Понятие общения общение как социально психологический феномен. Феномен общения

Связь общения и деятельности. При любом подходе принципиальным является вопрос о связи общения с деятельностью.

Существуют различные точки зрения на эту проблему. В ряде психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. Так, например, к такой постановке проблемы в конечном счете пришел Э.Дюркгейм, который обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику. В отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто «общаются» в процессе выполнения ими различных общественных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее. Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей.

Но именно это пересечение деятельностей и создает определенные отношения этого деятельностного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям.

Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность. Таким образом, факт связи общения с деятельностью констатируется всеми исследователями, стоящими на точке зрения теории деятельности в психологии. Однако характер этой связи понимается по- разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни.

В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения. Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности. Внутри этой точки зрения выделяются две ее разновидности: в одной из них общение понимается как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно на отдельном этапе онтогенеза, например у дошкольников и особенно в подростковом возрасте.

В другой- общение в общем плане понимается как один из видов деятельности (имеется в виду прежде всего речевая деятельность), и относительно нее отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще (действия, операции, мотивы и пр.). Вряд ли очень существенно выяснять достоинства и сравнительные недостатки каждой из этих точек зрения: ни одна из них не отрицает самого главного- несомненной связи между деятельностью и общением, признает недопустимость их отрыва друг от друга при анализе.

Тем более что расхождение позиций гораздо более очевидно на уровне теоретического и общеметодологического анализа. Что касается экспериментальной практики, то в ней у всех исследователей гораздо больше общего, чем различного. Этим общим и является признание факта единства общения и деятельности и попытка зафиксировать это единство. На наш взгляд, целесообразно наиболее широкое понимание связи деятельности и общения, когда общение рассматривается и как сторона совместной деятельности (поскольку сама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и как ее своеобразный дериват.

Такое широкое понимание связи общения и деятельности соответствует широкому же пониманию самого общения: как важнейшего условия присвоения индивидом достижений исторического развития человечества, будь то на микроуровне, в непосредственном окружении, или на макроуровне, во всей системе социальных связей.

Принятие тезиса о такой органической связи общения с деятельностью диктует некоторые вполне определенные нормативы изучения общения, в частности на уровне экспериментального исследования. Один из таких нормативов состоит в требовании исследовать общение не только и не столько с точки зрения его формы, сколько с точки зрения его содержания. Это требование расходится с традицией исследования коммуникативного процесса, типичной для западной социальной психологии.

Как правило, коммуникация изучается здесь преимущественно при посредстве лабораторного эксперимента- именно с точки зрения формы, когда анализу подвергаются либо средства коммуникации, либо тип контакта, либо его частота, либо структура как единичного коммуникативного акта, так и коммуникативных сетей. Если общение понимается как сторона деятельности, как своеобразный способ ее организации, то анализа одной лишь формы этого процесса недостаточно. Здесь может быть приведена аналогия с исследованием самой деятельности.

Сущность принципа деятельности в том и состоит, что в отличие от традиционной психологии деятельность тоже рассматривается не просто со стороны формы (то есть не просто констатируется активность индивида), но со стороны ее содержания (то есть выявляется именно предмет, на который эта активность направлена). Деятельность, понятая как предметная деятельность, не может быть изучена вне характеристики ее предмета. Подобно этому суть общения раскрывается лишь в том случае, когда не просто констатируется сам факт общения и даже не способ общения, но его содержание.

В реальной практической деятельности человека главным вопросом является вопрос не о том, каким образом общается субъект, а по поводу чего он общается. Здесь вновь уместна аналогия с изучением деятельности; если там важен анализ предмета деятельности, то здесь важен в равной степени анализ предмета общения. Ни та ни другая постановки проблемы не даются легко для системы психологического знания: всегда психология шлифовала свой инструментарий лишь для анализа механизма, пусть не деятельности, но активности, пусть не общения, но коммуникации.

Анализ содержательных моментов того и другого явлений, можно сказать, не обеспечен методически. Но это не может стать основанием для отказа от постановки вопроса, предписанной как соображениями теории, так и общеметодологическими принципами. Естественно, что выделение предмета общения не должно быть понято вульгарно: люди общаются не только по поводу той деятельности, с которой они связаны.

Ради выделения двух возможных «поводов» общения в литературе разводятся понятия «ролевого» и «личностного» общения. При некоторых обстоятельствах (а именно при высшем уровне развития группы) это личностное общение по форме может выглядеть как ролевое, деловое, «предметно- проблемное». Тем самым разведение ролевого и личностного общения не является абсолютным. В определенных отношениях и ситуациях и то и другое сопряжено с деятельностью.

Идея «вплетенности» общения в деятельность позволяет также детально рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности может «конструировать» общение. В самом общем виде ответ может быть сформулирован так, что посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания целей, задач деятельности, уяснение специфики объекта ее и даже возможностей каждого из ее участников.

Включение общения в это процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельностей индивидуальных участников. Это согласование деятельностей отдельных участников возможно осуществить благодаря такой характеристике общения, как присущая ему функция воздействия, в которой и проявляется «обратное влияние общения на деятельность». Специфику этой функции мы выясним вместе с рассмотрением различных сторон общения. Сейчас же важно подчеркнуть, что деятельность посредством общения не просто организуется, но именно обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что принцип связи и органического единства общения с деятельностью, разработанный в отечественной социальной психологии, открывает действительно новые перспективы в изучении этого явления. 3. Структура общения Учитывая сложность общения, необходимо каким- то образом обозначить его структуру, с тем, чтобы затем был возможен анализ каждого элемента.

К структуре общения можно подойти по- разному, как и к определению его функций. В отечественной социальной психологии структура общения характеризуется путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимодействия. Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно- коммуникативная, регуляционно - коммуникативная, аффективно- коммуникативная. Задача заключается в том, чтобы тщательно проанализировать в том числе на экспериментальном уровне, содержание каждой из этих сторон или функций.

Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, то есть в условиях непосредственного контакта между людьми. Отдельно следует рассмотреть вопрос о средствах и механизмах взаимодействия людей друг на друга в условиях их массовых действий.

К таким механизмам в социальной психологии традиционно относятся процессы психического заражения, внушения (или суггестии) и подражания. Хотя каждый из них в принципе возможен и в случае непосредственного контакта, гораздо большее, самостоятельное значение они получают именно в ситуациях общения больших масс людей. В этой схеме не рассматриваются ни механизм, ни формы, ни функции общения в том широком смысле слова, о котором шла речь выше. В принципе, следует, например, говорить о двух рядах функций общения: социальных и собственно социально- психологических.

Однако практическая социальная психология анализирует преимущественно вторые, проблемы же, связанные с пониманием общения в более широком плане, здесь просто не ставятся. Это объясняется тем обстоятельством, что в сложившейся традиции проблемы эти исследуются в русле других дисциплин, в частности в социологии. Считать это большим достоинством психологии не приходится.

Однако на данном этапе ее развития практически к такого рода проблемам она не приступала. Рассмотрим характеристики каждой из выделенных сторон общения. 3.1. Коммуникативная сторона общения Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют ввиду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

Отсюда можно сделать следующий заманчивый шаг и интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации. Однако такой подход нельзя рассматривать как методологически корректный, ибо в нем опускаются некоторые важнейшие характеристики именно человеческой коммуникации, которая не сводится только к процессу передачи информации. Не говоря уже о том, что при таком подходе фиксируется в основном лишь одно направление потока информации, а именно от коммуникатора к реципиенту (введение понятия «обратной связи» не изменяет сути дела), здесь возникает и еще одно существенное упущение.

При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Поэтому, не исключая возможности применения некоторых положений теории информации при описании коммуникативной стороны общения, необходимо четко расставить все акценты и выявить специфику даже в самом процессе обмена информацией, который, действительно, имеет место и в случае коммуникации между двумя людьми.

Во- первых, общение нельзя рассматривать как отправление информации какой- то передающей системой или как прием ее другой системой потому, что в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Это значит, что каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и в своем партнере, он не может рассматривать его как некий объект.

Другой участник предстает тоже как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему информацию, на него необходимо ориентироваться, то есть анализировать его мотивы, цели, установки (кроме, разумеется, анализа и своих собственных целей, мотивов, установок). Но в этом случае нужно предполагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера.

Поэтому в коммуникативном процессе и происходит не простое «движение информации». Но как минимум активный обмен ею. Главная «прибавка» в специфически человеческом обмене информацией заключается в том, что здесь особую роль играет для каждого участника общения значимость информации.

Эту значимость информация приобретает потому, что люди не просто «обмениваются» значениями, но и стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание. Во- вторых, характер обмена информацией между людьми, а не между, предположим, кибернетическими устройствами определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга.

Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера, то есть знак изменяет состояние участников коммуникационного процесса. Коммуникационное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие.

Это означает (в определенном смысле) изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации. Ничего похожего не происходит в «чисто» информационных процессах. В- третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: «все должны говорить на одном языке». Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами.

Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии, что знаки, и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Еще Л.С. Выготский отмечал, что «мысль никогда не равна прямому значению слов». Поэтому у общающихся должны быть идентичны- в случае звуковой речи- не только лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности.

В- четвертых в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Эти барьеры не связаны с уязвимыми местами в каком- либо канале коммуникации или с погрешностями кодирования и декодирования.

Они носят социальный или психологический характер. С одной стороны, такие барьеры могут возникать из- за того, что отсутствует единое понимание ситуации общения, вызванное не просто различным «языком» на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Такого рода барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации к различным социальным группам, и при их проявлении особенно отчетливо выступает включенность коммуникации в более широкую систему общественных отношений.

Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она есть лишь сторона общения. Естественно, что процесс коммуникации осуществляется и при наличии этих барьеров, даже военные противники ведут переговоры. Но вся ситуация коммуникативного акта значительно усложняется благодаря их наличию.

С другой стороны, барьеры при коммуникации могут носить и более «чисто» выраженный психологический характер: они могут возникнуть или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся (например, чрезмерная застенчивость одного из них, скрытность другого, присутствие у кого- то черты, получившей название «некоммуникабельность»), или в силу сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к другу, недоверия и т.п. В этом случае особенно четко выступает та связь, которая существует между общением и отношением, отсутствующая, естественно, в кибернетических системах.

Необходимо добавить, что сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое- то действие.

Стимуляция в свою очередь может быть различной. Прежде всего это может быть активизация, то есть побуждение к действию в заданном направлении. Далее, это может быть интердикция, то есть тоже побуждение, но побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности. Наконец, это может быть дестабилизация- рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах, она не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя в конечном счете и в этом случае общее правило человеческой коммуникации действует. Сам характер сообщения может быть различным: мера объективности может варьироваться от нарочито «безразличного» тона изложения до включения в сам текст сообщения явных элементов убеждения. Вариант сообщения задается коммуникатором, то есть тем лицом, от которого исходит информация.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем. Существуют несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (используются различные неречевые знаковые системы). Вербальная коммуникация, как уже было сказано, использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический.

Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощью речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна соответствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса, о которой речь шла выше. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как он сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В этом последнем случае отчетливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования, раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации.

Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей» (условный термин, обозначающий «говорящего» и «слушающего»), то есть когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации.

Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид «разговора» представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, то есть и происходит то явление, которое было обозначено как «обогащение, развитие информации». Однако, коммуникативный процесс оказывается неполным, если мы отвлекаемся от невербальных его средств. Первым среди них нужно назвать оптико-кинетическую систему знаков, что включает в себя жесты, мимику, пантомимику.

Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например в различных национальных культурах. Значимость оптико- кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований- кинетика, которая специально имеет дело с этими проблемами.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система- это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон тональность. Экстралингвистическая система- включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливания, плача, смеха наконец, сам темп речи. Пространство и время организации коммуникативного процесса выступают также особой знаковой системой, несут смысловую нагрузку как компоненты коммуникативных ситуаций.

Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях. В целом все системы невербальной коммуникации, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе.

Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности. 3.2. Интерактивная сторона общения Интерактивная сторона общения- это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Важность интерактивной стороны общения привела к тому, что в истории социальной психологии сложилось специальное направление, которое рассматривает взаимодей¬ствие исходным пунктом всякого социально-психологи¬ческого анализа. Это направление связано с именем Г. Мида, который дал направлению и имя-«симво¬лический интеракционизм». Концепцию Мида иногда называют «социальным бихевиоризмом», и это значи¬тельно запутывает дело. Мид действительно употреб¬лял термин «бихевиоризм» для характеристики своей позиции, но у него термин приобретал совершенно осо¬бое значение.

Для Мида бихевиоризм лишь синоним такого метода анализа сознания и самосознания, кото¬рый не имеет ничего общего с интроспекцией и построен целиком на фиксировании наблюдаемого и контро¬лируемого поведения. В остальном же весь арсенал бихевиористской аргументации у Мида отсутствует. Выясняя социальную природу человеческого «Я», Мид вслед за Джемсом пришел к выводу, что в ста¬новлении этого «Я» решающую роль играет общение.

Мид использовал также идею Ч. Кули о так называе¬мом «зеркальном Я», где личность понимается как сум¬ма психических реакций человека на мнения окружаю¬щих. Однако у Мида вопрос решается значительно сложнее. Становление «Я» происходит действительно в ситуациях общения, но не потому, что люди есть про¬стые реакции на мнения других, а потому, что эти си¬туации есть вместе с тем ситуации совместной деятель¬ности. В них формируется личность, в них она осозна¬ет себя, не просто смотрясь в других, но действуя со¬вместно с ними. Для Мида ситуация общения раскры¬вается как ситуация прежде всего взаимодействия. Мо¬делью таких ситуаций является игра, которая у Мида выступает в двух формах: play и game. В игре человек выбирает для себя так называемого «значимого дру¬гого» и ориентируется на то, как он воспринимается этим «значимым другим». В соответствии с этим у человека формируется и представление о себе самом, о своем «Я». Вслед за У. Джемсом Мид разделяет это «Я» на два начала (здесь за неимением адекватных рус¬ских терминов мы сохраняем их английское наимено¬вание): «I» и «me». «I»-это импульсивная, творческая сторона «Я», непосредственный ответ на требования ситуации; «me»-это рефлексия «I», своего рода нор¬ма, контролирующая деятельность «I» от имени соци¬ального взаимодействия, это усвоение личностью отно¬шений, которые складываются в ситуации взаимодейст¬вия и которые требуют сообразовываться с ними. Посто¬янная рефлексия «I» при помощи «те» необходима для зрелой личности, ибо именно она способствует адекват¬ному восприятию личностью себя самой и своих соб¬ственных действий. (Внешне эти идеи Мида имеют не¬которое сходство со схемой Фрейда относительно взаи¬моотношений «ид» и «эго». Но содержание, которое при¬давал Фрейд этому отношению, сводилось к сексуаль¬ному контролю, у Мида же при посредстве этого отно¬шения контролируется вся система взаимодействий лич¬ности с другими.) Таким образом, центральная мысль интеракционистской концепции состоит в том, что личность формирует¬ся во взаимодействии с другими личностями, и механиз¬мом этого процесса является установление контроля действий личности тем представлением о ней, которое складывается у окружающих.

Несмотря на важность постановки такой проблемы, в теории Мида содержатся существенные методологические просчеты.

Главными из них являются два. Во-первых, непропорционально большое значение уделяется в этой концепции роли символов.

Вся обри¬сованная выше канва взаимодействия детерминирует¬ся системой символов, т. е. деятельность и поведение человека в ситуациях взаимодействия в конечном счете обусловлены символической интерпретацией этих ситуа¬ций. Человек предстает как существо, обитающее в мире символов, включенное в знаковые ситуации.

И хотя в известной степени с этим утверждением можно согла¬ситься, поскольку в определенной мере общество, дей¬ствительно, регулирует действия личностей при помощи символов, излишняя категоричность Мида приводит к тому, что вся совокупность социальных отношений, культуры - все сводится только к символам.

Отсюда вытекает и второй важный просчет концепции символического интеракционизма: интерактивный аспект общения здесь вновь отрывается от содержа¬ния предметной деятельности, вследствие чего все бо¬гатство макросоциальных отношений личности по суще¬ству игнорируется.

Единственным «представителем» со¬циальных отношений остаются лишь отношения непо¬средственного взаимодействия.

Поскольку символ оста¬ется «последней» социальной детерминантной взаимо¬действия, для анализа оказывается достаточным лишь описание данного поля взаимодействий без привлечения широких социальных связей, в рамках которых данный акт взаимодействия имеет место. Происходит известное «замыкание» взаимодействия на заданную группу. Ко¬нечно, и такой аспект анализа возможен и для социаль¬ной психологии даже заманчив, но он явно недостато¬чен. 3.3. Перцептивная сторона общения Как отмечалось выше, в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса.

Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по- разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но принятие, разделение этих целей, мотивов, установок, что позволяет не просто «согласовывать действия», но и устанавливать особого рода отношения: близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви.

В любом случае большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Термином «Социальная перцепция» исследователи, в том числе и в социальной психологии, называют процесс восприятия так называемых «социальных объектов», под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности.

Однако этот термин не является для нашего случая точным. Для того, чтобы более точно обозначить о чем идет речь в интересующем нас плане, целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии. Именно эти процессы непосредственно включены в общение в том его значении, в каком оно рассматривается здесь. Но кроме этого возникает необходимость и еще в одном комментарии. Восприятие социальных объектов обладает такими многочисленными специфическими чертами, что само употребление слова «восприятие» кажется здесь не совсем точным.

Во всяком случае, ряд феноменов, имеющих место при формировании представления о другом человеке, не укладывается в традиционное описание перцептивного процесса, как он дается в общей психологии. В отечественной литературе весьма часто в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека». Другая попытка построить структуру взаимодействия связана с описанием ступеней его развития.

При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которые оно проходит. Такой подход пред¬ложен, в частности, польским исследователем Я. Щепаньским. Для Щепаньского центральным понятием при описании социального поведения является понятие со¬циальной связи. Она может быть представлена как по¬следовательное осуществление: а) пространственного контакта, б) психического контакта (по Щепаньскому, это взаимная заинтересованность), в) социального кон¬такта (здесь это совместная деятельность), г) взаимо¬действия (что определяется, как «систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вы¬звать соответствующую реакцию со стороны партне¬ра »), наконец, д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий). Хотя все сказанное от¬носится к характеристике «социальной связи», такой ее вид, как «взаимодействие», представлен наиболее полно.

Выстраивание в ряд ступеней, предшествующих взаимо¬действию, не является слишком строгим: пространствен¬ный и психический контакты в этой схеме выступают в качестве предпосылок индивидуального акта взаимо¬действия, и потому схема не снимает погрешностей пред¬шествующей попытки.

Но включение в число предпосы¬лок взаимодействия «социального контакта», понятого как совместная деятельность, во многом меняет карти¬ну: если взаимодействие возникает как реализация сов¬местной деятельности, то дорога к изучению его содер¬жательной стороны остается открытой. Однако нестро¬гость схемы снижает ее возможности для познания структуры взаимодействия.

Практически в эксперимен¬тах исследователи пока имеют дело с феноменом взаи¬модействия как таковым, без удовлетворительных попы¬ток отыскания его анатомии. Таким образом, для социальной психологии весьма значимым является исследование не только кооператив¬ной формы взаимодействия. Кроме того, при абсолютном принятии лишь одного типа взаимодействий снимается принципиально важная проблема содержания деятельности, в рамках которой даны те или иные виды взаимодействия.

А это содержа¬ние деятельности может быть весьма различным. Мож¬но констатировать кооперативную форму взаимодейст¬вия не только в условиях производства, но, например, и при осуществлении каких-либо асоциальных, противо¬правных поступков - совместного ограбления, кражи и т. д. Поэтому кооперация в социально-негативной деятельности не обязательно та форма, которую необ¬ходимо стимулировать; напротив, деятельность, конф¬ликтная в условиях асоциальной деятельности, может оцениваться позитивно.

Кооперация и конкуренция лишь формы «психологического рисунка» взаимодействия, со¬держание же и в том и в другом случаях задается бо¬лее широкой системой деятельности, куда кооперация или конкуренция включены. Поэтому, не оспаривая важ¬ности исследования кооперативных форм взаимодейст¬вия, вряд ли правильно игнорировать и другую форму, а самое главное, вряд ли правильно рассматривать их обе вне социального контекста деятельности. 4.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Понятие об общении. Роль общения в жизни и деятельности человека

Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения.. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее –.. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Параграф поможет прояснить, что означает принцип неразрывного единства общения и деятельности.

Изучение параграфа позволит:

- составить общее представление о сути теории общения, разрабо

танной АЛ. Леонтьевым;

- составить характеристику общения, его сторон: интерактивной,

коммуникативной и перцептивной, его участников: коммуникатора и реципиента.

Общение процесс сложный и многоплановый. Целью общения является установление и развитие контактов между людьми, потребность в которых возникает в совместной деятельности. В любой совместной деятельности (учебе, работе, досуге) люди общаются: обмениваются информацией, высказывают свое мнение, пытаются друг друга в чем-то убедить или переубедить.

В российской науке наиболее распространенным является принцип неразрывного единства общения и деятельности. Теорию общения и его связи с деятельностью разработал в 1970-х годах Алексей Алексеевич Леонтьев , выдающийся ученый, академик, чьи труды по психологии общения не утратили своей актуальности и сейчас. В качестве предмета психологии общения как раздела общей психологии А.А. Леонтьев рассматривал психологическую специфику процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества.

Под общением, согласно теории А.А. Леонтьева, понимается один из видов деятельности, причем общение может быть как самостоятельным видом деятельности, так и частью другого вида деятельности. Общение характеризуется тремя основными признаками:

  • 1) у общения есть цель;
  • 2) у общения есть результат;
  • 3) общение подчиняется определенным общественным нормам.

Алексей Алексеевич подчеркивал, что общение представляет собой не столько взаимоотношения людей в обществе, сколько взаимодействие людей как членов общества.

Людвиг Фейербах, знаменитый немецкий философ, писал: «Отдельный человек как нечто обособленное не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем.

Человеческая сущность только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между «я» и «ты» .

Общение есть реальность человеческих отношений: люди общаются в процессе выполнения общественных функций. Общественные функции выполняются путем общественного поведения, которое основано на нормах морали, права и других явлениях общественного развития. Деятельность (труд, общение и познание, игра и учение, самодеятельность разных видов) осуществляется, таким образом, в системе общественных связей и взаимозависимостей. Человек, выполняя свои общественные функции и находясь в состоянии деятельности, постоянно общается с другими людьми, поскольку пересечение его деятельности с деятельностью других людей неизбежно.

Ученые выделяют три стороны общения: коммуникативную (обмен информацией); интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (восприятие и познание людьми друг друга) .

Коммуникативная - значит содержащая коммуникацию. Термин «коммуникация» происходит от латинских слов communicatio - «сообщение, передача» и communicare - «делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать». В ходе коммуникации происходит обмен информацией между субъектами общения. Каждый из нас постоянно участвует в коммуникации. В каждом случае коммуникации имеется: коммуникатор - тот, кто создает информационное сообщение, и реципиент - тот, кто получает информацию.

Обмен информацией между субъектами происходит на взаимной основе. Например, вам задают вопрос, и вы на него отвечаете. Или вам сообщают новость, и вы на нее реагируете.

Термин «интеракция» происходит от латинских слов inter - «между» и activus - «деятельный» и используется для обозначения взаимодействия и взаимного влияния субъектов общения как непрерывного диалога. Например, на занятии преподаватель объясняет новый материал и обращается к студентам с контрольными вопросами, чтобы выяснить, как материал понят. По ответам студентов преподаватель понимает, на чем нужно сделать акцент, чтобы материал был понят более корректно и в полном объеме. Таким образом осуществляется интеракция в общении: преподаватель воздействует на студентов, студенты - на преподавателя.

Перцепция - это восприятие и познание людьми друг друга. Понятие перцепции пришло из социальной психологии, в которой выделены важнейшие специфические свойства восприятия человеком социальных объектов. Среди них следующие:

  • 1) социальный объект (индивид или группа) не безразличен к субъекту восприятия и пытается трансформировать его представление о себе в благоприятную сторону;
  • 2) восприятие социального объекта всегда связано с различными оценочными интерпретациями субъекта, обусловленными его предположениями о внутреннем мире объекта, эмоциональным откликом на его проблемы, стереотипами - т.е. предположениями о психологических свойствах.

Приведем пример перцепции: мы обращаемся к специалисту в своей области (например, к врачу или к руководителю практики) за советом, при этом мы заранее «запрограммированы» на то, что получим квалифицированный ответ, которому можно доверять, так как статус специалиста в своей области связан у нас с представлениями о его компетентности. Так наше восприятие связано с оценочной интерпретацией, основанной на стереотипах восприятия. И наоборот, если мы заранее не доверяем чужому мнению, исходя из своего предыдущего негативного опыта, мы также подвергаем информацию определенной, теперь уже негативной, интерпретации. Таким образом, восприятие партнера по общению всегда субъективно, и эта субъективность оказывает влияние на коммуникацию.

В реальной действительности ни одна из сторон общения не выступает изолированно от других.

Резюмируем. Общение представляет из себя сложный, многогранный процесс, выступающий одновременно:

  • 1) как процесс взаимодействия индивидов;
  • 2) как информационный процесс;
  • 3) как процесс взаимовлияния людей друг на друга, сопереживания и взаимного понимания.

Задания на закрепление знаний и развитие умений к параграфу 1.4 I. Задания на понимание

  • 1. Поясните, что современная наука понимает под общением и в чем заключается связь общения и деятельности.
  • 2. Сформулируйте основные положения теории общения, разработанной

А.А. Леонтьевым.

  • 3. Объясните, что значит «коммуникация», «коммуникатор» и «реципиент».
  • 4. Дайте определение интеракции, приведите пример интсракции.
  • 5. Поясните, что значит «перцепция», приведите пример перцепции

II. Задания на анализ

Подумайте, о каких сторонах общения (коммуникация, интеракция, перцепция) идет речь в следующих пословицах.

  • 1. Кто говорит, что хочет, услышит, чего и не хочет.
  • 2. Говори с одними поменьше, а с другими побольше.
  • 3. В чужих людях надо жить умеючи, а говорить рассуждаючи.
  • 4. Не ты бы говорил, не я бы слушал.
  • 5. Лишнее говорить - себе вредить.
  • 6. Бойся вышнего (вышестоящего), не говори лишнего.
  • 7. С ним говорить надо - пообедавши.
  • 8. Говоря, всегда договоришься.

III. Задание на применение

Найдите среди русских пословиц примеры, характеризующие слушание. О каких сторонах общения в них идет речь?

  • Леонтьев АЛ. Психология общения. - М.: Смысл, 1997. - (Психология для студента).
  • Людвиг Андреас фон Фейербах (нем. Ludwig Andreas von Feuerbach (1804-1872) -немецкий философ-материалист, атеист.
  • Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведении. -М.: Аспект Пресс, 2001.

Понятие общения

Изучение феномена общения берет свое начало в середине XIX века. В нашей стране среди исследователей, занимавшихся проблемой общения, следует назвать, прежде всего, имена В. М. Бехтерева, А. Ф. Лазурского и Л. С. Выготского. Однако после весьма активного изучения общения в 20-е годы ХХ века интерес к этой проблеме снизился, чтобы вновь разгореться в конце 60-х годов.

В последние три десятилетия благодаря работам Б. Г. Ананьева, Г. M. Андреевой, А. А. Бодалёва, А. А. Брудного, Я. Л. Коломинского, E. C. Кузьмина, A. A. Леонтьева, М. И. Лисиной, Б. Ф. Ломова, В. Н. Мясищева, В. Н. Панферова, Б. Д. Парыгина и многих других проблема общения заняла одно из центральных мест в психологии и представляет сегодня одну из самых активно исследуемых ее областей. По состоянию на 1995 г., в нашей стране было выполнено 1158 научных исследований по проблемам общения. Число зарубежных работ по этой проблеме в десятки раз больше. Интерес исследователей можно объяснить тем, что общение – это ведущая деятельность человека и потому, как человек общается, можно судить об уровне его психического развития. Однако было время, когда общению не уделяли должного внимания. В начале XIX века в Европе большое распространение имели дома ребенка. Там детей содержали в тепле, одевали и кормили. Однако специалистов стала поражать страшная статистика. Многие дети, не дожив до года, умирали. Специалисты были обеспокоены. Симптомы заболевания напоминали состояние взрослых людей при потере своих близких: плаксивый взгляд, отсутствие интереса к жизни и пр. Первоначально специалисты посчитали, что отсутствие витаминов в рационе питания приводит к таким последствиям – улучшили питание, но ничего не изменилось. Тогда посчитали, что это микробы, вирусы – детей разъединили друг от друга. Но смертность как была, так и продолжала расти. Проблему помогла решить обыкновенная няня одного из детских домов Германии. Она привязывала ребенка себе за спину и чем бы ни занималась в течение дня – работала или ела – он всегда находился с ней рядом. Постепенно ребенок оживал, и симптомы болезни быстро исчезали. Стало ясно, что ребенку не достаточно просто есть, пить, находится в тепле, т. е. удовлетворять свои биологические потребности. Ему необходимо общение со взрослым, человеческое тепло. Так в психологии появилось новое понятие – потребность в общении . Болезнь, возникающая при отсутствии или дефиците общения, называли госпитализмом .

Французский психолог Рене Спиц изучал детей из домов ребенка. Дети сильно отставали от своих сверстников в психическом развитии. К двум годам многие умирали, а те, кто выжил, в четырехлетнем возрасте не умели ходить, говорить, самостоятельно одеваться, кушать, отставали в росте и весе, страдали различными дефектами. Дети, пережившие госпитализм, затем трудно адаптируются в среде сверстников, в обществе в целом. Кроме того, став взрослыми, такие дети не способны к созданию своей собственной семьи, не говоря уже о том, чтобы иметь и своих собственных детей.

Итак, роль общения в жизни человека очень велика, особенно на начальных этапах его развития. Так, до года ведущей деятельностью ребенка является эмоциональное общение. Наблюдая за развитием детей первого года жизни, советские психологи Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова обнаружили, что примерно на 6-й неделе жизни ребенка его поведение при виде взрослого человека резко изменяется. Если раньше взгляд малыша лишь ненадолго останавливался на взрослом человеке и быстро убегал в сторону, то теперь происходит совсем другое: ребенок долго и внимательно смотрит в глаза взрослому, на лице его появляется улыбка, он оживляется: быстро перебирает ножками и ручками, начинает гулить. Создается впечатление, что поведение ребенка осмысленно, он тянется к взрослому и готов к общению с ним. Ученые такую реакцию ребенка на появление взрослого назвали «комплексом оживления». Дальнейшие исследования советских психологов Б. Эльконина и М. И. Лисиной показали, что «комплекс оживления» есть не что иное, как выражение потребности ребенка в общении со взрослым, активная попытка малыша привлекать и удерживать внимание взрослого человека.

Американский ученый Гарри Харлоу проводил опыт с обезьянками. В клетку к маленьким обезьянкам он помещал проволочную (холодную) и теплую мягкую «маму». У каждой «мамы» была бутылочка с молоком. Когда обезьянки хотели есть, то каждая кормилась у любой «мамы», но как только они слышали сигнал опасности, каждая из них бежала к теплой «маме» и пряталась за нее. Данный опыт показывает, что даже животные тянутся к теплой, живой маме.

Советский психолог С. Ю. Мещерякова проводила исследование с маленькими детьми. Она помещала годовалых детей в незнакомую комнату. Хотя в комнате было много привлекательных предметов, дети плакали, искали свою маму. Испуг еще сильнее увеличивался, когда в комнату входил незнакомый человек. Но стоило матери взять ребенка на руки, страх сразу исчезал, ребенок успокаивался и начинал играть. Таким образом, общение с близкими людьми не только дает ребенку новые впечатления, но и защищает от страха, придает спокойствие и уверенность.

В 1956 г. французская исследовательница Марсель Жебер изучала развитие движений у африканских детей. Большинство негритянских детей в один и два года резко превосходят европейских детей по физическому развитию, так и речи и социальных реакций. 93 % негритят в возрасте одного года имеют IQ свыше 100, а в два года таких детей насчитывается около 80 %. Объяснение такому развитию было найдено – тесный контакт маленьких африканцев с матерью. Ребенок живет в мире тепла, постоянно защищаемый своей матерью, и этот исключительный комфорт обеспечивает ему полную безопасность. Причем чем младше ребенок, тем разрыв в показателях больше. Но к двум годам развитие африканца замедляется. Мать начинает отдаляться от ребенка. Она не может его носить постоянно с собой за спиной и отвязывает его. А европеец, адаптировавшись к жизни и в своем одиночестве, начинает идти вперед, опережая африканца. Почему? Оказалось, что для африканца разлука с матерью – это психологическая травма, от которой оправиться становится сложно.

Итак, данные исследования подтверждают значимость процесса общения как для ребенка, так и для взрослого человека.

В психологии общение следует рассматривать как:

1) Информационный процесс .Передача информации – важнейший атрибут общения, где определяющей установкой такого взаимодействия является «Я» и «Другой». В процессе информирования действуют различные пристройки: «сверху», «снизу» и «наравне»:

пристройка сверху : первый партнер считает, что именно он является более значимым во взаимоотношениях. Человек, находящийся в этой позиции отличается высокомерностью, амбициозностью и уверенностью в себе;

пристройка снизу : первый партнер находится в роли просящего или сам добровольно уступает место ведущему, занимая позицию снизу. Отличается скромностью, смирением, может быть, неуверенностью в себе;

пристройка наравне : партнеры находятся в равных условиях общения, понимают и поддерживают друг друга, не возвышаясь и не занижая себя.

2) Деятельность .Согласно А. A. Леонтьеву, если понимать общение как деятельность, то следует исходить из его:

– интенциональности (т. е. наличия цели общения и специфического мотива общения),

– результативности (как меры совпадения результата с намеченной целью);

– нормативности (т. е. обязательности социального контроля за протеканием и результатами акта общения);

– предметности (предмет общения – другой человек, партнер по совместной деятельности).

Цель деятельности общения обычно определяется как управление поведением собеседника, а само общение рассматривается как процесс решения коммуникативных задач.

3) Отношение .Первым в отечественной психологии, кто описывал общение, используя понятие «отношение», был русский врач и психолог Александр Фёдорович Лазурский. В работах его ученика Владимира Николаевича Мясищева, видного русского ученого психиатра и
психолога, исследователя проблем человеческих способностей и отношений, это понятие приобрело статус категории. Согласно воззрениям этих авторов, люди в силу материальной или духовной необходимости вступают в межличностный контакт. До момента вступления в контакт каждый из них различно относился к тем или иным событиям, фактам, явлениям действительности. Контактируя друг с другом, люди обмениваются информацией (вербальной и невербальной), предметными действиями, эмоциями и подвергают, таким образом, воздействию собственное отношение и отношение партнера к чему-то. Результатом общения является появление нового отношения, которое приобретает значение регулятора дальнейшего поведения.

В наиболее общей форме общение следует понимать как событие индивидов, являющееся в то же время условием, фактором и способом бытия и развития каждого из них .

Рассматривая общение как деятельность, можно выделить цель, содержание и средства.

1. Цель общения – это то, ради чего возникает данный вид активности. Цели общения имеются как у животных, так и у человека. У животных целью общения является передача сигналов об опасности, о приеме пищи, об определении своей территории и пр. У человека количество целей общения увеличивается: передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, установление контактов и т. д. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических нужд, то у человека они выступают как средство удовлетворения многих потребностей: культурных, познавательных, эстетических, интеллектуальных, нравственных и творческих.

2. Содержание общения – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. У человека содержание общения шире и глубже, чем у животных, т. к. включает в себя много дополнительных компонентов выражения данного содержания: эмоциональный (теплота, внимательность, эмпатия); когнитивный (особенности восприятия информации, поиска новой информации); поведенческий (жесты, мимика, движения, поза, походка, пантомимика, речь); нравственный (ответственность, самоуважение, всегда остаться человечным даже в условиях повышенной враждебности социальной среды).

3. Средства общения – современные способы кодирования, передачи и расшифровки информации: телефон, Интернет, аудиозаписи, схемы, рисунки, чертежи и пр.

Таким образом, все это характеризует общение как сложный процесс деятельности, который имеет свою структуру и характеризуется определенной направленностью.

Структура общения

Отечественная психология рассматривает три главных компонента общения .Названия этих компонентов разными авторами предлагаются различные. Так, Я. Л. Коломинский: регулятивный, аффективный, когнитивный; A. A. Бодалёв: праксический, аффективный, гностический; Б. Ф. Ломов: регулятивный, аффективный, информационный; Г. М. Андреева: коммуникативный, интерактивный, перцептивный; Н. Н. Обозов: поведенческий, аффективный, гностический, но их смысл и основное содержание почти полностью совпадают. Однако если исходить из характеристики личности, согласно которой атрибутивными компонентами личности являются социальность , субъектность , нравственность , трансцендентность и неповторимость , то нельзя ограничиваться лишь упомянутой триадой. Особо следует сказать о нравственности и этической стороне общения. Сказанное позволяет сделать вывод о необходимости выделить в общении наряду с познавательным, эмоциональным и поведенческим компонентами также нравственный компонент, в котором находят свое выражение потребностно-мотивационная и ценностно-смысловая составляющие поведения данного человека.

Поведенческий компонент объединяет действия, осуществляемые в ходе общения и доступные прямому наблюдению: мимику, жесты, пантомиму, речь, тактические схемы поведения в различных ситуациях. Это техническая сторона общения.

Эмоциональный компонент включает характеристики самооценки, способность к сочувствию и сопереживанию (эмпатия). Значимость эмоционального компонента в том, что он является ключом, открывающим двери общения. Основой взаимодействия процесса общения является межличностный контакт – это состояние взаимного тяготения людей друг к другу, возникающее при встрече одного человека с другим и вызывающее теплоту общения. Теплота – это эмоциональное состояние уважения прав личности партнера по общению, выраженное невербальными средствами (ободряющей улыбкой, прикосновениями, интонациями голоса).

Когнитивный компонент включает особенности перцептивной сферы (особенности восприятия информации, поиска аналоговой информации в хранилищах собственной памяти, наличие индивидуальных ограничений в межличностном познании и понимании).

Таким образом, представленная психологическая структура указывает на сложность и неоднозначность феномена общения. Все компоненты проявляются во взаимосвязи друг от друга и обнаруживают непосредственное взаимодействие друг с другом. Рассматривая феномен общения и его социально-психологическую составляющую, следует указать на то, с чего все начинается, какие стадии и на каком уровне происходит общение.

Стадии и уровни общения

Общение – это не спонтанное хаотичное образование, а структурированный организованный процесс, состоящий из определенных стадий, которые следуют друг за другом и определяют характер проявление последующей стадии. Отечественный психолог, врач-психиатр, автор популярных книг по психологии и психотерапии Анатолий Борисович Добрович выделил основные стадии и уровни человеческого общения .

Стадии общения:

1) взаимонаправленность – выбор партнера по общению;

2) взаимоотражение – оценка актуальной роли собеседника, своего рода зеркальное отражение актуальной роли друг друга;

3) взаимоинформирование – передача информации;

4) взаимоотключение – уход от общения, расставание участников общения.

В общении все стадии протекают незаметно друг за другом, образуя целостный процесс взаимодействия. Однако если появляются какие-то сложности в общении, то зная последовательность построения общения, можно разобраться и понять, что было не так, какие ошибки человек допустил на той или иной стадии. Общение бывает разным по качеству, по характеру, по тому впечатлению, которое оно на нас производит. Чтобы описать это явление, А. Б. Добрович ввел понятие «уровни общения ». Прежде чем рассказать о самих уровнях общения, следует разобраться, что же является определяющим для самого понятия «уровень общения». Это:

1) способность выражать свои мысли;

2) подход к самому общению – умение подобрать нужные слова;

3) темп речи в зависимости от ситуации;

4) чувство юмора.

Во всем многообразии диалогов и их вариаций автор выделяет три основных уровня общения:

Высокий уровень общения – предполагает уважение и знание собеседника, отношение к нему с учетом личностных особенностей. К нему относятся: духовный, деловой и игровой уровни.

Конвенциональный уровень золотая середина. Включает элементарные знания в области общения и личности человека: надо быть внимательным к личности собеседника, придерживаться доброжелательного тона, говорить слова благодарности и т. д.

Низкий уровень общения – отношение к собеседнику как вещи, нужной или нет. Здесь нет установки на сотрудничество и взаимопонимание. Главное – наличие собеседника как объекта для слушания. К нему относятся: манипулятивный, стандартизованный и примитивный уровни. На практике это выглядит так:

1) если партнеры грубы, общаются только с какой-то целью для себя – это общение на примитивном уровне;

2) если в отношениях чувствуется неискренность, ощущение какой-либо фальши, игры – это манипулятивный уровень общения;

3) если партнеры действуют только в пределах своих социальных ролей – это стандартизованное общение.

Как определить уровень общения собеседника?

1. Когда же в партнере видят личность, с настроением и мнением которой нельзя не считаться, стремятся найти какое-нибудь оптимальное решение – это конвенциональное общение .

2. Общение на деловом уровне – происходит между партнерами, которых связывают отношения сотрудничества, они видят друг в друге товарищей по общему делу.

3. Игровой уровень – превосходит предыдущие тонкостью содержания и богатством оттенков. Его называют праздничным.

4. Духовный уровень – высший уровень человеческого общения. Партнер воспринимается как личность, носитель духовного начала.

Уровни общения – это важная составляющая жизнедеятельности человека. Согласно А. Б. Добровичу, каждый человек имеет свой уровень общения, с позиции которого строятся и его слова и поступки. Хорошо, когда люди общаются, находясь на одинаковых уровнях, тогда как несовместимость уровней приводит к конфликтам и непониманию. Следует помнить, что стремиться надо к высоким уровням общения. Опуститься до примитива – это дело простое, а вот подняться или сохранить общение на высоком уровне может не каждый человек!

Для того чтобы подойти к пониманию собственно процесса общения, необходимо рассмотреть основные ее стороны. В общении выделяют три взаимосвязанные стороны (теории):

– перцептивная сторона общения – это процесс восприятия друг друга партнерами по общению;

– коммуникативная – включает процесс обмена информации;

– интерактивная – это процесс взаимодействия партнеров по общению.

Теории общения

1. КОММУНИКАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Коммуникация (от лат. communico – делаю общим, связываю, общаюсь) – 1) Путь сообщения, линия связи. 2) Сообщение, общение .

Под коммуникацией понимаются процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы. Можно еще отметить, что речь идет о характерном для коммуникативных систем несовпадении входа и выхода. В стандартном коммуникативном акте также важны именно невербальные реакции на сообщение, поскольку наиболее значимые проявления восхищения, удивления, ненависти и т.д. имеют подчеркнуто редуцированный вербальный компонент в виде разнообразных междометий.

В коммуникативном процессе происходит не простое движение информации, но как минимум активный обмен ею. Главная «прибавка» в специфически человеческом обмене информацией заключается в том, что здесь особую роль играет для каждого участника общения значимость информации, потому, что люди не просто «обмениваются» значениями, но и стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Суть коммуникативного процесса – не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание .

В качестве метода анализа коммуникации мы будем придерживаться контент-анализа. Контент-анализ активно используется для решения задач анализа коммуникации в области государственных и бизнес-структур. Его суть заключается в переводе вербальной информации в более объективную невербальную форму. Поэтому все определения контент-анализа подчеркивают его объективный характер.

Объективность при этом трактуется так: каждый шаг может быть произведен только на основе явно сформулированных правил и процедур. Поэтому важным проверочным механизмом становится повторяемость результатов при использовании одного и того же материала разными исследователями. Ведь что обычно происходит в рамках гуманитарных наук: мы можем дать задание для 50 человек, и они дадут нам 50 результатов. В этом отношении контент-анализ является довольно точной исследовательской техникой.

Для более полной характеристики метода необходимо добавить следующее. Первое: все данные статистики вербального материала используются для формулирования выводов о невербальных аспектах, например, о тех или иных характеристиках адресата и адресанта. Поэтому текстовый материал здесь представляется промежуточным объектом. Нас в данном случае интересует вовсе не текст. И второе: само по себе выяснение частоты употребления, например, писателем X., такого-то слова с такой-то частотой не является контент-анализом. Контент-анализ – это всегда сопоставление двух потоков. Например, сопоставление двух газет как двух вербальных потоков. Возможно также сопоставление невербального и вербального потоков: данных о рождаемости и информации о детях-героях в литературных журналах. Интерес представляет исследование данного вербального потока и нормы: частота употребления определенного слова в произведениях писателя и стандартная частота употребления этого же слова в языке того времени.

1.1 Природа возникновения коммуникационного процесса

Начало изучению коммуникации положила психология масс и прежде всего Габриель Тард. Согласно Тарду, роль коммуникации в обществе настолько значительна, что те или иные ее формы детерминируют определенные типы общественных отношений, в том числе и отношений власти .

Основатель кибернетики Норберт Винер, в своей первой книге отождествил понятия «коммуникация» и «управление», так как передача сообщений равнозначна управлению поведением и действиями каких-либо устройств, машин, организмов, а в более широком смысле - управлению функционированием систем.

Неразрывную связь коммуникации и власти признают и современные исследователи. В этом отношении показательно название работы Р. Блакара «Язык как инструмент социальной власти». Но коммуникация - это не только язык, не только вербальное взаимодействие. Г. Тард, Г. Лебон и 3. Фрейд отмечали особую роль невербальных средств коммуникации - взгляда, мимики, жестов, поз, телодвижений и т. п., ведь говоря о подражании (Тард), заражении (Лебон) и трансу (Фрейд) психология масс прежде всего имела в виду невербальное взаимодействие.

Тард вполне логично полагал, что изначальной формой коммуникации является разговор.

Разговор стал одним из самых актуальных предметов исследования современных психологии и социологии, вызывая по многим причинам повышенный интерес ученых. В данной главе мы обсудим некоторые теоретические аспекты этой темы.

Современная теория коммуникации разрабатывается как философией, так и самыми различными науками - от социальных до технических, компьютерных дисциплин. Ее проблемная область включает в себя предельно широкий спектр явлений - от внутриличностных коммуникативных процессов (внутренний диалог в сознании индивида) до крупномасштабных коммуникативных процессов в социо-культурных системах и даже в мировом сообществе в целом, где используются научно-технические достижения и задействованы средства массовой коммуникации, включая глобальные компьютерные сети.

Традиционной областью исследования социальной психологии считается межличностная коммуникация.

В самом общем виде за коммуникацией признаются три группы функций:

1. информационно-коммуникативные;

2. регуляционно-коммуникативные;

3. аффективно-коммуникативные .

1.2 Сущность коммуникационного процесса

Коммуникация - это процесс создания и передачи значимых сообщений в неформальной беседе, групповом взаимодействии или публичном выступ_вер. Этот процесс включает в себя участников, контекст, сообщения, каналы, присутствие или отсутствие шумов и обратную связь.

Участники - это люди, участвующие в процессе коммуникации и исполняющие роли отправителей и получателей сообщений. Как отправители, участники формируют сообщения и стремятся передать их посредством вербальных символов и невербального поведения. Как получатели, они обрабатывают получаемые сообщения и поведенческие сигналы и реагируют на них.

Контекст - это физическое, социальное, историческое, психологическое и культурное окружение, в котором проходит процесс коммуникации.

Физический контекст коммуникационного события включает его местоположение, условия окружающей среды (температуру, освещение, уровень шума), физическое расстояние между участниками и время суток.

Социальный контекст включает в себя цель коммуникации и уже существующие взаимоотношения между участниками.

Исторический контекст включает в себя связи, сформировавшиеся между участниками в предыдущих коммуникационных эпизодах и влияющие на понимание в текущей ситуации.

Психологический контекст включает в себя настроения и чувства, которые каждый из собеседников привносит в общение.

Культурный контекст включает в себя убеждения, ценности, отношения, социальную иерархию, религию, роли групп и понятие времени

Сообщение - сочетание значения, символов, кодирования-декодирования и формы или способа организации.

Значение - это осознание вами мыслей и чувств.

Символы - это слова, звуки и действия, представляющие конкретное содержание значения.

Кодирование и декодирование

Когнитивный мыслительный процесс трансформации идей и чувств в символы и организация их в форму сообщения называется кодированием сообщения; обратный процесс трансформации сообщений в идеи и чувства называется декодированием.

Форма или организация

Если значение сложное, то может потребоваться организовать его по разделам или расположить в определенном порядке.

Канал - это и маршрут сообщения, и средства его передачи. Сообщения передаются через сенсорные каналы. При непосредственном контакте между людьми используются два основных канала: звук (вербальные символы) и видимые сигналы (невербальные ключи).

Шум - это любой внешний, внутренний или семантический раздражитель, мешающий процессу обмена информацией.

Внешние шумы - это предметы, звуки и другие стимулы окружающей обстановки, отвлекающие внимание людей от того, что говорится или делается.

Внутренние шумы - это мысли и чувства, интерферирующие с коммуникационным процессом.

Семантические шумы - это значение, непреднамеренно переданное посредством некоторых символов и препятствующее точности декодирования.

Обратная связь - это реакция на сообщение. Обратная связь указывает человеку, передавшему сообщение, было ли получено сообщение, и если да, то, как оно было услышано, увидено, понято. Если вербальная или невербальная реакция указывает отправителю на то, что подразумеваемое значение не было услышано, то инициатор может попытаться другим способом закодировать сообщение, особо подчеркнув при этом свое понимание передаваемого значения. Это перекодированное сообщение тоже является обратной связью, так как отвечает на реакцию получателя. В любом коммуникационном процессе - межличностном, происходящем в маленькой группе, при публичном выступлении - мы пытаемся вызвать максимально возможную в данной ситуации обратную связь .

1.2.1 Функции коммуникации

Коммуникация выполняет целый ряд функций и происходит в различных ситуациях как в форме непосредственного прямого общения, так и через электронные средства.

Коммуникация выполняет несколько важных для нас функций.

1. Мы общаемся, чтобы удовлетворить потребность в общении.

2. Мы общаемся, чтобы усовершенствовать и поддержать наше представление о себе.

3. Мы общаемся ради выполнения социальных обязательств.

4. Мы общается, чтобы строить взаимоотношения.

5. Мы общаемся, чтобы обмениваться информацией.

6. Мы общаемся, чтобы воздействовать на других .

1.2.2 Условия коммуникации

Ситуация межличностного общения

Чаще всего коммуникация происходит в ситуации межличностного общения, представляющего собой неформальный разговор двух или более людей.

Ситуация группового принятия решений

Ситуация группового принятия решений характеризуется тем, что люди собираются вместе с целью решить определенные задачи.

Ситуация публичного выступления

В ситуации публичного выступления оратор выступает перед аудиторией в общественном месте с заранее подготовленным официальным сообщением. Ситуация общения через электронные средства

Сегодня мы все больше и больше пользуемся электронными средствами общения. Участники электронной коммуникации не имеют общего физического контекста, этот вид общения опирается на использование технологий. Как следствие, часть значения сообщения, которая обычно передается невербальными сигналами, недоступна для получателя .


Информации, напротив, в большинстве случаев не осознает своего невербального поведения. Глава 3. Сравнительная характеристика вербальной и невербальной коммуникации 3.1 Особенности вербальной коммуникации К главной особенности вербальной коммуникации можно отнести вербальное общение, которое присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим...

С действием хронотипов.4. Средства коммуникации. Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. Различают вербальную и невербальную коммуникацию, использующие различные знаковые системы. 4.1. Вербальная коммуникация. Вербальная коммуникация использует в...

Подводных камней в процессе общения. Поэтому во второй главе наше внимание направлено непосредственно на обучение невербальным средствам коммуникации в процессе изучения иностранного языка. Мы рассмотрели особенности личных и рабочих отношений в русской и немецкой культурах; жесты, употребляемые в русском и немецком коммуникативной поведении. Опираясь на данные факты, мы разработали...

Идет дешифровка получен­ных сообщений. Все это становится значимым только в акте ком­муникации и приводит к непониманию и напряженности, труд­ности и невозможности общения. Наконец, межкультурная коммуникация основывается на процессе символического взаимодействия между индивидуумами и группами, культурные различия которых можно распознать.; восприятие и отношение к этим различиям влияют на вид, ...