Первый и последний журнал. Наталья Рудова: последние новости личной жизни и горячие фото в мужском журнале

Патмос - небольшой остров из архипелага Додеканес, известность которого несоизмерима его величине.

Почти две тысячи лет устремляются паломники на остров, ставший местом общения апостола Иоанна с Богом, чтобы посетить ту самую пещеру, где была написана завершающая Новый завет книга, которая известна всему миру как «Апокалипсис» (греч. ἀποκάλυψις - «откровение»).

Апостол любви

Фото с сайта - 2.bp.blogspot.com

Апостол Иоанн, сидящий по правую руку Христа на Тайной вечере, любимый из учеников, которому Иисус назначил заботиться о Матери Своей - Деве Марии, и который после Вознесения Господня станет одним из столпов церкви Христовой.

Иоанн проповедовал в городах Малой Азии, и, по преданию, в одном из них - Эфесе, после Успения Богородицы собирался провести остаток дней своих. Однако во время гонений на христиан, Иоанн был отправлен на остров Патмос, место ссылок, где находились тогда римские каменоломни. Очень скоро стараниями Иоанна все население острова примет христианство. Здесь же будут написаны им Евангелие и Книга Откровения.

После смерти императора Домициана, гонителя христиан, Иоанну будет позволено покинуть Патмос. Он вернется в Эфес, где и окончит в мире свои дни.

Иоанн Богослов заповедовал всему миру, что «Бог есть любовь» (1Ин. 4:16). «Да любите друг друга» (Ин. 13:34) - так, словами Иисуса Христа он учил, что без любви человек не приблизится к спасению. Апостол Иоанн проповедовал любовь к Богу и ближнему, потому-то именуют его «Апостолом Любви».

Пещера Апокалипсиса

Фото с сайта - www.agelostravel.gr

Уединившись в пещере, после десятидневного поста и молитвы, продиктует апостол Иоанн своему верному ученику Прохору слова произнесенного Свыше «Откровения о последних днях человечества и судьбах мира». По преданию, запись текста Откровения сопровождалась землетрясениями, следы которых и сегодня видны в пещере.

Иоанн Богослов диктует святому Прохору текст «Апокалипсиса». Фото с сайта - www.patmosislandinfo.gr

Откровение Иоанна Богослова наполнено страшных видений и предсказаний, а его образы и знаки - всадники Апокалипсиса, трубящие ангелы - во все времена привлекали мистиков, толкователей и художников.

В.М. Васнецов. «Четыре всадника Апокалипсиса». Фото с сайта - www.yslish.com

Пещера Иоанна Богослова находится на склоне холма, во времена апостола она была открытой, а с XI века над ней возвышается небольшой храм Апокалипсиса. Пройдя внутрь, можно увидеть огороженным то самое место, где сидел апостол Иоанн, когда получил Откровение, а рядом с ним под алым покровом тот аналой, за которым святой Прохор записывал под диктовку текст Апокалипсиса.

Фото с сайта - en.protothema.gr

Пещера Апокалипсиса расположена рядом с монастырем Иоанна Богослова, и вместе с ним в 1999 году была внесена ЮНЕСКО в список памятников Всемирного наследия.

Монастырь Иоанна Богослова

Когда христианство утвердилось как основная религия империи, на острове Патмос было построено множество церквей. Однако, из-за частых нападений пиратов, жители оставили остров, а храмы его пришли в запустение.

Возрождение жизни на острове начнется в XI веке, и связано оно с именем монаха Христодула, пришедшего на Патмос с соседнего острова Кос.

В 1088 году он получил от византийского императора Алексея Комнина золотую буллу - разрешение на строительство монастыря. Этот документ сегодня хранится в монастырском музее.

Фото: http://www.abi.gr/system/assets/000/000/721/gallery_large_patmos_mon_2.jpg?1280735045

Монастырь, построенный преподобным Христодулом как крепость с бастионами, возвышается на холме, а вокруг него со временем вырос город.

Преподобный Христодул покинул Патмос и вернулся на Кос, где через несколько лет скончался. Позднее мощи святого были перенесены в основанный им монастырь, где и хранятся в часовне, ему посвященной.

Монашеская обитель Иоанна Богослова до начала XVI века процветала, хоть и вынуждена была время от времени обороняться от пиратов. В 1522 году Патмос, как и соседние острова, был захвачен османами и вынужден платить дань султану.

В конце XVIII века Патмос занял русский флот под руководством адмиралов Федора и Алексея Орловых, кинжал одного из них находится в музее при монастыре. Однако окончательно освободится остров от турок лишь в 1912 году - тогда он попадет под власть Италии. Фашистский режим нанесет серьезный урон монашеской жизни на подвластных ему греческих островах.


с. 346 ¦ 284. Иоанн Богослов на острове Патмосе, с житием.

Начало XVI века. Школа Дионисия.

В среднике, обрамленном шестнадцатью клеймами с изображением «хождения Иоанна Богослова», представлен Иоанн, диктующий Прохору. Разведя руки с раскрытыми ладонями, Иоанн обернулся к падающим из левого верхнего угла голубым лучам. Фигура склонившегося над книгой юного Прохора четко выступает на черном фоне пещеры в одной из зеленоватых крутых горок 1 . Средник окаймлен широкой алой полосой с белым орнаментом. Порядок клейм 2:

  1. Трапеза апостолов в Гефсимании. Иоанн вынимает «жребий Асийский»;
  2. Иоанн с Прохором, «единым от семидесяти», плывут на корабле; буря качает лодку, мачта сломалась, парус снят, Иоанн и корабельщики жестами выражают скорбь;
  3. Прохор помогает Иоанну выйти на берег Ефеса после крушения;
  4. Иоанн и Прохор нанимаются работать в бане «Романы»; владелица бани бьет Иоанна за нерадивость, Прохор сокрушается;
  5. Иоанн воскрешает юношу, удавленного бесом в бане;
  6. Диоскорид умоляет Иоанна исцелить сына;
  7. Явление Христа Иоанну; исцеление сына Диоскорида;
  8. Воскрешение сына жреца, удавленного бесом в бане; Иоанн заклинает беса;
  9. Исцеление прокаженного;
  10. Иоанн крестит ефесцев;
  11. Обличение обычаев празднества Диониса, когди мужи «нападаху на жены несытым многоблудством»;
  12. Жрецы Диониса избивают Иоанна палками;
  13. Исцеление «огнем жгомаго»;
  14. Освобождение двенадцати юношей, прикованных к колонне и предназначенных в жертву бесу - волку (волк представлен слева внизу);
  15. Иоанн передает ученикам Евангелие, продиктованное им Прохору (см. средник);
  16. Погребение Иоанна.

1 Иконография средника восходит к миниатюре, изображающей Иоанна Богослова с Прохором в Евангелии Хитрово конца XIV в. (ГБИЛ) (см. о ней: D. Ainalov , Trois manuscrits du XIV-e siècle à L"Exposition de l"ancienne Laure de la Trinité à Sergiev. - «L"art byzantin chez les slaves», deuxième recueil, dedié à la mémoire de Th. Ouspensky, première partie, Paris, 1932, стр. 244, табл. XXXVII. Иконография в целом схожа с меньшей по размеру иконой ГТГ первой четверти XVI в. (см. № 298). Однако иконы эти совершенно различны по колориту и стилю.

2 Клейма определены по исследованию Н. П. Лихачева: «Хождение св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. По лицевым рукописям XV и XVI веков», Спб., 1911.

Композиции клейм тесно заполненные, многолюдные. Пропорции удлиненные. Для подробного развития сюжета один и тот же персонаж иногда изображается дважды и трижды (например, «Романа» и Иоанн в 4-м клейме повторены три раза, а Прохор - два). Излагая содержание «Хождения Иоанна Богослова», художник драматизирует представленные сцены. Краски прозрачные - охряные, сиреневые, розовые с преобладанием зеленых тонов. Первоначальные многочисленные пробела почти утрачены. Вохрение плавью, с подрумянкой, по бледно-оливковому санкирю. Поземы зеленые. Нимбы, фон и поля со следами золота.

Доска липовая, дублированная. Паволока, левкас, яичная темпера. 132 × 98.

Из московской церкви Троицы у Салтыковского моста 3 . с. 346
с. 347
¦

3 Церковь Троицы на Троицко-Введенской ул. у Салтыковского моста - новоблагословенная, единоверческая, построена в 1819 г. Стоящая рядом Введенская церковь построена в 1825 г. См. Путеводитель по Москве... под ред. И. П. Машкова, М., 1913, стр. 204.

Поступила из музейного фонда МОНО в 1933 году.

Раскрыта в ГТГ И. А. Барановым в 1954 году. с. 347
¦



  1. Иоанн Богослов и Прохор
  1. Трапеза апостолов в Гефсимании. Иоанн вынимает «жребий Асийский»
  2. Иоанн с Прохором, «единым от семидесяти», плывут на корабле

    Буря качает лодку, мачта сломалась, парус снят, Иоанн и корабельщики жестами выражают скорбь.

  3. Прохор помогает Иоанну выйти на берег Ефеса после крушения
  4. Иоанн и Прохор нанимаются работать в бане «Романы»

    Владелица бани бьет Иоанна за нерадивость, Прохор сокрушается.

  5. Иоанн воскрешает юношу, удавленного бесом в бане
  6. Диоскорид умоляет Иоанна исцелить сына
  7. Явление Христа Иоанну; исцеление сына Диоскорида
  8. Воскрешение сына жреца, удавленного бесом в бане; Иоанн заклинает беса
  9. Исцеление прокаженного
  10. Иоанн крестит ефесцев
  11. Обличение обычаев празднества Диониса
  12. Жрецы Диониса избивают Иоанна палками
  13. Исцеление «огнем жгомаго»
  14. Освобождение двенадцати юношей, предназначенных в жертву бесу - волку
  15. Иоанн передает ученикам Евангелие, продиктованное им Прохору
  16. Погребение Иоанна

Апостол Иоанн Богослов, один из ближайших учеников Иисуса Христа, апостол от Двенадцати, с его именем церковное Предание связывает создание ряда канонических текстов Нового Завета: Евангелия от Иоанна, Послания апостола Иоанна, Откровения Иоанна Богослова.

Иоанн Богослов - один из наиболее часто упоминаемых в Священном Писании апостолов, «ученик, которого любил Иисус» (Ин. 20: 2-9; 21: 7; 21: 20). Евангелие свидетельствует, что братья Иаков и Иоанн занимались рыбной ловлей вместе с отцом Зеведеем, которого они оставили, последовав за Иисусом Христом.Ап. Иоанн Богослов. Икона из деисусного чина. 60-е гг. XIV в. (мон-рь Хиландар) В синоптических Евангелиях он представляется как один из первых и ближайших учеников Христа: вместе с апостолом Петром он готовит пасхальную трапезу, вместе с ним и апостолом Иаковом становится свидетелем самых великих чудес Христа: воскрешения дочери Иаира и Преображения, вместе с ними и с апостолом Андреем участвует в беседе о разрушении храма. Иоанн Богослов возлежал на груди Христа на Тайной вечере (Ин. 13: 23), стоял у креста и взял к себе Матерь Иисуса (Ин. 19: 26-27), получил вместе с Петром от Марии Магдалины весть об исчезновении тела Христа из гробницы и поспешил туда (Ин. 20: 2-3), узнал Господа при чудесном лове рыб (Ин. 21: 3-8). Иоанн Богослов дожил до глубокой старости. В апокрифических текстах описывается жизнь Иоанна Богослова, создание Евангелия: все, у кого были записи об Иисусе Христе, передали их Иоанну Богослову в Эфес; он разделил их на три синоптических Евангелия, а сам написал четвертое - дополняющее их. Во многих преданиях сообщается о ссылке Иоанна Богослова на остров Патмос при императоре Домициане. Апокрифические «Деяния Иоанна», полные многочисленными чудесами, завершаются рассказом о его преставлении в Эфесе в воскресный день после проповеди, молитвы и Евхаристии. Гробница Иоанна Богослова находится в Эфесе. В отличие от мощей других апостолов мощи Иоанна Богослова неизвестны в христианском мире. Согласно апокрифическому сказанию, после преставления святого на небо была взята не только его душа, но и тело, так же как это произошло с пророками Илией, Енохом и Богородицей.

Наряду с единоличными изображениями Иоанна Богослова широкое распространение в миниатюрах рукописей получили композиции, где он представлен диктующим евангельский текст Прохору. В основу иконографии положен соответствующий эпизод «Хождения Иоанна Богослова», в котором описано создание Евангелия. После нескольких дней, проведенных в уединенной молитве, апостол был удостоен божественного откровения, явленного ему в виде молнии и грома; посадив Прохора на землю справа от себя, он диктовал ему текст, стоя и глядя в небо. Наиболее ранние из сохранившихся изображений этого сюжета в двух Евангелиях конца X века и начала XI века (в Париже и на Афоне). В XI - XIII веках этот тип иконографии стал одним из самых распространенных и воспроизводился почти без изменений. Различия касаются только деталей: наличия или отсутствия горок и архитектурных мотивов на фоне, а также престола, на котором может сидеть Прохор, позы Прохора, реже позы и жестов Иоанна Богослова. Особая разработка темы божественного света, характерная для XIV века, представляет получение откровения как сообщение человеку нетварной божественной энергии. События происходят в пещере или на ее фоне. В некоторых случаях пещера могла быть настолько велика, что Иоанн Богослов и Прохор оказывались внутри ее. Иоанн Богослов и Прохор могли изображаться сидящими как на горках, так и на небольших престолах, внутри же пещеры нередко помещались столик с письменными принадлежностями, корзина со свитками и т. д. С XV в. подобные иконографические схемы получили распространение и в русских миниатюрах (Евангелие Хитрово, около 1400 года - РГБ; Евангелие из Успенского собора Московского Кремля (Морозовское), 1410-е годы - ГММК). Иконописные сюжеты основывались на разработанных в книжной миниатюре композициях. Например, Иоанн Богослов на острове Патмос - средник иконы конца XV века с 44 житийными клеймами из собрания музея имени Андрея Рублева.

Память апостола Иоанна Богослова празднуется 21 мая (8 мая по старому стилю), 9 октября (26 сентября по старому стилю) - Преставление апостола, и 13 июля (30 июня по старому стилю) - в Соборе двенадцати апостолов.

Жанна Григорьевна Белик ,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература :

1. НерсесянЛ. В. Иоанн Богослов. Иконография. // Православная энциклопедия. Том XXIII. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. С. 679- 731.

2. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV - начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

3. Лихачёв Н. П. Хождение святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: По лицевым рукописям XV и XVI вв. СПб, 1911.

4. Friend A. M. The Portraits of the Evangelists in Greek and Latin Manuscripts // Art Studies. — Camb. (Mass.), 1927. Vol. 5. P. 115-147.

5. Попов Г. В. Иллюстрации «Хождения Иоанна Богослова» в миниатюре и станковой живописи конца XV в. // ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 208-221.

6. Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Великого Новгорода, XV век. М., 1994.

7. Никитина Т. Л. Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом. М., 2002. С. 45-55.

8. Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М., 2003.

9. Красилин М. М. Икона «Евангелист и апостол Иоанн Богослов в молчании» // «И по плодам узнается древо»: Русская иконопись XV - XX вв. из собрания В. Бондаренко. М., 2003.

10. Розанова Н. В. Иоанн и Григорий Богословы в рукописных книгах московского круга последних десятилетий XV в. // Древнерусское и поствизантийское искусство: вторая половина XV - начало XVI в.: К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. М., 2005. С. 438-450.

11. Иконы Вологды XIV - XVI вв. М., 2007.