По определенной специальности квалификации. Социально-экономические и юридические специальности

Квалификация по диплому присваивается студентам государственной аттестационной комиссией вузов по итогам обучения после защиты или сдачи экзаменов и согласуется со специальностью.

Что такое квалификация по диплому

Квалификация по диплому – это статус выпускника, отражающий определенный набор знаний, умений, полученный за время учебы в вузе. После перехода на Болонскую систему высшие учебные заведения РФ присваивают квалификационные , специалиста и магистра, соответствующие уровням профессионального образования.

  1. Бакалавр. Степень присуждается по итогам четырехлетнего обучения в вузе по всем научным направлениям, кроме медицины. Дает право не только на профессиональную деятельность, но и предоставляет возможность получения магистерской степени.
  2. Специалист. Наиболее распространенная в образовательной системе квалификация. Подтверждает право на практическую деятельность на высоком профессиональном уровне и на обучение за рубежом по имеющимся международным соглашениям с целью соискания ученой степени. Обычно квалификация специалиста (юрист, бухгалтер, экономист, менеджер) присуждается после пяти или шести лет обучения в вузе. Диплом выдается во всех научных областях, включая медицину.
  3. Магистр. Для получения этой степени необходимо проучиться два года по программе, ориентированной на научно-исследовательскую деятельность. Поступить на обучение могут бакалавры или специалисты любого направления. Магистерская работа должна быть независимым исследованием, проведенным под контролем научного руководителя. Квалификация магистра и специалиста дает право на и участие в программах для получения ученой степени.

Если квалификация по диплому бакалавра не совпадает с выбранным направлением в магистратуре, перед поступлением требуется сдача определенного экзамена.

Пример квалификации в дипломе

В дипломах выпускников программ бакалавриата и магистратуры в качестве квалификации указывается степень бакалавра (академического или прикладного) и направление, в котором выпускник может реализовать свои знания и умения. Например:

  • прикладной бакалавр экономики;
  • менеджмента;
  • магистр культурологии, юриспруденции, психологии.

В дипломе выпускников специалитета на первой позиции указывается полученная профессия (она и будет квалификацией), на второй – отрасль деятельности (специальность или направление высшего образования согласно перечню, утвержденному Минобрнауки), например:

  • инженер – специальность «строительство уникальных зданий и сооружений»;
  • экономист – «экономическая безопасность»;
  • провизор – «фармация»;
  • юрист – « »;
  • художник-постановщик театра – «сценография».

Выбор будущей специальности и места работы должен основываться на знании того, что такое квалификацию по диплому. Понимание сути понятия позволит не ошибиться при заполнении важных документов при устройстве на работу.

В англоязычной среде различают понятия «профессия» (profession) и «занятие» (occupation). Термин профессия применяется лишь к небольшому кругу высокостатусных видов профессиональной деятельности. Все другие виды профессиональной деятельности относятся к специальностям или видам работы, занятий.

В отечественном профессиоведении разводят понятия «профессия» и «специальность». Профессия – понятие более широкое, чем специальность, ее отличительными признаками помимо профессиональной компетентности являются также социально-профессиональная компетентность, профессиональная автономия, самоконтроль, групповые нормы и ценности. Профессия, как правило, объединяет группу родственных специальностей.

Специальность – это комплекс приобретенных специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии, путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы. Т.о., специальность – один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленный на достижение более частных или промежуточных результатов либо на достижение общих результатов специфическими средствами.

Например: профессия - врач, специальности – терапевт, педиатр, окулист, уролог и др.; профессия – инженер, специальности – конструктор, технолог, металлург и др.; профессия – слесарь, специальности – сантехник, электрослесарь, слесарь- инструментальщик и др.

Специализация – еще большая детализация специальности.

Например: профессия – психолог; специальность – возрастной психолог; специализация – возрастной психолог, работающий с пожилыми людьми.

Квалификация – это уровень профессионального мастерства. Выделяют два основных вида:

Формальная (отражается в званиях, тарифных разрядах и т.д.)

Реальная (как на самом деле работает человек)

Часто обнаруживается несоответствие между формальной и реальной квалификацией, что порождает производственные конфликты.

В последние годы существенно обогатилось понятие «квалификация». Помимо знаний, умений и навыков по конкретной специальности в квалификацию работника включаются профессионально важные качества личности, необходимые для широкого круга профессий.

К профессионально важным качествам относятся: ответственность, надежность, коммуникативность, способность к сотрудничеству, креативность, способность к самостоятельному принятию решений и др. Продуктивное выполнение конкретной профессиональной деятельности требует, как правило, реализации 5-7 профессионально важных качеств.

Должность – обычно употребляют в 2-х смыслах:

Должность как разновидность руководящей работы

Должность – любая официально фиксируемая работа.

Например: директор школы – и должность и профессия (менеджер в системе образования); учитель химии – и должность (есть должностная инструкция), и специальность, и профессия.

Трудовой пост – это не конкретное место. Есть составляющие трудового поста (структура хорошей должностной инструкции):

Фиксированная цель труда;

Фиксированный результат труда;

Фиксированные условия труда;

Фиксированный предмет труда;

Фиксированные средства труда;

Фиксированные обязанности (зона ответственности);

Фиксированные права работника.

Это все психологическое понимание. А есть бюрократическое понимание. Что, по сути, неграмотно, но никто не хочет бороться с бюрократией.

Например: Факультет психологии МГУ, при выдаче дипломов пишут: специальность – психология; квалификация – преподаватель психологии.

Вопрос 3 Динамика мира профессий .

Разделение труда на профессиональные виды деятельности наблюдается уже до нашей эры в Египте, Древней Греции, Римской империи и других древних государствах. Существенная дифференциация труда произошла в эпоху промышленной революции и последующий технический прогресс привел к значительному увеличению номенклатуры профессий. В официальном справочнике США в 1965 г были приведены характеристики 21741 профессии и около 40000 специальностей. В Международный стандарт классификации профессий в 1988 г было занесено 9333 профессий. Единый тарифно-квалификационный справочник в нашей стране объединяет около 7000 профессий и специальностей. Эти специальные документы отражают ситуацию, сложившуюся ко времени их составления, но на момент выхода в свет уже нуждаются в корректировке, т.к. мир профессий весьма динамичен.

Назрела необходимость пересмотра устоявшихся названий профессий, содержание труда которых существенно расширилось (уборщица – «оператор уборочных машин» или «техник по интерьеру»; проводник пассажирского вагона; делопроизводитель)

Имеется группа «вымирающих» профессий, которые еще долго будут существовать на небольших кустарных предприятиях; названия этих профессий отражают ремесленные формы труда, его цеховое разделение – старатель, скорняк, шорник. Эти профессии можно объединить в группы ремесленных видов труда, профессии народных промыслов.

В последние десятилетия кардинально обновились техника и технология производства:

Интеллектуализация труда и производства в целом за счет интеграции науки, техники и производства;

Усложнение техники и технологии за счет наукоемких технических систем: электроники, пневмотехники, хромотроники и др.;

Развитие технико-технологического базиса современного производства и перемена труда, что ведет к стиранию граней профессий и становлению интегративных способов деятельности, выходящих за рамки одной профессии;

Универсализация технических устройств на базе новейших технологий, повышающих многопрофильность и многоцелевую совместимость орудий труда.

Постоянно возникают новые профессии, содержание труда действующих профессий обновляется, отмирают профессии низкоквалифицированного труда, появляются совмещенные и интегрированные профессии и специальности, возникает необходимость во введении названий новых профессий и определение их характеристик, содержания труда, уровней квалификации, противопоказаний и т.д. Номенклатура новых профессий складывается стихийно, они с большим опозданием попадают в официальные справочники – менеджер, промоутер, супервайзер, мерчендайзер и т.д.

Преодоление перечисленных недостатков в мире профессий возможно при наличии специалистов – конструкторов профессий – они могли бы решать задачи по проектированию новых профессий, определению назначения и содержания труда, требований к образованию, уровню квалификации, условий труда и противопоказаний, конструирование профессиограмм, квалификационных характеристик, должностных обязанностей.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятий «профессия», «специальность», «квалификация», «трудовой пост»?

2. Охарактеризуйте взаимосвязь понятий: «профессия», «специальность», «квалификация».


Похожая информация.


1. Понятие о профессии специальности, квалификации, квалификационном разряде.

Человек – является главным элементом производственных сил. Он совершает производительный труд по созданию материальных благ или продуктов интеллектуальной деятельности. В жизнеобеспечении современного общества важную роль играют профессионалы разного уровня – рабочие и специалисты.

Работник - человек, нанявшийся на производство (государственное, частное) осуществляющий производственный труд и живущий за счёт оплаты своего труда.

Рабочий – работник физического труда, требующего начального или среднего образования.

Служащий - работник обслуживающего труда, основанного на интеллектуальной деятельности.

Работник, рабочий, служащий являются субъектами труда и представляют собой производительные силы. Их подготовка возложена на учреждения профессионального образования. Профессиональное образование – неотъемлемое звено системы непрерывного образования – выполняет особенную функцию: подготовку человека к конкретной профессиональной деятельности. Там учащиеся получают профессию.

Профессия - устойчивый род трудовой деятельности, образовавшийся в результате разделения труда, требующий специальной подготовки и служащий средством существования человека. В реальной практике мы можем встречать занятия, которые основы лишь на опыте человека, а не на специальной подготовке. К таким видам трудовой деятельности больше применимы понятия «промысел» или «ремесло», они, как правило, связаны с ручным трудом.

Понятие специальность в сфере образования можно рассматривать как категорию, характеризующую направленность и содержание образования при обучении в высшем и среднем специальном учебном заведении; в сфере труда – как категорию, характеризующую особую направленность и специфику содержания труда в рамках профессии, что может относиться и к рабочим профессиям, и к профессиям специалистов. На основании специальности мы определяем, какими видами деятельности готов заниматься человек, в какой отрасли он может работать. Таким образом, специальность – совокупность знаний, навыков и умений, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных классов профессиональных задач.

В практике иногда пользуются термином «специалист широкого профиля», предполагая, что такой специалист может найти широкое применение своих знаний и умений в сфере труда. Специалист широкого профиля мобилен, что важно как в условиях ускорения научно-технического прогресса, так и в условиях неопределенности спроса на специалистов. Понятие «специалист широкого профиля» означает разнообразие возможности применения труда специалиста.

В рамках специальности могут быть выделены специализации.

Специализация - это конкретизированная совокупность знаний, умений и навыков, ориентированных на их применение в локальной области профессиональной деятельности, направление подготовки в рамках специальности среднего или высшего профессионального образования. Специализации создаются тогда, когда профиль специалиста слишком широк, а на конкретном этапе производство испытывает потребность в специалистах более узкого профиля. Как правило, специализация начинается на завершающих этапах обучения. Так, специализация может представлять собой разделение функций, а может означать разделение объектов труда.

Уровень разделения труда сегодня настолько широк, что дальнейшее деление на специальности и профессии может привести к более узкой подготовке и снизить возможности человека на рынке труда. Этим обусловлена потребность в интегрированных специальностях, в которых узкий профиль определяется специализацией. Наличие же широкого профиля подготовки, фундаментализация образования повышают профессиональную мобильность выпускника учебного заведения, позволяют специалисту быстро перестроиться, получить дополнительное образование, соответствующее требованиям конкретного рабочего места, путем или самообразования, или пере­подготовки в среднем специальном либо высшем учебном заведении, либо в профессиональном центре.

Профессиональная мобильность - это способность и готовность человека к смене трудовой деятельности в связи с изменениями жизненных обстоятельств. Она предполагает возможность движения специалиста по должностной вертикали, по горизонтали (из одной отрасли в другую, с одного предприятия на другое, с одного участка на другой), способность быстро овладевать новыми технологиями или техникой.

Проблема обеспечения профессиональной мобильности особенно актуальна в условиях формирования рыночных отношений, имеющейся в стране безработицы. Профессиональная мобильность может быть достигнута благодаря усилению фундаментальной подготовки как по общепрофессиональным, так и по специальным дисциплинам. На примерах конкретной специальности можно изучать общие закономерности и принципы профессиональной деятельности, общие принципы устройства машин и механизмов, других средств производства, общие требования к организации труда. Соответствующим образом должна быть построена и методика обучения, направленная на овладение обобщенными способами действия (анализ ситуации, устройства, механизма; выбор решения из набора готовых, предлагаемых инструкциями, предписаниями; проектирование деятельности - постановка задач, выбор форм, методов и средств решения задачи; выявление возможных трудностей в предстоящей деятельности и др.).

Наименование профессий, специальностей определяется характером и содержанием труда, служебными функциями, применяемыми орудиями или предметами труда. Поэтому перечни профессий и специальностей являются открытыми и обновляются по мере необходимости.

Перечень профессий и специальностей разрабатывается в соответствии с Единым тарификационным справочником, который составляется по отраслям производства и ориентирован на обеспечение выполнения конкретных работ (производственных операций).

В основе формирования перечней специальностей начального, среднего и высшего уровней профессионального образования лежат разные подходы.

В начальном и среднем профессиональном образовании – операционно- деятельностный, предусматривающий определённые способы выполнения действий в соответствии с характеристикой предмета и средств труда.

Специальности высшего образования определяются на основе объектно-деятельностного подхода, когда на первый план выдвигается объект, на который направлено внимание специалиста

В зависимости от уровней развития профессионального мастерства различают профессиональную квалификацию.

Профессиональная квалификация - это ступени профессиональной подготовленности работника к выполнению того или иного вида труда определенного качества и определенной сложности.

В современной системе непрерывного профессионального образования определяют пять основных ступеней квалификации :

Уровень квалификации, характеризующий профессиональное мастерство конкретного работника в рамках данной ступени, зависит от знаний, умений и навыков, от их количества и качества.

Квалификация полученная на основе начального профессионального образования позволяет занимать должности рабочих, на основе среднего профессионального образования – техников, на основе высшего профессионального образования – специалистов.

В рабочих специальностях квалификация определяется в разрядах. Их свыше 6-ти, но действует, как правило, 6 разрядная сетка. Из училищ выходят преимущественно рабочие 3-4-го разряда. Для служащих используется 18-ти разрядная сетка. Профессионализм – это не только мастерское владение профессией, но и высокая гражданская зрелось, ответственность и наличие чувства профессионального долга.

2. Образовательные учреждения для подготовки специалистов различных отраслей.

Структура профессионального обучения представляет собой следующие педагогические подсистемные уровни: начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское и дополнительное профессиональное образование.

Типы учреждений начального профессионального образования : профессиональное училище, профессиональный лицей, учебно-курсовой комбинат, учебно-производственный центр, техническая школа и другие учреждения данного уровня.

Профессиональный лицей – тип учреждения начального профессионального образования, в котором приобретается конкретная профессия повышенного уровня квалификации и есть возможность получения среднего профессионального образования.

Профессиональное училище – основной тип учреждений начального профессионального образования, в котором осуществляется массовая подготовка квалифицированных кадров рабочих и служащих.

Учебно-курсовой комбинат – подготовка специалистов по ускоренной форме обучения.

Типы учреждений среднего профессионального образования : техникум (училище), колледж.

Колледж – самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа (структурное подразделение университета, академии, института), в котором реализуются углубленные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам и, которое обеспечивает будущим специалистам повышенный уровень квалификации.

Техникум – основной тип среднего специального учебного заведения, в котором реализуются программы среднего профессионального образования.

Типы учреждений высшего профессионального образования : университет, академия, институт.

Университет – вуз, реализующий образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки, являющийся центром науки и образования в регионе.

Академия – вуз, реализующий образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, осуществляет подготовку и переподготовку квалифицированных работников высшей квалификации для определённой отрасли науки, наукоёмкого производства; является методическим центром в области своей деятельности.

Институт – вуз, реализующий образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; ведёт научные исследования; осуществляет подготовку и переподготовку и повышение квалификации работников высшей квалификации, может являться структурным подразделением университета, академии.

Типы учреждений дополнительного профессионального образования : образовательные организации, ассоциации, союзы, общества, научные и методические советы; академии, институты, центры повышения квалификации, структурные подразделения ДПО, организуемые в ВУЗах: факультеты, региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

3. Профессиограмма. Анализ профессиограм и способы их составления.

Профессиограмма – характеристика профессии, описание существенных сторон профессиональной деятельности. В ней устанавливаются профессиональные противопоказания, особенно в областях медицины и психики. Профессиограмма включает требования к теоретическим и практическим знаниям и умениям работника, к психическим, физиологическим и интеллектуальным свойствам личности, пути и сроки овладения профессией, возможности использования выпускника учебного заведения на работе, возможности дальнейшего профессионального роста.

Профессиограмма – модель проектирования личностного потенциала. Она создается для проведения профориентационной и профконсультационной работы, профотбора, организации специального профессионального образования, обучения и развития молодежи. Она отражает тенденции развития, ожидаемые в данной профессиональной области.

Профессиограмма составляется учеными на основе поисков, наблюдений, опросов и т.д.

Профессиограмма состоит из трех разделов: характеристика деятельности, психологическая характеристика специалиста, санитарно-гигиенические требования к деятельности и личности.

В характеристике деятельности выделяются функции, виды деятельности, типовые профессиональные задачи и профессиональные умения. Это перечень того, чем должен профессионально владеть специалист.

Психологическая характеристика специалиста включает в себя перечень социально-значимых и профессионально важных качеств личности и динамических характеристик психики, которые следует сформировать у специалиста.

Санитарно-гигиенические требования к деятельности и личности определяют режим труда, допустимую нервно-психическую напряженность, сенсомоторную и перцептивную сферы специалиста и медицинские противопоказания.

На основе профессиограмм в методических кабинетах училищ, в центрах профориентации, службах занятости создаются профессиографические информационно-поисковые системы. В них входят справочная информация о профессиях и требования к личности, диагностические методики для изучения возможностей личности, выбирающей профессию.

Применительно к специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)» профессиограмма рассматривается как документ, в котором дана полная квалификационная характеристика педагога профессионального обучения с учетом требований, предъявляемых к его знаниям, умениям, навыкам, к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки.

4. Профессиональные требования, предъявляемые к современному специалисту можно объединить в следующие группы требований :

Общие требования к образованности специалиста (осознание личностной и социальной значимости своей профессии, обладание научно-гуманистическим мировоззрением, знание основ Конституции РФ, этических и правовых норм, регулирующих отношения человека к человеку и т.д.);

Требования по дисциплинам общекультурной подготовки (владение современными представлениями о социальных явлениях и процессах, механизмах саморегуляции и саморазвития общества, проблемах взаимодействия общества и природы, общества и культуры, общества и личности и т.д.);

Требования по дисциплинам психолого-педагогической подготовки (соблюдение прав и свобод учащихся, владение системой знаний о закономерностях целостного педагогического процесса, о современных психолого-педагогических технологиях и т.д.);

Требования по дисциплинам предметной подготовки.

Чтобы построить успешную карьеру, выпускники школы должны понимать, что в наше время никак не обойтись без высшего образования, которое поистине является путевкой во взрослую жизнь.

Овладение престижной профессией в высшем учебном заведении поможет в будущем найти престижную, интересную и высокооплачиваемую работу, а также реализовать свои планы и мечты.

В 2003 году Российская Федерация ратифицировала Болонскую конвенцию, согласно которой было создано Европейское пространство единого высшего образования. После этого диплом, полученный в любом российском ВУЗе, будет официально признан в каждой из 48 европейских стран, подписавших декларацию. Однако с вхождением в данное пространство возникла некоторая путаница в терминологии. Попробуем разобраться, что же означает квалификация по диплому.

Профессия и специальность

Итогом обучения является приобретение знаний и навыков в какой-то области приложения трудовых ресурсов. Понятие профессия включает в себя деятельность в следующих ситуациях:

  • некоторая сфера, в рамках которой вкладываются ресурсы, умения и квалификация человека;
  • совместная работа группы сотрудников, которые объединены определенными дополняющими друг друга функциями;
  • выполнение задач за вознаграждение;
  • общественный статус, приобретаемый в процессе выполнения работы.

Стоит понимать, что понятия квалификации по диплому и профессии – не совсем одно и то же. Профессия это практическое применение полученных ранее знаний, освоение какого-либо рода деятельности.

Квалификация по диплому же является уровнем полученных знаний, который необходим для их применения при работе.

Специальность – это более определенное понятие, она считается какой-то частью профессии. К примеру, при профессии юрист человек может иметь специальность адвоката, нотариуса, прокурора, судьи. То есть специальностью является узкое применение умений человека, какое-либо профильное использование его сил.

Квалификация

Само такое определение имеет несколько размытый смысл, так как ее приобретение может быть как теоретическим, так и практическим. Квалификация по диплому отображает уровень подготовки человека после окончания учебного заведение. И формулировка может отличаться от качества и степени подготовки, полученной в процессе обучения.

Ратификация Болонской конвенции привела к проведению реформ в российской системе образования, которая стала трехступенчатой. Выпускники теперь могут иметь один из трех уровней подготовки:

  1. Бакалавр (обучение не менее 4-х лет). Базовая форма подготовки студентов, которая является полноценной (а не урезанной, как бытует мнение). В дипломе в данном случае указывается, в какой отрасли получено образование бакалавра и по какому направлению. То есть квалификация по такому диплому совпадает со специальностью (например, «бакалавр экономики»).
  2. Специалист (обучение не менее 5 лет). По окончании специалитета, в дипломе пишется квалификация, например, «инженер» и специальность – «Электронная техника». В применении к образованию и общественным отношениям первое определение является более узким понятием.
  3. Магистр (обучение не менее 6 лет). По окончании бакалавриата можно получить диплом, окончить обучение и идти работать, а можно перейти в магистратуру и продолжить получение знаний. Впрочем, в дипломе магистра, как и у бакалавра, определение совпадет со специальностью.

Понятие квалификация в трудовых отношениях имеет совершенно другое значение, так как подразумевает приобретение опыта, повышение уровня знаний и умений. Таким образом, теоретические знания примеряются на практике, что отображается в осуществлении трудовой деятельности.

Недаром говорят, что труд облагораживает человека, особенно если работа приносит удовольствие и достаток. Материальная сторона профессии определяется такими понятиями, как специальность и квалификация. Чем они отличаются друг от друга и как определить разницу? Попробуем разобраться в этом вопросе, используя достоверную информацию.

Что такое специальность и квалификация

Специальность – комплекс знаний, полученных в результате целенаправленной подготовки и подтверждённый соответствующим документом. Навыки и умения необходимы для того, чтобы успешно справляться с кругом обязанностей, исполняемых им.
Квалификация – уровень подготовки, присвоенный по результатам оценки независимой комиссией навыков специалиста и подтверждённый документально. Шкала мастерства представлена уровнями (разрядами), движение по которым происходит в вертикальном направлении.

Разница между специальностью и квалификацией

Таким образом, специальность – это набор знаний, умений и навыков, а квалификация – уровень мастерства. Объём понятий существенно различается. Специальность – термин предельно широкий, куда входит и квалификация. У человека может быть несколько профессий, и в каждой из них – свой уровень мастерства.
Процесс их присвоения несколько отличается. Так, для получения специальности необходимо пройти обучение, а затем – сдать экзамен на практике. После того, как начинается профессиональная деятельность, можно говорить о наличии квалификации. Сначала это самый низкий уровень (разряд), а потом, по мере улучшения навыков, он начинает расти.
Подводя итог, отметим: специальность – это профессия, а квалификация – уровень мастерства. Как доказать, что соискатель действительно способен справиться с поставленными задачами? Подтвердить специальность можно дипломом, квалификацию – только практикой.

TheDifference.ru определил, что отличие специальности от квалификации заключается в следующем:

Объём понятий. Специальность – понятие более широкое, в которое входит и уровень квалификации.
Получение. Специальность присваивается лицу после того, как оно успешно прошло обучение и выдержало экзамены. Квалификация присваивается при получении профессии.
Динамика. Специальность, полученная после обучения, остаётся навсегда. Уровень квалификации может меняться: как в лучшую, так и в худшую сторону.