Планирование как функция управления производством. Планирование в управлении

Планирование – это формирование образа будущего в сознании субъекта. Это обязательная предпосылка воплощения поставленных целей. Планирование является одной из важнейших функций управления.

Цель планирования - обеспечение достижения намеченных целей, выполнение поставленных задач.

Процесс планирования состоит как минимум из пяти этапов:

1. Прогнозирование. Под прогнозированием понимается работа, выполняемая менеджером, пытающимся заглянуть в будущее. На этом этапе дается оценка риска.

2. Выяснение и выбор альтернатив развития.

3. Формулирование целей.

4. Разработка программы действий и составление графика работ.

5. Формирование бюджета.

Виды планов:

I По степени охвата:

Общее (охватывающее всю сферу деятельности фирмы);

Частное (охватывающее определённые сферы деятельности);

Стратегическое (поиск новых возможностей);

Тактическое (создание определённых предпосылок);

Оперативное (реализация возможностей).

III По предмету планирования:

Целевое (определение целей);

Планирование средств (материальные и трудовые ресурсы, финансы);

Программное (планирование программ производства и сбыта);

Планирование действий (специальные продажи, многоуровневый маркетинг).

IV По сферам функционирования:

Планирование производства;

Планирование сбыта;

Планирование персонала;

Расширенное общее планирование.

V По срокам:

Краткосрочное – до 1 года (полугодовое, квартальное, месячное, недельное);

Среднесрочное (на срок от 1 до 5 лет);

Долгосрочное (на срок от 5 и более лет).

VI С точки зрения структуры управления:

Общее планирование предприятия;

Планирование сфер деятельности;

Планирование работы подразделений фирмы.

VII По возможностям изменения планов:

Жёсткое планирование;

Гибкое планирование.

Весь процесс планирования на предприятии делится на 2 стадии:

1) Разработка стратегии фирмы (перспективное, стратегическое планирование).

1) Определение тактики планирования (оперативное, тактическое планирование).

Принципы планирования (общие правила соблюдения планирования). От их соблюдения зависит эффективность планирования:

1. Принцип единства. Организация – это система. Плановая деятельность любого звена организации должна быть связана с плановой деятельностью всей организации. Изменения в планах одного из подразделений должны быть отражены в планах других подразделений;

2. Принцип участия. Процесс планирования должен привлекать к себе тех, кого он непосредственно затрагивает. Преимущества реализации принципа: 1. Каждый участник приобретает более глубокое понимание организации, знание различных сторон её жизни. Упрощается процесс обмена внутрифирменной информацией. 2. Личное участие членов организации, в том числе рядовых работников, приводит к тому, что планы становятся личными планами работающих, а участие в достижении целей организации приносит им удовлетворение. У каждого работника появляются новые мотивы к эффективному труду; в организации укрепляется командный дух. 3. Работники, занимаясь планированием, развиваются как личности, у них появляются новые навыки, знания, расширяется горизонт личных возможностей, а значит, организация приобретает дополнительные ресурсы для решения будущих задач.

3. Принцип непрерывности. Процесс планирования должен осуществляться постоянно. Неопределённость внешней среды и частые её изменения делают необходимой постоянную корректировку ожиданий относительно внешних условий и соответствующее исправление, и уточнение планов. Следует учитывать и постоянные изменения представлений фирмы о своих внутренних возможностях.

4. Принцип гибкости, связанный с принципом непрерывности, заключается в обеспечении возможности для планов менять направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. С финансовой точки зрения обеспечение данного принципа нуждается в дополнительных затратах, причём их уровень должен соотноситься с вероятным будущим риском (затраты могут оказаться настолько высокими, что гибкость плана и связанные с этим преимущества не окупят их).

5. Принцип точности – планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности предприятия.

6. Реальность.

7. Обеспечение плановых заданий ресурсами.

8. Директивность.

Вопросы для закрепления:

1. Дайте определение планированию как основной функции управления.

2. Какие существуют этапы планирования?

3. Перечислите виды планов.

4. Каковы основные принципы планирования?

Укажите один верный вариант ответа:

1. На стадии планирования определяются:

А) Цели предприятия

Б) Результаты оконченной работы

2. Планы, охватывающие всю сферу деятельности фирмы, называют:

А) Частными

Б) Общими

3. Краткосрочное планирование имеет сроки:

А) 0 – 1 год

Б) 1 – 5 лет

В) 5 – 7 лет

Г) 7 – 10 лет

4. Какой из перечисленных принципов не относится к планированию:

А) Принцип единства

Б) Принцип точности

В) Принцип разделения властей

Г) Принцип непрерывности

5. К оперативному планированию относят:

А) поиск новых возможностей

Б) создание определённых предпосылок

Реализацию возможностей

Управление - это функция или элемент организованных систем (социальных, биологических, технических и так далее), которая хорошо обеспечивает осуществление режима деятельности, сохранение их структуры, исполнение цели деятельности и программы. Предметом науки управления являются управленческие отношения, где проявляются социальные, экономические, политические интересы и отношения, методы и технологии управления. А - это отрасли (сельское хозяйство, промышленность); аспекты экономической деятельности (маркетинг, территориальные общности (район, область); виды финансовые); стадии воспроизводства (сбыт, снабжение); характеристики производства (качество жизни, эффективность).

Управление имеет и свои функции. Их всего одиннадцать. Вначале происходит целеполагание, потом - анализ, далее - прогнозирование, затем - планирование, следом - организация, потом - координация, за ней - мотивация, дальше - обучение, следующая функция - учет и контроль, далее следует коммуникация и, наконец, принятие решений. Все эти функции взаимно дополняют и тесно связаны между собой. Но планирование как имеет огромное значение.

Известно, что управление является процессом взаимосвязанных между собой функций. И главное звено в это цепи - планирование как функция управления. План - не что иное, как официальный документ. В нем отражается прогноз будущего обязательно есть не только промежуточные, но и конечные задачи, а также цели, которые стоят перед ней или ее отдельными подразделениями. В плане всегда отражаются механизмы координации всей текущей деятельности, стратегия для самых неожиданных случаев.

Планирование как функция управления - построение плана действий в будущем. При помощи него определяется последовательность и содержание шагов, которые должны привести к намеченной цели, устанавливаются намеченные конечные результаты. Планирование как функция управления производством имеет свою сущность, которая проявляется в четкой конкретизации целей дальнейшего развития всего предприятия и каждого его подразделения на отдельно установленный период, в грамотном определении задач и возможных средств их достижения, а также установленных сроков и четкой последовательности организации. При помощи планирования выявляются трудовые, материальные и финансовые ресурсы, которые понадобятся, чтобы решить поставленные задачи.

Можно с уверенностью говорить о том, что планирование как функция управления - это стремление по возможности заблаговременно учесть все внешние и внутренние факторы, которые обеспечивают все благоприятные условия для нормального развития и функционирования предприятий, входящих в конкретную организацию.

Обязательно предусматривает разработку целого комплекса мероприятий, который определяет четкую последовательность достижения поставленных целей.

Существует несколько видов планирования. Первый - от достигнутого уровня. Данный способ не призван нацеливать коллектив фирмы на поиск резервов, при помощи которых можно было бы повысить То есть, как все есть сейчас, так пусть будет и в следующем году.

Второй называется оптимальным. Оно стремится достигнуть более высоких итоговых результатов. Этот способ является более прогрессивным. И третий вид - адаптивное планирование. Оно позволяет более гибко реагировать на различные изменения во внешней среде. То есть их можно учитывать в процессе планирования и эффективнее к ним приспосабливаться.

1. Планирование как функция управления предприятием

Функция планирования как одна из основных функций управления в настоящее время приобрела качественно новые черты и особенности; планирование получило принципиально новое содержание, поскольку потребность в нем обусловлена масштабами обобществления производства. Расширение горизонтов планирования означает, что оно выполняет не только оперативные задачи, но и задачи перспективного развития, что является новым моментом планирования. Его назначение как функции управления состоит в стремлении по возможности заблаговременно учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия.

До середины ХХ столетия фирмы действовали преимущественно в условиях стабильного превышения спроса над предложением, неизменности внешней среды. Это позволяло им работать на основе текущих планов, составляемых исходя из поступающих заказов.

В 1950-е гг. темп изменений во внешней среде стал нарастать, но они еще оставались предсказуемыми. Здесь уже, наряду с текущим приходилось заниматься среднесрочным и долгосрочным планированием, составлять перспективные целевые программы.

В 1960–1970-е гг. общий темп развития ускорился, а изменения в среде стали неожиданными. Это обусловило превращение долгосрочного планирования в стратегическое, которое исходило из будущих возможностей. Планирование стало осуществляться от будущего к настоящему на основе мнений экспертов и сложных математических моделей.

С начала 1970-х гг. изменения во внешней среде стали протекать столь стремительно и непредсказуемо, что перспективные стратегические планы перестали соответствовать потребностям хозяйственной практики. В дополнение к ним стали составляться стратегические программы, позволяющие оперативно учитывать эти изменения в текущих решениях.

В планах отражаются: прогнозы развития организации в будущем; промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ней и ее отдельными подразделениями; механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов; стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.

Сам процесс планирования начинается с анализа настоящего и будущего состояния предприятия и среды. На этой основе ставятся цели, вырабатываются стратегии и определяется комбинация инструментов, позволяющих наиболее эффективно их реализовывать.

В некоторых крупных организациях планирование осуществляет плановый комитет , членами которого обычно бывают руководители подразделений, а также плановый отдел и его структуры на местах. Деятельность плановых органов координируется первым лицом либо его заместителем.

В задачу плановых органов входит определение того, какие подразделения будут участвовать в реализации тех или иных организационных целей, в какой форме это будет происходить, как обеспечиваться ресурсами.

Если организация многоуровневая, планирование осуществляется одновременно на всех уровнях. Причина состоит в том, что ни одно плановое решение не является независимым от других, и требуется понимание проблем всех связанных между собой звеньев управленческой цепочки.

С учетом степени централизации управления организацией процесс планирования может осуществляться тремя способами.

1) если она высока, плановые органы единолично принимают большинство решений, относящихся не только к организации в целом, но и к отдельным подразделениям.

2) при среднем уровне ими принимаются только основополагающие решения, которые впоследствии в подразделениях детализируются.

3) в децентрализованных организациях «сверху» определяют цели, лимиты ресурсов, а также единую форму планов, а планы уже составляют сами подразделения. В этом случае центральные плановые органы их координируют, увязывают и сводят в общий план организации.

В зависимости от экономических возможностей организации, могут использоваться три подходак составлению планов. Если ее ресурсы ограничены, и появление новых в будущем не предвидится, то цели ставятся, в первую очередь исходя именно их них. В дальнейшем планы не пересматриваются, даже если и появляются какие-то благоприятные возможности. Ибо на их реализацию может просто не хватить средств. Такой удовлетворенческий подход используется преимущественно небольшими фирмами, главная цель которых – выживание.

Более богатые организации могут позволить себе изменять планы, подстраиваясь под новые возможности и, привлекая для их использования дополнительные средства, излишками которых они располагают. Таким образом, составленные однажды планы в зависимости от ситуации могут корректироваться. Такой подход к планированию получил название адаптационного.

И, наконец, предприятия, располагающие значительными ресурсами, могут использовать оптимизационныйподход к планированию, исходящий из целей, поэтому, если проект ожидает быть прибыльным, средств на него не жалеют.

2. Понятие, цели и задачи планирования

Планирование – это способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения операций, это своего рода инструмент принятия управленческих решений.Плановые решения могут быть связаны с постановкой целей и задач, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов деятельности в предстоящем периоде. В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле. В узком – планированием является составление специальных документов – планов, определяющих конкретные шаги организации по достижению поставленных целей.

Важнейшими целями, которые преследуются в планировании на предприятии, как правило, являются: объем продаж товарной массы, прибыль и доля на рынке. На нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли . С помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей.

К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся:- формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;- обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;- планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;- определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;- проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.

3. Предмет, объекты и этапы планирования на предприятии

В качестве предмета планирования, как науки, выступают отношения, которые складываются между участниками производственного процесса по поводу установления и реализации приоритетов, пропорций и комплекса мероприятий, обеспечивающих их достижение.

Объектом планирования на предприятии является его деятельность, под которой понимается выполнение им своих функций. А основными функциями (видами деятельности) являются: хозяйственная деятельность (главной задачей которой является получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических потребностей собственника и членов трудового коллектива);социальная деятельность (обеспечивает условия для воспроизводства работника и реализации его интересов: оплата труда, безопасность условий труда и т.д.);экологическая деятельность (направлена на снижение и компенсацию отрицательного воздействия его производства на природную среду)

4. Основные принципы и методы планирования

В современной практике планирования помимо рассмотренных классических широкую известность имеют общеэкономические принципы.

1. Принцип комплексности . На каждом предприятии результаты экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от уровня развития техники, технологии, организации производства, использования трудовых ресурсов, мотивации труда, доходности и других факторов.

Все они образуют целостную комплексную систему плановых показателей, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующим изменениям многих других экономических показателей.

Поэтому необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия.

2. Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Известно, что всякий эффект в конечном итоге заключается в экономии различных ресурсов на производство единицы продукции. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами.

Предлагаемые тесты включают в себя 3 варианта итоговых тестов по изучаемой дисциплине, а также разноплановые тесты, нацеленные на выявление сформированных компетенций по принятию управленческих решений в заданной ситуации, по постановке целей и определению оптимальной сферы трудовой деятельности обучающихся.

Для формулировки обучающимися выводов по результатам выполнения тестовых заданий предлагается шкала оценки результатов в зависимости от количества набранных баллов.

Как правило использование в ходе учебных занятий данных тестов повышает привлекательность изучаемой дисциплины для обучающихся и способствует росту их мотивации к приобретению компетенций, определённых действующим ФГОС для соответствующей специальности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тест 1 .

1. По отношению к управлению планирование рассматривают как:

а) его функцию;

б) метод.

2. Определяющей характеристикой менеджера является:

3. Менеджмент как наука сформировался:

а) в средние века;

4. Функцией менеджмента является:

а) формулирование целей;

б) аттестация персонала;

в) организация работы;

г) оценка результатов деятельности.

5. Универсальный принцип управления - единоначалие - предложен учеными научной школы:

а) человеческих отношений (М. Фоллет, Э.Мейо);

б) административного управления (А. Файоль);

в) научного управления (Ф.Тейлор).

6. Главное качество, которым должен обладать японский менеджер, это:

а) профессионализм;

б) координация действий подчиненных.

7. Верным является следующее умозаключение:

а) каждый менеджер - руководитель;

б) каждый руководитель - менеджер.

8. Определяющим фактором среды прямого воздействия промышленного предприятия является:

а) научно-технический прогресс;

б) состояние развития экономики; в)потребители продукции.

9. В учебных заведениях США стремятся готовить менеджеров-универсалов:

а) да;

б) нет

10. Перегрузка менеджеров высшего звена управления характерна для организационной структуры:

а) линейного типа;

б) матричного типа.

11. Для традиционного принципа хозяйствования как составной части процесса управления характерны индивидуализм, имущественное право, самостоятельность решений:

а) да;

б) нет.

12. Современный («экологический») научный подход к работе менеджера по контролю деятельности подчиненных предполагает:

а) утверждение планов по отдельным видам продукции;

б) координацию работы по производству группы продукции;

в) сочетание этих вариантов.

13. Мотивация труда - это:

г) подведение итогов.

а) да;

б) нет.

16. К преимуществам штабной структуры управления относится:

а) повышение персональной ответственности за результаты работы;

б) централизация управления в организации;

в) высокая степень специализации деятельности.

17. Процесс принятия решений начинается:

а) с определения альтернатив;

б) анализа факторов внешней среды;

в) диагностики проблемы;

г) сбора информации о состоянии внутренней среды организации.

18. Оптимальный прием снижения отрицательного воздействия стресса в работе предполагает:

а) делегирование полномочий;

б) тщательное планирование загрузки;

в) организацию работы сверх установленного лимита времени.

19. Основная цель заключительного контроля в менеджменте заключается:

а) в учете материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

б) предотвращении ошибок в будущем;

в) проверке нормативной документации; г) оперативной корректировке плановых показателей.

20. Конфликтная ситуация - это:

а) синоним слова «конфликт»;

б) основной элемент конфликта;

в) следствие конфликта.

Тест 2 . Выберите правильный вариант ответа.

1. Основным лимитирующим показателем деятельности менеджера является:

а) ограничение ресурсов;

б) потребительский спрос;

в) фактор времени;

г) бюрократические барьеры.

2. Впервые необходимость разработки норм выработки была обоснована учеными:

а) школы научного управления (1885-1920 гг.);

б) административной школы (1920-1950 гг.);

в) школы человеческих отношений (1930-1950 гг.);

г) школы количественных методов (1950 г. - настоящее время).

3. Способный менеджер в работе с людьми:

а) беспокоится о том, что они не справляются с поставленной задачей;

б) обращает внимание на то, что они хорошо делают.

4. Классическая модель японского менеджмента предполагает организацию системы оплаты труда персонала на основе индивидуальных результатов работы:

а) да;

б) нет.

5. Основным критерием оценки эффективности работы менеджеров в Германии является:

а) выполнение текущего плана;

б) получение прибыли;

в) повышение квалификации сотрудников;

г) организация оплаты труда персонала;

д) обеспечение производства ресурсами;

е) охрана труда.

6. В процессе управления получение и обработка информации о состоянии объекта предшествуют выработке решений:

а) да;

б) нет.

7. Верным является утверждение, что неформальные коммуникации обладают высокой степенью достоверности:

а) да;

б) нет.

8. Оптимальным вариантом действий менеджера в условиях лимита времени являеа) отсутствие какого-либо решения;

б) рациональное решение;

в) интуитивное решение.

9. Долгосрочное планирование деятельности предприятия в условиях рыночной экономики - это:

а) нонсенс;

б) полезно, но вряд ли возможно;

в) вполне осуществимо.

10. В соответствии с теорией Ф.Герцберга менеджер должен использовать в качестве средств мотивации:

а) повышение уровня оплаты труда всем сотрудникам;

б) признание и одобрение результатов работы;

в) поощрение за выслугу лет;

г) улучшение условий труда.

11. Контроллинг - это:

а) текущий контроль;

в) заключительный контроль.

12. Можно утверждать, что инновационная деятельность менеджера является следствием «чудесного озарения»:

а) да;

б) нет.

13. Корпоративная культура базируется:

а) на правилах внутреннего распорядка организации;

б) национальных традициях;

в) убеждениях и ценностях, разделяемых большинством сотрудников;

г) общепринятых нормах поведения.

14. Действия менеджера в условиях риска в первую очередь предполагают:

а) определение допустимого уровня риска;

б) оценку рисков;

в) выявление источников риска.

15. Компромисс - наилучший способ разрешения конфликтной ситуации:

а) да;

б) нет.

16. Слухи, распространяемые в организации, можно рассматривать как:

а) нежелательное явление;

б) свидетельство приближающегося банкротства;

в) позитивное явление.

а) формальным;

б) неформальным;

в) частных предприятиях;

г) совместных предприятиях.

20. Справедливым является утверждение, что объектом социальной направленности работы менеджера должно быть общество:

а) да; б) нет.

Тест 3. Выберите правильный вариант ответа.

1. В американской модели менеджмента характер принятия решений:

а) коллективный, на основе единогласия;

б) индивидуальный.

2. Среду прямого воздействия как составляющую внешней среды предприятия формируют следующие факторы:

а) потребители, конкуренты;

3. Обратная связь в коммуникационном процессе может повысить эффективность обмена информацией:

а) да;

б) нет.

4. Структура аппарата управления предприятием определяется, как правило:

а) объемом работы, сложностью продукции, численностью работающих;

б) местом расположения предприятия, принадлежностью к конкретной отрасли, требованиями профсоюза.

5. На глубоких знаниях и большом опыте работы менеджера основано следующее решение:

а) организационное;

б) основанное на суждениях;

в) компромисс;

г) рациональное.

6. Основной лимитирующий показатель в работе руководителя (менеджера) - спрос на продукцию предприятия - характерен:

а) для социалистической (командно-административной) экономики;

б) рыночной экономики.

7. Элементы коммуникационного процесса - это:

а) отправитель, сообщение, канал, получатель;

б) разработка идеи, кодирование, выбор канала, передача сообщения.

8. Менеджер должен наказывать распространителей неформальных коммуникаций (слухов):

а) да;

б) нет.

9. Основным критерием продвижения по служебной лестнице в американской модели менеджмента является:

а) возраст и стаж работы;

б) личный результат работы.

10. Факторы внутренней среды предприятия - это:

а) структура, персонал, технология;

б) поставщики ресурсов, законы. Развитие менеджмента в России сдерживается в первую очередь:

а) отсутствием теории организации и управления производством;

б) дефицитом эффективных менеджеров;

в) бюрократизацией исполнительной власти.

11. Контроллинг - это:

а) текущий контроль;

б) совокупность методов планирования, учета, анализа и контроля;

в) заключительный контроль.

12. Менеджмент как наука сформировался:

а) в средние века;

б) в конце XIX - начале XX в.;

в) после Второй мировой войны.

13. Мотивация труда - это:

а) планирование деятельности на перспективу;

б) организация работы коллектива;

в) формирование необходимых стимулов;

г) подведение итогов.

14. Создание менеджером его подчиненным необходимых условий для профессионального роста, предоставление ответственной работы позволяет удовлетворить их:

а) первичные потребности; б)вторичные потребности; в) одновременно те и другие.

15. Делегированием в менеджменте является не только передача полномочий, но и ответственности подчиненным:

а) да;

б) нет.

16. Среду прямого воздействия как составляющую внешней среды предприятия формируют следующие факторы:

а) потребители, конкуренты;

б) экономика, научно-технический прогресс.

17. Либеральный стиль руководства основан:

а) на снисходительности и терпимости к людям;

б) объективности к сотрудникам;

в) избирательном отношении к руководителям и подчиненным.

18. Менеджер должен стремиться быть лидером:

а) формальным;

б) неформальным;

в) сочетающим эти характеристики.

19. Иерархическую структуру управления используют:

а) на государственных предприятиях;

б) предприятиях всех форм собственности;

в) частных предприятиях;

г) совместных предприятиях.

20. Определяющей характеристикой менеджера является:

а) организация и управление в условиях рыночной экономики;

б) стремление к получению прибыли;

в) наличие подчиненных в организационной структуре.

Тест 4

Развитие российских предприятий значительно повышает требования, предъявляемые к методам принятия стратегических решений менеджерами, последствия которых проявляются не сразу.

Результаты предлагаемого теста могут показать, в какой мере предприятие следует в своей деятельности продуманной стратегии.

В ходе выполнения тестового задания поставьте после приведённых утверждений ответы: «да» или «нет», отражающие, по вашему мнению, справедливость того или иного утверждения, а затем подсчитайте сумму ответов «да».

Направление будущего развития предприятия ясно определено его менеджерами.

Каждый менеджер детально знает стратегию предприятия.

Каждый руководитель разделяет общую точку зрения на новые услуги и рынки, определенные стратегией предприятия.

Стратегия предприятия является важнейшим фактором, который учитывают при анализе новых возможностей.

Процесс создания стратегии проходил независимо от перспективного планирования.

Стратегия лежит в основе планов и распределения ресурсов между подразделениями предприятия.

Стратегия базируется на анализе и предположениях, а не на планах.

Стратегия определяет возможные приобретения других предприятий, а не наоборот.

Каждый филиал или дочерняя фирма предприятия имеет ясную стратегию.

Стратегия каждого филиала (дочернего предприятия) полностью соответствует общей стратегии головного предприятия.

Каждый отдел имеет ясную стратегию.

Тест 5. Умеет ли менеджер ставить правильные цели?

(Составлен с использованием информации еженедельника «Элитный персонал»)

Выберите вариант ответа на соответствующее утверждение и подсчитайте общее число набранных баллов (ответ а - 3 балла; б - 2 балла; в - 1 балл).

1. Вы представляете свое будущее через 5 лет:

а) вполне определенно;

б) в общих чертах;

в) я предпочитаю жить сегодняшним днем.

2. Ваш жизненный стиль лучше определяет следующее классическое суждение:

а) дальновидный человек должен определить место для каждого из своих желаний и затем осуществлять их по порядку;

б) так как вы не можете делать все, что хотите, то желайте только того, что можете сделать;

в) надо ввязаться в бой, а там поглядим, что получится.

3. Серьезное препятствие на пути к цели является для вас:

а) стимулом удвоить усилия;

б) подсказкой, что следует искать другой путь;

в) сигналом, что цель выбрана неправильно.

4. Вы считаете необходимым расширять свой кругозор:

а) да, это необходимо в современных условиях;

б) это желательно, но не обязательно;

в) нет, мой кругозор и так достаточно широк.

5. Вы готовы отправиться в путешествие в ближайшие дни, если выиграли в лотерею экзотический круиз:

а) скорее, я не воспользуюсь этой возможностью, так как это нарушит ритм моей жизни;

б) постараюсь, если удастся отложить текущие дела;

в) разумеется, так как упускать такой шанс нельзя.

6. Вам предстоит решить несколько задач разной трудности, вы начнете:

а) с самой легкой, для разминки;

б) с задачи средней трудности, чтобы оценить общий уровень задач;

в) с наиболее трудной, поскольку возможную неудачу можно компенсировать решением более простых задач.

7. Неодобрительное или скептическое отношение окружающих может заставить вас отказаться от намеченной цели:

а) напротив, меня это только дополнительно мобилизует;

б) возможно, придется скорректировать свои намерения;

в) я не смогу осуществить задуманное без поддержки окружающих. 8. Ваши юношеские мечты сбылись:

а) да, в значительной степени;

б) во многом нет, но в настоящее время я понимаю, что это были нереалистичные планы;

в) моя жизнь сложилась совсем не так, как когда-то мечталось.

Тест 6 (по мотивам теста Д.Букина и М.Букина)

Одним людям легче иметь дело с техникой. Другие умеют взаимодействовать с людьми - коллегами и клиентами. К какой из этих групп относитесь вы? Какая группа более характерна для собирательного образа менеджера? Выберите вариант ответа на соответствующее утверждение.

1. Я предпочел бы иметь дачу:

а) в оживленном поселке;

б) в маленькой деревне;

2. На работе мне интереснее всего:

а) с техникой;

б) иногда с техникой, иногда с людьми;

в) с людьми.

3. На общественные должности меня выдвигали:

а) не выдвигали никогда;

б) редко;

в) много раз.

4. Чья работа интереснее - химика-исследователя или директора гостиницы:

а) химика;

б) не знаю;

в) директора гостиницы.

5. Вы любите делать подарки:

а) да;

б) не уверен;

в) нет.

6. Вы сделали полезное изобретение. Ваши дальнейшие действия:

а) буду совершенствовать его в лаборатории;

б) затрудняюсь ответить;

в) позабочусь о его практическом применении.

7. На ваш взгляд, интереснее всего в профессии сейлз-менеджера:

а) общение с заказчиками, клиентами;

б) затрудняюсь ответить;

в) ведение счетов и документации.

8. Если бы адвокаты и летчики получали одинаковую заработную плату, интереснее было бы стать:

а) адвокатом;

б) мне трудно выбрать между этими профессиями;

в) летчиком.

9. Если выбирать между профессией художника и общественного деятеля, то интереснее быть:

а) художником;

б) затрудняюсь сказать;

в) общественным деятелем.

10. Лучше всего в музеях я чувствую себя:

а) в одиночестве;

б) когда вокруг только близкие люди;

в) при большом скоплении публики.

Используя табл. 1, подсчитайте общую сумму баллов.

Ответы

Вопрос

КЛЮЧИ К ТЕСТАМ:

ТЕСТ 1

1 - а; 2 -б; 3-б; 4-в; 5-б; 6-б; 7-а; 8-в; 9-б; 10-а;

11-а; 12-б; 13-в; 14-б; 15-а; 16-в; 17-в; 18-б; 19-б; 20-б.

ТЕСТ 2

1 - б; 2 - а; 3 - б; 4 - б; 5 - б;

6 - а; 7 - а; 8 - в; 9 - в; 10 - б;

11 - б; 12 - а; 13 - в; 14 - в; 15 - б;

16 - в; 17 - а; 18 - в; 19 - б; 20 - а.

ТЕСТ 3

1- б; 2 - а; 3 - а; 4 - а; 5 - б;

6 - б; 7 - а; 8 - б; 9 - б; 10 - а; 11- б.

ТЕСТ 4

Оценка результатов

10 и более ответов «да». Наиболее вероятно, что руководство предприятия является единой командой, которая четко осознает цели его развития. Личные цели каждого менеджера хорошо взаимоувязаны с общей стратегией предприятия. Практически все серьезные решения рассматриваются сквозь призму принятой стратегии. Возможно, на предприятии существует специальное подразделение стратегического планирования, отслеживающее и корректирующее выполнение стратегического плана.

Организационная структура предприятия базируется на стратегических бизнес-центрах, каждый из которых руководствуется собственным планом.

Активная позиция менеджмента повышает устойчивость предприятия на рынке. Концентрация ресурсов на отдельных приоритетных направлениях деятельности дает предприятию возможность усилить свою конкурентоспособность.

5 - 10 ответов «да». Видимо, вопросы разработки и следования принятой стратегии касаются лишь высшего руководства предприятия. Неосведомленность руководителей среднего звена и рядовых сотрудников в основных положениях принятой стратегии приводит к неоправданному распылению усилий и ресурсов в подразделениях предприятия. Деятельность номинально существующего подразделения стратегического планирования воспринимается на предприятии скептически. Ежегодно подразделения предприятия готовят лишь формальные бизнес-планы, которые не используют в работе.

На предприятии существует система, при которой возможно принятие «оперативных» решений без должной проработки, а также в отрыве от решений, принятых ранее и планируемых в будущем.

В такой ситуации вал текущих вопросов и проблем накрывает топ-менеджеров предприятия, не оставляя им ни времени, ни сил принимать просчитанные и последовательные стратегические решения.

Менее 5 ответов «да». Стиль менеджмента можно охарактеризовать как неформальный с крайней степенью гибкости и спонтанности; отсутствие четко очерченных обязанностей, каких-либо планов и внутреннего контроля сопряжено с высокой степенью риска в системе принятия стратегических решений. В условиях усиливающейся конкуренции на рынке увеличивается вероятность поглощения предприятия более крупной структурой. Ощущение нестабильности и отсутствия долгосрочной перспективы, зафиксированной в стратегическом плане, может отразиться на настроениях сотрудников, а в конечном счете и потребителей продукции предприятия.

Результаты теста не являются гарантией будущих успехов или неудач предприятия. В конечном счете, даже наиболее совершенная стратегия базируется на большом числе предположений о будущем. Искусство управления заключается именно в способности менеджера предвосхищать события, умело направляя деятельность предприятия на ранее проложенный курс, а также трезво оценить возможности команды и запас прочности корабля, чтобы противостоять штормам.

ТЕСТ 5

Оценка результатов

Менее 12 баллов. Вы уверены, что, чему суждено произойти, случится, независимо от ваших усилий. Действительно, многое в жизни складывается помимо нашей воли. Однако не стоит недооценивать и собственную активность.

12-18 баллов. Вы умеете соизмерять свои потребности и реальные возможности, предпочитаете не строить детальных планов, ограничиваясь лишь некоторыми общими намерениями. Такой подход позволяет использовать для достижения цели наиболее подходящие средства.

Свыше 18 баллов. Вы - целеустремленный человек, знаете, чего хотите от жизни, и умеете этого добиваться. Для достижения новых успехов вам необходимо больше гибкости.

ТЕСТ 6

Оценка результатов

От 0 до 7 баллов. Вы более склонны работать в одиночестве, чем иметь дело с сослуживцами. «В тишине зреет интеллект» - эта поговорка про вас. Вы стремитесь к четкости и ясности, к проникновению в суть происходящих процессов, к четкой классификации окружающих вас людей, явлений и событий. Вам трудно разобраться в тонкостях отношений между людьми, зато вы легко справляетесь со сложными и трудоемкими задачами.

Вполне возможно, что окружающие воспринимают вас как холодного человека. Если вы не умеете достигать компромиссов, негибки в оценках, то негативное впечатление окружающих только усиливается. Скорее всего, у вас ровные взаимоотношения с людьми, и многие это ценят, но вам трудно добиться глубокой привязанности.

Друзей и близких могут обижать ваше безразличное отношение к ним, отсутствие теплоты и участия, а вы, скорее всего, обвиняете их в непонимании и излишней капризности. Попробуйте иногда как-то выражать свое отношение к тем, кто вам дорог или симпатичен.

От 8 до 13 баллов. Вы одинаково хорошо можете работать с документами и взаимодействовать с коллегами. Вам интересны и сосредоточенная работа с техникой, и контакты с людьми.

Вас сложно назвать замкнутым человеком, хотя иногда вам хочется побыть одному. Вы плохо работаете только в одном случае - когда в вашей комнате нет совсем никого. Вам скучно без общения, в котором вас больше увлекает не цель, а непосредственно процесс. Вам стоит развивать свою способность находить общий язык с людьми.

От 14 до 20 баллов. Вы созданы для работы с людьми. Вам свойственны открытость и доброжелательность, вы отзывчивы и непринужденны, с вами легко общаться. Постоянная готовность к сотрудничеству, внимательность к людям, уживчивость привлекают к вам окружающих. У вас много друзей, еще больше - знакомых.

Вы не боитесь критики, не смущаетесь, легко запоминаете лица и имена, окружающие воспринимают все это как проявление вашего расположения к ним. Однако вам следует больше внимания уделять самым близким людям, чтобы легкость в общении с ними не превратилась в поверхностность.


Роль планирования

Любая бизнес-организация стремится развиться, укрепить свои позиции и, по возможности, расшириться. Деятельность организации не может происходить хаотично. Есть множество вопросов, которые нужно решить, множество рисков, на которые нужно отреагировать. Нужно как-то реализовать ежедневную рутинную работу, которая состоит из множества различных задач. Планирование сможет преобразовать деятельность многих людей, происходящую по многим направлениям, в одно единое целое, которое будет выполнять максимально эффективно стратегические задачи предприятия. Планирование - это одна из важнейших частей управления фирмой. Оно помогает избегать случайностей и неопределённостей в деятельности организации. Планирование как функция управления представляет собой основу управленческой деятельности.

Разновидности

Планирование - это не какой-то один строго определённый процесс. Существуют различные его виды, отвечающие разным целям и задачам. Основа для этой деятельности - стратегическое планирование. Как понятно из названия, на этом уровне определяются основные задачи и ориентиры для деятельности фирмы в целом. Здесь детализуется стратегия как выживания фирмы, так и стремления к дальнейшему укреплению и развитию организации. Реализация каждого пункта этой стратегии - вот задача планирования на более низком уровне. При этом важно не только наметить сами цели. Этого недостаточно. Нужно определить временной график их достижения, способ контроля процесса выполнения работы. Также важно увязать разнообразные стороны деятельности фирмы друг с другом. Необходимо продумать обеспечение стратегии необходимым количеством ресурсов хотя бы на самом общем уровне. Планирование как функция управления начинает своё осуществление именно на стратегическом уровне. Тактическое планирование направлено на реализацию задач, поставленных в результате проведения стратегического планирования.

Таких задач, как правило, достаточно много. Их выполнение требует не только упорядочивания процесса работы, но и правильного распределения ресурсов между различными задачами. Через оперативно-календарный уровень планирования и реализуются эти два уровня. Планирование как функция управления непосредственно проявляет себя именно в организации каждодневной работы.

Другие типы

Упомянутое разделение задач планирования по уровням - не единственный способ классификации. В качестве примера мы можем привести бизнес-планирование. Оно применяется для оценки эффективности проекта и более глубокого осознания особенностей предлагаемой в нём деятельности. Кроме того, в связи со сложностью процессов планирования их можно разделить по степени охвата. Они могут охватывать все основные аспекты процесса, а могут касаться только конкретных сторон деятельности, требующих к себе особого внимания. Также планирование как функция управления может касаться всей деятельности предприятия, а может относиться к отдельным проектам.

Важность этой работы

Планирование как основная функция управления определяет всю деятельность конкретной фирмы. Вся она строится на этой основе и состоит в выполнении намеченных планов, организации и контроле этого процесса. Планирование как функция управления производством позволяет собрать все силы и ресурсы предприятия в одно целое и направить их на достижение важнейших целей предприятия.