Понятие таможенного дела российской федерации. Таможенное дело и право

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ИНСТИТУТ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Центр дополнительного профессионального образования

ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Структура и содержание таможенного дела, таможенная политика в РФ»

Курсовая работа студента

Лагода Владимира Валерьевича

Научный руководитель

Случанко Александр Эдуардович

Дата сдачи: ___________

Дата защиты: ___________

Оценка: __________

Калининград 2006

Введение ……………………………………………..………………….……..…3

Глава 1. Таможенное дело Российской Федерации……..…………….….…...5

1.1. История таможенного дела и таможенной политики России…………....5

1.2. Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела в Российской Федерации…………………………….……………………………………....…..6

1.3. Законодательство о таможенном деле………….……………………….....9

1.4.Понятия, используемые в таможенном деле………………………………10

1.5. Таможенная территория и таможенная граница ……..………………....14

1.6. Таможенная политика……………….………….……………………….....19

Глава 2. Таможенные органы Российской Федерации.……………………….23

2.1. Понятие, компетенция и функции таможенных органов Российской Федерации…………………………………………………………………….....23

2.2. Единая система таможенных органов…………………………………....26

2.3. Федеральная таможенная служба Российской Федерации………….…..28

2.4. Региональное таможенное управление…………………………..…….…33

2.5. Таможни и таможенные посты…………………………………………....36

2.6. Специализируемые таможенные органы………....…….………………..39

Заключение…………………………………………...……………………….....41

Список используемых источников и литературы…….………………….…...43

Приложение………………………………………………………...……….…..44


Введение

Децентрализация внешнеэкономической деятельности и интегрирование экономики в мировое хозяйство, предопределяет необходимость регулирования внешнеторговых отношений. Все эти процессы должны быть обеспечены надлежащим таможенным механизмом, четко урегулированным правовыми нормами. Этого требуют нормальное функционирование экономики и развития гражданского общества. В этом и заключается неотъемлемая функция любого государства, стремящегося обеспечить свою политическую независимость и экономическую безопасность. В связи с чем, актуальным является изучения вопросов регулирования внешнеторговых отношений.

Целью курсовой работы являются изучения структуры и содержания таможенного дела и таможенной политики в Российской Федерации.

В связи с этим основными задачами, предопределившими структуру работы, при раскрытии данного вопроса, являются:

· необходимо определить, когда произошло зарождение таможенного дела и таможенной политики, что явилось предпосылками и каково состояние таможенной системы в настоящее время;

· далее в работе происходит более детальное описание и раскрытие понятий «таможенное дело» и «таможенная политика». Эти два понятия необходимо разграничивать, так как таможенное дело представляет собой сферу деятельности государственных органов, осуществляющих таможенную политику страны, а таможенная политика – это система мероприятий, проводимых государством, направленных на всестороннее регулирование таможенных отношений;

· таможенная политика осуществляется на основании законодательных актов, регламентирующих деятельность таможенной системы и поэтому следующим будет рассмотрение этих законодательных актов;

· для более детального рассмотрения таможенной политики и таможенного дела необходимо изучить ряд понятий, касающихся данной сферы деятельности государства;

· таможенное дело и таможенная политика осуществляется на территории России через таможенные органы, которые регулируют правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращаю­щиеся в данной сфере, в связи, с чем в работе будут раскрыты структура, функции, задачи и обязанности таможенных органов.

В качестве литературы, использованной при написании данной работы центральное место занимает Таможенный Кодекс РФ, который постоянно модернизируется в целях эффективного осуществления таможенной политики. Также вместе с Таможенным Кодексом РФ были использованы ряд законов, указов и постановлений, касающихся таможенного дела в России. Существенным изменением законодательной базы явился Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", на основании, которого четко определена структура таможенных органов, во главе которых стоит Федеральная Таможенная Служба РФ (ранее центральным звеном в системе таможенных органов являлся Государственный Таможенный Комитет РФ). Данный указ придал государственным органам статус федерального агентства. Государственный таможенный комитет Российской Федерации преобразовался, в свою очередь, в Федеральную таможенную службу, при этом его по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности передаются Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации.

Также для написания работы был изучен ряд учебников, касающихся данной проблематики, в которых очень подробно и четко описываются вопросы, входящие в ведение таможенных органов, структура таможенной системы. Были использованы работы таких специалистов как доцент, кандидат юридических наук – Бакаева О.Ю., кандидат юридических наук – Матвиенко Г.В., доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ – Химичева Н.И. и другие.

Кроме того, в работе будет представлена в качестве приложения структура таможенных органов с сотрудниками, занимающими руководящие должности в данных подразделениях.


Глава 1. Таможенное дело Российской Федерации

1.1. История таможенного дела и таможенной политики России

Таможенное дело берет свое начало от зарождения товарного хозяйства и торгового обмена, от простейших форм налогообложения. Точное время его зарождения определить вряд ли возможно, но доподлинно известно, что уже в III в. до н.э. в г. Тарифе (в нынешней Андалузии) в провинции Кадис, на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервые составлена таблица, в которую вносились название товара, его единицы измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров), систематизировавшая порядок и величину пошлины, была названа в честь города - тариф. Таможенный тариф стал для государства важным инструментом пополнения казны. Ставки тарифа ежегодно увеличивались или уменьшались с учетом экономической конъюнктуры.

В России история таможенного дела имеет более чем 1000-летний период своего существования и прослеживается от взимания денежных сборов и пошлин с продаваемых или обмениваемых предметов в оживленных торговых пунктах и на перекрестках древних торговых путей, от возникновения там г сборных торговых или так называемых гостиных мест, пунктов промышленного обмена, перевалки и складирования товаров. Их появление историки относят к VIII в. В Киевской Руси среди многочисленных сборов и пошлин были распространены «осмничее» и «мыт» - сбор за провоз товаров через внешние или внутренние заставы, за пользование участком, отведенным для торга, либо за покровительство, оказываемое купцам.

Сильное влияние на развитие таможенного дела в России оказали монголо-татарские завоеватели. В этот период в оборот вошло тюркское слово «тамга»,т. е. пошлина, от которого произошли слова «тамжить», т. е. взыскивать пошлину, «таможня» - место на ярмарке или рынке, где тамжили товар, и, естественно, «таможенник» - служилый человек, взимавший тамгу.

Картины развития таможенного дела в России и других государствах во многом сходны. Его основная цель и направленность заключались в удовлетворении потребностей государственной казны посредством взимания торговых пошлин и сборов и в регулировании внешнеторговых связей. Таможня, став неотъемлемым атрибутом внутренней и внешней торговли, посредством своей деятельности всегда оказывала мощное влияние и на формирование благоприятного торгово-экономического режима в стране.

В начале XVI в., когда завершилось создание Московского государства, предпринимаются первые попытки унификации сбора пошлин с товаров. В грамоте таможенникам г. Дмитрова 1521 г. содержались отдельные правовые нормы о порядке сбора пошлин с некоторых товаров. Позже в Таможенной новгородской грамоте о сборе пошлин от 17 марта 1571 г. наряду с росписями о ставках пошлин с товаров впервые было отражено требование о ведении таможенных книг.

Значительное развитие таможенное дело в России получило в период царствования Петра I. Этому способствовали бурное развитие промышленности, мануфактур, сельского хозяйства, выход России к Балтийскому морю, многочисленные внешнеполитические акции правительства, открывшие путь русским товарам в Европу.

Создание таможенной системы России в современный период опирается на ее предшествующий опыт, в том числе накопленный и в советский период развития нашего государства.

Становление и развитие современного таможенного дела в нашей стране началось с конца 1991 г. Распад СССР на ряд независимых государств, становление новой российской государственности, либерализация внешнеэкономической деятельности и ряд других факторов нашли свое отражение в изменении таможенной политики обновленной России и вызвали необходимость преобразования таможенной системы в соответствии с существующими реалиями.

1.2. Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела в Российской Федерации

Согласно действующему Таможенному кодексу таможенное дело в Рос­сийской Федерации составляет таможенная политика, а также порядок и ус­ловия перемещения через таможенную границу Российской Федерации то­варов и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможен­ного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. Цели таможенной политики направлены на регулирование товарообмена и стимулирование развития национальной эко­номики России.

Таможенное дело означает деятельность - специализированную, та­моженную, связанную с порядком перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взиманием тамо­женных платежей, проведением таможенного контроля.

Структура современного таможенного дела - это:

1) принципы перемещения через таможенную границу товаров и транс­портных средств;

2) таможенные режимы;

3) таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных плате­жей;

4) таможенное оформление;

5) таможенный контроль;

6) предоставление таможенных льгот;

7) ведение таможенной статистики и товарной номенклатуры внешне­экономической деятельности;

8) правовая регламентация ответственности в сфере таможенного дела;

9) международное сотрудничество в сфере таможенного дела.

В целом представленная структура достаточно полно отражает содер­жание современного таможенного дела.

Цели таможенного дела в России можно подразделить на экономиче­ские, регулятивные и правоохранительные.

Экономические цели достигаются пополнением государственного бюд­жета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Регулятивные цели - посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, а также путем запретов ограничений на ввоз и вы­воз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдель­ных товаров и рядом иных мер.

Правоохранительные цели таможенного дела заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности и моральных устоев и культурных ценно­стей общества; в охране животных, растений и окружающей природной сре­ды; в обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров; в борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу Российской Фе­дерации наркотических средств, оружия, предметов художественного, исто­рического и археологического достояния и т.д.

5. Таможенная политика, пути ее осуществления



Таможенная политика является составной частью как внешней, так и внутренней политики государства. И хотя Таможенный кодекс не дает определения таможенной политики, в целом ее можно представить как систему государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по регули­рованию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач.

Цели таможенной политики сформулированы в Таможенном кодексе:

обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной тер­ритории России;

участие в реализации торгово-политических задач по защите россий­ского рынка;

стимулирование развития национальной экономики;

содействие проведению структурной перестройки и реализации дру­гих задач экономической политики России;

иные цели, определяемые Президентом, Правительством и Феде­ральным Собранием Российской Федерации.

Формирование таможенной политики любого государства предполагает два важных подхода к определению ее направленности - протекционизм и фритредерство.

Протекционизм - это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внут­реннем рынке. Для протекционистской таможенной политики характерны высокие таможенные тарифы и ограничение импорта.

Фритредерство - это политика свободной торговли, которая устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем миними­зации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к росту товарооборота и способствует более выгодному международному разделе­нию труда и удовлетворению потребностей рынка.

6. Таможенные правоотношения: понятия и виды

Таможенные правоотношения - это отношения его участников, урегу­лированные нормами таможенного права. В ходе таможенных отношений между их участниками возникают самые разнообразные отношения, кото­рые, однако, не все становятся таможенными правоотношениями. Таможен­ные правоотношения имеют свою специфику, которая предопределяется особенностью объекта регулирования - общественными отношениями, обу­словленными перемещениями товаров и транспортных средств через тамо­женную границу.

Специфика таможенных правоотношений заключается в особом поло­жении одного из его участников - таможенного органа, который является специальным субъектом таможенного права, наделенным специальными полномочиями в области таможенного дела. От имени таможенного органа таможенную деятельность в рамках таможенного права осуществляют госу­дарственные служащие таможенных органов.

Особенность таможенных правоотношений состоит и в том, что здесь взаимодействуют различные виды субъектов, цели и интересы которых мо­гут не совпадать, а иногда они вовсе противоположны.

Таможенные правоотношения можно подразделить на активные, пас­сивные, вспомогательные таможенные действия, посредническую, органи­зационную таможенную деятельность.

Как любые управленческие отношения, таможенные правоотношения имеют строго определенную структуру, т.е. составные части. Такими частя­ми являются субъекты таможенного права, объекты таможенно-правовых отношений и содержание этих правоотношений.

7. Понятие таможенной территории и таможенной границы

Это основные понятия, характеризующие территориальные аспекты та­моженного регулирования.

Под таможенной территорией попинают территорию, на которой в полном объеме действует законодательство данной страны. Такая формулировка содержится в документах Совета таможенного сотрудничества. Однако Таможенный кодекс при определении таможенной территории опи­рается на понятие государственной территории.

Понятие «единая таможенная территория Российской Федерации» по­мимо государственной территории Российской Федерации включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия об­ладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Это положение ранее уже нашло свое развитие в Федеральном законе от 30 но­ября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федера­ции». Россия на континентальном шельфе осуществляет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуата­цию, использование искусственных островов, установок и сооружений, осу­ществлять юрисдикцию над этими искусственными островами, установками и сооружениями в отношении таможенных, фискальных, санитарных и имми­грационных законов и правил.

Более четкое определение единой таможенной территории дано в Фе­деральном законе от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной эко­номической зоне Российской Федерации». Исключительная экономическая зона Российской Федерации - это морской район, находящийся за предела­ми территориального моря Российской Федерации и нормами международ­ного права. Российская Федерация осуществляет также юрисдикцию в отно­шении таможенных, фискальных и иных законов и правил над искусственны­ми островами, установками и сооружениями, созданными в исключительной экономической зоне.

Конвенцией ООН по морскому праву в 1982 г. установлен статус приле­жащей зоны к территориальному морю (24 морских мили от исходных линий), где прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территори­ального моря, а также осуществлять наказание за нарушение вышеупомяну­тых законов и правил, совершенное в пределах его территории или террито­риального моря.

Для определения пространственных пределов действия таможенно-правовой нормы используется понятие «таможенная граница» - вообра­жаемая (условная) линия, ограничивающая таможенную территорию. Та­моженная граница очерчивает пространственные пределы действия тамо­женного законодательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран. Иными словами, таможенная граница уста­навливает область действия таможенного суверенитета. Она практиче­ски может как совпадать, так и не совпадать с государственной границей страны.

Различают понятия внешней и внутренней таможенных границ. Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории смежных государств и, как правило, совпадает с государственной границей.

На внешней таможенной границе действует административно-таможенный режим, устанавливаемый законодательством о государственной границе.

Внутренние таможенные границы проходят в глубине таможенной территории страны. По своему административно-правовому статусу внутрен­няя таможенная граница приравнена к внешней. Существенное влияние на определение таможенной территории оказывает практика создания тамо­женных союзов, которая призвана служить интересам развития и укрепле­ния международной экономической интеграции. Таможенные территории го­сударств, составивших таможенный союз, теряют самостоятельное значе­ние. Их объединение дает новое качество - союзную общую таможенную территорию. В настоящее время реализуются планы создания таможенных союзов в рамках СНГ.

8. Действие таможенного права в пространстве, во времени и по кругу лиц

Нормы таможенного права применяются на определенном территориаль­ном пространстве, в течение определенного времени и по отношению к кон­кретным лицам. Территориальное пространство действия таможенных норм распространяется на таможенную территорию Российской Федерации и огра­ничено ее таможенной границей. Нормы таможенного права действуют в те­чение определенного времени, которое обозначено Таможенным кодексом.

Акты таможенного законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, если соответствующие положения этих актов, на основании и во исполнение которых издаются иные правовые акты, направленные на обеспечение соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответ­ствии с российским законодательством о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, прямо предусматривают введение их действия в более короткие сроки.

Действие таможенного права по кругу лиц состоит в том, что его нормы распространяются на всех лиц, находящихся на таможенной территории РФ. Исключение из общего правила допускается для лиц, пользующихся преиму­ществами, привилегиями или иммунитетами.

Вопросы семинарских занятий:

Понятие таможенного дела

Таможенная политика и таможенное законодательство.

Развитие отечественного таможенного дела и законодательства о нем.

Вопросы для самоконтроля:

1. Особенности таможенной политики России:

Связь таможенной политики и таможенного дела;

Место и роль таможенной политики в развитии таможенного дела.

Понятие таможенная граница;

Сущность таможенной системы;

Система таможенного управления.

3. Законодательство в таможенном деле:

Правовая основа таможенного дела;

Соотношение таможенной политики и таможенного законодательства.

4. История таможенного дела в России:

Возникновение таможенного дела;

Развитие таможенного дела в России;

Становление современной таможенной политики и таможенного дела.

Содержание таможенного дела составляют не только ее направления, но и компетенция государственных таможенных и других органов, субъективные права и юридические обязанности участников таможенных правоотношений. Они касаются многих институтов таможенного права и является средством реализации таможенной политики. Права и обязанности состоят при перемещении товаров и иных предметов через таможенную границу Украины. Для этого субъект, их перемещает, должен иметь надлежащим образом подтверждено право. Одно дело, когда эти товары перемещает рядовой гражданин в режиме визового или безвизового передвижения, а другое дело - субъект предпринимательской деятельности. Особенно это касается перемещения дипломатической почты и предметов, принадлежащих лицам, которые имеют дипломатический иммунитет. Поэтому и подходы к реализации содержания таможенного дела могут отличаться. В дальнейшем в руководстве и будет идти речь об отдельных направлениях содержания таможенного дела. Таможенное дело имеет несколько аспектов.

Таможенное дело как средство обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц имеет внутренний и внешний аспект. Внутренний аспект связан с безопасностью человека, например, от незаконного перемещения наркотических средств прекурсоров, других подобных им за действием препаратов, некачественных лекарственных препаратов, продуктов питания, товаров народного потребления и т.д.. Это также касается наполнения отечественного рынка теми товарами, которые не производят предприниматели. Внешний аспект связан с удовлетворением культурных и других потребностей населения Украины: международный туризм, международный культурный обмен, лечение за рубежом, обучение, общение с родственниками, миграция и т.д.. Особое значение имеет внешнеэкономическая деятельность и кооперация с зарубежными предпринимателями.

Таможенное дело как направление реализации внешней политики страны и сотрудничества с другими странами в различных сферах. Например, это проявляется в борьбе с международным терроризмом, контрабандой, распространением наркотиков, борьбе с СПИДом, другими болезнями и т.д.. Основное, это развитие взаимного доверия между государствами и сотрудничество на взаимовыгодной основе.

Таможенное дело как средство обеспечения безопасности государства заключается в том, что при ее осуществлении определяющим моментом является защита суверенитета Украины, ее экономических интересов. Через осуществление таможенного дела государство может защищать провозглашенные Конституцией Украины приоритеты, и прежде всего жизнь и здоровье своих граждан, их законные права и интересы. Не секрет, что как государство, развивающееся, Украина многими западными и, к сожалению, отечественными предпринимателями воспринимается исключительно как рынок для реализации низкокачественной, экологически вредной продукции и товаров западных производителей, или свалку вредных для среды отходов виробництва18. Политика открытых дверей и романтизм в его осуществлении на первых порах Украине дает тому много свидетельств. Развивая экономические, культурные и другие связи с другими странами, не надо забывать о необходимость принятия мер организационных мероприятий по предупреждению проникновения в Украину некачественных товаров, которые могут нанести ущерб населению предотвращению вывоза ее культурных и исторических ценностей, экономической шпионажа и прочее.

Законодательство Украины о таможенном деле относительно молодое и развивается с учетом национальных традиций и правовой системы и международного законодательства в области таможенного дела. Последнее обусловлено не только необходимостью активного товарооборота между странами и привлечения иностранных инвестиций, но и политикой открытых дверей. Оно отражает международно-правовые стандарты и подходы в обеспечении прав человека и организаций и осуществлении таможенного дела. Без этого сотрудничество Украины в таможенном деле с другими странами, в существенно затруднено. Кроме этого, при осуществлении таможенного дела преследуются и национальные интересы по обеспечению экономической и иной безопасности государства, недопущения проникновения на ее территорию нежелательных лиц, перевозки вредных и опасных товаров и предметов. В отношении товаров, которые есть в достаточном количестве в Украина, устанавливаются повышенную пошлину и наоборот, относительно товаров, в которых на потребительских рынках является дефицит, могут устанавливаться льготы.

Таможенное законодательство Украины отражает традиционные для Украины и ее населения связи. Например, между Украиной и Россией установлен безвизовый режим передвижения граждан, особый пограничный режим пересечения таможенной границы и обмена товарами между пограничными территориями. Аналогичные дружеские отношения сложились и с другими соседями. Но отдельные соседи (Словакия), наоборот, вводят визовый режим пересечения границы. Правда, в феврале 2001 г. для населения приграничных областей, водителей рейсового транспорта визовый режим въезда в эту страну отменен.

Через санитарный и другие виды контроля обеспечивается экологическое равновесие и предупреждается ввоза в Украину таких растений и микроорганизмов, потенциально представляют угрозу ее экосистемам.


Вопрос 1. Содержание и задачи таможенного дела .

Структуру современного таможенного дела можно представить следующими основными блоками:

принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;

таможенные режимы;

таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;

таможенное оформление;

таможенный контроль;

предоставление таможенных льгот;

ведение таможенной статистики и товарной номенклатуры внешне­экономической деятельности;

правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела.

Экономические цели таможенного дела достигаются путем пополнения государственного бюджета, путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Регулятивные цели таможенного дела достигаются путем установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров.

Правоохранительные цели таможенного дела заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей.

Вопрос 2. Структура таможенных органов и организаций, находящихся в ведении ФТС РФ.

На верху иерархической лестницы таможенных органов стоит ФТС РФ. ФТС возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра экономического развития и торговли РФ. Руководитель ФТС имеет первого заместителя и 4 заместителей. Структура ФТС включает в себя:8 главных управлений: Главное организационно-инспекторское управление Главное управление организации таможенного контроля; Главное управление по борьбе с контрабандой; Главное управление товарной номенклатуры и торговых ограничений; Главное управление тылового обеспечения; Главное управление федеральных таможенных доходов; Главное финансово-экономическое управление; Главное управление информационных технологий.

11 управлений : Управление кадров; Управление валютного контроля; Управление таможенного сотрудничества; Управление делами; Контрольно-ревизионное управление; Правовое управление; Управление собственной безопасности; Управление таможенной инспекции; Управление таможенной статистики и анализа; Управление таможенных расследований и дознания; Управление организации силового обеспечения.

Непосредственно ФТС подчиняются таможни центрального подчинения: Внуковская, Домодедовская, Шереметьевская, Центральная базовая, Центральная энергетическая, а также специализированные подразделения: Российская таможенная академия и Кинологический центр ФТС России.

Территориальными подразделениями ФТС являются 7 РТУ:

Центральное таможенное управление;

Северо-западное таможенное управление;

Южное таможенное управление;

Приволжское таможенное управление;

Уральское таможенное управление;

Сибирское таможенное управление;

Дальневосточное таможенное управление.

В задачи РТУ входят организация таможенного дела, обеспечение своевременного перечисления в федеральный бюджет таможенных платежей, обобщение и анализ таможенной практики, разработка и осуществление в пределах своей компетенции мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории России, ее экономической безопасности в части, относящейся к таможенному делу, борьба с контрабандой и иными таможенными правонарушениями. Н епосредственно РТУ подчиняются таможни. Существуют таможни непосредственно подчиненные ФТС. В задачи таможен входит осуществление таможенной деятельности в своем регионе. Свою деятельность таможни осуществляют через таможенные посты.

Вопрос 3. Понятие и отраслевые особенности таможенных услуг.

Услуги по таможенному консультированию (таможенный консалтинг).

Таможенный консалтинг – один из самых сложных и ответственных видов консультационных услуг. Это связано не только со сложностью законодательных актов, но и с тем, что несоблюдение таможенных норм может повлечь серьезные риски для участников внешнеэкономической деятельности. Как правило, таможенный консалтинг включает в себя также и юридическую поддержку в случае возникновения различного рода конфликтов и на стадии судебных споров.

Услуги таможенных брокеров (таможенное оформление)

Таможенный брокер – это специализированная компания, являющаяся посредником между государством в лице таможенной службы и участниками внешнеэкономической деятельности. Все таможенные брокеры должны быть занесены в государственный реестр и иметь свидетельство, подтверждающее право занятия деятельностью по таможенному оформлению.

Услуги таможенного брокера включают в себя декларирование товаров, составление таможенной декларации и иных документов, предоставление данных документов в таможенные органы, предъявление декларируемых товаров к таможенному контролю.

Вопрос 4. Защита таможенными органами прав интеллектуальной собственности.Положение о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами разработано на основе таможенного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности, а также международных договоров и иных обязательств Российской Федерации в целях обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности и пресечения незаконного оборота через таможенную границу Российской Федерации.Таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, на основании письменного заявления правообладателя или его представителя.

Меры , связанные с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, принимаются таможенными органами при перемещении товаров через таможенную границу или совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем.

В соответствии со статьей 360 там Кодекса товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации и до момента:

Выпуска для свободного обращения;

Уничтожения;

Отказа в пользу государства;

Обращения товаров в федеральную собственность либо распоряжения ими иным способом в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации;

Вопрос 5. Таможенный брокер.

Таможенный брокер (представитель) - это посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции. Правовой статус брокера определен гл. 15 ТК (ст. 139 - 148). Таможенным брокером может быть российское юридическое лицо, включённое в Реестр таможенных брокеров (представителей). Государственное предприятие не может быть таможенным брокером. Особенность деятельности таможенного брокера заключается в том, что все таможенные операции таможенный брокер осуществляет, как если бы он сам перемещал товар через таможенную границу. То есть таможенный брокер обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представить свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.

При заключении договора с представляемым лицом таможенный брокер вправе:

Предоставлять скидки в отношении цены и предоставлять другие льготы для отдельных категорий представляемых лиц;

Устанавливать в качестве условия заключения договора с представляемым лицом требования обеспечения исполнения обязательств этого лица в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Вопрос 6 . Таможенная политика: структура и содержание.

Элементом как внешней, так и внутренней политики государства является таможенная политика, представляющая собой комплекс политико-правовых и иных мер воздействия на поведение участников ВЭД.

Таможенная политика государства должна способствовать расширению внешне-экономических связей, увеличению объёма внешне-тороговых организайций, развитию международного туризма. Таможенная политика должна обеспечивать наиболее эффективное использование инструментов от таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории страны, а так же участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка и стимулирования развития национальной экономики.

Политические факторы

Экономические факторы

Социальные факторы

Внешние факторы

По направлениям деятельности в состав таможенной политики можно выделить таможенно-тарифную политику, политику совершенствования таможенного контроля, политику таможенных платежей, политику таможенных режимов, политику конфинтеризации (возможно слово написано неправильно) таможенных систем, кадровую политику таможенной службы, политические противодействия коррупции и т.д.

Вопрос 7 Таможенно-тарифное регулирование ВЭД

Таможенный тариф в зависимости от контекста может определяться как:

а) инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

б) свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД;

г) конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с ТНВЭД. Порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ установлен Законом РФ «О таможенном тарифе». Вышеназванным законом определены основные цели таможенного тарифа РФ:

Рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;

Поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;

Защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

Обеспечение условий для эффективных интеграции РФ в мировую экономику.

Вопрос 8. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности .

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности РФ (ТН ВЭД) - классификатор товаров, применяемый таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в целях проведения таможенных операций. Принимается Правительством РФ, в разработке и дополнении участвует Федеральная таможенная служба. ТН ВЭД является расширенным российским вариантом Гармонизированной Системы (ГС), разработанной Всемирной таможенной организацией и принятой в качестве основы для товарной классификации в странах Евросоюза и других. Суть классификатора состоит в том, что каждому товару присваивается 10-значный код, который в дальнейшем и используется при совершении таможенных операций, таких как декларирование или взимание таможенных пошлин. Такое кодирование применяется в целях обеспечения однозначной идентификации товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, а также для упрощения автоматизированной обработки таможенных деклараций и иных сведений, предоставляемых таможенным органам при осуществлении ВЭД её участниками. Состоит из 21 раздела и 97 групп (77 группа ТН ВЭД в настоящее время зарезервирована и не используется).

В современном представлении термин «таможенное дело» охватывает сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках государственной политики таможенное дело имеет многоцелевой характер, служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей.

Согласно ч.

2 ст. 1 Таможенного кодекса РФ таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенное же регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу и в соответствии с Конституцией РФ (п. «ж» ст. 71) находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела и обеспечивающим непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации является Федеральная таможенная служба (ФТС России), положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2004 г. № 429. Нормотворческими полномочиями в области наделено Министерство экономического развития и торговли РФ, в ведении которого и находится Федеральная таможенная служба России.

Структуру современного таможенного дела можно представить следующими основными блоками: 1)

таможенные органы и правовая регламентация их деятельности; 2)

принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; 3)

таможенное оформление как разновидность таможенных процедур; 4)

таможенные режимы как разновидность таможенных процедур; 5)

специальные таможенные процедуры; 6)

таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей; 7)

таможенный контроль; 8)

ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; 9)

правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела.

Следует отметить, что любое деление таможенного дела на отдельные относительно самостоятельные части (блоки) является весьма условным, но в целом представленная структура достаточно полно отражает содержание современного российского таможенного дела.

Причем рассматривать каждую из перечисленных выше частей таможенного дела нужно через призму единства и тесной взаимосвязи между собой. Различные по своему характеру, в совокупности все они направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей таможенного дела.

Экономические цели таможенного дела достигаются посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Регулятивные цели таможенного дела достигаются посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.

Правоохранительные цели таможенного дела заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров; в борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т.д.

Еще по теме 2. Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела Российской Федерации:

  1. 1. ПОНЯТИЕ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА. ЦЕЛИ И ЭЛЕМЕНТЫ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА РФ
  2. § 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области таможенного дела
  3. 1. Понятие, особенности, цели, виды и принципы юридической ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела
  4. 1. Понятие и правовая основа таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации
  5. 122 . Каковы понятие, система и основные полномочия Федеральной таможенной службы Российской Федерации
  6. § 1. Понятие и сущность государственной службы в таможенных органах Российской Федерации
  7. 3. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил): понятие и виды
  8. Тема 1 ОРГАНИЗАЦИЯ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В РФ. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ
  9. 116 . Каковы понятие и структура органов внешней разведки Российской Федерации
  10. 6.1. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  11. 117 . Каковы понятие, структура и основные полномочия Федеральной службы охраны Российской Федерации
  12. Методы и формы конкурентного регулирования, установленные в законодательстве Российской Федерации в области внешнеэкономической деятельности, и основные полномочия уполномоченных органов исполнительной власти по их применению. Правовое положение, цели, функции, задачи, полномочия Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешнейторговле и таможеннотарифной политике

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминальная психология - Криминология - Международное право - Муниципальное право - Налоговое право - Наследственное право - Нотариат - Образовательное право -