Подвижный грунтовый ракетный комплекс рсд 10 пионер. Подвижный грунтовый ракетный комплекс «Пионер

В 1988 году в соответствии с Договором о ликвидации ракет средней и малой дальности Советский Союз снял с вооружения несколько ракетных комплексов, подпадавших под действие соглашения. Самыми новыми комплексами с ракетой средней дальности, от которых пришлось отказаться, были системы семейства «Пионер». С середины семидесятых годов эти комплексы обеспечивали безопасность страны и удерживали вероятных противников от нападения. Тем не менее, из-за своих характеристик комплексы «Пионер» попали под сокращение и к началу девяностых годов были утилизированы.

СПУ 15У106 комплекса 15П645 «Пионер» — SS-20 SABER в предстартовом положении

Разработка нового ракетного комплекса, получившего индекс 15П645 и название «Пионер» (позже появилось обозначение РСД-10), стартовала в 1971 году в Московском институте теплотехники (МИТ) под руководством Александра Давидовича Надирадзе. От инженеров требовалось создать новую баллистическую ракету средней дальности, способную поражать цели на дальностях до 4500-5000 км, и остальные элементы ракетного комплекса, в том числе подвижную пусковую установку на колесном шасси. Для упрощения создания ракетного комплекса было предложено взять за основу межконтинентальную ракету «Темп-2С». В качестве основы для «Пионера» были использованы две верхние ступени ранее разработанной ракеты.

Головным разработчиком нового проекта был назначен МИТ. Помимо этой организации к созданию различных компонентов перспективного ракетного комплекса были привлечены ЦКБ «Титан», НПО «Союз» и другие организации. В соответствии с постановлением Совмина от 20 апреля 1973 года требовалось завершить проектные работы и начать испытания комплекса к середине 74-го. Подобные сроки стали одной из причин того, что большое количество элементов комплекса были с небольшими доработками заимствованы из проекта «Темп-2С».

Испытания нового ракетного комплекса «Пионер» стартовали в середине 1974 года. Летные испытания начались 21 сентября того же года. Доводка и испытания систем продолжались до весны 1976 года. 11 марта 76-го Государственная комиссия подписала акт о приеме нового ракетного комплекса 16П645 с ракетой 15Ж45 на вооружение РВСН. Вскоре начались поставки новых комплексов в войска.

Основными элементами подвижного грунтового ракетного комплекса 15П645 «Пионер» были баллистическая ракета 15Ж45 и самоходная пусковая установка 15У106. Подобная архитектура комплекса позволяла осуществлять патрулирование на удалении от баз и после получения приказа в минимальные сроки производить запуск ракеты.

Самоходную пусковую установку 15У106 разработали в волгоградском ЦКБ «Титан». Основой для этой машины стало шасси МАЗ-547В с колесной формулой 12х12. Общая длина пусковой установки превысила 19 м, общая масса комплекса (с транспортно-пусковым контейнером и ракетой) – 80 тонн. Благодаря дизельному двигателю В-38 мощностью 650 л.с. машина 15У106 могла разгоняться на шоссе до 40 км/с. Обеспечивалось преодоление подъема до 15°, рва шириной до 3 м и пересечение водных преград глубиной не более 1,1 м вброд.

На пусковой установке 15У106 монтировался подъемный агрегат с гидравлическими приводами, предназначавшийся для установки транспортно-пускового контейнера (ТПК) ракеты и приведения его в вертикальное положение перед пуском. Контейнер 15Я107 предлагалось изготавливать из стекловолокна, усиленного титановыми кольцами.

Конструкция ТПК была многослойной, между двумя стекловолоконными цилиндрами имелся слой теплоизоляции. Длина ТПК – 19 м. К переднему/верхнему торцу контейнера на пироболтах крепилась крышка характерной полусферической формы, к заднему/нижнему – корпус порохового аккумулятора давления (ПАД), обеспечивавшего минометный старт ракеты.

Старт ракеты 15Ж45. На левом снимке видно отстрел ОВП ступени разведения боевых блоков, на правом — отстрел ОВП 1-й ступени ракеты.

Старт ракет «Пионер» всех модификаций производился т.н. холодным методом. Изделие выбрасывалось из ТПК за счет порохового заряда в донной части контейнера. Для большей эффективности корпус ПАД был выполнен в виде прикрепленной к ТПК цилиндрической детали и выдвижного стакана, находящегося внутри нее. Во время запуска давление пороховых газов ПАД должно было воздействовать на ракету, а также выдвигать стакан корпуса вниз. Опускаясь на землю, эта деталь должна была служить дополнительной опорой ТПК. При нештатном горении порохового заряда, способном разрушить ракету, выдвижной стакан должен был прорываться и стравливать давление газов внутри ТПК.

Внутри транспортно-пускового контейнера ракета комплекса «Пионер» удерживалась при помощи разъемных опорно-ведущих поясов (ОВП), также выполнявщих функции обтюратора. Сразу после выхода ракеты из контейнера ОВП отстреливались и разлетались на дальность не менее 150-170 м, что накладывало определенные ограничения на организацию групповых пусков ракет с одной площадки. Во избежание повреждения окружающих объектов отстреливаемая крышка ТПК крепилась к пусковой установке тросом и должна была падать в непосредственной близости от нее.

Первым боеприпасом, разработанным в рамках проекта «Пионер», стала баллистическая ракета средней дальности 15Ж45. Она создавалась с широким использованием наработок и узлов ракеты комплекса «Темп-2С», разработанного ранее. Конструкция ракеты 15Ж45 состояла из двух маршевых ступеней, ступени разведения и приборного отсека. При общей длине 16,5 м ракета имела стартовый вес 37 тонн, забрасываемый вес – 1,6 т.

Первая ступень ракеты длиной 8,5 м и весом 26,6 т оснащалась твердотопливным двигателем 15Д66 со стеклопластиковым корпусом, использовавшим смесевое топливо. Для уменьшения длины ракеты сопло двигателя первой ступени было частично утоплено в его корпус. Управление работой двигателя предлагалось осуществлять при помощи газоструйных рулей, выполненных из жаропрочного материала. Эти рули были сопряжены с решечатыми аэродинамическими, расположенными на внешней поверхности ракеты. Двигатель имел систему отсечки.

Конструкция второй ступени длиной 4,6 м и массой 8,6 т была похожа на архитектуру первой ступени. Вторая маршевая ступень оснащалась твердотопливным двигателем 15Д205 с частично утопленным соплом. Для изменения дальности полета ракеты вторая ступень получила систему отсечки тяги, спроектированную заново, а не заимствованную из предыдущего проекта. Управление полетом второй ступени осуществлялось при помощи системы газовых рулей.

Ступень разведения ракеты 15Ж45 оснастили четырьмя твердотопливными двигателями 15Д69П с поворотными соплами. Малогабаритные двигатели располагались на боковой поверхности ступени разведения, ниже боевых блоков. Боевое оснащение ракеты 15Ж45 состояло из трех ядерных боевых блоков индивидуального наведения мощностью 150 кт каждый. Боевые блоки располагались по бокам от центрального конуса приборного отсека и придавали головной части ракеты характерный внешний вид. Средства преодоления противоракетной обороны не предусматривались.

Баллистическая ракета 15Ж45 получила инерциальную систему наведения, разработанную московским НПО автоматики и приборостроения. Основой системы управления были БЦВМ и гиростабилизированная платформа. Возможности системы управления позволяли вводить полетное задание до подъема ракеты в вертикальное положение, а также обеспечивали возможность полета в любом направлении вне зависимости от положения пусковой установки. В ходе полета бортовая система управления для коррекции траектории полета последовательно использовала рули двух ступеней и двигатели ступени разведения.

По официальным данным, ракета 15Ж45 могла доставлять три боевых блока индивидуального наведения на дальность до 4700 км. Круговое вероятное отклонение (КВО) не превышало 550 м.

Пуск ракеты комплекса «Пионер» мог производиться как с подготовленной открытой площадки, так и из защитного сооружения «Крона». Последнее представляло собой замаскированный гараж с воротами в обоих торцах. Во время дежурства пусковые установки комплекса «Пионер» могли заезжать в такие сооружения и ожидать приказ. Перед пуском при помощи пиропатронов должна была сбрасываться крыша сооружения, после чего расчету комплекса следовало поднимать ТПК с ракетой и производить другие подготовительные операции.

Для маскировки сооружения «Крона» оснащались электрическими печами. Сооружение с работающими печами в инфракрасном диапазоне имело такой же облик, что и «Крона» с пусковой установкой внутри. Сравнительно большое количество защитных сооружений затрудняло слежение за ракетными комплексами «Пионер» при помощи разведывательных спутников.

Вне зависимости от места проведения процедура пуска выглядела одинаково. По прибытии на позицию расчет должен был вывесить пусковую установку на домкратах и подготовить ракету к запуску. Все подготовительные операции производились в автоматическом режиме после соответствующей команды. Во время подготовке к запуску производился отстрел крышки ТПК и подъем контейнера в вертикальное положение. При запуске газы ПАД выбрасывали ракету на высоту порядка 30 м, после чего происходил отстрел ОВП и запуск маршевого двигателя первой ступени.

Подвижный грунтовый ракетный комплекс 15П645 «Пионер» был принят на вооружение в 1976 году. Серийное производство ракет стартовало годом ранее на Воткинском машиностроительном заводе. Первый полк, полностью укомплектованный «Пионерами», заступил на дежурство летом 1976 года. Ракетные комплексы «Пионер» служили в разных районах СССР, что позволяло «держать на прицеле» множество целей в Европе, Азии и некоторой части Северной Америки. При этом комплексы «Пионер» всех модификаций служили в основном в европейской части Советского Союза. Количество ракет, развернутых восточнее Урала, никогда не превышало нескольких десятков. Новые ракеты заменили в войсках устаревшие вооружения, такие как баллистические ракеты Р-14.

Известно, что за годы службы комплексов «Пионер» в ракетных войсках стратегического назначения было произведено 190 запусков. Все запуски прошли без серьезных неполадок или аварий и завершились падениями боевых блоков в район цели.

По некоторым данным, информация о появлении у Советского Союза новых ракет средней дальности вызвала настоящий переполох в руководстве стран НАТО. В документах Североатлантического альянса комплекс «Пионер» фигурировал под обозначением SS-20 Saber. Кроме того, известно о существовании неофициального прозвища «Гроза Европы», обусловленного тактико-техническими характеристиками комплекса.

Завершив разработку ракеты 15Ж45, объединение нескольких организаций во главе с Московским институтом теплотехники занялось совершенствованием этого изделия. В августе 1979 года начались летные испытания модернизированной ракеты 15Ж53. Испытания и доводка ракеты заняли примерно год. В декабре 1980 года комплекс 15П653 «Пионер-2» или «Пионер-УТТХ» («Улучшенные тактико-технические характеристики») с ракетой 15Ж53 был принят на вооружение.

Первая и вторая ступени модернизированной ракеты остались прежними. Все изменения касались только блока управления, располагавшегося в корпусе ступени разведения. Использование нового электронного оборудования в составе системы управления позволило уменьшить КВО до 450 м. Кроме того, в некоторых источниках упоминается использование модернизированных двигателей ступени разведения, позволивших увеличить допустимое расстояние между атакуемыми целями.

В середине восьмидесятых годов СССР и США, понимая опасность баллистических ракет средней и малой дальности, начали переговоры, целью которых должно было стать новое международное соглашение. Результатом этих консультаций стал Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности, подписанный в декабре 1987 года и вступивший в силу в середине 88-го. Соглашение подразумевало полный отказ от ракетных систем с дальностью стрельбы от 500 до 5500 км. Комплексы РСД-10/15П645/15П653 «Пионер» попали под действие договора, вследствие чего началась их утилизация.

По имеющимся данным, за несколько лет производства было построено более 520 самоходных пусковых установок «Пионер», хотя на момент подписания договора было развернуто только 405 установок с 405 ракетами. Всего в войсках в то время имелось 650 ракет. В соответствии с договором уже к концу 1988 года комплексы «Пионер» стали сниматься с дежурства и утилизироваться. Последние ракеты, пусковые установки и другие элементы комплексов 15П645 и 15П653 были уничтожены весной 1991 года.

Ракетный комплекс «Пионер» отличался высокой мобильностью, мог быстро приводиться в боевое состояние и перенацеливаться на более приоритетные объекты. Дальность полета ракеты комплекса «Пионер» составляет 5 500 километров. Боеголовка могла нести ядерный заряд мощностью в одну мегатонну.

В настоящее время четыре пусковые установки и ТПК комплекса «Пионер» являются музейными экспонатами. Два образца хранятся в украинских музеях: в Военно-историческом музее воздушных сил ВСУ (г. Винница) и в Музее Великой Отечественной войны (г. Киев). Еще два экземпляра имеются в российских музеях: в Центральном музее вооруженных сил (г. Москва) и в музее полигона Капустин Яр (г. Знаменск). Кроме того, стать музейными экспонатами стали несколько ракет 15Ж45. Остальные пусковые установки и ракеты были уничтожены.

Ракетный комплекс средней дальности РСД-10 «Пионер»

РСД-10 «Пионер» (индекс комплекса 15П645, индекс ракеты 15Ж45) - советская твердотопливная двухступенчатая баллистическая ракета средней дальности мобильного базирования (по классификации НАТО - SS-20 mod.1 Saber). Головной разработчик - МИТ. Принята на вооружение в 1976.

История создания

Проектирование комплекса "Пионер" с ракетой средней дальности на твердом смесевом топливе началось в 1971 году в Московском институте теплотехники под руководством академика А. Д. Надирадзе. Новая ракета (заводское обозначение 15Ж45) создавалась на базе базе двух верхних ступеней межконтинентальной баллистической ракеты комплекса "Темп-2С". Заново были спроектированы: узел отсечки тяги двигательной установки второй ступени, соединительный отсек и разделяющаяся ГЧ ракеты. После практической отработки различных технических решений по новой ракете и наземным агрегатам ракетного комплекса 21 сентября 1974 года на полигоне Капустин Яр начались летные испытания. 11 марта 1976 года Государственная комиссия подписала акт о приеме комплекса "Пионер" с ракетой 15Ж45 (РСД-10) на вооружение РВСН.

Ракетные комплексы «Пионер» заменили стоявшие на боевом дежурстве в европейской части СССР комплексы Р-12 и Р-14, и Р-16 - в Сибири и Забайкалье. Очень быстро новая советская ракета приобрела известность как SS-20 - «Гроза Европы».

Состав

В состав ракетного комплекса "Пионер" входят следующие боевые средства:

Ракета "15Ж45" (15Ж53)

Пусковая установка

Транспортно-погрузочное средство (ТПС)

Ракета 15Ж45 имела две маршевые ступени и агрегатно-приборный блок с головной частью, которые стыковались между собой при помощи соединительных отсеков.

Двигательная установка первой ступени представляла собой конструкцию, состоящую из стеклопластикового корпуса со скрепленным с ним твердотопливным зарядом, выполненным из высокоэнергетичного смесевого топлива, стальных переднего днища и сопловой крышки, соплового блока. В хвостовом отсеке ступени размещались тормозные двигатели и приводы рулевых органов. Управляющие усилия создавали четыре газодинамических и четыре аэродинамических руля (последние выполнены в виде решеток).

Двигательная установка второй ступени имела аналогичную конструкцию, но для получения управляющих воздействий использовались другие методы. Так, управление по углам тангажа и рыскания осуществлялось вдувом газа из газогенератора в закритическую часть сопла, а по крену - перепуском газа через специальное устройство. Оба двигателя имели систему отсечки тяги (на первой ступени - аварийная) и время работы около 63 секунд. Двигатель выключается путем вскрытия десяти дополнительных отверстий, расположенных на переднем днище камеры сгорания, при этом давление резко падает и горение твердого топлива прекращается.

Система управления ракеты, разработанная под руководством академика Н.А. Пилюгина, с бортовой вычислительной машиной, позволяла ракете в ходе несения боевого дежурства находиться в горизонтальном положении, обеспечивала точность попадания (КВО) не хуже 500 м во всем диапазоне дальностей и азимутов без разворота пусковой установки, полную автоматизацию предстартовой подготовки и проведение пуска, а также автоматическое проведение регламентных проверок. Все основные блоки имели резервирование, что обеспечивало высокую надежность функционирования, и располагались в герметичном приборном отсеке.

Ракета несла разделяющуюся головную часть типа МИРВ с тремя боевыми блоками мощностью по 150 кт каждый с индивидуальным наведением на собственные цели. Ступень разведения включала систему управления и твердотопливную двигательную установку. Аэродинамический обтекатель на головной части не предусматривался. Для снижения аэродинамических нагрузок в полете, боевые блоки были установлены под углом к продольной оси ракеты. Комплекса преодоления системы ПРО ракета не имела.

Пуск ракеты мог быть произведен либо из специального укрытия гаражного типа на основной позиции (сооружение "Крона"), либо с одной из подготовленных полевых позиций. Перед этим пусковая установка вывешивалась на домкратах и горизонтировалась. Старт ракеты производился с помощью порохового аккумулятора давления, выбрасывавшего ее из контейнера. После достижения безопасной высоты, включался маршевый двигатель первой ступени. Операции по предстартовой подготовке и пуску проходили в автоматическом режиме после получения специальной команды с пункта управления. Сооружения "Крона" предназначались, в первую очередь, для исключения возможности постоянного контроля за комплексами "Пионер" со стороны средств разведки потенциального противника. "Крона" представляет собой сборное сооружение из металлических конструкций. Сооружение проходное, то есть ворота расположены с двух сторон, что дает возможность отказаться от сложного маневрирования для большегрузной техники. Вдоль стен сооружения расположены электрические печки типа СКБ. Таким образом, при помощи тепловизионных датчиков невозможно определить, находится пусковая установка в сооружении или нет.

Пуск ракеты возможно производить не выезжая из сооружения. Для этого производится подрыв пиропатронов, которые отбрасывают сектора крыши в стороны. После этого производится подьем контейнера и пуск ракеты. Так как пусковая установка при нахождении в сооружении уже вывешена на домкраты, то время подготовки к пуску сокращается. На маршруте движения колонны ракетного полка предусматривалось несколько подобных сооружений, что спрособствовало введению противника в заблуждение.

Комплекс эксплуатировался до 1991 года и был ликвидирован в соответствии с условиями Договора о РСМД. Первые ракеты уничтожались в Читинской области методом пуска. Особый интерес вызывали ракеты "Пионер", находившиеся в эксплуатации свыше 10 лет. Проведенные пуски завершились успешно. Позднее в районе полигона Капустин Яр была применена другая технология ликвидации - взрывом ракет без извлечения их из пусковых контейнеров. Шасси пусковых установок комплекса после прохождения специальной процедуры демонтажа, исключающей их применение по основному назначению, могут в различных вариантах использоваться в народном хозяйстве.

Последняя ракета РСД-10 была уничтожена 12 мая 1991 года. Несколько пусковых установок и ракет сохранились в качестве экспонатов в музеях страны и за рубежом.

Основные характеристики

Ракета "15Ж45"
Дальность стрельбы, км - 600-5000
Точность стрельбы (КВО), км - 0,55
Система управления - инерциальная с гиростабилизированной платформой на основе поплавковых гироприборов, с БЦВМ
Рулевые приводы - гидравлические
Органы управления на 1 ступени - газовые и аэродинамические решетчатые рули, решетчатые стабилизаторы
Органы управления на 2 ступени - по тангажу и рысканию - вдув в закритическую часть сопла горячих газов; по крену - газовые сопла с газогенератором
Тип старта - "Миномётный" из ТПК
Число ступеней - 2
Полная длина ракеты, м - 16,49
Длина ракеты без головной части, м - 14,9
Длина ракеты в ТПК, м - 19,32
Максимальный диаметр корпуса, м - 1,79
Стартовый вес, т - 37,0
Вес ракеты в ТПК, т - 42,7
Горючее - смесевое твёрдое

Первая ступень
Полная длина первой ступени, м - 8,58
Максимальный диаметр корпуса первой ступени, м - 1,79
Вес ступени, кг - 26,7
Число сопел - 1
Время работы, с - 63

Вторая ступень
Полная длина второй ступени, м - 4,4-4,6
Максимальный диаметр корпуса второй ступени, м - 1,47
Вес ступени, кг - 8,63
Двигатель - Однокамерный РДТТ
Число сопел - 1

Проектирование комплекса «Пионер»с ракетой средней дальности на твёрдом смесевом топливе началось в 1971 году в Московском институте теплотехники под руководством академика А. Д. Надирадзе . Новая ракета (заводское обозначение 15Ж45) создавалась на базе базе первой и модифицированной второй ступеней межконтинентальной баллистической ракеты комплекса «Темп-2С» 15Ж42. Заново были спроектированы: узел отсечки тяги двигательной установки второй ступени, соединительный отсек и агрегатно-боевой блок (АГБ), включавший двигательную установку разведения и разделяющуюся ГЧ ракеты.

Основные характеристики

  • Принятие на вооружение: 1976
  • Масса: 37000 кг.
  • Диаметр: 179 см.
  • Длина: 16,49 м.
  • Забрасываемый вес: 1500-1740 кг
  • Тип ГЧ: РГЧ ИН 3х150 кт
  • Дальность стрельбы: 600-5000 км.

Создание и применение

После практической отработки различных технических решений по новой ракете и наземным агрегатам ракетного комплекса 21 сентября 1974 года на полигоне Капустин Яр начались лётные испытания. Потребовалось почти полтора года, чтобы завершить доводку комплекса и выполнить намеченную программу испытаний. 11 марта 1976 года Государственная комиссия подписала акт о приёме комплекса «Пионер» с ракетой 15Ж45 (РСД-10) на вооружение РВСН, первый ракетный полк под командованием А. Г. Доронина заступил на боевое дежурство 30 августа 1976 г. на комплексе 15П645, имевшем в каждом дивизионе по 2 пусковых установки и машину подготовки пуска 15В56, использовавшуюся на комплексе 15П642 и оснащенную системой дистанционного управления 15Э569, способной управлять двумя ПУ. В 1977 г. на вооружение поступила основная модификация комплекса - 15П645К, имевшего в составе дивизиона по три ПУ и машину подготовки пуска 15В116 с СДУ 15Э576, управлявшей тремя ПУ.

Ракетные комплексы «Пионер» заменили стоявшие на боевом дежурстве в европейской части СССР комплексы Р-12 и Р-14, и Р-16 - в Сибири и Забайкалье. Очень быстро новая советская ракета приобрела известность как SS-20 - «Гроза Европы».

10 августа 1979 года на лётные испытания была представлена ракета 15Ж53, имевшая более высокие боевые характеристики. Испытания проводились на полигоне Капустин Яр до 14 августа 1980 года, а 17 декабря этого же года новый комплекс, получивший обозначение «Пионер УТТХ» (улучшенные тактико-технические характеристики), был принят на вооружение РВСН. Ракета 15Ж53 имела те же первую и вторую ступени, что и ракета 15Ж45. Изменения коснулись системы управления и агрегатно-боевого блока. За счёт доработки командных приборов и алгоритмов работы БЦВК удалось повысить точность стрельбы до 450 м. Установка новых двигателей с повышенной энергетикой на агрегатно-боевой блок дала возможность увеличить район разведения боевых блоков, что имело большое значение при планировании объектов поражения. Кроме того была увеличена максимальная дальность стрельбы до 5500 км.

В 1987 году на боевом дежурстве и в арсеналах находились 650 ракет. Из них две трети были предназначены для уничтожения объектов в Европе и на Ближнем Востоке и примерно одна треть для уничтожения объектов в Азии и США.

Оба комплекса эксплуатировались до 1991 года и были ликвидированы в соответствии с условиями Договора о РСМД. Первые ракеты уничтожались в Читинской области методом пуска. Особый интерес вызывали ракеты «Пионер», находившиеся в эксплуатации свыше 10 лет. Проведённые пуски завершились успешно. Позднее в районе полигона Капустин Яр была применена другая технология ликвидации - взрывом ракет без извлечения их из пусковых контейнеров. Шасси пусковых установок комплекса после прохождения специальной процедуры демонтажа, исключающей их применение по основному назначению, могут в различных вариантах использоваться в народном хозяйстве.

Последняя ракета РСД-10 была уничтожена 12 мая 1991 года. Несколько пусковых установок и ракет сохранились в качестве экспонатов в музеях страны и за рубежом.

Состав комплекса

В состав ракетного комплекса РСД-10, как правило, входили:

  • стационарный и подвижный командные пункты с комплексом средств боевого управления и связи
  • три боевых ракетных комплекса - ракетные дивизионы, имевшие в составе:
    • по три (до 1977 г. по две) самоходных пусковых установки (СПУ) с ракетами 15Ж45 (15Ж53) в транспортно-пусковых контейнерах, размещенных на пусковых установках на базе 6-осного длиннобазного шасси МАЗ-547В
    • командный пункт дивизиона, состоявший на комплексе 15П645 из машины подготовки пуска 15В56 (до 1977 г.), 15П645К - из 15В116, а на комплексе 15П653 - из машины подготовки пуска 15В132 и машины связи 15В82
    • две машины-дизельные электростанции
    • машину-столовую и машину-общежитие
    • машину боевого поста на БТР-60ПБ с системой наземной навигации и башенно-пулеметной установкой «Гром» с пулеметом «Утес» НСВТ-12,7 мм
    • машину дежурной смены охраны и обороны с комплектом средств охраны, вооружением и средствами жизнеобеспечения караула.
  • Транспортно-перегрузочные средства (транспортно-перегрузочный агрегат 15Т116 и транспортно-перегрузочная тележка 15Т140)
  • с 1977 г. стационарные сооружения 15У111 для размещения пусковых установок на стационарной боевой стартовой позиции полка и обеспечения боевого дежурства пусковых установок в 5-минутной готовности к пуску.

Ракета 15Ж45 имела две маршевые ступени и агрегатно-боевой блок с головной частью, которые стыковались между собой при помощи соединительных отсеков.

Двигательная установка первой ступени 15Д66 представляла собой конструкцию, состоящую из стеклопластикового корпуса со скреплённым с ним твердотопливным зарядом, выполненным из высокоэнергетичного смесевого топлива, стальных переднего днища и сопловой крышки, соплового блока. В хвостовом отсеке ступени размещались тормозные двигатели и приводы рулевых органов. Управляющие усилия создавали четыре газодинамических и четыре аэродинамических руля (последние выполнены в виде решёток).

Двигательная установка второй ступени 15Д205 имела аналогичную конструкцию, управление по тангажу и рысканию осуществлялось вдувом газа из газогенератора в закритическую часть сопла, а по крену - перепуском газа через специальное устройство. Оба двигателя имели систему отсечки тяги (на первой ступени - аварийная) и время работы около 63 секунд. Дальностью полета определялась моментом выключения двигателя второй ступени, которое осуществлялось путём вскрытия десяти окон отсечки тяги, расположенных на переднем днище камеры сгорания, в результате чего давление в камере резко падало, горение твёрдого топлива прекращалось, а направление газовых потоков из сопел отсечки вперед по ходу полета нейтрализовало импульс тяги двигателя.

Система управления ракеты, разработанная под руководством академика Н. А. Пилюгина, с бортовой вычислительной машиной, позволяла ракете в ходе несения боевого дежурства находиться в горизонтальном положении, обеспечивала точность попадания (КВО) не хуже 500 м во всём диапазоне дальностей и азимутов без разворота пусковой установки, полную автоматизацию предстартовой подготовки и проведение пуска, а также автоматическое проведение регламентных проверок. Все основные блоки имели резервирование, что обеспечивало высокую надёжность функционирования, и располагались в герметичном приборном отсеке.

Ракета несла разделяющуюся головную часть типа МИРВ с тремя боевыми блоками мощностью по 150 кт каждый с индивидуальным наведением на собственные цели. Ступень разведения включала систему управления и твердотопливную двигательную установку. Аэродинамический обтекатель на головной части не предусматривался. Для снижения аэродинамических нагрузок в полёте, конические боевые блоки были установлены под углом к продольной оси ракеты. Комплекса преодоления системы ПРО ракета не имела.

Имелось 3 варианта ракеты РСД-10:

  • Mod 1 - с моноблочной головной частью и дальностью стрельбы 5000 км;
  • Mod 2 - имел разделяющуюся головную часть с боевыми блоками индивидуального наведения с максимальной дальностью стрельбы 4583 км (15Ж53 - 4600 км) - основной вариант, получивший наибольшее распространение;
  • Mod 3 - испытанный в мае 1985 года и иногда именуемый на Западе как SS-X-28, имел лёгкую моноблочную головную часть мощностью 50 кт и увеличенную до 7400 км дальность стрельбы - не вышел из стадии испытаний.

В процессе эксплуатации ракета, помещённая в герметичный транспортно-пусковой контейнер, размещалась на самоходной пусковой установке (СПУ), выполненной на базе автомобильного шестиосного шасси МАЗ-547В повышенной проходимости. Кроме ракеты на шасси располагались необходимые агрегаты и оборудование для контроля за техническим состоянием ракеты и проведения пуска. Несмотря на солидный вес (84 т) и габариты (длина - 19,316 м) СПУ имела сравнительно высокую скорость (до 40 км/час), передвигалась по дорогам с любым покрытием, легко преодолевала метровые броды, рвы шириной до 3 м и подъёмы до 15 град. и имела радиус поворота 22 м, что позволяло широко использовать существующую сеть дорог.

Пуск ракеты мог быть произведён либо из специального укрытия гаражного типа на основной позиции (сооружение 15У111 «Крона»), либо с одной из подготовленных полевых позиций. Перед этим пусковая установка вывешивалась на домкратах и горизонтировалась. Пуск ракеты производился с помощью порохового аккумулятора давления, выбрасывавшего её из контейнера. После достижения безопасной высоты, включался маршевый двигатель первой ступени. Операции по предстартовой подготовке и пуску проходили в автоматическом режиме после получения специальной команды с пункта управления.

Сооружения «Крона» предназначались, в первую очередь, для обеспечения пуска ракет в сроки, соизмеримые с подлетным временем боевых блоков противника с территории стран Западной Европы. Без сооружений пуск мог быть произведен в срок около часа (выезд из сооружения, развертывание - вывешивание, горизонтирование, геодезическая подготовка), с сооружениями, в которых пусковые установки находились в полной технической готовности к пуску, эти сроки сократились до единиц минут. Кроме того, сооружения позволяли значительно ограничить контроль за комплексами «Пионер» со стороны средств разведки потенциального противника. «Крона» представляет собой сборное металлическое сооружение с раздвижной крышей. Существовали варианты проходного исполнения (ворота с двух сторон), однако в большинстве случаев въезд крупногабаритного агрегата в сооружение осуществлялся путем сложного маневрирования и требовал от водителей и командиров высокой квалификации. Пуск ракет дивизионом из сооружений «Крона» включал открытие крыш при помощи асинхронных электродвигателей мощностью 8 кВт, что определяло сдвиг по времени между открытием крыш трех сооружений при питании от машин дизельных электростанций, так как пусковой ток привода мог привести к остановке дизелей (в дальнейших модификациях электропривод крыш при пуске был заменен механическим). После этого производится подъём контейнера и пуск ракеты.

Тактико-технические характеристики

Подвижный грунтовый ракетный комплекс «Пионер»

  • Разработчик МИТ
  • Главный конструктор А. Д. Надирадзе
  • Изготовитель ракеты Воткинский МЗ
  • Код НАТО SS-20 Saber Mod 1&2
  • Наименование по РСМД РСД-10
  • Тип комплекса Подвижный ракетный комплекс С БР средней дальности, третьего поколения
  • Состояние На вооружении с 11 марта 1976 года.
  • Ракета 15Ж45
  • Дальность стрельбы, км 600-5000
  • Точность стрельбы (КВО), км 0,55 (предельное отклонение - 1,3)
  • Тип ГЧ Моноблочная термоядерная (на испытаниях - вариант 1)
  • Тип ГЧ три РГЧ ИН (вариант 2)
  • Мощность заряда (вариант 1), Мт 1,0
  • Мощность заряда (вариант 2), Мт 0,15
  • Вес ГЧ, кг 1500-1740
  • Система управления Инерциальная с гиростабилизированной платформой на основе поплавковых гироприборов, с БЦВ
  • Разработчик системы управления НИИ АП
  • Главный конструктор системы управления Н. А. Пилюгин
  • Рулевые приводы Гидравлические
  • Разработчик рулевых приводов ЦНИИАГ
  • Органы управления на 1 ступени Газовые и аэродинамические решётчатые рули, решётчатые стабилизаторы
  • Органы управления на 2 ступени По тангажу и рысканию - вдув в закритическую часть сопла горячих газов; по крену - газовые сопла с газогенератором
  • Тип старта «Миномётный» из ТПК
  • Число ступеней 2
  • Полная длина ракеты, м 16,49
  • Длина ракеты без головной части, м 14,9
  • Длина ракеты в ТПК, м 19,316
  • Максимальный диаметр корпуса, м 1,79
  • Стартовый вес, т 37,0
  • Вес ракеты в ТПК, т 42,7
  • Горючее Смесевое твёрдое
  • Первая ступень Полная длина первой ступени, м 8,58 Максимальный диаметр корпуса первой ступени, м 1,79 Вес ступени, кг 26,7 Двигатель Однокамерный РДТТ Разработчик двигателя НПО «Союз» (Люберцы) Главный конструктор двигателя Б. П. Жуков Число сопел 1 Время работы, с 63
  • Вторая ступень Полная длина второй ступени, м 4,4-4,6 Максимальный диаметр корпуса второй ступени, м 1,47 Вес ступени, кг 8,63 Двигатель Однокамерный РДТТ Разработчик двигателя НПО «Союз» (Люберцы) Главный конструктор двигателя Б. П. Жуков Число сопел 1 Боевая ступень Число боевых блоков 3 Двигательная установка четыре РДТТ
  • Боевой блок Полная длина боевого блока, м 1,6 Максимальный диаметр корпуса боевого блока, м 0,64 Радиус закругления наконечника 0,11
  • Пусковая установка Тип Грунтовая подвижная Разработчик ЦКБ «Титан» Изготовитель завод «Баррикады» Главный конструктор В. М. Соболев База МАЗ-547В Число осей 6 Длина, м С ТПК 19,316 м, без ТПК 16,08 м Ширина, м 3,2(+0,04) м Высота, м 4,375 м (5,08 м в вывешенном состоянии) Двигатель многотопливный быстроходный дизель А-38 (В-58) с турбонаддувом Мощность, л.с. 650 Максимальная скорость, км/ч 40 Угол преодолеваемого подъема 15° Грубина преодолеваемого брода 1,1 м Ширина преодолеваемого рва 3м Углы свеса - передний 23°, задний 30° Дорожный просвет 470 мм Число ракет на пусковой установке 1 Тип привода подъёма ТПК с ракетой Гидравлический, от ходового двигателя СПУ Разработчик привода подъёма ТПК с ракетой ЦНИИАГ Радиус разворота, м 22±1 м Экипаж, чел., 3
  • Транспортно-перегрузочный агрегат (ТПА) Разработчик ЦКБ «Титан» Изготовитель Завод «Баррикады» База МАЗ-547А Число осей 6 Полная длина, м 17,33 Ширина, м 3,2 Высота, м 2,9 (без ТПК) Двигатель Дизель А-38 с турбонаддувом Мощность, л.с. 650 Максимальная скорость, км/ч 40 Число ракет на ТПС 1 Экипаж, чел 2

Испытания

Летные испытания ракет PCД-10 начались в сентябре 1974 г. на полигоне Капустин Яр. В 1977 году, сразу после принятия комплекса на вооружение РВСН СССР, началось его развертывание. Первый ракетный полк с комплексом «Пионер» заступил на боевое дежурство 30 августа 1976 года (район г. Петриков Гомельской обл. командир А. Г. Доронин). Массовое развертывание комплекса «Пионер» началось в 1978 году в позиционных районах, ранее занимаемых устаревшими комплексами с ракетами Р-12, Р-14, Р-16. В каждый ракетный полк входило 9 (до 1977 г. 6) самоходных ПУ, обеспеченных индивидуальными защитными сооружениями.

Согласно американским данным наибольшее число развернутых пусковых установок составляло 441 единицу в 1986 году. По офицальным советским данным, приведенным в Меморандуме о договоренности об установлении исходных данных в связи с договором между - СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, по состоянию на 1 ноября 1987 г. в СССР было развернуто 405 ПУ ракет РСД-10, еще 245 БР находились на складах.

За 15 лет эксплуатации не было ни одного случая разрушения или аварии ракеты. За время испытаний, эксплуатации и ликвидации было отстреляно 190 ракет. Все пуски были успешными. При этом вероятность попадания в цель составила 98 %.

Литература

  • Колесников С. Г. «Стратегическое ракетно-ядерное оружие». - М.: Арсенал-Пресс, 1996 г.
  • Карпенко А.в."Отечественные стратегические ракетные комплексы", 1996 г.

Комплекс РСД-10 "Пионер" (SS-20 Saber) представлял собой подвижный грунтовый комплекс средней дальности, разработанный в середине 70-х годов на основе комплекса "Темп-2С". Головным разработчиком комплекса был Московский институт теплотехники, который возглавлял А. Д. Надирадзе. Двухступенчатая твердотопливная ракета комплекса "Пионер" создавалась, по-видимому, на основе первой и второй ступеней комплекса "Темп-2С".Корпусы двигателей первой и второй ступеней РСД-10 "Пионер" (SS-20 Saber) изготовлены из композиционных материалов. Ракета размещалась в транспортно-пусковом контейнере (ТПК), который монтировался на самоходной пусковой установке, изготовленной на основе 6-осного колесного тягача МАЗ-547В. Пусковая установка оснащалась системами и агрегатами, обеспечивающими поддержание ракеты в постоянной боеготовности, подготовку и осуществление пуска. Пуск ракеты мог быть произведен либо из специального укрытия (гаража с открывающейся крышей) в районе базирования, либо с одной из заранее подготовленных в геодезическом отношении полевых позиций.Перед стартом пусковая установка вывешивалась на гидравлических опорах, после чего контейнер поднимался в вертикальное положение и ракета с помощью порохового аккумулятора давления выстреливалась из контейнера. После выхода ракеты из контейнера запускался маршевый двигатель первой ступени. Управление пуском осуществлялось дистанционно с подвижного пункта управления. Летно-конструкторские испытания комплекса проходили на 4-м ГЦП (Капустин Яр) с 21 сентября 1974 г. по 9 января 1976 г. Ракетный комплекс "Пионер" был принят на вооружение 11 марта 1976 г., а первый полк, оснащенный этими ракетами, заступил на боевое дежурство 30 августа 1976 г.По западным данным, ракета испытывалась в трех вариантах боевого оснащения, из которых два моноблочных (SS-20 Mod 1 и 3) и один с РГЧ индивидуального наведения (SS-20 Mod 2). Основным стал вариант с РГЧ оснащенной тремя боевыми блоками мощностью по 150 кт каждый. В этом варианте боевые блоки размещаются на ступени разведения под углом к продольной оси ракеты и не закрываются общим обтекателем.



10 августа 1979 г. на 4-м ГЦП начались испытания модернизированного комплекса "Пионер УТТХ" (15Ж53). Испытания проходили до 14 августа 1980 г., а 17 декабря 1980 г. усовершенствованный комплекс был принят на вооружение."Пионер-УТТХ" имел ту же двигательную систему, но благодаря модернизации системы управления и приборноагрегатного блока удалось повысить точность (КВО) с 550 до 450 метров, на 10% увеличить максимальную дальность и увеличить район разведения боевых блоков. Всего с 1978 по 1986 г. был развернут 441 комплекс "Пионер". К моменту подписания Договора о РСМД в 1987 г. их численность уменьшилась до 405 единиц.6

В соответствии с Договором о ракетах средней и меньшей дальности все комплексы "Пионер" были ликвидированы. Всего в 1988-1991 гг. ликвидировано 509 пусковых установок и 654 ракеты. Из этого числа 72 ракеты были ликвидированы методом пуска, причем все пуски прошли успешно.

ДАННЫЕ НА 2019 г. (стандартное пополнение)

Комплекс 15П645 "Пионер", ракета 15Ж45 / РСД-10/ РТ-21М - SS-20 SABER mod.1

Комплекс 15П645К "Пионер-К" / "Пионер-М", ракета 15Ж45 / 15Ж46 (?) / РСД-10 / РТ-21М - SS-20 SABER mod.1
Комплекс 15П653 "Пионер-УТТХ" / "Пионер-2", ракета 15Ж53, 15Ж54 / РСД-10УТТХ - SS-20 SABER mod.2


Комплекс 15П656 "Горн", ракета 15Ж56

Подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) с баллистической ракетой средней дальности (БРСД). Комплекс разработан с использованием опыта создания и на базе ПГРК , ракета создана на базе 1-й и 2-й ступеней мобильной МБР . Головной разработчик комплекса - Московский Институт Теплотехники (МИТ), главный конструктор - А.Д.Надирадзе. Тема ОКР по созданию ПГРК - 15К645 "Пионер". Комплекс предназначен для поражения стратегически важных стационарных объектов на дальности от 600 до 5000 км. Кооперация разработчиков: СПУ и машины обеспечения комплекса - ЦКБ "Титан" (г.Волгоград), заряды маршевых РДТТ из смесевого топлива - НПО "Союз" (г.Люберцы), разработчик системы управления комплекса - НПО автоматики и приборостроения (г.Москва).


.).


Разработка комплекса начата в 1971 г. Постановление №280-96 СМ СССР о разработке комплекса "Пионер" кооперацией предприятий, работавших по созданию комплекса МБР вышло 20 апреля 1973 г. Постановлением предусматривалось создание БРСД с РГЧ ИН на базе 1-й и 2-й ступеней МБР "Темп-2С". Срок начала совместных летных испытаний устанавливался - второй квартал 1974 г. В декабре 1973 г. выпущен эскизный проект комплекса. Эскизный проект успешно защищен в 1-м квартале 1974 г. Начата наземная отработка элементов конструкции ракеты. Оборудование комплекса, агрегаты наземного оборудования, структура боевых подразделений, схема и средства боевого управления, порядок несения боевого дежурства и повседневной эксплуатации были заимствованы от комплекса с МБР “Темп-2С”.

Испытания велись на полигоне Капустин Яр - с 21.09.1974 г. по 11.03.1976 г.

Пуски ракет РСД-10 "Пионер" (в работе):

№пп Ракета Дата Место пуска Результат Описание
1 15Ж45 21.09.1974 г. Капустин Яр успешный пуск Пуск ЛКИ №1
2 15Ж45 июль 1975 г. Капустин Яр успешный пуск Пуск ЛКИ
3 15Ж45 1975 г. Канск успешный пуск Пуск с полигона из-под Канска №1
4 15Ж45 1975 г. Канск успешный пуск Пуск с полигона из-под Канска №2
5 15Ж45 09.01.1976 г.
6 15Ж45

15Ж53 март-июль 1984 г. Капустин Яр успешный пуск Первый пуск ракеты 15Ж53 силами 1-го рдн 664 гвардейского ракетного полка после перевооружения на ПГРК 15П653. Оценка «хорошо» ()

Производство ракет развернуто в 1975 г. на Воткинском машиностроительном заводе (г.Воткинск).

Комплекс принят на вооружение в марте 1976 г., поступление в войска - с августа 1976 г. Первый ракетный полк заступил на боевое дежурство в составе Гомельской ракетной дивизии (Белоруссия) 30 августа 1976 г. Командир полка - полковник А.Доронин.

Сокращение комплексов - комплексы "Пионер"полностью сокращены по Договору о сокращении РСМД между СССР и США в начале 1991 г.


Пусковая установка - самоходная ПУ 15У106 на шасси МАЗ-573В, пуск "минометный" из транспортно-пускового контейнера 15Я107 с помощью порохового аккумулятора давления (ПАД); при создании СПУ использовались узлы и агрегаты СПУ МБР .
Разработчик СПУ и машин обеспечения- ЦКБ «Титан» (г.Волгоград);
Разработчик колесного шасси СПУ - СКБ МАЗ, изготовитель - Минский завод колесных тягачей (г.Минск);
Разработчик гидроприводов пусковой установки - ЦНИИ автоматики и гидравлики (г.Москва);
Разработчик системы электропитания и электроснабжения МДЭС - ГОКБ «Прожектор» (г.Москва);
Изготовитель самоходной пусковой установки и агрегатов обеспечения комплекса - завод "Баррикады" (г.Волгоград);

Длина СПУ - 19,3 м

Масса СПУ - 80 тонн

Глубина брода - 1 м

Максимальный подъем - 15 град.

Радиус поворота - 21 м
Время подготовки к старту - 30 с


Часть наземной аппаратуры системы управления комплекса размещена на внешней стороне ТПК 15Я107. По левому борту ТПК размещены электромагистрали связывающие ракету с наземным оборудоваинем. Корпусная конструкция ТПК выполнена из стекловолокна с усилением титановыми кольцами. Конструкция двухслойная в которой между двумя слоями стекловолокна находится теплоизолирующий слой. Съемный переходник предназначен для обслуживания боевых блоков РГЧ. К переходнику пироболтами крепилась крышка ТПК. Крышка ТПК от произвольного разлета фиксировалась стальным тросом к бамперу СПУ. Центровку ракеты в ТПК и изоляцию придонного пространства для работы ПАДа обеспечивали опорно-ведущие пояса (ОВП) на 1-й и 2-й ступенях ракеты. ОВП отстреливались после старта и разлетались в радиусе 180 м в обе стороны вдоль поперечной оси СПУ.
Конструктивно ТПК 15Я107 состоит из:
- корпус
- переходник
- крышка ТПК
- ПАД


ТПК 15Я107 ракеты 15Ж45.В учебных целях на использованых ТПК на учебных полигонах учились разворачивать комплект маскировочного перекрытия (КМП). Из документации к Договору о сокращении РСМД.


Конструкция ТПК 15Я107. Цифрами обозначены: 1 - выдвижное днище ПАД, 2 - корпус ПАД, 3 - неизвестный блок, 4 - промежуточные кольца усиления корпуса ТПУ (титановый сплав?), 5 - "транспортировочный узел", 6 - корпус ТПК, 7 - корпус верхнего прибора системы прицеливания (находится прямо над АГК, к которому подключается с помощью системы светопровода и пентоблока - в приборе расположена призма поворота вертикального оптического луча в горизонтальную плоскость и передачи его в бортовую аппаратуру ракеты), 8 - крепление переходника ТПК, 9 - переходник ТПК, 10 - крепление крышки ТПК пироболтами, 11 - крышка ТПК, 12 - неизвестный узел, 13 - разъем кабеля управления пироболтами крышки ТПК, 14 - р азъём кабеля управления пироболтами на кожухе отрывных разъёмов и датчиков , 15 - кожух (под которым установлены: отрывная плата разъемов, соединяющих СУ ракеты с наземной СУ. Отрывная плата пристыкована к боевой ступени и "взведена". Внутри кожуха есть пружины, которые "прихлопывают" плату в специальное углубление в этом кожухе при начале движения ракеты во время пуска, когда разрывается связь СУ ракеты с наземной СУ; датчики системы контроля горизонтирования (СКГ) ТПК; датчики системы ТВР; преоб разователь тока статический (ПТС) 15Н1191, обеспечивавший обеспечивающий токово-частотный разгон гистерезисных двигателей гиромоторов трехосного гиростабилизатора (ТГС) до 57600 об/сек за 23 сек; Снаружи на кожухе находился разъём кабеля подрыва пироболтов отстрела крышки ТПК и еще кое-какие узлы. При эксплуатации этот кожух редко вскрывается, разве что при устранении сложных неисправностей. От кожуха до хвостовой части ТПК проходит кабельный короб, прикрывающий кабели, которые входят в плату П1, расположенную на задней балке СПУ. Из платы П1 кабели расходятся по всем приборным отсекам СПУ ), 16 - кабельный короб, 17 - напорный воздуховод системы ТВР, 18 - напорный патрубок системы ТВР, 19 - всасывающий аптрубок системы ТВР, 20 - всасывающий воздуховод системы ТВР, 21 - предположительно плата П1 или разъем (Дячок А., Степанов И., Storen. Подвижный грунтовый ракетный комплекс средней дальности РСД-10 (РТ-21М) (SS-20 "Saber"). 2008 г.).


ПАД в ТПК состоит из двух элементов. ПАД-1 выталкивает подвижное днище ТПК до упора его в почву, таким образом ТПК дополнительно фиксируется. ПАД-2 выталкивает ракету из ТПК. Днище ПАД, имевшее 5 отверстий и амортизатор - 10-см слой резины - справлялось с непараллельностью поверхности площадки и днища ПАД в 2 градуса, держало давление, а при взрывообразном горении заряда ПАД прорывалось, защищая ракету от разрушения.

Групповой старт батареи из 3 СПУ производился с учетом разлета опорно-ведущих поясов с интервалом в 15 сек. СПУ на позиции выстраивались таким образом, чтобы избежать поражения установок разлетающимися ОВП и крышкой ТПК (для этих целей она фиксировалась тросом к бамперу СПУ).


Старт ракеты 15Ж45. На левом снимке видно отстрел ОВП ступени разведения боевых блоков, на правом - отстрел ОВП 1-й ступени ракеты. (Дячок А., Степанов И., Storen. Подвижный грунтовый ракетный комплекс средней дальности РСД-10 (РТ-21М) (SS-20 "Saber"). 2008 г.).


СПУ 15У106 комплекса 15П645 "Пионер" - SS-20 SABER (в источнике выдается за фото СПУ 15У128.1 комплекса МБР "Тополь", Стратегические ракетные комплексы наземного базирования. М., "Военныый Парад", 2007 г.).


Комплекс 15П653 "Пионер-УТТХ" / "Пионер-2" - СПУ на шасси МАЗ-7310.

Ракета 15Ж45 / РТ-21М / РСД-10 :


Ракета 15Ж45 - SS-20 SABER, на ракете установлен один боевой блок из трех, аэродинамические стабилизаторы сложены, рули - раскрыты (Оружие России 1996-1997 г.г. Том 4. Вооружение и техника РВСН. М., "Военный парад", 1997 г.).

Конструкция ракеты - 2 маршевых ступени, приборно-агрегатный отсек и ступень разведения боевых блоков с тремя боевыми блоками в базовой конфигурации.


Разрезная модель ракеты 15Ж45 комплекса РСД-10 "Пионер" - SS-20 SABER на выставке "Армия-2015", Москва, 17.06.2015 г. (фото - flateric).


Состав ракеты 15Ж45:

1 ступень - с РДТТ, с аэродинамическими и газоструйными рулями с дополнительными аэродинамическими решетчатыми стабилизаторами и тормозными двигателями (размещены в хвостовом отсеке).

2 ступень - с РДТТ с системой отсечки тяги и тормозными двигателями.

Ступень разведения боевых блоков 15Ф453 включает в себя боевые блоки 15Ф452, герметичный приборный отсек 15Л747, преобразователь тока статический 15Н191, систему дежурного терморегулирования гироблоков ракеты 15Я117, 4 х РДТТ малой тяги 15Д69П.


Ступень разведения и боевые блоки ракеты 15Ж45 комплекса РСД-10 "Пионер" - SS-20 SABER. Разрезная модель на выставке "Армия-2015", Москва, 17.06.2015 г. (фото - flateric).


Комплекс средств преодоления ПРО на ракете 15Ж45 отсутствовал.
Компоновочная схема ракеты 15Ж45.
Цифрами обозначены:
1 - обтекатель боевого блока 15Ф452;
2 - обтекатель двигателя ступени разведения;
3 - кабельный канал;
4 - опорный пояс;
5 - обтекатель тормозного двигателя 1-й ступени;
6 - кабельный канал;
7 - места крепления аэродинамических рулей;
8 - аэродинамические рули;
9 - тормозной двигатель 2-й ступени;
10 - верхняя крышка РДТТ 2-й ступени;
11 - термозащита заряда РДТТ 2-й ступени;
12 - заряд топлива РДТТ 2-й ступени;
13 - корпус РДТТ 2-й ступени;
14 - нижняя крышка РДТТ 2-й ступени;
15 - устройство вдува газа в сопло;
16 - тормозной двигатель 1-й ступени;
17 - корпус ракеты;
18 - верхняя крышка РДТТ 1-й ступени;
19 - задняя крышка РДТТ 1-й ступени;
20 - газодинамический руль;
21 - рулевые машины;
22 - механическая связь аэродинамического и газодинамического рулей;
23 - защитная крышка сопла;

Источник: Широкорад А.Б., Атомный таран ХХ века.
М., Вече, 2005 г.


Система управления и наведение - инерциальная, система управления ракеты разработана НПО автоматики и приборостроения (г.Москва) под руководством академика Н.А.Пилюгина. Разработчик и изготовитель системы прицеливания - КБ и завод «Арсенал» (г.Киев). Разработчик рулевых гидроприводов ракеты ЦНИИ автоматики и гидравлики (г.Москва).

Система управления ракеты включает БЦВМ и основана на на гиростабилизированной платформе с поплавковыми гироприборами. Обеспечивается ввод полетного задания при горизонтальном положении ракеты и пуск по любому азимуту без разворота СПУ. Так же обеспечивается полная автоматизация предстартовой подготовки и проведение пуска, а также автоматическое проведение регламентных проверок. Оборудование системы управления находится на ракете в герметичном приборном отсеке, все основные блоки имеют резервирование, что обеспечивает высокую надежность.

Пуск ракеты мог быть произведен либо из специального укрытия гаражного типа «Крона» на боевой стартовой позиции (БСП), либо с одной из заранее подготовленных полевых боевых стартовых позиций (ПБСП). Если приказ на пуск поступил на марше, то производилось занятие ближайшей ПБСП, вывешивание, горизонтирование, определение и ввод координат. Операции по предстартовой подготовке и пуску проходили в автоматическом режиме после получения специальной команды с пункта управления.

Управление по каналам тангажа, рыскания и крена на этапе работы 1-й ступени осуществлялось газодинамическими, сопряженными с аэродинамическими, рулями. Управление полетом на этапе работы 2-1 ступени по тангажу и рысканию осуществлялось вдувом газа в закритическую область сопла, по каналу крена - перепуском газа через специальное сопло. На стадии работы ступени разведения боевых блоков для управления использовались 4 поворотных РДТТ малой тяги.


Ракета 15Ж45 - SS-20 SABER, на фото аэродинамические рули по бокам от аэродинамического стабилизатора, нижнее светлое кольцо -

обтюрирующий пояс, обеспечивающий герметичность задонного пространства (Оружие России 1996-1997 г.г. Том 4. Вооружение и техника РВСН. М., "Военный парад", 1997 г.).


На модернизированных вариантах ракеты существенно доработана система управления и применена новая двигательная установка ступени разведения.

Двигатели : Серийное изготовление высокопрочных стеклопластиковых корпусов маршевых РДТТ ракеты велось на ПО "Авангард" (г.Сафроново). Двигатели почти без изменений использованы аналогичные двигателям 1-й, 3-й и ступени разведения МБР . Производство зарядов РДТТ обоих ступеней ракеты 15Ж45 велось на Павлоградском Химическом Заводе (г.Павлоград, Украина) с 1972 г.

1 ступень - РДТТ 15Д66 с неподвижным одинарным частично утопленным в двигатель соплом разработки МИТ, разработка топливных зарядов велась НИИ-125 (люберецкое НПО "Союз") под руководством Б.Жукова, ведущий конструктор - В.Венгерский. Управление двигателем осуществлялось с помощью вольфрамовых газоструйных рулей совмещенных с аэродинамическими решетчатыми рулями. Корпус стеклопластиковый с прочно скрепленным с ним зарядом. Система отсечки тяги - аварийная.
Тип топлива - смесевое


Сопло двигателя 1-й ступени ракеты 15Ж45 комплекса РСД-10 "Пионер" - SS-20 SABER. Разрезная модель на выставке "Армия-2015", Москва, 17.06.2015 г. (фото - flateric).


2 ступень - РДТТ 15Д205 с неподвижным одинарным частично утопленным в двигатель соплом разработки МИТ, разработка топливных зарядов велась НИИ-6. Корпус стеклопластиковый с прочно скрепленным с ним зарядом. Двигатель оснащен системой отсечки тяги для регулировки дальности пуска ракеты - узел отсечки тяги спроектирован заново с состоит из 10 вскрываемых отверстий в передней части корпуса РДТТ. Управление по тангажу и рысканию осуществлялось вдувом газа в закритическую область сопла. Управления по каналу крена - перепуском газа через специальное сопло.
Тип топлива - смесевое


Сопло двигателя 2-й ступени ракеты 15Ж45 комплекса РСД-10 "Пионер" - SS-20 SABER. Разрезная модель на выставке "Армия-2015", Москва, 17.06.2015 г. (фото - flateric).


Ступень разведения - 4 х РДТТ малой тяги 15Д69П ("поворотный"), с реверсом тяги за счет механизма поворота двигателей на угол более 180 град. Двигатели симметрично закреплены по окружности приборного отсека. Разработчик - МИТ.


Ракета 15Ж45 - SS-20 SABER, на фото хорошо видно посадочные места боевых блоков, поворотные двигатели малой тяги 15Д69П ступени разведения ББ, опорно-ведущий пояс с "лыжами", рычаг с роликом датчика отстрела ОВП(Оружие России 1996-1997 г.г. Том 4. Вооружение и техника РВСН. М., "Военный парад", 1997 г.).

ТТХ ракеты :
Длина контейнера - 19 м
Длина ракеты - 16,49 м
Длина 1 ступени - 8,50 м
Длина 2 ступени - 4,60 м
Диаметр 1 ступени - 1,79 м
Диаметр 2 ступени - 1,47 м

Масса:
- 35260 кг
- 37000 кг (официальные ТТХ 15Ж45)
Масса 1 ступени - 26630 кг
Масса 2 ступени - 8630 кг
Масса забрасываемая - 1600 кг

Дальность действия:
- 600-4583 км (15Ж45, )
- 4500-5000 км
- 4700 км (официальные ТТХ 15Ж45)
КВО:
- 500-550 м (15Ж45)
- 450 м (15Ж53)
Выброс ракеты из пускового контейнера осуществляется на высоту 30 м.
Время работы двигателей штатное - 63 сек

Вероятность попадания в цель по результатам пусков - 98%

Боевое оснащение :
Ракеты 15Ж45 и 15Ж53 - РГЧ ИН с сборе 15Ф453 с боевыми блоками 3 х 15Ф452 / АА-74 мощностью по 150 кт - стандартная комплектация. Боевой блок АА-74 с зарядом Р-781-Г с системой «Гудрон». Блок АА-74 разработан ВНИИЭФ г.Саров (Арзамас-16). Корпус блока АА-74 - 15Ф454 - изготовлен из алюминиево- магниевого сплава АМГ-6 с намоткой стекловолокна. Полное регламентное обслуживание боевого блока продолжительностью 4 часа 10 минут проводилось 1 раз в 3 года.


Боевой блок 15Ф452 / АА-74 БРСДЖ 15Ж45 "Пионер" в музее ВНИИЭФ, г.Саров (http://www.vniief.ru/).


Корпус 15Ф454 боевого блока 15Ф452 БРСД 15Ж45 / РСД-10 "Пионер" в музее Центрального командного пункта РВСН, 2011 г. (http://voutsen-cv.livejournal.com/).


- SS-20 mod.1 - по западным и не только данным (например,
- комплекс 15П656 "Горн", ракета 15Ж56 - комплекс с командной ракетой, созданной на базе ракеты РСД-10 комплекса "Пионер-УТТХ".

- комплекс 15П157 "Пионер-3", ракета 15Ж57 - SS-20 SABER mod.3 / SS-X-28 SABER - модернизированный комплекс с новой СПУ и ракетой (отдельная статья).

- проект противокорабельного комплекса - в начале 1980-х годов МИТ начал разработку разведывательно-ударной системы для борьбы с крупными авианосными и десантными соединениями на базе БРСД 15Ж45 "Пионер" с использованием целеуказания от систем МКРЦ "Легенда" и МКСЦ "Успех". Работы прекращены в конце 1980-х годов в связи с Договором РСМД ().

Организационная структура :

Ракетный дивизион комплекса 15П645 "Пионер", состав:

СПУ 15У106 - 2 пусковых агрегата (СПУ);
- МПП 15В56 (с СДУ 15Э569 на два направления), производство - завод "Баррикады" (г.Волгоград);


- МДЭС 15Н1061М- 2 агрегата, производство - ПО "Прожектор" (г.Москва);

Подвижный командный пункт ракетного полка "Барьер" комплекса 15П645 / 15П645К "Пионер", разработка КБ Красноярского радиозавода, главный конструктор - Л.А.Покровский. Состав:
- МБУ 15В55 (для связи с рдн имеется радиостанции Р-111), производство - Краснодарский приборный завод;
- МС-1 15В57 (для связи с КП рд оснащена радиостанцией Р-137), производство - Краснодарский приборный завод;
- МС-2 Р-133, производство - Красноярский радиозавод;
- МДСОО-К 15Я55, производство - завод "Баррикады" (г.Волгоград);
- МБП 15Я56, производство - Петропавловский машиностроительный завод (г.Петропавловск);
- МДЭС 15Н1061М - 2 агрегата, производство - ПО "Прожектор" (г.Москва);
- Автомобиль-столовая 15Т117, производство - Троллейбусный завод (г.Энгельс);
- Автомобиль-общежитие 15Т118, производство - Троллейбусный завод (г.Энгельс);

Подвижный командный пункт ракетного полка 15В96 "Барьер-М" комплекса 15П653 "Пионер-УТТХ", разработка КБ Красноярского радиозавода, главный конструктор - Л.А.Покровский. Состав:
- агрегаты 15В81;
- агрегаты 15В82;
- агрегаты 15В75;

Подвижный командный пункт ракетного дивизиона 15В131 "Вымпел" комплекса 15П653 "Пионер-УТТХ", разработка КБ Красноярского радиозавода, главный конструктор - Л.А.Покровский. Состав:
- агрегаты 15В82;
- агрегаты 15В132;

Статус : СССР

1978 г. 30 августа - на боевое дежурство заступил первый ракетный полк Гомельской ракетной дивизии вооруженный комплексами 15П645 "Пионер", командир полка - полковник А.Доронин.

1987 г. - базировались в Юрье и Верхней Салде. Общее количество на складах составляло 245 ракет;

1987 г. 8 декабря - генеральным секретарем ЦК КПСС М.С.Горбачевым и Президентом США Рональдом Рейганом подписан Договор о сокращении РСМД, согласно которому ракеты РСД-10 / SS-20 были ликвидированы методом пуска из позиционных районов Дровяная и Канск и подорваны без извлечения из пусковых контейнеров на полигонах Капустин Яр и Сарны. Последняя ракета была уничтожена 12 мая 1991 г.


- 1988 г. - всего произведено 654 ракет; согласно документации к Договору о сокращении РСМД - 405 ракет развернутых на боевых позициях и 245 неразвернутых ракет.
ИТОГО - 650 шт. Развернуто 405 СПУ, 118 СПУ неразвернуто (итого 523 шт).

1989 г. - снимаются с вооружения и уничтожаются по договору об уничтожении РСМД;

Количество СПУ РСД-10 в cоставе ВС СССР:

Год РСД-10
(ист. - Носов В.Т. )
РСД-10УТТХ
(ист. - Носов В.Т. )
ИТОГО Европа За Уралом Всего в СССР на боевом дежурстве
1976 г. 18 18
1977 г. 51 51 20
1978 г. 99 99
1979 г. 138 18 156 120
1980 г. 180 35 215 180
1981 г. 216 81 297 250
1982 г. 216 135 351
1983 г. 216 162 378 243 351
1984 г. 171 225 396 243 133+2 ? 378
1985 г. 153 252 405 243 414
1986-1988 г.г. 243 171 443 (в т.ч. 36 в резерве)

Источники :
Дячок А., Степанов И., Storen. Подвижный грунтовый ракетный комплекс средней дальности РСД-10 (РТ-21М) (SS-20 "Saber"). 2008 г.
Министерство Обороны Российской Федерации. Сайт http://mil.ru , 2011 г.
Носов В.Т. Этапы создания и развития ракетных войск стратегического назначения. // Ветеран-ракетчик. №5 / 2018 г.
Оружие России 1996-1997 г.г. Том 4. Вооружение и техника РВСН. М., "Военный парад", 1997 г.