации.
В связи с этим основными задачами, предопределившими структуру работы, при раскрытии данного вопроса, являются:
· необходимо определить, когда произошло зарождение таможенного дела и таможенной политики, что явилось предпосылками и каково состояние таможенной системы в настоящее время;
· далее в работе происходит более детальное описание и раскрытие понятий «таможенное дело» и «таможенная политика». Эти два понятия необходимо разграничивать, так как таможенное дело представляет собой сферу деятельности государственных органов, осуществляющих таможенную политику страны, а таможенная политика – это система мероприятий, проводимых государством, направленных на всестороннее регулирование таможенных отношений;
· таможенная политика осуществляется на основании законодательных актов, регламентирующих деятельность таможенной системы и поэтому следующим будет рассмотрение этих законодательных актов;
· для более детального рассмотрения таможенной политики и таможенного дела необходимо изучить ряд понятий, касающихся данной сферы деятельности государства;
· таможенное дело и таможенная политика осуществляется на территории России через таможенные органы, которые регулируют правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в данной сфере, в связи, с чем в работе будут раскрыты структура, функции, задачи и обязанности таможенных органов.
В качестве литературы, использованной при написании данной работы центральное место занимает Таможенный Кодекс РФ, который постоянно модернизируется в целях эффективного осуществления таможенной политики. Также вместе с Таможенным Кодексом РФ были использованы ряд законов, указов и постановлений, касающихся таможенного дела в России. Существенным изменением законодательной базы явился Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", на основании, которого четко определена структура таможенных органов, во главе которых стоит Федеральная Таможенная Служба РФ (ранее центральным звеном в системе таможенных органов являлся Государственный Таможенный Комитет РФ). Данный указ придал государственным органам статус федерального агентства. Государственный таможенный комитет Российской Федерации преобразовался, в свою очередь, в Федеральную таможенную службу, при этом его по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности передаются Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации.
Также для написания работы был изучен ряд учебников, касающихся данной проблематики, в которых очень подробно и четко описываются вопросы, входящие в ведение таможенных органов, структура таможенной системы. Были использованы работы таких специалистов как доцент, кандидат юридических наук – Бакаева О.Ю., кандидат юридических наук – Матвиенко Г.В., доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ – Химичева Н.И. и другие.
Кроме того, в работе будет представлена в качестве приложения структура таможенных органов с сотрудниками, занимающими руководящие должности в данных подразделениях.
Глава 1. Таможенное дело Российской Федерации
1.1. История таможенного дела и таможенной политики России
Таможенное дело берет свое начало от зарождения товарного хозяйства и торгового обмена, от простейших форм налогообложения. Точное время его зарождения определить вряд ли возможно, но доподлинно известно, что уже в III в. до н.э. в г. Тарифе (в нынешней Андалузии) в провинции Кадис, на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервые составлена таблица, в которую вносились название товара, его единицы измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров), систематизировавшая порядок и величину пошлины, была названа в честь города - тариф. Таможенный тариф стал для государства важным инструментом пополнения казны. Ставки тарифа ежегодно увеличивались или уменьшались с учетом экономической конъюнктуры.
В России история таможенного дела имеет более чем 1000-летний период своего существования и прослеживается от взимания денежных сборов и пошлин с продаваемых или обмениваемых предметов в оживленных торговых пунктах и на перекрестках древних торговых путей, от возникновения там г сборных торговых или так называемых гостиных мест, пунктов промышленного обмена, перевалки и складирования товаров. Их появление историки относят к VIII в. В Киевской Руси среди многочисленных сборов и пошлин были распространены «осмничее» и «мыт» - сбор за провоз товаров через внешние или внутренние заставы, за пользование участком, отведенным для торга, либо за покровительство, оказываемое купцам.
Сильное влияние на развитие таможенного дела в России оказали монголо-татарские завоеватели. В этот период в оборот вошло тюркское слово «тамга»,т. е. пошлина, от которого произошли слова «тамжить», т. е. взыскивать пошлину, «таможня» - место на ярмарке или рынке, где тамжили товар, и, естественно, «таможенник» - служилый человек, взимавший тамгу.
Картины развития таможенного дела в России и других государствах во многом сходны. Его основная цель и направленность заключались в удовлетворении потребностей государственной казны посредством взимания торговых пошлин и сборов и в регулировании внешнеторговых связей. Таможня, став неотъемлемым атрибутом внутренней и внешней торговли, посредством своей деятельности всегда оказывала мощное влияние и на формирование благоприятного торгово-экономического режима в стране.
В начале XVI в., когда завершилось создание Московского государства, предпринимаются первые попытки унификации сбора пошлин с товаров. В грамоте таможенникам г. Дмитрова 1521 г. содержались отдельные правовые нормы о порядке сбора пошлин с некоторых товаров. Позже в Таможенной новгородской грамоте о сборе пошлин от 17 марта 1571 г. наряду с росписями о ставках пошлин с товаров впервые было отражено требование о ведении таможенных книг.
Значительное развитие таможенное дело в России получило в период царствования Петра I. Этому способствовали бурное развитие промышленности, мануфактур, сельского хозяйства, выход России к Балтийскому морю, многочисленные внешнеполитические акции правительства, открывшие путь русским товарам в Европу.
Создание таможенной системы России в современный период опирается на ее предшествующий опыт, в том числе накопленный и в советский период развития нашего государства.
Становление и развитие современного таможенного дела в нашей стране началось с конца 1991 г. Распад СССР на ряд независимых государств, становление новой российской государственности, либерализация внешнеэкономической деятельности и ряд других факторов нашли свое отражение в изменении таможенной политики обновленной России и вызвали необходимость преобразования таможенной системы в соответствии с существующими реалиями.
1.2. Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела в Российской Федерации
Согласно действующему Таможенному кодексу таможенное дело в Российской Федерации составляет таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. Цели таможенной политики направлены на регулирование товарообмена и стимулирование развития национальной экономики России.
Таможенное дело означает деятельность - специализированную, таможенную, связанную с порядком перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взиманием таможенных платежей, проведением таможенного контроля.
Структура современного таможенного дела - это:
1) принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;
3) таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;
5) таможенный контроль;
6) предоставление таможенных льгот;
7) ведение таможенной статистики и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
8) правовая регламентация ответственности в сфере таможенного дела;
9) международное сотрудничество в сфере таможенного дела.
В целом представленная структура достаточно полно отражает содержание современного таможенного дела.
Цели таможенного дела в России можно подразделить на экономические, регулятивные и правоохранительные.
Экономические цели достигаются пополнением государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Регулятивные цели - посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, а также путем запретов ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.
Правоохранительные цели таможенного дела заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности и моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров; в борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т.д.
5. Таможенная политика, пути ее осуществления
Таможенная политика является составной частью как внешней, так и внутренней политики государства. И хотя Таможенный кодекс не дает определения таможенной политики, в целом ее можно представить как систему государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач.
Цели таможенной политики сформулированы в Таможенном кодексе:
обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России;
участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка;
стимулирование развития национальной экономики;
содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России;
иные цели, определяемые Президентом, Правительством и Федеральным Собранием Российской Федерации.
Формирование таможенной политики любого государства предполагает два важных подхода к определению ее направленности - протекционизм и фритредерство.
Протекционизм - это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для протекционистской таможенной политики характерны высокие таможенные тарифы и ограничение импорта.
Фритредерство - это политика свободной торговли, которая устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к росту товарооборота и способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка.
6. Таможенные правоотношения: понятия и виды
Таможенные правоотношения - это отношения его участников, урегулированные нормами таможенного права. В ходе таможенных отношений между их участниками возникают самые разнообразные отношения, которые, однако, не все становятся таможенными правоотношениями. Таможенные правоотношения имеют свою специфику, которая предопределяется особенностью объекта регулирования - общественными отношениями, обусловленными перемещениями товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Специфика таможенных правоотношений заключается в особом положении одного из его участников - таможенного органа, который является специальным субъектом таможенного права, наделенным специальными полномочиями в области таможенного дела. От имени таможенного органа таможенную деятельность в рамках таможенного права осуществляют государственные служащие таможенных органов.
Особенность таможенных правоотношений состоит и в том, что здесь взаимодействуют различные виды субъектов, цели и интересы которых могут не совпадать, а иногда они вовсе противоположны.
Таможенные правоотношения можно подразделить на активные, пассивные, вспомогательные таможенные действия, посредническую, организационную таможенную деятельность.
Как любые управленческие отношения, таможенные правоотношения имеют строго определенную структуру, т.е. составные части. Такими частями являются субъекты таможенного права, объекты таможенно-правовых отношений и содержание этих правоотношений.
7. Понятие таможенной территории и таможенной границы
Это основные понятия, характеризующие территориальные аспекты таможенного регулирования.
Под таможенной территорией попинают территорию, на которой в полном объеме действует законодательство данной страны. Такая формулировка содержится в документах Совета таможенного сотрудничества. Однако Таможенный кодекс при определении таможенной территории опирается на понятие государственной территории.
Понятие «единая таможенная территория Российской Федерации» помимо государственной территории Российской Федерации включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Это положение ранее уже нашло свое развитие в Федеральном законе от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации». Россия на континентальном шельфе осуществляет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию, использование искусственных островов, установок и сооружений, осуществлять юрисдикцию над этими искусственными островами, установками и сооружениями в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил.
Более четкое определение единой таможенной территории дано в Федеральном законе от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации». Исключительная экономическая зона Российской Федерации - это морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и нормами международного права. Российская Федерация осуществляет также юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных и иных законов и правил над искусственными островами, установками и сооружениями, созданными в исключительной экономической зоне.
Конвенцией ООН по морскому праву в 1982 г. установлен статус прилежащей зоны к территориальному морю (24 морских мили от исходных линий), где прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря, а также осуществлять наказание за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.
Для определения пространственных пределов действия таможенно-правовой нормы используется понятие «таможенная граница» - воображаемая (условная) линия, ограничивающая таможенную территорию. Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран. Иными словами, таможенная граница устанавливает область действия таможенного суверенитета. Она практически может как совпадать, так и не совпадать с государственной границей страны.
Различают понятия внешней и внутренней таможенных границ. Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории смежных государств и, как правило, совпадает с государственной границей.
На внешней таможенной границе действует административно-таможенный режим, устанавливаемый законодательством о государственной границе.
Внутренние таможенные границы проходят в глубине таможенной территории страны. По своему административно-правовому статусу внутренняя таможенная граница приравнена к внешней. Существенное влияние на определение таможенной территории оказывает практика создания таможенных союзов, которая призвана служить интересам развития и укрепления международной экономической интеграции. Таможенные территории государств, составивших таможенный союз, теряют самостоятельное значение. Их объединение дает новое качество - союзную общую таможенную территорию. В настоящее время реализуются планы создания таможенных союзов в рамках СНГ.
8. Действие таможенного права в пространстве, во времени и по кругу лиц
Нормы таможенного права применяются на определенном территориальном пространстве, в течение определенного времени и по отношению к конкретным лицам. Территориальное пространство действия таможенных норм распространяется на таможенную территорию Российской Федерации и ограничено ее таможенной границей. Нормы таможенного права действуют в течение определенного времени, которое обозначено Таможенным кодексом.
Акты таможенного законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, если соответствующие положения этих актов, на основании и во исполнение которых издаются иные правовые акты, направленные на обеспечение соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с российским законодательством о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, прямо предусматривают введение их действия в более короткие сроки.
Действие таможенного права по кругу лиц состоит в том, что его нормы распространяются на всех лиц, находящихся на таможенной территории РФ. Исключение из общего правила допускается для лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями или иммунитетами.
Вопросы семинарских занятий:
Понятие таможенного дела
Таможенная политика и таможенное законодательство.
Развитие отечественного таможенного дела и законодательства о нем.
Вопросы для самоконтроля:
1. Особенности таможенной политики России:
Связь таможенной политики и таможенного дела;
Место и роль таможенной политики в развитии таможенного дела.
Понятие таможенная граница;
Сущность таможенной системы;
Система таможенного управления.
3. Законодательство в таможенном деле:
Правовая основа таможенного дела;
Соотношение таможенной политики и таможенного законодательства.
4. История таможенного дела в России:
Возникновение таможенного дела;
Развитие таможенного дела в России;
Становление современной таможенной политики и таможенного дела.
Содержание таможенного дела составляют не только ее направления, но и компетенция государственных таможенных и других органов, субъективные права и юридические обязанности участников таможенных правоотношений. Они касаются многих институтов таможенного права и является средством реализации таможенной политики. Права и обязанности состоят при перемещении товаров и иных предметов через таможенную границу Украины. Для этого субъект, их перемещает, должен иметь надлежащим образом подтверждено право. Одно дело, когда эти товары перемещает рядовой гражданин в режиме визового или безвизового передвижения, а другое дело - субъект предпринимательской деятельности. Особенно это касается перемещения дипломатической почты и предметов, принадлежащих лицам, которые имеют дипломатический иммунитет. Поэтому и подходы к реализации содержания таможенного дела могут отличаться. В дальнейшем в руководстве и будет идти речь об отдельных направлениях содержания таможенного дела. Таможенное дело имеет несколько аспектов.
Таможенное дело как средство обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц имеет внутренний и внешний аспект. Внутренний аспект связан с безопасностью человека, например, от незаконного перемещения наркотических средств прекурсоров, других подобных им за действием препаратов, некачественных лекарственных препаратов, продуктов питания, товаров народного потребления и т.д.. Это также касается наполнения отечественного рынка теми товарами, которые не производят предприниматели. Внешний аспект связан с удовлетворением культурных и других потребностей населения Украины: международный туризм, международный культурный обмен, лечение за рубежом, обучение, общение с родственниками, миграция и т.д.. Особое значение имеет внешнеэкономическая деятельность и кооперация с зарубежными предпринимателями.
Таможенное дело как направление реализации внешней политики страны и сотрудничества с другими странами в различных сферах. Например, это проявляется в борьбе с международным терроризмом, контрабандой, распространением наркотиков, борьбе с СПИДом, другими болезнями и т.д.. Основное, это развитие взаимного доверия между государствами и сотрудничество на взаимовыгодной основе.
Таможенное дело как средство обеспечения безопасности государства заключается в том, что при ее осуществлении определяющим моментом является защита суверенитета Украины, ее экономических интересов. Через осуществление таможенного дела государство может защищать провозглашенные Конституцией Украины приоритеты, и прежде всего жизнь и здоровье своих граждан, их законные права и интересы. Не секрет, что как государство, развивающееся, Украина многими западными и, к сожалению, отечественными предпринимателями воспринимается исключительно как рынок для реализации низкокачественной, экологически вредной продукции и товаров западных производителей, или свалку вредных для среды отходов виробництва18. Политика открытых дверей и романтизм в его осуществлении на первых порах Украине дает тому много свидетельств. Развивая экономические, культурные и другие связи с другими странами, не надо забывать о необходимость принятия мер организационных мероприятий по предупреждению проникновения в Украину некачественных товаров, которые могут нанести ущерб населению предотвращению вывоза ее культурных и исторических ценностей, экономической шпионажа и прочее.
Законодательство Украины о таможенном деле относительно молодое и развивается с учетом национальных традиций и правовой системы и международного законодательства в области таможенного дела. Последнее обусловлено не только необходимостью активного товарооборота между странами и привлечения иностранных инвестиций, но и политикой открытых дверей. Оно отражает международно-правовые стандарты и подходы в обеспечении прав человека и организаций и осуществлении таможенного дела. Без этого сотрудничество Украины в таможенном деле с другими странами, в существенно затруднено. Кроме этого, при осуществлении таможенного дела преследуются и национальные интересы по обеспечению экономической и иной безопасности государства, недопущения проникновения на ее территорию нежелательных лиц, перевозки вредных и опасных товаров и предметов. В отношении товаров, которые есть в достаточном количестве в Украина, устанавливаются повышенную пошлину и наоборот, относительно товаров, в которых на потребительских рынках является дефицит, могут устанавливаться льготы.
Таможенное законодательство Украины отражает традиционные для Украины и ее населения связи. Например, между Украиной и Россией установлен безвизовый режим передвижения граждан, особый пограничный режим пересечения таможенной границы и обмена товарами между пограничными территориями. Аналогичные дружеские отношения сложились и с другими соседями. Но отдельные соседи (Словакия), наоборот, вводят визовый режим пересечения границы. Правда, в феврале 2001 г. для населения приграничных областей, водителей рейсового транспорта визовый режим въезда в эту страну отменен.
Через санитарный и другие виды контроля обеспечивается экологическое равновесие и предупреждается ввоза в Украину таких растений и микроорганизмов, потенциально представляют угрозу ее экосистемам.
Вопрос 1. Содержание и задачи таможенного дела .
Структуру современного таможенного дела можно представить следующими основными блоками:
принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;
таможенные режимы;
таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;
таможенное оформление;
таможенный контроль;
предоставление таможенных льгот;
ведение таможенной статистики и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела.
Экономические цели таможенного дела достигаются путем пополнения государственного бюджета, путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.
Регулятивные цели таможенного дела достигаются путем установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров.
Правоохранительные цели таможенного дела заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей.
Вопрос 2. Структура таможенных органов и организаций, находящихся в ведении ФТС РФ.
На верху иерархической лестницы таможенных органов стоит ФТС РФ. ФТС возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра экономического развития и торговли РФ. Руководитель ФТС имеет первого заместителя и 4 заместителей. Структура ФТС включает в себя:8 главных управлений: Главное организационно-инспекторское управление Главное управление организации таможенного контроля; Главное управление по борьбе с контрабандой; Главное управление товарной номенклатуры и торговых ограничений; Главное управление тылового обеспечения; Главное управление федеральных таможенных доходов; Главное финансово-экономическое управление; Главное управление информационных технологий.
11 управлений : Управление кадров; Управление валютного контроля; Управление таможенного сотрудничества; Управление делами; Контрольно-ревизионное управление; Правовое управление; Управление собственной безопасности; Управление таможенной инспекции; Управление таможенной статистики и анализа; Управление таможенных расследований и дознания; Управление организации силового обеспечения.
Непосредственно ФТС подчиняются таможни центрального подчинения: Внуковская, Домодедовская, Шереметьевская, Центральная базовая, Центральная энергетическая, а также специализированные подразделения: Российская таможенная академия и Кинологический центр ФТС России.
Территориальными подразделениями ФТС являются 7 РТУ:
Центральное таможенное управление;
Северо-западное таможенное управление;
Южное таможенное управление;
Приволжское таможенное управление;
Уральское таможенное управление;
Сибирское таможенное управление;
Дальневосточное таможенное управление.
В задачи РТУ входят организация таможенного дела, обеспечение своевременного перечисления в федеральный бюджет таможенных платежей, обобщение и анализ таможенной практики, разработка и осуществление в пределах своей компетенции мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории России, ее экономической безопасности в части, относящейся к таможенному делу, борьба с контрабандой и иными таможенными правонарушениями. Н епосредственно РТУ подчиняются таможни. Существуют таможни непосредственно подчиненные ФТС. В задачи таможен входит осуществление таможенной деятельности в своем регионе. Свою деятельность таможни осуществляют через таможенные посты.
Вопрос 3. Понятие и отраслевые особенности таможенных услуг.
Услуги по таможенному консультированию (таможенный консалтинг).
Таможенный консалтинг – один из самых сложных и ответственных видов консультационных услуг. Это связано не только со сложностью законодательных актов, но и с тем, что несоблюдение таможенных норм может повлечь серьезные риски для участников внешнеэкономической деятельности. Как правило, таможенный консалтинг включает в себя также и юридическую поддержку в случае возникновения различного рода конфликтов и на стадии судебных споров.
Услуги таможенных брокеров (таможенное оформление)
Таможенный брокер – это специализированная компания, являющаяся посредником между государством в лице таможенной службы и участниками внешнеэкономической деятельности. Все таможенные брокеры должны быть занесены в государственный реестр и иметь свидетельство, подтверждающее право занятия деятельностью по таможенному оформлению.
Услуги таможенного брокера включают в себя декларирование товаров, составление таможенной декларации и иных документов, предоставление данных документов в таможенные органы, предъявление декларируемых товаров к таможенному контролю.
Вопрос 4. Защита таможенными органами прав интеллектуальной собственности.Положение о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами разработано на основе таможенного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности, а также международных договоров и иных обязательств Российской Федерации в целях обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности и пресечения незаконного оборота через таможенную границу Российской Федерации.Таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, на основании письменного заявления правообладателя или его представителя.
Меры , связанные с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, принимаются таможенными органами при перемещении товаров через таможенную границу или совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем.
В соответствии со статьей 360 там Кодекса товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации и до момента:
Выпуска для свободного обращения;
Уничтожения;
Отказа в пользу государства;
Обращения товаров в федеральную собственность либо распоряжения ими иным способом в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации;
Вопрос 5. Таможенный брокер.
Таможенный брокер (представитель) - это посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции. Правовой статус брокера определен гл. 15 ТК (ст. 139 - 148). Таможенным брокером может быть российское юридическое лицо, включённое в Реестр таможенных брокеров (представителей). Государственное предприятие не может быть таможенным брокером. Особенность деятельности таможенного брокера заключается в том, что все таможенные операции таможенный брокер осуществляет, как если бы он сам перемещал товар через таможенную границу. То есть таможенный брокер обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представить свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.
При заключении договора с представляемым лицом таможенный брокер вправе:
Предоставлять скидки в отношении цены и предоставлять другие льготы для отдельных категорий представляемых лиц;
Устанавливать в качестве условия заключения договора с представляемым лицом требования обеспечения исполнения обязательств этого лица в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Вопрос 6 . Таможенная политика: структура и содержание.
Элементом как внешней, так и внутренней политики государства является таможенная политика, представляющая собой комплекс политико-правовых и иных мер воздействия на поведение участников ВЭД.
Таможенная политика государства должна способствовать расширению внешне-экономических связей, увеличению объёма внешне-тороговых организайций, развитию международного туризма. Таможенная политика должна обеспечивать наиболее эффективное использование инструментов от таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории страны, а так же участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка и стимулирования развития национальной экономики.
Политические факторы
Экономические факторы
Социальные факторы
Внешние факторы
По направлениям деятельности в состав таможенной политики можно выделить таможенно-тарифную политику, политику совершенствования таможенного контроля, политику таможенных платежей, политику таможенных режимов, политику конфинтеризации (возможно слово написано неправильно) таможенных систем, кадровую политику таможенной службы, политические противодействия коррупции и т.д.
Вопрос 7 Таможенно-тарифное регулирование ВЭД
Таможенный тариф в зависимости от контекста может определяться как:
а) инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
б) свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД;
г) конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с ТНВЭД. Порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ установлен Законом РФ «О таможенном тарифе». Вышеназванным законом определены основные цели таможенного тарифа РФ:
Рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;
Поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;
Защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
Обеспечение условий для эффективных интеграции РФ в мировую экономику.
Вопрос 8. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности .
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности РФ (ТН ВЭД) - классификатор товаров, применяемый таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в целях проведения таможенных операций. Принимается Правительством РФ, в разработке и дополнении участвует Федеральная таможенная служба. ТН ВЭД является расширенным российским вариантом Гармонизированной Системы (ГС), разработанной Всемирной таможенной организацией и принятой в качестве основы для товарной классификации в странах Евросоюза и других. Суть классификатора состоит в том, что каждому товару присваивается 10-значный код, который в дальнейшем и используется при совершении таможенных операций, таких как декларирование или взимание таможенных пошлин. Такое кодирование применяется в целях обеспечения однозначной идентификации товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, а также для упрощения автоматизированной обработки таможенных деклараций и иных сведений, предоставляемых таможенным органам при осуществлении ВЭД её участниками. Состоит из 21 раздела и 97 групп (77 группа ТН ВЭД в настоящее время зарезервирована и не используется).
В современном представлении термин «таможенное дело» охватывает сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках государственной политики таможенное дело имеет многоцелевой характер, служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей.
Согласно ч.
2 ст. 1 Таможенного кодекса РФ таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таможенное же регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу и в соответствии с Конституцией РФ (п. «ж» ст. 71) находится в исключительном ведении Российской Федерации.
Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела и обеспечивающим непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации является Федеральная таможенная служба (ФТС России), положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2004 г. № 429. Нормотворческими полномочиями в области наделено Министерство экономического развития и торговли РФ, в ведении которого и находится Федеральная таможенная служба России.
Структуру современного таможенного дела можно представить следующими основными блоками: 1)
таможенные органы и правовая регламентация их деятельности; 2)
принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; 3)
таможенное оформление как разновидность таможенных процедур; 4)
таможенные режимы как разновидность таможенных процедур; 5)
специальные таможенные процедуры; 6)
таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей; 7)
таможенный контроль; 8)
ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; 9)
правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела.
Следует отметить, что любое деление таможенного дела на отдельные относительно самостоятельные части (блоки) является весьма условным, но в целом представленная структура достаточно полно отражает содержание современного российского таможенного дела.
Причем рассматривать каждую из перечисленных выше частей таможенного дела нужно через призму единства и тесной взаимосвязи между собой. Различные по своему характеру, в совокупности все они направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей таможенного дела.
Экономические цели таможенного дела достигаются посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Регулятивные цели таможенного дела достигаются посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.
Правоохранительные цели таможенного дела заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров; в борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т.д.
Еще по теме 2. Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела Российской Федерации:
- 1. ПОНЯТИЕ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА. ЦЕЛИ И ЭЛЕМЕНТЫ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА РФ
- § 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области таможенного дела
- 1. Понятие, особенности, цели, виды и принципы юридической ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела
- 1. Понятие и правовая основа таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации
- 122 . Каковы понятие, система и основные полномочия Федеральной таможенной службы Российской Федерации
- § 1. Понятие и сущность государственной службы в таможенных органах Российской Федерации
- 3. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил): понятие и виды
- Тема 1 ОРГАНИЗАЦИЯ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В РФ. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ
- 116 . Каковы понятие и структура органов внешней разведки Российской Федерации
- 6.1. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- 117 . Каковы понятие, структура и основные полномочия Федеральной службы охраны Российской Федерации
- Методы и формы конкурентного регулирования, установленные в законодательстве Российской Федерации в области внешнеэкономической деятельности, и основные полномочия уполномоченных органов исполнительной власти по их применению. Правовое положение, цели, функции, задачи, полномочия Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешнейторговле и таможеннотарифной политике
- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминальная психология - Криминология - Международное право - Муниципальное право - Налоговое право - Наследственное право - Нотариат - Образовательное право -